Финансовая система и ее составные элементы. Финансовая система российской федерации и ее основные элементы. Лекций по дисциплине

Банковское дело: шпаргалка Шевчук Денис Александрович

Тема 45. Финансовая система (ФС): понятие, элементы, основы построения

ФС – совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Финансовая система состоит из:

а) общегосударственные финансы – федеральный, региональные, местные бюджеты, государственная кредитная система, система государственного страхования, пенсионный фонд, внебюджетные фонды и т. п.

б) финансы хозяйственных субъектов – финансы предприятий, коммерческая банковская система, коммерческое кредитование и страхование, залоговая, биржевая системы.

Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путём распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных фондов и накоплений самих предприятий.

Основой финансовой системы являются финансы предприятий – они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.

Общегосударственные финансы – ведущая роль: в обеспечении определённых темпов развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственными и непроизводственными сферами, а также формами собственности, отдельными группами и слоями населения.

Госбюджет – главное звено финансовой системы – форма образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создаёт возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства, что позволяет влиять на единую экономическую и финансовую политику страны. В современных условиях средства госбюджета направляются на осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий, финансирование конверсии оборонных отраслей, что способствует формированию рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, обновлению материально-технической базы. Расходы бюджета на социально-культурную сферу имеют не только социальное, но и экономическое значение, т. к. представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культурного уровня жизни народа.

Внебюджетные фонды – это средства федерального правительства и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирование этих фондов происходит за счёт обязательных целевых отчислений, которые установлены в процентах к фонду оплаты труда и включаются в себестоимость продукции. Имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме. Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно осуществлять финансирование важнейших социальных мероприятий.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредитором выступают физические и юридические лица, заёмщиком – государство. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путём продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ц.б. Данная форма кредита позволяет заёмщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие дефицита государственного бюджета без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране.

Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.

Финансы предприятий различной формы собственности, являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования. В условиях рынка предприятия самостоятельно распределяют выручку, формируют и используют фонды производственного и социального назначения, изыскивают необходимые им средства для расширения производства продукции, используя кредитные ресурсы и возможности финансового рынка.

Из книги Финансы и кредит автора Шевчук Денис Александрович

Тема 14. Финансовая несостоятельность (банкротство) предприятий 97. Сущность, роль и критерии банкротства. Фиктивное и преднамеренное банкротство Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном

автора Полякова Елена Валерьевна

2. Финансы и финансовая система 2.1. Сущность и функции финансов Финансы - часть денежных отношений, являющаяся инструментом распределения и перераспределения ВВП. Материальной основой существования и функционирования финансов являются деньги.Субъектами финансовых

Из книги Финансы и кредит. Учебное пособие автора Полякова Елена Валерьевна

2.2. Финансовая система и её звенья Любая система представляет собой сочетание объектов с упорядоченными взаимными связями, которые придают сочетанию новые свойства.Финансовая система - совокупность звеньев финансовых отношений и финансовых потоков между ними. Каждое

Из книги Налоговое право автора Микидзе С Г

19. Понятие «налоговая система РФ». Соотношение понятий «налоговая система» и «система налогов» Система налогов – это совокупность установленных в РФ федеральных налогов, региональных и местных налогов. Ее структура закреплена в ст. 13–15 НК РФ.В соответствии с

Из книги Финансы организаций. Шпаргалки автора Зарицкий Александр Евгеньевич

1. Финансовая система страны Основные экономические субъекты народного хозяйства страны: 1) государственный сектор; 2) предпринимательский сектор; 3) сектор домашних хозяйств; 4) сектор «Заграница».В каждом секторе есть своя специфика управления финансами, но в целом вся

автора Шевчук Денис Александрович

Тема 75. Денежная система: понятие и элементы Денежная система – это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закреплённая национальным законодательством (Шевчук Денис, Деньги Кредит Банки конспект лекций, Финансы и кредит)… Тип

Из книги Банковское дело: шпаргалка автора Шевчук Денис Александрович

Тема 76. Система безналичных расчетов. Её роль, элементы. Формы безналичных расчётов расчётов Безналичные расчёты – это расчёты, осуществляемые между ф.л. и ю.л. без применения наличных денег путём перевода средств через банк с расчётного (текущего) счёта плательщика на

Из книги Финансы: конспект лекций автора Котельникова Екатерина

ЛЕКЦИЯ № 2 Финансовая система 1. Общая характеристика финансовой системы Понятие «финансовая система» является развитием более общего понятия – «финансы».Финансы определяют экономические общественные отношения, проявляющиеся по-разному. Финансы имеют свою

Из книги Экономическая теория. Учебник для вузов автора Попов Александр Иванович

ТЕМА 22 ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ 22.1. Финансы и финансовая система. Принципы построения и функции финансовой системыИсторически финансы были связаны с деятельностью государства. Они сложились как государственные

Из книги Экономическая теория. автора Маховикова Галина Афанасьевна

Лекция 19 Тема: ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В лекции рассматриваются проблемы, связанные с анализом следующей важной макроэкономической категории – финансов. К ним относятся: принципы построения и функции финансовой системы; финансовая

Из книги Макроэкономика: конспект лекций автора Тюрина Анна

5. Международная валютно-финансовая система Мировой валютной системой называют исторически сложившуюся форму организации международных денежных отношений, закрепленную межгосударственными договоренностями. Эта система может быть представлена как набор способов,

Из книги Национальная экономика автора Корниенко Олег Васильевич

VI. Финансовая система РФ

Из книги Политическая экономия автора Островитянов Константин Васильевич

Финансовая система социализма. Наличие при социализме товарного производства и товарного обращения ведёт к тому, что продукция всех социалистических предприятий выражается не только в натуральной, но и в денежной (стоимостной) форме. Социалистические предприятия, как

Из книги Новая эпоха - старые тревоги: Политическая экономия автора Ясин Евгений Григорьевич

4.2.3 Банки и финансовая система В кратчайшие сроки надо реализовать программу реструктуризации банковской системы, считая это одной из самых актуальных задач: банкротство несостоятельных коммерческих банков, недопущение их деятельности после отзыва

Из книги Международные экономические отношения: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Бизнес путь: Yahoo! Секреты самой популярной в мире интернет-компании автора Вламис Энтони

Элементы построения имени компании Для создания яркой индивидуальности на переменчивом рынке основную роль играет взаимодействие трех факторов: Представление – для чего существует ваша компания и каковы будущие направления ее деятельности? Позиционирование –

Понятие «финансовая система» употребляется в двух значениях:

во-первых, как совокупность учреждений, занимающихся денежными операциями (фонды, компании, банки), и, во-вторых, как система финансовых отношений. При этом понятие «система» предполагает наличие связей. С учетом этого финансовая система представляет собой совокупность различных сфер или звеньев финансовых отноше­ний, каждая из которых характеризуется особенностями в форми­ровании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система России включает следующие звенья финан­совых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок, фи­нансы предприятий различных форм собственности.

Все разнообразие перечисленных звеньев финансовых отношений можно разделить на две взаимосвязанные подсистемы. В первую вхо­дят общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на уровне народного хозяйства в це­лом. Во вторую-финансы предприятий (хозяйствующих субъектов), которые используются для обеспечения воспроизводственного процес­са денежными средствами на уровне отдельных предприятий.

Эти две подсистемы различаются методами формирования и ис­пользования фондов денежных средств. Общегосударственные фи­нансы - это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства (вторая подсистема). Необходимость концентрации в распоряжении государ­ства значительной части финансовых ресурсов вызвана той важной ролью, которую оно выполняет в области экономического и соци­ального развития страны 1 .

Формами использования этих ресурсов являются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие по­требности государства при решении экономических, политических и социальных задач. Страховыми звеньями финансовой системы применяются другие формы и методы образования и использования денежных фондов. Что касается финансов предприятий, то эти де­централизованные фонды денежных средств образуются из денеж­ных доходов и накоплений самих же предприятий,

Еще раз подчеркнем, что, несмотря на разграничение сферы дея­тельности и применение особых способов и форм образования и ис­пользования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансо­вая система является единой системой, поскольку базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев. Объединяющей основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, по­скольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фон­дов денежных средств выступает национальный доход, создаваемый в сфере материального производства, т. е. на тех же предприятиях.

Однако такая связь общегосударственных финансов с финансами предприятий объясняется не только тем, что они имеют единый ис­точник своего формирования, создаваемый в сфере материального производства национальный доход. Аккумулировав за счет предпри­ятий сферы материального производства средства в централизован­ных государственных фондах, к примеру в бюджете, государство часть этих ресурсов направляет также на развитие материального производства, но уже наиболее необходимых в данное время отрас­лей экономики. Скажем, бюджет страны пополнился за счет дохо­дов от отраслей нефтегазового или топливно-энергетического ком­плекса, а направлены эти доходы на развитие предприятий пищевой или медицинской промышленности, так необходимых в настоящее время. Ведь процесс расширенного воспроизводства на многих пред­приятиях осуществляется не только за счет собственных средств, но и за счет привлечения общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований, а также использования банковских кредитов. Это значит, что общегосударственным финан­сам, которыми государство имеет возможность маневрировать, при­надлежит значительная роль в обеспечении развития тех или иных отраслей народного хозяйства, в перераспределении финансовых ре­сурсов между отраслями экономики, а также между регионами стра­ны, между производственной и непроизводственной сферами, между отдельными группами и слоями населения. В этой взаимосвязи и взаимозависимости составных звеньев финансовой системы прояв­ляется единая сущность финансов, а также единство финансовой системы России.

Рассмотрим кратко экономическое содержание составных звеньев общегосударственных финансов, к числу которых относятся государ­ственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования и фондовый рынок.

Государственный бюджет - это главное звено всей финансовой системы. Государственный бюджет представляет собой централизо­ванный денежный доход государства. Иногда дают более простое и краткое определение: госбюджет - это роспись доходов и расходов государства. Бюджет государства состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной и расходной. В доходной части госбюджета указы­ваются источники поступления денежных средств и их количествен­ные характеристики. В расходной части госбюджета указываются направления, сферы, в которых расходуются деньги, их количествен­ные параметры.

По размерам госбюджета, его структуре можно судить об уровне экономического развития страны, о характере ее экономического строя и материальном положении основной части населения. И дей­ствительно, что можно сказать о стране, бюджет которой имеет ог­ромный дефицит, т. е. предусмотренные в нем расходы значительно перекрывают планируемые доходы? Понятно, что в этом случае ка­кие-то инвестиционные проекты останутся на бумаге, кто-то из бюд­жетников снова не получит вовремя зарплату, а финансовые дыры в одном месте будут лататься за счет образования дыр в других местах. Другое дело - бюджет бездефицитный, а еще лучше, если он с профицитом, т.е. с превышением доходов над расходами.

Проанализируем структуру расходной части госбюджета. Если основная или значительная часть расходов направляется на приоб­ретение новых видов вооружения, на содержание армии, то это ми­литаристский бюджет. Размеры социальных расходов в этом случае большими быть не могут, напротив, они крайне незначительны, а, следовательно, народ в такой стране хорошо жить не может. И со­вершенно другое дело, если основная часть ресурсов направляется на социальные цели: здравоохранение, образование, жилищное строительство, поддержку пожилых и т. д. Отметим, что в недавнем прошлом военные расходы доминировали в бюджете СССР. В на­стоящее время они порой ниже того минимума, который требуется для поддержания эффективной армии.

Главным и основным источником формирования государственного бюджета являются налоги с предприятий и населения (примерно 75-80%). Остальная доходная часть госбюджета пополняется за счет таможенных пошлин, государственного займа, денежной эмиссии.

Помимо государственного бюджета, в любой экономике форми­руются и используются внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды - это средства федерального правительст­ва и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет.

Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налого­плательщика (предприятия, физического лица) ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда. Внебюджетные фонды отделены от бюдже­тов и имеют определенную самостоятельность.

Общее число федеральных внебюджетных фондов составляет бо­лее 40. Основными по размерам и значению являются социальные фонды - Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Госу­дарственный фонд занятости населения, Федеральный фонд обяза­тельного медицинского страхования. К экономическим относятся Российский фонд технического развития и отраслевые внебюджет­ные фонды НИОКР, финансовые фонды поддержки отраслей, инве­стиционные фонды и др.

Общие доходы (и расходы) всех внебюджетных фондов доволь­но внушительны. За последние годы они превышали 60% доходов государственного бюджета. Внебюджетные фонды имеют целевое на­значение, что гарантирует использование средств в полном объеме. Согласно законам Российской Федерации внебюджетные фонды за­прещено использовать для финансирования органов власти и управ­ления, а также иных государственных структур. Фонды являются в определенной мере финансовым резервом. Скажем, пенсии долж­ны выплачиваться бесперебойно, а потому средства Пенсионного фонда должны использоваться строго по назначению.

Важным элементом общегосударственных финансов является го­сударственный кредит (не путать с кредитом коммерческих банков).

Государство, причем это характерно не только для России, по­стоянно испытывает большую потребность в финансовых ресурсах, деньгах. Доходы, предусмотренные бюджетом, как правило, далеко не покрывают тех сумм расходов, которые государство должно или намеревается произвести. На покрытие бюджетного дефицита нуж­ны дополнительные деньги. Самый легкий способ добыть дополни­тельные деньги - осуществить дополнительную эмиссию, т. е. напе­чатать нужную сумму. Но простое решение, как правило, не всегда бывает правильным. Эмиссия (теперь об этом в России знает каж­дый) ведет к инфляции, обесценению денег, росту цен, снижению покупательной способности зарплаты, пенсий, к недовольству насе­ления и другим нежелательным для населения и правительства по­следствиям. Поэтому к допечатке денег правительство прибегает, но в дозированных размерах, стараясь не допустить высокой инфляции. Для привлечения дополнительных денег государство использует другой путь.

Для разрешения противоречия между величиной необходимых потребностей общества и возможностями государства их удовлетво­рить за счет бюджета Россия, как и большинство стран мира, ис­пользует государственные займы. Кредиторами выступают физиче­ские и юридические лица, заемщиком - государство в лице его ор­ганов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обя­зательств и других видов государственных ценных бумаг.

Финансовый рынок - составная часть финансовой системы. Фи­нансовым называют рынок, где обращается капитал.

Финансовый рынок в России стал ускоренно развиваться с 1992 г., когда правительство начало предпринимать решительные шаги по либерализации практически всех сторон экономической деятельности. Этот процесс характеризовался в первую очередь воз­никновением достаточно разветвленной структуры финансового сек­тора, состоящего из банковской системы, инвестиционных и пенси­онных фондов, бирж и страховых компаний. Большое влияние на развитие финансового сектора оказал процесс приватизации, кото­рый способствовал развитию рыночной инфраструктуры, совершен­ствованию соответствующей законодательной базы, вовлечению на­селения в операции на фондовом рынке и формированию у людей рыночного менталитета.

В первый год экономических реформ (1992 г.) состояние рос­сийского финансового рынка было достаточно неустойчивым, опера­ции на денежном рынке и рынке ценных бумаг характеризовались низкими объемами. Банковский сектор был развит слабо, особенно в регионах. К 1995 г. на российском финансовом рынке сформиро­валась достаточно широкая инфраструктура, выделились самостоя­тельные крупные сегменты. В настоящее время выделяют различные секторы финансового рынка: рынок межбанковских кредитов, рынок ценных бумаг, рынок валюты.

Как отмечалось, централизованная часть финансовой системы отвечает за процесс перераспределения национального дохода и ва­лового внутреннего продукта. Перераспределение происходит при помощи бюджетных, страховых отношений и отношений, возникаю­щих на финансовом рынке. Все эти отношения взаимосвязаны.

Бюджет нуждается в привлечении средств для покрытия дефи­цита. Для этого государство выпускает в обращение и продает госу­дарственные ценные бумаги, такие, как облигации государственного займа. Следует подчеркнуть, что в настоящее время рынок государ­ственных ценных бумаг является наиболее значительным по объему в составе финансового рынка.

Государственные ценные бумаги, эмитируемые Министерством финансов Российской Федерации, представлены следующими вида­ми ценных бумаг:

государственные краткосрочные облигации (ГКО);

облигации федерального займа (ОФЗ);

облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ).

Основная цель выпуска облигаций государственного внутреннего долга (подчеркнем еще раз) - это мобилизация средств для финан­сирования расходов, предусмотренных Законом о федеральном бюд­жете на каждый год. Приоритетом при решении поставленной зада­чи должна была стать надежность всей конструкции заимствований, а также оптимизация стоимости внутреннего долга и сроков его погашения. Надо подчеркнуть, что на первых порах, по крайней мере до 1996 г., так оно и было. Позднее ситуация изменилась.

Итак, широко известные у нас ГКО, ОФЗ, ОГСЗ и другие об­лигации, которые от лица государства продавало Министерство фи­нансов России с выплатой сравнительно высоких процентов,- все это инструменты заимствования средств. Такая форма кредита по­зволяла заемщику, т.е. государству, направлять мобилизованные до­полнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефи­цита без осуществления для этих целей эмиссии. Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц исполь­зовались для финансирования экономических и социальных про­грамм, т. е. государственный кредит являлся средством увеличения финансовых возможностей государства.

Государственный кредит, размещаемый внутри страны, является внутренним кредитом. Если он размещается в других странах, то это - внешний кредит. Исходя из срока привлечения средств займы делятся на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). Мобилизация огромных финан­совых ресурсов является следствием большой государственной за­долженности. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны. Государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок. При этом государственный внешний долг - это задолженность по непогашенным внешним займам и не­выплаченным по ним процентам. Внутренний долг состоит из за­долженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности внут­ри страны.

Если говорить о российском государственном долге, то суммы его чрезмерно высоки. Если учесть, что затраты по обслуживанию государственного- долга производятся за счет средств государствен­ного бюджета Российской Федерации, то становится ясно, что зна­чительная часть доходов государственного бюджета вынуждена на­правляться не на развитие экономики или социальные цели, а на возврат долга. К тому же занимает одно поколение, а рассчитывать­ся приходится другому.

Огромный государственный долг современной России, как внут­ренний, так и внешний, может привести к так называемому дефолту - отказу от выполнения взятых ранее обязательств по погашению долга. Это происходит в том случае, когда вследствие проведения ошибочной финансовой политики сумма погашения долга намного превосходит имеющиеся возможности государства. Такое состояние отражает экономический и финансовый кризис в стране.

Фонды страхования обеспечивают возмещение понесенных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также спо­собствуют их предупреждению.

Страхование - это особая социально-экономическая структура, где объектом купли-продажи выступает страховая защищенность. Подчеркнем, что в рыночной экономике в отличие от существовав­шей у нас ранее командно-административной системы, когда соци­альные гарантии, пусть и на низком уровне, существовали и были стабильными, а страховое дело было построено на началах государ­ственной монополии, роль страхования резко возрастает. Дело в том, что в рыночной экономике все хозяйствующие субъекты работают в условиях риска. Да и каждый человек теперь должен надеяться в основном на себя, на свой страховой запас, свои сбе­режения. За время работы надо приобрести для себя медицинский полис, медицинскую страховку, заработать приличных размеров пенсию и т. д.

Рассмотрим кратко функции, Которые выполняет страхование. Прежде всего, это формирование фонда денежных средств, осущест­вляемое как плата за риски, которые берут на себя, на свою ответ­ственность страховые компании. Страхование может быть добро­вольным либо обязательным.

Ведущая функция страхования - возмещение ущерба юридиче­ским лицам, возмещение ущерба и материальное обеспечение физиче­ских лиц-граждан страны. Одна из функций страхования-преду­преждение страхового случая и минимизация возможного страхового ущерба. Речь идет о реализации комплекса мер по недопущению или уменьшению возможных потерь или несчастных случаев.

Страхование, наконец, является важным средством формирова­ния инвестиционного потенциала страны. Ведь страховой денежный фонд страховых компаний - это временно свободные деньги, кото­рые можно инвестировать в производство, недвижимость, банки, ценные бумаги и т. д. Отметим, что в западных странах страховые компании - это финансовые гиганты, владеющие сотнями миллиар­дов долларов. Что касается финансовой емкости российского стра­хового рынка, то она пока весьма мала, а потому финансовые ком­пании России еще не стали существенным источником инвестиций в экономику 1 .

Среди звеньев финансово-кредитной системы значительное место занимает фондовый рынок. Его можно выделить в самостоятельное звено, поскольку фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специальных финансовых активов - ценных бумаг.

Основная задача фондового рынка - обеспечение процесса пере­лива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый ры­нок служит для мобилизации и эффективного использования вре­менно свободных денежных средств. Его особенность заключается в том, что участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого дохода по сравнению с вложением денег в банк. Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода оказывается повышенный риск.

Второй подсистемой финансовой системы России являются фи­нансы предприятий.

Финансы предприятий различных форм собственности являются основой единой финансовой системы страны. Они обслуживают про­цесс создания и распределения общественного продукта и националь­ного дохода. Это их состояние определяет степень обеспеченности централизованных денежных средств финансовыми ресурсами. Рен­табельно работает предприятие, крепко стоит на ногах-и бюджету, хорошо, поскольку есть с кого брать налог. Убыточно предприятие, продукция на рынке не идет, нет на счетах денег - и казне плохо. Что взыщешь с убытков? Такое предприятие само нуждается в фи­нансовой помощи.

Финансы предприятий представляют собой часть финансовой системы, ее звено и характеризуют денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных ре­сурсов по выполнению своих обязательств перед государством, дру­гими предприятиями и фирмами, работниками и т. д.

В общей структуре финансовых отношений эта часть финансо­вой системы занимает определяющее, или ключевое, положение, по­тому что это - реальный сектор экономики. Здесь создаются мате­риальные блага, производятся товары и оказываются услуги. На уровне предприятий возникают следующие формы денежных от­ношений:

связанные с образованием уставного фонда и распределением доходов;

связанные с договорными обязательствами с другими предпри­ятиями (распределение прибыли, инвестирование средств в акции, облигации, другие ценные бумаги), получением дивидендов и др.;

складывающиеся у предприятий со страховыми организациями, различными страховыми фондами;

с банками (ссуды, погашение процента, пени и т. д.);

с государственным бюджетом (налоги и другие обязательные платежи, отчисления);

с вышестоящими структурами.

В условиях рыночной экономики предприятие осуществляет свою деятельность на началах коммерческого расчета, целью которо­го является обязательное получение прибыли. Государство заинтере­совано в прибыльной работе и стремится создать благоприятные ус­ловия для успешного развития предпринимательской деятельности.

Под механизмом управления финансами понимается система организационно-экономических и правовых мер регулирования фи­нансовой системы страны. Он включает три составляющие: а) мони­торинг (наблюдение) за состоянием финансов; 6) правовое регулирование финансовой системы; в) контроль за финансовой деятель­ностью субъектов хозяйствования.

Мониторинг за состоянием финансов страны проводится высши­ми законодательными органами власти (Федеральное Собрание, его две палаты и др.).

Правовое регулирование финансовой системы осуществляется высшими законодательными органами власти, президентом России.

Контроль за финансовой деятельностью всех субъектов хозяйст­вования осуществляется как законодательными, так и исполнитель­ными органами власти (Минфин, налоговая служба и др.).

Необходимо различать государственный и негосударственный контроль. Принцип разделения власти, закрепленный в Конституции РФ и в Конституциях (уставах) субъектов Федерации, предусматри­вает контроль за финансовой деятельностью органов исполнитель­ной власти со стороны президента и органов представительной вла­сти. Президентский контроль за финансами осуществляется путем издания указов по финансовым вопросам: подписания федеральных законов; назначения, и освобождения от должности министра финан­сов РФ; представления Государственной Думе кандидатуры для на­значения на должность председателя Центрального банка.

Негосударственный финансовый контроль осуществляется без непосредственного участия государства, но в соответствии с государ­ственными законами и нормативными актами. К негосударственным видам финансового контроля относятся внутрихозяйственный и ау­диторский контроль.

Внутрихозяйственный контроль проводится самим предприятием, его экономическими службами - бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента.

Аудиторский контроль осуществляется в двух формах: обяза­тельный и инициативный. Инициативная проверка осуществляется по решению самого хозяйствующего субъекта. Обязательная ауди­торская проверка проводится в установленном порядке, предусмот­ренном соответствующим постановлением правительства. Инициато­рами проверки могут быть государственные органы: прокуратура, казначейство, налоговая служба и налоговая полиция и др. Ауди­торскую проверку могут проводить как физические лица, прошед­шие государственную аттестацию, так и аудиторские фирмы (вклю­чая иностранные), которые могут иметь любую организационно-пра­вовую форму, предусмотренную российским законодательством. После получения лицензии на право осуществления аудиторской деятельности они включаются в Государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторский контроль в России находится на стадии становления. Главный его недостаток - низкий уровень ква­лификации сотрудников аудиторских, служб, размытость норматив­ных документов, регулирующих их работу.


Каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система – это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики, отдельных финансовых институтов и населения для выполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.
Для финансовых систем присущие определенные специфические черты, а именно:
-для каждого звена финансовых систем характерные свойственные ей методы мобилизации средств для создания фондов финансовых ресурсов и направления их использования;
-относительная самостоятельность звеньев финансовой системы, то есть каждая из них имеет собственную специфическую сферу применения;
-тесная взаимосвязь и взаимная обусловленность между звеньями финансовой системы, то есть каждое звено может успешно функционировать только при совершенстве и эффективности системы в целом
-финансовая система государства может быть эффективной только тогда, когда налажена и законодательно закрепленная деятельность каждого ее звена;
-каждое звено финансовой системы может разделяться на меньшие подразделения в зависимости от факторов, что влияют на организацию финансов, в первую очередь на формирование и использование фондов финансовых ресурсов
Разделение финансовой системы на отдельные звенья - явление объективно, обусловленное потребностями экономического развития. Структура финансовой системы динамическая и не может рассматриваться в статическом виде. В процессе экономического развития она может дополняться или некоторые ее звенья могут отмирать.
Следовательно, финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики, финансовых институтов, домохозяйств для финансового обеспечения социальных и экономических потребностей общества в целом, хозяйственных структур, отдельных граждан.
Государственная финансовая система развитых стран включает такие звенья: государственный бюджет, местные финансы, специальные внебюджетные фонды и финансы государственных корпораций.
Основным элементом финансовой системы является государственный бюджет. По своему материальному содержанию он является главным централизованным фондом средств государства, через который перераспределяется до 40% национального дохода страны.
Основным способом наполнения государственного бюджета являются налоги. На их доля приходится от 70 до 90% общей суммы доходов бюджета. В странах с развитой рыночной экономикой за государственным бюджетом закрепленные такие налоги, как подоходный налог корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость, пошлины.
Из государственного бюджета средства расходуются на военные мероприятия, вмешательство в экономику, содержание государственного аппарата, социальные расходы, субсидии и кредиты развивающимся странам.
Вторым элементом финансовой системы являются местные финансы, которые включают местные бюджеты, финансы муниципальных предприятий и автономные местные фонды. Основную роль играют местные бюджеты.
Доходы местных бюджетов формируются преимущественно из второстепенных (местных) налогов и сборов. Среди расходов местных бюджетов большую долю занимают расходы на социальные мероприятия. Местные бюджеты как преимущественно дефицитные получают необходимые средства в виде субсидий и кредитов из государственного бюджета.
Третьим элементом финансовой системы являются внебюджетные специальные фонды. В странах с развитой рыночной экономикой это фонды национального страхования, которые образуются за счет страховых взносов работников предприятий и дотаций из государственного бюджета. Средства таких фондов используются на выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, в случаях потери кормильца, выплаты по временной неработоспособности, безработице.
Финансовую систему Украины образуют определенные звенья финансовых отношений (рис. 4).


Ведущим звеном финансовой системы являются финансы предпринимательских структур. Они состоят из финансов производственной и непроизводственной сфер.
Финансы производственной сферы разделяют на две группы:
-в зависимости от формы собственности: на государственные, акционерные, коллективные, индивидуальные, арендные, общие;
-в зависимости от вида деятельности: на машиностроение, строительство, транспорт, сельское хозяйство и тому подобное.
Финансы непроизводственной сферы разделяются на финансы образования, охраны здоровья, культуры, науки, обороны и других отраслей. Характерной особенностью создания и использования фондов и финансовых ресурсов в этом случае является наличие, рядом с собственными источниками, бюджетного финансирования.
Государственные финансы можно определить как совокупность фондов финансовых ресурсов общегосударственного назначения. По своей структуре это очень сложное и многоплановое звено финансовой системы. Государственные финансы охватывают: государственный и местные бюджеты; централизованные и децентрализованные фонды целевого назначения; финансы предприятий и организаций государственной и коммунальной форм собственности; государственный кредит; государственное личное и имущественное страхование.
Ведущее место в государственных финансах принадлежит бюджетам разных уровней, которые объединяются в сведенном бюджете государства. Сводный бюджет - это совокупность всех бюджетов государства, входящих в бюджетную систему. Структура бюджетной системы определяется Конституцией Украины. В ней и в Законе о бюджетных правах закрепляются права государства и местных органов власти и управления на утверждение своих бюджетов, на дифференцирование доходов и расходов между разными звеньями бюджетной системы, порядок их составления и утверждение.
Бюджет это форма планомерного накопления и использования средств для обеспечения функций, осуществляемых органами государственной власти, регионального и местного самоуправления. Такое накопление средств происходит в отраслях производства, поэтому предприятия всех форм собственности являются ведущим звеном в создании финансов государства, поскольку финансы предприятий опосредствуют денежные отношения, которые возникают при создании и использовании денежных доходов для формирования основных и оборотных фондов, расчетов с государством через систему налогов и обслуживания круговорота средств предприятий и изменение форм стоимости в процессе такого круговорота. Если финансы предприятий обслуживают процесс производства общественного продукта, его распределение внутри предприятий и накопления капитала для расширенного воспроизводства и расчетов с государством через налоговую систему, то общегосударственные финансы используются для распределения и перераспределения с целью удовлетворения потребностей общегосударственного потребления через государственный и местные бюджеты и многочисленные централизованные внебюджетные фонды: социального страхования, пенсионный фонд и тому подобное.
Централизованы и децентрализованные фонды Украины целевого назначения включают Пенсионный фонд, Фонд содействия занятости, Фонд социального страхования, валютный фонд, внебюджетные фонды местных органов самоуправления. Особенность формирования этих фондов в том, что они имеют строго целевое назначение и на другие цели не используются. Так, соответственно с действующим законодательством, на Пенсионный фонд Украины возлагается задание обеспечить финансирование расходов на выплату пенсий гражданам, которым исполнилась необходимая для назначения пенсий количество лет, на выплату помощи на детей и другие мероприятия.
Государственный кредит представляет собой задолженность государства перед гражданами и хозяйственными структурами своей страны, иностранными кредиторами. Его величина свидетельствует о рациональности и эффективности финансовой политики государства и регулируется законодательством.
Страховые и резервные фонды являются совокупностью фондов финансовых ресурсов, основное назначение которых - покрыть потери, что возникли из непредвиденных причин, или финансово обеспечить мероприятия, которые не были включены в планы финансирования, но являются важными для государства.
Страховые фонды формируются за счет страховых взносов юридических и физических лиц и находятся в распоряжении страховых организаций разных форм собственности. Страховые фонды и резервы - объективное явление в экономике государства, что связано с наличием рисков в хозяйственной деятельности и общественной жизни.
Функционирование страховых и резервных фондов финансовых ресурсов обеспечивает минимизацию потери экономики государства, хозяйственных структур и отдельных граждан, связанных с фактами стихийного бедствия и непредвиденных обстоятельств. Страховые фонды могут использоваться также как инвестиционный и кредитный ресурсы в экономике до наступлению страхового случая. Резервные фонды как на уровне государства, так и на уровне хозяйственных структур способствуют повышению эффективности хозяйственной деятельности.
Финансовый рынок - звено финансовой системы, которое формирует и использует фонды финансовых ресурсов в тех случаях, когда другие звенья финансовой системы не могут действовать эффективно. Финансовый рынок включает валютный рынок, рынок кредитных ресурсов, рынок ценных бумаг и финансовых услуг.
Валютный рынок - формирование фондов финансовых ресурсов для осуществления внешнеторговых операций. Здесь имеет место обмен валюты одного государства на валюту другой.
Рынок кредитных ресурсов действует в форме привлечения временно свободных средств на инвестиционные и другие потребности. Регулируется рынок кредитных ресурсов с помощью учетной ставки национального банка.
Рынок ценных бумаг - это мобилизация средств на потребности хозяйственной деятельности путем выпуска и реализации ценных бумаг, которые являются гарантом возвращения вложенных средств и получения дохода. Все операции по реализации ценных бумаг осуществляются на фондовом рынке. Существует также внебиржевая торговля ценными бумагами.
Финансы домохозяйств являются средством создания и использования фондов финансовых ресурсов для удовлетворения личных потребностей граждан. Источником создания этих фондов является заработная плата и другие источники доходов каждого гражданина или его семьи. К доходам домохозяйств принадлежат доходы от продажи собственного капитала, земли, продукции подсобных хозяйств, доходы, полученные от сдачи в аренду имущества, проценты на капитал, вложенный в ценные бумаги и тому подобное.
К расходам домохозяйств принадлежат расходы на приобретение потребительских товаров, оплату предоставленных услуг и выполненных работ, формирования сбережений, куплю ценных бумаг и другие расходы. Домохозяйства по своей экономической сути - это хозяйственные структуры исключительного типа, деятельность которых основывается на создании и использовании фондов финансовых ресурсов

Понятие «финансовая система» употребляется в двух значениях: во-первых, как совокупность учреждений, занимающихся денежными операциями (фонды, компании, банки), и, во-вторых, как система финансовых отношений. При этом понятие «система» предполагает наличие связей. С учетом этого финансовая система представляет собой совокупность различных сфер или звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система России включает следующие звенья финансовых отношений:

Государственный бюджет;

Внебюджетные фонды;

Государственный кредит;

Фонды страхования;

Фондовый рынок;

Финансы предприятий различных форм собственности.

Все разнообразие перечисленных звеньев финансовых отношений можно разделить на две взаимосвязанные подсистемы. В первую входят общегосударственные финансы ,обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на уровне народного хозяйства в целом. Во вторую – финансы предприятий (хозяйствующих субъектов), которые используются для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на уровне отдельных предприятий.

Эти две подсистемы различаются методами формирования и использования фондов денежных средств. Общегосударственные финансы – это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства (вторая подсистема). Необходимость концентрации в распоряжении государства значительной части финансовых ресурсов вызвана той важной ролью, которую оно выполняет в области экономического и социального развития страны. Формами использования этих ресурсов являются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие потребности государства при решении экономических, политических и социальных задач. Страховыми звеньями финансовой системы применяются другие формы и методы образования и использования денежных фондов. Что касается финансов предприятий, то эти децентрали-зованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих же предприятий.

Несмотря на разграничение сферы деятельности и применение особых способов и форм образования и использования денежных фондов в каждом отдельном звене, финансовая система является единой системой, поскольку базируется на едином источнике ресурсов всех звеньев. Объединяющей основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централи-зованных государственных фондов денежных средств выступает национальный доход, создаваемый в сфере материального производства, т.е. на тех же предприятиях.

Однако такая связь общегосударственных финансов с финансами предприятий объясняется не только тем, что они имеют единый источник своего формирования, т.е. создаваемый в сфере материального производства национальный доход. Аккумулировав за счет предприятий сферы материального производства средства в централизованных государственных фондах, к примеру в бюджете, государство часть этих ресурсов направляет также на развитие материального производства, но уже наиболее необходимых в данное время отраслей экономики. Скажем, бюджет страны пополнился за счет доходов от отраслей нефтегазового или топливно-энергетического комплекса, а направлены эти доходы на развитие предприятий пищевой или медицинской промышленности, так необходимых в настоящее время. Ведь процесс расширенного воспроизводства на многих предприятиях осуществляется не только за счет собственных средств, но и за счет привлечения общегосударственного фонда денежных средств в форме бюджетных ассигнований, а также использования банковских кредитов. Это значит, что общегосударственным финансам, которыми государство имеет возможность маневрировать, принадлежит значительная роль в обеспечении развития тех или иных отраслей народного хозяйства, в перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики, а также между регионами страны, между производственной и непроизводственной сферами, между отдельными группами и слоями населения. В этой взаимосвязи и взаимозависимости составных звеньев финансовой системы проявляется единая сущность финансов, а также единство финансовой системы России.

Рассмотрим кратко экономическое содержание составных звеньев общегосударственных финансов, к числу которых относятся государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования и фондовый рынок.

Государственный бюджет – это главное звено всей финансовой системы. Государственный бюджет представляет собой централизованный денежный фонд государства. Иногда дают более простое и краткое определение: госбюджет – это роспись доходов и расходов государства. Бюджет государства состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной и расходной. В доходной части госбюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные характеристики. В расходной части госбюджета указываются направления, сферы, в которых расходуются деньги, их количественные параметры.

По размерам госбюджета, его структуре можно судить об уровне экономического развития страны, о характере ее экономического строя и материальном положении основной части населения.

Если основная или значительная часть расходов направляется на приобретение новых видов вооружения, на содержание армии, то это милитаристский бюджет. Размеры социальных расходов в этом случае большими быть не могут, напротив, они крайне незначительны, а, следовательно, народ в такой стране хорошо жить не может. И совершенно другое дело, если основная часть ресурсов направляется на социальные цели: здравоохранение, образование, жилищное строительство, поддержку пожилых и т.д. Отметим, что в недавнем прошлом военные расходы доминировали в бюджете СССР. В настоящее время они порой ниже того минимума, который требуется для поддержания эффективной армии.

Главным и основным источником формирования государственного бюджета являются налоги с предприятий и населения (примерно 75–80%). Остальная доходная часть госбюджета пополняется за счет таможенных пошлин, государственного займа, денежной эмиссии.

Помимо государственного бюджета, в любой экономике формируются и используются внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды – это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включенных в бюджет.

Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика (предприятия, физического лица) ничем не отличаются от налогов. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность.

Общее число федеральных внебюджетных фондов составляет более 40. Основными по размерам и значению являются социальные фонды – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. К экономическим относятся Российский фонд технического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР, финансовые фонды поддержки отраслей, инвестиционные фонды и др.

Общие доходы (и расходы) всех внебюджетных фондов довольно внушительны. За последние годы они превышали 60% доходов государственного бюджета. Внебюджетные фонды имеют целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме. Согласно законам Российской Федерации внебюджетные фонды запрещено использовать для финансирования органов власти и управления, а также иных государственных структур. Фонды являются в определенной мере финансовым резервом. Скажем, пенсии должны выплачиваться бесперебойно, а потому средства Пенсионного фонда должны использоваться строго по назначению.

Важным элементом общегосударственных финансов является государственный кредит (не путать с кредитом коммерческих банков).

Государство, причем это характерно не только для России, постоянно испытывает большую потребность в финансовых ресурсах, деньгах. Доходы, предусмотренные бюджетом, как правило, далеко не покрывают тех сумм расходов, которые государство должно или намеревается произвести. На покрытие бюджетного дефицита нужны дополнительные деньги. Самый легкий способ добыть дополнительные деньги – осуществить дополнительную эмиссию, т.е. напечатать нужную сумму. Но простое решение, как правило, не всегда бывает правильным. Эмиссия (теперь об этом в России знает каждый) ведет к инфляции, обесценению денег, росту цен, снижению покупательной способности зарплаты, пенсий, к недовольству населения и другим нежелательным для населения и правительства последствиям. Поэтому к допечатке денег правительство прибегает, но в дозированных размерах, стараясь не допустить высокой инфляции. Для привлечения дополнительных денег государство использует другой путь.

Для разрешения противоречия между величиной необходимых потребностей общества и возможностями государства удовлетворить их за счет бюджета Россия, как и большинство стран мира, использует государственные займы. Кредиторами выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Финансовый рынок – составная часть финансовой системы. Финансовым называют рынок, где обращается капитал.

Финансовый рынок в России стал ускоренно развиваться с 1992 г., когда правительство начало предпринимать решительные шаги по либерализации практически всех сторон экономической деятельности. Этот процесс характеризовался в первую очередь возникновением достаточно разветвленной структуры финансового сектора, состоящего из банковской системы, инвестиционных и пенсионных фондов, бирж и страховых компаний. Большое влияние на развитие финансового сектора оказал процесс приватизации, который способствовал развитию рыночной инфраструктуры, совершенствованию соответствующей законодательной базы, вовлечению населения в операции на фондовом рынке и формированию у людей рыночного менталитета.

В первый год экономических реформ (1992 г.) состояние российского финансового рынка было достаточно неустойчивым, операции на денежном рынке и рынке ценных бумаг характеризовались низкими объемами. Банковский сектор был развит слабо, особенно в регионах. К 1995 г. на российском финансовом рынке сформировалась достаточно широкая инфраструктура, выделились самостоятельные крупные сегменты. В настоящее время выделяют различные секторы финансового рынка: рынок межбанковских кредитов, рынок ценных бумаг, рынок валюты.

Как отмечалось, централизованная часть финансовой системы отвечает за процесс перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта. Перераспределение происходит при помощи бюджетных, страховых отношений и отношений, возникающих на финансовом рынке. Все эти отношения взаимосвязаны.

Бюджет нуждается в привлечении средств для покрытия дефицита. Для этого государство выпускает в обращение и продает государственные ценные бумаги, такие, как облигации государственного займа. Следует подчеркнуть, что в настоящее время рынок государственных ценных бумаг является наиболее значительным по объему в составе финансового рынка.

Государственные ценные бумаги, эмитируемые Министерством финансов Российской Федерации, представлены следующими видами ценных бумаг:

Государственные краткосрочные облигации (ГКО);

Облигации федерального займа (ОФЗ);

Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ).

Основная цель выпуска облигаций государственного внутреннего долга (подчеркнем еще раз) – это мобилизация средств для финансирования расходов, предусмотренных Законом о федеральном бюджете на каждый год. Приоритетом при решении поставленной задачи должна была стать надежность всей конструкции заимствований, а также оптимизация стоимости внутреннего долга и сроков его погашения. Надо подчеркнуть, что на первых порах, по крайней мере до 1996 г., так оно и было. Позднее ситуация изменилась.

Итак, широко известные у нас ГКО, ОФЗ, ОГСЗ и другие облигации, которые от лица государства продавало Министерство финансов России с выплатой сравнительно высоких процентов, – все это инструменты заимствования средств. Такая форма кредита позволяла заемщику, т.е. государству, направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии. Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц использовались для финансирования экономических и социальных программ, т.е. государственный кредит являлся средством увеличения финансовых возможностей государства.

Государственный кредит, размещаемый внутри страны, является внутренним кредитом. Если он размещается в других странах, то это – внешний кредит. Исходя из срока привлечения средств, займы делятся на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). Мобилизация огромных финансовых ресурсов является следствием большой государственной задолженности. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны. Государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок. При этом государственный внешний долг – это задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности внутри страны.

Фонды страхования обеспечивают возмещение понесенных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствуют их предупреждению.

Страхование – это особая социально-экономическая структура, где объектом купли-продажи выступает страховая защищенность. Подчеркнем, что в рыночной экономике в отличие от существовавшей у нас ранее командно-административной системы, когда социальные гарантии, пусть и на низком уровне, существовали и были стабильными, а страховое дело было построено на началах государственной монополии, роль страхования резко возрастает. Дело в том, что в рыночной экономике все хозяйствующие субъекты работают в условиях риска. Да и каждый человек теперь должен надеяться в основном на себя, на свой страховой запас, свои сбережения. За время работы надо приобрести для себя медицинский полис, медицинскую страховку, заработать приличных размеров пенсию и т.д.

Среди звеньев финансово-кредитной системы значительное место занимает фондовый рынок. Его можно выделить в самостоятельное звено, поскольку фондовый рынок представляет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли-продажи специальных финансовых активов – ценных бумаг.

Основная задача фондового рынка – обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода. Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств. Его особенность заключается в том, что участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого дохода по сравнению с вложением денег в банк. Вместе с тем обратной стороной повышенного дохода оказывается повышенный риск.

Второй подсистемой финансовой системы России являются финансы предприятий.

Финансы предприятий различных форм собственности являются основой единой финансовой системы страны. Они обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода.Это их состояние определяет степень обеспеченности централизованных денежных средств финансовыми ресурсами. Рентабельно работает предприятие, крепко стоит на ногах – и бюджету хорошо, поскольку есть с кого брать налог. Убыточно предприятие, продукция на рынке не идет, нет на счетах денег – и казне плохо. Что взыщешь с убытков? Такое предприятие само нуждается в финансовой помощи.

Финансы предприятий представляют собой часть финансовой системы, ее звено и характеризуют денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных ресурсов по выполнению своих обязательств перед государством, другими предприятиями и фирмами, работниками и т.д.

В общей структуре финансовых отношений эта часть финансовой системы занимает определяющее, или ключевое, положение, потому что это – реальный сектор экономики. Здесь создаются материальные блага, производятся товары и оказываются услуги. На уровне предприятий возникают следующие формы денежных отношений:

Связанные с образованием уставного фонда и распределением доходов;

Связанные с договорными обязательствами с другими предприятиями (распределение прибыли, инвестирование средств в акции, облигации, другие ценные бумаги), получением дивидендов и др.;

Складывающиеся у предприятий со страховыми организациями, различными страховыми фондами;

С банками (ссуды, погашение процента, пени и т.д.);

С государственным бюджетом (налоги и другие обязательные платежи, отчисления);

С вышестоящими структурами.

В условиях рыночной экономики предприятие осуществляет свою деятельность на началах коммерческого расчета, целью которого является обязательное получение прибыли. Государство заинтересовано в прибыльной работе и стремится создать благоприятные условия для успешного развития предпринимательской деятельности.

Под механизмом управления финансами понимается система организационно-экономических и правовых мер регулирования финансовой системы страны. Он включает три составляющие:

а) мониторинг (наблюдение) за состоянием финансов;

б) правовое регулирование финансовой системы;

в) контроль за финансовой деятельностью субъектов хозяйствования.

Мониторинг за состоянием финансов страны проводится высшими законодательными органами власти (Федеральное Собрание, его две палаты и др.).

Правовое регулирование финансовой системы осуществляется высшими законодательными органами власти, президентом России.

Контроль за финансовой деятельностью всех субъектов хозяйствования осуществляется как законодательными, так и исполнительными органами власти (Минфин, налоговая служба и др.).

  • 6. Характеристика основных элементов финансовой системы рф
  • 7. Международная финансовая система. Особенности функционирования финансовых систем в экономически развитых странах
  • 8. Управление финансами, его экономическое содержание и функции. Объекты и субъекты управления финансами
  • 9. Механизм управления финансами, его структура и элементы
  • 11. Финансовый аппарат организаций, его структура и функции
  • 12. Финансовый менеджмент как система управления денежными потоками
  • 13) Содержание,значение,задачи и методы финансового прогнозирования и планирования.Виды финансовых прогнозов
  • 14) Сводный финансовый баланс и его структура
  • 15) Финансовый контроль: содержание, значение и задачи. Органы, осуществляющие финансовый контроль, их функции, права и обязанности
  • 16) Содержание и значение финансовой политики. Финансовая стратегия и тактика
  • 17) Финансовая политика государства в экономических теориях. Типы финансовой политики государства и их развитие.
  • 18) Результативность финансовой политики. Показатели эффективности финансовой политики
  • № 26) . Бюджетное устройство и бюджетная система рф. Принципы построения бюджетной системы рф
  • 32. Проблемы и концепции реформирования бюджетного федерализма в рф.
  • 37.Экономическое содержание расходов бюджетной системы, их классификация. Методы и формы организации расходов бюджетов
  • 38. Бюджетное финансирование и бюджетные кредиты, их особенности, принципы и порядок организации.
  • 39. Бюджетный процесс как форма управления бюджетной системой, его участники и этапы
  • 40. Бюджетное планирование как составная часть бюджетного процесса. Принципы, задачи, методы.
  • 41. Исполнение бюджетов различных уровней. Системы кассового исполнения бюджета.
  • 42. Социально-экономическая сущность государственного кредита, необходимость его применения и роль в формировании бюджетных ресурсов государства и регулировании экономики.
  • 45. Государство как кредитор. Формы предоставления бюджетных кредитов.
  • 46. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов. Их классификация и состав.
  • 47. Государственные внебюджетные фонды рф: их классификация, особенности формирования и принципы функционирования.
  • 48. Необходимость и экономическое содержание страхования. Страхование как финансовая категория, ее специфика. Функции страхования.
  • 49. Сферы, отрасли (пенсионное, медицинское и др.) и формы страхования, их особенности.
  • 50. Классификация страхования: обязательное, добровольное; личное, имущественное, экономических рисков, ответственности; перестрахование и сострахование.
  • 51. Страховой рынок, его структура и принципы организации. Участники страхового рьшка и их функции. Тарифная политика в страховании.
  • 52. Сущность и функции финансов организаций. Содержание финансовых отношений в процессе осуществления деятельности организаций.
  • 53. Основы функционирования финансов коммерческих организаций. Принципы организации финансов предприятий.
  • 54. Факторы, влияющие на организацию финансов организаций
  • 55. Собственные средства организаций.
  • 56. Заемные средства организаций.
  • 59. Доходы и расходы организаций. Выручка от реализации продукции, направления ее использования.
  • 60. Расходы организаций, их содержание и состав.
  • 62) Содержание финансов некоммерческих организаций. Особенности управления финансами нко.
  • 63) Финансовый рынок: сущность, структура и роль в перераспределении финансовых ресурсов.
  • 64) Формирование и использование финансовых ресурсов бюджетных учреждений
  • 65) Формирование и использование финансовых ресурсов ип.
  • 66. Финансовый рынок: сущность, структура и функции.
  • 70. Бюджет домашних хозяйств.
  • 6. Характеристика основных элементов финансовой системы рф

    Государственные финансы состоят из двух основных элементов: государственного бюджета и внебюджетных фондов

    Государственный бюджет - это годовой план доходов и расходов государства, это деньги, которые позволяют государству выполнять экономические и социальные функции (а в последнее время и политические). Государственный бюджет состоит из бюджета правительства и местных бюджетов (области, города, района, поселкового совета). Поэтому утверждение государственных бюджетов на очередной год всегда носит бурный характер. Правительства пытаются ущемить права регионов, а последние стремятся оставить больше средств в своем распоряжении. Внебюджетные фонды представляют собой те денежные средства, которые аккумулируются вне системы государственного бюджета и имеют строго целевое назначение: пенсионный фонд, фонд социального страхования и др.

    7. Международная финансовая система. Особенности функционирования финансовых систем в экономически развитых странах

    Финансовые системы развитых стран представляют в экономике каждого государства сферу накопления – аккумуляции денежных средств в централизованных и децентрализованных фондах денежных средств. Общая структура финансовых систем зарубежных стран:

    государственные финансы;

    корпоративные финансы ;

    финансы домохозяйств , которые формируют и используют финансовые ресурсы централизованных и децентрализованных фондов.

    Национальные особенности систем определяются своеобразием организации финансовых потоков, обусловленным спецификой государственного, политического и экономического строя, исторических, географических и других факторов.

    Финансовые системы экономически развитых стран состоят из следующих подсистем:

    1. Централизованные финансы. Ведущее звено – государственный бюджет. За 200 лет его существования доля средств, перераспределяемых через бюджет, возросла в 2–3 раза, через него проходит более 40 % национального дохода.

    Бюджетная система – совокупность элементов внутренней структуры государственного бюджета.

    Государство может иметь:

    двухзвенную бюджетную систему, характерную для унитарных государств(Великобритании, Италии, Франции, Японии). Действуют центральные и муниципальные бюджеты;

    трехзвенную бюджетную систему, существующую в федеративных государствах (Канаде, США, Германии). Включает в себя федеральный бюджет, региональные бюджеты федеральных единиц (штата, провинции, земли) и местные бюджеты.

    Базовые принципы построения бюджетной системы:

    самостоятельность территориальных бюджетов;

    равенство территориальных бюджетов в отношениях с вышестоящими бюджетами;

    разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.

    Характерен такой способ построения, при котором обеспечивается высокий уровень самостоятельности местных бюджетов. Степень автономности определяется типом бюджетной системы:

    американский тип – практически полная независимость всех звеньев;

    западноевропейский тип – относительная самостоятельность, при которой существует межбюджетное перераспределение финансовых ресурсов.

    В федерациях применяется симметричная модель, когда права всех субъектов равны, но отдельным регионам в связи с их важным значением может быть присвоен отдельный статус.