Возрастная и половая структура населения мира. Население мира. Состав и структура населения

Возрастная и половая структура населения мира. Население мира. Состав и структура населения

Задание 1. Население свыше 100 млн человек имеют следующие 11 стран мира:

1) Бангладеш; 2) Бразилия; 3) Индия; 4) Индонезия; 5) Китай; 6) Нигерия; 7) Пакистан; 8) Россия; 9) США; 10) Япония; 11) Мексика.

Расставьте эти страны в порядке уменьшения численности населения:

Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан, Нигерия, Бангладеш, Россия, Япония, Мексика.

Подсчитайте долю этих стран в общей численности населения Земли.

4188936984:7000000000=0,598*100%=60% (доля этих стран в общей численности населения Земли)

Задание 2. Из приведенного ниже перечня стран выпишите страны, относящиеся к I и II типам воспроизводства населения:

1) Австрия; 2) Индия; 3) Иордания; 4) Италия; 5) Мозамбик; 6) Судан; 7) Тад¬жикистан; 8) Уганда; 9) Филиппины; 10) Эстония.

Страны I типа: Австрия(1), Италия(1), Эстония(2)

Страны II типа: Индия(2), Филиппины(2), Иордания(2), Мозамбик(2), Судан(2), Уганда(2), Таджикистан(2).

Укажите, какие из них относятся к экономически развитым и какие — к развивающимся странам.

1 - экономически развитые страны;

2 - развивающиеся страны.

Задание 3. Укажите, какое из приведенных ниже утверждений следует считать правильным:

1) естественный прирост населения в мире составляет 13%;

2) естественный прирост населения в зарубежной Европе составляет 10%;

3) естественный прирост населения в Африке составляет 35%.

Задание 4. Дайте определение понятия «демографическая политика»:

Демографическая политика - это система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение в желательном для себя направлении.

Приведите примеры стран, которые проводят такую политику наиболее активно.

Франция, Япония, Россия, Китай.

Задание 5. На круговых диаграммах (рис. 4) показана доля детей во всем населении экономически развитых и развивающихся стран. К какой из этих групп стран относится каждая из этих диаграмм? Объясните причины различий.

Уровень рождаемости зависит от социально-экономической структуры общества. Чем выше благосостояние и культура, чем больше женщины вовлечены в производственную и общественную деятельность, тем ниже рождаемость. Пример: экономически развитые страны. В развивающихся странах очень высокий уровень рождаемости.

Задание 6. В приведенном ниже перечне определите страны с наибольшей и наименьшей долей детей во всем населении.

Страны с наибольшей долей детей во всем населении : Ирак, Йемен, Уганда, Сомали.

Страны с наименьшей долей детей во всем населении : ФРГ, Италия, Швеция, Болгария, Япония.

Объясните причину различий.

Главная причина - причина социально-экономического характера. Чем ниже уровень жизни, тем выше смертность, значит, значительную долю населения будут составлять дети и подростки.

Задание 7. Подберите примеры стран к возрастно-половым пирамидам на рисунке 5.

I тип воспроизводства : Россия, Испания, Эстония, Япония;

II тип воспроизводства : Индия, Судан, Филиппины, Нигерия.

Задание 8. Укажите два из перечисленных ниже языков, имеющих наиболее широкое распространение в мире:

английский; хинди и урду.

Объясните почему.

По числу стран - английский, французский. По численности населения - английский, хинди и урду. Английский - международный язык общения, на хинди разговаривают в Индии (2 место по численности населения).

Задание 9. На разных языках индоевропейской семьи говорят:
1) англичане; 2) бенгальцы; 3) латыши; 4) немцы; 5) персы; 6) румыны; 7) рус¬ские; 8) французы; 9) хиндустанцы; 10) шведы.
Распределите их по следующим группам этой языковой семьи:

Славянская - русские
Балтийская - латыши
Романская - румыны, французы
Германская - немцы, шведы, англичане
Иранская - персы
Индоарийская - бенгальцы, хиндустанцы.

Укажите, какие другие группы и языки входят в состав этой семьи.

Албанская (албанский язык), греческая (греческий язык), армянская (армянский язык), кельтская (бретонский язык).

Задание 10. Определите, по какому признаку проведена следующая группировка народов:

I группа: итальянцы, испанцы, французы, ирландцы, поляки, хорваты, бразильцы, аргентинцы, перуанцы, филиппинцы - католики

II группа: албанцы, узбеки, таджики, азербайджанцы, пакистанцы, иракцы, иранцы, египтяне, алжирцы, индонезийцы - мусульмане

III группа: китайцы, японцы, монголы, тибетцы, вьетнамцы, лаосцы, камбоджийцы, малайцы, буряты, калмыки - буддисты.

по регилиозному.

Задание 11. Закончите фразу: «Ислам исповедуют большинство жителей

Ирана, Афганистана, Палестины, Индонезии, Марокко».

Задание 12. Выберите правильный показатель средней плотности населения в мире:

а) 10 человек на 1км.кв;

б) 45 человек на 1 км.кв;

в) 80 человек на 1 км.кв.

Проверьте себя с помощью расчета.

Число жителей: приблизительно 7000000000, S Земли=132774000 кв км; Плотность=7000000000:132774000=52,72 ч/кв км = 52 ч/кв км.

Задание 13. Заполните приведенную ниже таблицу примерами трех—пяти стран каждой из следующих градаций плотности населения:

Задание 14. Дополните следующие фразы:

1. Яркими примерами стран, привлекающих трудовую миграцию, могут служить США, Франция, Германия, Великобритания, Россия, Саудовская Аравия, ОАЭ .

2. «Утечкой умов» называется переманивание иностранных учёных, инженеров и других специалистов высокой квалификации .

Задание 15. Укажите страну, которая за свою историю приняла наибольшее количество иммигрантов:

Задание 16. Расставьте следующие крупные регионы мира в соответствии с общей численностью их городского населения по убывающей. Для этого впишите порядковый номер региона в квадратики первой колонки. Расставьте те же регионы в соответствии с уровнем их урбанизации (порядковый номер следует вписать в квадратики второй колонки).

Объясните различия.

Чем выше экономический уровень региона и его численность, тем ниже уровень урбанизации, потому что в современном обществе начинается обратный процесс - люди стремятся жить поближе к природе. В развивающихся регионах наоборот - городское население быстро увеличивается, т.к. уровень жизни здесь на порядок выше.

Задание 17. Среди перечисленных ниже государств подчеркните те, в которых уровень урбанизации превышает 90%:

1) Австралия;
2) Аргентина;
4) Великобритания;
6) Кувейт.

Определите, какие страны являются «рекордсменами» по этому показателю, и нанесите их на контурную карту (рис. 6).

Бельгия - 97%, Кувейт - 96%, Великобритания - 90%.

Задание 18. На контурную карту (рис. 6) нанесены крупнейшие города (агломерации) мира с населением свыше 10 млн человек. Надпишите на картосхеме их названия. Сравните экономически развитые и развивающиеся страны по числу таких городов, распределив последние следующим образом:

1 Города экономически развитых стран: Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Токио, Осака, Париж, Лондон

2. Города развивающихся стран: Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу, Буэнос-Айрес, Каир, Карачи, Москва, Дели, Мумбаи, Дакка, Манила, Джакарта, Пекин, Шанхай, Мехико, Калькутта, Сеул.

Задание 19. Объясните, что изучает геоурбанистика:

1) Основные исторические этапы развития городов.

2) Главные особенности современного процесса урбанизации.

3) Географические процессы урбанизации и развитие крупных урбанизированных зон.

4) Сети и системы городов.

5) Основы проектирования городов и градостроительства.

ГЕОРРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ МИРА »

Вариант 1

1.Укажите примерную численность населения Земного шара: 1) 3.5 млрд. человек; 3) 4.5-5 млрд. человек;

2)5.1-6.0 млрд. человек; 4) 7 млрд. человек.

2.Укажите абсолютный ежегодный прирост населения Земли:

1) 20-30 млн. человек; 3) 80-100млн. человек;

2) 50-70млн. человек; 4) 120-130млн. человек.

3.Укажите в предложенном списке страны, численность населения которых превышает 100 млн. человек:

1) Китай; 2) Мексика; 3) Индия; 4) Бангладеш.

4.Укажите группу, в которую входят только государства с населением более 100 млн. человек:

1) России. Эфиопия, Нигерия, Индия;

2) Вьетнам, Италия, Франция, Германия;

3) Бразилия, Япония, Пакистан, Нигерия;

4) Бангладеш, Пакистан, Украина, Австралия.

5. Укажите в предложенном списке стран Европы крупнейшую по численности населения страну:

1) Испания; 2) Венгрии; 3) Швеция; 4) Дания.

6. Укажите в предложенном списке стран Америки крупнейшую по численности населения страну:

1) Колумбия; 2) Аргентина; 3) Канада; 4) Мексика.

7. Укажите три самые крупные по населению страны Африки :

1) Алжир; 6) Чад;

2) Эфиопия; 7) Марокко;

3) Заир; 8) Ботсвана;

4) ЮАР; 9) Египет;

5) Нигерия; 10) Танзания.

8. Укажите верные утверждения:

1) В восточном полушарии сосредоточено больше населения, чем в западном;

2) В северном полушарии население меньше, чем в южном;

3) Большинство жителей Земли расселено на высоте до 2000 м над уровнем моря;

4) Средняя плотность населения на Земле - около 20 человек на 1км2.

9. Укажите верные утверждения:

1) Плотность населения в Азии почти в 4 раза превышает среднюю плотность населения Земли;

2) Плотность населения в Африке примерно в 2 раза ниже, чем в среднем по миру;

3) Плотность населения в Европе составляет около 70 чел. на 1км2;

4) Плотность населения в Австралии и Океании больше, чем в Южной Америке;

10. Укажите верные утверждения:

1) Из всех государств мира (не считая карликовых) самую высокую плотность населения имеет Япония;

2) Около половины обитателей суши имеет плотность населения менее четверти территории суши;

3) Незаселенные людьми области занимают около четверти территории суши;

4) На земном шаре есть районы, где плотность населения превышает 1000 человек на 1 км2.

11. Укажите, на каком из перечисленных материков 1/5 часть населения живет на высоте более 1000 м над уровнем моря: 1) Африка; 2) Северная Америка; 3) Австралия; 4) Евразия.

12. Укажите в предложенном списке стран Европы пять государств с примерно одинаковой численностью населения:

1) ФРГ; 6) Бельгия;

2) Франция; 7) Греция;

3) Нидерланды; 8) Норвегия;

4) Греция; 9) Швеция;

5) Болгария; 10) Польша.

13. Укажите среди регионов мира три с набольшей численностью населения:

1) Европа; 4) Северная Америка;

2) Азия; 5) Латинская Америка;

14. В следующем списке стран Европы укажите пять стран с примерно одинаковой численностью населения:

1) Франция; 6) Дания;

2) Италия; 7) Бельгия;

3) Норвегия; 8) Чехия;

4) Венгрия; 9) Словакия;

5) Болгария; 10) Португалия;

15. Укажите группу, в которой все страны имеют низкую плотность населения: 1) Оман, Парагвай, Бельгия; 2) Вьетнам, Лаос, Камбоджа; 3) США, Япония, Германия; 4) Россия, Ливия, Монголия

Тест для тематического контроля уровня базовых знаний учащихся 10 класса по географии по теме « Воспроизводство и половозрастной состав населения»

Вариант 2

1) Соотношение мужчин и женщин в мире определяется значительным перевесом численности женщин над численностью мужчин в Индии и Китае;

2) В целом по миру численность женщин значительно больше, чем численность мужчин;

3) В развитых странах, как правило, численно преобладают женщины;

4) Мальчиков рождается больше, чем девочек, но к 15-летнему возрасту соотношение полов выравнивается, а в старших возрастах обычно преобладают женщины.

2. Укажите ошибки в перечне стран, в которых преобладают мужчины:

1) Парагвай; 6) Болгария;

2) Мексика; 7) Ирландия;

3) Перу; 8) Филиппины;

4) Китай; 9) Япония;

5) Египет; 10) Монголия.

3. Укажите в представленном списке пять стран с наиболее высокой рождаемостью:

1) Пакистан; 6) Куба;

2) Афганистан; 7) Бразилия;

3) Индия; 8) Чили;

4) Китай; 9) Мали;

5) Нигерия; 10) Демократическая Республика Конго.

4. Укажите в представленном списке пять стран с наиболее высоким естественным приростом:

1) Монголия; 6) Чад;

2) Албания; 7) Мадагаскар;

3) ЮАР; 8) Никарагуа;

4) Египет; 9) Алжир;

5) Нигерия; 10) Австралия.

5. Укажите страну с самым высоким в Европе естественным приростом населения:

1) Греция; 3) Болгария;

2) Албания; 4) Португалия.

6. Укажите верные утверждения:

1) В развивающихся странах дети составляют 40-45% населения;

2) В развивающихся странах доля трудоспособного населения составляет 70-80%;

3) В развивающихся странах доля детей в 4-5 раз выше доли пожилых людей;

4) В развитых странах доля пожилых людей выше средней.

7.Укажите страну, в которой доля пожилых людей выше, чем доля детей:

1) Кения; 3) Кувейт;

2) Германия; 4) Индия.

8. Среди регионов мира укажите два с максимальной долей детей

3) Африка; 6) Австралия и Океания.

9. Среди регионов мира укажите два с максимальной долей пожилых людей:

1) Зарубежная Европа; 4) Северная Америка;

2) Зарубежная Азия; 5) Латинская Америка;

3) Африка; 6) Австралия и Океания.

10. Укажите страну, в которой доля детей составляет менее четверти населения, а доля пожилых людей значительно выше, чем в среднем по миру:

1) Бразилия; 4) Индия;

2) Мексика; 5) Кувейт;

3) Болгария; 6) Кения.

11. Укажите азиатское государство, выделяющееся самым высоким уровнем смертности:

1) Япония; 4) Афганистан;

2) Индия; 5) Кувейт;

3) Иран; 6) Республика Корея.

12. Укажите регион, в котором доля детей в 9 раз выше, чем доля пожилых людей:

3) Африка; 6) Австралия и Океания.

13. Укажите регион, в котором наиболее высока доля людей в трудоспособном возрасте (от 15 до 59 лет):

1) Зарубежная Азия; 4) Латинская Америка;

2) Зарубежная Европа; 5) Северная Америка;

3) СНГ; 6) Австралия и Океания.

14. В мире на каждые 1000 женщин приходится примерно (укажите правильный вариант):

1) 990 мужчин; 3) 1010 мужчин;

2) 1001 мужчина; 4) 1100 мужчин.

15. В настоящее время по миру в целом (укажите правильный вариант):

1) рождаемость составляет около 35 %о, смертность - около 20 %о;

2) рождаемость составляет около 25 %о, смертность - около 10 %о;

3) рождаемость составляет около 20 %о, смертность - около 15 %о;

4) рождаемость составляет около 15 %о, смертность - около 10 %о.

Тест для тематического контроля уровня базовых знаний учащихся 10 класса по теме « Национальный состав населения »

Вариант 3

1. Укажите верные утверждения:

1) Около половины государств мира многонациональные;

2) США - самая многонациональная страна мира;

3) Индия – многонациональное государство;

4) Наиболее распространенный в мире язык – английский.

2. Укажите многонациональные страны из предложенного списка

1) Швеция; 6) Испания;

2) Россия; 7) Дания;

3) США; 8) Германия;

4) Великобритания; 9) Венгрия;

5) Албания; 10) Португалия.

3. Укажите в предложенном списке три страны с чрезвычайно сложным национальным составом:

1) Польша; 6) Норвегия;

2) Индия; 7) Индонезия;

3) Китай; 8) Австралия;

4) Нигерия; 9) Ливия;

5) Франция; 10) Аргентина.

4. Укажите две наибольшие по численности из перечисленных языков семей:

1) нигеро-кордофанская; 6) индоевропейская;

2) сино-тибетская; 7) дравидская;

3) афразийская; 8) северо – кавказская;

4) алтайская; 9) австронезийская;

5) уральско-юкагирская; 10) австралийская.

5. Укажите 5 наиболее многочисленных народов из представленного списка

1) китайцы;

2) корейцы;

3) японцы;

4) англичане;

5) испанцы;

6) русские;

7) французы;

8) хиндустанцы;

9) бенгальцы;

10) вьеты.

6. Укажите два самых распространенных я зыка из представленного списка

1) немецкий;

2) английский;

3) хинди;

4) французский.

7. Установите соответствие:

Официальный язык Страна

1) английский; А) Венесуэла

2) португальский; Б) Мали

3) испанский; В) Лаос

4) французский Г) Мозамбик

Д) Нидерланды

8. Какой народ составляет национальное меньшинство в Румынии

  1. Словаки;
  2. Украинцы;
  3. Болгары;
  4. Сербы;
  5. Венгры.

9. Укажите государственные языки Швейцарии

  1. Немецкий;
  2. Английский;
  3. Испанский;
  4. Итальянский;
  5. Французский;
  6. Каталонский;
  7. Тирольский;
  8. Ретороманский.

10. Укажите три народа, относящихся к одной языковой семье

  1. Хиндустанцы;
  2. Китайцы;
  3. Немцы;
  4. Баски;
  5. Египтяне;
  6. Банту;
  7. Вьеты;
  8. Японцы;
  9. Курды;
  10. Тамилы.

11. Укажите, между какими расами метисы являются промежуточной группой

  1. между европеоидной и негроидной;
  2. между европеоидной и монголоидной;
  3. между европеоидной и австралоидной;
  4. между негроидной и монголоидной.

12. Укажите регион, в котором наиболее интенсивно происходило (и происходит в настоящее время) смешение рас

  1. Зарубежная Азия;
  2. Зарубежная Европа;
  3. Америка;
  4. Африка;
  5. Австралия и Океания;
  6. СНГ.

13. Укажите ошибки в перечне стран, для большинства населения которых английский язык является родным

  1. США;
  2. Великобритания;
  3. Бразилия;
  4. Новая Зеландия;
  5. ЮАР;
  6. Австралия;
  7. Индия;
  8. Ямайка.

14. Укажите два основных народа Шри-Ланки

  1. Хиндустанцы;
  2. Бенгальцы;
  3. Тамилы;
  4. Маратхи;
  5. Цейлонцы;
  6. Сингалы;
  7. Малайцы;
  8. Индийцы.

Критерии оценивания

За каждый верный ответ ставится 1 балл.

«5» - 14 - 15 баллов

«4» - 12 - 13 баллов

«3» - 9 – 11 баллов

«2» - 1 - 8 баллов

Зачет по теме "Население" 10класс

1). Численность населения земного шара составляет:

а. около 4млрд. чел. б. менее 5млрд. чел. в. 450 млн. чел. г. более 6млрд. чел.

2). Страной, численность населения которой не превышает 100млн. чел, является:

а. Пакистан б. Нигерия в. Канада г. Бангладеш

3). Странами, численность населения которых превышает 200млн. чел., являются:

а. Бангладеш и Россия б. Австралия и Индия в. Китай и США г. ЮАР и Филиппины

4). В настоящее время наиболее быстрыми темпами увеличивается численность населения:

а. Азии б. Латинской Америки в. Европы г. Африки

5). Наибольшая рождаемость характерна для стран:

а. Латинской Америки б. Западной Африки в. Северной Европы г. Юго-Восточной Азии

6). Наибольший естественный прирост населения характерен для стран:

а. Северной Европы б. Латинской Америки

в. Юго-Западной Азии г.Центрально-Восточной Европы

7). Наибольшая доля детей в возрастной структуре населения характерна для:

а. Эстонии б. Иордании в. Китая г. Испании

8). Преобладающая часть населения исповедует ислам в:

а. Албании и Мексики б. Швейцарии и Венгрии в. Пакистане и Малайзии г. Таиланде и Болгарии

9). Крупнейшие сгустки населения сформировались на низменностях:

а. Центрально - Восточной Европы б. Латинской Америки

в. Восточной Азии г. Северной Африки

10). Больше всего городов с численностью населения свыше 10млн. чел. находится в:

а. Латинской Америке и Европе б. Европе и Африке

в. Африке и Сев. Америке г. Сев. Америке и Азии

11). В настоящее время странами трудовой эмиграции являются:

а. Египет и Алжир б. Мексика и Швеция в. Люксембург и Канада г. Австралия и Греция

12). По общей численности неграмотного населения мировое лидерство удерживает:

а. Южная Азия б. Латинская Америка

в. Центральная Европа г. Северная Азия

13). Наибольшая средняя ожидаемая продолжительность предстоящей жизни населения характерна для:

а. Украины б. Судана в. Японии г. Боливии

14). В развивающихся странах ежегодно появляются на свет:

а. 145 млн детей б. 137 млн детей в. 141 млн детей г. 132 млн детей

15). Мужское население преобладает в странах:

а. Латинской Америки б. Африки в. Зарубежной Азии г. Европы

16). Доля детей в развитых странах составляет:

а. 18% б. 28% в. 13% г.36%

17). Доля пожилых людей в развивающихся странах составляет:

а. 12% б. 17% в. 21% г. 8%

18). Преобладающая часть населения исповедует буддизм в:

а. Индонезии б. Японии в. Вьетнаме г. Таджикистане

19). Больше всего народов относится к..... языковой семье:

а. афразийской б. индоевропейской в. сино - тибетской г. нигеро - кордофанской

20). Однонациональными странами являются:

а. Швейцария и Индонезия б. Япония и Дания

в. ЮАР и Пакистан г. Китай и Россия

21). Двунациональными странами являются:

а. Португалия и Вьетнам б. Конго и Армения

в. Норвегия и Иран г. Канада и Бельгия

22). Многонациональными странами являются:

а. Уругвай и Ирландия б. Индия и Нигерия

в. Бразилия и Швеция г. Япония и Египет

23). Мусульманские общины есть в:

а. 150 странах б. 125 странах в. 148 странах г. 120 странах

24). Средняя плотность населения земли составляет:

а. 48 чел.на 1 км 2 б. 35 чел.на 1 км 2 в. 45 чел.на 1 км 2 г. 50 чел.на 1 км 2

25). Города - миллионеры - это города с численностью населения свыше:

а. 1 млн чел. б. 10 млн. чел. в. 600 тыс чел. г. 3 млн чел.

26). В России... городов -миллионеров:

а. 11 б. 17 в.13 г. 10

а. Нью - Йоркская б. Токийская в. Вашингтонская г. Шанхайская

28). Ежегодно в мире рождается:

а. 155 млн чел. б. 145 млн чел. в. 175 млн.чел. г. 135 млн чел.

29). Средний показатель смертности для мира является:

а. 14 чел. на 1000 жителей б. 9 чел. на 1000 жителей

в. 16 чел. на 1000 жителей г. 5 чел. на 1000 жителей

а. Нигера б. Испании в. Кувейта г. Индии

а. Италии б. Индии в. Китая г. России

Разные дома, разные машины, разные суммы денег. Какова концепция экономического неравенства? Какие характеристики присущи развитым странам и развивающимся странам?

Что такое экономическое неравенство?

Между развитыми и развивающимися странами существует целый ряд отличий. Почти в любом городе можно увидеть различные дома, автомобили и людей, занимающихся различными видами деятельности. Эти различия могут быть индикаторами экономического неравенства, что является отличительной чертой отдельных лиц или целых групп населения в плане их богатства, активов или доходов. Хотя чаще всего можно увидеть различия в экономическом уровне в своем городе, экономическое неравенство также может занимать более широкий масштаб, касающийся целых народов и наций.

Два типа стран

Экономически мир был разделен на два типа - развитые страны и развивающиеся страны. Эти две категории основаны, главным образом, на доходах на душу населения, которые рассчитываются путем учета общего национального дохода для страны и деления его на число людей, проживающих в стране. Например, если небольшая страна имеет общий национальный доход в размере 800 000 долларов США и население в 20 000 человек, то доход на душу населения составляет 40 долларов.

Наиболее важные характеристики развивающихся стран

Наименее развитые (развивающиеся) страны имеют следующие общие черты:

  • Низкий уровень жизни. Среди причин: медленные темпы роста национального дохода, стагнирующие темпы роста доходов на душу населения, концентрация доходов в руках нескольких лиц и неравномерное распределение национального дохода, низкий уровень здравоохранения, низкий уровень грамотности и недостаточные образовательные возможности.
  • Низкий уровень производительности труда из-за отсутствия технологий, капитала и т. д.
  • Высокие темпы роста населения. Недостаточно развитые страны характеризуются более высокими темпами роста населения. Показатели смертности также находятся на высоком уровне по сравнению с развитыми странами.
  • Высокий и растущий уровень безработицы и неполной занятости. Некоторые работают меньше, чем могли бы. В неполную занятость также входят те, кто обычно работает полный рабочий день, но у кого нет подходящих вакансий. Замаскированная безработица является особенностью развивающихся стран.
  • Существенная зависимость от сельскохозяйственного производства. Подавляющее большинство людей, почти три четверти, работают в сельской местности. Аналогичным образом три четверти рабочей силы заняты в сельском хозяйстве. Вклад сельского хозяйства в валовой национальный продукт развивающихся стран очень высок по сравнению с развитыми странами.
  • Зависимость от первичного продукта. Большинство экономик из менее развитых стран ориентированы на производство первичной продукции, а не на вторичную деятельность. Эти сырьевые товары составляют основной экспорт в другие страны.
  • Зависимость в международных отношениях. Высшее неравное распределение экономической и политической власти между богатыми и бедными странами проявляется не только в доминирующей власти богатых стран для контроля за международной торговлей, но и в их способности часто диктовать условия, в которых технологии, иностранная помощь и частный капитал направляется на нужды развивающихся стран.
  • Дуалистическая экономика. Почти у всех развитых стран есть дуалистическая экономика. Одно им из них является рыночная экономика; Другая - экономика натурального хозяйства. Один находится в городе и недалеко от него; Другой - в сельской местности.
  • Распределение богатства. Неравенство в отношении богатства и распределения активов является основной причиной неравномерного распределения доходов в сельских районах. наиболее высокая концентрация активов находится на промышленном фронте в руках крупных бизнес-домов.
  • Отсутствие природных ресурсов: плодородных земель, чистой воды и минеральных ресурсов, железа, угля и т. д.
  • Отсутствие предпринимательства и инициативы. Еще одной характерной чертой слаборазвитых стран является отсутствие предпринимательских перспектив. Предпринимательство тормозится социальной системой, которая отрицает возможности творческих способностей.
  • Неэффективное капитальное оборудование и технологии.

Развитые нации

Первая экономическая категория - это развитые страны, которые обычно можно классифицировать как страны с более промышленным развитием и имеющие более высокий уровень дохода на душу населения. Чтобы считаться развитой страной, страна обычно имеет доход на душу населения около 12 000 долларов США. Кроме того, в большинстве развитых стран средний доход на душу населения составляет приблизительно 38 000 долларов США.

По состоянию на 2010 год в список развитых стран вошли США, Канада, Япония, Республика Корея, Австралия, Новая Зеландия, Скандинавия, Сингапур, Тайвань, Израиль, страны Западной Европы и некоторые арабские государства. В 2012 году совокупное население этих стран составляло около 1,3 миллиарда человек. Этот показатель является относительно стабильным и, по оценкам, в течение следующих 40 лет он будет расти в пределах 7%.

В дополнение к высоким доходам на душу населения и стабильным темпам роста населения развитые страны также характеризуются особенностями использования ресурсов. В развитых странах люди потребляют большое количество природных ресурсов на человека и, по оценкам, потребляют почти 88% мировых ресурсов.

Развивающиеся нации

Первая экономическая категория - это развитые страны, и развивающиеся страны - это, соответственно, вторая экономическая категория. Это широкое понятие включает страны, которые менее индустриализированы и имеют более низкий уровень дохода на душу населения. Развивающиеся страны могут быть разделены на более развитые или менее развитые страны.

У умеренно развитых стран приблизительный доход на душу населения составляет от 1000 до 12 000 долларов США. Средний доход на душу населения для умеренно развитых стран составляет около 4000 долларов США. Список умеренно развитых стран очень длинный и составляет около 4,9 млрд. человек. Некоторые из наиболее узнаваемых стран, которые считаются умеренно развитыми, включают Мексику, Китай, Индонезию, Иорданию, Таиланд, Фиджи и Эквадор. В дополнение к ним идут государства Центральной Америки, Южной Америки, Северной и Южной Африки, Юго-Восточной Азии, Восточной Европы, бывшего СССР и многих арабских государств.

Менее развитые страны являются вторым типом развивающихся стран. Они характеризуются наименьшим доходом, при этом общий доход на душу населения составляет примерно менее 1000 долларов США. Во многих из этих стран средний доход на душу населения еще ниже - около 500 долларов США. Страны, перечисленные как менее развитые, находятся в восточной, западной и центральной Африке, Индии и других странах на юге Азии. В 2012 году в этих странах проживало около 0,8 миллиарда человек, и они проживали с очень небольшим доходом.

Несмотря на то, что диапазон доходов довольно велик, до сих пор почти 3 миллиарда человек живут менее чем на 2 доллара в день. Можете ли вы представить себе жизнь менее чем на 2 доллара в день? Это было бы очень трудной задачей для большинства из нас. Помимо низкого уровня доходов, развивающиеся страны также характеризуются высокими темпами роста населения. По оценкам, в следующие 40 лет оно увеличится на 44 %. К 2050 году прогнозируется, что более 86% населения будет жить в развивающихся странах.

Разница между развитыми странами и развивающимися странами

Классификация стран основана на экономическом статусе (ВВП, ВНП, доход на душу населения, индустриализация, уровень жизни и т. д.) Развитые страны относятся к суверенным государствам, экономика которых значительно продвинулась и обладает большой технологической инфраструктурой по сравнению с другими народами. Страны с низкой индустриализацией и низким показателем человеческого развития называются развивающимися странами. В одних государствах обеспечивается свободная, здоровая и обеспеченная атмосфера, в то время как в других этого не хватает.

Развитые и развивающиеся страны мира: сравнительная таблица

Существуют развитые, развивающиеся, переходные страны. В чем их основное различие? Основные особенности развитых и развивающихся стран представлены в таблице:

Развитые страны Развивающиеся страны
Наличие эффективного уровня индустриализации и индивидуального дохода Развивающаяся страна - это страна с медленными темпами индустриализации и низким доходом на душу населения
Низкий уровень безработицы Бедность и высокий уровень безработицы
Показатель смертности, в том числе младенческой, и рождаемости является низким, а средняя продолжительность жизни является высокой. Высокий уровень младенческой смертности, смертности и рождаемости, а также низкий показатель продолжительности жизни
Хороший уровень и условия жизни Низкий уровень и удовлетворительные условия жизни
Развитый производственный сектор, сектор обслуживания и высокий промышленный рост. Зависимость от развитых стран. Развитый сельскохозяйственный сектор экономики
Равное распределение доходов и эффективное использование факторов производства Неравное распределение доходов, факторы производства используются неэффективно

Страны с точки зрения экономики и индустриализации

Развитые страны - это страны, которые развиваются с точки зрения экономики и индустриализации. Их называют еще первыми и самодостаточными. Статистика развития человеческого потенциала оценивает страны на основе их развития. Эти государства имеют высокий уровень жизни, высокий ВВП, высокое благосостояние детей, здравоохранение, отличные медицинские услуги, транспорт, связь и образовательные учреждения.

Они обеспечивают улучшение жилищных условий и условий жизни, промышленное, инфраструктурное и технологическое развитие, более высокий доход на душу населения. Эти страны получают больше доходов от промышленного сектора по сравнению с секторами услуг, поскольку они имеют постиндустриальную экономику. Наряду с другими, в список развитых стран входят:

  • Австралия.
  • Канада.
  • Франция.
  • Германия.
  • Италия.
  • Япония.
  • Норвегия.
  • Швеция.
  • Швейцария.
  • Соединенные Штаты Америки.

Страны, которые переживают начальные уровни промышленного развития наряду с низким доходом на душу населения, известны как развивающиеся страны. Эти страны относятся к категории стран третьего мира. Экономически развитые и развивающиеся страны отличаются друг от друга по многим показателям, в том числе низкий индекс развития человеческого потенциала, отсутствие здоровой и безопасной среды для жизни, низкий валовый внутренний продукт, высокий уровень неграмотности, неудовлетворительные образовательные, транспортные, коммуникационные и медицинские услуги, неустойчивый государственный долг, неравномерное распределение доходов, высокий уровень смертности и рождаемости, недоедание как матери, так и младенца, высокий уровень младенческой смертности, плохие условия жизни, высокий уровень безработицы и нищеты. К ним относятся такие государства, как:

  • Китай.
  • Колумбия.
  • Индия.
  • Кения.
  • Пакистан.
  • Шри-Ланка.
  • Таиланд.
  • Турция.
  • ОАЭ и др.

Ключевые различия

Страны, которые являются независимыми и процветающими, известны как развитые страны. Государства, которые стоят перед началом индустриализации, называются развивающимися. Первые имеют более высокий доход на душу населения, высокий уровень грамотности, хорошую инфраструктуру. Там постоянно улучшают условия в области охраны здоровья и безопасности, которых нет в развивающихся странах.

Экономика развитых и развивающихся стран может иметь схожие черты, однако очевидных различий больше. Существует большая разница между такими государствами. Развитые страны имеют высокий индекс развития человеческого потенциала, они зарекомендовали себя на всех фронтах и ​​сделали себя суверенными своими собственными усилиями, в то время как развивающиеся с переменным успехом все еще пытаются достичь того же.

Социально-культурные характеристики

В одной стране проживают разные виды социальных групп. Они различаются по признаку религии, каст и вероучений, культур и обычаев, языков и убеждений и т. д. Эти социальные и культурные ценности оказывают глубокое влияние на экономику нации. Развивающиеся страны могут иметь диссонирующие социальные модели в своей экономической жизни. Возможности занятости или виды деятельности существуют в городских районах, тогда как традиционный метод производства используется в сельских районах. Возможностей трудоустройства меньше, чем требуется. Следовательно, эти страны имеют дуалистическую экономику, что приводит к различным проблемам с формулированием экономической политики.

Проблемы развивающихся стран: бедность, милитаризация

Бедность - это низкий доход, маленькие инвестиции, меньший объем индустриализации. В определенной промышленной и технологической области развивающиеся страны достигают быстрого роста при условии, если будет достигнута экономическая и геополитическая стабильность.

Милитаризация также мешает стабильно процветать и совершенствоваться. Некоторые развивающиеся страны сталкиваются с проблемами терроризма и угрозы национальной безопасности из-за пограничных споров. Они тратят миллиарды долларов на приобретение современного военного оборудования, что приводит к сокращению средств на развитие и инновации. Примерами являются Индия, Китай, Вьетнам.

Роль образования

Говоря о проблемах развитых и развивающихся стран, не стоит забывать про значение образования для будущего той или иной нации. Важной особенностью развивающейся страны является ее неграмотность. Хотя предпринимаются усилия по ее искоренению, по-прежнему проблема неквалифицированных кадров остается острой по сей день.






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Методическая цель: показ приемов и методов формирования информационной страноведческой компетенции обучающихся на основе применения инновационных образовательных технологий.

Цели урока

  • Образовательные цели: закрепить понятия воспроизводство, рождаемость, смертность, естественный прирост. Сформировать представления о видах структуры населения мира, о структуре населения по полу и возрасту. Сформировать представления о географических различиях в структуре населения по полу и возрасту в различных странах и регионах мира. Установить взаимосвязь между уровнем рождаемости и смертности и структурой населения по полу и возрасту в странах различного уровня социально-экономического развития. Продолжить формировать умения выявлять факторы пространственного развития регионов мира. Продолжить развивать умения работы с ИК в программе Exel с целью обработки и анализа статистических данных.
  • Развивающие цели: продолжить совершенствование и систематизацию умений: осмысливать теоретический материал; оперировать имеющимися знаниями; использовать ранее приобретенные знания в новой ситуации; использовать компьютерные технологий для решения географических задач; развивать пространственное мышление обучающихся; повышать мотивацию обучающегося на поиск и приобретение географических знаний.
  • Воспитательные цели: продолжить воспитание у обучающихся интереса к предмету, стремление к расширению кругозора; формировать представление о гендерной неоднородности стран мира вследствие действия демографических, культурных, исторических и экономических факторов развития.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид урока: комбинированный.

Материальное обеспечение урока: Демонстрационно-компьютерный комплекс. ПК обучающихся. Раздаточный материал. Максаковский В.П. Экономическая социальная география мира. 10-11 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2008. Электронная презентация учебного материала. Карта мира. Атлас 10-11 класс.

Учебные вопросы:

  1. Понятие структуры населения, виды демографических структур.
  2. Структура населения по полу и возрасту в странах различного типа социально-экономического развития.
  3. Факторы региональных различий.
  4. Типы половозрастных пирамид.

Задание: Тема 3, параграф 2, пункт 1,2, творческие задания.

ХОД УРОКА

Организационный момент. Проверка готовности к уроку. Рапорт ЗКВ, приветствие. Слайд 1.

Актуализация знаний обучающихся. Активизация учебно-познавательной деятельности. 5 мин

На экране представлены анаграммы из определений прошлых уроков. Слайд 2. Необходимо правильно расставить слова в определении и записать понятия, зашифрованные в анаграмме. Фронтальная работа, определяют понятия. Взаимопроверка. Анализируют результаты работы. Определяют, насколько сложной и почему была работа.

  1. Непрерывная, происходит, рождаемости, результате, в, поколений, совокупность, смертность, процессов, и, которых, смена.
  2. Детей, жителей, рожденных, количество, 1000, на.
  3. Смертности, между, разница, рождаемости, показателем, и.
  4. Прироста, значение, естественного, отрицательное.
  5. Данный, людей, совокупность, планете, в, живущих, момент, на. Слайд 3. Ответы:
  6. Совокупность процессов рождаемости и смертности, в результате которых происходит непрерывная смена поколений (воспроизводство).
  7. Количество рожденных детей на 1000 жителей (рождаемость).
  8. Разница между показателем рождаемости и смертности (естественный прирост).
  9. Отрицательное значение естественного прироста (естественная убыль).
  10. Совокупность людей живущих на планете в данный момент (население).

Мотивация и целеполагание. 2 мин. Подготовка к восприятию материала. Слушают преподавателя. Просматривают видеофрагмент. Слайд 4. В.Познер. Мир, сокращенный до 100 человек. Определяют тему урока. Записывают ее в тетрадь. Слайд 5. Определяют учебные вопросы урока. Знакомятся с планом урока. Слайд 6.

Формирование и совершенствование знаний, умений и навыков. 24 мин.

Слушают преподавателя. Слайд 7

Понятие структуры населения, виды демографических структур. Знакомятся с понятием структура населения. Записывают виды структур по полу и возрасту. Составляют схему видов структур в тетради.

При анализе возрастного состава населения принято выделять три основные возрастные группы: дети (0-14 лет); взрослые (15-64 года); пожилые (65 лет и старше).

Слайд 8. Известно, что при рождении на 100 девочек приходится 105-106 мальчиков. Однако, уже к фертильному (детородному) возрасту численность мужчин и женщин выравнивается. Опасные профессии, участие в войнах, вредные привычки - эти факторы приводят к увеличению мужской смертности в старших возрастах. Поэтому в возрастной группе старше 40 лет преобладают женщины. Не забывайте и о том, что женщины отличаются и более выраженным самосохранительным поведением, что связано с заботой о семье и доме, ответственностью за ребенка.

Структура населения по полу и возрасту в странах различного типа социально-экономического развития.

Слайд 9. Выполняют практическую работу. Знакомятся со статистическим и графическим методом обработки географической информации (Приложение 1) . По статистическим данным (Приложение 2) строят круговые диаграммы, отражающие структуру населения по полу и возрасту в странах мира по вариантам. Определяют тип развития страны по уровню социально-экономического развития. Выявляют взаимосвязь между структурой населения по полу и возрасту и типом развития страны. Выводы записывают в тетрадь.

  • 1 вариант - Япония, Чили, ОАЭ;
  • 2 вариант - Катар, Австрия, Афганистан.

Факторы региональных различий. Слайд 10. Сопоставляют карты на странице 10-11 в атласе. Выявляют группы стран, где преобладают женщины и население более старшего поколения; страны где преобладают трудоспособные с равенством между мужчинами и женщинами; страны, где резко преобладают мужчины, а структура населения отличается молодостью.

Отвечают на вопросы:

  • В странах какого типа и уровня развития преобладают мужчины?
  • Мужчины или женщины преобладают в развитых странах?
  • Какие различия возникают в составе населения по полу в различных частях света: Азии, Африке, Америке, Австралии, Европе?

Слайд 11. Выявляют географическую закономерность и записывают ее в тетрадь. В экономически развитых странах преобладают женщины, а в развивающихся странах - мужчины. Женщин больше в странах Европы, СНГ, Северной Америке и Аргентине. Мужчины преобладают в исламских странах Азии и Африки, Китае. В Центральной и Южной Африке, Австралии и Латинской Америке численность мужчин и женщин примерно равная.

Слайд 12. Сопоставляют гистограммы распределения населения стран по возрасту.

  • В странах какого типа и уровня развития преобладают дети и подростки?
  • Люди каких возрастов преобладают в развитых странах?
  • Какие различия возникают в составе населения по возрасту в различных частях света: Азии, Африке, Америке, Австралии, Европе?
  • Как связана возрастная структура населения и продолжительность жизни в странах?
  • Как связаны показатели рождаемости и смертности в странах с возрастной структурой населения?

Слайд 13. Выявляют и записывают географическую закономерность: в странах 1 типа воспроизводства преобладает население старших возрастов, а в странах второго типа воспроизводства увеличена доля детей и подростков.

Слайд 14. Знакомятся с понятием демографической нагрузки и ЭАН (экономически активного населения). В мире к экономически активному относится около 45% всего населения, причем в странах Зарубежной Европы, Северной Америки, России этот показатель составляет 48- 50%, а в странах Азии, Африки, Латинской Америки - 35-40%. Это связано с уровнем занятости женщин в общественном производстве и долей детей в возрастной структуре населения.

Соотношение между трудоспособной частью населения и неработающими (детьми и пожилыми) называется демографической нагрузкой. Демографическая нагрузка в мире составляет в среднем 70% (то есть 70 неработающих на 100 трудоспособных), в развитых странах - 45- 50%, в развивающихся - до 100%.

Слайд 15. Работают со статистической таблицей. Заполняют систематизирующую таблицу.

Таблица. Особенности географии населения мира по полу и возрасту

Тип структуры по полу и возрасту Показатели Страны, регионы Факторы
Регрессивная: преобладают женщины и население более старшего поколения Детей не более 22-25%, доля людей пожилого возраста составляет 15-20%, продолжительность жизни более 70 лет
Прогрессивная: преобладают мужчины, население молодое. Детей 40-45% и более, доля пожилого населения не более 5-6%, продолжительность жизни до 45 лет.
Стационарная (равномерная): мужчин и женщин примерно поровну, преобладает трудоспособное население Детей 15-18%, доля пожилого населения 10-12%, средняя продолжительность жизни 60-70 лет.

Сопоставляют карту рождаемости и смертности с результатами таблицы. Делают вывод о влиянии демографических и социальных процессов на гендерную структур населения мира. Вы воды обсуждают в тетрадь.

1. Возрастная структура в странах с различным типом воспроизводства населения имеет свои особенности. В странах с первым типом воспроизводства доля детей не превышает 22-25%, тогда как доля людей пожилого возраста составляет 15-20% и имеет тенденцию к увеличению в связи с общим "старением" населения в этих странах.

В странах со вторым типом воспроизводства населения доля детей достаточно высока. В среднем она составляет 40-45%, а в отдельных странах уже превышает 50% (Кения, Ливия, Ботсвана). Доля пожилого населения в этих странах не превышает 5-6%.

2. Возрастная структура населения определяет его производительную составляющую - трудовые ресурсы, которые в разных странах оцениваются по-разному. Особенно важна степень вовлечения трудоспособного населения в производство, о чем свидетельствует показатель экономически активного населения, реально занятого в материальном производстве и непроизводственной сфере.

3. Половой состав населения мира характеризуется преобладанием мужчин. Численность мужчин на 20-30 млн. превышает численность женщин. В среднем на 100 девочек рождается 104-107 мальчиков. Однако различия по странам мира достаточно существенны.

Преобладание женщин имеет место примерно в половине всех стран мира. Наиболее ярко оно проявляется в Европе, что связано с большей продолжительностью жизни женщин в этих странах, а также большими потерями мужского населения в периоды мировых войн.

Различно соотношение мужчин и женщин в разных возрастных группах. Так, наибольший перевес мужского населения во всех регионах мира наблюдается в возрастной группе до 14 лет. Среди пожилых людей во всем мире преобладают женщины.

Типы половозрастных пирамид. Слайд 16. Знакомятся с понятием половозрастная пирамида. Устанавливают форму пирамид для различного типа стран по уровню социально-экономического развития. Заполняют пропуске в схеме.

Для графического анализа возрастной и половой структуры населения используются половозрастные пирамиды, имеющие вид столбиковой диаграммы. Для каждой страны пирамида имеет свои особенности. В целом для пирамиды стран с первым типом воспроизводства населения характерно неширокое основание (низкая доля детей) и достаточно широкая вершина (высокая доля пожилых). Для пирамиды развивающихся стран, напротив, характерно очень широкое основание и узкий верх. Соотношение мужчин и женщин (левая и правая стороны пирамиды) не имеет столь существенных различий, однако преобладание мужского населения в ранних возрастах, а женского в пожилых - заметно.

В половозрастных пирамидах находят свое отражение и крупные исторические события, оказавшие влияние на изменение численности населения (прежде всего войны).

Повторение и закрепление. Почему во всем мире в структуре населения пожилой возрастной группы преобладают женщины? Преобладание женщин в структуре населения пожилого возраста связано со значительно большей продолжительностью их жизни. Особенно велики различия в развитых странах: здесь средняя продолжительность жизни у мужчин составляет 72-74 года, у женщин - 78-80 лет.

  1. В чем преимущества и отрицательные стороны высокой доли детей в структуре населения? Преимущество заключается в том, что через определенное время дети пополнят численность экономически активного населения. Отрицательным является тот факт, что большая доля детей увеличивает показатель демографической нагрузки, а для развивающихся стран, для которых характерна такая структура населения, это приводит к продовольственной проблеме, а также к проблеме безработицы.
  2. Почему в арабском мире мужчин больше? Это связано с социальным положением женщины и большим количеством рожденных детей, что ослабляет здоровье и увеличивает женскую смертность.
  3. Почему Китай перешел от формулы "Одна семья - один ребенок" к формуле "Нас двое - нам двоих"? Это связано со старением населения и увеличением демографической нагрузки для суженного поколения китайского населения, рожденного после проведения мер сдерживающей демографической политики. Также среди первых детей увеличена доля мальчиков. Обнаруживается нехватка женского населения в молодых возрастах.

Слайд 18. Проверка тестовых заданий по ключам.

Ключи к тесту: 1-А, 2-А, 3-Г, 4-В, 5-А, 6-Б, 7-Г, 8-Б.

Подведение итогов урока.

Рефлексия. Обучающиеся отвечают на вопросы.

Что нового вы сегодня узнали о мире? Что было наиболее интересным на уроке? Что вызвало затруднения? Почему?

Выставление оценок. Обучающиеся слушают оценки за урок с комментария ми преподавателя. Получают задание на самоподготовку и пояснения к заданию. Тема 3, параграф 2, пункт 1.2. Индивидуальные сообщения и презентации по желанию.

* Краткие сообщения и презентации (по выбору) на темы:

"Символы мировых религий",

"Культура народа мира" (на примере одного народа по выбору - ирландцы, французы, поляки, инки, зулу, масаи, берберы, австралийцы).

Литература.

  1. Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия - М.: 2003 / www. KM. ru
  2. География 6-10 класс. Библиотека электронных наглядных пособий. М.: 2003.
  3. География. Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы. - М.: Дрофа, 2004
  4. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса общеобразовательных школ - М.: Просвещение, 2001