Эмоциональный интеллект — что такое, его уровни, тесты диагностики. Эмоциональный интеллект

Которая развивается в течение жизни. Кстати, она же помогает понимать собственные состояния, чувства и эмоции.

«Наш эмоциональный настрой в гораздо большей степени вызывает усталость, чем физическое напряжение», – Дейл Карнеги, американский педагог-психолог, публицист.

Термин «эмоциональный интеллект» впервые употребили Джон Майер и Питер Сэловей. Авторы дали ему такое определение: «Это способность воспринимать и выражать эмоции, понимать их и объяснять, ассимилировать эмоции и мысли, регулировать собственные эмоции и эмоции других людей». Тогда же и началась работа по составлению общей теории и разработке методик для диагностики уровня эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект (EQ) обуславливает не только рост понимания эмоций, но и развитие . Исследователи доказали, что настроение влияет на мышление человека. Например, радость и положительный настрой вселяют веру в себя, улучшают физическое самочувствие. Печаль заставляет чувствовать те проблемы и болезни, которых нет. Эмоциональный интеллект позволяет угадывать не только эмоции и предвосхищать поступки, но и определять намерения и людей.

В некоторых теориях эмоциональный интеллект рассматривают как часть социального интеллекта, в других их и вовсе отождествляют. Это обусловлено спецификой развития эмоционального интеллекта, которое невозможно вне социума. Ребенок учится пониманию эмоций так же, как речи – во взаимодействии с родителями. Позже совершенствование способности к пониманию невербальной речи возможно только на практике, то есть в .

Мы задействуем эмоциональный интеллект ежедневно, даже поход в магазин не обходиться без эмоций. Вопрос в том, насколько эффективны эти проявления. Каждый человек сам вправе выбирать эмоции, которые он хочет испытывать, но это возможно только на высшем, четвертом уровне развития эмоционального интеллекта.

Уровни эмоционального интеллекта

Развитие эмоционального интеллекта начинается с рождения, в младенчестве ребенок уже различает улыбку или слезы матери. Это и есть начало становления эмоционального интеллекта.

Всего оно проходит 4 этапа:

  1. Первый уровень развития – способность выражать эмоции. Усвоение и понимание четко выраженных на лице эмоций, например, боли и радости. Постепенно формируется умение отличать истинные эмоции от ложных, например, дежурную улыбку от искренней. Еще позднее человек способен отличать эмоции, вызванные объектами или направленные на них (генерализация эмоций).
  2. Второй уровень – оценка эмоций. Индивид способен сравнивать эмоции друг с другом и с теми понятиями и представлениями, которые у него имеются. Так мы учимся описывать, на что похожи эмоции в отношении звука, цвета или вкуса. Это позволяет говорить на разных «языках», например, музыкант, подобрав нужные слова, абстракции и четко осознав собственные ощущения, способен «языком повара» передать свои эмоции.
  3. Третий этап – рассуждение над эмоциями и их использование в рассуждениях. Это период понимания эмоций. Анализируются особенности получения эмоций, ситуации их происхождения. Например, приходит понимание, что источник гнева – несправедливость, за страхом следует облегчение, а злость на самом деле может оказаться стыдом. Кроме происхождения и специфики эмоций личность учится понимать динамику человеческих чувств.
  4. Самый высокий уровень, четвертый – управление эмоциями. Это ступень и управления эмоциями других людей. Знание, как нейтрализовать гнев или умение успокоить другого человека, способность превратить страх в радость приходит на этом уровне.

Не связано с возрастом, хотя логично предположить, что при благоприятных условиях развития (активная эмоциональная среда) человек с каждым годом будет более эмоционально интеллектуальным. Первые три уровня осваиваются в среднем до , а вот способности четвертого уровня доступны не всем даже в старости.

Признаки высоко уровня EQ

Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта:

  • обладают богатым эмоциональным словарем;
  • интересуются другими людьми;
  • открыты изменениям;
  • умеют отказывать;
  • умеют отдавать, не ожидая награды;
  • наслаждаются своей жизнью;
  • высыпаются;
  • никому не позволяют портить себе настроение;
  • умеют переключаться;
  • не стремятся к совершенству.

Навыки эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект предполагает 4 категории навыков:

  • , слушать, вдохновлять, предугадывать и оправдывать ожидания, решать , работать в команде, быть лидером.
  • и комфортное нахождение в большой , улавливание эмоциональных сигналов участников, нахождение взаимопонимания.
  • Знание собственных достоинств и недостатков, сильных и слабых сторон. Мирное сосуществование с ними, знание своих эмоций и их влияния на жизнь.
  • Умение управлять эмоциями, ограничивать негатив и разрушительное воздействие отрицательных чувств. Способность нести ответственность и соблюдать обязанности, адаптироваться к условиям среды, строить длительные отношения.

Тесты диагностики

При изучении человека и составлении тестов его диагностики ученые выяснили, что высокий уровень общего IQ не обеспечивает успеха в обществе, любви или карьере. Как и наоборот. Тогда и стало очевидным, что существует отдельный вид интеллекта – эмоциональный. Ему должны соответствовать другие диагностические методики, которые позволят предсказать достижения человека в сфере любви и труда, жизни и общественной активности. Так в начале XX века вместе с пониманием невозможности предсказать мотивацию и поведение человека через тесты интеллекта, возник интерес к диагностикам эмоционального интеллекта.

Определить уровень эмоционального интеллекта можно с помощью профессиональных объективных тестов или методом самодиагностики, отметив субъективное представление об уровне развития каждого из компонентов эмоционального интеллекта (отдельно для каждой из 15 черт EQ) или протестировав их по отдельности:

  1. Благосостояние: оптимизм, счастье, .
  2. Общительность: контроль над эмоциями, настойчивость, социальная осведомленность.
  3. Эмоциональность: сочувствие, восприятие, взаимоотношения, проявление эмоций.
  4. Самообладание: импульсивность, саморегуляция, .
  5. Вспомогательные аспекты: самомотивация, приспособляемость.

Оценить EQ может не только сам человек, но и его знакомые, например, супруг. Не всегда эти два описания совпадают, видение разных трактовок полезно для полноценного понимания собственных эмоций.

Популярной методикой определения уровня EQ является тест М. Холла. В методике предлагается ответить в баллах от +3 (полностью согласен) до -3 (совсем не согласен) на 30 утверждений. Результаты подсчитываются по шкалам-компонентам эмоционального интеллекта: эмоциональная осведомленность, управление эмоциями, самомотивация, эмпатия, управление эмоциями других людей. Также высчитывается общий балл и уровень EQ.

Осведомленность (1, 2, 4, 17, 19, 25 вопрос) – это понимание своих эмоций и чувств, регулярное пополнение эмоционального словаря. Управление эмоциями (3, 7, 8, 10, 18, 30 вопрос) предполагает гибкость, способность переключаться и отходить от эмоций. Самомотивация (5, 6, 13, 14, 16, 22 вопрос) подразумевает управление поведением. Эмпатия (9, 11, 20, 21, 23, 28 вопрос) – умение понимать по невербальным признакам состояния, эмоции и чувства других людей, оказывать поддержку, сопереживать. Распознавание эмоций (12, 15, 24, 26, 27, 29 вопрос) – воздействие на состояние другого человека.

Текст опросника:

  1. Все эмоции (положительные и отрицательные) – опыт и источник знаний.
  2. Негативные эмоции – показатель того, что мне нужно менять.
  3. Внешнее давление не способно выбить меня из колеи.
  4. Я умею замечать изменения и динамику моих чувств.
  5. Я могу быть уравновешенным и сосредоточенным, если это необходимо.
  6. Я могу заставить себя развеселиться и испытать положительные эмоции, если это нужно.
  7. Я регулярно отслеживаю свое эмоциональное и физическое состояние.
  8. Я в силах легко пережить негативные эмоции и совладать с расстройством.
  9. Я умею слушать других людей, в том числе их проблемы.
  10. Я быстро переключаюсь с негативных эмоций.
  11. Я остро чувствую эмоциональные потребности окружающих людей.
  12. Я умею успокаивать людей.
  13. Я не боюсь трудностей, в силах несколько раз встать к ним лицом.
  14. Я творчески воспринимаю и решаю жизненные трудности.
  15. Я нормально отношусь к эмоциональным состояниям и реакциям других людей, их мотивам и желаниям.
  16. Я легко успокаиваюсь и настраиваюсь на рабочий лад.
  17. В свободное время я анализирую свои негативные чувства, ищу проблему, их источник.
  18. После огорчения я быстро прихожу в себя.
  19. Мне нужно знать свои истинные чувства, чтобы быть в тонусе.
  20. Я без проблем пойму даже скрытые эмоции других людей.
  21. Я отлично читаю мимику и трактую по ней эмоции.
  22. Я способен, если нужно, рационально мыслить и действовать, отбросив негативные чувства.
  23. Я прекрасно понимаю намеки невербальной речи, отражающие потребности других людей.
  24. Окружающие считают, что я хорошо разбираюсь в эмоциях людей.
  25. Осознание своих эмоций помогает лучше управлять своей жизнью.
  26. Я могу поднять настроение кому угодно.
  27. Я с радостью выслушаю и дам совет об отношениях.
  28. Я легко перенимаю настрой другого человека.
  29. Я помогаю людям использовать их мотивы и желания ради достижения их же целей.
  30. Я легко отстраняюсь от переживаний и неудач.
  • Для каждой шкалы: 14 и больше – высокий уровень, 8-13 – средний, 7 и меньше – низкий.
  • Общий уровень: 70 и больше – высокий, 40-69 – средний, 39 и меньше – низкий.

К другим популярным в России методикам диагностики EQ относится:

  1. SREIT (Н. Шуте). Нужно ответить в баллах от 1 (совершенно не про меня) до 5 (это точно про меня) на 33 утверждения. Кроме общего уровня тест дает оценку трем компонентам: оценка и выражение эмоций, регулирование эмоций, использование эмоций при решении проблем.
  2. ЭмIQ-2 (отечественная методика, разработчик – Е. А. Орел). Методика включает 66 вопросов и по пять вариантов ответа на каждый. Результат кроме общего балла дает оценку по пяти шкалам:
  • самоанализ и самозащита (понимание сильных и слабых сторон, умение защищаться от негативных эмоций, понимать собственные эмоции);
  • самоконтроль (настойчивость в достижении целей, самодисциплина, мотивация);
  • выражение эмоций (адекватная реакция на чужие эмоции, социальное выражение своих эмоций);
  • социальная чуткость (понимание истинных мотивов людей, правильное реагирование на них);
  • самооценка чуткости.
  1. Методика ЭмИн Д. Люсина. Тест включает 40 вопросов, на каждый из которых нужно ответить по 4-балльной шкале. Результаты подводятся по двум группам с тремя подпунктами. Межличностный EQ: интуитивное понимание чужих эмоций, понимание чужих эмоций через экспрессию, общая способность к пониманию чужих эмоций. Внутриличностный EQ: осознание своих эмоций, управление ими, контроль экспрессии.

Послесловие

Эмоциональный интеллект, особенно его высший уровень, требует активной работы личности над собой. Радует, что запросы типа «как побороть страх» или «как избавиться от обиды» популярны среди людей. Высокий уровень EQ обеспечивает счастливые и крепкие любовные, дружеские и профессиональные отношения, а что еще важнее – дружбу с самим собой.

Что это такое - EQ? Мы часто задаемся вопросом, почему многие из тех, кто были отличниками в школе, добиваются по жизни меньших успехов, чем те, кто в ученические годы числились в проблемных или даже безнадежных. "Я ему курсовые делал, пока он джинсами торговал. А теперь я лишь рядовой сотрудник банка, которым он руководит. Где же справедливость? " - возмущается обладатель красного диплома. Действительно, почему золотых медалистов, людей, получивших по три высших образования, имеющих МВА, зачастую обходят те, кто плохо учился, прогуливал. В чем причина?

Сегодня никто не будет спорить с утверждением, что успешных людей отличает высокоразвитый эмоциональный интеллект (EQ). Впервые об этом явлении заговорили на Западе лет 10 назад. А в 1996 г. в США вышла книга Дэниэла Големана "Эмоциональный интеллект", которая взбудоражила общество и заставила по-новому оценить роль эмоций в жизни человека, в том числе его способности к достижению успеха. Эмоциональный интеллект - это очень многозначное и сложное понятие. Он складывается из разных качеств, часто трудно определяемых и проявляющихся в высоком уровне понимания себя, способности слышать и понимать других людей, предвидеть их поведение, контролировать свои и чужие эмоции, умении принимать правильное решение, способности влиять, формировать и мотивировать команду на достижение цели и т. д. Даже из этого неполного перечня видно, что обладатель высокого IQ не всегда отличается таким джентльменским набором. Но деятельность тех, кто руководит людьми, происходит в системе "человек - человек" и на 90% состоит из общения с партнерами, клиентами, сотрудниками. .. Способность убедить клиента зачастую важнее умения производить сложные расчеты в одиночку. Ученые Гарвардского университета утверждают, что значимость IQ для достижения успеха составляет не более 20%. Я скептически отношусь к подсчету процентов в таких сложных сферах, как человеческое взаимодействие, но, думаю, место формального интеллекта отражено здесь достаточно точно. И если руководитель обладает высочайшим IQ, но его EQ минимальный, вряд ли он сможет реализовать свой потенциал. 30-летний успешный бизнесмен, руководитель собственной компании, избегал выступлений перед публикой, контакта, общения, особенно с людьми старшего возраста. Он делегировал это подчиненным и, конечно, многое терял. Заместители не могли заменить его в полной мере - многие выгодные проекты срывались. Ведь только первое лицо, человек компетентный и лично заинтересованный, может на равных общаться с партнерами. Осознав свою проблему, наш герой серьезно "поработал над собой", его эмоциональный интеллект значительно вырос, и эффективное деловое общение стало стилем жизни, от которого он сейчас получает настоящее удовлетворение и финансовую прибыль. Одно из проявлений эмоционального интеллекта - умение адекватно оценивать собственные возможности и ограничения, максимально эффективно использовать свои сильные качества и стараться нивелировать слабые стороны. Пример тому - руководитель со средним IQ, но обладающий очень высоким EQ, который окружил себя сотрудниками-интеллектуалами и вполне успешно работает. Если вы, к примеру, человек в большей степени интуитивный, стоит доверять своей интуиции. Если ваш природный дар - анализ, значит, именно аналитические способности надо использовать "на все сто", опираться на факты, оценивать их взаимосвязь и только тогда принимать решения. И хотя IQ с возрастом снижается, эмоциональный интеллект с годами только оттачивается. Руководитель, который работает над развитием своего EQ, добивается высочайших результатов. Но эмоциональный интеллект невозможно развить на каком-то конкретном семинаре или тренинге по развитию эмоциональной компетентности - это прежде всего вопрос желания, времени и практики. И в таком тонком вопросе надо очень трезво оценивать зарубежный опыт. Вспоминается один эпизод. В начале 90-х, будучи студентом, мой сын работал два летних месяца в американском лагере для старшеклассников в штате Колорадо. Каждая среда недели там отмечалась как день развития сочувствия голодающим всего мира. Происходило это следующим образом. Когда дети шли в столовую, они тянули жребий. Те, кому выпадала Африка, садились на пол и оставались без еды. Те, кто вытаскивал Азию, также садились на пол, но им уже полагалась мисочка риса. "Южноамериканцы" допускались за стол и получали тарелку фасоли, "европейцам" предоставляли нормальный обед, а "североамериканцев" плюс к этому по полной форме обслуживали официанты. Во время обеда разыгрывали сценки: нищие просили еду у богатеев, а те им, естественно, отказывали. Далее зачитывались сводки о том, где и как в мире люди голодают. После этого большинство подростков начинали плакать - так было положено, дети должны были испытывать "правильные эмоции". Потом все братались и делились едой. Так оканчивалось мероприятие по развитию эмпатии. Очень не хочется, чтобы началась очередная кампания по психологизации всей страны и по развитию эмоционального интеллекта у всех и вся. Важно оберегать свою эмоциональную сферу от всякого рода интервенций и, соответственно, быть осторожным при выборе обучающих программ и специалистов. Не менее осторожно нужно относиться к измерению такого качественно сложного явления "градуированной линейкой", и в этом вопросе лучше положиться на себя. Главным критерием здесь является личная практика. Для начала стоит посчитать количество удачных и неудачных попыток добиться поставленной цели и проанализировать полученные результаты. Например, если, принимая людей на работу, мы приписываем им одни качества, а в процессе работы оказывается, что они обладают качествами прямо противоположными; или мы безрезультатно проводим совещание за совещанием, а воз и ныне там; или наши переговоры с партнерами в большинстве случаев заходят в тупик и мы не можем добиться того, что запланировали, т. е. если счет не в нашу пользу - вполне вероятно, у нас проблемы с EQ. Затем можно вспомнить ситуации, связанные с общением, которых мы стараемся избегать, всякий раз находя аргументированное оправдание своему поступку. К примеру, мы не хотим выступать перед коллективом, стараемся не принимать участия в пресс-конференциях, не присутствовать на переговорах, перепоручая это своим замам, убеждая себя, что все подобные мероприятия - пустая трата времени. Но часто это лишь своеобразная защита от возможной неудачи. Чтобы точнее оценить свой EQ и целенаправленно его развивать, я бы выделила в нем пять составляющих: понимание себя; эффективное взаимодействие с самим собой; понимание других людей; эффективное взаимодействие с другими; умение принимать решения. Подробнее об этих составляющих эмоционального интеллекта в следующих статьях. Автор - психолог, генеральный директор компании "ММ-класс"

Марина Мелия

EQ – это эмоциональный интеллект. Высокий уровень EQ определить можно, но сложно. Хотя, если Вы застали человека в ненаигранной перебранке, не следящим за своими эмоциями, словами, жестами, без попыток их обуздать на глазах у «зрителей», то уровень его EQ явно оставляет желать лучшего. А вот если затеянная ссора – умелая игра, то уровень EQ здесь может зашкаливать. То есть, следует понимать, что EQ – это показатель того, насколько человек способен осознать собственные эмоции и управлять ими. Напомним, что у нас всего 6 чистых (основных) эмоций: радость, печаль, гнев, отвращение, удивление и страх.

Что влияет на EQ?

EQ-способности могут передаваться по наследству, то есть генетика в некоторой степени будет иметь своё влияние на его формирование и развитие.

Повлияет на уровень EQ и принятая модель общения в семье. Родители, умеющие быть в гармонии с миром, с самими собой, своим примером будут показывать ребенку, в чем «плюсы» такого поведения. И ребенку будет просто перенять такой стиль эмоционального функционирования.

Хотя не всё так просто с семейным примером. Семья всё же остается спорным фактором, влияющим на уровень EQ. Психологи убеждены, что семейное благополучие вредит развитию EQ у ребенка. Если ребенок вырос в семье, где нет никаких проблем, то ему сложно научиться адекватно реагировать на то, что происходит вне домашних условий. К тому же, жизнь такого ребенка хороша, и улучшать ее нет смысла. Те же дети, которые пережили трудности, как правило, больше ищут возможности быть осведомленными в нормах общения, в правилах и эмоциях внешнего социума.

Высокий уровень EQ: показатели

Хотите определить уровень EQ ? Проверьте, насколько Ваши эмоциональные способности соответствуют основным показателям.

  • Обычно Вы оптимистично оцениваете настоящее.
  • Чаще всего Вы в хорошем настроении.
  • Вы умеете забывать плохое, корректировать его в воспоминаниях. Можете поменять к нему отношение. Травмирующие события не мешают Вам жить дальше полноценно. Это скорее уроки, чем препятствия для Вас.
  • Вы достаточно знаете себя, способны предвидеть свою реакцию на то или иное событие.
  • Вы хорошо разбираетесь в людях и обладаете интуицией.
  • Вам легко говорить на разных социальных языках, проявить гибкость и найти подход к любому.
  • Вы способны свободно пойти на компромисс, не испытывая при этом обиды. Но так же не испытываете чувство вины, если по принципиальным для Вас вопросам настояли на своем мнении.
  • Вы умеете сдержать эмоции, но не подавляете их, а находите приемлемые способы реакции. Например, вместо срыва на муже, Вы предпочтете легкую пробежку.
  • Вас нельзя назвать конфликтным человеком. У Вас есть разногласия и даже ссоры с окружающими, но это не переходит в «войну». Большинство поддерживают хорошие отношения с Вами, и Вы это понимаете. Кстати, Вы тоже считаете их приятными людьми.
  • Вы знаете максимально, чего хотите от жизни: в профессии и в личной жизни.
  • Вы не работаете и ничего не делаете до «последнего вздоха». Вы способны на самоотдачу, любите свое дело, но здоровье цените выше. Вы можете рационально распределить свои силы, время и достаточно отдыхаете, заботитесь о себе.
  • Вам не бывает скучно – Вы многим интересуетесь.
  • Вы твердо знаете, что каждый достоин счастья! Сами к этому стремитесь и уважаете это право в других.

Отметили для себя, максимальное соответствие? Значит, Ваш EQ развит отлично!

Зачастую мы задаемся вопросом: почему те, кто окончил школу с золотой медалью, институт - с красным дипломом, а потом еще и успешно защитил кандидатскую и докторскую диссертации, в итоге гораздо менее удачливы в бизнесе да и вообще в жизни, чем их одноклассники-троечники? Почему высокий уровень интеллектуального развития совершенно не является залогом того, что человек найдет хорошее место работы, будет много зарабатывать и вообще самореализуется в жизни? Этими вопросами задались и многие западные психологи. В ходе ряда исследований ответы были найдены.

В 1995 г. вышла книга Даниеля Гольмана "Эмоциональная культура: Почему она может иметь большее значение, чем IQ", которая буквально произвела фурор. Даниель Гольман суммировал весь предыдущий опыт исследований в данной области и в доступной форме смог донести до читателей феномен EQ - эмоционального интеллекта, уровень которого и отвечает за успех в жизни каждого отдельно взятого человека. Оказалось, что высокие баллы по тесту IQ, являющиеся основанием для принятия на престижные и высокооплачиваемые места работы, вовсе не являются гарантией того, что сотрудник будет эффективно работать и завоюет успех для себя и своей компании. Гораздо важнее получить высокие баллы по EQ-тесту. Новая теория явилась толчком для пересмотра критериев отбора персонала.

Нова ли теория EQ?

Для России термин "эмоциональная культура" пока считается новым. Об этом говорит хотя бы то, что в книжном магазине Ozon.ru нам удалось обнаружить лишь пять книг по соответствующей тематике в противовес 337 книгам, предлагаемым сайтом Amazon.com. Хотя сама по себе теория EQ далеко не нова. Активные исследования в сфере эмоционального интеллекта начались еще в 1940 г. - Дэвид Вечлер, один из отцов IQ-тестирования, настаивал на том, что большое значение имеют "эмоциональные факторы", а "неинтеллектуальные аспекты общих способностей" обязательно должны включаться в любое "полное" исследование человеческой личности. К сожалению, измерение эмоциональных способностей не было включено в IQ-тест. Однако исследования в данной области были продолжены: в 1948 г. Р.В. Липер выдвинул идею "эмоционального мышления" и даже разработал соответствующий опросник, в 1955 г. Альберт Эллис работает над методикой логического исследования эмоций, которая получила название Rational Emotive Therapy. И уже в 1980 г. над феноменом эмоциональной культуры задумывается Реувен Бар-Он, который находит ответы на многие вопросы относительно эмоций и их роли в успехе. Но его исследования были неподтвержденными до тех пор, пока не был готов инструмент для их обоснования. Тогда Бар-Он разрабатывает тест, известный как бар-оновский EQ-i (Emotional Quotient inventory), модель EQ Бар-Она была представлена в 1996 г. и сразу вызвала большой интерес. Фактически к этому времени теория EQ оформилась окончательно.

Дилемма: IQ или EQ

Противники метода EQ, как правило, делают ставку на то, что показатель IQ является более важным, чем баллы по EQ. Хотя на самом деле никакой дилеммы здесь не существует. Более того, тесты на EQ и на IQ не исключают, а лишь эффективно дополняют друг друга.

Тест на IQ позволяет узнать уровень интеллектуального развития человека, его логические и аналитические способности, что, безусловно, является очень важным фактором при принятии на работу. По последним теориям известно, что уровень IQ закладывается в нас генетически и окончательно сформировывается примерно к 17 годам, после этого изменить его практически невозможно, а к старости IQ медленно, но неумолимо снижается.

Когда работодатель принимает сотрудника на работу, руководствуясь лишь его высоким баллом по IQ, потом может выясниться, что новичок совершенно не может ужиться в коллективе, заражает всех своим пессимизмом или не может решить элементарные рабочие проблемы. О чем это говорит? Лишь о том, что при высоком уровне IQ сотрудник лишен задатков эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект - это система навыков, которая присуща практическим людям, это личные и социальные аспекты общих способностей, здравый смысл и чувствительность, это умение ощущать политическую и социальную обстановку, справляться со стрессом, принимать верные решения, руководствуясь рациональными соображениями и интуицией, грамотно строить отношения с окружающими, находить выгодные для себя компромиссы и управлять своими импульсивными порывами. Когда эти аспекты личности не развиты, не спасет никакой высокий IQ, общаться с таким человеком будет очень тяжело. Эмоциональный интеллект, в отличие от IQ, можно развивать, причем как самостоятельно, так и с помощью специальных тренингов. Кроме того, с возрастом EQ сам по себе возрастает. Но, если человек не наделен достаточным уровнем IQ, он не только не сможет увидеть проблемы недостаточности своего EQ, но и не сможет его эффективно повысить.

EQ-тестирование в России

Единственная проблема с применением EQ, которая существует на настоящий момент в России, состоит в отсутствии адаптированных профессиональных тестов по определению этих способностей. Дело в том, что особенность теста на EQ заключается в невозможности его интерпретации непрофессионалом. Например, бар-оновский тест EQ-i включает 133 вопроса. Этот тест, прежде чем поступить в массовое распространение, был проверен на 4000 респондентов, причем тестирование было потом повторено еще дважды на тех же людях. Тестирование проводилось в США, Канаде, Израиле, Германии, Южной Африке, Нигерии, Швеции, Нидерландах, Индии и Аргентине. После сведения данных можно было с уверенностью говорить о надежности и достоверности теста. На данный момент тест прошли более 42 000 человек в 36 странах мира. Когда подводятся итоги по тесту, используются специальные профили. То есть показатели теста неминуемо имеют различия у представителей разных слоев населения - в зависимости от возраста, социального положения, профессии (для успеха в разных отраслях бизнеса главенствующую роль могут принимать те или иные области эмоционального интеллекта). Рекомендации человеку, выполнившему тест, выдаются на основе профиля, который включает высшие оценки по разным сферам EQ у людей, наиболее близких ему по социальному положению. Например, существуют специальные профили для врачей, медсестер, менеджеров в торговых компаниях, менеджеров в страховых компаниях, для директоров крупных предприятий, для спортсменов и даже для безработных. В России подобные масштабные исследования не проводились, т.е. говорить о наличии специальных профилей не приходится, хотя не может не радовать тот факт, что, как показывают исследования, существенных различий в интерпретации EQ для разных стран мира нет. Этот тест можно назвать интернациональным.

Профессионализм в сведении оценок по тесту EQ важен еще и потому, что человек бывает склонен оценивать себя, мягко говоря, не слишком объективно. Поэтому тест интерпретируется не только по баллам в каждой отдельной сфере, но и в целом. Кроме того, в тест включены специальные ловушки, которые обычному человеку незаметны, но при этом по ним профессионал может определить, где респондент был не совсем откровенен.

Бесспорно, в России скоро должны появиться профессиональные тесты EQ и профили к ним, так как это уже является требованием времени, но что же делать, пока их нет в наличии? Доверять тестам, не прошедшим массовую проверку на надежность и достоверность, по меньшей мере опрометчиво. Не использовать методику EQ - тоже нерационально. Выходом из данной ситуации является одна особенность эмоционального интеллекта. Все области эмоционального интеллекта известны, и уровень EQ можно повысить, не только основываясь на оценках теста, но и просто руководствуясь здравым смыслом. Любой человек, в принципе, может сделать это самостоятельно, но для компаний было бы более эффективным устраивать для сотрудников тренинги по повышению уровня IQ.

Что собой представляет EQ?

Эмоциональная культура, по мнению Бар-Она, включает 5 областей, или сфер, и 15 разделений, или шкал, внутри этих областей:

внутриличностная сфера:

  • самоанализ;
  • ассертивность;
  • независимость;
  • самоуважение;
  • самореализация;

межличностная сфера:

  • эмпатия;
  • социальная ответственность;

сфера приспособляемости (адаптивность):

  • понимание (адекватная оценка) действительности;
  • гибкость;
  • умение решать проблемы;

сфера умения справиться со стрессом:

  • переносимость стресса;
  • контроль над импульсами;

сфера общего настроения:

  • оптимизм;
  • счастье.

Когда у человека слабо развита одна или несколько сфер эмоциональной культуры, это неминуемо влечет проблемы. Они могут касаться отношений с коллегами или семьей, или внутреннего ощущения собственной бесполезности, или возникновения разного рода страхов. Рассмотрим все сферы эмоционального интеллекта подробнее.

Внутриличностная сфера

Внутриличностная сфера - это то, что принято относить к области внутреннего "я" человека. Это то, насколько человек в ладах с собственными чувствами, какого мнения он о себе и своей деятельности. Успех в данной области означает, что человек ощущает себя сильным и самостоятельным в жизни и работе, что он умеет выражать свои чувства и мысли, готов постоять за свои убеждения.

Самоанализ

Самоанализ предполагает, что человек различает собственные чувства и эмоции и понимает, чем они вызваны.

Пример. Иван Александрович, директор полиграфической фирмы, с утра обнаружил, что, несмотря на свое обещание, жена не погладила ему рубашку. Остальные рубашки уже давно лежат в корзине с грязным бельем. А к тому времени, когда он встал, жена уже ушла на работу. В итоге Иван Александрович был вынужден сам гладить рубашку, из-за чего выехал из дома позже обычного и попал в пробку. На работу он тоже опоздал, а когда зашел в офис, то узнал, что заезжал важный клиент и, не дождавшись его, уехал. Раздраженный Иван Александрович идет в свой кабинет, куда следом за ним заходит секретарь. Она кладет ему на стол свежие газеты и начинает рассказывать, кто ему звонил и по какому поводу. Но Иван Александрович прерывает ее криком: "Вечно ты заходишь, когда тебя не зовут, еще и в дверь не постучала! И вообще я только зашел, дай мне хоть отдышаться и не приставай со своими звонками! Уволить тебя давно пора за такое поведение!". После этих слов секретарша уходит, весь рабочий настрой у нее испорчен. Она не понимает, за что на нее рассердился шеф, ведь она все сделала так, как он сам и требует. Иван Александрович через некоторое время остывает и, увидев заплаканные глаза секретарши, понимает, что вел себя неправильно и просто сорвал на ней плохое настроение.

Этот пример наглядно показывает, как человек не умеет распознавать свои эмоции и контролировать их. Ведь Иван Александрович разозлен вовсе не поведением секретарши, а тем, что ему пришлось гладить рубашку, стоять в пробке, и тем, что он упустил клиента. По приходу в офис его раздражение достигло предела, но, если бы он умел распознавать свои чувства, он мог бы сказать секретарше: "Зайди ко мне с газетами и отчетом по звонкам через час. Ни с кем меня пока не соединяй". За это время он смог бы успокоиться, а потом здраво оценить ситуацию.

На эмоциональный самоанализ опирается большинство эмоциональных способностей человека. Когда человек понимает, откуда произрастают его чувства и эмоции, он может сам себе давать в них отчет и контролировать их. Без самоанализа невозможно дальнейшее совершенствование эмоционального интеллекта.

Помимо того что человек должен уметь анализировать собственное поведение, он должен научиться и анализировать реакцию окружающих на себя и свои действия. Как только он поймет, что именно в его поведении вызывает негативное или позитивное отношение со стороны других людей, он сможет эффективнее самосовершенствоваться.

Целью эмоционального самоанализа является определение собственных "болевых точек" и контроль над ними. Все люди склонны периодически злиться, разочаровываться, раздражаться, но далеко не все в состоянии контролировать свои эмоции, понимать, чем они вызваны, и не срываться на окружающих. Но умение распознавать свои эмоции и пускать их в безопасное русло может прийти с опытом - достаточно постоянно анализировать свое поведение, свои чувства и реакцию окружающих на себя.

Ассертивность (самоутверждение)

Ассертивность - это умение выражать свои чувства (гнев и радость, дружеские и сексуальные чувства), быть способным высказать свои убеждения и мысли (отстаивать свое мнение, свою позицию, несмотря на противостояние противоположной стороны, и даже если это эмоционально тяжело), быть в состоянии отстаивать свои личные права (не позволять себя эксплуатировать, донимать и использовать). Ассертивность предполагает, что человек выказывает свои чувства без агрессии, не показывает своего превосходства над собеседником, но при этом твердо придерживается собственной линии.

Пример. Анна - типичный интроверт, она работает помощником юриста в юридической конторе. Она окончила юридический институт с красным дипломом и надеялась, что, проработав немного в роли помощника, обязательно получит повышение и ее допустят до настоящих дел. Пока же ее работа заключалась в подготовке простых документов, которые явно были ниже уровня ее компетенции. На совещаниях по разным судебным делам у нее всегда возникало собственное мнение по поводу обсуждаемых вопросов, но она стеснялась его высказать. В итоге после полугода работы ее не повысили, а место, на которое она так надеялась, дали бойкому Роману, который рта не закрывал на совещаниях. Анна поняла, что надо что-то делать. Она прочла много книг про экстравертов и интровертов и выработала для себя схему поведения. На очередном совещании она попросила слово и высказала свои мысли по поводу обсуждаемого дела. Все были очень удивлены, ведь никто и не предполагал, что у тихой Анны есть свой собственный взгляд. Роман попытался спорить с Анной, но она привела доказательства правильности своей позиции. Анна продолжила в том же духе и через некоторое время наконец получила повышение.

Ассертивность ни в коем случае нельзя путать с агрессивностью. Агрессивность - это нападение, а ассертивность - отстаивание собственной позиции с учетом чувств и мнений других людей. Агрессивностью тоже можно добиться многого, но агрессивных людей избегают и недолюбливают, людей же, обладающих ассертивностью, уважают и считаются с их мнением. Ассертивность может предполагать какой-либо компромисс между мнениями двух людей, и в любом случае ассертивность строится на доводах рассудка и доказательствах своей правоты без ущемления мнения противоположной стороны.

Независимость

Независимость - это умение управлять собой, самостоятельно контролировать свои чувства, мнения и поступки, не полагаться ни на кого при принятии решения (что не исключает умения советоваться и принимать чужую точку зрения). Независимые люди действуют самостоятельно, не перекладывая ответственность на других. В своих решениях они опираются на уверенность в себе и собственную внутреннюю силу.

Пример. Алина работала менеджером по продажам. Каждый раз, когда клиент сам точно не знал, какой именно товар ему нужен, и спрашивал совета у Алины, она просила его немного подождать, а сама начинала спрашивать у своих коллег, что лучше ему посоветовать. Алина и сама прекрасно знала ассортимент, но она считала, что другие люди обязательно посоветуют что-то лучше. Услышав мнение одного коллеги, она спрашивала у другого, а потом у третьего. Остальные менеджеры в результате считали, что Алина и их мнению не доверяет так же, как собственному. Когда клиент наконец дожидался ответа Алины, она все равно толком ничего не могла ему посоветовать, так как боялась взять на себя ответственность даже за столь малое решение. Не удивительно, что вскоре Алину уволили.

Умение принимать решения самостоятельно - это умение независимых людей. Человек, который боится взять на себя ответственность за решение, никогда не достигнет успеха в жизни и не сделает карьеры.

Самоуважение

Самоуважение - это умение уважать себя и принимать себя таким, какой ты есть, т.е. знать о всех своих положительных и отрицательных чертах, уметь на основе своих плюсов выстроить для себя возможности и знать о неприятностях, которыми чреваты минусы. При этом не осуждать себя за свои недостатки, а мириться с ними или работать над их искоренением. От самоуважения напрямую зависят чувство уверенности в себе, самостоятельность и грамотная самооценка.
Не надо путать самоуважение с самолюбованием и самодовольством. Самоуважение предполагает видение всех своих недостатков и при этом не допускает взгляда на других людей свысока. Человек, наделенный самоуважением, признает, что другие люди также обладают этим качеством, и уважает их за это.
Бывает, что человек настолько ценит присущие ему положительные качества, что на их основе ставит перед собой совершенно недостижимые цели. Это большая ошибка.

Пример. Людмила устроилась секретарем в крупную компанию. Через месяц работы она сказала мужу: "Знаешь, по-моему, я уже разбираюсь во всей их кухне гораздо лучше многих работников. Скоро они объявляют открытый конкурс среди сотрудников на замещение вакантной должности начальника одного из отделов. Я думаю подать заявку на это место и уверена, что мою кандидатуру большинство одобрит".
Решение Людмилы очень опрометчиво. Нельзя прыгнуть выше своей головы. Возможно, она и достойна повышения по службе, но явно не до уровня начальника отдела. Людмиле надо более реалистично оценивать свои шансы. Ведь то, что ее кандидатуру не одобрят, может нанести ей серьезную психологическую травму. Лучшим вариантом было бы узнать все возможности по построению карьеры в данной организации и составить себе план постепенного продвижения по служебной лестнице. Тогда со временем Людмила смогла бы претендовать на должность топ-менеджера.

Постановка перед собой заоблачных планов чревата психологическими срывами и, как следствие, самобичеванием. Тогда как реальный взгляд на существующую обстановку, тщательное планирование и прогнозирование своих поступков, основывающееся на знании своих сильных и слабых черт, позволяют достичь успеха.

Самореализация

Самореализация - это способность реализовать свои скрытые возможности и свой потенциал. Самореализация позволяет человеку вести осмысленную, богатую приятными событиями и полную жизнь. Человек, который стремится раскрыть свой потенциал, занят интересной деятельностью, может постепенно раскрывать себя в течение всей жизни, получая от этого удовольствие. Самореализация делает возможной постановку долгосрочных целей и их реализацию за счет собственного потенциала. Развитие собственных талантов порождает дополнительную энергию для самосовершенствования и достижения успеха. Люди, которые идут по пути самореализации, счастливы тем, что они делают, и стремятся всегда достичь большего и еще полнее раскрыть свои таланты.

Стремление к самореализации - это умение ставить перед собой цели и добиваться их. Все люди когда-нибудь дают себе обещания, но мало кто в состоянии их выполнить. Это связано с тем, что кроме собственно постановки цели необходимо наметить пути ее достижения, направленные на реальные и легко достижимые действия.

Пример. Федор с детства мечтал стать художником-иллюстратором. Он закончил художественную школу, а затем и художественное училище, его работы много раз выставлялись на различных конкурсах и завоевывали призовые места, а учителя отмечали в нем несомненный талант. После окончания училища Федор решил, что теперь-то место художника-иллюстратора точно будет за ним. Но оказалось, что в единственном в его городе книжном издательстве эта вакансия уже занята, а новичков брать никто не собирается. Федор расстроился. Параллельно с этим ему предложили другую работу - идти учителем рисования в школу, но он решил отказаться от этого места, так как это было совсем не то, о чем он всю жизнь мечтал. Он сел и стал думать, где еще могут понадобиться художники-иллюстраторы. Через некоторое время у него был готов план действий. Он разослал свои работы в самые крупные издательства по разным городам России, а также отправил их в редакции газет и журналов своего города. В итоге Федор получил несколько предложений по удаленной работе из издательств других городов, а также устроился на постоянную работу в один из городских журналов. Таким образом Федор получил работу, о которой мечтал, и на стал растрачивать свой талант на ту работу, которая ему не нравилась.

Пример показывает не только то, что необходимо ставить перед собой цели и выполнять их, но и то, что необходимо выбирать именно ту работу, которая вам по душе. Зачастую люди идут на ту или иную работу только из-за того, что там платят больше денег. В итоге они могут достаточно качественно выполнять свои обязанности, но в них никогда не появится того огонька, который присущ людям, действительно любящим свое дело и самореализовывающимся в нем. Делая работу, которая нравится, человек может достичь огромных успехов, важно лишь понять, что именно вызывает наибольший интерес. Возможно, то, что человек привык считать своим хобби, в действительности может стать его работой (будь то разведение цветов, кулинария или шитье).

Самореализация и занятие любимым делом позволяют человеку жить полной жизнью и быть ею довольным. Поэтому очень важно, чтобы работающие в любой компании люди действительно любили свою работу.

Межличностная сфера

Область межличностных отношений - это сфера, отвечающая за искусство общения. Люди, обладающие высоким эмоциональным развитием в данной области, вызывают к себе доверие окружающих, обладают чувством ответственности, эффективно взаимодействуют с другими людьми и работают в команде.

Эмпатия

Эмпатия - это умение понимать чувства других людей, "встать на их место и посмотреть на мир их глазами", понять, почему люди поступают так, а не иначе. Люди с развитой эмпатией "эмоционально читают" и внимательно относятся к окружающим, их интересуют взгляды на мир и чувства других людей.
Научиться эмпатии - это значит научиться понимать скрытые подтексты в заявлениях других людей, улавливать эмоции окружающих и строить диалог, опираясь на эти знания.

Пример. У менеджера по продажам Павла была назначена встреча в 5 часов с клиенткой Анастасией. По дороге у Павла сломалась машина, он вынужден был ее оставить на улице и добираться до места встречи на общественном транспорте, из-за чего и опоздал на встречу на 20 минут. Как назло, он даже не смог предупредить Анастасию о том, что задерживается, - все телефоны в офисе Анастасии были заняты. Павел знал, что Анастасия будет очень рассержена - она ненавидела непунктуальных людей. Когда Павел наконец приехал к Анастасии, она встретила его гневной тирадой: "Сколько я могу Вас ждать? Мы назначали встречу на 5 часов!". На это Павел ответил: "Анастасия, я понимаю, что Вы очень рассержены, и, конечно, у Вас есть масса дел кроме того, чтобы меня ждать целых 20 минут. Но у меня сломалась машина, а дозвониться к Вам в офис и предупредить я не смог. Не буду у Вас и дальше отнимать время на пустые объяснения, извините меня за опоздание и давайте, не теряя больше времени, сразу приступим к делу".

Оправдание Павла является эмпатическим. Он понимает, почему зла Анастасия, и показывает ей, что он целиком разделяет ее точку зрения. При этом он объясняет и свое поведение и переходит к деловой беседе. Павел повел себя правильно, ведь если бы он начал просто оправдываться перед Анастасией и лепетать объяснения, она его вряд ли бы вообще захотела слушать. Еще хуже было бы, если Павел попытался показать, что это он обиженная сторона, а не Анастасия, ведь это у него сломалась машина, а телефон был занят у нее. Но путь взаимных обвинений вообще ни к чему хорошему не привел бы.

Люди, умеющие делать эмпатические заявления, располагают к себе окружающих, ведь они учитывают в первую очередь именно их точку зрения, а не упирают на свою правоту. Важно только не путать эмпатию с сочувствием, любезностью и слепым признанием точки зрения собеседника. Сочувствие ставит человека как бы выше собеседника, чего вовсе нет в эмпатии. Любезность - это умение говорить человеку приятные вещи, а эмпатия предполагает обращение к чувствам человека. И, наконец, люди, обладающие эмпатией, совершенно не обязательно принимают точку зрения собеседника - они просто признают возможность существования не только своего мнения и готовы уважать чувства и мысли других людей. В этом смысле эмпатия обязательно должна поддерживаться ассертивностью.

Кроме того, эмпатия помогает сдерживать гнев и вспыльчивость. Прежде чем окончательно разозлиться и начать наступать на собеседника, нужно на минуту попытаться представить себе его чувства и его точку зрения. Если поставить себя на место этого человека не получается, необходимо узнать его мнение, выслушать и понять, и лишь потом принимать какие-то решения.

Социальная ответственность

Социальная ответственность - это умение быть заинтересованным в сотрудничестве, желать вносить свой вклад в общее дело, быть действительно инициативным членом социума. Люди, обладающие высокой социальной ответственностью, поступают ответственно, даже когда не получают от этих поступков личной пользы, действуют совместно с другими членами общества и на благо им, принимают общественные правила поведения и следуют им, живут в согласии с совестью. Эти люди понимают меру ответственности за других людей, поэтому могут взять на себя заботу о группе. Они отзывчивы и используют свои таланты и потенциал не только для собственной выгоды, но и на благо другим людям.

Социальная ответственность важна не только для отдельно взятого человека, но и для компаний. Сегодня репутация любой социально ответственной компании гораздо выше, чем компании, пренебрегающей данными обязательствами.

Сфера приспособляемости (адаптивности)

Сфера приспособляемости отвечает за умение оценить широкий круг возникающих проблем, найти пути их решения. Люди, наделенные высоким уровнем адаптивности, находят пути выхода из затруднительных ситуаций на работе и в семейной жизни.

Понимание (адекватная оценка) реальности

Понимание реальности - это способность увидеть разницу между своим взглядом на мир, своим воображением и реально существующей ситуацией. Люди, умеющие адекватно оценивать реальность, видят вещи такими, какими они и являются в действительности, не подменяя их своими ожиданиями или страхами. Эти люди опираются на объективные данные и факты, умеют их интерпретировать, они прагматичны и наделены реалистичным взглядом на мир. Адекватный взгляд на действительность предполагает некую сосредоточенность на окружающих вещах, способность не отвлекаться от внешнего мира и умение анализировать его сигналы.

Пример. Придя утром на работу, Дина поздоровалась со своей непосредственной начальницей Тамарой. Но обычно веселая Тамара не улыбнулась Дине и, не отрываясь от компьютера, очень сухо с ней поздоровалась. Дина прошла на рабочее место и стала думать, что же могло быть причиной такой реакции Тамары. Она решила, что отчет, который она вчера сдала Тамаре, был плохой. К обеду Дина была уже сама не своя, она поминутно ждала, что Тамара вызовет ее для объяснения, и нервничала, в мыслях она уже даже обдумала, что ответить, если Тамара решит ее уволить. В обеденный перерыв Ольга, подруга Дины, заметила ее нервное поведение и спросила, что случилось. Дина ей рассказала об утреннем инциденте и своих опасениях, на что Ольга только рассмеялась: "Дина, неужели ты не заметила, что Тамара сегодня весь день такая? Она ни с кем толком не общалась и ни разу не улыбнулась. Если бы она была недовольна нашей работой, она бы давно об этом сказала, ты же знаешь ее - она всегда так делает! Ты не подумала, что у нее могут быть какие-то личные проблемы или ей просто нездоровится, а ты здесь вовсе ни при чем".

В этом примере Дина сделала выводы, совершенно не опираясь на реальную картину действительности: она не обратила внимания на то, что Тамара со всеми общается сухо, забыла, что обычно Тамара говорит о недостатках в работе сразу, и даже не предположила, что у Тамары тоже могут быть какие-нибудь личные проблемы. Дина сделала все выводы на основе своих страхов и подозрений. Зато Ольга всю ситуацию оценила верно и не сделала никаких скоропалительных выводов.
Адекватная оценка действительности предполагает, что человек умеет "читать ситуацию", он заранее не думает о худшем, но при этом и не смотрит на мир сквозь розовые очки. Он лишь внимательно следит за тем, что вокруг него происходит.

Гибкость

Гибкость - это умение перестраивать свои мысли, действия и чувства сообразно складывающейся ситуации. Люди, обладающие гибкостью, умеют приспосабливаться к действительности и к ее изменяющимся условиям, реакция у них быстрая, они склонны к совместной работе и не проявляют тупого упрямства. Если эти люди понимают, что сделали ошибку, они ее признают и, соответственно, меняют свое поведение. Перемена их мыслей и действий - это не признак непостоянства, они изменяют мнение, основываясь на фактах, событиях, новой информации. Такие люди признают точку зрения окружающих, открыты для новаторства и свежих идей.

Пример. Алексей Владимирович - директор кондитерской фабрики. Некоторое время назад ему стали поступать предложения о закупке принципиально нового оборудования. Он ознакомился с этими предложениями и решил, что подобное вложение денег совершенно бессмысленно. Но вскоре он узнал, что позиции его фабрики стали слабеть по отношению к позициям конкурентов. Он заказал маркетинговое исследование, чтобы выяснить, где скрыта проблема. Оказалось, что дело в новом оборудовании - конкуренты его закупили. Алексей Владимирович вторично изучил все предложения по покупке оборудования и понял, что недооценил предлагаемые возможности. Он связался с поставщиками и выяснил все, что они могут предложить. Алексей Владимирович пусть и с опозданием, но приобрел оборудование, причем даже по более выгодной, чем у конкурентов, цене, плюс просил немедленно оповещать его о новинках в этой области. Немного спустя фабрика смогла отвоевать свои позиции на рынке за счет того оборудования, что было закуплено, и еще дополнительного технического обеспечения, которое приобрел Алексей Владимирович, обогнав в этом всех конкурентов.

Этот пример показывает, что гибкие люди, даже если совершают ошибку, в состоянии быстро перестроиться и изменить свое мнение, не зацикливаясь на неудаче.

Гибкие люди умеют подстраиваться под перемены, они смотрят вперед и оценивают все предоставляющиеся перспективы. Люди же негибкие упрямо придерживаются своей точки зрения, от чего очень многое теряют.

Умение решать проблемы

Умение решать проблемы - это способность видеть только назревающую или уже имеющуюся сложность, четко сформулировать ее, развить и воплотить план по эффективному ее решению. Решение проблемы состоит из нескольких этапов: умение понять, что проблема существует, и чувствовать себя достаточно компетентным и мотивированным для ее решения, определить и сформулировать суть проблемы, опираясь на имеющуюся информацию, найти максимальное количество решений для данной проблемы, выбрать одно из решений и начать его реализовывать, оценить результат и начать заново, если проблема все еще не решена. Люди, умеющие решать проблемы, не боятся смотреть в глаза неприятностям, они собранны и методичны в своих действиях.

Пример. Нина Петровна недавно пришла на вакантное место начальника отдела продаж и сразу столкнулась с проблемой. С некоторого времени постоянные клиенты стали отказываться от услуг компании, что выливалось в серьезные финансовые потери. Как оказалось, предыдущий начальник не смог справиться с этой проблемой и из-за этого уволился. Нина Петровна же не собиралась терять место работы, на которое только устроилась. Она попыталась разобраться в ситуации. Поговорила с менеджерами, которые "вели" ушедших клиентов, собрала совещание отдела для выяснения их мнения на этот счет и прояснения текущей ситуации, а также лично обзвонила руководство компаний, которые отказались от сотрудничества с их фирмой, и выяснила причины, побудившие их к этому, а также потенциальную возможность возобновления контрактов. После этого Нина Петровна села и, руководствуясь собственным мнением, точкой зрения своих сотрудников и претензиями клиентов, наметила все возможные пути решения проблем. Некоторые из них она потом отмела как неудачные, оставшиеся же оценила по достижимости, реальности и степени рискованности. В итоге было выбрано одно решение, которое она и стала реализовывать. Она сообщила об этом своим сотрудникам, проинструктировав их относительно новой линии поведения. Нина Петровна постоянно просматривала отчеты о продажах и через некоторое время с радостью обнаружила, что не только прекратился отток клиентов, но и некоторые ушедшие фирмы возобновили свои контракты.

Пример Нины Петровны показывает, что человек не должен тушеваться перед лицом проблем. Необходимо грамотно оценить ситуацию и найти пути выхода из нее.
Проблемы - это часть нашей жизни, и умение спокойно их решать - необходимое требование для любого человека. Люди, постоянно прячущиеся от проблем, чувствуют себя загнанными, испытывают стресс и теряют уверенность в себе.

Сфера умения справляться со стрессом

Сфера умения справляться со стрессом отвечает за способность противостоять стрессу, при этом не задействуя нервный фактор, не впадая в апатию и не опуская рук. Люди, умеющие справляться со стрессом, не сдаются перед лицом проблемы, стараются быть невозмутимыми и не допускают импульсивности в поступках. Такие люди умеют эффективно справляться со всеми, даже сверхсложными, задачами на работе и дома, они гораздо лучше сохраняют свое физическое и душевное здоровье.

Переносимость стресса

Переносимость стресса - это умение противостоять неблагоприятным событиям и проблемам, не отступая и активно справляясь со стрессом. Люди, обладающие этим качеством, способны подбирать образ действий для работы со стрессовой ситуацией, могут относиться с оптимизмом к любым изменениям и нововведениям, знают, что они в состоянии решить проблемы, внутренне уверены, что они, даже если не в состоянии управлять стрессовой ситуацией, могут каким-то образом влиять на нее, не теряя при этом самообладания и позитивного взгляда на жизнь. Такие люди легче переносят различные кризисы, они не дают отрицательным эмоциям выбить себя из колеи или загнать в депрессивное состояние. Из любой ситуации они прежде всего ищут разумный выход.
Если выход из сложившейся ситуации разумные люди обычно найти в состоянии, то справиться с эмоциональными проявлениями стресса бывает сложнее. В этом случае очень помогает овладение разными методиками расслабления: йогой, акупунктурой и др. Разным людям подходят различные методики, но из всего их разнообразия вполне можно выбрать подходящий вариант.

Контроль над импульсами

Контроль над импульсами - это способность удержать себя от немедленной импульсивной реакции на события, подумать, прежде чем приступать к действию. Люди, умеющие контролировать импульсы, умеют сдерживать свое агрессивное поведение, не склонны к скоропалительным выводам и необдуманным действиям. Неумение сдерживать импульсы чревато взрывными реакциями, сопровождающимися позже чувством вины.

Пример. Инга и Катерина работают продавцами в одном магазине, они довольны и условиями работы, и зарплатой. Однажды их вызвал к себе директор и отчитал за явное падение продаж - он полагал, что тому виной их недостаточная расторопность и услужливость. Когда Инга вышла из кабинета директора, она сразу схватила ручку и бумагу и принялась что-то писать. Катерина поинтересовалась, чем она занята, на что Инга закричала: "Я пишу заявление об уходе! Попробовал бы он сам простоять весь день на ногах да еще и мило всем улыбаться! Это я-то нерасторопна! А он вообще сидит в своем кабинете и ничего не делает!". На этот раз Катерина отговорила Ингу от скоропалительного решения, тем более что Инга и сама, остыв от эмоций, через некоторое время поняла, что была неправа. Но в следующий раз рядом может не быть Катерины, которая удержит Ингу от опрометчивых решений, порожденных излишней импульсивностью, и тогда Инга потеряет работу. Инге лучше бы научиться сдерживать свои импульсы, тогда ей потом не придется жалеть о своем поведении.

Люди, умеющие сдерживать импульсы, приятны в общении, они умеют оценивать перспективы после совершения каких-либо поступков и контролируют свое поведение.

Сфера общего настроения

Сфера общего настроения отвечает за способность человека воспринимать будущее позитивно, испытывать довольство жизнью, за его умение доставлять радость себе и окружающим.

Оптимизм

Оптимизм - это умение в любом событии видеть положительные моменты и не пасовать перед неприятностями. Оптимистичные люди не склонны к депрессиям, у них сильна жизненная позиция, и они никогда не теряют надежды.
Психологи установили, что оптимистичных людей от пессимистичных отличает следующее: они считают неудачи в жизни временными, они смотрят на неудачи как на отдельные ситуации, а не как на злой рок, преследующий их, они не берут на себя всю вину за события, а рассматривают и внешние причины. Попав в сложную ситуацию, оптимисты не пасуют, а ищут из нее выход, опираясь на свои возможности и опыт и надеясь на положительный исход дела.

Счастье

Счастье - это умение быть довольным и удовлетворенным собой и своей жизнью, желание доставлять себе и окружающим радость, веселиться. Счастливые люди свободно и раскованно чувствуют себя на работе, умеют развлечься после работы, они находятся в приподнятом настроении и ощущают воодушевление.

Несчастливые люди склонны к депрессиям, они вечно чем-то недовольны, ничего у них не вызывает чистой радости.

Доказано, что счастье не зависит от богатства (если речь, конечно, не идет о крайней нищете, когда просто нечего есть и негде жить) и по большому счету не имеет отношения к внешним факторам; счастье - это внутреннее состояние человека. Экстраверты счастливее интровертов, так как изоляция от общества счастья никому не приносит.

Действительно счастливые люди находят радость в простых вещах - в солнечном дне, в приятной беседе, в новой книге; они умеют работать с таким же воодушевлением, как и проводить свободное время.

Итак, мы рассмотрели основные составляющие EQ. Как можно увидеть, все описанные навыки и способности вполне можно развить. В этом могут помочь и специальные тренинги, рассчитанные на повышение EQ в целом, и отдельные программы, призванные обучить эффективному решению проблем, борьбе со стрессом, развитию различных личностных характеристик. Помимо тренингов существует огромное количество психологической литературы, способной помочь в освоении некоторых методик саморазвития. Важно то, что благодаря методике EQ люди хотя бы могут видеть, в каком направлении им действовать и какие способности в себе развивать. Совершенно очевидно, что для различных сфер жизни и разных профессий первостепенную важность обретают те или иные конкретные сферы и шкалы EQ, но это не значит, что об оставшихся можно забыть. Ведь эмоционально развитый человек сочетает в себе все описанные выше качества и умения. А как утверждают некоторые исследователи, успех в жизни зависит на 20% от высокого IQ и на 80% - от развитого EQ.