Что такое прожиточный минимум и для чего. Что входит в прожиточный минимум. Анализ прожиточного минимума и потребительской корзины

Что такое прожиточный минимум и для чего. Что входит в прожиточный минимум. Анализ прожиточного минимума и потребительской корзины

В последнее время активно обсуждается предложение при оказании социальной поддержки гражданам отказаться от понятия «прожиточный минимум» и ориентироваться на показатель «минимальный потребительский бюджет».

В этом материале расскажем о том, что представляет собой прожиточный минимум и каков его размер.

Что такое ПМ

Прожиточный минимум - это минимальный уровень дохода, который необходим для удовлетворения жизненных потребностей человека. В законе сказано, что ПМ - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

Банк «Точка»: Счёт для бизнеса от 0 рублей

— Обслуживание без абонентской платы, или скидка 6 000 рублей на самый крутой тариф. На нём, кстати, Точка возвращает 2% с уплаты налогов.

Оставьте заявку и получите номер счёта уже сегодня. Для подписания документов менеджер Точки приедет в удобное для вас время и место.

Показатель прожиточного минимума носит социальный характер и применяется для следующих целей:

  • оценки уровня жизни населения РФ при разработке и реализации социальной политики и социальных программ;
  • оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;
  • обоснования федерального МРОТ, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;
  • формирования федерального и региональных бюджетов;
  • других установленных федеральным законом целей.

По РФ в целом и в субъектах РФ величина прожиточного минимума определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и статистических данных об уровне потребительских цен.

Величина прожиточного минимума определяется как на душу населения в целом, так и по основным социально-демографическим группам населения.

Правовую основу для определения ПМ устанавливает Федеральный закон № 134-ФЗ от 24.10.1997.

Состав ПМ

Для расчета ПМ используется такое понятие как «потребительская корзина».

Потребительская корзина - необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги.

Каково же содержимое этого «лукошка»?

Состав корзины регламентирован Федеральным законом № 227-ФЗ от 03.12.2012.

В состав корзины входят следующие продукты питания:

№ п/п

Наименование

Объем потребления (в среднем на одного человека в год)

трудоспособное население

пенсионеры

дети

Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, крупы, бобовые), кг

в том числе:

мука пшеничная

другие крупы (кроме риса)

хлеб пшеничный

хлеб ржаной

макаронные изделия

Картофель, кг

Овощи и бахчевые, кг

в том числе:

капуста свежая и квашеная

огурцы и помидоры свежие и соленые

столовые корнеплоды

прочие овощи

Фрукты свежие, кг

Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар, кг

в том числе:

Мясопродукты, кг

в том числе:

говядина

баранина

мясо птицы

Рыбопродукты, кг

в том числе:

рыба свежая

Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко, кг

в том числе

молоко, кефир

масло животное

Масло растительное, маргарин и другие жиры, кг

в том числе:

маргарин и другие жиры

масло растительное

Прочие продукты (соль, чай, специи), кг

в том числе:

Кроме того, в состав корзины входят также непродовольственные товары и услуги. Их стоимость законом привязана к стоимости продуктов питания.

Устанавливаются следующие соотношения стоимости непродовольственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания (в процентах):

Стоимость непродовольственных товаров и стоимость услуг корректируются с учетом поправочных коэффициентов, отражающих соотношения индексов потребительских цен на непродовольственные товары и услуги с индексом потребительских цен на продукты питания.

Правила исчисления ПМ утверждены Постановлением Правительства № 56 от 29.01.2013. Помимо потребительской корзины при расчете ПМ также учитываются расходы на обязательные платежи и сборы. Причем такие платежи определяются только для трудоспособного населения. О каких конкретно платежах идет речь? Согласно Правилам, утвержденным вышеназванным Постановлением Правительства, в составе расходов по обязательным платежам и сборам учитывается величина НДФЛ. Иные обязательные платежи и сборы в указанных расходах не учитываются.

Размер ПМ

Величина прожиточного минимума определяется ежеквартально. Представляем вам таблицу с размером ПМ по всем российским регионам за 4 квартал 2017 года.

Величина прожиточного минимума
(рублей в месяц) за 4 квартал 2017 (в целом по РФ за 3 квартал 2017)

Все население

В том числе по социально-демографическим группам:

трудоспособное население

пенсионеры

Российская Федерация

Центральный федеральный округ

Белгородская область

Брянская область

Владимирская область

Воронежская область

Ивановская область

Калужская область

Костромская область

Курская область

Липецкая область

Московская область

Орловская область

Рязанская область

Смоленская область

Тамбовская область

Тверская область

Тульская область

Ярославская область

г. Москва

Северо-Западный федеральный округ

Республика Карелия

Республика Коми

Архангельская область

в том числе:

Ненецкий АО

Архангельская область без АО

Вологодская область

Калининградская область

Ленинградская область

Мурманская область

Новгородская область

Псковская область

г. Санкт-Петербург

Южный федеральный округ

Республика Адыгея

Республика Калмыкия

Республика Крым

Краснодарский край

Астраханская область

Волгоградская область

Ростовская область

г. Севастополь

Северо-Кавказский федеральный округ

Республика Дагестан

Республика Ингушетия

Кабардино-Балкарская Республика

Карачаево-Черкесская Республика

Республика Северная Осетия - Алания

Чеченская Республика

Ставропольский край

Приволжский федеральный округ

Республика Башкортостан

Республика Марий Эл

Республика Мордовия

Республика Татарстан

Удмуртская Республика

Чувашская Республика

Пермский край

Кировская область

Нижегородская область

Оренбургская область

Пензенская область

Самарская область

Саратовская область

Ульяновская область

Уральский федеральный округ

Курганская область

Свердловская область

Тюменская область

в том числе:

Ханты-Мансийский АО - Югра

Ямало-Ненецкий АО

Тюменская область без АО

Челябинская область

Сибирский федеральный округ

Республика Алтай

Республика Бурятия

Республика Тыва

Республика Хакасия

Алтайский край

Забайкальский край

Красноярский край

Иркутская область

Кемеровская область

Новосибирская область

Омская область

Томская область

Дальневосточный федеральный округ

Республика Саха (Якутия)

Камчатский край

Приморский край

Хабаровский край

Амурская область

Магаданская область

Сахалинская область

Еврейская АО

Чукотский АО

В числе наиболее значимых индикаторов в современных национальных экономиках, включая российскую, - уровень прожиточного минимума. В чем его сущность? Что входит в прожиточный минимум в России?

Рассмотрим данный вопрос в двух аспектах:

  • изучение трактовок понятия прожиточного минимума, присутствующих в законодательстве и экспертной среде;
  • исследование структуры соответствующего экономического индикатора.

Начнем с первого пункта.

Понятие прожиточного минимума

«Прожиточный минимум» - термин, который закреплен на уровне федерального законодательства РФ. А именно - в ФЗ № 134 от 24.10.1997 г. «О прожиточном минимуме». Рассматриваемый термин определяется в законе как стоимостная оценка так называемой потребительской корзины, а также различных платежей и сборов. То есть представляет собой их выражение в рублях.

Но что такое «потребительская корзина», «платежи» и «сборы»? Определение первого термина раскрывается в ФЗ № 134 весьма подробно. Так, под потребительской корзиной законодатель понимает:

  • набор продуктов в том количестве и составе, которые необходимы человеку для сохранения здоровья;
  • непродовольственные товары и сервисы, стоимость которых исчисляется в корреляции с первым пунктом.

Структура потребительской корзины, а значит, и продуктового набора, должна определяться как минимум раз в 5 лет. В ее разработке обязаны принимать участие специальные комиссии - имеющие полномочия как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ.

Состав потребительской корзины формируется отдельными ФЗ, в регионах - актами, которые издаются законодательными органами власти. При этом подходы к определению рассматриваемого компонента прожиточного минимума способны сильно разниться в зависимости от региона. Это может быть связано с:

  • особенностями природных и климатических условий в субъекте РФ;
  • национальными традициями в части потребления продуктов питания, приобретения непродовольственных товаров, пользования сервисами.

Так, например, в Москве текущий уровень прожиточного минимума составляет 13 896 рублей, в Санкт-Петербурге - 8 697,2 руб., в Севастополе - 4 628,2 руб., в Адыгее - 7 425 руб. Прожиточный минимум, установленный на федеральном уровне в 2015 году, - 9 662 руб. Таким образом, фактическая величина рассматриваемого экономического показателя может существенно различаться при сопоставлении данных между разными регионами либо между тем или иным субъектом и федеральным центром.

ФЗ № 134 включает положения, характеризующие предназначение прожиточного минимума. Данный показатель, исходя из позиции законодателя, нужен для того, чтобы оценивать уровень жизни граждан РФ, а также для разработки и последующей реализации социальной политики государства. Кроме того, в законе сказано, что прожиточный минимум может задействоваться как показатель при определении величины минимального размера оплаты труда, льгот, стипендий и иных социальных гарантий. Важен он также и при составлении сметы бюджетных расходов.

Прожиточный минимум имеет значение и для органов власти субъектов РФ. Так, он используется для:

  • исследования уровня жизни россиян, проживающих в том или ином регионе;
  • реализации социальной политики властей субъектов РФ;
  • предоставления помощи нуждающимся гражданам.

Не считая законодательных трактовок понятия «прожиточный минимум», интерпретация соответствующего понятия встречается также и в экспертной среде. К примеру, есть точка зрения, по которой под рассматриваемым термином следует понимать не только потребительскую корзину, но и услуги ЖКХ, связи, пользование транспортными сервисами. Но, как отмечают некоторые юристы, текущие положения законодательства, хотя и прямо не свидетельствуют о включении соответствующих расходов в прожиточный минимум, косвенно указывают на необходимость их рассмотрения в общем спектре издержек. К источникам права, которые включают данные положения, относится указанный выше ФЗ № 134, а также постановление Правительства № 56 от 29.01.2013 года, которое дополняет соответствующий федеральный закон.

Можно отметить, что в ранее действовавших правовых актах (например, в Постановлении Минтруда № 36 от 28.04.2000 года, дополненного Постановлением Госкомстата № 34) структура прожиточного минимума была представлена вполне детально. Данный источник права действовал до марта 2013 года, поэтому многие юристы считают его положения хотя и не официальными, но вполне актуальными. В частности, услуги ЖКХ предполагали, исходя из положений Постановления Минтруда № 34, обязательное включение в прожиточный минимум.

Так или иначе, в текущих законодательных актах, принятых на федеральном уровне, исследуемый термин раскрывается менее детально, чем в источниках права, действовавших ранее. Однако структура продуктового набора как части потребительской корзины в ФЗ № 134 и Постановлении № 56 рассмотрена довольно подробно. Таким образом, данные сведения будут ключевыми для нас при изучении состава прожиточного минимума.

Структура прожиточного минимума

Итак, основа исследуемого экономического показателя - потребительская корзина. Собственно, понятие прожиточного минимума и указанный термин часто рассматриваются как синонимы. Но главный критерий их разграничения мы уже отметили в начале статьи. Прожиточный минимум - это стоимостный показатель, то есть «потребительская корзина в рублях». Но в повседневном общении россиян между собой, в публикациях СМИ оба термина могут полностью отождествляться. Поэтому особой ошибкой не будет называть состав потребительской корзины структурой прожиточного минимума.

Основные источники права, которые мы будем задействовать при изучении элементов рассматриваемого экономического индикатора, - ФЗ № 134 и Постановление № 56. В положениях данных правовых актов состав потребительской корзины наиболее детально регулируется, как мы отметили выше, в части продуктового набора. Изучим его подробнее.

Состав продуктового набора потребительской корзины

В Приложении № 1 к Постановлению № 56 содержатся сведения о минимальном наборе продуктов питания, включаемом в прожиточный минимум. Следует отметить, что составлен он в корреляции с 3 категориями граждан - трудоспособным населением, пенсионерами, а также детьми. Показатели по количеству продуктов, которые должны употреблять россияне, относящиеся к той или иной социальной группе, могут сильно разниться.

В структуре продуктовой корзины, утвержденной в Постановлении № 56, присутствует 11 категорий продовольствия. Рассмотрим их.

  • для трудоспособных граждан - 126,5 кг;
  • для пенсионеров - 98,2 кг;
  • для детей - 77,6 кг.

Конкретные продукты, которые относятся к рассматриваемой категории:

  • бобовые изделия;
  • пшеничная мука;
  • иные крупы;
  • хлеб (пшеничный, ржаной);
  • макароны.
  • для трудоспособных граждан - 100,4 кг;
  • для пенсионеров - 80 кг;
  • для детей - 88,1 кг.
  • трудоспособные граждане - в количестве 114,6 кг в год;
  • пенсионеры - 98 кг в год;
  • дети - 112,5 кг в год.
  • капусту (свежую, квашеную);
  • огурцы, помидоры (свежие, соленые);
  • корнеплоды, относящиеся к столовым;
  • иные плоды.
  • трудоспособные граждане - в объеме 60 кг в год;
  • пенсионеры - 45 кг в год;
  • дети - 118,1 кг в год.
  • трудоспособными гражданами - 23,8 кг;
  • пенсионерами - 21,2 кг;
  • детьми - 21,8 кг.

В состав рассматриваемой категории продовольствия входят:

  • собственно сахар;
  • конфеты;
  • печенье.
  • трудоспособные граждане - 58,6 кг;
  • пенсионеры - 54 кг;
  • дети - 44 кг.

Виды продуктов, включенные в данную категорию:

  • говядина;
  • баранина;
  • свинина;
  • мясо птицы.
  • трудоспособными гражданами - 18,5 кг;
  • пенсионерами - 16 кг;
  • детьми - 18,6 кг.
  • свежую рыбу;
  • сельдь.
  • трудоспособные россияне - 290 кг;
  • пенсионеры - 257,8 кг;
  • дети - 360,7 кг.

Основные виды продовольствия в рамках рассматриваемой категории:

  • молоко;
  • кефир;
  • сметана;
  • масло;
  • творог;
  • трудоспособные россияне - в количестве 210 штук в год;
  • пенсионеры - 200 штук в год;
  • дети - 201 штуку в год.
  • трудоспособными гражданами - 11 кг в год;
  • пенсионерами - 10 кг в год;
  • детьми - 5 кг в год.

Основные виды товаров в рамках данной категории:

  • маргарин и иные жиры;
  • растительное масло.
  • соль, которую, как ожидается, могут употреблять трудоспособные граждане в количестве 3,7 кг в год, пенсионеры - 3 кг в год, дети - 2,4 кг в год;
  • чай, ожидаемое потребление которого составляет для трудоспособных граждан и пенсионеров 0,5 кг в год, для детей - 0,4 кг в год;
  • специи, которые, в соответствии с расчетами законодателя, должны употребляться россиянами всех социальных категорий в количестве 0,7 кг в год.

Мы изучили структуру прожиточного минимума в контексте продовольственных товаров. Но как быть с непродовольственными изделиями и сервисами?

Непродовольственные изделия и сервисы в составе прожиточного минимума

Выше мы отметили, что в законодательстве, действовавшем до марта 2013 года, состав рассматриваемых расходов регулировался весьма детально. Все, что сказано в источниках права, действующих на данный момент, - так это то, что доля непродовольственных товаров и сервисов в величине прожиточного минимума должна составлять порядка 50 % для всех категорий граждан.

С чем могут быть связаны, с одной стороны, упрощение детализации структуры прожиточного минимума, с другой - неясность в определении сущности соответствующих расходов?

Полезно будет рассмотреть отдельно точку зрения экспертов, сформировавшуюся в отношении оценки позиции законодателя по непродовольственным товарам, а также ту, что коррелирует с политикой властей относительно услуг.

Что касается непродовольственных изделий, по мнению ряда юристов, упрощение их структурирования законодателем может быть обусловлено слишком большой разницей в ценах для одних и тех же видов товаров, выпускаемых разными брендами. В Постановлении Минтруда РФ № 36 и Постановлении Госкомстата № 34, которые ранее регулировали состав прожиточного минимума, указано, что к непродовольственным товарам относятся, в частности, куртки, джинсы, платья. Понятно, что их стоимость в зависимости от производителя способна различаться в десятки раз. То же можно сказать, к примеру, о телевизорах, утюгах, стиральных машинах - данные товары также присутствуют в указанных правовых актах. Возможно купить ТВ за 10 тысяч рублей с базовыми функциями, а возможно и за 100 тысяч с экраном UltraHD или 4K.

Подобное положение дел, в свою очередь, не характерно для рынка продуктов питания. Разница в цене между теми или иными видами продовольствия, конечно, может наблюдаться. Но довольно редко - в тех же пропорциях, что в случае с одеждой или бытовой техникой при сравнении цен между изделиями экономичных и премиальных брендов либо товарами, различающимися по уровню поддержки высокотехнологичных функций.

Что касается услуг, входящих в прожиточный минимум, то в Постановлении Минтруда № 36 присутствует следующий их перечень:

  • плата за жилье;
  • оплата отопления, горячей, холодной воды, канализации, электричества, газа;
  • оплата проезда в городском автобусе.

В свою очередь, в текущем законодательстве отсутствует даже такая, не самая подробная, детализация сервисов, которыми может пользоваться гражданин. Отмечена только их расчетная величина в корреляции с расходами на продукты питания: так же как и в случае с непродовольственными товарами, она ожидается на уровне 50 %.

Сегодня в нашей стране предусмотрено огромное количество мер и программ по поддержке малоимущих слоев населения. Но для проведения таких мероприятий необходимо определить, кто к таким слоям относится. Для этого существует несколько разработанных методов подсчета.

Если подсчитать прожиточный минимум в России, можно точно установить список лиц, которым необходима такая помощь. Данный стоимостный эквивалент был введен с 1 января 1998 года.

Прожиточный минимум в России рассчитывается одновременно в двух направлениях:

  • На федеральном уровне - общий для всей страны.
  • На региональном уровне - для конкретной местности.

Общая информация

Как уже отмечалось выше, основным критерием, чтобы определить лиц, нуждающихся в государственной помощи, является прожиточный минимум в России. Фактически это денежная величина определенного размера, с которой сравнивают ежемесячный доход каждого физического лица в стране.

Любой человек может рассчитывать на социальную поддержку, если его доход ниже величины рассматриваемого стоимостного эквивалента. Для этого необходимо знать ответы на определенные вопросы. Такие значения помогут правильно ориентироваться в своем финансовом состоянии и понимать, откуда берутся определенные данные. Это вопросы:

  • понятие прожиточного уровня;
  • какая у него роль;
  • размер прожиточного минимума в России;
  • от каких показателей зависит.

Понятие прожиточного уровня

Под минимальным значением этого показателя понимают определенную законодательством денежную величину, что предназначена для ведения удовлетворительного уровня жизни населения.

Стоит отметить, что это значение рассчитывается с учетом многих факторов, а также различается для определенных слоев человечества.

Откуда берется этот показатель?

Для расчета этой величины в России используют:

  • величины потребительской корзины жителя среднего достатка;
  • некоторые факторы и данные органов местной власти, которые дают статистические данные изменения цен;
  • налоги и другие сборы.

Также стоит отметить, что в общую сумму потребительской корзины уже включена квартплата и другие услуги, которые являются обязательными для каждого человека. Также многих волнует вопрос, а входит ли в расчет прожиточного минимума подоходный налог? Да, этот обязательный платеж включен в сумму этого стоимостного эквивалента. Стоит отметить, что если средняя зарплата, начисленная человеку, превышает значение такого показателя хоть на один рубль, то на льготы лицо претендовать уже не сможет.

Ответственными за расчет и определение для периода данного значения по всей стране является Правительство РФ, а по региону – представители местных органов управления.

Перечень показателей, что формируют прожиточный минимум на человека в России, указан в законодательных актах страны, также как порядок его расчета. Для каждой социальной группы эта стоимостная величина определяется отдельно, в зависимости от их потребностей, и различается своими суммами. В нашей стране для определения своего минимума используют три социальные группы:

  • трудоспособная часть населения;
  • люди, достигшие пенсии;
  • дети, не достигшие совершеннолетия.

Если реально говорить, какой прожиточный минимум в России, то это сумма, которая позволит жить на грани бедности. Именно таким людям государство оказывает социальную поддержку.

Чтобы получить помощь такого плана от государства, потребуется собрать определенный пакет документов и отнести их в соответствующие органы самоуправления.

Роль прожиточного минимума на федеральном уровне

Эта финансовая величина имеет огромное значение в жизни населения, с помощью нее рассчитываются многие показатели и решаются различные задачи.

В масштабах всей страны прожиточный минимум выполняет следующие задачи:

  • Дает возможность реально оценить уровень жизни всех слоев населения в различных сферах деятельности и справедливо реализовать социальные программы.
  • С использованием именно этого значения постоянно проводят расчет МРОТ, куда входит значение минимальной зарплаты, размер пенсии и других видов социальных выплат.
  • Формирование бюджета.

Роль на уровне субъектов

В масштабах определенного региона на этот показатель возложены определенные задачи:

  • Для оценки уровня жизни в конкретном регионе, чтобы в дальнейшем реализовать и разработать необходимые социальные программы.
  • При организации помощи от государства для малоимущих и особо нуждающихся.

Фактически можно сказать, что размер такого показателя, как прожиточный минимум, считается основой для установки суммы практически всех видов материальных поддержек населению.

Какой прожиточный минимум в России сегодня?

Действующая величина была установлена 30.11.2015 года Постановлением Правительства, которое сообщает о следующих размерах:

  • Для работающей части населения – 10 436 рублей.
  • Для пенсионеров – 7951 рублей.
  • Для несовершеннолетних – 9369 рублей.

Чтобы узнать прожиточный минимум по годам в России или в определенном регионе, стоит ознакомиться с действующими нормативными документами. В официальных изданиях Правительства РФ и исполнительной власти субъектов эти цифры публикуются ежеквартально. Кроме этого, узнать актуальные цифры можно в социальных органах своего населенного пункта. Для каждого региона, в зависимости от цен и потребностей, рассчитывается свой собственный прожиточный минимум. Стоит отметить, что наибольшие цифры относятся к столице России – Москве.

Величина прожиточного минимума – это стоимостная оценка потребительской корзины, характеризующая минимальный набор товаров и услуг, необходимых для того, чтобы сохранить здоровье человека и обеспечить его жизнедеятельность. Данный показатель служит государственной гарантией того, что граждане РФ получат минимальные денежные доходы и другие меры социальной защиты. Он может быть определен на душу населения и на основные социально-демографические группы населения – трудоспособных, пенсионеров и детей. Так как именно размер прожиточного минимума определяет уровень жизни населения, то он так или иначе может коснуться каждого гражданина страны. В предлагаемой статье вы найдете ответы на типовые вопросы о данном показателе – зачем он нужен, кто его устанавливает, в какие сроки и на что он влияет, а также где всегда можно найти актуальный размер прожиточного минимума и в каких документах?

Впервые прожиточный минимум в целом по РФ был установлен с 1 января 1998 года. Его ввели в качестве стоимостного эквивалента, который предназначался для обоснования величины минимального «размера» оплаты труда – так называемый МРОТ. Согласно статье 2 Федерального закона № 134-ФЗ от 24.10.1997 «О прожиточном минимуме в РФ» с помощью прожиточного минимума в целом по России на федеральном уровне:

  • оценивается уровень жизни населения России в ходе разработки и реализации социальных федеральных программ;
  • обосновывается устанавливаемый на федеральном уровне минимальный «размер» оплаты труда;
  • определяются устанавливаемые на федеральном уровне размеры , стипендий и прочих социальных выплат;
  • формируется федеральный бюджет.

Следует знать, что величина прожиточного минимума вовсе не является какой-то абстракцией. Наоборот, это важный показатель, исходя из которого граждане могут быть и получить право на льготы и .

Когда семья или одинокий человек считается малоимущей?

В особенности размер прожиточного минимума важен для людей, которые могут быть признаны малоимущими. Это наиболее социально-незащищенная категория граждан, которая может получить дополнительные льготы от государства. Гражданин или семья считается тогда, если доход каждого члена семьи или одинокого человека меньше величины прожиточного минимума, который установлен в данном субъекте Российской Федерации. Такая семья имеет право получить государственную социальную помощь. Порядок ее предоставления устанавливается федеральными, а также региональными законами и прежде всего № 178-ФЗ “О государственной социальной помощи”.

Размер прожиточного минимума в 2017 году

‎В соответствии с постановлением Правительства России № 730 от 20.06.2017 “Об установлении размера прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ за 1 квартал 2017 года” этот минимум россиянина в первом квартале составил 9909 рублей. В сравнении с четвертым кварталом 2016 года показатель возрос на 208 рублей, что объясняется инфляцией.


Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2017 года № 730 “Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2017 г.”

Сумма в 9909 рублей является средним показателем по стране и различается для отдельных групп населения. Так, для трудоспособных граждан величина прожиточного минимума определена в 10701 рубль, для пенсионеров – 8178, а для детей – 9756 рублей.

Если сравнивать с четвертым кварталом 2016 года, то для пенсионеров и трудоспособного населения размер прожиточного минимума вырос на 2,2%, для детей – на ‎3,4%. При этом официально признанная Росстатом инфляция в первом квартале нынешнего года составила 1,2%. Продукты питания за январь-март подорожали на 1,7%, причем больше всего подскочили цены на плодоовощную продукцию. Так, цена лука повысилась на 13,3%, картофеля – на 11,4%, моркови – на 6,7 %, капусты – на 3,6%, свеклы – на 1,8 процента.

Возросли цены на молочные продукты: масло сливочное на 8,6%, сыры – на 4,2 %, на кисломолочные продукты – 3,1 %, на сметану – 2,7 %, на молоко – 2,4 %. Подорожали хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки на 1,8%, хлеб ржаной и ржано-пшеничный – на 0,7 процента.

Одновременно немного снизились цены на некоторые крупы: от 0,7% на манную крупу до 5,8% на пшено. Стоимость мясопродуктов и рыбопродуктов почти не изменилась. С учетом этого, продукты питания в составе размера прожиточного минимума на душу населения увеличились на 2,3%.

Ваши доходы в месяц выше прожиточного минимума (9909 рублей)?

Poll Options are limited because JavaScript is disabled in your browser.

Кем и когда устанавливается прожиточный минимум?

Размер прожиточного минимума на душу населения и по отдельным группам как в целом по России, так и в регионах, определяется исходя из потребительской корзины и сведений Госкомстата о потребительских ценах на товары и услуги, а также расходов по обязательным сборам и платежам. Средние по стране показатели определяются постановлением Правительства РФ согласно федеральному закону “О прожиточном минимуме в Российской Федерации”, а региональные – органами исполнительной власти регионов России. На всех уровнях этот показатель определяют ежеквартально до 30-го числа месяца, следующего за окончанием квартала. Это значит 30 января, 30 апреля, 30 июля и 30 октября.


Потребительская корзина в соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 227-ФЗ “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации”

Где можно узнать актуальный размер прожиточного минимума?

В целом по стране данные о прожиточном минимуме ежеквартально публикуются в изданиях Правительства РФ и на его официальном сайте. По регионам Российской Федерации их публикуют официальные издания органов исполнительной власти субъектов.


Также эти сведения вам предоставят в органах социального обеспечения – собесах, в отделениях Госкомстата регионов и в аппарате заместителя главы администрации региона, курирующего социальные вопросы. Располагая этими данными, каждый гражданин сможет определить, какую социальную помощь и в каком размере он может получить от государства.

Можно ли “прожить” на прожиточный минимум?

В России, как и в большинстве других стран мира, прожиточный минимум – это один из важнейших социальных и экономических показателей, который используется во множестве расчетов и законодательных документов для определения минимально необходимых средств для здорового и полноценного существования человека. Прожиточный минимум может рассчитываться на ребенка, пенсионера или взрослого трудоспособного человека – для разных категорий населения набор продуктов будет отличаться. Узнайте, как обеспечивается правовое регулирование прожиточного минимума, на что он влияет, и как прожить на данную минимальную сумму.

Прожиточный минимум – что это такое

Понятие прожиточного минимума начало использоваться в экономической теории с 19-го века и к началу 20-го века закрепилось в том числе и в законодательной документации многих государств мира. Более того, даже при отсутствии его правового регулирования, эта величина часто используется во время различных экономических и социальных оценок, формировании независимых отчетов и других мероприятиях. Но что же это такое – прожиточный минимум?

В первую очередь, это показатель объема денежных средств в национальной валюте или с пересчетом на доллар США, необходимых для удовлетворения основных потребностей человека, проживающего в рамках определенной территории . Так, предполагается, что наличие средств в объеме прожиточного минимума дает возможность полноценно питаться, а также обеспечивать минимальный набор материальных и нематериальных благ, в которых нуждается современный человек.

Следует разделять понятия прожиточного минимума и бедности. Так, существование на сумму ниже прожиточного минимума действительно признается одним из критериев абсолютной бедности, однако в зависимости от методов оценки, к бедным могут также причисляться и лица, проживающие на суммы выше установленного прожиточного минимума.

В различных мировых государствах устанавливаются свои критерии и размеры прожиточного минимума для населения, что с учетом разницы как в зарплатах, так и в ценах на продукцию, а также в самом характере потребления продукции обществом может приводить к значительным отличиям и в показателях прожиточного минимума. Однако, есть и примеры установленных на международном уровне стандартов прожиточного минимума. Например, по мнению Всемирного банка, он должен составлять не менее 1,9 долларов на человека в сутки с учетом паритета покупательной способности.

Использование такого показателя, как прожиточный минимум, позволяет оценить множество аспектов жизни общества и экономики. Кроме этого, он предоставляет возможность проводить сравнительную оценку уровня жизни и ее стоимости в различных государствах. На базисе конкретных значений данного минимума во многих государствах обеспечиваются различные механизмы социальных гарантий и регулирования трудовых взаимоотношений. Например, государства с учетом данного показателя могут проводить следующие меры социальной поддержки:

  • Повышение социальных выплат до уровня прожиточного минимума при его недостижении за счет получаемых человеком доходов.
  • Установление минимального размера оплаты труда в качестве дополнительных гарантий справедливого вознаграждения в трудовых взаимоотношениях.
  • Предоставление товаров и услуг в натуральной форме лицам, чей доход не достигается установленной величины прожиточного минимума.
  • Обеспечение льгот, пониженных ставок по коммунальным платежам, субсидий и других мер поддержки нуждающимся.

Как рассчитывается и определяется прожиточный минимум

Так как потребности населения могут серьезно отличаться в зависимости от региона, равно как и возможность их принципиального удовлетворения, для подсчета прожиточного минимума также могут применяться разнообразные методики. Самыми известными и наиболее широко используемыми из них являются следующие способы получения конкретной величины дохода:

В зависимости от конкретной страны и ее законодательства, прожиточный минимум может определяться различными способами и содержать в себе различные принципы обеспечения населения необходимыми средствами.

Часто оценка прожиточного минимума не может быть объективной в рамках одного показателя, особенно в случае большой территории государства. Так, стоимость жизни в столицах чаще всего оказывается более высокой, чем в провинции. Соответственно этому часто применяются различные корректирующие коэффициенты или же сама по себе оценка государственного прожиточного минимума формируется на базе отдельных показателей, индивидуальных для каждых конкретных регионов или даже отдельных муниципальных образований.

Прожиточный минимум в России – правовое регулирование

В российском законодательстве вопросы обеспечения и установления прожиточного минимума регулируются рядом нормативных документов и актов. Так, они регламентируют как конкретный порядок установления этого показателя, так и иные аспекты права, связанные с прожиточным минимумом в России. В контексте рассматриваемого вопроса следует обратить внимание на следующие документы:

  • ФЗ №134 от 24.10.1997. Означенный закон регламентирует само понятие прожиточного минимума в России, устанавливает определенные критерии его определения, а также цели выяснения конкретных показателей минимальных доходов населения.
  • Постановление Правительства №1702 от 30.12.2017. Данным правительственным постановлением регулируются конкретные процедуры, связанные с определением прожиточного минимума в России – как на федеральном уровне, так и на региональных, а также предполагается обязательное разделение данного показателя по различным социальным группам.
  • ФЗ №227 от 03.12.2012. Этот закон регулирует порядок определения прожиточного минимума исходя из размеров потребительской корзины – конкретных нормативов по продуктам питания, а также иным затратам, необходимым для поддержания здоровой жизнедеятельности человека.

Непосредственные показатели прожиточного минимума определяются при помощи вышеозначенных нормативных актов отдельными Приказами Министерства труда и социальной политики по итогам годовых кварталов на регулярной основе. Более подробно о можно прочитать в отдельной статье.

Прожиточный минимум в России оказывает влияние в первую очередь на различные аспекты социальной политики. Так, Трудовой кодекс и федеральное законодательство предполагают соответствие прожиточному минимуму . Кроме этого, прожиточный минимум используется и в пенсионном обеспечении граждан – в случае, когда пенсия и иные поступления гражданина оказываются ниже данного показателя, производится .

Конкретный механизм определения прожиточного минимума предусматривает проведение непосредственных оценок стоимости потребительской корзины по регионам. То есть – изначально определяется стоимость потребительской корзины в отдельном регионе для установления регионального прожиточного минимума. После этого на основании данных по всем российским регионам проводится установление общего показателя по стране.

Следует разделять понятия МРОТ и прожиточного минимума, хоть они в большинстве случаев на федеральном уровне оказываются равны. Так, МРОТ касается именно трудовых взаимоотношений, в то время как минимум рассматривает необходимые средства для существования человека в целом. Также, МРОТ на федеральном уровне не может быть ниже ни в одном субъекте РФ, чем прожиточный минимум, средний по стране. В то же время региональные показатели прожиточного минимума могут быть и ниже, чем установленный федеральный МРОТ, но это никак не влияет на обеспечение положенных гражданам гарантий.

Необходимо отметить, что в России прожиточный минимум устанавливается отдельно для различных групп населения. Так, потребительская корзина содержит разный объем продуктов для детей, взрослых и пенсионеров – последняя категория считается наименее требовательной в данном вопросе. Про потребительскую корзину, ее значение, объемы и принципы формирования можно прочитать в отдельной статье. Вкратце же, она устанавливается исключительно на основании цен на список продуктов питания.

Иные же потребности в виде приобретения иных материальных благ устанавливаются просто на уровне 50% от стоимости пищевых продуктов. Аналогичный объем стоимости указывается и на получение услуг. За счет отсутствия фактической оценки затрат на коммунальные услуги и приобретение одежды, средств гигиены и иных необходимых товаров, многие современные экономисты критикуют принципы определения прожиточного минимума в РФ.

Прожиточный минимум на ребенка и пенсионера – его особенности

Потребности детей и пенсионеров в России могут существенно отличаться от потребностей взрослого и трудоспособного населения, а соответственно – для данных категорий граждан проводится отдельный расчет прожиточного минимума. Однако, изменения законодательства во многом негативно повлияли на обеспечение социальных гарантий данным категориям.

Так как оценка производится лишь по конкретной стоимости продуктов питания, она не включает в себя возможные значительные затраты данных категорий граждан на лекарственные средства и медицинское обслуживание, которое требуется им по статистике на порядок чаще и в больших объемах, чем трудоспособным гражданам. С другой стороны, имеющиеся льготы на проезд и иные механизмы социальной помощи могут значительно скомпенсировать данный недостаток, но это также уменьшает объективность оценки прожиточного минимума.

В целом, прожиточный минимум на пенсионера и на ребенка по России ниже, чем на трудоспособного гражданина. От показателей для детей зависит объем предоставляемых детских пособий, в частности – . Для пенсионеров же имеет значение возможность получения доплаты к пенсии до прожиточного минимума, которая также является обязательной социальной гарантией.

Как прожить на прожиточный минимум

Вопрос того, можно ли и как прожить на прожиточный минимум является актуальным для многих российских граждан. Существует достаточно много проектов и экспериментов, связанных с возможностью оценки того, действительно ли этот показатель отражает реальность и позволяет полноценно существовать. На основании подобных исследований можно отметить, что пищевая потребительская корзина действительно разработана с учетом удовлетворения потребностей организма.

Однако вторая часть прожиточного минимума может быть абсолютно недостаточной для обеспечения оплаты коммунальных платежей, проезда, приобретения одежды и иных необходимых для жизни вещей. И наоборот – если человек не заботиться о здоровом и сбалансированном питании, может оказаться что и стоимость пищевых продуктов окажется ниже, чем предусмотрено прожиточным минимумом.

На практике, прожить на прожиточный минимум действительно можно, полноценно питаясь и имея средства на удовлетворение иных потребностей с определенными ограничениями и в режиме экономии. Наибольшую сложность в данном случае вызывает оплата коммунальных услуг и иных расходов. Но политики чаще всего реагируют на такие замечания лишь предложением переезда – проживание одного человека в трехкомнатной квартире некоторые могут даже считать роскошью, а значит – и невозможность такого существования на прожиточный минимум является лишь следствием неэффективных действий и распоряжения средствами и имуществом самого гражданина.