Еще с 70-го года прошлого столетия в мире используется экономический показатель, ограничивающий минимальную величину оплаты наемного труда. Он имеет довольно серьезное значение, как для формирования государственной политики, так и для тружеников и работодателей.
Скачать для просмотра и печати:
Минимальная оплата труда в России - это показатель, используемый для:
Сокращенно нижний порог зарплаты обозначается аббревиатурой « МРОТ ». Он устанавливается на двух уровнях:
В условиях рыночной экономики работодатель сам назначает зарплату труженикам исходя из сложившейся ситуации, затрат и других факторов. К сожалению, не все владельцы фирм и производств заботятся об интересах населения. Эта функция в Российской Федерации возложена на государство в рамках формирования экономической политики.
Важно: МРОТ используется в бухгалтерии для определения некоторых выплат и взносов. Необходимо четко понимать, какой именно показатель (федеральный или региональный) берется в расчет в том или ином случае.
Вычисление взвешенной величины МРОТ представляет собой трудоёмкий процесс, ведущийся непрерывно специалистами.
В расчете учитываются такие факторы:
Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.
Основные функции МРОТ приведены в ниже:
Внимание: величина штрафных санкций не связывается с минимум зарплаты.На 3 квартал 2017 года размер МРОТ составляел:
Наименование | Размер в рублях
на 01.07.17 | Пояснения |
В целом по стране | 7 800,0 | |
В том же размере | ||
Москва | ||
Республики | Края | Области |
Адыгея | Краснодарский | Амурская |
Бурятия | Пермский | Архангельская |
Дагестан | Ставропольский | Астраханская |
Ингушетия | Белгородская | |
Кабардино-Балкария | Кировская | |
Калмыкия | Оренбургская | |
Карачаево-Черкесия | Пензенская | |
Крым | Ростовская | |
Мордовия | Самарская | |
Северная Осетия – Алания | Смоленская | |
Хакасия | Тверская | |
Тыва | ||
Чувашия | ||
Города федерального уровня | ||
Санкт-Петербург | 7 800,0 | |
16 000,0 | В бюджетной сфере | |
Севастополь | 7 800,0 | Бюджетникам |
8 000,0 | ||
По республикам | ||
Башкирия | 8 900,0 | На производствах |
7 800,0 | ||
Алтай | 8 751,0 | В производственном секторе |
7 800,0 | Учитывается наемным работникам ИП и сельхозпроизводителей | |
Карелия | 8 900,0 | На сельхозпроизводителей из Калевальского, Беломорского, Кемского, Лоухского р-в, г. Костомукша |
7 800,0 | ||
Коми | 8 100,0 | Труженики, работающие на предприятиях региона, за исключением нижеперечисленных образований |
9 300,0 | г. Воркута, г. Печора, г. Усинск г. Инта;
некоторые районы |
|
7 800,0 | Бюджетникам | |
Марий Эл | 9 251,0 | Производственные предприятия |
7 800,0 | Бюджет | |
Саха (Якутия) | 16 824,0 | |
7 800,0 | ||
Татарстан | 8 252,0 | |
7 800,0 | ||
Удмуртия | 8 970,0 | |
7 800,0 | ||
Чечня | 9 274,0 | |
7 800,0 | ||
Края | ||
Алтайский | 9 400,0 | Труженики внебюджетных предприятий |
7 800,0 | Бюджетники | |
Забайкальский | 10 960,0 | Каларский р-н |
9 499,0 | Тунгокоченский и Тунгиро-Олекминский р-ны | |
8 647,0 | Все производственные предприятия, кроме сельскохозяйственной сферы | |
11 190,0 | Распространяется на сельскохозяйственных тружеников Калагарского р-на | |
10 172,0 | На сельскохозяйственных тружеников Тунгиро-Олекминского, Тунгокоченского р-в | |
7 800,0 | ||
Красноярский | 16 130,0 | Труженикам г. Норильска |
15 515,0 | р-н Северо-Енисейский | |
17 687,0 | Таймырское Долгано-Ненецкое муниципальный образование | |
26 376,0 | Хатанга | |
20 991,0 | р-н Туруханский | |
19 704,0 | Эвенкийский р-н | |
15 918,0 | г. Енисейск | |
12 436,0 | г. Лесосибирск | |
15 545,0 | р-н Богучанский | |
16 042,0 | р-н Енисейский | |
15 048,0 | р-н Кежемский | |
15 918,0 | р-н Мотыгинский | |
7 800,0 | Бюджетникам | |
Хабаровский | 11 414,0 | г. Хабаровск, муниципальные образования: Нанайский, Вяземский, Хабаровский, Бикинский, имени Лазо |
12 408,0 | В основных предприятиях региона | |
14 269,0 | Аяно-Майский р-н | |
15 510,0 | Охотский р-н | |
7 800,0 | ||
Камчатский | 18 210,0 | Корякский округ |
19 510,0 | муниципальный р-н Алеутский | |
16 910,0 | На всей территории | |
7 800,0 | Труженикам, получающим зарплату из казны | |
Пермский | ПМ | |
По областям | ||
Брянская | 8 500,0 | |
7 800,0 | ||
Владимирская | 8 500,0 | |
7 800,0 | ||
Волгоградская | 1,2 ПМ | Показатель для работающих |
7 800,0 | Бюджетники | |
Вологодская | 7 800,0 | |
Воронежская | ПМ | В разрезе трудоспособных лиц |
7 800,0 | ||
Ивановская | ПМ | В разрезе трудоспособных лиц |
7 800,0 | ||
Иркутская | 7 800,0 | Сельхозтоваропроизводители |
8 259,0 | Муниципальные органы | |
9 717,0 | Все остальные | |
10 754,0 | Госслужащим в регионах, относящихся к Крайнему Северу | |
12 652,0 | Труженикам иных отраслей в регионах, относящихся к Крайнему Северу | |
Калининградская | 10 000,0 | |
7 800,0 | ||
Калужская | ПМ | |
7 800,0 | ||
Кемеровская | 1,5 ПМ | |
7 800,0 | ||
Костромская | ПМ | |
7 800,0 | ||
Курганская | 8 770,0 | |
7 800,0 | ||
Курская | 9 804,0 | |
7 800,0 | ||
Ленинградская | 10 850,0 | |
7 800,0 | ||
Липецкая | 1,2 ПМ | |
7 800,0 | ||
Магаданская | 18 750,0 | Для всех внебюджетников, кроме Северо-Эвенского муниципального округа |
20 250,0 | Труженики Северо-Эвенского муниципального округа | |
7 800,0 | В бюджетной сфере | |
Московская | 13 750,0 | |
7 800,0 | ||
Мурманская | 14 281,0 | |
7 800,0 | ||
Нижегородская | 9 000,0 | Малый бизнес |
9 500,0 | Производственная сфера | |
7 800,0 | ||
Новгородская | ПМ | |
7 800,0 | ||
Новосибирская | 7 800,0 | Распространяется также на сельхозработников |
9 030,0 | Местные госслужащие | |
10 000,0 | Производственный сектор | |
7 800,0 | Служащие федерального уровня | |
Омская | 8 625,0 | Производственный сектор, за исключением ИП |
7 800,0 | ИП и муниципальные служащие | |
Орловская | 10 000,0 | |
7 800,0 | ||
Псковская | 11 450,0 | |
7 800,0 | Работникам муниципальных органов и ИП | |
Рязанская | 8 500,0 | |
7 800,0 | ||
Саратовская | 7 900,0 | |
7 800,0 | ||
Сахалинская | 15 150,0 | На всей территории, за исключением нижеперечисленных |
18 757,0 | Ногинский, Охинский р-ны | |
20 200,0 | Северо-Курильский, Курильский, Южно-Курильский р-ны | |
7 800,0 | Муниципальные организации | |
Свердловская | 8 862,0 | |
Тамбовская | 8 500,0 | |
7 800,0 | ||
Томская | 16 500,0 | Распространяется на муниципальных служащих, тружеников других отраслей Александровского р-на, муниципального округа Стрежевой |
15 000,0 | Верхнекетский, Каргасокский, Колпашеский, Парабельский, Чаинский р-ны, г. Кедровой | |
13 500,0 | Тегульдетский, Молчановский, Бакчарский, Кривошеинский р-ны | |
11 250,0 | г. Северск | |
9 750,0 | г. Томск, некоторые районы | |
7 800,0 | Бюджетные служащие | |
Тульская | 13 000,0 | |
7 800,0 | ||
Тюменская | 8 500,0 | Муниципальная сфера |
9 950,0 | Предприятия, не относящиеся к бюджетной сфере | |
7 800,0 | ||
Ульяновская | 10 000,0 | Распространяется на работников производственных предприятий |
7 800,0 | Труженики иных отраслей | |
Челябинская | 9 700,0 | |
7 800,0 | ||
Ярославская | 10 200,0 | |
9 640,0 | Бизнес малого и среднего уровня | |
7 800,0 | ||
Автономные округа | ||
Ханты-Мансийский | 7 800,0 | С учетом северных множителей |
Чукотский | 7 800,0 | С учетом северных множителей |
Ямало-Ненецкий | 12 431,0 | |
7 800,0 | ||
Еврейская автономная область | 7 800,0 | С учетом северных множителей |
Бухгалтеру необходимо принимать во внимание размеры минимума заработка, установленные правительствами обоих уровней власти.
Правила таковы:
Если вышеуказанные условия на предприятии не соблюдаются и работникам начисляются оклады меньше минимального порога, последуют штрафные санкции.
Величина штрафов зависит от:
Для ИП и руководителей (главбухов) предприятий:
Для юрлиц:
Также может быть применена дисквалификация на период 1-3 года.
Важно! МРОТ в РФ включает зарплату, премии (надбавки, прибавки). Следовательно сам оклад может быть ниже минимального МРОТ (законом допускается), если совокупный доход сотрудника за месяц с учетом всех доплат будет равен МРОТ. Внимание! В конце 2017 г. КС РФ пояснил, что в этом правиле есть исключения: северные районные коэффициенты и надбавки не могут включаться в МРОТ. Поскольку это нарушает принцип социальной справедливости для граждан, проживающих в местностях с тяжелыми природно-климатическими условиями.
Помимо поддержания соответствия зарплаты на уровне не ниже МРОТ, в обязанности работодателей входит также индексирование оплаты труда. Оно предусмотрено ст. 134 ТК РФ и основано на динамике потребительских цен в регионе деятельности компании. Если работодатель не индексирует своевременно оплату труда — к нему могут быть применены административные санкции.
Так, о необходимости провести обязательное индексирование заработных плат сотрудников (причем задним числом) в 2018 г. УФНС по Тамбовской области проинформировало все коммерческие организации региона. Поскольку в ходе анализа налоговых и финансовых отчетностей были выявлены многочисленные факты нарушения прав работников в виде отсутствия индексации зарплат при наличии очевидного роста индекса потребительских цен в области. С 2018 г. изменился такая ключевая расчетная величина как МРОТ. Минтруд предлагает повысить ее в 2 этапа. В 2018 г. - доведя до 85% ПМ трудоспособных граждан. А в 2019 г. эти две величины будут уже равны.
В декабре 2017 г. Госдумой был принят соответствующий законопроект. С 1.01.2018 г. МРОТ устанавливается в размере 9 тыс. 489 р. А с 1.01.2019 г. — планировалось, что он будет всегда равен ПМ за 2-й квартал года, предшествовавшего установлению МРОТ. Однако уже в январе 2018 г. было принято решение об увеличении МРОТ до уровня ПМ уже к маю нынешнего года. В феврале соответствующий проект был принят в качестве закона парламентом РФ.
Внимание: соцпомощь, оказываемая в настоящее время отдельным категориям россиян, по мере роста МРОТ будет уменьшаться.
Осенью 2018 г. Комитетом ГД по труду и соцполитике был одобрен законопроект о ежегодном доведении МРОТ до уровня ПМ за 2 квартал предшествующего года. С 1.01.2019 г. МРОТ будет установлен в размере 11.280 р. по показателям ПМ за 2 квартал 2018 г.
Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.
Подписывайтесь на наши обновления!
Посмотрите видео о минимальной зарплате в России
27 сентября 2017, 16:07 Мар 3, 2019 13:46
С 1 июля 2017 года установлен новый минимальный размер оплаты труда (далее – МРОТ) – 7 800 руб. Поправки внесены Федеральным законом от 19.12.2016 № 460-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда». МРОТ применяется для определения размеров заработной платы, а также пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам. В связи с этим напомним, как изменение МРОТ повлияет на размеры заработной платы и пособий.
Согласно ч. 1 ст. 133 ТК РФ МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
К сведению: порядок и сроки поэтапного повышения МРОТ до размера, предусмотренного ч. 1 ст. 133 ТК РФ, устанавливаются федеральным законом (ст. 421 ТК РФ). В настоящее время такой федеральный закон не принят.
МРОТ, установленный федеральным законом, обеспечивается:
организациями, финансируемыми из федерального бюджета, – за счет средств федерального бюджета, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
организациями, финансируемыми из бюджетов субъектов РФ, – за счет средств бюджетов субъектов РФ, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
организациями, финансируемыми из местных бюджетов, – за счет средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
другими работодателями – за счет собственных средств.
Обратите внимание: месячная работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.
Отметим, что заработная плата согласно ст. 129 ТК РФ включает в себя:
вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой им работы;
компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера);
стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и другие поощрительные выплаты).
Таким образом, общая сумма заработной платы, включающая в себя все вышеперечисленные элементы, должна быть не ниже МРОТ.
Пример 1.
Должностной оклад работника составляет 4 200 руб. Кроме того, сотруднику выплачиваются ежемесячная премия в размере 50% должностного оклада (2 100 руб.), а также надбавка за работу во вредных условиях труда в размере 1 200 руб. Сотрудник отработал полностью июль. В каком размере необходимо выплатить ему заработную плату?
Заработная плата сотрудника за июль 2017 года будет равна 7 500 руб. (4 200 + 2 100 + 1 200). Отметим, что до 01.07.2017 МРОТ составлял 7 500 руб., а значит, заработная плата сотрудника была в рамках разрешенного размера. Начиная с 01.07.2017 заработная плата сотрудника ниже МРОТ (7 800 руб.), а это недопустимо. Следовательно, учреждению необходимо пересмотреть размер заработной платы и увеличить его до 7 800 руб., а за июль работнику нужно произвести доплату в размере 300 руб. (7 800 - 7 500).
Пример 2.
Должностной оклад работника составляет 5 000 руб. Кроме того, ему выплачивается ежемесячная премия в размере 50% должностного оклада (2 500 руб.). Добавим, сотрудник находился в ежегодном отпуске с 01.07.2017 по 14.07.2017 (14 календарных дней). В каком размере ему необходимо выплатить заработную плату?
Согласно производственному календарю на 2017 год в июле 21 рабочий день. Сотрудник же отработал 11 рабочих дней, так как с 01.07.2017 по 14.07.2017 он находился в ежегодном отпуске. Итак, его заработная плата за июль 2017 года составит 3 928,56 руб. (5 000 руб. / 21 раб. дн. х 11 раб. дн. + 2 500 руб. / 21 раб. дн. х 11 раб. дн.).
При этом заработная плата сотрудника за отработанные дни в июле не может быть ниже 4 085,71 руб. (7 800 руб. / 21 раб. дн. х 11 раб. дн.). Следовательно, сотруднику необходимо доплатить 157,15 руб. (4 085,71 - 3 928,56).
Статьей 93 ТК РФ предусмотрено, что по соглашению между работником и работодателем может устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя. При работе на условиях неполного рабочего времени оплата труда работника производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ. Следовательно, его заработную плату необходимо сравнивать с МРОТ, исчисленным пропорционально установленному времени работы.
Приведем примеры.
Пример 3.
По соглашению между работодателем и сотрудником последнему установлен режим неполного рабочего времени: 30 часов в неделю. В самом учреждении действует пятидневная рабочая неделя (40 часов в неделю). Должностной оклад сотрудника составляет 5 000 руб. Кроме того, ему полагается ежемесячная премия в размере 50% оклада (2 500 руб.). Сотрудник полностью отработал июль. Рассчитаем размер заработной платы, которую необходимо выплатить ему за июль 2017 года.
Согласно производственному календарю на 2017 год норма рабочего времени за июль составляет 168 часов при 40-часовой рабочей неделе, норма рабочего времени этого сотрудника – 126 часов, так как он работает на условиях неполного рабочего времени.
Размер заработной платы сотрудника за июль 2017 года будет равен 5 625 руб. (5 000 руб. / 168 ч x 126 ч + 1 875 руб.), где 1 875 руб. – размер ежемесячной премии, которая рассчитана пропорционально отработанному сотрудником времени (5 000 руб. x 50% / 168 ч x 126 ч).
Заработная плата сотрудника за месяц не может быть менее 5 850 руб. (7 800 руб. / 168 ч x 126 ч).
Следовательно, работодатель должен произвести сотруднику доплату в размере 225 руб. (5 850 - 5 625).
В силу ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Пример 4.
Должностной оклад работника составляет 5 000 руб. Кроме того, ему выплачивается ежемесячная премия в размере 50% должностного оклада (2 500 руб.). Сотрудник работает в учреждении, которое расположено в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. На данной территории применяется районный коэффициент, равный 1,2. Также сотруднику полагается процентная надбавка в размере 10% оклада. Рассчитаем его заработную плату за июль 2017 года.
Итак, заработная плата сотрудника составит 9 750 руб. (7 500 руб. x 1,2 + 7 500 руб. x 10%). Полученную заработную плату необходимо сравнить с МРОТ.
При этом нужно учитывать разъяснения арбитров, которые представлены в Обзоре ВС РФ практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденном Президиумом ВС РФ 26.02.2014 (далее – Обзор ВС РФ от 26.02.2014). В этом обзоре Президиум ВС РФ указал, что к заработной плате работника организации, расположенной в районе Крайнего Севера или приравненной к нему местности, установленной в размере МРОТ, применяются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в данных районах и местностях.
Следовательно, заработную плату данного сотрудника необходимо сравнить с МРОТ, на который сначала нужно начислить районный коэффициент и процентную надбавку. Итак, МРОТ будет равен 10 140 руб. (7 800 руб. x 1,2 + 7 800 руб. x 10%). Таким образом, МРОТ оказался больше, чем начисленная сотруднику заработанная плата за полностью отработанный им месяц. Это значит, что работнику надо доплатить 390 руб. (10 140 - 9 750).
Обратите внимание: согласно Разъяснению, утвержденному Постановлением Минтруда РФ от 11.09.1995 № 49 «Об утверждении Разъяснения «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока, и коэффициентов (районных, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях)» районные коэффициенты и процентные надбавки начисляются на фактический месячный заработок работника. В него включаются заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам (должностным окладам) за отработанное им время, надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам), компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, премии и вознаграждения, предусмотренные системами оплаты труда или положениями о премировании организации, и другие выплаты, установленные системой оплаты труда организации.
Пример 5.
Воспользуемся условиями примера 3. Предположим, что учреждение расположено в районе, где установлен районный коэффициент в размере 1,2, и сотруднику за стаж работы положена процентная надбавка, равная 10%. Учреждение находится в субъекте РФ, где установлен региональный МРОТ в размере 9 200 руб., в который входят компенсационные выплаты и доплаты. Рассчитаем размер необходимой данному сотруднику доплаты.
Рассчитаем заработную плату сотрудника за июль. Она будет равна 7 312,50 руб. (5 625 руб. x 1,2 + 5 625 руб. x 10%).
Из расчета регионального МРОТ минимальная величина заработной платы сотрудника за фактически отработанное им время будет равна 6 900 руб. (9 200 руб. / 168 ч x 126 ч).
Обратим ваше внимание, что согласно разъяснениям, приведенным в Обзоре ВС РФ от 26.02.2014, районный коэффициент и процентная надбавка не начисляются на МРОТ, установленный в субъекте РФ, если заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определенная посредством начисления на МРОТ районного коэффициента и процентной надбавки, превышает МРОТ в субъекте РФ.
Исходя из разъяснений Президиума ВС РФ и на основании вычислений выходит, что заработная плата, рассчитанная с применением федерального МРОТ, больше, чем сумма, установленная региональным соглашением. Значит, МРОТ, предусмотренный региональным соглашением, в данном случае не применяется. Следовательно, сотруднику необходимо доплатить 292,50 руб. (7 605 - 7 312,50).
Обратите внимание: за установление зарплаты в размере менее МРОТ предусмотрена административная ответственность (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ):
- для должностных лиц – предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 10 000 до 20 000 руб.;
- для юридических лиц – наложение штрафа в размере от 30 000 до 50 000 руб.
Порядок расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет установлен Федеральным законом № 255-ФЗ. Согласно ч. 1 ст. 14 этого закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
Отметим, что ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ установлены случаи, когда средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным МРОТ, предусмотренному федеральным законом на день наступления страхового случая:
если застрахованное лицо в периоды, указанные в ч. 1 данной статьи, не имело заработка (то есть за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая);
если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, обозначенные в ч. 1, в расчете за полный календарный месяц ниже МРОТ, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая.
Обратите внимание: из части 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ следует, что в вышеперечисленных случаях при изменении МРОТ пособия не пересчитываются, так как МРОТ определяется на день наступления страхового случая .
Отметим, в ч. 7 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ сказано, что особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством РФ. В настоящее время они установлены Положением № 375. Этим положением также закреплены случаи, когда средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным МРОТ, кроме указанных выше случаев (п. 11(1) данного положения полностью повторяет ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ):
страховой стаж работника составляет менее шести месяцев (п. 20 Положения № 375);
у работника есть основания для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности (п. 22 Положения № 375).
При этом п. 20 Положения № 375 необходимо применять в совокупности со следующими нормами:
застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее шести месяцев, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ, установленный федеральным законом, а в районах и местностях, в которых применяются районные коэффициенты к заработной плате, – в размере, не превышающем МРОТ с учетом этих коэффициентов (ч. 6 ст. 7 Федерального закона № 255-ФЗ);
застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее шести месяцев, пособие по беременности и родам выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ, установленный федеральным законом, а в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, – в размере, не превышающем МРОТ с учетом данных коэффициентов (ч. 3 ст. 11 Федерального закона № 255-ФЗ).
Обратите внимание: из совокупности норм п. 20 Положения № 375, ч. 6 ст. 7 и ч. 3 ст. 11 Федерального закона № 255-ФЗ следует, что при изменении МРОТ необходимо пересчитать вышеуказанные пособия, поскольку в этих нормах не сказано, на какую дату определяется МРОТ.
Приведем примеры расчета пособий.
Пример 6.
Сотрудник работает в организации с 01.04.2017. Это его первое место работы, соответственно, страховой стаж составляет менее шести месяцев. С 28 июня по 6 июля 2017 года (9 календарных дней) сотрудник был на больничном. Его должностной оклад – 30 000 руб. Рассчитаем сумму пособия по временной нетрудоспособности.
В расчетном периоде у сотрудника нет заработка, его страховой стаж составляет менее шести месяцев. Следовательно, сначала рассчитаем средний дневной заработок исходя из МРОТ на дату начала заболевания. МРОТ на 28.06.2017 составляет 7 500 руб. Таким образом, фактический средний дневной заработок будет равен 246,58 руб. (7 500 руб. х 24 мес. / 730 дн.).
Размер дневного пособия составит 147,95 руб. (246,58 руб. х 60%), где 60% – размер среднего заработка, так как застрахованное лицо имеет страховой стаж менее пяти лет (п. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 255-ФЗ).
Размер дневного пособия необходимо сравнить с максимальными дневными пособиями исходя из МРОТ в июне и июле. Максимальное дневное пособие в июне – 250 руб. (7 500 руб. / 30 кал. дн.), в июле – 251,61 руб. (7 800 руб. / 31 кал. дн.). Таким образом, фактическое дневное пособие меньше обеих величин. Следовательно, пособие по временной нетрудоспособности нужно рассчитать из фактического размера дневного пособия. Оно будет равно 1 331,55 руб. (147,95 руб. х 9 кал. дн.).
Пример 7.
Сотрудница работает в организации с 01.03.2017. Это ее первое место работы, соответственно, страховой стаж составляет менее шести месяцев. С 15 июня по 1 ноября 2017 года (140 календарных дней) сотрудница оформила отпуск по беременности и родам. Ее должностной оклад – 30 000 руб. Рассчитаем размер пособия по беременности и родам.
В расчетном периоде у сотрудницы нет заработка. Кроме того, ее страховой стаж составляет менее шести месяцев. Следовательно, согласно ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности будет рассчитываться исходя из МРОТ. Средний дневной заработок на день наступления страхового случая – 246,58 руб. (7 500 руб. х 24 мес. / 730 дн.). Поскольку стаж сотрудницы составляет менее шести месяцев, при расчете размера пособия за каждый месяц декретного отпуска средний дневной заработок надо сравнивать с максимальной величиной пособия за день.
Размеры дневного пособия, исходя из которого оплачивается отпуск по беременности и родам, представлены в таблице.
Число дней в месяце |
||||
250 |
246,58 |
|||
241,94 |
241,94 |
|||
241,94 |
241,94 |
|||
Сентябрь |
250 |
246,58 |
||
241,94 |
241,94 |
|||
250 |
246,58 |
Сумма пособия по беременности и родам составит 34 089,40 руб., в том числе:
за июль – 7 500 руб. (в размере МРОТ);
за август – 7 500 руб. (в размере МРОТ);
за октябрь – 7 500,14 руб. (241,94 руб. x 31 дн.);
Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска по беременности и родам (ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 255-ФЗ). Следовательно, на момент ухода сотрудницы в отпуск по беременности и родам ей было назначено и выплачено пособие в размере 33 847,46 руб.
С 01.07.2017 МРОТ увеличился и стал равен 7 800 руб. Значит, необходимо пересчитать пособие по беременности и родам с названной даты. Итак, надо сравнить дневное пособие в размере 246,58 руб. с максимальным дневным пособием исходя из нового МРОТ.
Месяц, на который приходится отпуск по беременности и родам |
Число дней в месяце |
Минимальный средний дневной заработок, руб. |
Максимальный размер пособия за день отпуска, руб. |
Средний дневной заработок, принимаемый для расчета пособия, руб. |
251,61 |
246,58 |
|||
251,61 |
246,58 |
|||
Сентябрь |
260 |
246,58 |
||
251,61 |
246,58 |
|||
260 |
246,58 |
Сумма пособия по беременности и родам составит 34 521,20 руб., в том числе:
за июль – 7 643,98 руб. (246,58 руб. x 31 дн.);
за август – 7 643,98 руб. (246,58 руб. x 31 дн.);
за сентябрь – 7 397,40 руб. (246,58 руб. x 30 дн.);
за октябрь – 7 643,98 руб. (246,58 руб. x 31 дн.);
за ноябрь – 246,58 руб. (246,58 руб. х 1 дн.).
Сотруднице необходимо доплатить 431,80 руб. (34 521,20 - 34 089,40).
Данное пособие также рассчитывается исходя из среднего заработка сотрудника. Далее средний дневной заработок умножается на 30,4 (ч. 5.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ). Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 81-ФЗ ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40% среднего заработка сотрудника. При этом данное пособие не может быть меньше установленных минимальных размеров. Итак, с 01.02.2017 ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в следующих размерах:
минимальный размер пособия по уходу за первым ребенком – 3 065,69 руб.;
минимальный размер пособия по уходу за вторым ребенком и последующими детьми – 6 131,37 руб.
Таким образом, если стаж сотрудника составляет менее шести месяцев, средний заработок принимается равным МРОТ. При этом МРОТ определяется на дату начала отпуска по уходу за ребенком (ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона № 255-ФЗ).
В заключение еще раз обратим ваше внимание, что с 01.07.2017 МРОТ увеличился и стал равным 7 800 руб. В связи с этим, если заработная плата сотрудника составляет менее МРОТ за полностью отработанный месяц, необходимо произвести ему доплату. В противном случае работодателя можно привлечь к административной ответственности. Кроме того, нужно сделать пересчет соответствующих пособий, выплачиваемых сотрудникам, страховой стаж которых составляет менее шести месяцев.
Редкий работник не слышал, что существует законодательно определенная величина, меньше которой официальный заработок быть не может. При этом широкая известность понятия минимальной зарплаты не мешает путанице и многочисленным ошибкам, потому что мало кто знает, для чего конкретно она предназначена и в каких случаях применяется. Особенно важно знать ответ на эти вопросы тем, у кого очень маленькая зарплата, или еще только начинается трудовая биография.
Минимальный размер оплаты труда – это установленная правительством величина, которая гарантировано должна быть начислена любому работнику за месяц при условии полной занятости. С 1 мая 2018 года МРОТ в России составляет 11 163 р. Начисление зарплаты официально трудоустроенным лицам ниже этого показателя является нарушением и предусматривает ответственность – штраф для руководителя и самого предприятия. При этом для совместителей и трудящихся на условиях неполного рабочего дня минимальный оклад может быть меньше – по закону это допускается и противоречия тут нет .
В соответствии с действующим законодательством, МРОТ – это многофункциональная величина, использующаяся для регулирования различных выплат. Она используется для определения/регулирования параметров:
Применение МРОТ для других целей не допускается согласно статье 3 Федерального закона № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000. Правильно рассматривать эту величину, как пороговый показатель, ниже которого не может быть понижен размер денежного вознаграждения для работника (в том числе и в случаях, когда берутся параметры зарплаты для расчета социальных пособий), а не как эталон, от которого будут зависеть другие выплаты.
Известно, что базовые законодательные нормы, рассматривающие вопросы, касающиеся минимального размера заработной платы, изложены в статьях 133 и 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ). Там говорится, что:
Конкретная величина МРОТ для нашей страны устанавливается отдельными нормативно-правовыми актами. При этом:
Увеличение порогового значения заработка имеет важное социальное значение. Эта величина во многих ситуациях определяет уровень дохода малообеспеченных слоев населения, труд которых оплачивается по самому низкому тарифу. Кроме того, минималка является отправной точкой для выплат по листу нетрудоспособности, когда получатель имеет очень низкую зарплату и/или не наработал достаточного трудового стажа (например, это могут быть начисления за декретный отпуск студенткам, матерям-одиночкам и др.) .
В соответствии со статьей 1 Закона № 82-ФЗ, начиная с 1.01.2018 планировалось соотнести между собой МРОТ и прожиточный минимум (ПМ). Первая величина определялась через вторую, то есть, минималка приравнивалась к значению ПМ за II квартал предыдущего года. Подобное решение является логически более верным и социально справедливым, чем существующая схема, когда между этими двумя показателями присутствует существенный разрыв. Это хорошо видно из приведенных в таблице данных за 2017 год:
МРОТ, рублей | ПМ на душу населения, рублей | ПМ для трудоспособного населения, рублей | ПМ для пенсионеров, рублей | ПМ для детей, рублей |
|
Приближая минимальный уровень оплаты труда к размеру прожиточного минимума, законодатели попытались избавиться от противоречия, когда трудясь целый месяц по 8 часов, человек не может заработать на необходимый лимит для проживания (продукты питания, товары и услуги). Например, для II квартала 2017 года разница между МРОТ и ПМ составляет 3 663 р., или 48,84%. В дальнейшем, после 2018года, законодательство предусматривало ежегодную процедуру соотнесения минимальной величины заработка и прожиточного минимума.
Привязку минималки к ПМ предполагалось произвести 1.01.2018, но с учетом наличия бюджетных средств, эту процедуру решено было начать годом раньше. Согласно Федерального закона № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 28.12.2017, произошло повышение МРОТ с 1 января 2018 г. Новый размер минималки стал 9 489 рублей.
Закон № 82-ФЗ предусматривает, что значение МРОТ на текущий год соотносится с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал предыдущего года (из таблицы выше видно, что этот показатель равен 11 163 рубля). В 2018 году процесс повышения нижнего уровня заработка был проделан в два этапа:
Указанная величина минималки будет действительна до конца 2018 года, а с 1 января будет пересмотрена для соответствия другому значению прожиточного минимума . По предварительным оценкам Министерства труда и социальной защиты РФ, величина ПМ (а, опосредованно, и минимальный уровень оплаты труда) в ближайшее время будет увеличиваться незначительными темпами. Таблица показывает динамику изменения МРОТ до 2020 г. (для наглядности приводятся несколько выборочных показателей за некоторые предыдущие годы):
Минимальный размер оплаты труда, рублей | Нормативный акт, ставший основанием изменения значения (увеличения), Закон № или другой источник информации |
|
1.07.2000-31.12.2000 | 82-ФЗ от 19.06.2000 |
|
1.01.2001-30.06.2001 | ||
1.07.2001-30.04.2002 | ||
1.05.2002-31.08.2003 | ФЗ-42 от 29.04.2002 |
|
1.05.2006-31.08.2007 | ФЗ-54 от 20.04.2007 |
|
1.01.2013-31.12.2013 | ФЗ-232 от 03.12.2012 |
|
1.07.2017-31.12.2017 | ФЗ-460 от 19.12.2016 |
|
1.01.2018-30.04.2018 | ФЗ-421 от 28.12.2017 |
|
1.05.2018-31.12.2018 | ФЗ-41 от 07.03.18 |
|
1.01.2019-31.12.2019 | ||
1.01.2020-31.01.2020 |
Действующее законодательство четко определяет, что величина денежного вознаграждения труженику за месяц не должна быть меньше нижнего уровня заработка (при условии полной отработки положенного времени). Внутренняя структура этого начисления для конкретного сотрудника организации может включать в себя все разрешенные законом выплаты (в том числе компенсационные и стимулирующие):
Важно отметить, что согласно статье 129 ТК РФ, заработной платой является сумма всех постоянных трудовых выплат (то есть, основных и дополнительных). Отсюда ясно, что совокупность всех начислений у конкретного работника должна быть не меньше минималки. Если эта сумма ниже установленного уровня – работодатель должен произвести перерасчет, издать соответствующий приказ и заплатить на уровне зарплатного минимума . Ставка МРОТ не распространяется на случаи переработки (например, труда в праздничные дни), которая не входит в величину заработка и оплачивается отдельно.
С принятием в декабре 2017 года Закона № 421-ФЗ, процедура вычисления минимального размера зарплатных выплат предельно упростилась, больше не требуя использования данных статистики и других показателей. Все, что необходимо – это взять показатель прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал предыдущего года. Удобство этой схемы заключается и в том, что значение нижнего уровня заработка становится известно заранее (до официального объявления), что упрощает экономическое планирование, как в масштабах всей страны, так и в рамках бюджета отдельной семьи.
Согласно статье 133.1 ТК РФ, на территории конкретных субъектов федерации региональные власти могут самостоятельно устанавливать размер минимальной зарплаты. Необходимым условием является то, что установленная величина МЗП должна быть не ниже общероссийского значения. В 2017 году был очень большой разброс в размерах минималки не только по регионам, но и даже в пределах одного субъекта федерации. Например, значение МПЗ в Республике Коми для работников:
Так как для большинства субъектов федерации локальная минималка была ниже 11 163 рублей, то с мая 2018 года там применяется федеральный МРОТ (до принятия новых постановлений на местном уровне). Таблица показывает некоторые регионы, где и после 1.05.2018 нижний порог заработной платы превышает общероссийский показатель (ситуация по Москве и Московской области рассмотрена в отдельном разделе ниже):
Устанавливая собственную величину минимальной зарплаты, власти субъекта федерации исходят из возможностей регионального бюджета и местных предприятий нести такую финансовую нагрузку. Это становится предметом отдельного соглашения, которое закрепляется документально. При этом важно, что принятый размер МЗП распространяется не на все организации данного региона:
В Трудовом кодексе Российской Федерации говорится, что утверждение размера МЗП подразумевает создание в субъекте федерации специальной комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В ее состав входят уполномоченные представители:
Результатом работы этой комиссии становится подписание трехстороннего соглашения (эта процедура регулируется статьей 47 ТК РФ), для которого предусматривается процедура дальнейшего присоединения к нему работодателей. Готовый документ публикуется в СМИ, где с ним может ознакомиться любой руководитель предприятия. Если за 30 последующих дней работодатель не предоставляет комиссии заявления с мотивированным отказом от участия в соглашении, он считается присоединившимся и обязан использовать утвержденный размер МЗП при расчетах с работниками.
Процедура установления значения минималки тут не отличается от других регионов – это производится посредством трехстороннего соглашения между региональной администрацией, профсоюзами трудящихся и объединениями предпринимателей. Таблица показывает динамику изменения величины МЗП в 2018 году для Москвы и области, и позволяет сравнить разницу по выплатам для организаций с федеральным финансированием и остальных работодателей:
Выше говорилось, что с позиции законодательства, МРОТ является нижним порогом выплат для работника, но не эталоном для определения через него других начислений (например, если написать в трудовом договоре, что должностной оклад равен удвоенной МЗП, это будет серьезным нарушением). В соответствии с этим, минимальный размер оплаты труда может влиять на весьма ограниченное количество показателей. К ним относятся:
Не обладая свойствами эталона для определения размера разных выплат, МРОТ может иметь значение только для очень ограниченного круга людей – тех, у кого очень низкий размер зарплаты. В этом случае регулирующее качество минималки проявляется в том, что она задает границу, ниже которой заработок понижаться не должен. Если сумма всех видов трудового вознаграждения (оклад, премия и др.) меньше величины МРОТ, то выплата работнику должна вырасти за счет компенсации . Для всех остальных работников значение минимального уровня оплаты труда никак не влияет на величину заработка.
Для этого случая тоже минималка имеет очень ограниченное применение (т.е. большинство трудящихся лиц с этим никогда не сталкивались). Ее используют в особых ситуациях при расчетах выплат, которые будет получать работник:
Стандартный алгоритм калькуляции для такой оплаты требует рассчитать среднемесячный заработок (СМЗ) получателя. В некоторых случаях для этого показателя используют минималку, где она выступает как нижний порог допустимого заработка:
Распространенным стереотипом является мнение, что величина санкций административного и уголовного характера может рассчитываться в МРОТ. Такой порядок был установлен до 2000 года, когда размер штрафов, пени и неустоек рассчитывался пропорционально МРОТ, но принятие закона № 82-ФЗ изменило положение дел. Статья 5 этого нормативно-правового документа устанавливает для таких расчетов базовую сумму в размере 100 рублей. Дальнейшие законодательные изменения внесли коррективы в текст самих кодексов:
В соответствии с требованиями законодательства, до 2018 года индивидуальный предприниматель должен был осуществлять социальные отчисления с использованием размера нижнего уровня заработка. При величине дохода до 300 000 р. формула расчета подразумевала ежемесячные страховые и пенсионные взносы с величины минималки, в 2018 году эта схема заменилась фиксированными выплатами. Если сравнивать эти два вида отчислений, то прежний вариант был выгоднее для занимающихся предпринимательской деятельностью.
В общем виде, при четком соблюдении всех норм действующего законодательства, месячное вознаграждение за труд не может быть меньше минималки. При этом такая ситуация возможна при неправильной трактовке отдельных терминов и понятий, например, в ситуациях, когда:
Каждый из рассмотренных случаев не является нарушением закона. Требование о том, чтобы зарплатные платежи были не меньше установленного минимума, распространяются на:
Выплата зарплаты ниже установленных законом норм является нарушением и влечет за собой ответственность. Статья 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусматривают следующие размеры штрафов (в скобках указаны санкции при повторном применении):
В особо критичных случаях (например, если это повлекло смерть потерпевшего), поступок руководителя может подпадать под действие статьи 145.1 Уголовного кодекса РФ. Тогда для директора предусматривается более суровое наказание:
Для чего нужен МРОТ? Каким образом при помощи МРОТ регулируется оплата труда, пособий, больничных листов, налоговые сборы, штрафы и платежи?
МРОТ - минимум, который установлен законодательством Российской Федерации при расчёте оплаты труда за месяц или иного вида платежа. МРОТ используется в ТК РФ для регулировки минимального размера выплат заработной платы работникам организаций, также МРОТ необходим для того, чтобы определять минимальный размер выплат пособий лицам, состоящим на учёте в центрах занятости населения, беременным и родам. Кроме этого МРОТ используется при расчёте минимальной величины налоговых сборов, штрафов и других видов платежей.
Плата, которая начисляется работнику, за выполнение определённых обязанностей перед работодателем не должна быть меньше МРОТ
. Также полученная на руки заработная плата может быть меньше чем МРОТ
, поскольку ваш работодатель выступает в качестве налогового агента и удерживает НДФЛ для дальнейшего отчисления в налоговую инспекцию.
Исключением является работа на неполный рабочий день по совместительству или работа на полставки. Именно в таких случаях оплата труда может быть меньше чем МРОТ
.
Согласно законодательству гражданам, которые работают, предусмотрена выплата пособий при постановке на учёт в центры занятости населения, по беременности и родам по среднему заработку, используя при расчётах МРОТ
. Использование МРОТ
происходит в следующих ситуациях:
- если размер выплаты зарплаты физическому лицу был меньше чем МРОТ
(неполный рабочий день или совместительство);
- не было заработка за последние 2 года.
В случаях если физическое лицо, не отработало официально полгода или было нарушение больничного режима, то выплаты пособия по безработице, беременности и родам не будет превышать МРОТ за календарный месяц.
При расчете больничного листа используются следующие критерии МРОТ
:
- страховой стаж работника, который составляет меньше полугода;
- среднедневной заработок работника меньше рассчитанного исходя из МРОТ
(при этом если работник работает по графику с неполным рабочим днём, то среднедневной заработок, полученный из МРОТ
корректируется под отработанное время).
Если у вас, на момент нетрудоспособности имеется определённый стаж работы, то исходя из МРОТ будет применяться следующая формула:
Ваш минимальный среднедневной заработок исходя из МРОТ х % от отработанного стажа
При этом если трудовой стаж менее полугода, то размер оплаты больничного листа не может превышать МРОТ .
МРОТ также играет большую роль при расчёте налоговых сборов, штрафах и платежах. В соответствии с законодательством РФ минимальный размер гражданско-правовых платежей составляет 100 руб. с 1 января 2001 г. и по данный момент.
МРОТ по регионам может различаться в зависимости от социально-экономических условий и прожиточного минимума, поэтому в соответствии с законодательством субъекты РФ могут установить более высокий минимальный размер оплаты труда. Для определения регионального МРОТ устанавливается трёхстороннее соглашение, после чего официально публикуется в СМИ с предложением о присоединении к нему работодателей. В случае если официального мотивированного отказа не поступало в течение 30 календарных дней, то это считается автоматическим присоединением к соглашению и в такой ситуации обязывает работодателя исполнять МРОТ .
Подводя итоги можно сказать следующее, что в случае если имеются нарушения МРОТ со стороны вашего работодателя, то лучше обратиться либо в трудовую инспекцию либо к юристу для разрешения вашей ситуации.
Редактор: Игорь Решетов
Большинству работающих людей интересно знать, в чем же смысл такого понятия, как минимальный размер оплаты труда, или МРОТ. Зачем нужен этот минимум, кто его устанавливает и какую сумму он составляет сейчас? Ответы на эти и другие вопросы вы сможете найти ниже.
Минимальный размер оплаты труда – установленный российским законодательством минимум, определяющий сумму зарплаты за один месяц. Таким образом, работодатель не имеет права законно оценивать работу своего сотрудника ниже, чем это предусмотрено МРОТ. Смело рассчитывать на минималку может тот, кто полностью выработал необходимые нормо-часы и выполнил требуемый объем работ.
Важно: следует учесть, что сумма минималки не обязательно должна быть равна месячному окладу работника или его тарифной ставке, так как МРОТ нужно сопоставлять с общей суммой заработной платы, включающей в себя стимулирующие выплаты и различные компенсации. Конечно, если эти дополнительные выплаты положены работнику. Также стоит обратить внимание на следующий момент – оплата переработок, то есть сверхурочной работы, не входит в МРОТ, эти часы работодатель должен оплатить отдельно.
Минимум, касающийся суммы заработной платы, существует и применяется во многих государствах, но пока не сложилось единого мнения о его преимуществах или же вреде. Зачем необходим МРОТ? Кому помогает его наличие? Считается, что минимальный размер оплаты труда возник как своеобразное средство, направленное на борьбу с бедностью. В России фиксированная сумма минималки нужна по следующим причинам:
Интересно, что у использования МРОТ есть как свои сторонники, так и противники, ведущие споры об эффектах и последствиях введения узаконенной суммы минимального заработка. К положительным моментам относят следующее:
В теории указанные плюсы выглядят замечательно и убедительно, но в российской действительности сумма минималки не дает работающим людям возможности нормально жить на эти деньги.
К отрицательным эффектам применения МРОТ можно отнести следующие моменты:
Конечно, данные отрицательные моменты не всегда показывают себя в реальной жизни, но исследования ученых доказывают, что рост цен выше в тех странах, где установлен МРОТ.
МРОТ определяется законодательством РФ, более подробную информацию о минималке можно узнать из следующих источников:
Важно: в Трудовом кодексе сказано, что минималка не должна быть ниже прожиточного минимума. Но эта предпосылка никогда не была достигнута в действительности. МРОТ за последние годы составлял всего лишь 53–73% от прожиточного минимума. Правительством планируется изменить данную ситуацию к 2019 году.
Почему в некоторых областях сумма минималки отличается от федерального значения, которое у всех на слуху? Это происходит по причине того, что, в соответствии с Трудовым кодексом, субъекты РФ имеют право на своей территории установить собственный МРОТ. Абсолютно логичное решение, так как прожиточный минимум в разных регионах может значительно отличаться.
Относительно недавно на федеральном уровне произошла индексация минимума по заработной плате в России – с 1 июля 2017 года он установлен в сумме 7800 рублей (Федеральный закон N 460-ФЗ от 19 декабря 2016 года).
Законодательство разрешает субъектам РФ самостоятельно устанавливать минимум по зарплате на своей территории. Почему регионам дается такая возможность? Конечно, из-за неравенства экономических и социальных показателей, которое характерно для разных областей. Для установления регионального МРОТ необходимо заключение специального соглашения между тремя сторонам – правительством области, профсоюзным объединением и объединением работодателей.
Важно: следует помнить, что МРОТ федерального уровня – это минимальная планка заработка, то есть регионам не дозволено эту цифру понижать.
Еще один момент стоит учесть – работодатели не обязаны ориентироваться на МРОТ, принятый на региональном уровне. Если организация не готова платить своим сотрудникам региональную минималку, то есть решение: отказ с объяснением причин, отправленный в Комитет по труду и занятости. Какие причины отказа можно привести? Например, производственный спад, кризис, сокращение числа заказчиков, повышение цен на материалы, что в целом приведет к необходимости увольнений. А любому работодателю хочется рабочие места по возможности сохранить.
Важно: таким образом, минималка в регионах может сильно отличаться. Например, в Москве МРОТ составляет сейчас 17624 рубля.
Рассмотрим, какие значения принимала минималка в России на протяжении нескольких лет:
Временной интервал |
МРОТ |
01.07.00 – 31.12.00 | 132 руб. |
01.01.01 – 30.06.01 | 200 руб. |
01.07.01 – 30.04.02 | 300 руб. |
01.05.02 – 30.09.03 | 450 руб. |
01.10.03 – 31.12.04 | 600 руб. |
01.01.05 – 31.08.05 | 720 руб. |
01.09.05 – 30.04.06 | 800 руб. |
01.05.06 – 31.08.07 | 1 100 руб. |
01.09.07 – 31.12.08 | 2 300 руб. |
01.01.09 – 31.05.11 | 4 330 руб. |
01.06.11 – 31.12.12 | 4 611 руб. |
01.01.13 – 31.12.13 | 5 205 руб. |
01.01.14 – 31.12.14 | 5 554 руб. |
01.01.15 – 31.12.15 | 5 965 руб. |
01.01.16 – 30.06.16 | 6 204 руб. |
01.07.16 – 30.06.17 | 7 500 руб. |
01.07.17 – настоящее время | 7 800 руб. |
По таблице видно, что зарплатный минимум индексируется без привязки к определенной дате – иногда два раза за календарный год, а порой только один. Конечно, российские власти обещают, что в ближайшее время минималка будет увеличена, но пока неясно, какими конкретно путями это будет сделано.
Таким образом, во многих странах применение МРОТ действительно значительно облегчает и улучшает жизнь работающего населения, так как фиксированная сумма минимального заработка там позволяет людям вести нормальную жизнь – платить за квартиру, питаться, одеваться и даже развлекаться. Но в России сумма минималки настолько мала, что получившаяся тавтология полностью оправдывает себя. Один-единственный факт это доказывает – сумма МРОТ в РФ даже меньше прожиточного минимума (сейчас составляет примерно 70% от его величины). То есть низкооплачиваемые слои населения, работающие и получающие МРОТ, не могут претендовать даже на средний уровень жизни.