В Германии. После второй мировой войны часто говорили о "немецком экономическом чуде". Людвиг Эрхард, первый министр экономики. Германское "экономическое чудо"

Вторая мировая война стала крупнейшей экономической катастрофой. В тяжелом экономическом положении оказались практически все страны-участницы. На общем фоне послевоенного состояния западноевропейских стран немецкая действительность выглядела особенно удручающей.

Разрушенные города, уничтоженные бомбежками или демонтированные заводы и фабрики, отброшенное на десятки лет назад аграрное производство, массовая безработица. Пустые полки магазинов, карточная система, сильнейшая спекуляция. Огромный государственный долг, масса денег в обращении, не имеющая товарного покрытия. Полный хаос царил и в организации хозяйственной жизни страны. Западные оккупационные власти вынуждены были завозить продукты питания и самые необходимые предметы потребления.

Для оздоровления экономики Германии явно требовались решительные меры, которые были реализованы по замыслу и под руководством Л.Эрхарда. Его концепция получила название "социального рыночного хозяйства", под которым понималось:

Приоритет в экономической политике государства делался на установление форм и правил действия хозяйствующих субъектов (рамочное регулирование);

Нацеленность создаваемых форм и правил на обеспечение свободного конкурентного порядка и открытости рынков, стимулирование хозяйственной инициативы максимального числа частных лиц;

Преодоление консервативной структуры потребления, создание условий для выравнивания платежеспособности всех слоев населения.

Л. Эрхард начал с денежной реформы, заменив рейхсмарки новыми дойчмарками и изъяв практически за день огромную массу необепеченных денег. Далее последовала реформа цен - отменялось административное распределение ресурсов и контроль над ценами, над заработной платой. Одновременно

создавались условия для восстановления производства. Центральный банк выделил инвестиционные кредиты, снизил обязательные резервы для коммерческих банков. Важную роль в возрождении промышленности, как и после Первой мировой войны, сыграла помощь, полученная Германией по плану Маршалла. Необходимо отметить, что восстановление промышленности происходило на основе новой технологической базы. Кроме денежно-кредитной политики государство использовало также и политику расходов - оно дотировало производство важнейших продуктов питания, жилищное строительство. Восстановление хозяйства происходило очень быстро - уже к 1954г. был вдвое превышен уровень производства 1936г., при этом отмечался рост благосостояния всех слоев населения. Такое стремительное возрождение экономики Германии после Второй мировой войны получило название "немецкого чуда".

Еще по теме "Немецкое экономическое чудо":

  1. 16.1. "Экономическое чудо XX века" - немецкая модель управления
  2. ГЛАВА 13 Чудо св. Пантелеймона о «русском короле Харальде»: монастырь св. Пантелеймона в Кёльне и семейство Мстислава Великого (конец XI - начало XII века)
  3. Выявление экономических законов и новых тенденций в социально-экономическом развитии общества - главное предназначение экономической науки

Немецкое «экономическое чудо». Первые послевоен­ные годы явились наиболее тяжелым периодом в истории Герма­нии, а ее экономическое положение можно охарактеризовать как катастрофическое. Глубочайшим кризисом были охвачены все отрасли хозяйства, разрушенного войной.

Уровень ВНП едва до­стигал 50% от 1936 г., откатившись к показателю 1908 г. Полнос­тью была дезорганизована система товарно-денежных отношений, а уровень жизни населения можно определить как уровень выжи­вания. Германия должна была выплатить репарации в размере 20 млрд долл. К этому следует добавить тяжелейшее психологи­ческое состояние граждан разгромленной фашистской империи, некогда претендовавшей на мировое господство.

Еще в период войны ведущими странами антигитлеровской коалиции стали разрабатываться планы послевоенного пере- устройства Германии, которые были согласованы и утверждены на Потсдамской конференции летом 1945 г. Наряду с репарацион­ными выплатами план предусматривал демилитаризацию Герма­нии, денацификацию и демократизацию ее внутриполитической жизни. Начало «холодной войны» обусловило на долгие десятиле­тия раскол Германии на два государства - ФРГ и ГДР. Восста­новление и последующее развитие ФРГ происходило в рамках западной рыночной модели, на основе финансовой помощи ве­дущих капиталистических стран в то время как в ГДР осуществ­лялось строительство социализма по модели СССР.

Главным идеологом реформ в ФРГ явился Людвиг фон Эрхард (1897-1977), в 1948 г. занимавший пост директора Управления хо­зяйства объединенных западных зон оккупации. В 1949-1963 гг. он был министром народного хозяйства ФРГ, а в 1963-1967 гг. стал канцлером республики. Стратегической целью реформ Л. Эрхарда стало построение социального рыночного хозяйства, где основным экономическим регулятором являлся рынок, при рез­ком сужении системы государственного вмешательства. Этот пре­дельно для того времени либеральный подход опирался не толь­ко на сложившиеся реалии послевоенной Германии с максимально ослабленным государством и политикой демократизации, деми­литаризации, денационализации и денацификации оккупацион­ных властей, но и на ордолиберальную «теорию порядка» австро-немецких теоретиков в лице В. Репке, В. Ойкена, Ф. Бёма, А. Рю-стова и др.

В условиях полной дезорганизации хозяйственной жизни, бан­кротства государства основным субъектом хозяйства, способным обеспечить возрождение страны, становится частный предприни­матель. Государство создает максимально благоприятные условия для развития частной инициативы, что ведет к росту эффектив­ности всего хозяйства и в долгосрочном плане подводит прочную базу под его сильную социальную политику. Однако такая пози­ция вовсе не исключала, а напротив, предполагала активные меры государственного регулирования, которые были сосредоточены на создании необходимых условий для функционирования социаль­но ориентированного рынка.

Первым шагом реформаторов явилась денежная реформа. В кратчайший срок произошло изъятие из оборота старых рейхс­марок и их замена на дойчмарки. Каждый житель ФРГ получил по 40 дойчмарок, а затем еще по 20. Заработная плата и пенсионные выплаты с момента введения новой валюты стали произво­диться в соотношении 1: 1, в то время как половину наличности и сбережений можно было обменять в пропорции 1: 10, а остав­шуюся половину - позднее в соотношении 1: 20. Средства пред­приятий также обменивались в соотношении 1:10, что позволи­ло им выплатить первую заработную плату, а в дальнейшем ее фонд формировался исключительно из заработанных собственных средств. Обязательства банков и других учреждений финансово-кредитной сферы были аннулированы.

За проведением денежной реформы последовала обвальная либерализация цен. Молниеносная реформа преследовала цель выхода из состояния гиперинфляции. Она была достигнута, од­нако жесткость условий реформы определила в начальный пери­од преобразований в целом негативное отношение к ней, вызы­вало острую критику правительства, особенно в периоды инфля­ционных вспышек на всем протяжении 1950-х гг.

Несмотря на некоторые издержки первоначального этапа, пра­вительству удалось вывести рынок потребительских товаров из тени. Исчезновение тотального дефицита потребительских това­ров сделало дефицитными денежные средства, что, в свою оче­редь, формировало цивилизованные рыночные стимулы к хозяй­ствованию. Важным шагом в борьбе с инфляцией предложения в условиях сохранявшегося дефицита на потребительском рынке стало принятие закона против произвольного завышения цен и ряд других антиинфляционных мер в налоговой и кредитной сферах.

Непростые условия первоначального этапа реформ определи­ли повышенное внимание государства к развитию мелкого и сред­него предпринимательства, что в краткосрочной перспективе обес­печило существенный рост занятости, сокращение дефицита на потребительском рынке и, наконец, способствовало большей на­полняемости бюджета страны.

Наиболее сложный период реформ был пройден к 1954 г., ког­да уровень производства в ФРГ в два раза превысил показатели 1936 г. В первой половине 1950-х гг. среднегодовые темпы эко­номического роста в Германии были самыми высокими среди раз­витых стран и составляли 19%, что во многом следует отнести не столько на счет последовательной политики реформаторов, сколь­ко на невысокий исходный уровень, с которого началось возрож­дение страны. Впоследствии темпы роста существенно замедли­лись, а правительство столкнулось с проблемой инфляционного кризиса. Дальнейшее поступательное развитие хозяйства ФРГ было обеспечено умелыми действиями реформаторов по обузда­нию вспышек инфляции во второй половине 1950-х гг.

К середине 1950-х гг. ФРГ вышла на второе место в мире после США по объему золотых запасов. Упрочилось ее положение на мировых рынках. Страна стала наряду с Францией ведущим субъектом европейской интеграции. К началу 1960-х гг. ФРГ обес­печивала более 60% добычи угля, около 50% производства стали, 40% экспорта и 35% импорта на общеевропейском рынке.

Феномен беспрецедентного возрождения Германии, рост ее хозяйственного могущества в 1950-1960-е гг. был назван «немец­ким экономическим чудом». Его основными составляющими стали последовательная стратегия социального рынка, помощь передо­вых индустриальных стран, мощный внутренний потенциал стра­ны, включавший передовую инженерную мысль, глубокие тради­ции производственной, организационной культуры немецкого народа, и пр. Следует также отметить, что мощный хозяйствен­ный рывок ФРГ обеспечивался в конечном счете модернизацией индустриального сектора экономики. Несмотря на своеобразие пути послевоенного развития ФРГ, предопределенность интегра­ции ее в европейский рынок и глубокие исторические корни хо­зяйственного лидерства, модель «немецкого чуда», тем не менее, может с известной долей условности рассматриваться в качестве европейского варианта распространенной модели «догоняющего развития». Возможно, поэтому начиная с 1970-х гг. страна, нахо­дящаяся в положении одного из мировых лидеров, столкнулась с нараставшими год от года проблемами качественной модерниза­ции высокоразвитой индустриальной структуры хозяйства в усло­виях второго этапа НТР.

Если после I мировой войны территория Германии практически не пострадала от военных действий, то после II мировой войны страна лежала практически в руинах. Промышленное производство было на уровне трети от довоенного, остро стоял жилищных вопрос, большая часть жилищного фонда была нарушены во время войны, тогда как более 9 миллионов немцев были высланы в Германию из Восточной Прусии и земель по Одер и Нейсе. Жизненный уровень упал на 1/3. Деньги обесценились, денежная масса не имела товарного покрытия, распространялся бартерный товарооборот. Союзники начали вывоз промышленного оборудования в счёт репараций. Кроме того Германия перестала существовать как независимое государство, она была оккупирована. Часть её территорий отторгнута. Это была страна где, как писал один современник, «среди голода и холода умерла надежда». Фактически было два пути преодоления кризиса. Первый из них это идти путём плановоё экономики, с возможной национализацией собственности. Другой идти путём рыночной экономики. Первый путь поддерживали социал-демократы и профсоюзы. Второго пути поддерживались христианские демократы. Так как в выборах в рейхстаг ХДС-ХСС в коалиции с СВДП оказались в большинстве и сформировали правительство, экономические планы именно этих партий и были приведены в жизнь. Христианские демократы, несмотря на недовольство трёх оккупационных держав, отказались от любых видов давления на экономику. Претворялись в жизнь такие принципы рыночной экономики как, свобода экономики, свобода конкуренции; правительство воздействовало на экономику, прежде всего предоставлением кредитов, налоговых льгот, и введением премий за экспорт. Также действовали и антимонопольные законы. Всё это а так же, незначительные военные расходы, отсутствие огромных затрат на содержание колониального аппарата, приезд миллионов беженцев потерявших всё на востоке, и проявляющих завидную энергию на новом месте Ї всё это обусловило быстрое развитие Германии. В 1950 году прекратилось распределение продуктов питания по карточкам. В 1956 году ФРГ произвела продукции три раза больше, чем вся Германия до войны. Особенно высокими темпами рост западногерманский экспорт. Около половины всей производимой в ФРГ продукции шла на экспорт. Доходы от экспорта позволили, ФРГ расплатится с долгами, осуществить выплаты жертвам нацизма и создать крупные золотовалютные резервы, сделавшие марку одной из наиболее стабильных валют в мире. Большое внимание государство, уделялось также социальной политике, при свободной конкуренции неизбежно кто-то остаётся за бортом, и государственная должна была помогать им. Законы 50-х годов должны были улучшить положение пострадавших от войны, беженцев, инвалидов, стариков. С помощью налогов и компенсаций, государство пыталось сгладить бремя трудностей, разделяя его среди всего населения. Такое стремительное развитие экономики ФРГ стали называть немецким экономическим чудом. В середине 60-х годов наметился некоторый спад (-0,1%), безработных снова увеличилась. Хотя на первых порах такое торможение казалось временным В 1966 году министром экономики стал социал-демократ. Хотя успехи, рыночной экономики, были бесспорными, и огосударствлевание экономики уже было нереальным, но социал-демократы всё равно оставались приверженцами увеличения влияния государства в политике. Проводимая ими политика называлась глобальным регулированием и состояла в налаживание более тесных связей между правительством, банками, промышленностью и профсоюзами. Такая политика оказалась довольно удачной и помогла преодолеть кризис 1967года. До середины 70-х годов экономика развивалась достаточно энергично, но связи с всемирным энергетическим кризисом экономическая ситуация ухудшилась. Стала достаточно энергично расти безработица. И в начале 80-х годов. СвДП пришла к выводу, что возвращение к прежним принципам рыночной экономики неизбежно. Хотя экономика ФРГ несколько затормозилось в 70-80-х годах и несколько замедлилось, тем не менее, темпы развития ФРГ в период с окончания I мировой войны до 90-х годов впечатляют. ФРГ в конце 80-х годов осталась одной из наиболее индустриально развитых стран мира.

Людвиг Эрхард родился в Баварии 4 февраля 1897 г. После крушения фашизма Эрхард стал активным пропагандистом рыночной модели экономики, выступал с лекциями. Личность Эрхарда интересна тем, что это один из немногих случаев, когда на первых постах государства оказался экономист ученый, прекрасно применивший свои знания на практике. Особенность Эрхарда, как и Ф.Д.Рузвельта в том, что он был прекрасным оратором, умел объяснить простому народу смысл экономической политики Правительства и уделял этому огромное значение, много писал в газеты и выступал.

Ключевые положения экономической философии самого Эрхарда сводились к следующему:

. "Принудительная" экономика не может быть эффективной никогда, нигде и ни в какой форме. Альтернатива командной системе одна, и другой в природе не существует. Это рыночная экономика, основанная на свободе, конкуренции н взаимной ответственности граждан и государства.

Восстановление жизнеспособной денежной единицы - не закономерный итог заключительного этапа реформ, а отправная точка и необходимая предпосылка успешного продвижения к цели. Инфляционная "накачка" экономики, какими бы благими целями она ни оправдывалась, всегда контрпродуктивна по своим конечным результатам.

Государство обязано активно вмешиваться в экономический процесс. Но направление, характер и способы такого вмешательства должны ориентироваться на поддержку свободного рынка, на защиту рынка от социального популизма и иждивенчества.

Социальная функция государства заключается не в том, чтобы "поровну распределять нищету", а прежде всего в том, чтобы обеспечить условия для эффективного производства. Прежде чем что-то распределять, надо это "что-то" произвести. Что же касается самого распределения, то здесь главная задача государства - забота о слабых. Для тех же, кто в силах позаботиться о себе сам, оно обязано создать необходимые условия.

С середины 1950 годов страна вступила в полосу непрерывного экономического роста, длившегося почти до конца 60-х годов. Этот период получил название немецкого экономического чуда. Вот основные результаты прогрессивного развития рыночных сил: уже в 1950 г был достигнут уровень довоенного производства. К 1956 г. уровень 1950 г. был удвоен, а к 1962 г. - утроен. Средние темпы экономического роста составляли около 7.8%. Что особенно важно, в стране был очень низкий уровень инфляции, один из самых низких в Европе. Индекс цен промышленных товаров в 1951 г. составлял 111 % от уровня цен 1950 г., в 1952 - 121 %, 1953 - 118%, 1957 - 124%.

В середине 50-х годов ФРГ занимала второе место по величине золотовалютных резервов, третье место после США и Англии по объему промышленного производства. Отвечая на вопрос о факторах успешного развития экономики Эрхард говорил, что это находчивость предпринимателей, дисциплинированность и трудолюбие рабочих, умелая политика правительства. В первую очередь получили развитие металлургия, химическая промышленность, машиностроение, легкая, перерабатывающая промышленность. Очень умело проводилась конверсия военных заводов. Государство внедряло программы переобучения рабочей силы.

Помимо промышленности, также активно развивалось сельское хозяйство, превзойдя довоенный уровень уже в 1953 г. В немалой степени этому способствовала проведенная в 1947-1949 земельная реформа, в результате которой основная часть угодий юнкерских хозяйств перешла в руки средних и мелких собственников.

Уже с 1950 г. страна имела стабильно активное сальдо торгового баланса, достигнувшее в 1955 г. 1.2 млрд. марок. Началась внешнеторговая экспансия Германии, ее товары в силу высокого качества и приемлемых цен находили спрос по всему миру. Значительную роль в становлении экономики Германии сыграл подъем автомобильной промышленности (Фольцваген и Ауди), производство бытовой техники (знаменитый Грюндик, Сименс). Известно, что англичане отказались от завода Фольцваген, предназначавшегося им по репарациям, считая что производство является устарелым и нерентабельным, но уже в 1950 году завод стал производить всемирно известные "жуки", выдерживающие жесткую конкуренцию даже на рынке США. Как и в США на заводах Форда, этот автомобиль стал всенародным и доступным. Покупка автомобиля стала мечтой каждого немца, люди стремились хорошо зарабатывать. В свою очередь развитие автомобильной промышленности породило спрос на строительство инфраструктуры, качественных дорог, известных по всему миру как автобаны. В стране получил широкое развитие автомобильный туризм.

Повышался уровень доходов населения, шло активное и массовое формирование среднего класса. В 1951 был принят закон, закреплявший участие рабочих в управлении производством, вводивший в совет директоров предприятия их представителя. Была создана разветвленная система социального страхования.

Немецкое «экономическое чудо»

Бесспорной заслугой эры «христианских демократов» в ФРГ (1949 - 1969 гг.) является «немецкое экономическое чудо» - возрождение экономики Германии из поствоенной ситуации. Действительно, на общем фоне после Второй мировой войны, немецкая ситуация выглядела особенно удручающе. Разрушенные города, уничтоженные заводы, отброшенное на десятки лет назад аграрное производство. Наличие 12ти миллионной армии переселенцев. В 5 раз возросло количество денег, находящихся в обращении и не имеющих товарного покрытия. Введение карточной системы стимулировало рассвет «черного рынка». Возрождаются товарообменные сделки времен «натурального хозяйства». Западные оккупационные власти вынуждены были ежегодно завозить продукты питания и самые необходимые предметы потребления на 1 млрд. долларов. Они же в 1947 г. предлагали эвакуировать до 20 млн. немцев как обреченных на голодную смерть. Во второй половине 40-х гг. XX в. народ Германии получил жестокий урок всеобщего финансового, экономического и нравственно-духовного истощения. Оздоровление экономики Германии требовало решительных мер, и на них пошли члены правящей с 1949 г. партии ХДС. Главным архитектором хозяйственных реформ послевоенной Германии стал профессор Людвиг Эрхард (1897 - 1977 гг.) - директор управления хозяйства объединенных западных зон оккупации в 1948 г., министр народного хозяйства ФРГ (1949 -1963 гг.), заместитель федерального канцлера (с 1957 г.) и федеральный канцлер в 1963 - 1966 гг. Именно под его руководством и состоялось «экономическое чудо», хронологические рамки которого 1948 - 1960 гг. К его предпосылкам можно отнести:

  • 1) внутренние капиталовложения в промышленность;
  • 2) помощь из США по «плану Маршалла» - около 3 млрд. долларов;
  • 3) чрезвычайные усиления немцев - в 50-е гг. в ФРГ была самая продолжительная рабочая неделя в Западной Европе;
  • 4) до 1956 г. ФРГ не имела значительных военных расходов;
  • 5) протекционистская политика государства и др.

Л.Эрхард отмечает, что основную цель экономических реформ он видел в:

  • а) создании «социального рыночного хозяйства»;
  • 6) повышении покупательной способности всех слоев населения;
  • в) сосредоточении всех усилий народного хозяйства на увеличение государственного дохода.

Рычагами экономического возрождения ФРГ Эрхард считал свободную частную инициативу и конкуренцию в сочетании с активной ролью государства в хозяйственной жизни. Планы Л.Эрхарда опирались на денежную реформу, свободные цены, конкуренцию частных предпринимателей, регулирующую роль государства с помощью гибкой кредитной и налоговой политики, ставки на мелкий и средний бизнес.

Весь ход «немецкого экономического чуда» можно разбит, на этапы: 1-й прошел в 1948 - 1949 гг. под знаком денежной и цено30й реформ, началом повышения ставок реальнойзарплаты с учётом роста производительности труда, значительного роста производства;2-й - 1950 - 1951 гг. - время наибольшего напряжения в истории поствоенного немецкого рыночного развития, поднимается среднегодовой уровень занятости; 3-й - 1952 г. - прекращение роста цен и проверка создаваемой экономической системы на прочность и пригодность; 4-й - 1953 - 1955 гг. - начало эры «благосостояния для всех». В 1954 г. был вдвое превышен уровень общегерманского производства 1936 г.; 5-й - 1955 - 1960 гг. - период торможения экономического подъема и переход к спокойному прогрессу. Итоги «немецкого экономического чуда»: Важнейший итог чуда - возрождение экономического потенциала страны, в результате которого ФРГ превращается в передовую страну Западной Европы, обгоняя в хозяйственном отношении своих былых победителей. К середине 50-х гг. она вышла на второе место после США по объему золотых запасов