Экономические и социальные последствия безработицы в россии. Виды безработицы, их причины и особенности. Государственные меры борьбы с безработицей

Экономические и социальные последствия безработицы в россии. Виды безработицы, их причины и особенности. Государственные меры борьбы с безработицей

Из всех макроэкономических проблем, с которыми сталкиваются страны, безработица представляет наибольшую угрозу их социально- экономическому строю и благополучию.

Безработица оказывает влияние практически на все стороны общественной жизни:

  • экономику, которая сжимается в результате неэффективного использования ресурсного потенциала страны (безработные не участвуют в создании национального продукта и дохода);
  • социальную сферу, которая деградирует под давлением преступности, пьянства, падения общественной морали, кризиса семейных отношений, роста психосоматических расстройств и других социальных издержек — традиционных спутников высокой безработицы;
  • политику, которая может иод влиянием безработицы или даже ее угрозы претерпеть существенные изменения как в сторону усиления авторитаризма власти, так и в сторону безответственного популизма.

Социально-экономические последствия безработицы:

  • замедление темпов роста экономики в результате недоиспользования производственных возможностей;
  • лишение части населения заработков, а следовательно, средств к существованию;
  • сокращение налогов, уплачиваемых юридическими и физическими лицами государству, вследствие уменьшения объема ВВП;
  • устаревание знаний, потеря квалификации людьми, которые лишены возможности работать.

Кроме экономических безработица имеет весьма тяжелые социальные последствия.

Безработица приводит к потере людьми уверенности и уважения к себе. Она означает бездеятельность и может повлечь за собой деградацию личности. Безработная молодежь является именно тем источником, откуда криминальные круги черпают свои «кадры». Стресс, вызванный безработицей, ведет к ухудшению здоровья, возникновению различных заболеваний, на лечение которых у безработных часто не хватает денег. Если безработица превысит социально-допустимый уровень (такой критической величиной считают долю безработных в 10-12%), возможно серьезное обострение социальных конфликтов или даже социальный взрыв.

В России за годы реформ самый высокий уровень безработицы был зафиксирован в феврале 1999 года. Численность безработных тогда достигла 10,4 млн. человек или 14,6% экономически активного населения. Затем численность безработных начала сокращаться. В 2005 году она составила 5,2 млн. человек. Вместе с тем, за период 1992-2003 годы почти вдвое увеличилось среднее время поиска работы (с 4,4 до 8,5 месяцев).

К концу 2006 г. уровень безработицы составлял свыше 7% в РФ, 6% в США, 8% в странах ЕС.

Все это ставит безработицу в ряд центральных проблем макроэкономики. требующих особого внимания со стороны общества и государства.

Угроза массовой безработицы и темп экономических реформ в России

В России в начале 1990-х гг., когда принимались решения о либерализации рынков (их открытии для всех потенциальных участников — как отечественных, так и зарубежных) и либерализации цен (введения режима свободного ценообразования), оценивались возможные в связи с этим масштабы безработицы. Конкурентоспособность отечественной промышленности тогда была крайне низкой. По производительности труда российские предприятия отставали от аналогичных западных компаний в 2-3 и даже более раз. Поэтому ожидалось, что как только отечественные рынки станут доступными для иностранных компаний, начнется процесс массового вытеснения оттуда отечественных предприятий.

В этой ситуации необходимо было принять политическое решение: либо проводить жесткую структурную перестройку экономики через банкротство предприятий, которая вызовет всплеск массовой безработицы в стране, либо осуществлять поддержку неэффективных производств при сохранении высокого формального уровня занятости.

Правительство не решилось идти по первому пути, опасаясь открытого кризиса, способного положить конец реформам. Выл выбран второй путь, который вскоре обернулся высокой инфляцией и кризисом государственных финансов.

Экономические и социальные последствия безработицы

Безработица влечет за собой серьезные экономические и социальные издержки. Среди экономических последствий безработицы можно назвать следующие:

  • недовыпуск продукции, недоиспользование производственных возможностей общества. Зависимость между уровнем безработицы и отставанием объема ВНП нашла выражение в законе Оуксна: превышение на 1% фактического уровня безработицы над естественным ведет к отставанию фактического объема ВНП на 2,5% от потенциальною;
  • значительное снижение уровня жизни людей, оказавшихся безработными, поскольку работа является для них основным источником средств существования;
  • снижение уровня заработной платы занятых в результате возникающей конкуренции на рынке труда;
  • увеличение налоговой нагрузки на занятых из-за необходимости социальной поддержки безработных, выплат пособий и компенсаций и т.д.

Помимо чисто экономических издержек безработица имеет и значительные социальные и психологические последствия, зачастую менее очевидные, но более серьезные, чем экономические. Основные среди них следующие:

  • усиление политической нестабильности и социальной напряженности в обществе;
  • обострение криминогенной ситуации, рост преступности, поскольку значительное число правонарушений и преступлений совершается неработающими лицами;
  • повышение числа самоубийств, психических и сердечнососудистых заболеваний, смертности от алкоголизма, в целом случаев девиантного поведения;
  • деформация личности безработного и его социальных связей, выражающаяся в появлении жизненной депрессии у вынужденно незанятых граждан, потере ими квалификации и практических навыков; обострении семейных отношений и распадах семей, сокращении внешних социальных связей безработного. Последствия безработицы носят долговременный характер. Бывший безработный и после трудоустройства характеризуется пониженной трудовой активностью, конформностью поведения, что требует значительных усилий по реабилитации безработных.

Экономические и социально-психологические последствия безработицы свидетельствуют о том, что это достаточно опасное для общества и личности явление, требующее проведения активной политики занятости, нацеленной не только на ликвидацию последствий безработицы, но и на профилактику и предупреждение ее неконтролируемого роста сверх минимально допустимого уровня.

Вместе с тем, как было показано выше, именно безработное население составляет резерв, необходимый для нормального функционирования экономики страны. Поэтому регулирование безработицы, как часть государственной политики занятости, имеет целью, с одной стороны, создание мобильного потенциала рабочей силы, а с другой — предупреждение и устранение ее негативных последствий, создающих напряженность как на рынке труда, так и в обществе в целом.

Библиографическое описание:

Нестеров А.К. Плюсы и минусы безработицы [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Безработица не может рассматриваться только односторонне, когда очевидны ее негативные последствия для социально-экономической обстановки в стране. В зависимости от характера безработицы, причин ее возникновения, сложившихся при этом обстоятельств и уровня безработицы – она может иметь и отрицательные, и положительные стороны. Рассмотрим плюсы и минусы безработицы.

Положительные и отрицательные стороны безработицы

Положительные последствия и стороны безработицы менее очевидны, так как субъективно безработица воспринимается людьми как исключительно негативное состояние экономики. Вместе с тем, данное явление сложнее, поэтому рассматривать его следует как естественный механизм в функционировании рыночной экономики.

Важное условие:

Безработица может иметь положительные последствия только при условии умеренного уровня безработицы (2-5%).

Следовательно, проявление положительных и отрицательных сторон безработицы выражается зависимостью из следующего неравенства:

Плюсы безработицы < 5% > Минусы безработицы

Как только уровень безработицы превышает 5%-ный рубеж, то за этим пределом все отчетливее начинают проявляться отрицательные стороны безработицы. При этом, когда уровень безработицы находится в пределах 2-5%, отрицательные стороны безработицы являются лишь потенциально возможными, а за верхним порогом они становятся суровой реальностью.

Таблица: Плюсы и минусы безработицы

Плюсы безработицы

Минусы безработицы

Условие проявления: уровень безработицы не превышает 5% от о общего количества трудоспособного населения

Условие проявления: уровень безработицы превышает 5% от о общего количества трудоспособного населения

1. Безработица представляет собой резерв свободной рабочей силы, который можно задействовать в экономике. Характерно при структурных изменениях экономической системы или сезонных колебаниях спроса на рабочую силу. В ситуации полной занятости возникает проблема замещения новых рабочих мест, а темп экономического роста будет замедляться.

1. Повышенный уровень безработицы снижает экономический потенциал общества, что приводит к следующим негативным последствиям:

снижение объема ВНП;

падение покупательского спроса;

сокращение сбережений;

торможение инвестиционного процесса;

снижение предложения;

спад производства;

утрата квалификации высвобожденной рабочей силы;

устойчивое снижение производительности труда.

2. С психологической точки зрения умеренный уровень безработицы повышает дисциплину труда, так как на людей действует отрицательный стимул в виде риска потерять работу. Умеренный уровень безработицы заставляет сотрудников вовремя и в надлежащем виде приходить на свое рабочее место, продуктивно трудиться и выдавать качественную продукцию, работы, услуги.

2. Чем выше уровень безработицы, тем больше это способствует криминализации общества.

3. Умеренная безработица содействует оптимизации структуры занятости по половозрастному критерию: если в структуре занятых преобладает женская рабочая сила, то это плохо сказывается на воспитании детей, рождаемости, что плохо для общества в целом. Умеренная безработица в большей степени включает женщин, что корректирует структуру занятости и способствует улучшению демографической ситуации в стране.

3. Рост безработицы приводит к ухудшению психического здоровья общества.

4. Умеренная безработица способствует повышению предпринимательской активности, так как охлаждает пыл наемных работников, которые выдвигают непомерно завышенные требования по оплате труде. На длительном отрезке времени это в некоторой степени способствует стабилизации общественно-политической обстановки в стране.

4. Высокий уровень безработицы может привести к социально-политическим потрясениям, социальным катаклизмам, политической нестабильности общества.


Безработица, как социальное явление, приводит к обеднению населения. Этот процесс может стать устойчивым и перерасти в хроническую бедность или, в случае защитных социальных мер со стороны государства, быть остановленным.

Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых социальных последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему:

Таблица 1.1 - Социальные последствия безработицы

Примечание - Источник:

Кризисное положение граждан, оказавшихся безработными, характеризуется не только тем, что вследствие низкого душевого дохода качественно изменяется структура потребления, но тем, что эта категория населения вынуждена ограничивать свои личные социальные контакты, изменять привычки социокультурного досуга. Меняется стиль жизни, возрастает необходимость приспособления человека к существенно изменившимся социально-экономическим условиям.

Безработные в большинстве своем лишены вести образ жизни, обычный для работающей части населения. Можно выделить следующие особенности социального статуса безработных:

    Безработные представляют социальные слои, начиная от среднего и ниже. У работающих разброс позиций гораздо больший, начиная с высшего слоя. Иначе говоря, безработные по слоевой идентификации значительно интегрированнее.

    Самооценки безработных свидетельствуют об ощущении собственной ущербности. Можно говорить о маргинализации (отсутствие слоевой самоиндефикации), затронувшей группы и занятого и незанятого населения.

Особое место в развитии деструктивных процессов, в концентрации бедности и маргинализации населения занимают безработные, которые формируют особую социальную группу. Особая опасность для конструктивного развития общества заключается в том, что происходит дальнейшее размывание групп среднего класса, ибо ядро безработных – это квалифицированные работники – рабочие, интеллигенция. И в решении комплекса вопросов, связанных со стабилизацией уровня жизни населения, с успехами в сфере экономики, политики, социальное государство должно учитывать особенности положения всех социальных групп, испытывающих тяготы последствий кризиса.

Реформирование трудовой сферы происходит медленно и противоречиво. Масштабы безработицы, снижение жизненного уровня большинства населения, правовая незащищенность работников свидетельствует о том, что за пореформенные годы трудящиеся больше потеряли, чем приобрели. Происходит отставание объема ВНП по сравнению с тем объемом, которое общество могло бы иметь при своих потенциальных возможностях. Происходит неравномерное распределение издержек безработицы среди различных социальных групп населения. Теряется квалификация работников.

По признанию западных экономистов, безработица сегодня – центральная проблема стран с развитой рыночной экономикой. Экономические потери периода массовой безработицы значительно больше, нежели потери, связанные, например, с монополизацией. Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему:

Таблица 1.2 - Экономические последствия безработицы

Отрицательные

Положительные

Обесценение последствий обучения

Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики

Сокращение производства

Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду

Затраты на помощь безработным

Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования

Утрата квалификации

Стимулирование роста интенсивности и производительности труда

Снижение жизненного уровня

Недопроизводство национального дохода

Снижение налоговых поступлений

Тема: «Безработица, её причины и последствия».

Наличие безработицы - это хорошо или плохо для развития экономической сферы жизнедеятельности общества?

Повторение. В чем заключаются характерные особенности рыночной экономической системы? Каковы экономические цели и функции государства?

Каждый ли имеет право на труд?

Задание № 1. Прочитайте статью 37 Конституцией РФ, вставьте пропущенные слова:

«1. Труд... Каждый имеет право … к труду, выбирать … 2. ...труд запрещён. 3. Каждый имеет право на …, а также право на защиту от …».

Задание №2. Заполните таблицу «Особенность и характер труда в различных экономических системах»

Характеристика труда:

1. Обязательный

2. Добровольный

3. Свободный

4. Принудительный

Название системы

Характеристика системы

Характеристика труда

Командная экономика

Монопольное право государства на использование труда и предоставление работы. Государство обеспечивало 100% занятость населения.

Рыночная экономика

Наличие частного индивидуального труда. Значительная часть населения работает не на государственных предприятиях, а в организациях частного типа. Свобода предпринимательской деятельности и частной инициативы, конкуренция в различных отраслях производства и сферах услуг.

Вывод: В различные исторические эпохи формировались экономические системы, где положение трудоспособного населения и характер труда был... В рыночной экономике экономическая свобода производителей (принятие самостоятельного решения кого …) и добровольность занятости (работник сам решает …) приводят к тому, что трудоспособный человек …

Что такое безработица.

Задание № 3. Работа с документом. Используя отрывок из документа, выясните, кого по закону РФ можно считать занятым, а кого безработным и попытайтесь сформулировать определения: безработица; занятость населения.

ЗАКОН О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. (ИЗВЛЕЧЕНИЯ)

Статья 1. Занятость граждан . Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход…

Статья 2. Занятые граждане. Занятыми считаются граждане: работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ… зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, … проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, … проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения …временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, …

Статья 3. Порядок и условия признания граждан безработными. 1.Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. 2. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки … документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании. … При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов….3.Безработными не могут быть признаны граждане не достигшие 16-летнего возраста;…

Задание № 4. Работа с учебником (стр. 166-168): выяснить причины безработицы, ответ оформите в виде схемы.

Доп. информация. В зависимости от причин возникновения выделяют следующие виды безработицы : фрикционная, структурная, циклическая, сезонная.

Фрикционная- связана с поиском и ожиданием работы. Имеет в основном добровольный и кратковременный характер. Работу могут искать молодые специалисты, уволившиеся по собственному желанию.

Структурная- связана с внедрением новых технологий, автоматизацией производства, изменением рынка товаров и услуг. Имеет в основном вынужденный и довольно долговременный характер.

Циклическая - связана с наступлением фазы общего экономического спада в экономическом цикле. Имеет вынужденный характер. В фазах оживления и подъёма появляются новые рабочие места и безработица уменьшается.

Сезонная - связана с неодинаковыми объёмами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды года, т. е. в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растёт и, следовательно, уровень безработицы уменьшается, в другие спрос падает, а уровень безработицы растет.

Задание № 5. Распределите последствия безработицы в таблицу по двум показателям: экономические и социальные последствия.

1. Снижается общий объем производимых в стране экономических благ и услуг;

2. Ухудшение физического и психического состояния;

3. Опасность возрастания социальной напряженности в обществе и рост преступности;

4. Размер пособия по безработице не обеспечивает нормальный жизненный уровень в условиях постоянного роста цен на товары и услуги;

5. Теряется квалификация и стаж работы;

6. Сокращается потребительский спрос;

7. Отсутствие заработной платы вынуждает человека сокращать до минимума свои расходы;

8. Потеря чувства уверенности в себе, полезности окружающим и самоуважение;

Закрепление. 1. Некоторые экономисты утверждают, что умеренная (5-6%) безработица имеет ряд позитивных последствий. Как вы думаете, они правы?

2.Какие меры предпринимает наше государство для борьбы с таким явлением сегодняшней действительности как безработица?

3.Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к трудоспособному населению, выраженное в процентах, запишите формулу.

4. При каких условиях человек готов трудиться, а подходящего места работы нет? Как будут называть трудоспособного человека, не имеющего работу?

5. Можно ли утверждать, что безработица – это явление, с которым сталкиваются практически все страны мира?

Доп. информация.

Скрытая безработица заключается в том, что работник даёт согласие на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, т. к. не может найти другую работу с полной занятостью.

Рынок труда - это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы. Через рынок труда происходит продажа рабочей силы на определённый срок. Рынок труда характеризуется такими показателями, как численность экономически активного населения, численность людей, занятых в экономике, уровень безработицы. Особенностью рынка труда является то, что он имеет дело с особым ресурсом - «человеческим капиталом».

Экономически активное население - это население страны, включающее в себя женщин в возрасте от 18 до 55 лет и мужчин в возрасте от 18 до 60 лет.


Цель урока.

  • Познакомить обучающихся с видами безработицы, их причинами и особенностями; с государственной политикой по безработице.
  • Воспитание у обучающихся активной жизненной позиции по отношению к происходящим экономическим процессам, связанной с адаптацией к современному рынку труда.

Оборудование. Текст с вопросами для кроссворда и сетка кроссворда (Приложение №1). Презентация по теме “Виды безработицы, их причины и особенности” (Приложение №2). Сравнительная таблица №1 “Последствия безработицы”.Сравнительная таблица №2 “Государственные меры борьбы с безработицей”. Компьютер и проектор экрана.

Индивидуальное обучение. Доклад обучающегося о последствиях безработицы и государственных мерах борьбы с ней.

Ход урока

1. Организационная часть, объяснение цели урока.

2. Повторение ранее изученного материала.

3. Изучение нового материала.

4. Первичное закрепление новых знаний.

5. Подведение итогов, выставление оценок.

6. Домашнее задание с разъяснением.

1. Организационная часть, объяснение цели урока.

Слово учителя. Каждый из нас мечтает жить в стабильно развивающейся экономике. Осуществить такую мечту непросто в нашей стране, где происходит трудный переход от административно-командной к смешанной экономической системе. Одним из средств решения проблемы является знакомство с темой урока “Виды безработицы, их причины и особенности.

Государственные меры борьбы с безработицей”, в процессе которого обучающиеся получат знания необходимые для адаптации к современному рынку труда.

2. Повторение ранее изученного материала.

Слово учителя.Для достижения поставленной цели, вспомним некоторые понятия и положения, с которыми мы познакомились в теме “Что такое безработица?”. Для того чтобы процесс повторения был интересным, проведём разминку и решимкроссворд на тему “Структура населения с точки зрения занятости”.У каждого из вас на столе набор печатных приложений к уроку. ВозьмитеПриложение №1, перед вами листочки с вопросами.Вопросы на листочке пронумерованы так же, как ответы в сетке кроссворда. Для того чтобы заполнить сетку на доске, мне необходим помощник (я назначаю помощника).

Алгоритм разминки:

Я задаю вопрос (из листочка) и тот, кто первым ответит на этот вопрос, получает право начать разминку;

Обучающийся, начинающий разминку, выбирает номер вопроса и того, кому он будет задавать этот вопрос;

Обучающийся, которого выбрали отвечать, должен ответить на заданный вопрос, после чего выбирает следующий вопрос и того, кто будет на него отвечать, и т.д.

Если тот, кого выбрали отвечать, даёт неправильный ответ, то право ответа и следующего вопроса переходит к тому обучающемуся, который первым поднимет руку, чтобы ответить на поставленный вопрос.

Начинаем разминку.

Слово учителя.Как называется человек в трудоспособном возрасте, который не имеет работы, но активно ищет её?(Ответ обучающегося:безработный).

1. Как называется человек в трудоспособном возрасте, который не имеет работы, но активно её ищет? (Ответ обучающегося: безработный)

2. Как называются граждане, живущие в одной стране, независимо от пола и возраста? (Ответ обучающегося: население)

3. Как называется денежное вознаграждение, которое человек получает за свой труд от работодателя? (Ответ обучающегося: зарплата)

4. Пете Смирнову, недавно исполнилось 10 лет. Определите его статус в составе населения страны с точки зрения его занятости в национальном хозяйстве? (Ответ обучающегося: нетрудоспособный)

5. Как называется государственная служба, куда обратился Саша Смирнов с просьбой о трудоустройстве? (Ответ обучающегося: занятости)

6. Как называется ситуация в стране, когда в ней есть люди, которые способны и желают трудиться по найму, но не могут найти работу по своей специальности или трудоустроиться вообще? (Ответ обучающегося: безработица)

7. Как называется возраст, в котором должен быть безработный? (Ответ обучающегося: трудоспособный)

8. Как называется экономическое население, которому соответствует понятие “рабочая сила”? (Ответ обучающегося: активное)

9. Нина Пилюлькина работает медсестрой в поликлинике. Определить её статус в составе рабочей силы? (Ответ обучающегося: занятая)

10. Женщина-домохозяйка, которая посвятила себя дому и семье. Определить её статус в составе рабочей силы?(Ответ обучающегося: выбывшая)

Слово учителя. Угроза безработицы всегда стоит за плечами любого наёмного работникаи надо представлять: откуда она возникает, сколь длительной можетбыть и как с ней нужно бороться.Чтобы вести анализ проблем безработицы, необходимо, прежде всего четко определить, кого считать безработным. Критерии признаниячеловека безработным обычно устанавливаются законом илиправительственными документами и могут несколько различаться постранам. Но, как правило, несколько признаков присутствуют во всехопределениях.

Слово учителя.

Вспомним эти признаки безработного?

(Ответ обучающегося:

Трудоспособный возраст, то есть человек должен быть старше минимального возраста, с которого законом данной страны разрешается работа по найму, но младше возраста, по достижению которого назначается пенсия по старости;

Отсутствие у человека постоянного источника заработка в течение некоторого времени, например месяца;

Доказанное стремление человека найти работу, например обращение его в службу занятости и посещение тех работодателей, к которым его направляют на собеседование сотрудники этой службы).

Слово учителя. Только тот, кто отвечает этим признакам, считается действительно безработным и учитывается при определении общего уровня безработицы в стране, то есть доли безработных в общей численности её рабочей силы.

3. Изучение нового материала.

Слово учителя.Мы с вами повторили тему “Структура населения с точки зрения занятости”. Теперь послушаем доклад-презентацию на новую тему “Виды безработицы, их особенности и причины” Приложение №2.

Доклад обучающегося по таблице №1 “Последствия безработицы” и таблице №2 “Государственные меры борьбы с безработицей”.

Таблица №1 “Последствия безработицы”

Таблица №2 “Государственные меры борьбы с безработицей”

Общие меры для всех типов безработицы Меры сокращения фрикционной безработицы Меры сокращения структурной безработицы Меры сокращения циклической безработицы
Создание службы занятости (учёт и трудоустройство;

выдача пособий по безработице;

переподготовка кадров; помощь психолога и юриста).

Усовершенствование системы сбора и предоставление информации о наличие рабочих мест. Создание служб по переподготовке и трудоустройству кадров. Стимулирование экспорта;

инвестиции в экономику;

создание дополнительных мест в государственном секторе;

обучение специальностям молодёжи необходимых рынку труда.

Слово учителя. На основе изложенного материала можно сделать вывод: несмотря на то, что существуют негативные экономические и неэкономические последствия безработицы, фрикционная и структурная безработицы-явления нормальные и не представляют угрозы для развития страны. Более того, без них развитие просто невозможно. Ведь если все работники заняты, то, как создавать новые фирмы или расширять производство товаров, которые пользуются на рынке повышенным спросом?

Кроме того, наличие безработицы заставляет людей опасаться потери своего рабочего места и побуждает их трудиться более производительно и качественно. С этих позиций безработицу вполне можно назвать стимулом к лучшей работе. Вот почему под полной занятостью в большинстве развитых странах мира понимают отсутствие циклической безработицы.

Иначе говоря, это такое положение, когда безработица в стране соответствует своей естественной норме.

Для каждой страны естественная норма безработицы складывается по-своему, и единого значения для неё не существует.

4. Первичное закрепление новых знаний.

Слово учителя. Вопросы обучающимся:

К каким экономическим последствиям на индивидуальном уровне приводит безработица? (Ответ обучающегося:к потере доходов и квалификации)

К каким экономическим последствиям на общественном уровне приводит безработица? (Ответ обучающегося: недопроизводству ВВП, увеличению расходов на переподготовку кадров и биржу труда)

К каким неэкономическим последствиям на индивидуальном уровне приводит безработица? (Ответ обучающегося: к стрессу, отчаянью, болезни, потере друзей и семьи)

К каким неэкономическим последствиям на общественном уровне приводит безработица? (Ответ обучающегося: к росту преступности, к росту заболеваний и смертности, к политическим переворотам)

Какие меры проводит государство по сокращению циклической безработицы?(Ответ обучающегося: стимулирование экспорта, инвестиции в экономику, создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе, обучение молодежи специальностям необходимых рынку труда, помощь в открытие собственной фирмы)

Какие меры проводит государство по сокращению фрикционной безработицы? (Ответ обучающегося: усовершенствование системы сбора и предоставление информации о наличии рабочих мест)

Определите к какому типу безработицы относятся следующие безработные: - Квалифицированный программист уволился с работы, потому что у него не сложились отношения с директором фирмы, и сейчас он находится в поисках рабочего места, соответствующего его квалификации?(Ответ обучающегося: фрикционная безработица)

В период спада 1982 года уровень безработицы в США поднялся до 9,7%, в разгар “Великой депрессии” 1933 года безработица достигла 25%?

(Ответ обучающегося: циклическая безработица)

Много лет тому назад высококвалифицированные извозчики остались без работы из-за изобретения автомобилей?(Ответ обучающегося: структурная безработица).

5. Подведение итогов, выставление оценок.

Слово учителя.Сегодня на уроке мы вспомнили и повторили: (Обучающиеся отвечают коротко, называя только понятия: безработица, безработный, рабочая сила, нетрудоспособное население, выбывшие из состава рабочей силы, государственная служба занятости, заработная плата)

Слово учителя.Сегодня на уроке мы узнали нового: (Обучающиеся отвечают полностью, дают новые определения: фрикционной безработице, структурной безработице, циклической безработице и так же перечисляют государственные меры борьбы с ними)

Выставление оценок.

6. Домашнее задание с разъяснением.

Слово учителя. Для того чтобы легче адаптироваться на рынке труда, обучающиеся должны выполнить творческую работу дома на тему “Анализ рынка труда, с точки зрения трудоустройства по профессии бухгалтер в городе Москве”. Данные средств массовой информации должны быть проанализированы, систематизированы и представлены в письменном видепо следующему плану:

а) показатели экономической активности населения;

б) структура занятости по видам экономической деятельности;

в) структура потребностей в работниках по отраслям;

г) вакантные должности, на которые сохраняется спрос;

д) способы поиска работы;

е) требование к специалистам и оплата труда;

ж) трудоустройство выпускников СПО;

з) плюсы и минусы профессии;

и) подведение итогов.