Юрий Пронько: Рустам Танкаев: Бенефициар от повышения цен на бензин один - российское правительство (27.09.2018). Рустам танкаев

«Мечты не сбылись. «Газпром» рухнул в рейтинге самых дорогих брендов»

«Если 10 лет назад «Газпром» занимал на внутреннем рынке России 86%, то в 2015-м компания обеспечивала всего 35% потребителей газа на внутреннем рынке России. Это очень большая потеря. На внешнем рынке «Газпром» также потерял приблизительно 40% потребителей. Главной потерей является Украина, которая всегда была номером один по экспорту газа и в лучшие годы потребляла 60 млрд кубометров газпромовского газа в год. Но поставки на Украину сейчас прекратились. В значительной мере в других странах Европы «Газпром» тоже потеснили. Это было связано с тем, что в течение года большую часть времени биржевые, спотовые цены на газ были ниже цен газпромовского газа. Из-за них «Газпром» благополучно вытеснялся другими видами газа, другими поставщиками. Сейчас компания исправляет эту ошибку, постепенно меняет условия продажи газа, но это идет не очень быстро».

««Удар по остаткам экономики». Что будет, если Украина запретит импорт российских нефтепродуктов?»

«Это очередной мощный удар по остаткам экономики бедной Украины. По всей видимости, произойдет скачок цен, на Украине цены сравняются по крайней мере с Польшей и странами Прибалтики. Сейчас у них цены в полтора раза выше, чем в России, а будут в 2,5 раза выше, чем в России. На Украине нефтеперерабатывающая промышленность практически полностью остановилась. Какие-то установки время от времени запускаются, точной статистики на эту тему нет, фактически на рынке Украины присутствуют только импортные нефтепродукты, своих нефтепродуктов практически не осталось. Многие заводы находятся в состоянии административной неорганизованности из-за того, что непонятно, кому они принадлежат, и идут тяжбы. Главным источником нефтепродуктов для Украины являются Россия и Беларусь. Кроме этого есть время от времени поставки из других источников, но они не носят системного характера. Что касается влияния на наш рынок, Россия сейчас оказалась в очень сложном положении. Из-за резкого падения курса рубля цены на нефтепродукты в России, выраженные в евро, сейчас самые низкие в Европе. Соответственно, нашим компаниям намного выгоднее экспортировать нефтепродукты в Европу, чем поставлять на внутренний рынок».

««Роснефть» призвала переложить повышение бензинового акциза на заправки ради бюджета»

«Пока платежеспособность и спрос населения достаточно высок, цены на бензин не так важны. Если цены поднять немножко, то количество бензина, которое покупает население, не изменится, а прибыли кого-то, в данном случае речь идет о государственном бюджете, просто повысятся. Но если у вас платежеспособный спрос на грани возможного, то тогда любое повышение цен приводит к понижению потребления. Например, в Москве 95-й бензин будет стоить 40 рублей за литр, а 92-й будет стоить 37. Люди просто будут покупать меньше бензина, будут еще хуже жить. Студентов-экономистов на первом курсе учат тому, что в период кризиса нельзя менять структуру налогообложения. Ну, никак нельзя. В результате, компании нефтяные ничего не выигрывают. Они проиграют. Достаточно сильно, потому что бензина продаваться будет меньше, соответственно, и выручка от продажи бензина будет меньше. Что касается государственного бюджета то он тоже ничего абсолютно не получит, потому что объемы поступления денег будут точно такие же, как были до этого из-за того, что люди просто не в состоянии больше платить за бензин. Вот та фиксированная сумма, которую они могут за это дело заплатить - она уже достигнута. Это вызовет появление определенного социального напряжения в стране и при этом абсолютно ничего не даст государственному бюджету, ни копеечки».

Россия, пожалуй, одна из немногих стран на земле, у которой остались огромные незаселенные территории – Восточная Сибирь и побережье Восточной Арктики. Их освоение сопряжено с невероятными трудностями, но открытия, которые там могут быть сделаны, того стоят. Нефтегазовая отрасль, как правило, является первопроходцем на этой территории. Однако в последнее время Восточная Арктика привлекает внимание далеко не только российского крупного бизнеса, поэтому нашей стране надо поторопиться. Если за освоение данных территорий не возьмется Россия, это захотят сделать другие государства. Все прекрасно понимают, что эти земли являются огромным ресурсом, способным вывести любую страну на новый технический и промышленный уровень. О том, зачем России осваивать восточное арктическое побережье и как это делать, «НиК» расспросил у генерального директора ЗАО «ИнфоТЭК-Терминал» Рустама Танкаева .

«НиК»: Многие общественные организации, особенно экологические, заявляют, что России не нужно осваивать Арктику – это дорого и опасно для экологии. После неудачного бурения ЛУКОЙЛа на побережье Восточного Таймыра можно предугадать, что подобные мнения будут звучать еще чаще. Как вы считаете, насколько необходимо промышленное освоение Восточной Арктики?

– Общая площадь восточного побережья арктических морей России составляет около 3 млн км2. На этой территории проживают 2 тыс. человек, 90% из них – население поселка Хатанга. Остальные 200 человек живут преимущественно в двух поселках по добыче алмазов компании «Алроса». Вся остальная территория не заселена. Задача по ее освоению по организационному и финансовому уровню близка к задаче освоения Марса! Риски очень велики, придется вкладывать большие деньги, а результат не гарантирован. Я десять лет занимался изучением нефтегазоносности восточной части российской Арктики, и моя точка зрения отличается от мнения других специалистов, занимающихся планированием геологоразведочных работ в этом регионе. В частности, в вопросе прогнозирования. Один из таких факторов – это прогнозирование нефтегазоносности Восточного Таймыра, Хатангского залива и прилегающих областей.

Хатангский залив – это разлом. В пермском периоде произошло главное накопление углеводородного сырья. В триасовое время часть территорий, которая называется Восточным Таймыром, стала отплывать по магме от основного массива Восточной Сибири. В результате образовались множественные разломы, из которых вытекала лава. Вся территория разлома и прилегающие к нему районы являются зоной траппового магматизма. За счет этого пермские отложения были перекрыты лавовыми полями, нефтеносные отложения подверглись метаморфизму. На бытовом уровне можно сказать, что они пропеклись, а нефтеносные породы оказались плохо проницаемыми. Нефть осталась, но в ряде случаев она трансформировалась под действием высокой температуры в более тяжелые фракции, определенное ее количество осталось без изменений. Однако пропали полностью связанные между собой поровые каналы, поэтому добывать нефть в этом регионе стало очень сложно.

Подобные месторождения чем-то похожи на так называемую сланцевую нефть (нефть низкопроницаемых коллекторов), у месторождений которой высокая поверхность раздела между минеральным скелетом и углеводородным сырьем.

Поэтому методы освоения месторождений Восточного Таймыра должны быть близки к тем, что применяются на сланцевых месторождениях. Это должны быть горизонтальные скважины с большими зонами гидроразрыва пластов (ГРП).

Когда мы планировали геологоразведочные работы в этом районе, то учли, что в 40-е годы ХХ века были открыты шесть небольших нефтяных месторождений. Они давали притоки нефти, но незначительные. На двух из них шла даже промышленная разработка. Нефтяники, занимавшиеся добычей, столкнулись с тем, что нефть шла очень тяжело и неравномерно: скважина работала как гейзер, который периодически затухает, а потом вновь начинает фонтанировать. Связано это с особенной структурой порового пространства, вызванной трапповым магматизмом.

За все время на этих месторождениях было добыто около 2 тыс. тонн сырья. Добывали там нефть для нужд местных поселков, которые во время войны снабжали СССР солью – в этом районе находится огромное соляное месторождение, которое обеспечивало пищевой солью треть потребностей всего СССР.

Тем не менее признаки нефтеносности в этом районе стопроцентные. Нефть там есть. Проведена сейсморазведка, выявлены структуры, некоторые из которых посчитали наиболее перспективными.

ЛУКОЙЛ начал бурение на одной из таких структур, у которой наиболее распространенное название Журавлиная. При планировании работ даже было определено место, где удобно поставить порт для бункеровки судов и обслуживания Северного морского пути.

Я высказывал очень большие сомнения в целесообразности разбуривания Журавлиной площади и Центрально-Ольгинской. Наличие траппового магматизма делает очень сложной разработку месторождений, даже если они будут открыты. Это подтвердилось. Но бурить большие горизонтальные участки и проводить множественные ГРП, видимо, посчитали нецелесообразным. На Журавлиной, скорее всего, не попали в нужную точку и не вскрыли нефтеносные отложения, хотя они там точно есть.

«НиК»: Какие нефтегазовые месторождения региона стоит осваивать в первую очередь?

– Я бы рекомендовал обходить в этом регионе зону разлома и траппового магматизма. Чуть в стороне находится Оленекское месторождение природных битумов. В пермский период это было крупнейшее на земле нефтяное месторождение, но у него не оказалось покрышки, то есть нефть выходила на поверхность, причем в огромных объемах. По размеру это месторождение очень велико, его даже хорошо видно из космоса. Однако из-за того, что легкие фракции нефти испарялись, более тяжелые окислялись на воздухе, превращаясь в битум.

Оленекское месторождение изучали в период работы главного управления Севморпути с 1933 по 1953 год, тогда же был создан НИИ геологии Арктики. Там проводили в основном структурное бурение (скважины глубиной 15-20 метров), глубокого бурения практически не вели (были пробурены только две скважины глубиной около 800 метров). Из одной был поднят керн, насыщенный легкой нефтью. Оказалось, что эти слои битума, образовавшиеся в верхней части месторождения, послужили покрышкой для нижележащих слоев. Сколько там легкой нефти, сказать сложно. По одному уколу на территории, превышающей площадь Московской области, делать прогнозы невозможно.

Рядом с Оленекским месторождением битумов сейсморазведка выявила структуры, не поврежденные ни трапповым магматизмом, ни поверхностным испарением, – там следует ожидать серьезные запасы нефти. Но, повторюсь, у каждого геолога своя точка зрения. По тем немногим данным, которые есть, геологические ресурсы этих структур могут достигать 1 млрд тонн. Это месторождение уникальное.

В любом случае углеводородное сырье, которое там может быть обнаружено, должно стать основой для бункеровки судов по СМП.

Вся экономика этого региона и экономика нефтяных проектов построена не на экспорте нефти, а на обслуживании Северного морского пути, внутренних нужд населения и промышленности. Это очень перспективное направление, поскольку товарооборот по СМП очень быстро растет.

Кроме того, на этой территории сконцентрированы запасы меди и олова – кассетеритов. Там можно было бы организовать абсолютно независимое производство электродвигателей. Сейчас 90% этой модной техники производят в КНР, поэтому в данном проекте можно было бы дать существенную долю китайской стороне. Причем не обязательно CNPC, а китайским компаниям, уже производящим подобные двигатели.

В свое время, когда работало Главное управление Севморпути, оно замахнулось на освоение всего Арктического региона. Норильский узел был в программе первым, но таких узлов должно быть еще шесть. До каких-то месторождений дошли, например до алмазов. Следующим по плану должен был быть узел, производящий алмазный инструмент. Попигайская котловина – это след от удара древнего астероида. Там находится месторождение технических алмазов, они не представляют интереса для ювелирной промышленности, но для алмазного инструмента это идеальный материал. По оценкам геологов, в Попигайской котловине сконцентрировано 50% мировых запасов технических алмазов. Следующим после Попигайского мог стать Оленекский узел с его кассетеритами и, возможно, с большой нефтью, которая там есть.

Замечу, что Северная полярная шапка земли за последние 15 лет по площади уменьшилась в два раза! Судя по той динамике, которую мы сейчас имеем, к 2050 году Севморпуть сможет эксплуатироваться круглогодично, так как он вообще перестанет замерзать. Конечно, подобные предсказания достаточно спорны. Тем не менее СМП с каждым годом повышает свою привлекательность в качестве транспортной артерии.

«НиК»: Насколько необходимо промышленное освоение Таймыра?

– Освоение Таймыра очень перспективно, но на этом пути будет много ошибок и финансовых потерь. Эти потери являются трагедиями для каждого конкретного инвестора, в том числе и ЛУКОЙЛа. Однако для страны и развития нашей экономики они оборачиваются большим благом. Настанет день, когда ЛУКОЙЛ получит все назад – даже не благодаря разработке месторождений углеводородного сырья, а благодаря наличию базы в этом районе. То место, которое они выбрали для бурения скважины, очень удобно для создания порта. Эта защищенная бухта находится на трассе СМП. Сам процесс освоения этого региона для нашей страны необходим. Это национальная идея, которая движет Россией начиная с XVI века. С того момента, когда там было создано поселение Мангазея. Это наша история, которая совсем не закончена.

Напомню, что в Конституции зафиксирована площадь территории РФ и шельфа: на момент ее подписания она составляла 16,5 млн км2. В настоящее время, если мы возьмем рамки международных договоров, в том числе и по разграничению шельфа Баренцева и Охотского морей, общая площадь нашей территории составляет 22 млн км2. То есть за последнее десятилетие площадь российской территории увеличилась на 6,5 млн км2.

«НиК»: Какую инфраструктуру на полуострове необходимо построить в первую очередь?

– Западный Таймыр является частью Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции. Эта часть полуострова осваивается очень быстро. В районе Ванкорского и других месторождений уже построены новые населенные пункты. Постепенно вводятся месторождения Ванкорской группы, открываются новые. Построены магистральные нефтепроводы, которые позволяют поставлять нефть этого региона через Самотлор по трубопроводной системе Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО). Расстояния большие, транспортные затраты велики. Но есть и короткий путь – это Северный морской путь.

В России самый мощный ледокольный флот в мире, постоянно в строю находятся 6-7 атомных ледоколов. При этом есть нехватка инфраструктурных кораблей ледового класса – буксиров и танкеров.

Их количество постоянно растет, но все равно их пока недостаточно. Поэтому «Роснефть» развивает два научно-производственных комплекса – «Звезду» в районе Владивостока и «Росляково» под Мурманском, – которые должны в итоге создать новые технологические решения для эксплуатации Северного морского пути и разработки месторождений не только углеводородного сырья.

Заложены первые суда на «Звезде», они как раз рассчитаны на работу в районе Тикси, Диксона и других точек на СМП. Всего запланированы 22 точки. Какие-то из них всем известны (это города Мурманск и Архангельск), какие-то менее известны, другие же будут только построены. Не исключено, что место, которое ЛУКОЙЛ выбрал для своего поселка на побережье Восточного Таймыра, станет таким катализатором для роста нового поселения на трассе СМП. Уже сейчас товарооборот на Севморпути превысил все показатели советского времени, и в настоящий момент это рекорд. В 2018 году он будет превзойден, так как товарооборот превысит 8 млн тонн. Предполагается, что через 10 лет он должен дойти до 40 млн тонн, это немного для данной транспортной артерии.

Вообще, я считаю, что выход ЛУКОЙЛа в этот регион для самой компании был ошибкой. Освоение таких отдаленных и абсолютно необустроенных территорий – это в первую очередь задача государства. За это бралась «Роснефть» и правильно делала. Поскольку, будучи государственной компанией, свое возможное поражение на Восточном Таймыре «Роснефть» легко могла бы превратить в победу, тогда как ЛУКОЙЛ этого сделать не может.

Думаю, что и впредь освоение Арктического региона стоит планировать силами государственных компаний. Пока риски для частного бизнеса там слишком высоки. После провала ЛУКОЙЛа частников туда заманить будет очень сложно.

«НиК»: Экологические организации и Международная морская организация предлагают на законодательной основе разрешить работать в Арктике только судам, использующим в качестве топлива сжиженный газ (СПГ). Как Вы относитесь к этому?

– СПГ – это очень неудобное в использовании и совсем не экологически чистое топливо. Дело в том, что оно очень быстро испаряется. Судно, заправленное сжиженным газом, при незапланированной остановке рискует, стоя в порту, через полтора месяца оказаться вообще без топлива. Пропан-бутановая смесь в этом отношении удобнее, она не испаряется, поскольку при давлении в 6 атмосфер и комнатной температуре находится в жидком состоянии. Наиболее разумной альтернативой является использование дизельного топлива высокого экологического стандарта (например, Евро-5). Оно безопасно для окружающей среды, это не мазут. Дизельное топливо прекрасно растворяется в воде и разрушается бактериями, что, кстати, является головной болью при его хранении. С экологической точки зрения качественное дизельное топливо намного безопаснее метана.

Используя сжиженный метан, надо учитывать то, что большое его количество попадет в атмосферу. Казалось бы, ерунда, но если говорить о парниковом эффекте, из-за которого на планете стремительно меняется климат, то метан обеспечивает этот эффект в 4 раза интенсивнее, чем СО2.

Все сейчас борются с выбросами углекислого газа, забывая, что транспортировка СПГ из Кувейта или США в Европу куда вреднее с точки зрения парникового эффекта, чем выбросы углекислого газа, которые производит промышленность той или иной страны.

На сегодня наиболее экологически чистым судовым топливом может быть либо пропан-бутановая смесь, но ее производят в недостаточных количествах, либо дизельное топливо высокого качества. Не составляет труда организовать его производство на побережье Северного Ледовитого океана.

Я думаю, использование СПГ было бы трагической ошибкой. Мы и так видим стремительное таяние полярной шапки, способствовать этому процессу неправильно.

Можем получить такие результаты, о которых не думаем и которых не ждем. Например, массовую миграцию населения из Северо-Западной Европы в Россию.

«НиК»: Как вы оцениваете экологические риски при транспортировке углеводородного сырья по Северному морскому пути?

– Это неприятная проблема. Но я надеюсь, что компании соблюдают все экологические требования и давно прошли времена, когда танкеры мыли морской водой, сбрасывая ее потом непосредственно в акваторию порта. За подобные сбросы сейчас сажают в тюрьму. Но за танкерами с нефтью приходится серьезно следить. Тем более что на платформе «Приразломная» добывается самая низкокачественная нефть в России. Непонятно, почему так происходит, так как вся нефть нашего арктического побережья и шельфа по качеству одна из лучших в мире. Нефть с «Приразломной» берут только европейские НПЗ с индексом Нельсона 10+, то есть очень высокотехнологичные. Я знаю, что к проблеме качества нефти привлечено особое внимание «Газпром нефти». Думаю, что никаких аварий и загрязнений окружающей среды ожидать не стоит.

Что же касается перевозок, напомню, что в Западной Арктике нефти немного, есть переходный участок – это шельф Карского моря, где есть большая нефть, но преобладает все равно газ. Сохранится поток танкерных перевозок из Ненецкого автономного округа и порта Варандей, но маршруты поставок углеводородов из Арктики будут заканчиваться на уровне устья Оби. Если решат транспортировать ванкорскую нефть, то это будет устье Енисея. За ним никакая нефть точно не будет транспортироваться. Сырье Ванкора и прилегающих к нему месторождений может идти на обслуживание местной промышленности, если она будет развиваться.

Я считаю, что Арктическая зона должна быть в первую очередь ориентирована на производство высокотехнологической промышленной продукции.

Не все знают, что Норильский ГОК и весь комплекс норильских предприятий – это одна из крупнейших газодобывающих компаний в России. Весь газ, который они производят, сами и потребляют. Вывозят же совсем другую продукцию, которую можно транспортировать самолетами. В этом регионе не нужны танкерные перевозки нефти, поскольку очень много возможностей для развития промышленности.

Не исключаю, что там будет открыто и множество новых месторождений полезных ископаемых, так как пока в этом регионе мало изученных земель, люди там не живут. Вот лишь один любопытный факт – галька на побережье Хатангского залива содержит янтарь и уголь. Янтаря там больше, чем в Калининградской области.

Беседовала Екатерина Дейнего

20.03.2018 13:46

Инвесторы не хотят вкладывать деньги в ГТС Украины, и, по прогнозам немецких инженеров, система выйдет из строя к концу 2019 г., заявил гендиректор "ИнфоТЭК -Терминал" Рустам Танкаев экономическому обозревателю Алексею Бобровскому в программе "Курс дня".

20.03.2018 12:53

Германия, как и весь ЕС, за счет дешевого газа из РФ выпускает продукцию с невысокой себестоимостью. Если воплотятся планы США по поставке американского СПГ в ЕС, то форды заменят мерседесы по всему миру, заявил глава "ИнфоТЭК -Терминал" Рустам Танкаев

20.03.2018 11:55

Политики Великобритании не просчитали последствия своих угроз отказаться от газа из РФ. Экономические расчеты показывают, что если угрозы воплотятся, то Великобританию ждет усиление кризиса, заявил генеральный директор "ИнфоТЭК -Терминал" Рустам Танкаев.

31.03.2017 15:29

Большинство стран ОПЕК снижали добычу и до соглашения, заявил гендиректор "ИнфоТЭК-Терминал" и ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев в эфире ТК "Россия 24".

14.02.2017 16:27

Инвестпрограммы российских компаний не сократились, заявил гендиректор "ИнфоТЭК-Терминал" и ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев в эфире ТК "Россия 24".

16.12.2016 11:36

О подробностях приватизации "Роснефти", вкладе В. Путина и скрытых перспективах сделки рассказал Рустам Танкаев, генеральный директор "ИнфоТЭК - Терминал".

15.12.2016 17:15

О значении сделки по приватизации госпакета акций "Роснефти" и потенциала, который данная сделка содержит, в интервью Алексею Бобровскому рассказал гендиректор "ИнфоТЭК-Терминал" Рустам Танкаев.

15.12.2016 17:10

О схеме приватизации "Роснефти" и влиянии этой сделки на ситуацию на нефтяном рынке рассказал в интервью Алексею Бобровскому генеральный директор "ИнфоТЭК-Терминал" Рустам Танкаев.

01.12.2016 15:28

О противоборствующих кланах внутри картеля и перспективах выполнения договоренности о сокращении добычи нефти рассказал в программе "Курс дня" Рустам Танкаев, генеральный директор "ИнфоТЭК-Терминал".

30.11.2016 21:03

Соглашение ОПЕК по стабилизации нефтерынка сложно выполнить, заявил в интервью Алексею Бобровскому Рустам Танкаев, глава "ИнфоТЭК-Терминал". Погрешность в измерении мировой добычи составляет около 1 млн баррелей в сутки.

24.10.2016 11:37

Вот уже два года аналитики и эксперты нефтегазовой отрасли пытаются спрогнозировать цены на нефть. Изначально никто не прогнозировал падение цен на нефть в 2014 г., поэтому для всех стало неожиданностью, когда цена на баррель нефти упала со $100 до $30.

21.10.2016 13:06

О причинах роста нефти в последнее время, скрытых причинах переговоров о заморозке нефти и перспективах мирового рынка нефти рассказал в интервью Рустам Танкаев, глава "ИнфоТЭК-Терминал".

25.06.2016 01:50

Генеральный директор "ИнфоТЭК-Терминал" Рустам Танкаев рассказывает о войнах информационных. Ведутся они, по мнению эксперта, против России.

12.01.2016 23:39

Обвал цен на нефть продолжается, прогнозы экспертов становятся все мрачнее и мрачнее. Ряд инвесткомпаний не исключает, что стоимость барреля "черного золота" можешь подешеветь до $10-20.

12.01.2016 17:54

На мировом рынке сохраняется возможность скачка цен на нефть до $100 за баррель, к этому может привести целый ряд факторов, считает генеральный директор "ИнфоТЭК-Терминал" Рустам Танкаев. Об этом он сообщил в эфире телеканала "Россия 24".

17.12.2015 10:30

В ближайшее время нефтяной рынок ожидает дефицит, в результате Саудовская Аравия откажется от своей ценовой политики, и произойдет резкий скачок цен на нефть. Об этом в программе "Курс дня" рассказал генеральный директор "ИнфоТЭК-Терминал" Рустам Танкаев.

14.12.2015 18:29

ОПЕК раскололась на два лагеря: страны с дорогой нефтедобычей воюют за снижение квот, а Саудовская Аравия с партнерами – за увеличение доли на рынке. Но это не может продолжаться долго, прогнозирует генеральный директор "ИнфоТЭК-Терминал" Рустам Танкаев.

14.12.2015 18:19

Рынок нефти переживает структурные перемены. Дешевая сланцевая нефть вытесняет более дорогую. Но этот процесс заканчивается, что приведет к скачку цен, поскольку снижение инвестиций ударит по нефтедобыче, прогнозирует Рустам Танкаев.

11.02.2015 15:06

Заговор против России, против Ирана или же сырьевые "разборки" между саудитами и приверженцами сланцевой революции? Какой из трех теорий придерживается генеральный директор "ИнфоТЭК-Терминал", ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев?

В пресс-центре НСН эксперты рассказали о перспективах нефтяной отрасли России, ценах на нефть и судьбе нефти в качестве центрообразующего топлива.

Во вторник 27.01.2015 в пресс-центре информационного агентства «Национальная служба новостей» прошла пресс-конференция на тему: «Цены на нефть: новый прогноз на 2015 год после смерти короля Саудовской Аравии»?

«Королю Саудовской Аравии наследовал его брат, который будет проводить ту же политику, так что изменений на рынке нефти по этой причине не предвидится. Но это вовсе не означает, что цены на нефть не будут меняться», - заявил в пресс-центре НСН Рустам Танкаев.

«Факторы влияния на цену определились в прошлом году. В этом году они будут теми же самыми. Главный фактор – это воздействие США на экономику других стран через снижение цен на нефть. Наиболее страдают от этого Россия, Венесуэла и Иран. В целом, факторов несколько – политические, технологические, военные. Мы знаем, что идут военные операции между «Исламским государством» и блоком стран во главе с США. ИГ торгует нефтью, и даже не за деньги, а за оружие. Этой нефти немного, но она влияет на рынок. Есть и ещё одна составляющая, которую обеспечивают спекулянты. Сейчас мы видим спекулятивную игру – скупку фьючерсных контрактов и скупку объёмов сырой нефти. Хранилища и танкерный флот заполнены практически до отказа. Говорить о том, что спекулянты смогут поднять цены и всё это быстро продать, не приходится, но они постараются это сделать» - убежден Танкаев.

Эксперт также напомнил: В России – самый дешёвый в Европе бензин, и это опасно

«В оценке цен на бензин есть смысловая ошибка. Она состоит в том, что сравнивают цены в долларах или евро на нефть и цены на бензин в рублях. Если мы пересчитаем, то увидим, что за 2014 год цена на бензин упала в два раза, и она сейчас – самая низкая в Европе. Это очень опасно, потому что большая часть бензинового потока уходит на экспорт. Экспортёры получают огромную прибыль. Даже в Киеве бензин стоит в полтора раза выше, чем в Москве», - заявил в пресс-центре НСН Рустам Танкаев.

«Первый сезонный пик потребления бензина, то есть конец февраля - начало марта, будет очень плохо обеспечен топливом. В первый момент мы этого не заметим, но чем дальше, тем больше будет чувствоваться дефицит. И начнется бензиновый кризис, цены вырастут. К 1 мая цены на бензин должны вырасти на 50% в долларовом выражении. Это будет резкий скачок. Включатся административные механизмы, которые, как всегда, приведут к еще большему к дефициту и к очередям за бензином», - предсказывает гость пресс-центра НСН.

«Есть и ещё момент. При равновесной цене на нефть – а это где-то 80 долларов за баррель – курс рубля по отношению к доллару должен значительно упасть и составлять около 46 рублей за доллар. Когда наша экономика управляется чисто экономическими законами, зависимость курса рубля от стоимости нефти весьма прямая. После кризиса 2008 года эта зависимость была нарушена, но в конце 2013 года она восстановилась почти до 100 процентов корреляции. Сегодня мы с высокой степенью уверенности можем рассчитывать курс рубля по отношению к доллару в зависимости от цен на нефть. Если нефть поднимется до ста долларов за баррель, курс рубля опустится да 37-40 рублей за доллар», - заявил в пресс-центре НСН ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев.

В то же время, он подчеркнул, что Россия – не игрок на фьючерсном нефтяном рынке

«До тех пор, пока существует нефтерынок и до тех пор, пока мы ведём добычу теми методами, которые есть сейчас, на регулирование цен на мировом рынке России влиять сложно. Россия – не игрок на фьючерсном рынке. Этому много причин – и климатические, и технологические. Россия никогда не меняла квоту, потому что остановить работу десятков тысяч скважин, сложно, как сложно и восстановить их».

Рустам Танкаев прогнозирует рост цен на нефть до конца года «по экономическим причинам»:

«Будет сокращаться добыча сланцевой нефти, нефти из битуминозных песков Канады, в долине реки Ориноко. К концу года предложение нефти на рынке будет отставать от спроса, и нефть вырастет в цене. Шансов на переход на другие источники энергии для транспорта пока нет. Существует техническая возможность весьма точно предсказать динамику темпов нефтедобычи и цен на нефть. Но это – дорогая математическая аналитика, которую способны произвести только мощные машины. Уверен, что в этом году цены подскочат, мы увидим, как лопнет этот мыльный пузырь. Но когда это произойдёт точно, в какие дни – я вам не скажу, как и никто другой», - заявил в пресс-центре НСН Рустам Танкаев.

Также специалист предрёк уход нефти с топливного рынка в самой ближайшей перспективе.

«Нефтяному рынку осталось жить очень немного – максимум 10 лет. Нефтяной министр Саудовской Аравии как-то красиво сказал: каменный век закончился не потому, что закончились камни, нефтяной век закончится не по тому, что закончилась нефть. В скором времени придёт смерть бензиновым моторам, им на смену придут графеновые аккумуляторы. Что касается топлива – газ в ближайшие сотни лет останется главным и наиболее чистым энергоносителем на Земле. Пока каких-то оснований для сокращения газового рынка не видно, наоборот, он продолжает расти», - заключил в пресс-центре НСН ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев.

Мы хорошо помним лихие 1990-е годы, но пока никто не снял боевика на этом материале. Видимо, слишком многие участники событий еще живы. Помните? Ночь. Военный аэродром. Дождь. Люди в мокрых плащ-палатках, с мокрыми АКМ в руках. В салон пассажирского Ту-134 доверху мешками грузят обналиченные рубли. Борт Москва-Нижневартовск везет черную зарплату бастующим нефтяникам.

Тогда многие нефтяные компании имели броневики для перевозки наличных денег. Все знали, что в самый большой портфель влезает не более полумиллиона долларов сотенными купюрами. Для миллиона нужен чемодан или ящик от ксерокса, который может нести только сильный мужчина. И вдруг все кончилось.

Первыми 25 августа 2004 года поменяли правила проведения аукционов и конкурсов по продаже лицензий на разработку месторождений нефти и газа. Затем с 1 января 2005 года были введены в действие «нефтяные ножницы» из двух половинок: единого для всех налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и таможенной пошлины на экспорт нефти. Единые для всех ставки этих налогов рассчитывались из цен на нефть на мировом рынке за прошедший период. Целевым показателем была среднегодовая чистая прибыль от экспорта нефти в размере 100 долл/т. Тогда же был отменен произвольный график экспорта нефти, которым можно было торговать.

Из чиновничьих кабинетов побежали серые кардиналы, но не все и ненадолго. Как известно, коррупция процветает даже в Китае, где за нее традиционно положена смертная казнь. Тем более она характерна для столпов мировой демократии и современных монархий. Россия на этом фоне не выделяется, хотя западные «рейтинговые агентства» и пытаются доказать, что коррупции у нас больше.

Чем же коррупционеры ответили на ликвидацию коррупционных схем? В области недропользования подпольная продажа запасов полезных ископаемых сменилась организацией и проведением заказных аукционов. На заказном аукционе, как правило, два участника, и он завершается после первого шага. Превышение стартовой цены минимально и обычно составляет 10% от стартовой цены. Конечно, без коррупции эту схему реализовать невозможно.

Еще одним видом нерыночных отношений является передача лицензий без проведения аукциона. Единичные операции такого рода выполняются с серьезным обоснованием и по решению правительства. В таком случае коррупция исключена, и нерыночная операция именуется «протекционизм». Однако с мая 2012 года передача лицензий без аукциона стала массовым явлением и производится без постановлений правительства. Как тут обойтись без нашего древнего «барашка в бумажке»? Речь здесь идет только о лицензиях, предназначенных для продажи через аукционы. Сюда не входят лицензии, которые по закону без проведения аукциона получают первооткрыватели месторождений.

Однако и этого оказалось мало. В текущем 2015 году в российском недропользовании появился новый вид нерыночных отношений, который ведет к созданию новой коррупционной схемы. Речь идет о проведении конкурса с условием.

Первый такой конкурс прошел 3 июня этого года по Гавриковскому лицензионному участку, расположенному в Ханты-Мансийском автономном округе. Условием была поставка всей добытой нефти на любой нефтеперерабатывающий завод в Ростовской области. Только в Ростовской области есть всего один Новошахтинский НПЗ, у которого всего один хозяин, обычный гражданин России. Конкурсный комитет отнесся к нему очень благосклонно и сделал его единственным возможным победителем конкурса. С чего бы такая любовь? Не иначе «барашек в бумажке» оказался очень жирным.

В этом году ожидается продажа лицензии на Эргинский участок в Ханты-Мансийском автономном округе. Эргинское нефтяное месторождение было разведано в 1995 году. Извлекаемые запасы нефти по категории С1 равны 10 692 тыс. т, по категории С2 – 58 739 тыс. т, извлекаемые запасы растворенного газа по категориям С1 + С2 составляют 4286 млн куб. м, то есть суммарные извлекаемые запасы месторождения равны 73 158 тыс. т нефтяного эквивалента. Это самый привлекательный объект нераспределенного фонда недр в России с точки зрения запасов нефти.

Эргинский участок окружен участками «Газпрома», «РуссНефти» и независимой нефтяной компании «Конданефть». Казалось бы, они первые претенденты на участие в борьбе за Эргинский участок. Однако не все так просто. К такому лакомому куску явно попытаются применить чиновничье изобретение этого года – конкурс с условием.

Участвовать в конкурсе смогут все, так как конкурсный сбор улучшит положение местных властей. Однако победить может только тот, кто выполнит поставленное условие. Условие может быть сколь угодно нелепым – например, обязательная поставка нефти в Иран. Но это только форма, на самом деле победит тот, кто больше заплатит чиновникам.

Использование коррупционных схем при передаче лицензий на разработку нефтяных и газовых месторождений в России скорее правило, чем исключение. В таблице показано, как менялась характеристика аукционов за последние 11 лет. Из таблицы видны главные особенности лицензирования нефтяных и газовых месторождений в современной России.

Во-первых, это отвратительная подготовка аукционов. До 2012 года удавалось продать от 13 до 25% участков, выставленных на аукцион. Причина была в безобразной подготовке документации и неадекватной оценке стартовой цены участков. Это неудивительно, так как с марта 2004 года по май 2012 года Российским агентством по недропользованию руководил ветеринар. Как говорится: «Беда, коль пироги печет сапожник, а сапоги шьет пирожник».

С мая 2012 года ситуация с подготовкой аукционов улучшилась, а доля лицензий, прошедших по коррупционным схемам, увеличилась. Когда непрофессионалы руководят важнейшими отраслями крупнейшей страны мира, одно хорошо – что они не могут воровать в полную силу, так как полностью некомпетентны.

Во-вторых, с упорством, достойным лучшего применения, одни и те же плохо подготовленные лицензии по многу раз выставлялись на аукцион. Люди просто не понимали, что они делают неправильно. Неужели на этом важнейшем для российского государства направлении нельзя было поставить умных и компетентных специалистов? За державу обидно!

В-третьих, бросается в глаза то, что по нерыночным правилам за 11 лет было продано 56% лицензий на разработку месторождений нефти и газа. В текущем году эта доля достигла рекордного уровня в 71,4%. После мая 2012 года к нерыночному розыгрышу заказных аукционов добавилась нерыночная выдача лицензий без проведения аукционов. В этом году возникла новая схема: конкурс с условием. То есть участвуют все желающие, но победить может только тот, у кого, например, хвост крючком и нос пятачком.