![Экономический словарь. Трансфертные платежи в натуральной форме](https://i0.wp.com/4.404content.com/1/F9/3B/1545155918360741414/fullsize.jpg)
Cтраница 1
Индексация доходов населения осуществляется автоматически, когда привязка денежных доходов населения к индексу потребительских цен такова, что по достижению порога индекса цен автоматически осуществляется повышение денежных доходов (заработной платы, социальных выплат, процентной ставки, выплачиваемой вкладчикам) полностью на индекс цен или частично.
Индексация доходов населения является одним из важных методов государственного регулирования социально-экономических процессов, средством защиты населения от инфляции.
Индексация доходов населения - полное или частичное возмещение потерь в доходах в результате роста цен на товары и услуги; одна из форм социальной защищенности граждан.
Индексация доходов населения является важнейшим методом государственного регулирования экономических процессов и средством социальной защиты населения от инфляции.
В механизме индексации доходов населения выделяются: а) порог индексации - предельная величина индекса цен на потребительские товары, вызывающая необходимость индексации доходов населения; б) процент повышения доходов; в) период индексации (время); г) форма индексации - пропорциональная, регрессивная.
В государственном секторе индексация доходов населения производится путем повышения заработной платы бюджетных работников, а также работников государственного сектора экономики, пенсий, пособий, стипендий.
В экономически развитых странах индексация доходов населения выступает одной из форм их государственного регулирования наряду с налоговой системой и политикой цен. По некоторым видам доходов (в основном заработной платы наемных работников) она была введена после второй мировой войны, в период резкого повышения цен, хотя Великобритания, США, Норвегия, Австрия используют индексацию с 1920 - х гг. Сейчас индексация доходов в связи, с повышением цен практикуется в 11 западноевропейских странах, а также в США, Канаде, Японии, Австралии. В общенациональном масштабе она осуществляется в Бельгии, Дании, Греции, Италии, Нидерландах, Австралии, где она фиксируется в соглашениях предпринимателей, профсоюзов и государства.
Согласно Инструкции о порядке индексации доходов населения с ростом цен на потребительские товары и услуги, принятой МФ РБ и Государственным комитетом РБ по труду и социальной защите населения от 15.03.199 3 г., заработная плата работающих подлежит индексации, если имеется рост потребительских цен более 5 % в месяц по данным Министерства статистики и анализа РБ.
Инфляция порождает необходимость проведения индексации доходов населения. Для этой цели рассчитывается прожиточный минимум. В соответствии с Законом РФ от 24 октября 1997 г. № 134 - ФЗ О прожиточном минимуме в Российской Федерации установлена потребительская корзина, включающая в себя минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Стоимостная оценка потребительской корзины определяет величину прожиточного минимума. По РФ потребительскую корзину устанавливает федеральный закон. По субъектам Федерации потребительская корзина устанавливается законодательными органами субъектов Федерации с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления основных социально-демографических групп населения.
С помощью ИПЦ решаются вопросы индексации доходов населения. В практических расчетах строятся как изолированные индексы, так и системы взаимосвязанных индексов. На их основе проводится анализ изменения сложных явлений по факторам. Однако, проводя аналитические расчеты с помощью индексов, помните, что строгость их формул, взаимные увязки, количественные оценки (относительные и абсолютные) вкладов отдельных факторов в совокупное изменение нельзя воспринимать как абсолютную истину. Не обольщайтесь кажущейся точностью, отнеситесь к результатам критически.
Правительство РФ обещает в течение ряда лет перейти к индексации доходов населения с учетом инфляции на базе прожиточного минимума вместо МРОТ.
Одновременно с повышением квартирной и арендной платы необходимо предусмотреть индексацию доходов населения, включая пересмотр минимума заработной платы, индексацию пенсий, пособий, стипендий.
С этой целью рекомендуется ввести с 1 декабря 1990 г. систему индексации доходов населения. Установить, что выплаты из общественных фондов потребления (пенсии, стипендии, пособия), а также фиксированные доходы в отраслях непроизводственной сферы индексируются в соответствии с индексом потребительских цен за счет бюджетных ассигнований.
Условием организованного проведения реформы ценообразования, своевременной текущей корректировки регулируемых цен и индексации доходов населения является создание в кратчайшие сроки эффективной системы наблюдения за динамикой цен.
Именно поэтому он широко используется в самых различных целях - от теоретического анализа до практических расчетов индексации доходов населения.
Для частичного или полного возмещения финансовых потерь населения используется индексация — финансовый инструмент социальной защиты от инфляции. Индексация позволяет увеличивать доходы и поддерживать покупательную способность граждан.
В зависимости от периода, за который индексируются денежные доходы, различают два вида индексации:
Индексация зависит от индекса потребительских цен, отражающего динамику изменения стоимости продукции первой необходимости. Процесс индексирования доходов состоит из четырех этапов:
Указанные коэффициенты ежеквартально или ежемесячно публикуются государственными статистическими органами. Доход индексируется со следующего месяца после официального обнародования этих показателей, т. е. фактически индексация выплачивается работнику спустя 2 месяца после реализации права на нее.
Доход, принимаемый в расчет индексирования, ограничивается на законодательном уровне размером минимальной месячной зарплаты или прожиточным минимумом.
Индексированию подлежат только доходы постоянного характера, включая оплату труда, стипендии, пенсии и другие социальные выплаты. Разовые выплаты и предпринимательские доходы не подлежат индексации.
Индексация начисляется согласно фактически отработанному наемным работником времени. При неполной занятости индексация рассчитывается пропорционально количеству рабочих дней. Средства на индексацию зарплат поступают из дополнительного фонда оплаты труда.
Индексация обязательна для выполнения всеми субъектами хозяйственной деятельности, независимо от трудового договора или формы собственности. Порядок индексации зарплаты в бюджетных организациях регулируется трудовым кодексом, на коммерческих предприятиях правила начисления индексации разрабатываются локально и включаются в Положение об оплате труда.
Один из самых актуальных вопросов для работодателей, сотрудников бухгалтерии и работников - что такое индексация заработной платы, и как ее производить в бюджетных и коммерческих компаниях. Также всем необходимо помнить о том, что указанные действия могут проводиться различными способами и методами. Кроме того, важно не забывать о санкционных мерах, применяемых к организациям, которые не осуществляют индексацию.
В обязанности каждого работодателя входит проведение индексации согласно требованиям статьи 134 российского Трудового кодекса. В указанной норме сказано, что в коммерческих и бюджетных организациях в обязательном порядке осуществляется увеличение уровня трудового дохода из-за повышения цен на различные товары и услуги для граждан.
Согласно письму № 1073-6-1, изданному Рострудом 19 апреля 2010 года, несмотря на отсутствие в нормах Трудового кодекса указаний на механизм проведения процедуры индексации и сроки, она в обязательном порядке должна реализовываться в каждой компании. Кроме того, она должна закрепляться в нормативных локальных актах фирмы или положениях об индексации заработной платы.
После рассмотрения вопроса, что такое индексация заработной платы, следует изучить нормативно-правовую базу, регулирующую данный вопрос. В области трудовых отношений законодательство Российской Федерации обеспечивает защиту прав работников на практике с помощью различных способов.
Один из вариантов реализации этого принципа - это индексация заработной платы работников. Отсутствие этого механизма в организации способствует ухудшению уровня жизни сотрудников из-за несоответствия уровня заработка размерам цен на различные услуги и товары для граждан.
Тема по большей части раскрывается в российском Трудовом кодексе.
К регулирующим вопрос нормам относятся следующие:
В Трудовом кодексе нет указаний на прямую обязанность работодателя проводить работникам индексацию заработной платы во внебюджетной сфере. При этом существуют разъяснения некоторых органов государственной власти и судебные решения (к примеру, разъяснения российского Конституционного суда).
Согласно указанным пояснениям, работодатель, независимо от того, какой формы собственности и организационно-правовой структуры его организация, должен повышать уровень трудового дохода сотрудников в зависимости от роста цен на различные услуги и товары для граждан. Исключением в этом вопросе является наличие различных законов федерального уровня или других правовых актов, затрагивающих сферу труда специалистов в бюджетной сфере.
Важно помнить о том, что индексация заработной платы в организации может осуществляться разными методами на основании некоторых показателей. Независимо от применяемых вариантов, процедура увеличения дохода должна проводиться в обязательном порядке.
Напрямую рост предельного уровня трудового дохода не связан с МРОТ. При этом трудовое законодательство дает работодателям право на использование этого показателя при расчете индексации заработной платы.
При этом необходимо помнить следующее: независимо от того, какой показатель используется работодателем, заработная плата сотрудников не должна быть ниже уровня МРОТ по соответствующему региону в указанный год. Если МРОТ увеличивается, минимальный уровень заработной платы должен пропорционально увеличиться.
Вопросы индексации заработной платы бюджетникам в основном регулируются положениями отдельных документов ведомственного типа. Из-за последствий экономического кризиса шестого апреля 2015 года был издан федеральный закон № 68, согласно которому трудовой доход государственных служащих не индексировался до 2018 года.
С нынешнего года этот мораторий отменен. Коэффициент индексации заработной платы в текущем году для сотрудников сферы государственной службы составил четыре процента. Так как с мая 2018 года на территории Российской Федерации действует новый размер МРОТ, а до этого увеличение минимального показателя проводилось меньше полугода назад, для специалистов в бюджетной сфере четырехпроцентный показатель может быть увеличен.
Индексация трудового дохода в нынешнем году затрагивает более двух миллионов специалистов в бюджетной сфере и сфере государственной службы. Согласно последним новостям об индексации заработной платы, отмена действия моратория положительно повлияла на огромное количество сотрудников указанных сфер. Особенно это отразилось на финансовом положении тех, кто не попал под предыдущее увеличение трудового дохода.
Самое большое количество вопросов возникает у тех работодателей и сотрудников, которые трудятся во внебюджетной хозяйственной сфере. На основании того, что 134-я статья российского Трудового кодекса определяет, что порядок осуществления индексации и увеличения размера трудового дохода должен фиксироваться в нормативных локальных актах фирмы или соответствующих положениях, работодатели считают увеличение размера трудового дохода не обязанностью, а правом.
Разъяснения о необходимости осуществления процедуры индексации заработной платы и расчет ее размеров содержатся в следующих нормативных актах:
Отдельные указания содержатся также в других информативных и разъяснительных актах, что подтверждает неотъемлемое право на индексацию зарплаты сотрудников.
Работодатель в сфере индексации трудового дохода сотрудников наделен не только обязанностями, но и правами. В первую очередь, это заключается в возможности самостоятельно определять, какие пункты будут содержаться в положении об индексации заработной платы, которое должно быть разработано в каждой организации.
Кроме того, работодатель сам определяет периодичность увеличения выплат работникам, а также способы и методики вычисления объема положенных трат из бюджета компании. Если руководитель компании не будет индексировать заработную плату работникам, ему грозит привлечение к ответственности.
Несмотря на обязанности различных организаций разрабатывать положения по индексации, законодательство содержит исключение из этого правила. Например, микропредприятия вправе не издавать установленные акты, а вносить пункты об увеличении размера трудового дохода в трудовые соглашения с сотрудниками.
В связи с тем, что в доход работников входит много элементов, работодатель вправе самостоятельно определять, в отношении какого элемента дохода проводить индексацию заработной платы. В коммерческих организациях и учреждениях бюджетной сферы основным требованием является общее повышение дохода сотрудников, независимо от того, какая составляющая часть заработной платы была увеличена.
Законодательство также дает право работодателям индексировать выплаты стимулирующего характера. То есть оклад и тарифная ставка по итогам календарного года оставались неизменными, но уровень заработной платы вырос за счет премирования и других выплат стимулирующего характера.
Так как работодатель сам устанавливает порядок проведения индексации трудового дохода сотрудников, он вправе также сам выбирать формы закрепления этой обязанности в различных актах нормативного характера (положение, локальный нормативный акт, коллективный договор или трудовой договор).
Также в РФ индексация заработной платы проводится согласно периодам, которые устанавливаются работодателем. Существует четыре варианта выбора периода, в который происходит увеличение трудового дохода сотрудников.
Механизмы для проведения индексации различаются по следующим показателям:
Проведение мероприятий по индексации заработной платы в коммерческой или бюджетной организации требует от руководителя компании строгого соблюдения определенного порядка действий. Также работодателю необходимо принимать во внимание обязательность некоторых процедур процессуального характера и наличие важных документов (внутренних).
В нынешнем году действия по индексации трудового дохода сотрудников в компании осуществляются следующим образом:
Если руководитель организации не осуществляет индексацию заработной платы (образец ниже), за подобные действия его могут привлечь к ответственности административного характера. Санкционные меры за соответствующие нарушения предусмотрены статьей 5.27 российского кодекса об административных правонарушениях.
В статье сказано, что за нарушение норм законодательства о труде на работодателя могут наложить штрафные санкции в пределах пяти тысяч рублей (непосредственно на руководителя или на сотрудника, ответственного за установление правил и порядок начисления и выдачи зарплаты) либо в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей (на организацию, которая имеет статус юридического лица).
Если работодателем фактически было обеспечено проведение процедуры индексации трудового дохода сотрудников при отсутствии нормативных локальных актов, который регулирует порядок ее осуществления, к нему будет применена более мягкая санкционная мера. Трудовая инспекция в этом случае вправе вынести предписание об обязательном составлении указанного локального документа.
Помимо административной, работодатель может быть привлечен к гражданской ответственности, если индексация трудового дохода не была осуществлена, а работник обратился в суд. В этом случае может быть вынесено решение о взыскании в пользу сотрудника недополученной части дохода, а также дополнительной компенсационной выплаты. Вторая часть взыскания является добровольной и, согласно материалам судебной практики, применяется довольно редко.
Также в вопросах индексации имеет место привлечение работодателя к ответственности за уклонение от перечисления в казну налогов из-за непроведенной процедуры индексации. Это обусловлено тем, что при увеличении размера трудового дохода сотрудника увеличиваются и налоговые отчисления с его зарплаты. Соответственно, отказ от повышения зарплаты влечет за собой незаконное уменьшение налоговой базы.
Работодателям и их сотрудникам важно четко понимать, что такое индексация заработной платы, как часто она должна проводиться и в каком размере. Знание и исполнение соответствующих норм поможет работодателю избежать ответственности, а работнику получать должную зарплату.
Индексация как метод защиты номинальной заработной платы от инфляции
получил распространение в развитых
странах с рыночной экономикой вскоре
после окончания Второй мировой войны.
Механизмы индексации в зарубежных странах создавались прежде всего
для поддержания покупательной способности малоимущих, т. е. обеспечения им
материальной возможности приобретать
фиксированный набор потребительских
благ. Кроме того, индексация направлена
и на поддержание определенного уровня
жизни путем периодического обновления минимального набора потребительских благ, а также на сохранение постоянного соотношения между уровнем
жизни лиц, охваченных государственными программами социального обеспечения, и работающей частью населения.
Этот подход увязывает социальные выплаты с состоянием экономики.
В соответствии со степенью охвата
граждан индексацией развитые страны
можно подразделить на четыре категории:
Страны, где практически все население охвачено индексацией (Бельгия,
Дания, Исландия, Италия и др.);
Страны, где индексация применяется лишь по отношению к определенным
социальным группам (как правило, на основе соответствующего пункта в коллективных договорах) (Канада, Франция,
Швейцария, США и др.);
Страны, где индексация практически не применяется (Австрия, ФРГ, Япония, Швеция и др.);
Страны, где курс на осуществление
индексации подвергается значительным
колебаниям в контексте общей политики
доходов, направленной на борьбу с инфляцией (например, Нидерланды, Норвегия и Финляндия).
В государствах, относящихся к первой
группе, широкое распространение индексации в значительной степени связано
с существованием хорошо отлаженной
системы коллективных договоров, которая находится под постоянным контролем
профсоюзных объединений. Любые прецеденты и формы социального партнерства становятся в этих странах предметом
общенациональной политики. Благодаря
этому индексационные меры обуславливают здесь значительную долю прироста
номинальной заработной платы.
В странах второй группы, где индексацией охватывается лишь часть рабочей
силы, например в США, доля несельскохозяйственных рабочих, охваченных индексацией, составляет, по некоторым
оценкам, около 10 процентов. В то же
время среди рабочих, имеющих свои
профсоюзы, эта доля значительно выше - около 40 процентов. Во Франции
индексация сверх прожиточного минимума была запрещена специальным постановлением правительства.
Отличительная особенность данной
группы стран - большое разнообразие
применяемых механизмов индексирования, вплоть до внутриотраслевого.
В странах третьей группы, где индексация практически не применяется, подавляющее число представителей предпринимательских и рабочих кругов
считает, что автоматический регулирующий механизм индексации существенно
ограничивает права и возможности социальных партнеров при заключении коллективных договоров.
К четвертой группе относятся страны, в которых осуществляются жесткие
ограничительные меры по отношению
к политике индексации. Эти меры могут
предусматривать, в частности, установление верхнего предела роста заработной
платы, предельный коэффициент ее индексационного прироста и др.
Так, в Финляндии после значительного обесценения национальной валюты в октябре 1967 года правительством
и представителями различных профессиональных союзов был подписан договор, согласно которому профсоюзы отказывались от применения механизма
автоматического регулирования заработной платы. Вновь пункт об индексации появился в коллективных договорах
лишь в 1979 году. То же самое можно
сказать и о Норвегии, где индексация
применялась довольно долго.
Таким образом, некоторые правительства, ограничивая или вовсе отменяя
индексацию, предпринимали усилия по
сдерживанию роста заработной платы
в условиях роста цен.
Однако порой, как это ни парадоксально, такая политика может быть построена и на введении индексации.
В качестве примера можно привести Австралию, где индексация была вновь
введена в 1975 году, когда инфляция достигла наивысшего уровня.
Жесткий контроль за ростом номинальной заработной платы был одной из
составляющих стабилизационной программы в Польше в 1990 году.
В отличие от Югославии, где реализация стабилизационной программы
предусматривала замораживание зарплаты в полном объеме, в Польше, наоборот,
был принят механизм ее частичной индексации посредством применения специальных коэффициентов допустимого
роста фонда оплаты труда. Величина этих
коэффициентов в различные периоды
составляла, к примеру, 0,2; 0,3; 0,6 и даже
достигала значения 1,0.
Как видно из приведенных примеров,
официальная политика в области доходов
в различных странах строится на диаметрально противоположных подходах к осуществлению индексации. Тем не менее они
доказательно иллюстрируют, что сама проблема принятия индексационных мер для
регулирования доходов в условиях роста
цен возникает практически повсеместно.
Выбор параметров механизма индексации обычно производится на основе
определенных принципов. Практический опыт стран с высокоэффективной
рыночной экономикой показывает, что
целью при этом выступает уже не столько
сохранение определенного уровня жизни, сколько поддержание существующих
стандартов ее качества.
При наличии подобного подхода могут быть сконструированы самые разные
механизмы индексации заработной платы за счет применения специально разработанных индексов потребительских
цен (ИПЦ). Так, в США в годы топливно-энергетического кризиса многократный рост цен на импортируемую нефть
выразился в значительном росте ИПЦ
и привел к быстрому увеличению размеров выплат. В этой ситуации механизм
индексации был модифицирован, из минимального набора потребительских
благ были исключены те, цены на которые растут особенно быстро.
Другой, еще более распространенной
модификацией указанного принципа является поддержание способности занятого населения приобретать фиксированный набор благ на уровне прожиточного
минимума.
С учетом роста цен периодически пересматривается и «порог бедности» - показатель, применяемый официальной
статистикой некоторых стран для оценки
уровня жизни населения. В США, например, этот показатель был введен
в 1960-е годы и представляет собой доход
семьи из четырех человек, численно равный утроенной стоимости минимальных
расходов на питание.
Прожиточный минимум для такой
семьи составляет сумму, превышающую
«порог бедности» на 20–40 процентов,
причем в этот минимум не включаются
расходы на отдых, образование, питание
вне дома и т. п.
Практический опыт развитых стран
показывает, что отношение к индексации
как к механизму регулирования доходов
населения в условиях инфляции может
быть противоположным не только в различных странах, но и при разных экономических ситуациях в одной и той же
стране. Противники индексации указывают главным образом на то, что политика индексации ускоряет инфляционные процессы. Анализ опыта индексаций заработной платы в девяти странах Европейского экономического сообщества не
обнаружил непосредственной связи индексаций с нарастанием или торможением инфляции. Инфляция, разумеется,
может значительно возрасти в результате
стихийных неконтролируемых повышений заработной платы в условиях снижения уровня жизни. Но все страны ЕС
контролировали темп роста номинальной заработной платы и соблюдали определенные правила индексации.
Как показывает мировой опыт, негативное воздействие индексаций на инфляционные процессы может быть ограничено, по крайней мере, тремя
факторами: во-первых, временным лагом между ростом цен и повышением
доходов, во-вторых, определенным государством или закрепленным в коллективном договоре ИПЦ, по достижении
которого принимаются индексационные меры, и, в третьих, формулой выплаты компенсаций.
Важнейшим элементом формулы выплаты компенсаций является так называемый «порог» индексации, т. е. заранее
установленный государством (или закрепленный в коллективном договоре)
уровень роста цен, по достижении которого осуществляется индексация.
Так, например, в Швейцарии ряд договоров зафиксировал «порог» на уровне
четырех-пяти процентов, что было значительной величиной.
Другой подход реализует схему, согласно которой заработная плата повышается почти параллельно с ростом цен.
Темп повышения оплаты труда в этом случае также зависит от установленного порога повышения индекса цен. Например,
в США и Канаде таким «порогом» является повышение ИПЦ на 0,3 или 0,4 пункта, при этом часовая заработная плата повышается на один цент.В 1980 году
в Италии «порог» был равен одному пункту индекса, в Бельгии - двум процентам,
в Люксембурге – двум с половиной процентам.
На практике между ростом цен и индексацией неизбежен определенный временный шаг, поскольку регулирование
доходов осуществляется, как правило,
лишь после того, как рост цен достигнет
определенного уровня. Естественно, что
это перманентное запаздывание может
подорвать эффективность индексации
как средства защиты реальной заработной платы от инфляции. Поэтому обычно
индексация основывается на усредненном значении индекса цен за определенный период, например два-три месяца,
по прохождении которых производятся
компенсационные выплаты.
Система, основанная на минимальном
лаге, когда автоматическая корректировка
доходов осуществляется ежемесячно, применяется в Бельгии и Люксембурге. В Австралии, Дании и Нидерландах заработная
плата пересматривается, как правило, раз
в полгода.
Формулы регулирования компенсаций, применяемые в странах с высокоэффективной рыночной экономикой, могут
быть условно подразделены на три категории:
- пропорциональная
компенсация,
которая обычно выражается в процентах
и не затрагивает дифференциацию в заработной плате;
- фиксированная
компенсация, которая способствует уменьшению дифференциации в оплате труда, поскольку та
же самая сумма у низкооплачиваемых составляет большую долю в процентах, чем у высокооплачиваемых (Канада, Дания, США);
- смешанная
компенсация, сочетающая в себе элементы пропорциональной
и фиксированной компенсации в зависимости от размеров заработка (Австралия).
Из восточно-европейских стран механизм индексации доходов в наиболее
развернутом виде действовал в Болгарии и Польше, где во второй половине 1980-х годов было введено ежегодное
автоматическое повышение минимальной заработной платы в зависимости от
роста средней зарплаты. В 1989 году
в связи с безудержным ростом цен минимальная заработная плата, как и норматив безналогового роста фонда заработной платы, увеличивался трижды.
В Болгарии индексация должна была
осуществляться два раза в год, но если
рост цен превысит 10 процентов по сравнению с ценами базисного периода или прошлой индексации, то - с начала следующего месяца. Индекс роста цен определялся на основе потребительской корзины, включающей 600 наименований
товаров и услуг, которая соответствует социальному минимуму. Размер компенсации дифференцировался в зависимости
от величины дохода. В полном размере,
т.е. пропорционально росту потребительских цен, она выплачивалась к заработной
плате, не превышающей 1,7 минимальной
зарплаты, и к пенсиям, не превышающим 1,5 минимального размера пенсии
по старости. На 60 процентов роста потребительских цен компенсировалась зарплата, составляющая от 1,7 до 3 минимальных ее величин, и пенсии в интервале
от 1,5 до 3 минимальных ее уровней, но не
ниже размера компенсации для 1,5 величины минимальной пенсии. Далее компенсация прогрессивно снижается: при
зарплате, превышающей минимальную
в 3–4,5 раза, она выплачивается в размере, установленном для трех минимальных зарплат; при зарплате, превышающей минимум в 4,5 раза, компенсация
равна предусмотренной для минимальной
зарплаты. Если пенсия превышает минимальный ее размер более чем в три раза, то
компенсация выплачивается в размере,
полагающемся для трех минимальных
пенсий.
Важным фактором, влияющим на положение малообеспеченных слоев населения, является государственная система социальной помощи.
В США, например,
в целом выплаты по линии социального
обеспечения снижают уровень распространения бедности примерно вдвое.
Система социальной помощи включает в США несколько программ:
Программа обеспечения гарантированного дохода престарелых и нетрудоспособных инвалидов. Она действует
с 1974 года и предусматривает выплаты
государственного денежного пособия
в размере примерно 60 процентов от
уровня дохода «порога бедности». С ростом потребительских цен величина этого
пособия корректируется;
Программа помощи семьям, имеющим детей, направлена на помощь многодетным семьям с низким доходом (как правило, семьи вдов, разведенных женщин
и матерей-одиночек). Федеральное правительство финансирует примерно 60 процентов этой программы, а остальное приходится на штаты. Там и устанавливаются
критерии нуждаемости;
Программа продовольственных талонов, получившая довольно широкое
распространение в 1980-е годы (одновременно были урезаны программы школьных завтраков и помощи малообеспеченным матерям с грудными детьми). Право
на получение таких талонов имеют лица
или семьи, где доход не превышает 125 процентов «порога бедности». Талоны выдаются бесплатно (самым бедным)
или по сниженным ценам. В 1987 году
средняя стоимость талонов составляла 65 долларов в месяц на человека.
Семьям с низшими доходами предоставляются также жилищные дотации,
в среднем две тысячи долларов в год на семью. Эта сумма на фоне высокой стоимости жилья в США - весьма незначительна. Помощь на жилье предоставляется по
усмотрению государственных органов социального обеспечения в каждом конкретном случае.
В области здравоохранения в США
действует федеральная программа «Медикэр», по которой частично возмещаются расходы пожилых людей на лекарства, пребывание в больнице. Однако
в последние годы она все больше урезается в пользу частных страховых систем.
В целом расходы на социальные нужды заметно сокращаются. В 1987 году при
установлении разрядов пособий и пенсий считалось, что стоимость жизни повысилась лишь на один процент, в то время как реально она выросла на пять
процентов.
В восточноевропейских странах социальные выплаты и льготы для пенсионеров и семей с детьми также являются
важной составляющей системы поддержки доходов населения в период инфляции. Корректировка пенсионных выплат
в связи с ростом стоимости жизни производится по-разному. В Венгрии еще
в 1971 году был введен механизм автоматического ежегодного повышения всех
пенсий. В Чехии применяются компенсационные выплаты в связи с ростом
цен. В Польше с 1983 года введен принцип ежегодного увеличения основы расчета индивидуальной пенсии и заработной платы в соответствии с ростом средней заработной платы в народном
хозяйстве. В зависимости от роста цен
этот перерасчет могли производить дватри раза в год или даже ежеквартально
в процентах к предполагаемому размеру
средней заработной платы в размере:
35 процентов - пенсии по старости, по случаю потери кормильца и по
инвалидности I и II групп, а также III
группы для лиц, достигших пенсионного
возраста;
27 процентов - пенсии для инвалидов III группы, не достигших пенсионного возраста.
Перерасчет ранее назначенных пенсий
в Болгарии проводился по коэффициенту, установленному исходя из соотношения
уровней средней зарплаты в год назначения пенсии и в 1990 году с учетом предыдущих повышений пенсий. В результате все
пенсии по старости и за выслугу лет, а также пенсии по инвалидности, назначенные
до 1970 года, были скорректированы при
помощи коэффициента - 1,45, а за период
с 1971 по 1989 год - коэффициента, снижающегося с 1,44 до 1,03. Благодаря этому
перерасчету удалось значительно сократить долю пенсионеров, получающих минимальные пенсионные выплаты.
Возросли и надбавки по уходу за инвалидами, вместо фиксированной ставки
теперь они установлены в размере 50 процентов социальной пенсии (составляющей почти две трети минимальной зарплаты). Это обусловило возможность ее
систематического увеличения.
Что касается других социальных выплат, то в Болгарии, например, семейные пособия компенсировались в полном объеме увеличения расходов на содержание
детей; пособия по уходу за детьми в возрасте до двух лет - в размере увеличения
минимальной заработной платы; стипендии учащимся - в проценте, равном росту цен; пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам,
пособия и другие выплаты безработным -
аналогично заработной плате, с которой
они начисляются. Следует отметить, что
наряду с денежными выплатами компенсация выплачивалась в виде акций, облигаций, срочных вкладов и т. д. Предполагалась также индексация некоторых
сберегательных вкладов населения.
Насколько применяемые методы индексации в развитых странах были эффективны, можно судить по данным таблицы .
Таблица снизились на 34 пункта.
В последующие годы темпы роста цен
несколько обгоняли темпы роста заработной платы. Так, с 1994-го по 1996 год цены здесь возросли на 4,4 процента, а заработная плата на 3,6 процента. Но
созданный ранее разрыв в пользу заработной платы позволил смягчить неблагоприятные последствия относительного
сокращения покупательной способности
доходов населения.
Справка подготовлена Жанной Сидоровой
Борисов С. М. Мировая валютная ситуация в зеркале статистики // Деньги и кредит. 1996. № 5.Одной из составляющих доходов населения являются компенсационные и дотационные выплаты в связи с повышением потребительских цен. Защита доходов населения от инфляции на практике осуществляется разными способами. Среди них: адаптация, т.е. повышение пенсий и доходов старых назначений в соответствии с динамикой цен и уровня жизни;компенсация - прямой пересмотр ставок и окладов при заключении коллективных договоров, что применяется при повышении цен на определенные группы товаров широкого потребления;индексация доходов населения -основная форма социальной защиты населения,
Индексация - это установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Она направлена на поддержание покупательной способности, особенно социально уязвимых групп с фиксированными доходами -пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи. Индексация доходов должна быть дифференцированной по группам населения. Полная индексация невозможна, поскольку имеется предельный уровень доходов, сверх которого она не применяется. Различаютиндексацию ожидаемую (с учетом прогнозируемого повышения цен) иретроспективную (в соответствии с ростом цен за прошедший период) как наиболее частую. При этом устанавливается порог повышения индекса цен по фиксированному набору товаров и услуг, который и служит своеобразным сигналом корректировки Доходов.
Индексации подлежат денежные доходы граждан, не носящие единовременного характера: государственные пенсии, пособия, стипендии, оплата труда (ставки, оклады), суммы возмещения Ущерба, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, связанным с выполнением трудовых обязанностей. Индексации не подлежат денежные доходы населения от собственности, так как они формируются в условиях свободного ценообразования и поэтому не нуждаются в дополнительной защите (от сдачи в аренду имущества, от акций и других ценных бумаг, ведения фермерского и личного подсобного хозяйства, предпринимательской и другой экономической деятельности). Что касается возмещения населению потерь от обесценивания сбережений, находящихся во вкладах в банках, то они в основном осуществляются путем изменения процентных ставок в установленном порядке с учетом индекса цен, т. е. способом компенсации.
Размер повышенного в связи с индексацией денежного дохода определяется путем умножения величины дохода, подлежащего индексации, на индекс потребительских цен (см. главу 6).При этом могут использоваться корректирующие коэффициенты, шкалы и иные нормативы, определяющие минимальные гарантии индексации, а также условия, предусмотренные трудовыми соглашениями и коллективными договорами. Одно из важнейших условий применения любой формы защиты населения от повышения цен -функционирование службы регистрации этих цен в стране и систематическое наблюдение за их изменениями.
Механизм индексации доходов населения,заложенныйЗаконом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 24декабря1991г., не остается неизменным. В соответствии с законом была введена "дифференцированная схема" индексации, по которой доход (пенсия) повышался частями.
Начиная с февраля 1992г. Правительство РФ установило к пенсиям компенсационные выплаты, определяемые в одинаковы для всех пенсионеров фиксированных суммах, рассчитываемая с учетом роста цен. В частности, в ноябре 1993г. была установлена компенсационная выплата в размере 11 700руб. в месяц, за тем сумма была увеличена в феврале 1994г. до 19 700руб.,с февраля 1995г. назначена сумма компенсации 39 360руб., с августа того же года - 50тыс. руб.
Интерес представляет и ситуация с денежными вкладами населения в учреждениях Сбербанка. Повышенные с октября 1993 г. процентные ставки (до востребования -до 40%годовых, посрочным вкладам -до 80%.на детей со сроком хранения вкладов свыше 10лет -до 120%)не компенсировали всех потерь населения от обесценения вкладов в связи с инфляцией. Для полной защиты вкладов населения процентные ставки следовало бы тогда повысить как минимум в 10раз, что было невозможно. Происшедшее в последующем падение уровня инфляции до б-8% в месяц побудило Сбербанк снизить ставки по вкладам. Наибольшее урезание этих ставок произошло по вкладам до востребования (с 40до 10%годовых).По срочным вкладам -с 12до 9%ежемесячно, целевойвклад на детей -со 190до 170%годовых и т. д. С ноября 1996г. процентные ставки по вкладам физических лиц в рублях и валюте снижены в среднем в 1,6раза. Основная причина - снижение темпов инфляции с 4,1 %в январе до 0,3%в сентябре1996г. Еще одно снижение ставок по вкладам было введено с 1 марта 1997г.
В наших условиях процент, выплачиваемый населению по вкладам, не выполняет присущих ему функций и не является реальной платой населению за использование его средств в качестве кредитных ресурсов. Он не только не приносит дохода вкладчикам, но и не компенсирует их потери от возможной инфляции (хотя частично их снижает).
В зарубежных странах принят широкий диапазон дифференциации процентных ставок в зависимости от вида и срока хранения вкладов, но всегда действует принцип, согласно которому процентная ставка должна быть не ниже темпов роста индекса цен (инфляции). При этом ставки по вкладам неизменно регулируются в зависимости от уровня инфляции. Так, в целях стимулирования сбережений, особенно на продолжительный срок, кредитные учреждения США выплачивают от 5,7до 9,2%,Англии -от 3.0до11,2%,Франции- от 4,5до 7,5%годовых.
Индексация процентных ставок по вкладам пока не принята у нас, поэтому должна быть более активной политика компенсационных выплат владельцам сбережений.
В экономически развитых странах индексация доходов населения выступает одной из форм их государственного регулирования наряду с налоговой системой и политикой цен. По некоторым видам доходов (в основном заработной платы наемных работников) она была введена после второй мировой войны, в период резкого повышения цен, хотя Великобритания, США, Норвегия, Австрия используют индексацию с 20-х гг.Сейчас индексация доходов в связи с повышением цен практикуется в 11 западноевропейских странах, а также в США, Канаде, Японии, Австралии. В общенациональном масштабе она осуществляется в Бельгии, Дании, Греции, Италии, Нидерландах, Австралии, где она фиксируется в соглашениях предпринимателей, профсоюзов игосударства.
В других же странах (США, Японии, Швейцарии, Великобритании) индексация доходов происходит на уровне отдельных Фирм и отдельных отраслей, не носит гарантированного характера и проводится по соглашению между предпринимателями и профсоюзами. Германия, Австрия, Ирландия. Португалия. Швеция вообще не имеют механизма индексации, гарантирующего автоматическое повышение заработной платы с учетом роста потребительских цен. В этих странах покупательная способность заработной платы поддерживается путем пересмотра тарифных ставок и окладов в периоды заключения новых коллективных договоров, т. е. применяется метод компенсации.
Периодичность индексации заработной платы: в США - 4 раза в год. в Италии - 1раз в год. в Бельгии и Люксембурге - ежемесячно. В одних случаях применяется шкала пунктов (в Дании, Италии); в других -шкала процентов (в США, Бельгии, Люксембурге, Швеции, Испании).
В последние годы индексация доходов населения, в первую очередь заработной платы, в экономически развитых странах начинает терять свое значение. Заработная плата все больше ставится в зависимость от результатов экономической деятельности. Существенно (в среднем на 40-50%)снизилась степень возмещения потерь населению от инфляции. Достигнутый высокий уровень жизни и дальнейшее его повышение позволяют трудящимся соглашаться лишь на частичную компенсацию своих доходов в определенные периоды (своего рода "сделка по уступкам"). Уровень жизни наиболее уязвимых слоев населения поддерживается с помощью выплат гарантированного минимального дохода периодического пересмотра минимальных пенсий и пособий и минимальныхставок заработной платы и т. д. В частности, практик чески все социальные пособия, кроме пенсий, как правило, тоже не индексируются, они регулярно корректируются. Пенсии индексируются в большинстве стран с 60-х гг. ежегодно или два раза в год в зависимости от повышения потребительских цен.