Центральный банк РФ. Основные функции
Центральный Банк РФ занимает место главной банковско-финансовой организации страны. Он был основан в 1990 году 13 июля на базе существующего Госбанка. Затем, полгода спустя, был утвержден закон о ЦБ, согласно которому Центробанк начал работать как самостоятельное юридическое лицо и главная банковская организация страны. ЦБ РФ занимает место банковского учреждения первого (высшего) уровня.
К созданию единого банка в стране способствовала необходимость появления главного института для:
Штаб-квартира ЦБ расположена в столице России – Москве, на улице Неглинная, дом 12.
В лице главы ЦБ с 24 июня 2013 года представлена Эльвира Набиуллина. Директорский Совет ЦБ состоит из главы и четырнадцати членов Совета, которые работают в учреждении на постоянной основе в течение пяти лет и назначаются Государственной Думой по предложению Председателя (главы) банка.
В соответствии с ФЗ, ЦБ является юридическим субъектом, а его уставный капитал и все имущество являются собственностью федерации государства, но при этом ЦБ имеет финансовую и имущественную самостоятельность. Он может распоряжаться своим имуществом в законодательном порядке и целях, и никто не имеет права изымать у него имущество. Все свои расходные действия ЦБ осуществляет за счет своих доходов.
ЦБ РФ не несет ответственности по обязательствам государства, а государство неответственно за обязательства банка. Банк не вправе кредитовать долги государства.
Таким образом, получается, что ЦБ РФ никому не подчиняется, но выполняет государственные указы и постановления. Он не принадлежит к органами госвласти, но все его полномочия относятся к госфункциям.
ЦБ регулирует работу всех финансовых учреждений, действующих на территории РФ, как банков, так и МФО. К его полномочиям относятся:
Все свои функции центральный банк РФ осуществляет согласно Конституции РФ и другими ФЗ. Согласно своим обязанностям, Центробанк:
Главным финансовым учреждением страны является Федерации, г. Москва. Это особая организация, основная цель которой - регуляция финансовой и Центральный банк Российской Федерации (Москва, улица Неглинная, 12) является связующим звеном между исполнительной властью и всеми направлениями экономики.
Данное учреждение создано тринадцатого июля 1990 года. Оно является преемником ГБ СССР.
Центральный банк не затрагивает деятельность физических лиц. Основные контрагенты - все банки страны, независимо от формы собственности. Является юридическим лицом, имеет собственный капитал и Устав. Но при этом полностью находится в Федеральной собственности. Другими словами, принадлежит государству.
Центральный банк Российской Федерации - это организация, в обязанности которой входит более двадцати аналитических и практических функций:
Центральный банк Российской Федерации имеет представительства в каждом из девяти федеральных округов. Помимо этого, существует развитая сеть филиалов практически в каждом крупном городе.
Наиболее значимыми федеральными представительствами являются Южное главное управление Центрального банка Российской Федерации, а также Северо-Западное и Уральское отделения.
Одной из основных задач главного финансового учреждения является кредитование банковской системы. Ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации - размер процентной ставки в исчислении одного календарного года, которая подлежит возмещению кредитными организациями за предоставленный займ. Данное значение подвергается постоянной корректировке в зависимости от ситуации на денежном рынке страны, а также от инфляции и показателей валового внутреннего продукта. Это главный инструмент макроэкономического регулирования в государстве.
Задача Центрального банка страны - держать постоянный баланс с помощью этого показателя. Слишком высокое значение, несомненно, остановит скачок цен, но при этом замедлит финансовый рост. И, наоборот, слишком низкие показатели помогут насытить экономику большим количеством дешевых денег, но при этом инфляция становится угрожающе неконтролируемой, что впоследствии неминуемо приведет к изменению стратегической модели планирования.
Вместе с тем, учетная ставка является индикатором для инвесторов. Данные могут как привлечь, так и оттолкнуть потенциально заинтересованную компанию. Одно дело, когда всегда можно рассчитывать на помощь банковской системы страны. И совсем другое - когда для инвестиций необходимо использовать лишь свои собственные средства. Риски вырастают соответственно.
На текущий момент размер учетной ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации, составляет одиннадцать процентов годовых.
Это далеко не самый низкий показатель в мире. Так, размер учетной ставки до двух процентов зафиксирован финансовыми институтами Дании, Норвегии, Новой Зеландии, Австралии, Канады, Японии, Великобритании, Еврозоны и США.
В банках Швейцарии и Швеции ключевой показатель вообще отрицательный. Данные нововведения связаны с практически нулевой инфляцией в странах. Объемы экспорта продолжительное время катастрофически снижались, что создавало серьезный риск удешевления национальных валют - швейцарского франка и шведской кроны. Также это нередко приводило к снижению интересов потенциальных инвесторов.
Отрицательная учетная ставка подразумевает то, что учреждения страны платят Центральному банку за услуги хранения средств в его депозитариях. Развитые государства всерьез рассматривают введение этого новшества и для вкладов физических лиц.
Размер ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации серьезно колебался в зависимости от происходивших процессов в стране.
Начиная с момента образования нового государства, данный показатель существенно изменялся, порой по несколько раз за неделю.
Вплоть до 2003 года он превышал значение в двадцать процентов. Ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации в разные периоды доходила и до двухсот десяти процентов (в 1994 г. значение продержалось до конца апреля следующего года). В целом с июня 1993 по июль 1996 года значение превышало сто процентов годовых. Слаженные усилия правительства и банкиров позволили постепенно утихомирить финансовую бурю. И в июне 1997-го значение достигло вполне приемлемых двадцати одного процента. Но разразился кризис, и последовавший за этими событиями дефолт вновь неоднократно сильно толкал значение вплоть до ста пятидесяти процентов. Этот показатель был зафиксирован двадцать седьмого мая 1998 года. Но уже через неделю он опустился до шестидесяти.
С января 2004 года и по сей день главный индикатор страны не превышал пятнадцати процентов.
Первого июня 2010 г. был зафиксирован рекорд, который установил Центральный банк Российской Федерации - ставка составила всего семь целых семьдесят пять сотых процента.
Одной из самых главных функций, которую реализует Центральный банк Российской Федерации, является эмиссия денег - выпуск денежных средств в оборот, которые увеличивают их общую массу.
Задачами главного учреждения в этой сфере являются контроль над количеством денег в обороте, обмен негодных к употреблению (ветхих) банкнот, а также своевременная смена дизайна купюр для эффективного противодействия фальшивомонетчикам.
Данную функцию ЦБ сложно переоценить, ведь рубль является единственным возможным средством платежа на территории страны.
Выпуск денег осуществляется в наличном и безналичном виде.
Российская валюта не подкреплена ценными металлами, а также не имеет других соотношений эквивалентности.
Наличные бумажные денежные средства представляют собой купюры достоинством от пяти до пяти тысяч рублей. Обладают всеми необходимыми современными защитными средствами - водяными знаками, защитной нитью, узорами тонких линий, микротекстом, волокнами, светящимися в ультрафиолетовом излучении, обозначением номинала металлизированной краской, рельефными элементами, оттенками цвета, изменяемыми в зависимости от угла обзора.
Минимальный номинал монеты, выпущенной в обращение Центральным банком Российской Федерации, - одна копейка. Максимальный - десять рублей.
Чеканят их на Московском и Санкт-Петербургском монетных дворах из таких металлов и сплавов, как мельхиор, сталь, медь, цинк, никель, латунь.
Эта форма эмиссии является основой безналичных счетов. Преследуемая цель - удовлетворение необходимой потребности участников рынка в оборотных средствах. Зачастую капитала организации недостаточно для выполнения определенной функции. При некоторых обстоятельствах могут быть выпущены дополнительные деньги для выполнения поставленной финансовой задачи. Процесс действует на основе банковского (депозитного) мультипликатора.
Это уникальный метод, поскольку эмиссию электронных денег, наряду с Центральным банком, могут проводить банковские институции и даже кредитные организации. Конечно же, под строгим контролем надзорного органа.
Злоупотребить процессом крайне сложно, ведь подобная эмиссия производится исключительно с целью кредитования рыночного хозяйства.
Центральный банк Российской Федерации выполняет надзорную функцию над всей банковской системой.
В первую очередь это выдача лицензий. А впоследствии - постоянный контроль над деятельностью субъекта хозяйствования, его ликвидностью. В случае необходимости практикуется оздоровление путем введения куратора. Лишение права ведения валютной деятельности или полное аннулирование банковской лицензии осуществляется в случае невозможности работы на финансовом рынке.
Центральный банк создает благоприятную среду для функционирования кредитных институций, регулирует и производит кредитование.
Является важным составляющим звеном отечественной экономики. Оно призвано сохранить финансовую стабильность страны, используя широкий спектр возможностей для этого.
Московский Государственный заочный институт пищевой промышленности
Кафедра бухучета и финансов
Контрольная работа
по финансам, денежному обращению и кредиту
студентки 4 курса факультета
"Экономика и предпринимательство",
специальность "Коммерция", шифр 359-ЭК-95,
Панкратьевой Екатерины Олеговны
Тема:
Функции Центрального банка РФ
1. Понятие кредитной системы.
2. Роль и задачи ЦБ РФ.
Центральный банк РФ (Банк России) является юридическим лицом и имеет свой устав, утверждаемый Государственной Думой. Банк России - самостоятельное учреждение, осуществляющее свои расходы за счет собственных доходов. Он единственный банк в России, наделенный правом выпуска (эмиссии) наличных денег. Выполняет роль главного координирующего и регулирующего органа денежно-кредитной системы страны. Находится в собственности Российской Федерации.
Функции ЦБ РФ
Центральный банк РФ выполняет роль главного координирующего и регулирующего органа денежно-кредитной системы России. Одной из основных целей его деятельности является обеспечение эффективной и стабильной работы всей банковской системы. В связи с этим на ЦБ РФ возложен ряд функций:
Разработка и проведение кредитно-денежной политики;
Регулирование денежного обращения;
Регулирование деятельности кредитных организаций и осуществление контроля за ними;
Осуществление безналичных расчетов в общенациональном масштабе;
Организация валютного регулирования;
Хранение золотовалютных резервов страны.
Для их выполнения ЦБ РФ использует следующие инструменты и методы:
Установление правил, регламентирующих деятельность кредитных организаций;
Осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций;
Установление и осуществление контроля за соблюдением обязательных экономических нормативов кредитными организациями;
Установление резервных требований;
Рефинансирование кредитных организаций;
Проведение дисконтной политики;
Проведение операций на открытом рынке;
Осуществление валютных интервенций. Для поддержания надежности банковской системы Центральным банком активно используются все перечисленные выше инструменты.
Постоянно проводится работа по совершенствованию правил бухгалтерского учета и отчетности, основной целью этого шага являются: приближение российской отчетности к международным стандартам, повышение информативности, однозначность трактовки отдельных бухгалтерских операций и, как следствие, адекватность реально проводимых банком операций их отражению в отчетности. К сожалению, большие различия в функционировании экономического механизма России и развитых индустриальных стран Запада не позволяет в полной мере использовать зарубежный опыт в составлении отчетности, так как это в значительной степени снижает качество анализа и контроля за финансовым состоянием российских банков.
Большое внимание уделяется вновь создаваемым банкам. Постоянно ужесточаются условия их лицензирования, требования к величине уставного фонда, порядку работы на финансовом рынке, правам и обязанностям вновь созданной кредитной организации.
В целях обеспечения экономических условий для устойчивого функционирования банковской системы и защиты интересов вкладчиков и кредиторов ЦБ РФ установлены обязательные экономические нормативы деятельности кредитных организаций. К ним относятся: нормативы достаточности капитала, нормативы ликвидности кредитной организации, максимальные размеры рисков и ряд других нормативов. Невыполнение кредитной организацией отдельных нормативов влечет наложение штрафных санкций вплоть до отзыва лицензии.
В целях совершенствования надзора и ориентации его, в первую очередь, на то, чтобы выявить проблемы, способные в будущем осложнить финансовое положение банков, ЦБ РФ разработал рекомендации по определению критериев степени проблемности банков. Эти критерии используются подразделениями ЦБ РФ при проведении надзорных проверок и разработке мер воздействия, применяемых к банкам в зависимости от степени их проблемности, при принятии решений о санации банков либо их ликвидации.
Установление резервных требований преследует две цели: регулирование уровня денежной массы и частичное страхование привлекаемых банками средств. Для вкладчиков такое страхование служит дополнительной гарантией надежности вложения. Однако, во-первых, оно приводит к существенному снижению доходности по вкладам (так как по обязательным резервам проценты не начисляются, банки снижают ставку процента по привлекаемым ресурсам). Во-вторых, механизм обязательного резервирования до конца не отработан, как следствие, использование банками своих резервов в критических ситуациях для их исправления практически невозможно.
Под рефинансированием банков понимается кредитование банков Центральным банком. Предоставление кредитных ресурсов осуществляется в виде прямых и ломбардных кредитов, переучета векселей и проведения кредитных аукционов. Рефинансирование проводится в случаях, когда кредитные организации испытывают трудности и не могут в короткое время привлечь необходимое количество кредитных ресурсов из других источников. То есть Центральный банк выступает в роли кредитора последней инстанции. Кредиты выдаются, как правило, на короткие сроки и под высокие проценты и полностью обеспечиваются залогом.
Ставка рефинансирования в последнее время носит более формальный характер. Во все меньшей степени она определяет процентную политику ЦБ РФ и все более величину штрафных санкций к банкам.
В связи с продолжающимся кризисом на валютном рынке и рынке МБК, неразвитостью фондового рынка, особое значение для поддержания ликвидности банковской системы и отдельных банков получает проведение операций на открытом рынке посредством купли-продажи государственных ценных бумаг. Из всех обязательств, обращающихся на рынке, государственные ценные бумаги являются наиболее ликвидными (с учетом объема обязательств, которыми может владеть отдельный участник финансового рынка). Именно оперативная работа ЦБ на открытом рынке смягчила воздействие кризиса на ряд банков в августе 1995 г, когда в течение нескольких дней коммерческие банки продали на вторичных торгах государственные ценные бумаги на 1,6 трлн. рублей.
А в связи с уменьшением объема сделок на валютном рынке воздействие отдельных валютных интервенций на состояние банковской системы не оказывает значительного влияния. В целом же проводимая ЦБ РФ и Правительством жесткая валютная политика на протяжении последних лет привела к значительному сокращению доли спекулятивных валютных операций от общего объема проводимых банками.
Роль Центрального банка РФ
Как известно, центральные банки возникают тогда, когда в них возникает экономическая необходимость, и их создание явилось выдающимся историческим открытием, потому что они позволяют решить по крайней мере одну, но сложнейшую экономическую задачу. Дело в том, что рыночные отношения по природе своей являются стихийными. Это приводит к тому, что чем развитее становятся капиталистически-рыночные отношения, тем сильнее и, следовательно, разрушительнее оказывается их стихийный характер. На определенном этапе развития цивилизации общество начинает понимать необходимость ограничения указанного стихийного начала рынка, минимизации связанных с ним экономических потерь, которые несут все участники рынка - и производители, и потребители, и посредники.
Задача эта поистине сложная: с одной стороны, надо сохранить свободу предпринимательства и распоряжения частными средствами; с другой - ограничить по возможности стихийно-разрушительное начало, внутренне присущее рынку, избавить общество и конкретных его членов от неоправданных потерь (можно даже сказать, что задача состоит в том, чтобы сохранить в рынке его «хорошие» качества и по возможности нейтрализовать «плохие» - задача, долгое время служившая предметом насмешек, но вполне корректная для условий XX в). Вторая часть данной задачи решается с помощью общественного контроля основных параметров рынка и целенаправленного на них воздействия, т. е. общественно организованного регулирования. В банковской сфере функции такого регулятора рыночных отношений поручаются такому государственному институту, как центральный банк.
В условиях рыночной экономики или перехода к ней государственное регулирование хозяйственной деятельности должно преследовать три главные цели:
создание (поддержание) общих условий цивилизованного функционирования рынка, всего народного хозяйства;
стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса;
решение макроэкономических проблем. Как орган государственный центральный банк применительно к своей сфере должен участвовать в достижении всех трех целей, для чего, в частности, он обязан:
поддерживать правопорядок в финансовой сфере, заставлять участников денежно-кредитных отношений выполнять заключенные ими договоры, предупреждать споры или разрешать их, если они возникают;
осуществлять эмиссию денег, обеспечивать правильное денежное обращение в стране, определять стандарты и порядок ведения расчетов и платежей;
выполнять или организовывать выполнение общезначимых для денежно-кредитной сферы работ (создание инфраструктуры, обеспечение надежности и безопасности банковской системы и т.д.);
добиваться стабильности денежной единицы и цен с учетом других макроэкономических задач (обеспечение оптимальных объемов национального производства, темпов и качества экономического роста, уровня занятости и т. д.).
Реализация перечисленных и некоторых других целей и задач представляет собой необходимое условие нормального функционирования и развития каждого банка (кредитного учреждения) и их сообщества. И никто, кроме центрального банка, действующего совместно с другими государственными органами, достичь этих целей и решить задачи не способен. Поэтому коммерческие банки (кредитные учреждения) правы, когда именно от правительства и Центрального банка РФ ожидают обеспечения приемлемых общих условий для своей деятельности.
Отсутствие таких общих условий может иметь несколько объяснений.
Во-первых, их могли еще не успеть создать. Применительно к нашему случаю такая причина частично имеет место. Вместе с тем здесь важна динамика, тенденция. Она же такова, что по ряду направлений, зависящих прежде всего от правительства, а потом от ЦБ РФ, прогресса в создании таких условий не наблюдается уже в течение 4-5 лет. Это касается в первую очередь состояния национальной экономики в целом и базирующегося на нем состояния национальной денежной единицы, а также состояния правопорядка в стране.
Во-вторых, ситуация может объясняться неумением властей взяться за дело и создавать указанные условия по крайней мере в тех объемах, в каких это объективно возможно в данный момент. Нет сомнений, что и эта причина частично действует.
В-третьих, здесь может сказываться влияние ориентации властей и части самих предпринимателей на создание дикого, нерегулируемого цивилизованными средствами рынка, такого, который стихийно развивался во всем мире в течение тясячелетий вплоть до начала XX в. С сожалением следует констатировать, что подобная ориентация достаточно сильна в современном российском обществе. К тому же данная установка определенно и последовательно проводится в жизнь правительством.
Следует только заметить, что в рамках такого подхода уже неочевидна сама необходимость иметь и совершенствовать Центральный банк РФ как таковой. Первобытно-дикий рынок не приемлет и не нуждается ни в общественно организованном регулировании вообще, ни в центральном банке в частности. Поэтому надо ясно понимать: если в России культивируется именно такой рынок, и, исходя из такого сознательно выбранного курса, государство в лице правительства добровольно удалилось от регулирования экономики, то очередным, по-своему логичным шагом в данном направлении должна была бы стать ликвидация ЦБ РФ. Если же нет, тогда к делам регулирования экономики наряду с ЦБ РФ должны быть снова призваны и другие органы государственной власти и управления.
В-четвертых, следует иметь в виду и такую причину, как неадекватное понимание Центральным банком РФ целей своей деятельности, связанной с ними огромной его ответственности не только перед банковским сообществом, но и перед всей экономикой, всем обществом, необходимости более активно отстаивать право на собственную позицию, защищать интересы даже не банков как таковых, а банковского дела, интересы здоровья денежно-кредитной системы страны. Например, практические шаги Банка России в последнее время не дают оснований однозначно утверждать, что он в полной мере осознает свою ответственность за действительное укрепление рубля и за устойчивое развитие национальной банковской системы.
Наконец, в-пятых, необходимо принять во внимание еще одну возможную причину - дефицит независимости У Центрального банка РФ. В наших условиях это достаточно реальная причина, к тому же традиционная для России. При этом для современного Банка России характерна меньшая, чем закреплено за ним в Законе, степень независимости.
Это означает, что система Центрального банка РФ, которая должна являть собой финансовую ветвь власти наряду с законодательной, исполнительной и судебной ее ветвями, на деле поставлена под власть правительства и президентского аппарата, причем негласно, поскольку такое соотношение между ними законодательством не предусмотрено (власть правительства над центральным банком может считаться даже нормальным явлением, если таков закон).
Это означает также, что ЦБ РФ в сегодняшних обстоятельствах стеснен, с одной стороны, в смысле собственной защиты в отношениях с исполнительной властью; с другой - в плане выражения и отстаивания законных и долговременных интересов «подведомственной» ему сферы в целом и составляющих ее отдельных организаций.
В уже упоминавшемся исследовании группы авторов «Стратегия развития банковской системы России» отмечается: «Независимый статус ЦБР в системе государственного управления остается до сих пор декларацией, не воплощенной в действия ЦБР... Скорее ЦБР демонстрирует независимость по отношению к нижнему уровню системы... Слабо проявляется консолидирующая роль Банка России...
Естественная разобщенность и зачастую противоречивость интересов КБ, вытекающая из конкурентных принципов их деятельности, не устраняет их общей заинтересованности в устойчивости банковской системы в целом. Однако современная денежно-кредитная политика ЦБР не отвечает требованиям обеспечения подобной устойчивости...
Имея мощную... структуру, ЦБР реализует далеко не полный круг своих функций. В основном сложившийся организационный потенциал ЦБР используется им для реализации собственных и правительственных директив, которые практически игнорируют состояние и условия деятельности КБ. Функции регулирования деятельности КБ сужены до макроустановок по резервным требование ям и ставкам рефинансирования, которые... не направлены на регулирование собственно банковской деятельности.
Принятое в Законе о Центральном банке положение о снятии с него ответственности по долгам КБ определяет позиции ЦБР относительно всего спектра его обязательств перед вторым уровнем банковской системы. Такие задачи, как укрепление основ банковской системы, создание условий для активизации деятельности КБ, для предсказуемости курса кредитно-денежной политики отошли... на второй план».
Можно отметить, что легальный статус ЦБ РФ в соответствии с новым Законом достаточно высокий. Надо только этот статус наполнить реальным содержанием (и в этом пункте ЦБ РФ вполне мог бы опираться на поддержку коммерческих банков, их ассоциаций и союзов). Последнее же зависит не только от законов, но и от множества других факторов, среди которых:
качество и направленность подзаконных актов, прежде всего нормативных актов самого Банка России;
желание и готовность ЦБ РФ четко и последовательно отстаивать свое видение проблем и свою политику, держать известную дистанцию между ним и исполнительной властью, которая, как и власть законодательная, менее склонна смотреть далеко вперед;
качество работы ЦБ РФ, прежде всего работы аналитической;
персоналии на ключевых постах в ЦБ РФ и других властных структурах.
Центральный банк РФ должен быть независимым. Иначе он не способен быть центральным в действительном смысле этого слова (большую или меньшую часть его функций фактически будут выполнять какие-то иные органы).
В то же время независимость ЦБ РФ может и должна быть относительной. Другими словами, в определенных моментах он не может не быть зависимым. Вопрос лишь в том, от чего он должен быть зависим. Представляется, что это должна быть зависимость прежде всего и больше всего от потребностей экономики страны (и от курса законодательной и исполнительной властей, если он правильно отражает эти потребности).
«Опыт многих зарубежных государств показывает, что для обеспечения независимости ЦБ руководство страны должно ответить на два главных вопроса. Во-первых, какая степень формальной независимости может рассматриваться... как желательная и реальная. Во-вторых, что требуется для обеспечения такой степени независимости ЦБ... В наших условиях свои ответы на данные вопросы в первую очередь должен дать, видимо, сам ЦБ РФ (поскольку, как уже отмечено, легальный его статус вполне высок) и убедить общественность в их обоснованности.
Центральный Банк РФ и его функции (часть 4 )
5. Основные функции ЦБ РФ
К основным функциям ЦБ РФ относятся:
Остановимся подробно на каждой из функций.
1) Эмиссия банкнот и организация их обращения. За Банком России как представителем государства законодательно закреплено осуществление эмиссии наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации.
Совет директоров принимает решение о выпуске в обращение новых банкнот и монет и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков.
В целях организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации на Банк России возлагаются следующие функции: прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов; установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций; установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения; определение порядка ведения кассовых операций.
2) Функция финансового агента, банкира Правительства. Являясь по своему статусу финансовым агентом Правительства, ЦБ осуществляет операции по размещению и погашению государственного долга, кассовому исполнению бюджета, ведению текущих счетов Правительства, надзору за хранением, выпуском и изъятием из обращения монет и казначейских билетов, а также переводу валютных средств при осуществлении расчетов правительства с другими странами.
Важная роль ЦБ в решении таких проблем, как предоставление кредитов на покрытие государственных расходов и дефицита государственного бюджета, соответствует его функции кредитора государства. Основная форма государственных заимствований, используемых на цели финансирования государственных расходов и государственного бюджета – государственные займы.
Государственные займы используются для покрытия бюджетных дефицитов государства посредством аккумуляции временно свободных денежных средств физических и юридических лиц. Они предоставляются на определенный срок на условиях выплаты дохода и оформляются удостоверяющими долговыми обязательствами в бумажной или безбумажной форме.
Выполняя функцию финансового агента Правительства, Центральный Банк осуществляет кассовое исполнение бюджета, прием, хранение и выдачу государственных бюджетных средств, ведение учета и отчетности. В основу кассового исполнения бюджета положен принцип единства кассы, то есть все мобилизованные государственные доходы направляются на единый счет Министерства финансов в ЦБ, с которого черпаются средства для осуществления государственных расходов, таким образом, ЦБ выступает кассиром Правительства.
Единство кассы предоставляет Министерству финансов возможность осуществлять постоянный контроль над поступлением средств на его счет и за движением кассовой наличности; обеспечивает централизацию государственных бюджетных средств и балансирование доходов и расходов каждого из бюджетов (федерального, региональных, местных), образующих в совокупности бюджетную систему страны; позволяет проводить операции по кассовому исполнению бюджета на всей территории страны. Осуществление кассового исполнения центральным банком дает возможность отделить функции распоряжения бюджетными средствами и распорядителя кредитами, которые выполняют финансовые органы, от функции приема, выдачи, хранения этих средств, которые входят в компетенцию ЦБ. В результате создаются необходимые условия для контроля над целевым использованием бюджетных средств.
3) Финансирование кредитно-банковских институтов («банк банков»). Рефинансирование коммерческих банков – предоставление им заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые трудности. Цель рефинансирования - воздействие на состояние денежно-кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, ЦБ выступает в качестве банка банков.
Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам, испытывающим временные финансовые трудности, и различаются в зависимости от формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты); методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на основе проведения аукционов); сроков предоставления (среднесрочные - на 3-4 мес. и краткосрочные - на 1 день или несколько дней); целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные кредиты) .
4) Так как функция кредитно-денежного регулирования и банковского надзора включает в себя обширный круг вопросов, автору представляется возможным вынести её в качестве отдельной главы в данной работе.
Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому их деятельность связана с укреплением денежного обращения, защитой и обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам, развитием и укреплением банковской системы страны, обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления расчетов .
Центральный банк выполняет три основные функции:
· регулирующую. К ней относится регулирование денежной массы в обращении, что достигается путем сокращения или расширения наличной и безналичной эмиссии и проведения дисконтной политики, политики минимальных резервов, открытого рынка, валютной политики;
· контролирующую. Центральный банк получает обширную информацию о состоянии того или иного банка при проведении, например, политики минимальных резервов или редисконтирования. Контролирующая функция включает определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, т.е. процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Сюда относится разработка набора необходимых для кредитных институтов экономических коэффициентов и норм и контроль за Ними;
· информационно-исследовательскую. Во многих странах эта функция отмечена в законодательном порядке. Центральный банк, имея, анализируя и публикуя объективную информацию о ситуации в денежно-кредитной сфере, может оперативно реагировать на глобальные и локальные экономические процессы. От верности оценки информации зависит выбор направлений денежно-кредитной политики в целом. Информационно-исследовательская функция центрального банка предполагает также консультационную деятельность. В большинстве экономических учебниках изложено, что Банк России выполняет следующие функции, которые так же определены законодательно.
1. Во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля.
2. Монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение.
3. Является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования.
4. Устанавливает правила осуществления расчетов в РФ.
5. Устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы.
6. Осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом.
7. Осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций.
8. Регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами.
9. Осуществляют самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций, необходимых для выполнения основных задач Банка России.
10. Осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами.
11. Организует и осуществляет валютный контроль как посредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством РФ,
12. Принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует его составление.
13. В целях осуществления указанных функций проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные.
14. Осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.
В законодательстве РФ закреплены функции банка России, однако его задачи не определены.
Горина Т.И. в своих трудах указывает, что в большинстве стран функционирует промежуточная модель ЦБ, позволяющая выполнять ему следующие основные функции:
1) Регулирующие функции:
* управление совокупным денежным оборотом;
* регулирование денежно-кредитной сферы;
* регулирование спроса и предложения кредита.
2) Контрольные функции:
* контроль за деятельностью кредитных институтов (лицензирование, установление нормативов деятельности кредитных учреждений);
* валютный контроль (курс национальной валюты, условия продажи и обращения валют и пр.) Обслуживающие функции:
* организация расчетно-платежных отношений в экономике;
* кредитование банковских учреждений и правительства;
* выполнение роли финансового агента правительства (исполнение государственного бюджета, осуществление государственных заимствований, управление государственным долгом) .
Некоторые финансовые ресурсы содержат следующую информацию об основных функциях центрального банка:
1. Эмиссия денег состоит в том, что центральный банк осуществляет монопольное право выпуска неразменных кредитных денег.
2. Осуществление национальной денежно-кредитной политики (схема 2.1).
Схема 2.1 - Денежно-кредитная политика центрального банка
центральный банк кредитный экономический
Денежно-кредитная политика центрального банка осуществляется методами либо кредитной экспансии, либо кредитной рестрикции.
5. Банкир правительства - в этой функции на центральный банк возложено кассовое обслуживание государственного бюджета и государственного долга. 4. Банк банков. Поскольку центральный банк не работает с физическими лицами и хозяйственными структурами, то звеном-посредником выступают коммерческие банки и специализированные кредитно-финансовые институты.
5. Хранение золотого и валютного запаса страны.
6. Денежно-кредитное регулирование экономики .
Таким образом, анализируя данные из разных источников, можно утверждать, что центральный Банк осуществляет регулирование экономики с помощью денежно-кредитной системы. Действуя по кредитным инструментам, это создает определенные условия для их функционирования. От этих условий зависит от направления деятельности коммерческих банков и других финансовых учреждений, впоследствии это оказывает влияние на развитие экономики страны.