Акт выездной налоговой проверки: подборка вопросов

С.В.Разгулин, действительный государственный советник РФ 3 класса

Практически каждая выездная налоговая проверка заканчивается доначислениями. Недоимка, пени и штрафы могут быть выявлены и по результатам камеральной проверки. Срокам и порядку оформления результатов налоговых проверок, включая проведение дополнительных мероприятий налогового контроля, посвящено интервью с экспертом.

Какой документ составляется по окончании налоговой проверки?

В последний день выездной налоговой проверки проверяющий (руководитель проверяющей группы) обязан составить справку о проведенной проверке (пункт 15 статьи 89 НК РФ).

В справке фиксируются предмет проверки, сроки ее проведения. Датой начала проверки является дата вынесения решения о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки. Датой окончания проверки является дата составления указанной справки. В справке отдельно оговариваются сроки приостановления, продления проверки. Форма справки приведена в приложении № 7 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Итак, с составлением справки выездная налоговая проверка заканчивается. Справка вручается налогоплательщику. Если в момент составления справки проверяющие уже не находятся на территории налогоплательщика, и налогоплательщик проигнорировал уведомление явиться в налоговый орган для получения справки, она направляется налогоплательщику заказным письмом по почте. По общему правилу, составление справки о проведенной камеральной проверке НК РФ не предусмотрено.

В какой срок должен быть составлен акт выездной налоговой проверки?

Акт составляется не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке. Форма акта, составляемого по результатам налоговых проверок, должна соответствовать приложению 23 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Если выездная проверка организации включала проверки ее филиалов и представительств, то ранее собственно акта оформляются разделы акта по результатам налоговой проверки филиала (представительства). Акт по результатам налоговой проверки составляется с учетом разделов акта проверки филиалов и представительств. Сами разделы акта проверок филиалов (представительств), подписанные проверяющими и представителем филиала (представительства), остаются на хранении в налоговом органе.

Может ли акт быть подписан должностным лицом налогового органа, не участвовавшим в проверке?

Может. Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12181/11 сам по себе факт подписания акта налоговой проверки лицом, не проводившим проверку, не указывает на существенное нарушение прав проверяемого налогоплательщика. Налогоплательщик должен указать, в чем состояло нарушение его прав (это могут быть, в частности, препятствия в праве подачи возражений, представлении объяснений).

Другая ситуация имеет место, когда акт налоговой проверки, например, по причине отсутствия должностного лица налогового органа на рабочем месте, подписан за него другим должностным лицом. Акт, подписанный сфальсифицированной подписью, не является надлежащим доказательством и не может лежать в основе решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности независимо от того, привело это или не привело к принятию неправильного по существу решения (Постановление АС Поволжского округа от 29.04.2015 № Ф06-23225/2015).

Каковы сроки составления акта по итогам камеральной проверки?

Акт камеральной налоговой проверки составляется в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Каким образом акт передается налогоплательщику?

Акт по итогам камеральной и выездной проверки вручается налогоплательщику под расписку в течение 5 дней с даты подписания или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком. Акт составляется после окончания проверки, то есть когда проверяющие уже не находятся на территории налогоплательщика. Поэтому вручение акта выездной проверки под расписку может быть реализовано только посредством вызова налогоплательщика в налоговый орган для получения акта.

Если по каким-то причинам налогоплательщик уклоняется от получения акт, это отражается в акте, и он направляется налогоплательщику по почте заказным письмом. Датой вручения считается шестой день с даты отправки этого акта. Другого способа вручения акта в этом случае пункт 5 статьи 100 НК РФ не предусматривает.

Одновременно с актом вручаются соответствующие приложения: документы, подтверждающие факты выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, иные материалы при их наличии.

Сколько времени отводится налогоплательщику для подготовки возражений по акту?

Один месяц со дня получения акта налоговой проверки. Именно в этот срок согласно пункту 6 статьи 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями проверяющих, вправе представить в налоговый орган письменные возражения в целом или по отдельным положениям акта. До истечения указанного месячного срока, иными словами, в течение срока, отведенного для представления письменных возражений, решение по материалам налоговой проверки не принимается (письмо Минфина от 15.07.2010 № 03-02-07/1-331).

При направлении возражений по почте следует убедиться в их своевременном получении налоговым органом, особенно, если налогоплательщик не предполагает непосредственно участвовать в рассмотрении материалов. Пропуск срока представления письменных возражений не препятствует налогоплательщику принимать участие в рассмотрении материалов проверки, давать свои объяснения, в том числе в письменном виде.

Если налогоплательщик не успевает представить письменные возражения в месячный срок?

В этом случае следует известить инспекцию о своем намерении представить письменные возражения и попросить отложить рассмотрение материалов проверки на более позднюю дату по уважительным причинам. В случае представления лицом возражений, пояснений, ходатайств и их получения налоговым органом в срок до даты рассмотрения материалов проверки включительно, данные материалы также рассматриваются и учитываются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа при вынесении решения (письмо ФНС России от 07.08.2013 № СА-4-9/14460@).

Должен ли налогоплательщик участвовать в рассмотрении материалов проверки налоговым органом?

Не обязательно. Порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки регулируется статьей 101 НК РФ. Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен установить факт явки лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения.

В случае неявки лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, рассмотрение материалов налоговой проверки может быть осуществлено в его отсутствие, либо налоговый орган принимает решение отложить рассмотрение. При этом назначается новая дата рассмотрения, о чем налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика.

Несмотря на то, что, по мнению налогового органа, участие налогоплательщика в рассмотрении материалов налоговой проверки в конкретном случае «обязательно», такое участие является правом налогоплательщика (подпункт 15 пункта 1 статьи 21 НК РФ).

Каков срок рассмотрения материалов налоговой проверки?

Решение должно быть принято в течение 10 дней после истечения месячного срока на подачу возражений. Но указанный срок может быть продлен на один месяц. Кроме того, срок принятия решения зависит от того, будут ли налоговым органом назначены дополнительные мероприятия налогового контроля.

Что означает назначение налоговым органом дополнительных мероприятий налогового контроля?

При рассмотрении материалов налоговой проверки налоговый орган вправе вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Дополнительные мероприятия могут быть назначены и при рассмотрении материалов камеральной налоговой проверки. Срок их проведения не должен превышать одного месяца (двух месяцев - при проверке консолидированной группы налогоплательщиков). Данный срок не включается в срок, отведенный для вынесения решения по проверке.

В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля выступают допрос свидетеля, экспертиза, истребование документов. Иные мероприятия, в том числе осмотр, проводиться не могут. Выбранные налоговым органом для проведения дополнительные мероприятия налогового контроля указываются в решении, форма которого содержится в приложении № 29 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

При буквальном толковании статей 93 и 93.1 НК РФ налоговый орган вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика только документы о конкретной сделке. У контрагента проверяемого налогоплательщика документы могут быть истребованы в полном объеме, так как такое основание для истребования документов как проведение допмероприятий прямо указано в статье 93.1 НК РФ.

Вместе с тем есть практика, согласно которой истребование первичных учетных документов у проверяемого лица как дополнительное мероприятие налогового контроля допустимо при условии наличия у налогового органа оснований для истребования указанных документов в ходе самой налоговой проверки (Постановление Президиума ВАС РФ от 15.03.2012 № 14951/11).

Как оформляются результаты допмероприятий?

Налоговым кодексом не предусмотрено оформление результатов дополнительных мероприятий налогового контроля отдельным документом.

Федеральным законом от 01.05.2016 № 130-ФЗ внесены поправки в порядок ознакомления налогоплательщика с материалами проверок?

Со 2 июня 2016 года действует новый порядок ознакомления налогоплательщика с материалами проверок. Вместо подразумеваемой обязанности налогового органа направлять материалы налогоплательщику, поправки предусматривают право налогоплательщика подать заявление на ознакомление с материалами проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля. Без соответствующего обращения налоговый орган не обязан предоставлять материалы налогоплательщику.

Налогоплательщику рекомендуется в любом случае использовать право на ознакомление с материалами проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля. Подать в налоговый орган письменное заявление с просьбой об ознакомлении необходимо в течение срока, установленного для представления возражений по акту проверки или по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля, а именно в течение одного месяца или 10 рабочих дней соответственно (пункт 6 статьи 100, новый пункт 6.1 статьи 101 НК РФ).

Форма заявления - произвольная. Ознакомление с материалами проверки организуется на территории налогового органа не позднее 2 дней со дня подачи вышеназванного заявления. НК РФ закрепляет способы ознакомления: осмотр документов, изготовление выписок, снятие копий. Факт ознакомления подтверждается протоколом, составляемым согласно нормам статьи 99 НК РФ.

Предположим, допмероприятия завершились 10 октября 2016 года. Налогоплательщик 11 октября 2016 года подал заявление на ознакомление с материалами, полученными налоговым органом. В таком случае налоговый орган должен обеспечить ознакомление не позднее 13 октября 2016 года. Возражения могут быть представлены налогоплательщиком не позднее 24 октября 2016 года.

Продолжительность ознакомления НК РФ не установлена, но по своему предназначению как специальной процедуры, предшествующей рассмотрению материалов проверки руководителем (заместителем) руководителя налогового органа, ознакомление должно быть завершено в течение срока, отведенного на представление возражений по этим материалам.

Изменился ли порядок представления возражений по материалам допмероприятий?

Поправки вводят новую процедуру - процедуру подачи письменных возражений на результаты дополнительных мероприятий налогового контроля.

Напомню, что срок проведения допмероприятий, по общему правилу, составляет один месяц и указывается в соответствующем решении. Со дня истечения этого срока начинает течь срок для представления налогоплательщиком возражений, который составляет 10 рабочих дней.

Поэтому, с одной стороны, непредставление заявления об ознакомлении с материалами по сути лишает налогоплательщика возможности представить возражения по ним в рамках отдельной процедуры. С другой стороны, если в силу каких-то причин налогоплательщик не проявил инициативу в подаче заявления, получить доступ к материалам допмероприятий налогового контроля он сможет, участвуя в рассмотрении материалов проверки в налоговом органе и подавая объяснения на этой стадии (пункт 4 статьи 101 НК РФ).

Может ли положение проверяемого налогоплательщика ухудшиться по итогам допмероприятий?

Дополнительные мероприятия могут проводиться только в отношении уже установленных в акте нарушений налогового законодательства. Они не предназначены для сбора сведений о нарушениях, которые не отражены в акте проверки. Налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за правонарушения, не оговоренные в акте проверки.

Но, если нарушения были выявлены в ходе налоговой проверки и отражены в акте проверки, то по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля инспекция вправе произвести корректировку налоговых обязательств налогоплательщика по выявленным нарушениям в сторону увеличения (установить сумму неуплаты налога в большем размере, чем было отражено в акте проверки). Такой вывод сделан в Определении Верховного Суда РФ от 20.08.2015 № 309-КГ15-9617.

Если налогоплательщик не был уведомлен о рассмотрении материалов проверки, в том числе о материалах, полученных в ходе допмероприятий?

Независимо от представления или непредставления возражений, налогоплательщик должен быть извещен о дате, времени и месте каждого случая рассмотрения материалов проверки (пункт 2 статьи 101 НК РФ). Необеспечение возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки является нарушением существенных условий процедуры, установленной НК РФ (пункт 14 статьи 101 НК РФ).

Но, обратите внимание, что пункт 5 статьи 140 НК РФ позволяет вышестоящему налоговому органу на основании апелляционной жалобы налогоплательщика устранить подобное нарушение путем отмены решения, принятого по проверке. При этом одновременно с участием налогоплательщика будет вынесено новое решение по итогам рассмотрения всех материалов проверки и дополнительных документов, представленных при обжаловании.

Должен ли налоговый орган вынести решение непосредственно в день рассмотрения материалов проверки?

Такой обязанности нет. Налоговый орган не обязан принимать решение непосредственно в день рассмотрения материалов проверки (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 № 14645/08). Причем извещение о времени и месте собственно подписания решения также не предусмотрено. Налогоплательщик получит уже подписанное решение.

Со 2 июня 2016 года решение по результатам рассмотрения материалов проверки в ситуации, когда проводились дополнительные мероприятия налогового контроля, должно приниматься в течение 10 дней со дня истечения срока на представление налогоплательщиком возражений на материалы дополнительных мероприятий. Продление срока принятия решения НК РФ не предусматривает. Течение этого срока не зависит от того, подавал налогоплательщик заявление на ознакомление с материалами или нет. Пропуск срока вынесения решения не влечет его недействительности.

Рассмотрение материалов проверки заканчивается вынесением решения?

Да, решением о привлечении к ответственности или решением об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. С момента вынесения решения определяется истечение трехгодичного срока давности привлечения к ответственности (статья 113 НК РФ).

Кем должно быть подписано решение?

Решение обязательно должно быть подписано тем должностным лицом налогового органа, которое принимало участие в рассмотрении материалов проверки. Формы решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения приведены соответственно в приложениях 30 и 31 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

При рассмотрении материалов налоговой проверки составляется протокол. Это требование закреплено в пункте 4 статьи 101 НК РФ. В протоколе должны быть указаны, в том числе Ф.И.О. и должность лица, рассматривающего материалы, Ф.И.О. и должности лиц, участвующих в рассмотрении со стороны налогового органа.

Налогоплательщик вправе потребовать копию протокола. Если были назначены допмероприятия, то как материалы проверки, так и материалы допмероприятий должны рассматриваться лицом, которое впоследствии подписывает решение. Рассмотрение материалов проверки одним должностным лицом налогового органа, при том, что рассмотрение материалов дополнительных мероприятий налогового контроля и вынесение решения производилось другим лицом, может повлечь признание решения по проверке недействительным (письмо ФНС от 11.03.2016 № ЕД-4-2/3968@).

Федеральным законом от 01.05.2016 № 130-ФЗ прямо закреплено, что материалы проверки и материалы дополнительных мероприятий налогового контроля (в случае их проведения) рассматриваются одним и тем же руководителем (заместителем) руководителя налогового органа, проводившего проверку.

Подписание решения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, не участвовавшим в рассмотрении материалов проверки (участвовавшим в рассмотрении только части материалов), является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки и основанием для отмены вынесенного решения. Считается, что в такой ситуации налогоплательщику не была обеспечена возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и представить объяснения (Постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 4903/10).

А если приложения к решению не подписаны лицом, подписавшим решение, может ли это повлечь отмену решения?

В приложениях к решению, как правило, отражается распределение сумм налога между бюджетами, расчет пени, но могут быть приведены фактические данные, влияющие на расчет недоимки.

Если решение о привлечении к налоговой ответственности подписано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, рассматривавшим материалы налоговой проверки и указанное решение налогового органа принято в соответствии с НК РФ, то факт подписания приложений к решению налогового органа иным лицом или не подписание их руководителем (заместителем руководителя) налогового органа не является нарушением условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. То есть, само по себе это не нарушает права и законные интересы налогоплательщика (Определение Верховного суда РФ от 13.03.2015 № 301-КГ15-2264).

Заключительный этап любой налоговой проверки – документальное оформление ее итогов. Датой окончания выездных контрольных мероприятий является день составления справки по результатам проверки, после чего инспекторам отводится некоторое время на составление акта . Рассмотрим, в каком порядке производится оформление результатов налоговой проверки.

Справка о проведении выездной проверки

В последний день выездной проверки руководитель группы проверяющих должен составить справку по форме приложения № 7 к приказу ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189.

Что должна содержать справка, когда происходит оформление результатов выездной налоговой проверки:

  • дату составления (совпадает с датой окончания проверки),
  • реквизиты решения ИФНС о проведении проверки,
  • наименование/Ф.И.О. проверяемого налогоплательщика, его ИНН и КПП; при проверке консолидированной группы, указываются ее участники,
  • перечисляются все проверяемые налоги и периоды,
  • если срок проверки продлевался, или приостанавливался, это отражается в справке с указанием реквизитов решений ИФНС об этом,
  • подпись должностного лица ИФНС с расшифровкой,
  • если справка вручается налогоплательщику на руки лично, то он ставит на справке свою подпись, Ф.И.О., дату получения, представителю также следует указать реквизиты доверенности.

Справка в тот же день вручается налогоплательщику либо его представителю, возможна также передача справки в электронном виде. Если налогоплательщик получать справку отказывается, документ будет направлен ему почтой заказным письмом (п. 15 ст. 89 НК РФ).

Когда справка составлена, налоговая выездная проверка считается законченной, а значит проверяющие больше не вправе запрашивать документы и даже находиться в офисе, или на иной территории налогоплательщика (письмо ФНС РФ от 29.12.2012 № АС-4-2/22690).

Акт налоговой проверки

Далее, по результатам выездной налоговой проверки составляется акт. На его подготовку налоговикам отводится до 2-х месяцев, считая от даты составления справки (для консолидированной группы – 3 месяца). Причем, не имеет значения, каким образом справка была передана налогоплательщику – сразу на руки, или отправлена почтой. Исчисление двухмесячного срока начинается именно со дня составления, а не получения справки налогоплательщиком.

Форма и требования к акту проверки установлены ст. 100 НК РФ и приказом ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189 (приложения 23, 24). Составление акта обязательно, даже если проверяющие не выявили нарушений законодательства по налогам. Порядок реализации результатов налоговой проверки установлен статьями 100 и 101 НК РФ.

Форма акта может быть бумажной или электронной, при этом на бумаге акт может заполняться на бланке вручную, или с помощью компьютера. Все листы акта и приложений нумеруются, прошиваются, приложения заверяются подписью руководителя ИФНС. В тексте документа нельзя допускать корректировки и исправления, кроме оговоренных и заверенных подписями каждой стороны.

Акт, применяемый для оформления результатов налоговой проверки, состоит из 3-х частей:

Результат выездной налоговой проверки – это выявленные факты налоговых правонарушений. Все они должны быть обоснованы, по каждому указываются ссылки на нарушенные нормы налогового права, протоколы контрольных действий, первичные бухгалтерские документы и др.

  1. Вводная часть включает:
    • дату акта - это день подписания акта проверяющими,
    • название проверяемой организации, Ф.И.О. ИП, или физлица, адрес места нахождения,
    • реквизиты решения о выездной проверке,
    • список документов, которые налогоплательщик представил проверяющим при проверке,
    • перечень проверяемых налогов, сборов, взносов и периодов,
    • даты начала проверки и окончания,
    • проведенные при проверке контрольные мероприятия и т.п.
  2. Описательная часть содержит:
    • обнаруженные в ходе проверки, подтвержденные документами факты нарушения налогового законодательства,
    • если нарушений нет, делается запись об их отсутствии,
    • обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность налогоплательщика.
  3. Итоговая часть включает:
    • выводы проверяющих и предложения по устранению нарушений, как результат налоговой проверки,
    • Ф.И.О. проверяющих и их должности,
    • количество листов приложений

Подписывается акт обеими сторонами, а при отказе налогоплательщика подписать, это фиксируется в акте. Один экземпляр остается налоговикам, а второй вручается налогоплательщику. На вручение отводится 5 дней. При отказе в получении, акт направляется заказным письмом по почте, при этом датой его вручения считают 6-й день со дня отправки (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Порядок обжалования результатов налоговой проверки

Налогоплательщик, несогласный с фактами, выводами и предложениями, изложенными в акте выездной налоговой проверки, имеет право представить свои письменные возражения в ИФНС. Сделать это можно в течение 1 месяца с даты получения акта. Возражения возможны как в целом по акту, так и по его отдельным положениям, при этом можно приложить, или представить позднее в оговоренный срок, документы, подтверждающие правоту налогоплательщика (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Руководитель ИФНС рассматривает возражения налогоплательщика вместе с самим актом и материалами проверки. Результатом рассмотрения будет одно из решений:

  • привлечь налогоплательщика к ответственности,
  • отказать в привлечении к налоговой ответственности,
  • провести дополнительные контрольные мероприятия (п. 1 ст. 101 НК РФ).

"Финансовая газета", 2010, N 45

Итак, налоговая проверка закончена, и представители ФНС России составили акт по ее результатам. Каковы дальнейшие действия налогоплательщика? Можно ли оспорить выводы проверяющих? Если да, то в каком порядке? В какие сроки необходимо уплатить налоги и штрафы? Все эти вопросы неизбежно возникают в процессе проведения выездной налоговой проверки. Попробуем разобраться, рассмотрев механизм действия организации с момента получения акта по результатам налоговой проверки и до полной уплаты налогов, указанных в нем.

Если коротко, весь процесс выглядит следующим образом:

Шаг 1: акт по результатам проверки (2 месяца с момента окончания проверки);

Шаг 2: возражения на акт (15 рабочих дней с момента вручения акта);

Шаг 3: вынесение решения по проверке (10 рабочих дней с момента получения возражений);

Шаг 4: апелляционная жалоба (10 рабочих дней с даты вступления в силу решения);

Шаг 5: требование об уплате налогов (10 рабочих дней с даты вступления в силу решения);

Шаг 6: уплата налогов, штрафов и пеней (8 рабочих дней с даты получения требования);

Шаг 7: принудительное взыскание (2 месяца с момента истечения срока уплаты налогов по требованию).

Рассмотрим каждый этап подробнее.

Шаг 1: акт по результатам проверки

В соответствии со ст. 100 НК РФ акт по результатам выездной налоговой проверки оформляется в течение 2 месяцев с момента ее окончания. О том, что проверка закончена, налогоплательщик узнает, получив от налоговых инспекторов соответствующую справку. С даты ее составления представители ФНС России обязаны покинуть территорию налогоплательщика.

В отличие от справки, которая имеет в основном информационный характер и в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, акт содержит подробные выводы проверяющих, документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых. Кроме того, налоговые инспекторы указывают в акте выводы и предложения по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, в случае если за данные нарушения законодательства о налогах и сборах предусмотрена налоговая ответственность.

Таким образом, акт - это обязательный документ о результатах проведения налоговой проверки и выдается он налогоплательщику независимо от выявленных нарушений.

Акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка.

Согласно п. 5 ст. 100 НК РФ акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю в течение 5 рабочих дней с даты составления этого акта. Он вручается налогоплательщику под роспись или отправляется заказным письмом. В последнем случае акт считается полученным на шестой день с даты отправки заказного письма.

Зафиксировать дату получения акта крайне важно, ведь именно с этого момента начинается отсчет срока, предусмотренного для написания возражений.

Шаг 2: возражения на акт

Возражения, касающиеся акта в целом или отдельных его положений, - это возможность налогоплательщика повлиять на решение налогового органа по итогам проверки.

Возражения подаются в произвольной форме в письменном виде (п. 6 ст. 100 НК РФ) в случае несогласия налогоплательщика с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих.

На написание возражений у организации есть 15 рабочих дней со дня получения акта налоговой проверки (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Главная цель написания возражений со ссылкой на положения акта налоговых органов - указать, с какими выводами проверяющих налогоплательщик не согласен. При этом он должен обосновать свою позицию посредством ссылки на нормы налогового законодательства, разъяснениями Минфина России и ФНС России, а также с помощью судебных решений по аналогичным ситуациям, подтверждающим правоту налогоплательщика. Приоритетными являются решения Высшего Арбитражного Суда РФ или решения по соответствующему судебному округу.

В большинстве случаев причиной написания возражений становится факт получения документов, которые отсутствовали на момент проведения проверки. Как правило, это акты, накладные и счета-фактуры, которыми оформлялись спорные сделки или операции налогоплательщика. В этом случае целесообразно не просто отразить факт их получения в акте возражений, но и предъявить сами документы и (или) их заверенные копии в качестве приложения к нему.

Факт ненаписания возражения не свидетельствует о том, что налогоплательщик согласился с выводами, изложенными в акте проверки, и это никак не влияет на возможность последующего обжалования решения налоговых органов в суде.

В то же время при подаче возражений надо учитывать, что они могут повлечь за собой проведение дополнительных мероприятий налогового контроля в соответствии с п. 6 ст. 101 НК РФ. Решение по результатам проверки будет принято с учетом данных, которые получены в ходе проведения дополнительных мероприятий.

Шаг 3: вынесение решения по проверке

Решение о привлечении к налоговой ответственности либо об отказе в привлечении к налоговой ответственности по результатам налоговой проверки составляется в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока для представления возражений (ст. 101 НК РФ). В течение пяти рабочих дней с даты его составления решение должно быть вручено налогоплательщику.

Еще через 10 рабочих дней (со дня вручения) решение вступает в силу. Если решение отправлено заказным письмом, то оно считается полученным на шестой день с момента отправки. Следовательно, в последнем случае решение вступит в силу спустя 16 дней с даты его отправления.

Перед вынесением решения руководителем или заместителем руководителя налогового органа, проводившего налоговую проверку, рассматриваются акт и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения по указанному акту и приложенные к ним документы.

Если необходимо получить дополнительные доказательства для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых, руководитель или заместитель руководителя налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля. В этом случае окончательное решение о привлечении налогоплательщика к ответственности принимается после проведения дополнительных мероприятий по истечении месячного срока.

В решении излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения таким образом, как они были установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства; доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов; решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности; указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе его обжаловать, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган.

Шаг 4: апелляционная жалоба

Согласно ст. 101.2 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не вступившее в силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы.

Жалоба подается налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган в течение 10 рабочих дней со дня вручения решения. Если решение обжаловалось, оно может вступить в силу после принятия решения по апелляционной жалобе лицом в вышестоящем налоговом органе.

Если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решения нижестоящего налогового органа, то последнее вступает в силу с даты его утверждения вышестоящим налоговым органом.

В случае если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, изменит решение нижестоящего налогового органа, то это решение с учетом внесенных изменений вступает в силу с даты принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом.

Если решение уже вступило в силу и не было обжаловано в апелляционном порядке, то оно также может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган. В этом случае по ходатайству лица, обжалующего решение налогового органа, вышестоящий налоговый орган вправе приостановить исполнение обжалуемого решения.

Обратите внимание на то, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

Шаг 5: требование об уплате налогов

Требование об уплате налогов, пеней и штрафов на основании вступившего в силу решения о привлечении к налоговой ответственности направляется налогоплательщику в течение 10 рабочих дней с даты вступления в силу данного решения (п. 2 ст. 70 НК РФ).

Требование должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Требование, направленное организации налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, передается руководителю организации лично под расписку или направляется по почте заказным письмом. В этом случае оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Шаг 6: уплата налогов, штрафов и пеней

Уплата налогов и штрафов по окончании налоговой проверки производится в течение восьми рабочих дней с даты получения требования налогового органа (п. 4 ст. 69 НК РФ), если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Если на момент получения требования у налогоплательщика имеется переплата по соответствующему виду налогов (федеральным, региональным, местным), она может быть зачтена в счет уплаты недоимок, пеней и (или) штрафов по итогам проверки (п. п. 1, 5 ст. 78 НК РФ). В этом случае обязанность по уплате считается выполненной в день вынесения налоговым органом решения о зачете (пп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ).

Если налогоплательщик добровольно не исполнит решение налогового органа и не уплатит в срок, предусмотренный требованием, недоимку и штраф, ему грозит принудительное взыскание (ст. 46 НК РФ).

Шаг 7: принудительное взыскание

Согласно ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.

Согласно п. 3 ст. 46 НК РФ решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее 2 месяцев после истечения этого срока. Решение, принятое после истечения указанного срока о взыскании, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление возможно подать в суд в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в течение шести дней после его вынесения.

В случае невозможности вручить решение о взыскании налогоплательщику под расписку или передать иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

Поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему Российской Федерации направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации. Поручение должно содержать указание на те счета налогоплательщика, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению.

Взыскание налога может производиться как с рублевых расчетных (текущих) счетов, так и с валютных счетов налогоплательщика, если недостаточно средств на рублевых счетах.

Не производится взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика, если не истек срок действия депозитного договора.

Поручение налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, если это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47 НК РФ.

Изложенный порядок применяется также при взыскании штрафов и пеней за несвоевременную уплату налога.

Т.Ильинова

Заместитель руководителя

аудиторско-правового департамента

АКГ "Градиент Альфа"

Налоговой проверки (см. ст.87 Налогового кодекса РФ). Поэтому требования к оформлению и порядок проведения любой налоговой проверки в первую очередь зависит от ее вида.

Сегодня налоговым законодательством не предусмотрен четкий порядок оформления результатов камеральной налоговой проверки, но содержит разъяснения, как, к примеру, в ходе камеральной проверки должен составляться акт о выявленных нарушениях, или скажем, что такой акт должен быть составлен в течение десяти дней после окончания такой проверки. В отличие от оформления результатов камеральной налоговой проверки, акт выездной налоговой проверки достаточно четко урегулирован в пункте 1 статьи 100 Налогового кодекса РФ и выглядит он следующим образом:

  • сначала составляется справка об окончании налоговой проверки (п.15 ст.89 Налогового кодекса РФ);
  • затем составляется акт налоговой проверки (следует обратить внимание, что акт составляется в двух месячный срок с момента оформления справки об окончании налоговой проверки, об этом указано в п.1. ст.100 Налогового кодекса РФ);
  • далее следует этап направления в налоговый орган возражений на акт от проверяемого лица (здесь также следует знать, что подача возражений возможна в течение пятнадцати дней с момента получения акта – см. п.6 ст.100 Налогового кодекса РФ).

Акт налоговой проверки – документ информационного характера, правовой природы этот документ не имеет. Акт налоговой проверки всего на всего содержит зафиксированные налоговиками факты совершенных проверяемым лицом нарушений и в дальнейшем обязательно проверяется налоговой инспекцией при рассмотрении материалов налоговой проверки наряду со всеми другими собранными доказательствами. Принятие налоговой инспекцией окончательного решения по результатам налоговой проверки всегда происходит на основе всех имеющихся в материалах проверки документов и доказательств (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10.03.2016г. № Ф09-683/16 по делу № А60-21375/2015).

Это означает то, что обжаловать само содержание акта налоговой проверки налогоплательщик не вправе, а вот повлиять на окончательное решение о привлечении или не привлечении его к налоговой ответственности налогоплательщик вправе, путем подачи возражений. Когда акт налоговой проверки составлен, а возражения проверяемым налогоплательщиком поданы, следует этап рассмотрения материалов проверки (ст. 101 Налогового кодекса РФ). Теперь рассмотрим оформление акта налоговой проверки более подробно.

Справка об окончании налоговой проверки: форма, порядок и сроки составления, порядок вручения налогоплательщику

Как узнать, что налоговая проверка закончилась? Из справки о проведенной проверке (см. Приложение № 7 к Приказу ФНС от 08.05.2015г.). Такая справка составляется в самый последний день выездной проверки (см. п. 15 ст. 89 Налогового кодекса РФ). Как правило справку составляет руководитель группы проверки (или проверяющей группы). Содержание справки по проведенной проверке включает в себя сведения о предмете проверки (вид налога) и период проверки. Также в справке указывается срок проведенной проверки, причем сроки приостановления и продления проверки в справке оговариваются отдельно. В соответствии с Письмом ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 справку о проведенной налоговой проверке подписывает руководитель проверяющей группы (см. п.6.1 указанного Письма).

Справка о проведенной налоговой проверке должна содержать следующие обязательные реквизиты:

  • место и дата составления;
  • реквизиты решения о назначении налоговой проверки;
  • полное и сокращенное название налогоплательщика, в которой была проведена проверка (наименование организации, ИНН/КПП);
  • предмет проверки (вид проверяемого налога, период проверки);
  • срок проведения налоговой проверки.

Дальше с даты составления справки о проведенной проверке отсчитывается срок дальнейшего оформления результатов налоговой проверки. В последний день проверки данная справка должна быть вручена проверяемому налогоплательщику, а именно руководителю проверяемой организации (если это юридическое лицо), или же индивидуальному предпринимателю лично либо его представителю (см. п. 15 ст. 89 Налогового кодекса РФ). Обязательным требованием к оформлению справки по проведенной налоговой проверке является наличие в ней подписи ру­ко­во­ди­теля ор­га­ни­за­ции или представителя организации по доверенности, индивидуального предпринимателя (ИП) (см п. 1 ст. 26, п. 1 ст. 27, п. 1 ст. 29 Налогового кодекса РФ). С этой целью в утвержденной типовой форме справки имеется специальное поле, в котором представитель налогоплательщика ставит отметку о получении на руки своего экземпляра справки.

Справка о проведенной налоговой проверке может быть передана организации-налогоплательщику и по телекоммуникационным каналам связи (ТКС), такое вручение сегодня тоже довольно часто практикуется налоговиками. Порядок электронного документооборота между налоговыми инспекциями и налогоплательщиками был утвержден Приказом ФНС России от 15 апреля 2015 г. № ММВ-7-2/149. В таком случае электронная справка будет считаться полученной в момент, когда в инспекцию поступит электронная квитанция о приеме этого документа налогоплательщиком. Если налоговая инспекция не получит такую квитанцию, она должна будет отправить справку на бумажном носителе в обычном порядке – заказным письмом с уведомлением о вручении (см. пп.12, 16 и 19 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 15 апреля 2015 г. № ММВ-7-2/149).

Налоговая инспекция вправе вызывать ру­ко­во­ди­те­ля юридического лица или индивидуального предпринимателя для личного вручения справки и получения от уполномоченного лица подписи в ее получении на своем экземпляре (см. подп. 4 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ). Такой вызов осуществляется посредством направления налогоплательщику уведомления о таком вызове по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 08 мая 2015 года № ММВ-7-2/189@ (см. приложение № 2 к Приказу). Если в таком случае налогоплательщик данное уведомление проигнорирует и не обеспечит явку в налоговую инспекцию (или же не направит своего уполномоченного представителя), а также если он намеренно будет уклоняться от получения справки по проведенной налоговой проверке, налоговая направит справку по почте заказным письмом с уведомлением по месту нахождения юридического лица (по месту жительства индивидуального предпринимателя). В таком случае датой по­лу­че­ния справ­ки налогоплательщиком будет являться дата, ука­зан­ная на от­тис­ке ка­лен­дар­но­го почтового штем­пе­ля на уведомлении о вручении.

Акт налоговой проверки: сведения, порядок оформления

Порядок оформления акта налоговой проверки установлен статьей 100 Налогового кодекса РФ. Для начала выделим основные моменты процедуры оформления акта налоговой проверки и его вручения налогоплательщику: акт налоговой проверки составляется в двухмесячный срок со дня, когда налоговой инспекцией будет составлена справка о проведенной налоговой проверке, об этом указано в пункте 1 статьи 100 Налогового кодекса РФ. В соответствии с Приказом ФНС России от 08.05.2005г. № ММВ-7-2/189@) момент окончания налоговой проверки определяется моментом (датой) составления справки о проведенной налоговой проверке, которая составляется именно в последний день налоговой проверки (п.15 ст.89 Налогового кодекса РФ).

Акт налоговой проверки состоит из трех основных частей: вводная, описательная и итоговая. В соответствии с пунктом 3 статья 100 Налогового кодекса РФ акт налоговой проверки должен содержать следующие обязательные реквизиты и сведения:

  • дата подписания акта;
  • полное и сокращенное наименование проверяемого налогоплательщика (Ф.И.О. физического лица зарегистрированного в качестве ИП);
  • Ф.И.О. должностных лиц налогового органа, проводивших данную проверку (с указанием их должностей, полного наименования налоговой инспекции);
  • дата и номер решения руководителя налоговой инспекции о проведении налоговой проверки (касается только выездных налоговых проверок);
  • дата поступления в налоговый орган декларации от проверяемого налогоплательщика или иных документов (данное требование касается только камеральных налоговых проверок);
  • перечень всех документов, представленных в ходе проведения проверки самим налогоплательщиком;
  • охватываемый период проведенной проверки;
  • вид проверяемого налога;
  • даты начала и окончания проверки;
  • адрес проверяемого налогоплательщика (юридический адрес для юридических лиц, адрес регистрации по месту жительства – для физических лиц и ИП);
  • информация о проведенных в рамках проверки мероприятиях;
  • документы, подтверждающие факт нарушения налогового законодательства либо отметка об их отсутствии (см. п.3 ст.100 Налогового кодекса РФ, Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22.09.2015г. № Ф02-5056/2015 по делу № А19-17587/2014, Постановление Арбитражного суда Московской области от 17.07.2015г. № Ф05-8680/2015 по делу № А41-46433/14.);
  • ссылки на нормы статей Налогового кодекса РФ определяющих ответственность за выявленное нарушение.

Подписывается акт проводившими проверку должностными лицами, а также самим проверяемым налогоплательщиком (или его представителем). Оформленный акт налоговой проверки потом остается на хранении в налоговой инспекции, при этом к нему должны быть приложены следующие документы:

  • решение руководителя налогового органа о проведении налоговой проверки;
  • решение о внесении дополнений (изменений) в решение о проведении налоговой проверки (если они вносились);
  • при наличии решение о приостановлении и возобновлении налоговой проверки;
  • при наличии решение о продлении налоговой проверки;
  • требование о представлении налогоплательщиком документов в рамках проверки;
  • при наличии решение о продлении (об отказе в продлении) сроков представления документов;
  • акт инвентаризации (в случае, если она проводилась);
  • разделы актов проверок филиалов (представительств);
  • документы (информация), истребованные в ходе проверки;
  • заключение эксперта (в случае проведения экспертизы);
  • протоколы допроса свидетелей, осмотра (обследования) производственных, складских и торговых и иных помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения и т.д., протоколы, составленные при производстве иных действий по осуществлению налогового контроля (в случае производства соответствующих действий), а также постановления о назначении экспертизы и производстве выемки документов и предметов (в случае их назначения (производства));
  • справка о проведенной проверке;
  • документы, подтверждающие факт вручения либо направления справки о проведенной проверке, а также акта налоговой проверки налогоплательщику (плательщику сборов, налоговому агенту) или его представителю;
  • копии первичных документов, регистров налогового и бухгалтерского учета, подтверждающих наличие фактов нарушения законодательства о налогах и сборах, заверенных в установленном порядке;
  • иные материалы, имеющие значение для подтверждения отраженных в акте фактов нарушений и для принятия обоснованного решения по результатам проверки.

Форма и требования к составлению акта налоговой проверки, порядок его вручения налогоплательщику

На сегодняшний день в работе налоговых служб повседневно используется типовая форма акта налоговой проверки, которая утверждена Приказом ФНС России от 08 мая 2015 года № ММВ-7-2/189@. Данный приказ содержит и требования к составлению акта налоговой проверки. Так, акт налоговой проверки обязательно должен быть составлен на русском языке и на бумажном носителе, или же в электронном виде. Если есть необходимость использования в тексте акта сокращений и аббревиатур, при первом употреблении соответствующее словосочетание должно приводится полностью с указанием в скобках его сокращения, используемого в таком виде далее по всему тексту документа.

Акт налоговой проверки не должен содержать исправления или помарки, это допускается только с соответствующими изменяющими отметками должностного лица, заверенными его подписью. Кроме того, все отраженные в акте факты нарушений должны содержать подробную информацию о:

  • видах и способах нарушения, а также о налоговом периоде;
  • денежном расхождении между данными, заявленными налогоплательщиком в декларации и фактическими выявленными данными;
  • ссылках на первичную бухгалтерскую документацию;
  • квалификации выявленного нарушения со ссылкой на статьи Налогового кодекса РФ;
  • реквизитах экспертного заключения, протокола допроса свидетелей или другие протоколы, составленные при производстве конкретных производственных действиях налогового контроля.

Налоговый кодекс РФ регламентирует право налогоплательщика получать на руки и копию акта налоговой проверки (см. пп.9 п.1 ст.21, пп.9 п.1 ст.32 Налогового кодекса РФ, Письмо ФНС России от 27.08.2007г. № 06-1-02/558). В пункте 5 Требований к оформлению акта налоговой проверки, утвержденных Приказом ФНС России от 08 мая 2015 года № ММВ-7-2/189@ указано, что акт выездной налоговой проверки составляется инспектором в двух экземплярах, один для налоговой инспекции, второй – для налогоплательщика. Значит по большому счету акт налоговой проверки может быть вручен как в виде копии так и в оригинале, что подтверждается уже сложившейся судебной практикой (см. Постановление Федерального Арбитражного суда Центрального округа от 28.04.2014г. по делу № А35-4665/2013, Федерального Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23.12.2013г. № Ф03-6129/2013 по делу № А51-16532/2013).

Срок вручения акта налоговой проверки налогоплательщику установлен в пятидневный срок с даты его составления (п.5 ст.100 Налогового кодекса РФ). Здесь присутствует очень важный момент! Налоговая инспекция не имеет права самостоятельно выбирать способ вручения налогоплательщику акта налоговой проверки! В пункте 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ четко прописано, что акт налоговой проверки вручается проверяемому налогоплательщику или его официальному представителю под расписку или должен быть передан другим способом, подтверждающим дату его получения проверяемым лицом, к примеру, акт может быть направлен по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Однако суды считают, что такой способ вручения налогоплательщику акта налоговой проверки может быть использован только в случаях, когда налогоплательщик уклоняется от получения на руки акта налоговой проверки, и акт налоговой проверки обязательно должен содержать отметку об этом (см. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 20.01.2014г. № Ф05-16692/2013 по делу № А41-11771/10).

Опытные инспекторы, в случае, когда налогоплательщик уклоняется от получения своего экземпляра акта налоговой проверки, на последней странице акта делает об этом соответствующую запись, которую обязательно заверяет своей подписью (см. п.1.13 Требований к составлению акта налоговой проверки, утвержденных Приказом ФНС России от 08 мая 2015 года № ММВ-7-2/189@). А потом уже направляет акт налоговой проверки по почте заказным письмом с уведомлением. Иногда, хитрые инспекторы чтобы обезопасить себя, прежде чем внести в акт налоговой проверки запись об уклонении налогоплательщика в его получении и направлении акта по почте, сначала вызывают налогоплательщика в налоговую инспекцию с целью личного вручения акта путем направления ему соответствующего уведомления, форма которого утверждена Приказом ФНС России от 31 мая 2007 года № ММ-3-06/338@ (см. Приложение № 7). Такое уведомление инспектор отправляет налогоплательщику по почте заказным письмом с уведомлением, как правило, по его юридическому адресу.

Возражения на акт налоговой проверки

Пункт 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ закрепляет право налогоплательщика в течение тридцати дней представить в налоговый орган письменные возражения на акт налоговой проверки, как в целом, так и по его отдельным положениям, в случае если он не согласен с фактами, отраженными налоговиками в акте налоговой проверке. К своим письменным возражениям налогоплательщик может прикладывать заверенные копии документов, подтверждающих обоснованность его возражений. Десятидневный срок, что установлен пунктом 1 статьи 101 Налогового кодекса РФ для вынесения решения по результатам проведенной проверки, исчисляется после истечения одного месяца, установленного пунктом 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ.

В случае, если налогоплательщик не подал письменные возражения на акт налоговой проверки, он не лишается права дачи пояснений при рассмотрении материалов налоговой проверки (см. п. 4 ст. 101 Налогового кодекса РФ). При этом данное правило применимо к оформлению не только выездной налоговой проверки, но и камеральной. Если же налогоплательщик в установленный законом срок не представил свои возражения на акт налоговой проверки, но принимал личное участие в рассмотрении материалов проверки, добиться отмены итогового решения налогового органа он сможет, только доказав, что у него не было возможности надлежащим образом подготовиться к рассмотрению материалов проверки и соответственно привести аргументированные объяснения.

Обжалование результатов налоговой проверки

Завершающим этапом оформления результатов налоговой проверки является рассмотрение ее материалов, которое проводится руководителем налоговой инспекции, проверявшей налогоплательщика.

Со своей стороны налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о дате, времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. Уведомление налогоплательщика должно быть разумным и учитывать необходимое для явки налогоплательщика время, опять же разумное. Руководитель налоговой инспекции обязан установить, было ли совершено проверяемым налогоплательщиком правонарушение, образуют ли выявленные в ходе проверки нарушения состав налогового правонарушения по смыслу Налогового кодекса РФ, а также имеются ли у налогового органа основания для привлечения проверяемого лица к налоговой ответственности. Также при наличии оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности, руководитель налоговой инспекции должен установить факт наличия у привлекаемого налогоплательщика обстоятельств смягчающих или отягчающих его ответственность за выявленное в ходе проверки нарушение.

Результатом рассмотрения материалов налоговой проверки является решение руководителя налогового органа, которым определяется:

  • привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения с указанием соответствующих статей Налогового кодекса РФ, размер выявленной недоимки, и размер подлежащих уплате пеней и штрафа;
  • отказ в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения. При этом в решении указываются размеры недоимки и сумма пеней.

Принятое налоговым органом решение вступает в законную силу по истечении 10 (десяти) дней с момента его вручения налогоплательщику. После налоговый орган обязан разъяснить налогоплательщику о возможности добровольной уплаты суммы налоговых санкций (ст. 104 Налогового кодекса РФ). Одновременно с этим, у руководителя налогового органа при наличии оснований есть право принятия в отношении виновного налогоплательщика обеспечительных мер с целью надлежащего исполнения принятого решения (см. п.10 ст.101 Налогового кодекса РФ). К таким обеспечительным мерам в частности относятся запрет на отчуждение имущества налогоплательщика без согласия налогового органа (недвижимость, транспортные средства, ценные бумаги и т.п.).

В настоящее время обжалование решений по проверкам проходит сначала путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган, затем в судебный орган. В судебной практике есть примеры, когда суд встает на сторону налогоплательщика (см. Постановление ФАС Уральского округа от 24.02.2014г. № Ф09-8/14). При этом не стоит забывать, что у налогового органа тоже есть право и основания для обращения в суд. Например, в соответствии со статьей 104 Налогового кодекса РФ в случае, если налогоплательщик отказывается в добровольном порядке уплачивать сумму налоговых санкций или им был пропущен срок их уплаты, как это было указано в требовании налогового органа, последний вправе обратиться в суд с требованиями о взыскании налоговых санкций, но для этого действия законом отведен срок исковой давности – 6 месяцев со дня выявления налогового правонарушения (ст.115 Налогового кодекса РФ). Помимо указанного, исковое заявление о взыскании налоговых санкций подается в суд с учетом статуса налогоплательщика:

  • арбитражный суд (когда иск предъявляется в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • суд общей юрисдикции (когда иск предъявляется в отношении физического лица).

Касаемо взыскания пени с налогоплательщика, то их принудительное взыскание с юридических лиц происходит в бесспорном порядке, а в судебном – только с налогоплательщиков-физических лиц, об этом указано в пункте 6 статьи 75 Налогового кодекса РФ.

В заключении отметим, что в любом случае, результатом рассмотрения материалов налоговой проверки будет являться итоговое решение руководителя инспекции, и такое решение уже будет окончательным и обязательным к исполнению. И как нами уже было отмечено ранее, налогоплательщик может повлиять на решение налогового органа, и одним из таких способов может быть факт не вручения налогоплательщику акта налоговой проверки до рассмотрения материалов налоговой проверки. Также если налогоплательщик в суде докажет, что он не был надлежащим временем извещен налоговой инспекцией о дате и времени рассмотрения материалов проверки, суд примет сторону налогоплательщика и отменит итоговое решение о проверке. Поэтому налогоплательщика, знайте свои права, и отстаивайте их, ведь законные права налогоплательщиков не должны нарушаться.