Теневая экономика: причины возникновения, масштабы и опыт государственного противодействия в России и других странах. Привет студент

Измерение теневой экономики, оценка ее масштабов является достаточно сложной задачей. Это связано с самой ее природой – теневая экономика носит скрытый характер и возникает из-за стремления избежать измерения. Для ее измерения используются различные, преимущественно косвенные методы.

Всего в мире в теневом секторе создается как минимум 8 трлн. долларов добавленной стоимости ежегодно, не попадая в бухгалтерские отчеты предприятий и в официальную статистику как отдельных государств, так и международных организаций. Таким образом, по своим размерам глобальная теневая экономика сопоставима с экономикой США – страны, имеющей самый крупный ВВП в мире.

Во второй половине 90-х годов в развитых странах теневая экономика была эквивалентна в среднем 12% ВВП, в странах с переходной экономикой – 23% ВВП, а в развивающихся – 39% ВВП.

В странах с развитой рыночной экономикой отмечается постоянный рост масштабов теневого сектора. В 2010 наиболее высокой долей теневого сектора является Греция (29,0% официального ВВП). К странам с наибольшим теневым сектором относятся также Италия (27,8%), Испания (23,4%) и Бельгия (23,4%). Среднее положение занимают Ирландия, Канада, Франция и Германия (от 14,9% до 16,3%).

Наиболее низкие показатели доли теневого сектора имеют Австрия (9,1%), США (8,9%) и Швейцария (8,0%).

Таким образом, даже в относительно благополучных странах абсолютный объем теневой экономики составляет в США – 700 млрд долларов, в Италии – 310 млрд, а в Великобритании – 190 млрд долларов.

Наиболее быстрый рост масштабов теневого сектора в 80-90-е годы наблюдался в Греции, Италии, Швеции, Норвегии и Германии. Например, объем теневой экономики Германии с 1975-го по 1997 год вырос в пять раз – с 60 до 300 млрд долларов. Причем неофициальный сектор рос в Германии со скоростью 8% в год – значительно быстрее, чем официальный ВВП. Наибольших масштабов достиг теневой сектор экономики в развивающихся странах.

Так, теневая экономика в Нигерии достигает 76% от официального ВВП. Значительный масштаб теневого сектора отмечается также в Таиланде (71%), Египте (68%), Боливии (66%) и Панаме (62%). Фактически в большинстве развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки можно говорить скорее о существовании "параллельной", или "второй" экономики, ненамного уступающей по масштабу экономике официальной.

Если в странах Запада в теневом секторе работают в основном небольшие фирмы, а заработки от деятельности используются как дополнительный источник дохода, в развивающихся странах ситуация иная. Мигранты из сельской местности неспособны найти работу в легальном секторе и вынуждено добывать основные средства в экономике теневой. Повсеместная коррупция и изъяны в законодательстве способствуют тому, что значительная часть хозяйственной деятельности оказывается неучтенной официальными властями.

Согласно различным исследованиям, наибольшее значение в первой половине 90-х годов теневой сектор имел в экономике Грузии (43-51% официального ВВП), Азербайджана (34-41%) и России (27-46%). Для всех постсоветских стран характерна одна тенденция: теневая экономика активно растет, в среднем с 26% в 1990-м до 35% в 1995 году. Многие компании на постсоветском пространстве (даже крупные, с участием государственного капитала) прибегают к теневым операциям наряду с вполне легальной деятельностью в официальной экономике.

В СССР рост теневой экономики стал заметен с 70-х г. 20 века. Если в 1973 году теневой сектор в СССР равнялся примерно 3% ВВП, в 1980 - х годах – 10-15% национального продукта, то в 1993 году он составлял 27% ВВП, а еще через три года, согласно данным Московского института социоэкономических проблем – уже 46%. На начало 2000 – х годов масштабы российской теневой экономики оцениваются примерно в 25-35 %. Теневая экономика в России неравномерно представлена в различных отраслях. Так, по оценкам российского Госкомстата, если в строительстве на теневой сектор приходится около 8 % деятельности, то в торговли этот показатель превышает 63 %. Еще одной чертой новой теневой экономики в России стало широкое распространение скрытой занятости. Так, 27 % трудоспособных россиян имеют официально неучтенную вторую работу.

По данным Росстата на апрель 2012 года размер теневой экономики РФ постепенно снижался. В 2009 году доля теневой экономики составляла 16%, в 2010 году - 15,5%..

Рассматривая общество, как систему динамическую, ученые выделяют три функции теневой экономики – инновационную, дублирующую, утилизационную.

Инновационная функция теневой экономики проявляется в формировании новых организационных структур, в возникновении новых отраслей коммерческой деятельности. Примером инновационной функции теневых отношений, связанной с созданием новых организационных структур, является переход от капитализма свободной конкуренции к «монополистическому» капитализму в конце 19 века. Другой тип инновационной роли теневых отношений во внутрисистемных сдвигах, когда теневая экономика создает новые рынки, «проламывая» культурные стереотипы и юридические отношения, можно проследить по развитию коммерческих отношений в сферах, связанных с распоряжением человеком своим телом. Речь идет о таких видах деятельности, как производство абортов, эвтаназия, проституция, торговля трансплантатами. Во всех четырех случаях в 19 – 20 веке складывается однотипная ситуация: есть спрос на определенный товар или услугу, есть и добровольное их предложение, однако куплю-продажу официально запрещают. Подобно тому как неформальное предпринимательство раннего Нового времени прокладывало путь «нормальному» капитализму, так и расширение теневой коммерческой деятельности, связанной с распоряжением своим телом, постепенно меняет общественные умонастроения, подготавливая отмену запретов. Аборты в настоящее время легализованы почти во всех странах мира. Коммерческая проституция в последние годы стала легальной отраслью экономики в ряде стран мира – в Голландии, Германии, Турции и т.д. Эвтаназия пока легализована только в Голландии. Что касается торговли трансплантантами, то в одних странах она прямо запрещена (Россия), в других законодательство по этому поводу вообще отсутствует. Тем не менее многие врачи выступают за легализацию торговли человеческими органами.

Таким образом, теневая экономика может играть инновационную роль во внутрисистемных сдвигах, стимулируя переход от одной стадии формационного развития к другой, а также рождение новых сфер коммерческой деятельности.

Дублирующая функция теневой экономики заключается в дублировании господствующих в обществе социально-экономических институтов Множественность институтов, выполняющих схожие функции, ведет к постоянной конкуренции между ними, а тем самым к отбору лучших и совершенствованию работы всех участников институциональной конкуренции.

Тезис о теневой экономике как дубликате господствующих институтов наиболее очевиден в отношении «серого» (неформального) и «второго» («беловоротничкового») сегментов современной теневой экономической деятельности. В обоих случаях перед нами - рынок, на котором действуют законы конкуренции, а цена товаров и услуг формируется под влиянием спроса и предложения Но и «черная» теневая экономика, основанная, казалось бы, на применении насилия, тоже является субститутом легальных институтов. Если рассмотреть организованную преступность с точки зрения теории организаций, то можно выделить черты, сближающие преступную организацию (мафию) со всеми тремя типами экономических субъектов легальной экономики - и с фирмой, и с государством, и с домохозяйством.

Современная организованная преступность является, по существу, особой отраслью бизнеса - экономической деятельностью профессиональных преступников, направленной на удовлетворение считающихся антиобщественными остродефицитных потребностей рядовых граждан. Организованная преступная группа интерпретирована как система неформальных (негласных) отношенческих контрактов, минимизирующих трансакционные издержки преступной деятельности. Помимо функций фирмы мафия может выполнять функции государства. Ведь, занимаясь рэкетом, преступная организация продает услуги по защите прав собственности. Правоохранительные услуги всегда относят к числу общественных благ, производство которых монополизирует государство. Поэтому развитие рэкет - бизнеса следует рассматривать как форму криминального политогенеза - создания теневой эрзац - администрации, конкурирующей с официальным правительством. Наконец, преступные организации имеют многие черты домохозяйств, поскольку внутри криминальной группы культивируются альтруистические взаимоотношения без ожидания наград, по типу отношений в архаичных общинах. Даже «черная» теневая экономика дублирует институты господствующей социально-экономической системы, выступая в роли всех трех субъектов современной легальной экономики.

Утилизационная функция - это элементы отживших социально-экономических систем. В теневой экономике эти устаревшие институты продолжают еще долго действовать, сохраняя потенциальную возможность пережить «второе рождение». Поэтому разрастание теневых отношений часто означает регенерацию пережитых институтов, что ведет к торможению общественного развития.

Выделенные три функции теневой экономики - инновационная, дублирующая и утилизационная - изменяются по определенной системе. Когда происходит рождение нового социально-экономического строя, то наиболее активно выполняются инновационная и утилизационная функция. Когда же общество прошло точку бифуркации (смена системы) и начинает развиваться по аттрактору, то инновационная и утилизационная функции отходят на задний план, более важной становится дублирующая функция. Наличие теневого сектора экономики делает развитие общества в целом более устойчивым и безопасным, хотя в конкретные исторические периоды деструктивное влияние теневых отношений может превалировать над конструктивным.

Измерение теневой экономики, оценка ее масштабов является достаточно сложной задачей. Это связано с самой ее природой - теневая экономика носит скрытый характер и возникает из-за стремления избежать измерения. Для ее измерения используются различные, преимущественно косвенные методы.

Для начала, рассмотрим состояние и масштабы теневой экономики в различных странах, периода конца 20 века, используя результаты исследований австрийского экономиста Фридриха Шнайдера (Университет Линц, Австрия), представленные в журнале "Эксперт".

Впервые на проблему теневой экономики мировая общественность обратила внимание в конце 60?х -- начале 70?х годов ХХ века. По данным МВФ, в конце 90?х годов теневая экономика в глобальном масштабе составляла порядка 8 трлн долларов, что сопоставимо с ВВП США.

Во второй половине 90-х годов в развитых странах теневая экономика была эквивалентна в среднем 12% ВВП, в странах с переходной экономикой - 23%, а в развивающихся - 39% ВВП.

В странах с развитой рыночной экономикой отмечается постоянный рост масштабов теневого сектора. В 201 3году страной с наиболее высокой долей теневого сектора является Греция (29,0% официального ВВП). К странам с наибольшим теневым сектором относятся также Италия (27,8%), Испания (23,4%) и Бельгия (23,4%). Среднее положение занимают Ирландия, Канада, Франция и Германия (от 14,9% до 16,3%). Наиболее низкие показатели доли теневого сектора имеют Австрия (9,1%), США (8,9%) и Швейцария (8,0%).

Таким образом, даже в относительно благополучных странах абсолютный объем теневой экономики составляет в США - 700 млрд долларов, в Италии - 310 млрд, а в Великобритании - 190 млрд долларов. Наиболее быстрый рост масштабов теневого сектора в 80-90-е годы наблюдался в Греции, Италии, Швеции, Норвегии и Германии. Например, объем теневой экономики Германии с 1990-го по 2012 год вырос в пять раз - с 60 до 300 млрд долларов. Причем неофициальный сектор рос в Германии со скоростью 8% в год - значительно быстрее, чем официальный ВВП.

Наибольших масштабов достиг теневой сектор экономики в развивающихся странах. Так, теневая экономика в Нигерии достигает 76% от официального ВВП. Значительный масштаб теневого сектора отмечается также в Таиланде (71%), Египте (68%), Боливии (66%) и Панаме (62%). Фактически в большинстве развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки можно говорить скорее о существовании "параллельной", или "второй" экономики, ненамного уступающей по масштабу экономике официальной. Если в странах Запада в теневом секторе работают в основном небольшие фирмы, а заработки от деятельности используются как дополнительный источник дохода, в развивающихся странах ситуация иная. Мигранты из сельской местности неспособны найти работу в легальном секторе и вынуждено добывать основные средства в экономике теневой. Повсеместная коррупция и изъяны в законодательстве способствуют тому, что значительная часть хозяйственной деятельности оказывается неучтенной официальными властями.

В постсоциалистические странах, согласно различным исследованиям, наибольшее значение в первой половине 90-х годов теневой сектор имел в экономике Грузии (43-51% официального ВВП), Азербайджана (34-41%) и России (27-46%). Для всех постсоветских стран характерна была одна тенденция: теневая экономика активно растет, в среднем с 26% в 2000-м до 35% в 2012 году. Многие компании на постсоветском пространстве (даже крупные, с участием государственного капитала) прибегали к теневым операциям наряду с вполне легальной деятельностью в официальной экономике.

В Восточной Европе наибольший масштаб теневая экономика приобрела в балканских странах - Македонии, Хорватии и Болгарии (около 40% ВВП). В Албании экономика практически полностью функционирует в теневой сфере. В Албании, где среднегодовой доход гражданина составляет всего 70 долларов, сегодня только по официальной статистике на 3,2 млн. населения насчитывается 500 тысяч автомобилей, причем 60% из них - это "Мерседесы". В то же время в 1990 году их было всего 5 тысяч. Основная часть автомобилей была угнана из западноевропейских стран.

Современное состояние и масштабы теневой экономики, дают оценку о дальнейшем приросте теневой экономики в странах Евросоюза на 0,6 %. Прайм-Тасс, от 20 апреля 2014

Этот показатель изменился впервые за 15 лет и составил - девять десятых процента. Хуже всех с этим в Великобритании, Ирландии и Испании, говорится в исследовании австрийского экономиста Фридриха Шнейдера. Лучше себя чувствует экономика Бельгии, Австрии и Германии. Черный рынок ЕС набирает обороты и растет коррупция: бизнесмены предпочитают договариваться с полицией в обход интересов государства.

Высокие налоги и безработица активизировали теневой сектор Евросоюза. И как следствие - рост преступности, нелегальной занятости и бедности, говорится в докладе организации экономического сотрудничества и развития /ОЭСР/. Динамичнее всех в этом отношении развивается Великобритания, Ирландия и Испания. Там черный рынок вырос на девять процентов. В Скандинавии на этот сектор приходится 10 % ВВП. В Португалии - 25%. Такая ситуация существует во всех странах мира. И в период кризиса она только усугубляется. Сократившиеся зарплаты, вынуждают многих выбирать серые схемы для заработка. Считается, что это нормальная практика в случае кризиса, когда люди готовы рисковать конфликтами с государственными структурами, хотя бы для того, чтобы обеспечить свой бизнес поступлением необходимых средств и необходимыми источниками денег и заказов.

Наибольший прирост теневой экономики приходится на восточную Европу, там он был всегда, даже перед вступлением этих стран в Евросоюз. И сейчас эта проблема не уменьшилась. Уровень коррупции между средним и мелким бизнесом остается высоким. Всегда можно договориться и платить меньше.

Бухгалтерская документация подтасовывается и доходы идут мимо госказны - комментарий Business FM главного научного сотрудника института мировой экономики и международных отношений РАН Александра Гусева: "Кризис в значительной степени с одной стороны создал серьезные трудности, но с другой - и определенные послабления, я имею в виду прежде всего отношение к оффшорным зонам, которые существуют. На деле многие страны говорили о том, что пора покончить с оффшорными зонами с одной стороны, с другой стороны открыть вклады в швейцарских банках, но к большому сожалению это не произошло и, вероятно, этого не произойдет". Размеры теневой экономики варьируются в зависимости от региона. Некоторые советские страны по этому показателю находятся на уровне Средиземноморья, говорится в исследовании Шнайдера. Между тем в Эстонии, Латвии, Румынии и Болгарии эти цифры достигают 40%. В Белоруссии и Молдавии теневая экономика составляет половину ВВП, на Украине - 57%. Россия в список австрийского экономиста не вошла.

Важно отметить, что соотношение позитивных и негативных эффектов теневой экономики зависит от ее масштабов. Рассмотрим рис.1.

Рис.1.

Позитивный эффект теневой экономики возрастает по параболе, т.е. темп его роста замедляется с увеличением относительной величины теневой экономики. Зато негативный эффект имеет ярко выраженную тенденцию к ускоренному росту по мере увеличения теневой экономики. В таком случае результирующий эффект сначала будет иметь положительный знак и расти (участок 0А), потом его рост остановится (в точке А), начнется процесс спада (участок АВ), а затем результирующий эффект приобретет отрицательное значение, величина которого будет стремительно расти (после точки В).

Эта графическая модель показывает важность контроля над масштабами теневой экономики. Общественное благосостояние максимизируется, если величина теневой экономики равна 0А, так как при этом результирующий эффект имеет максимально позитивное значение. В крайнем случае, можно допустить разрастание теневой экономики до величины 0В, когда позитивный и негативный эффекты взаимно гасятся. Если величина теневой экономики превышает 0В, то общество несет чистые потери.

Масштабы теневой экономики во многом зависят от типа экономической системы, но эта зависимость носит неоднозначный характер. Очевидно, что теневой экономики нет (точнее, она минимальна) при абсолютно государственной и при абсолютно разгосударственной экономике: в первом случае государство запрещает всякую теневую активность и имеет средства этот запрет реализовать, а во втором случае нет запретов и контроля, следовательно, нет и нужды «скрываться в тени». Теневая активность будет увеличиваться в «пограничной зоне» между централизованным и децентрализованным хозяйством: с одной стороны, в слабеющей централизованно управляемой экономике (как в СССР 1980-х) уменьшаются возможности контроля; с другой стороны, в подвергающемся огосударствлению рыночном хозяйстве множатся меры контроля, далеко не всегда эффективного.

Следует учитывать, что оценка масштабов теневой экономики, которая по определению уклоняется от «учета и контроля», сама по себе является довольно сложной проблемой. Поскольку расчеты в теневой экономики производятся почти исключительно наличными, а в официальной экономике - безналичными деньгами, то хорошим индикатором динамики теневых сделок является изменение количества наличных денег в обращении. Другой часто используемый метод - это анализ расходов электричества (оно является таким производственным ресурсом, который необходим при многих видах скрываемого производства, но при этом скрыть его расход почти невозможно). Нетрудно заметить, что оба этих метода в принципе не могут охватить многих видов теневой деятельности (например, распространенное в России огородничество для самообеспечения) и дают заниженные оценки.

Экономическая глобализация порождает так называемые глобальные проблемы - проблемы, в той или иной степени, касающиеся всех стран и народов, и решение этих проблем возможно лишь объединенными усилиями всего мирового сообщества. Более того, само существование земной цивилизации или, по крайней мере, ее дальнейшее развитие связано с решением этих проблем.

В наше время все более угрожающую форму принимает криминальная глобализация: на мировое развитие все сильнее воздействуют деструктивные силы, нарушающие правовые нормы, пренебрегающие принятыми в "цивилизованном обществе" "правилами игры". Речь идет не только о транснациональной организованной преступности и международных террористических организациях, но и о деятельности легальных фирм и законных правительств, которые перенимают методы преступников и занимаются нелегальной хозяйственной деятельностью в глобальном масштабе.

Среди теневых глобальных проблем наиболее известны те, которые связаны с взаимоотношениями "богатого Севера" (развитых стран) и "бедного Юга" (развивающихся стран). Однако есть и глобальные проблемы, связанные в основном с самими развитыми странами. Возникновение и развитие международных криминальных промыслов стало побочным результатом раскола мира на "богатый Север" и "бедный Юг". С одной стороны, развитые страны Запада (Северная Америка, Западная Европа, Япония) достаточно богаты, чтобы люди "золотого миллиарда" удовлетворяли свои самые изощренные потребительские запросы, даже если официальная мораль не позволяет делать это открыто (например, спрос на наркотики, удовлетворяется торговцами из слаборазвитых стран). С другой стороны, страны периферийного капитализма остро нуждаются во многих плодах западной цивилизации (престижные потребительские товары, современное оружие), но не имеют средств для их приобретения на легальных рынках. Предложение этих товаров обеспечивают уже преступные организации развитых стран.

В результате формируется параллельный официальному, нелегальный мировой рынок, контролируемый во многих случаях организованной преступностью. Объем нелегального мирового рынка трудно измерить, но очевидно, что он отличается от размеров легального мирового рынка не более чем на порядок и имеет тенденцию к росту. Нелегальный мировой рынок включает контрабанду как запрещенных товаров (наркотики, оружие), так и вполне легальных (алмазы, сигареты, автомашины). К криминальным аспектам экономических взаимоотношений между Севером и Югом относятся также легальная торговля подделками ("пиратскими" имитациями) и нелегальная миграция.

Наркобизнес - международный рынок запрещенных наркотиков давно стал одним из крупнейших на планете, сравнимым по своим масштабам с мировым нефтебизнесом. По экспертным оценкам, оборот наркотиков составляет не менее 8% мировой торговли. Главными участниками международного наркобизнеса являются транснациональные мафиозные организации.

Введение

1.1 Понятие теневой экономики…………………………………………3

1.2 Структура теневой экономики……………………………………….7

1.3 Масштабы теневой экономики………………………………………9

Глава 2 Причины и последствия теневой экономики

2.1 Причины возникновения теневой экономики…………………..11

2.2 Эволюция теневой экономической деятельности…………….13

2.3 Социально-экономические последствия теневой и криминальной экономической деятельности…………………..16

Глава 3. Методы борьбы с теневой экономикой

3.1 Социально-правовой контроль над экономической преступностью в России……………………………………………………..27

3.2 Подходы к «высветлению» теневой экономики……………….35

Заключение………………………………………………………………..38

Список использованной литературы……………………………….39
Введение

В экономической науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти другой такой пример, когда масштабы экономического явления и степень его изученности были бы настолько несопоставимы. Эта проблема теневой экономики, которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества.

Теневая экономика представляет собой очень трудный для исследования предмет; это феномен, который относительно легко определить, но невозможно точно измерить, т.к. практически вся информация, которую удается получить ученому-экономисту, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.

Теневая экономика представляет интерес, прежде всего с точки зрения всего влияния на протекание большинства обычных, “нормальных”, экономических явлений процессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом. Это влияние теневых отношений в России настолько велико, что представляет опасность для экономической безопасности и суверенитета государства в целом и совершенно очевидна необходимость их анализа.

Актуальность проблем, выбранной мною курсовой работы, не нуждается в специальном обосновании. Удельный вес и влияние криминального сектора в экономике приблизились к той черте, за которой вероятна утрата обществом контроля за направленностью социально-экономических и политических процессов.

В условиях криминализованной экономики возрастает потребность в комплексном изучении теневой, скрытой от регистрации и противоправной экономической деятельности как с позиции криминологии, криминалистики, уголовного права, так и экономических наук.

Структура и содержание курсовой работы предусматривает освещение наиболее важных тем и вопросов. Материал выстроен в определённой последовательности. В первой главе можно ознакомиться с определением и сущностью теневой экономики. Во второй главе акцент делается на причины и последствия теневой экономики. В третьей главе даются рекомендации по решению данной проблемы.


Глава 1. Определение и сущность теневой экономики

1.1 Понятие теневой экономики

Проблемы теневой экономики привлекли внимание исследователей еще в 30-х годах. В конце 70-х годов появились серьезные исследования этой сферы. Одной из первых серьезных работ в этой области является работа П.Гутманна (США) "Подпольная экономика" (1977 г.), в которой обращалось внимание на недопустимость игнорирования ее масштабов и роли.В 1983 году в г. Белефелде была проведена первая международная конференция по теневой экономике, на которой было представлено около 40 докладов, затрагивавших проблемы теневой экономики в условиях различных хозяйственных систем. В отечественной науке и экономической практике интерес к проблемам теневой экономике отчетливо проявился в 80-е годы. Это было обусловлено как социально-экономическими причинами, связанными с возрастанием ее роли в народном хозяйстве и криминализацией, так и с идеологическим причинами. Последние проявились в стимулировании руководством страны научных исследований, направленных на выявление деформаций и дискредитацию командной социально-экономической системы государственного социализма.В настоящее время единого общепринятого универсального понятия теневой экономики не сформулировано. Многообразие позиций обусловлено, как правило, различиями в характере решаемых авторами теоретических и прикладных задач, а также в методологии и методике исследования.

Рассмотрим основные подходы к определению интересующего нас понятия. Исследователи при изучении теневой экономики руководствуются в основном следующими целями: фундаментальный теоретический анализ, статистическая оценка, оптимизация социально-экономической политики, совершенствование правоохранительной деятельности, обеспечение экономической безопасности.

Учетно-статистический подход. При учетно-статистическом подходе основным критерием выделения теневых экономических отношений выступает их неучитываемость , то есть отсутствие фиксации официальной статистикой . Наиболее последовательным и развитым является учетно-статистический подход на основе методологии системы национальных счетов (СНС) ООН . Понятие теневой экономики определяется исходя из основной цели СНС - максимально точного учета всех видов экономической деятельности, обеспечивающих реальный вклад в производство валового внутреннего продукта (ВВП).

В соответствии с методологией СНС все проявления теневой экономики разделяются на две группы:

В состав производительной части теневой экономики, включаемой в ВВП, включаются следующие элементы:

1. Показатели законной деятельности, скрываемой или приуменьшаемой производителями в целях уклонения от уплаты налогов или выполнения других обязательств;

2. Показатели неформальной (неофициальной легальной) деятельности, в том числе:

  • деятельность некорпорированных (то есть непосредственно принадлежащих одному владельцу, часто - семейных) предприятий, работающих для собственных нужд, то есть производство товаров и услуг, произведенных в домашних хозяйствах и ими же потребленных;
  • деятельность некорпорированных предприятий с неформальной занятостью (временные бригады строителей и т.п.).

3. Показатели неофициальной нелегальной деятельности, в том числе:

  • легальные виды деятельности, которыми занимаются нелегально (например, без лицензий и специальных разрешений);
  • нелегальная деятельность, представляющая собой запрещенные законом производство и распространение товаров и услуг, на которые имеется эффективный рыночных спрос (производство и распространение наркотиков, проституция, контрабанда).

Преимуществом данного подхода является возможность количественной оценки скрытой части производительной экономической деятельности на основе общепринятой методологии СНС, использования результатов расчетов при формировании экономической политики и международных сопоставлений. Результаты расчетов параметров теневой экономики по методологии СНС являются исключительно ценными для формирования социально-экономической политики, особенно в сложившейся в России ситуации, когда проблема контроля над теневой экономикой перешла из категории чисто полицейских в разряд экономико-политических. Вместе с тем, данный подход не лишен недостатков . Отметим наиболее важные. В рамках концепции СНС не удается сколько-нибудь удовлетворительно оценить масштабы, структуру и влияние криминальной деятельности, не связанной с производством реального ВВП. В состав теневой экономики, с одной стороны, включаются все виды как общеуголовных, так и экономических преступлений, что чрезмерно расширяет границы теневой экономики, а с другой стороны их учет ограничивается тем влиянием, которое они оказывают на производство и потребление ВВП текущего года и использование этой информации ограничивается целями уменьшения погрешностей статистических расчетов.

Формально-правовой подход. В качестве ключевого критериям выделения теневых экономических явлений выступает отношение к нормативной системе регулирования. Конкретными критериями являются: уклонение от официальной или государственной регистрации, от государственного контроля; противоправный характер.

П. Ореховский использует для отнесения к теневой экономике более жесткий критерий - отсутствие государственной регистрации сделок.

Комплексные подходы. В рамках комплексного подхода в качестве основы выделения теневой экономики используются различные сочетания рассмотренных ранее критериев.

Например, А.Н. Шохин использует для выделения явлений теневой экономики такие критерии, как отсутствие учета, нерегламентированность и противоправность

Т.И.Корягина в состав теневой экономики включает экономическую деятельность не фиксируемую статистикой, запрещенную законом, а также приписки, спекулятивные сделки, мошенничество, связанное с получением и передачей денег (некоторые экономические преступления).

В настоящее время не существует стандартных, универсальных подходов, которые могли бы обеспечить успех подобного расчета в любой экономике. Поэтому все зависит от квалификации экспертов, дающих оценку, и от возможностей получения дополнительной информации, которыми они обладают. Сами исследователи, дающие оценки параметров теневой экономики, часто рассматривают их как индикативные, дающие только самое общее представление о явлении. Это объясняется, во-первых, спецификой теневой экономики, которая по определению скрывается от всякого наблюдения, во-вторых, вероятностным характером большинства методов, применяемых для расчетов.
Вместе с тем нельзя не признать, что за последние годы происходит заметное развитие методологии оценки теневой экономики. В настоящее время в мировой практике используются различные методы ее оценки (рис. 50.1).

РИС. 50.1. Классификация методов оценки теневой экономики


Большинство методов можно разделить на прямые и косвенные. Прямые методы позволяют получить детальную и высококачественную информацию. Они базируются на различного рода обследованиях (домашних хозяйств, рабочей силы и т.д.) и результатах налогового аудита. Широко применяются обследования для измерения масштабов как теневой экономики в целом, так и ее отдельных составляющих.
Результаты подобных обследований чувствительны к тому, как сформулированы вопросы. Посредством тщательно продуманных интервью делается попытка преодолеть желание людей скрыть свое участие в теневых экономических процессах. Вопросы задаются таким образом, чтобы интервьюируемый не осознал реальной цели исследования. Этот подход был успешно
использован Итальянским статистическим управлением, которое при оценке масштабов теневой экономики делает упор на обследовании затрат рабочей силы, отработанном рабочем времени. Первичные данные получаются в результате специально организованного обследования домашних хозяйств на основании случайной выборки, и интервьюеры, обходящие дома, помимо прочего спрашивают членов домохозяйств о числе часов, отработанных последними в той или иной отрасли. При этом учитываются любые затраты рабочего времени: на крупных и мелких предприятиях или индивидуально. Людям, которых не спрашивают о доходах, нет смысла искажать информацию об отработанном рабочем времени. Затем полученная информация обрабатывается и распространяется на генеральную совокупность, нормируется, т.е. пе- ресчитывается в средние отработанные человеко-дни.
Использование этого метода оценки теневой экономики требует большого штата подготовленных специалистов и крупных затрат. И при этом количество и качество собираемой информации напрямую зависит от готовности рес-пондентов давать правдивые ответы, что в отношении лиц, занятых в теневой экономике, встречается далеко не всегда. Многое зависит и от качества составленных анкет.
Результаты налогового аудита (обычно принудительного), проводимого специально создаваемыми для этого организациями, тоже могут быть использованы для определения масштабов теневого сектора. В ходе исследования выявляется разница между доходами, оцениваемыми посредством выборочных проверок, и тем продекларированным доходом, с которого уплачивались налоги. Чем выше страх перед санкциями, применяемыми в случае ложных ответов, тем больше достоверность получаемых результатов.
Данные, собираемые различными государственными органами (полицией, муниципалитетом и др.), на запросы которых все субъекты обязаны давать ответы, также используются для оценки объемов нерегистрируемого производства.
Множество косвенных методов основывается на расхождениях в официальных статистических данных между производством и потреблением. Анализ может проводиться на уровне всей экономики, домашнего хозяйства, группы индивидов или же на уровне одного особо важного продукта. Если статистическое расхождение находится в разумных пределах - это нормально. У грамотного статистика вызовет подозрение скорее расчет, балансирующий итоги вовсе без расхождения. Тем не менее если расхождение слишком велико, то следует искать его причину либо в недостаточно достоверной первичной информации, либо в том, что какой-то элемент совокупности или явления попросту не был учтен. Формально установить грань между допустимым и недопустимым расхождением практически невозможно. Каждый раз это делает эксперт, производящий расчеты, и именно он берет на себя ответственность за принимаемое решение.
Один из косвенных методов построен на исследовании различий между общим потребленным доходом и альтернативно рассчитываемым произведенным доходом, который восстанавливается по данным об уплаченных налогах или о произведенной добавленной стоимости. Использовать этот метод сравнительно легко, однако он имеет серьезные недостатки. Во-первых, расхождение между произведенным и потребленным доходом может быть вызвано действием многих факторов, а не только наличием теневой экономики и доходов от деятельности в ней. Например, калькуляция произведенного дохода зависит от эффективности работы налоговых служб. Расчет расходов также весьма непростое дело. Во-вторых, из анализа исключаются покупки на черном рынке, которые делаются как официальными, так и теневыми структурами, если
только при калькуляции расходов на это не делается специальная поправка. В-третьих, при таких расчетах невозможно выявить происхождение дохода, который тратится сверх произведенного. Остается неясным, легален ли доход, но неучтен из-за дефектов используемого метода либо он не декларирован и получен в результате криминальной деятельности или же в качестве источника имеет фонды накопления или различные формы сбережений.
Другой метод предполагает измерение доходов и расходов независимо друг от друга на уровне специально обследуемых домашних хозяйств. Он достаточно трудоемок и сохраняет недостатки обсужденного выше «разностного» метода. Тем не менее он может дать дополнительную информацию о секторах, наиболее вовлеченных в теневую деятельность.
В последние годы наиболее популярны два метода расчета объема ВВП. Первый базируется на гипотезе, согласно которой данные об экспорте абсолютно достоверны. При использовании показателей совокупного экспорта и его доли в общем производстве (данные специального обследования) можно оценить совокупное производство, размеры которого во всех странах, где использовался данный метод, оказались выше, чем регистрируемые официальной статистикой.
Другой метод определения реального размера ВВП базируется на анализе потребления отдельных производственных ресурсов. В последние годы после выхода целого ряда статей специалистов Мирового банка и Международного валютного фонда (МВФ) чаще всего исследуется динамика энергопотребления. Преимущества данного метода заключаются в простоте измерения потребления данного ресурса, стабильности соотношения между объемом потребляемого ресурса и объемом производства, в уверенности, что теневой сектор не может утаить потребление электроэнергии.
Расчеты темпов реального роста экономики на основе показателя потребления электроэнергии были сделаны специалистами МВФ для Китая, России, стран Центральной и Восточной Европы. Однако их нельзя признать абсолютно корректными по ряду причин. Во-первых, во всех исследованных странах велика доля потребления электроэнергии населением для бытовых нужд (в России особенно в северных районах). Во-вторых, цены на электроэнергию в ряде стран все еще регулируются местной администрацией, ввиду этого население экономит электроэнергию в последнюю очередь или не экономит вовсе. В-третьих, в экономике этих стран существует много непрерывных производств, которые расходуют электроэнергию, даже если работают с пониженной нагрузкой. Наконец, очень быстро меняется структура производства и вместе с ней удельная энергоемкость.
Непременным признаком высокой статистической культуры в мире считается развитие так называемого метода товарных потоков, основанного на балансовом подходе. Смысл этого метода заключается в том, что товарный поток, т.е. движение стоимости от производства до использования, строится не для макропоказателей, а для отдельных важнейших продуктов или товарных групп. Метод применяется не столько для построения какой-то специфической балансовой модели, хотя и это важно, сколько для обнаружения слабых мест в имеющейся информационной базе. Например, если по какому-то товару суммарные ресурсы (производство и импорт) меньше суммарного использования ресурсов (конечное и промежуточное потребление, накопление и экспорт), предстоит решить, какая часть информации (данные по производству или по импорту) более надежна, и досчитать другую часть. Принцип метода очень прост, но его воплощение в жизнь остается сложным. Широкое
внедрение метода товарных потоков означает, что балансовый метод должен применяться уже на уровне отраслевой статистики. Это резко повысило бы достоверность расчетов и, во всяком случае, позволило бы четко определить слабые места в информационной базе.
Метод товарных потоков довольно широко применяется во многих европейских странах, в том числе и в России, где, используя его, удалось дать количественную характеристику целому виду экономической деятельности - внешнеторговому посредничеству. С одной стороны, были данные (стоимостные и в натуральных измерителях) от предприятий об отправке продукции на экспорт, с другой - имелись данные таможни о количестве товаров, пересекающих границу. По натуральным показателям эти данные почти совпали, а по стоимостным данные таможни оказались значительно выше. В таможенных декларациях указывается цена контракта с внешним потребителем. Предприятия указывают цену, по которой продукция продается предприятием. При этом разница (за вычетом транспортной наценки) идет посреднику. Практически никакими другими данными об их деятельности Госкомстат России в начале 1990-х гг. не располагал.
Однако рассматриваемый метод далеко не безукоризнен. Совершенно очевидно, что все «надежные» цифры на самом деле занижены, так как в реальности возможны и неофициальные экспортные операции, и неконтролируемое потребление энергии, а масштабы этого занижения, вероятно, различаются в зависимости от сектора, региона.
Еще одна группа косвенных методов связана с измерением теневой занятости на рынке труда, и в первую очередь с выявлением разницы между официальным уровнем занятости и уровнем занятости, рассчитанным на основе использования альтернативных методов. Идея состоит в следующем. Разница между данными об официальной занятости и данными, рассчитанными альтернативным путем (либо более высоким уровнем занятости в предыдущий период, либо уровнем занятости в странах, которые по многим параметрам считаются аналогичными данной), позволяет оценить масштабы теневой занятости в данной стране. Хотя этот метод весьма информативен, его использование связано с серьезными трудностями. Прежде всего сомнительна исходная гипотеза, так как на уровень занятости в стране влияет множество факторов, и сам он может колебаться с течением времени. Только после устранения действия всех прочих факторов «остаток» может служить индикатором теневой экономики.
Вторая серьезная проблема при использовании рассматриваемого метода - значительные расхождения в трактовке понятия «занятый» в разных странах, а также в каждой из стран на разных этапах развития. При расчете уровня занятости нередко используется разная временная база (неделя, месяц, год, предшествующие обследованию). Метод «не работает» при учете лиц, занятых по совместительству в разных местах, если только не проводится специальное дополнительное обследование. Наконец, использование результатов анализа теневой занятости для оценки масштабов реального ВВП требует определения средней производительности труда рабочего, занятого в теневой экономике. Следовательно, на практике анализ теневой занятости сталкивается с большими трудностями.
Некоторые косвенные методы включают монетарные подходы, использование которых позволяет восстанавливать размеры теневой экономики по следам, которые она оставляет в сфере денежного обращения. Однако монетарный подход подвергается широкой критике в первую очередь за «чрезмерно смелые» гипотезы, связанные с предположением, что для сделок участники теневой
экономики используют только наличные деньги. Тем не менее использование наличных денег при теневых сделках оставляет следы в денежной сфере: спрос на банкноты больше, чем следовало бы ожидать при отсутствии теневой экономики. Этот «избыточный» спрос может служить индикатором ее масштабов.
Перечисленные методы являются основными, однако ими не исчерпываются попытки определения некоторых параметров теневой экономики в России. Так, специалисты Международного фонда экономических и социальных реформ разработали собственный синтетический метод.
Определенные перспективы имеет идея исследования динамики теневых процессов в экономике методами имитационного моделирования. Формулируя задачу исследования как ретроспективный прогноз, значения показателей теневой экономики можно подобрать так, чтобы воспроизводимая на компьютере модельная динамика соответствовала достоверной информации. Соотношения модели при этом должны учитывать процессы производства, обмена, распределения и потребления с учетом нелегального производства и перераспределительных криминальных процессов.
Но имитационные модели имеют и значительные недостатки. Во-первых, они могут быть построены только на основе больших объемов информации и моделей более низкого уровня, например, на основе межотраслевого баланса. В настоящее время такие модели отсутствуют, а первичная информация неполна и плохо увязана. Во-вторых, все формальные имитационные модели основаны на гипотезе, что выявленные соотношения и зависимости останутся таковыми на протяжении определенного времени. Из сказанного прямо следует, что в экстремальных точках развития экономики, когда соотношения и зависимости быстро меняются, подобные модели перестают работать.

Сегодня хочется порассуждать о таком негативном для государства явлении как теневая экономика . В этой статье я рассмотрю, что представляет собой теневой сектор экономики, каковы основные причины и последствия теневой экономики, дам немного данных по статистике и масштабам теневой экономики в России, Украине и мире, а также предложу некоторые меры по борьбе с этим явлением.

Что такое теневая экономика?

Итак, в каждом государстве есть своя экономическая система, свой бюджет, который наполняется доходами из разных источников и расходуется по разным направлениям трат. Все это происходит на основании законодательных актов страны, которые и предписывают, как должен работать бизнес, кто какие налоги должен платить, что можно делать, а что нельзя, проще говоря. При этом, вся деятельность фиксируется различными государственными органами, и по ее результатам высчитываются , которые и отражают состояние экономики страны: ВВП, инфляция, безработица и т.д.

Однако, далеко не все поступают так, как предписано законами. Почему? Все просто: потому что так финансово выгоднее. С целью оптимизации своих расходов и увеличения прибыли многие предприниматели и рядовые граждане страны зарабатывают деньги в той или иной степени нелегально. Соответственно, их деятельность полностью или частично нигде не учитывается, и не влияет ни на наполнение бюджета и других государственных фондов, ни на макроэкономические показатели страны, как бы оставаясь “в тени” всего этого. Отсюда и появились термины “теневая экономика”, “теневой рынок”.

Теневая экономика – это совокупность всех экономических процессов в стране, протекающих стихийно, в обход законодательных актов, вне контроля государства, и не оказывающих какого-либо влияния на его показатели. Главный мотив теневой экономики – сокрытие доходов и уклонение от налогообложения.

К теневой экономике можно отнести любые сферы товарно-денежных отношений, происходящих в государстве: производство, сбыт, перепродажу, оказание услуг, трудоустройство и т.д.

Виды теневой экономики.

Можно выделить 3 вида теневой экономики:

  1. Фиктивная экономика. Ее еще называют “вторая экономика” – это деятельность, которая известна государству, контролируется им, но по разного рода причинам не ведется официально и не оказывает влияния на бюджет и макроэкономические показатели. Фиктивная экономика используется для наполнения второго, неофициального бюджета, который, в свою очередь, расходуется на такие же неофициальные мероприятия, например, поддержку правящей партии на выборах и т.п.
  2. Серая экономика. Сюда относятся бизнес-процессы, протекающие полуофициально или полулегально. К примеру, предприятия, декларирующие меньший, чем на самом деле, оборот, имеющие в штате как официально оформленных, так и нелегальных работников, выплачивающие минимальную зарплату официально, а остальное – “в конвертах”, и т.п.
  3. Черная экономика. Вид теневой экономики, который вообще никаким образом не “светится”, протекает исключительно подпольно. Как правило, черная экономика функционирует под “покровительством” чиновников или правоохранительных структур, которые всегда знают о ее существовании, и имеют от этого свой коррупционный доход.

Масштабы теневой экономики.

Реальные масштабы теневой экономики всегда очень сложно оценить, поэтому по разным оценкам они могут существенно отличаться. В целом можно констатировать, что чем слабее общий экономический уровень развития государства – тем сильнее в нем развита теневая экономика, и наоборот.

Даже в развитых странах, таких как США, Япония, Германия, Франция и др., масштабы теневой экономики оценивают в 9-15% от ВВП этих стран, что достаточно много.

Масштабы теневой экономики в России по официальным данным Росстата составляют 15-16% от ВВП, по оценкам разных экономистов и экспертов – до 50% ВВП и более.

Масштабы теневой экономики в Украине по разным оценкам составляют от 25 до 60% от ВВП страны.

Причины теневой экономики.

Рассмотрим основные причины развития теневой экономики.

  1. Чрезмерно высокие налоги. Чем выше налоговое бремя, тем менее выгодно вести официальную деятельность. Иногда может возникать ситуация, при которой легально вести бизнес в принципе невозможно (к примеру, в совокупности вы должны будете заплатить налогов более 100% от своей прибыли). Это может касаться, например, отдельных отраслей экономики.
  2. Высокий уровень бюрократизации. Но не только налоги оказывают влияние на развитие теневой экономики (например, во многих европейских странах налоговые ставки очень высокие, но теневая экономика там развита не так сильно, как у нас). Второй важной причиной является чрезмерный уровень бюрократизации всех процессов, связанных с оформлением и ведением бизнеса. Когда предприниматель, например, видит, что официальное открытие бизнеса займет у него долгие месяцы, а то и годы, а неофициально он может “договориться” за считанные дни – конечно, он выберет второй вариант.
  3. Высокий уровень государственного вмешательства. Когда легальный бизнес постоянно “терроризируют” проверками и облагают штрафами за все, что можно и нельзя, естественно, выгоднее работать нелегально и платить тем же структурам какую-то оговоренную регулярную плату.
  4. Высокий уровень коррупции. Ну и конечно же, чем выше уровень коррупции в стране – тем сильнее в ней будет развит теневой бизнес. Можно сказать, что понятия “коррупция” и “теневая экономика” взаимодополняющие.
  5. Несущественные наказания за раскрытие теневых схем. К примеру, если предприниматель условно будет платить 100 тысяч денежных единиц штрафа за выявленные у него теневые обороты, а зарабатывать на них будет 1 млн. денежных единиц за тот же период – естественно, ему будет выгодно вести теневой бизнес.
  6. Кризисные явления в экономике. Когда наступает , легальная деятельность во многих сферах становится неэффективной, убыточной, поэтому бизнесмены и их работники уходят в теневую сферу, чтобы сохранить хотя бы частично свои заработки (иначе у них не останется средств к существованию).

В целом все причины теневой экономики сводятся к одному: чем сложнее и дороже зарабатывать легально – тем сильнее будет развит теневой рынок в стране.

Влияние теневой экономики на развитие государства.

Теперь давайте рассмотрим, как теневая экономика влияет на развитие государства и его общества, на экономические процессы, происходящие внутри страны. На первый взгляд, наверное, всем кажется, что влияние теневой экономики носит исключительно негативный характер, однако, это не так: в теневом рынке можно найти и свои положительные моменты. Рассмотрим это подробнее.

Теневая экономика, минусы:

  1. Замедление роста экономического развития государства. Теневая экономика ухудшает все важнейшие макроэкономические показатели развития страны: ВВП (страна не “добирает” объемов производства); безработицы (нелегальное трудоустройство увеличивает этот показатель) и т.д.
  2. Снижение доходов бюджета. Поскольку теневой сектор экономики не платит налоги или платит их в недостаточном количестве – от этого страдает бюджет страны, недополучая доходы.
  3. Сокращение расходов бюджета. Соответственно, когда меньше доходов, меньше становится и расходов. От этого особенно страдают люди, в большой степени зависящие от финансирования государства: работники бюджетных структур, пенсионеры, получатели социальных выплат и т.д.
  4. Рост коррупции. Так же, как коррупция способствует развитию теневого рынка, так и теневой сектор экономики способствует росту коррупции, поскольку эти понятия неразрывно связаны друг с другом.
  5. Криминализация экономики. Чем сильнее развивается теневой бизнес, тем сильнее развиваются и теневые способы “решения вопросов”. Как правило, теневая экономика всегда в той или иной степени криминализирована, особенно наиболее крупные ее представители.

Теневая экономика, плюсы:

  1. Рост доходов задействованных граждан. У тех, кто вращается в теневой сфере, доходы выше, а это оказывает свой положительный эффект на экономику страны: выше уровень платежеспособности, выше спрос на товары и услуги, что стимулирует развитие производства.
  2. Больше возможностей для заработка. Когда человек, допустим, не имеет возможности официально трудоустроиться, он может работать неофициально в теневом бизнесе, и получать доход, в то время как иначе он бы не зарабатывал ничего вообще.
  3. Смягчение негативного влияния кризиса. Когда в экономике государства обостряются кризисные явления, как бизнесмены, так и их работники уходят в теневой сектор экономики. Если бы они просто закрыли свой бизнес и были уволены – они бы вообще лишились источников дохода, соответственно, пострадали бы от кризиса существенно сильнее.

Теневая экономика не оказывает исключительно отрицательного влияния на экономику государства: хотя оно и преобладает, свои плюсы в этом тоже можно найти.

Борьба с теневой экономикой.

Ну и напоследок пару слов о том, как бороться с теневой экономикой. Обычно все меры по такой борьбе сводятся к усилению ответственности за использование каких-либо теневых схем ведения бизнеса. Возможно, такой способ и имеет определенное воздействие, но в целом, на мой взгляд, он малоэффективен. Да и на практике, думаю, все легко могут убедиться, что это так, просто посмотрев по сторонам.

Борьба с теневой экономикой, чтобы она была эффективной, должна предполагать устранение причин, которые ее порождают (они описаны выше), а не последствий. Я считаю, что такую борьбу нужно осуществлять в двух ключевых направлениях:

  1. Экономические методы. Чтобы уменьшить теневой сектор экономики, нужно, в первую очередь, стремиться создать экономические условия, которые позволяли бы бизнесу прибыльно работать и развиваться в реальном секторе. То есть, снижать налоговое бремя, предоставлять всевозможные льготные безналоговые периоды (при начале деятельности, в кризис и т.д.). Предприниматели должны ощутить на личных финансах, что легально им выгоднее работать, чем нелегально, и это будет самый главный мотив к тому, чтобы вывести свои обороты из теневой сферы.
  2. Борьба с коррупцией. Ну и, конечно же, борьба с теневой экономикой будет малоэффективной, если одновременно с ней не проводить , которую я тоже предлагаю вести экономическими методами, т.к. они наиболее эффективны (по ссылке можете почитать, как именно).

Теперь вы имеете более полное представление о том, что такое теневая экономика, почему она возникает, к каким последствиям приводит, и как с ней лучше бороться.

Как всегда, буду рад услышать ваше мнение по изложенной теме в комментариях. До новых встреч на : заходите, здесь всегда интересно и познавательно!