Жилищно-коммунальный комплекс. Совершенствование системы управления жилищно-коммунального комплекса

В России годовой оборот денежных средств в сфере ЖКХ приближается к более чем 4 трлн рублей. При этом платежи населения составляют примерно половину – 2 трлн рублей. Другая половина формируется за счет предоставления коммунальных ресурсов хозяйствующими субъектами и бюджетными организациями. В докладе «Жилищно-коммунальный комплекс: между политикой и экономикой» эксперты ЦСР разбираются, как эффективно распределять эти средства и какие механизмы позволят изменить экономику этой сферы.
Учитывая, что сфера ЖКХ формирует около 3% ВВП страны, неудивительно, что государство старается уделять повышенное внимание этому сектору экономики. Так, для решения накопившихся проблем президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам был одобрен запуск проектов «Формирование комфортной городской среды» и «Обеспечение качества жилищно-коммунальных услуг».

Однако успешной реализации этих инициатив мешает ряд технологических, организационных и финансовых проблем, не позволяющих в сжатые сроки организовать эффективное и качественное снабжение населения и других потребителей коммунальными услугами. В первую очередь речь идет о критическом уровне физического и морального износа коммунальной инфраструктуры: нормативный срок отслужили около 60% основных фондов. Причиной такого высокого уровня износа стало хроническое недофинансирование отрасли.

Помимо недостатка выделяемых бюджетных средств авторы доклада отмечают их неэффективное распределение. В развитых странах расходы на содержание жилой недвижимости равны расходам на коммунальные услуги. В России 20% уходит на недвижимость, а 80% – на коммунальные услуги. Еще одна проблема связана с государственным регулированием отрасли – излишняя централизация полномочий по принятию решений вместо формирования институтов и «правил игры» на рынке. Отсутствуют условия для формирования автономного, саморегулирующегося механизма жилищно-коммунальных услуг.

Эксперты ЦСР полагают, что для решения этих и других проблем необходимо в первую очередь сформировать стратегический план развития отрасли. Основная идея плана заключается в том, чтобы без существенного изменения объема финансирования совершить финансовый маневр, в результате которого расходы на недвижимость и коммунальные услуги выровняются до соотношения 50%/50%. Авторы доклада выделяют следующие направления работы для достижения такого результата: модернизация жилищного и коммунального сектора, поддержка инициативы частных собственников, помощь домохозяйствам с низкими доходами, изменение роли государственных финансовых институтов развития жилищно-коммунального комплекса.
Подробно ознакомиться с конкретными мерами, предложенными ЦСР для развития сферы ЖКХ, можно в докладе.

Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из основных отраслей экономики, оказывающей существенное влияние на все стороны жизнедеятельности общества. В настоящее время эта сфера жизнедеятельности общества находится в кризисном состоянии, исторически обусловленном рядом обстоятельств: неэффективной системой управления, высокими затратами, связанными с оказанием жилищных и коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды, хроническими неплатежами.

Жилищно-коммунальный комплекс — территория проблем

Эти программы рассчитаны на то, чтобы упростить работу бухгалтеру, а также по максимуму исключить возможность возникновения ошибки. Самые главные пункты, по которым производится автоматизация ТСЖ , это учет сведений и состояния счетов каждой квартиры; учет производящихся начислений и их оплаты; создание квитанций для оплаты, заполнение их для каждого лицевого счета. Последняя работа является самой рутинной и длительной, не тяжелой, но довольно утомительной, поэтому облегчить ее может как раз автоматизация ТСЖ .

Среди множества проблем, требующих решения в ходе выполнения жилищно-коммунальной реформы, особое место занимает достоверность и доступность информации, которая создается, используется и распространяется в жилищно-коммунальном хозяйстве. В первую очередь, это сведения о 0жилищном фонде и жителях, о потреблении энергоресурсов, оперативная информация о текущем состоянии объектов ЖКХ, инженерных коммуникаций.

Успешно решать эту проблему можно только на базе передовых информационных технологий . Информатизация ЖК К - необходимое звено реформы ЖКХ .

Жилищно-коммунальный комплекс - территория решений

На сегодняшний день уже идет активная автоматизация отдельных направлений деятельности ЖКХ:

  • начисления и учета сбора коммунальных платежей населения, как по отдельным, так и по всем видам услуг в рамках региона, района, города;

  • учета инвестиций в строящиеся жилые здания и иные сооружения;

  • сбора и обработки телеметрической информации, а также мониторинга показателей функционирования городской инфраструктуры;

  • бухгалтерского учета предприятий и др.

Необходимо начинать автоматизацию объектов отрасли с органов управления муниципальными образованиями посредством создания Единого информационного пространства управления Жилищно-Коммунальным Комплексом .

Состав автоматизированной системы управления ЖКК:

  • Ведомственная транспортная сеть передачи данных и сбора статистической информации с различных систем ЖКХ и передача команд исполнительным устройствам;

  • Программно–аппаратный комплекс , обеспечивающий формирование единого информационного пространства, муниципальных и региональных служб, организаций жилищно-коммунального комплекса и потребителей жилищно-коммунальных услуг, а также автоматизацию технологических процессов субъектов ЖКХ по предоставлению жилищных и коммунальных услуг;

  • Автоматизированная система коммерческого учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, обеспечивающая автоматизированный сбор и передачу показаний приборов учета и позволяющая фиксировать информацию за любые периоды времени;

  • Системы для аналитической обработки и формирования статистических и отчетных данных по предоставлению жилищно-коммунальных услуг, мониторинг и прогноз баланса энергоресурсов, анализ эффективности реализуемых организациями жилищно-коммунального комплекса инвестиционных и производственных программ;

  • Центр информирования потребителей и Интернет-портал , обеспечивающие информационно-справочное обслуживание потребителей жилищно-коммунальных услуг, повышение прозрачности реализуемой тарифной политики, публичный контроль исполнения действующих нормативно-правовых актов и регламентов, мониторинг общественного мнения.

По сути, автоматизированная система управления ЖКХ - это совокупность технических и программных средств (ПК, средств связи, устройств отображения информации, передачи данных и т.д.) и организационных комплексов, обеспечивающие рациональное управление сложными системами ЖКХ.

Внедрение информационных технологий позволит создать качественно новую систему управления ЖКК и регламентированного взаимодействия с исполнительными органами государственной власти.

В основе должна быть информационная система , которая позволит преодолеть разрыв между уже относительно развитой нормативной базой и правоприменительной практикой, а также повысить качество принимаемых решений, социальную защищенность населения и усилить контроль за жилищно-коммунальной сферой деятельности.

Структура Информационной Системы Управления ЖКК

Создание Единого информационного пространства ЖКК возможно посредством внедрения отраслевых решений, разработанных на высокотехнологичной платформе «1С:Предприятие 8.2» , основным из которых является «1С:Управление Предприятием ЖКХ» . Это сочетание возможностей типового решения класса ERP и учет отраслевой специфики, позволяющее создать эффективный инструмент оперативного контроля и управления жилищно-коммунальным комплексом на региональном и муниципальном уровнях .

Понятие "жилищно-коммунальный комплекс", получило широкое распространение в России и в странах СНГ, вошло в научный и практический оборот. В советской экономике жилищные и коммунальные услуги были в равной степени монополизированы и зачастую оказывались в рамках одного многоотраслевого предприятия. Ныне производственная структура жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) России интегрирует более 30 видов деятельности.

В экономической литературе к жилищно-коммунальной инфраструктуре городского хозяйства относят три подсистемы: жилищно-коммунальный комплекс (ЖКК), социальный (бюджетный) сектор и сектор благоустройства. По мнению автора работы применительно к ЖКХ достаточно разделение на обслуживание зданий и объектов городского хозяйства. Главная сфера деятельности ЖКК - предоставление жилищно-коммунальных услуг населению, включающая: техническое и санитарное обслуживание зданий, проведение необходимых ремонтных и профилактических работ, а также поставка в здания необходимых ресурсов (воды, газа, электрической и тепловой энергии) для создания комфортных условий проживания и работы.

По составу основных фондов жилищно-коммунальный комплекс включает в себя:

объекты жилого фонда, производственных предприятий и культурно-бытового фонда;

инженерные системы водоснабжения, отопления, канализации, вентиляции, освещения;

3) объекты коммунальной энергетики, подготовки и подачи потребителям воды, тепла и др. коммунальных услуг.

На жилищно-коммунальный комплекс приходится около 5,9% валового внутреннего продукта российской экономики. По объемам реализации продукции эта отрасль в России входит в ведущую тройку после газовой и нефтяной отраслей.

Жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодных для проживания.

Жилищно-коммунальный комплекс - один из самых больших секторов экономики Российской Федерации: доля основных фондов отрасли составляет более 26% от общего объема основных фондов страны и в стоимостном выражении представляет 8 трлн. рублей; численность работников составляет более 3 млн. человек; 19 млн. объектов жилого фонда площадью почти 3 млрд. м.кв.; потребление более 20% энергоресурсов страны.

Тем не менее, это самая неразгосударствленная отрасль экономики Российской Федерации. Износ основных фондов превышает 60%. Ветхий и аварийный фонд - 93 млн. м2, кредиторская задолженность - 302,1 млрд. рублей.

Становление рынка жилья и жилищно-коммунальных услуг в России - одно из наиболее сложных направлений социально-экономического реформирования.

В настоящее время во многих регионах Российской Федерации распространена практика передачи прав на объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предназначенные для оказания услуг газо-, тепло-, электро-, водоснабжения и водоотведения, хозяйствующим субъектам без проведения торгов в форме аукциона или конкурса. Следует учитывать, что решение собственника имущества о передаче прав на объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в хозяйственном ведении у государственного или муниципального предприятия, либо заключение собственником имущества договора о передаче прав на объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в казне, без проведения торгов содержит признаки нарушения статей 15 или 16, а также 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Анализ рынка услуг по вывозу (транспортировке), переработке и захоронению твердых бытовых отходов (ТБО), проведенный по городам с населением более 100 тысяч жителей показал, что в 45% городов от общего количества обследованных городов с населением более 100 тысяч жителей на рынке услуг действуют единственные предприятия, предоставляющие одновременно услуги по сбору, вывозу и уничтожению ТБО и они занимают доминирующее положение на соответствующих рынках в географических границах своего города, населенного пункта или района (Белгород, Брянск, Владимир, Иваново, Липецк, Смоленск, Петрозаводск и др.).

В 39% городов от общего количества анализируемых городов с населением более 100 тысяч жителей услуги по сбору и вывозу ТБО предоставляют одновременно два-три предприятия.

Исходя из этого, анализируемый рынок услуг нельзя считать конкурентным.

Вместе с тем, при достаточно большом количестве действующих на рынке частных управляющих организаций (1238) доля жилищного фонда, управляемого этими организациями (29,48%), невелика. Большая часть жилищного фонда (46,4%) обслуживается по «историческому принципу» муниципальными унитарными предприятиями, созданными органами местного самоуправления до введения в действие ЖК РФ.

Обращает на себя внимание небольшая доля жилищного фонда (12,97%), собственниками которого выбран в качестве способа управления ТСЖ, ЖК или иной специализированный потребительский кооператив, что, в частности, может осложнить реализацию Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ».

Следует отметить, что сохраняется доля (19,68%) жилищного фонда, находящегося преимущественно в муниципальной собственности, что делает выбор управляющей организации для обслуживания такого жилищного фонда, за исключением многоквартирных домов, все помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования (статья 163 ЖК РФ), фактически предопределенным в пользу муниципальных управляющих организаций.

2. Анализ законодательства РФ в сфере конкуренции и в ЖКХ

Защита и поддержка конкуренции гарантированы Конституцией Российской Федерации. Конкуренция позволяет достичь максимального благосостояния общества. В условиях конкуренции ресурсы используются наиболее эффективно, а неэффективные производители вытесняются с рынка.

Формирование конкурентных отношений является центральной идеей Концепции реформы ЖКХ, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года №425. Только работоспособные конкурентные механизмы в отрасли могут повысить инвестиционную активность, от которой зависит обновление основных фондов, внедрение ресурсосберегающих технологий, качество и бесперебойность поставки коммунальных ресурсов.

Законодательно закрепленные механизмы становления конкуренции в ЖКХ систематизированы в таблице 1. Обращает на себя внимание тот факт, что только по прошествии почти 10 лет с момента утверждения Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства страны, на федеральном уровне были приняты необходимые отрасли ключевые законы и постановления правительства.

Таблица 1

Основные федеральные нормативно-правовые акты, направленные на стимулирование конкурентных отношений в ЖКХ

Механизм развития конкурентных отношений

Федеральные нормативно-правовые акты

Заключение концессионных соглашений уполномоченным органом исполнительно власти региона (органа местного самоуправления) с заинтересованной коммерческой организацией в отношении систем коммунальной инфраструктуры

Федеральный закон от 21.07.2005 №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2006 г. №748 «Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий». Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2006 г. №747 «Об утверждении типового концессионного соглашения в отношении гидротехнических сооружений»

Конкурсное размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в сфере ЖКХ для государственных и муниципальных нужд, в том числе с привлечением малого бизнеса

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. №642 «О перечне товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, и их предельных ценах (ценах лотов)»

Выбор собственниками помещений многоквартирного дома способа управления этим домом

Жилищный кодекс Российской Федерации (введен в действие Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. №189-ФЗ)

Проведение органом местного самоуправления конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом

Постановление Правительства РФ от 06 февраля 2006 г. №75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом»

По сути дела, указанные в табл.1 законы и подзаконные акты нацелены на формирование многостороннего прессинга на предприятия жилищно-коммунального хозяйства, заставляя их конкурировать друг с другом (рис. 1).

Рисунок 1 – Области применения нормативно-правовых актов, направленных на формирование конкурентного рынка в ЖКХ

Таким образом, принятые нормативно-правовые акты направлены на стимулирование конкурентных отношений в жилищно-коммунальном комплексе как снизу (со стороны потребителей), так и сверху (со стороны государственных и муниципальных органов власти). В этом смысле на плечи государства (муниципальных образований) ложится двойная задача. Во-первых, необходимо «плотно» работать с населением, то есть конечным потребителем ЖКУ, чтобы граждане своими осознанными действия формировали конкурентную среду в отрасли, например, в сфере обслуживания многоквартирных домов, выбора поставщиков коммунальных услуг. В случае пассивности населения конкурентные отношения внедряются соответствующим государственным или муниципальным органом управления волевым путем без участия потребителей. Во-вторых, государственные (муниципальные) органы ведут работу непосредственно с предприятиями ЖКХ, развивая конкурентную борьбу между ними за право заключения договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Кроме того, важное место занимает институт концессий, как механизм точечного оздоровления коммунального комплекса региона или муниципального образования.

В то же время конкуренция между предприятиями ЖКХ прямого нормативного регулирования не имеет, что отвечает общему принципу рыночной экономики. Косвенным образом Федеральный закон от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» поощряет деятельность малого бизнеса с жилищно-коммунальной сфере. Те не менее, необходимо отдавать отчет в том, что с точки зрения развития конкуренции малый бизнес может играть положительную роль в жилищной сфере (в частности, уборка мусора, обслуживание многоквартирных домов), но не предоставление коммунальных услуг. Это сфера остается прерогативой крупного бизнеса.

Антимонопольное регулирование является важным инструментом защиты конкуренции, оно обеспечивает непосредственное и оперативное воздействие на угрозы ограничения конкуренции, а также предупреждает их возникновение.

Основной задачей макроэкономической политики является формирование рыночной среды, благоприятной для ведения бизнеса, развития компаний и рынков, наиболее полного удовлетворения потребностей общества. Поэтому реализуемая государством экономическая политика должна базироваться на конкурентных принципах. Развитие конкуренции - комплексная задача, за решение которой несут ответственность все органы государственной власти.

До настоящего времени в качестве основного инструмента политики использовались защитные механизмы. В первую очередь к ним относится применение антимонопольного законодательства. Сложность заключается в том, что антимонопольное регулирование ограничено довольно узким инструментарием и направлено, прежде всего, на устранение правонарушений, а не на развитие конкуренции.

Инструменты, способствующие развитию, а не защите конкуренции, - налоговая политика, таможенно-тарифное регулирование, планирование, государственные закупки и тарифное регулирование естественных монополий не всегда были направлены на развитие конкуренции или использовались не в полной мере для этих целей. Задача развития конкуренции требует совершенствования и направления использования всех инструментов экономического регулирования и политики на цели развития конкуренции.

Важнейшей и самой крупной составной частью городского хозяйства является жилищно-коммунальный комплекс, который состоит из жилищного хозяйства и коммунального хозяйства (рис. 2.8).

Рис. 2.8.

Жилищное хозяйство включает в себя жилые и нежилые здания с сетью обслуживающих их эксплуатационных, ремонтно-строительных и других предприятий и организаций. Коммунальное хозяйство может быть, в свою очередь, разделено на две крупных подсистемы:

  • ? системы инженерного обеспечения (ресурсообеспечения): холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение;
  • ? общегородское коммунальное хозяйство, включающее в себя системы внешнего благоустройства и содержания территории города (дорожное хозяйство, уличное освещение, санитарная очистка города, сбор, вывоз и переработка бытовых отходов, зеленое хозяйство и т.п.), а также банно-прачечное, гостиничное, ритуальное и другие хозяйства.

Жилищное хозяйство. Жилищное хозяйство включает жилищный фонд, нежилые здания и помещения общественного, социального и иного назначения, а также предприятия и организации, эксплуатирующие и обслуживающие жилищный фонд и нежилые здания.

Жилищный фонд представляет собой совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома (одноквартирные и многоквартирные), специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.). квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. По мере роста благосостояния населения требования к объему и качественным характеристикам жилищного фонда повышаются, соответственно, изменяется и структура жилищного фонда города.

Обычный жилой дом является сложным инженерным сооружением с различными коммуникациями: отопление, холодное и горячее водоснабжение, электроснабжение, телефон, радио, телевидение (при наличии коллективных антенн), вентиляционные системы и т.п. В многоэтажных жилых домах имеются лифты и мусоропроводы. Если свои квартиры жильцы обустраивают сами, то места общего пользования (подъезды, чердаки, подвалы, кровля) требуют специального обслуживания. Придомовая территория также требует специального обустройства и обслуживания.

Объекты нежилого фонда могут располагаться как в отдельных зданиях, так и на первых этажах жилых домов, где чаще всего размещаются предприятия торговли, бытового обслуживания, различные учреждения и организации, непосредственно связанные с обслуживанием населения. Их функционирование не должно создавать неудобств для жильцов.

Инженерное обеспечение поселений. Инженерное хозяйство - одна из самых сложных систем городского хозяйства. Бесперебойная подача в жилые и общественные здания тепла, воды, электроэнергии, газа требует высокого уровня организации инженерного хозяйства, большого объема ремонтных, очистительных и профилактических работ на инженерных сетях и сооружениях, функционирования эффективных аварийных служб. Для большинства районов России серьезной проблемой является ежегодная подготовка инженерных систем к работе в зимний период.

Водоснабжение и водоотведение. Существуют определенные требования к качеству воды для питьевых, хозяйственных и производственных нужд. Если система водоснабжения в городе единая, то вся подаваемая вода должна быть питьевого качества. Проблему составляет также неравномерность потребления воды в дневное, вечернее и ночное время. Потребность предприятий города в свежей воде определяется с учетом их профиля и производственной мощности. На многих предприятиях действуют системы оборотного водоснабжения, в которых использованная вода не сливается в канализацию, а проходит необходимую очистку и вновь возвращается в производственный цикл. Это позволяет резко сократить потребность в свежей воде. Для жилищного фонда существуют нормативы суточного потребления воды на человека. Жители, установившие в квартирах приборы учета воды, платят за нее по фактическому расходу, который обычно оказывается значительно ниже расчетного.

Водоснабжение может осуществляться из открытых водоемов и из подземных водоносных горизонтов. В состав водопроводного хозяйства входят водозаборные сооружения, системы очистки и подготовки воды, насосные станции, водопроводные сети от водозабора до каждой квартиры.

Не менее сложна система водоотведения города. Объем стоков, попадающих в эту систему, превышает объем водопотребления, поскольку в канализационную сеть попадает и холодная и горячая вода. Система водоотведения состоит из самотечных коллекторов, подкачивающих насосных станций, сооружений по санитарной очистке сточных вод и сбросу их в водоемы.

Теплоснабжение. Система теплоснабжения решает две задачи: отопление и горячее водоснабжение. Потребление тепла более неравномерно, чем потребление воды, поскольку в летний период помещения не отапливаются. Продолжительность отопительного сезона существенно зависит от климатических условий.

Источниками тепловой энергии для нужд города могут быть тепловые электростанции и котельные. К горячей воде в качестве теплоносителя предъявляются высокие требования по чистоте, поскольку при высокой температуре примеси выпадают в осадок и постепенно выводят из строя тепловые сети и сооружения. В силу этого у источников теплоснабжения имеются сложные инженерные сооружения - химводоочистки.

Система теплоснабжения включает в себя прямые и обратные тепловые сети, подкачивающие насосные станции и распределительные тепловые пункты. Существуют две принципиально различные схемы теплоснабжения. По одной схеме горячая вода для отопления и для горячего водоснабжения поступает по одним и тем же трубопроводам; в этом случае по обратным трубопроводам идет меньше воды, чем по прямым. По другой схеме по отдельным трубопроводам поступает только горячая вода для отопления, а горячее водоснабжение обеспечивается путем подогрева холодной воды непосредственно в жилых домах или группах домов в специальных котлах - бойлерах. Источником тепла для бойлеров может быть как горячая вода из системы отопления, так и топливо, например, природный газ. В некоторых городах такие газовые котлы установлены в каждой квартире многоэтажного дома.

Газоснабжение. Во многих городах действуют системы бытового газоснабжения. Газ может поступать по трубопроводам от магистральных сетей либо завозиться в сжиженном виде во внутриквартальные газораздаточные станции. В частном секторе распространена баллонная система газоснабжения.

Электроснабжение. Электроснабжение городов, как правило, осуществляется от централизованных региональных и межрегиональных энергосистем. Источниками электроэнергии в энергосистеме являются тепловые, гидравлические, атомные и другие электростанции независимо от места их размещения. Система электроснабжения включает в себя магистральные и внутриквартальные электрические сети, трансформаторные подстанции, распределительные пункты и другие сооружения.

Жилищно-коммунальный комплекс представляет собой совокупность предприятий различных отраслей сферы жизнеобеспечения, задачей которых является обеспечение жителей города необходимыми условиями комфортного проживания, в том числе жильем и качественными коммунальными услугами, а предприятий города – бесперебойным предоставлением услуг организаций инженерной инфраструктуры.

Элементы жилищно-коммунального комплекса

1. водоснабжение: водозаборные станции, водоочистка, станции аэрации, магистрали

2. водоотведение: магистрали, канализование стоков, очистка

3. теплоснабжение: генерирующие мощности, магистрали, сети распределения

4. газоснабжение: станции, магистрали, сети распределения

5. энергоснабжение: генерирующие мощности, магистральные сети, подстанции, сети распределения

6. жилой фонд: предприятия по содержанию жилого фонда, вывозу мусора, текущему капитальному ремонту

7. благоустройство: предприятия по озеленению, благоустройству детских площадок, парков, скверов, уборке улиц, содержанию дорог и тротуаров, освещению улиц, переработке мусора

8. бани (ранее также – прачечные)

9. гостиницы (для приезжих; обусловленные также российской спецификой – ночлежки для бездомных)

10. ритуальные услуги: кладбища, крематорий, колумбарий

Под качеством коммунальных услуг понимается как их бесперебойное предоставление, так и обеспечение необходимых параметров их предоставления в соответствии с потребностями жителей. Качественное обслуживание подразумевает также быстрое реагирование на заявления потребителей.

В силу технологий или традиционно сложившихся условий хозяйствования предприятия ЖКК занимают монопольное положение на рынке услуг. Особенно это относится к предприятиям теплоснабжения, энергоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Несмотря на разнородность оказываемых услуг, они обладают общими признаками :

1. использование в ходе технологического процесса сложной инженерной инфраструктуры, привязанной к конкретной территории

2. неразрывность или строгая последовательность процесса производства, транспортировки и потребления материальных носителей услуги

3. невозможность потребителя отказаться от получения данных видов услуг на сколь либо длительный период времени

4. невозможность компенсации недопроизводства услуг в один период за счет более интенсивного их производства в другой

5. тесная зависимость организации производственного процесса, потребности в мощностях и конкретных инженерных решений от местных условий

Характеристики жилого фонда

  • вид занимаемого жилья;
  • размер общей и жилой площади на 1 жителя;
  • число занимаемых комнат (в Российской Федерации используется показатель «количество занимаемых койко-мест»);
  • форма собственности занимаемого жилья;
  • степень благоустройства жилья (наличие централизованного или автономного водоснабжения и водоотведения, энергоснабжения, мусоропровода, лифта, телефона, электроплиты);
  • состав домашних хозяйств по количеству человек, проживающих в определенном типе жилья.

Дорожно-мостовое хозяйство

Задачей функционирования дорожно-мостового хозяйства является повышение качества дорог и инженерных сооружений, что в свою очередь обеспечивает следующие социально-экономические эффекты:

  • повышение безопасности движения;
  • уменьшение аварий и ущерба, наносимого здоровью людей;
  • охрана окружающей среды.

Реформа жилищно-коммунального комплекса

Необходимость в реформировании ЖКК возникла в начале 1990-х годов. Связано это было с тем, что основная часть средств бюджетов муниципальных образований расходовалась на ремонт и содержание объектов жилищно-коммунального комплекса. В 1997г. Президент РФ издал Указ, который содержал основную концепцию реформы ЖКК.

Основные направления реформирования ЖКК

1. разграничение прав владения и управления жилищно-коммунальной собственностью (это относится к жилому фонду)

2. создание рынка жилья за счет приватизации и изменения структуры жилищного фонда по формам собственности

3. переход жилищно-коммунального хозяйства в режим бездотационного функционирования путем упорядочения платежей населения за жилье и коммунальные услуги

4. государственный контроль за установлением тарифов на жилищно-коммунальные услуги, а также качеством оказываемых услуг. Тариф = экономически обусловленные затраты / объем. Государство устанавливает также предельный процент повышения оплаты за жилищно-коммунальные услуги. Качество оказываемых услуг отслеживается по соответствию их стандартам. Например, комнатная температура должна быть не ниже 18 о C по федеральному стандарту и 20 о C по краевому стандарту. Два раза в неделю должна совершаться влажная уборка в подъезде и каждый день – на первом этаже и в лифте. Ежедневно должен совершаться вывоз мусора.

5. обеспечение системы социальной защиты в жилищной сфере малоимущих групп населения. Государство предоставляет субсидии в виде денежных выплат и льготы в виде скидок на услуги ЖКК.

6. перестройка системы управления ЖКК

7. ведение договорных отношений в сфере эксплуатации и ремонта жилья, а также объектов инженерно-коммунальной инфраструктуры

8. развитие конкуренции в сфере оказания жилищных услуг

9. ресурсосбережение и снижение издержек при производстве жилищно-коммунальных услуг.

Жилищно-коммунальные услуги делятся на 2 типа:

а) индивидуальные услуги – услуги, которые непосредственно предоставляются в квартиру, то есть каждому потребителю;

б) коллективные услуги – уборка лестничных клеток, вывоз мусора и т.п.

К ресурсосберегающим технологиям относятся:

  • бытовая техника меньшей мощности;
  • счетчики;
  • полимерные трубы;
  • алюминиевые батареи;
  • утепление окон;
  • железные входные двери.

Рынок городской земли

Факторы, влияющие на цену земельного участка