Государственный сектор. Государственный сектор, переходная экономика

Государственный сектор. Государственный сектор, переходная экономика

В мировой экономике государственный сектор обычно отождествляют с непосредственным участием государства в производстве, распределении, обмене. Этот сектор выступает в качестве экономической основы, опираясь на которую государство может выполнять свои функции. Очевидно, что в рыночной экономике государству должно быть “выделено” столько производства, распределения, обмена, сколько надо для осуществления его функций. Ни больше, ни меньше.

Государственный сектор экономики – комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и/или местным государственным органам.

Элементы государственного сектора экономики:

1. В сфере производства это государственные и муниципальные предприятия.

2. В сфере распределения это финансы (государственный и местные бюджеты, налоги).

3. В сфере обращения это Центральный банк.

Государственная собственность возникает двумя путями:

1. Государство строит новые предприятия за счет средств бюджета.

2. Государство осуществляет полную или частичную национализацию.

В одних странах государственная собственность возникала первым путем, где государство строило, либо приобретало разоряющиеся хозяйственные объекты (ФРГ, США, Швеция, Япония и др.). в других странах государственный сектор возник в основном в результате национализации ряда отраслей и предприятий (Франция, Италия, Великобритания, Австрия и др.)

Как правило, государственная собственность преобладает в следующих направлениях:

1. Создание за счет средств государственного бюджета малоприбыльных предприятий инфраструктуры, необходимых для функционирования всей экономики (коммунальное хозяйство, энергетика, транспорт, связь).

2. Развитие некоторых отраслей, связанных с НТП (электроника, авиация).

3. Национализация убыточных предприятий (например, предприятий угольной промышленности).

Этот процесс выступает в различных формах. Например, в сфере производства государственное предприятие, наделенное самыми широкими правами и ответственностью, никогда не может быть полностью независимым от государства. Когда какое-то объединение начинает называть себя независимым государственным концерном, то на деле оказывается, что оно является либо независимым, а стало быть, негосударственным, либо государственным, но тогда уже обязательно зависимым. Если налицо последний вариант, то в хозяйственной деятельности предприятия будут присутствовать как рыночные, так и другие нерыночные, государственные мотивы. Именно эти мотивы и несут в себе вирус политизации.



Значительную часть государственного сектора экономики в сфере производства представляют объекты инфраструктуры (в большинстве своем не рентабельные). Другую часть – государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях (где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная).

Доля государственных предприятий значительно варьируется в разных странах, но в названных отраслях она, как правило, высока. Например, в Англии, Франции, Японии, Швеции доля государственных предприятий в сфере почтовых услуг составляет 75%; в сфере электроэнергии, угольной промышленности, железнодорожного транспорта - 50-75%.

На основании всего вышесказанного легко сделать опрометчивый вывод о том, что государство должно производить общественные блага и не должно производить частных. Ни одно из этих положений не является верным: государство не должно производить общественные блага – оно только должно определять сколько каждого из этих благ должно быть произведено. Для того, чтобы обеспечить реальное производство государство может опираться на частных производителей. С другой стороны не существует никакой общей экономической причины по которой государственные структуры не должны производить частные блага.

В целом государственный сектор в сфере производства служит дополнением частного хозяйства там и в такой мере, где и насколько мотивация для частного капитала оказывается недостаточной. В результате государственный сектор служит повышению эффективности народного хозяйства в целом и является одним из инструментов перераспределения ВВП.

Даже в самых идеальных странах мира государство не сумело удержаться в рамках, отведенных ему рыночной экономикой, что стало причиной возникновения многих серьезных проблем.

В условиях рыночной и переходной экономик разгосударствление во многом сводится к сужению сферы государственного предпринимательства.

Разгосударствление – процесс снятия с государства функций прямого хозяйственного управления и передача соответствующих полномочий на уровень предприятий.

Опыт разгосударствления, накопленный в последние годы развитыми и иными странами мира, достаточен для того, чтобы выделить ведущие тенденции этого процесса, которые сводятся к тому, что современное рыночное хозяйство остаётся регулируемым; государство не покидает его, а лишь меняет формы своей деятельности, стараясь получше приспособиться к требованиям рыночной экономики

Наиболее эффективными считаются четыре способа разгосударствления:

1. Либерализация рынков. Для того чтобы сделать рынки более свободными, открытыми, государство идет на снижение или отмену барьеров, препятствующих доступу новых конкурентов (налоговые льготы, облегчение регистрации предприятий, ограничение проникновения в отрасль иностранных конкурентов, меры по демонополизации экономики). В результате растет число фирм, чья продукция поступает на рынке, где ранее доминировали государственные предприятия. Либерализация рынков означает разгосударствление без приватизации.

2. Стимулирование создания и расширение сферы деятельности смешанных предприятий. Это можно сделать с помощью льготного налогообложения или особого режима кредитования. Бывает даже и так, что государство ориентирует свою инвестиционную политику только на те предприятия, где его доля в акционерном капитале ниже ставки процента.

3. Применение мер, предусматривающих постепенную ликвидацию той нерыночной обстановки, в которой пребывают многие предприятия государственного сектора. Имеется ввиду сокращение бюджетных ассигнований, отказ от списания банковской задолженности, отмена налоговых поблажек.

4. Денационализация собственности, т.е. переход государственной собственности в руки частных лиц, банков, кооперативов и прочих элементов экономики. Приватизация (переход акций бывших государственных предприятий в индивидуальную частную собственность) представляет лишь один из многих вариантов денационализации.

В реальной действительности обычно наблюдается переплетение всех способов разгосударствления. Однако главными все же остаются либерализация и денационализация.

Приватизация подразумевает смену собственника посредством передачи, продажи на различных условиях государственной собственности экономическим субъектам.

Способы приватизации:

1. Продажа с аукциона. Аукцион позволяет стать владельцем предприятия физическому или юридическому лицу, предложившему наибольшую цену. Достоинством аукциона является то, что с его помощью государственные предприятия приватизируются в максимально короткие сроки и с существенной финансовой прибылью для государства. Существенным недостатком аукциона является то, что он ограничивает число вероятных собственников, т.к. только действительно богатые люди могут позволить себе участвовать в аукционах. Кроме того, владелец предприятия, купленного на аукционе, не ограничен никакими условиями со стороны государства и может поступать со своей собственностью по своему усмотрению (ликвидировать, перепрофилировать), не согласуясь с интересами общества.

2. Продажа по конкурсу. Конкурсные торги представляют собой продажу государственного имущества частным лицам в соответствии с требованиями и условиями, выдвинутыми государством (обществом). Достоинством такой приватизации является сохранение профиля некоторых важных для общества производств. Недостатком является то, что при проведении конкурсов увеличиваются текущие расходы (содержание специальных комиссий), снижаются доходы от торгов (более низкая цена приватизации из-за наличия определенных требований со стороны государства), требуется более длительный отрезок времени.

3. Акционирование.

· Выкуп акций государственного предприятия менеджерами (“управленческие выкупы”) осуществляется не только за наличные средства управляющих (20-35% покупной цены), но и за счет банковских кредитов, страховых фондов (65-80% покупной цены).

· Продажа акций работникам предприятия повышает их заинтересованность в результатах своей работы, росте производительности труда и прибыльности предприятия.

· Публичная продажа акций населению осуществляется по фиксированной цене. Достоинством такой приватизации является открытость и доступность для участия всем желающим. Недостатком является то, что здесь возможно завышение или занижение стоимости имущества предприятия. Кроме того, продажа акций мелким инвесторам стимулируется льготами (премии для купивших акции в максимально короткий срок, отсрочка платежей за акции, разрешении оплаты акций по частям и др.).

4. Аренда предприятия означает, что юридическое или физическое лицо приобретает часть государственного имущества в пользование на определенный период за определенную плату. Арендатор сам нанимает работников, осуществляет контроль за производством и несет финансовую ответственность за хозяйственную деятельность предприятия.

В обеспечении общих условий функционирования экономики и жизнедеятельности общества, в регулировании социально-экономических процессов важнейшая роль принадлежит государственному сектору. Его роль определяется тем, что государственное регулирование национальной экономики основывается на концепции активного участия государства не только как субъекта регулирования, но и как государства собственника. Сегодня государственный сектор, и об этом свидетельствует мировой опыт, служит и экономической опорой страны и важнейшей сферой государственного регулирования.

В современной литературе экономической направленности понятие «государственный сектор» трактуется неоднозначно, чаще всего под государственным сектором понимают часть экономики страны, представляющей собой комплекс объектов, целиком или частично находящихся в собственности центральных или местных государственных органов и полностью контролируемых государством.

Существуют и другие более расширенные трактовки. Например, государственный сектор рассматривают как многокомпетентный, многоуровневый и многофункциональный комплекс, в состав которого входят государственные предпринимательские структуры (предприятия, учреждения, организации), государственные бюджетные некоммерческие организации и учреждения образования, науки, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, обороны, охраны природы, обеспечения государственной безопасности и т. п., а также та собственность государства, которая не входит в состав имущества, закрепленного за предпринимательскими структурами, например, земля, природные ресурсы и т.п., средства составляющие государственную казну.

Но в любом случае государственный сектор экономики - это важнейшее звено смешанной экономики, включающее комплекс организаций и учреждений, унитарных казенных предприятий, финансовых, золотовалютных, материальных и природных ресурсов, инфраструктурных, социально-культурных и иных имущественных объектов, находящихся в собственности государства.

В системе государственного регулирования экономики государственный сектор занимает особое место. С одной стороны, он выступает как объект государственного регулирования,где государство является собственником, предпринимателем, крупным инвестором, организатором НИОКР , а также потребителем конечной продукции. С другой стороны, государственный сектор - самостоятельный комплексный инструментгосударственного регулирования экономики, обеспечивающий реализацию принимаемых государством мер и решений, касающихся частного (коммерческого) сектора либо затрагивающих интересы нации и экономики в целом.

На сегодняшний день государственный сектор есть во всех странах с рыночной экономикой, но имеет различный удельный вес (по объему выпускаемой продукции, по числу занятых, по количеству предприятий и т. д.), что и предопределяет меру его влияния на экономику страны.


Как правило , государственный сектор охватывает сферы и отрасли, функционирование которых необходимо для экономики страны, но не всегда выгодно с точки зрения частного капитала из-за большой стоимости инвестиционных ресурсов и медленного оборота капитала. Госсектор как бы занимает экономическое пространство, оставшееся от коммерческого сектора, с одной стороны, и регулирует экономическую деятельность последнего, с другой.

Он охватывает отрасли , оставленные ему частным капиталом , в которых невозможно получить даже среднюю норму прибыли. Это капиталоемкие и малоприбыльные отрасли производственной и социальной инфраструктуры, в которых отдача либо невелика, либо наступает через длительное время: энергетика, транспорт, образование, здравоохранение.

Государственный сектор играет огромную роль в НИОКР, вузовской науке, подготовке и переподготовке кадров. В большинстве стран он является ведущим исполнителем научно-исследовательских работ, выполняемых для всех сфер и отраслей экономики за счет государственного финансирования.

Через государственный сектор осуществляется деятельность государства по «оздоровлению» отраслей, переживающих кризис, и по активизации экономики в целом (национализация убыточных предприятий и отраслей, либо отраслей, ускоренное развитие которых повысит конкурентоспособность негосударственного сектора). Нередко государство создает новые объекты, осуществляет реконструкцию и расширение старых в регионах, отраслях, сферах деятельности, куда частный капитал не идет или идет неохотно.

Тем самым государство поддерживает определенную структуру общественного производства, противодействует спаду производства и росту безработицы. Можно сказать, что в условиях рыночной экономики государственный сектор необходим там и в той мере, где рыночный механизм не может, не хочет или недостаточно быстро и эффективно решает общие и частные социально-экономические проблемы.

Государственный сектор используется как инструмент регулирования широкого спектра социально-экономических целей и задач. Наибольшую значимость он приобретает в условиях ухудшения конъюнктуры , депрессии или кризиса.

Например, наличие действенного государственного сектора позволяет решить следующие задачи:

· усилить контроль со стороны государства над важнейшими народнохо-зяйственными процессами;

· повысить общее антикризисное воздействие; регулировать потоки инвестиций;

· упрочить независимость национальной политики государства в промышленности и других отраслях материального производства;

· противостоять иностранному капиталу в стратегически важных областях экономики.

Основными экономическими функциями государственного сектора являются:

Стабилизация экономического развития, достижение сбалансированного роста;

Реализация государственной структурной политики;

Поддержка и стимулирование коммерческого (частного) сектора;

Поддержание определенного уровня цен;

Решение проблем занятости;

Обеспечение внешнеэкономического равновесия;

Обеспечение приоритета социальных целей.

Государственный сектор в лице центрального банка и государственных банков выступает со специальными функциями на финансовом рынке:

Аккумулирует денежные средства и направляет их в сферы, от развития которых зависят экономическая конъюнктура и структура народного хозяйства страны;

Определяет процентные ставки на рынках ссудных капиталов, влияя тем самым на темпы экономического роста;

Осуществляет операции на рынке ценных бумаг, регулируя наличие ликвидных средств и обеспечивая поступление средств в бюджет.

Показателями количественной оценки влияния государственного сектора на экономику являются:

· доля ВНП, ВВП, создаваемого в государственном секторе;

· количество занятых в нем рабочих и служащих;

· удельный вес занятых по отдельным сферам и отраслям народного хозяйства;

· число предприятий госсектора в целом и по отдельным сферами отраслям.

Можно выделить также долю государственного сектора:

· в общем объеме основных фондов;

· общий объем инвестиций, в том числе и по отраслям экономики;

· объем госзаказа, выполняемого государственным сектором;

· общий объем государственных ресурсов, в том числе по отраслям и сферам.

Размеры государственного сектора экономики могут служить критерием экономической роли государства, хотя, конечно же, этот критерий не абсолютен.

Удельный вес государственного сектора в рыночном хозяйстве является величиной переменной, а границы его весьма подвижны. Они определяются в рамках конкретной модели качественным состоянием экономики на данном этапе функционирования. Взаимодействие государственного и частного капитала выражается в чередовании фаз национализации и денационализации. Расширение границ происходит за счет увеличения размеров уже функционирующего капитала, за счет строительства новых объектов, проведения актов национализации.

Как правило, выделяют три пути формирования государственной собственности :

Национализация объектов частной и смешанной собственности;

Создание новых объектов за счет государственных средств;

Выкуп государством объектов у частного капитала.

Разгосударствление экономики может осуществляться различными способами: через либерализацию рынков (т. е. снижение доли государственного участия без сокращения самого государственного сектора); стимулирование создания и расширения сферы деятельности смешанных предприятий с помощью льготного кредитования или налогообложения; создание для государственных предприятий рыночных условий функционирования (сокращение государственных субсидий, отказ от списания банковской задолженности, отмена налоговых льгот); денационализацию, приватизацию.

На практике процесс разгосударствления адекватен приватизации, которая проводится в популярных формах: продажа предприятий в частные руки, выкуп акций государственных предприятий работниками этих предприятий или населением, сдача в аренду и т. д.

Все проводимые в рамках разгосударствления мероприятия обеспечивают сдвиг в соотношении между двумя секторами - государственными частным в пользу последнего.

История формирования государственного сектора, взгляд на его деятельность и его размеры в разных странах различны и подчас противоречивы: в США и Великобритании сильны антигосударственные тенденции, основанные на принципах индивидуализма. Доля государственного производства в экономике США невелика и колеблется в пределах 12 %. Во Франции, Австралии, Германии, Швеции, Нидерландах, Италии - более позитивное видение государства и, соответственно, государственного сектора. В отдельные годы в этих отраслях объем государственного промышленного производства составил до 50 % от общенационального. Тенденция усиления роли государства и государственного сектора возникает как объективное требование, продиктованное необходимостью повышения эффективности экономики.

Возрастающую роль государственного сектора в экономике в наибольшей степени могут характеризовать государственные расходы в ВВП. Наглядно тенденцию изменения государственных расходов за период 1929 - 2000 гг. можно проследить на основе данных таблицы 2.1.

Таблица 2.1.

Уровень государственных расходов ведущих индустриальных стран*

Безусловно , целесообразность существования государственного сектора экономики определяется эффективностью его функционирования.

Эффективность функционирования государственного сектора можно рассматривать с позиции следующих подходов:

· как эффективность функционирования объектов государственной собственности;

· как эффект, получаемый государством от перераспределения ресурсов через госбюджет;

· как эффективность государственных расходов.

С позиции первого подхода оценка эффективности функционировании объектов государственной собственности основывается на:

· рентабельности государственного сектора экономики;

· полезности для общества.

Как правило , в странах с рыночной экономикой предприятия государственного сектора низко рентабельны, даже убыточны. В государственном секторе экономики в большей мере проявляются такие негативные явления, как бюрократизация (например, численность управленческого персонала предприятий, основанных на государственной форме собственности, в два - три раза выше, чем на частных; нередки случаи некомпетентности чиновников); негибкое реагирование на изменения конкурентной ситуации; использование предприятий как инструмента политики и др. На государственных предприятиях, за некоторым исключением, более высоки издержки, чрезмерное привлечение ресурсов и нерациональное их использование.

К основным причинам низкой рентабельности государственного сектора можно отнести:

· сосредоточение предприятий в невыгодных с точки зрения получения прибыли, отраслях;

· использование государственного сектора в качестве инструмента решения социально-экономических проблем;

· высокий уровень социальных расходов;

· отсутствие конкуренции;

· государственное финансирование и т. д.

В рамках государственного сектора можно выделить два типа предприятий - бюрократические и рыночные. Бюрократические отличаются финансированием расходов за счет национального бюджета, высоким уровнем политизированности (что способствует расширению политического вмешательства, порождению коррупции, негибкому механизму использования ресурсов, сдерживающему рост эффективности производства). На предприятиях, где государство выступает как собственник и производитель, экспортер и банкир, наниматель и вкладчик, существует большая опасность его неконкурентоспособности.

Рыночные модели предприятий, основанные на финансовой самостоятельности, заинтересованности в увеличении доходов, оперативной независимости, высоком уровне конкурентоспособности, более жизнеспособны и положительно влияют на социально-экономические процессы.

В экономике развитых стран используются оба типа предприятий, но преимущества второго - очевидны.

При определении эффекта , получаемого государством от перераспределения ресурсов через госбюджет, и оценке эффективности государственных ресурсов на общественные блага, нужно исходить как из прямых, так и побочных эффектов, определять экономическую, социальную и экологическую эффективность государственного сектора.

В целом же наличие государственного сектора в рыночной экономике, выполняющего специфические функции, обеспечивает ее большую жизнеспособность, позволяет реально воздействовать на развитие экономики в заданном направлении, поддерживать эффективность и устойчивость к конъюнктурным колебаниям.

Контрольные вопросы и задания

1. Имеет ли рыночная экономика определенные преимущества?

2. Чем обусловлена объективная необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику?

3. Что следует понимать под государственным регулированием рыночной экономики?

4. Чем определяются границы государственного вмешательства в экономику?

5. Охарактеризуйте государственное peгулирование экономики с позиции различных стран.

6. Какие объективные требования необходимо соблюдать при формировании системы государственного регулирования экономики?

7. На каких общих принципах управления строится система государственного регулирования экономики?

8. Какие основные элементы входят в систему государственного регулирования экономики?

9. Кто выступает в качестве субъектов государственного регулирования и как их можно сгруппировать по причастности к процессу регулирования и по форме участия в нем?

10. Покажите прямые и обратные связи между субъектами государственного регулирования.

11. Что представляют собой объекты государственного регулирования?

12. Выделите группы функций государства в системе государственного регулирования экономики и дайте им характеристику.

13. Что следует понимать под защитой экономического правопорядка и экономической безопасности как функции государства. Раскройте ее содержание.

14. Что представляет собой целевая функция государства?

15. Какова стратегическая цель и задачи устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь?

16. Назовите генеральную цель социально-экономического развития Республики Беларусь в 2005 - 2010 гг.

17.В чем проявляется направляющая и координирующая функция государства и какова ее роль?

18. На что направлены и каково значение распределительной и перераспределительной функций государства?

19. Чем обусловлена и что предопределяет контрольная функция государства?

20. Каковы роль и место государственного сектора экономики в системе государственного регулирования?

21. Назовите основные параметры, характеризующие государственный сектор экономики.

22. Можно ли влиять и каким образом на границы государственного сектора экономики.

23. Какие существуют подходы к оценке эффективности функционирования государственного сектора экономики?

24. Чем объяснить более низкую рентабельность отдельных объектов государственной собственности?

25. Какие типы предприятий можно выделить в рамках государственного сектора экономики?

Если государство не будет вмешиваться в экономические процессы, многие отрасли могут прийти в упадок. Именно потому в противовес частному сектору экономики, где предприятия не подчиняются государству, существует государственный сектор. Государственный и частный сектор экономики уживаются в пропорциях, которые сложились исторически и под действием современных процессов.

Государственный сектор экономики - роли и функции

Существуют отрасли, которые не очень интересны частным предпринимателям. Обычно такие области производства или услуг требуют большие финансовые вложения, а прибыль не покрывает расходов. Либо прибыль можно будет получить нескоро. Такие секторы забирает «под свое крыло» государство, чтобы обеспечивать их бесперебойную работу. Это образование, здравоохранение, природопользование и т.д.

То есть государственный сектор в экономике – это все предприятия, организации и учреждения, которые управляются государственными служащими. Государство представлено не только как , но и собственник.

Главные задачи государственного сектора – обеспечение экономического роста, сохранность национальных богатств. Если какая-то отрасль промышленности находится в кризисном состоянии, то туда направляется дополнительное финансирование. Особенно важна роль государства в периоды упадка экономики. Государство поддерживает определенный уровень цен на некоторые продукты и товары, следит за уровнем безработицы, стимулирует развитие частного бизнеса, устанавливает определенный уровень процентных ставок для регуляции финансового рынка.

Госсектор главенствует в тех областях, где недопустимо частное предпринимательство:

  • нефтеперерабатывающая промышленность;
  • газовая промышленность;
  • электроэнергетика;
  • железная дорога;
  • почта и т.д.

В России управление государственным сектором экономики происходит на двух уровнях:

  • федеральном;
  • региональном (собственность субъектов Российской Федерации).

В федеральной собственности находятся ядерная энергетика, транспорт, производство оружия, космические разработки, транспорт. Региональная власть ответственна за муниципальную собственность. Все остальное контролируется совместно.

Нет плохих и хороших, эффективных и неэффективных моделей государственной экономики. Что в одной стране прижилось и работает, в другой вызывает проблемы экономического развития. Где-то госсектор занимает очень большую часть. Это такие страны, как Греция, Франция. А в некоторых госсектор практически отсутствует. Яркие примеры – Япония и Люксембург. Страны «нащупывают» нужную экономическую модель, опираясь на национальные особенности.

Но в целом все-таки выделяют три модели государственного сектора:

  • западноевропейская;
  • североамериканская;
  • восточноазиатская.

В западноевропейской модели преобладает государственный сектор. Он является генератором эффективности.

В североамериканской модели все действует с точностью до наоборот. Превалирует частный сектор практически во всех областях. Государство сохраняет за собой привилегию наблюдателя. Оно выполняет административную функцию, играет роль социального защитника, а также отвечает за безопасность страны.

Классическим примером североамериканской модели являются Соединенные Штаты Америки и Канада. Западноевропейской – Франция и Португалия. Восточноазиатскую модель представляет Япония и Северная Корея.

Восточноазиатская модель – нечто среднее между двумя описанными моделями. В Японии и Северной Корее два сектора экономики успешно сотрудничают. Настолько, что четкая грань стирается.

Формально в восточноазиатской модели госсектор находится в явном меньшинстве, но составляет с частным сектором симбиоз.

Конечно, во всех правилах есть исключения. Не все страны Европы придерживаются европейской модели. Например, Латвия стремится к приватизации во всех сферах экономики. По латвийским законам может быть приватизировано все, кроме изготовления оружия. Но так как в стране такого производства нет, то абсолютно все может перейти к частному сектору.

Все зависит от того, насколько эффективно в какой-либо стране увеличивать государственный сектор. Если это приносит свои плоды, то вовлеченность государства во многие сферы экономической жизни остается. Если нет – увеличивается частный сектор.

Главный показатель меры вовлеченности государства в экономику – государственные расходы в ВВП.

Государственный сектор экономики представляет собой совокупность предприятий и организаций, находящихся в государственной собственности и финансируемых из государственного бюджета. Границы государственного сектора в переходной экономике довольно подвижны. Из-за набирающей силу корпоратизации и приватизации предприятий существует большое разнообразие смешанных государственно-частных структур. В настоящее время статистика большинства стран с переходной экономикой обычно исключает из рамок госсектора предприятия, находящиеся в процессе приватизации, причем даже в тех случаях, когда доля государственной собственности в их капитале остается значительной. Поэтому общий объем государственного имущества за счет государственных пакетов акций и далей в капитале смешанных предприятий оказывается гораздо больше, чем собственно государственный сектор.

Отношение к государственному сектору экономики и после десятилетия рыночных реформ остается одним из наиболее спорных вопросов. Начало рыночной трансформации в большинстве стран было связано с ультралиберальными настроениями в отношении к государству как собственнику и в оценке возможности эффективного функционирования государственных предприятий. В надеждах на чудеса приватизации правительства постсоциалистических стран явно недооценили потенциал госкапиталистической модели компаний в переходной экономике. Сейчас понятно, что причиной этому скорее были политические предпочтения, чем трезвый экономический расчет.

В общем виде государственный сектор можно представить как совокупность элементов, которые связаны между собой принадлежностью к государственной собственности, выполняющая свои функции для достижения установленных государством целей. В ряде случаев, чтобы очертить сферу деятельности государственного сектора экономики, используются критерии общественной полезности, общественной активности. Однако содержание указанных критериев может меняться.

Некоторые авторы под понятием государственной собственности подразумевают предприятия, принадлежащие государству полностью или частично (смешанная собственность), а под государственным сектором объем вмешательства государства в экономическую жизнь. В рамках данного подхода рассматривает расширенная трактовка государственного сектора, согласно которой он представляет собой совокупность ресурсов экономики, находящихся в распоряжении государства. При этом ресурсы, которыми распоряжается государство - это не только организации, находящиеся в его собственности, но и финансовые ресурсы государства, необходимые для выполнения предписанных ему функций. В первом случае речь идет о запасе ресурсов, во втором - об их потоке. /1, C.55/.

Другие авторы, понимают под государственной собственностью все материальное и нематериальное имущество, находящееся в распоряжении государства, а под государственным сектором совокупность государственных организаций и учреждений, либо комплекс хозяйственных объектов, целиком или частично принадлежащих центральным и местным государственным органам. Однако однозначно утверждать истинность только одной из данных точек зрения достаточно сложно.

Из проведенного анализа видно, что хотя категории государственный сектор и государственная собственность являются взаимопересекающимися, однако они не идентичны. государственный муниципальный общественный

Вместе с тем в научных публикациях встречается расширенная трактовка госсектора, помимо хозяйственных систем, осуществляющих экономическую деятельность, включают все уровни законодательной и исполнительной власти, занимающиеся управлением и регулированием экономики, а также обеспечивающая их система финансов. В этом случае функции государственного сектора в экономике отождествляется с государственными функциями регулирования экономики.

В современных условиях особо следует обратить внимание на принадлежность к государственному сектору информационных ресурсы, которые выступают в современной экономике в качестве объекта собственности. Трудно переоценить роль данного ресурса в повышении эффективности всей экономической системы страны.

Государственный сектор экономики представляет собой, таким образом, системно структурированное множество взаимосвязанных элементов, выполняющих определенные функции в интересах достижения установленных государством целей. Их реализация осуществляется посредством государственного регулирования, которое становится составным элементом системы организации функционирования современной рыночной экономики и управления ею.

Итак, из всего выше перечисленного можно сделать вывод о том государственный сектор является определяющим и необходимым звеном для всей страны в целом. Понятие государственного сектора носит сложный многоаспектный характер, ввиду неоднозначности определения структуры государственного сектора. Понятие государственного сектора включает в себя множество экономических, правовых отношений. На сегодняшний день наиболее актуально применение расширенной трактовки госсектора, включающей в себя ресурсную базу, все уровни законодательной и исполнительной власти, систему финансов, госкомпании и госкорпорации, госпредприятия.

Как было показано в предыдущем параграфе, в середине прошлого века государственный сектор развитых стран стремительно рос. И хотя сегодня наблюдается стабилизация удельного веса общественного сектора в экономике, его размеры по-прежнему велики. Попытки объяснить причины масштабных изменений, произошедших с общественным сектором, разнообразны, однако в основном они, по мнению Д. Мюллера, исходят из двух принципиально разных концепций государства. Так, первая концепция основана на предположении, что государство существует для реализации потребностей своих граждан, его политика отражает предпочтения избирателей, и все действия, осуществляемые государством, должны и могут быть направлены на повышение благосостояния его граждан. Вторая концепция, напротив, рассматривает государство как отделенную от общества структуру, представляющую главным образом интересы тех, кто непосредственно причастен к функционированию этой структуры. Имеются в виду политики и государственные служащие .

Сразу оговоримся, что названные концепции, хоть и исходят из разных предположений, не противоречат, а дополняют друг друга. Рассмотрим последовательно шесть встречающихся в литературе основных вариантов объяснений роста государственных расходов. Первые три из них отражают первую концепцию, которая, условно говоря, ставит гражданина выше государства, тогда как последние три соответствуют второй концепции, ставящей государство над гражданами.

Изменения в параметрах спроса на общественные блага

Если рассматривать государство как поставщика общественных благ, и предположить, что индивиды предъявляют спрос на эти блага, то спрос будет зависеть от "цен" общественных благ, доходов потребителей, их вкусов и предпочтений. Тогда изменение любого из перечисленных факторов может повлечь за собой изменение спроса на предоставляемые общественные блага.

Изменение предпочтений и запросов индивидов – одно из самых распространенных объяснений роста государственных расходов. По мере трансформации традиционного общества в индустриальное и сопутствующей этому урбанизации, неизбежно происходит усложнение экономической деятельности, изменение структуры производства и занятости, уровня и качества жизни населения. Эти изменения требуют расширения государственного присутствия не только в форме регулирования хозяйственной деятельности, но и в области производства новых благ. Возрастают потребности в услугах образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, требуются новые элементы инфраструктуры, более жесткие меры в отношении регулирования внешних эффектов. С развитием экономики возникают новые виды деятельности (например, электронная торговля, мобильная связь), в которых рынок сам по себе не может функционировать эффективно. Как следствие, появляются новые потребности в государственном регулировании, что вызывает расширение общественного сектора.

Для проверки гипотезы о влиянии предпочтений населения на рост общественного сектора проводились специальные эконометрические исследования. Для оценки связи между изменениями предпочтений индивидов и ростом государственного сектора в качестве объясняющей переменной обычно использовался уровень урбанизации. Последний, в свою очередь, чаще всего измерялся плотностью населения. Некоторые из подобных исследований подтверждали гипотезу о положительном влиянии урбанизации на величину государственных расходов , тогда как Мюллер и Мюррелл такого подтверждения не нашли, а Родрик , напротив, обнаружил отрицательную зависимость. Таким образом, однозначно оценить влияние урбанизации на удельный вес государственного сектора в экономике пока не удалось.

Отметим, однако, что изменения в предпочтениях и запросах, выражающиеся в росте спроса на общественные блага, могут оцениваться с помощью других показателей, напрямую не связанных с уровнем урбанизации. Так, в частности, Родрик объясняет рост общественного сектора потребностями в страховании от внешних рисков, связанных с резкими колебаниями экспортных и импортных цен. Согласно результатам его эмпирических исследований, рост общественного сектора в странах с открытой экономикой был обусловлен относительно высокими рисками резких изменений в доходах населения и уровне занятости. Родрик утверждал, что во многих развивающихся странах рост занятости в общественном секторе, относительно более стабильной, чем в частном, выполняет, по сути, функцию страхования значительной части населения от потери работы и дохода.

Предпочтения потребителей могут меняться и под действием внешних обстоятельств. Так, например, английские исследователи Пикок и Вайзман (Peacock, Wiseman) предположили, что в сложные периоды (войны, природные катаклизмы и т.д.) граждане осознают потребности страны, вызванные новыми обстоятельствами, и готовы идти на жертвы в виде повышенного налогообложения. Они понимают, что это необходимо для обеспечения безопасности и производства соответствующих благ. Однако когда кризисные явления проходят, налоги не снижаются до прежнего уровня. Данное явление Пикок и Вайзман назвали эффектом замещения : даже если уровень налогов снижается после устранения внешней угрозы, он все равно будет выше изначального уровня. Дело в том, что государственные расходы, связанные с чрезвычайной ситуацией, заменяются новыми расходами, например, на восстановление экономики. За время кризисов люди привыкают к высоким налогам, впоследствии появляются новые "сверхзадачи", связанные, например, с социальными проблемами, ранее привлекавшими меньше внимания. Это становится оправданием сохранения и даже увеличения того уровня общественных расходов, который первоначально представлял собой реакцию на чрезвычайные обстоятельства.

Изменения в доходах. Одно из объяснений опережающего роста государственного сектора строится на предположении, что спрос на общественные блага высокоэластичен по доходу. Эта гипотеза предполагает, что по мере насыщения потребностей в базовых частных благах (пища, одежда и т.п.), индивиды склонны наращивать потребление общественных благ (нечто подобное происходит с предметами роскоши – с ростом дохода их доля в суммарном потреблении увеличивается). Для того чтобы с увеличением доходов население предпочитало все большую их долю тратить на общественные блага, необходимо, чтобы эластичность спроса на эти блага по доходу была больше, чем 1. Эмпирические проверки данной гипотезы ее, как правило, не подтверждают. Однако стоит учитывать, что большинство исследований тестировали данную гипотезу не на динамических рядах за длительный период, а на перекрестных данных по штатам либо округам в США в течение короткого временного интервала. Соответственно, непосредственным предметом оценки выступали не постепенные изменения во времени, а различия между территориями. Кроме того, поскольку в США основные социальные программы перераспределительного характера осуществляются на федеральном уровне, полученные оценки могут быть сильно занижены. Проведение межстрановых исследований может быть также затруднено, поскольку для корректной оценки в них потребовалось бы учитывать разницу в стоимости оказания государственных услуг, а также сопоставимо оценивать изначальный (базовый) уровень потребления общественных благ. Мюллер совместно с Мюрреллом на основе международной статистики смогли подтвердить зависимость опережающего роста госрасходов от доходов в экономике, однако полученные значения объясняли лишь небольшую часть фактически наблюдаемых изменений. Таким образом, данный фактор, хотя и несомненно играет определенную роль, не является единственно значимым.

Изменения в ценах и "Болезнь Баумоля". Рост удельного веса общественного сектора в экономике может быть связан не столько с увеличением потребления общественных благ в физическом выражении, сколько с опережающим ростом их относительной стоимости. Баумоль выдвинул тезис, согласно которому проблема состоит в отставании производительности в общественном секторе по сравнению с частным. Такое объяснение интуитивно кажется правдоподобным, если учитывать, что большинство общественных благ представляют собой услуги (образование, здравоохранение и т.д.). Поскольку рост производительности в современной экономике во многом обусловлен технической модернизацией, в том числе автоматизацией, он больше затронул сферу производства материальных благ, тогда как сфера услуг в целом и государственных услуг в частности остается чрезвычайно трудоемкой, а затраты на оплату труда, как правило, довольно быстро растут. Кроме того, государство зачастую выступает в роли монополиста, предоставляющего услуги в обмен на средства, собранные из налоговых поступлений. В таких обстоятельствах повышение производительности стимулируется гораздо слабее, чем на конкурентном рынке. Проблема еще более усугубляется тем, что потребители государственных услуг, как правило, не имеют представления о реальной цене единицы конкретной услуги, и не могут отказаться платить эту цену в форме налогов.

Эмпирические исследования подтверждают наличие "эффекта Баумоля" в государственном секторе многих стран . Расчеты, проведенные в разное время на данных США, Швейцарии, Австрии, Австралии, Бельгии, Канады, Италии, Нидерландов, Норвегии, Великобритании подтвердили, что значение ценовой эластичности спроса на общественные блага превышают по модулю единицу.

В России попытка протестировать "болезнь Баумоля" была предпринята А. Я. Рубинштейном . Оценки, проведенные им для концертных организаций, театров и музеев показали, что, начиная с 1996 и по 2010 г. производительность труда в сфере культуры стабильно сокращалась, тогда как заработная плата росла, и даже порою более высокими темпами, чем средняя в экономике. В работе показано, что опережающий рост заработной платы в исполнительских искусствах приводит к росту затрат и, соответственно, увеличению удельного дефицита доходов театров, концертных организаций и в целом исполнительских искусств.

Некоторые исследования показывали, что "болезнь Баумоля" объясняет две трети роста общественного сектора. Однако по оценке Бьюкенена отставание производительности в общественном секторе является скорее самостоятельной проблемой, чем причиной роста государственных расходов.