Государственный кадастр недвижимости. Государственный кадастровый учёт

Государственный кадастр недвижимости. Государственный кадастровый учёт

Сен 11, 2015 11:15

grudeves_vf97s8yc

Сфера кадастрового учета и госрегистрации имущественного права в современном формате была создана в 1997-1998 году с появлением Роскадастра. Чуть позже появилась структура, государственный кадастр недвижимости (ГКН), а также ЕГРП (Единый государственный реестр права). Каждая структура выполняла свою роль, при этом зачастую дублировали деятельность друг друга. До 2017 года, чтобы получить государственные услуги из Росреестра, приходилось дважды дублировать подачу одних и тех же документов в Росреестр.

С появлением нового ФЗ-218 было принято решение об объединении двух структур государственный кадастр недвижимости и ЕГРП. Теперь, любой собственник имущественного права обращается в Роскадастр, заполняет одно заявление на получение двух услуг. В конечном итоге заявитель получает выписку из ЕГРН, которая является, согласно новому закону, единственным официальным документом, который подтверждает ваше право собственности и постановку на кадастровый учет в Росреестре. В новом законе также определено, что все сведения по выписке из ЕГРН носят публичный характер и получателем сведений может быть любое физическое лицо.

Особенности работы нового государственного кадастра недвижимости

С одной стороны ГКН упразднён, а с другой стороны подразделению расширили полномочия и функции. Теперь государственный кадастр недвижимости, совместно с ЕГРП, осуществляет:

  • Реестр всех объектов недвижимого права.
  • Реестр сведений по правам и ограничениям по каждому кадастровому участку.
  • Реестр данных о границах участков в пределах России по территориальным делениям.
  • Реестр кадастровых дел, с доступом к ним заинтересованных лиц.
  • Реестр кадастровых карт.
  • Учётный регистр по документам Роскадастра.

Как видно, теперь ГКН объединил несколько структур, которые выполняют определённые действия по кадастровой недвижимости, в соответствии с требованиями нового ФЗ – 218, который был принят Государственной Думой в 2015 году, а полностью вступил в силу с 2017 года. Заметим, что некоторые положения закона были внедрены ранее. Так, с июля 2015 года перестали выдавать свидетельства о прохождении госрегистрации.

Имеют ли силу старые документы, выданные ГКН

В законе нет положения об аннулировании ранее выданных документов из Росреестра. Вместе с этим есть ряд замечаний, которые необходимо учитывать при совершении любых операций с недвижимостью:

  • Для любой новой сделки с недвижимостью, необходимо заказывать новый кадастровый документ, сейчас это выписка из ЕГРН.
  • Рекомендуется каждые 3-5 лет обновлять сведения из Роскадастра, путём заказа выписки из ЕГРН.
  • Все обновления в реестре производятся автоматически, и любое заинтересованное лицо только самостоятельно может обратиться в Росреестр и получить необходимый пакет документов. Росреестр не обязан уведомлять собственника об изменениях в статусе недвижимости.
  • До 2020 года вся кадастровая стоимость должна пройти проверку и пересмотр на предмет несоответствия, рекомендуется собственникам права самостоятельно подать сведения по уточнённой кадастровой стоимости недвижимости.

Обратите внимание, за выдачу любых сведений из кадастра, как в электронном виде, так и на бумажном носителе взимается государственная пошлина в установленном размере. Закажите необходимый тип документа на нашем ресурсе!

" Объекты недвижимости - индивидуально-определенные вещи.
Индивидуализация - это процесс, связанный с наделением обезличенных вешей индивидуализирующими признаками. В результате объект получает характеристики, позволяющие однозначно выделить его из состава другого недвижимого имущества. Индивидуализация недвижимости производится посредством государственного кадастрового и технического учета.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных сведений о недвижимом имуществе. Кадастровый учет земельных участков и инвентаризация объектов капитального строительства (зданий, строений, сооружений, жилых и нежилых помещений) требуется для государственной регистрации прав, что необходимо для участия объектов в гражданском обороте.
Государственный кадастр недвижимости - систематизированный свод сведений об учтенном в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Следует заметить, что в отличие от прежнего правового регулирования, когда кадастровый учет земельных участков и технический учет иных объектов недвижимости имели разное юридическое значение и различное регулирование, в настоящий момент действует единое регулширование и единая процедура кадастрового учета, предусмотренная Федеральным законом от 24 июля 2007 г. №221- ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (Закон о кадастре) в соответствии с которым и осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

Еще по теме Государственный учет объектов недвижимости (кадастровый I учет земельных участков и технический учет (техническая инвента- . ризация) объектов):

  1. Государственный кадастровый учет объектов недвижимости
  2. Глава 5. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ. ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО. КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ
  3. В.А. ЕРШОВ. ВСЕ О ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ. КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ, ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ, КУПЛЯ-ПРОДАЖА, АРЕНДА, НАЛОГИ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (С учетом изменений земельного законодательства, в том числе не вступивших в силу), 2009
  4. Правовое регулирование земельных отношений Объекты земельных отношений. Земельные участки как объекты гражданских прав

Государственный кадастровый учёт - это сбор данных об объектах недвижимости, их характеристиках, свойствах. Целью кадастрового учёта является придание земельным участкам, строениям и прочим жилищным объектам признаков товара с определением цены.

В обязанности государственных органов, уполномоченных совершать действия в отношении недвижимого имущества, входит также внесение соответствующих записей в государственный реестр.

Зачем нужен кадастровый учёт? Кадастровый учёт это внесение сведений о недвижимом имуществе в государственный кадастровый реестр. Цель учётных записей - подтверждение того, что данная недвижимость действительно существует или она прекратила своё существование. Федеральная служба государственной регистрации, картографии и кадастра несёт ответственность за сведения, находящиеся в государственном реестре.

При обращении в Росреестр, чтобы поставить на учёт недвижимость, государственная пошлина не взимается. Пошлина назначается только при получении кадастрового паспорта.

Что подлежит учёту для планирования государственных доходов

Любое государство существует благодаря поступлениям в виде налогов с доходов работающих предприятий, а также от других налоговых отчислений. Чтобы правильно планировать хозяйственную деятельность, необходимо вести точный учёт государственной собственности. К государственному имуществу относятся следующие ресурсы:

  1. Средства производства.
  2. Капитальные фонды.
  3. Здания, строения.
  4. Земельные участки.

Основные операции по кадастровому учёту

Государственный кадастровый учёт является одним из основных пунктов учёта, который утверждается специальной службой государственной регистрации картографии и кадастра.

Действия по проведению кадастрового учёта:

  • сбор данных об исследуемом объекте недвижимости;
  • описание его свойств и основных характеристик;
  • внесение полученных сведений в государственный реестр;
  • отслеживание происходящих изменений и внесение соответствующих поправок;
  • исключение объектов из госреестра.

Регистрация объектов недвижимости и цель проведения учёта

Многих владельцев недвижимости интересует, для чего нужен кадастровый учёт. В соответствии с рекомендациями Федерального Закона № 221 «О государственном кадастровом учёте недвижимости», вошедшего в действие 24.06. 2007, регистрация объектов недвижимости свидетельствует не только об их существовании. В главе 1 закона определяется также цель проводимого учёта.

Основания, которые позволяют учитывать конкретный объект:

  1. Действительное существование объекта.
  2. Создание.
  3. Возникновение.
  4. Формирование.
  5. Прекращение его существования.
  6. Внесение поправок в записи, если изменяются характеристики, свойства и признаки объекта.

С какой целью производится учёт?

  • чтобы придать индивидуальность каждому объекту перед его внедрением в жизнь (перед продажей, дарением, наследованием и пр.);
  • присвоить ему кадастровый номер;
  • подтвердить фактическое существование объекта или наоборот - прекращения его существования.

Особенности формирования объектов недвижимости

Объекты, которые необходимо вносить в государственный реестр в соответствии с требованиями Федерального Закона:

  1. Земельные наделы, участки, территории.
  2. Частные дома.
  3. Сооружения, здания.
  4. Жилые помещения.
  5. Участки земли со строениями.

Термин формирование - это документальное описание, оформление недвижимого объекта. В процессе формирования определяются и описываются следующие черты объекта:

  1. Существенные признаки, свойства и характеристики.
  2. Особенности каждой составной части.
  3. Границы.
  4. Размеры.
  5. Очертания формы.

При формировании все полученные данные фиксируются в соответствующем документе - кадастровом паспорте. Далее объект записывается в государственный реестр и ему присваивается порядковый номер. Формирование относится к обязательному условию, при котором объект недвижимости становится на кадастровый учёт.

По общим требованиям Закона о кадастровом учёте, где описывается принцип формирования недвижимости, между уполномоченным представителем государственного органа и настоящим владельцем недвижимости заключается договор. Договором предусматривается выполнение следующих пунктов:

  • подготовка документации;
  • подача заявления;
  • составление текста договора;
  • выявление, определение, согласование границ, размеров, составных частей участка;
  • описание уникальных свойств, характеристик, признаков конкретного участка, земельного надела, или иного объекта недвижимости;
  • заключительная часть;
  • составление акта формирования.

Формирование обязательно проводится при наступлении следующих обстоятельств:

  1. Если объект возник впервые.
  2. Объекты разделились.
  3. Произошло слияние нескольких объектов недвижимости.
  4. Незавершённое строительство, поступившее в оборот.
  5. Сдача в эксплуатацию.
  6. Изменение свойств и характеристик.
  7. Прекращение существования (снос).

Как ставится объект на кадастровый учёт

Частный дом, общественное здание или др., которые построены, но не прошли официальную регистрацию и не сформированы в виде объектов недвижимости, не допускаются к государственному учёту. Говоря проще, после оформления установленных документов, объекты недвижимости обязательно нужно зарегистрировать в кадастровой палате. Если документы не оформлены, то дома к регистрации не готовы.

К примеру, сложные объекты - это земельные участки со строящимися жилыми строениями. В данном случае сам участок является учтённым объектом, который учтён в государственном реестре, потому что он обладает всеми признаками недвижимости: у него есть границы, его цели и назначение описаны, а, вновь возводимое, здание - ещё нет. Его ещё не сдали в эксплуатацию, поэтому товаром оно не признано.

Оно не обладает признаками, стоимостью, завершённостью и многими другими необходимыми характеристиками. К регистрации оно не готово. Как только оно поступает в оборот, становится товаром, назначается его стоимость, его нужно обязательно зарегистрировать.

Конструкции технического назначения, которые входят в общедомовое хозяйство и находятся в отдельном ограниченном помещении, объектами недвижимости не являются. К ним относятся: лестничные площадки, помещения подъездов, лестничные пролёты и марши, лифтовые кабинки и пр.

Особенности технического учёта

Технический учёт - это инвентаризация недвижимости и её формирование, как объекта. Он составляется перед оформлением кадастрового учёта. При составлении технического учёта производится оформление специальной документации, описывающей признаки, характеристики и свойства объекта недвижимости.

Заказчик подаёт заявление на проведение технического и кадастрового учётов - в комплексе. После этого подписывается совместный договор. При составлении технического отчёта проводятся инвентаризация и формирование недвижимого объекта (описываются его признаки, свойства и характеристики).

По окончании мероприятий по техническому учёту, объект должен быть учтён в кадастровой палате - ему присваивается кадастровый номер, заказчик получает документы, которые свидетельствуют о государственной регистрации.

Имея информацию о кадастровом номере, клиент может получить план земельного участка.

Как проходит постановка объекта на кадастровый учёт

По действующему государственному Закону о недвижимости, владелец имущества подаёт заявление в уполномоченный орган. Заявление должно быть написано собственноручно и оформлено в установленной форме. При невозможности собственноручного написания данного заявления, оно пишется личным представителем и заверяется нотариально одновременно с доверенностью.

К заявлению в обязательном порядке дополнительно прикладываются правоустанавливающие документы, заверенные у нотариуса или в местных муниципальных организациях. Сюда включены следующие бумаги:

  • межевой план участка;
  • документы, согласованные с владельцами участков, расположенных по соседству;
  • справки из бюро технической инвентаризации - БТИ;
  • акты о проведённой технической инвентаризации;
  • документы, которые подтверждают право на собственность.

Согласно требованиям государственного Закона о кадастре недвижимости, уполномоченная организация обязана произвести постановку объекта недвижимости на учёт в течение ближайших 20 дней. Постановка на кадастровый учёт одинакова для всех недвижимых объектов, независимо от их размеров, форм собственности или других факторов.

Если объект недвижимости без хозяина, т.е. собственник не установлен, отсутствует или вообще отказался от права на владение, объект должен быть поставлен на государственный кадастровый учёт на основании заявления от местной власти, на чьей территории находится этот участок или строение.

По закону собственник данного недвижимого имущества должен быть установлен в течение одного года. Иначе, муниципальная власть имеет право через суд присвоить её, т. е. обратить в свою собственность.

Кадастровый учёт объекта капитального строительства

При постановке на учёт объекта капитального строительства, например многоэтажного дома, необходимо приложить к пакету документов дополнительно разрешение на ввод его в эксплуатацию. Каждое отдельное помещение (квартира) должно быть зарегистрировано индивидуально. А затем регистрируется всё здание с включением прилегающего общего имущества.

Особенности постановки на учёт незавершённого строительства

Для незавершённого строительного объекта необходимо выполнить следующие условия:

  1. Получение прав собственности.
  2. Соблюдение всех необходимых условий в соответствии с требованиями действующих строительных норм и правил СНиП.
  3. Подтверждение того, что земельный участок, где ведётся строительство, принадлежит владельцу объекта строительства (находится в его собственности).

При невыполнении хотя бы одного из перечисленных пунктов строение не будет поставлено на кадастровый учёт.

Приостановка процедуры кадастрового учёта

Встречаются случаи, когда работники службы Росреестра временно приостанавливают обработку поданного заявления. Это происходит по следующим причинам:

  1. Выявление несоответствий предоставленных сведений об объекте, кадастровым данным, внесённым ранее.
  2. Нехватка необходимых документов в поданном пакете.
  3. Ошибки в заявлении для кадастрового учёта.
  4. При обустройстве образуемого участка создаются затруднения проезда или прохода к местам общественного пользования.
  5. Вновь образованный участок отличается по занимаемой площади от проектной документации более чем на 10%.
  6. Его граница пересекает территориальную зону, общественное образование муниципалитета или прочий населённый пункт.
  7. Граница участка нарушает границу соседнего земельного надела, данные о котором имеются в государственном реестре.
  8. Объект полностью или частично совпадает с нахождением другого помещения.

Специалисты кадастрового органа обязаны изучить перечисленные недочёты и выявить причины возникновения обнаруженных ошибок. Это могут быть технические сбои, а также некорректное выполнение своих обязанностей кадастровым инженером или органами учёта.

Эти исследования также относятся и к другим объектам, которые находятся рядом с данным участком. Например, может оказаться, что ошибки были допущены ранее при установке границ муниципальных образований.

В решении о том, что данный объект недвижимостиневозможно охватить кадастровым учётом, указывается причина и соответствующие ссылки на действующее законодательство. Там же излагаются рекомендации о возможности её устранения или о необходимости доработки документов.

Заявитель должен быть проинформирован о приостановке регистрации в течение пяти дней. Если он не согласен с таким решением государственного реестра, подаётся исковое заявление в суд.

В каких случая заявителю отказано в кадастровом учёте?

Сотрудники Государственного реестра отказывают заявителям в кадастровом учёте объектов недвижимости в следующих случаях:

  1. Человек, который подаёт заявление, не имеет на это права.
  2. Заявленный объект не является недвижимостью.
  3. Технический план или межевой документ подписан не уполномоченным лицом (не кадастровым инженером).
  4. В законодательстве нет соответствующих действий с участками или помещениями, которые указаны в заявлении.
  5. Истечение срока приостановления учёта (в среднем 3 месяца), а причины не устранены.
  6. Недействительна схема размещения участка на плане.
  7. В ответе от другого ведомства содержится информация о том, что запрашиваемый документ отсутствует.
  8. В состав участка входят территории, относящиеся к землям различных категорий.
  9. Выявление попыток изменить назначение земельного участка.
  10. Нет обособленности помещения от других комнат в рамках одного здания.

Заявитель получает отказ в приостановке или проведении кадастрового учёта с обязательным указанием причины, повлёкшей этот отказ. При этом указывается ссылка на действующее законодательство.

Заключение

Регулирование имущественных отношений, связанных с вопросами по недвижимости, в том числе и кадастровый учёт, производится в соответствии с Земельным, Гражданским, Лесным и Жилищным Кодексами.

Перед осуществлением мероприятий с недвижимым имуществом необходимо предварительно осведомиться, какой вид недвижимости распространяется на данный объект. В каждом конкретном Кодексе установлен свой порядок действий при оформлении недвижимости. Поэтому регистрировать недвижимость и проводить её кадастровый учёт нужно в соответствии с рекомендациями, нормами и порядками в рамках действующего Кодекса.

По всей стране действуют принципы единства технологий осуществления государственного кадастра недвижимости. Это говорит о том, что вся поступающая информация вносится своевременно, она является доступной нуждающимся в ней ведомствами гражданам. Сведения, находящиеся в государственном кадастре, неприкосновенны. Изъятие или уничтожение из него любой документациикатегорически запрещено.

Время ожидания при личном обращении в госреестр строго регламентировано - не должно быть более 15 минут.

Кадастровому учёту подлежат различные виды строений, земельные участки, незаконченное строительство.