Государственные и муниципальные финансы вкл звено. Звенья финансовой системы относящиеся к общегосударственным финансам:(6). Финансовые планы
экономических субъектов

Государственные и муниципальные финансы вкл звено. Звенья финансовой системы относящиеся к общегосударственным финансам:(6). Финансовые планы экономических субъектов


Введение…………………………………………………………………….4

1.1 Финансовая система государства и ее структура. Понятие и сущность государственных и муниципальных финансов……………….6

1.2 Место и значение государственных и муниципальных финансов в финансовой системе государства………………………………………………..9

2 Анализ места государственных и муниципальных финансов в финансовой системе Российской Федерации………………………………….13

3 Тенденции развития государственных и муниципальных финансов в Российской Федерации………………………………………………………….21

Заключение..................................................................................................23

Список использованной литературы…………………………………….24

Введение

Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы.

Финансовые отношения существуют объективно, но имеют конкретные формы проявлений, соответствующие характеру производственных отношений в обществе. В современных условиях формы финансовых отношений претерпевают серьезные изменения.

Практическая и теоретическая актуальность проблемы места государственных и муниципальных финансов в современных условиях представляется совершенно очевидной.

В практическом плане актуальность данной проблемы определяется тем, что в условиях экономической нестабильности государственные и муниципальные финансы призваны стать в руках органов власти основным инструментом государственного регулирования экономики. В настоящее время политика государства в области финансов оказалась весьма несовершенной.

Радикальные преобразования, происходящие в экономике и социальной сфере России, делают чрезвычайно актуальной задачу целенаправленного использования финансов в интересах развития страны, ее регионов и муниципальных образований. Решение данной задачи требует нахождения реальных путей усиления воздействия финансов на общественное производство, получения с их помощью высоких экономических и социально значимых результатов.

Как в самом общественном воспроизводстве при определяющем значении производства все его звенья взаимосвязаны и взаимодействуют, так и финансы в совокупности элементов экономики и их взаимодействии составляют единство этой экономики.

Целью данной курсовой работы является выявление места государственных и муниципальных финансов в финансовой системе государства. Данная цель подразделяется на следующие задачи:

рассмотрение структуры финансовой системы государства, сущности государственных и муниципальных финансов,
определении их места и роли в финансовой системе государства;

анализ места государственных и муниципальных финансов как составляющих финансовой системы государства;

выявление направлений дальнейшего совершенствования данной
формы организации финансов.

Предметом исследования является определение места государственных и муниципальных финансов в финансовой системе государства.

Объектом исследования являются государственные и муниципальные финансы как форма организации финансовой системы государства.

1 Государственные и муниципальные финансы

1.1 Финансовая система государства и ее структура. Понятие и сущность государственных и муниципальных финансов.

Финансовая система - система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и организаций .

Ее структура включает:

1) Государственные финансы: бюджеты различных уровней государственной власти и управления, органов местного самоуправления, бюджеты внебюджетных фондов, государственные и муниципальные займы;

2) Страхование как особая отрасль финансовых отношений, связанная с формированием целевого страхового фонда для целей реализации страховой защиты при наступлении страхового случая. Осуществляется в обязательной и добровольной формах по пяти отраслям;

3) Финансы организаций различных форм собственности. Связаны с государственными финансами денежными отношениями по поводу уплаты налогов и других обязательных платежей, а также по поводу распределения бюджетных субсидий и кредитов для организаций.

Это основные элементы финансовой системы, объединяющие субъектов, владеющих финансовыми ресурсами.

Обеспечивающие элементы:

    Банковская система. В РФ включает два уровня: Банк России и коммерческие банки;

    Специализированные финансово-кредитные организации: негосударственные пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды, лизинговые компании и др.;

    Биржевая система включает фондовые, товарные и валютные биржи. Осуществляет перераспределение финансовых ресурсов через ценные бумаги и др.;

    Внебиржевой поток;

5) Средства технических коммуникаций.

Также можно представить финансовую систему следующим образом Рисунок 1)

Рисунок 1 - Структура финансовой системы государства

Государственные и муниципальные финансы есть совокупность регламентированных государством перераспределительных денежных отношений по формированию и использованию денежных доходов, необходимых для выполнения им важных стратегических задач.

Благодаря разному функциональному назначению звеньев государственных и муниципальных финансов , государство может оказывать разностороннее влияние на экономические и социальные процессы, происходящие в обществе, добиваться приемлемого решения отраслевых и территориальных проблем .

Важным методологическим фактором является определение принципов организации и функционирования государственных и муниципальных финансов, позволяющее выявить направления воздействия финансов на развитие государственного и муниципального секторов экономики, выработать критерии их функционирования.

Государственные и муниципальные финансы опираются на информационные потоки. Принятие государственных решений основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен как в момент принятия решения, так и в процессе контроля за ходом его выполнения. Эта информация содержится в оперативной и статистической отчетности, договорах и соглашениях, расчетных документах и т.п.

Государственные и муниципальные финансы имеют четкую целевую ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решение государственных и муниципальных задач.

1.2 Место и значение государственных и муниципальных финансов в финансовой системе государства

Государственные и муниципальные финансы являются частью финансовой системы РФ, охватывают часть денежных отношений, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование государственных и муниципальных фондов денежных средств, необходимых для выполнения общественных функций и задач. Определение места государственных и муниципальных финансов в системе финансов государства позволит впоследствии проанализировать их роль в этой системе.

Для понимания места государственных и муниципальных финансов в финансовой системе государства необходимо четко понимать из каких звеньев они состоят. Для этого обратимся к рисунку 2 и охарактеризуем каждое из звеньев .

Рисунок 2 – Структура государственных и муниципальных финансов

Важнейшим звеном финансовой системы страны является бюджетная система, представляющая собой совокупность самостоятельных бюджетов, в основе которой лежит определенный тип экономических отношений и государственного устройства. Финансы государственных органов власти в соответствии со структурой федерального устройства государства двухуровневые. Они охватывают финансы федеральных органов власти (федеральные финансы) и финансы органов власти субъектов Федерации (региональные финансы).

Финансы муниципальных органов власти, представляющие собой низовое звено финансов властных структур, выделены в самостоятельный структурный уровень.

С учетом федерального, регионального и муниципального уровней финансовая система федеративного государства может рассматриваться как трехуровневая или трех звеньевая.

Финансы властных структур каждого уровня включают бюджет, внебюджетные фонды, кредит и финансы государственных и муниципальных предприятий соответствующего уровня подчиненности.

Строение бюджетной системы зависит от административно-территориального устройства страны и полномочий отдельных органов власти.

Бюджетную систему страны принято подразделять на уровни. Это связано с существенными различиями между органами власти, которым соответствуют эти уровни. Административно-территориальное устройство страны предполагает подчиненность одних органов власти другим и разную степень их самостоятельности в бюджетно-финансовой сфере.

1.2.1 Государственный бюджет

Центральным элементов финансовой системы страны является государственный бюджет. Бюджет служит для аккумуляции финансовых ресурсов и их использования на выполнение основных функций государства. Таким образом, бюджет является инструментом экономической и социальной политики, служит для перераспределения части валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов.

В Бюджетном кодексе РФ 1998г. Статья 6 бюджет понимается как “форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления”.

Основное назначение бюджета заключается в том, что он позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства и использовать их для финансирования различных программ. Однако, помимо этой важнейшей задачи, бюджет выполняет и ряд других функций. К их числу относятся:

1. контрольная функция . Бюджет позволяет осуществлять контроль за действиями исполнительной власти, который может осуществляться в различных формах – со стороны специализированных органов, наделенных контрольными полномочиями (например, Счетная палата), со стороны вышестоящей организации и др. В странах с развитыми демократическими традициями важное значение отводится общественному контролю, для развития которого принимаются специальные программы повышения прозрачности бюджетной системы. Бюджет принимается как закон и тем самым накладывает ограничения на действия правительства. В нем законодательно закреплены лимиты отдельных статей доходов и расходов, которые государство должно четко соблюдать при проведении социально-экономической политики.

2. информационная функция . Бюджет – это индикатор текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Структура его доходной и расходной части позволяет судить о приоритетах государственной политики, масштабах влияния на нее отдельных групп интересов. Более того, поскольку закон о бюджете на очередной год составляется как плановый документ, он выступает как прогноз будущей экономической ситуации. Его разработка сопровождается прогнозными расчетами основных показателей развития страны, на которые ориентируются не только государственные учреждения, но и организации негосударственного сектора экономики, а также простые граждане. Закладываемые в закон о бюджете планово-прогнозные показатели формируют в обществе определенные ожидания, которые могут быть как позитивными, так и негативными.

3. институционализация общественных предпочтений . В демократических государствах принятию закона о бюджете обязательно предшествует его рассмотрение в парламенте. На этом этапе в составленный правительством законопроект вносятся корректировки с учетом мнений депутатов, представляющих интересы своих избирателей. Таким образом, структура бюджета отражает общественные предпочтения в отношении государственной политики. Посредством механизмов представительной демократии эти предпочтения воплощаются в конкретных цифрах доходных или расходных статей.

Государственные и муниципальные финансы являются важным звеном любой финансовой системы. Они тесно связаны с кредитной, банковской и страховой системами. Государственные финансы - важный элемент финансового рынка. Посредством государственных финансов осуществляется также взаимодействие между странами, развивается мировое хозяйство. Поэтому, не имея представлений, что такое государственные финансы, как они функционируют, трудно судить и о том, как в целом работает финансово-кредитная система любой страны.

Государственные и муниципальные финансы - это основа деятельности государства и органов местного самоуправления. Вряд ли можно представить государство, в руках которого не было ни единого рубля. Только располагая достаточным количеством денежных средств, государство может осуществлять социальную политику, поддерживать отдельные отрасли хозяйства, проводить научные исследования или обеспечивать обороноспособность.

Государственные финансы - это мощный рычаг макроэкономического регулирования. Посредством умелого использования этого инструмента государство может решать самые разные задачи: регулировать темпы экономического роста, поддерживать стабильность денежной единицы, регулировать уровень ссудного процента, сглаживать конъюнктурные колебания.

В России государство только начинает осваивать этот важный экономический инструмент. После принятия Бюджетного кодекса РФ работа по составлению и утверждению бюджета приобрела строго регламентированные и законные рамки. Что касается исполнения бюджета, особенно контроля за использованием бюджетных средств, то эта работа, по большому счету, только начинается. Российское государство еще не научилось в должной мере строить такую налоговую систему, которая бы в полной мере учитывала и одновременно согласовывала разные интересы, представленные в обществе. Оно еще не привыкло по-хозяйски и рационально распоряжаться своими доходами, не научилось оптимизировать свои расходы в условиях ограниченного количества ресурсов. Недостаточен опыт и в области управления государственным долгом, неконтролируемый рост которого чуть было не вверг страну в ситуацию суверенного дефолта в 1998 г.

Много сделано за последние годы в области межбюджетных отношений. Однако до сих пор предлагаются и отрабатываются многочисленные модели взаимосвязей бюджетов разных уровней, разные схемы распределения расходных и доходных полномочий, без которых трудно надеяться на то, что жизнь большинства граждан в городах, поселках, мегаполисах или областях будет спокойной и обеспеченной.

Все эти проблемы свидетельствуют о том, что система государственных и муниципальных финансов в России развивается. Она меняется, совершенствуется, становится более зрелой. Многое уже устоялось, стало обыденным. Но многое еще предстоит изменить. В этих условиях важно не только зафиксировать то положительное, что достигнуто, что прочно вошло в практику, но и наметить направления, по которым в будущем должно идти совершенствование системы государственных и муниципальных финансов.


Сущность и функции государственных и муниципальных финансов. Важнейшим звеном финансовой системы являются государственные и муниципальные финансы, обеспечивающие органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией РФ и другими законодательными актами.

Сущностьгосударственных и муниципальных финансов состоит в том, что они охватывают ту часть денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости созданного в обществе совокупного продукта, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и местными органами власти своих функций.

В Российской Федерации, исходя из федеративного устройства, государственные финансы включают два уровня: финансы федеральных органов власти и финансы органов субъектов РФ (их 89). Муниципальные финансы являются низовым звеном и выделены в самостоятельный структурный уровень (рисунок 3).


Рисунок 3 - Структурный уровень государственных и муниципальных финансов

Все три уровня государственных и муниципальных финансов тесно связаны между собой и образуют единую систему.

В структуре государственных и муниципальных финансов главным элементом выступают взаимосвязанные бюджеты трех уровней - федерального, регионального (субъекта РФ) и местного.

Эти взаимосвязи обусловлены неравномерностью развития различных территорий и недостаточностью средств региональных и местных бюджетов. Поэтому для достижения сбалансированности бюджетов существует система перераспределения средств между бюджетами разных уровней.

Государственные и муниципальные финансы играют важную экономическую, социальную, политическую роль и выполняют несколько функций.

Прежде всегоэто функцияперераспределения. Благодаряэтой функции происходит концентрация денежных средствв руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Функция перераспределения осуществляетсячерез систему централизованных фондов. Ее результатом является:

1) перераспределение доходов рентабельных отраслей в отрасли с низкой рентабельностью(например, из промышленности в сельское хозяйство);

3) перераспределение доходов между различными социальными и группами населения;

4) перераспределение доходов между различными территориальными образованиями.

Регулирующаяфункция государственных и муниципальных финансов связана с образованием и использованием бюджетного фонда.

Бюджетный фонд образуется за счет налогов, займов, доходов от государственной собственности. Через налоги государство может либо сдерживать экономическую активность и частное потребление, либо, наоборот, стимулировать их. Тоже касается государственных займов, производительное использование которых может стимулировать рост национальною дохода, а непроизводительное отвлекать и без того дефицитные ресурсы на выплату процентов но долгам. Формирование государственной собственности способствует развитию инфраструктуры и сферы общественных услуг, необходимых для нормального функционирования национального хозяйства и обеспечения доступности общественных благ для всех слоев населения. С другой стороны, приватизация сферы общественных услуг (коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование и др.) может сдерживать потребление отдельных групп населения, что приводит к снижению их уровня жизни.

Использование бюджетного фонда осуществляется через целевые расходы. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех участников воспроизводственного процесса путем распределения бюджетных средств по разным направлениям деятельности государства и сферам общественного хозяйства. Таким образом достигается сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных, с точки зрения государства, направлениях хозяйственной деятельности. Осуществляя бюджетные расходы, государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, проводить социальные преобразования. Большое влияние на экономику страны бюджетный фонд способен оказывать благодаря тому, что он может использоваться в интересах ускорения научно-технического прогресса. Создание принципиально нового механизма бюджетного финансирования науки, совершенствование государственной системы подготовки и переподготовки кадров, использование льготного налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и тому подобные бюджетные меры призваны стимулировать научные открытия и новые технические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство, а в итоге - служить катализатором ускорения научно-технического прогресса.

Контрольнаяфункция государственных и муниципальных финансов позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства и местных органов власти, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Следует говорить о контрольной функции государственных и муниципальных финансов в узком и широком смысле. В узком смысле контрольная функция реализуется по следующим направлениям:

1) контроль за правильностью и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;

2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

3) контроль за целевым и эффективным использованием финансовых ресурсов, осуществляемый на основе составления плановых и отчетных смет образования и расходования денежных средств.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через формирование и использование фонда денежных средств государства происходит отражение экономических процессов, протекающих в структурных звеньях экономики. Благодаря этому бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

Широкое понимание контрольной функции государственных и муниципальных финансов сводится к сравнению результатов финансовой политики государства с поставленными целями и установленными критериями. Таким образом, речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования.

Государственные финансы являются важнейшим звеном финансовой системы, обеспечивающие органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией РФ и другими законодательными актами.

Сущность государственных финансов состоит в том, что они охватывают ту часть денежных отношений, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и местными органами власти своих функций.
В РФ, исходя из федеративного устройства, государственные финансы включают два уровня: финансы федеральных органов власти и финансы органов субъектов РФ (их 89). Муниципальные финансы являются низовым звеном и выделены в самостоятельный структурный уровень. Все три уровня государственных финансов тесно связаны между собой и образуют единую систему.

В структуре государственных финансов главным элементом выступают взаимосвязанные бюджеты трех уровней – федерального, регионального (субъекта РФ) и местного. Эти взаимосвязи обусловлены неравномерностью развития различных территорий и недостаточностью средств региональных и местных бюджетов.

Государственные финансы играют важную экономическую, социальную, политическую роль и выполняют несколько функций:

Перераспределения функция – происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Функция перераспределения осуществляется через систему централизованных фондов. Ее результатом является:

1) перераспределение доходов рентабельных отраслей в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство);

3) перераспределение доходов между различными социальными группами населения;

4) перераспределение доходов между различными территориальными образованиями.

Регулирующая функция связана с образованием и использованием бюджетного фонда. Он образуется за счет налогов, займов, доходов от государственной собственности. Через налоги государство может либо сдерживать экономическую активность и частное потребление, либо, наоборот, стимулировать их.
Использование бюджетного фонда осуществляется через целевые расходы. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех участников воспроизводственного процесса путем распределения бюджетных средств по разным направлениям деятельности государства и сферам общественного хозяйства. Таким образом достигается сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных, с точки зрения государства, направлениях хозяйственной деятельности. Осуществляя бюджетные расходы, государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, проводить социальные преобразования.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства и местных органов власти, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.
Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через формирование и использование фонда денежных средств государства происходит отражение экономических процессов, протекающих в структурных звеньях экономики. Благодаря этому бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

Финансы как общественные отношения, возникающие при создании и использовании определенных фондов денежных средств, отличны друг от друга, но и вместе с тем имеют некоторые общие черты, позволяющие объединить их в отдельные, относительно обособленные подсистемы. В свою очередь каждую подсистему образует совокупность групп экономических (финансовых) отношений, выделенных по определенному признаку. Все подсистемы образуют единую финансовую систему.

В финансовую систему государства входят две подсистемы:

  • 1. совокупность финансовых институтов, каждый из которых представляет собой группу однородных экономических отношений, взаимосвязанных по формам аккумуляции или распределения денежных средств;
  • 2. совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих непосредственную финансовую работу.

Наличие различных институтов в рамках финансовой системы связано с тем, что финансы охватывают своим воздействием всю экономику страны и обслуживают многообразные потребности общественного развития. Каждый из финансовых институтов способствует образованию и использованию соответствующего денежного фонда. Вся совокупность правовых институтов, регулирующих формирование, распределение и использование фондов денежных средств, образует рассматриваемую подсистему, которая отражает особенности развития государства в условиях перехода к рыночной экономике.

В литературе финансовая система, структура ее правовых институтов определяется авторами по-разному.

В юридической литературе взаимосвязанные звенья, входящие в финансовую систему Российской Федерации, представлены следующими фондами денежных средств:

  • 1. Бюджетная система, в состав которой входят федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и бюджеты органов местного самоуправления.
  • 2. Государственные внебюджетные фонды. Через эти фонды реализуется политика государства по осуществлению обязательного социального страхования, которое является частью системы социальной защиты граждан. Социальное обеспечение по возрасту предоставляется через Пенсионный фонд Российской Федерации; обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца и в других предусмотренных законодательством случаях -- через Фонд социального страхования Российской Федерации. Бесплатная медицинская помощь и охрана здоровья финансируются Федеральным фондом обязательного медицинского страхования. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности и не входят в состав бюджетов каких-либо уровней. Взносы в эти фонды отнесены к федеральным налогам и сборам, поэтому на них распространяются все положения налогового законодательства. Внебюджетные фонды в финансовой системе России созданы в соответствии с Законом «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса ». Главная причина их создания - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода.

Решение об образовании внебюджетных фондов принимает Федеральное Собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления. Фонды должны поддерживать специальными финансовыми ресурсами важнейшие отрасли и сферы народного хозяйства (например, фонды НИОКР), а также оказывать социальную помощь гражданам РФ (за счет различно создаваемых социальных фондов).

Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными.

Они имеют, как правило, строго целевое назначение. К доходам внебюджетных фондов относятся: специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;

  • -отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций; средства бюджета;
  • -прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;
  • -займы, полученные фондом у Центрального Банка РФ или коммерческих банков.

В Российской Федерации с 1992 г. начало действовать более двух десятков внебюджетных социальных и экономических фондов, в том числе социальные: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС), Государственный фонд занятости населения РФ (ГФЗН), фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд обязательной социальной поддержки населения и др.; экономические - Федеральный и территориальные дорожные фонды, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ, фонды финансового регулирования и др.

В федеральный бюджет включаются средства следующих внебюджетных фондов: Федерального дорожного фонда РФ, Федерального экологического фонда РФ, Фонда социального развития Департамента налоговой полиции РФ, Фонда развития таможенной системы РФ, Государственного фонда борьбы с преступностью и др. Для учета доходов и расходов этих фондов в Центральном Банке РФ и Главном управлении федерального казначейства Минфина РФ открываются специальные бюджетные счета, руководство которыми возлагается на государственные органы, уполномоченные управлять средствами этих фондов.

Законодательным (представительным) органам субъектов Федерации рекомендовано также консолидировать в соответствующих бюджетах средства территориальных дорожных фондов и других внебюджетных фондов, образованных по решениям властей указанных органов.

Необходимость объединения внебюджетных фондов с соответствующими бюджетами вызвана недостаточным финансовым контролем за поступлением и использованием их ресурсов, поскольку налоговые органы по существу ответственности за эти средства не несут.

Рассмотрим в качестве примера Пенсионный фонд Российской Федерации.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением.

Важнейший принцип любого пенсионного фонда - солидарная ответственность поколений. Он преследует цель обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени (нынешние работники содержат вчерашних, завтрашние - возьмут обеспечение нынешних) и в пространстве - где бы человек ни жил (даже за границей), он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем.

Средства Пенсионного фонда формируются по Положению о Пенсионном фонде РФ за счет трех главных источников: страховых взносов работодателей, страховых взносов работающих и ассигнований из федерального бюджета.

Часть средств поступает в результате капитализации (вложений в ценные бумаги) временно свободных средств.

Кроме того, Фонд привлекает добровольные взносы юридических лиц. При отсутствии средств он может использовать кредиты банков.

Страховые взносы - преобладающие доходы ПФР. Их плательщиками являются:

  • -работодатели - российские и иностранные юридические лица;
  • -крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • -общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; предприниматели без образования юридического лица; граждане, занимающиеся частной практикой (адвокаты, нотариусы, охранники, детективы);
  • -работающие граждане, в том числе пенсионеры и инвалиды; религиозные объединения и находящиеся в их собственности предприятия, объединения, учреждения, созданные для осуществления их уставных целей.

Не являются плательщиками страховых взносов:

  • -воинские формирования РФ - по денежному довольствию военнослужащих, лиц рядового и начальствующего составов органов внутренних дел и федеральных органов налоговой полиции;
  • -общественные организации инвалидов, а также принадлежащие им на правах собственности предприятия, объединения, учреждения, созданные для осуществления уставных целей.

Все плательщики (за исключением работающих граждан) обязаны зарегистрироваться в ПФР. Вновь созданные юридические лица и другие плательщики регистрируются в качестве субъектов страховых взносов в тридцатидневный срок со дня их учреждения. Банки открывают счета плательщикам при предъявлении ими документов, подтверждающих регистрацию, что они являются плательщиками внебюджетного фонда. Налогооблагаемой базой для расчета страховых взносов служит начисленная оплата труда по всем основаниям для работодателей, в том числе колхозов, совхозов, предприятий по производству сельскохозяйственной продукции, а также граждан, использующих труд наемных работников, в то время как для крестьянских (фермерских) хозяйств и граждан, занимающихся частной практикой, - доход. В состав начисленной оплаты труда включаются все виды вознаграждений в денежной и натуральной формах (за сверхурочную работу, работу в выходные дни и т.п.) независимо от источников финансирования. Правительство РФ Постановлением от 19 февраля 1996 г. утвердило перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ПФР, а именно: выходное пособие при прекращении трудового договора, денежная компенсация за неиспользованный отпуск, средний заработок, выплачиваемый на период трудоустройства работникам, уволенным по сокращению численности или ликвидации организации; льготы и компенсации гражданам, подвергшимся воздействию радиации; материальная помощь, оказываемая в связи с чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения ущерба, причиненного здоровью; стоимость льгот по проезду отдельным категориям работников; стоимость выдаваемых в соответствии с законодательством спецодежды, обуви других средств индивидуальной защиты; компенсация женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком; доходы по ценным бумагам (дивиденды, проценты и тд.), получаемые от участия работников в управлении собственностью; страховые платежи по договорам обязательного государственного личного страхования и др.

Страховые взносы (тарифы) устанавливаются в зависимости от категории плательщиков. Средства ПФР используются на выплаты государственных пенсий, пенсий военным, инвалидам, компенсации пенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 6 лет и другие цели, а также на пособия пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС. В условиях инфляции пенсии гражданам России пересматриваются в сторону повышения, несколько приближая их к темпам роста цен. Устанавливаются также минимальные пенсии.

Руководство ПФР осуществляет Правление и его постоянно действующий орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально-государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование расходов органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств.

  • 3. Фонды, консолидированные в бюджете. Это специальные фонды, аккумулированные в бюджетах различных уровней. Создание целевых фондов возможно на федеральном уровне (например, Фонд Министерства РФ по атомной энергии), а также на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления. Каждый такой фонд образуется в соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов. Средства целевого бюджетного фонда используются по отдельной смете.
  • 4. Внебюджетные децентрализованные фонды. К ним относятся: а) отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды, б) финансы государственных и муниципальных организаций и предприятий (ресурсовые фонды государства). Примером первых может служить Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, созданный Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1996 г. В качестве ресурсных фондов государства выступают внебюджетные фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые создаются за счет отчислений предприятий и организаций независимо от форм собственности в размере до 1,5% себестоимости реализуемой продукции (работ, услуг). Следует иметь в виду, что система целевых фондов находится в состоянии перманентного развития и преобразования.
  • 5. Фонды страхования. Одной из функций государства является образование резервных фондов для покрытия расходов по страховым случаям (стихийные бедствия, эпидемии и т. п.). Методом привлечения денежных средств в эти фонды служат платежи по обязательному и добровольному страхованию, имущественному и личному. В настоящее время получает широкое распространение коммерческое страхование, связанное с покрытием рисков от предпринимательской деятельности.
  • 6. Кредит (государственный и банковский). Государственный кредит -- это деятельность государства по получению взаймы средств от юридических, физических лиц и других государств. Кредитование осуществляется через размещение государственных займов, других ценных бумаг и денежно-вещевых лотерей. Банковский кредит -- это деятельность по привлечению вложений вкладчиков на условиях возвратности, срочности и возмездности, а также расходования средств путем выдачи кредитов на тех же условиях. Активность государства в качестве заемщика служит индикатором состояния его финансов. Чем больше объем позаимствований, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом. Чем выше доля государственного долга в ВВП, тем глубже кризис финансов государства. Огромный государственный долг России как внутренний, так и внешний свидетельствует о кризисе финансов страны.

Обеспечением государственного долга России служат все активы, находящиеся в распоряжении Правительства РФ. Долговые обязательства Российской Федерации могут выступать в форме кредитов, полученных правительством, государственных займов или других долговых обязательств, гарантированных Правительством.

Государственный внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам национально-территориальных образований Российской Федерации, если они не были гарантированы Правительством РФ.

Форма долговых обязательств национально-государственных и административно-территориальных образований РФ и условия их выпуска определяются самостоятельно на местах.

В зависимости от места размещения займы делятся на две группы: внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа.

Кредиторами по внутренним займам выступают юридические и физические лица, являющиеся резидентами данного государства. Займы обычно предоставляются в национальной валюте. Для привлечения средств выпускаются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы.

Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения.

Кредитная деятельность РФ на мировой арене регулируются Федеральным Законом «О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям», принятым Государственной Думой.

В настоящее время Российская Федерация является крупным заемщиком как внутри страны, так и на международной уровне.

В качестве заемщиков средств федерального бюджета выступают российские предприятия и организации-юридические лица и органы исполнительной власти субъектов РФ.

Предоставление ссуд юридическим лицам в период осуществления ими структурной перестройки осуществлялось в соответствии с Указом Президента РФ «О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета» от 8 июля 1994 г. № 1484.

В соответствии с «Порядком контроля за целевым использованием средств краткосрочной финансовой поддержки», контроль за соблюдением договора о предоставлении бюджетной ссуды возлагался на Министерство финансов РФ через его органы - Казначейство и Контрольно-ревизионное управление и их аппарат на местах.

Контролирующие структуры особое внимание должны обращать на целевой характер использования средств. Запрещается помещение средств на депозитные счета в качестве кредитных ресурсов, их использование для покупки свободно конвертируемой валюты (за исключением необходимости приобретения импортных материалов), их отвлечение на другие финансовые операции. В случае выявления фактов нецелевого использования ссуды Министерство финансов РФ принимает меры по ее досрочному возврату и взысканию процентов за пользование ссудой.

Внешние ссуды. Это кредиты, предоставляемые Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, по которым у иностранных государств, их юридических лиц и международных организаций возникают финансовые обязательства перед РФ как кредитором.

7. Финансы хозяйствующих субъектов. Данный вид финансов включает финансы коммерческих предприятий и организаций (нефинансовые предприятия, кредитные организации) и финансы некоммерческих организаций.

Финансовая система может быть представлена также как совокупность трех основных звеньев:

1. Государственные финансы, которые объединяют: федеральный бюджет, бюджет субъектов Федерации, бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов, денежные средства Банка России, денежные средства государственных унитарных предприятий и государственных учреждений. Бюджет оказывает наибольшее воздействие на отрасли хозяйства и учреждения непроизводственной сферы в процессе финансового планирования. Будучи основным финансовым планом образования и использования государственного фонда денежных средств, бюджет связан со всеми предприятиями и организациями.

Государственный бюджет выполняет функцию организатора распределительных процессов в народном хозяйстве. Хотя через бюджет перераспределяется не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства, он влияет на размеры накоплений, определение оптимальной структуры доходов по финансовым планам предприятий и отраслей хозяйства.

В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными и децентрализованными фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в финансовых планах предприятий, а также степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы и прежде всего федерального бюджета Российской Федерации.

В процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью народного хозяйства. В условиях перехода на рыночные механизмы значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использовании усиливается. муниципальный финансы капитал фискальный

В условиях углубления рыночных реформ основные задачи бюджетной политики состоят в следующем:

  • 1) удержать экономику от спада производства;
  • 2) обеспечить финансовую стабилизацию. Для этого необходимо, прежде всего, предпринять неотложные меры к укреплению денежного обращения как основы успешного проведения экономических реформ. Только в условиях устойчивого и хорошо функционирующего денежного обращения возможно реализовать связи между всеми участниками и составными частями хозяйственного механизма;
  • 3) стимулировать инвестиционную активность, добиваться увеличения доли накопления в национальном доходе;
  • 4) сократить непроизводительные расходы бюджета на государственные дотации отдельным отраслям сферы материального производства;
  • 5) укрепить доходную базу бюджета за счет совершенствования налогообложения и усиления контроля за полнотой уплаты налогов;
  • 6) создать систему действенного финансового контроля за эффективным и целенаправленным использованием государственных расходов;
  • 7) усилить контроль за величиной государственного долга, подчеркивается, что основные задачи бюджетной политики состоят в полноценном финансировании социальной сферы, стимулировании инвестиционной активности, безусловном выполнении государством своих финансовых обязательств.
  • 2. Местные финансы охватывают местные бюджеты, муниципальные внебюджетные фонды, денежные средства муниципальных банков, денежные средства муниципальных унитарных предприятий и учреждений, разовые добровольные сборы средств граждан.
  • 3. Частные финансы -- это денежные средства юридических лиц и иных организаций, основанных на праве частной собственности, и денежные средства физических лиц.

Термин «финансы» происходит от латинского слова finis, означающего конец, окончание, а именно завершение платежа, оконченный расчет. Позднее от finis произошло слово financia (финансы), обозначающее денежный платеж.

Таким образом, финансы - исторически сложившаяся экономическая категория. Она возникла с развитием товарноденежных отношений. Исходным условием возникновения финансов является товарное производство, опосредованное денежными отношениями.

Финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений, их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономике. На поверхности общественной жизни финансы существуют как движение наличных и безналичных денежных средств. В отличие от денег, выполняющих роль всеобщего эквивалента, финансы являются экономическим инструментом распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, а также средством контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Финансы - экономические отношения, связанные с формированием, распределением и потреблением централизованных и децентрализованных денежных средств для выполнения функций и задач государства.

Особое положение в финансовой системе принадлежит государственным и муниципальным (местным) финансам, что обусловлено их специфическим назначением - обеспечить органы государственной власти и местного самоуправления (МСУ) денежными средствами, необходимыми для выполнения возложенных на них функций.

Государственные и муниципальные финансы - это денежные отношения, возникающие в ходе формирования и использования денежных средств органами государственной власти и МСУ.

С помощью государственных и муниципальных финансов органы государственной власти и МСУ осуществляют регулирование социальных процессов, оказывают влияние на развитие приоритетных отраслей экономики, сглаживают различия в уровне социально-экономического развития отдельных территорий страны и др.

Современная рыночная экономика представляет собой смешанную систему, в которой тесно взаимодействуют механизмы общественного и частного регулирования. Экономической основой, на которой держится вся система государственного участия в хозяйственной жизни страны, являются государственные финансы. Это важнейший инструмент реализации экономической политики правительства. Можно сказать, что сама экономическая политика больше чем наполовину состоит из финансовой и денежно-кредитной.

Государственные финансы являются важнейшим рычагом, с помощью которого правительство оказывает влияние на весь процесс производства и распределения. Государственные финансы можно определить как совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов, управляемых государственными органами с целью обеспечения общегосударственных и социальных потребностей.

Государственные фонды образуются главным образом за счет изъятия через налогообложение части доходов из других подсистем финансовой системы. В состав государственных финансов входят различные обособленные звенья.

Ведущую роль в системе государственных финансов играют межбюджетные отношения. Они складываются на федеральном, региональном и местном уровнях. Посредством межбюджетных отношений государство формирует значительную часть национального дохода.

Г осударство не только формирует финансовые ресурсы, но и осуществляет расходы. Эти два процесса тесно связаны между собой и выражаются в таких экономических формах, как государственные доходы и государственные расходы.

Состав государственных финансов представлен на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Состав государственных финансов в РФ

Финансы региона - неотъемлемая составная часть финансовой системы страны. Их содержание и социальноэкономические функции определяются теми же характеристиками, что и для финансов страны в целом, а их роль отличается лишь спецификой тех задач управления, которые реализуются на данном - региональном или местном - уровне федеративной структуры государства с учетом сложившейся и нормативно закрепленной системы распределения полномочий и ответственности Федерации, ее субъектов и институтов МСУ.

Являясь инструментом проведения региональной социально-экономической политики, финансы региона должны способствовать развитию производства, росту занятости, привлечению инвестиций, в т. ч. в те отрасли, которые являются приоритетными с точки зрения текущих и долговременных задач функционирования регионального хозяйственного комплекса.

Финансы региона в их социальной функции должны обеспечить необходимыми жизненными ресурсами те группы населения, которые по возрасту или иным причинам не в состоянии участвовать в процессе материального производства, но должны иметь гарантированный материальный доход.

В настоящее время заметна тенденция к усилению социальных функций региональных финансов. Это связано с тем, что в последние годы основное бремя финансирования затрат социального характера перемещается именно на систему региональных и местных финансов.

Основная особенность финансов региона заключается в том, что здесь действуют как бы три самостоятельные финансовые подсистемы - государственная, в т. ч. самого субъекта РФ; муниципальных образований, конституционно независимых от государства, а также отдельных юридических и физических лиц, прежде всего, хозяйствующих субъектов. Первые две подсистемы традиционно относятся к категории централизованных финансов (бюджетная система и централизованные внебюджетные фонды); третья подсистема - к категории децентрализованных финансов.

Финансы частных юридических и физических лиц, естественно, не находятся в прямой юрисдикции региональных или местных органов власти, однако в значительной степени также являются объектом управления, объектом региональной финансовой политики через инструменты налогообложения, бюджетного финансирования социальных сфер, финансирования регионального и муниципального заказа.

Таким образом, поскольку в конечном счете все подсистемы финансов региона находятся на одной и той же территории и исходят из интересов одних и тех же жителей региона, такое разделение, естественное для условий многоукладного рыночного хозяйства, не должно препятствовать консолидированному участию этих подсистем в решении местных социально-экономических проблем. Разница лишь в принципах действия, зоне действия и степени ответственности каждой из подсистем. Единое поле деятельности всех финансов региона диктует и единый критерий оценки управления региональными финансами - улучшение экономической и социальной ситуации в регионе.

Важнейшим звеном финансовой системы РФ являются местные финансы, обеспечивающие органы местного самоуправления (ОМСУ) денежными средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией РФ и другими законодательными актами.

Сущность местных финансов состоит в том, что они охватывают ту часть денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости созданного в обществе совокупного продукта, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов государственной власти и МСУ для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и местными органами власти своих функций.

Местные финансы включают в себя средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие ОМСУ, и другие финансовые средства.

В РФ, исходя из федеративного устройства, государственные финансы включают в себя два уровня: финансы федеральных органов власти и финансы органов субъектов РФ. Муниципальные финансы являются низовым звеном и выделены в самостоятельный структурный уровень. Формирование и использование местных финансов основываются на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки и гласности.

Права собственника в отношении местных финансов осуществляются от имени населения муниципального образования ОМСУ или непосредственно населением муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования.

Местные финансы играют важную экономическую, социальную, политическую роли и выполняют три функции.

Прежде всего, это функция перераспределения. Благодаря этой функции происходит концентрация денежных средств в руках органов местной власти и их использование с целью удовлетворения потребностей населения и органов власти муниципального образования.

Регулирующая функция местных финансов связана с образованием и использованием бюджетного фонда. Бюджетный фонд образуется за счет налогов, займов, доходов муниципальной собственности.

Контрольная функция позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение местных органов власти, как фактически складываются пропорции при распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.

Формирование основного объема финансовых ресурсов органов государственной власти и МСУ осуществляется посредством мобилизации государственных и муниципальных доходов.

Государственные доходы - это финансовые отношения государства с физическими и юридическими лицами по поводу формирования централизованных фондов денежных средств.

Финансовые ресурсы, поступающие в распоряжение государственных предприятий, представляют собой децентрализованные фонды.

В составе централизованных государственных доходов ведущее место занимают доходы бюджета, за счет которых преимущественно обеспечивается решение основных государственных социально-экономических задач.

К централизованным государственным доходам кроме бюджетных относятся финансовые ресурсы государственных внебюджетных фондов.

Главным источником формирования государственных доходов является национальный доход, при наступлении чрезвычайных обстоятельств - часть национального богатства.

Национальный доход и часть национального богатства представляют собой внутренние источники государственных доходов. Под внешними источниками государственных доходов понимается национальный доход и в исключительных случаях национальные богатства другой страны.

Основными задачами системы государственных доходов являются как фискальные, так и в целом экономические задачи.

Муниципальные доходы - денежные средства, зачисляемые в соответствии с законодательством органов государственной власти и муниципальными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в бюджеты ОМСУ и муниципальные внебюджетные фонды.

Вместе с тем в РФ, также как и во многих других государствах, формирование муниципальных внебюджетных фондов запрещено, поэтому муниципальные доходы включают в себя только доходы бюджетов ОМСУ.

В РФ государственные и муниципальные доходы образуются посредством мобилизации налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных поступлений. В условиях рыночной экономики формирование преобладающей части государственных и муниципальных финансовых ресурсов обеспечивается с помощью налогов.

Использование финансовых ресурсов органов государственной власти и МСУ осуществляется в форме государственных и муниципальных расходов.

Государственные расходы - финансовые отношения государства, обусловленные использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Под государственными расходами понимаются прямые расходы государства, которые оно осуществляет через систему бюджетных и внебюджетных фондов, а также государственных предприятий, учреждений и организаций.

К основным функциям государственных финансов в условиях рынка относятся:

1. Разработка, принятие, реализация и совершенствование законодательных актов, формирующих институциональные основы рыночного хозяйства.

2. Поддержание макроэкономической и социально-политической стабильности, эффективное регулирование и промышленная политика. На основе продуманной системы регулирования государство способно активно воздействовать на характер и результаты рыночной деятельности в интересах общества в целом. Большинство экономически развитых стран на ранних стадиях развития применяли различные способы стимулирования развития рынка. Использовались субсидии для стратегических направлений развития, содействие развитию инфраструктуры, различные формы содействия экспорту и защиты внутреннего рынка.

3. Финансирование основных социальных услуг, поддержка слабо защищенных групп населения. Государственные органы власти в значительной мере осуществляют страхование граждан от угрозы их экономической безопасности. Это может осуществляться путем пенсионного обеспечения, медицинского и социального страхования.

4. Регулирование интеграции в мировую экономику с учетом защиты национальных интересов. С развитием международной торговли страны все больше вовлекаются в мировые экономические процессы. Это связано с появлением новых информационных систем, желанием высокоразвитых стран использовать свои преимущества.

5. Осуществление мер по охране окружающей среды. Пути и методы реализации этих функций у разных государств могут быть различными и зависят от конкретной обстановки: уровня развития страны, этапа ее экономического развития.

Муниципальные расходы - это денежные средства, направляемые из бюджетов ОМСУ и муниципальных внебюджетных фондов на решение вопросов местного значения.

С учетом того, что в РФ формирование муниципальных внебюджетных фондов не допускается, в составе муниципальных расходов выделяются только расходы бюджетов ОМСУ.

Государственные расходы предназначены для удовлетворения потребностей общества в области развития экономики и социальной сферы, управления государством, укрепления его обороноспособности и национальной безопасности и др. При этом конкретные направления государственных расходов определяются различными функциями (экономической, социальной, управленческой, оборонной, политической), выполняемыми государством. На разных этапах развития государства стоящие перед ним задачи не остаются неизменными, соответственно меняются объем и структура государственных расходов по конкретным направлениям.

В свою очередь необходимость в муниципальных расходах обусловлена удовлетворением потребностей граждан, связанных с местом непосредственного проживания (содержание муниципального жилищного фонда, транспортное обслуживание населения, благоустройство территорий, охрана общественного порядка, управление муниципальным образованием и др.). Многообразие видов муниципальных расходов зависит от функций ОМСУ; уровня социально-экономического развития муниципального образования; задач, решаемых ОМСУ на том или ином этапе развития.