Закон о кредитной кооперации 190 фз. О кредитной кооперации

Закон о кредитной кооперации 190 фз. О кредитной кооперации

Кредитная кооперация — союз мелких производителей продукции, а также сотрудников и служащих для формирования общего фонда, чтобы удовлетворить потребность в мелком кредите. В Российской Федерации такой союз формируется в виде кредитных потребительских кооперативов (КПК). В связи с этим был создан Федеральный закон «О кредитной кооперации». Рассмотрим, что гласит данный закон и какие изменения он претерпел при последней редакции.

Так же предлагаем изучить граждан РФ.

8 лет назад, 18-го июля 2009 года был принят ФЗ-190 «О кредитной кооперации». Действующий закон устанавливает экономические, законные и организационные основные принципы формирования и деятельности различных типов КПК и ассоциаций.

Закон включает в себя 8 глав и 44 статьи:

  • общие положения, где описывается концепция терминов «кредитная кооперация и союз» и др.;
  • процедура формирования, реорганизации и прекращения деятельности финансовой организации;
  • процедура приема в члены некоммерческой финансовой организации;
  • осуществление управления кредитной кооперацией;
  • правила распоряжения имуществом кредитного союза;
  • ключевые моменты деятельности КПК, чьи члены — физлица;
  • процедура функционирования объединений кредитных коопераций;
  • заключительные положения.

Последняя действующая редакция датируется 3 июлем 2016 года, а вступление в силу ее положений произошло на следующий день — 4-го июля.

Скачать закон 190

Кредитная кооперация обретает в последнее время большую популярность. Деятельность КПК заключается в получении взносов от жителей и выдаче ссуд пайщикам. По сути данное объединение создано именно пайщиками. Получение кредита здесь осуществляется без различного рода документов и достаточно быстро в сравнении с получением того же кредита в банковском учреждении.

Скачать действующий закон 190 «О кредитной кооперации» можно по . Каким корректировкам подвергся ФЗ-190, рассмотрим далее.

Последняя редакция ФЗ «О кредитной кооперации»

Статья 5

В статье 5 был изменены многие пункты частей. Важно отметить, что пункты 5-6 части 2 и пункт 5 части 3 были исключены. А также некоторые части были дополнены новыми пунктами и подпунктами. Статья закона «О кредитной кооперации» рассказывает о регулировании КПК.

Данное регулирование осуществляется Банком РФ. Функции Банка следующие:

  • принимает акты, налаживающие работу КПК и самоуправляемых организаций в области финансового рынка, объединяющие кредитные кооперации;
  • определяет числовые значения и процедуру расчета финансовых нормативов;
  • определяет процедуру размещения финансов запасного денежного фонда и создания резервов на вероятные убытки по займам;
  • ведет записи в госреестре кредитных коопераций;
  • контролирует соблюдение требований КПК;
  • направляет в суд заявление о прекращении деятельности КПК, если это требуется;
  • осуществляет запрос требуемых документов и сведений (в том числе ограниченная ФЗ);
  • выдает КПК предписания и запрашивает документы. Эта процедура выполняется путем отправки оповещения по почте, факсу или на электронную почту.

Банк РФ имеет право:

  • осуществлять запрос и получать сведения о финансово-хозяйственной деятельности кредитных коопераций у вышестоящих органов;
  • затребовать у КПК различного рода документы — учредительные, нормативные и т. д.;
  • а также получить отчетность по бухгалтерии;
  • осуществлять контроль выполнения определенных нормативов и проверять соответствие работы КПК действующему ФЗ-190;
  • выдавать КПК предписания и требовать предъявления нужных документов;
  • при обнаружении нарушений запретить КПК привлекать финансы, принимать новых членов и выдавать ссуды до урегулирования ситуации;
  • присутствовать на общем собрании членов КПК;
  • писать заявление в суд о ликвидации организации, если КПК — было замечено в нарушении и не выполнила предписание Банка по его устранению, занимается запрещенной деятельностью, многократно нарушило ФЗ, нарушило условие обязательного членства в самоуправляемой организации в области рыночной экономики, которая объединяет КПК.

Кредитная кооперация должна наладить принятие и отправку документов по электронной почте в Банк. Если в КПК в членстве состоят больше 3000 физлиц, юрлиц, кредитная кооперация должна уведомить Банк РФ об изменении адреса и изменении в документах в течение 10 дней.

Статья 7

Вышеуказанная статья описывает процедуру формирования и госрегистрации кредитной кооперации. Данное объединение может быть создано следующим образом:

  • физлицами в минимальном количестве 15 человек;
  • или юрлицами — минимум 5 человек;
  • или объединением вышеупомянутых лиц — 7 человек.

Основой для членства выступает объединение по территориальному, профессиональному и т. д. принципу. При регистрации делается соответствующая запись в ЕГРЮЛ. Название должно содержать запись «кредитный потребительский кооператив». Если в организацию входит юрлицо, то кредитная кооперация не может использовать запись «кооператив граждан».

В часть 4 были внесены изменения, где описывается, что создание объединения, подтверждение его устава и документов происходит путем подписания протокола.

Статья 18

Статья рассказывает о процедуре проведения общего собрания пайщиков. Часть 5 была дополнена в новой редакции. В дополнении значится, что извещение о проведении общего собрания пайщиков кредитной кооперации, где число членов превышает 200 физлиц/юрлиц должно максимум за 30 дней быть также размещено на интернет-ресурсе.

Статья 28

Статья определяет отчетность по бухгалтерии. Изменения коснулись части 3 . Здесь значится, что кредитные кооперации с превышающим отметку в 3000 количеством участников, а также КПК 2-го уровня и объединения, не вступившие в СРО в области финансового рынка, предоставляют в распоряжение Банка документы. Они содержат отчет о ведущейся работе и составе органов объединения.

Статья 33

Здесь рассказывается о КПК 2-го уровня. По части 4, претерпевшей изменения, говорится, что кредитные кооперации должны оповещать СРО в области финансового рынка о своем вступлении в кредитную кооперацию 2-го уровня.

Статья 35

Статья рассказывает о СРО в области финансового рынка и была полностью переделана в новой редакции. Подобная организация отсылает в Банк России информацию о своем составе, если число членов больше 3.000 лиц. Также разрабатывает уставы, осуществляет обучение трудящихся, отчитывается перед Банком о проделанной работе и докладывает о нарушениях действующего ФЗ.

С 36 по 38 статьи были исключены из общего списка положений закона «О кредитной кооперации».

Статья 39

В статье 39 также были введены изменения в некоторые части. В первую очередь было изменено название на — «Обеспечение материальной ответственности членов СРО в области финансового рынка, соединяющей кредитные кооперации «.

Изменения в части 1 звучат, как — СРО должна обеспечивать материальную ответственность объединения перед пайщиками.

В части 2 была убрана фраза в конце «и закона РФ о СРО» . Сама часть говорит об обеспечении СРО материальной ответственности своих членов при помощи создания компенсационного фонда.

Часть 3 была дополнена и устанавливает, что для обеспечения материальной ответственности перед пайщиками СРО может предъявить условие кредитным кооперациям застраховать риск ответственности за нарушение соглашений передачи личных накоплений.

Статья 40

Статья определяет выплаты компенсаций и компенсационный фонд. Каждая часть статьи была подвергнута корректировке.

В части 1 описано , чтовзносы членов СРО в области финансового рынка, соединяющей кредитные кооперации, формируют компенсационный фонд. Процедура его создания и размеры устанавливаются в уставе кооперации.

Часть 2-ая размер и порядок произведения взносов прописан в уставе. Размер ежегодных взносов, носящих обязательный характер — не менее 0,2% от среднегодового размера активов. Максимальная величина обязательных взносов — не больше 5% от размера активов от члена СРО.

В 3-ей части говорится, что СРО может самолично распределять денежные средства до максимального значения в 20 млн. руб. Также требуется выполнение требований по разнообразию, ликвидности, прибыльности. Требования и процедура распределения финансов формируются инвестиционной декларацией кооперации. 4-ая часть, 1-ый абзац 5-ой части, 8-10 части дополняют текст фразой «в области финансового рынка, соединяющей КПК «, говоря про СРО. Пункт 2 ч.5 исключил фразу «согласно закону РФ о СРО». 13-ая часть устанавливает, что финансы компенсационного фонда начисляются на депозит нотариального лица не позже 5-го дня с момента проведения собрания. Они находятся там в течение 3-х лет с момента удаления организации из единого реестра СРО.

Статья 41 и части 2-3 статьи 42 лишились своей правовой силы.

В кредитные союзы объединяются зачастую мелкие предприниматели, занимающиеся торговлей небольшой продукции, а также офисные служащие и работники. При помощи таких коопераций они могут удовлетворить собственные нужды при необходимости в небольших кредитах. Каждая финансовая организация или объединения должны находиться под надзором государства, именно поэтому был принят Федеральный закон номер 190 о кредитных кооперациях.

Что представляет собой закон?

Федеральный закон о кредитной кооперации был принят Государственной Думой 3 июля 2009 года, а одобрен Советом Федерации 7 июля 2009 года. Последние изменения в него были внесены 3 июля 2016 года. 190 ФЗ о кредитной кооперации содержит 8 глав и 44 статьи. Этот закон регулирует и регламентирует процессы создания, ведения, внутренних отношений и контроля над всеми видами и категориями кредитных потребительских кооперативов.

Краткое содержание Федерального закона номер 190 о кредитных кооперациях:

  • Первая глава описывает общие положения закона. Оформлены цели, задачи и сфера, которую настоящий закон регулирует, также дан список терминов и понятий с их определениями, используемые в нем. Перечислены и описаны основы и нюансы создания таких коопераций, а также деятельности внутри коопераций. Дан список видов деятельности, которой имеют право заниматься члены описываемых союзов. Оформлены способы регулирования и контроля кооперативов, а также меры по их безопасности и финансовой устойчивости;
  • Во второй главе описаны процессы создания, изменений, реорганизации и ликвидации кредитных коопераций. Подробно перечислен процесс создания союза, а также процесс регистрации и необходимые для этого документы. Оформлен устав, необходимый для регистрации и осуществления деятельности кредитного союза. Отдельно подробно описаны способы реорганизации и ликвидации;
  • В главе третьей подробно описаны вступления членов в кооператив и их деятельность. Члены кредитных объединений называются пайщиками. В этой главе оформлены списки порядков приема пайщиков в союзы, а также запись каждого члена в специальный гос. реестр. Даны списки прав, обязанностей и полномочий пайщиков. Описаны способы и нюансы, которые нужно учесть, если член хочет выйти из кооператива;
  • В главе номер четыре подробно описаны процессы контроля и управления над кооперативными кредитными объединениями. Даны списки с указанием полномочий органов, регулирующих описываемую область. Перечислены и описаны категории заинтересованных в этой сфере деятельности лиц. Описаны способы и нюансы собраний членов кооперативов, протоколы и отчетность. Перечислены и описаны разные категории таких собраний. Оформлена информация о правлении союза, членах правления и их полномочиях. Также оформлены сведения о специальном единоличном исполн. органе, полномочиях сотрудников этого органа и о его функциях. Перечислены полномочия и описаны функции ревизионного органа, осуществляющего контроль и ревизии. Оформлен комитет, занимающийся в кредитных кооперативах займами;
  • В пятой г. предоставлена вся необходимая информация о деятельности с имуществом, принадлежащим союзу. Описаны источники, откуда может быть по закону поставлено имущество. Перечислена и описана ответственность членов кооператива за принадлежащее им имущество. Оформлена информация о лицах, отвечающих за распределение доходов и расходов, а также способы и процессы распределения. Описан бух. учет кредитного кооператива, его форма и нюансы написания. Оформлен архив, куда складываются все ненужные или необходимые для членов союза документы;
  • В г. шесть описана деятельность членов кредитных потребительских кооперативов, если члены - это физ. лица. Перечислены особенности и нюансы привлечения средств в союз физическими лицами. Оформлена информация о ведении и составлении бух. учета физ. лицами в кредитных объединениях. Описана ответственность за полученное, имеющееся в наличии, либо списываемое имущество, если члены кооператива физические лица;
  • В седьмой перечислены и описаны различные категории и виды кооперативов. Оформлена подробная информация о кооперациях второго уровня, о саморегулируемых объединениях, ассоциациях и союзах. Описана ответственность за полученное, имеющееся в наличии, либо списываемое имущество в саморегулируемых союзах. Отдельно описаны компенсационные фонды и система их выплат;
  • В восьмой оформлены дополнительные требования и заключительные условия и положения настоящего Федерального закона.

Для создания кредитного кооператива используются положения, нормативы и акты Гражданского кодекса РФ, настоящего ФЗ, других Федеральных законов и положения и указы Центрального Банка России.

Последние поправки, внесенные в 190 ФЗ

Последние изменения в закон о КПК были внесены 3 июля 2016 года, при принятии ФЗ номер 292. Согласно этим изменениям большое количество статей было дополнено, полностью изменено или исключено из закона.

Большое количество изменений произошло в статье пять:

  • Во 2 части статьи, в 1 и 4 пунктах были добавлены фразы, уточняющие, что функции Центрального Банка распространяются на саморегулируемые организации и объединения, только в финансовых и экономических сферах, осуществляющие меры и процессы кредитных союзов;
  • Пункты 5 и 6 второй части этой статьи были полностью исключены из закона;
  • Был изменен пункт 7 части 2, согласно которому ЦБ РФ контролирует и регулирует всю деятельность кредитных коопераций, а также следит за точным исполнением членами коопераций положений настоящего Федерального закона и других ФЗ;
  • Во вторую часть были добавлены пункты 8.1 и 8.2, согласно которым Центральный Банк имеет право потребовать любую документацию или материалы у финансовых союзов, включая секретную или скрытую информацию. Также Банк России имеет право требовать и указывать кредитным объединениям, если это необходимо;
  • В 3 части пятой статьи был изменен 4 пункт, согласно которому Центральный Банк России вправе проводить любые необходимые проверки для выявления нарушений закона, специальные сотрудники Банка могут требовать документацию для контроля за исполнением условий настоящего ФЗ;
  • 5 пункт 3 части этой части был исключен из закона;
  • В пункте 9 части 3 был изменен подпункт «г». Согласно ему ЦБ РФ вправе подать иск в суд для ликвидации кредитного кооператива, в случае, если внутри союза были выявлены нарушения ФЗ номер 223 о саморегулируемых организациях в сфере финансов;
  • В пятую статью была добавлена 5 часть. В этой части написано, что все кред. объединения, в которых количество пайщиков превысило 3 тысячи человек, либо если союз достиг второго уровня, обязаны сообщать об изменениях адресов или местоположений офиса объединения. Предоставить обновленную информацию в Центральный Банк сотрудники обязаны в течение 10 дней, если это не было сделано, сотрудники будут нести ответственность за нарушения.

Изменения произошли в статье семь, части 4. В этой части написано, что учредители и создатели кредитного кооператива на первых собраниях принимают решения о вступлении в союз других членов, об утверждении устава, о принятии определенной документации и т. д. Все принятые решения и обсуждения протоколируются.

Изменения произошли в статье 18, в части 5. В случаях, если количество членов кредитного союза превысило 200 человек и планируется провести собрание, уведомление о сборе должно быть вывешено и опубликовано не позднее, чем за 30 дней до мероприятия. Также обязательным условием является публичное выставление объявления о сборе членов кооператива в сети Интернет, по возможности на официальном сайте.

В статье 33, части 4 и в статье 28, части 3 произошли изменения, согласно которым были добавлены уточнения, что описывается имущество и бухгалтерский учет только саморегулируемых организаций, которые ведут деятельность в области финансов.

Полностью была изменена статья 35. В этой статье оформлено, что кредитные союзы (за исключением кооперативов второго уровня) обязательно становятся саморегулируемыми организациями. Установление соответствующего статуса происходит в течение 90 дней после определенных в законе событий.

Среди событий, после которых меняется статус организации на саморегулируемую:

  • Получение соответствующего статуса некомм. организацией, когда в сфере финансов еще нет такого вида организаций на соответствующей территории РФ;
  • При создании кредитной кооперации, если на территории уже существует объединяющая все союзы саморег. организация;
  • Прекращение членства кооператива в саморег. организации.

Правоотношения, устанавливающиеся при становлении кооператива саморегулируемой организацией и при прекращении этого статуса, регулируются не только настоящим ФЗ, но и Федеральным законом номер 223 о саморег. организациях в области финансов. Саморегулируемая объединяющая кооперативы организация контролирует и ведет надзор за деятельностью союзов, чтобы были выполнены все условия и требования законодательства РФ.

ЦБ РФ не контролирует саморег. объединения, в которых количество членов менее трех тысяч человек. Однако существуют исключения:

  • Кредитный союз не относится к каким-либо саморег. организациям;
  • В случае, если поступила информация о возможных нарушениях закона внутри кооператива или организации, проводится проверка и ведется контроль сотрудниками Центрального Банка России.

До того как кредитный кооператив вступает в саморег. организацию, его члены не могут вкладывать средства в деятельность союза, а также не могут привлекать других пайщиков и регистрировать их.

Перечислены функции и обязанности саморегулируемых организаций:

  • Обязана применять меры и требования, оформленные в настоящем законе и в ФЗ 223 о саморег. организациях в области финансов. Меры и требования применяются не только к нарушителям, но ко всем членам кооперативов;
  • Предоставляет отчеты и подробную информацию о деятельности входящих в объединение кооперативов Центральному Банку. ЦБ предоставляет форму и сроки когда должны быть предоставлены сведения;
  • Предоставляет отчеты и подробную информацию о каждом члене органов регулирования кредитных коопераций, а также копии бухгалтерских учетов коопераций;
  • Составляет, анализирует и консультирует кооперативы в области документации, помогает составлять устав, внутренние формы документов и т. д.;
  • Обязана выкладывать в публичный и общий доступ определенную в законе информацию, в сети Интернет на официальном сайте или через СМИ;
  • Организует повышение квалификации или обучение работников и членов кредитных союзов.

Согласно принятым изменениям, статьи 36, 37 и 38 утратили силу и были исключены из закона.

Изменения произошли в статье 39. В части 1 было включено уточнение, что закон распространяется только на саморегулируемые организации в области финансов. Во 2 части была изъята фраза «и законодательства Российской Федерации о саморегулируемых организациях». Изменилась и 3 часть, в ней написано, что для сохранения и ответственности за имущество, принадлежащее кооперативу, организации вправе требовать у членов союза обязательное страхование.

Каждая часть статьи 40 была изменена согласно последней редакции закона. В 1 части написано, что кооперация в собственном уставе обязана описать процедуру пополнения, процесс создания и размеры компенсационного фонда. Каждый член выплачивает определенный в уставе взнос, который вкладывается в компенсационный фонд и составляет его размер. Во второй части установлены тарифы и денежные суммы взносов в фонд. Обязательным является ежегодное внесение в фонд 0,2% от среднегодового размера активов члена кооператива. Однако взнос не должен превышать 5% от среднегодового актива.

В 3 части 40 статьи оформлена информация о том, что сотрудники саморегулируемой организации имеют право самостоятельно распределять доходы, если они не превышают 20 млн рублей. Возвратность, ликвидность и прибыльность определяются членами объединения в инвестиционной декларации, которая составляется совместно с уставом. В 1, 4, 5, 8, 9 и 10 части уточняется , что закон распространяется только для саморег. организаций в области финансов и кредитования. В 6 части написано , что размещение средств компенсационного фонда позволяет восполнять в будущем средства этого фонда, а также эти средства можно тратить на обеспечение нужд объединения.

В 7 части 40 статьи оформлена информация о компенсационных выплатах, которые выплачиваются членам кооператива. Такие выплаты осуществляются при нехватке имущества для исполнения пайщиком собственных обязанностей. В 11 части написано, что после ликвидации саморегулируемой организации все средства, внесенные и хранящиеся в компенсационном фонде, равномерно распределяются между членами кредитных коопераций. Распределение этих средств, согласно 12 части , осуществляется после собрания всех членов и голосования о равномерном распределении. Во время собрания обязательно выписывается протокол, в котором перечисляются входящие в состав объединения союзы, их вклады в фонд и выписывается доля каждого члена, которую после ликвидации он имеет право забрать.

В 13 части 40 статьи слова гос. реестр были изменены на единый реестр саморег. организаций в финансовой области. В 14 части написано , что управляющие обязаны соблюсти все требования и условия законодательства для составления фонда, поэтому заключить договор с депозитарием. Специализированный сотрудник, депозитарий, следит и ведет контроль за каждым размещением средств фонда. Надзор ведется для установления отсутствия нарушений закона и контроля за соблюдением условий законодательства России.

Статья 41, а также 2 и 3 части статьи 42 утратили силу и были исключены из закона.

Скачать закон о кредитной кооперации с последними изменениями

Кредитные кооперации с каждым годом становятся все популярнее и большое количество лиц становятся их членами. При популяризации какой-либо деятельности, особенно когда эта деятельность связана с финансами, необходим контроль и регулировка от государства. Члены КПК занимаются тем, что получают взносы от граждан, которые перераспределяют в ссуды, выдающиеся пайщикам. Такой вид кредитования стал популярным, потому что нет необходимости в большом количестве документации и средства выдаются достаточно быстро.

К слову, устав кредитного кооператива должен включать в себя:

  • наименование организации и место ее нахождения;
  • конкретные цели и предмет деятельности;
  • порядок и условия приема в членство;
  • условия размера взносов;
  • обязанности, полномочия и элементы ответственности пайщиков и др.

Согласно же статье 10 Федерального закона 190-ФЗ «О кредитной кооперации», ликвидация организации возможна либо по совместному решению пайщиков, либо по решению суда. Основы функционирования кооператива Управляет рассматриваемой организацией собрание пайщиков. В структуру кооператива также могут входить дополнительные инстанции вроде контрольно-ревизионных, аудиторских или некоторых других органов. Все пайщики обязательно должны числиться в Едином государственном реестре.

An error occurred.

Частью 3 этой же статьи установлено, что указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. К этому следует добавить, что нормативными правовыми актами являются только те указы Президента РФ, которые имеют нормативный характер.


Внимание

Правительство РФ, как установлено в ч. 1 ст. 115 Конституции РФ, на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Частью 2 указанной статьи установлено, что постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в России.


Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ в соответствии с ч. 3 данной статьи могут быть отменены Президентом РФ. Статьей 23 Федерального конституционного закона от 01.01.01 г.

190 фз о кредитной кооперации

И в любом случае людям необходимы деньги. Рыночные отношения в России сегодня стали весьма развитыми: не нужно носить с собой наличность, не имея денег вообще, можно купить в магазине товар в кредит, банки с большой охотой предлагают кредиты на покупку квартиры, машины, потребительский кредит.Финансовый кризис несколько ослабил позиции банков, люди забирают деньги из банков и стремятся сами обеспечивать себя. Для организации взаимной кредитной помощи предусмотрена такая форма объединения, как кредитный кооператив.2.

Комментарии к 190 ap о кредитной кооперации

Суть данных денежных средств, начисляемых за счет части доходов кредитного кооператива по итогам его деятельности за финансовый год, распределяемых пропорционально сумме паевых взносов каждого пайщика, аналогична дивидендам в акционерном обществе.Член кредитного кооператива вправе как собрать начисленные проценты, так и присоединить их к своему паю.Таким образом, обязательные и добровольные паевые взносы, начисления на паевые взносы вместе образуют паевой фонд кредитного кооператива.Кроме того, в кредитном кооперативе может формироваться резервный фонд — фонд, создаваемый для покрытия убытков кооператива. Поскольку убытки по итогам года могут привести к дополнительным взносам пайщиков, желательно создать резервный фонд, формируя его за счет прибыли.
Порядок его формирования, а также размер должны быть определены в уставе кооператива.С 20 августа 2009 г. согласно п. 1 ч. 4 ст.

Комментарии к 190 фз о кредитной кооперации

Закона, согласно ч. 1 которой доходы кредитного кооператива, полученные по итогам финансового года, могут распределяться между членами кредитного кооператива (пайщиками) путем начисления на паевые взносы. В части 2 указанной статьи предусмотрено, что по решению общего собрания членов кредитного кооператива (пайщиков) начисления на паевые взносы могут быть выплачены членам кредитного кооператива (пайщикам) или присоединены к паенакоплениям (паям) членов кредитного кооператива (пайщиков) (см. комментарий к указанной статье).

Паевой фонд (п. 15). Резервный фонд (п. 16). Фонд финансовой взаимопомощи (п. 17). Паевой фонд, резервный фонд и фонд финансовой взаимопомощи кредитного кооператива непосредственно названы в норме ч.

Важно

Аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, в соответствии с указанной статьей являются: лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо; юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица. Используемое в приведенных положениях понятие группы лиц для целей антимонопольного законодательства определено в ч.


1 ст. 9 Федерального закона «О защите конкуренции».
Член кредитного кооператива (пайщик) (п. 5). В отношении определения данного понятия следует отметить, что в соответствии с ч. 3 ст. 11 комментируемого Закона членство в кредитном кооперативе возникает на основании решения правления кредитного кооператива со дня внесения соответствующей записи в реестр членов кредитного кооператива (пайщиков). Такая запись в реестр членов кредитного кооператива (пайщиков) вносится после уплаты обязательного паевого взноса, а также после уплаты вступительного взноса в случае, если внесение вступительного взноса предусмотрено уставом кредитного кооператива.
В части 4 указанной статьи установлено, что члену кредитного кооператива (пайщику) выдается документ, подтверждающий его членство в кредитном кооперативе. Взносы члена кредитного кооператива (пайщика) (п. 6). Членский взнос (п. 7). Вступительный взнос (п. 8). Дополнительный взнос (п. 9). Паевой взнос (п.
N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. Федерального конституционного закона от 01.01.01 г. N 3-ФКЗ) <1 установлено, что акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ; акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ.
<1 СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712; 1998. N 1. Ст. 1. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в соответствии с п. 1 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. N 1009 (в ред.
Постановления Правительства РФ от 7 июля 2006 г.
В то же время в отдельных положениях комментируемого Закона прослеживаются аналогии с положениями Федерального закона «О некоммерческих организациях». <1 СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145. 2. В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи действие комментируемого Закона не распространяется на СКПК и их объединения, правовые и экономические основы создания и деятельности которых определяются Законом о сельхозкооперации.
Как говорилось во введении, точно такое же изъятие из сферы действия Закона о КПКГ было предусмотрено в его п. 2 ст. 2. Этот пункт был включен в ст. 2 Закона о КПКГ Федеральным законом от 3 ноября 2006 г.
N 183-ФЗ, однако разделение правового регулирования статуса КПКГ и СКПК произошло еще раньше. Федеральным законом от 01.01.01 г. N 73-ФЗ в Закон о сельхозкооперации включена новая ст. 40.1, определяющая особенности деятельности СКПК, а также внесено изменение в п. 10 ст.

Кредитный кооператив - нередкое явление в российском государстве. Именно поэтому существует отдельный Федеральный закон, подробно регламентирующий его деятельность и основы функционирования. Это 190-ФЗ "О кредитной кооперации". Наиболее важные положения данного нормативного акта будут рассмотрены в статье.

О чем закон?

Представленный нормативный акт закрепляет экономические и юридические принципы создания кредитных кооперативов потребительского типа. Что такое кредитный кооператив? В статье 1 № 190-ФЗ "О кредитной кооперации" говорится о добровольном объединении лиц, основанном на принципах членства и удовлетворения финансовых потребностей представителей организации. В кооператив входят пайщики - простые граждане или лица юридического характера, принятые в состав организации на законных основаниях.

Кооперативы часто объединяются в кооперацию - целостную систему кредитных организаций самых разных видов и уровней. Такие системы делятся в зависимости от формы. Так, может существовать гражданский кооператив (исключительно с физическими лицами) и кооператив второго уровня (исключительно с юридическими лицами). В обоих случаях члены организаций обязаны вносить установленные взносы - так называемые паи, которые идут на покрытие расходов кооператива.

Чем занимается кредитный кооператив?

Стоит, наконец, рассказать про деятельность рассматриваемых организаций. Согласно статье 3 № 190-ФЗ "О кредитной кооперации", сами кооперативы не являются организациями коммерческого типа. Все функционирование предприятия основано на финансовой взаимопомощи пайщиков. Достичь качественной работы кредитного кооператива можно несколькими способами:

  • путем размещения части финансов посредством предоставления займов;
  • путем объединения паенакоплений и привлечения финансов от зарегистрированных членов организации.

На каких принципах, согласно 190-ФЗ "О кредитной кооперации", работают кооперативы? Вот что здесь стоит отметить:

  • финансовая взаимопомощь пайщиков;
  • самоуправление;
  • добровольность вступления;
  • равенство прав членов и равенство доступа;
  • солидарное несение ответственности.

Стоит отметить, что кооперативы занимаются привлечением финансов на основании заключения договоров займа и документов о передаче личных сбережений.

Создание кредитного кооператива

Согласно статье 7 Закона могут создаваться и реализовывать свою деятельность только при наличии не менее чем 15 простых граждан или 5 юридических лиц. В случае "смешения" обоих групп минимальное число лиц, достаточных для создания кооператива, будет равняться семи.

Сам кооператив должен быть сформирован по какому-то отдельному условию: профессиональному, региональному и т. д. Государственная регистрация - неотъемлемый и обязательный элемент во всей процедуре формирования кооперативов. Однако для успешной регистрации у предприятия уже должно быть название, уставной капитал, необходимое количество членов и соответствующий закону устав.

К слову, устав кредитного кооператива должен включать в себя:

  • наименование организации и место ее нахождения;
  • конкретные цели и предмет деятельности;
  • порядок и условия приема в членство;
  • условия размера взносов;
  • обязанности, полномочия и элементы ответственности пайщиков и др.

Согласно же статье 10 Федерального закона 190-ФЗ "О кредитной кооперации", ликвидация организации возможна либо по совместному решению пайщиков, либо по решению суда.

Основы функционирования кооператива

Управляет рассматриваемой организацией собрание пайщиков. В структуру кооператива также могут входить дополнительные инстанции вроде контрольно-ревизионных, аудиторских или некоторых других органов. Все пайщики обязательно должны числиться в Едином государственном реестре. То же касается представителей из комитета по займам, правления кооператива или дополнительных инстанций.

Собственность организации должна подлежать обязательному бухгалтерскому учету и аудиту. Распределение доходов должно происходить строго в соответствии с законом. Стоит также отметить возможность создания союза кооперативов. В этом случае будет образована целая иерархия, ведь сам кооператив - это и есть ассоциация, состоящая из коопераций.

Какие последние поправки были внесены в закон? В 190-ФЗ "О кредитной кооперации" с изменениями от 3 июля 2016 года была дополнена статья 5, в которой рассказывается об организационном регулировании. В новой редакции появились положения о необходимости запрашивать документацию, доступ к которой ограничен (речь идет о проверке государством инсайдов), а также о полномочиях Банка России.