Статус ип при перечислении страховых взносов. Что такое статус плательщика в платежном поручении и как его заполнить

Статус ип при перечислении страховых взносов. Что такое статус плательщика в платежном поручении и как его заполнить

Статусы плательщика в платежном поручении в 2018 году уточнены в части страховых взносов. В общем случае они должны фиксироваться корректно, иначе есть вероятность, что денежные средства не будут доставлены по назначению. Каковы актуальные критерии определения основных статусов плательщика, расскажем в нашей статье.

Заполняем платежку в 2018 году: актуальное в законодательстве

Прежде чем на регулярной основе осуществлять те или иные юридически значимые действия (к таковым относится отправка бухгалтерами и предпринимателями платежных поручений в банк), всегда полезно изучить актуальные положения законодательства, которые регулируют соответствующие процедуры.

Основным источником права, в соответствии с которым заполняются поручения при переводе денежных средств в бюджет в виде налогов, сборов, штрафов, пеней и иных обязательств, является приказ Минфина России от 12.11.2013 № 107н.

Периодически Минфин дополняет его, разъясняет нюансы применения тех или иных норм. К таким разъяснениям можно отнести письмо от 16.01.2015 № 02-08-10/800. В нем Минфин предписывает корректно соотносить статус плательщика с некоторыми КБК.

В частности, ведомство указывает на то, что плательщикам налога на прибыль, не входящим в структуру консолидированных групп, недопустимо указывать в платежках статусы 21 и 22. В свою очередь, участники соответствующих групп не вправе приводить статусы, отличные от указанных.

В письме № 02-08-10/800 Минфин России фиксирует нормы, согласно которым при уплате земельного налога организациями должны указываться исключительно такие статусы плательщика, как 01, 02, 04, 05, 06, 07, 26, а при выполнении соответствующих обязательств перед бюджетом физлицами — статусы 03, 09, 10, 11, 13, 15, 16, 17, 19.

Ознакомиться с образцом заполнения платежного поручения на примере такового для НДФЛ вы можете в этой статье .

В 2017 году особенно остро встал вопрос о статусе плательщика в поручениях по страховым взносам — в связи с их передачей в ведение ФНС. Выбор стоял между статусами 01, 08 и 14. В итоге остановились на 01.

Заметим также, что в большинстве случаев положения российских источников права — в данном случае приказа № 107н — вполне можно и нужно изучать в более широком толковании. Подобный подход может быть правомерен и в отношении норм, устанавливающих показатели статуса в платежках.

Так, полезно будет рассмотреть таковые в соотнесении с организационно-правовым статусом плательщика, особенностями его деятельности.

Показатели статусов плательщика содержатся в приложении № 5 к приказу № 107н. В их перечне есть те, которые можно однозначно соотнести с правовым статусом, а также со сферой деятельности налогоплательщика. Так, сущность таких статусов, как 04, 05 и 07 (налоговый орган, территориальные структуры ФССП и таможенный орган соответственно), в дополнительном разъяснении не нуждается.

Но есть статусы, применимость которых в отношении тех или иных лиц может потребовать разъяснений. Они-то и будут интересовать нас в данном случае.

Определяем суть неочевидных статусов в положении № 107н

Например, не вполне очевидно, какие организации должны ставить статус 14, обозначая свою принадлежность к налогоплательщикам, которые производят выплаты физлицам.

Традиционно статус 14 указывался ИП, нанимающими сотрудников и выплачивающими им зарплату, либо при перечислениях в рамках гражданско-правовых договоров (в то время как юрлица должны приводить статус 01). Однако Минфин России в письме от 06.03.2014 № 02-08-12/9890 рекомендовал ИП использовать код 08, указав, что статус 14 должен использоваться физлицами, не зарегистрированными как ИП.

Таким образом, ИП и юрлицам статус 14 задействовать не рекомендуется в принципе.

Еще один примечательный статус — 18. В приказе № 107н говорится, что он должен фиксироваться плательщиком таможенных пошлин, не являющимся декларантом. Но у многих возникает вопрос: как такое возможно? Кто может иметь соответствующие обязательства и не декларировать ввоз и вывоз товаров?

Например, это могут быть лица, которые получили разрешение на переработку продукции вне таможенной территории (п. 3 ст. 85 Таможенного кодекса Таможенного союза). Другой возможный субъект уплаты таможенных пошлин, не являющийся декларантом, — владелец торговой точки, занимающийся беспошлинной торговлей (п. 5 ст. 36 ТК ТС).

Другие примечательные статусы — 21 и 22, которые должны указываться фирмами, входящими в консолидированную группу налогоплательщиков (или КГН). Что это за организации?

КГН — это добровольное объединение фирм, являющихся субъектами уплаты налога на прибыль и заключивших соответствующий договор (п. 1 ст. 25.1, п. 1 ст. 25.3 НК РФ). Подобные структуры создаются с целью:

  • уменьшения величины налога на прибыль;
  • снижения интенсивности налогового контроля.

Основные условия работы компаний в форме КГН:

  • доля участия одной фирмы в уставном капитале другой — 90% и более;
  • в год КГН уплачивает налогов и акцизов на сумму 10 млрд руб. и выше;
  • в год КГН имеет суммарную величину выручки 100 млрд руб. и выше;
  • по состоянию на 31 декабря КГН имеет активов на сумму 300 млрд руб. и выше.

Договор о создании КГН должен заключаться на срок не менее чем 2 года. Также он подлежит регистрации в ФНС России (п. 6 ст. 25.1 НК РФ).

Ключевые статусы плательщика: буквальное толкование

Соотнести остальные статусы, не перечисленные в предыдущем разделе нашей статьи и указанные в приложении № 5 к приказу № 107н, с правовым статусом и отраслевой принадлежностью налогоплательщика довольно просто:

  • 01 — юрлица, уплачивающие налоги (ООО, АО, ПАО);
  • 02 — налоговые агенты;
  • 03 — ФГУП «Почта России» по отдельным платежам физлиц;
  • 06, 16, 17 — физлица, юрлица и ИП, которые ввозят в РФ и вывозят из нее в порядке экспорта товары (работы, сервисы), заключают сделки за рубежом;
  • 08 — субъекты уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС и ФФОМС (юрлица, ИП);
  • 09, 10, 11, 12 — это соответственно ИП, нотариусы, адвокаты, фермеры, уплачивающие налоги за себя;
  • 13 — физлица;
  • 14 — плательщики налогов, осуществляющие выплаты физлицам;
  • 24 — физлица — плательщики страховых взносов;
  • 15 — банки, финансовые организации, ФГУП «Почта России» по обобщенным платежам физлиц;
  • 19 — юрлица по налоговым долгам физлиц;
  • 20 — банки и финансовые организации по отдельным платежам физлиц;
  • 23 — ПФР, ФСС и ФФОМС;
  • 25 — банки-гаранты;
  • 26 — физлица, юрлица по погашению требований к должнику.

Показатель статуса плательщика фиксируется в реквизите 101 платежного поручения.

Итоги

Заполняя платежное поручение на уплату налогов или сборов, налогоплательщик обязан указать соответствующий статус в поле 101 платежки. Все статусы утверждены приложением № 5 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н и рассмотрены в нашем материале.

Платежка — это особый финансовый документ, который позволяет организациям осуществлять переводы денежных средств в пользу контрагентов, сотрудников или производить расчеты с бюджетом. От достоверности реквизитов в платежном поручении зависит правильность зачисления средств на счет получателя. Один из таких важных реквизитов документа — это статус плательщика. В статье расскажем, как правильно определить его значение для разных платежей.

Особый реквизит

Указывая статус в платежке, бухгалтер идентифицирует:

  • вид платежа и назначение: за счет каких средств осуществляются расчеты и целевое направление платежа;
  • категорию организации-плательщика: к какой группе относится организация, которая совершает платеж;
  • группу получателей: в какую категорию попадает получатель денежных средств.

Значение следует вносить в специальное поле 101, которое отмечено на рисунке:

Поле 101 Бюджетный статус плательщика обязателен для заполнения! То есть, при расчетах с бюджетами всех уровней, данное поле должно быть заполнено в обязательном порядке. Отметим, что для остальных видов расчетов этот реквизит не заполняется.

Как определить значение бюджетникам?

Единая система идентификации поля 101 в платежках установлена на законодательном уровне. Чиновники в приложении №5 к Приказу Минфин №107н от 12.11.13 перечислили общие правила заполнения поля.

В поле 101 составитель платежки должен указать специальный код, который соответствует виду платежа, категории плательщика и получателя перечисляемых средств. Ключевые значения для бюджетной организации указаны в таблице.

Назначение

Уплата налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей, которые администрирует ФНС

При перечислении взносов ОМС, ОПС или ВНиМ

Расчеты по налоговым обязательствам, в случаях, когда компания выступает налоговым агентом

Расчеты с бюджетом по НДФЛ, уплата НДС налоговым агентом

Расчеты с бюджетом, за исключением налоговых обязательств, подконтрольных ФНС

Плата взносов в ФСС от несчастных случаев и профзаболеваний

Не заполнять

Расчеты с контрагентами, в том числе с поставщиками и подрядчиками, с покупателями и заказчиками, с персоналом и внештатными работниками

Перечисление заработной платы, зачисление аванса по договору поставки, окончательный расчет за услуги сторонних компаний

О том, как правильно заполнить остальные поля платежного поручения читайте в отдельном материале « ». А чтобы не запутаться в заполнении реквизитов на оплату страхового обеспечения по наемным работникам, ознакомьтесь со статьей: « ».

Статусы для НКО и других юрлиц

Помимо бюджетных учреждений, платежные поручения на оплату обязательств составляют коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели, частные практики и обычные физлица. Но использовать вышеприведенные реквизиты для данных категорий плательщиков недопустимо. Например, проставить статус плательщика ИП 01, при перечислении страховых взносов будет ошибкой.

Для НКО и прочих организаций чиновники определили свои коды.

Статус плательщика 09, что это? Код «09» следует проставлять, если налогоплательщик — это индивидуальный предприниматель. То есть, если ИП уплачивает страховые взносы и иные платежи в пользу ФНС, то в поле 101 проставляем «09».

Статус «10» указываем при свершении аналогичного вида расчетов, но если налогоплательщик — это нотариус, ведущий частную практику.

Статус «12» используют частные адвокаты.

Статус плательщика 13, что это? Если платеж, в пользу налоговой инспекции осуществляет физическое лицо, то в 101 поле проставляется значение «13». Например, если гражданин самостоятельно уплачивает взнос на обязательное медицинское страхование (ОМС), или же самостоятельно уплачивает страховое пенсионное обеспечение.

Исключением являются платежи в ФСС. В таком случае проставляется код 24. Следовательно, статус плательщика 24, что это? Это код, идентифицирующий перечисление денежных средств в пользу ФСС, проводимых напрямую от физических лиц.

Статус плательщика 08, что это? Это шифр, который определяет, что платеж в пользу Фонда социального страхования совершает юридическое лицо или ИП.

Нельзя путать код «24» и «08»!

Год принес довольно значимое изменение в порядке уплаты страховых взносов. Если до сих пор данные платежи перечислялись в два отдельных фонда – ПФР и ФСС, то отныне распорядителем по данным поступлениям будет являться ИФНС . Именно в налоговую инспекцию нужно перечислять взносы на пенсионное, медицинское и социальное страхование. Исключением остаются лишь так называемые отчисления на травматизм: их, как и прежде, нужно будет переводить в соцстрах. По всем же остальным платежам плательщикам предстоит освоить новый порядок оформления платежных документов .

Реквизиты для уплаты страховых взносов

Прежде всего, стоит отметить, что новые реквизиты получателя взносов, то есть ИФНС действуют по временному признаку, то есть применяются с 1 января 2017 года. Таким образом, если речь идет о перечислении взносов за декабрь либо же какой-то прошлогодней недоимки в январе, то пользоваться нужно именно ими. Разумеется, и при заполнении отчетности работодателем за прошлый год для ПФР и ФСС нужно будет указать в подобном случае соответствующую сумму задолженности на конец декабря. В новом консолидированном отчете по взносам, который необходимо будет составить по итогам 1 квартала, эти перечисления, относящиеся к прошлому году, но уплаченные уже в пользу ИФНС, будут учтены.

Поскольку распорядителем платежей по взносам будет являться ИФНС, то все поля платежки, касающиеся получателя суммы, нужно заполнить также, как и в случае перечисления налогов. То есть в тех полях, где ранее фигурировали данные ПФР или ФСС указывается ИФНС по месту регистрации фирмы или ИП, ее банковские реквизиты, ИНН и КПП. Надо помнить, что поле 101 платежки тоже заполняется по-новому. Статус плательщика в платежном поручении в 2017 году при уплате страховых взносов ФНС ]]> рекомендует ]]> как организациям, так и ИП с работниками указывать код 14 – налогоплательщик, производящий выплаты физлицам. Поле 101 «статус плательщика» предпринимателям и другим физлицам, которые платят взносы за себя, принимает значение в зависимости от того, кто их перечисляет: ИП – 09, нотариус – 10, адвокат – 11, глава КФХ – 12. Это касается всех страховых взносов, кроме «травматизма». При перечислении взносов на страхование от несчастных случаев сохраняется прежнее значение поля 101 – 08.

Новые КБК

С заполнением поля КБК ситуация несколько более сложная. Естественно, что с 2017 года при уплате взносов необходимо использовать новые КБК. Причем для перечисления платежей, относящихся к периоду до конца 2016 года, будет действовать один набор КБК, а для взносов 2017 года и далее – другой. И естественно они будут отличаться от тех кодов, которые применялись в 2016 году.

Для удобства приведем основные КБК-2017 по страховым взносам в сравнительной таблице:

Перечисления в фонды в 2016 г.

Перечисления в 2017 году задолженностей за 2016 г. и ранние периоды

Платежи 2017 года

Страховые взносы на ОПС, уплачиваемые работодателем

392 1 02 02010 06 1000 160

182 1 02 02010 06 1000 160

182 1 02 02010 06 1010 160

Страховые взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемые работодателем

393 1 02 02090 07 1000 160

182 1 02 02090 07 1000 160

182 1 02 02090 07 1010 160

Страховые взносы на ОМС, уплачиваемые работодателем

392 1 02 02101 08 1011 160

182 1 02 02101 08 1011 160

182 1 02 02101 08 1013 160

Страховые взносы на ОПС в пределах лимита, уплачиваемые ИП за себя

392 1 02 02140 06 1100 160

182 1 02 02140 06 1100 160

182 1 02 02140 06 1110 160

Страховые взносы на ОМС в фиксированном размере, уплачиваемые ИП за себя

392 1 02 02103 08 1011 160

182 1 02 02103 08 1011 160

182 1 02 02103 08 1013 160

Страховые взносы на ОПС сверх лимита, уплачиваемые ИП за себя

392 1 02 02140 06 1200 160

182 1 02 02140 06 1200 160

182 1 02 02140 06 1200 160

Все страховые взносы уплачиваются при помощи такого документа, как платёжное поручение, оформление которого отличается в зависимости от типа страховки и статуса заявителя. В 2019 году такого рода платёж подвергся ряду нововведений, изменившим процесс заполнения самой его формы.

Так, если до конца 2019 года получателями по поручению были частные фонды - ФСС и ПФР, то с начала текущего года практически все платежи отправляются в Федеральный налоговый орган. Также изменилась графа касательно статуса плательщика, что важно учитывать при отправке взноса, иначе средства получателем могут быть не приняты.

Новый статус плательщика в платёжном поручении в 2019 году до конца ещё не определился, поэтому вокруг него развивается множество споров и непонимания. Что именно теперь стоит писать в графе о статусе отправителя средств? Что будет в случае неверно указанного статуса? И о каких изменениях в платёжном документе ещё следует знать?

Новый порядок уплаты страховых взносов

Начиная с января 2019 года, в процесс оформления поручения по отправке страховых взносов были введены некоторые изменения. Так, если до конца прошлого года получателями взносов были ФСС и ПФР, то теперь средства по страхованию отправляются на имя Федеральной Налоговой Службы.

В ФНС направляются все виды взносов, за исключением страхования травматизма на рабочем месте. Этот вид страховки по-прежнему направляется в частные фонды, с которыми сотрудничает та или иная организация либо ИП.

К таким взносам относятся:

  • обязательно пенсионное страхование ИП и физических лиц;
  • ОМС физ. лиц и ИП;
  • взносы на страхование временной нетрудоспособности.

Изменения в графе получателя не являются единственными нововведениями, которые ввели в текущем году. Обновлению подверглись коды КБК, а также поменялись юридические адреса некоторых банковских учреждений, что необходимо учитывать при заполнении документа.

Кроме того, в платёжном поручении изменились реквизиты самого отправителя денежного взноса, так что при заполнении бланка на отправку страхового средств, необходимо быть особенно внимательным.

Оформлять платёжное поручение по новым правилам необходимо лишь в том случае, если взнос производится за период, начиная с января 2019 года. Если же деньги перечисляются за предыдущий неоплаченный период, к примеру, при наличии задолженности за прошлый год, то заполнять документацию необходимо по-старому.

Однако при отправке средств, которые следовало внести ещё до декабря 2019 года, нужно быть внимательными при заполнении графы об адресе кредитного учреждения и его наименовании. Дело в том, что некоторые банковские организации изменили свои реквизиты и в независимости от того, за какой период осуществляется перевод взноса, адрес необходимо указывать новый.

Форма документа

Оплата страховых взносов осуществляется путём заполнения специального бланка-поручения. Данный вид документа имеет установленную законодательством форму, поэтому совершать все налоговые и страховые платежи необходимо только при его помощи.

Платёжное поручение заполняется следующими лицами:

Документ для совершения такого рода оплат состоит из нескольких бланков, которые имеют более пятидесяти пунктов, поэтому при его заполнении плательщики допускают немало ошибок, что чаще всего проявляется путаницей в графах касательно реквизитов самого получателя и отправителя.

Заполняется форма в соответствии с кодировкой платёжных отчислений, установленной налоговым органом. Важно помнить, что все КБК, которые были действительными до 2019 года, устарели и больше не применяются. Исключением является отправка взноса за предыдущий неоплаченный период (до декабря 2019 г.).

В текущем году в бланки были внесены изменения касательно получателя, отправителя, налоговых кодировок и реквизитов кредитных учреждений. Остальные графы остались прежними, поэтому заполняются по старинке.

Что касательно статуса плательщика, то данные реквизиты вносятся в поле 101. Для определения отправителя взноса есть несколько видов кодировок, состоящих из двух цифр, при помощи которых ИФНС устанавливает, кто именно прислал средства и к какому типу платежа относится денежным перевод.

Необходимость в определении статуса отправителя возникает только тогда, когда проворачивается перевод налогового сбора, страхового взноса и прочих обязательных платежей, установленных законодательством РФ. При денежном переводе, производимого в пользу контрагента, в заполнении 101 графы нет необходимости.

Как заполнять

Основные правила оформления платёжного страхового и налогового поручения установлены и утверждены Приказом Минфина России от 2013 года. Несмотря на то, что за долгий период в сам документ было внесено немало изменений, процесс заполнения всё же остался прежним.

Единственное на что стоит обратить внимание при составлении документа - начиная текущего года, оплачивать обязательные виды взносов вместо физ. лиц могут теперь посредники, к которым относятся:

  • организации и предприятия;
  • другие физические лица.

В независимости от того, кем будет заполнен платёжный документ, правила оформления бланка остаются такими же.

Статус плательщика в платёжном поручении в 2019 году

Начиная с 2013 года и по конец 2019, был составлен и согласовано единый перечень кодов платежей, которые определяют, кем именно является отправитель:

Исходя из выше предоставленного списка видно, что теперь все страховые платежи в документе помечаются нумерацией 08.

Статус плательщика в платёжном поручении в 2019 году попал под кардинальные изменения. Теперь кодировок для оплаты обязательных страховок значительно больше. С одной стороны это помогает ИФНС определить точный статус отправителя, а с другой - провоцирует путаницу при заполнении формы, особенно если плательщик мало осведомлён в данном вопросе.

Чаще всего недопонимания возникают при заполнении бланка на оплату перевода по обязательному пенсионному и мед. страхованию. Дело в том, что данный тип платежей, начиная с текущего года, оформляется так же как и переводы по налогам. Соответственно совпадают кодировки платежей - «01» как для ОМС, ОПС, так и налогового сбора. Отличием является только номер КБК и назначение самого взноса.

Кроме того, в текущем году появились такие дополнительные статусы отправителей средств, как переводы страховых оплат за других людей, то есть деньги отправляются третьими сторонами. Так, к примеру, если бланк оформляет бухгалтерия организации, то необходимо в соответствующую графу вносит код «29», а для простых физ. лиц - «30».

Для ИП

В соответствии с произошедшими изменениями все Индивидуальные предприниматели после нововведений, произошедших в начале года, для уплаты обязательных страховых переводов должны указывать статус отправителя кодировкой:

В случае если ИП выступает как налоговый агент и производит уплату НДФЛ за своих сотрудников, то в платёжном поручении необходимо указывать в статусе код «02». Он применялся до нововведений и не устарел по сей день.

Поле 101

Информация в поле 101 заполняется в соответствии со статусом отправителя средств, который определяется исходя из специальных нумераций.

Подробный перечень кодов, необходимых при заполнении платёжного поручения в 2019 году:

Код Расшифровка
01 Юридическое лицо, являющееся плательщиком ОН
02 Налоговый агент
06 Юр. лицо, работа которого связанная с внешней экономикой
08 ИП либо организация, перечисляющие ОП в бюджет РФ
10 Налогоплательщик, занимающийся частной практикой (нотариус)
11 Адвокат, открывший собственный адвокатский кабинет
12 Глава фермерского хозяйства
13 Иное физ. лицо, имеющее счёт в банке
14 Плательщик, осуществляющий выплаты заработных плат физ. лицам
16 Участник внешнеэкономической деятельности, являющийся физическим лицом
17 ИП - участник внешнеэконом. деятельности
18 Лицо, производящее таможенный платёж, но не являющееся декларантом
19 Предприятия и организации, удерживающие средства из заработной платы сотрудников для погашения задолженностей по страхованию
21 Глава консолидированной группы налогоплательщиков
22 Простой участник консолидированной группы плательщиков налогового сбора
24 Физ. лицо, перечисляющее иные обязательные взносы
26 Учредители задолжавшего лица либо люди, имеющие права его имущества, оформившие распоряжение о переводе средств для погашения скопившегося долга
27 Банковские организации и их филиалы, ответственные за составление бланка на перевод денег
28 Уполномоченный либо законный представитель налогоплательщика
29 Прочие организации
30 Прочие физические лица

Новые КБК

Если с кодировками статуса плательщика всё боле менее понятно, то в изменённых номерах КБК часто возникает путаница. Важно помнить, что для всех платежей, производящихся за период 2019 года, были установлены новые КБК, поэтому применение старых попросту недопустимо. Если же взносы платятся за долги прошлого года, то следует использовать старые налоговые коды.

Примеры основных КБК при оплате страхового взноса за прошлый период и текущий:

Как видно из приведённой таблицы, КБК до изменений указывались цифрами 392, после нововведений же нумерация изменилась - 182. Исключением является перевод страховых взносов по профзаболеваниям и несчастных случаев на производстве. Данный вид платежей перечисляется в частные фонды, поэтому КБК для них не изменилась.

Если есть ошибки

После изменений, коснувшихся статуса плательщика, стали учащаться случаи с указанием неправильной кодировки в платёжном поручении. Чем чревато допущение такой ошибки? Во-первых, следует сразу уточнить, что вне зависимости от правильности указанных данных в графе 101, налоговая инспекция всё равно принимает платёж, но вот куда именно будут распределены средства — остаётся под вопросом.

Так, к примеру, если один бухгалтер при составлении поручения будет указывать код 08, а другой 01, то большая вероятность того, что налоговиками это будет расценено, как ошибка. В этом случае по страховым взносам может возникнуть задолженность, так как по платежам, в которых указаны разные статусы, ФНС проводит распределение средств по отдельным лицевым счетам.

Статус плательщика по коду 08 может быть принят как не страховые взносы, а другие обязательные платежи. Из-за этого по последним из них будет наблюдаться переплата, а по первым начнёт скапливаться задолженность.

Чтобы не допустить путаницы и избежать долгов по страховым взносам, после оформления платёжного документа следует написать и отправить в налоговую службу заявление, которое уточняет назначение платежа, приложив к нему копию готового распоряжения.

Платежное поручение — это унифицированный документ, по которому плательщик дает распоряжение банку о переводе денежной суммы на счет получателя. Форма платежного поручения утверждена в Положении ЦБ РФ № 383-П от 19.06.2012 года (прил. 3). Структура документа и значения кодов указаны там же.

Поле 101 в платежном поручении 2019 года часто вызывает у бухгалтеров много вопросов, разберем подробно как правильно заполнить.

Платежное поручение: поле 101 коды статуса плательщика

Показатель статуса 101 в платежном поручении 2019 года представляет собой двухзначный шифр в соответствии с прил. 5 приказа Минфина от 12.11.2013 № 107н. Он предназначен для уточнения информации по платежам в бюджет страны.

Вот некоторые примеры поля 101:

  • 01 — налогоплательщики, которые являются юридическими лицами, этот шифр указывается, когда учреждение само «за себя» платит взносы, налоговые сборы, которые контролируются ФНС;
  • 02 — указывают организации и предприниматели, которые являются налоговыми агентами;
  • 09 — указывает предприниматель, который уплачивает взносы и налоговые платежи, которые контролирует ФНС, как «за себя», так и за работников.

Поле 101 в платежном поручении: перечисление налогов и взносов

Расскажем, как заполнять поле 101 в платежке в разных ситуациях. Статусы, по наиболее спорным случаям:

  1. Организации, которые перечисляют в ФНС указывают код «01», что указано прил. 5 к приказу Минфина № 107н.
  2. Организации и ИП, перечисляющие взносы от несчастных случаев на производстве в ФСС, указывают в поле 101 шифр «08».
  3. В случаях, когда учреждение является налоговым агентом, например по НДФЛ, НДС в поле 101 указывается код «02».
  4. ИП при перечислении указывают в поле 101 код «09».

Неверный статус плательщика: порядок действий

При неправильном заполнении поля 101 в платежном поручении 2019 года у организации может возникнуть недоимка. Это связано с тем, что по разным статусам плательщика налоговики указывают сумму на разных лицевых счетах. Например, одна организации может быть как плательщиком НДС, так и налоговым агентом по этому налогу. В этой ситуации, если указать неправильный статус, может возникнуть недоимка по одному виду налога и переплата по другому.

Налоговики начислят пени и штраф, так как сумма налога фактически не была уплачена в срок. Для того, чтобы этого не произошло, подайте в налоговую заявление об уточнении платежа (письмо ФНС России от 10 октября 2016 г. № СА-4-7/19125). В заявлении укажите номер и дату платежки, а также прикрепите его копию. Налоговики при получении заявления проведут сверку расчетов и примут решение. Если оно положительное, то пени аннулируются. О своем решении инспекция должна уведомить в течение 5 дней.

Возможен второй вариант для исправления ошибки:

  • перечислить необходимую сумму по правильным реквизитам;
  • возвратить лишнюю уплаченную сумму.

Во втором случае не будет грозить штраф, но пени налоговики не снимут. Так как датой оплаты будет более поздняя с правильными реквизитами.