Индустриализация в ссср годы проведения. Источники индустриализации

К концу 1925 г. народное хозяйство страны было восстановлено. Важнейшей задачей экономического развития стало превращение страны из аграрной в индустриальную, преодоление технической отсталости, обеспечение экономической независимости и укрепление обороноспособности. Неотложной потребностью была модернизация экономики, главным условием которой являлось техническое совершенствование (перевооружение) всего народного хозяйства. Курс на индустриализацию провозгласил XIV съезд ВКП (б) в декабре 1925 г. Руководство страны поставило задачу превратить СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую их. В документах съезда обосновывалась потребность в максимальном развитии средств производства (группа "А").

Источниками средств для индустриализации являлись: доходы легкой промышленности и сельского хозяйства; прибыль государственной монополии на внешнюю торговлю, налоги с нэпманов и займы государства у населения. Важным источником ресурсов для проведения индустриализации стал трудовой энтузиазм трудящихся, который проявился в массовом "социалистическом соревновании": в ударничестве (с 1929 г.) и стахановском движении (с 1935 г.).Индустриализация осуществлялась в годы довоенных пятилеток: первой - 1928-1932 гг., второй - 1933-1937 гг.Базой индустриализации стали европейская часть РСФСР и Украина.

Вместе с тем индустриальной перестройке подверглись районы Урала и Сибири. В Закавказье и Средней Азии упор делался на строительство предприятий группы "Б".За годы первых двух пятилеток были созданы новые отрасли промышленности: станкостроительная, авиационная, тракторостроительная, автомобильная, химическая и др.Было построено 8900 предприятий союзного значения.

Среди крупнейших предприятий, введенных в строй, были: Днепрогэс (1932 г.), Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты (1932 г.), три тракторных завода (Сталинградский - 1930 г., Харьковский - 1931 г., Челябинский - 1933 г.), заводы сельскохозяйственного машиностроения в Ростове - на - Дону (Ростсельмаш - 1930 г.) и комбайностроения в г. Запорожье, Кузнецкий угольный бассейн, Московский метрополитен, Беломоро-Балтийский канал, канал Москва - Волга и многие оборонные заводы.Рост промышленного производства в 1930-е годы в среднем составлял 15 - 18% в год. Такие высокие темпы роста были обеспечены низким стартовым уровнем и командным методом руководства плановой экономикой. Рыночные стимулы не могли обеспечить такого промышленного роста.Форсированная индустриализация позволила СССР достичь экономической независимости от Запада по стратегическим поставкам. Прекратился ввоз из-за рубежа более 100 видов промышленной продукции. По абсолютным объемам промышленного производства СССР в 1937 г. вышел на второе место после США.



Однако политика индустриализации мало затронула другие отрасли. Ручной труд преобладал в строительстве, в аграрном секторе. Хронически отставала легкая промышленность. Не хватало подготовленных кадров во всех отраслях производства. Индустриализация обеспечивала полную занятость трудоспособного населения. К 1931 г. безработица в СССР была ликвидирована, закрылась последняя биржа труда. В конце 30-х годов И.В. Сталин заявил о превращении СССР из аграрной в индустриальную страну.

Коллективизация в СССР: причины, сущность, ход и последствия.

Причины:

· кризис заготовительной кампании 1927-1928г.,

· тенденции части партийных работников к централизованному руководству всей эк.,

· голод 1932 – 1933 гг.

Сущность – развитие на селе всех форм кооперации (на деле - повсеместное создание колхозов) +льготы в области кредита, налогообложения, снабжение с/х техникой, ограничение кулаков; руководитель – В. Молотов, создание колхозцентров.

· январь 1930 – постановление о коллективизации и жесткие сроки проведения – (зерновые районы – к 1931, центральное Черноземье – к 1932, остальные - к концу пятилетки)

· март 1930 – принцип добровольности, но на практике – нет + соревнование властей

· отправка на село сознательных (25тысячники) – чтоб колхозы не распадались

· возникновение МТС (Маши́нно-тра́кторная ста́нция)

· ликвидация кулачества

Итоги:

· трудности в аграрном секторе

· снижение производства зерна в 33-37 и уменьшение поголовий скота

· чрезвычайные меры для выполнения планов (изъятие до 70% урожая)

· 1932-1933 голод (смерть 3-5 млн. человек)

· к концу 2ой 5летки организовано свыше 243 тыс. колхозов (93% крестьянских дворов)

· введение системы обязательных поставок с/х продукции государству

· 1932 год – введены паспорта для ограничения передвижения

· торможение эк. развития хозяйства из-за административно-командной системы управления колхозами, низкие заготовительные цены, высокие размеры государственных поставок

· усиление бюрократизации

· отставание легкой от тяжелой промышленности

· трудности в с/х

Экономические причины и последствия Второй мировой войны.

Экономические причины

Причины второй мировой войны не лежат на поверхности. Процесс ее вызревания начался сразу после окончания первой мировой войны и продолжался почти двадцать лет. Перекройка государственных границ, передел колоний и сфер влияния, закрепленные Версальско-Вашингтонской системой договоров, таили опасность нового пожара. Это был "договор хищников и разбойников". Он создал стимулы к реваншу для реакционных кругов потерпевшей поражение Германии. Кроме того, финансовые и промышленные магнаты Италии и Японии, да и других западных держав, причисленных к победителям, были не удовлетворены разделом добычи, львиную долю которой захватили США, Англия и Франция. Они выработали стратегию совместной всеобъемлющей борьбы против СССР в надежде хотя бы на время сгладить межимпериалистические противоречия. На основе анализа всего комплекса фактов из внешнеполитической деятельности западных правительств того времени напрашивается один вывод: в подготовке войны против нашей страны участвовал весь международный империализм, который для ускорения процессов милитаризации и гонки вооружений, укрепления своей власти и колониальных позиций использовал фашизм. Он, как раковая опухоль, проникал и умертвлял сложившуюся политическую структуру в Европе: фашистские и авторитарные режимы. были установлены в Венгрии- 19 20 г., в Италии - 1922 г., Болгарии и Испании-1923 г., Албании- 1924г., Греции-1925 г., Литве, Польше и Португалии - 1926 г.. В 30-х годах происходила милитаризация и фашизация государственного аппарата Японии. Захват же фашистами власти в Германии в 1933 г. стал наиболее опасным фактом не только в истории Европейского континента, но и всего мирового сообщества. Во главе одного из могущественных государств Европы оказалась авантюристическая политическая группировка, открыто заявившая о своих целях установления мирового господства. Задолго до начала воины Гитлер излагал одному из своих приближенных - Г. Раушнингу захватнические цели фашизма: "На Востоке нам нужно утвердить свое господство до Кавказа или Ирана. На Западе нам потребуется французское побережье. Нам нужна Фландрия и Голландия. Нам нужна прежде всего Швеция. Мы должны стать колониальной державой". Таким образом, речь шла о новом насильственном переделе мира в пользу германского империализма, порабощении многих государств.

По проектам Альберта Кана в СССР построены сотни заводов

Индустриализация — этап в истории СССР: восстановление дореволюционной и создание собственной тяжелой промышленности, ускоренное строительство новых заводов, фабрик, электростанций, путей сообщения, шахт, городов

Курс на индустриализацию был принят в 1925 году на XIV съезде ВКПб. План первой пятилетки — начального этапа индустриализации, был разаработан в 1927 году на XV съезде ВКП(б), одобрен на XVI конференции ВКП(б) в апреле 1929 года, утвержден V съездом Советов СССР в мае 1929 года

Причины индустриализации

  • Техническое отставание от стран Запада
  • Опасность военной интервенции со стороны Запада
  • Более низкая производительность труда по сравнению с капиталистическими странами
  • Зависимость от иностранной технической помощи

История политики индустриализации

  • 1920 — принят , названный Лениным «второй программой партии»
  • 1922-1923 — в статьях «О кооперации», «Лучше меньше да лучше», «О нашей революции» Ленин разработал конкретный план построения социализма в России
      *** индустриализация страны для ликвидации её технико-экономической отсталости
      *** кооперация крестьян
      *** всеобщая грамотность
      *** диктатура пролетариата
      *** дружба народов
      *** борьба за мир
      *** руководящая сила — коммунистическая партия
  • 1923 — создана Государственная Комиссия по планированию (Госплан)
  • 1925 — XIV съезд ВКПб принял курс на индустриализацию
  • 1927, 23 октября — пленум ВКПб, созванный накануне открытия XV съезда партии, принял доклад по составлению первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР. План включал в том числе
    *** Снижение себестоимости промышленного производства, внедрение новой техники, снижение продолжительности рабочего дня
    *** Рост депозитов от населения, как средство получения дополнительных средств на проведение индустриализеции
    *** Экспорт товаров из деревни в город в объеме обеспечивающем нужды индустриализации
    *** Строительство жилых домов, школ, техникумов, систем общественного питания, клубов, яслей
    *** Повышение образованности рабочих
    *** Развитие транспортных линий в районах интенсивного развития товарного и народного хозяйства
  • 1927 — план первого этапа индустриализации, который должен быть завершён в течение 5 лет, разработан XV съездом ВКП(б)
  • 1928, 27 апреля — приказ Высшего совета народного хозяйства СССР о сроках и порядке проведения первого пятилетнего плана

Годы индустриализации СССР 1928 — 1941

Цели индустриализации

  • Преодоление последствий разрухи народного хозяйства в Гражданскую войну
  • Превращение страны в сильную индустриальную державу
  • Обеспечение технической и экономической независимости страны
  • Создание современных видов вооружений
  • Демонстрация превосходства социализма

«В соответствии с политикой индустриализации страны в пер­вую очередь должно быть усилено производство средств произ­водства с тем, чтобы рост тяжелой и легкой индустрии, транспор­та и сельского хозяйства, т. е. предъявляемый с их стороны про­изводственный спрос, был в основном обеспечен внутренним про­изводством промышленности СССР. Наиболее быстрый темп развития должен быть придан тем отраслям тяжелой индустрии, которые подымают в кратчайший срок экономическую мощь и обороноспособность СССР, служат гарантией возможности раз­вития в случае экономической блокады, ослабляют зависимость от капиталистического мира и содействуют преобразованию сель­ского хозяйства на базе более высокой техники и коллективизации хозяйства.

Поэтому особое внимание должно быть обращено на скорейшее осуществление плана электрификации, развитие черной и цветной металлургии, в особенности в части качественных металлов, развитие химических производств, в особенности в. части производства искусственных удобрений, дальнейшее раз­вертывание добычи угля, нефти и торфа, общего и сельскохозяй­ственного машиностроения, судостроения, электропромышлен­ности, золото-платиновой промышленности» (Из резолюции XV съезда ВКП(б) «О директивах по со­ставлению пятилетнего плана народного хозяйства» 19 декабря 1927 года)

Источники финансирования индустриализации

  • перераспределение: экономия на всём
  • инфляция: за время первой пятилетки было выпущено 4 млрд необеспеченных рублей.
  • принудительное размещение облигаций среди населения
  • отмена «сухого закона», принятого в 1914 году. В 1927 году на алкоголе было заработано 500 млн рублей, в 1930 году — 2,6 миллиарда руб, в 1934 году — 6,8 млрд руб.
  • коллективизация, позволившая установить государственную монополию на хлеб, который был направлен на экспорт
  • продажа ресурсов: нефти, леса, мехов
  • продажа огромного количества художественных ценностей из коллекций «Эрмитажа», Гохрана…
  • продажа золота из золотого запаса страны на сумму в 50 млн. руб.
  • увеличение налогов
  • использование бесплатного и дешевого труда

Участники индустриализации

  • Советский народ, убеждённый в том, что строит светлое будущее и потому трудившийся с огромным энтузиазмом

По небу тучи бегают,
дождями сумрак сжат,
под старою телегою
рабочие лежат.
И слышит шёпот гордый
вода и под и над:
«Через четыре года
здесь будет город-сад!»
………….
Здесь взрывы закудахтают
в разгон медвежьих банд,
и взроет недра шахтою
стоугольный «Гигант».
Здесь встанут стройки стенами.
Гудками, пар, сипи.
Мы в сотню солнц мартенами
воспламеним Сибирь.
……………

(Маяковский «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка»)

  • , которая росла от пятилетки к пятилетке; например, Беломорско-Балтийский канал , город Комсомольск-на-Амуре построили заключённые
  • Иностранные специалисты и рабочие, обслуживающие сложную зарубежную технику: только на строительстве Магнитогорского металлургического комбината трудились более 800 иностранных специалистов из США, Германии, Англии, Италии и Австрии

Список действующих договоров инотехпомощи по Наркомтяжпрому СССР


    1. РИВ (Италия) - 1-й Господшипниковый завод (подшипники)
    2. Форд (США) — Автозавод им. Молотова в Горьком (автомашины)
    3. БСА (Англия) - Московский велозавод (велосипеды)
    4. Демаг (Германия) — Центральное Бюро Тяжелого Машиностроения (ЦБТМ) (краны и краново-подьемные устройства)
    5. Демаг (Германия) -ЦБТМ (прокатные станы)
    6. Зульцер (Швейцария) — Союздизель (дизеля)
    7. Ман (Германия) - Коломенский завод (дизеля)
    8. Эрхард и Земмер (Германия) - Восхим (компрессора)
    9. Шток (Германия) - завод им. Калинина (спиральные сверла)
    10. Крупп (Германия) — Спецсталь (качественные стали)
    11. Тейлор (Англия) — Трубосталь (цельнокатанные колеса)
    12. Копперс (США) - Гипрококс (коксовые печи)
    13. Демаг (Германия) - Магнитострой (прокатный цех)
    14. Французская Алюминиевая Компания (Франция) — Главалюминий, Волховский и Днепровский алюминиевые комбинаты
    15. Миге (Франция) - Запорожсталь (электропечи Миге)
    16. Митке (Германия) - Гинцветмет (файнцинк)
    17. Метро-Виккерс (Англия) - ВЭТ (турбостроение и электропромышленность сильного тока)
    18. Сцинтилла (Швейцария) - Электрокомбинат (магнето)
    19. Автолаит (США) - Электрокомбинат (электрооборудование для автотракторов)
    20. Омодео (Италия) — Гидроэлектропроект (гидростанции)
    21. Любек (Швеция) - Аккумуляторный трест (щелочные аккумуляторы)
    22. Наитрожен (США) — Союзазот (аммиачные заводы)
    23. (азотная кислота)
    24. Уде (Германия) — Союзазот (монтан - селитра)
    25. Уде (Германия) — Союзазот (метанол)
    26. Уде (Германия) — Союзазот (аммиачная селитра)
    27. Электрокемиска (Норвегия) — Спецсталь (электроды)
    28. Этернит (Италия) — Союзасбест (асбоцементные трубы)
    29. Шлюмберже (Франция) — ИГРИ (электроразведка)
    30. Кертис-Райт (США) - Самолетный трест (авиамоторы)
    31. Фиат (Италия) — завод № 120 (литейная авиазавода)
    32. Ансальдо (Италия) — завод «Большевик» (автофретаж и лейнирование орудий)
    33. Сперри (США) - Электрокомбинат (специальная оптика)
    34. Дешимаг (Германия) - Центральное Конструкторское Бюро Судостроения (ЦКБС) (специальное судостроение)
    35. Ансальдо (Италия) — ЦКБС (специальное судостроение)
    36. Бауер (Германия) — ЦКБС (морское судостроение)
    (Данные на 1 июля 1934 г. Документ подготовлен ИНО НКТП и направлен в импортное управление Наркомвнешторга СССР.
    См.: РГАЭ. Ф. 7297. Оп. 38. Д. 61. Л. 6. РГАЭ. Ф. 7297. Оп. 38. Д. 61. Л. 7-7 об. Копия)

Американская компания, специализирующаяся в области промышленной архитектуры, Albert Kahn, Inc (Корпорация Альберта Кана), создала проекты десятков заводов. Проекты примерно десяти заводов были выполнены в Детройте, остальные — специальным офисом в Москве, в котором работало 1 500 чертёжников. Впоследствии это московское проектное бюро стало Госпроектстроем, а число его сотрудников выросло до 3 000 человек.

Основная их часть была советскими гражданами, однако ключевые должности в нём занимали несколько десятков иностранцев, а руководителем этой организации и, по совместительству, Председателем комиссии ВСНХ по строительству был гражданин США Д. К. Скримджер (Википедия)

В конце марта 1932 года группа Кана в Москве прекратила свою работу. К этому времени несколько сотен фабрик и заводов в более чем 20 городах страны были уже возведены или находились в процессе строительства, и более 4000 советских архитекторов, инженеров и техников прошли школу Кана. Школу Кана прошли не только отдельные специалисты, но и вся отрасль индустриального проектирования. По образцу Госпроектстроя в каждой отрасли промышленности была создана единая проектная организация.

Идеи Кана сформировали советскую школу типизации и применения сборных конструкций заводского изготовления в промышленном строительстве, а «поточно-конвейерный» метод проектирования стал универсальным во всех проектных организациях. Сооружение заводов, спроектированных с помощью фирмы Кана, продолжалось до конца 1930-х гг., а чертежи, расчеты и спецификации, которые перешли во владение преемника ВСНХ Наркомтяжпрома (включая 170 проектов, в т.ч. проекты заводов Форда, присланные фирмой), позволили советским архитекторам лишь с небольшими изменениями осуществлять привязки типовых предприятий по всей стране.

По данным фирмы, ее специалистами в Детройте и СССР было осуществлено проектирование и оборудование 570 заводов

Сталинградский тракторный завод был полностью построен в США, затем был демонтирован и по частям доставлен в СССР

  • Ф. Гладков «Цемент», «Энергия»
  • В. Катаев «Время вперёд»
  • В. Кетлинская «Мужество»
  • М. Шагинян «Гидроцентраль»
  • К. Паустовский «Кара-Бугаз»
  • Я. Ильин «Большой конвейер»
  • Ю. Крымов «Танкер „Дербент”»
  • Б. Ясенский «Человек меняет кожу»
  • И. Эренбург «День второй»

Итоги индустриализации

  • Отмена
  • Уровень жизни людей в СССР в 1933 году упал в 2 раза в сравнении с показателями 1928 года
  • Голод 1932-1933 годов в Украине, Казахстане, южных областях РСФСР, унесший жизни миллионов крестьян
  • 1928-1932 — объём промышленного производства вырос более чем в 2 раза. Начато строительство Днепровской гидроэлектростанции (ДнепроГЭС)
  • Построены металлургические заводы в Магнитогорске, Липецке, Челябинске, Новокузнецке, Норильске, Свердловске (Уралмаш), тракторные заводы в Сталинграде, Челябинске, Харькове, Нижнем Тагиле (Уралвагонзавод), автомобильные заводы в Горьком, Москве
  • 1931, январь — по решению Политбюро ЦК ВКП(б) Наркомат снабжения ввел карточную систему распределения продуктов питания и непродовольственных товаров
  • 1933-1938 — построены Беломоро-Балтийский (227 км) и Москва-Волга (128 км) каналы, около 4500 крупных промышленных объектов
  • 1934 и далее — построены огромные мясокомбинаты, хлебо-, пиво-, молокозаводы, кондитерские фабрики. Освоено промышленное производство консервов и полуфабрикатов, зеленого горошка, сгущенного молока, сосисок. Вместо гигантов тяжелой индустрии «фронтом борьбы» объявлен выпуск потребительских товаров. «Пойдет мода на деньги, чего не было у нас давно» (Сталин)
  • 1935, 1 января — отменены карточки. «Жить стало лучше, жить стало веселее!» произнес И. В. Сталин 17 ноября 1935 года в выступлении на Первом всесоюзном совещании рабочих и работниц - стахановцев

С началом свободной продажи продуктов вводилось ограничение по отпуску товаров в одни руки. Причем с течением времени оно уменьшалось. Если в 1936 году покупатель мог купить 2 кг мяса, то с апреля 1940 года - 1 кг, а колбасы вместо 2 кг в одни руки разрешили давать только 0,5 кг.

Количество продаваемой рыбы уменьшили с 3 кг до 1 кг. А масла вместо 500 г по 200 г. Но на местах, исходя из реального наличия продуктов, часто устанавливали нормы выдачи, отличные от общесоюзных. Так, в Рязанской области выдача хлеба в одни руки колебалась в разных районах и колхозах от общесоюзных 2 кг до 700 г. (Википедия)

  • 1938-1941 — построены достроены Угличская и Комсомольская гидроэлектростанции, Новотагильский и Петровск-Забайкальский мелаллургические заводы, Среднеуральский и Балхашский медеплавильные заводы, Уфимский нефтеперерабатывающий завод, Введено в строй примерно 3000 новых крупных предприятий

Индустриализация - процесс ускоренного развития промышленности, в первую очередь - тяжелой, преобразование хозяйства страны в индустриальное. В СССР конце 1920 х и в 1930-х годах индустриализация проводилась форсированными темпами за счет чрезмерной эксплуатации населения.

Индустриализация - комплекс мероприятий по ускоренному развитию промышленности, принятых ВКП (б) в период второй половины 20 х до конца 30 х годов. Провозглашенная как партийный курс XIV съездом ВКП (б) (1925 г.). Осуществляемая, в основном, за счет перекачки средств из сельского хозяйства: сначала благодаря «ножницам цен» на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, а по провозглашения курса на форсирования индустриализации (1929 г.) - путем продразверстки.Особенностью советской индустриализации был приоритетное развитие тяжелой промышленности и военно-промышленного комплекса. Всего в СССР построено 35 индустриальных гигантов, треть из которых - в Украине. Среди них нужно назвать Запорожсталь, Азовсталь, Краммашстрой, Криворижбуд, Днепрострой, Днипалюминбуд, Харьковский тракторный, Киевский станкостроительный и др..

Провозглашение курса на индустриализацию

Промышленное развитие СССР в середине 1920-х годах достиг довоенного (1913), однако страна существенно отстала от ведущих западных стран: значительно меньше производилось электроэнергии, стали, чугуна, добывалось угля и нефти. Хозяйство в целом находилось на доиндустриальной стадии развития. Поэтому ХIV съезд ВКП (б), состоявшийся в декабре 1925 провозгласил курс на индустриализацию.

Цели индустриализации в СССР

Основными целями индустриализации в СССР провозглашались:

  • обеспечение экономической самостоятельности и независимости СССР;
  • ликвидация технико-экономической отсталости страны, модернизация промышленности;
  • создание технической базы для модернизации сельского хозяйства;
  • развития новых отраслей промышленности;
  • укрепление обороноспособности страны, создание военно-промышленного комплекса;
  • стимулирование неуклонного роста производительности труда и на этой основе повышение материального благосостояния и культурного уровня трудящихся.

Главные особенности советской индустриализации:

  • главными источниками накопления средств для индустриализации стали: «перекачки» средств из деревни в город; с легкой и пищевой в тяжелую промышленность, увеличение прямых и косвенных налогов; внутренние займы; выпуск бумажных денег, не обеспеченных золотом; расширения продажи водки; увеличение вывоза за границу нефти, леса, пушнины и хлеба;
  • источниками индустриализации стала фактически неоплаченный труд рабочих и особенно крестьян; эксплуатации многих миллионов узников ГУЛАГа;
  • сверхвысокие темпы индустриализации, которые объяснялись руководством СССР необходимостью укрепления обороноспособности страны перед растущей внешней угрозой;
  • первоочередное внимание уделялось развитию предприятий военного назначения, милитаризация экономики;
  • попытки советского руководства во главе с И. Сталиным продемонстрировать перед всем миром преимущества социализма над капитализмом;
  • огромных по масштабам преобразования осуществлялись на гигантский территории, а это с необычайной остротой ставило вопрос о развитии инфраструктуры (дороги, мосты и проч.), состояние которой во многом не соответствовал потребностям;
  • развитие производства средств производства значительно опережал производство предметов потребления,
  • в ходе индустриализации осуществлялась антирелигиозная кампания, происходило ограбление церквей для нужд советской экономики;
  • осуществлялась эксплуатации трудового энтузиазма людей; внедрение массовому "социалистического соревнования».

Первый пятилетний план

Первоначальному проекту сталинского войн-но-коммунистического штурма стал первый пятилетний план, принятый ПКП (б) в 1928 г. В этом же году началась И пятилетка (1928/1929-1932/1933 pp.). ее основная задача заключалась в том, чтобы «догнать и перегнать западные страны» в экономики. Важнейшим признавался развитие тяжелой промышленности планом предусматривалось ее роста на 330%.

В 1928-1929 pp. объем валовой продукции украинской промышленности увеличился на 20%. В то время советская экономика еще ощущала импульсы НЭПа, которые обеспечивали высокие темпы роста. Успехи первого года пятилетки в СССР на фоне глубокого экономического кризиса, охватившего капиталистический мир в 1929 p., создали в руководстве СССР иллюзию возможности резкого скачка из экономической отсталости в разряд промышленно развитых государств. Такой рывок требовал чрезвычайной напряжения сил.

Ноябрьский пленум ЦК ВКП (б) в 1929 г. принял решение «любой ценой ускорить развитие машиностроения и других отраслей крупной промышленности». Планам на 1930-1931 pp. предусматривалось 45% приросту промышленности означавшее «штурмовщину». Это была авантюра, обреченная на провал.

Вполне закономерным было невыполнение плана I пятилетки. Поэтому, когда подводились ее итоги, политбюро ЦК ВКП (бы) запретило всем ведомствам публиковать статистические данные на этот счет.

Индустриализация

Индустриализация - это процесс созда­ния современной тяжелой промышленности, крупного машинного производства, т. е. развитие, прежде всего, металлургии и машиностроения.

Собственно индустриализация началась в России еще в конце XIX в. Однако этот процесс был прерван сначала первой мировой войной, а за­тем и революцией. Поэтому Советский Союз серьезно отставал от запад­ных государств по уровню экономического развития. Эту отсталость и предполагалось преодолеть в ходе индустриализации. Индустриализация в СССР проводилась в два этапа:

1 этап - 1926-1928 гг. - реконструкция и переоснащение старых предприятий;

2 этап - 1929-1937 гг. - строительство новых предприятий.

Цели индустриализации в СССР :

Ликвидация технико-экономической отсталости;

Достижение экономической независимости;

Подведение технической базы под сельское хозяйство;

Развитие новых отраслей промышленности;

Создание мощного военно-промышленного комплекса (ВПК).

Промышленное строительство в СССР осуществлялось, в рамках т. н. пятилетних планов развития или пятилеток. Первая пятилетка - 1928-1932 гг.;Вторая пятилетка - 1933-1937 гг.; Третья пятилетка началась в 1938 г. и долж­на была завершиться в 1942 г., но ее прервала Великая Отечественная война.

Индустриализация в СССР отличалась следующими характерны­ми чертами:

1)Строительство, прежде всего, крупных предприятий , производящих средства производства (т. е. оборудование и машины). Создание отечественного автопрома и электроэнергетического комплекса. Среди строек - гигантов следует назвать: Сталинградский, Харьковский и Челябинский тракторные заводы, Магнитогорский металлургический комбинат, Горьковский и Яро­славский автозаводы, автозавод имени Лихачева (ЗИЛ) в Москве, Днепропетровскую гидроэлектростанцию и т.д. Большое внимание также уделялось развитию транспорта. Достаточно вспомнить строительство железнодорожной трассы, соединившей Туркестан с Сибирью (Турксиб), а также первого в СССР метрополитена в Москве .

2)Высокие темпы индустриализации, которые, прежде всего, стали возможны за счет небывалого трудового энтузиазма населения, повышения производительности труда, освоения новой техники. Стахановское движение (названо в честь шахтера А.Г.Стаханова) за увеличение производительности труда и лучшее использование техники, охватило в 1930-е гг. всю страну. Например, в Ивановской области первыми на стахановское движение откликнулись вичугские текстильщицы – сестры Евдокия и Мария Виноградовы, ткачихи ивановской фабрики им. Ф.Зиновьева Т.Шувандина и Е.Гонобоблева, которые вместо 6 стали обслуживать 20 механических станков.

3)Милитаризация экономики, создание современной военной промышленности;

4)Свертывание рыночных отношений . Индустриализация осу­ществлялась командными методами, произошел окончательный отказ от НЭПа;

5)Искусственное ничем неоправданное завышение планов промышленного строительства, на котором настаивал И.В.Сталин. В итоге 100 % выполнения довоенных пятилеток достичь не удалось. Стартовый год первой пятилетки завершился перевыполнением плана, с аналогичными достижениями завершился и второй год первого пятилетнего плана. Однако по мере ликвидации приемов и форм руководства, сложившихся в 1920-е гг. во времена НЭПа, и замены их административно-командными методами управления, которые сопровождались необоснованными с экономической точки зрения пересмотрами заданий пятилеток, началось всё более масштабное невыполнение плановых показателей.

6)Снижение уровня жизни населения. Процесс осуществления форсированной индустриализации неизбежно был связан с трудностями. Он осуществлялся, имея опору только на внутренние ресурсы (как людские, так и финансовые). В годы первых пятилеток заметно снизился уровень жизни советских людей, упала рождаемость. Не хватало квалифицированных кадров на стройках и предприятиях. Сказывался недостаточный уровень образованности и культуры широких слоев населения. С конца 1920-х гг. до 1935 г. в СССР существовала карточная система распределения продуктов и предметов ширпотреба, охватывавшая рабочих и служащих. Деревня была на самообеспечении.

В то же время, следует отметить, что население стойко переносило эти трудности, понимая всю важность индустриализации. Люди видели, как сооружаются новые кварталы в поселках и городах, которые с гордостью именовались «соцгородами». Каждый советский человек, видя «рождение нового мира», сам участвовал в его сотворении, веря, что вот ещё чуть-чуть, и жизнь наладится. Эта вера, безусловно, только возрастала с каждой вновь построенной школой, больницей, библиотекой, клубом, кинотеатром.

Феномен 1930-х гг. заключался в том, что так называемая административно-командная экономика сочеталась с энтузиазмом миллионов простых людей, с безграничной верой в идеи Октябрьской революции (или, как тогда говорили, Великого Октября). Безусловно, люди тех лет, строя заводы, шахты, фабрики, осваивая новую технику, прекрасно видели и ощущали на себе всю тяжесть трудностей. Достаточно вспомнить голод в СССР 1932-1933 гг., который унес несколько миллионов жизней, как на селе, так и в городах. Тем не менее, вера в светлое будущее заставляла затянуть пояс потуже и работать на благо Родины.

Показателен пример строительства Магнитогорского металлургического комбината. Иностранцы, побывавшие на этой гигантской стройке, поражались мужеству и самоотдаче советских людей. Они недоумевали, узнав о том, что почти никто из строителей по доброй воле не пользуется выходными и мало кто уходит с работы после окончания смены. Естественно, тон на стройке задавали коммунисты и комсомольцы, чей боевой дух и организованность сплачивали коллектив. Субботники и так называемые «штурмы» стали здесь нормой. Неудивительно, что Магнитосторой стал одним из ярких символов героизма времен индустриализации.

На фоне мирового экономического кризиса, потрясшего США и Европу, представление о счастливом будущем в СССР не только помогало переносить трудности советским людям, но и формировало у них особую психологию победителей.

Главная проблема индустриализации - поиск средств на ее про­ведение. Промышленное строительство финансировалось за счет не­скольких источников: 1) государственные займы у населения; 2) прибыль от государственной монополии на внешнюю торговлю; 3) использование ресур­сов сельского хозяйства, что и стало основной причиной коллективиза­ции и последующего раскрестьянивания.

Традиционно, считается, что индустриализация проводилась в основном за счет перекачивания ресурсов из деревни. Безусловно, большая доля истины в этом есть. Немалые средства, например, давали прямые переплаты крестьян, связанные с разницей в ценах на промышленные и сельскохозяйственные товары. Таким образом, кроме прямых и косвенных налогов, которые крестьянство платило государству, существовал так называемый «сверхналог» в виде недополучек по линии цен на сельхозпродукцию.

Однако не следует забывать, что в интересах изыскания средств для индустриализации в конце 1920-х гг. было решено использовать через госбюджет также доходы других отраслей народного хозяйства, сбережения населения, накопленные в годы НЭПа (прежде всего, в виде внутренних займов). Так, массовая подписка населения на займы индустриализации (первый займ был проведен в 1927 г.) дала значительные суммы. Великая Отечественная война прервала третью пятилетку в самом её разгаре. Тем значимее стали достижения первых пятилеток. Во многом благодаря созданному промышленному потенциалу в конце 1920-х – 1930-ее гг. СССР смог отразить фашистскую агрессию и победить в Великой Отечественной войне.

За неполные 13 лет перед войной в СССР вступило в строй около 9 тыс. заводов, фабрик, шахт, электростанций, нефтепромыслов. Уже в 1930 г. (впервые в истории нашей страны) выпуск средств производства превысил по объему производство предметов потребления. Произошло возрождение и реконструкция старых отраслей – корабле- и паровозостроения, черной металлургии, пришедших в полное запустение после Гражданской войны. Практически «с нуля» были созданы новые отрасли производства: авиа-, авто- и тракторостроение, химическая промышленность, цветная металлургия и др. Строительство современной оборонной промышленности позволило усилить обороноспособность страны, что являлось очень важным в условиях надвигающейся войны. Одновременно (в 1930 г.) была ликвидирована безработица.

В годы второй пятилетки подъем производительности труда стал решающим фактором увеличения выпуска продукции. К 1937 г. производительность труда возросла по сравнению с 1933 г. на 82 %. В годы второй пятилетки также значительно усилилась интенсификация производства. Вытеснение экстенсивных методов становится отличительной чертой этого времени. Промышленность больше не приносила убытка, как это было до середины 1930-х гг. К началу третьей пятилетки она стала в целом рентабельной.

К 1937 г. СССР полностью преодолел свою технико-экономическую отсталость по сравнению со странами Запада и стал полностью экономически независим. В годы второй пятилетки СССР, по существу, прекратил ввоз сельскохозяйственных машин и тракторов (хотя следует признать, что не все оборудование, выпускаемое в СССР, было высококачественным). Перестали импортировать хлопок. Затраты на приобретение черных металлов с 1,4 млрд. руб. в годы первой пятилетки сократились до 88 млн. руб. (1937 г.). В 1936 г. удельный вес импортной продукции в общем потреблении страны снизился до 1-0,7 %. Торговый баланс СССР в 1937 г. стал активным и принес прибыль.

Таким образом, в годы индустриализации СССР превратился из страны ввозящей машины и оборудование, в государство, которое самостоятельно вырабатывало все необходимое для строительства социалистического общества и сохраняло полную экономическую независимость по отношению к окружающим капиталистическим странам. Некогда аграрная страна добилась того, что по структуре промышленного производства вышла на уровень самых развитых стран мира. По объему промышленной продукции СССР к концу 1930-х гг. обогнал Великобританию, Германию, Францию, заняв второе место в мире после США. А по темпам индустриального роста впервые превзошел и показатели развития американской экономики. При этом, в ходе индустриализации численность рабочего класса составила уже 1/3 населения СССР, а вместе со служащими - более 50 % трудящихся. В результате в передовое промышленное производство были вовлечены миллионы вчерашних крестьян, которые стали активными участниками социалистического строительства.

Индустриализация стимулировала научно-технический прогресс . Если в 1920-е гг. приоритет отдавался копированию зарубежных образцов техники, то в 1930-е гг. стали появляться собственные оригинальные конструкции. СССР мог реализовать такие претенциозные проекты, как создание рекордного самолета, на котором в 1937 г. экипажи В.П.Чкалова и М.М.Громова совершили перелеты из Москвы через Северный полюс в США с установлением мировых рекордов дальности. В том же году была предпринята масштабная воздушная экспедиция в Центральную Арктику с организацией первой в мире долговременной дрейфующей станции во главе с И.Д.Папаниным. Накануне Великой Отечественной войны в СССР появилась первая в Европе установка по разгону элементарных частиц – циклотрон.

Следует констатировать, что индустриализация в СССР произошла в гораздо более сжатые сроки, чем в США, Великобритании, Германии, Франции, Японии. Также нужно признать, что в годы индустриализации были созданы кадры рабочих, инженеров, техников, ученых, партийных и комсомольских работников , выросших на великих стройках того времени, которые, закалившись в экстремальных условиях, затем обеспечили победу в Великой Отечественной войне, подготовили прорыв в космонавтике, развертывание НТР в стране и т.д.

В тоже время, итоги индустриализации могли быть ещё более впечатляющими, если бы не сложившаяся в 1930-е гг. административно-командная система в СССР, сопровождающаяся массовыми репрессиями. Трагедия состояла не только в том уроне, который понес директорский и инженерный корпус, кадры наркоматов и многочисленных предприятий, но и в снижении трудового энтузиазма рабочих коллективов, их творческой активности.

Нужно признать, что по итогам первых пятилеток СССР не смотря на все успехи, так и не превратился в индустриальную страну. Лишь в 1960-е гг. доля промышленности в национальном доходе государства превысила долю сельского хозяйства.

Тем не менее, СССР перед Великой Отечественной войной стал мощным аграрно-индустриальным государством с 23 млн. рабочим классом, победившим безработицу, преодолевшим свою технико-экономическую отсталость и зависимость от импорта промышленной продукции.

При этом, не следует забывать, что достижения индустриализации, так же как и коллективизации, сопровождались неоправданными жертвами среди населения и колоссальными издержками.

В ходе довоенных пятилеток в СССР был обеспечен стремительный рост производственных мощностей и объёмов производства тяжёлой промышленности, что в дальнейшем позволило СССР одержать победу в Великой Отечественной войне.

Начиная с 1930 г. свободное передвижение рабочей силы было запрещено, были введены уголовные наказания за нарушения трудовой дисциплины и халатность. С 1931 г. рабочие стали нести ответственность за ущерб, нанесённый оборудованию. В 1932 г. стал возможным принудительный перевод рабочей силы между предприятиями, за кражу госимущества была введена смертная казнь. 27 декабря 1932 г. был восстановлен внутренний паспорт, который Ленин в своё время осуждал как «царистскую отсталость и деспотизм». Семидневная неделя была заменена на сплошную рабочую неделю, дни которой, не имея названий, нумеровались цифрами от 1 до 5. На каждый шестой день приходился выходной, устанавливаемый для рабочих смен, так что заводы могли работать без перерыва. Активно использовался труд заключённых.

Индустриализация в значительной степени проводилась за счёт сельского хозяйства. Прежде всего, сельское хозяйство стало источником первичного накопления, за счёт низких закупочных цен на зерно и реэкспорта по более высоким ценам, а также за счёт «сверхналога» в виде переплат на промтовары. В дальнейшем крестьянство также обеспечивало рост тяжёлой промышленности рабочей силой. Краткосрочным результатом этой политики стало падение сельскохозяйственного производства.

Трудовой народ вывел страну в ряд первых мировых держав, своим самоотверженным трудом создал прочные основы ее индустриальной и оборонной мощи.

По абсолютным объемам промышленного производства СССР в конце 30-х годов вышел на 2-е место в мире после США. Причем, рост тяжелой промышленности осуществлялся невиданными темпами. Так, за 6 лет с 1929 г. по 1935 г. СССР сумел поднять выплавку чугуна с 4.3 до 12,5 млн. т. США понадобилось для этого 18 лет.

Почему же оказалось возможным создание индустриальной технологии в СССР?

Во-первых, индустриальное преобразование в СССР имело вторичный характер. Поскольку оно проводилось значительно позже, чем в развитых странах, на вновь построенных и реконструированных предприятиях применялись вывезенные из-за границы техника и технология, а также приемы организации труда.

Во-вторых, индустриальный тип производства может первоначально формироваться в отдельных секторах экономики. В сталинской индустриализации упор делался на первоочередное развитие тяжелой и оборонной промышленности.

В-третьих, индустриальная технология создавалась для извлечения из наемного труда прибавочной стоимости и служила средством капиталистической эксплуатации

В-четвертых, важной особенностью советского общества вплоть до 70-х годов была его устремленность в будущее, готовность терпеть страх и террор, подчиняться жесткой дисциплине и антигуманной технологии во имя светлого будущего своих детей и будущих поколений вообще.

Благодаря указанным обстоятельствам индустриализация была завершена. Она имела определенное сходство с имперской моделью модернизации. Так, необходимость «скачка» объяснялась военной угрозой, что было вполне реальным со второй половины 30-х г.

В исторической литературе немало сказано о той роли, которую сыграла построенная промышленность в годы Великой Отечественной войны. К этому следует добавить добрые слова о кадрах рабочих, инженеров, техников, ученых, партийных и комсомольских работников, выросших на стройках и предприятиях времен индустриализации. Ведь это они, прошедшие школу индустриализации, жившие и работавшие сплошь и рядом в экстремальных условиях и закалившиеся в них, обеспечили нашу победу и на фронте, и в тылу, а затем, после войны, подготовили штурм космоса, развертывание научно-технической революции. Создание мощного индустриального потенциала проходило тогда в условиях все большего ограничения советской демократии. Дело дошло до чудовищных

репрессий, которые обрушились на промышленность не меньше, чем на Красную Армию. Трагедия была не только в том уроне, который понес директорский и инженерный корпус, кадры наркоматов и многочисленных предприятий. Снижался трудовой накал коллективов, снижалась творческая активность миллионов рабочих и служащих. И это в то время, когда фашистская агрессия становилась день ото дня реальнее. И разве не прямые последствия культа личности помешали использовать нашу промышленность в интересах наиболее эффективного укрепления обороноспособности СССР? И почему не предположить, что при иных условиях мы не отошли бы к предместьям Москвы и берегам Волги?

Факт остается фактом: к началу зимы 1941 года противник оккупировал территорию, на которой до войны проживало около 42% населения СССР, добывалось 63 процента угля, выплавлялось 68% чугуна, 58% стали, производилось 84% сахара и т. д. В целом выпуск валовой продукции промышленности сократился с июня по ноябрь 1941 года в 2,1 раза. Победу пришлось ковать не с помощью того мощного потенциала, который был создан в годы ускоренной индустриализации. Исследователям еще предстоит осмыслить эту проблему, глубоко проанализировать планы быстрого развития промышленности, сопоставить с практикой их претворения в жизнь, показать степень пригодности применявшихся методов ускорения, их соответствие принципам, духу строительства социализма.