Стратегия хмао и уроки истории

28.07.2012 | Звезда Лангепаса

Двадцать первого июля в Лангепасе прошли общественные слушания на тему: «Состояние и перспективы развития моногородов и муниципальных образований автономного округа в проекте Стратегии социально-экономического развития региона до 2020 и на период до 2030 года». В них приняли участие губернатор Югры Н. В. Комарова, главы муниципальных образований региона, эксперты, работающие над Стратегией, представители лангепасской общественности, специалисты организаций города, предприниматели. Прошли слушания в режиме видеоконференции. Встречу глава региона начала с анализа ситуации в Урае, который накануне пострадал от урагана. Представители урайской администрации доложили о принятых и принимаемых мерах, сообщив, что в городе продолжаются восстановительные работы, и все службы работают в штатном режиме. Наталья Владимировна рекомендовала своевременно информировать о тех проблемах, которые могут возникнуть. Перейдя к теме слушаний, губернатор подчеркнула, что Югра сохранит свои позиции в социально-экономическом развитии и, по мнению экспертов, останется основным регионом российской и мировой нефтедобычи, крупнейшим энергетическим центром страны. Но при этом будет искать оптимально эффективные пути развития.

«Моногорода Югры не должны оставаться точками уязвимости или риска. Нам необходимо проводить активную модернизацию многих сфер в муниципальных образованиях, искать новые модели для развития и повышения благосостояния югорчан», - подчеркнула глава региона, напомнив, что сегодня 17 населенных пунктов Югры отнесены к моногородам, а развитие 14 из них напрямую связано с нефтедобычей.

В моногородах округа сегодня проживают свыше одного миллиона жителей. «Такой охват выдвигает вопрос моногородов в нашем стратегическом планировании, безусловно, на центральный план. Подход к развитию должен быть комплексным, и обеспечить, в том числе, возможности модернизации все той же базовой нефтедобывающей отрасли», - заявила глава региона.

Но при этом, по мнению губернатора, необходимо развивать и лесопромышленный, агропромышленный, энергетический комплексы, горнорудный сектор. Как заявила Наталья Комарова, федеральная программа по развитию моногородов поможет нам реализовать многие проекты.

«Проще говоря, время, которое мы активно занимаемся нефтегазодобычей, мы должны использовать и для того, чтобы создать сегодня сопровождающие, а завтра и замещающие отрасли», - детализировала сказанное Наталья Владимировна.

Именно поэтому немаловажная роль в развитии региона и его муниципальных образований отводится малому и среднему предпринимательству. О том, как развивается эта сфера в Лангепасе, участники встречи узнали из видеосюжета. При активной поддержке администрации города и Фонда поддержки предпринимательства Югры сегодня в городе реализуются 11 бизнес-проектов. Имея разную направленность, все они востребованы у горожан и не привязаны к нефтедобывающей отрасли. Всего же на территории региона только в прошлом году было создано более 500 малых предприятий - это в семь раз больше, чем в позапрошлом году. 250 новых представителей малого бизнеса зарегистрировались в Югре с начала этого года.

К обсуждению темы слушаний подключились и другие муниципальные образования. Все предложения в проект Стратегии тут же анализировались. Глава города И.В. Осипенко отметил, что проект Стратегии широко обсуждался с общественностью Лангепаса и в целом был одобрен горожанами. Все поступившие от них предложения легли в основу программы дальнейшего развития муниципального образования, которая преследует две главные цели - повышение уровня качества жизни лангепасцев и развитие экономики и малого и среднего предпринимательства. В своем выступлении И. В. Осипенко подробно остановился на городских сферах, требующих преобразований, и назвал предполагаемые пути улучшения работы на некоторых направлениях. В ходе слушаний состоялась презентация Территориальной информационной системы Югры. Это единый банк информации об автономном округе, необходимый в современных условиях для эффективного управления регионом. Это и было продемонстрировано участникам встречи. Как пояснила Наталья Комарова, данную информационную систему, после ее тестирования и проведения обучающих курсов для специалистов, предложат использовать во всех муниципальных образованиях Югры. Обучающие курсы начнутся уже осенью. Завершая совещание, губернатор поблагодарила всех, кто активно подключается к работе над Стратегией социально-экономического развития региона на долгосрочную перспективу. «Стратегию мы планируем принять в октябре текущего года. Так что время для внесения изменений и дополнений в документ еще есть. Важно к его созданию подключить всех югорчан, потому что большая часть жителей округа связывает свое будущее именно с Югрой», - выразила свою точку зрения губернатор.

Сегодня, в Ханты-Мансийске, в режиме ВКС, прошло заседание рабочей группы по разработке раздела «Гражданское общество» проекта Стратегии социально-экономического развития ХМАО-Югры 2030.

Открывая заседание, губернатор Югры Наталья Комарова обозначила знаковые события и мероприятия, посвященных развитию негосударственного сектора, некоммерческих организаций и гражданских инициатив. Это «Социальный конструктор Югры», семинар, посвященный государственной поддержке НКО, ряд профильных мероприятий, прошедших на площадке Правительства автономного округа.

Также Глава региона отметила готовность югорских НКО к большему:

«Наши НКО не стоят на месте, занимают новые ниши общественной жизни, берут на себя ответственность и предлагают востребованные идеи. Запрос очевиден. Это необходимость в развитии, формировании сильного развитого гражданского общества, которое являлось бы полноценным партнером власти, гражданам, обществу в решении и повседневных и стратегических задач и вопросов», - отметила губернатор Югры.

Кроме того, Наталья Комарова акцентировала внимание на решении нескольких задач. Во первых, создание условий для реализации планов по переводу 15-ти процентного бюджетного финансирования государственных социальных программ на исполнение НКО. При этом необходимо готовить всех участников НКО, граждан, институты, которым предстоит обеспечивать контроль за качеством предоставляемых некоммерческим сектором, переданным на исполнение им, государственных и муниципальных услуг. Уже сейчас на этот счет поступают десятки предложений от участников краундсорсингового проекта, запущенного в социально-ориентированные услуги.

«Обращу внимание коллег, что многие востребованные услуги до настоящего времени в реестр не включены. Следовательно, не стандартизированы. И, как следствие, требуется значительно большее время для того, чтобы целевой показатель был фактически реализован.

На этой площадке есть и такие предложения, как создание общественных контрольных органов качества услуг. Все эти авторские инициативы, на мой взгляд, должны быть поддержаны и найти отражение в наших документах и стратегического планирования, и среднесрочного, и краткосрочного», - поставила задачу Наталья Комарова.

Второе, это формирование системы взращивания, сопровождения, продвижения волонтерских инициатив. Должен быть сформирован заказ на такие направления, где действительно есть потребность в волонтерском движении. Участники этого волонтерского движения обязательно должны быть подготовлены профессионально к выполнению на общественных началах запросов общества.

В-третьих, должны быть выработаны действенные механизмы продвижения и поддержки инициатив на уровне муниципалитета, от самого небольшого села до крупных городов, гражданских сообществ этих поселений. «Часть работы в этом направлении на себя берут действующие Общественные советы, но есть потребность в их усилении и создании дополнительных лифтов. Я бы даже сказала, - новых, других лифтов, кроме тех, которые сегодня Общественные советы так или иначе сконструировали и используются», - отметила Губернатор Югры.

Также Наталья Комарова отметила опыт автономного округа и других регионов по инициативному бюджетированию. Проекты, пользующиеся наибольшим спросом у населения, получают гарантированное бюджетное финансирование. «Наше югорское гражданское общество к такому способу решений и реализации абсолютно готово. Решения принимаются взвешенные, мы никогда не пытаемся строить воздушные мосты, но и не останавливаемся перед постановкой высоких целей и задач. Смело мыслим, может быть даже дерзко, но ровно так, как требуется для той или иной идеи. Эту готовность нужно соответствующим образом оформить и создать условия, чтобы она была востребована», - нацелила глава региона.

В-четвертых, необходимо достоверно оценить потенциал для участия в общественной жизни институтов гражданского общества. Все, чем мы располагаем: это и Общественная палата, Советы, медиа, религиозные объединения, благотворительные, правозащитные организации, волонтерские движения. Это все востребовано и участниками этих движений, и теми, для кого создаются такие возможности. Этот потенциал нужно профессионально оценить. По мнению главы региона, это нужно сделать для того, чтобы каждый увидел себя и свою сегодняшнюю перспективную роль в новых возможностях предусмотренных Стратегией.

«Стратегия - это живой документ и она должна вобрать в себя лучшие практики и опыт. Многие наши югорские гражданские инициативы являются уникальными. Именно они, наряду с примерами других регионов и стран, должны стать отправной точкой для оценки перспективы развития потенциала гражданского обществ автономного округа», - подчеркнула губернатор Югры.

Ректор БУ высшего образования ХМАО-Югры «Сургутский государственный университет», руководитель рабочей группы Сергей Косенок отметил взаимодействие с научно-исследовательским учреждением - Советом по изучению производительных сил, а также работу с профильным департаментом автономного округа за полученные статистические данные.

«Проанализировав полученный материал, члены рабочей группы дали оценку состояния институтов гражданского общества в целом по региону. В частности, были выявлены основные риски и проблемы, затрудняющие развитие институтов гражданского общества в автономном округе», - рассказал Сергей Косенок.

Также руководитель рабочей группы отметил предложения общественников в рамках проходящей в окружном центре конференции «Малый бизнес Югры. Новые возможности развития».

Стратегическая цель стратегии развития автономного округа является повышением качества жизни населения в результате формирования новой модели экономики, основанной на инновациях и глобальной конкурентоспособности, - обозначил Сергей Косенок.

В свою очередь, член Совета Общественной палаты Российской Федерации Елена Тополева-Солдунова отметила, что в Югре очень много сделано в области развития гражданского общества и рынка социальных услуг. По ее словам, округ является одним из передовых в сфере развития гражданского общества. Общественница обратила внимание коллег на документ, над которым активно работает Общественная палата России – Концепция содействия развитию социально некоммерческим организациям. Также Елена Тополева-Солдунова упомянула о планирующемся создании ресурсного центра для НКО.

«Было бы не плохо, чтобы у вас это нашло отражение в стратегическом документе. Важно развивать инфраструктуру поддержки. Специфика вашего региона – наличие удаленной территории. Важно подумать над тем, как эта поддержка должна быть обеспечена на всей территории», - предложила она.

В завершении встречи губернатор Югры поставила задачу о создании стратегического документа по развитию волонтерства, на который обратила внимание координатор Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы» в Югре Юлия Садовская.

«Мы создаем систему, при которой, ни одна мысль и ни одна идея не должна пропасть и не должна выйти потерянной ни при каких обстоятельствах», - подытожила Наталья Комарова.

Стратегия ХМАО и уроки истории.

Вот уже несколько месяцев подряд в разных городах и на разных площадках ведется непрерывное общественное обсуждение стратегии социально-экономического развития ХМАО до 2030 года. Напомню, это документ, в котором подробно расписано как и куда будет двигаться наш округ в перспективе 18 лет.

Для тех, кто не читал стратегию (документ весьма объемен) приведу некоторые тезисы стратегии (в моей интерпретации):

  • Югра – сырьевой придаток страны и мира. Основной локомотивной отраслью была и остается добыча и продажа природных ресурсов (стратегическая миссия округа);
  • В ближайшие 18 лет округ столкнется (и уже сейчас это острая проблема) со сложностями в добыче. Извлекать все сложнее, геологоразведочные работы все дороже (прописано как основной риск);
  • Говоря о диверсификации экономики в качестве дополнительных отраслей так или иначе опять предлагаются отрасли завязанные на природно-ресурсном потенциале (лесопромышленный комплекс, УП-УП).

Кроме того, анализируя текст стратегии (полный текст стратегии – несколько книг и томов) я пришел к выводу, что большую часть текста стратегии занимает анализ статистических данных за прошлые периоды. Действительно, такая работа ранее не проводилась, но ведь стратегия предполагает более развернутый прогноз на будущее, а не детальный анализ прошлого.

Проиллюстрирую примером из программы MS Excel . Допустим у вас есть данные по прошлым периодам – не важно о чем, продажи, списки сотрудников – все что угодно. Предположим данные есть с 1985 года по 2012 год. Вам необходимо «предположить» какие продажи (численность сотрудников) будет в 2013-2015 гг., исходя из сегодняшней ситуации. Казалось бы все сложно, но мощный статистически инструментарий позволяет сделать это в два клика. Вы вставляете функцию =ТЕНДЕНЦИЯ и получаете условные цифры на будущее. Программа анализирует прошлые периоды, высчитывает тенденцию (тренд) и на основании статистической функции устанавливает цифру. Вот так все просто.

Примерно аналогичные расчеты представлены в стратегии в разделе сценариев развития. В не зависимости от сценария (оптимистический, пессимистический или вероятный) тенденция развития все равно положительная. Говоря простым языком – какая бы ни была цена на нефть (а это основной показатель развития) округ ждет светлое будущее.

И все бы ничего, но лично у меня есть некоторые сомнения, относительно справедливости и адекватности выводов стратегии.

Сомнение первое.

Эксперты и разработчики стратегии не учитывают такое сильнейшее по степени влияния событие как вступление России в ВТО. А ведь именно в отрезке ближайших 18 лет произойдут основные мероприятия связанные с этим эпохальным событием. Напомню, 10 июля Государственная Дума ратифицировала документ о вступлении. Последствия достаточно внятно написаны

Сомнение второе.

Прогнозируется дальнейший рост мирового спроса на энергоресурсы, в частности на газ. При этом реализация проектов по освоению залежей сланцевого газа авторами стратегии не рассматриваются. К слову, аналитики международной компании Эрнст энд Янг прогнозируют в ближайшие 12 лет бурное развитие данной отрасли.

Сомнение третье.

Среди рисков, а также в последующих мероприятиях нет ни одного, которое бы касалось усовершенствования механизмов государственного управления, увеличение эффективности бюджетного процесса. Между тем, даже в докладах Всемирного банка (а именно на эти доклады в первую очередь опираются аналитики при разработках локальных стратегий) риски коррупционного характера, отток капитала, увеличение внешнего долга - рассматриваются в первую очередь .

12 июля в Сургутском государственном университете состоялось заседание политического клуба «4 ноября», где прошло очередное общественное обсуждение стратегии. На данное события я подготовил доклад, который и привожу полностью. Слайды – из стратегии и статистика, текст – из истории. Выводы за Вами.

Слайд 1 (Стратегия, стр.6-7).

Когда-то Детройт называли не иначе как автомобильной столицей мира. Именно здесь великий Генри Форд спустил с конвейера свою легендарную "модель Т", неоднократно воспетую в американском кино и литературе. Успех города, казалось, был предопределен. Четвертый по величине мегаполис США. Важнейший транспортный хаб. Спортивная база ведущих бейсбольных и хоккейных клубов, включая обладателя 11 кубков Стэнли "Детройт Ред Уингс". Туристическая Мекка: ежегодно 16 млн человек приезжали поглазеть на Ренессанс-Центр и прогуляться по Детройт Риверфронт. Штаб-квартира Ford, Chrysler, GM и American Motors. Стремительный рост промышленности, рабочих мест, население под 2 млн человек.

Слайд 2 (Стратегия, стр.61, 80)

"Пришла беда откуда не ждали!" – это как раз про Детройт. Развивающееся производство породило множество вакансий. Городу срочно требовались дешевые рабочие руки, и они не замедлили пожаловать. Разумеется, трудиться в автосборочных цехах приезжали отнюдь не профессора из Принстона и Кембриджа. В погоне за длинным долларом Детройт наводнили афроамериканцы с юга страны. Как и большинство чернорабочих в то время, в основном это были люди с низким уровнем образования. К тому же новые жители привезли свои культурные традиции, многие из которых оказались не по душе местному населению.

Слайд 3 (стратегия, стр. 17, 13)

Какое-то время это не казалось большой проблемой. Но в погоне за индустриализацией власти Детройта упустили момент, когда стоило подумать над социальной адаптацией новоселов. Началось расслоение общества. Довольно скоро мегаполис столкнулся с таким явлением, как white flight. Благополучное "белое" население попросту стало перебираться подальше от нежелательных соседей. Уезжая в тихие пригороды, граждане забирали с собой и налоги. Бюджет Детройта начал худеть на глазах. Классический кошмар любого экономиста, замкнутый круг. Богатые уезжают - падают доходы от налогов. Меньше денег – под нож идут соцпрограммы. Сокращается финансирование – нет новых школ и больниц. Городская инфраструктура в упадке – обеспеченные жители еще быстрее покидают ставшие неуютными районы. Бедняки остаются, все больше обременяя казну расходами на пособия.

Слайд 4 ( cbr . ru , gks . ru )

Не сумев справиться с социальным кризисом, город в результате получил кризис финансовый. А в 1973 г. ударил и третий кризис - нефтяной. Стоимость бензина взлетела. Американские машины, которые всегда славились топливными аппетитами, начали проигрывать экономичным японским авто. Для индустрии настали черные времена, заводы один за другим останавливали работу. Регионы с диверсифицированной экономикой и крепким бюджетом как-то справлялись. Но ослабленный внутренними проблемами, ориентированный только на автопром Детройт буквально встал на колени. И уже не оправился от потрясения. 2007 г. более трети населения встретило за чертой бедности.

Слайд 5 (cbr . ru , gks . ru )

И хотя это уже было настоящим антирекордом для Америки, окончательно и бесповоротно город погиб в 2008 г., когда рухнули subprime бумаги. Цены на жилье обвалились следом, пятикомнатный коттедж можно было купить за 9-10 тыс. долларов. Банки слишком быстро теряли ликвидность, ведь стоимость заложенных им домов стремилась к нулю. Для покрытия рисков пришлось ужесточить условия по ипотеке. Это стало шоком для горожан, которые брали жилищные займы, рассчитывая отдавать понемногу. За уже обесценившуюся квартиру платить приходилось по полной программе. Одновременно падали зарплаты, росли счета, по детройтским корпорациям вновь прокатилась волна сокращений. Эвакуаторы забирали машины должников прямо с парковок, судебные приставы без устали развешивали на арестованном жилье таблички "Дом продается".

Слайд 6 (Стратегия, стр.73, 77,)

В прошлом году в Детройте жили уже менее 713 тыс. человек. Соотношение афроамериканцев к "белому" населению: 82% к 12%. Средний доход на душу населения – более чем вполовину меньше по сравнению с соседними пригородами. Казна в долгах. Безработица вплотную подобралась к 20%. Заброшенные заводы, кинотеатры, рестораны превратились в прибежища для бездомных и постепенно разрушались. Город стал настоящим символом упадка, он признан самым депрессивным и криминальным в Америке. Полицейское управление признает наличие десятков крупных банд, занимающихся производством и продажей наркотиков, и с горечью констатирует, что в условиях тотального дефицита средств бороться с преступностью в Детройте стало "крайне затруднительно".

В Югре идет обсуждение Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа до 2030 года. К этой работе подключились и эксперты российской инновационной компании «Витология», использующей технологии краудсорсинга. О том, как работает краудсорсинговая площадка «Стратегия-2030»- рассказывает координатор проекта Дмитрий Бондарев.

Дмитрий, краудсорсинг пришел в нашу жизнь относительно недавно. Давайте поясним, что это такое. Какие задачи можно решить через «коллективный разум»?

Краудсорсинг– это новая информационная технология, которая собирает заинтересованных людей в одном месте и дает возможность предлагать свои идеи на заданную тему, комментировать и обсуждать их, дорабатывать и выбирать лучшие. Понятие «краудсорсинг» происходит от английских словcrowd - "толпа" и sourcing - "использование ресурсов". Один из самых известных примеров краудсорсинга – Википедия, в создании которой может принять участие каждый из нас.

Можно сказать, что и Оксфордский словарь английского языка был создан на принципах краудсорсинга. Его создатели обратились к широкой публике с просьбой присылать слова с вариантами их использования и толкования смысла. 70 лет продолжалась работа над словарём, и за это время было получено более 6 млн. писем. Фактически речь идет о коллективном творчестве, о коллективном разуме.

Сегодня с помощью информационных технологий можно мобилизовать огромное количество людей для решения задач, стоящих перед бизнесом, государством и обществом в целом.

Замечу, что люди объединяются на добровольной основе. Среди них могут быть специалисты в обсуждаемой сфере и просто те, кто смотрит на проблему как потребитель той или иной услуги и подсказывает решения. Идеи проходят экспертный отбор, обсуждение, голосование и воплощаются в жизнь.
- Кто ваши клиенты? Что удалось для них сделать?

Это представители среднего и крупного бизнеса, а также

органы государственной власти.

Из бизнеса самые узнаваемые, пожалуй, – это Сбербанк, Ростелеком, Росатом.

Для Сбербанка мы проводили проект по оптимизации работы офисов с целью сокращения времени ожидания в очереди. С Ростелекомом – проект по улучшению предоставляемых сервисов и услуг.

Росатом ежегодно проводит конкурс для студентов старших курсов и выпускников вузов, ищет наиболее перспективных ребят в свой кадровый резерв. И мы помогаем это сделать наиболее эффективно и качественно.

Наша компания плотно работает с Правительством Москвы. Мы провели целую серию проектов, и в результате в столице был создан собственный центр компетенции по краудсорсингу через который обсуждаются все городские проблемы- от парковок до способов активного долголетия.

Ранее ваша компания уже работала с Югрой. Проект «Вместе за достойную медицину» позволил провести общественную экспертизу программы модернизации здравоохранения нашего округа

Проект был проведен нами совместно с правительством округа еще в 2013 году. Отмечу, это было первый российский краудсорсинг-проект, направленный на повышение качества медицинских услуг в регионе. Основной его задачей стал анализ результатов программы модернизации системы здравоохранения, проводившейся в регионе в 2011-2012. Наш проект позволил выявить сохранившиеся проблемы, найти решения по их устранению.

Надо сказать, югорчане были активны: 1100 жителей Ханты-Мансийского автономного округа- потребители медицинских услуг и представители профессионального сообщества приняли участие в проекте. В результате было сформулировано 1500 идей и разработанных концептов по улучшению и развитию здравоохранения в регионе.

В частности, люди, например, слышали о высокотехнологичной медицинской помощи, но недостаточно информированы, в каких случаях и куда за ней следует обращаться.Были вопросы к лекарственному обеспечению, в результате округ перешел на систему централизованной закупки лекарственных препаратов.

-Недавно завершилась регистрация участников обсуждения на площадке "Стратегия 2030" . Кто стал ее участником? Какие предложения вносятся?

Сейчас идет активная часть общественных обсуждений с применением технологии краудсорсинга. Основная задача проекта - информирование жителей Югры об основных аспектах сформированной стратегии социально-экономического развития региона до 2030 года и привлечение жителей к коллективной доработке документа. Участниками проекта стали более 1000 жителей региона, которые проявили свою активную позицию и заполнили необходимую для участия анкету.

Активисты вносят предложения о диверсификации экономики Югры, о том, как можно улучшить качество жизни в автономном округе, сохранить здоровую экологию, а также сформировать бренд региона.

Что касается сути вносимых предложений, я, к сожалению, пока не могу озвучивать эту информацию, но читатели газеты могут зайти на нашу площадку и посмотреть. Для тех, кто не успел или не смог принять участие в проекте, предусмотрена открытая часть проекта, с которой можно ознакомиться на crowdugra.ru

Я зашла на сайт в раздел «Человеческий капитал». И вновь активисты обсуждают проблемы с очередями в поликлиниках.

«Много говорят о высокотехнологичной медицинской помощи. А люди всё равно недовольны наличием очередей за этой помощью. Нужно давать больше информации через СМИ»,- цитирую предложение одной из участниц обсуждения.

Значит, проблема есть и продолжает волновать югорчан. Результаты обсуждения на нашей площадке мы предоставим заказчику- правительству округа еще в этом году, а вот получат они широкую огласку, скорее всего, уже в следующем. Результаты будут вывешены на площадке и ознакомиться с ними можно на crowdugra.ru как зарегистрированным участникам, так и не зарегистрированным. Ну а реализация итогов, как и следует из названия, будет проходить до 2030 года.

Как я уже отмечал, это второй наш совместный проект с Югрой и мы, как эксперты в области организации и проведения подобных проектов, видим большую вовлеченность жителей, отмечаем очень качественный контент, который они генерируют. Это свидетельствует о том, что Югра готова к подобного рода проектам и это направление стоит развивать и привлекать граждан к решению большего числа «житейских» проблем региона.