Тема: Экономический механизм охраны окружающей среды. Экономические механизмы охраны окружающей среды

  • Совокупность факторов неорганической природы. Дайте характеристику этим факторам. Биотические экологические факторы.
  • Экологические факторы, ограничивающие развитие организма. Закон минимума ю. Либиха и толерантности в. Шелфорда.
  • Место популяции в биоте Земли. Основные статические и динамические показатели популяции.
  • Экологические пирамиды.
  • Пищевые взаимоотношения организмов и трофическая структура экосистемы. Какие трофические системы являются проводниками энергетических потоков в экосистемах.
  • Динамика экосистемы. Виды экологических сукцессий.
  • Биосфера. Основные ее отличия от других оболочек земли. Свойства биосферы. Состав и границы биосферы.
  • Учение в.И.Вернадского о биосфере.
  • Круговороты веществ в природе. Функции живого вещества в биосфере.
  • Роль азота в биосфере. Биогеохимический круговорот азота. Роль углерода в биосфере. Биогеохимический круговорот углерода.
  • Фотосинтез и хемосинтез, их роль в окружающей среде.
  • Что такое ноосфера и почему возникло это понятие?
  • Что понимается под антропогенным воздействием на биосферу?
  • Дайте определение загрязнению окружающей среды. Укажите его виды, объекты и масштабы.
  • Наиболее опасные загрязняющее вещества для человеческой популяции и природных биотических сообществ.
  • Оцените роль различных отраслей хозяйства в загрязнении атмосферы. Приведите примеры пагубного влияния высокотоксичных загрязнителей на живые организмы.
  • Основные загрязнители атмосферного воздуха и их воздействие на окружающую среду.
  • Важнейшие экологические последствия глобального загрязнения атмосферы.
  • Кислотные осадки. Воздействие на окружающую среду. Причины и последствия образования химического и фотохимического смогов.
  • Истощение озонового слоя Земли.
  • Деградация почв, ее причины.
  • Антропогенное воздействие на погоду и климат.
  • Литосфера. Разработка недр и ее негативное воздействие на окружающую среду. Другие антропогенные воздействия на литосферу.
  • Почва. Состав и ее свойства. Основные факторы почвообразования. Строение почв в вертикальном разрезе. Состояние земельных ресурсов в Белгородской области. Виды деградации почвы.
  • Химический состав почвы. Виды эрозии почв. Экологический ущерб от эрозии. Особенности антропогенного воздействия и загрязнения на почвы. Рекультивация почвы.
  • Охарактеризуйте функции леса в биосфере. Гибель лесов и ее влияние на состояние окружающей среды.
  • Экологические последствия антропогенного воздействия на биотические сообщества.
  • Взаимоотношения между организмами. Основные функции различных представителей биоты в экосистеме.
  • Антропогенное воздействие на биосферу. Назовите основные причины вымирания животных, сокращения их числа и утраты ими биологического разнообразия в настоящее время.
  • Состав и строение атмосферы. Виды атмосферного загрязнения. Защита атмосферы от антропогенных воздействий.
  • Состав и строение гидросферы.
  • Санитарно-химические показатели качества воды.
  • Жесткость воды, ее виды. Основные методы умягчения вод.
  • Состав и строение атмосферы. Образование смога. Защита атмосферы от антропогенных воздействий.
  • Типы круговоротов в биосфере.
  • Парниковый эффект и глобальное потепление климата.
  • Атмосфера. Загрязнение атмосферы. Кислотные осадки.
  • Содержание кислорода в воде.
  • Природные воды. Их качество, количество и состав.
  • Основные методы очистки сточных вод.
  • Биохимическая очистка сточных вод. Привести пример на основе городских очистных сооружений.
  • Назовите основные стандарты качества окружающей природной среды.
  • Нормирование качества окружающей среды. Пдв и пдс.
  • Состояние человека как отражение состояния экосистемы. Закономерности роста популяции человека. Основные механизмы преодоления действия лимитирующих факторов.
  • Основные факторы, определяющие состояние здоровья. Критерии качества состояния здоровья в Белгородской области.
  • Экологические правонарушения. Основные виды ответственности за экологические правонарушения.
  • Способы повышения заинтересованности природопользователя в сохранении ресурсов и их рациональном использовании.
  • Экономические механизмы защиты окружающей среды.
  • Экологические кризисы и катастрофы. История антропогенных экологических кризисов. Пути выхода из современного экологического кризиса.
  • Сущность экологического мониторинга. Виды мониторинга.
  • Биоиндукция и биотестирование. Растения и животные – индикаторы содержания химических веществ в окружающей среде.
  • Экологические пирамиды. Трофические взаимоотношения в экосистеме. Закономерности трофического оборота в биоценозе.
  • Нормирование. Экологические стандарты.
  • Экологическая экспертиза и сертификация.
  • Экологический риск. Экологический аудит.
  • Международные объекты охраны окружающей природной среды.
  • Основные принципы международного экологического сотрудничества.
  • Экологизация общественного сознания. Формирование нового экологического сознания.
  • Природоохранная деятельность и основные ее виды.
    1. Экономические механизмы защиты окружающей среды.

    включает в себя проведение следующих мероприятий:

    1) планирования и финансирования природоохранительных мероприятий;

    2) установления лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещения

    3) установления нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

    4) предоставления предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими мало-

    отходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;

    5)возмещения в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека. Финансирование.

    Прежде всего, экономический механизм направлен на экономическое обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей среды. Эта функция реализуется посредством последовательного осуществления всех экономических мер, включенных в экономический механизм.

    Следующая важнейшая функция экономического механизма - стимулирующая. Она заключается в создании условий экономической заинтересованности предприятий и предпринимателей в выполнении адресованных им требований экологического законодательства. Эта функция реализуется не всеми экономическими мерами, включенными в него, а лишь некоторыми из них.

    Основными недостатками экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования являются отсутствие действенных стимулов снижения негативного воздействия на окружающую среду, рационального использования природных ресурсов и применения ресурсо- и энергосберегающих технологий, а также явную недостаточность объемов платежей за выбросы, сбросы, размещение отходов и использование природных ресурсов для финансирования природоохранной деятельности и воспроизводства возобновимых природных ресурсов в требуемых масштабах.

    1. Экологические кризисы и катастрофы. История антропогенных экологических кризисов. Пути выхода из современного экологического кризиса.

    В истории планеты многочисленны примеры экологических кризисов и катастроф различного масштаба. Они неоднократно потрясали биосферу, несли гибель многим видам живого и существенно меняли генотипический состав биоты. Нарастание негативных последствий антропогенного воздействия на биосферу привело к современной кризисной ситуации в ней.

    Кризисы, бедствия и катастрофы - это нарушения природного экологического равновесия, потеря устойчивости биологическими системами. При этом кризисы, не разрушают систему полностью, а приводят ее в состояние неустойчивости, из которого возможен выход к изменению уровня функционирования или управления системой, либо к гибели системы. Таким образом, кризис может быть и обратимым. Катастрофа - комплекс изменений в системе, которые ведут к ее исчезновению. При катастрофе нарушается одновременно большое количество взаимосвязей, прекращает функционировать системообразующий фактор, и система, как таковая, перестает существовать.

    История антропогенных экологических кризисов

    История биосферы богата примерами локальных экологических кризисов. Они случались как до появления человечества, так и во время его существования. В районах, оказавшихся испорченными неумелым хозяйствованием человека, «свет цивилизации» постепенно затухал, зато с новой силой и новым блеском он вспыхивал в других районах земного шаpa.

    Подобными кризисами, вызванными антропогенными воздействиями, принято считать следующие.

    Кризис перепромысла животных (кризис консументов). Это был первый 1 антропогенный экологический кризис, который произошел 10-50 тыс. лет назад в результате интенсивного развития охоты. Выход из кризиса был найден в ходесельскохозяйственной революции, ознаменовавшейся переходом к производящему хозяйству.

    Кризис примитивного поливного земледелия (кризис продуцентов). Он возник около 2 тыс. лет назад в связи с повышением производительности сельского хозяйства и появлением излишков продукции, которые можно было менять или продавать. Кризис был вызван истощением плодородия почв. Решить проблему удалось в результате второй сельскохозяйственной революции, переходом к широкому освоению неполивных земель.

    Кризис перепромысла растительного материала (кризис продуцентов). Этот кризис принято считать вторы м антропогенным кризисом, который произошел 150-350 лет назад. В ходе промышленной революции он заставил человечество начать интенсивное использование минеральных (ископаемых) источников энергии, что совместно с другими процессами вызвало дисбаланс в энергетических процессах биосферы. Кризис физического и химического загрязнения биосферы (кризис редуцентов). Далее, 40-60 лет назад, в связи с развитием научно-технической революции начался и продолжается в настоящее время третий антропогенный или глобальный кризис, который уже не в состоянии справляться с разложением всего постоянно растущего «антропогенного букета загрязнений». Особые проблемы возникают с теми впервые синтезированными человеком веществами, которые не имеют природных аналогов, и, следовательно, для которых в природе нет систем (организмов или абиотических процессов), способных редуцировать эти вещества до исходных химических элементов.

    Каковы же пути преодоления глобального экологического кризиса ? Чтобы справиться с ним, сначала необходимо, чтобы каждый житель нашей планеты осознал, что экологическая угроза исходит не от безымянного человечества вообще, а от каждого конкретного человека, то есть от нас с вами. Главную роль в решении этой задачи играет экологическое просвещение всех слоев и всех возрастных категорий общества. Следующий шаг - создание эффективного природоохранного законодательства. Помимо национальных законов, регулирующих отношения между предприятиями, государством и его жителями в области ответственности за загрязнение природной среды, важное значение имеют межгосударственные правовые отношения. Действительно, глобальный ЭК касается всей планеты, границы между странами не служат препятствием для перемещения газов, радионуклидов и экотоксикантов. Общая цель национального и международного природоохранного законодательства достаточно ясна: ни отдельному человеку, ни государству в целом не должно быть выгодно, загрязнять планету сверх заранее согласованной международным сообществом меры и каждый случай сверхнормативного загрязнения должен преследоваться законом.

    Ключевым элементом в борьбе с ЭК является поиск грамотных и действенных научно-технических решений. Это означает, что на экологию должны работать многочисленные институты, лаборатории, университеты, фирмы. Природоохранной экспертизе должно подвергаться любое действующее или реконструируемое предприятие, каждый проект нового строительства независимо от его социальной направленности. И наконец, экологический компонент среднего, специального и высшего образования должен стать неотъемлемой частью подготовки любого специалиста в области техники, естественных наук, медицины, экономики и даже гуманитарных наук. Особое значение имеет экологическая подготовка учителей. Экологический кризис является наибольшей опасностью, стоящей сегодня перед человечеством. Анализ показывает, что другие глобальные кризисы - энергетический, сырьевой, демографический - в своей основе сводятся к проблемам охраны природы. У жителей Земли нет альтернативы: либо они справятся с загрязнением, либо загрязнение расправится с большей частью землян

    Лекция 16. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ОХРАНЫ

    ПРИРОДЫ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ

    План лекции:

    1. Понятие экономического механизма.

    2. Цель, субъекты и объекты управления.

    3. Принципы экономического механизма управления.

    4. Элементы экономического механизма управления природопользованием: кадастры природных ресурсов, финансирование и материально-техническое обеспечение, платежи за природные ресурсы и загрязнение окружающей среды, экологические фонды, экономическое стимулирование, лимитирование и лицензирование, экономическая ответственность.

    5. Оценка экономических ущербов.

    6. Экологическое страхование.

    7. Экономическая эффективность природоохранных мероприятий.

    Понятие экономического механизма. Противостояние экономики и экологии – одна из узловых проблем охраны природы. Долгое время ее пытались решать административно-правовым путем на основе запретов, ограничений, административных и уголовных наказаний и т.д. Сегодня разработаны некоторые экономические механизмы, опирающиеся на материальную заинтересованность исполнителя в решении природоохранных задач.

    Комплекс взаимосвязанных экономических мер, направленных на достижение конкретного результата, образует экономический механизм, обеспечивающий рациональное ресурсосберегающее природопользование.

    Экономический механизм должен быть согласован как по вертикали власти, так и по горизонтали. Меры воздействия, принимаемые на различных уровнях управления, на различных стадиях технологической цепочки – от изъятия природных ресурсов до производства готовой продукции и ее реализации – не должны противоречить друг другу.

    Экономический механизм неразрывно связан с правовым. Правовые нормы раздела 3 Закона России «Об охране окружающей природной среды» (ООПС) и многочисленные подзаконные акты закрепляют экономический механизм и являются правовой формой для экономического содержания. Особенностью этого Закона является то, что в нем идет речь фактически о природопользовании, предполагающем охрану, а не только об охране окружающей природной среды.

    Цель экономического механизма – согласование экономических и экологических интересов общественного производства как вертикальных – федеральных, региональных, локальных, так и горизонтальных – территориальных и ведомственных и между предприятиями.

    Субъектами управления природопользованием , в том числе и природоохранной деятельностью, выступают государственные органы общей компетентности, специально уполномоченные органы по охране окружающей среды, а также органы местного самоуправления.

    На уровне предприятия субъектами управления являются службы природопользования (цехи, отделы) или отдельные работники.

    Объектами управления являются природопользователи, как юридические, так и физические лица независимо от характера и направления их деятельности.

    Связь и отношения между субъектами и объектами управления в процессе природопользования и охраны окружающей среды поддерживается двумя способами: на основе компетенции, предоставленной им нормативно-правовыми актами и на основе договоров.

    Принципы экономического механизма управления, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов – это научная обоснованность и экономическая ответственность.

    Элементы экономического механизма управления природопользованием. Реализация экономических механизмов осуществляется через многие институты: кадастры, материально-техническое обеспечение, плата за пользование природными ресурсами и за загрязнение, лимитирование и лицензирование, экономическая ответственность.

    Кадастры природных ресурсов – это своды экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих количество и качество природного ресурса, а также категории природопользователей. Кадастры составляются по видам природных ресурсов: земельный, лесной, водный, месторождений полезных ископаемых и др. На базе их данных определяются денежная стоимость природного ресурса, продажная цена, система мер по его оздоровлению и восстановлению.

    Финансирование и материально-техническое обеспечение. Закон ООПС называет несколько источников финансирования охраны окружающей среды: государственный бюджет, внебюджетные экологические фонды, средства предприятий, учреждений и организаций. Мероприятия по охране окружающей среды и природопользованию осуществляются на основе государственной экологической программы с учетом природноресурсного потенциала отдельных регионов.

    Финансирование экологических программ в федеральном, республиканском и других бюджетах должно выделяться отдельной строкой и обеспечиваться материально-техническими ресурсами.

    Законом ООПС предусмотрено два вида платы : за пользование природными ресурсами (земля, вода, недра, лес и иная растительность, другие виды ресурсов) и за загрязнение окружающей среды.

    Назначение платы за загрязнение окружающей среды – компенсация причиняемого вреда, стимуляция сокращения выбросов и экономическое обеспечение оздоровления и охраны окружающей среды.

    Закон ООПС предусматривает виды платы за загрязнение: 1) за выбросы, сбросы вредных веществ и размещение отходов в пределах установленных лимитов, 2) за выбросы, сбросы и размещение отходов сверх установленных лимитов либо без разрешения. Порядок установления платы включает три этапа: определение базовых нормативов, дифференцированных ставок и конкретных размеров платы загрязнителя.

    Экономическое стимулирование охраны окружающей среды в России осуществляется следующим образом:

    Установлением налоговых и иных льгот предприятиям при внедрении малоотходных технологий, использовании вторичных ресурсов и осуществлении другой деятельности, обеспечивающей природоохранный эффект;

    Освобождением экологических фондов от налогообложения;

    Передачей части экологических фондов в кредит предприятиям, гарантирующим снижение выбросов загрязняющих веществ;

    Установлением повышенных норм амортизации основных производственных, природоохранных фондов;

    Применением поощрительных цен на экологически чистую продукцию;

    Введением специального налога на экологически вредную продукцию;

    Применением льготного кредитования предприятий, эффективно осуществляющих природоохранную деятельность.

    Лимитирование и лицензирование. Регуляторами природопользования служат лимиты. Лимитирование – это система эколого-экономических ограничений по территориям, срокам и объемам предельных показателей использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов в окружающую среду загрязняющих веществ и размещения отходов. Лимиты устанавливаются на размеры отвода земельных участков для строительства предприятий, дорог и др. Применяются лимиты потребления воды, использования лесных ресурсов и т.д. Существуют квоты для вылова рыбы и охоты.

    Лимитами для выбросов и сбросов загрязняющих веществ служат нормативы качества природной среды: ПДК, ПДВ, ПДС, ПДУ, ПДН и т.д.

    Виды, лимиты хозяйственной деятельности, экологические требования при использовании природных ресурсов фиксируются в лицензиях (разрешениях) на природопользование, выдаваемых органами управления. Существует около 30 видов природопользования, на которые выдаются лицензии.

    Экономическая ответственность является составляющей хозрасчета юридических лиц и заключается в возмещении вреда, причиненного природной среде и здоровью человека. К ней относятся платежи за сверхнормативное загрязнение, штрафы, возмещение убытков и т.д.

    Оценка экономических ущербов. Под экономическим ущербом, наносимом окружающей среде, понимают фактические и возможные убытки, причиняемые хозяйству и человеку в результате ухудшения качества окружающей среды, и дополнительные затраты на компенсацию этих убытков. Социальный, моральный, эстетический ущербы сегодня практически не оцениваются. Поэтому расчетный экономический ущерб всегда занижен по отношению к реально существующему.

    Факторы, формирующие экономический ущерб, делятся на три группы: факторы влияния, восприятия и состояния.

    Факторы влияния – это уровень и характер антропогенных воздействий. Например, в случае загрязнения атмосферного воздуха – это концентрация и токсичность вредных веществ, технические особенности источника выбросов, климатические и топологические особенности и т.д.

    Факторы восприятия – это основные объекты, попадающие в зону влияния и воспринимающие негативные воздействия: население, коммунальные хозяйства, городские застройки, сельскохозяйственные и лесные угодья, основные фонды промышленности, транспорта, связи, природные экосистемы и др.

    Факторы состояния – это экономические показатели, используемые для перевода изменений в обществе и природе в стоимостные оценки. Основные из них: стоимость единицы продукции, производимой одним работников в день; выплаты по больничным листам; стоимость жилищно-коммунального хозяйства и транспорта на 1000 человек; стоимость единицы утилизированного сырья; потери прибыли от рекреации при разрушении экосистем и др.

    Методы количественной оценки экономического ущерба подразделяются на методы прямого счета, аналитический и эмпирический.

    Метод прямого счета основан на сравнении показателей загрязненного и условно чистого районов. Аналитический метод базируется на получении математических зависимостей (многофакторный анализ) между показателями состояния экономической системы и качества окружающей среды. Суть эмпирического метода заключается в том, что зависимость ущербов от уровня воздействий, полученная первыми двумя методами для частных объектов, обобщается и используется для аналогичных ситуаций. В результате вырабатывается методика, в основе которой лежат эмпирические оценки удельных ущербов.

    В отечественной практике накоплен опыт оценки удельных ущербов. Получены показатели ущерба на 1 т выбросов для предприятий черной металлургии, медеплавильных и коксохимических производств. Разрабатываются методы оценки удельных ущербов для других предприятий на единицу материальных и энергетических ресурсов при выбросах в атмосферный воздух и водные объекты. Так, на основании данных, полученных по 38 объектам черной и цветной металлургии, сделана оценка экономического ущерба от промышленных загрязнений по стадиям производства и потребления металлопродукции: геологоразведка – 2% (нарушение массива пород, загрязнение ландшафта и т.д.), добыча руд – 20% (изъятие угодий, загрязнение территорий, водного и воздушного бассейнов и т.д.), обогащение руд – 20% (те же нарушения), переработка сырья – 50% (то же), обработка металлов и получение продукции – 5%, использование металлопродукции – 1%.

    Экологическое страхование – это страхование ответственности за ущерб, нанесенный окружающей среде и здоровью людей. Предприятие заключает договор со страховой компанией, согласно которому оно уплачивает страховой взнос за страховую услугу. Страховая услуга состоит в том, чтобы при возникновении экономического ущерба окружающей среде в результате деятельности предприятия, ему будут выплачены средства для возмещения ущерба.

    Экологическое страхование бывает обязательным и добровольным.

    Экономическая эффективность природоохранных мероприятий оценивается, прежде всего, по повышению эффективности общественного производства. Но экономический эффект от этого повышения нельзя определить на основании анализа деятельности в базовом году одного предприятия и даже целой отрасли. Частично эффект находит отражение в улучшении показателей предприятия: утилизируется ценное сырье, улучшаются условия труда, снижается заболеваемость и текучесть кадров, повышается производительность труда и т.д. Полный же экономический эффект оценивается приростом национального дохода, который является конечной целью реализации средств на защиту окружающей среды. В конечном счете полный экономический эффект от затрат на охрану природы можно выразить через снижение экономического ущерба.

    Экономический механизм охраны окружающей среды и рационального природопользования ориентирован на обеспечение эффективного природоохранного управления. Реализация такого управления достигается с помощью разнообразных экономических рычагов воздействия на природопользователя, включающих формирование ценообразования с учетом природоохранного фактора; разработку стимулирующих принципов финансирования природоохранных мероприятий, а также принятие государственных и региональных природоохранных программ. Среди основных задач, решаемых с помощью экономических механизмов управления природопользованием, следует выделить:

    · планирование и финансирование природоохранных мероприятий;

    · установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;

    · установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы вредных веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия;

    · предоставление природопользователям налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;

    · возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

    Согласно Закону «Об охране окружающей природной среды», пользование природными ресурсами в России является платным. В соответствии с этим положением, экономические механизмы управления природопользованием включают:

    · платежи за пользование природными ресурсами (ресурсные платежи);

    · компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целевого оборота или ухудшение их качества (компенсацию ущерба), вызванные деятельностью природопользователя;

    · платежи за загрязнение окружающей природной среды (эмиссионные платежи);

    · штрафы за нарушение природоохранного законодательства;

    · рыночные цены на часть природных ресурсов, поступающих в экономический оборот и являющийся объектом рыночных операций;

    · дифференциацию налогообложения с учетом экологических факторов;

    · финансирование (бюджетное и внебюджетное) природоохранных мероприятий, включая систему экологических фондов воспроизводства природных ресурсов;

    · страхование экологических рисков.

    Одним из центральных элементов экономических методов регулирования природоохранной деятельностью является естественнонаучное обоснование предельно допустимых нагрузок на природную окружающую среду, которое основано на количественной оценке значений ассимиляционного потенциала и представлении его в качестве ресурса, с последующим использованием его стоимостной оценки в экономических расчетах. При этом в качестве ориентировочной аппроксимации ассимиляционной емкости различных регионов и территорий часто принимаются расчетные значения лимитов на ПДВ, ПДС и др., последовательные итерации которых в результате могут способствовать более объективной ее оценке. В этом случае ассимиляционный потенциал будет выражаться как система экологических нормативов, которые, с одной стороны, являются количественной характеристикой экологических потребностей, а с другой параметрами, характеризующими издержки по сохранению такого ресурса как качество окружающей природной среды.

    Плата за природные ресурсы(землю, недра, воду, лес и иную растительность, животный мир, рекреационные и другие природные ресурсы) взимается:

    · за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов;

    · за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов;

    · на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

    Плата за природные ресурсы представляет собой расходы природопользователя, связанные с их разведкой, извлечением и использованием, а также на возмещение убытков возникающих из-за экологического ущерба окружающей среде и здоровью людей. При этом она включает в себя две существенно различающиеся между собой составные части.

    Во-первых, это плата за право пользованием природными ресурсами, в которой экономически реализуется право собственника ресурсов на получение части прибыли от эксплуатации каждого вида ресурсов. В этом виде платы реализуется абсолютная рента, которая ранее изымалась в федеральный бюджет, не заинтересовывая регионы в эксплуатации природных ресурсов. Данный вид платы формируется исходя из затрат на компенсацию потерь региона и не зависит от финансово-хозяйственных показателей деятельности предприятия. Обычно, абсолютная величина платежа определяется по итогам конкурса (тендера) или увязывается с уровнем банковского процента. На практике в эту плату входит и дифференциальная рента, т.е. стоимостная оценка различий в самих ресурсах, которая влияет на эффективность их эксплуатации. Например, месторождение более благоприятное по горно-геологическим условиям и содержанию полезных компонентов эксплуатируется с большим эффектом, чем месторождение с худшими показателями. Очевидно, что получаемый при этом экономический эффект не зависит от вклада природопользователя и уже только по этой причине может быть изъят. В основе практического применения данного принципа лежит экономическая оценка природных ресурсов, которая может осуществляться по рыночным ценам, замыкающим затратам и другим методическим принципам, которые были рассмотрены выше. Применение перечисленных составляющих платы за право пользования природными ресурсами ориентировано на повышение экономической заинтересованности природопользователей в интенсификации использования природных ресурсов, внедрения новых, более эффективных безотходных и природоохранных технологий.

    Во-вторых, это плата на воспроизводство и охрану природных ресурсов. Данная составляющая платы за природные ресурсы представляет собой оплачиваемые природопользователем расходы специализированных предприятий и организаций на восстановление израсходованной в процессе хозяйственной деятельности части ресурсов. В основе этой платы лежит экономическая оценка тех же ресурсов, но ориентированная на расчет потерь и финансовых ресурсов, необходимых для рекультивации и восстановления ресурсов природной среды, нарушенных в процессе природопользования.

    Следует также иметь в виду, что на ресурсы, непосредственно изымаемые природопользователем, устанавливаются лимиты их использования. Они действительны определенный срок по каждому виду природных ресурсов, которые определяются уровнем развития техники, технологических процессов, изменением потребностей в данном виде ресурса и его состоянием. В соответствии с установленными лимитами природопользователи получают разрешение на использование природных ресурсов.

    В качестве ресурсов часто выступают также отходы производства, вторичные энергетические ресурсы, вода замкнутого оборотного цикла и др. Такие ресурсы могут оцениваться по нулевой стоимости, по издержкам на доставку и подготовку к использованию, или по вытесненным затратам за счет замены «первичного» природного ресурса.

    Предполагается, что плата за природные ресурсы должна носить стимулирующий характер и быть ориентированной на повышение экономической ответственности отдельных субъектов хозяйственной деятельности за рациональное природопользование.

    Природные ресурсы могут оцениваться ценой предприятия добывающего, подготавливающего или производящего первичную переработку ресурса. К таким природным ресурсам относится большинство сырьевых и энергетических ресурсов. С другой стороны, природные ресурсы могут оцениваться издержками на их добычу и облагаться специальными налогами в пользу государственных и муниципальных фондов за каждую единицу используемого ресурса. Сюда относятся изменяемые или используемые земли, вода, лес, и полезные ископаемые, вовлекаемые в производство.

    Порядок исчисления и применения нормативов платы за использование природных ресурсов определяется Правительством РФ.

    Пользование землей в России является платной. Целью введения платы за землю является стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивания социально-экономических условий хозяйствования на землях различного качества, обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах путем формирования специальных фондов финансирования этих мероприятий. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Налоговая форма пользования землей стимулирует рациональное использование, охрану и освоение земель, повышение плодородия почв. Плата установлена за пользование сельскохозяйственной, городской, пригородной землей, землей, занятой месторождениями полезных ископаемых и другими категориями земель. При этом ставка земельного налога является единой, независимо от того, находится ли земельный участок в пользовании, владении или собственности соответствующего налогоплательщика и изымается из его прибыли (дохода). Отсюда, земельный налог носит фискальную направленность. Средства от его взимания поступают в бюджет (от местного до федерального). Земельный налог подразделяется на две основные группы:

    · за земли сельскохозяйственного назначения;

    · за земли несельскохозяйственного назначения.

    Плата за земли первой группы территорий учитывает состав, качество, площадь и местоположение угодий П з = п х S , где п - нормативная ставка земельного налога; S – площадь сельскохозяйственных угодий.

    Средние нормативные ставки налога за земли сельскохозяйственного назначения по субъектам РФ установлены Законом «О плате за землю». Органам законодательной власти предоставлено право, исходя из средних размеров налога и кадастровой оценки угодий, устанавливать ставки налога по группам почв, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ.

    Плата за земли несельскохозяйственного назначения, с помощью соответствующих коэффициентов повышения средней ставки земельного налога, классифицируется с учетом:

    · экономической значимости и экологического состояния района РФ;

    · уровня социально-культурного потенциала;

    · уровня исторической ценности территории.

    Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Налог за часть площади земельного участка сверх установленной нормы отвода взимается в двукратном размере.

    Налог за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения устанавливается в размере 20 % от средних ставок земельного налога для поселений численностью до 20 тыс. человек. За земли, занятые полигонами (кроме военных) и аэродромами вне населенных пунктов, налог устанавливается в соответствии со средним размером налога за один гектар земель преобладающего на данной территории сельскохозяйственного и несельскохозяйственного использования. Налог на земли водного фонда, как покрытые, так и не покрытые водой, вне населенных пунктов, предоставленные для хозяйственной деятельности или в рекреационных целях, взимается по средним ставкам земель сельскохозяйственного назначения административного района.

    Кроме земельного налога, в качестве платы за землю используются арендная плата и нормативная цена земли. Арендная плата взимается за земли, сданные в аренду. Ее величина устанавливается по договору. За нижний предел в данном случае берется размер земельного налога. Реальный расчет размера ставок арендной платы базируется на данных по сделкам купли-продажи и аренды земли на первичных и вторичных рынках недвижимости.

    Земельный налог и арендная плата используются исключительно на следующие цели:

    · финансирование мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под эти мероприятия, и процентов за их использование;

    · инженерное и социальное обустройство территории.

    Тема: Экономический механизм охраны окружающей среды

    Наименование параметра Значение
    Тема статьи: Тема: Экономический механизм охраны окружающей среды
    Рубрика (тематическая категория) Экология

    1. Типы экономических механизмов и инструментов.

    Экономический механизм природопользования - ϶ᴛᴏ совокупность экономических методов управления, создающих материальную заинтересованность природопользователœей в оптимизации их взаимодействия с природной средой.

    Выделяют три типа экономических механизмов природопользования:

    1. компенсирующий (мягкий) механизм - борьба с последствиями (а не с причинами ) техногенного типа экономического развития.

    2. стимулирующий механизм - поощрение развития экологосбалансированных и природоохранных производств и видов деятельности.

    3. жесткий механизм - ограничение природоэксплуатирующей деятельности; такой механизм посредством жесткой правовой, налоговой, кредитной, штрафной политики практически подавляет, прессингует развитие определœенных отраслей и комплексов в области расширения их природного базиса, в целом способствуя экономии использования природных ресурсов.

    В реальной действительности данные механизмы природопользования не существуют в чистом виде. Неизбежно их сочетание. Многое зависит от конкретных технологий, производств, видов деятельности. Все направления экономического механизма природопользования связаны между собой, часто взаимообусловлены и пересекаются на практике.

    Назначение экономических инструментов – использование связанных с функционированием рынков стимулов для воздействия на экономические интересы и экономическое поведение субъектов хозяйствования в экологически релœевантном направлении. В этом случае экономическим агентам предоставляется значительная свобода выбора в поиске эффективных путей достижения общественно значимых природоохранных целœей.

    Инструменты эколого-экономического регулирования можно условно подразделить на:

    · поощрительные меры - ʼʼметод пряникаʼʼ (льготное налогообложение (экологичных видов продукции), льготное кредитование и субсидирование экопроектов, дотации на приобретение природоохранного оборудования, ускоренные сроки амортизации природоохранного оборудования, премирование по результатам природоохранной деятельности);

    · принудительные меры – ʼʼметод кнутаʼʼ (платежи за природные ресурсы, за выбросы загрязняющих веществ, за размещение отходов, штрафы за нарушение природоохранного законодательства, сокращение субсидирование природоемких и неэкологичных производств, повышенное налогообложение (ʼʼнеэкологичнойʼʼ продукции));

    · компенсационные меры (возмещение нанесенного ущерба, создание природоохранных фондов, экологическое страхование).

    В составе экономических инструментов бывают выделœены рыночные и финансово-кредитные рычаги и стимулы.

    Рыночно ориентированные инструменты :

    · природно-ресурсные платежи и платежи за загрязнение среды;

    · рыночные цены на природные ресурсы, поступающие в экономический оборот;

    · механизм купли-продажи прав на загрязнение природной среды;

    · залоговая система;

    · интервенция с целью коррекции рыночных цен и поддержки производителœей;

    · методы прямых рыночных переговоров;

    Финансово-кредитные инструменты:

    · формы и инструменты финансирования природоохранных мероприятий;

    · кредитный механизм ООС, займы, субсидии и т. п.;

    · режим ускоренной амортизации природоохранного оборудования;

    · экологические и ресурсные налоги;

    · система страхования экологических рисков.

    2. Теоретические принципы установления налогов и платежей за загрязнение : использование принципа ʼʼзагрязнитель платитʼʼ в экономическом механизме природопользования; понятие экстерналий и Пигувианского налога.

    Использование принципа ʼʼзагрязнитель платитʼʼ в экономическом механизме природопользования

    ʼʼЗагрязнитель платитʼʼ - принцип, согласно которому загрязнитель обязан возместить обществу затраты, связанные с ликвидацией ущерба от загрязнения.

    В области охраны окружающей среды крайне важно заставить оплачивать издержки самого загрязнителя, включать эти издержки в цену его продукции, что сделает ее менее конкурентоспособной.

    Это один из фундаментальных экономических и правовых принципов. Официально введен ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) в свои документы в 1972 ᴦ.

    В России данный принцип положен в основу механизма платежей за загрязнение.

    В ряде случаев принцип ʼʼзагрязнитель платитʼʼ трансформируется в принцип ʼʼплатит жертваʼʼ – величина платежей оплачивается потребителœем: платежи за предельно допустимые выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов, за загрязнение окружающей среды в пределах установленных нормативов относятся в России на издержки (себестоимость) производства.

    В данном случае это справедливо, т.к. за загрязнение, неустранимое при данном уровне техники и технологии, должно расплачиваться всœе общество, в случае если хочет потреблять тот или иной продукт. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, платежи в этой части возмещаются потребителями, так как за негативное воздействие расплачивается всœе общество.

    Формы платности за природные ресурсы :

    1) Формы платы за использование земли : зависят прежде всœего от типа отношений собственности: землевладения, бессрочного (постоянного) или временного пользования земельными участками, их аренды.

    ü земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) Взимается за земельные участки, находящиеся в собствен­ности, земельный налоᴦ. Размеры платы за землю определяются в за­висимости от площади, качества и местоположения земельного участка с учетом его кадастровой оценки. Платежи за землю обычно поступают на специальные бюджетные счета местных представительных органов, на территории которых находятся земельные участки. Так, в России плата за землю является сегодня единственным видом так называемых природноресурсных налогов и платежей, в установлении размера которого участвуют органы местного самоуправления; после 2005 ᴦ. планируется полное их зачисление именно в местные бюджеты в качестве одного из базовых доходных источников. Важно заметить, что для стимулирования ра­ционального использования земли эти виды платежей должны направляться ис­ключительно на цели, связанные с финансированием мероприятий по землеуст­ройству, ведению земельного кадастра и мониторинга, охране земель, повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат зем­лепользователя на эти цели, а также на погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия, процентов за пользование ими, на фиксированные выплаты земле­пользователям, ведущим сельскохозяйственное производство на землях низкого качества, инженерное и социальное обустройство территории.

    ü арендная плата (Взимается за арендуемую землю. При аренде земельного участка у собственника земли арендная плата͵ как правило, поступает на его счет. Арендная плата͵ получаемая собственником земли, используется им по своему усмотрению)

    В разных странах существуют определœенные льготы по взиманию платы за землю. Так, в России от платы за землю полностью освобождаются 23 категорий землепользователœей, в т.ч. заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады; предприятия, учреждения, организации и граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные или малопродуктивные в соответствии с кадастровой оценкой земли и т. д.

    2) Формы платы за водные ресурсы :

    ü плата͵ связанная с использованием водными объектами – водный налог

    Существуют две основные схемы взимания платы за водопользование.

    1) Первая, которая характерна для России, Австралии, стран Азии и Африки, основана на жестком государственном регулировании размеров платы. Все платежи при этом направляются в государственный бюджет, где аккумулируются для последующего использования на цели содержания и развития водохозяйственных систем и сооружений.

    2) Вторая схема применяется главным образом в странах Западной Европы, США и Канаде. Она основывается на корпоративном управлении использованием и охраной водных ресурсов со стороны водопользователœей, которые образуют бассейновые объединœения. Плата за воду осуществляется в виде взносов водопользователœей на содержание объединœения и финансирование его деятельности. Государство же получает налоги от бассейнового объединœения, которые используются в основном для кредитования и субсидирования водохозяйственного строительства и выплат компенсации льготным категориям водопользователœей.

    3) Формы платы за пользование лесным фондом :

    ü арендная плата

    ü плата по договору купли-продажи лесных насаждений

    Платежи за лесопользование могут взиматься за заготовку древесины, отпу­скаемой на корню; за заготовку живицы; за заготовку второстепенных лесных ма­териалов; за побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота͵ заготовка в предпринимательских целях древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, размещение ульев, пасек и других видов лесного пользования); за лесопользование для нужд охотничьего хозяйства, туристских или спортивных целœей.

    4) Формы платы за пользование недрами :

    ü разовые платежи за пользование недрами;

    ü регулярные платежи за пользование недрами;

    ü плата за геологическую информацию о недрах;

    ü разовый сбор (бонус) за участие в конкурсе (аукционе, тендере) за право пользования недрами;

    ü периодический сбор (плата) за лицензию на недропользование.

    5) Система платежей за пользование животным миром :

    ü плата за пользование животным миром, ᴛ.ᴇ. за изъятие из естественной среды обитания следующих групп

    Объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и рыболовства;

    Принадлежащих к видам, занесенных в Красные книги разного уровня;

    Не отнесенных к перечисленным выше группам.

    ü штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром.

    При крайне важно сти регулирования численности отдельных видов, представляющих угрозу для здоровья и жизни людей, домашних животных, а также для предотвращения нанесения ущерба экономике страны, изъятие должна быть разрешено бесплатно или за вознаграждение.

    В целом мировая практика движется по пути постепенного и целœенаправленного внедрения новых, более совершенных экологических налогов и сборов, стимулирующих природоохранную деятельность и рациональное ресурсопользование.

    В странах ЕЭС выделяются следующие основные разновидности экологических налогов и платежей (согласно Европейскому экологическому агентству):

    1. Компенсирующие налоги - ϶ᴛᴏ налоги (платежи), служащие цели покрытия экологических издержек. Подразделяются на платежи пользователœей и отложенные платежи . К примеру, платежи за сточные воды или за размещение отходов.

    плата за забор воды из водоемов, налоги на шумовое загрязнение, специальные налоги на батарейки

    в России применяются в основном данный тип налогов

    2. Стимулирующие налоги – направлены на поощрение изменения поведения производителœей / потребителœей в сторону экологически безопасного и ответственного. При наличии крайне важно й информации могут устанавливаться на уровне, уравновешивающем предельные экологические издержки и предельные выгоды. В этом случае они именуются оптимальными и выполняют функции, аналогичные первой разновидности налогов. В противном случае их называют инструментальными стимулирующими налогами.

    налоги на тару одноразового использования, алюминиевую фольгу, соль для посыпки дорог, мебель из тропической древесины.

    в России – в стадии обсуждения

    3. Фискальные экологические налоги – налоги, используемые преимущественно в фискальных целях и повышающие бюджетный доход, могут также использоваться для ослабления налогового бремени на труд и капитал.

    В России – акцизы на нефть, газовый конденсат, природный газ.

    Тема: Экономический механизм охраны окружающей среды - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Тема: Экономический механизм охраны окружающей среды" 2017, 2018.

    Экономические механизмы охраны окружающей среды

    I. Кадастры природных ресурсов

    II. Финансирование и материально-техническое обеспечение

    III. Платы за пользование природными ресурсами и их загрязнение

    IV. Экологические фонды

    V. Экономическое стимулирование

    I. Кадастры природных ресурсов – это своды экономических, организационных, экологических и технических показателей, характеризующих количество и качество природного ресурса, а также категории природопользователей. Единого кадастра природных ресурсов не существует. Кадастры составляются по видам природных ресурсов: земельный, лесной, водный и др.
    На базе их данных определяется денежная стоимость природного ресурса, продажная цена, система мер по его оздоровлению и восстановлению.

    II. Источниками финансирования могут быть: бюджетные средства, банковские кредиты, экологические фонды, собственные средства предприятий (в основном, прибыль) и другие источники. Финансирование экологических программ должно обеспечиваться материально-техническими ресурсами.

    III. В платах за пользование природными ресурсами и их загрязнение предусмотрено два вида платы :

    1. за пользование природными ресурсами;

    2. загрязнение окружающей среды.

    За загрязнение предусмотрено два вида платы :

    1. за выбросы, сбросы вредных веществ и размещение отходов в пределах установленных лимитов;

    2. за выбросы, сбросы и размещение отходов сверх установленных лимитов, либо без разрешения.

    Внесение платы за использование и загрязнение природных ресурсов не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещению ущерба.

    IV. Экологические внебюджетные фонды формируются из средств от организаций, граждан, иностранных юридических лиц; из платежей за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов; из сумм, полученных по искам, штрафам, за счёт средств от продажи конфискованных орудий охоты и незаконной продукции; из платежей всех предприятий за природопользование. Эти средства зачисляются на специальные счета и используются для финансирования природоохранных мероприятий.

    Запрещается расходование средств экологических фондов на цели, не связанные с природоохранной деятельностью.

    V. Меры поощрения :

    · освобождение от налогообложения экологических фондов и природоохранного имущества;

    · установление налоговых и иных льгот предприятиям при внедрении безотходных технологий, использовании вторичных ресурсов;

    · применение льготного кредитования предприятий, эффективно осуществляющих охрану окружающей среды;

    · применение поощрительных цен на экологически чистую продукцию.

    Меры наказания :

    · введение специального добавочного налогообложения на экологически вредную продукцию и продукцию, выпускаемую с применением экологически опасных технологий;

    · штрафы за экологические правонарушения [Цветкова, 1999].

    3.2. Экозащитная техника и технологии

    Инженерные природоохранные мероприятия делят на две группы:

    I. Мероприятия, снижающие выброс загрязняющих веществ и уровень вредных воздействий:

    1. Совершенствование технологических процессов и внедрение малоотходных и безотходных технологий.
    2. Изменение состава и улучшение качества используемых ресурсов (удаление серы из топлива, переход с угля на газ или нефть, с бензинового топлива на водородное и др.).
    3. Установка очистных сооружений с последующей утилизацией улавливаемых отходов.