Денежно-кредитная и бюджетно налоговая политика государства. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика

Денежно-кредитная и бюджетно налоговая политика государства. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика

Если обратить внимание на Конституцию РФ, то можно сказать, что в нашей стране, как правило, проводится правительством, поскольку это входит в его обязанности. Ее осуществление проходит на различных уровнях.

Государственный бюджет - это форма собираемых с населения и расходуемых на государственные нужды средств, получение которых в основном происходит за счет налогов и сборов с имущества граждан и прибыли предприятий. С помощью данных денежных средств происходит финансирование судов, армии, местного самоуправления и так далее. Это так называемый план государства, который составляется на целый год и имеет такую же силу, как и закон. Он предполагает выполнение трех функций:

1) Стабилизация. Ее предназначение заключается в проведении

2) Перераспределение. То есть доход, получаемый государством, распределяется в интересах всего общества.

3) Аллокация. Задача данной функции в том, чтобы создать финансовую базу для государства по производству общественных благ.

Большую часть бюджета любого государства составляют налоговые сборы с населения. Поэтому бюджетно-налоговая политика является важной составляющей при осуществлении нормального функционирования органов государства. Она включает в себя целую систему методов и правовых норм, связанных с управлением налогообложения. Основными элементами всех являются виды налогов и, конечно же, принципы их начисления. С их помощью происходит финансирование всего государства.

Налоговые льготы - это самый важный инструмент, который содержит бюджетно-налоговая политика. Поскольку именно с их помощью осуществляется воздействие на экономику. Оно играет важную роль, так как государство, таким образом, может осуществлять, например, стимулирование деятельности предприятий, чтоспособствует экономическому росту. А это и является задачей каждого государства.

Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика государства призваны регулировать макроэкономическую ситуацию в стране. При помощи этих рычагов влияния происходит борьба с инфляцией, регулирование устойчивости банковского сектора, поддержка отдельных секторов производства и т. д.

Виды бюджета

Бюджетно-налоговая политика государства помогает сбалансировать государственный бюджет. Он утверждается парламентом, а исполнительная власть обязана в точности его исполнить. Термин "государственный бюджет" понимается как совокупный план расходов и доходов государства. Существует три его категории в зависимости от экономической ситуации:

  • профицитный (доходы выше расходов);
  • сбалансированный (равны нулю);
  • дефицитный (доходы ниже расходов).

Правительство любой страны стремится к тому, чтобы бюджет был сбалансированным. Одним из инструментов для достижения этой задачи и служит бюджетно-налоговая политика государства, а достигается цель через регулирование налогообложения. Более подробно об этом - далее.

Бюджетно-налоговая политика государства: цели и задачи

Данный политический инструмент влияния на экономику призван сглаживать циклы колебания. Отсюда цели можно выделить следующие:


Инструменты бюджетно-налоговой политики

Основными источниками государственного бюджета являются налоги. Они и есть главный инструмент данной политики. Но, кроме налогов, к ним также относятся акцизные сборы, лицензирование, трансферты, государственные закупки и гранды. Следовательно, существует регулятор расходов и доходов. К доходам, естественно, относятся акцизные сборы, лицензирования, налоги. Их снижение стимулирует деловую активность той или иной отрасли, но уменьшает поступления в казну. Это негативно может отразиться на социальных выплатах населению. Это заработные платы бюджетникам (учителя, врачи, армия, полиция), а также пенсии по старости, нетрудоспособности и т. д. Рост же налогов сдерживает производство и, наоборот, наполняет бюджет. Снижение трансфертов и выдача грандов также сохранят казну. Но сохранение или увеличение бюджета за счет завышенных налоговых ставок - негативное явление. Оно лишь приносит плоды на первых налоговых поступлениях. На долгосрочной перспективе это сказывается отрицательно, так как падает производство, растет безработица, а с ней возрастает и нагрузка на бюджет.

Что такое кейнсианство

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика государства, по мнению многих экономистов, является наиболее действующим инструментом влияния на экономику. В отличие, например, от монетарной или кредитно-денежной. Это направление в экономической науке получило название "кейнсианство" от фамилии известного экономиста Дж. М. Кейса. Аргумент их в том, что все инструменты данной политики влияют на экономическую ситуацию.

Пример влияния на экономику

Пример - влияние государственных закупок на поведения игроков рынка. Допустим, государство дополнительно закупило товаров на сумму в миллиард. Напомним, что товаром является не то, что можно физически потрогать. К этой категории можно отнести рост фонда заработной платы работникам бюджетной сферы, что достигается путем увеличения объема их деятельности. Через открытие дополнительных вакансий врачам, например. Далее этот миллиард попадает в экономику, увеличивая на эту же сумму доход продавцов (врачи в этом примере также выступают как продавцы). Этот миллиард подразделяется на потребление и сбережение. Естественно, часть этой суммы останется у рыночных игроков на сохранении, тем самым увеличив общее сбережение. Но психологический эффект, по мнению Кейнса, заключается в том, что люди увеличивают доход по мере роста расхода. Но пропорционально коэффициенты разные. Таким образом, с увеличением, например, дохода на 20 процентов расходы увеличиваются на гораздо меньшую сумму.

Виды бюджетно-налоговой политики государства

В первую очередь они зависят от фазы цикла экономического развития. Их два. При фазе рецессии, или падении, экономических показателей применяют стимулирующую политику. Но не всегда только спад губителен для страны. Иногда быстрый подъем, связанный с резким изменением макроэномической ситуации, может способствовать негативному развитию в будущем. В качестве примера можно привести резкое падение российской валюты в два раза в 2014-2015 гг. Обесценивание рубля негативно сказалось лишь на российских производителях, которые закупали товары в долларах. Это привело к наплыву покупателей из ближнего зарубежья, которые буквально сметали «подешевевшие» для них в два раза товары. Внешне произошел громадный подъем продаж, но все понимали, что это после распродажи всех товаров на складе негативно отразится на экономике. Чтобы предотвратить подобные ситуации, применяют сдерживающую фискальную политику.

Стимулирующая политика

Направление бюджетно-налоговой политики государства при стимулировании ориентировано на увеличение деловой активности и роста продаж. А также на снижение уровня безработицы. Это достигается путем снижение налогов, полной их отмены в определенной отрасли или регионе, а также увеличения государственных закупок некоторых товаров и услуг.

Сдерживающая политика

Бюджетно-налоговая политика государства при сдерживающей модели поведения направлена, наоборот, на удержании развития. Дело в том, что иногда происходит бум в определенной отрасли. Пример с обесцениваем валюты далеко не единственный. Взять хотя бы тот же бум строительного рынка в России в 2000-х. Он привел к сильному дисбалансу в экономике. Это разогнало уровень инфляции. Пострадали работники других сфер. Например, все бюджетники, средняя зарплата которых сильно отстала по стране. Для предотвращения подобных ситуаций и нужны инструменты сдерживания. Увеличение налогов в определенной сфере, сокращение государственных заказов и закупок и являются такими рычагами влияния.

Способы воздействия на экономику

Выделяют также основные направления бюджетно-налоговой политики государства по способу воздействия на экономику:

  • дискреционная фискальная политика;
  • автоматическая фискальная политика.

Первая является сознательным изменением исполнительной власти объема закупок, налогов для стабилизации.

Автоматическая фискальная политика

Уже встроена в систему и работает автономно. К ее инструментам относятся подоходные налоги, налоги на прибыль, косвенные налоги, пособия по безработице, пенсии.

Интересный факт: в США к автоматической фискальной политике относятся пособия фермерам. В России же это единичные субсидирования, зависящие от воли исполнительных властей, которые при недостатке бюджета урезают помощь сельскому хозяйству.

Бюджетно-налоговая политика государства очень эффективна при прогрессирующей шкале налогообложения. Тогда уменьшаются дисбаланс и перегибы в экономической и социальной сферах. Яркий пример - Швеция, которая до автоматизма довела такую систему. Там предприятия и граждане, имеющие низкий уровень прибыли и дохода, освобождаются от налогов. Кроме того, некоторые из них даже получают поддержку и субсидирование. А те корпорации, которые имеют сверхдоходы, облагаются налогами, которые иногда переходят отметку в 50 процентов. Все это ведет с снижению социальной дифференциации и, следовательно, к сниженной опасности революционных событий и волнений.

Единая налоговая ставка на все отрасли производства, наоборот, увеличивает дисбаланс в экономике, приводит к увеличению дифференциации общества. Это отражается не только на политическом положении, приводя к росту оппозиции, но и снижает покупательскую способность граждан. Так как малая часть предпринимателей, удерживающих большую часть доходов страны, неизбежно выводит свои капиталы из экономики, снижая денежный фонд. Возобновление недостатка ликвидной валюты приводит к неизбежному росту эмиссии денег, что приводит к высокому уровню инфляции. Маховик раскручивается до полного коллапса экономики. Итог – дефолт и полный крах всех сфер общественной жизни.

Что касается пособий по безработице, пенсии, субсидий малообеспеченным гражданам, то они полностью зависят от состояния экономики. От того, насколько эффективно собираются налоги. Поэтому нужно грамотно подходить к этому вопросу. При повышении налогов многие предприятия могут не выдержать нагрузки. Это приводит к их закрытию. Пополняется армия безработных и малообеспеченных граждан, а предприятие перестает уплачивать налоги. Но и их низкий уровень приводит к дефициту бюджета. Тем самым ощущается нехватка денег для социальной защиты нетрудоспособного населения.

В развитых странах экономика лишь на одну треть регулируется за счет встроенных стабилизаторов. Остальное – при помощи дискреционной фискальной политики.

Таким образом, можно сделать вывод, что для успешного функционирование всей экономической системы нужна грамотная финансовая политика государства. Бюджетная налоговая является ключевым инструментом для решения этой задачи.

Фискальная политика, ее цели и инструменты

Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.)

Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение: 1) стабильного экономического роста; 2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); 3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос разное. Из формулы совокупного спроса: AD = C + I + G + Xn следует, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I).

При этом рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос, а их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса, так как государственные закупки является частью совокупных расходов.

Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных выплат (social benefits) увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.

Рост налогов действует в противоположном направлении. Увеличение налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно снижение налогов увеличивает совокупный спрос. Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо, что обусловливает рост реального ВНП.

Поэтому инструменты фискальной политики могут использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла.

Причем, из простой кейнсианской модели (модели «Кейнсианского креста») следует, что все инструменты фискальной политики (государственные закупки, налоги и трансферты) имеют мультипликативный эффект воздействия на экономику, поэтому, по мнению Кейнса и его последователей, регулирование экономики должно проводиться правительством с помощью инструментов именно фискальной политики, и прежде всего с помощью изменения величины государственных закупок, так как они имеют наибольший мультипликативный эффект.

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую.

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рис. 10.1(а)), имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов. Сдерживающаая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики) (рис.10.1.(б)), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов.

Кроме того, различают фискальную политику: 1) дискреционную и 2) автоматическую (недискреционную). Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики.

Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности.

Рассмотрим механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику.

Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности (Y) сокращается, а поскольку налоговая функция имеет вид: Т = tY (где Т – величина налоговых поступлений, t – ставка налога, а Y – величина совокупного дохода (выпуска)), то величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются. Заметим, что ставка налога остается неизменной. Однако налоги – это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов (вспомним модель кругооборота). Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов (даже аккордных, т.е. автономных) экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии. Как было показано в главе 9, появление в экономике подоходных налогов уменьшает величину мультипликатора (мультипликатор при отсутствии ставки подоходного налога больше, чем при ее наличии: > ), что усиливает стабилизационный эффект воздействия на экономику подоходного налога. Очевидно, что наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.

Налог на добавленную стоимость (НДС) обеспечивает встроенную стабильность следующим образом. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется.

Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. (Очевидно, что для того, чтобы получать пособие по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать пособие по бедности, нужно быть очень бедным). Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 – за счет действия встроенных стабилизаторов.

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение

Следует иметь в виду, что такие инструменты фискальной политики как налоги и трансферты действуют не только на совокупный спрос, но и на совокупное предложение. Как уже отмечалось, сокращение налогов и увеличение трансфертов могут использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя рост совокупных расходов, а, следовательно, деловую активность и уровень занятости. Однако следует иметь в виду, что в кейнсианской модели одновременно с ростом совокупного выпуска снижение налогов и рост трансфертов обусловливает рост уровня цен (от Р1 до Р2 на рис.10-1(а)), т.е. является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета» (рис.10-1(б)), в качестве антиинфляционной меры (уровень цен снижается от Р1 до Р2) и инструментов снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов и снижение трансфертов.

Однако поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а сокращение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Подробное изучение воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит экономическому советнику президента США Р.Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции «экономической теории предложения» («supply-side economics») Артуру Лафферу. Лаффер построил гипотетическую кривую (рис.10-2.), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т.е. логических рассуждений и теоретического умозаключения).

Используя налоговую функцию: Т = t Y, Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (t опт.), при которой налоговые поступления максимальны (Т max.). Если увеличить ставку налога, то уровень деловой активности (совокупный выпуск) снизится, и налоговые поступления сократятся, поскольку уменьшится налогооблагаемая база (Y). Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 80-х годов предложил такую меру, как снижение ставки налога (и подоходного, и на прибыль корпораций).

Дело в том, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию, влияние этой меры на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер (рис.10.3), т.е. рост производства (от Y1 до Y*) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р1 до Р2).

Достоинства и недостатки фискальной политики

К достоинствам фискальной политики следует отнести:

  1. Эффект мультипликатора. Все инструменты фискальной политики, как мы видели, имеют мультипликативный эффект воздействия на величину равновесного совокупного выпуска.
  2. Отсутствие внешнего лага (задержки). Внешний лаг – это период времени между принятием решения об изменении политики и появлением первых результатов ее изменения. Когда правительством принято решение об изменении инструментов фискальной политики, и эти меры вступают в действие, результат их воздействия на экономику проявляется достаточно быстро. (Как мы увидим в главе 13, внешний лаг характерен для монетарной политики, имеющей сложный передаточный механизм (механизм денежной трансмиссии)).
  3. Наличие автоматических стабилизаторов. Поскольку эти стабилизаторы являются встроенными, то правительству не нужно предпринимать специальных мер по стабилизации экономики. Стабилизация (сглаживание циклических колебаний экономики) происходит автоматически.

Недостатки фискальной политики:

1. Эффект вытеснения. Экономический смысл этого эффекта состоит в следующем: рост расходов бюджета в период спада (увеличение государственных закупок и/или трансфертов) и/или сокращение доходов бюджета (налогов) ведет к мультипликативному росту совокупного дохода, что увеличивает спрос на деньги и повышает ставку процента на денежном рынке (цену кредита). А поскольку кредиты, в первую очередь, берут фирмы, то удорожание кредитов ведет к сокращению частных инвестиций, т.е. к «вытеснению» части инвестиционных расходов фирм, что ведет к сокращению величины выпуска. Таким образом, часть совокупного объема производства оказывается «вытесненной» (недопроизведенной) из-за сокращения величины частных инвестиционных расходов в результате роста ставки процента благодаря проведению правительством стимулирующей фискальной политики.

2. Наличие внутреннего лага. Внутренний лаг – это период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении. Решения об изменении инструментов фискальной политики принимает правительство, однако введение их в действие невозможно без обсуждения и утверждения этих решений законодательным органом власти (Парламентом, Конгрессом, Государственной думой и т.п.), т.е. придания им силы закона. Эти обсуждения и согласования могут потребовать длительного периода времени. Кроме того, они вступают в действие, начиная только со следующего финансового года, что еще больше увеличивает лаг. За этот период времени ситуация в экономике может измениться. Так, если первоначально в экономике была рецессия, и были разработаны меры стимулирующей фискальной политики, то в момент начала их действия в экономике уже может начаться подъем. В результате дополнительное стимулирование может привести экономику к перегреву и спровоцировать инфляцию, т.е. оказать дестабилизирующее действие на экономику. И наоборот, меры сдерживающей фискальной политики, разработанные в период бума, из-за наличия продолжительного внутреннего лага могут усугубить спад.

3. Неопределенность. Этот недостаток характерен не только для фискальной, но и для монетарной политики. Неопределенность касается:

  • проблемы идентификации экономической ситуации Часто бывает трудно точно определить, например, момент, когда заканчивается период рецессии и начинается оживление или момент, когда подъем превращается в перегрев и т.п. Между тем, поскольку на разных фазах цикла необходимо применять разные виды политики (стимулирующую или сдерживающую), ошибка в определении экономической ситуации и выбор типа экономической политики исходя из такой оценки может привести к дестабилизации экономики;
  • проблемы, на какую именно величину следует изменить инструменты государственной политики в каждой данной экономической ситуации. Даже если экономическая ситуация определена правильно, то сложно точно определить, насколько, например, нужно увеличить государственные закупки или сократить налоги, чтобы обеспечить подъем в экономике и достижение потенциального объема выпуска, но не его превышение, т.е. как при этом не допустить перегрев и ускорение инфляции. И наоборот, при проведении сдерживающей фискальной политики как не привести экономику в состояние депрессии.

4. Дефицит бюджета. Противники кейнсианских методов регулирования экономики – монетаристы (monetarists), сторонники теории экономики предложения (supply-side economics) и теории рациональных ожиданий (rational expectations theory) – т.е. представители неоклассического направления в экономической теории считают дефицит государственного бюджета одним из важнейших недостатков фискальной политики. Действительно, инструментами стимулирующей фискальной политики, проводимой при спаде и направленной на увеличение совокупного спроса, выступает увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и уменьшение налогов, т.е. доходов бюджета, что ведет к росту дефицита государственного бюджета. Не случайно рецепты государственного регулирования экономики, которые предложил Кейнс, получили название «дефицитного финансирования».

Особенно остро проблема бюджетного дефицита проявилась в большинстве развитых стран, использовавших после П мировой войны кейнсианские методы регулирования экономики, в середине 70-х годов, причем, в США возник так называемый «двойной дефицит» («twin debts»), при котором дефицит государственного бюджета сочетался с дефицитом платежного баланса. В связи с этим проблема финансирования дефицита государственного бюджета превратилась в одну из важнейших макроэкономических проблем.

Бюджетно-налоговая политика — часть законодательства, которая прямым образом влияет на формирование налогового законодательства и, как следствие, на сумму уплачиваемых нами налогов. Что это такое и каков курс этой политики, расскажем в нашей статье.

Бюджетно-налоговая политика государства

Итак, что же такое бюджетно-налоговая политика государства? Это политика, проводимая в области налогообложения и государственных расходов, направленная на поддержание хорошего уровня занятости населения, стабильной экономики в стране, ну и, конечно же, постоянного прироста ВВП. Эту политику часто называют фискальной.

Основная задача этой политики — регулирование (чаще поддержание) совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов.

Слово «фискальная» у многих финансовых работников ассоциируется с налогами. По большому счету так оно и есть — именно этой политикой регулируются ставки налогов и сборов.

Какие цели преследует бюджетно-налоговая политика?

  • стабильный экономический рост в стране;
  • занятость трудовых ресурсов (то есть сведение уровня безработицы к минимуму);
  • стабильный уровень цен (инфляция — это самая большая проблема экономик любых стран).

Есть два вида бюджетно-налоговой политики государства:

  1. Стимулирующая.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период экономического кризиса (стагнации экономики). В этом случае просто жизненно необходимо всеми силами стимулировать совокупный спрос или совокупное предложение. Что можно сделать для этого? Используют:

  • повышение государственных закупок товаров и услуг;
  • снижение налогового бремени на предприятия;
  • повышение трансфертов (если это позволяет бюджет).

Все эти меры ожидаемо приведут к увеличению спроса. Как следствие, будет увеличен выпуск продукции, вырастет объем выполненных работ и услуг.

  1. Сдерживающая.

А вот если экономика, наоборот, «перегрелась», то есть возник синдром перекредитования, экономический рост усиленно профинансирован государственными средствами, избыточное вложение средств грозит увеличением инфляции, то проводится сдерживающая фискальная политика. Что это значит:

  • сокращение государственных расходов;
  • увеличение налогов;
  • сокращение трансфертов.

Эти меры приводят к сокращению системы «спрос — предложение». Такая политика регулярно проводится во многих странах для контроля над уровнем инфляции.

Более интересна для нас будет другая классификация фискальной политики.

Подробно о дискреционной политике можно прочитать в нашей статье .

Автоматическая налогово-бюджетная политика как вид фискальной политики

Одним из достоинств данной политики является наличие встроенных стабилизаторов. Таким термином обозначают инструменты, величина которых не меняется, но само наличие их в экономике автоматически стабилизирует ситуацию, стимулируя экономику при спаде и сдерживая при «перегреве». Рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос.

НДС, например, как косвенный налог и часть цены товара, снижается при падении объема продаж и увеличивается при росте выручки. Соответственно, при рецессии экономики поступления от НДС в бюджет снижаются (изъятия из экономики денежных средств уменьшаются), а при «перегреве» экономики поступления налога увеличиваются. Так происходит автоматическая стабилизация.

Кстати, подробно узнать о делении налогов на прямые и косвенные можно .

А вот трансфертные пособия (пособия по безработице и «по бедности») влияют по-другому. При спаде экономики выплаты данных пособий увеличиваются (безработица растет), при росте экономики — уменьшаются (занятость населения увеличивается). Таким образом, выплата данных трансфертов стимулирует совокупный спрос при спаде, уменьшение выплат при подъеме оказывает своего рода сдерживающее влияние на экономику.

Основные инструменты налогово-бюджетной политики

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

  • государственные закупки;
  • налоги;
  • трансферты.

Давайте рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос:

  1. Во-первых, трансферты. Когда государство увеличивает социальные выплаты, при прочих равных и неизменных условиях доход хозяйства (семьи, организации) растет, следовательно, есть финансовая возможность тратить больше — повышается спрос. С другой стороны, если смотреть непосредственно на фирму, получение господдержки дает возможность расширения производства и возможное увеличение инвестиционных расходов. Соответственно, уменьшение выплат ведет к сокращению совокупного спроса.
  2. Во-вторых, это налоги. Здесь ситуация, полностью противоположная трансфертам. Чем выше применяемые ставки налогов, тем меньше совокупный спрос (спрос отталкивается от возможного дохода), сокращается инвестиционный расход (в компаниях уменьшается чистая — нераспределенная — прибыль). Как только ставки налогов снижаются, ситуация меняется в диаметрально противоположную сторону.
  1. Рост государственных закупок ожидаемо ведет к росту совокупного спроса. Так как сами закупки являются частью совокупных расходов.

Поэтому инструменты бюджетно-налоговой политики могут использоваться для стабилизации экономики в разных фазах экономического цикла. Причем если следовать кейнсианской экономической теории (Кейнс — автор фискальных методов регулирования экономики), все инструменты фискальной политики имеют мультипликативное влияние на экономику страны в целом, поэтому регулирование экономической ситуации в стране стоит вести именно при помощи фискальной политики, в частности путем регулирования государственных закупок как инструмента, наиболее влияющего на совокупный спрос.

Плюсы и минусы фискальной политики

У бюджетно-налоговой политики есть немало положительных моментов:

  1. Все инструменты фискальной политики имеют мультипликативный эффект влияния на экономику.
  2. Наличие автоматических стабилизаторов — частичное сглаживание циклических колебаний экономики.
  3. Отсутствие долгого времени между принятием решений по направлению экономики и результатом воздействия (короткий внешний временной лаг).

При этом противники кейнсианского подхода называют несколько недостатков:

  1. Наличие внутреннего лага. То есть между наступлением спада или подъема экономики проходит достаточно длительный процесс утверждения новой политики (все подобные решения должны утверждаться Госдумой РФ для придания им силы закона). Между тем ситуация в стране уже может измениться и принятые решения могут оказаться неактуальными и даже губительными: если меры принимались при рецессии экономики, то их действие при подъеме может, наоборот, вызвать уже «перегрев».
  2. Некая неопределенность. Порой сложно определить момент, когда надо от стимулирующей экономики переходить к сдерживающей. Отсюда может возникнуть некая дестабилизация экономической ситуации.
  3. Дефицит бюджета. Работа большинства инструментов фискальной политики приводит к оттоку денежных средств из бюджета: увеличению госрасходов, трансфертов, снижению ставок налогов. Данный недостаток считается самым крупным.

Итоги

Бюджетно-налоговая политика, равно как и прочие подходы к регулированию экономической жизни страны, имеет свои достоинства и недостатки. Очевидно, что применение этих инструментов действительно может оказывать положительное влияние на экономику.

Тесты 7

а) изменение учетных ставок;

б) предоставление налоговых льгот предпринимателям и со­кращение госрасходов;

в) увеличение доли национального дохода, перераспределяе­мой через бюджет;

г) финансирование за счет госбюджета нерентабельных пред­приятий (для снижения безработицы и социальной напря­женности).

2. Налогово-бюджетная (фискальная) политика – это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических целей:

а) антикризисное регулирование;

б) уменьшение безработицы;

г) все вышеперечисленные.

3. Материальной основой проведения налогово-бюджетной политики служит сосредоточение в руках государства натурально-вещественных и финансовых ресурсов, которые:

а) перераспределяются между юридическими и физическими лицами в государственных интересах;

б) собираются с юридических и физических лиц в государственных интересах;

в) все вышеперечисленные.

4. Налогово-бюджетная (фискальная) политика сводится к формированию и расходованию государственных средств через:

а) налоговую систему;

б) бюджетную систему;

в) налоговую и бюджетную системы.

5. Методы налогово-бюджетной политики подразделяются на:

а) прямые;

б) косвенные;

в) все вышеперечисленные.

6. Налогово-бюджетная политика – это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию государственных расходов и доходов для достижения определенных социально-экономических целей:

а) сглаживание колебаний экономического цикла;

б) уменьшение безработицы;

в) уменьшение размеров инфляции;

г) повышение темпов экономического роста;

д) все вышеперечисленное.

7.К методам (типам) налогово-бюджетной политики относят:

а) прямые;

б) косвенные;

в) все вышеперечисленное.

8. К прямым методам бюджетного регулирования относятся:

б) дотации (дар, пожертвование);

г) все вышеперечисленное.

9. К прямым методам регулирования относятся:

а) субсидии (помощь, поддержка);

б) дотации (дар, пожертвования);

в) трансферты (перенесение, перевод);

г) все вышеперечисленные.

10. К косвенным методам регулирования относятся:

а) механизм ускоренной амортизации;

б) льгота в виде скидок на истощение недр;

в) инвестиционный налоговый кредит;

г) все вышеперечисленные.

11. Суть налогового механизма ускоренной амортизации заключается в

законодательном разрешении предприятиям списывать на амортизацию:

а) часть прибыли значительно превышающей действительный износ основного капитала;

б) часть дохода;

в) все вышеперечисленные.

12. Льгота в виде скидок на истощение недр вводится для повышения конкурентоспособности предприятий добывающей промышленности путем создания благоприятных условий:

а) для накопления капитала;

б) для привлечения инвестиций;

в) все вышеперечисленные.

13. При использовании льготы в виде скидок на истощение недр предприятия

имеют возможность:

а) сокращать размер налоговых выплат;

б) не осуществлять налоговые выплаты под предлогом ухудшающихся условий добычи полезных ископаемых;

в) все вышеперечисленные.

14. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой финансирование государством частных капитальных вложений и рассчитан:

а) на стимулирование замены устаревшего оборудования новой техникой;

б) на развитие предприятия;

в) все вышеперечисленные.

15. Инвестиционный налоговый кредит рассчитывается в процентах к

стоимости оборудования и вычитается:

а) непосредственно из суммы налога;

б) из облагаемого налогом дохода;

16. Выделяют подходы, которые определяют место и роль налоговой

системы в арсенале методов государственного регулирования экономики:

а) кейнсианский;

б) неоклассический (монетаристский);

в) все вышеперечисленные.

17. Сущность кейнсианский концепции заключается в том, что:

а) на стадии экономического подъема необходимо увеличивать налоги;

б) в период кризиса - сокращать;

в) все вышеперечисленные.

18. Методы решения экономических проблем при монетаристском подходе направлены на:

а) снижение степени государственного вмешательства в экономику;

б) уменьшение налогового бремени;

в) сокращение избыточных социальных программ;

г) поддержание стабильных и умеренных темпов роста денежной массы;

д) предоставление большей свободы предпринимательской инициативе;

е) все вышеперечисленные.

19. Налогово-бюджетную политику в зависимости от механизма ее воздействия на изменение экономической ситуации подразделяют на:

а) дискреционную;

б) автоматическую;

в) все вышеперечисленные.

20. Дискреционной политикой называют специальное применение правительством мер направленных на:

а) сознательное манипулирование расходами;

б) изменение трансфертных платежей;

в) манипулирование налогами посредством стимулирующих мер;

г) все вышеперечисленные.

21. Автоматическая политика осуществляется при помощи встроенных стабилизаторов, а именно:

а) изменения налоговых поступлений;

б) выплат пособий по безработице;

в) выдачи субсидий;

г) все вышеперечисленные.

22. Встроенные стабилизаторы, направленные на увеличение материальных пособий по безработице и различных социальных выплат на нужды малоимущих слоев населения нацелены на воспрепятствование:

а) сокращение совокупного спроса во время спада в экономике;

б) сдерживание совокупного спроса;

23. При дискреционной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада экономики целенаправленно создается:

а) дефицит государственного бюджета за счет увеличения госрасходов или снижения налогов;

б) профицит бюджета за счет снижения госрасходов или увеличения налогов.

24. При дискреционной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период подъема экономики целенаправленно создается:

а) профицит бюджета за счет снижения госрасходов или увеличения налогов;

б) дефицит государственного бюджета за счет увеличения госрасходов или снижения налогов.

25. К числу инструментов налогово-бюджетной политики относятся:

а) выпуск Министерством финансов новой серии краткосрочных государственных облигаций;

б) распределение утвержденного объема государственных расходов по различным статьям госбюджета;

в) покупка ЦБ государственных облигаций на открытом рынке;

г) увеличение нормы обязательных резервов.

26. Если при росте доходов налоговая ставка возрастает, то применяется ……. система налогообложения

А) Предельная

Б) Прогрессивная

В) Пропорциональная

Г) Регрессивная

27. Подоходный налог является________налогом.

А) косвенным

Б) прогрессивным

В) пропорциональным

Г) прямым

28. Косвенные налога ориентированы на...

А) коллективную работоспособность

Г) личную работоспособность

29. Прогрессивный налог...

А) это такой налог, ставка которого увеличивается по мере роста объекта налога

Б) это такой налог, ставка которого остается неизменной, независимо от стоимости объекта обложения

В) уплачивается конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных средств государству

Г) взимается с непосредственного владельца объекта налогообложения

30. Акцизный налог оплачивают...

А) потребители товара

Б) иностранные граждане, чьи фирмы функционируют на

территории данной страны

В) лица с высоким уровнем доходов

Г) все налогоплательщики

31. При прогрессивной системе налогообложения степень неравенства в обществе после взимания налогов...

А) уменьшается

Б) изменяется, если доля лиц с высоким уровнем доходов достаточно велика

В) увеличивается

Г)не изменяется

32. При регрессивной системе налогообложения степень неравенства в обществе после взимания налогов...

А) изменяется, если доля лиц с высоким уровнем доходов достаточно велика

Б) не изменяется

В) увеличивается

Г) уменьшается

33. Функции налогов заключаются в:

а) сокращении объема средств, находящихся в распоряжении фирм и домашних хозяйств;

б) увеличении объема средств, которыми распоряжается государство;

в) увеличении объема средств, направляемых на финансирование государственных расходов.

34. Налог на добавленную стоимость относиться к:

а) прогрессивным подоходным налогам;

б) потоварным налогам;

в) налогам на имущество;

г) налогам на доход корпораций.

35. К косвенным налогам относится:

а) налог с оборота;

б) подоходный с населения;

в) с наследства и дарений;

г) на прирост капитала.

36. К прямым налогам относится налог:

а) на прибыль предприятия;

б) на добавленную стоимость;

в) на золотые изделия;

г) государственная пошлина.

37.К целевым налогам относится:

а) налог на создание дорожных фондов;

б) налог на операции с ценными бумагами;

в) таможенная пошлина;

г) налог с наследства и дарений.

38.Выделяют функции налогов:

а) фискальную;

б) перераспределительную;

в) стимулирующую;

г) все вышеперечисленные.

39.Фискальная функция заключается:

а) в наполнении государственной казны денежными средствами;

б) для финансирования общественных программ государства;

в) для выполнения фискальных задач.

40.Перераспределительная функция выполняет задачу:

а) распределения денежных средств между бюджетными организациями;

б) нормализации распределения денежных средств между конкретными субъектами хозяйствования и физическими лицами;

в) перераспределения денежных средств между субъектами государства.

41. Стимулирующая функция направлена на:

а) стимулирование развития бизнеса;

б) стимулирование потребительского спроса населения;

в) сочетание интересов налогоплательщиков с интересами государства.

42.По платежеспособности и методу взимания налоги подразделяются на:

а) прямые;

б) косвенные;

в) обратные;

43.Прямые налоги:

а) непосредственно уплачиваются конкретным плательщиком;

б) уплачиваются всеми гражданами страны;

в) взимаются только с предпринимателей.

44. Косвенные налоги – это:

а) разновидность прямого налога;

б) обязательные платежи, включенные в цену товара или услуги;

в) платежи в виде штрафов;

45. К каким налогам относятся акцизы и таможенные пошлины:

а) прямым;

б) косвенным.

46. В соответствии с государственным устройством и бюджетной структурой налоги подразделяются на:

а) федеральные;

б) региональные;

в) местные;

г) все вышеперечисленные.

47. В соответствии с графиком кривой Лаффера, снижение налоговых ставок до предельной оптимальной величины способствует:

а) подъему производства и росту доходов;

б) замедлению экономического роста;

в) снижает объем производства и рост доходов.

а) сократится совокупное предложение и совокупный спрос;

б) сократится совокупный спрос;

в) сократится совокупное предложение, а совокупный спрос останется неизменным;

г) сократится совокупное предложение, а совокупный спрос возрастет.

49. В кейнсианской теории изменение налогов воздействует на ………

А) Совокупное предложение

Б) Денежную массу

В) Совокупный спрос

Г) Состояние государственного бюджета

50. Принцип платежеспособности в системе налогообложения означает, что...

А) физические и юридические лица должны уплачивать налог

пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства

Б) владелец более высокого дохода должен платить более высокие налоги

В) тяжесть налогового бремени должна зависеть от социального

положения

Г) тяжесть налогового бремени должна зависеть от того, в каком секторе работает экономический агент - государственном или частном

51. Финансовая система складывается из:

а) денежных фондов предприятий, учреждений и фирм;

б) фондов социального, имущественного и личного страхования;

в) пенсионных фондов;

г) валютных резервов государства;

д) бюджетов различных уровней;

е) все верно.

52. Государственный бюджет представляет собой:

а) счет доходов и расходов государства;

б) все источники доходов государства;

в) все статьи государственных расходов;

г) все верно.

53. Разграничьте нормальное, профицитное и дефицитное состояние
бюджета:

а) расходы превышают доходы;

б) расходная часть госбюджета равна доходной;

в) доходы превышают расходы.

54. Дефицит государственного бюджета существует, если:

а) государственные расходы превышают доходы;

б) увеличиваются государственные расходы;

в) сокращается государственный долг;

г) уменьшаются налоги.

55. Дефицит государственного бюджета может финансироваться за

а) дополнительных налоговых поступлений;

б) прибылей государственных предприятий;

в) эмиссии денег и обязательств;

г) изъятия средств из золотого запаса.

56. К числу внебюджетных фондов в России относятся:

А) занятости населения;

Б) социального страхования;

В) пенсионный;

Г) обязательного медицинского страхования;

Д) обязательного автомобильного страхования

57. Финансы внебюджетных фондов:

а) включаются в государственную бюджетную систему;

б) не включаются в государственную бюджетную систему;

в) частично включаются.

58. Государственные закупки равны 40 ден.ед, трансферты -20 ден. ед., процентные выплаты 10% годовых по госдолгу, равному 30 ден.ед., налоговые поступления составляют 40 ден.ед.

Государственный бюджет будет равен …..ден.ед:

А) дефициту 59;

Б) дефициту 23;

В) профициту 23;

Г) профициту 59.

59. Внешний государственный долг – это долг:

А) иностранным государствам;

Б) гражданам своей страны;

В) иностранным гражданам;

Г) иностранным организациям

60. Основной источник доходов государства:

А) золотой запас;

Б) нефть и газ;

В) налоги;

Г) население.


Похожая информация.