Экспертиза учетной политики. Основные элементы учётной политики организации для целей налогообложения Учетная политика ее основные элементы

Структуру и элементы учетной политики организация выбирает самостоятельно. Обязательным условием при составлении учетной политики является необходимость составлять учетную политику для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения (Приложение 1,2). Оформить эти политики можно как двумя отдельными Приказами, так и одним общим. Но в любом случае при формировании данных документов необходимо по возможности сблизить бухгалтерский и налоговый учет. Это значительно упростит работу бухгалтерии.

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

Учетная политика организации для целей бухгалтерского учета обычно состоит из 2 разделов:

  • - организационно - технический;
  • - методологический.

Организационно - технический раздел.

Данный раздел учетной политики может включать в себя решение следующих вопросов:

  • 1) Организация бухгалтерского учета. Предприятие самостоятельно определяет организационные формы построения бухгалтерии. К приказу об учетной политике в качестве приложения приводятся: Положение о бухгалтерской службе, должностные инструкции работников бухгалтерии, форма договора (контракта) с организацией или бухгалтером - специалистом, ведущим бухгалтерский учет, иные аналогичные документы.
  • 2) План счетов бухгалтерского учета. На основе утвержденного Министерством Финансов Российской Федерации Плана счетов бухгалтерского учета разрабатывается собственный рабочий план, в котором предусматриваются счета, необходимые для ведения в организации синтетического и аналитического учета. Субсчета. предусмотренные планом счетов, могут исключаться, добавляться, объединяться, а также возможно изменение наименования и назначения того или иного субсчета. При этом следует иметь в виду, что дополнительные счета первого порядка, не предусмотренные в утвержденном Плане счетов, могут вводится только по согласованию с Министерством Финансов Российской Федерации, основанием для введения таких счетов может служить появление новых видов имущества, обязательств и т.д.
  • 3) Формы первичных учетных документов. Согласно Федеральному закону « О бухгалтерском учете», первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Приказом по учетной политике должны быть утверждены формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые (унифицированные) формы.
  • 4) График документооборота. Документооборот в организации регламентируется графиком, составляемым в виде схемы или перечня работ, выполняемых каждым структурным подразделением, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ, и должности лиц, имеющих право и подписи первичных учетных документов.
  • 5) Формы бухгалтерского чета и технология обработки учетной информации. Предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета, определяя перечень и построение учетных регистров, последовательность и технику записей в них, их взаимосвязь. В основе выбора лежат такие критерии, как объемы обрабатываемой информации, наличие средств автоматизации учета.
  • 6) Инвентаризация имущества и обязательств. Организацией утверждаются количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень проверяемого имущества и обязательств. Например, инвентаризация товаров в торговой организации может проводится ежемесячно, а инвентаризация основных средств - один раз в три года. Организации следует решить, в какие сроки будет производиться инвентаризация соответствующих активов и пассивов баланса, а также других объектов учета, числящихся на забалансовых счетах.
  • 7) Внутренняя отчетность. Предприятие решает, как построить внутренний учет, какая внутренняя отчетность необходима для управления. Необходимо определить состав и формы внутренней отчетности, периодичность её составления и представления, лиц, ответственных за её составление, а также потенциальных пользователей этой отчетности.
  • 8) Другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. Это могут быть:
    • - разработанная организацией номенклатура дел, формируемых в бухгалтерской службе, с указанием сроков их хранения;
    • - сроки и порядок выдачи наличных денежных средств под отчет сотрудникам, оформления отчетов по их использованию (п. 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного письмом Центрального банка РФ от 4 октября 1993г. № 18);
    • - порядок использования ККМ или бланков строгой отчетности в случаи ведения денежных расчетов с населением за наличный расчет Закон РФ от 18 июня 1993г. № 5215 - 1 «Применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», постановление Правительства РФ от 7 августа 1998г. № 904 (Закон РФ от 18 июня 1993г. № 5215 - 1 «Применении контрольно - к.
    • - выписки из положений, регламентирующих формы и системы оплаты труда в организации, работу с персоналом (в части, имеющей отношение к начислению заработной платы, компенсаций работникам и иным вопросам ведения бухгалтерского учета) и т.д.

Методологический раздел. Методический аспект учетной политики предполагает выбор альтернативных вариантов элементов учетной политики с учетом требований нормативных документов.

Формируя учетную политику, предприятие должно раскрывать выбранные способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователями бухгалтерской отчетности. Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания которых пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка имущественного и финансового состояния, денежного оборота или результатов деятельности предприятия. К ним относятся способы, указанные в таблице 1.

Способы ведения бухгалтерского учета

Таблица 1.

Учет основных средств

Элементы учетной политики

Допустимые варианты бухгалтерского учета

Основания

Установление лимита для списания основных средств на затраты по мере отпуска в производство

  • - лимит 10 000рублей,
  • - иной лимит, установленный в учетной политике исходя из технологических особенностей.

п. 18 ПБУ 6/01

Квалификация приобретенных книг, брошюр и т.п. изданий

  • - списывать в расходы на производство (продажу),
  • - признавать в качестве объектов основных средств

п. 18 ПБУ 6/01

Переоценка основных средств

  • - может не производиться,
  • - производится методом индексации или методом прямого пересчета по рыночным ценам.

Способ начисления амортизации по основным средствам

  • - линейный способ,
  • - способ уменьшаемого остатка,
  • - способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования,
  • - способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)

п. 18 ПБУ 6/01

Порядок учета и финансирования расходов на ремонт основных средств

  • - фактические затраты на ремонт списываются на расходы текущего периода,
  • - неравномерно производимые то предварительно накапливаются в составе расходов будущих периодов с последующим равномерным списанием на затраты,
  • - списываются за счет ранее созданного резерва на ремонт основных средств

пп. 67 и 69 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств

Пообъектный учет основных средств

  • - с использованием инвентарных карточек,
  • - в инвентарной книге.

п. 12 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств

Учет нематериальных активов

Способ начисления амортизации по нематериальным активам

  • - линейный,
  • - уменьшаемого остатка,
  • - списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)

п. 15 ПБУ 14/2000

Способ погашения стоимости нематериальных активов

  • - накопления сумм амортизации на отдельном счете (05),
  • - уменьшения первоначальной стоимости объекта

п. 21 ПБУ 14/2000

Порядок списания расходов по НИОКР, давшим положительный результат

  • - линейным способом,
  • - пропорционально объему продукции (работ, услуг)

п. 11 ПБУ 17/02

Учет материально-производственных запасов

Оценка приобретаемых материалов

  • - на счете 10 по фактической себестоимости (без применения счетов 15 и 16),
  • - по учетной цене на счете 10 с применением счетов 15 и 16

Инструкции к Плану счетов, п. 85 Методических указаний по материально-производственным запасам

Определение учетной цены материально-производственных запасов

  • - плановая себестоимость (планово-расчетные цены),
  • - договорные цены,
  • - фактическая себестоимость материалов по данным предыдущего месяца или отчетного периода (квартала, года),
  • - средняя цена группы.

п. 80 и 166 Методических указаний по материально-производственным запасам

Методы выявления отклонений от норм расхода материалов

  • - методом документирования отклонений,
  • - методом учета партионного раскроя материалов,
  • - инвентарным методом

п. 102 Методических указаний по материально-производственным запасам

Порядок списания отклонений и ТЗР

  • - методом среднего процента,
  • - упрощенным методом.

п. 87 и 88 Методических указаний по материально-производственным запасам

Способ оценки материально-производственных затрат при отпуске в производство и ином выбытии

  • - по себестоимости каждой единицы,
  • - по средней себестоимости,
  • - по способу ФИФО,
  • - по способу ЛИФО

п. 16 ПБУ 5/01, п. 78 Методических указаний по материально-производственным запасам

Исчисление себестоимости единицы запаса при списании (отпуске) материалов по себестоимости каждой единицы

  • - включая все расходы, связанные с приобретением запаса,
  • - только стоимость запаса по договорной цене (упрощенный вариант)

п. 74 Методических указаний по материально-производственным запасам

Создание резерва под снижение стоимости материально-производственных затрат

  • - индивидуальный метод,
  • - групповой метод.

п. 20 Методических указаний по материально-производственным запасам

Оценка приобретаемой тары

  • - по учетной цене,
  • - по фактической себестоимости.

п. 166 Методических указаний по материально-производственным запасам

Учет выпуска продукции, работ, услуг

  • - с использованием счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)»,
  • - без использования счета 40

План счетов

Оценка готовой продукции

  • - по нормативной производственной себестоимости,
  • - по договорным ценам,
  • - по другим видам цен

п. 204-207 Методических указаний по материально-производственным запасам

Оценка отгруженной продукции (сданных работ, услуг)

  • -фактической производственной себестоимости,
  • -по нормативной производственной себестоимости.

п. 61 Положения по ведению бухгалтерского учета

Оценка приобретенных товаров в розничной торговле

  • - по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок) на счете 42 «Торговая наценка»,
  • - по покупным ценам,
  • - по фактической себестоимости приобретения (без применения счета 42)

п. 13 ПБУ 5/01

Способ учета затрат по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимой до момента их передачи в продажу

  • - включать в первоначальную стоимость товаров (счет 41),
  • - включать в состав расходов на продажу (счет 44)

Учет товаров в неторговых организациях

  • - сортовой;
  • - партионный.

Учет затрат

Формирование расходов по обычным видам деятельности

  • - на счетах 20-29;
  • - на счетах 20-39.

Оценка незавершенного производства при массовом и серийном производстве.

  • - по фактической производственной себестоимости,
  • - по нормативной (плановой) производственной себестоимости,
  • - по прямым статьям затрат,
  • - по статьям сырья, материалов и полуфабрикатов

Способ признания коммерческих расходов (счет 44).

  • - распределяются между проданной и непроданной продукцией, работами, услугами,
  • - полностью включаются в себестоимость продукции, работ и услуг, реализованных в отчетном периоде

Способ признания управленческих расходов (счет 26)

  • - списание в дебет счета 20,
  • - списываются полностью в дебет счета 90

Способ (база) распределение косвенных расходов му объектами калькулирования.

  • - зарплата основных производственных рабочих,
  • - прямые материальные затраты,
  • - сумма прямых затрат,
  • - выручка от реализации продукции, работ, услуг

Способ списания расходов будущих периодов.

  • - равномерно,
  • - пропорционально объему продукции и др.

Перечень создаваемых резервов

  • - не создаются,
  • - создаются.

Учет финансовых вложений

Признание иных затрат по приобретению, помимо контрактной цены (в случае несущественности сумм)

  • - в составе фактической цены,
  • - в составе операционных расходов.

Оценка некотируемых финансовых вложений при их выбытии.

  • - по первоначальной стоимости каждой единицы,
  • - по средней первоначальной стоимости,
  • - по способу ФИФО

Периодичность определения текущей рыночной цены по котируемым вложениям

  • - ежемесячно,
  • - ежеквартально.

Некотируемые долговые ценные бумаги.

  • - не переоцениваются,
  • - разница между первоначальной и номинальной их стоимостью в течение срока их обращения равномерно включается в состав операционных доходов или расходов

Учет доходов

Признание доходов.

  • - по методу начисления,
  • - по кассовому методу (только у субъектов малого предпринимательства)

Определение дохода по работам долгосрочного характера.

  • - по завершении всех этапов работ,
  • - по мере готовности работы, услуги, продукции, сдачи заказчику каждого этапа работ

Признание доходами от обычных видов деятельности или операционными доходами.

  • - от сдачи имущества в аренду,
  • - лицензионных платежей и роялти,
  • - от участия в уставных капиталах

Учет кредитов и займов

Перевод долгосрочной задолженности в краткосрочную

  • - не производится,
  • - производится.

Отражение процентов дисконта по выданным векселям, облигациям и иным выданным заемным обязательствам.

  • - в составе операционных расходов,
  • - в составе расходов будущих периодов с последующим равномерным включением в состав операционных расходов.

Принятая учетная политика предприятием должна раскрываться для внешних пользователей финансовой информации, то есть предаваться гласности. В публикуемом отчете подлежат описанию не все составляющие учетной политики, а лишь основные ее положения (существенные способы ведения учета).

Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания которых пользователи бухгалтерской отчетности не смогут сделать полезные выводы по ней.

Раскрытию подлежат главным образом методические способы ведения учета.

Основные положения учетной политики могут раскрываться в отчетности двумя способами: описанием каждого из них либо отклонений от общих правил.

Второй способ целесообразен для отчетности «внутрироссийского пользования», рассчитанной на подготовленного читателя, то есть пользователя, имеющего представление о правила учета, действующих в стране.

При этом основные положения учетной политики раскрываются лишь тогда, когда они отличаются от общих правил.

Если при составлении финансовой отчетности предприятие строго следует общепризнанным правилам, то в отчете достаточно ограничиться указанием этого факта.

Если же предприятие допускает отступление от таких правил, то они подробно описываются в пояснениях к отчету вместе с причинами этих отступлений.

Кроме положений, отличных от общепризнанных, информация об учетной политике должна содержать сведения о положениях, сформированных предприятием: в результате выбора, сделанного из нескольких допускаемых вариантов; исходя из отраслевой принадлежности предприятия; в результате нетрадиционного применения допускаемых вариантов, в том числе отраслевых.

Учетная политика организации должна включать в себя ряд обязательных элементов.

Одним из элементов, подлежащих закреплению в учетной политике организации, является рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Разработка рабочего плана счетов. Организация самостоятельно разрабатывает рабочий план счетов на основе утверждённого плана. Она вправе из всей совокупности систематических счетов выбрать действительно необходимые для себя, вводить (с разрешения МФ РФ) новые систематические счета, используя свободные коды счетов.

На основе системы субсчетов, предусмотренной утверждённым Планом счетов и Инструкцией по применению Плана счетов, организации определяют перечень используемых субсчетов, при необходимости объединения, исключая или добавляя новые субсчета, а также полную номенклатуру аналитических счетов и их кодовые обозначения.

Выбор формы бухгалтерского учёта. Организация самостоятельно выбирает форму учёта (журнально-ордерная, мемориально-ордерная, упрощённая, машинно-ориентировочная), перечень применяемых учётных реестров, их построение, последовательность и способы записи в них.

Организация бухгалтерского учёта. Организация самостоятельно выбирает организационное построение бухгалтерии. Кроме того, бухгалтерский учёт и отчётность могут осуществляться специализированной организацией или соответствующим специалистом на договорных началах. Организация может выделить на отдельный баланс свои производства и хозяйства, а также филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, входящие в состав предприятия.

В организациях малого бизнеса, не имеющих в штате кассира, его обязанности могут выполняться главным бухгалтером или другими работниками по письменному распоряжению руководителя организации.

Определение количества и сроков проведения инвентаризации имущества и обязательств. При проведении обязательных инвентаризаций для составления годовой отчётности организациям предоставлено право проводить инвентаризацию основных средств один раз в три года, библиотечных фондов - один раз в пять лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков. Количество необязательных для инвентаризации основных средств в отчётном году, даты проведения инвентаризаций, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются самой организацией.

Перед составлением годового отчета проводится инвентаризация статей баланса в следующие сроки: основные средства и нематериальные активы - не ранее 1 октября отчетного года; сырье и материальные ценности и товары - не ранее 1 июня; расчеты с банками, денежные средства, ценные бумаги, денежные документы, расчеты по налогам и платежам в бюджет и внебюджетные фонды - по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным.

При формировании учетной политики организации закреплению подлежат методы оценки активов и обязательств. К ним можно отнести методы:

формирования первоначальной оценки активов;

начисления амортизации активов (линейным, способом уменьшаемого остатка, способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ), способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования);

оценки активов при их списании;

оценки обязательств при их возникновении и исполнении.

Указанные методы должны быть закреплены в отношении каждой статьи активов и обязательств организации (нематериальные активы, основные средства и т.д.)

Правила документооборота и технология обработки учетной информации также подлежат обязательному закреплению в учетной политике организации. График документооборота может быть оформлен в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением организации, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ. Регистры бухгалтерского учета могут вестись как ручным способом, так и с применением вычислительной техники.

В составе учетной политики организации должен быть утвержден график документооборота, предусматривающий в отношении каждого первичного документа, применяемого организацией для оформления фактов хозяйственной деятельности, следующие сведения:

данные о создании или получении документа:

количество экземпляров;

лицо (служба), ответственное за выписку или за получение документа от контрагента;

лицо (служба), ответственное за оформление документа;

время составления документа (непосредственно в момент совершения операции, сразу после ее совершения);

данные о принятии к учету и обработке документа:

лицо (служба), ответственное за представление документа в бухгалтерию организации;

срок представления документа в бухгалтерию организации;

порядок представления документа в бухгалтерию организации;

лицо (служба), ответственное за проверку документа;

данные об обработке документа:

лицо (служба), ответственное за обработку документа;

срок исполнения;

данные о передаче в архив:

лицо (служба), ответственное за передачу документа в архив;

срок, по истечении которого документ подлежит передаче в архив.

Данный график должен устанавливать рациональный документооборот, т.е. предусматривать оптимальное число подразделений организации и исполнителей для прохождения каждым первичным документом, определять минимальный срок его нахождения в подразделении. График документооборота должен способствовать улучшению всего учетного процесса организации, а также усилению контрольных функций бухгалтерского учета.

В учетной политике организации определяется порядок осуществления контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Формы документов должны быть построены таким образом, чтобы они содержали все показатели, необходимые для последующего формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации в целом, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

Данные формы могут полностью повторять формы бухгалтерской отчетности организаций и в таком виде, как правило, применяются в отношении подразделений организации, выделенных на отдельный баланс.

Организация также вправе установить иные формы отчетности для своих подразделений. Они могут быть составлены в виде регистров учета, перечней, оборотно-сальдовых ведомостей и т.п. При утверждении форм документов особое внимание следует обратить на то, какие лица подразделения, представляющего внутреннюю бухгалтерскую отчетность, имеют право ее подписи (руководитель подразделения, бухгалтер и т.п.). Ограничения в отношении форм рассматриваемых документов нормативными актами по бухгалтерскому учету не предусмотрены.

Кроме того, организации следует установить способ представления форм внутренней бухгалтерской отчетности (на бумажных носителях, на магнитных и иных носителях информации (дискеты, диски и т.п.)) и сроки ее представления.

Каких-либо ограничений по способам представления внутренней бухгалтерской отчетности нормативные акты по бухгалтерскому учету также не содержат. При утверждении сроков представления внутренней бухгалтерской отчетности организации следует исходить из сроков, установленных для представления бухгалтерской отчетности организации, а также периода времени, необходимого для составления данной отчетности на основании сведений, представляемых обособленными подразделениями.

Таким образом, при утверждении учетной политики организации следует отразить:

перечень подразделений, выделенных на отдельный баланс;

формы документов внутренней бухгалтерской отчетности для подразделений, выделенных на отдельный баланс;

способ представления внутренней бухгалтерской отчетности подразделениями, выделенными на отдельный баланс;

срок представления внутренней бухгалтерской отчетности подразделениями, выделенными на отдельный баланс;

перечень подразделений, не имеющих отдельного баланса, но обязанных представлять внутреннюю бухгалтерскую отчетность;

формы документов внутренней бухгалтерской отчетности для подразделений, не имеющих отдельного баланса, но обязанных представлять внутреннюю бухгалтерскую отчетность;

способ представления внутренней бухгалтерской отчетности подразделениями, не имеющими отдельного баланса, но обязанными представлять внутреннюю бухгалтерскую отчетность;

срок представления внутренней бухгалтерской отчетности подразделениями, не имеющими отдельного баланса, но обязанными представлять внутреннюю бухгалтерскую отчетность.

Вот и подошло время для написания главного документа любой организации - учетной политики. Предлагаем вашему вниманию краткую инструкцию по ее составлению для целей бухгалтерского и налогового учета.
Требисова Ксения Александровна, главный эксперт-консультант компании ПРАВОВЕСТ

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

Общие положения

Под учетной политикой понимается принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Способы ведения бухгалтерского учета, предусмотренные учетной политикой организации, применяются всеми ее филиалами, представительствами и иными подразделениями (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от их места нахождения.

При составлении учетной политики организации руководствуются законодательством РФ, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, а также требованиями ПБУ 1/98 "Учетная политика организации", утв. Приказом Минфина РФ от 09.12.1998 № 60н, которое устанавливает основы формирования и раскрытия учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами. Однако каждая организация составляет учетную политику "самостоятельно исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности" .

Учетная политика организации для целей бухгалтерского учета формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается приказом или распоряжением ее руководителя .

Принятая учетная политика применяется организацией последовательно из года в год3. Внесение изменений допускается в случаях, определенных действующим законодательством РФ .

В то же время утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли в деятельности организации впервые, изменением учетной политики не считается.

В учетной политике организации обязательно утверждаются:

Рабочий план счетов, формы первичных учетных документов, составляемых в произвольной форме, а также разработанный график документооборота целесообразнее оформлять в виде приложений к приказу организации об учетной политике для целей бухгалтерского учета.

1. Классификация и порядок признания организацией доходов При составлении этого раздела необходимо учитывать, что доходы организации, согласно внесенным в ПБУ 9/99 изменениям7, подразделяются на доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы.

2. Бухгалтерский учет основных средств Организации следует указать такие элементы учета основных средств, как:

3. Бухгалтерский учет материально-производственных запасов Данный раздел учетной политики должен содержать элементы бухгалтерского учета материалов (сырья), товаров и готовой продукции .

Например, по материалам (сырью) в учетной политике прописываются следующие способы ведения бухгалтерского учета:

  • определение единицы материалов (или номенклатурный номер, или партия и т. п.);
  • оценка поступающих материалов;
  • учет и списание транспортно-заготовительных расходов по материалам;
  • оценка отпускаемых в производство материалов;
  • создание резерва под снижение стоимости материальных ценностей.
Поступление материалов в организацию может отражаться либо по плановым (учетным) ценам с использованием счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей", либо без их использования по фактическим затратам на приобретение.

Оценка материалов при отпуске их в производство и ином выбытии может производиться одним из следующих способов :

  • по себестоимости каждой единицы;
  • по средней себестоимости;
  • по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (МПЗ) - способ ФИФО;
  • по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов - способ ЛИФО.
Действующее бухгалтерское законодательство РФ предусматривает возможность создания организацией резерва под снижение стоимости МПЗ . Соответствующие операции отражаются на счете 14 "Резервы под снижение стоимости материальных ценностей" .

Целесообразность создания этого резерва каждая организация определяет самостоятельно и закрепляет принятое решение в учетной политике.

Что касается учета готовой продукции, то в учетной политике нужно прописать порядок ее оценки :

  • либо по фактической себестоимости с отражением на счете 43 "Готовая продукция";
  • либо по нормативной (плановой) себестоимости (с отдельным учетом отклонений от фактической себестоимости) с использованием счета 40 "Выпуск готовой продукции".
Как правило, вышесказанное находит свое отражение в учетной политике организаций, которые занимаются промышленной, сельскохозяйственной и другой производственной деятельностью.

Следующий элемент учетной политики обычно относится к торговым организациям.

Здесь необходимо предусмотреть:

  • порядок оценки покупных товаров;
  • способ списания товаров при их выбытии.
Товары как часть МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости .

Если организация занимается розничной торговлей, то нужно отразить метод оценки товаров при их приобретении по фактической себестоимости или по продажным ценам.

4. Бухгалтерский учет нематериальных активов В этом разделе учетной политики организации необходимо указать:

5. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) В первую очередь организации целесообразно предусмотреть следующее деление затрат:
  • на затраты, непосредственно связанные с производственным процессом (выполнением работ, оказанием услуг) с их подразделением по элементам16 и отражаемые на счетах 20 "Основное производство" и (или) 23 "Вспомогательные производства";
  • на затраты, не связанные непосредственно с производственным процессом и отражаемые на счетах 26 "Общехозяйственные расходы" и 25 "Общепроизводственные расходы".
К элементам учетной политики также относятся: а) Порядок формирования себестоимости продукции (работ, услуг).

Организации имеют право формировать в бухгалтерском учете:

  • полную производственную себестоимость продукции (работ, услуг);
  • сокращенную производственную себестоимость продукции (работ, услуг), то есть по методу "директ-костинг".
б) Оценка незавершенного производства (НЗП).

Под НЗП понимается продукция (работы), не прошедшая всех стадий (фаз, переделов), предусмотренных технологическим процессом, а также неукомплектованные, не прошедшие испытания и технической приемки изделия .

Остаток по счетам 20 "Основное производство" и 23 "Вспомогательные производства" на конец месяца показывает стоимость НЗП .

Поэтому в учетной политике следует указать один из способов оценки НЗП :

  • по фактической или нормативной (плановой) производственной себестоимости;
  • по прямым статьям затрат;
  • по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.
6. Учет займов, кредитов и затрат по их обслуживанию Как правило, организации имеют долговые обязательства. Поэтому в учетной политике должны быть отражены:
  • порядок перевода долгосрочной задолженности в краткосрочную задолженность;
  • порядок списания дополнительных затрат по займам;
  • порядок признания организацией процентов по полученным займам и кредитам.
При написании вышеуказанных элементов учетной политики организациям следует руководствоваться ПБУ 15/01 "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию", утв. Приказом Минфина РФ от 02.08.2001 № 60н.

7. Учет расходов будущих периодов Этот раздел касается расходов, произведенных организацией в отчетном периоде, но относящихся к следующим отчетным периодам. Учет данных расходов осуществляется на счете 97 "Расходы будущих периодов".

В учетной политике нужно указать порядок списания данных расходов (например, равномерно, пропорционально объему продукции и др.) , а также элементы по учету:

Учетная политика для целей налогового учета

Общие положения

Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

Система налогового учета определяется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Налогоплательщик изменяет порядок налогового учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов, если:

Система налогового учета включает в себя:
  • сводный регистр налогового учета по расчету налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, содержащий обязательные реквизиты, установленные ст. 315 НК РФ;
  • аналитические регистры налогового учета, содержащие показатели доходов и расходов, принимаемые для целей налогообложения прибыли в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ;
  • первичные документы налогового учета, в которых формируются данные налогового учета.
Следует отметить, что регистры налогового учета, их формы и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения .

Как правило, применяемая в организации программа налогового учета включает в себя аналитические налоговые регистры, на что в учетной политике делается соответствующая ссылка.

Затем организация должна отразить следующие элементы налоговой учетной политики.

1. Налоговый учет амортизируемого имущества в виде основных средств:

  • порядок формирования первоначальной стоимости объектов основных средств;
  • метод начисления амортизации по объектам основных средств;
  • порядок отражения в налоговом учете расходов на ремонт основных средств.
Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ .

Поэтому в данном разделе учетной политики может, например, найти отражение позиция, касающаяся включения или невключения таможенной пошлины в первоначальную стоимость основного средства .

В целях налогообложения прибыли организации имеют право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств, суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 НК РФ .

Таким образом, если налогоплательщик решил воспользоваться данной нормой, то это будет являться элементом его учетной политики.

В налоговом учете налогоплательщик имеет право создавать резерв под предстоящие расходы на ремонт основных средств . Соответствующее решение он должен закрепить в своей учетной политике.

2. Налоговый учет амортизируемого имущества в виде нематериальных активов В данном разделе учетной политики должна быть отражена информация о порядке формирования первоначальной стоимости и методе начисления амортизации по нематериальным активам .

3. Метод оценки сырья и материалов при их списании в производство

Налогоплательщику необходимо указать:

  • - порядок формирования стоимости МПЗ;
  • - выбранный метод оценки сырья и материалов при их списании в производство.
Определяя размер материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) для целей налогообложения прибыли, налогоплательщик может применять один из следующих методов оценки: 4. Метод оценки покупных товаров при их реализации

При реализации покупных товаров налогоплательщик может использовать применять один из нижеперечисленных методов оценки покупных товаров :

  • - по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО);
  • - по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО);
  • - по средней стоимости;
  • - по стоимости единицы товара.
5. Налоговый учет доходов

Немаловажный элемент учетной политики - метод признания доходов.

Для налогообложения прибыли доходы от реализации товаров (работ, услуг), учитываемые по ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, учитываемые по ст. 250 НК РФ, признаются налогоплательщиком по методу начисления34 либо по кассовому методу .

При выборе кассового метода признания доходов необходимо помнить об ограничении, которое предусмотрено п. 1 ст. 273 НК РФ.

Организации имеют право на определение даты получения дохода по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал.

6. Налоговый учет расходов

В первую очередь здесь следует предусмотреть метод признания расходов в целях налогообложения прибыли.

Если налогоплательщик признает доходы по кассовому методу, то и расходы будут признаваться в налоговом учете по этому методу , а если - по методу начисления, то согласно ст. 272 НК РФ.

Следующий пункт учетной политики относится к организациям, которые в налоговом учете признают доходы и расходы по методу начисления.

Для целей налогообложения прибыли расходы налогоплательщика на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные.

Учитывая требования НК РФ, налогоплательщик должен в учетной политике закрепить перечень прямых расходов .

Затем необходимо привести порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы).

Хотелось бы напомнить, что на данном этапе налогоплательщик самостоятельно определяет такой порядок распределения прямых расходов38 (формирования стоимости НЗП), который подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов.

В свою очередь, оценка остатков отгруженной, но не реализованной на конец текущего месяца продукции осуществляется в соответствии с п. 3 ст. 319 НК РФ.

7. Порядок формирования стоимости приобретения товаров Данный раздел учетной политики интересен, как правило, для налогоплательщиков - торговых организаций. Исходя из требований ст. 320 НК РФ им следует привести здесь перечень расходов, формирующих стоимость покупных товаров.

8. Создание резерва по сомнительным долгам Порядок формирования резерва по сомнительным долгам носит для налогоплательщика добровольный характер.

В целях налогообложения прибыли "сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией"

Учетная политика – совокупность способов ведения бухгалтерского учета, а именно: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.

Обязательными элементами учетной политики являются:

1) разработанный организацией рабочий план счетов бухгалтерского учета , содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

2) формы первичных учетных документов , применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

3) порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации ;

4) методы оценки активов и обязательств ;

5) правила документооборота и технология обработки учетной информации ;

6) другие решения , необходимые для организации бухгалтерского учета.

Лица, ответственные за составление учетной политики, обязаны выполнять следующие требования:

1) при условии, если организация только начинает самостоятельную деятельность, то учетная политика должна быть утверждена до окончания первого налогового периода;

2) в целях налогообложения в учетной политике записывают порядок определения выручки от обычных видов деятельности при определении налога на прибыль и др.

Учетная политика организации должна обеспечивать:

1) полноту отражения в учете всех факторов хозяйственной деятельности;

2) своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и отчетности;

3) большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;

4) отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько их экономического содержания, фактов и условий хозяйствования;

5) тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;

6) рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т. п.) организации.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации независимо от их местонахождения.

Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до 1-й публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации). Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации.

ПБУ 1/2008 «Учетная политика» дает определение учетной политики.

Учетная политика – принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

Основные элементы учетной политики

Рабочий план счетов бу, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бу;

Формы первичных учетных документов, регистров бу, а также документов для внутренней бо;

Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

Способы оценки активов и обязательств;

Правила документооборота и технология обработки учетной информации;

Порядок контроля за хозяйственными операциями;

Другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством РФ возложено ведение бухгалтерского учета организации, и утверждается руководителем организации.

Принципы, на которых должна быть основана учетная политика:

Допущение имущественной обособленности (активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций)

Допущение непрерывности деятельности (организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке)

Допущение последовательности применения учетной политики (принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому)

Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности (факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами)

Требование полноты (полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности)

Требование своевременности (своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности)

Требование осмотрительности (большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов)



Требование приоритета содержания перед формой (отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования)

Требование непротиворечивости (тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца)

Требование рациональности (рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации)

При формировании учетной политики организации по конкретному вопросу организации и ведения бу осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством. Если по конкретному вопросу в НПА не установлены способы ведения бу, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из ПБУ, а также МСФО.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. Вновь созданная организация, организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.

Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

Изменения законодательства;

Разработки организацией новых способов ведения бу (более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в бу и бо организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации)

существенного изменения условий хозяйствования (реорганизация, изменение вида деятельности и т.п.)

Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.

Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться как и принятия. Изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения.

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, оцениваются в денежном выражении. Оценка в денежном выражении последствий изменений учетной политики производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

Если причина изменения УП в изменении законодательства, то последствия отражаются в порядке,установленным законодательством либо, если не установлено, то в общем порядке.

Последствия изменения УП, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно. Исключение - когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью

При ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики исходят из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

В случаях, когда оценка в денежном выражении последствий изменения учетной политики в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью, измененный способ ведения бухгалтерского учета применяется в отношении соответствующих фактов хозяйственной деятельности, свершившихся после введения измененного способа (перспективно). СМП, кроме эмитентов публично размещаемых ценных бумаг, вправе отражать перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету.

Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности. Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бо невозможна достоверная оценка финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и (или) движения денежных средств.

В случае изменения учетной политики организация должна раскрывать следующую информацию:

Причину изменения учетной политики;

Порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;

Суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, - также по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;

Сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, - до той степени, до которой это практически возможно.

Если изменение учетной политики обусловлено применением нормативного правового акта впервые или изменением нормативного правового акта, раскрытию также подлежит факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным этим актом.

Существенные способы ведения бухгалтерского учета, а также информация об изменении учетной политики подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации.

В случае представления промежуточной бухгалтерской отчетности, она может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, в которой раскрыта учетная политика.

Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.

Ответственность за организацию бу в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:

Учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

Ввести в штат должность бухгалтера;

Передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;

Вести бухгалтерский учет лично.

Главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации. Он подчиняется непосредственно руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.