Кредитная кооперация — союз мелких производителей продукции, а также сотрудников и служащих для формирования общего фонда, чтобы удовлетворить потребность в мелком кредите. В Российской Федерации такой союз формируется в виде кредитных потребительских кооперативов (КПК). В связи с этим был создан Федеральный закон «О кредитной кооперации». Рассмотрим, что гласит данный закон и какие изменения он претерпел при последней редакции.
Так же предлагаем изучить граждан РФ.
8 лет назад, 18-го июля 2009 года был принят ФЗ-190 «О кредитной кооперации». Действующий закон устанавливает экономические, законные и организационные основные принципы формирования и деятельности различных типов КПК и ассоциаций.
Закон включает в себя 8 глав и 44 статьи:
Последняя действующая редакция датируется 3 июлем 2016 года, а вступление в силу ее положений произошло на следующий день — 4-го июля.
Кредитная кооперация обретает в последнее время большую популярность. Деятельность КПК заключается в получении взносов от жителей и выдаче ссуд пайщикам. По сути данное объединение создано именно пайщиками. Получение кредита здесь осуществляется без различного рода документов и достаточно быстро в сравнении с получением того же кредита в банковском учреждении.
Скачать действующий закон 190 «О кредитной кооперации» можно по . Каким корректировкам подвергся ФЗ-190, рассмотрим далее.
Статья 5
В статье 5 был изменены многие пункты частей. Важно отметить, что пункты 5-6 части 2 и пункт 5 части 3 были исключены. А также некоторые части были дополнены новыми пунктами и подпунктами. Статья закона «О кредитной кооперации» рассказывает о регулировании КПК.
Данное регулирование осуществляется Банком РФ. Функции Банка следующие:
Банк РФ имеет право:
Кредитная кооперация должна наладить принятие и отправку документов по электронной почте в Банк. Если в КПК в членстве состоят больше 3000 физлиц, юрлиц, кредитная кооперация должна уведомить Банк РФ об изменении адреса и изменении в документах в течение 10 дней.
Статья 7
Вышеуказанная статья описывает процедуру формирования и госрегистрации кредитной кооперации. Данное объединение может быть создано следующим образом:
Основой для членства выступает объединение по территориальному, профессиональному и т. д. принципу. При регистрации делается соответствующая запись в ЕГРЮЛ. Название должно содержать запись «кредитный потребительский кооператив». Если в организацию входит юрлицо, то кредитная кооперация не может использовать запись «кооператив граждан».
В часть 4 были внесены изменения, где описывается, что создание объединения, подтверждение его устава и документов происходит путем подписания протокола.
Статья 18
Статья рассказывает о процедуре проведения общего собрания пайщиков. Часть 5 была дополнена в новой редакции. В дополнении значится, что извещение о проведении общего собрания пайщиков кредитной кооперации, где число членов превышает 200 физлиц/юрлиц должно максимум за 30 дней быть также размещено на интернет-ресурсе.
Статья 28
Статья определяет отчетность по бухгалтерии. Изменения коснулись части 3 . Здесь значится, что кредитные кооперации с превышающим отметку в 3000 количеством участников, а также КПК 2-го уровня и объединения, не вступившие в СРО в области финансового рынка, предоставляют в распоряжение Банка документы. Они содержат отчет о ведущейся работе и составе органов объединения.
Статья 33
Здесь рассказывается о КПК 2-го уровня. По части 4, претерпевшей изменения, говорится, что кредитные кооперации должны оповещать СРО в области финансового рынка о своем вступлении в кредитную кооперацию 2-го уровня.
Статья 35
Статья рассказывает о СРО в области финансового рынка и была полностью переделана в новой редакции. Подобная организация отсылает в Банк России информацию о своем составе, если число членов больше 3.000 лиц. Также разрабатывает уставы, осуществляет обучение трудящихся, отчитывается перед Банком о проделанной работе и докладывает о нарушениях действующего ФЗ.
С 36 по 38 статьи были исключены из общего списка положений закона «О кредитной кооперации».
Статья 39
В статье 39 также были введены изменения в некоторые части. В первую очередь было изменено название на — «Обеспечение материальной ответственности членов СРО в области финансового рынка, соединяющей кредитные кооперации «.
Изменения в части 1 звучат, как — СРО должна обеспечивать материальную ответственность объединения перед пайщиками.
В части 2 была убрана фраза в конце «и закона РФ о СРО» . Сама часть говорит об обеспечении СРО материальной ответственности своих членов при помощи создания компенсационного фонда.
Часть 3 была дополнена и устанавливает, что для обеспечения материальной ответственности перед пайщиками СРО может предъявить условие кредитным кооперациям застраховать риск ответственности за нарушение соглашений передачи личных накоплений.
Статья 40
Статья определяет выплаты компенсаций и компенсационный фонд. Каждая часть статьи была подвергнута корректировке.
В части 1 описано , чтовзносы членов СРО в области финансового рынка, соединяющей кредитные кооперации, формируют компенсационный фонд. Процедура его создания и размеры устанавливаются в уставе кооперации.
Часть 2-ая размер и порядок произведения взносов прописан в уставе. Размер ежегодных взносов, носящих обязательный характер — не менее 0,2% от среднегодового размера активов. Максимальная величина обязательных взносов — не больше 5% от размера активов от члена СРО.
В 3-ей части говорится, что СРО может самолично распределять денежные средства до максимального значения в 20 млн. руб. Также требуется выполнение требований по разнообразию, ликвидности, прибыльности. Требования и процедура распределения финансов формируются инвестиционной декларацией кооперации. 4-ая часть, 1-ый абзац 5-ой части, 8-10 части дополняют текст фразой «в области финансового рынка, соединяющей КПК «, говоря про СРО. Пункт 2 ч.5 исключил фразу «согласно закону РФ о СРО». 13-ая часть устанавливает, что финансы компенсационного фонда начисляются на депозит нотариального лица не позже 5-го дня с момента проведения собрания. Они находятся там в течение 3-х лет с момента удаления организации из единого реестра СРО.
Статья 41 и части 2-3 статьи 42 лишились своей правовой силы.
В кредитные союзы объединяются зачастую мелкие предприниматели, занимающиеся торговлей небольшой продукции, а также офисные служащие и работники. При помощи таких коопераций они могут удовлетворить собственные нужды при необходимости в небольших кредитах. Каждая финансовая организация или объединения должны находиться под надзором государства, именно поэтому был принят Федеральный закон номер 190 о кредитных кооперациях.
Федеральный закон о кредитной кооперации был принят Государственной Думой 3 июля 2009 года, а одобрен Советом Федерации 7 июля 2009 года. Последние изменения в него были внесены 3 июля 2016 года. 190 ФЗ о кредитной кооперации содержит 8 глав и 44 статьи. Этот закон регулирует и регламентирует процессы создания, ведения, внутренних отношений и контроля над всеми видами и категориями кредитных потребительских кооперативов.
Краткое содержание Федерального закона номер 190 о кредитных кооперациях:
Для создания кредитного кооператива используются положения, нормативы и акты Гражданского кодекса РФ, настоящего ФЗ, других Федеральных законов и положения и указы Центрального Банка России.
Последние изменения в закон о КПК были внесены 3 июля 2016 года, при принятии ФЗ номер 292. Согласно этим изменениям большое количество статей было дополнено, полностью изменено или исключено из закона.
Большое количество изменений произошло в статье пять:
Изменения произошли в статье семь, части 4. В этой части написано, что учредители и создатели кредитного кооператива на первых собраниях принимают решения о вступлении в союз других членов, об утверждении устава, о принятии определенной документации и т. д. Все принятые решения и обсуждения протоколируются.
Изменения произошли в статье 18, в части 5. В случаях, если количество членов кредитного союза превысило 200 человек и планируется провести собрание, уведомление о сборе должно быть вывешено и опубликовано не позднее, чем за 30 дней до мероприятия. Также обязательным условием является публичное выставление объявления о сборе членов кооператива в сети Интернет, по возможности на официальном сайте.
В статье 33, части 4 и в статье 28, части 3 произошли изменения, согласно которым были добавлены уточнения, что описывается имущество и бухгалтерский учет только саморегулируемых организаций, которые ведут деятельность в области финансов.
Полностью была изменена статья 35. В этой статье оформлено, что кредитные союзы (за исключением кооперативов второго уровня) обязательно становятся саморегулируемыми организациями. Установление соответствующего статуса происходит в течение 90 дней после определенных в законе событий.
Среди событий, после которых меняется статус организации на саморегулируемую:
Правоотношения, устанавливающиеся при становлении кооператива саморегулируемой организацией и при прекращении этого статуса, регулируются не только настоящим ФЗ, но и Федеральным законом номер 223 о саморег. организациях в области финансов. Саморегулируемая объединяющая кооперативы организация контролирует и ведет надзор за деятельностью союзов, чтобы были выполнены все условия и требования законодательства РФ.
ЦБ РФ не контролирует саморег. объединения, в которых количество членов менее трех тысяч человек. Однако существуют исключения:
До того как кредитный кооператив вступает в саморег. организацию, его члены не могут вкладывать средства в деятельность союза, а также не могут привлекать других пайщиков и регистрировать их.
Перечислены функции и обязанности саморегулируемых организаций:
Согласно принятым изменениям, статьи 36, 37 и 38 утратили силу и были исключены из закона.
Изменения произошли в статье 39. В части 1 было включено уточнение, что закон распространяется только на саморегулируемые организации в области финансов. Во 2 части была изъята фраза «и законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях». Изменилась и 3 часть, в ней написано, что для сохранения и ответственности за имущество, принадлежащее кооперативу, организации вправе требовать у членов союза обязательное страхование.
Каждая часть статьи 40 была изменена согласно последней редакции закона. В 1 части написано, что кооперация в собственном уставе обязана описать процедуру пополнения, процесс создания и размеры компенсационного фонда. Каждый член выплачивает определенный в уставе взнос, который вкладывается в компенсационный фонд и составляет его размер. Во второй части установлены тарифы и денежные суммы взносов в фонд. Обязательным является ежегодное внесение в фонд 0,2% от среднегодового размера активов члена кооператива. Однако взнос не должен превышать 5% от среднегодового актива.
В 3 части 40 статьи оформлена информация о том, что сотрудники саморегулируемой организации имеют право самостоятельно распределять доходы, если они не превышают 20 млн рублей. Возвратность, ликвидность и прибыльность определяются членами объединения в инвестиционной декларации, которая составляется совместно с уставом. В 1, 4, 5, 8, 9 и 10 части уточняется , что закон распространяется только для саморег. организаций в области финансов и кредитования. В 6 части написано , что размещение средств компенсационного фонда позволяет восполнять в будущем средства этого фонда, а также эти средства можно тратить на обеспечение нужд объединения.
В 7 части 40 статьи оформлена информация о компенсационных выплатах, которые выплачиваются членам кооператива. Такие выплаты осуществляются при нехватке имущества для исполнения пайщиком собственных обязанностей. В 11 части написано, что после ликвидации саморегулируемой организации все средства, внесенные и хранящиеся в компенсационном фонде, равномерно распределяются между членами кредитных коопераций. Распределение этих средств, согласно 12 части , осуществляется после собрания всех членов и голосования о равномерном распределении. Во время собрания обязательно выписывается протокол, в котором перечисляются входящие в состав объединения союзы, их вклады в фонд и выписывается доля каждого члена, которую после ликвидации он имеет право забрать.
В 13 части 40 статьи слова гос. реестр были изменены на единый реестр саморег. организаций в финансовой области. В 14 части написано , что управляющие обязаны соблюсти все требования и условия законодательства для составления фонда, поэтому заключить договор с депозитарием. Специализированный сотрудник, депозитарий, следит и ведет контроль за каждым размещением средств фонда. Надзор ведется для установления отсутствия нарушений закона и контроля за соблюдением условий законодательства России.
Статья 41, а также 2 и 3 части статьи 42 утратили силу и были исключены из закона.
Кредитные кооперации с каждым годом становятся все популярнее и большое количество лиц становятся их членами. При популяризации какой-либо деятельности, особенно когда эта деятельность связана с финансами, необходим контроль и регулировка от государства. Члены КПК занимаются тем, что получают взносы от граждан, которые перераспределяют в ссуды, выдающиеся пайщикам. Такой вид кредитования стал популярным, потому что нет необходимости в большом количестве документации и средства выдаются достаточно быстро.
К слову, устав кредитного кооператива должен включать в себя:
Согласно же статье 10 Федерального закона 190-ФЗ «О кредитной кооперации», ликвидация организации возможна либо по совместному решению пайщиков, либо по решению суда. Основы функционирования кооператива Управляет рассматриваемой организацией собрание пайщиков. В структуру кооператива также могут входить дополнительные инстанции вроде контрольно-ревизионных, аудиторских или некоторых других органов. Все пайщики обязательно должны числиться в Едином государственном реестре.
Частью 3 этой же статьи установлено, что указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. К этому следует добавить, что нормативными правовыми актами являются только те указы Президента РФ, которые имеют нормативный характер.
Внимание
Правительство РФ, как установлено в ч. 1 ст. 115 Конституции РФ, на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Частью 2 указанной статьи установлено, что постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в России.
И в любом случае людям необходимы деньги. Рыночные отношения в России сегодня стали весьма развитыми: не нужно носить с собой наличность, не имея денег вообще, можно купить в магазине товар в кредит, банки с большой охотой предлагают кредиты на покупку квартиры, машины, потребительский кредит.Финансовый кризис несколько ослабил позиции банков, люди забирают деньги из банков и стремятся сами обеспечивать себя. Для организации взаимной кредитной помощи предусмотрена такая форма объединения, как кредитный кооператив.2.
Суть данных денежных средств, начисляемых за счет части доходов кредитного кооператива по итогам его деятельности за финансовый год, распределяемых пропорционально сумме паевых взносов каждого пайщика, аналогична дивидендам в акционерном обществе.Член кредитного кооператива вправе как собрать начисленные проценты, так и присоединить их к своему паю.Таким образом, обязательные и добровольные паевые взносы, начисления на паевые взносы вместе образуют паевой фонд кредитного кооператива.Кроме того, в кредитном кооперативе может формироваться резервный фонд — фонд, создаваемый для покрытия убытков кооператива. Поскольку убытки по итогам года могут привести к дополнительным взносам пайщиков, желательно создать резервный фонд, формируя его за счет прибыли.
Порядок его формирования, а также размер должны быть определены в уставе кооператива.С 20 августа 2009 г. согласно п. 1 ч. 4 ст.
Закона, согласно ч. 1 которой доходы кредитного кооператива, полученные по итогам финансового года, могут распределяться между членами кредитного кооператива (пайщиками) путем начисления на паевые взносы. В части 2 указанной статьи предусмотрено, что по решению общего собрания членов кредитного кооператива (пайщиков) начисления на паевые взносы могут быть выплачены членам кредитного кооператива (пайщикам) или присоединены к паенакоплениям (паям) членов кредитного кооператива (пайщиков) (см. комментарий к указанной статье).
Паевой фонд (п. 15). Резервный фонд (п. 16). Фонд финансовой взаимопомощи (п. 17). Паевой фонд, резервный фонд и фонд финансовой взаимопомощи кредитного кооператива непосредственно названы в норме ч.
Важно
Аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, в соответствии с указанной статьей являются: лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо; юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица. Используемое в приведенных положениях понятие группы лиц для целей антимонопольного законодательства определено в ч.
Кредитный кооператив - нередкое явление в российском государстве. Именно поэтому существует отдельный Федеральный закон, подробно регламентирующий его деятельность и основы функционирования. Это 190-ФЗ "О кредитной кооперации". Наиболее важные положения данного нормативного акта будут рассмотрены в статье.
Представленный нормативный акт закрепляет экономические и юридические принципы создания кредитных кооперативов потребительского типа. Что такое кредитный кооператив? В статье 1 № 190-ФЗ "О кредитной кооперации" говорится о добровольном объединении лиц, основанном на принципах членства и удовлетворения финансовых потребностей представителей организации. В кооператив входят пайщики - простые граждане или лица юридического характера, принятые в состав организации на законных основаниях.
Кооперативы часто объединяются в кооперацию - целостную систему кредитных организаций самых разных видов и уровней. Такие системы делятся в зависимости от формы. Так, может существовать гражданский кооператив (исключительно с физическими лицами) и кооператив второго уровня (исключительно с юридическими лицами). В обоих случаях члены организаций обязаны вносить установленные взносы - так называемые паи, которые идут на покрытие расходов кооператива.
Стоит, наконец, рассказать про деятельность рассматриваемых организаций. Согласно статье 3 № 190-ФЗ "О кредитной кооперации", сами кооперативы не являются организациями коммерческого типа. Все функционирование предприятия основано на финансовой взаимопомощи пайщиков. Достичь качественной работы кредитного кооператива можно несколькими способами:
На каких принципах, согласно 190-ФЗ "О кредитной кооперации", работают кооперативы? Вот что здесь стоит отметить:
Стоит отметить, что кооперативы занимаются привлечением финансов на основании заключения договоров займа и документов о передаче личных сбережений.
Согласно статье 7 Закона могут создаваться и реализовывать свою деятельность только при наличии не менее чем 15 простых граждан или 5 юридических лиц. В случае "смешения" обоих групп минимальное число лиц, достаточных для создания кооператива, будет равняться семи.
Сам кооператив должен быть сформирован по какому-то отдельному условию: профессиональному, региональному и т. д. Государственная регистрация - неотъемлемый и обязательный элемент во всей процедуре формирования кооперативов. Однако для успешной регистрации у предприятия уже должно быть название, уставной капитал, необходимое количество членов и соответствующий закону устав.
К слову, устав кредитного кооператива должен включать в себя:
Согласно же статье 10 Федерального закона 190-ФЗ "О кредитной кооперации", ликвидация организации возможна либо по совместному решению пайщиков, либо по решению суда.
Управляет рассматриваемой организацией собрание пайщиков. В структуру кооператива также могут входить дополнительные инстанции вроде контрольно-ревизионных, аудиторских или некоторых других органов. Все пайщики обязательно должны числиться в Едином государственном реестре. То же касается представителей из комитета по займам, правления кооператива или дополнительных инстанций.
Собственность организации должна подлежать обязательному бухгалтерскому учету и аудиту. Распределение доходов должно происходить строго в соответствии с законом. Стоит также отметить возможность создания союза кооперативов. В этом случае будет образована целая иерархия, ведь сам кооператив - это и есть ассоциация, состоящая из коопераций.
Какие последние поправки были внесены в закон? В 190-ФЗ "О кредитной кооперации" с изменениями от 3 июля 2016 года была дополнена статья 5, в которой рассказывается об организационном регулировании. В новой редакции появились положения о необходимости запрашивать документацию, доступ к которой ограничен (речь идет о проверке государством инсайдов), а также о полномочиях Банка России.