Горелышева м.а. специальные налоговые режимы для сельхозпроизводителей: есхн и усн. «проблемные» расходы: какие затраты не стоит учитывать при усн и есхн


Причинами такого перехода может стать, например, расширение сферы деятельности фирмы или коммерсанта, предполагающее снижение доли доходов от реализации сельскохозяйственной продукции.
Переход с ЕСХН на упрощенный режим налогообложения возможен только в добровольном порядке, поскольку при потере права на применение ЕСХН его налогоплательщик автоматически считается переведенным на общий режим налогообложения. До 1 января 2007 г. переход с системы ЕСХН на упрощенный режим налогообложения был вообще невозможен, поскольку в НК РФ отсутствовали положения, позволяющие осуществлять такую смену налоговых режимов. Разъяснения по этому поводу давали специалисты Министерства финансов РФ в Письме от 29.06.2006 N 03-1104/1/10.
Пункт 3 ст. 346.3 НК РФ запрещает организациям и индивидуальным предпринимателям, уплачивающим ЕСХН, менять налоговый режим до окончания налогового периода, которым в соответствии с нормами ст. 346.7 НК РФ является календарный год. Это в полной мере относится и к переходу на "упрощенку". Следовательно, перейти на УСН плательщик ЕСХН вправе только с начала следующего календарного года. При этом плательщик ЕСХН, принявший решение о переходе, должен уведомить свой налоговый орган о смене режима, причем это необходимо сделать не позднее 15 января года, в котором предполагается перейти на УСНО.
Обратите внимание! Если плательщик ЕСХН утрачивает право на уплату ЕСХН (например, доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции по итогам налогового периода составила менее 70%), он обязан сообщить в налоговый орган о смене режима налогообложения (о переходе на общий режим налогообложения) не позднее 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода. В налоговый орган должно быть направлено сообщение. Если же смена режима осуществляется в добровольном порядке, в налоговый орган необходимо направить уведомление.
Для плательщиков единого сельскохозяйственного налога нормами гл. 26.2 НК РФ не предусмотрен особый переход на упрощенный налоговый режим. Это означает, что в соответствии с положениями ст. 346.13 организация или индивидуальный предприниматель - плательщики ЕСХН должны подать в срок с 1 по 30 ноября года, предшествующего году применения упрощенной системы налогообложения, заявление о переходе в соответствии с нормами гл. 26.2.
При переходе на УСН деятельность налогоплательщика должна соответствовать критериям, установленным положениями ст. 346.13 НК РФ. Это означает, что за девять месяцев года, предшествующего году перехода на "упрощенку", величина доходов налогоплательщика не должна превышать 15 млн руб., скорректированных на коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен.
На 2009 г. значение коэффициента-дефлятора составляет 1,538, в силу чего предельная величина размера доходов, ограничивающих право перехода на "упрощенку", сегодня составляет 23 070 000 руб.
Более того, помимо доходного ограничения сельскохозяйственный производитель, решивший сменить налоговый режим, должен отвечать и иным критериям, установленным для применения упрощенной системы налогообложения. К ним, в частности, относятся среднесписочная численность сотрудников организации за отчетный (налоговый) период, остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов и прочие критерии. Из всех ограничений, относящихся к применению упрощенной системы налогообложения, для плательщиков - индивидуальных предпринимателей является обязательным лишь один - ограничение численности сотрудников.
Совмещение УСН И ЕСХН невозможно, запрет на это установлен как в гл. 26.1, так и в гл. 26.2 НК РФ.
При переходе с ЕСХН на "упрощенку" налоговое законодательство не предусматривает особых переходных моментов. Исключение касается лишь порядка определения остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов. В данном случае остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов определяется как разница между остаточной стоимостью и расходами на приобретение данных активов, которые были признаны в налоговом учете в период применения системы ЕСХН.
В соответствии с положениями ст. 346.5 НК РФ расходы на основные средства и нематериальные активы, приобретенные до перехода на систему ЕСХН, принимаются в налоговом учете сельскохозяйственного производителя в следующем порядке:
в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования до трех лет включительно - в течение первого календарного года применения системы ЕСХН;
в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования - от трех до пятнадцати лет включительно:
50% остаточной стоимости - в течение первого календарного года применения ЕСХН;
30% остаточной стоимости - в течение второго календарного года применения
ЕСХН;
20% остаточной стоимости - в течение третьего календарного года применения ЕСХН.
При этом расходы на приобретение (сооружение) основных средств и нематериальных активов в течение налогового периода признаются равными долями.
Как уже отмечалось, перечень расходов, принимаемых к налоговому учету на системе ЕСХН, несколько шире, чем перечень расходов, установленных гл. 26.2 НК РФ. В качестве примера можно привести расходы на страхование. В соответствии с упрощенным налоговым режимом в целях налогового учета могут быть приняты только расходы по обязательному страхованию, расходы на добровольное страхование не учитываются в составе налоговой базы при исчислении единого налога.
Попытки "упрощенцев" включать в налоговую базу расходы по добровольному страхованию своих сотрудников всегда заканчиваются провалом.
Аргументация плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, обычно сводится к тому, что в соответствии с положениями ст. 346.16 НК РФ расходы на оплату труда сотрудников учитываются в соответствии со ст. 255 Кодекса. В силу этого, по мнению "упрощенца", расходы на добровольное страхование могут быть учтены в пределах лимита в качестве расходов на оплату труда. Однако и Минфин России, и налоговые органы твердо стоят на следующей позиции: нормы гл. 25 НК РФ не являются первостепенными по отношению к упрощенной системе налогообложения. Поэтому налогообложение "упрощенцев" в соответствии с нормами статей, регулирующих порядок налогообложения прибыли организаций, должно происходить лишь в пределах, установленных рамками гл. 26.2 НК РФ. Поскольку перечень расходов в соответствии с положениями ст. 346.16 НК РФ является закрытым, то и признать в налоговом учете данный вид расходов " упрощенец" не вправе.
Однако нормы гл. 26.1 предполагают более широкий перечень расходов на страхование. Так, в соответствии со ст. 346.5 НК РФ перечень расходов на страхование плательщиков ЕСХН включает все виды обязательного страхования, а также расходы на добровольное страхование:
средств транспорта (в т.ч. арендованного);
грузов;
основных средств производственного назначения (в т.ч. арендованных), нематериальных активов, объектов незавершенного капитального строительства (в том числе арендованных);
рисков, связанных с выполнением строительно-монтажных работ;
товарно-материальных запасов;
урожая сельскохозяйственных культур и животных;
ответственности за причинение вреда, если такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации или общепринятыми международными требованиями.
Поэтому при принятии решения о переходе на упрощенный режим плательщику ЕСХН необходимо решить, в каком порядке он будет осуществлять расходы на страхование - ограничится перечнем гл. 26.2 НК РФ или будет осуществлять и добровольное страхование, не уменьшая налоговую базу по единому налогу в связи с применением упрощенного налогового режима.
При переходе на УСН расходы, непосредственно относящиеся к производству сельскохозяйственной продукции, могут быть учтены на основании ст. 254 НК РФ в качестве материальных расходов. При этом с 1 января 2009 г. для целей налогообложения "упрощенцев" расходы на приобретение материально-производственных запасов учитываются в составе расходов на дату оплаты.
Как определено ст. 346.25 НК РФ, налогоплательщики, осуществляющие переход с ЕСХН на УСН, должны определить остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов на дату такого перехода, т. е. на 1 января года, с которого решено применять упрощенный налоговый режим в соответствии с положениями гл. 26.2 НК РФ.
Нормами гл. 26.2 НК РФ предусмотрено, что при переходе на упрощенный налоговый режим с ЕСХН остаточная стоимость определяется как разница между остаточной стоимостью основных средств и нематериальных активов на дату перехода на ЕСХН и суммой расходов, признанной в учете сельскохозяйственного товаропроизводителя в период применения ЕСХН.
При этом порядок признания расходов по основным средствам и нематериальным активам, приобретенным (сооруженным) до момента перехода на систему ЕСХН, аналогичен порядку признания расходов на основные средства и нематериальные активы в соответствии с правилами упрощенной системы.
Обратите внимание! При переходе на УСН бывший плательщик ЕСХН обязан подать налоговую декларацию по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением ЕСХН в общеустановленный срок, т.е. в соответствии с положениями ст. 346.10 НК РФ не позднее 31 марта.
Согласно положениям ст. 346.24 НК РФ "упрощенцы" ведут налоговый учет доходов и расходов в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и Порядок заполнения которой утверждены Приказом Минфина России от 31.12.2008 N 154н "Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, и Порядков их заполнения".
Переход на УСН после реорганизации
В соответствии с положениями ст. 57 ГК РФ существует пять форм реорганизации юридических лиц: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. В результате проведения реорганизации "старая" фирма может перестать существовать, а на ее месте может появиться одна или несколько организаций. Поэтому возникает вопрос: в каком порядке следует осуществлять налогообложение вновь созданных организаций, если до момента проведения реорганизации они находились на упрощенном режиме налогообложения в соответствии с положениями гл. 26.2 НК РФ?
Согласно ст. 57 ГК РФ юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь созданных в процессе реорганизации юридических лиц. Исключение составляет лишь такая форма реорганизации, как присоединение, при которой "старая" компания считается реорганизованной с момента внесения записи в государственный реестр о прекращении деятельности присоединившегося юридического лица. Иначе говоря, реорганизованная компания, присоединившая к себе другую фирму, не теряет право на применение упрощенной системы налогообложения. При этом не имеет значения, какую систему налогообложения применяло присоединившееся юридическое лицо.
При присоединении активы и обязательства компании переходят к организации, применяющей упрощенный налоговый режим согласно нормам ст. 58 ГК РФ, по передаточному акту.
Положения гл. 26.2 НК РФ, регулирующие упрощенный режим налогообложения, не содержат особого порядка применения УСН при проведении реорганизации, касающегося не только самого перехода, но и учета активов и обязательств, переходящих к вновь созданному юридическому лицу в порядке правопреемства.
Минфин России в Письме от 09.11.2006 N 03-11-04/2/233 разъяснил, что на организации, созданные в результате реорганизации, распространяется общий порядок применения упрощенной системы налогообложения, установленный положениями ст. 346.13 НК РФ, т.е. применяется тот же порядок, что и на вновь созданные организации.
При этом, как указали налоговые органы в Письме от 04.10.2006 N ГВ-6-02/982@, организация, созданная в результате реорганизации, вправе в пятидневный срок подать заявление о переходе на упрощенный налоговый режим в соответствии с гл. 26.2 НК РФ при условии, что она не относится к экономическим субъектам, для которых применение упрощенной системы налогообложения запрещено нормами п. 3 ст. 346.12 НК РФ.
Получается, что в соответствии с позицией финансового ведомства, изложенной в Письме от 17.08.2006 N 03-11-02/180, к организации, созданной в результате реорганизации, не может перейти право применения упрощенной системы налогообложения в порядке правопреемства.
Однако судебные органы придерживаются противоположной точки зрения: к фирме, созданной в результате реорганизации, переходит право применения упрощенной системы налогообложения. При этом заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения таким налогоплательщикам подавать не требуется. Примером такой позиции арбитров могут считаться Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.07.2008 N А33-1638/08-Ф02-2803/08 по делу N А33-1638/08, Уральского округа от 05.06.2008 N Ф09-4028/08-С3 по делу N А76-6966/2007, Центрального округа от 27.12.2006 по делу N А09-3921/06-20. Свою позицию судебные органы основывают на том, что при реорганизации юридического лица все его активы и обязательства переходят к новому юридическому лицу в порядке универсального правопреемства, т. е. абсолютно все права и обязанности, в т.ч. право применения упрощенной системы налогообложения в соответствии с гл. 26.2 НК РФ.
О том, что организация-правопреемник, применяющая упрощенный налоговый режим, обязана исполнять обязанности присоединенных юридических лиц по уплате налогов и штрафов, говорится и в Письме Минфина России от 13.04.2007 N 03-1104/2/101. Однако согласно некоторым судебным решениям реорганизованное лицо не вправе применять упрощенный налоговый режим в порядке правопреемства без подачи соответствующего заявления.
Таким образом, вопросы применения упрощенной системы налогообложения при проведении реорганизационных мероприятий остаются нерешенными в действующем налоговом законодательстве, и если у вас возникает подобная ситуация, то наилучшим вариантом действий будет тот, который сложился именно в вашем регионе согласно практике рассмотрения данного вопроса в суде.
Неоднозначна позиция налогового законодательства и в отношении права применения УСН, если до момента реорганизации компания применяла общий режим налогообложения. Как указал Минфин России в Письме от 22.05.2006 N 03-11-04/2/115, преобразованная организация, до момента реорганизации применявшая общий режим налогообложения, вправе перейти на УСН лишь с начала года, следующего за годом, в котором была проведена реорганизация. Такой вывод финансовое ведомство основывает на правопреемстве общего режима налогообложения реорганизованной организации. Данная позиция прямо противоположна ранее изложенной точке зрения Минфина России, в соответствии с которой на созданные в результате реорганизации организации не распространяется право правопреемства упрощенной системы налогообложения. Это, впрочем, еще раз доказывает неоднозначность данной проблемы в налоговом законодательстве. Исходя из данной трактовки, получается, что по окончании года, в котором была проведена реорганизация, организация должна подать заявление о переходе на упрощенный налоговый режим в соответствии с гл. 26.2 НК РФ при соблюдении условий, указанных в положениях ст. 346.12 НК РФ, в срок с 1 по 30 ноября.
Обратите внимание! Помимо проблемы обоснованности правопреемства в отношении права применять УСН, необходимо помнить: в случаях проведения реорганизации в форме присоединения, слияния увеличиваются активы организации, а именно стоимость основных средств и нематериальных активов, а также численность работников. Это означает, что в результате реорганизации фирма может вообще потерять право на применение упрощенной системы налогообложения в соответствии с положениями гл. 26.2 НК РФ.
В соответствии с положениями ст. 50 НК РФ при реорганизации юридического лица в форме выделения из его состава нескольких юридических лиц у последних не возникает обязанности по уплате налогов и сборов, а также штрафов и пеней по налоговым обязательствам реорганизованного лица. В остальных случаях право правопреемства налоговых обязательств сохраняется. При этом, если в соответствии с налоговым законодательством правопреемниками являются несколько юридических лиц (например, при разделении организации), доля участия каждого вновь созданного юридического лица определяется в соответствии с разделительным балансом.
Организациям, применяющим УСН, Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" позволяет не вести бухгалтерский учет и не представлять бухгалтерскую отчетность в полном объеме. Они в обязательном порядке ведут лишь бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов. Однако при проведении реорганизации в формах, требующих составления разделительного баланса, им придется его составить, поскольку гражданское законодательство отдельно не предусматривает порядок проведения реорганизации для юридических лиц, применяющих упрощенный налоговый режим.
Касаясь вопросов реорганизации и порядка применения УСН при ее проведении, необходимо отметить еще несколько важных особенностей, касающихся налогового учета данных юридических лиц.
Согласно положениям ст. 346.18 НК РФ организация, созданная в результате реорганизации, вправе учесть в составе налоговой базы суммы убытка, полученные компанией до момента реорганизации. Иначе говоря, новая организация получает право правопреемства, распространяющееся на учет убытков. Если данным правом обладают несколько юридических лиц, признание убытков будет происходить в соответствии с разделительным балансом реорганизованной организации.
Можно воспользоваться и правом перенесения убытков. Правда, это касается лишь фирм-правопреемников, применяющих УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов". Данное положение прямо следует из налогового законодательства.
По мнению финансового ведомства, основные средства и нематериальные активы, переданные при проведении реорганизации, не могут быть признаны в качестве расходов организации, применяющей УСН, уменьшающих налоговую базу, поскольку не оплачены налогоплательщиком и получены в порядке правопреемства.
Как уже отмечалось, гл. 26.2 НК РФ не предусмотрен особый порядок применения упрощенной системы налогообложения при проведении реорганизации юридического лица. Минфин России в Письме от 04.10.2002 N 04-00-11 указал, что в данном случае может быть применен порядок налогообложения, установленный ст. 277 НК РФ. В соответствии с нормами данной статьи при проведении реорганизации не возникает налогооблагаемый доход. Более того, по мнению финансистов, при проведении процедур реорганизации фирмы, применяющие упрощенный налоговый режим, вправе использовать положения гл. 25 НК РФ, регулирующие данный вопрос.
Переход с объекта " доходы минус расходы" на объект " доходы"
Согласно гл. 26.2 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели - "упрощенцы" вправе применять один из двух объектов налогообложения: либо доходы, либо доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов. Выбор объекта налогообложения "спецрежимник" осуществляет самостоятельно. Однако случается, что в процессе ведения хозяйственной деятельности у "упрощенца" возникает необходимость смены объекта налогообложения.
Напомним, фирма или индивидуальный предприниматель, решившие перейти на "упрощенку", должны подать в налоговый орган заявление о переходе, причем сделать это нужно в срок с 1 по 30 ноября года, предшествующего году начала применения упрощенной системы налогообложения. В соответствии с положениями ст. 346.14 НК РФ выбор объекта налогообложения осуществляется в момент подачи заявления о переходе на упрощенный налоговый режим.
Если после подачи заявления организация и индивидуальный предприниматель решат изменить объект налогообложения, им необходимо известить об этом налоговый орган не позднее 20 декабря года, предшествующего году перехода на упрощенную систему налогообложения.
Форма заявления о переходе на УСН утверждена Приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 "Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения". Уведомление же о смене объекта налогообложения утвержденной формы не имеет. Поэтому налогоплательщик вправе представить указанное уведомление в налоговый орган в произвольной форме.
Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие переход с иных режимов налогообложения на упрощенный налоговый режим, вправе после подачи соответствующего заявления представить в налоговый орган уведомление о смене объекта налогообложения еще до момента начала предпринимательской деятельности на УСН.
Обратите внимание! Для вновь созданных организаций и индивидуальных предпринимателей такая возможность не предусмотрена, поскольку при подаче заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе они считаются перешедшими на упрощенный налоговый режим с даты регистрации в качестве налогоплательщика.
Возможность ежегодной смены объекта налогообложения "упрощенцы" получили лишь с 1 января 2009 г. До указанной даты поменять объект налогообложения, выбранный при начале применения УСН, можно было только по истечении трех лет применения "упрощенки".
" Налоговые" изменения гл. 26.2 НК РФ, касающиеся смены объекта налогообложения, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г., а это означает, что уже с 1 января 2009 г. организации и индивидуальные предприниматели вправе изменить свой объект налогообложения (при условии, что соответствующее заявление ими было подано в налоговую инспекцию до 20 декабря 2008 г.).
При этом положения ст. 346.14 НК РФ четко указывают: менять объект налогообложения плательщики единого налога в течение года не вправе. Значит, организации и индивидуальные предприниматели, созданные в течение года и перешедшие на упрощенный режим налогообложения с момента постановки на налоговый учет, смогут изменить объект налогообложения уже с 1 января следующего года.
Таким образом, с внесением указанных поправок процедура смены объекта налогообложения значительно упростилась. Однако не все налогоплательщики вправе самостоятельно осуществлять выбор объекта налогообложения. В соответствии с положениями п. 3 ст. 346.14 НК РФ налогоплательщики - участники договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом обязаны применять объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов". В противном случае налоговое законодательство запрещает указанным налогоплательщикам участвовать в данных договорах. На данный факт указал Минфин России в Письме от 17.12.2008 N 03-11-04/2/196.
Плательщики единого налога при УСНО независимо от выбранного объекта налогообложения в целях налогового учета применяют кассовый метод признания доходов и расходов. На данное положение указывают нормы ст. 346.17 НК РФ. Это означает, что порядок учета доходов при смене объекта налогообложения с доходов, уменьшенных на величину произведенных расходов, на объект "доходы" не изменится. Более того, положения налогового законодательства Российской Федерации не содержат особых требований учета при смене объекта налогообложения "доходы минус расходы" на объект " доходы".
Плательщики единого налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения учитывают доходы в соответствии с положениями ст. 346.15 НК РФ, нормы которой во многом ссылаются на нормы гл. 25 НК РФ. Так, доходы плательщика единого налога формируются за счет доходов от реализации, предусмотренных ст. 249 НК РФ, и внереализационных доходов, указанных в ст. 250 Кодекса. Как и в случае с плательщиками налога на прибыль организаций, плательщики единого налога в связи с применением УСН учитывают при налогообложении доходы, полученные в соответствии с положениями ст. 251 НК РФ.
Таким образом, при смене объекта налогообложения "доходы минус расходы" на объект "доходы" "упрощенцы" продолжают учитывать доходы в том же порядке, однако право учета расходов на них больше не распространяется. Единственной статьей расходов, на которую может быть уменьшена сумма налога, являются уплаченные взносы на обязательное пенсионное страхование и выплаченные пособия по временной нетрудоспособности в соответствии с положениями ст. 346.21 НК РФ. При этом, как указал Минфин России в Письме от 15.01.2007 N 03-11-04/2/6, при переходе с объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов" на объект налогообложения "доходы" плательщики единого налога вправе учесть при исчислении налога суммы взносов на обязательное пенсионное страхование, а также пособий по временной нетрудоспособности, начисленные в период применения объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов", выплаченные в период применения специального режима с объектом налогообложения "доходы".
При возврате на прежний объект налогообложения организация или индивидуальный предприниматель смогут учесть в качестве расходов убытки прошлых лет, если с момента их получения прошло не более десяти лет. Данное положение относится только к убыткам, полученным в период применения УСН с объектом "доходы минус расходы". Расходы, понесенные в период применения УСН с объектом "доходы", не смогут уменьшить налоговую базу при возврате на объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов". Об этом прямо говорится в п. 4 ст. 346.17 НК РФ.
Налоговое законодательство не содержит требование о восстановлении стоимости основных средств, приобретенных и полностью списанных в период применения УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы" при переходе на иной объект налогообложения. На данный факт указал и Минфин России в Письме от 19.03.2008 N 0311-04/2/54.
Переход с объекта " доходы" на объект " доходы минус расходы"
Как уже отмечалось, выбор объекта налогообложения при использовании УСН происходит в момент начала ее применения. При этом компания или индивидуальный предприниматель, желающие перейти на специальный налоговый режим с начала следующего года, должны подать в налоговые органы соответствующее заявление. Причем сделать это нужно в сроки, отведенные законом, - с 1 по 30 ноября года, предшествующего году, в котором налогоплательщик планирует начать применение упрощенной системы налогообложения.
В заявлении хозяйствующий субъект самостоятельно выбирает и указывает объект налогообложения, в соответствии с которым будет происходить налогообложение его предпринимательской деятельности.
Причем если до начала налогового периода организация или индивидуальный предприниматель решат изменить изначально указанный в заявлении объект налогообложения, они обязаны сообщить об этом в налоговый орган не позднее 20 декабря года, предшествующего году начала применения упрощенной системы налогообложения. На данный факт указывают положения ст. 346.13 НК РФ.
Форма заявления при переходе на упрощенный налоговый режим носит рекомендательный характер и утверждена Приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3- 22/495 "Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения". При этом положениями гл. 26.2 НК РФ не предусмотрена специальная форма уведомления, которое должно быть представлено в налоговый орган при смене объекта налогообложения. Это означает, что в принципе налогоплательщик вправе уведомить налоговиков о смене объекта налогообложения в произвольной форме.
Для вновь созданных организаций и зарегистрированных индивидуальных предпринимателей смена объекта налогообложения до момента начала предпринимательской деятельности не предусмотрена. В соответствии с положениями ст. 346.13 НК РФ указанные субъекты считаются применяющими упрощенный режим налогообложения с момента постановки на налоговый учет, если в пятидневный срок после даты постановки на учет в качестве налогоплательщика они подали соответствующее заявление о переходе на упрощенный налоговый режим. Согласно положениям п. 6 ст. 6.1 НК РФ в данном случае имеются в виду рабочие дни.
Обратите внимание! Непредставление заявления в налоговый орган в пятидневный срок или неподача его вовсе не являются основанием для отказа фискальными органами в применении упрощенной системы налогообложения. Однако не исключено, что право применение "упрощенки" в такой ситуации налогоплательщику придется отстаивать в суде.
О том, что переход на УСНО носит добровольный и уведомительный характер и что нарушение п. 2 ст. 346.13 НК РФ не является основанием для отказа в применении упрощенной системы налогообложения, заявил Высший Арбитражный Суд РФ в Определении от 17.07.2008 N 9104/08 по делу N А40-36538/07-108-184.
Положения ст. 346.14 НК РФ дают налогоплательщикам право менять объект налогообложения ежегодно, вне зависимости от "стажа" применения УСН. Однако это справедливо лишь с 1 января 2009 г. - до указанной даты сменить объект налогообложения можно было не ранее трех лет с момента начала применения УСН. Такая позиция закона накладывала на "упрощенцев" жесткое ограничение и создавала неоднозначность толкования правовых норм, особенно для налогоплательщиков, начавших применять упрощенный налоговый режим в течение календарного года.
Внесенные поправки значительно упростили процедуру смены объекта налогообложения. Более того, новые правила смены объекта распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 г., а это означает, что уже с 1 января 2009 г. организации и индивидуальные предприниматели, начавшие применять упрощенную систему налогообложения и успевшие уведомить о смене объекта налоговые органы до 20 декабря 2008 г., в 2009 г. смогут изменить объект налогообложения.
Обратите внимание! Право свободного выбора объекта налогообложения в связи с применением упрощенной системы налогообложения распространяется не на все категории налогоплательщиков. Так, в соответствии с положениями п. 3 ст. 346.14 НК РФ участники договора о совместной деятельности, а также договоров доверительного управления имуществом обязаны применять объект налогообложения "доходы минус расходы".
В противном случае указанные категории "упрощенцев" должны либо прекратить свое участие в указанных договорах, либо производить налогообложение в соответствии с общей системой налогообложения.
Итак, рассмотрим переход с объекта налогообложения "доходы" на объект налогообложения "доходы минус расходы". Положения гл. 26.2 НК РФ не предусматривают особый порядок учета доходов и расходов при смене объекта налогообложения. Однако в случае смены объекта налогообложения "доходы" на объект "доходы минус расходы" налогоплательщики на основании п. 4 ст. 346.17 НК РФ не вправе учесть расходы, понесенные в период применения УСНО с объектом налогообложения "доходы", в составе налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы".
Например, как указал Минфин России в Письме от 22.04.2008 N 03-11-04/2/75, налогоплательщик, сменивший объект налогообложения с доходов на доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, не вправе учесть в расходах, уменьшающих налоговую базу по единому налогу, заработную плату, а также взносы на обязательное пенсионное страхование, начисленные в период применения упрощенного режима с объектом налогообложения "доходы", выплаченные в период применения упрощенной системы налогообложения с объектом "доходы минус расходы". Анализируя позицию законодателя и финансового ведомства по данному вопросу, можно говорить: в данном случае происходит нарушение кассового метода признания доходов и расходов в налоговом учете плательщика единого налога, поскольку положения п. 4 ст. 346.17 НК РФ прямо указывают на действие принципа начисления.
В соответствии с Письмом Минфина России от 15.01.2007 N 03-11-04/2/6, если плательщик единого налога осуществляет обратный переход, т.е. с объекта налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину произведенных расходов, на объект налогообложения "доходы", такая возможность допустима: налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога на величину уплаченных страховых взносов в период применения упрощенного режима с объектом налогообложения "доходы", но начисленных в период применения объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов".
Согласно п. 4 ст. 346.17 НК РФ, а также Письму ФНС России от 28.11.2007 N СК-6- 02/912@ на дату перехода с объекта налогообложения "доходы" на объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов" остаточная стоимость приобретенных в период применения УСН с объектом налогообложения "доходы" не определяется. Аналогичное правило действует и в отношении нематериальных активов.
Обратите внимание! До 1 января 2008 г. плательщики единого налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения при смене объекта налогообложения с доходов на доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, могли определять остаточную стоимость основных средств на дату перехода по правилам бухгалтерского учета. Пункт 4 ст. 346.17 НК РФ запретил налогоплательщикам определять остаточную стоимость основных средств, приобретенных в период применения упрощенной системы налогообложения с объектом "доходы", при переходе на объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов".
Поэтому, если организация или индивидуальный предприниматель заранее планируют перейти со следующего года с одного объекта налогообложения на другой, им следует повременить с оплатой и вводом в эксплуатацию основных средств. Однако и в этом случае могут возникнуть спорные ситуации с налоговыми органами, поскольку, как уже отмечалось, расходы, относящиеся (а не оплаченные) к периоду применения упрощенного режима с объектом налогообложения "доходы", не уменьшают налоговую базу по единому налогу, уплачиваемому в связи применением специального режима с объектом "доходы минус расходы".
Обратите внимание! Не подлежат учету в составе налоговой базы по единому налогу в связи с применением упрощенной системы налогообложения с объектом "доходы минус расходы" расходы на приобретение объекта недвижимого имущества в период применения объекта налогообложения "доходы" в случае его реализации в период применения УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы". Такую точку зрения озвучил Минфин России в Письмах от 09.04.2008 N 03-11-04/2/69, от 01.02.2008 N 03-11-04/2/25.
Таким образом, при переходе с объекта налогообложения "доходы" на объект налогообложения "доходы минус расходы" налогоплательщик не вправе учесть в составе налоговой базы расходы, понесенные (относящиеся) в период применения "упрощенки" с объектом налогообложения "доходы". Однако если объект налогообложения менялся неоднократно (например, сначала "доходы минус расходы", затем "доходы", а затем снова "доходы минус расходы"), налогоплательщик вправе учесть в составе налоговой базы убытки прошлых лет, полученные им в период применения УСН с объектом "доходы минус расходы". Порядок признания убытков прошлых лет в налоговом учете плательщика единого налога регулируется положениями п. п. 6 и 7 ст. 346.18 НК РФ.

"
А тем, у кого все же останутся вопросы или тем, кто хочет получить совет от профессионала, мы можем предложить бесплатную консультацией по налогообложению от специалистов 1С:

Поддержка сельскохозяйственных производителей является одним из приоритетов внутренней экономической политики во многих странах мира. Россия - не исключение. ЕСХН, то есть единый сельскохозяйственный налог - это один из элементов такой политики. Применять этот льготный режим вправе сельхозпроизводители и рыболовецкие производства.

Значительный сектор перерабатывающей промышленности, который может напрямую (за счет объема и цен закупок) стимулировать эффективность сельхозпроизводителей, не имеет права применять ЕСХН. Да и на самих сельхозпроизводителей распространяется жесткое ограничение - не менее 70% от их общего дохода должен составлять доход от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции. В такой ситуации многие предприниматели, работающие в сельском хозяйстве, выбирают схожий льготный режим - , не накладывающий таких ограничений.

С 2017 года к перечню тех, кто имеет право применять ЕСХН, добавлены организации и ИП, которые оказывают услуги сельхозпроизводителям, причем, услуги должны быть оказаны именно в области растениеводства и животноводства. Это может быть подготовка полей, уборка урожая, выпас скота и прочее. Полный список таких услуг содержится в ФЗ-№216 от 23.06.2016.

Если вы посчитали упрощенную систему выгодной и удобной для себя, то можете подготовить заявление о переходе на УСН в нашем сервисе абсолютно бесплатно:

В чем выгода применения ЕСХН

Если говорить о тяжести налоговой нагрузки, то ЕСХН выигрывает и по отношению к , и к . Давайте сравним налоговую базу и налоговую ставку систем, объектом налогообложения которых являются полученные доходы (напоминаем, что для ЕНВД не учитывают ни доходы, ни расходы):

Элемент системы налогообложения

ЕСХН

ОСНО

УСН Доходы

УСН Доходы минус расходы

Налоговая база

Денежное выражение прибыли, то есть разницы между доходами и расходами

Денежное выражение доходов

Денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов

Налоговая ставка

20% (в общем случае)

От 5% до 15% (в зависимости от размера дифференцированной ставки, принятой в регионе)

Как видим, хотя налоговая ставка на ЕСХН и на одинакова, но налоговая база на УСН Доходы больше, так как не учитывает произведенные расходы, а значит, будет больше и налог к уплате.

Сопоставить ЕСХН по налоговой нагрузке можно только с (при условии минимально возможной ставки в 5%, которая применяется далеко не во всех регионах). Ну а сравнивать ЕСХН с даже не стоит - налоговая ставка последней при схожей налоговой базе выше в три с лишним раза, и это без учета необходимости платить НДС.

Таким образом, вывод можно сделать однозначный: ЕСХН - это режим очень выгодный налогоплательщику, если он соответствует установленным законом требованиям.

Кто может быть плательщиком ЕСХН?

Полная характеристика налогоплательщиков, имеющих право на ЕСХН, приводится в ст. 346.2. НК РФ. Ими могут быть только:

  1. Организации и индивидуальные предприниматели, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы, которые производят, перерабатывают и реализовывают сельскохозяйственную продукцию. Это условие надо рассматривать комплексно, то есть учесть все эти требования. Просто переработчики и реализаторы сельхозпродукции не имеют право на ЕСХН.
  2. Градообразующие и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, при условии, что численность работающих в них, с учетом проживающих с ними членов семей, составляет не менее 50% численности населения этого населенного пункта. Сюда же относят рыболовецкие артели (колхозы). При этом рыболовство должно производиться на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих на праве собственности, или на основании договоров фрахтования.
  3. Организации и ИП, которые оказывают услуги сельскохозяйственным производителям в области растениеводства и животноводства.

Ограничения для ЕСХН

Дополнительные ограничения для применения этого режима, выглядят так:

  1. Не могут работать на ЕСХН производители подакцизных товаров (алкоголь, табак и др.), а также те, кто занимается игорным бизнесом.
  2. Для того, чтобы иметь возможность перейти (для уже работающих хозяйствующих субъектов) или сохранить право на ЕСХН, налогоплательщик должен выполнять условие о том, что доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции или рыболовецкого улова составляет не менее 70% от всего его дохода.
  3. Если среднегодовая численность рыбохозяйственных организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН, не превышает 300 человек. Для сельскохозяйственных организаций такого требования нет.
  4. По размеру получаемых доходов ограничений не предусмотрено, при условии, что соблюдается требование о доле доходов не менее 70%.

Элементы системы налогообложения ЕСХН

ЕСХН можно назвать простой для понимания системой налогообложения. Что нужно знать об этой системе?

  1. Налоговым периодом, то есть периодом времени, по окончании которого считают сумму налога к уплате, является календарный год.
  2. Отчетным периодом, по итогам которого нужно рассчитать и оплатить авансовый платеж по налогу, является полугодие. Декларацию по итогам отчетного периода не сдают, но до 25 июля надо заплатить авансовый платеж, исходя из полученных в первом полугодии доходов.
  3. Объектом налогообложения для ЕСХН являются доходы, уменьшенные на величину расходов, а налоговой базой является денежное выражение таких доходов. Правила признания доходов и расходов для расчета сельхозналога очень схожи с теми, что действуют при расчете налоговой базы при расчете УСН Доходы минус расходы.
  4. Налоговая ставка равна 6%, и не имеет региональных особенностей, а местные власти не могут ограничить действие ЕСХН на своей территории.

Какие налоги заменяет ЕСХН?

Так же, как и на других специальных режимах, сельхозналог заменяет уплату следующих налогов:

  1. Вновь зарегистрированные ИП и юридические лица для перехода на ЕСХН должны подать уведомление в течение 30 дней после регистрации.
  2. Уже работающие хозяйствующие субъекты могут подать уведомление не позднее 31 декабря текущего года, чтобы перейти на уплату сельхозналога с начала нового года. При этом они должны указать в уведомлении данные о доле доходов от реализации сельскохозяйственной продукции или рыболовецкого улова. Эта доля должна быть не менее 70% от общего дохода.

Утрата права или отказ от применения ЕСХН

Если по итогам года оказалось, что нарушены требования к применению этого режима (например, о доле доходов от реализации сельскохозяйственной продукции или рыболовецкого улова не менее 70% от всего дохода), то плательщик ЕСХН должен сообщить об этом В этом случае будет произведен перерасчет налога за прошедший год, исходя из требований , и недоимку надо будет заплатить в январе нового года.

От применения этого льготного режима можно также отказаться в добровольном порядке, сообщают об этом Сделать это можно только по окончании налогового периода, то есть календарного года, в период с 1-го по 15-го января.

Наконец, о том, что плательщик ЕСХН прекратил деятельность сельхозпроизводителя, надо сообщить в течение 15 дней со дня прекращения такой деятельности .

Отчетность, учет и уплата налога на ЕСХН

Плательщики сельхозналога сдают одну в год, заполняемую , в срок не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Если деятельность прекращена до окончания налогового периода, то декларацию надо сдать не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения деятельности.

Индивидуальные предприниматели на ЕСХН ведут специальную Книгу учета доходов и расходов, предназначенную для этого режима, организации - только регистры бухгалтерского учета.

Если Вы не успели вовремя заплатить налоги или взносы, то помимо самого налога, придется также заплатить неустойку в виде пени, рассчитать которую можно с помощью нашего калькулятора.

А также затрагивали темы использования общего режима. На самом же деле, есть еще один спецрежим – единый сельскохозяйственный налог (или сокращенно ЕСХН).

Его, как понятно из названия, может применять довольно узкий круг налогоплательщиков, но рассказать о нем все же стоит. Во-первых, среди читателей, есть те, кто занимается сельским хозяйством. Во-вторых, информация может пригодиться тем, кто только собирается заняться бизнесом именно в этой сфере. Тем более что у нас в стране в последнее время тема сельского хозяйства и импортозамещения достаточно активно развивается – об этом, наверное, слышали все, кто хоть иногда смотрит телевизор и читает новости.

Итак, ЕСХН – специальный режим налогообложения для сельскохозяйственных производителей.

Каковы его особенности? Разберемся по порядку.

Общие условия применения

На самом деле, прочитав эту статью, вы сами поймете, что ЕСХН очень похож на упрощенку с базой «доходы — расходы». И это правда. Среди общих условий использования ЕСХН отметим:

  • Налог могут использовать и юрлица, и ИП. Главное, они должны соответствовать определенным критериям – о них расскажу позже;
  • Режим является добровольным – если вы соответствуете критериям, то можете перейти на него, а можете остаться на другом режиме. Здесь вы сами определяете для себя, что лучше.
  • Юрлица, уплачивающие ЕСХН, освобождаются от :
    • Налога на прибыль;
    • Налога на имущество;
  • ИП, уплачивающие ЕСХН, не платят :
    • НДФЛ;
    • Налог на имущество, которое непосредственно задействовано в бизнесе;

Обратите внимание, что освобождение от НДС не касается НДС по внешнеторговым операциям.

  • Все правила применения ЕСХН относятся также к одной специфической разновидности организации бизнеса — к крестьянским (фермерским) хозяйствам .

Кто может стать плательщиком ЕСХН

Как я уже сказала, что перейти на ЕСХН могут и юрлица, и ИП. Но для этого надо соответствовать определенным критериям. Каким именно?

Налогоплательщиком по этому спецрежиму может быть только сельскохозяйственный товаропроизводитель. Кто это такой?

Согласно НК РФ, с/х товаропроизводителем признаются :

  • юрлица и ИП, занимающиеся производством с/х продукции, ее переработкой (подразумевается как первичная так и последующая (то есть уже промышленная) переработка) и реализацией этой продукции. Здесь важно, чтобы доходы по этой деятельности были равны как минимум 70% от всех доходов налогоплательщика.
  • с/х потребительские кооперативы (садоводческие, огороднические, животноводческие, а также перерабатывающие с/х продукцию, сбывающие ее или работающие в сфере снабжения с/х). При этом критерий по доле доходов в 70% здесь также сохраняется!
  • рыбохозяйства, рыбохозяйственные организации и ИП, если:
    • средняя численность работников за налоговый период не больше 300 человек;
    • если доля «профильных» доходов (реализация улова и рыной продукции) составляет как минимум все те же 70% от общих доходов;
    • если они занимаются рыболовством на судах, которые находятся в их собственности или используются по договору фрахтования.

Что же считается с/х продукцией? В это понятие включают:

  • продукты растениеводства (причем не только сельского, но и лесного хозяйства);
  • продукты животноводства (в т. ч. выращивание / доращивание рыб и иных биологических водных ресурсов);
  • улов водных биологических ресурсов, рыбная и иная продукция из них.

Подведем итог. Чтобы применять ЕСХН, надо отвечать следующим критериям:

  1. Заниматься производством / переработкой / реализацией с/х продукции.
  2. Доля доходов от этой деятельности должна быть равна как минимум 70% от всех доходов.
  3. Для рыбохозяйств есть дополнительные ограничения в виде численности работников (до 300 человек) и наличию собственных и арендованных судов.

ЕСХН не вправе применять:

  • Те, кто производит подакцизные товары;
  • Те, кто работает в игорном бизнесе;
  • Казенные и бюджетные учреждения.

Переход на ЕСХН и уход со спецрежима

Перейти на ЕСХН можно:

  • С начала года, подав соответствующее уведомление;
  • С даты постановки на налоговый учет – для только что зарегистрированных юрлиц или ИП.

Уведомление составляется по . Тем, кто принял решение перейти на ЕСХН с нового года, уведомить налоговую надо до 31 декабря текущего года. При этом в бланке необходимо проставить долю доходов от реализации с/х продукции во всех доходах текущего года. Только что зарегистрированным юр. лицам или ИП на подачу уведомления дается 30 дней с даты постановки на учет.

Если вы не подали уведомление № 26.1-1 в установленные сроки, то платить налог по ЕСХН вы не можете. Кстати, если все-таки перешли на ЕСХН, то сделать возврат на иной режим налогообложения до конца года нельзя.

Возращение на другой режим происходит в трех случаях:

  1. Вы добровольно отказываетесь от ЕСХН. Делается это только со следующего года, на подачу уведомления дается время до 15 января нового года;
  2. Вы перестаете соответствовать какому-либо из обязательных критериев. В этой ситуации вы в месячный срок уведомляете налоговую об утрате права на использование ЕСХН ;
  3. Вы прекращаете деятельность, по которой использовался спецрежим ЕСХН. Налоговая извещается об этом в срок до 15 дней с даты прекращения такой деятельности.

Основные параметры ЕСХН

Как любой налог, ЕСХН характеризуется стандартными параметрами: он имеет свою базу, ставку, правила расчета и форму декларации. Рассмотрим основные моменты:

Объект: доходы минус расходы.

Порядок определения и признания доходов / расходов: прописан в ст. 346.5 НК РФ. Расходы представлены, как и на упрощенке, в виде определенного перечня. Кроме того, их также надо подтвердить первичкой, ну и экономическую обоснованность никто не отменял.

Налоговая база: сумма доходов минус сумма расходов в денежном выражении. Суммы доходов / расходов в валюте переводятся в рубли по курсу ЦБ РФ, действовавшему в день получения дохода или осуществления расхода. Доходы в натуральной форме принимаются в расчет в суммах, соответствующих их рыночной стоимости. Суммы доходов / расходов считаются нарастающим итогом сначала года. Из базы по налогу разрешается вычесть убытки прошлых лет (перенос возможен в течение 10 лет после периода, к которому относится убыток).

Налоговый период – год, отчетный – полугодие.

Ставка: стандартная ставка 6%. По республике Крым и г. Севастополь она может быть снижена в 2017-2021 годах – до 4%.

Порядок исчисления:

Налог = (доходы – расходы) * 6% (или иную ставку, если она используется)

По итогам полугодия рассчитывается авансовый платеж, уплачивается он в срок до 25 календарных дней после завершения периода.

Плюсы и минусы ЕСХН

Плюсы ЕСХН:

  • Добровольный переход на режим и уход с него;
  • Возможность снизить свою налоговую нагрузку – фактически это УСН-Доходы минус расходы, только максимальная стандартная ставка гораздо ниже – всего 6%;
  • Минимум отчетности – декларация подается только раз в год, ИП дополнительно ведут только КУДИР;
  • Оптимальные сроки уплаты налога: авансовый платеж делается по итогам полугодия, окончательный расчет – по итогам года. Это очень удобно для тех, кто работает в с/х, ведь именно эта отрасль часто характеризуется ярко выраженной сезонностью в получении доходов, которая связана с сезонностью производства.

Минусы ЕСХН:

  • Необходимость соблюдать несколько критериев, особенно критерия по доле выручки в 70%;
  • Четкое ограничение статей расходов – они должны соответствовать списку из НК РФ.

Заключение

Выбирать или не выбирать этот спецрежим, каждый с/х производитель решает сам. Так как режим добровольный, вы можете остаться, например, и на УСН. Но тут важно учесть вот что. На УСН-Доходы минус расходы стандартная ставка равна 15% (регионы могут снизить ее), на ЕСХН она изначально составляет 6%. Это первое «За» в пользу ЕСХН. И второе «За» ЕСХН – отчетный период в виде полугодия. На УСН авансовые платежи делаются после каждого квартала. Согласитесь, что для некоторых предпринимателей, эти условия могут быть очень привлекательными.

На УСН с объектом «доходы минус расходы» применяется ставка 15%, если речь, конечно, не идет о ряде специальных льгот. Ставкой 6% на «упрощенке» будут облагаться лишь «доходы» – если выбран соответствующий объект налогообложения. Конечно, сумма учитываемых расходов на ЕСХН и УСН может несколько отличаться. Но, несмотря на это, при прочих равных условиях на ЕСХН плательщик будет отчислять в бюджет меньшие суммы налога, чем на УСН.

Еще один плюс ЕСХН в сравнении с УСН – необходимость рассчитываться с бюджетом лишь раз в полгода – в срок до 25 июля и до 31 марта года, следующего за отчетным. На УСН, напомним, уплата авансов и налога производится ежеквартально.

Вместе с тем те ограничения, которые накладывает применение упрощенки по видам деятельности, не вызывают проблем у фирм и ИП, занимающихся сельским хозяйством. Вряд ли какие-то из таких субъектов ведут, скажем, также игорный бизнес или торговлю акциями.

А вот ЕСХН предполагает выполнение жесткого условия – доля доходов от производства и реализации продукции сельхозназначения должна составлять не менее 70% в общем объеме продаж. Иными словами, налогоплательщик на едином сельхозналоге, если он также осуществляет дополнительные виды деятельности, должен следить за соблюдением этого параметра. В противном случае право на применение ЕСХН он потеряет. Данную ситуацию можно отнести к своеобразным минусам сельскохозяйственного спецрежима.

Отдельно стоит упомянуть работу с НДС. Как уже было сказано выше, организации и предприниматели, перешедшие на ЕСХН, перестают числиться плательщиками налога на добавленную стоимость. С одной стороны, это является плюсом, поскольку экономит на общей сумме налога, позволяет в некотором роде снижать стоимость собственной продукции, повышая тем самым ее конкурентоспособность. С другой стороны, при закупке товаров или услуг у сторонних продавцов, применяющих общую систему налогообложения, плательщик ЕСХН теряет возможность принимать НДС, уплаченный такому поставщику, к вычету. Если объем подобных закупок велик, то это может быть ощутимым минусом освобождения от НДС.

Оптимизация ЕСХН

Если говорить об оптимизации налоговой базы по ЕСХН, то нельзя не упомянуть, что доходы и расходы в рамках данного спецрежима определяются по кассовому методу, то есть учитываются в расчете налога на момент перечисления оплаты. Реальные поставки товаров или услуг, как входящие, так и исходящие, значения не имеют.

Данный момент является ключевым в планировании доходов и расходов сельхозпроизводителей. При должном подходе к ведению учета и построению взаимоотношений с контрагентами налоговую базу в рамках конкретного отчетного периода можно минимизировать за счет проведения оплат, просто заранее отслеживая их даты.

Правда при определении сумм затрат нужно помнить о том, что в ЕСХН учитываются лишь строго определенный перечень расходов, прописанный в пункте 2 статьи 346.5 Налогового кодекса.

Впрочем, в этом нет ничего удивительного. Перечисленные в данном списке расходы либо напрямую относятся к сельскохозяйственным (например, оплата закупки семян, рассады, кормов и т.д.), либо связаны с обычной деятельностью компании (зарплата сотрудникам, взносы, приобретение ОС, содержание служебного транспорта и пр.). Разумеется, все учитываемые в расчете налога расходы должны быть документально подтверждены. В этом случае с уменьшением за счет них налоговой базы и, как следствие, оптимизацией ЕСХН проблем не возникнет.

ОСНО — общеустановленная система налогообложения, которой посвящен практически весь НК РФ. Применяя эту систему, при наличии соответствующего объекта налогообложения налогоплательщик должен уплачивать все налоги, действующие на территории России.

По желанию налогоплательщика НК РФ допускает применение налоговых спецрежимов, которые могут либо заменять ОСНО, либо использоваться наряду с ней. К таким спецрежимам, в частности, относятся УСН и ЕНВД, широко распространенные в малом и среднем бизнесе.

УСН можно использовать только вместо ОСНО, а ЕНВД может как заменять ОСНО или УСН, так и использоваться совместно с каждым из этих режимов.

Несмотря на ряд сходств, суть спецрежимов УСН и ЕНВД принципиально разная. УСН представляет собой упрощенный вариант ОСНО, который с учетом установленных законодательством ограничений могут применять небольшие организации и ИП для любых видов деятельности. ЕНВД применим только к определенным видам деятельности фирм и ИП, но от масштабов этой деятельности почти не зависит.

При применении обоих спецрежимов вместо обязательных к уплате на ОСНО 3 налогов (на прибыль, на имущество и НДС) уплачивается 1 налог (единый). Хотя в некоторых случаях наряду с этим налогом может возникать и необходимость осуществления платежей по заменяемым им налогам.

Алгоритмы расчета этого единого налога при УСН и ЕНВД также абсолютно разные. Уплата прочих налогов и страховых взносов для систем УСН и ЕНВД при наличии объекта налогообложения так же обязательна, как и при ОСНО.

При применении всех 3 систем налогообложения фирмы обязаны вести бухучет и составлять бухгалтерскую отчетность. СМП могут делать это по упрощенным вариантам. ИП от ведения бухучета и сдачи бухотчетности освобождены.

На ОСНО и УСН и фирмы, и ИП должны вести налоговый учет.

При всех вариантах совмещения режимов необходимо организовать раздельное ведение бухгалтерского и налогового учета.

Принципы работы на ОСНО

Применение ОСНО основано на следующих принципах:

  • эта система применяется налогоплательщиком (фирмой или ИП) в обязательном порядке, если он не выразил желание применять иной режим (спецрежим), согласованное с ИФНС;
  • ограничений по применению ОСНО не имеет;
  • к ОСНО относятся положения всех глав НК РФ, за исключением посвященных спецрежимам;
  • расчет налогов, уплачиваемых при ОСНО, осуществляется в порядке, установленном в соответствующих главах НК РФ, по ставкам, принятым в зависимости от статуса налога на федеральном, региональном или местном уровне;
  • при расчете налогов можно воспользоваться освобождениями и льготами, действительными для соответствующих налогов, при наличии оснований на это;
  • представление отчетности по налогам и их уплата производятся в сроки, указанные в НК РФ, если эти сроки не скорректированы на местном или региональном уровне.

Особенности работы на УСН

Отличительные особенности УСН сводятся к следующему:

  • Использование УСН возможно, если налогоплательщик отвечает ряду показателей, ограничивающих возможность применения этой системы:
    • численность персонала;
    • остаточная стоимость основных средств;
    • величина дохода.
  • Базу налогообложения при УСН выбирает сам налогоплательщик. Это могут быть либо «доходы», либо «доходы минус расходы». Налогообложение производится по общепринятым ставкам (с возможностью их снижения в регионах) 6% в первом случае и 15% — во втором.
  • Доходы и расходы при УСН учитываются кассовым методом и фиксируются в книге доходов и расходов, являющейся налоговым регистром для этого режима. При этом не все произведенные расходы могут уменьшать налоговую базу.
  • Налог, начисленный по ставке 15%, имеет ограничения по минимально возможной сумме. Эта сумма должна быть уплачена, даже если по результатам работы получен убыток.
  • Налог, начисленный по ставке 6%, может быть уменьшен до 50% фирмами и до 100% ИП на суммы фактически оплаченных страховых взносов и некоторых других платежей. Дополнительное уменьшение возможно за счет сумм уплаченного торгового сбора.
  • Налоговым периодом при УСН является год. Декларация представляется в ИФНС один раз по его истечении. При этом авансовые платежи по налогу уплачиваются поквартально.
  • Применение УСН возможно либо с начала деятельности вновь зарегистрированной фирмы или ИП, либо с начала очередного календарного года. Если не возникло оснований для утраты права на применение УСН, эта система должна применяться до окончания календарного года. Добровольно сменить режим или объект налогообложения можно только со следующего налогового периода.

О различиях в обязательной и добровольной процедурах смены УСН на другой режим читайте .

Отличия режима ЕНВД

Режим ЕНВД характеризуется следующими особенностями:

  • Ограничения по его применению определяются такими параметрами, как:
    • вид деятельности;
    • регион осуществления деятельности;
    • численность работников;
    • доля участия в фирме других юридических лиц;
    • пределы физических показателей, установленные для ряда видов деятельности.
  • База налога, рассчитываемого при ЕНВД, существенно зависит от величин, установленных законодательно на федеральном или региональном уровне:
    • месячной базовой доходности физического показателя соответствующего вида деятельности;
    • коэффициента-дефлятора;
    • регионального коэффициента, отражающего условия осуществления деятельности в регионе.

О региональном коэффициенте читайте в этой .

Влияние налогоплательщика на величину налоговой базы ограничивается определением фактической величины физического показателя и учетом понижающего коэффициента для неполных месяцев применения ЕНВД.

Месячная база по налогу рассчитывается как произведение всех перечисленных показателей, а квартальная — как сумма 3 месячных величин базы.

Подробнее о расчете ЕНВД читайте .

Налог начисляется по общеустановленной ставке 15% от квартальной базы или по более низкой, установленной в регионе. Он никак не зависит от результатов работы налогоплательщика и должен уплачиваться на протяжении всей деятельности на этом режиме.

  • Как и при УСН 6%, возможно уменьшение начисленного налога на величину до 50% для фирм и до 100% для ИП на суммы фактически оплаченных страховых взносов и (для фирм) некоторых других платежей.
  • Налоговым периодом при ЕНВД является квартал. Соответственно, декларация сдается в ИФНС ежеквартально, и ежеквартально осуществляются платежи по налогу.
  • Применение и отказ от применения ЕНВД возможны с любого месяца года.

Как выбрать систему налогообложения

При выборе системы налогообложения налогоплательщику необходимо оценить ряд факторов:

  • наличие и пределы ограничений на применение спецрежимов, а также риски выхода за пределы этих ограничений в течение налогового периода;
  • влияние на возможность применения каждого режима изменений в законодательстве, анонсированных на ближайшее время;
  • уровень доли уплачиваемых налогов в получаемом доходе при каждом режиме и периодичность этого дохода;
  • возможности для снижения величины налога, начисляемого при каждом режиме, и регулирования этой величины.

С учетом всех вышеперечисленных факторов нужно провести прогнозные расчеты результатов деятельности фирмы или ИП на различных режимах с целью их сопоставления. И только по их результатам можно сделать вывод о том, какая система будет предпочтительнее.

Итоги

Обязательным к применению для налогоплательщика является режим ОСНО, если он не выбрал какой-либо из спецрежимов, при котором определенная группа налогов заменяется на 1 единый налог. Наиболее широко используемыми спецрежимами являются УСН и ЕНВД, имеющие ряд сходных ограничений по возможности их применения, но существенно различающиеся в части иных аспектов работы с каждым из них. При выборе из них оптимальной системы налогообложения придется провести сравнительный анализ ряда сопоставимых показателей по каждому из режимов.