Экономика застоя в ссср. Реформы Л.И. Брежнева

Экономика застоя в ссср. Реформы Л.И. Брежнева

Внутренняя и внешняя политика СССР в 1965-1984 гг.

Этот период вошел в историю как «Эпоха застоя». Термин «застой» впервые был введен в оборот в политическом докладе М.С. Горбачев на 27 Съезде ЦК КПСС , когда он в своей речи отметил, что в развитии Советского Союза и жизни граждан начали проступать некие застойные явления. С тех пор этот термин стал широко использоваться политиками, экономистами и историками.

Под «застоем» понимают, как положительные, так и негативные явления . С одной стороны, именно в эти двадцать лет, по мнению историков, СССР достиг своего наивысшего развития – строилось огромное количество больших и мелких городов, активно развивалась военная промышленность, Советский Союз начал осваивать космос и выбился в лидеры в этой сфере; также страна достигла значительных успехов в спорте, культурной сфере и самых разных отраслях, включая социальную сферу – уровень благосостояния граждан существенно возрос. Стабильность – вот главный термин, который описывает тот период .

Однако у понятия «застой» есть и другое значение. Экономика страны в этот период фактически прекратила свое развитие. Произошел так называемый «нефтяной бум», что позволило руководству страны получать прибыль от продажи нефти. В то же время экономика сама по себе не развивалась и требовала реформ, однако из-за общего благосостояния на это обращали меньше внимания, чем требовало. Из-за этого многие называют период застоя – «затишьем перед бурей».

Вторая половина 60-х - середина 80-х годов были периодом нарастания негативных явлений во всех сферах жизни общества . Они проявлялись:

· в стагнации экономики,

· росте оппозиционных настроений населения,

Принимавшиеся руководством страны меры по «совершенствованию» социализма не могли остановить надвигающегося кризиса административно-командной системы.

Характеристики эпохи застоя

1. Консервация политического режима .

· За время пребывания Брежнева у власти, административно-управленческий аппарат мало изменился. Уставшие от постоянных перестановок и реорганизаций, члены партии с радостью восприняли основной лозунг Брежнева - «обеспечить стабильность» - что привело не просто к отсутствию серьезных изменений в структуре правящего аппарата, но фактически заморозило ее.



· За весь период не было проведено никаких перестановок в партии, а все должности фактически стали пожизненными. В результате, средний возраст членов структуры государственного управления составлял 60-70 лет. Подобная ситуация также привела к усилению партийного контроля – партия теперь контролировала деятельность многих, даже крайне мелких, государственных учреждений.

2. Возрастание роли военной сферы .

· Страна находилась в состоянии холодной войны с США, поэтому одной из основных задач, было повысить свою военную мощь. В этот период начали производить в больших количествах оружие, в том числе ядерное и ракетное, велась активная разработка новых боевых систем.

· Промышленность, как и в период Великой Отечественной войны, во многом работала на военную сферу. Снова возросла роль КГБ не только во внутренней, но и во внешней политике.

3. Упадок аграрной промышленности и прекращение развития экономики .

· Несмотря на то, что в целом страна успешно двигалась вперед, росло благосостояние, экономика погрузилась в «застой» и резко снизила темпы своего развития. Основные средства СССР получал от продажи нефти, большая часть предприятий постепенно перебралась в крупные города, а сельское хозяйство потихоньку загнивало.

· После проведенной аграрной реформы, многие крестьяне фактически лишились работы, так как была введены знаменитые «поездки на картошку» среди студентов. Колхозы и совхозы все чаще приносили лишь убыток, так как работу выполняли студенты, а не профессионалы, потери урожая возросли в некоторых областях до 30%.

Смена политического курса . С отставкой Н. С. Хрущева завершился процесс.

либерализации общественно-политической жизни, окончились начатые им преобразования. К власти пришло новое руководство. Первым секретарем ЦК КПСС (с 1966 г.- Генеральным секретарем) стал Л. И. Бережнев , находившийся в течение многих лет на партийной работе. Именно он был одним из инициаторов и организаторов смещения Н. С. Хрущева. Человек осторожный, консервативный, он более всего стремился к стабильности общества. Главой правительства был назначен А. Н. Косыгин, руководивший в разные годы Госпланом СССР, министерствами финансов, легкой и текстильной промышленности .

Часть новых руководителей, в том числе А. Н. Косыгин и секретарь ЦК партии Ю. В. Андропов, считали необходимым дальнейшее развитие страны, опираясь на решения XX съезда партии. Они полагали нужным продолжать реформаторский курс в экономике и дальнейшую либерализацию общественно политической жизни, с тем, чтобы укрепить существующую систему. В то же время они выступали противниками радикальных преобразований в обществе. Более консервативный путь развития отстаивали Л. И. Брежнев, М. А. Суслов, А. К. Шелепин и некоторые другие работники партийно-государственного аппарата. Достижение стабильности общества они связывали с пересмотром политического курса последних лет, с отказом от политики десталинизации и реформ.

Противоборство мнений по вопросу о выборе путей дальнейшего развития общества завершилось поворотом от реформаторства периода хрущевской «оттепели» к умеренно-консервативному курсу в политике и идеологии. Идейно-теоретической основой деятельности нового руководства была разработанная в конце 60-х годов концепция «развитого социализма». В официальных документах «развитой социализм» трактовался как обязательный этап на пути продвижения советского общества к коммунизму, в ходе которого предстояло добиться органического соединения всех сфер общественной жизни. Концепция не подвергала сомнению теоретические положения о коммунистической перспективе, содержащиеся в партийных документах предшествующих лет, в частности в Программе КПСС. Вместе с тем эта концепция концентрировала внимание на необходимости решения текущих задач одного из этапов построения коммунизма - этапа «развитого социализма». Существовавшие в обществе недочеты и кризисные явления рассматривались как результат неизбежных в процессе его развития противоречий. Устранению недостатков должна была способствовать политика «совершенствования» социализма. Активными проводниками концепции «развитого социализма» были Л. И. Брежнев, сменивший его на посту главы КПСС Ю. В. Андропов и преемник последнего - К. У. Черненко.

Две тенденции развития. В общественно-политической жизни 60-70-х годов происходили сложные и противоречивые процессы. Под видом борьбы с волюнтаризмом Н. С. Хрущева свертывались начатые им преобразования . В конце 1964 г. состоялось объединение промышленных и сельских партийных организаций. Позднее была упразднена территориальная система управления народным хозяйством. Устранялись искривления, допущенные в аграрной сфере, в частности по отношению к личному приусадебному хозяйству. Начался отход от курса десталинизации . В печати прекратились критика культа личности И. В. Сталина, разоблачение беззаконий сталинского режима. Вновь была ужесточена цензура. Как и прежде, ограничивался доступ к источникам научной информации - отечественной и зарубежной - для исследователей. Эта мера повлекла за собой тяжелые последствия для развития науки. Ни в этот период, ни позднее полного фактического равенства республик достигнуто не было . Более того, в межнациональных отношениях возникали новые проблемы, требовавшие незамедлительного разрешения. Представители республик требовали расширения сети школ с преподаванием на родном языке. Усилилось Движение в защиту окружающей среды, за сохранение исторических памятников и национальных традиций. Но руководство страны не уделяло должного внимания нарастающим конфликтам в национальной сфере. Рост национального самосознания народов, выступления в защиту национальных интересов рассматривались как проявление Местного национализма. В развитии общественно-политической жизни все более четко прослеживались две тенденции: демократическая и антидемократическая . Они проявлялись, в частности, в сфере управления производственными и государственными делами. На рубеже 60-70-х годов значительно расширились полномочия местных Советов. Они координировали и контролировали деятельность предприятий, учреждений, колхозов в области жилищного строительства, народного образования, здравоохранения. Депутаты местных и Верховных Советов получили право вносить предложения о заслушивании на сессиях отчетов любых органов власти или должностных лиц, подконтрольных Советам. В 70-х - начале 80-х годов интенсивно росла численность общественных объединений на предприятиях и в учреждениях. Создавались организации народного контроля и технического творчества, постоянно действующие производственные совещани я (ПДПС). Широкое распространение получили добровольные народные дружины по охране общественного порядка . Деятельность массовых объединений, руководили которыми партийные организации, создавала иллюзию участия в управлении общественным производством широких слоев населения. Руководство деятельностью государственных и общественных организаций осуществляла Коммунистическая партия.

В 1977 году была принята новая Конституция СССР, которая юридически закрепила построение «развитого социализма» . В Конституции были расширены социальные права граждан: право на труд, бесплатное образование, медицинское обслуживание, отдых и др. Конституция СССР впервые официально закрепила особую роль КПСС в обществе.

Главным принципом государственной власти провозглашалось полновластие народа. Закреплялась утвержденная прежними Конституциями политическая основа государства - Советы. Отныне они стали называться Советами народных депутатов. Все Советы народных депутатов - Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных и автономных республик, краевые, областные и другие Советы составляли единую систему органов государственной власти (схема 1).

Во главе системы находился двухпалатный Верховный Совет СССР, состоящий из Совета Союза и Совета Национальностей. Его обязанностями являлись: принятие и изменение общесоюзной Конституции, включение в состав Союза новых республик, утверждение государственных бюджетов, планов социального и экономического развития. В перерывах между сессиями Верховного Совета СССР его функции выполнял Президиум. Повседневная управленческая деятельность осуществлялась при помощи системы государственного управления, которую возглавлял Совет Министров СССР (схема 2). Ядром политической системы общества развитого социализма называлась Коммунистическая партия. Статья шестая Основного Закона закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы общества , определяющей генеральную перспективу его развития, линию внутренней и внешней политики. Подтверждалась основа экономической системы - социалистическая собственность на средства производства в двух ее формах: государственной и кооператив . Отдельные разделы Конституции были посвящены вопросам социального развития и внешней политики. Были сформулированы принципы отношений СССР с другими державами мира: суверенное равенство, взаимный отказ от применения силы, соблюдение территориальной целостности государств, мирное урегулирование спорных вопросов.

С конца 1964 года руководство страны пытается провести экономические реформы . Мартовский пленум ЦК КПСС (1965 г.) наметил меры по сельскому хозяйству:

· установить твердый план закупок на 6 лет (1965-1970 гг.) повысить закупочные цены,

· ввести 50%-ную надбавку за сверхплановую продукцию,

· увеличить капиталовложения в деревню,

· сократить налоги.

Реализация этих мер привела к временному ускорению сельско-хозяйственного производства.

Суть экономической реформы в промышленности (сентябрь 1965 г.) состояла в следующе м:

· переход к отраслевому управлению,

· перевод предприятий на хозрасчет,

· сокращение числа плановых показателей (вместо 30-9),

· создание поощрительных фондов на предприятиях.

В подготовке и проведении реформы активную роль сыграл А.Н. Косыгин (Председатель Совета Министров СССР).

Экономическая реформа 1965 г. проявила себя успешно в годы 8-й пятилетки (1966 – 1970 гг.):

· объем промышленного производства вырос на 50%.

· было построено 1900 крупных предприятий (Волжский автозавод в Тольятти выпустил 1970 г. первые «Жигули»).

· сельхозпроизводство выросло на 20%.

К началу 1970-х годов реформа перестала действовать . Рыночные механизмы управления производством были парализованы командно-административной системой. Сельское хозяйство вновь отошло на 2-й план. Экономическая реформа, не подкрепленная реформой политической системы, была обречена.

С начала 70-х гг. возросли темпы падения производства:

· Экономика продолжала развиваться на экстенсивной основе, (вовлечение в производство дополнительных материальных и людских ресурсов).

· На вновь строящихся заводах и фабриках не хватало рабочих рук из-за низкой рождаемости. Упала производительность труда.

· Экономика стала невосприимчивой к нововведениям. Только предприятия, работавшие на военные заказы, отличались высокой технологией.

· Экономика страны была милитаризована. Военные расходы росли в 2 раза быстрее, чем национальный доход.

· Гражданская промышленность несла потери. К началу 80-х годов было автоматизировано лишь 10% - 15% предприятий. В годы 9-ой пятилетки (1971 – 1975 гг.) экономический рост прекратился.

Видимость благополучия народного хозяйства обеспечивалась за счет продажи природных богатств – газа и нефти. «Нефтедоллары» расходовались на освоение восточных районов страны, создание гигантских территориально-производственных комплексов. Осуществлялись стройки века (ВАЗ, КАМАЗ). С 1974-1984 гг. строилась Байкало-Амурская магистраль (БАМ) – 3 тыс. км.

Наиболее слабой отраслью в 70-е – 80-е годы оставалось сельское хозяйство . Старая система управления мешала самостоятельности руководителей колхозов и совхозов. Закупочные цены на сельхозпродукцию были низкими, а на сельхозтехнику – высокими. Государство было вынуждено импортировать зерно (1979 – 1084 гг. – 40 млн. т. в год).

В70-е годы широко развернулся поход на «вторую целину» - Нечерноземье (29 областей и республик России). Главный упор делался на агропромышленную интеграцию, т.е. объединение сельского хозяйства с отраслями, которые его обслуживают – промышленностью, транспортом, торговлей. Началась массовая ликвидация «неперспективных деревень» (200 тыс.). В 1982 г. была разработана продовольственная программа, призванная решить продовольственный вопрос в ССССР к 1990 г.

В социальной сфере постепенно накапливались кризисные явления. Приостановился подъем жизненного уровня населения, наблюдался дефицит, скрытый рост цен. Это стало экономической предпосылкой образования «теневой экономики».

Подобная ситуация в селе привела к тому, что граждане стали массово переселяться в города, урожайность падала и к концу периода застоя начал назревать продовольственный кризис. Особенно тяжело в этот период пришлось Украине, Казахстану и другим регионам, основной деятельностью которых, было сельское хозяйство и добывающая промышленность.

Диссидентское движение. Внутренняя политика брежневской администрации носила консервативный характер («неосталинизм» ).

· со 2-й половины 60-х годов была запрещена критика культа Сталина,

· прекратился процесс реабилитации репрессированных,

· начались гонения на инакомыслящих.

В 1970-е годы инакомыслие влилось в диссидентское движение , характерными чертами которого были антикоммунизм и антисоветизм. (академик А.Д. Сахаров, писатель А.И. Солженицын, музыкант М.А. Ростропович).

Сначала деятельность диссидентов (лиц. взгляды которых шли вразрез с официальной идеологией) была направлена на улучшение существующей системы, позднее - на отказ от нее. Наиболее яркими их представителями были: историк Рой Медведев, писатель А. И. Солженицын, физик А. Д. Сахаров. Главными формами деятельности диссидентов были демонстрации под правозащитными лозунгами , обращения в адрес руководителей страны и судебные инстанции в защиту прав тех или иных лиц.

В 1966 г. группа либерально настроенной интеллигенции - художники, писатели, музыканты - обратилась с открытым письмом к Л. И. Брежневу . В письме шла речь о появлении опасности реабилитации И. В. Сталина и о недопустимости возрождения неосталинизма.

В 1968 г. участники правозащитного движения организовали демонстрации протеста в связи с вторжением войск СССР и других стран ОВД в Чехословакию .

В 70-е годы усилилось противостояние между оппозиционным движением и властью. Окончательный отход партийно-государственного руководства от реформаторского курса, ограничения в области распространения информации, стремление правительства воспрепятствовать широкому развитию контактов интеллигенции е внешним миром способствовали активизации оппозиции. Диссидентами была налажена публикация за рубежом литературных произведений, запрещенных в стране («Тамиздат»). Возникла так называемая бесцензурная печать («Самиздат») . Издавались машинописные журналы («Вече», «Память»), информационный бюллетень правозащитного движения «Хроника текущих событий» .

В середине 70-х годов диссиденты организовали в Москве группу содействия выполнению хельсинкских соглашений. Действия диссидентов расценивались руководством страны как «вредные» и «враждебные». Представители диссидентского движения подвергались преследованиям, их сажали в тюрьмы (генерал Григоренко), высылали за рубеж (писатель А. И. Солженицын).

Хозяйственные реформы середины 60-х годов. Реорганизации и реформы в экономике конца 50-х - начала 60-х годов не привели к позитивным сдвигам. Падали темпы экономического развития. Для нового руководства страны была очевидной необходимость продолжения экономических реформ. Преобразования коснулись прежде всего сельского хозяйства. В марте 1965 г. были введены твердые планы закупок сельхозпродукция на несколько лет вперед. Повышались заготовительные цены на зерновые культуры. Увеличивались надбавки к действующим закупочным ценам на скот. Колхозы переводились на прямое банковское кредитование. Вводилась гарантированная оплата труда колхозников. Были сняты ограничения с развития их личных хозяйств. Осенью 1965 г. начала осуществляться экономическая реформа в промышленности. Ей предшествовала длительная дискуссия, в которой участвовали хозяйственные работники и крупные ученые-экономисты, в их числе В. С. Немчинов, Л. М. Бирман и др. В ходе дискуссии высказывались мысли о необходимости внедрения полного хозрасчета и самоокупаемости предприятий. Идеи эти были расценены как несвоевременные, тем не менее, в реформу были заложены некоторые принципы рыночной экономики (прибыль, хозрасчет). Принятая реформа устанавливала одним из главных показателей работы предприятий объем реализованной продукции . Упразднялись Советы народного хозяйства, и восстанавливалось отраслевое управление.

Осуществлялись программы создания территориально-производственных комплексов . С их помощью также предполагалось укрепить хозяйственные связи республик. Были сформированы территориально-производственные комплексы в Сибири (Красноярско-Ачинский), в Казахстане (Чимкентеко-Джамбулский), в Таджикистане и других районах. Прокладывалась Байкало-Амурская железнодорожная магистраль (БАМ). Курс на интеграцию экономик союзных республик, директивное управление республиканскими хозяйствами из центра вызывали диспропорции в их структуре. Одним из последствий этого стали общественное недовольство и рост оппозиционных настроений в союзных республиках. В Латвии, Литве и Эстонии на почве экономических противоречий усилилось стремление к выходу республик из состава СССР. Сепаратистские настроения в них особенно активизировались в 80-е годы.

К началу 80-х годов в стране был создан мощный промышленный потенциал. Вместе с тем приоритетное внимание к отраслям военно-промышленного и топливно-энергетического комплексов усугубляло деформации в структуре промышленности. Директивное управление, недостаточный учет региональных особенностей производства вели к падению экономических показателей индустриального развития.

Если десятилетие Хрущева прошло под знаком реформ, шумных политических, идеологических и хозяйственных кампаний, то двадцатилетие, от середины 60-х до середины 80-х гг., когда политическое руководство страны возглавлял в основном Л.И. Брежнев, называют временем застоя - временем упущенных возможностей. Начавшееся достаточно смелыми реформами в области экономики, оно закончилось нарастанием негативных тенденций во всех сферах общественной жизни, застоем в экономике, кризисом общественно-политической системы.

Справедливости ради следует отметить, что проводимая в этот период времени экономическая политика провозглашала цели, соответствовавшие духу времени. Она должна была обеспечить значительный рост материального благосостояния советского народа на основе интенсификации общественного производства, главным средством которой выступал научно-технический прогресс.

К началу 70-х гг. определились основные направления научно-технической революции. К ним относились:

Создание новых типов автоматизированных технологических процессов производства (синтез механики и электроники) и автоматизированных систем управления на базе интеграции достижений электроники, приборостроения, электронно-счетного машиностроения, новых подотраслей станкостроения, связанных с созданием робототехники и гибких автоматизированных систем, лазерной техники и средств связи;

Освоение на базе достижений аэрокосмической техники новых систем транспортирования, информации, управления, методов научных исследований;

Разработка все более разнообразных по сочетанию их свойств материалов, специализированных по целевому назначению, новых конструкционных материалов, многокомпозиционных, керамических, сверхчистых и др.;

Расширение и совершенствование энергетической базы производства на основе развития атомной энергетики, биоэнергетики, гео- и гелиоэнергетики;

Создание на базе достижений генной инженерии биотехнологических производств, появление бионики.

На каждом из этих направлений новые отрасли внесли за 70-80-е гг. существенный вклад в развитие и совершенствование производства, главным образом передовых индустриальных стран. Началось осуществляться поступательное движение в таких важнейших сферах, как комплексная автоматизация производства и управления, электронизация и биотехнологизация хозяйственной деятельности, использование ядерной энергетики, исследование и освоение космического пространства и Мирового океана. Новые отрасли создали ориентиры экономики будущего, перехода мирового хозяйства в электронный, ядерный и космический век.

Все эти аспекты участия новых отраслей в научно-техническом развитии капиталистического общества наиболее ярко проявились в США, Японии и ФРГ. В нашей стране при разработке научно-технической политики были учтены не все тенденции НТР. Не улавливая особенностей нового ее этапа, руководство СССР долгое время считало необходимым сосредоточить внимание на развитии лишь главного направления научно-технического прогресса. Таковой с самого начала была выделена автоматизация производственных процессов. Признавалось, что именно она таит в себе возможность преобразования материального производства, управления и достижения многократного повышения производительности труда. Утверждалось также, что в комплексной автоматизации в концентрированном виде находят свое материальное воплощение важнейшие достижения естественных и технических наук XX в.

Выделение одного направления НТП вместо целого комплекса, как этого требовала научно-техническая революция, явилось очередным просчетом. Справедливости ради следует отметить, что и в сфере автоматизации, несмотря на провозглашенную приоритетность, не было достигнуто ощутимых результатов. Во многом это было обусловлено отсутствием конкретных мер по структурной перестройке экономики.

Особенно остро стала ощущаться потребность в ускорении темпов научно-технического прогресса в 70-80-е гг. На партийных съездах принимались решения о необходимости смещения акцентов в экономической политике посредством перенесения центра тяжести с количественных показателей на качественные. Признавалось, что экстенсивные факторы роста народного хозяйства себя исчерпали и ведут к застою, что необходимо активнее развивать отрасли, определяющие научно-технический прогресс. При этом выдвигались грандиозные задачи: в течение 70-х гг., всего лишь за одно десятилетие, перевести экономику на качественно новую стадию расширенного воспроизводства, а в 80-е гг. - завершить перевод экономики на путь интенсификации; вывести все отрасли народного хозяйства на передовые рубежи науки и техники; добиться значительного увеличения производительности труда, позволяющей обеспечить 85-90% прироста национального дохода.

Вместе с тем, на фоне масштабных целей довольно традиционно выглядели средства их достижения. Надежды возлагались на претворение в жизнь сформулированной на XXIV съезде партии и подтвержденной в решениях последующих съездов задачи - «органически соединить достижения научно-технической революции с преимуществами социализма». Причем имелось в виду упор сделать на факторы идеологического характера, а также централизованные методы руководства. Под преимуществами социализма подразумевалось не что иное, как планомерность развития экономики, централизация ресурсов, социалистическое соревнование и т. д. В использовании подобного тезиса проявились стремления руководства страны необоснованно преувеличить потенциальные возможности социалистического строя, избежать необходимости внедрения экономических стимулов, разрушающих сложившуюся чрезмерно централизованную систему управления.

Нельзя отрицать, что в стране велась определенная работа по осуществлению технической реконструкции. Если в 1971 г. в промышленности действовало 89 481 механизированная поточная линия, то в 1985 г. - 161601; автоматических линий соответственно 10917 и 34278. Число комплексно механизированных, автоматизированных и комплексно-автоматизированных участков, цехов, производств возросло за этот период с 44248 до 102140, а подобных предприятий - с 4984 до 7198.

И тем не менее резкого поворота в повышении эффективности производства не произошло. Решения XXIV-XXVI съездов партии оставались, по существу, только директивами. Провозглашенный ими курс на интенсификацию на протяжении 70-х гг. сколько-нибудь заметных результатов не дал. Хуже того, ни в девятой, ни в десятой пятилетках промышленность с планами не справилась (равно как строительство и сельское хозяйство). Десятая пятилетка вопреки декларациям, так и не стала пятилеткой эффективности и качества.

Не удалось исправить положение и в первой половине 80-х гг. Экономика по инерции продолжала развиваться в значительной мере на экстенсивной основе, ориентировалась на вовлечение в производство дополнительных трудовых и материальных ресурсов. Темпы внедрения средств механизации и автоматизации не отвечали требованиям времени. Ручным трудом к середине 80-х гг. было занято около 50 млн. человек: примерно треть рабочих в промышленности, более половины - в строительстве, три четверти - в сельском хозяйстве.

В промышленности продолжались ухудшаться возрастные характеристики производственного оборудования. Не приводило к повышению эффективности осуществление мероприятий по новой технике - фактические затраты возрастали, а прибыль сокращалась.

Как следствие, серьезно снизились темпы роста производительности труда и некоторые другие показатели эффективности. Если сравнить среднегодовой прирост важнейших народнохозяйственных показателей, то можно заметить, что он уменьшался от пятилетки к пятилетке. Так, по национальному доходу, используемому на потребление и накопление, произошло снижение с 5,1% в девятой пятилетке до 3,1% в одиннадцатой пятилетке, по продукции промышленности соответственно с 7,4 до 3,7%, по производительности общественного труда - с 4,6 до 3,1%, по реальным доходам на душу населения -с 4,4 до 2,1%.

Тем не менее, острота надвигавшегося кризиса в 70-е гг. была сглажена нежданно обрушившимся на страну богатством в виде нефтедолларов. Конфликт между арабскими государствами и Израилем, вспыхнувший в 1973 г., привел к резкому взлету цен на нефть. Экспорт советской нефти стал приносить огромный доход в валюте. На нее закупались товары широкого потребления, что создавало иллюзию относительного благополучия. Огромные средства были потрачены на закупку целых предприятий, комплексного оборудования, технологий. Однако низкая эффективность экономической деятельности не позволила разумно распорядиться неожиданно возникшими возможностями.

Экономическая ситуация в стране продолжала обостряться. Неэффективная экономика оказалась неспособной решить проблемы повышения уровня жизни трудящихся. Фактически была провалена задача, поставленная в 1971 г. на XXIV съезде КПСС, - значительно усилить социальную ориентацию экономики, увеличив темпы развития отраслей народного хозяйства, производящих предметы потребления. Остаточный принцип распределения ресурсов - вначале производство, а только потом человек - доминировал в социально-экономической политике.

На социальное развитие общества отрицательное влияние оказывала и нерешенность продовольственной проблемы, которая напрямую зависела от состояния сельского хозяйства. За 1965- 1985 гг. в него было вложено 670,4 млрд. руб. Результат был неутешителен. В восьмой пятилетке прирост валовой продукции составил 21%, в девятой - 13, в десятой - 9, в одиннадцатой - 6%. Наконец, в 1981-1982 гг. темпы развития составили 2-3% и были самыми низкими за все годы Советской власти (исключая периоды гражданской и Великой Отечественной войны). Возникли и обострились многие диспропорции в народном хозяйстве. Страна, располагающая огромными ресурсами, натолкнулась на их нехватку. Образовался разрыв между общественными потребностями и достигнутым уровнем производства, между платежеспособным спросом и его материальным покрытием.

Недооценка всей остроты и неотложности перевода экономики на интенсивные методы развития, активного использования в народном хозяйстве достижений научно-технического прогресса привели к накоплению негативных явлений в экономике страны. Призывов и разговоров на этот счет было немало, а дела практически стояли на месте. От съезда к съезду, от пятилетки к пятилетке выдвигались все новые и новые задачи в области НТП. Большинство из них так и осталось не достигнутыми.

Среди них - решение структурной перестройки экономики. На протяжении десятилетий советская экономика сохраняла свою макроструктуру, основные характеристики которой практически не изменялись. Это, во-первых, постоянное экстенсивное наращивание производства первичных ресурсов и в целом производства средств производства в ущерб развитию потребительских отраслей и нематериальных производств. Во-вторых, чрезмерно централизованный механизм распределения и перераспределения всех видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) при максимальном сужении области действия товарно-денежных отношений. В-третьих, сверхприоритетное ресурсное обеспечение военно-промышленного комплекса и его доминирование над всеми остальными секторами народного хозяйства.

В итоге советская экономика выглядела довольно противоречиво. С одной стороны, она включала ряд высокотехнологичных, наукоемких направлений производственной деятельности, входящих главным образом в состав военно-промышленного комплекса, с другой стороны, обладала весьма значительной, характерной для стран третьего мира, традиционной сферой с низким уровнем эффективности, слабой конкурентоспособностью, ценовыми диспропорциями, в целом не отвечающими требованиям мирового рынка.

Безусловно, негативные последствия имело и то, что многие решения съездов партии носили половинчатый, не всегда последовательный характер. На XXIV, XXV, XXVI съездах КПСС много говорилось о крайней необходимости технического перевооружения предприятий. Однако машиностроение не получило приоритетного значения, развивалось примерно на уровне всей промышленности. Поэтому материальная база технического прогресса не отвечала возросшим потребностям. Продолжалась старая практика: капиталовложения шли в основном на новое строительство, оборудование же действующих предприятий старело, существующие техника и технологии все более отставали от лучших мировых образцов.

Принимаемые на съездах партии решения в области научно-технического прогресса не связаны были с реальными шагами по расширению и развитию демократических институтов, т. е. механизма, с помощью которого только и можно было привести в движение человеческий фактор и тем самым способствовать выполнению решений.

Напротив, брежневское руководство стало на путь свертывания критики культа личности Сталина и его последствий; решительного пресечения демократического движения, зародившегося в обществе в годы хрущевских реформ. По сути дела эти установки в сфере внутренней политики ориентировали на укрепление методов администрирования в руководстве обществом, усиливали авторитарно-бюрократические тенденции в отношениях между руководителями и подчиненными. Отсутствовал трезвый, научный анализ сложившихся в экономике тенденций. Как правило, замалчивались или вскрывались без необходимой остроты и глубины причины отставания в деле повышения эффективности общественного производства.

Однако самая главная причина связана с сохранением экономического механизма хозяйствования и системы управления, сложившихся в годы довоенных и послевоенных пятилеток, т. е. в период экстенсивного развития народного хозяйства. В последующем действующий механизм хозяйствования и управления экономикой, оставаясь практически в неизменном состоянии, в лучшем случае подвергался лишь частичным, причем незначительным изменениям. Так, меры, предпринятые в ходе хозяйственной реформы второй половины 60-х гг., намеченные сентябрьским (1965 г.) Пленумом ЦК КПСС, не затронули в должной степени фундаментальных основ процесса повышения эффективности производства. Одно направление экономической реформы исключало другое. Наравне с предлагаемым внедрением экономических рычагов управления продолжался процесс усиления централизованного руководства. Механизм хозяйствования и управления экономикой превратился в механизм торможения нашего экономического и социального развития.

Нечто подобное испытали капиталистические страны в 70-х гг. В это время произошло ухудшение условий воспроизводства, вызванное глубоким кризисом структуры капиталистического хозяйства. Хозяйственный механизм перестал стимулировать экономическое развитие в новой ситуации. При этом ощущалась относительная нехватка рискового капитала, который шел на развитие новых отраслей в производстве. Капитал направлялся в более спокойные и прибыльные области, что подрывало долгосрочные перспективы экономического роста и повышения эффективности хозяйства. Переломный период 70-х-начала 80-х гг. характеризовался общим понижением темпов экономического роста, слабой загрузкой производственных мощностей, снижением темпов роста показателей экономической эффективности (в первую очередь производительности труда и капиталоотдачи). Так, если темпы прироста производительности труда в обрабатывающей промышленности США в 1955-1978 гг. составили 2,7%, то в 1978-1979 гг. - 1,45%. В Японии соответственно - 9,26 и 7,05%, в ФРГ - 6,05 и 4,08%, Франции - 5,87 и 5%, в Великобритании- 3,63 и 1,56%.

Капиталистический мир мгновенно отреагировал на происходящие новые явления воспроизводства. И 70-80-е гг. стали временем изменения хозяйственного механизма. Основной упор был сделан на структурную перестройку экономики, на обуздание инфляции и стимулирование капиталовложений. Одновременно были увеличены ассигнования на научные исследования, их централизованное планирование, создана разветвленная система новых государственных органов управления наукой, приняты законодательные акты по ускорению темпов НТП. Так, в США были приняты Закон о новых технологиях Стивенсона-Видлера, налоговый закон экономического оздоровления, Закон о совместном проведении НИОКР и др. В Японии было создано Государственное управление по науке и технике с правами министерства. В ФРГ стало действовать Федеральное Министерство образования и науки, а также Межминистерский комитет по науке и исследованиям.

Изменение спроса и новые возможности НТП, практически равноэффективные для предприятий разных размеров, привели к необходимости преобразовать организационную структуру производства в направлении отказа от гигантомании, понижения границ оптимальных размеров предприятий и придания ей более гибкого характера.

Стали применяться более совершенные формы организации труда и производства. Возрастающие издержки воспроизводства рабочей силы компенсировались за счет ротации работ, расширения трудовых заданий, создания кружков новаторства и качества продукции, применения гибких режимов работы. Под влиянием НТП выросла доля высококвалифицированных рабочих. В сочетании с совершенствованием средств труда это способствовало развитию устойчивой тенденции повышения производительности труда.

Потребности НТР привели к усилению роли государства в экономике. В результате основные секторы и отрасли производственной сферы приспособились к новым экономическим условиям воспроизводства. Ведущие капиталистические страны стали быстро набирать темпы ускоренного экономического развития. В нашей же стране вместо взвешенного анализа сложившейся внутренней ситуации превалировало восхваление достигнутого и замалчивание недостатков.

Оценки внешней политики СССР, равно как и экономической, в 60х-80х гг. также носили апологетический характер, создавая впечатление полного благополучия, достигнутого в данной сфере.

Политическое руководство страны, возглавляемое Брежневым, при определении приоритетов внешней политики, как и прежде, исходило из представлений о том, что человечество переживает длительный исторический период перехода от капитализма к социализму. Капиталистические страны рассматривались как носители агрессивных тенденций, союзники сил реакции, препятствующих развитию прогрессивных преобразований, происходящих в мире.

И все же, несмотря на предпринимаемые попытки со стороны консервативных сил придать внешней политике большую ортодоксальность, курс на тотальную конфронтацию с капиталистическими странами, прежде всего с США, был отвергнут. Высшим приоритетом стало сохранение мира.

Однако путь к разрядке оказался сложным. Мир в середине 60-х гг. не раз нарушался региональными и внутренними конфликтами, в которые в той или иной мере оказывались вовлеченными СССР и США. Холодная война, несколько смягченная инициативами Хрущева, отнюдь не ушла в прошлое, порожденное ею мышление подталкивало к подозрительности, недоверию, к стремлению ответить ударом на удар. Не отличалась особой взвешенностью и политика США и их союзников. В 1965 г. США, оказывавшие военную помощь правительству Южного Вьетнама, распространили военные действия на ДРВ, подвергнув ее бомбардировкам. В 1967 г. разразился конфликт между Израилем и Египтом, Сирией и Иорданией. СССР в этом конфликте поддержал арабские страны, США - Израиль. В 1968 г. СССР ввел войска в Чехословакию во время возникшего политического кризиса, что вызвало негативную реакцию в мире.

И тем не менее между СССР и США существовала сфера общих интересов, связанная с предотвращением ядерной войны. В этом отношении огромную роль сыграла советско-американская московская встреча в 1972 г. на высшем уровне. Она открыла дорогу разрядке международной напряженности. Летом 1975 г. в Хельсинки руководители европейских государств, а также США и Канады подписали Заключительный акт - своеобразный свод принципов межгосударственных отношений, отвечающий требованиям политики мирного сосуществования.

Кроме того, был подписан ряд важных советско-американских соглашений по предотвращению ядерной войны, ограничению ядерного вооружения.

Все это создавало благоприятные возможности для оздоровления международной обстановки, для окончательного преодоления наследия «холодной войны». Однако этого не произошло. Во второй половине 70-х гг. процесс разрядки замедлился, а в начале 80-х мир начал втягиваться в новую «холодную войну», резко усилилась конфронтация между Востоком и Западом.

Ответственность за срыв политики разрядки несут обе стороны: США и СССР. Логика «холодной войны» оказалась сильнее объективной потребности в новом типе международных отношений, утверждаемом разрядкой. В мире стремительно нарастала напряженность. В 1979 г. Советский Союз ввел свои войска в Афганистан, что резко усилило антисоветские настроения в мире.

В конце 70-х гг. начался новый виток гонки вооружений. В ответ на размещение в Европе американских ракет среднего радиуса действия СССР предпринял меры для предотвращения нарушения сложившегося военного паритета. Однако новый виток гонки вооружений наша страна выдержать уже не могла, так как военно-экономический и научно-технический потенциал Запада намного превышал потенциал стран ОВД. К середине 80-х гг. страны СЭВ производили 21,3% промышленной продукции мира, а развитые капиталистические страны - 56,4%. Гонка вооружений могла только разорить страну. Необходимо было искать новые пути для ослабления международной напряженности.

Период застоя был по-своему сложен и противоречив. Общество не стояло на месте. В нем происходили изменения, накапливались новые потребности. Но исторически сложившаяся общественно-политическая система стала тормозить его движение, порождала состояние стагнации.

Леонид Ильич Брежнев пришел к власти в 1965 году, и именно будущий генеральный секретарь принимал активное участие в смещении Хрущева с его поста. Период управления страной Брежневым кто-то называет этапом застоя во всех сферах развития страны, а кто-то искренно считает, что в это время в СССР настала долгожданная оттепель.

Чтобы разобраться в истинном направлении политики Брежнева, необходимо рассказать об основных реформах этого периода, и об их значении для будущей судьбы СССР.

Реформы Леонида Брежнева и их существенные особенности

Реформы Брежнева

Положительные моменты реформ

Отрицательные моменты реформ

1965 год - начало промышленной реформы Брежнева

Для повышения уровня качественности в промышленности, правительство стало оставлять небольшую часть дохода предприятиям, чтобы поощрять работников. Это повлияло на улучшение качества выпускаемой продукции и на увеличение заработных плат.

В стране продолжали активно развивать сектор тяжелой промышленности, пренебрегая нуждами легкой промышленности. К тому же, предприятия все больше лишались самостоятельности, увеличивался уровень контроля Министерств над промышленной сферой.

1970-е-1980-е годы - экономические реформы.

Реформа 1965 года.

В сфере экономики практически не проводились реформы, за редким исключением. Зато в этот период улучшились контакты с другими странами, что положительно сказалось на развитии внешней экономики. Реформа 1965 года не принесла никаких изменений в экономику, показав полное бессилие государственного аппарата.

Из-за того, что цены на нефть все время росли, у Брежнева и его сподвижников не было стимула для развития экономики. Нефтяной бум 70-х привел к тому, что страна продолжала получать большие доходы, но отставала в техническом оснащении от Запада на много лет. Именно поэтому, когда в 80-х разразился кризис нефтяного сектора, а цены на нефть стали падать, экономика оказалась в глубочайшем кризисе. Из-за невнятности реформ Брежнева, увеличивался товарный дефицит.

1969-1972 - внешние реформы в области улучшения отношений с США.

В 1972 году состоялся первый в истории визит американского президента в СССР. Отношения двух стран переживали оттепель, а железный занавес слабел. Подобное улучшение отношений между двумя странами снизило уровень напряженности в мире, и политики, наконец, перестали переживать из-за возможности начала Третьей Мировой войны

Антиалкогольгая кампания 1972 года

Были сокращены объемы производства крепкого алкоголя, но вместо этого увеличены объемы производства пива и виноградного вина. Появлялись лечебные профилактории, куда отправляли людей, страдающих алкогольной зависимостью.

Кампания Брежнева не принесла никакой пользы, более того, количество пьющего населения в стране неизменно росло. Здесь влияние оказывало то, что страна находилась в глубоком застое, репрессии увеличивались, а никакого прогресса не наблюдалось. Вместе с тем, реформа принесла только увеличение цен на алкоголь.

Итоги реформаторской деятельности Л.И. Брежнева

Нельзя сказать, что в период нахождения у власти Брежнева, страна находилась в исключительном кризисе. В 1980 году была проведена Олимпиада в Москве, где СССР заняла первое место по командному зачету. Невероятными темпами развивалась космическая программа, продолжала расти доля тяжелой промышленности. К тому же, наконец, снизился уровень напряжения между СССР и США, которые заключили договор о сокращении вооружений и уменьшили давление железного занавеса. В период столь серьезного экономического кризиса, никто уже не верил в то, что СССР сможет противостоять США. Однако достижения в области освоения космического пространства и спорта стали важным подспорьем для страны. К тому же, в СССР, наконец, снизилось давление на интеллектуальную и творческую элиту, которая прежде переживала бесконечные репрессии. И все же, репрессии в период правления Брежнева продолжали существовать, но проходили тихо и без огласки.

Вместе с тем, Брежнев не мог предложить никаких дельных изменений в области экономики или легкой промышленности. Все его реформы оказывались неудачными и приводили к еще большему экономическому кризису.

Брежнев под конец своего правления тяготился властью, а реформы практически полностью сошли на нет. Возможно, если бы в стране происходили более существенные изменения, а культ Сталина вновь не вышел на первый план, этот период не назвали бы временем застоя.

110 лет назад, 19 декабря 1906 года, родился ветеран Великой Отечественной войны, участник Парада Победы на Красной площади 24 июня 1945 года и глава СССР Леонид Ильич Брежнев. Брежнев руководил СССР в 1964-1982 гг., поэтому с его именем связана целая эпоха.

Эпоху, в течение которой Брежнев возглавлял партию и страну, вскоре после него стали называть «застоем». Однако это не совсем верно. Советская страна в эти годы активно развивалась, становилась сильнее, укреплялось хозяйство, появлялись прорывные технологии в военном деле и космической области, которые могли вывести СССР в XXI столетии на место бесспорного лидера человечества.


Советский Союз в военном и экономическом отношении был сверхдержавой. Наши вооруженные силы были самими мощными и боеспособными на планете. Никто не мог бросить прямой вывоз СССР. В 1975 году удельный вес СССР в производстве мировой промышленной продукции составлял 20%, а валовой внутренний продукт - 10% от мирового. До 1985 года СССР занимал 2-е место в мире и 1-е в Европе по производству промышленной продукции. Уже в шестидесятые годы СССР производил больше, чем любая другая страна, в том числе и США, железной, марганцевой и хромовой руд, угля и кокса, цемента, калийных солей, тракторов, тепловозов и электровозов, хлопка, льна и некоторых других видов продукции. С 1975 года СССР стал мировым лидером по производству чугуна, стали, нефти, минеральных удобрений.

Можно отметить, что СССР вышел на первое место в мире по производству цемента, с 1966 года заметно опережал по этому показателю в расчёте на душу населения США и Великобританию. Это очень важный показатель, фактически «хлеб» промышленности. Так, известные экономисты Хорхе Лопес и Лес Раддок, специалисты по макроэкономике, оценивают динамику объемов потребления цемента, наряду грузоперевозками, в качестве базового индикатора экономического здоровья государства. Рост производства цемента - это рост в целом хозяйства, ВВП страны.

Кроме высокоразвитых станкостроения, тяжелого машиностроения, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, СССР был лидером в области космонавтики и ракетостроения, атомной энергетики, лазерных технологиях, оптике, в самолетостроении (включая гражданское), а также в производстве первоклассной военной продукции. К примеру, в 1980-е годы СССР занимал лидерские позиции в мировом станкостроении. Станкостроительная продукция экспортировалась не только в развивающие страны, но и в Японию, Канаду, США и ФРГ. Советский Союз был фактическим лидером в робототехнике. В общей сложности в Советском Союзе было выпущено более 100 тыс. единиц промышленной робототехники. Они заменили более одного миллиона рабочих (1990-е годы всё это было разрушено). Одним из самых заметных достижений отечественной робототехники и науки стало создание в КБ им. Лавочкина «Лунохода-1». Именно советский аппарат стал первым в мире планетоходом, который успешно выполнил свою миссию на поверхности другого небесного тела. Научно-техническая революция в СССР сулила невиданные перспективы стране и всему человечеству.

Кроме того, СССР удалось создать эффективную экономическую систему стран социализма - СЭВ (Совет экономической взаимопомощи). В 1975 году все страны СЭВ производили около трети мировой промышленной продукции и более четверти мирового национального дохода, при том, что население стран-членов СЭВ составляло лишь 9,4% от населения планеты. За 1951-1975 гг. доля социалистических стран в мировой промышленной продукции удвоилась. В 1950 она составляла примерно 20%. СССР производил более 60% промышленной продукции стран - членов СЭВ, а доля капиталистических промышленно развитых стран уменьшилась с 80% до немногим более 50%.

Для сравнения, в настоящее время большинство стран бывшего соцблока в Европе (ставшие членами ЕС и НАТО) в социально-экономическом и культурном упадке. Государства попали в долговую кабалу к МВФ, западным банкам. Хозяйство приватизировано (разворовано), развалено, методично уничтожена индустрия, часть сельского хозяйства, правительства попали в кредитную кабалу, государства низведены до роли рынков сбыта продукции стран ядра капиталистического мира, частично сельскохозяйственных придатков, поставщиков дешевой рабсилы, «борделей» (секс-туризм) более богатых западных стран и т. п. Население стремительно вымирает и переезжает в поисках работы и личного счастья в Германию, Австрию, Англию и т. д. К примеру, в Болгарии население с 9 млн. человек уменьшилось до 7 млн. человек, и страна продолжает вымирать. К середине XXI исторической Болгарии не будет, как и единого болгарского этноса.

Люди в Союзе жили в полной безопасности (внутренней и внешней), имели лучшее в мире образование и науку, одну из лучших систем образования и социальной защиты человека. В СССР трудилась четверть учёных всего мира! В вузах обучалось 5 млн. студентов, их обучало полмиллиона преподавателей. В СССР не было массовых социальных болезней присущих капиталистическому миру: массовой нищеты, армии беспризорников, проституток, наркоманов, бандитов, извращенцев-дегенератов. В СССР не было вопиющей социальной несправедливости, как в нынешней «демократической» и капиталистической (или неофеодальной) Российской Федерации, где несколько процентов населения обладают 90% богатства всей страны, а половина населения живет в нищете или на грани бедности. В Советском Союзе не боялись исламского радикализма, пещерного национализма и другой архаики, которая в настоящее время тянет человечество в прошлое. Действительно это был период «развитого социализма». Понятно, что недостатки были и много, но в целом это была отличная база для развития советской цивилизации и общества. Не удивительно, что по результатам опроса общественного мнения в 2013 году Леонид Ильич Брежнев признан лучшим главой государства в России-СССР в XX веке.

При этом существование СССР позволяло целой группе стран - «третий мир», быть вне лагеря капиталистических стран во главе США и блоком НАТО, или социалистической лагеря. А в западном, капиталистическом мире его хозяевам приходилось сдерживать аппетиты, поддерживать т. н. «средний класс», «вывеску капитализма», чтобы население западных стран не желало социалистических преобразований и революции. После развала СССР средний класс на Западе пустили под нож, он стремительно сокращается, так как в нём уже нет нужды. Выстраивается классическая схема неорабовладельческого (посткапиталистического) мира: богатые и очень богатые с обслугой, включая творческую сферу и техперсонал, и бедные и очень бедные.

«Застоем» эпоху Брежнева назвали враги советского проекта и цивилизации, так как не оправдались их ожидания по продолжению «перестройки», которую начал Хрущев. Не удивительно, что в Советском Союзе термин «застой» ведёт своё происхождение от политического доклада ЦК XXVII съезду КПСС, прочитанного М. С. Горбачёвым, в котором констатировалось, что «в жизни общества начали проступать застойные явления» как в экономической, так и в социальной сферах. А при «лучшем немце» Горбачеве началась такая «положительная динамика», что от СССР и социалистического блока очень быстро остались только «рожки да ножки».

Основной проблемой эпохи Брежнева было то, что советская верхушка не нашла в себе смелости сказать о необъективности оценок Сталина, о перегибах в преодолении культа личности, о беспрецедентно грубых ошибках Хрущёва во внутренней и внешней политике, и главное - вернуть к сталинской программе по созданию общества созидания и служения, общества «золотого века». В брежневском СССР не было полноценной Идеи, как с сталинском СССР, только заменители. То есть гниение советской верхушки продолжилось, хоть и более медленными темпами, что в итоге и привело советскую (русскую) цивилизацию к катастрофе 1985-1993 гг. и поражению в Третьей мировой войне (т. н. холодная война).

Никиту Хрущёва сместила недовольная его «волюнтаризмом» партийно-государственная верхушка. Слишком быстро Хрущёв всё разрушал, его «перестройка» была чревата нежелательными последствиями для многих в партийной, государственной и военной верхушке СССР. Поэтому двигателями заговора против Никиты Сергеевича стали те же деятели, которые прежде его поддерживали - Микоян, Суслов и Брежнев. Брежнев был выдвиженцем 1930-х годов, когда партийные работники быстро поднимались вверх, заменяя уничтоженную «ленинскую гвардию». Брежнев хорошо проявил себя политработником на войне, умело работал по восстановлению послевоенного хозяйства. И попал в число «молодых», которых Сталин заметил и поставил в высшие эшелоны власти в последние годы жизни. Брежнев и при Хрущёве отличился первым секретарем компартии Казахстана, поднимая целину и участвуя в подготовке строительства космодрома. С мая 1960 года председатель Президиума Верховного Совета СССР.

Понятно, что Брежнев не был главным в тайной оппозиции Хрущёву. Среди советских лидеров были более опытные и авторитетные люди. Однако те же Суслов и Микоян уступили первую роль ему. Брежнев считался другими более весомыми фигурами временной, компромиссной фигурой. Эти деятели планировали продолжить курс Хрущёва, но без «перегибов» и без самого Хрущёва, с его авторитарным стилем руководства.

Но несколько просчитались. Брежнев сохранил власть и постепенно обновил руководство страны и партии. В частности, был отправлен в отставку Анастас Микоян. В 1967 году попал в опалу секретарь ЦК КПСС Александр Шелепин, его ставленник глава КГБ Владимир Семичастный был уволен «в почётную отставку» на малозначительный пост первого заместителя Председателя Совмина УССР и исключен из общесоюзной политической жизни.

Преодоление колоссальных ошибок Хрущёва и его людей во внутренней и внешней политике стало главной задачей нового курса Брежнева, при этом предшественник не подвергался публичной критике. Новому руководству Союза - Брежневу, Косыгину, Подгорному, Суслову - пришлось предпринимать срочные меры по выправлению ситуации, в которую загнал Советский Союз Хрущёв. Была сразу же отменена партийная реформа, промышленные и сельскохозяйственные парторганизации снова сливались воедино. Ликвидировали совнархозы, восстанавливали нормальные отраслевые министерства. Отменили и школьную реформу с «профессиональным» образованием. Чтобы снять продовольственную проблему, которая появилась из-за разрушительных «реформ» Хрущева, продолжили закупки продовольствия за границей. Чтобы снять напряжение в народе, колхозникам вернули возможность иметь приусадебные участки, колхозам и совхозам списали долги, повысили закупочные цены, установлена надбавка за продажу сверхплановой продукции государству. При Брежневе колхозники начали получать зарплату и пенсии, были освобождены от налогов, которыми при Хрущеве обложили чуть ли не каждое дерево и голову скота или птицы в приусадебных хозяйствах (на что крестьяне ответили забоем скота). Началась реализация программы комплексной механизации аграрного производства. В начале брежневского правления было остановлено удорожание товаров широкого потребления, начавшееся с 1961 года как следствие хрущевских «реформ». Заморозили преследования по религиозному признаку, которые процветали при Хрущёве (по стране прокатилась вторая волна по закрытию и разрушению храмов, многие из которых были восстановлены при Сталине). Довольно успешно решали жилищную проблему: к началу 1980-х годов 80% семей имели отдельные квартиры (получали бесплатно!).

Предпринимались усилия по нормализации ситуации в промышленности. По предложению Косыгина внедрялись новые методы. Расширялась самостоятельность предприятий, снижалось число плановых показателей, которые спускали сверху, вводились механизмы хозрасчёта с возможностью использовать часть прибыли на социальные, культурные и бытовые нужды. Вводилось материальное стимулирование для рабочих и служащих. Начинается ускоренное строительство предприятий по выпуску товаров народного потребления. Стоит сказать, что многое из сделанного в области промышленности и сельского хозяйства пробовалось еще в 1951 г. - начале 1953 г., то есть в последние сталинские годы, по предложениям Шепилова и Косыгина.

Таким образом, в целом внутренняя политика Брежнева была в интересах народных масс. Концептуальная проблема была в том, Леонид Ильич не решился пересмотреть итоги XX съезда КПСС 1956 года, где с докладом «О культе личности Сталина и его последствиях» выступил Хрущёв. То есть основной «мусор», который Хрущёв и хрущевцы набросали на могилу величайшего политического лидера России, да и мировой , не разгребли.

Брежнев по умолчанию пытался в ряде сфер проводить сталинский курс (неосталинизм), но главного сделать у него не хватило духу. В частности, на XXIII съезде КПСС (1966 г.) Брежнев планировал сказать о необъективности оценок Сталина в «закрытом» докладе Хрущева, о перегибах в преодолении культа личности, о беспрецедентно грубых ошибках хрущевского правительства в отношении Китая, Албании, ряда зарубежных компартий. То есть тех стран и компартий, которые отказались отречься от курса Сталина. Но против этого плана восстали оставшиеся в руководстве СССР хрущевцы и сторонники «либерализации» СССР, то есть представители постепенно загнивающей советской верхушки, которая в итоге и приведет к краху советскую цивилизацию. Также против восстановления исторической правды о Сталине и его времени выступили те лидеры соцстран, которые уже нашли себя в политики сближения с Западом (вроде Тито). Брежнев не решился пойти против всех и реабилитировать Сталина, он не был руководителем такого ранга как Сталин или Фидель Кастро («и один в поле воин»).

В результате энтузиазм народа угас. Его уже нельзя было поднять и воодушевить на великие свершения. Последний всплеск духовной энергии народа проявился во время освоения целины, призывов «догнать и перегнать Америку», на обещание, что «нынешнее поколение будет жить при коммунизме». Но затем стало ясно, что народ обманули. Хрущевские «перегибы» истощили народную энергию. Безобразия и крупные ошибки «реформ» Хрущева подорвали духовно-идеологическую сферу советской цивилизации. При Брежневе также были громкие лозунги. Провозглашали «решающие» и «определяющие» годы, «пятилетку качества» и т. д. Однако это уже не действовало как раньше. Народ не верил идеологам. В стране были ударные стойки - КамАЗ, БАМ, Атоммаш, гигантские газопроводы и нефтепроводы, которые протянулись из Сибири к западным границам. Но шумиха была в основном показной. Для молодежи устраивали торжественные проводы на «стройки коммунизма», но большинство людей уже шло на «ударные» стройки» с целью заработать.

Вторую попытку по реабилитации Сталина предприняли в канун 90-летия со дня рождения Сталина (1969). Готовилось постановление ЦК об исправлении ошибок в оценке его деятельности. Но снова внешняя и внутренняя оппозиция не дали этого сделать. Только в 1970 году под давлением Пекина на могиле Сталина установили бюст.

Эта «противоречивость» Москвы при Брежневе сказалась и на внешней политике СССР. С одной стороны, мы оказывали помощь Вьетнаму в ходе американской агрессии, поддерживали Египет и Сирию в борьбе с Израилем, и происками Запада. Помогли многим странам арабского мира идти по пути арабского национального социализма. Восстановили порядок в Чехословакии. Активно развивали Организацию Варшавского договора и СЭВ. СССР нормализовал отношения с ведущими странами Запада. Москву посетил Шарль де Голль, СССР сблизился с Францией. Наладили отношения с ФРГ, где канцлером был Вилли Брандт. Переговоры в Москве в 1970 году привели к заключению соглашения, по которому стран отказывались от применения силы в отношении между собой. Были признаны послевоенные границы. В 1972 году ФРГ признает социалистическую ГДР. Оба германских государства вошли в ООН. Возобновились советско-американские встречи на высшем уровне. Добились паритета по межконтинентальным ракетам с США. Вашингтон был вынужден идти на переговоры по ограничению стратегических вооружений. Настоящей победой стало в Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975 году в Хельсинки. Мы закрепили политические и территориальные итоги Второй мировой войны, были признаны принципы нерушимости границ, территориальной целостности государств, невмешательства во внутренние дела иностранных государств (все разрушено в ходе и после развала СССР).

С другой стороны, продолжился курс на конфронтацию с Китаем, вплоть до того, что войны с Поднебесной опасались больше, чем с НАТО, и держали на границах с КНР мощную ударную группировку войск. То есть вместо того, чтобы вместе с Китаем давить «империализм» и строить социализм на планете, потратили уйму ресурсов и сил на его «сдерживание». В итоге Пекин пошёл на сближение с Вашингтоном. Не удалось добиться полного согласия с Румынией, Албанией, Кубой, Северной Кореей и Северным Вьетнамом (практически везде уважали Сталина). Брежнев был противником усиления военной активности СССР в Афганистане, но поддался давлению «военной партии». В результате Афганистан стал большой проблемой, как из-за обострения международной политики, так и увеличения нагрузки на экономику СССР. Проблему Афганистана необходимо было решать дипломатическими методами, силами разведки, сил спецопераций, но не общевойсковой операцией.

В целом во второй половине правления Брежнева намечается ухудшение. Оно было связано с ростом влияния «соратников», которые выражали интересы вырождающейся советской номенклатуры. Советская «элита» хотела идти курсом «сближения» с Западом, войти в «мировое сообщество», «приватизировать» народную собственность и стать «хозяевами жизни». Это в итоге и привело к катастрофе 1985-1993 гг., когда произошла либерально-буржуазная контрреволюция. Брежнев, как соратник Сталина и ветеран Великой войны, на это не пошёл бы. Но он не имел стальной воли и его постепенно «обрабатывали», и генсек менял курс в угоду настойчивым товарищам. У него вырабатывали «манию величия», создавали новый «культ личности. В частности, награждали всевозможными орденами, премиями, медалями, а самые активные деятели из Политбюро называли его «Ленин сегодня», «выдающийся полководец Великой Отечественной». Брежнев незаслуженно стал Маршалом Советского Союза, четырежды Героем Советского Союза, награждён орденом «Победа» и т. д.

Кроме того, Брежнев стал все чаще болеть и меньше участвовать в повседневной работе. Возможно, что его сознательно травили. Сам Леонид Ильич чувствовал, что пора уйти на заслуженный отдых. Он с 1978 года не единожды заявлял о желании уйти в отставку, но окружение и слышать об этом не хотело. Им был выгоден такой руководитель, слабый и больной, за спиной которого можно было проводить свой курс. В последние годы правления Брежнева инфильтрация будущих разрушителей СССР в высшее руководство страной в целом была завершена. Под их контролем был и КГБ. Так, именно Андропов познакомил Брежнева с Горбачевым, намекая при этом на необходимость преемственности курса. С тех пор карьера молодого ставропольского функционера резко пошла в гору.

Понятно, что в поздние годы Брежнева ухудшилась ситуация и в хозяйстве, хотя необратимых проблем и не было. Снизились темпы роста экономики (но он продолжался). Увеличилась зависимость от продажи углеводородов, зависимость от поставок продовольствия. Значительная часть валютной выручки от экспорта нефти и нефтепродуктов, природного газа тратилась на импорт продовольствия и закупку товаров народного потребления. Ухудшилась ситуация в сельском хозяйстве. Только за 15 лет страна 8 раз пережила сильнейшие неурожаи (1969, 1972, 1974, 1975, 1979, 1980, 1981, 1984). Потери были не только из-за суровых природно-климатических условий, но и плохой организации труда и т. д. Также сказывалось разрушение русской деревни при Хрущеве, излишняя урбанизация, что ухудшало и демографию. Росло число некомпетентных чиновников в различных секторах экономики, в сферах управления, что вело к падению качества управления СССР. Развивалась теневая «серая» экономика (от подпольных мастерских до криминала). Активно формировался новый социальный слой - дельцы подпольного бизнеса, первые преступные организации, который примет активнейшее участие в развале Союза. Особенно бурно развивался этот социальный слой в национальных окраинах - в Закавказье, на Северном Кавказе и в Средней Азии. Происходил рост преступности, шла алкоголизация населения. Кроме того, приоритетное развитие национальных окраин (Прибалтики, Закавказья, Средней Азии) за счёт великорусских губерний создало у местного населения завышенную самооценку, мнение, что «хватит кормить Москву» и т. п.

Таким образом, эпоху Брежнева нельзя назвать «застоем». Можно выделить две основные тенденции:

1) по заданному в эпоху Сталина курсу советская держава активно продолжала развиваться, была лидером в военном деле, космосе, мирном и военном атоме, станкостроении, робототехнике и т. д. Росла численность населения, мы имели лучшую в мире школу, были самой образованной и читающей нацией. На высочайшем уровне была социальная защищенность населения. То есть имелись все задатки, чтобы стать мировым лидером, совершить блистательный прорыв в XXI век. Но для этого необходимо восстановить курс Сталина, создавать общество созидания и служения, вернуть большую Идею в народ. Однако Брежнев сделать этого не смог, видимо, не был по своей психологии воином или жрецом-брахманом;

2) разложение советской верхушки продолжалось, хотя основные разрушительные «реформы» Хрущева и удалось обезвредить. Разрушители-«перестройщики» постепенно заняли лидирующие позиции в партии. В национальных окраинах происходила смычка партийных вырожденцев, которые уже не были коммунистами, с будущими «новыми русскими», криминалом. Это «болото» в итоге сдало советский проект, советскую цивилизацию, чтобы «жить красиво», как на Западе.

«Застоем» же время Брежнева назвали враги советской цивилизации и СССР, так как не удалось разрушить Союз в 1960-1970-е годы, либерализацию и разграбление советской державы пришлось отложить до рубежа 1990-х годов. Для простых же людей эпоха Брежнева была самым лучшим временем в истории СССР-России: у них было мирное небо над головой, они не голодали, не воевали, не знали массовых социальных язв Запада и Востока, их жизнь и благосостояние из года в год улучшались и росли.

Каждый, кто изучал историю в школе или просто родился в 60-е гг. прошлого века, знает о том, что брежневскую эпоху некоторые историки именуют по-особому. Они считают, что это был «застой» - период, который характеризуется консервированием старого коммунистического режима. Однако часть историков высказывает несогласие с этим термином.

Рассмотрим полярные точки зрения на данный вопрос более подробно.

Временные рамки периода

Принято считать, что данный этап в начался с приходом к власти нового генерального секретаря. Звали его Брежнев Леонид Ильич. Появился он на данной должности неожиданно, по причине добровольно-принудительного ухода на пенсию «реформатора» Н.С. Хрущева в начале 60-х гг. прошлого века.

Длилось 18 лет. В целом это была попытка сохранить достижения СССР, которых страна добилась при Сталине.

Характеристика эпохи

В отличие от грозного Сталина, Леонид Ильич отличался мягкостью характера и отсутствием стремления к необыкновенным социальным преобразованиям. В период его правления прекратились чистки партийного аппарата, что позволило чиновникам работать на своих должностях, не боясь быть уволенными. Рядовые советские граждане гораздо меньше боялись власти, часто обсуждали проблемы в семейных разговорах у себя на кухнях, ждали перемен.

Подпольно стала развиваться рыночная торговля из-за нехватки продовольствия и что способствовало возникновению черных схем перепродажи товаров.

В целом застой - период в истории СССР особый. С одной стороны, отличалась стабильностью и спокойствием в социальном отношении. С другой стороны, советские люди, закрытые железным занавесом, все чаще задумывались о том, что капиталистический мир также имеет свои плюсы, и мечтали об отъезде за границу. Был создан особый миф о том, что западный человек в целом живет гораздо лучше и комфортнее, чем гражданин СССР.

Положительные особенности данного периода

Период застоя в СССР характеризовался множеством черт, которые были присущи исключительно этому времени:

1. Стабильное развитие сфер культуры, искусства, образования, науки, массовое строительство.

Именно в брежневскую эпоху множество людей смогли получить долгожданные отдельные квартиры. Велось активное строительство новых микрорайонов, одновременно с которыми сдавались в эксплуатацию детские сады, поликлиники, школы, дворцы детского творчества.

Развивалась система образования, открывались вузы. Каждый молодой человек, приехавший из глубинки и обладающий минимальным количеством денежных средств, мог поступить в престижный вуз, если имел на то способности и знания. Также медицинская помощь была доступная широким слоям населения.

И образование, и медицина были действительно бесплатны.

2. Социальные гарантии

Государство обеспечивало социальные гарантии своим гражданам. Так, каждый мог получить работу, чтобы обеспечить себя и свою семью. Строгая цензура СМИ позволяла контролировать поток информации, поэтому он в целом был положительным. Военная мощь СССР позволяла удерживать противников нашего государства в узде и не ждать нападения извне.

По большому счету брежневский застой стал наиболее спокойным периодом в истории СССР.

Отрицательные особенности данного периода

Среди отрицательных особенностей следует назвать такие:

  1. Жизнь в период застоя было осложнена тем, что рядовым гражданам не хватало товаров массового потребления - одежды и предметов быта, а также в дефиците были некоторые продукты питания. Происходило это в области продовольствия из-за того, что многие сельские жители уезжали в города, не желая работать в колхозах. Так как репрессивная система СССР значительно сократила свой нажим, то воспрепятствовать такому переселению власть не могла.
  2. Активно развивалась военная промышленность и военные технологии, однако не прогрессировали те сферы, которые привели к появлению на западе технических новинок: видеомагнитофонов, проигрывателей и прочих товаров. Это обстоятельство возбуждало повышенный интерес к продуктам капиталистического мира со стороны советских людей.
  3. Партийная верхушка, не обновляемая новыми людьми, состарилась. Фактически она стала представлять собой закрытый клан, куда не могли попасть обычные способные управленцы, все решали связи: они давали и высокий общественный статус, и получение особых благ и прав в советском обществе.
  4. Идеи социализма и коммунизма постепенно пришли в упадок, большинство граждан потеряли веру в эти идеалы и ждали обновления идеологической составляющей жизни.

Кто впервые назвал этот период "застойным"?

Впервые брежневский период "застоем" назвал молодой и перспективный генеральный секретарь М. Горбачев, выступая перед слушателями в 1986 году. Многие тогда были солидарны с мнением генсека. Страна ждала перемен, люди надеялись, что после эпохи «умирающих старцев» (Брежнева, Андропова и Черненко) наступит новая жизнь.

К сожалению, эти надежды не оправдались: страну ждал период перестройки (которую проницательный философ Зиновьев назвал «катосройкой»), распад СССР, социальные потрясения и тяжелая эпоха всеобщего развала в 90-е гг.

Брежневский застой - период начала разрушения СССР?

Сегодня историки очень по-разному оценивают данный этап развития нашей страны. Ученые либерального лагеря говорят о том, что СССР начал разрушаться именно в это время, а Горбачев только завершил процесс необратимого распада страны.

В целом эти историки сам бывший Советский Союз особо не жалуют, считая, что его разрушение лишь пошло на пользу всему человечеству.

Другие ученые придерживаются противоположной позиции. В частности, они полагают, что застой - период в развитии страны непростой, но все-таки позитивный. Фактически это была неудавшаяся попытка создать «социализм с человеческим лицом», без репрессивной системы Сталина.

Поэтому сегодня некоторые наши сограждане старшего поколения период застоя в СССР оценивают положительно. Они говорят о том, что в это время чувствовали поддержку со стороны государства, знали, что их не могут просто так уволить с работы, они могли рассчитывать на получение качественной и бесплатной медицинской помощи и хорошего и также бесплатного образования.