Градостроительный кодекс перепланировка жилого помещения. Жилищный кодекс и перепланировка

Градостроительный кодекс перепланировка жилого помещения. Жилищный кодекс и перепланировка

Переустройство и перепланировка жилого помещения подразумевает изменение его конфигурации с внесением корректив в инженерные конструкции. Типовые постройки уже давно перестали удовлетворять потребности жильцов, а потому нередко возникает потребность в определенных изменениях. Стоит отметить, что, несмотря на то что значительная часть помещений находится в частной собственности, это не дает владельцам права самовольно изменять их технические и эксплуатационные характеристики.

Переустройство и перепланировка жилого помещения - что это такое

В соответствии с Жилищным кодексом, переустройство включает в себя следующие действия:

  • замена газовых плит на электрические;
  • перенос сантехнических и газовых приборов;
  • переоборудование санузлов;
  • реконструкция или прокладка трубопроводов или сетей подачи электричества;
  • прочее.

Что касается перепланировки, то это понятие подразумевает изменение конфигурации с сохранением основного предназначения помещения. Это корректировка или полная переработка первоначального проекта с внесением корректив во внутреннее или внешнее пространство.

Условия перепланировки (переустройства) жилого помещения находят свое отражение в законодательстве. Если требования не будут соблюдены, то по решению суда может быть назначено наказание вплоть до изъятия помещения из собственности. Чаще всего, если это возможно, лицо, совершившее подобные противоправные действия, обязывают вернуть строению первоначальное состояние.

Переустройство и перепланировка жилого помещения: понятие и виды

Решаясь на изменения в своем жилище, далеко не все владельцы знают, какие именно действия требуют соответствующего разрешения. Жилищный кодекс определяет перечень работ, которые можно отнести к такой категории, как переустройство и перепланировка жилого помещения. Понятие и виды могут быть описаны следующим перечнем:

  • Объединение помещений по горизонтали путем организации проемов в несущих конструкциях.
  • Обустройство лестниц.
  • Объединение помещений по вертикали путем организации проемов в перекрытиях.
  • Установка дополнительных перегородок, которые увеличивают нагрузку на несущие конструкции.
  • Переустройство пола.
  • Создание или ликвидация дверных и оконных проемов, а также изменение их формы.
  • Остекление балконов.
  • Изменение входа в жилое помещение путем обустройства крылец, тамбуров и прочих объектов.
  • Установка наружных объектов, к которым относятся кондиционеры, антенны и прочее.
  • Изменение вида материалов, из которых состоят балконы и прочие наружные конструкции.
  • Соединение лоджии с внутренним жилым пространством.
  • Изменение конструкции или перенос санузлов или кухонь.
  • Замена газовой плиты на электрическую.
  • Установка оборудования, которое требует дополнительного потребления ресурсов (воды, газа, электроэнергии).

Переустройство, перепланировка, переоборудование жилых помещений регламентировано законодательством. Данные действия нельзя совершать самовольно, а следует согласовывать их с соответствующими органами с целью обеспечения безопасности и соблюдения интересов жильцов.

Отличие перепланировки и переоборудования от реконструкции

Понятие переустройства, перепланировки жилого помещения достаточно часто путают с реконструкцией, что является недопустимым. Последний термин означает изменение параметров здания или его отдельных частей, а также восстановление несущих конструкций с целью улучшения эксплуатационных и эстетических показателей.

Такое понятие, как реконструкция, может быть охарактеризовано следующим образом:

  • возведение пристроек или высотных надстроек или же разбор и демонтаж части здания;
  • замена изношенных инженерных конструкций на более новые и современные, которые улучшают эксплуатационные характеристики, а также повышают показатель безопасности;
  • обновление инженерного оборудования (за исключением магистральных сетей);
  • улучшение внешнего вида здания, а также территории, примыкающей к нему.

Таким образом, можно сказать, что о реконструкции может идти речь в том случае, когда речь идет об изменении технических и эксплуатационных показателей жилого дома в целом. Что же касается перепланировки, то данное понятие может входить в предыдущее. При этом вносятся обязательные отметки и изменения в технический паспорт помещения.

Запрет на перепланировку

В соответствии с законодательными нормами, переустройство и перепланировка жилых помещений недопустимы в следующих случаях:

  • если вследствие внесенных изменений ухудшаются условия проживания людей в других помещениях;
  • если затрудняется доступ к коммуникациям;
  • если помещение после перепланировки рискует попасть в разряд непригодных для проживания;
  • если количество жилых помещений значительно уменьшается в пользу подсобных без соответствующей смены их статуса;
  • если речь идет о помещениях, принадлежащих оборонному ведомству;
  • если в результате перепланировки происходит нарушение целостности или устойчивости несущих конструкций;
  • если планируется обустроить комнату, площадь которой будет менее 10 квадратных метров;
  • если преобразования каким-либо образом влияют на пользование коммуникациями.

Стоит отметить, что запрет на перепланировку в первую очередь бывает вызван соображениями безопасности жильцов помещения. Особенно тщательно проверяются случаи, когда затрагивается целостность несущих конструкций и перекрытий, а также значительно увеличивается нагрузка на них.

Заявка на перепланировку

Если планируется переустройство и перепланировка жилого помещения, то данный вопрос ни в коем случае нельзя решать самовольно. Для начала в соответствующий орган по месту жительства стоит подать следующий перечень документов:

  • заявление от непосредственного собственника жилого помещения или же его доверенного лица;
  • оригиналы или заверенные в нотариальном порядке копии документов, которые подтверждают право собственности;
  • проект, в соответствии с которым будет осуществляться переустройство и перепланировка жилого помещения;
  • технический паспорт на жилое помещение;
  • документ, содержащий письменное согласие на перепланировку всех членов семьи, проживающих в данном помещении (это касается также временно отсутствующих жильцов);
  • заключение соответствующего органа о том, что здание или помещение, которое планируется перестраивать, не принадлежит к объектам культурного или исторического наследия.

В течение 45 дней будет принято решение о разрешении или запрете перепланировки. Вторая ситуация может быть связана с ненадлежащим оформлением документов или прочими причинами, установленными законодательством.

Стоит отметить, что условия перепланировки (переустройства) жилого помещения не всегда требуют предоставления столь широкого пакета документов. Так, например, если речь идет о ликвидации встроенного шкафа-купе, который был предусмотрен изначально, или же монтировался предыдущими собственниками, достаточно письменного согласия со стороны всех нынешних жильцов помещения (квартиры или дома).

Самовольная перепланировка

Стоит отметить, что перепланировка является достаточно деликатным вопросом, ведь она может значительно повлиять на состояние жилого помещения. Именно поэтому данный процесс требует таких длительных подготовительных процедур и получения множества разрешений. И даже если изменения были несанкционированными, инициаторы часто пытаются их быстро легализовать уже после проведения строительных работ.

Последствия самовольного переустройства (перепланировки) жилого помещения заключаются не только в наступлении ответственности согласно законодательству. Это может привести к аварийным ситуациям, среди которых затопления, обрушения и прочие неприятные моменты. Достаточно часто собственников обязывают вернуть помещению его первоначальный вид.

Узаконить самовольную перепланировку можно через суд. Для этого собственник помещения подает иск, в котором указываются следующие данные:

  • паспортные данные, а также точный адрес заявителя;
  • юридический адрес ответчика, в качестве которого выступают те или иные государственные органы, в ведении которых находятся помещения (это может быть городская или районная администрация и так далее);
  • описание просьбы сохранить помещение в перепланированном состоянии;
  • перечень документов, которые прилагаются к иску;
  • дата и подпись.

Для того чтобы в судебном порядке узаконить такие преобразования, как переустройство и перепланировка жилого помещения нанимателем, необходимо приложить к иску следующий перечень документов:

  • технический паспорт из БТИ, который отражает состояние объекта до и после внесения изменений;
  • заключение по результатам технической оценки несущих конструкций;
  • заключение соответствующих органов о том, что перепланировка не нарушает санитарных и противопожарных норм;
  • документы, устанавливающие права заявителя на объект недвижимости.

Стоит отметить, что на самовольную перепланировку люди решаются не только из-за неосведомленности о нормах законодательства, но также из-за нежелания тратить время и денежные средства на официальные процедуры. Важно понимать, что вы рискуете не только понести наказание, но также причинить вред жизни и здоровью жильцов и собственников помещения.

Судебные споры

Судебные споры по перепланировке (переустройству) жилых помещений возникают тогда, когда данные действия были произведены самовольно. При этом, согласно законодательству, лицо должно доказать, что данные действия не затронули интересы и права других жильцов данного строения. Кроме того, должны быть представлены четкие доказательства с обеих сторон о том, что имел место факт перепланировки (важно отличать от самовольной постройки, которая несет за собой другие юридические последствия). Истцом по таким делам может выступать непосредственный владелец жилого помещения, его сожители или соседи, прочие собственники, а также органы городской администрации.

Достаточно часто владельцы недвижимости выступают с иском о сохранении изменений, которые возникли в результате таких действий, как переустройство и перепланировка жилого помещения. Судебная практика показывает, что решение оказывается положительным в том случае, когда документально доказано, что ничьи законные права и интересы данным действием не были нарушены (постановление суда выносится на основании статьи 29 Жилищного кодекса).

  • управление архитектуры и градостроительства (о том, что не был нарушен эстетичный вид, а также сохранена прочность несущих конструкций);
  • центр гигиены и эпидемиологии (о том, что перепланировка или переустройство не нарушают гигиенических норм проживания в помещении);
  • экспертный центр (дает заключение в том случае, если нарушалась целостность каких-либо конструкций здания).

Если лицо, самовольно совершившее перепланировку, в кратчайшие сроки обратится в соответствующие инстанции, чтобы придать своим действиям официальный статус, вполне возможно избежать штрафа, а также более серьезных наказаний.

Нормы законодательства

Основной нормативный документ, который регулирует такие вопросы, как переустройство (перепланировка) жилых помещений, – Жилищный кодекс. Он базируется на таких основных постулатах:

  • обеспечение достойных условий для проживания граждан, должного уровня безопасности, а также неприкосновенности права собственности;
  • обеспечение безоговорочного соблюдения жилищного законодательства;
  • равенство всех участников жилищных отношений, которые связаны с собственностью, распоряжением, а также прочими категориями;
  • восстановление жилищных прав, которые были нарушены третьими лицами;
  • обеспечение сохранности жилого фонда;
  • контроль за целевым использованием помещений.

Каждый ответственный владелец жилого помещения, прежде чем приступать к перепланировке, должен ознакомиться с данным документом, чтобы определить необходимость получения разрешения на те или иные виды работ.

Прочие законодательные акты

Любые изменения, которые вы хотите привнести в свое жилище, стоят достаточно дорого и занимают много времени. Это связано как с бюрократическими процедурами, так и с непосредственными строительными работами. Многие недобросовестные владельцы стремятся сэкономить на таких вопросах, как переустройство и перепланировка жилого помещения. Законодательство, которое регулирует данный вопрос, помимо Жилищного кодекса, представлено также следующими нормативно-правовыми актами:

  • утвержденные Правительством правила пользования жилыми помещениями;
  • правила эксплуатации помещений в многоквартирном доме, а также эксплуатации имущества, содержащегося в нем;
  • правила технической эксплуатации жилищного фонда, установленные Госстроем;
  • утвержденные Госгражданстроем нормы и правила, которые регламентируют оценку физического износа помещений;
  • правила, регламентирующие оценку прочности несущих конструкций и перекрытий (Госстрой).

Стоит отметить, что список нормативно-правовых актов, которые регулируют любые изменения, вносимые в конструкцию жилых помещений, постоянно обновляются и дополняются с целью соблюдения интересов и обеспечения безопасности жильцов.

Выводы

Наиболее распространенным действием, которое владельцы квартир или домов совершают с целью улучшения условий проживания, является ремонт. Переустройство, перепланировка жилого помещения – это более сложные процедуры, которые приводят к изменению технических и эксплуатационных характеристик, а потому к ним выдвигаются особые требования.

Достаточно часто перепланировку и переоборудование путают с реконструкцией, тем не менее это не так. Последнее понятие подразумевает улучшение внешнего вида и укрепление прочности здания. Но оно никоим образом не влияет на эксплуатационные характеристики, заявленные в техническом паспорте помещения изначально.

Для того чтобы осуществить перепланировку (переустройство), следует подать в соответствующие органы целый пакет документов. Среди них заявление, а также документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение. Также стоит подать заранее разработанный проект с точными расчетами, в соответствии с которым и будут вноситься изменения в планировку. В соответствующие органы подается первичный технический паспорт, а также письменное согласие всех жильцов на проведение данных мероприятий.

Решение о выдаче разрешения на перепланировку выносится в течение 45 дней. Стоит понимать, что далеко не всегда оно является положительным. Если комиссия сочтет, что по результатам преобразований ухудшатся чьи-либо жилищные условия, то может быть вынесен отказ. Также это возможно в случае затруднения доступа к коммуникациям, выведения помещения из жилого фонда, увеличение площади подсобных помещений. Особое внимание при проверке уделяется состоянию несущих конструкций. Недопустима чрезмерная нагрузка на них или же нарушение целостности, которое впоследствии может привести к обрушению.

Глава 4. Переустройство и перепланировка жилого помещения

Статья 25.
Виды переустройства и перепланировки жилого помещения
Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Статья 26.
Основание проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения
1. Переустройство и (или) перепланировка проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
2. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет:
а) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;
б) превоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
в) подготовленные и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраимого и (или) перепланируемого жилого помещения;
г) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого помещения.д) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
е) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры. 3. Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование.
4. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган./
5. Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются Правительством Российской Федерации. Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

Статья 27.
Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения
1. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае:
а) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов;
б) представления документов в ненадлежащий орган;
в) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
2. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
3. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

Статья 28.
Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения
1. Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.
2. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в организацию (орган) по учету объектов недвижимого имущества.

Статья 29.
Последствия самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки жилого помещения
1. Самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.
2. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.
3. Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
4. На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланируемом состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
5. Если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный в части 3 настоящей статьи срок в установленном органом, осуществляющим согласование, порядке, суд по иску этого органа при условии непринятия решения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, принимает решение:
а) в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние;
б) в отношении нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние.
6. Орган, осуществляющий согласование, для нового собственника жилого помещения, которое не было приведено в прежнее состояние в установленном частью 3 настоящей статьи порядке, или для собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по расторгнутому в установленном частью 5 настоящей статьи порядке договору, устанавливает новый срок для приведения такого жилого помещения в прежнее состояние. Если такое жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный срок и в порядке, ранее установленном органом, осуществляющим согласование, такое жилое помещение подлежит продаже с публичных торгов в установленном частью 5 настоящей статьи порядке.

1 марта 2005 года, вступил в силу новый Жилищный Кодекс Российской Федерации. Законодательно вводятся четко очерченные правила переустройства и перепланировки жилых помещений, регламентируется порядок перевода жилых площадей в нежилые и обратно. Этим вопросам посвящены отдельные главы Жилищного Кодекса РФ.

Переустройство и перепланировка жилого помещения.

Основания для этого процесса изложены в главе 4 Жилищного Кодекса Российской Федерации. Законодатель определил основные виды перепланировки и переустройства жилых помещений.

Под переустройством Жилищный Кодекс РФ понимает проведение различных изменений в оборудовании жилого помещения, как - то установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно – технического, электрического или другого оборудования. Не всякое изменение в оборудовании жилого помещения признается переустройством. Основным критерием, в соответствии с которым изменение оборудования жилого помещения может быть признано переустройством, является необходимость внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.

Перепланировка понимается в Жилищный Кодекс РФ как изменение конструктивных особенностей жилого помещения в виде изменения его конфигурации. Аналогично с переустройством перепланировкой является не любое изменение конфигурации жилого помещения, а лишь то, которое требует внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.

Собственники недвижимого имущества в силу различных причин часто переустраивают, достраивают принадлежащие им помещения, не задумываясь о юридических аспектах такой деятельности. На практике, у собственника такого имущества могут возникнуть разнообразные проблемы, вплоть до невозможности отчуждения и регистрации.

Отныне перепланировка и переустройство квартиры возможны только после согласования с органом местного самоуправления и внесения поправок в технический паспорт квартиры.

Статья 26. Жилищного Кодекса РФ дает четкий порядок действий при переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения. В Жилищном Кодексе указано, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления, на территории которого находится жилое помещение.

Определен перечень документов, которые предоставляются собственником в орган местного самоуправления:

1. Заявление о переустройстве.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2005 года № 266, утверждена единая для всей страны форма заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства.

2. Правоустанавливающие документы на жилое помещение. Законодательством разрешено предоставлять подлинники или нотариально заверенные копии.

3. Подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства или перепланировки жилого помещения.

4. Технический паспорт переустраиваемого помещения.

5. Согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя.

В том числе временно отсутствующих членов семьи, в случае если перепланировка или переустройство осуществляется в отношении жилого помещения, занимаемого на основании договора социального найма. В случае если, заявителем является собственник жилого помещения, то предоставление письменного согласия всех членов семьи не являющихся сособственниками не требуется.

6. Заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости осуществления переустройства, если жилое помещение или дом, в котором оно расположено, является памятником архитектуры, истории или культуры.

Очень важным, является тот факт, что данный перечень документов является закрытым. То есть, специалисты на местах, не имеют права требовать дополнительные документы, для принятия решения о перепланировке. Надо отметить, что в старом ЖК перечень этих документов, устанавливался местной властью, в каждом регионе свой. Что вносило много неразберихи и приводило к отсутствию единообразия в решении этой проблемы.

По факту предоставления документов по исчерпывающему перечню, заявителю выдается расписка в принятии документов, с указанием перечня и даты их получения, органом, осуществляющим согласование. Решение о согласовании или отказе должно быть принято в течение 45 дней. Не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия решения о согласовании заявителю выдается документ, подтверждающий принятие того или иного решения. Форма и содержания этого документа единого для всей страны так же установлена Постановлением правительства Российской Федерации от 28 апреля 2005 года.

Данный документ - Решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, является единственным основанием для проведения строительных работ.

Отказать заявителю в переустройстве и (или) перепланировке могут по исчерпывающему перечню оснований. Всего их три:

Не представлены документы из указанного выше списка.

Документы поданы в ненадлежащий орган либо в иной орган, в компетенцию которого не входит решение подобных вопросов.

Проект переустройства и (или) перепланировки не соответствует требованиям законодательства, в том числе техническим регламентам.

Пункт 2 ст. 27 ЖК РФ обязывает органы местного самоуправления при принятии решения об отказе ссылаться на основания указанные в данной статье. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировке также выдается в течение 3 дней с момента принятия такого решения. Данное решение может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

Надо отметить, что действия, описанные выше, не являются достаточными при переустройстве. Завершение переустройства или перепланировки жилого помещения фиксируется в акте приемочной комиссии. По сложившейся практике, приемочная комиссия формируется соответствующим органом местного самоуправления, который принял решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование в организацию по учету объектов недвижимого имущества.

Подробным образом рассмотрена проблема последствий самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки жилого помещения.

Ст. 29 Жилищного Кодекса предусматривает последствия, иными словами, определенные меры ответственности собственника или иного владельца жилого помещения, который произвел переустройство (перепланировку) этого помещения без согласования с соответствующим органом местного самоуправления в порядке, предусмотренном рассмотренной выше ст. 26 Жилищного Кодекса РФ.

По сравнению с ЖК РСФСР норма об ответственности за самовольную перепланировку (переустройство) жилого помещения расширена и дополнена целым рядом новых положений. Ведь прежний ЖК устанавливал единственное последствие самовольной перепланировки (переустройства) - допустившее ее лицо было обязано за свой счет привести помещение в прежнее состояние.

Пункт 1 ст. 29 в отличие от ЖК РСФСР, содержит юридическое определение самовольного переустройства или перепланировки жилого помещения. Самовольное переустройство или перепланировка имеют место всего в двух случаях:

Если отсутствует основание перепланировки (переустройства), т.е. документ, подтверждающий принятие органом местного самоуправления решения о согласовании этих действий. Иными словами, собственник или владелец жилого помещения попросту не прошел процедуру согласования переустройства (перепланировки) жилого помещения;

Если переустройство (перепланировка) проведено с нарушением проекта, который изначально представлялся в орган местного самоуправления вместе с заявлением о переустройстве (перепланировке).

При наличии хотя бы одного из указанных обстоятельств переустройство (перепланировка) признается самовольным.

Согласно п. 2 ст. 29 ЖК РФ лица, виновные в самовольном переустройстве (перепланировке) жилых помещений, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В настоящее время ответственность за данное правонарушение установлена в ст. 7.21 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в соответствии с которой лица, виновные в самовольном переоборудовании жилых домов или жилых помещений, подвергаются административному штрафу в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда.

Лица, виновные в самовольной перепланировке жилых помещений в многоквартирных домах, согласно той же статье подвергаются административному штрафу в размере от двадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда.

Помимо административной ответственности самовольное переустройство (перепланировка) жилых помещений влечет следующие определенные негативные последствия в соответствии с нормами жилищного законодательства.

Так, лицо, самовольно переустроившее жилое помещение, обязано привести данное жилое помещение в прежнее состояние.

Для приведения помещения в прежнее состояние законодатель не установил четких временных рамок, помещение должно быть приведено в прежнее состояние в разумный срок. Под разумным сроком в гражданском праве понимается срок, который необходим и достаточен для проведения какого-либо юридически значимого действия.

Порядок приведения самовольно переустроенного (перепланированного) жилого помещения определяется органом местного самоуправления, на территории которого расположено жилое помещение.

Данная мера ответственности, практически аналогична той, что содержалась в ст. 84 ЖК РСФСР. Но законодатель в новом Кодексе предусмотрел довольно значимую возможность по сохранению жилого помещения в том состоянии, в котором оно оказалось в результате самовольного переустройства или перепланировки.

Так, по решению суда последствия самовольного переустройства (перепланировки) могут быть сохранены, а лицо, его допустившее, освобождается от обязанности по приведению жилого помещения в прежнее состояние.

Следует предположить, что такое решение суда принимается по заявлению собственника или нанимателя жилого помещения, осуществившего самовольную перепланировку.

Суд может принять решение о сохранении последствий самовольной перепланировки в том случае, если не нарушаются права и охраняемые законом интересы граждан либо перепланировка не создает угрозу их жизни и здоровью.

Если же судом не принято такое решение по причине нарушения прав и законных интересов граждан либо в том случае, если с заявлением о принятии такого решения никто не обращался, то обязанность привести жилое помещение в прежнее состояние сохраняется за лицом, допустившим самовольную перепланировку.

В том случае, если такое лицо в разумный срок и в порядке, который определил орган местного самоуправления, не привело жилое помещение в прежнее состояние, то указанный орган обращается в суд с соответствующим иском.

В данной ситуации возможны два варианта судебного рассмотрения. Во-первых, если в суде еще не рассматривался вопрос о возможности сохранения жилого помещения в переустроенном виде, то суд может рассмотреть его после обращения с иском органа местного самоуправления. Если вопрос решается положительно, то собственнику или владельцу жилого помещения разрешается сохранить жилое помещение в переустроенном виде.

Если принятие такого решения невозможно, то суд выносит другое решение, содержание которого зависит от юридического статуса лица, осуществившего самовольную перепланировку. Если это лицо - собственник жилого помещения, то выносится решение о продаже жилого помещения с публичных торгов с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения и с возложением обязанностей по приведению жилого помещения в прежнее состояние на нового собственника.

Если же речь идет о нанимателе по договору социального найма, то выносится решение о расторжении договора социального найма с возложением обязанностей по приведению жилого помещения в прежнее состояние на собственника данного помещения, который является наймодателем по договору социального найма.

Пункт 6 статьи 29 ЖК РФ распространяет свое действие уже на нового собственника жилого помещения либо на собственника-наймодателя. Они после принятия судом указанного решения обязаны привести жилое помещение в прежнее состояние в срок, который для них устанавливает соответствующий орган местного самоуправления.

Если жилое помещение вновь не приведено в прежнее состояние в установленный срок, то данное помещение подлежит продаже с публичных торгов на условиях, предусмотренных п. 5 статьи 29 ЖК РФ, т.е. с компенсацией собственнику стоимости жилого помещения за вычетом расходов на исполнение судебного решения и с возложением на нового собственника обязанностей по приведению жилого помещения в прежнее состояние.

Следует отметить, что в Жилищном Кодексе не делается различий в двух различных видах переделки жилья. Переустройство, например, связано с переносом инженерных и иных коммуникаций или установки новых, перепланировка же меняет конфигурацию внутри жилого помещения. К тому же перепланировка может быть масштабной, затрагивающей несущие конструкции, а может быть и косметической. Но ЖК предъявляет единые требования к инициатором таких работ.

Статья 26. Основание проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме

  • проверено сегодня
  • кодекс от 12.01.2019
  • вступила в силу 01.03.2005

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Сравнить с редакцией статьи от 01.01.2017 02.06.2016 01.01.2013 01.01.2009 01.03.2005

12.08.2014 Добрый день, Евгений. Да. остекление балкона подпадает под ст.26 ЖК РФ - это считается изменение внешнего вида фасада дома, поэтому разрешение вам получать на это необходимо. Без получения соответствующего разрешения вы нарушите

  • сделать дверь с балкона на улицу.

    22.07.2014 Добрый день, Олег. Если получить соответвующие разрешение в органе местного самоуправления, то сделать дверь с балкона можно. Согласно ст.26 ЖК РФ : 1. Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления

  • Возможность устройства межкоридорной перегородки без согласия соседей

    02.05.2014 Добрый день, Павел. На основании п.1 ч.1 ст.26 ЖК РФ : 1. Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: 1) помещения

  • 1. Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

    2. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

    Комментарий к Ст. 25 ЖК РФ

    1. Под переустройством понимается изменение технических характеристик различного оборудования, расположенного в жилом помещении. Это могут быть замена, установка или перенос инженерных сетей и иного технического оборудования. Все указанные изменения должны вноситься в технический паспорт жилого помещения. Это обязательное требование, и в случае, когда внесения в технический паспорт помещения изменений технических характеристик помещения не требуется, эти действия нельзя отнести к переустройству. Например, замена ванны не является переустройством, если новая ванна устанавливается в том же месте, где находилась и старая. Но если потребуется установка ванны в ином месте помещения, то это потребует установки новых труб и соответственно внесения изменений в технический паспорт помещения.

    К переустройству, требующему внесения изменений в технический паспорт, может относиться, например, установка бытовых электроплит взамен газовых плит, или перенос электрических сетей, нагревательных сантехнических и газовых приборов, или устройство новых вентиляционных каналов, или прокладка новых либо замена существующих подводящих и отводящих трубопроводов и устройств для ванной комнаты (установка душевых кабин, стиральных машин повышенной мощности и т.п.).

    2. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения в технический паспорт помещения. К перепланировке могут относиться:

    — перенос, разборка и установка новых межкомнатных перегородок;

    — перенос, увеличение, уменьшение, производство новых и перенос дверных и оконных проемов:

    — устройство дополнительных помещений в квартире (кухонь, туалетов, ванных, кладовок);

    — расширение жилых комнат в квартире за счет вспомогательных помещений.

    В перечисленных случаях меняется только внутренняя конфигурация помещения, т.е. при перепланировке изменения происходят внутри стен помещения, не выходя за их пределы.

    3. Приведенный в комментируемой статье может быть и не исчерпывающий перечень видов переустройства и перепланировки жилого помещения. Но в то же время в результате переустройства и перепланировки жилого помещения требуется внесение изменений в технический паспорт жилого помещения. Отсутствие этого условия при производстве определенных работ означает, что в данном случае нет перепланировки. Если, например, была застеклена лоджия или произведена заменена рамы, то этими действиями не была изменена конфигурация жилого помещения и в технический паспорт не требуется внесения изменений. И, как следствие, нельзя назвать эти действия перепланировкой жилого помещения.

    4. Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, виды которых названы в комментируемой статье, могут производиться в эксплуатируемых жилых помещениях независимо от формы собственности помещения, а также в нежилых помещениях в многоквартирных домах и помещениях, на которые в установленном порядке имеется решение органа местного самоуправления о переводе жилого помещения в нежилое или нежилого в жилое. В реконструируемых жилых домах переустройство и перепланировка производятся в соответствии с планом реконструкции.