Что такое. Определение понятия глобализация. Сущность

Что такое. Определение понятия глобализация. Сущность

Исторический процесс последнего столетия по сближению государств и народов - глобализация человеческого общества. Постепенно стираются культурные, политические и экономические границы, и свидетельством тому являются многие невооружённым взглядом наблюдаемые явления: одни и те же товары расходятся по всему миру, а с помощью средств массовой информации одно и то же событие обсуждается многими миллионами людей на земле. человеческого общества можно привести множество.

Главные роли

Как только возникли и широко распространились телекоммуникационные и информационные технологии (а это произошло чрезвычайно быстро), процесс глобализации человеческого общества стал особенно заметным. Например, Всемирная паутина, то есть сеть Интернет, существует без признания каких-либо границ, и эта "сеть сетей" способна объединить всё человечество. Прежде всего глобализация человеческого общества способствовала расширению рыночной экономики мирового масштаба, финансовый капитал свободно циркулирует во всём мире и тоже границ не признаёт.

Главные роли в этом процессе, происходящем в мировой экономике современности, играют, конечно же, ТНК (транснациональные корпорации). Пути они пролагают по всему миру быстро и кратко, глобализация человеческого общества осуществляется ими безо всякого контроля, ибо ни одно государство не может выстроить достойную преграду ни одной транснациональной корпорации. ТНК плотно взаимодействуют друг с другом, таким образом, контролируя и координируя мировую экономическую деятельность. Такие международные экономические организации, как МВФ (Международный валютный фонд) и ему подобные, и определяют сегодня глобальную экономику.

База

Однако, если характеризовать этот процесс наиболее ёмко и кратко, у глобализации человеческого общества весьма противоречивый характер. Это можно наблюдать особенно эффективно в сфере культуры. Национальные культуры сегодня находятся в кризисе, поскольку в мире всё шире распространяется стратегия потребительства, и её буквально подстёгивают средства массовой коммуникации. С их лёгкой руки именно массовая культура в массовом обществе становится той базой, на которой возрастают человеческого общества, от 1 по 8 пункты их перечисления каждый человек уже наизусть знает, и об этом гораздо подробнее будет сказано ниже.

Происходящим процессом в непозволительно большой степени нивелируется значение регионального, национального своеобразия, и это не может не привести к сопротивлению. Глобалистская идеология и практика нравится далеко не всем, а потому в мире ширится одновременно с нею и протест против неё, мировое антиглобалистское движение набирает силу и день ото дня крепнет.

Чего боится человечество

И глобализации человеческого общества действительно чрезвычайно велики. Пока что самых крупных и опасных насчитывают примерно восемь. Во всяком случае, учебник обществознания (10 класс) о глобализации человеческого общества свидетельствует именно это. Хотя проблемы растут не только масштабами, но и числом. Сегодня мы говорим об экологическом кризисе, к которому человечество привело как раз перепотребление. Это первый пункт.

На втором - демографический кризис. Человечество стремительно стареет: продолжительность жизни благодаря медицине значительно увеличилась, а младенцы появляются в достаточном количестве только в странах "третьего мира". Благополучное население размножаться не хочет. Причиной тому - третий пункт: человечеству действительно угрожает ядерная война, и опасения вовсе не лишены реальных оснований.

Терроризм, СПИД и наркомания

Можно себе представить, как трудно сегодня учителю составлять конспект урока 10 классу о глобализации человеческого общества! Очень сложный четвёртый пункт. Ведь, наряду со всё усложняющейся и увеличивающейся борьбой с терроризмом, само террористическое сообщество растёт не по дням, а по часам, создавая уже собственные государства, которые ведут непрекращающуюся войну со всем миром. И у целого мира победить терроризм пока не получается. Как учителю объяснить то, что этот вроде бы позитивный процесс стал порождением такого явления, как терроризм? И 10 класс урок по глобализации человеческого общества должен усвоить, ведь именно эти молодые люди - будущее нашего человечества.

Не менее страшен и пятый пункт. Если ещё поколение назад слова "наркоман" в лексиконе обычного человека не существовало, то сейчас именно эти дети, изучающие на обществознании глобализацию человеческого общества, находятся в самой большой опасности. Нравы стали легче, торжествует толерантность (опять-таки, благодаря глобализации и тлетворной работе СМИ) по отношению к выбору не только полового партнёра, но и собственного пола, а потому бороться с распространением СПИДА и наркомании приходится всё более упорно, и борьба эта всё более безрезультатна. Потому тормозится и деятельность по шестому пункту, который касается охраны здоровья. Здесь не только СПИД не знает границ, но и африканская чума свиней, и птичий грипп из Гонконга, и многое-многое другое лихорадит человечество, перелетая десятки тысяч километров за считанные дни.

Север-Юг

Суть седьмого пункта слегка зашифрована в названии "Проблемы Севера и Юга". Хотя совсем немного сообразительности нужно, чтобы понять, о чём идёт речь. Глобализацию человеческого общества 10 класс вполне способен понять как преодоление разрыва между уровнями жизни развитых и развивающихся стран. В основном все бедные находятся на юге (исключая весьма немногие, как, например, ЮАР), а все самые богатые - на севере.

Первые хотят от вторых помощи, но получают совсем другое (вспомним Ливию, Сирию, Ирак, Афганистан). Из-за войн за полезные ископаемые развивающихся стран резко усилился поток миграции в страны благополучные (более всего - в европейские), принося с собой те же самые терроризм, СПИД и наркоманию. Более того, в мире распространяются и новые, и хорошо забытые старые заболевания - оспа, холера, чума. "Север-Юг" - одна из самых острых глобальных проблем человечества. Восьмого пункта мы уже слегка коснулись, и он не менее болезненный. Это страдающие национальные культуры, находящиеся на грани полного уничтожения.

Периферийность

Определение глобализации человеческого общества как сближения народов мира и государств не освобождает ведущих социологов от осмысления происходящего процесса. Существуют самые разнообразные теории, и одной из самых интересных считается теория всемирной зависимости, где социальное развитие рассматривают как международное разделение труда. Выделено три элемента в современном мировом сообществе.

Это центр, который доминирует в мировой экономике и политике, включающий в себя страны-эксплуататоры относительно других социально-экономических систем. Это сырьевые придатки, снабжающие центр, бесконечно эксплуатируемая периферия. И есть полупериферия, где присутствует и то, и другое. Страны центра, которые экспортируют сырьё из "третьего мира", не оставляют молодым государствам ни одного шанса на развитие, поскольку экономика эксплуатируемой страны уже изуродована этим неравноправным обменом. Она никогда не поднимется с колен и никогда не станет успешной.

Столкновение цивилизаций

И ещё о культурах. Существует другая теория развития мирового сообщества, тоже из самых интересных. Там рассматриваются семь-восемь главных цивилизаций из присутствующих в современном мире. Почти все они принадлежат к разным цивилизациям. Индия. Россия. Япония. Китай. Европа. США. Только две последних можно некоторым образом объединить, но и то не полностью. И не менее сильная группа - исламские государства, неимоверно многолюдные.

Такой расклад в региональной политике имеет характеристики сугубо этнические, а в глобальной - эти отношения происходят на уровне цивилизаций. Потому и самые крупные, самые опасные конфликты возникают вовсе не на почве богатства или обогащения. Конфликтуют народы, поскольку принадлежат они разным культурам. Противостояние многоуровневое: бьются и соседние государства, которые представляют разные цивилизации, и ведущие коалиции, которые также относятся к разным цивилизациям. Теперь социологам вопрос: так ли позитивен процесс глобализации, как преподают детишкам в 10 классе на уроках обществознания?

В России

На социальные изменения современного российского общества повлияли как внешние, так и внутренние факторы. Расстановка сил на международной арене изменилась, поскольку в 90-х перестала существовать система социализма, а с этим закончилось и противостояние разных мировых систем, военно-стратегическое и геополитическое положение России стало иным. Это внешние факторы. А внутренние всем известны - это тактические и стратегические ошибки "младореформаторов".

Стартовые позиции в итоге у страны оказались крайне невыгодными, плюс самобытность нашего народа, достаточно сильно сопротивляющаяся всеобщей глобализации. Тем не менее идея международной системы и у нас постепенно сменилась представлением о глобальной системе, а это значит, что определённые процессы глобализации идут, к сожалению, и у нас. Происходящее в стране никак не объясняется традиционной логикой независимых национальных сообществ, поскольку развитие происходит совершенно по другой схеме.

Глобализация экономики

Социологи, ориентирующиеся в своих изысканиях на передовые индустриальные сообщества, представили два процесса глобализации, а вот изучающие "третий мир" их коллеги нашли и третий процесс. Первый - глобализация производственных мощностей. Для конца двадцатого века характерна экспансия капитализма, трансформация его в глобальную экономику, где транснациональные корпорации "правят бал".

Ещё бы! Доходы не самой во много раз превышают экономику какой-нибудь небольшой европейской страны. Глобальную деятельность ТНК ведут безо всякого контроля, а внутренние операции и сделки друг с другом интегрируются в экономическую деятельность мирового масштаба.

Глобализация культуры

Это второй процесс. Локализованные культуры в настоящее время теряют собственное многообразие, и любые сколько-нибудь яркие национальные черты подменяются кичем потребительства. Здесь уже говорилось о том, насколько оно распространилось в мире, заменив собой или более чем существенно дополнив практически все национальные культуры. Весьма действенно все самые передовые стратегии потребительства через маркетинг и прочую торгово-рекламную деятельность распространяются вплоть до самых "медвежьих" уголков мира.

Всеми самыми популярными и крупными средствами массовой информации оперируют тоже в основном транснациональные корпорации, понимающие, насколько эффективен PR в деле глобализации человеческого общества. Область телекоммуникаций становится исключительно однородной за счёт технологических изменений, потребительская культура "усредняет" видение мира, поскольку почти полностью овладела умением манипулировать человеческими желаниями.

Глобальная система

Третий процесс - социологический, в котором участвует вся глобальная система. Социологи, изучающие "третий мир", отметили, что международная менеджерская буржуазия подаёт признаки жизни, то есть появился транснациональный капиталистический класс. Многочисленными исследованиями было установлено, что в странах "третьего мира" существуют "компрадорские" группы, плотно связанные интересами с транснациональными корпорациями, и обоснование сотрудничества с ними обещают пользу для собственной страны.

Именно с их лёгкой руки и утверждается повсеместно господство потребительской культуры. Понятие нового транснационального класса капиталистов ещё недостаточно определено и обосновано, поскольку социология глобализма пока и сама недостаточно сформировалась - процесс настолько быстро идёт вперёд, что наука за ним не поспевает. На самом деле, оба они - новички. И глобализация, и изучающая её наука. Однако первая действует значительно успешнее.

Выводы

Нужно признать, что процесс глобализации человеческого общества стал необратимым, и преобразование мирового хозяйства в единое пространство, в единую зону не остановится и вспять не повернёт. Это можно увидеть посредством анализа процесса глобализации, который представлен в теории и методологии зарубежной и отечественной литературы.

Мир накрывает единое экономическое, политическое, социокультурное, информационное пространство, где беспрепятственно могут перемещаться информация, услуги, товары, капиталы, а также бедность, пороки, болезни и бескультурье. Происходит то, что знаменитый американец японского происхождения, учёный-политолог и философ в 1989 году назвал "концом истории".

», которое стали использовать не только ученые, но и все — от политиков до средств массовой информации. Это слово содержит буквально парадигму, включающую понимание происходящих в мире процессов, эпохальных изменений. Понятие глобализации — это краткое обозначение совокупности сложных процессов, суть которых в том, что они как бы «сжимают» мир во времени и пространстве и делают условными и проницаемыми все существующие территориальные границы.

Глобализация - это исторический процесс превращения мира в единую систему, обладающую единым и характеристикам и. Исторически такую систему порождает действие факторов глобализации:

  • электронные средства коммуникации, способные сжимать до минимума разделяющие людей время и пространство;
  • технологические изменения, позволяющие распространять по всему миру производимую продукцию;
  • формирование глобальных идеологий, таких, как экологическое или правозащитное движение.

Характерные черты и тенденции глобализации

В конце 90-х гг. прошлого века в научный оборот вошел термин «глобализация». Под глобализацией понимают процесс объединения экономик стран мира. создание единого правового, экономического и информационного пространства.

Характерными чертами глобализации являются:

Усиление роли ТНК

Транснациональные компании (TНK ) - хозяйственные предприятия, действующие в двух или более странах , и в операциях которых содержится определенный зарубежный компонент. Как правило, являются национальными по капиталу и международными по месту приложения. В настоящее время в мире насчитывается более 7 тыс. ТНК, в сферу деятельности которых входят около 700 тыс. дочерних предприятий. Основными странами базирования почти всех крупнейших ТНК являются США, Великобритания, Япония.

В настоящее время 80% новейших технологий создаются ТНК, доходы которых в ряде случаев превышают валовой национальный доход отдельных довольно крупных стран. Достаточно сказать, что в списке 100 крупнейших экономик мира 51-ю позицию занимают ТНК. Следует отметить, что сфера деятельности большинства из них связана с разработкой гипертехнологий (или метатехнологий), к которым можно отнести инновационные технологии, сетевые компьютеры, новейшие компьютерные программы, технологии формирования общественного мнения и массового сознания и др. Сегодня именно разработчики и владельцы подобных технологий контролируют финансовые рынки и определяют облик мировой экономики.

Создание компьютерной сети Интернет

Интернет — всемирная компьютерная сеть , созданная в США как ресурс Минобороны в 1969 г. и рассекреченная в общемировой доступ в начале 1990-х гг. Дает возможность:

  • мгновенно вступать в контакт с любым пользователем в каждой точке земного шара, проводить интернет-конференции, совещания в режиме реального времени в мультимедийном режиме;
  • получать доступ к неограниченному объему информации;
  • общаться с любыми референтными группами и представителями различных элит, тем самым ликвидируя фактор статусных различий;
  • использовать в качестве средства досуга и развлечения;
  • выступать в качестве обучающего инструмента;
  • осуществлять ведение бизнеса;
  • рекламировать товары и услуги;
  • обеспечивать мобильную связь и комфортность существования;
  • значительно повышать эффективность взаимодействия граждан и правительства;
  • организовывать СМИ в режиме реального времени.

Наличие и развитость Интернета является показателем включенности стран в глобальное пространство.

Рост мегаполисов

Мегаполисы — крупные города с развитой инфраструктурой. насчитывающие несколько миллионов жителей. Они могут считаться новыми формами урбанизации.

Мегаполисы для стран являются:

  • посредниками вступления в глобальное пространство;
  • центрами экономического, технологического, политического, культурного развития.

Мегаполис очень часто становится как бы «государством в государстве» и даже определяет судьбу страны. К сожалению, рост мегаполисов приводит к отрицательным последствиям — это перенаселенность; резкое расслоение общества («бразилификация» — появление очень богатых и очень бедных); потеря национальной идентичности; возрастание уровня преступности; уменьшение социального контроля.

В настоящее время крупнейшими мегаполисами являются: Мехико- Сиги: Нью-Йорк; Большой Токио — Йокогама (сливающиеся в один город); Большой Лондон (с пригородами). Население каждого из них составляет более или около 20 млн человек.

Стандартизация и унификация

Важными признаками глобализации являются:

  • стандартизация промышленной продукции;
  • унификация ведения отчетности, документации, международного законодательства и пр.

Стандартизация — свод правил, предназначенных для обеспечения сотрудничества и однозначного толкования условий производства, коммерческой деятельности, средств контроля и требований безопасности. Стандартизация дает возможность:

  • согласовывать различные разработки независимых корпораций;
  • пользоваться унифицированными протоколами обмена данных;
  • обеспечивать защиту, кодирование и декодирование информации:
  • осуществлять согласования, необходимые для процесса глобализации.

Наряду с разработкой системы мировых стандартов осуществляется обязательная сертификация товаров и услуг.

Сертификат — это документ, подтверждающий качество товара или услуги. Сертификат дает возможность:

  • защитить рынок от продукции плохого качества;
  • ограничить возможности развивающихся стран попасть на богатые рынки.

Стандартизация движется в двух направлениях: кодирование товаров и унификация товаров и услуг. При этом штрих-код является глобальным языком торговли.

Распространение по всему миру английского языка.

В глобальном обществе существует необходимость в языке, понятном для всех. Выделению английского языка в качестве языка мировой глобализации способствовали следующие факторы:

  • политическое и военное могущество стран, говорящих на данном языке;
  • сильная экономика и действие ТЫ К в глобальных масштабах;
  • научно-техническая революция и наличие высокого уровня на- учно-технических исследований;
  • большое количество бывших английских колоний;
  • победа Великобритании и США в Первой и Второй мировых войнах; доминирование в послевоенную эпоху;
  • распространение средств массовой информации;
  • распространение рекламы;
  • успех носителей языка;
  • распространение Интернета.

Следует отметить, что современные процессы глобализации, по мнению специалистов, имеют противоречивый характер. Так, с одной стороны, открываются новые возможности для экономического и научно-технического прогресса, развития высоких технологий и новых средств коммуникации, расширения и углубления международною сотрудничества, а с другой — увеличивается разрыв между богатыми и бедными странами, подрываются национальные валюты и экономики, обостряются экономические проблемы, создаются условия для манипулирования массовым сознанием с помощью новейших информационных технологий.

Манипуляция массовым сознанием

Манипуляция массовым сознанием — разновидность психологического воздействия, результатом которого является скрытое возбуждение и появление у адресата намерений, не совпадающих с его действительными желаниями.

Манипуляция создается путем: использования стереотипов поведения; подмены понятий; создания метафор; мифологизации; отвлечения внимания.

С развитием средств массовой коммуникации появилась возможность влиять на сознание масс всего мира. Технологии изменения массового сознания называютсяhigh - hume . Они опираются на такие средства, как: телевидение, кино, массовое искусство, глобальная сеть.

Телевидение способно формировать сознание или создавать у зрителя требуемую реальность, не имеющую связи с действительностью.

Массовое искусство создает виртуальную жизнь, симулирующую реальность, так называемые симулякры — средство фиксации переживаемого состояния, «порождение, при помощи моделей, реального без истока и реальности: гиперреальности» (Ж. Бодрийяр). Реальное заменяется знаками реального.

Опасность манипуляций сознанием заключается в таких факторах, как:

  • потеря адекватного восприятия реальности в мировых масштабах;
  • нивелирование человеческой личности;
  • использование масс в различных «грязных» политических процессах.

XX в. породил специфический феномен, названный испанским философом X. Ортегой-и-Гассегом «Восстание масс», суть которого состоит втом, что на смену относительно упорядоченной жизни общества приходит его массовизация. В таком массовом обществе большинство населения принимает стандарты, пристрастия и стереотипы, навязанные средствами массовой информации, в результате чего на историческую арену выходит «человек-масса», который чувствует себя «таким же как все» и не стремится к самосовершенству. Мир представляется ему широким полем деятельности для приложения своей энергии и предприимчивости.

Именно на волнах манипуляции массовым сознанием , утрате людьми ценностей традиционного характера, отрыве от исторических корней наиболее доверчивые, беспринципные люди могут встать на путь экстремизма и терроризма.

Поэтому своеобразным негативным ответом на глобализацию становится рост террористической деятельности. В начале XXI в. терроризм начал также приобретать глобальные черты:

  • становится международным по характеру;
  • имеет обширную финансовую базу;
  • использует новейшие технологии;
  • расширяет масштабы деятельности.

Мировая общественность ведет борьбу с международным терроризмом. Ужесточаются законы, проводятся силовые акции, однако это пока не привело к ликвидации террористических организаций.

В заключение отметим, что глобализация, как бы мы ее ни оценивали, представляет собой факт современного существования. Глобализация — это необратимый процесс, естественный ход мирового развития со всеми своими плюсами и минусами.

Социальные последствия процесса глобализации

Реально результаты процесса глобализации можно видеть в том, что границы для экономической, культурной и даже политической деятельности становятся все более прозрачными, условными. Транслокальные и транснациональные сети — промышленные монополии, Интернет, обмен студентов и профессиональных кадров, сфера услуг, организации «зеленых» и движение в защиту прав человека — способствуют созданию поистине глобальной культурной и экономической системы. В силу действия всех этих факторов пошатнулось традиционное для XX в. «геополитическое воображение», сводившееся к восприятию мира разделенным на пространственные, территориальные и идеологические блоки. Глобализация влечет за собой формирование новой геополитики и нового видения мира, все более приобретающего образ единого целого, состоящего из «потоков» и «сетей».

О сложности восприятия глобализации говорят и данные ИКСИ РАН, полученные в ходе исследования понимания российским обществом специфики и сущности глобализации. Выявленные различия во мнениях респондентов и экспертов обусловлены разным наполнением информационного канала поданной проблеме, вследствие чего неодинаково будут восприниматься и последствия. Так, свыше четверти респондентов (28 %) и почти половина экспертов (44 %) считает, что в целом процессы глобализации открывают для развития человечества позитивные перспективы; пессимистично смотрят в будущее 18 % респондентов и 27 % экспертов; затруднились определить свое мнение 54 % респондентов и 29 % экспертов. Таким образом, пока глобализация создает в массовом сознании преобладающие настроения неопределенности и слабых оптимистических ожиданий; эксперты более оптимистично смотрят вперед, но в целом налицо дефицит позитивных ожиданий относительно данного процесса.

В процессе глобализации проявляются противоположные тенденции — к возрастанию взаимосвязей в глобальном масштабе и дальнейшей фрагментации. Глобализация устанавливает разнообразные типы связей, создавая то, что У. Ханнерц назвал «глобальной ойкуменой», лишенной границ. Системность или единство этого глобального образования представляет собой результат взаимодействия локальных субъектов с глобальными структурами.

От глобализации невозможно укрыться. Глобальные процессы все больше влияют на локальные, и даже наиболее почвеннические режимы, несмотря на очевидное сопротивление, вынуждены в той или иной степени идентифицироваться с глобальной системой.

Глобализация вносит изменения не только в социальную организацию, но и в осознание мира. Дж. Арриджи считает глобализацию одним из звеньев процесса эволюционного изменения мировой капиталистической системы. Однако такое понимание явно недостаточно, так как сводит все богатство и сложность мировой истории к одному системному образованию — капитализму.

Глобализация — явление глубоко противоречивое. Она не только соединяет, но и разъединяет, не только обогащает, но и существенно ограничивает. Глобализация влечет за собой стягивание, столкновение локальных культур, которые должны переопределиться в этом столкновении локальностей. Отсутствие границ для финансовых, торговых и информационных потоков оборачивается усиленной фиксацией места жизни и деятельности для многочисленных групп населения. Для многих людей это несет социальную деградацию, утрату публичных пространств: удаленность мест их проживания от единых глобальных центров лишает их возможности самим участвовать в выработке социальных смыслов, в принятии решений. Они становятся пассивными реципиентами смыслов и значений, продуцируемых где-то далеко. Можно говорить о своего рода пространственной сегрегации, об установлении и прогрессирующем росте дистанции между глобальными элитами и населением стран. Дж. Сорос пишет: «Глобальная капиталистическая система поставила страны мира в неравные условия. Пропасть между богатыми и бедными расширяется. А система, не дающая никакой надежды и не поддерживающая проигравших, толкает их на совершение деструктивных поступков, продиктованных отчаянием, и потому рискует быть подорванной изнутри».

Глобализация, как ее ни оценивать, представляет собой факт современного существования, «необратимый процесс, неотвратимую участь мирового развития; глобализация не может быть плохой или хорошей».

Понятие «глобализация» очень многопланово. Ценность его для социальной науки в том, что оно фокусирует внимание на процессах, превращающих мир в единое целое — глобальную систему.

Глобализация - это всемирный процесс политического, экономического, культурного и духовного объединения и взаимопроникновения. Впервые этот термин употребил американский экономист Левит в 1983 году. Первые черты глобализации появились еще после похода Александра Македонского до самой Индии, когда греческая культура начала распространяться по Евразии. Затем была эпоха завоеваний Римской империи, когда под ее влиянием оказалось все Средиземноморье, а потом и Западная Европа, и Британия. Следующий виток развития глобализации - период географических открытий и колонизаций. Всемирные масштабы глобализация приняла после Второй мировой войны.

Современная глобализация.

Современная глобализация проявляется во всех сферах жизни человеческого общества. В первую очередь мировая глобализация заметна в экономике.

Экономическая глобализация выражается в создании единого экономического пространства, создании мировых финансовых рынков, международной торговле, огромных капиталов, переправляемых из страны в страну, появлении международных брендом. Рестораны McDonald"s работают по всему миру, финские телефоны собираются в Китае, а корейские автомобили в России, французская косметика производится в Польше, а канадскую игру «Assassin"s Creed» разрабатывают в студии в США, Англии, Франции, и даже Румынии и Украине. Все это последствия экономической глобализации.

Процесс глобализации в политике - это создание международных организаций, которым переходит часть политических полномочий от властей разных государств. Примеры - ООН, ВТО, Европейский союз, НАТО, Международный валютный фонд, Мировой Банк и т.д. Таким образом, очень часто в каком-либо вопросе международной политики ООН имеет больше прав и влияния, чем президент определенной страны, напрямую связанной с этим вопросом.

Глобализация культуры - тот тип глобализации, которая всегда на виду. Она распространяется через интернет, кино, телевидение, прессу и книги. Каждый знает фразу «Элементарно, Ватсон» или «Бонд. Джеймс Бонд», и это - последствия культурной глобализации. Короче глобализация культуры - процесс при котором национальные культурные явления превращаются в интернациональные.

На основании этого можно выделить основные факторы глобализации :

  1. Переход к рыночным отношениям и сближение экономик стран мира.
  2. Интернационализация хозяйственной деятельности.
  3. Либерализация ВЭД.
  4. Появление различных международных организаций.
  5. Объединение стран в союзы и коалиции.
  6. Появление всемирных валютных и финансовых рынков.
  7. Распространение IT-технологий и коммуникаций.

Последствия глобализации.

Глобализация подверглась неоднократно критике со стороны и политиков, и экономистов, и ученых. Джозеф Стиглиц считает, что глобализация и ее идеалы работают в интересах развитых стран , увеличивая их разрыв со странами развивающимися. Он также считает, что глобализация усиливает международную конкуренцию, а это негативно сказывается на трудовом законодательстве.

Кроме того, глобализация, по мнению разных исследователей. Виновна в падении рождаемости, в ослаблении геополитических соперников Соединенных Штатов Америки, в монополии на производстве и сбыте товаров, в распределении доходов в пользу группы мировых олигархов. А также культурная глобализация обвиняется в уничтожении и вытеснении национальных культурных ценностей.

Все эти обвинения на данный момент доказаны частично, либо не доказаны вообще, потому точно нельзя утверждать ни вред, ни пользу глобализации в чем-либо. Однако в 2013 году всемирный исследовательский проект World Values Survey проанализировал 75% населения Земли в 65 странах и доказал, что культурная глобализация не повлияла на национальные ценности культуры. А тот же McDonald"s, который упоминается первую очередь, когда речь заходит о глобализации, во всех странах мира учитывает местные культурные традиции, и это отражается на меню. Например, в Тайване вы можете купить СегунБургер, в Израиле - МакШаверму, в Марокко - бургер МакАрабия, а в Канаде - МакЛобстер.

GLOBALIZATION) Процесс, в ходе которого мир превращается, как утверждается, в единую глобальную систему. Вопрос о глобализации стал весьма актуальным в 1990-е гг., хотя различные аспекты этого процесса серьезно обсуждались социологами уже начиная с 1960-х и 1970-х гг. В 1960 г. М. Маклюэн ввел в научный оборот в области анализа культуры и средств массовой коммуникации выражение «глобальная деревня», попытавшись таким образом описать уменьшение размеров мира в результате появления новых технологий коммуникации. В этот же период в ответ на экономические изменения в мировом масштабе, такие, как рост транснациональных компаний (ТНК), расширение международной торговли, международное разделение труда, развивается мировой системы теория, своего рода модель мировой экономики. В современных дискуссиях выделяются три измерения или проявления глобализации: экономическое, культурное и политическое. В экономическом измерении глобализация представляет собой экспансию капитализма и превращение его в интегрированную мировую экономику. Наиболее значимым сдвигом в этом отношении было расширение мировых финансовых рынков. Темпы глобализации финансовых потоков резко возросли в последнюю четверть ХХ в. Капитал перемещается по миру, отвечая потребностям финансирования международной торговли, инвестиционным целям (преследуемым как финансовыми институтами, вкладывающими средства в нематериальные активы, так и транснациональными компаниями, ориентирующимися на материальные ценности), а также посредством операций по обмену валюты. Финансовой глобализации в значительной степени способствовало развитие информационной технологии, сделавшей возможным функционирование глобальных рынков в режиме реального времени и электронный перевод денежных средств. Другим важным фактором экономической глобализации стало развитие транснациональных корпораций, объясняющее значительное увеличение объемов мировой торговли в последние двадцать пять лет. Доходы крупнейших ТНК превышают совокупный доход многих небольших государств, при этом деятельность таких корпораций в масштабах всего мира в основном неподконтрольна какому бы то ни было национальному правительству. Своими внутренними операциями и сделками между собой ТНК способствуют интеграции экономической активности в глобальном масштабе. Одним из аспектов этой экономической роли, который стал предметом особого внимания, является глобализация производства. Глобализация культуры, как утверждается, является результатом развития массового туризма, возросшей миграции населения между обществами, коммерциализации культурных продуктов и распространения по всему миру идеологии потребительства (ideology of consumerism), что привело к замене или дополнению более локализованных культур. Культурной глобализации способствуют маркетинговая деятельность ТНК и развитие средств массовой коммуникации (владельцами которых в основном являются опять-таки транснациональные корпорации). В качестве примера чаще всего указывают на макдоналдизацию. Под глобализацией в политической сфере понимается рост международных организаций, включая Всемирный банк, Международный валютный фонд и Всемирную торговую организацию, которые регулируют процессы, происходящие в мировой экономике, и, таким образом, ограничивают свободу наций-государств. Глобальные финансовые рынки и развитие ТНК также сокращают способность национальных правительств контролировать деятельность этих компаний в пределах того или иного государства, поскольку ТНК могут перемещать свой бизнес из одной страны в другую или другие в том случае, если им не нравится политика какого-либо правительства. Европейский Союз также ограничивает национальный суверенитет стран-членов в экономической, социальной и политической сферах. Некоторые социологи говорят о возникновении международной менеджерской буржуазии или транснационального капиталистического класса, такого рода утверждения, впрочем, являются спорными с эмпирической точки зрения. Политические социологи занимаются изучением вопросов, связанных с такими проявлениями глобализации, как упадок авторитета нациигосударства, проблемы состояния окружающей среды, права коренного населения и гражданство, миграция и межрасовые и межэтнические конфликты, наконец, напряженность между правами человека и гражданскими правами. Казалось, что глобализация угрожает целостности и аутентичности локальных культур, что вызвало рост социальных движений протеста против ощущаемой гомогенизации культур. Эта напряженность между локальным и глобальным привела к возникновению новой терминологии, отражающей сопротивление включению в глобальную систему. Примером этого может служить термин «глокализация». Глобализация анализировалась также в плане возможностей появления новых форм управления и демократии в рамках глобального порядка (Held, 1995). Главные аналитические проблемы, с которыми сталкивается теория глобализации, распадаются на шесть широких тем: (1) Первоначально глобализация рассматривалась сквозь призму социологии Т. Парсонса как продолжение процесса модернизации. Однако в настоящее время многие социологи считают глобализацию чертой постмодерна, поскольку она предполагает, в частности, отмирание модернистской нации-государства. (2) Серьезные разногласия вызывает вопрос о том, к чему ведет глобализация: к стандартизации культуры или, напротив, к усилению культурного разнообразия (и в связи с этим к фрагментации идентичности) в процессе аккомодации и диффузии, получившем название «гибридизация». (3) Глобализация означает возможность появления новой мировой политической системы, поскольку глобализационный процесс ведет к исчезновению проблем политической организации, связанных с коммуникацией. Вместе с тем глобализация и культурная гибридизация порождают гораздо большую этническую и религиозную напряженность, с которой тем или иным образом придется справляться любой глобализованной политической системе. (4) Предметом значительных разногласий является и вопрос о причинах и степени глобализации. Одни рассматривают мировой порядок как результат всегонавсего экономических роста и интеграции, другие - как культурное следствие новых электронных средств коммуникации. (5) Историки отмечают, что в конце XIX в. уже существовала либеральная и международная по своему характеру экономика, основанная на торговых связях. Таким образом, экономическая глобализация в конце ХХ в. может быть, по крайней мере отчасти, возвратом к более старой экономической модели. (6) Оценки глобализации варьируются от оптимистического видения возникающего мирового порядка, основанного на универсальных ценностях, до пессимистического взгляда, сосредоточивающегося на экологических катастрофах, культурной стандартизации и этнических войнах. См. также: Зависимости теория; Идентичность; Информационное общество; Капитализм; Модерн; Новое международное разделение труда; Постиндустриальное общество; Постфордизм. Лит.: Albrow (1996); Giddens (1999)

Появление термина «глобализация» связывают с именем американского социолога Р. Робертсона, который в 1985 году дал толкование понятию «глобализация».

Глобализация – это процесс всевозрастающего воздействия различных факторов международного значения (например, тесных экономических и политических связей, культурного и информационного обмена) на социальную действительность в отдельных странах.

Самый мощный фактор глобализации – экономический, проявляющийся в наличии транснациональных корпораций, действующих одновременно во многих странах и использующих новые исторические условия в своих интересах. Но не нужно полагать, что глобализация – это своего рода гигантизация или смесь разнородных процессов. Глобализация – объективный процесс, который определяет качественные изменения в глобальном пространстве, возрастание взаимосвязанности и уникальности отдельных людей или цивилизаций в целом.

Центральная идея, лежащая в основе глобализации, заключается в том, что многие проблемы невозможно адекватно оценить и изучить на уровне национального государства, т.е. на уровне отдельной страны и ее международных отношений с другими странами. Вместо этого их необходимо формулировать с точки зрения глобальных процессов. Некоторые исследователи зашли в этом настолько далеко, что они предсказывают, что глобальные силы (под которыми имеются в виду транснациональные компании, другие глобальные экономические образования, глобальная культура или различные глобализирующие идеологии) становятся настолько сильными, что ставится под вопрос дальнейшее существование отдельных национальных государств.

Одни возлагают на глобализацию огромные надежды как на панацею от различных перекосов экономики. А другие – антиглобалисты – ненавидят и всячески ругают все, что связано с ней. Предметом оживленных дебатов служит буквально все – что такое глобализация, когда она началась: существуют различные точки зрения и на то, является ли глобализация феноменом нескольких последних десятилетий, или же о глобализации можно было говорить уже тогда, когда один народ мог устанавливать контакты с другими народами, находящимися на противоположной стороне земного шара. Как глобализация соотносится с другими процессами в общественной жизни, каковы ее ближайшие и отдаленные последствия. И что же можно назвать глобализацией, а что нет. Обилие мнений, подходов, оценок само по себе, не гарантирует основательной проработки темы. Глобализация оказалась трудным вопросом не только для массового сознания, но и для научного анализа33.

В настоящее время ученые выделяют три вида глобализации: политическую, экономическую, глобализацию культуры и антиглобализацию.

Политическая глобализация. Политическая глобализация проявляется в институционализации международных политических структур. Так, например, европейская система формировалась как межгосударственная система – система попеременно конфликтующих и объединяющихся государств и империй. Более ранние мировые системы, в которых объединение достигалось главным образом с помощью насильственной силы, были подвержены колебаниям между многоцентровыми межгосударственными системами и мировыми империями, в которых одно доминирующее государство завоевывало все остальные государства региона. Современная мировая система осталась по сути многоцентровой, причиной чему явился переход к форме объединения, основанной на производстве и продаже товаров с целью получения прибыли, т. е. переход к капитализму. Государства, претендующие на роль гегемонов, предпочли последовать стратегии контроля над торговлей и над доступом к ресурсам, импортируемым с периферии, вместо того, чтобы завоевывать другие государства и получать от них подати.

Глобализация политических рынков выражается прежде всего в расширении круга экономических субъектов, на запросы которых вынуждены реагировать как национальные правительства, так и международные организации. Применительно к национальным государствам уже не приходится говорить об исключительной «национальной» или «территориальной» принадлежности экономических субъектов, интересы которых принимают во внимание правительства. В широком смысле речь идет о том, что круг источников политической поддержки правительства (а значит, и субъектов, в чьих интересах формируется экономическая политика) выходит за рамки территориально-государственных границ. Применительно же к международным экономическим организациям политическая глобализация означает появление многочисленных новых «игроков» мирохозяйственной системы (в первую очередь топливно-нефтяной комплекс и неправительственных организаций), влияние которых по ряду параметров сравнимо с влиянием национальных правительств.

Конкуренция за власть в межгосударственной системе не требует особого культурного консенсуса между странами. Соответственно возник такой феномен, как «глобальное правление» («global governance»). Он означает развитие специализированных международных организаций, таких, как Лига Наций, ООН, Совет Европы и др. Создание этих «первичных мировых государств» является процессом создания определенных институтов, но, в отличие от более ранних «мировых государств», они возникают постепенно, на основе соглашений между государствами, а не путем завоеваний. Такая тенденция может в будущем привести к созданию единого всемирного государства. В настоящее же время перспективы создания эффективной системы управления мирохозяйственными процессами определяются тремя ключевыми проблемами. Во-первых, расширяется круг субъектов политического рынка, влияющих на принятие решений правительств и международных организаций. Тем самым ослабляются традиционные механизмы репрезентации и агрегирования экономических интересов. Во-вторых, в последнее десятилетие сложились многочисленные региональные экономические группировки, которые при общей ориентации на ценности открытой мировой экономики представляют собой мощные инструменты защиты специфических интересов субъектов, оказывающих решающее влияние на выработку экономической политики в данных группировках. Наконец, в-третьих, происходит диффузия автономии международных экономических организаций, выражающаяся в подмене координации экономической политики в международном масштабе борьбой отдельных стран, их группировок и собственно аппарата соответствующих организаций за влияние на принятие глобально значимых экономических решений.

Из сказанного выше становится понятно, что глобализация представляет собой достаточно сложное, многоаспектное, динамично развивающееся явление. Глобалистика как научное направление, изучающее процессы глобализации в мире, приобретает все более важное значение. В рамках глобалистики как междисциплинарной науки выделяют несколько направлений исследований глобализационных процессов. К ним относятся мир–системный анализ, модель глобальной культуры, модель глобального общества, модель глобального капитализма34.

Экономическая глобализация. На сегодняшний день в научных и деловых кругах еще не сложилось единого и четкого определения термина «глобализация экономики». Под глобализацией экономики чаще всего понимается стремительное увеличение потоков товаров, инвестиций, кредитов, информации, обменов людьми и идеями, а также расширение географии их распространения.

Скорость, интенсивность и глубина проникновения этих потоков возрастает до степени, когда национальные экономики становятся взаимозависимыми.

Элементы национальных экономик (национальные производители, потребители, финансовые и другие институты) напрямую интегрируются в общее мировое экономическое пространство. В результате, национальные производители становятся все больше связаны с иностранными потребителями. Соответственно и на внутренних рынках в борьбе за национальных потребителей, они вынуждены на равных конкурировать с иностранными экономическими субъектами. Таким образом, если раньше происходило количественное увеличение взаимодействия отдельных национальных экономик в форме роста потоков товаров, капитала и инвестиций, то сегодня наблюдается качественное изменение в их взаимодействии.

В этой связи проводят различия между понятиями «интернационализация» и «глобализация» мировой экономики.

В первом случае речь идет об усилении взаимозависимости отдельных национальных экономик под влиянием экономической интеграции, при сохранении ключевой роли национального государства и относительной автономности национальных экономик.

Глобализация же приводит к тому, что национальные экономики становятся частью единой мировой экономической системы, т.е. глобализированной экономики.

Это означает:

1. Выход деятельности национальных экономических субъектов за рамки национально-государственных объединений.

2. На глобальный уровень поднимаются «частные» экономические проблемы – развитие экономической ситуации и процессов в отдельных странах влияет на другие государства.

3. Становится актуальной общемировая координация национальной экономической политики различных государств как условия стабильности мировой экономической системы35.

Глобализацию культуры связывают с двумя феноменами.

Первый представляет собой распространение западных индивидуалистических ценностей среди все большей части населения земли. Эти ценности пропагандируются социальными институтами, которые признают индивидуальные права человека и попытки защищать права человека на международном уровне.

Второй тенденцией можно назвать заимствование западных «правил игры» во всем мире. Бюрократичная организация и рационализм, материалистические взгляды, ценности экономической эффективности и политической демократии распространяются в мире со времен европейского Просвещения. Вместе с тем, следует признать особую роль культурного консенсуса в мире. Хотя мировая система всегда была и есть многокультурной, нельзя закрывать глаза на растущее влияние западных ценностей: рациональности, индивидуализма, равенства, эффективности – в других частях света.

Процесс глобализации культуры создает тесную связь между экономическими и культурологическими дисциплинами. Последняя настолько значительна, что можно говорить об экономизации культуры и культуризации экономики. Подобное воздействие определяется тем, что общественное производство все более ориентируется на создание интеллектуальных, культурных и духовных благ и услуг или на производство «символов», а в сфере культуры все сильнее ощущаются законы рынка и конкуренции («масс-культуры»)36.

Антиглобализация – это определенное противостояние процессу глобализации. Существует пять направлений противодействия глобализации.

1. Распространение во всех странах, во всех слоях общества каждой страны правильных представлений о человеке, его предназначении, смысле жизни. Таких представлений может быть множество, как существовало, существует и будет существовать множество типов личности. Эти представления должны распространять люди, ясно понимающие угрозу, нависшую над Земной цивилизацией. Эти представления должны распространяться во всех слоях общества, во всех конфессиях, во всех возрастных группах. Особенное внимание должно быть уделено детям, как одной из наиболее уязвимой социальной группе. Необходимо распространять правильные представления о человеке, его предназначении, смысле жизни во всех школах, детских садах, образовательных, воспитательных учреждениях.

2. Привлечение внимания научной, духовной, художественной, политической общественности к угрозе. Разработка и реализация совместных комплексных, междисциплинарных проектов, направленных на противодействие разрастающемуся духовному кризису. Все эти проекты – каждый по своему направлению – должны быть направлены на решение одной задачи – сохранение и развитие человеческой личности.

3. Использование административного ресурса общественных и политических деятелей для проведения общественно-политических акций – в том числе и уличных, направленных на подготовку общественного сознания к принятию общественных лидеров нового типа – лидеров, основной целью деятельности которых будет не достижение тех или иных политических целей, а забота о сохранении и развитии каждой человеческой личности.

4. Широкая публикация в средствах массовой информации, специальных изданиях, через Интернет материалов о протекающем кризисе и путях выхода из него. Необходимо проведение массированной и постоянной информационной кампании. Необходимо привлечение к этой информационной кампании писателей, журналистов, ученых, общественных и религиозных деятелей, людей, пользующихся доброй популярностью в обществе.

5. Постоянное проведение встреч, конференций, дискуссий – очных и заочных – всех общественных сил, заинтересованных в сохранении земной цивилизации с целью координации действий, обмена информацией и опытом работы. Необходим единый координационный комитет для организации совместных действий всех общественных инициатив, направленных на противодействие разрастающемуся духовному кризису земной цивилизации.

Целью всех антиглобалистских действий должно быть возникновение в обществе ясного понимания угрозы. Тогда все природные, техногенные, социально-политические, финансовые, экономические, демографические и т.д. кризисы будут восприниматься всеми людьми не как происходящие где-то и с кем-то, а как часть глобального кризиса, который завтра может случиться здесь и со мной. Тогда представления людей о целях, способах, лидерах общественного развития изменяться и на первый план выдут вопросы борьбы с истоками, порождающими глобальный кризис – борьба с нарастающим духовным кризисом.

Борьба с нарастающим духовным кризисом должна происходить в каждом человеке. И тут на помощь человеку должно прийти государство. Но не такое, какое сейчас существует в России, в Европе, в Америке, а государство нового типа, основной целью которого является забота о сохранении и развитии человеческой личности. Имя такому государству – монархия. Но монархия не сословная, не родовая, а монархия личности. Это означает, что основной функцией монарха должна быть забота о сохранении и развитии каждой человеческой личности. Вопросами экономики будет заниматься правительство. Такое государство способно устранить последствия и причины разрастающегося духовного кризиса и предотвратить неизбежный трагический финал Земной цивилизации в случае, если не будет предпринято никаких мер37.