Заказчик рассматривает банковскую гарантию в течение. Отказ принятия банковской гарантии заказчиком. Серые и черные банковские гарантии

Заказчик рассматривает банковскую гарантию в течение. Отказ принятия банковской гарантии заказчиком. Серые и черные банковские гарантии

Удобным инструментом, обеспечивающим исполнение обязательств, является банковская гарантия. Под данным термином понимается документ, обязывающий банк (гарант) выплатить кредитору (бенефициару) определенную сумму в соответствии с договором в том случае, если принципал не исполнил в положенный срок своих обязательств по отношению к кредитору. Проще говоря, если поставщик не выполняет возложенные на себя обязательства перед заказчиком, компенсирует финансовую сторону договора банк, после чего поставщик остается в долгу перед банком, а не перед заказчиком. На схеме показано подобное взаимодействие:

Чаще всего требование о наличии подобной страховки является обязательным условием для всех, подающих заявку на участие в госзакупках. Даже при его отсутствии действия, связанные с получением банковского обеспечения вполне оправданы на случай непредвиденных рисков, являясь менее затратными, нежели получение коммерческого кредита. Существует ряд требований к банковским гарантиям, а также к финансовым учреждениям, в которые их предоставляют. Основные требования содержатся в статьях Федерального Закона №44 «О контрактной системе» и в Федеральном Законе № 223 «О закупках госкомпаний».

Банковская гарантия по 44-ФЗ

Для оформления банковской гарантии, далее БГ, требуется выбрать банк из перечня, размещенного на для того, чтобы подать заявку. Следующим действием будет предоставление в кредитно-финансовую организацию необходимой документации, перечень которой может варьироваться в зависимости от требований самого банка, однако, имеется ряд обязательных документов, которые потребуются в любом случае на этапе рассмотрения заявки. Обязательные документы, которые необходимо будет предоставить в финансовое учреждение:

  1. Заявление на обеспечение денежного гарантирования (по форме учреждения).
  2. Информация о заявителе.
  3. Копии учредительной документации.
  4. Копии документов, способные подтвердить полномочия лица, подающего заявку.
  5. Отчетность бухгалтерии с расшифровками.
  6. Проект контракта, к которому требуется гарантийное обеспечение.

Важно! Перед подачей заявки необходимо внимательно ознакомиться с условиями, на которых конкретный банк осуществляет предоставление БГ. Например, у многих финансовых учреждений среди прочих условий обязательным является наличие расчетного счета заявителя по месту обращения.

Образец того, каким образом выглядит данный документ:

Соответствие по 44-ФЗ

Следует отметить, что единый образец формы не закреплен законодательно, но содержание документа регламентируется статьями действующих законопроектов 44-ФЗ, ГК РФ. Банковскую гарантию надлежит должным образом проверить. Документ должен отвечать следующим критериям:

  • обязательное размещение в едином перечне банковских гарантий и на официальном портале госзакупок;
  • является безотзывной;
  • в БГ содержатся полные сведения о сумме в соответствии с ч. 2, 3, статьи 45 ФЗ №44;
  • не должно содержаться требований о предоставлении судебных актов, подтверждающих ненадлежащее исполнение принципалом взятых на себя обязательств;
  • срок действия БГ должен не менее чем на месяц превышать срок действия основного контракта.

Важно! На основании пункта 11, статьи 45, ФЗ №44 банк обязан произвести размещение сведений в реестре единой информационной системы до времени истечения одного рабочего дня с момента выдачи гарантии.

Интерфейс портала закупок, на котором можно просмотреть гарантии в едином реестре:

Требования к банку

Перед тем как подавать заявку на получение необходимого документа, следует проверить и сам банк, готовый выступить гарантом. Учреждение, готовое предоставить БГ, должно отвечать следующим предписаниям:

  • должен быть внесен в перечень банков Министерства Финансов РФ;
  • финансовое учреждение осуществляет деятельность на основании лицензии, выданной Центробанком, сроком не менее 5 лет;
  • размер собственного капитала свыше 1 миллиарда рублей;
  • соблюдены предписания Федерального Закона №86 от 10.07.2002 на все отчетные даты последнего полугодия;
  • Центробанк не выдвигал требований касательно стабилизации финансовой ситуации в конкретно взятом банке.

Единый реестр

Все БГ, за исключением выданных в качестве обеспечения договоров, содержащих сведения, относящиеся к категории государственной тайны, обязаны быть включенными в общий реестр единой информационной системы. Последние включаются в отдельный закрытый перечень, который не используется для размещения в единой информационной системе. Контроль за ведением реестра, а также за действиями по размещению содержимого реестра в единой информационной системе осуществляется Федеральным Казначейством. В сами реестры как открытый, так и закрытый, обязательно входит следующая информация:

  • наименование, ИНН, юридический адрес банка-гаранта;
  • наименование, ИНН, юридический адрес принципала (поставщика, подрядчика);
  • сумма денег, заявленная в БГ, которую гаранту надлежит выплатить в соответствии со статьями 44-ФЗ в том случае, если участник закупки не исполнит свои обязательства;
  • срок действия документа;
  • копия самого документа, кроме БГ, внесенных в закрытый реестр.

Размер БГ

Сумма БГ должна составлять 5-30% первоначальной стоимости лота закупки. Если стоимость лота свыше 50 млн. руб., стоимость материального обеспечения контракта в таких случаях может быть равной 10-30% общей начальной цены всего договора в целом, но не менее стоимости аванса. В тех случаях, когда стоимость аванса выше, чем 30% от стоимости всего контракта, размер БГ будет равен сумме аванса.

Бесспорное списание

Статьи 44-ФЗ наделяют заказчика правом на бесспорное списание причитающихся по гарантии денежных средств при наступлении определенных условий. Под бесспорным списанием следует понимать возможность снятия с баланса учреждения-гаранта денежных средств бенефициаром в собственную пользу без предварительной заявки или уведомления. Бесспорное списание возможно при наличии нескольких веских оснований:

  • согласно судебному решению;
  • если имеется соответствующий пункт договора;
  • в случаях, допустимых согласно действующему законодательству.

Гарантийное обеспечение в рамках 223-ФЗ

Статьи Федерального Закона №223 от 18.06.0211 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» отличается лояльностью в сравнении с 44-ФЗ. Существуют несколько основополагающих отличительных различий, которые характерны для БГ в рамках 223-ФЗ:

  1. В соответствии со статьями 223-ФЗ подлежит к принятию БГ, не внесенная в единый реестр.
  2. Согласно 223-ФЗ необязательно нахождение самого учреждения-Гаранта в официальном перечне Министерства Финансов РФ.
  3. Если по 44-ФЗ существует обязательство обеспечения 10-30% от первоначальной цены при условии, что стоимость договора свыше 50 млн. руб., то по 223-ФЗ такая необходимость отсутствует.

Варианты страхования контракта по 223-ФЗ

Имеется три вида БГ в рамках 223-ФЗ:

  1. Обеспечение участия в тендере.
  2. Обеспечение оплаты аванса.
  3. Обеспечение выполнение условий самого контракта.

Требования по 223-ФЗ

Несмотря на сравнительную мягкость, формы БГ по 223-ФЗ подчиняются ряду безусловных предписаний:

  • обязательная безотзывность;
  • обязательность наличия срока действия;
  • должна быть определена сумма, которую гаранту надлежит выплатить заказчику при неисполнении принципалом условий контракта;
  • должны содержаться обязательства участника закупки в полном объеме;
  • должен быть указан срок, в течение которого заказчик вправе одобрить или отклонить БГ после поступления заявки.

О том, в чем заключается разница между формами банковского гарантирования по 44-ФЗ и по 223-ФЗ, рассказывается в видео:

Скачать полный список банков, которые соответствуют требованиям законодательства, а именно п.3, статьи 74.1 Налогового Кодекса Российской Федерации, можно по ссылке:

Просмотреть сведения о банковской гарантии в едином реестре можно на сайте

– один из способов обеспечения исполнения контрактов, заключаемых в рамках контрактной системы. Как и в случае с обеспечением в форме перечисления денежных средств, основной заботой победителя является соблюдение сроков его предоставления. Вместе с тем, закон о контрактной системе предъявляет к банковским гарантиям целый ряд требований.

Если в случае возникновения проблем с предоставлением обеспечения в форме денежных средств вся ответственность лежит непосредственно на поставщике, то как обстоят дела в том случае, если заказчик отклонил предоставленную победителем банковскую гарантию, признав ее не соответствующей установленным требованиям?

Кто должен проверять соответствие банковской гарантии?

Обращаясь в тот или иной банк за получением гарантии, некоторые поставщики не утруждают себя ее проверкой на соответствие требованиям законодательства о контрактной системе, надеясь на профессионализм банковских работников. Банки же, в свою очередь, выдают гарантии, исходя из потребностей заявителя, при этом также не возлагая на себя обязательства по проверке выданной гарантии требованиям контрактной системы.

Такой подход со стороны банков кажется вполне логичным, учитывая то, что при получении гарантии заявитель подписывает договор, в котором прописаны условия ее предоставления. В проверке того, соответствуют ли они требованиям и потребностям, заинтересован в первую очередь именно сам заявитель.

Тем не менее, итогом такого подхода становится ситуация, в которой первым, кто начинает проверять банковскую гарантию на соответствия требованиям Закона № , становится заказчик.

Последствия признания банковской гарантии не соответствующей требованиям

Как правило, поставщик узнает о том, что предоставляемая им в качестве обеспечения исполнения контракта банковская гарантия не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, в последний момент, когда уже попросту не остается времени на то, чтобы предпринять что-либо для исправления ситуации. В этом случае победитель признается уклонившимся от заключения контракта со всеми предусмотренными законодательством негативными последствиями.

Несмотря на то, что фактически победитель заинтересован в заключении контракта, заказчик обязан направить пакет документов в для рассмотрения вопроса о его включении в РНП. Все, что остается сделать участнику в сложившейся ситуации – это попытаться отстоять свою позицию в ФАСе с целью избежать попадания в РНП и вернуть денежные средства, которые он заплатил кредитной организации за предоставленную банковскую гарантию, не соответствующую установленным требованиям.

Возврат средств, перечисленных банку

Судебная практика по рассмотрению вопросов о возврате денежных вознаграждений, уплаченных заявителем кредитной организации, довольно неоднозначна. Решение во многом зависит от того, какие аргументы приведет в свою пользу поставщик.

В пользу поставщика могут быть выдвинуты следующие аргументы:

  • поскольку организация, выдавшая гарантию, является участником рынка банковских услуг, ее специалисты обязаны знать условия и требования, предъявляемые законодательством РФ к таким документам;
  • тот факт, что заявитель принял несоответствующую требованиям законодательства о контрактной системе гарантию, не освобождает кредитную организацию от ответственности, поскольку в данном случае услугу можно считать невыполненной или выполненной не в полном объеме;
  • многие договора о выдаче банковской гарантии содержат пункт, который гласит о том, что выданная гарантия вступает в силу лишь с того момента, как вступит в силу контракт, для обеспечения которого она выдается. А поскольку контракт не заключен, то и банковская услуга фактически не оказана.

Заключение

Какими бы убедительными ни были аргументы, разбирательств и судебных тяжб легче избежать, нежели доказать свою правоту, потеряв желанный контракт. Во избежание возможных негативных недоразумений, мы рекомендуем участнику закупки внимательно проверять условия получаемой банковской гарантии и помнить о том, что банковская гарантия должна.

Закон о госзакупках в некоторых случаях предусматривает необходимость предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта. Но нередко заказчики используют данный обеспечительный инструмент в своих целях, чтобы «отсеять» неугодных претендентов на заключение контракта. А для поставщиков непринятая заказчиком банковская гарантия грозит негативными последствиями в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков, а также финансовыми потерями. Как получить «правильную» банковскую гарантию по 44-ФЗ? Как избежать включения в реестр недобросовестных поставщиков, если гарантию все-таки не приняли?

В каких случаях требуется банковская гарантия?

ФЗ-44 предусматривает два случая предоставления банковской гарантии:

  • обеспечение заявки на участие в определении поставщика;
  • обеспечение исполнения контракта.

В целом требования к банковской гарантии и в том и в другом случае идентичны, за редким исключением. Об этом поговорим чуть ниже.

В какой форме должна выдаваться банковская гарантия в рамках 44-ФЗ?

Правительство РФ в своем постановлении № 1005 от 08.11.2013 года установило, что банковская гарантия в рамках 44-ФЗ может выдаваться в следующей форме:

  • на бумажном носителе (если гарантия оформляется на нескольких листах, то она обязательно должна быть пронумерована, прошита и скреплена печатью банка);
  • электронный документ, подписанный неквалифицированной электронной подписью.

В какой банк обратиться для выдачи гарантии по закону о госзакупках?

Для госзакупок подойдет банковская гарантия не от любого банка. Статьей 45 закона о госзакупках установлено, что гарантию в данном случае можно получить только в кредитной организации, которая включена в перечень Минфина. На официальном сайте финансового ведомства вы сможете ознакомиться со списком банков (http://minfin.ru/ru/perfomance/tax_relations/policy/bankwarranty/#), которые могут оформить банковскую гарантию. Проверяйте сайт непосредственно перед оформлением гарантии, так как перечень кредитных организаций регулярно меняется.

Что должно быть отражено в банковской гарантии по 44-ФЗ?

Банковская гарантия должна носить безотзывный характер и включать в себя следующие условия:

  • сумма банковской гарантии, которая будет выплачена заказчику банком в случаях определенных законом;
  • обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), которые будут обеспечиваться кредитной организацией по банковской гарантии;
  • обязанность банка уплатить неустойку заказчику в размере 0,1% от суммы, которая должна быть перечислена кредитной организацией, за каждый день просрочки;
  • условие, по которому обязательство банка по выплате денежной суммы заказчику считается выполненным после того, как на счет заказчика поступят деньги;
  • перечень документов, которые должны быть предоставлены заказчиком в банк для получения выплаты по банковской гарантии (перечень указан в Постановлении Правительства РФ № 1005 от 08.11.2013 года);
  • отлагательное условие, которое предусматривает необходимость подписания соглашения о предоставлении банковской гарантии по обязательствам поставщика (вносится в случае предоставления банковской гарантии при заключении контракта);
  • срок действия банковской гарантии. Если гарантия обеспечивает заявку, то такой срок составляет не менее чем 2 месяца с даты окончания срока подачи заявок; в случае, если гарантия связана с обязательствами по контракту, срок гарантии должен быть больше срока действия контракта не менее чем на 1 месяц;
  • условие о праве заказчика на бесспорное списание со счета банка денежной суммы, если кредитная организация не перечислила добровольно необходимую сумму в течение 5 рабочих дней по требованию заказчика (если такое условие оговорено в документации по закупке);
  • условие о праве заказчика передать право требование по банковской гарантии при перемене заказчика;
  • условие о том, что банк сам должен оплатить расходы по перечислению денег заказчику по банковской гарантии;
  • условие о праве заказчика предоставить письменное требование в банк о выплате денег в случае, если поставщик не исполнит своих обязательств.

Также нормативными актами установлен ряд условий, которые запрещается включать в банковскую гарантию:

  • право банка не платить по банковской гарантии, если заказчик не направит поставщику уведомление о нарушении им условий контракта или о расторжении контракта (исключение – если такое условие включено в документацию о закупке);
  • обязанность заказчика представлять банку отчет об исполнении контракта;
  • иные документы, которые не указаны в Постановлении Правительства РФ № 1005, предоставляемые вместе с требованием о выплате суммы по банковской гарантии;
  • условие об обязательстве заказчика предоставить в банк судебный акт о неисполнении поставщиком обязательств по контракту.

Обратите внимание! У кого бы вы не получали банковскую гарантию обязательно самостоятельно проверьте её наличие в специальном реестре. Данный реестр банковских гарантий можно найти на сайте госзакупок (http://www.zakupki.gov.ru/epz/bankguarantee/extendedsearch/search.html).

По каким причинам заказчик может не принять банковскую гарантию?

Закон предусматривает всего три основания, когда заказчик может отклонить предоставленную банковскую гарантию:

  • в реестре банковских гарантий отсутствуют сведения о представленной гарантии;
  • банковская гарантия не соответствует требованиям, отраженным в законе о госзакупках (ч. 2 и 3 ст. 45);
  • банковская гарантия не соответствует требованиям, указанным в документации по закупке.

Казначейство России в письме от 19.05.2015 года № 07-04-05/09-319 указало, что указанный перечень оснований для отказа является исчерпывающим. Поэтому заказчик не может отклонить банковскую гарантию только по причине того, что она не соответствует форме (образцу), отраженному в документации о закупке.

Судебная практика по банковской гарантии в рамках 44-ФЗ

Последствия непринятия заказчиком банковской гарантии могут не только стать основанием для отказа в заключении контракта, но и негативно сказаться на репутации поставщика. Ведь в законе четко оговорено, что участник, который не предоставил в срок банковскую гарантию, считается уклонившимся от заключения контракта. А это прямой путь в реестр недобросовестных поставщиков. Но бывают ситуации, когда участникам закупок даже из таких казалось бы безвыходных ситуаций удается найти выход в суде. Расскажем о них подробнее.

Пример 1. Заказчик не принял банковскую гарантию – участник отсудил у банка, выдавшего гарантию, убытки и упущенную выгоду.

9 ААС встал на сторону компании-участника закупок, которая из-за банковской гарантии, не соответствующей положениям закона, лишилась возможности заключить контракт. При этом сумма контракта составляла около 6 миллионов рублей, а за предоставление гарантии компания заплатила банку комиссию в размере около 200 тысяч рублей. Заказчик, рассмотрев банковскую гарантию, пришел к выводу, что она не соответствует закону о госзакупках, потому что в ней отсутствует ряд обязательных условий. В связи с этим компании-участнику было отказано в заключении контракта.

Суд при удовлетворении требований компании-участника о взыскании убытков и упущенной выгоды, учел, что данная компания принимала участие в согласовании банковской гарантии. Поэтому сумма убытков и упущенной выгоды была снижена в два раза.

Источник – Постановление 9 ААС от 05.07.2016 года по делу №09АП-26750/2016.

Пример 2. Суд признал незаконным включение участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков (сокращенно РНП), так как компания предприняла необходимые действия по замене несоответствующей закону банковской гарантии на новую.

Заказчик не принял банковскую гарантию участника по причине отсутствия в ней отлагательного условия о заключении договора на предоставление банковской гарантии. Антимонопольный орган в свою очередь вынес решение о включении компании в РНП как уклонившегося от заключения контракта участника.

Суд указал, что при включении в реестр необходимо учитывать не только отсутствие обеспечения обязательств по контракту (банковской гарантии), но и недобросовестность поведения участника – совершение умышленных действий (бездействий), которые бы противоречили закону о госзакупках. Участник закупки вместе с тем не имел умысла на уклонение от заключения контракта и незамедлительно, как только стало известно об отклонении банковской гарантии, направил заказчику разъяснения банка и новую банковскую гарантию.

Источник – Постановление АС Западно-Сибирского округа от 24 декабря 2015 года по делу № 45-10215/2015.

При оформлении банковской гарантии непосредственно в банке или через посредника помните, что в любом случае ответственность за правильность оформления и соответствие её требованиям закона лежит, прежде всего, на участнике закупки.

Пример 3. Суд признал законным включение участника закупки в РНП по причине предоставления банковской гарантии не соответствующей положениям закона. Оформление гарантии через посредника не снимает ответственности с участника закупки.

Заказчик отклонил банковскую гарантию по причине того, что она не была включена в реестр банковских гарантий по 44-ФЗ. Суд указал на то, что компания-участник закупки должна была проявить должную осмотрительность при оформлении банковской гарантии через посредника и самостоятельно проверить наличие её в реестре на официальном сайте госзакупок.

1. Заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

1.1. При установлении требований к банкам Правительство Российской Федерации устанавливает требования к размеру собственных средств (капитала) банка и уровню кредитного рейтинга, присвоенного российской кредитной организации одним или несколькими кредитными рейтинговыми агентствами, сведения о которых внесены Центральным банком Российской Федерации в реестр кредитных рейтинговых агентств, по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации в соответствии с методологией, соответствие которой требованиям Федерального закона от 13 июля 2015 года N 222-ФЗ "О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" подтверждено Центральным банком Российской Федерации.

1.2. Перечень банков, соответствующих установленным требованиям, ведется федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации, и подлежит размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о соответствии банка, не включенного в перечень, установленным требованиям либо о несоответствии банка, включенного в перечень, установленным требованиям, такие сведения направляются Центральным банком Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в течение пяти дней со дня выявления указанных обстоятельств для внесения соответствующих изменений в перечень.

2. Банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:

1) сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 15 настоящего Федерального закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со настоящего Федерального закона;

2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;

3) обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;

4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;

5) срок действия банковской гарантии с учетом требований статей и настоящего Федерального закона;

6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;

7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.

3. В случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.

4. Запрещается включение в условия банковской гарантии требования о представлении заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение принципалом обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией.

5. Заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления.

6. Основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:

1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах банковских гарантий;

2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи;

3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

7. В случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.

8. Банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом, или в качестве обеспечения исполнения контракта, информация о ней и документы, предусмотренные частью 9 настоящей статьи, должны быть включены в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе, за исключением банковских гарантий, указанных в части 8.1 настоящей статьи. Такие информация и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка. В течение одного рабочего дня после включения таких информации и документов в реестр банковских гарантий банк направляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий.

8.1. Предусмотренная частью 9 настоящей статьи информация о банковских гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов, не размещается на официальном сайте, а при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, включается в закрытый реестр банковских гарантий, который не размещается в единой информационной системе и на официальном сайте.

8.2. Дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей настоящего Федерального закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.

9. В реестр банковских гарантий и закрытый реестр банковских гарантий включаются следующие информация и документы:

1) наименование, место нахождения банка, являющегося гарантом, идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика;

2) наименование, место нахождения поставщика (подрядчика, исполнителя), являющегося принципалом, идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика;

3) денежная сумма, указанная в банковской гарантии и подлежащая уплате гарантом в случае неисполнения участником закупки в установленных случаях требований настоящего Федерального закона;

4) срок действия банковской гарантии;

5) копия банковской гарантии, за исключением банковской гарантии, информация о которой подлежит включению в закрытый реестр банковских гарантий в соответствии с частью 8.1 настоящей статьи;

6) иные информация и документы, перечень которых установлен Правительством Российской Федерации.

11. Банк, выдавший банковскую гарантию, не позднее одного рабочего дня, следующего за датой ее выдачи, или дня внесения изменений в условия банковской гарантии включает указанные в части 9 настоящей статьи информацию и документы в реестр банковских гарантий либо в указанные сроки направляет в соответствии с порядком формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий информацию для включения в закрытый реестр банковских гарантий.

Положения статьи 45 закона №44-ФЗ используются в следующих статьях:
  • Обеспечение заявок на участие в конкурсах и аукционах
    4. Банковская гарантия, выданная участнику закупки банком для целей обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, должна соответствовать требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона. Срок действия банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок.
  • Порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе
    5) документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе (платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, или копия этого платежного поручения либо банковская гарантия, соответствующая требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона), в случае, если заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом установлено требование об обеспечении заявки на участие в открытом конкурсе. Указанные документы не представляются государственными, муниципальными учреждениями;
  • Обеспечение исполнения контракта
    3. Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
  • Особенности планирования и осуществления закупок на территории иностранного государства для обеспечения деятельности заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства
    1) не руководствоваться положениями статей 23, 28, 30, 34 - 37, 41, 44, 45, 103 и частей 4 - 6 статьи 104 настоящего Федерального закона;
  • Заключительные положения
    31. До 31 марта 2015 года требования статьи 45 настоящего Федерального закона в части включения банковской гарантии, а также информации и документов, предусмотренных частью 9 указанной статьи, в реестр банковских гарантий не распространяются на банковские гарантии, предоставляемые в качестве обеспечения заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, применяемым при осуществлении закупок, сведения о которых составляют государственную тайну, или в качестве обеспечения исполнения контракта, содержащего сведения, составляющие государственную тайну. Заказчики не вправе отказать в принятии таких банковских гарантий по основанию, указанному в пункте 1 части 6 статьи 45 настоящего Федерального закона.
  • Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
    1.1. Пункт 1 части 6, части 8 и 11 статьи 45 настоящего Федерального закона вступают в силу с 31 марта 2014 года.

Статья 45. Условия банковской гарантии. Реестры банковских гарантий

  • проверено сегодня
  • закон от 28.03.2019
  • вступила в силу 01.01.2014

Статья имеет новую редакцию, вступающую в силу 1 июля 2019 года .
Посмотреть изменения в будущей редакции

Сравнить с редакцией статьи от 01.07.2019 01.06.2018 01.04.2015 04.06.2014 01.01.2014

Заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

При установлении требований к банкам Правительство Российской Федерации устанавливает требования к размеру собственных средств (капитала) банка и уровню кредитного рейтинга, присвоенного российской кредитной организации одним или несколькими кредитными рейтинговыми агентствами, сведения о которых внесены Центральным банком Российской Федерации в реестр кредитных рейтинговых агентств, по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации в соответствии с методологией, соответствие которой требованиям статьи 12 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 222-ФЗ "О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" подтверждено Центральным банком Российской Федерации.

Перечень банков, соответствующих установленным требованиям, ведется федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок на основании сведений, полученных от Центрального банка Российской Федерации, и подлежит размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о соответствии банка, не включенного в перечень, установленным требованиям либо о несоответствии банка, включенного в перечень, установленным требованиям, такие сведения направляются Центральным банком Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в течение пяти дней со дня выявления указанных обстоятельств для внесения соответствующих изменений в перечень.

Банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:

В случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счёта гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.

Запрещается включение в условия банковской гарантии требования о представлении заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение принципалом обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией.

Заказчик рассматривает поступившую в качестве обеспечения исполнения контракта банковскую гарантию в срок, не превышающий трёх рабочих дней со дня её поступления.

Основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является:

  • 1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных настоящей статьёй реестрах банковских гарантий;
  • 2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 настоящей статьи;
  • 3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В случае отказа в принятии банковской гарантии заказчик в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, информирует в письменной форме или в форме электронного документа об этом лицо, предоставившее банковскую гарантию, с указанием причин, послуживших основанием для отказа.

Банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом, или в качестве обеспечения исполнения контракта, информация о ней и документы, предусмотренные частью 9 настоящей статьи, должны быть включены в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе, за исключением банковских гарантий, указанных в части 8.1 настоящей статьи. Такие информация и документы должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени банка. В течение одного рабочего дня после включения таких информации и документов в реестр банковских гарантий банк направляет принципалу выписку из реестра банковских гарантий.

Предусмотренная частью 9 настоящей статьи информация о банковских гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов, не размещается на официальном сайте, а при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, включается в закрытый реестр банковских гарантий, который не размещается в единой информационной системе и на официальном сайте.

Дополнительные требования к банковской гарантии, используемой для целей настоящего Федерального закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра банковских гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, форма требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В реестр банковских гарантий и закрытый реестр банковских гарантий включаются следующие информация и документы:

  • 1) наименование, место нахождения банка, являющегося гарантом, идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика;
  • 2) наименование, место нахождения поставщика (подрядчика, исполнителя), являющегося принципалом, идентификационный номер налогоплательщика или в соответствии с законодательством иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика;
  • 3) денежная сумма, указанная в банковской гарантии и подлежащая уплате гарантом в случае неисполнения участником закупки в установленных случаях требований настоящего Федерального закона;
  • 4) срок действия банковской гарантии;
  • 5) копия банковской гарантии, за исключением банковской гарантии, информация о которой подлежит включению в закрытый реестр банковских гарантий в соответствии с частью 8.1 настоящей статьи;
  • 6) иные информация и документы, перечень которых установлен Правительством Российской Федерации.

Банк, выдавший банковскую гарантию, не позднее одного рабочего дня, следующего за датой её выдачи, или дня внесения изменений в условия банковской гарантии включает указанные в части 9 настоящей статьи информацию и документы в реестр банковских гарантий либо в указанные сроки направляет в соответствии с порядком формирования и ведения закрытого реестра банковских гарантий информацию для включения в закрытый реестр банковских гарантий.