Сущность и функции государственного кредита. Классификация государственных займов. Государственный кредит и его сущность

Сущность и функции государственного кредита. Классификация государственных займов. Государственный кредит и его сущность

В современном мире займом уже никого не напугаешь. Каждый третий человек хотя бы раз в своей жизни подавал документы на оформление банковского кредита, у каждого пятого существует кредитная карта с возобновляемым лимитом. А рынок ипотеки растет уверенно с каждым годом, несмотря на снижение стабильности российской экономики, которое было вызвано введением санкций.

Сущность и функции кредита сегодня вызывают к себе большой интерес. С экономической точки зрения кредит определяется как договор между кредитором (банком или иной организацией) и заемщиком (физическим или юридическим лицом).

Но далекий от экономической науки человек, пусть даже он и является активным пользователем кредитной линии определенного банка, редко задумывается о полезности займов, о том, какие же функции кредита существуют. Срок и условия предоставления такого займа описываются в специально создаваемом кредитном договоре. Обе стороны обязательно закрепляют его своими подписями, и только после этого он может считаться вступившим в силу.

Кредит в современном обществе

Сущность и функции кредита являются больше экономическими категориями. Не имеющему должного образования человеку трудно разобраться во всех тонкостях этих понятий.

Сущность кредита как раз и состоит в предоставлении денежной ссуды. Заемщик может выделять финансовые средства как на определенную цель (всем знакомо понятие автокредита или ипотеки - цель: приобретение автомобиля или квартиры соответственно) и на другие нужды (потребительский кредит). Заемщик (в данном случае физическое лицо) обязуется вернуть заем в оговоренные в кредитном договоре сроки с причисленными процентами.

Экономисты выделяют две основные функции кредита. Это перераспределительная и замещение денежных средств кредитными.

Перераспределительная функция

Полученная ссуда позволяет распределить денежные средства таким образом, что они по договорам займов передаются из пользования одной организации в другую. Таким образом, ведется непрерывное течение денежных потоков. Это позволяет вывести свободные средства из организации-кредитора и передать частному лицу для вложения на счет другой организации.

Примером, где демонстрируется перераспределительная функция кредита, может служить обычный потребительский займ: выданные банком средства передаются заемщику, а он, в свою очередь, приобретает на них корпусную мебель, и полученные деньги поступают в процессе покупки на счет мебельной организации.

Функция замещения

Денежные средства, выделенные посредством оформления кредита, позволяют заместить реальные денежные знаки безналичными средствами. Многие люди сейчас активно пользуются кредитными картами определенных банков - функция замещения в действии. Это приводит к уменьшению времени проведения сделки (безналичные денежные средства без дополнительной проверки подлинности поступают на счет практически мгновенно) и упрощает процесс перевода денежных средств.

Помимо перечисленных выше, экономисты выделяют еще три дополнительные функции кредита.

Экономия издержек

Банкноты со временем теряют свой первоначальный внешний вид, истираются, приходят в негодность. И возникает необходимость в выпуске новых банкнот в обращение, а значит, создаются затраты на их производство. Безналичные денежные средства позволяют эти затраты минимизировать или вовсе свести к нулю, так как для их пользования не нужно печатать новые банкноты.

По сути, это экономия не только средств на изготовление новых денежных знаков, но и времени: процесс печати с использованием современных средств защиты банкнот довольно трудоемкий. Он начинается с подготовки специальной основы - бумага определенного состава изготавливается на предприятиях из хлопкового волокна, в нее закладываются защитные нити, после чего она отправляется на пресс и должна высушиться. Далее уже производится печать в несколько этапов, нанесение водяных знаков, тиснение, делается голографическое изображение и прочее.

Функция усиления роста капитала

Даже несмотря на то, что кредит придется вернуть по истечении срока договора, использование заемных средств приводит к увеличению совокупной прибыли заемщика (частного лица или организации). Вместо того чтобы смиренно год за годом копить деньги на приобретение автомобиля, довольно просто оформить автокредит и купить машину уже сейчас.

Несмотря на начисление процентов, это окажется выгодным - инфляция год за годом будет обесценивать деньги, уменьшая фактически ваши накопления, и ждать возможности приобрести собственный автомобиль придется дольше.

Стимулирующая функция

Все озвученные функции кредита позволяют обосновать необходимость использования банковских займов и охарактеризовать их с положительной стороны для экономики страны в целом.

Получение кредита всегда стимулирует заемщика на развитие: получивший ссуду в банке человек может открыть собственный бизнес, пустить деньги на расширение существующей жилплощади, построить дачу и прочее. Если кредит предоставляется организации, то она расширяет производство, закупает новое оборудование, открывает дополнительные линии, что в целом ведет к росту.

Формы кредита

Функции и формы кредита условно разделяются на две категории в зависимости от характера: национальный кредит и международный. Эти формы, в свою очередь, подразделяются на денежные и товарные.

Денежными являются банковский, межбанковский, государственный, ипотечный, ломбардный, потребительский кредиты. Товарными - коммерческий, потребительский, лизинговый.

Все эти формы широко используются в современном мире на разных уровнях, начиная с простого (банк - клиент) и доходя до более сложных (государство - правительство).

Основные принципы кредитования

В чем заключаются принципы и функции кредита? У любого займа существуют следующие основы:

  • Срочность: срок действия кредита устанавливается четко и отражается в договоре. После подписания период возможно изменить только за счет заключения дополнительных договоров (некоторые банки позволяют уменьшить срок займа при досрочном погашении).
  • Возвратность: кредит необходимо вернуть по окончании срока полностью с причисленными процентами. Если возврат займа не будет произведен, то банки могут передать права на него другим организациям (коллекторским агентствам), которые будут взыскивать с должника кредитные средства.
  • Платность: за использование кредита с заемщика взимается определенный процент, указанный в договоре. После подписания процент по займу изменить уже нельзя. Если существует такая необходимость, то предыдущий кредит закрывается, и открывается другой - по новым процентам.
  • Надежность: проверка способности заемщика вернуть кредитные средства в прописанные договором сроки. Этим занимаются служба безопасности банка и специальная скоринговая система, которые отсеивают неплатежеспособных заемщиков.
  • Целевой характер: каждый кредит должен быть обусловлен определенной целью. Это может быть ипотека (цель - приобретение квартиры), автокредит (цель - приобретение автомобиля), товарный кредит (приобретение товара) и прочее.

Классификация кредитов по срокам

Россия и страны Европы выделяют следующие виды займов в зависимости от их срока:

Краткосрочные кредиты: до одного года (Европа), от трех до шести месяцев (Россия);

Среднесрочные кредиты: от одного до трех лет (редко пять лет) в Европе, от шести месяцев до одного года в России;

Долгосрочные кредиты: свыше пяти лет (Европа), свыше одного года (Россия).

Однако в РФ эту классификацию довольно часто упрощают, оставляя только два вида кредитов: краткосрочный (до одного года) и долгосрочный (свыше одного года).

Государственный кредит

В чем же заключаются функции государственного кредита? В отличие от привычного для любого человека банковского займа, он представляет собой заемные отношения между государством (кредитором) и правительством или государственной властью (заемщиком).

Государственные кредиты могут быть как внутренними (денежные средства выделяются внутри какой-либо страны от государства для правительства) или внешними (от одного государства для другого государства).

Существуют две основные формы государственного кредита:

С выпуском облигаций;

Без выпуска облигаций: займ берется либо векселями, либо денежными средствами.

Государственный кредит по своей экономической сущности выполняет следующие функции:

Распределительная;

Регулирующая;

Контрольная.

Все функции государственного кредита направлены на поддержание экономики страны на достаточном для функционирования уровне.

  • Распределительная функция кредита помогает высвобожденные денежные средства направлять в те сферы экономики, где они наиболее необходимы, например в здравоохранение или социальные фонды.
  • Регулирующая функция кредита позволяет государству проводить ту финансовую политику, которую оно сочтет нужной. Во время регулирования ведется контроль над процентными ставками на рынке кредитования, осуществляется воздействие на обращение денежных средств.
  • Контрольная функция кредита позволяет государству контролировать цели использования заемных средств, сроки и своевременность их возврата.

Подводя итог, следует сказать, что функции кредита в экономике являются действительно значимыми. Посредством предоставления займов появляется возможность контролировать финансовые отношения участников рынка и проводить множество сделок с использованием денежных средств.

Функции государственного кредита – экономические задачи, которые выполняют государственные заимствования.

Принято выделять три функции государственного кредита.

Распределительная функция государственного кредита

Государственные кредиты позволяют перераспределить денежные ресурсы в соответствии с потребностями экономики. Они могут использоваться для реализации того или иного общественно значимого проекта. Денежные средства также могут привлекаться для направления в социальную сферу. В современной экономике государственные кредиты являются вторым по значимости после налогов источником формирования бюджета.

Благодаря государственным кредитам налоговое бремя может быть распределено более равномерно во времени. В результате нет необходимости увеличивать налоги каждый раз, когда расходы государства растут.

Смотреть что такое "Функции государственного кредита" в других словарях:

    КЕЙНСИАНСКАЯ ТЕОРИЯ. ВОПРОСЫ ФИНАНСОВ, ДЕНЕГ И КРЕДИТА - (англ. Keynesian theory) – теория макроэкономического равновесия, которое достигается благодаря активному стимулированию эффективного спроса путем государственного вмешательства в виде налоговобюджетной (фискальной) и кредитно денежной политики.… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    Международная финансовая помощь - (International financial assistance) Международная финансовая помощь это помощь, которая предоставляется государствам при соблюдении определенных экономических условий Международная финансовая помощь государству предоставляется для развития… … Энциклопедия инвестора

    Кредит - (Credit) Кредит это сделка по передаче материальных ценностей в ссуду Понятие кредита, разновидности кредита, оформление, условия и выдача кредита Содержание >>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    Денежно-кредитная политика - (Monetary policy) Понятие денежно кредитной политики, цели денежно кредитной политики Информация о понятии денежно кредитной политики, цели денежно кредитной политики Содержание >>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    Государственный кредит - (Government credit) Совокупность экономических отношений Система кредитных отношений между государством и субъектами хозяйства Содержание Содержание 1. История государственного в 2. Сущность и функции государственного ссуды 3. и государственный… … Энциклопедия инвестора

    Государственный банк Российской империи - … Википедия

    Государственный банк Российской Империи - Государственный Банк Российской империи. Харьковское губернское отделение, 1900 Государственный банк центральный банк в дореволюционной России был учрежден в 1860 г. в соответствии с указом Александра II на основе реорганизации Государственного … Википедия

    Финансы - (финансовое право, финансовая наука, наука о финансах). Слово финансы ведет свое происхождение от средневекового латинского термина finatio, fonancia, употреблявшегося в XIII и XIV вв. в смысле обязательной уплаты денег и срока уплаты. В… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Государственная облигация - (Government bond) Определение понятия государственная облигация, облигационные рынки Информация об определении понятия государственная облигация, облигационные рынки Содержание Содержание 1. Государственная облигация Определение понятия… … Энциклопедия инвестора

    Ротшильды - (Rothschilds) Ротшильды это известнейшая династия европейских банкиров, финансовых магнатов и филантропов Династия Ротшильдов, представители династии Ротшильдов, история династии, Майер Ротшильд и его сыновья, Ротшильды и теории заговора,… … Энциклопедия инвестора

Книги

  • Международные валютно-кредитные отношения. Учебное пособие для академического бакалавриата , Бризицкая А.В.. Учебное пособие посвящено международным валютно-кредитным отношениям. В нем представлены основные понятия в сфере международных валютно-кредитных отношений, эволюция мировой валютной системы,…

2. Регулирующую

3. Контрольную.

1) Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Последнее объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.

Финансирование расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Школа или библиотека обеспечивают потребности не одного поколения, поскольку служат тридцать - пятьдесят лет. Почему же тогда их строительство должно быть оплачено в течение нескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не успеет воспользоваться их услугами. Гораздо разумнее переложить финансирование таких объектов на все поколения, которые будут ими пользоваться. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается выпуском займов на соответствующий срок. В последнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное финансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов, с которых погашается как основной долг, так и проценты по нему.

Таким образом, Положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит.

При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например, финансирования за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

Усиление тяжести налогового бремени, вызванное заимствованиями государства, зависит от их срока и процентов по кредиту, уплачиваемых заемщиком. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочих равных условиях.

2) Регулирующая функция государственного кредита: вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство уменьшает их платежеспособный спрос. Тогда, если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например, инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.

Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг или выдача кредитов под их залог, проводимые центральным банком, являются важным инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков в стране. В РФ такого операции получили распространение после августовского кризиса рынка межбанковских кредитов в 1995г. Кредиты под залог высоко ликвидных государственных ценных бумаг стали предоставляться Банком России с апреля 1996г.

Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в тоже время она стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг.

До определенных пределов этот процесс не оказывает существенного негативного влияния на производство. В том случае, если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие будет равняться нулю до их полного поглощения. Только после этого активность государства на финансовым рынке выразится в росте ссудного процента, а отвлечение значительной доли денежных накоплений для непроизводительного использования существенно замедлит темпы экономического роста.

Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гранта. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитом, предоставляемых банками согласно соответствующим программам.

Поддержка малого бизнеса предполагает, что государство берет на себя погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям, в случае их банкротства. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государственные или полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции.

Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.

3) Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденными особенностями этой категории:

тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств.

охватывает движение стоимости в двустороннем порядке поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств.

осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами. В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

В зависимости от целей, инструментов, методов осуществления государственный кредит может оказывать либо положительное, либо отрицательное влияние на общеэкономическое и социальное развитие государства.

Виды государственных займов

Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков.

1. По субъектам заемных отношений - займы, размещаемые
центральными и территориальными органами управления.

2. По месту размещения - внутренние и внешние.

3. По обращению на рынке - рыночные и нерыночные. Рыночные
займы свободно продаются и покупаются. При финансировании бюджетного

дефицита они основные. Нерыночные - не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают. Так, нерыночные государственные облигации выпускаются на Западе для мобилизации средств негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, мелких инвесторов.

4. В зависимости от срока привлечения средств - краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше). Краткосрочные займы используются для финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов. Обычно в этих целях выпускаются векселя. Центральное правительство выпускает казначейские векселя, местные органы власти - муниципальные. В Италии казначейские векселя выпускаются сроком на 3,6,12 месяцев, в Японии - 60 дней, Великобритании - 91 день. Исключением является Германия, где казначейские векселя выпускаются сроком до двух лет. В некоторых странах для привлечения средств на более длительный период используются казначейские ноты, которые получили меньшее распространение, чем векселя. В Италии они выпускаются со сроком
погашения 2-3 года, в США - от 1 до 10 лет. Привлечение средств на более
длительный период обычно осуществляется с помощью облигаций.

5. По обеспеченности долговых обязательств - закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например, определенным имуществом. Наиболее часто их выпускают местные органы власти. Обеспечением беззакладных облигаций служит все имущество государства или данного муниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации. Их надежность исключительно высока и поэтому инвесторы не нуждаются ни в каких дополнительных гарантиях.

6. По характеру выплачиваемого дохода долговые обязательства делятся на выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе тиражей выигрышей. Эти облигации не пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся получать стабильный доход, а не полагаться на волю случая. Поэтому основной вид - процентные облигации, доход по которым выплачивается 1, 2 или 4 раза в год на основе купонов. Большинство инвесторов отдает предпочтение таким долговым обязательствам.

Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой номинала, а выкупаются по номиналу. Не имеют также купонов и некоторые долгосрочные долговые обязательства. Весь доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Как и краткосрочные, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном.

7. По методу определения дохода долговые обязательства государства

бывают с твердым или плавающим доходом. В ряде случаев фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других случаях она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышение процента.

Для покрытия бюджетного дефицита приходится размещать займы при относительно завышенном уровне процентной ставки. Установив аналогичный процент по своим долговым обязательствам на весь срок займа, который может составить 20 - 30 лет, государство взвалит на налогоплательщиков дополнительные расходы. Избежать подобную ситуацию позволяют два варианта:

1) покрытие потребности в денежных средствах за счет краткосрочного или среднесрочного займа и выпуска (когда процентная ставка упадет) долгосрочного. Однако в этом случае заемщик несет дополнительные расходы, связанные с выпуском, размещением и погашением еще одного займа. Не исключена вероятность, что в ожидании повышения процентной ставки инвестор не проявит интереса ко второму займу;

2) систематический пересмотр процента, выплачиваемого по ценным бумагам. В качестве базы обычно используется ставка по межбанковским кредитам в стране. Такие займы имеют большой недостаток - должник не в состоянии спланировать свои расходы. Но этот вариант решает все названные проблемы.

8. В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты делятся на обязательства: с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.

Вопрос о досрочном погашении долговых обязательств становится актуальным только тогда, когда на финансовом рынке происходят существенные изменения. Например, заемщик выпустил облигации с ежегодным фиксированным доходом в 12%, а через год ставка упала и составила 6%. В этом случае заемщик терпит существенные потери, тогда как инвестор получает значительный выигрыш. Если облигации были выпущены с правом досрочного погашения, то инвестор может уменьшить свои потери, выпустив и разместив новый займ и погасив старый.

Различают два варианта погашения задолженности: единовременно и по частям. Если займ гасится частями, в зависимости от распределения суммы долга по срокам погашения, выделяются 3 варианта: займ погашается равными частями в течение определенного срока, например, 4 лет. Так, если сумма займа составила 10 млн. долл. США, ежегодно будет выплачиваться 2,5 млн. долл.; возрастающими долями. Например, в первый год гасится 1 млн. долл., во второй - 2 млн. долл., в третий - 3 млн. долл., в четвертый - 4 млн. долл. Такая система удобна при наращивании доходов заемщика. Например, в связи с подъемом деловой активности предполагается рост налоговых поступлений или объект, на строительство которого привлекались заемные средства, постепенно набирает мощность и начинает приносить все большую прибыль; снижающимися долями. Например, в первый год погашается долг на 4 млн. долл., во второй - на 3 млн. долл. и т.д. такая система предпочтительнее, когда ожидается падение доходов заемщика или увеличение его расходов.

И управления выступает преимущественно в качестве заемщика свободных денежных средств у юридических и физических лиц во временное пользование на добровольных началах, а также в качестве кредитора и гаранта.

Государственный кредит является одним из основных инструментов, с помощью которого достигается баланс доходов и расходов бюджета. Традиционно государственный кредит использовался для финансирования расходов государства при наличии дефицита бюджета. С развитием рыночных отношений государственный кредит выступает также в качестве инструмента регулирования денежного обращения в целях регулярного финансирования общесоциальных потребностей общества . С экономической точки зрения государственный кредит представляет собой одну из форм движения ссудного капитала . Его сущность заключается в том, что стоимость валового внутреннего продукта и части национального продукта распределяется вторично.

В количественном отношении в кредите преобладает деятельность государства как заемщика средства. Объемы операций в качестве кредитора, т. е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. Если же государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств , взятых юридическими и физическими лицами, оно выступает в качестве гаранта.

Государственный кредит является составной частью одного из звеньев финансовой системы Российской Федерации - кредита. Следовательно, принципы, лежащие в основе любых кредитных отношений, свойственны и для отношений, возникающих при государственном кредите. И такими принципами являются срочность, возвратность и возмездность.

Возвратность и возмездность государственного кредита отличают его от такой финансовой категории, как, например, налоги , которые поступают только в одном направлении - от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды. Государственный кредит от налогов отличает и еще одна особенность - добровольность отношений (хотя в истории России были случаи отступления от этого принципа при размещении займов).

От банковского кредита государственный отличается прежде всего тем, что не имеет целевой направленности, обеспечением его служат не какие-либо конкретные ценности , а все имущество , находящееся в собственности государства, а также непроизводительным использованием капитала (чаще всего средства идут на покрытие дефицита государственного бюджета), тогда как характерной чертой банковского кредита является производительное использование средств, позволяющее не только погашать кредит, но и выплачивать вознаграждение за пользование ссудой за счет увеличения прибавочной стоимости в процессе производства .

Функции государственного кредита

  • распределительную;
  • регулирующую;
  • контрольную.

Распределительная функция позволяет перераспределить денежные ресурсы в соответствии с потребностями экономики в целом и необходимостью поддержки какого-либо направления социально-экономической деятельности. С помощью этой функции идет процесс формирования централизованных денежных фондов государства либо их использование на принципах срочности, возвратности и возмездности. В связи с более быстрым увеличением расходов по сравнению с налоговыми поступлениями государственные займы в последнее время стали инструментом финансирования расходов бюджета. И в результате налоговое бремя с помощью распределительной функции государственного кредита более равномерно распределяется на налогоплательщиков по времени. Налоги не увеличиваются, когда расходы государства финансируются за счет государственного займа, но при погашении кредита они идут и для его уплаты и для погашения процентов по задолженности.

Тяжесть налогового бремени, связанная с государственным кредитом, зависит от его срока и процентов по его уплате.

Регулирующая функция государственного кредита выражается в том, что государство, вступая в кредитные отношения, воздействует на денежное обращение, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость, на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективность применения бюджетных ссуд.

Используя государственный кредит в качестве инструмента регулирования экономики, государство получает возможность проводить ту или иную финансовую политику.

С помощью контрольной функции государственного кредита контролируется в основном целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

Государственные займы и их классификация

Государственные займы - это основная форма государственного кредита, когда государство выступает в основном в качестве заемщика. Задолженность государства по государственным займам включается в сумму государственного долга страны.

Таким образом, государственный кредит, при котором государство выступает заемщиком, осуществляется в форме государственных займов путем выпуска государственных долговых обязательств (казначейских обязательств).

Государственные займы размещаются правительством на рынке ссудного капитала при помощи банков и небанковских финансовых институтов.

Государственные займы классифицируются следующим образом.

По способу размещения делятся на:

  • свободно обращающиеся;
  • размещаемые по подписке;
  • принудительные.

По обеспеченности долговых обязательств:

  • закладные (обеспечиваются конкретным залогом);
  • беззакладные (обеспечением служит все имущество государства).

По сроку действия:

  • краткосрочные (срок погашения до одного года);
  • среднесрочные (до пяти лет);
  • долгосрочные (свыше пяти лет).

По видам доходности:

  • выигрышные (выплата доходов осуществляется на основе лотереи);
  • процентные (выплата доходов происходит ежегодно равными долями по утвержденной ставке);
  • с нулевым купоном (продаются со скидкой по номиналу, а выкупаются по номиналу).

По месту размещения:

  • внутренние;
  • внешние.

По методу определения доходов:

  • с твердым доходом;
  • с «плавающим» доходом.

По обязанности заемщика соблюдать сроки погашения займа:

  • с правом досрочного погашения;
  • без права досрочного погашения.

Кроме того, государственные займы подразделяются на облигационные и безоблигационные (займы у Сберегательных банков или межправительственные займы, оформляемые путем записей по счетам государственного долга); рыночные (свободно покупаются и продаются на денежном рынке) и нерыночные, а также специальные выпуски, которые размещаются среди правительственных учреждений и фондов и не подлежат купле-продаже . Например, в США к рыночным правительственным ценным бумагам относятся казначейские векселя со сроком погашения до одного года, среднесрочные казначейские векселя со сроком погашения от одного до десяти лет и казначейские облигации со сроком погашения свыше десяти лет.

Эриашвили Н.Д. Финансовое право. 2000

Через распределительную функцию государственный кредит участвует в формировании централизованных денежных фондов государства или их использовании на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы служат основным источником финансирования бюджетного дефицита. Финансирование расходов капитального характера за счет заимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Школа или библиотека обеспечивают потребности не одного поколения, поскольку служат 30-50 лет. Почему же тогда их строительство должно быть оплачено в течение нескольких лет за счет налогов с тех, кто, возможно, даже не успеет воспользоваться их услугами? Гораздо разумнее переложить финансирование таких объектов на все поколения, которые будут ими пользоваться. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается путем выпуска займов на соответствующий срок. В последнем случае поколение, строящее школу, несет то же финансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов с которых погашается как основной долг, так и проценты по нему.

Таким образом, положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются (что пришлось бы сделать в противном случае). Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

Налоги служат основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит.

При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например финансирования за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием, государственного долга .

Усиление тяжести налогового бремени, вызванное заимствованиями государства, зависит от их срока и процентов по кредиту, уплачиваемых заемщику. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше долг, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочих равных условиях.

Регулирующая функция государственного кредита. Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство сжимает платежеспособный спрос. Тогда если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменений, хотя возможно изменение структуры платежеспособного спроса.

Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг или выдача кредитов под их залог, проводимые центральным банком, служат важным инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков в стране. В РФ такого рода операции получили распространение после августовского кризиса рынка межбанковских кредитов в 1995г. Кредиты под залог высоколиквидных государственных ценных бумаг стали предоставляться Банком России с апреля 1996г.

Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим кредит становится для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг.

До определенных пределов этот процесс не оказывает существенного негативного влияния на производство. В том случае если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие будет равняться нулю до их полного поглощения. Только после этого активность государства на финансовом рынке выразится в росте ссудного процента, а отвлечение значительной доли денежных накоплений для непроизводительного использования существенно замедлит темпы экономического роста.

Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками по соответствующим программам.

Поддержка малого бизнеса предполагает, что государство берет на себя погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям, в случае их банкротства. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государственные или полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции.

Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.

Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории:

  1. она очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;
  2. охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;
  3. осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.