![Социальное жилье как получить? Предоставление социального жилья. Документы для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях](/public/socialnoe-zhile-06-768x480.jpg)
На вопросы читателей журнала отвечает юрист Алексей Абрамов.
Стою вместе с матерью и братом с 1998 г. в очереди на улучшение жилищных условий. Нам на троих положено (за вычетом имеющейся жилплощади) 32 кв. м. Недавно в районном жилищном департаменте рассчитали метры по-новому: с учетом квартиры, собственником которой является моя жена. В итоге получилось всего 24 кв. м. Разве это правильно? Почему учитывается недвижимость, которая принадлежала жене и до нашего брака?
В соответствии с Законом г. Москвы от 14.06.2006 № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» при принятии решений о предоставлении в пользование или об оказании помощи в приобретении в собственность жилья уполномоченными органами исполнительной власти города осуществляется проверка сведений о наличии у заявителей и членов их семей иных жилых помещений, в отношении которых они обладают самостоятельным правом пользования или правом собственности (п. 5 ст. 21 Закона).
Так как квартира вашей жены является ее единоличной собственностью (приобретена до брака), то никто из вас троих не имеет в отношении данного жилого помещения права пользования и тем более права собственности.
Таким образом, я считаю, что в департаменте брали в расчет жилое помещение вашей супруги, не имея на то законных оснований.
Пятиэтажка под снос, в двухкомнатной квартире прописаны пять человек по договору соцнайма. Расселять дом начали в 2008 г. Знакомые дали совет срочно сниматься с очереди. Дескать, если вы не очередники, то расселение будет по социальной норме - 18 кв. м на человека. Звучит как-то сомнительно, может, вы что-то знаете об этом?
В соответствии со ст. 13 Закона «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве» гражданам, освобождающим помещения, занимаемые по договорам социального найма, и состоящим на жилищном учете, при их согласии улучшаются жилищные условия в порядке очередности. При этом учитывается дата признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий или в жилых помещениях.
При отказе граждан от улучшения жилищных условий им предоставляется жилое помещение, равнозначное по общей площади занимаемому. Такие граждане продолжают состоять на жилищном учете до подхода очереди.
Мой муж и его дочь от первого брака зарегистрированы в Подмосковье в неприватизированной квартире. Я жду ребенка, которого планируем прописать туда же. Подскажите, пожалуйста, можем ли мы встать в очередь на расширение площади или это только для Москвы? Сейчас квартира 45 кв. м, будут прописаны трое.
Для того чтобы встать на жилищный учет, необходимо быть признанным малоимущим, а также иметь площадь жилья менее учетной нормы.
Размеры учетной нормы в каждом районе Московской области устанавливаются органом местного самоуправления. Например, в Пущино или Юбилейном норма - не более 10 кв. м. Поэтому если в одном из таких городов в квартире площадью 45 кв. м проживают три человека, они не могут рассчитывать на улучшение жилищных условий.
Я совершеннолетний. Проживаю вместе с родителями и семьей сестры (она, муж, ребенок) в коммунальной квартире. Занимаем две комнаты из трех. Стоим в очереди на улучшение жилищных условий с 1990 г. Должны ли нам предоставить квартиру в нашем районе? Какие варианты возможны? Можем мы получить три однокомнатные квартиры или двухкомнатную и однушку?
Сохранение района проживания действует только для тех граждан, которых переселяют из домов, подлежащих сносу. Всем остальным жилье предоставляют в пределах Москвы.
Вашей семье выделят жилье по норме предоставления не менее 18 кв. м на каждого члена семьи (когда подойдет очередь). В законе сказано, что требования граждан, не основанные на нормах федерального законодательства и законодательства города Москвы, о предоставлении жилого помещения в конкретном месте, доме, на этаже, по конкретному адресу, с определенным количеством комнат удовлетворению не подлежат.
Семья стояла в очереди на улучшение жилищных условий. Недавно жилье предоставили, но на каждого человека приходится меньше установленного норматива. Снимут ли семью с очереди?
Вообще норма предоставления составляет 18 кв. м на одного члена семьи.
Основания для снятия с жилищного учета указаны в ст. 15 Закона Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»:
В случае выезда на постоянное место жительства за пределы города Москвы;
- при изменении жилищных условий жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления в пользование либо приобретения в собственность с помощью города Москвы жилых помещений (так как дали меньше положенного, я считаю, что вас не могут снять с жилищного учета);
- при утрате оснований для получения жилых помещений по договору социального найма или безвозмездного пользования жителями города Москвы, признанными нуждающимися в жилых помещениях;
- при перечислении в установленном порядке субсидии;
- при выявлении уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы сведений, не соответствующих указанным в заявлении, а также в представленных заявителем документах;
- при выявлении уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы случаев неправомерных действий должностных лиц при постановке на жилищный учет, приведших к необоснованному принятию граждан на жилищный учет;
- при подаче в уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы личного заявления о снятии с жилищного учета или в случае предоставления им жилого помещения в соответствии с настоящим Законом;
- в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством города Москвы.
В связи с расселением нашего дома дают квартиру по договору соцнайма. Собрали все справки, как и требовалось, ждем. Но дело в том, что я скоро выхожу замуж, регистрация брака запланирована на тот период, когда договор соцнайма еще не будет готов. Если я вступлю в брак и поменяю фамилию, то придется переделывать все справки и ждать опять другого договора? Как поступить лучше? Может, отложить регистрацию?
Я думаю, что откладывать регистрацию брака не стоит. Ведь даже если вы поменяете фамилию, то в свидетельстве о браке будет указана ваша девичья фамилия. Вы можете предъявить копию и оригинал данного свидетельства. Таким образом, ваше замужество никак не повлияет на получение квартиры.
Я сирота, стою в очереди на получение жилья, уже включена в сводный список. Дальняя родственница хочет прописать меня в своей квартире. Не потеряю ли я в этом случае право на социальное жилье? Я мать-одиночка, это может как-то повлиять на площадь предоставляемого помещения?
Право на жилое помещение для сирот закреплено в ст. 8 Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», оно не зависит от наличия регистрации. Если вы все верно изложили в своем вопросе, то прописка не будет основанием для снятия вас с очереди.
Статус матери-одиночки никак не повлияет на площадь жилья.
Имеет ли право малоимущая семья (у которой в собственности квартира в аварийном доме) на предоставление жилья вне очереди? Администрация города отказала на основании наличия жилья в собственности. Стоит ли обращаться в суд?
Думаю, что подавать в суд не имеет смысла.
В соответствии с п. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди квартиры предоставляются по договорам социального найма гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Вы не относитесь к нанимателям, так как являетесь собственниками жилья.
До принятия в 2005 году нового ЖК РФ на получение жилья от государства (сегодня в ходу термин «социальное жилье») теоретически имели право все граждане, у которых площадь их жилья не соответствовала установленным нормам. Однако в новом ЖК РФ для получения права на бесплатную квартиру, кроме критерия недостаточности жилплощади, добавился и критерий вхождения в малоимущие слои населения.
Малоимущими граждан признают по решению органов местного самоуправления на основании размера дохода, приходящегося на одного члена их семьи, а также величины стоимости имущества, которым владеют члены семьи. Таким образом, общего для страны критерия отнесения гражданина к малоимущим не существует. Эти критерии, как и правила признания за конкретными гражданами права на получение бесплатного жилья, отличаются в разных субъектах федерации.
Кроме малоимущих на социальное жилье имеют право военнослужащие, уволенные в запас, дети-сироты, а также семьи, содержащие больных определенными заболеваниями, например, туберкулез в открытой форме. Также и все те, кто стоял в очереди на получение социального жилья до принятия нового ЖК РФ, так в ней и остались.
Итак, социальным называется жилье в государственной или муниципальной собственности, которое бессрочно и бесплатно дается гражданам. При наличии гарантий получения права на такое жилье в Конституции РФ она не содержит механизма и условий для его получения. Они были разработаны позже и приведены в ГК РФ и ЖК РФ.
В первом из этих кодексов (ст. 672) вводится понятие «социальный наем жилого помещения» в жилфонде, предназначенном для социальных целей. Второй кодекс детально урегулировал эту законодательную норму путем разработки положений про договор социального найма жилья.
По этому договору собственник жилья, находящегося в госжилфонде, обязуется передать нанимателю (гражданину) жилье во владение и пользование для проживания в нем на приведенных в ЖК РФ (ст. 60) условиях.
ЖК РФ устанавливает основные правила и условия для социального найма; содержит перечень требований к тем, кто претендует на получение социального жилья. Всем, кто считает, что у них есть право на социальное жилье, должны для начала внимательно прочитать главу 7 ЖК РФ, так как все другие акты законодательства не должны ему противоречить.
В ряде субъектов РФ приняты отдельные законы, регулирующие получение социального жилья малоимущими гражданами, например, Закон г. Москвы от 14.06. 2006 г. № 29.
В настоящее время правительством РФ реализуется масштабная ФЦП «Жилище», в которую как составная часть входит и программа социальное жилье для ряда категорий граждан. Путем выполнения данной ФЦП власти РФ намерены сократить существующую очередь на социальное жилье.
Социальная норма площади жилья отличается в разных субъектах РФ. Так в в Москве существуют такие нормы:
Тяжелобольному человеку полагается отдельная комната в квартире.
Если семья признана малоимущей в установленном порядке, то она может быть признана нуждающейся в бесплатном жилье. Необходимые условия постановки на учет в качестве нуждающихся в социальном жилье:
Итак, первое, что должны сделать граждане, чтобы получить признание нуждающимися в жилье – это добиться признания их семьи малоимущей. Такой считается семья со средним общим доходом, приходящимся на одного ее члена, ниже прожиточного минимума. Это факт устанавливают в районном управлении соцзащиты населения на основании соответствующего заявления. Также нужно подать в районное управление соцзащиты:
Состав малоимущей семьи в законодательстве не определен, так что решение принимается по каждому конкретному случаю.
Вторым, и важнейшим этапом, является направление пакета документов для постановки на учет в жилотдел (жилуправление) районной в городе или городской администрации.
Обычно подается следующий перечень документов:
В ряде крупных городов этапы признание семьи малоимущей и постановка на учет как нуждающейся в бесплатном жилье, совмещены. Обычно это работает там, где при городских администрациях созданы «службы единого окна» или департаменты жилищной политики.
Если принимается положительное решение, и семья ставится на учет как нуждающаяся в бесплатном жилье, то заявитель извещается об этом, и может в установленный срок получить на руки копию решения о постановке на учет.
Вне очереди бесплатное жилье предоставляется:
Остальным гражданам, стоящим на учете, жилье дается в порядке очереди согласно времени принятия их на учет.
Очевидными причинами, влекущими снятие с учета, являются:
Нередки случаи, когда очередники совершают действия, направленные на ухудшение своих жилищных условий с целью внеочередного получения жилья. Если такие неправомерные действия выявляются, то очередь могут отодвинуть на несколько лет назад.
В конце очереди на следующий год можно оказаться вследствие трех отказов от предложенных квартир.
Приватизация социального жилья разрешена для тех граждан, которые не участвовали ранее в приватизации другого жилья. При этом граждане, приватизирующие свое жилье, обязаны предоставлять справки с подтверждением их неучастия ранее в процессах жилищной приватизации.
Россияне, не имеющие своего жилья и признанные нуждающимися в улучшении условий проживания, могут получить в найм социальное жилье от государства.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Что в 2019 году подразумевается под социальным наймом жилья? Далеко не каждый гражданин может приобрести жилье.
При этом заключение аренды недвижимости тоже недоступно по причине высокой стоимости. Потому на законодательном уровне учреждена программа по предоставлению социального жилья.
Получателями услуги являются граждане, относящиеся к льготным категориям или признанные нуждающимися в жилплощади. Что в 2019 году представляет собой социальный найм жилья?
Благодаря приватизации в постперестроечный период и активному строительству в России основная часть жилого фонда принадлежит к частной собственности.
Но тем не менее некоторая часть жилья принадлежит государству. И такая жилплощадь предоставляется нуждающимся в жилье гражданам.
На практике это выглядит как предоставление человеку жилья для постоянного проживания. При этом в предоставленной квартире/доме можно жить, регистрироваться, прописывать членов своей семьи.
То есть фактически проживание в социальном жилье почти не отличается от владения собственной жилплощадью. Основное отличие – невозможность распоряжения социальным жильем с точки зрения собственности.
Однако возможность получения соцжилья не значит, что получить жилплощадь может любой гражданин.
Социальный найм жилья представляет собой сделку между гражданином и органом госвласти, в чьем ведении находится государственное/муниципальное жилье.
Получение социального жилья начинается с обращения в уполномоченный орган и подтверждения права на льготную жилплощадь.
Обращаться следует в административный орган власти по месту проживания. Общий порядок действий гражданина, претендующего на заключение договора соцнайма, выглядит так:
Фактически ничего сложного нет, если правильно подготовить документы. Проблема в том, что очередь может быть достаточно большой, а нужным количеством жилья муниципалитет попросту не располагает.
Поэтому ждать своей очереди можно несколько лет, но все же это шанс улучшить условия проживания, если другой возможности нет.
Первым этапом получения социального жилья становится признание гражданина лицом, нуждающимся в жилье. Порядок процедуры установлен .
В частности претенденту потребуется документально подтвердить свою принадлежность к льготным категориям граждан.
Второй этап – постановка на жилищный учет и регистрация в общей очереди. Если гражданин обладает приоритетным правом на получение жилья, то получить жилплощадь он может достаточно быстро.
Социальный жилищный фонд предполагает резервирование определенной части помещений. Это специализированное жилье, выделяемое в экстренных случаях.
Когда гражданин просто признается нуждающимся в улучшении жилищных условий, то жилье он получит в порядке очереди.
При заключении любого договора у сторон возникают права и обязанности. Они регламентированы для нанимателя ст.67 ЖК РФ, а для наймодателя – .
Наниматель имеет право:
Наниматель обязан:
Наймодатель имеет право:
Наймодатель обязан:
Также договор соцнайма может содержать и иные условия, предусмотренные сторонами и нормативными положениями.
Если человек захочет приватизировать служебное жилье, ему потребуется сначала перевести его в социальный фонд.
Перевод служебного жилья в социальный найм осуществляется по заявлению собственника (ведомства) или самого гражданина с согласия владельца. Далее заключается договор соцнайма и осуществляется .
В некоторых случаях договор соцнайма заключается на основании решения суда. В частности речь идет о тех случаях, когда человек живет в квартире на основании ордера на жилье, выданного в советский период.
Госорганы обязан заключить с гражданином договор о социальном найме на основании предоставления ордера.
Если ордер по какой-то причине утерян, потребуется обращаться в суд, чтобы доказать право на проживание в государственном жилье. В суд подается на признание права пользования жильем.
К заявлению прилагаются документы, подтверждающие проживание на конкретной жилплощади, срок проживания, факт надлежащего использования жилья, выписки из архивов о предоставлении жилья.
Если суд решит, что гражданин действительно имеет право на проживание в соцжилье, то органы госвласти обязаны заключить с ним договор соцнайма.
Оплата за социальное жилье включает в себя:
То есть фактически оплачиваются те же , что и при владении собственным жильем. Однако обладатели социального жилья не оплачивают , за них вносит оплату непосредственный собственник жилья.
Кроме того, они освобождены от оплаты , поскольку жилплощадь не является их собственностью.
Получить соцжилье в Москве достаточно сложно, хотя бы потому, что свободной жилплощади намного меньше, чем претендентов на нее.
Учитывая, что стоимость жилья в столице очень высока, то практически бесплатное жилье от государства весьма востребовано.
При этом многие граждане, ранее приватизировавшие квартиры, сейчас обращаются к процедуре приватизации.
С целью борьбы с деприватизацией, а также для улучшения условий получения жилплощади действительно нуждающимися лицами, Правительство Москвы приняло решение в 2019 году повысить стоимость социального найма жилья.
Видео: договор социального найма. Кто может быть нанимателем
Если раньше оплата взималась в размере около 2,64 рублей за квадратный метр, то теперь планируется поднять цену до 21,11 руб./кв. м.
Такое увеличение должно уравнять в правах владельцев собственного жилья и нанимателей социальной жилплощади.
В СПб порядок предоставления социального жилья отличается особыми требованиями к получению статуса малоимущего гражданина.
Так семья должна соответствовать следующим требованиям:
В остальном условия постановки в очередь на жилье в Санкт-Петербурге такие же, как и в Москве.
Малоимущие граждане имеют право получить на бессрочной и бесплатной основе жилье в государственной или муниципальной собственности. Данное право прописано в статьях ГК РФ, где вводится понятие социального найма жилья , а его условия детально регламентируются актами глав ЖК РФ. При этом важно учитывать, что региональные власти могут отдельно устанавливать дополнительные правила найма социального жилья.
Социальное жилье – помещения, предназначенные для проживания и находящиеся в собственности города или государства для предоставления в аренду ряду категорий граждан.
Получить социальное жилье согласно части 2 статье 49 ЖК РФ имеют право граждане следующих категорий.
Чтобы признать лицо, нуждающимся в квартире, необходимо соблюдение следующих условий:
Дополнительно гражданин должен быть признан малоимущим, то есть уровень дохода его семьи должен быть ниже прожиточного минимума, установленного на одного человека в регионе проживания семьи.
Кроме того, существует ряд категорий, которые имеют право на получение жилья, даже если не будут признаны малоимущими. Сюда относятся:
Если граждане имеют желание воспользоваться своим правом на социальное жилье, необходимо проделать следующий порядок действий:
Во многих крупных городах семья признается малоимущей и ставится на учет единовременно. Как правило, делается это при наличии департамента по жилищной политике.
При положительном решении семья ставится на учет и получает уведомление, в котором указывается, в какой срок может получить копию решения о поставке на учет.
Для того чтобы вас внесли в очередь на получение жилья, необходимо обратиться в местный райисполком или горисполком и предоставить следующий пакет бумаг:
После подачи заявления в течение 30 дней комиссия рассматривает ваши бумаги и выносит решение о постановке на учет. После этого вы становитесь в очередь и получаете порядковый номер.
На деле же получение жилья может растянуться на долгие десятилетия. К примеру, тем, кто хочет получить социальное жилье в Сургуте, по последним подсчетам, придется простоять в очереди около 70-80 лет. Связаны такие большие сроки и с малым социальным жилищным фондом, и с тем, что кроме очередных получателей квартир, выделяют также вне очередных, которых получают свои метры гораздо раньше, хотя и им приходится стоять в очереди за квартирой.
Если вы желаете узнать, какой текущий номер в очереди на получение социального жилья, можете написать заявление главе администрации района с просьбой предоставить информацию об очередности. Пример заявления можно .
После того как вы дождались своей очереди, вы заключаете договор социального найма жилья с городскими властями. Образец такого документа предлагается .
После получения жилой площади согласно договору социального найма владелец имеет право:
Лицо, получившее жилье, обязано:
Согласно договору социального найма жилья, лицо не имеет права:
Важно! Все запреты имеют силу только в том случае, если квартира не приватизирована. Данную процедуру могут осуществить те лица, которые ранее не участвовали в приватизации жилья, что потребуется доказать, представив соответствующую справку.
Почему могут снять с очереди?
Существует ряд причин, при которых человека могут снять с очереди:
Установлены случаи, при которых лица преднамеренно ухудшают свои жилищные условия, чтобы получить социальное жилье во внеочередном порядке. Подобные деяния приведут к тому, что человека могут вовсе снять с очереди.
Человек будет поставлен в конец очереди на следующий год, если откажется от предлагаемых квартир 3 раза.
Более детально о праве отдельных граждан на получение социального жилья, порядке сбора и оформления бумаг вы можете узнать из видео. Юрист расскажет вам обо всех тонкостях, связанных с получением жилищной площади по договору социального найма:
Получить социальное жилье имеют возможность лишь отдельные категории граждан, которые должны в обязательном порядке иметь гражданство России и быть признаны малоимущими и нуждающимися в жилье или улучшении жилищных условий.
Предоставление бесплатного жилья - мера беспрецедентная для всякого государства.
Безвозмездная передача государственных домовладений в личное пользование крайне ограничена и находится под строжайшим контролем муниципальных и общественных организаций. Для того, чтобы претендовать на бесплатное получение жилья надо удовлетворять обширному комплексу условий, иметь возможность документально подтвердить свое право на улучшение жилищных условий и обладать поистине стоическим терпением.
По правде говоря, в наше время получить социальное жилье способны граждане России, проживающие в крайне стесненных обстоятельствах, насчет которых государство абсолютно уверено, что другим способом они жилплощадь не получат.
Основные претенденты на получение муниципального жилья по договору социального найма это граждане Российской Федерации, которые признаны местным органом власти:
а) малоимущими;
б) нуждающимися в предоставлении жилья.
Обе этих категории сложные и неоднозначные. Для того, чтобы уяснить, имеет ли право гражданин на улучшение жилищных условий, необходимо провести непростые вычисления по формулам, содержащим ряд параметров, значения которых меняются ежеквартально, а информация разбросана по различным источникам.
Получить социальное жилье в Москве могут только малоимущие, в столице на это установлено жесткое ограничение, но и стоимость жилья очень высока. В Санкт-Петербурге к малоимущим добавляются многодетные семьи с тремя и более детьми, ветераны Великой Отечественной войны или боевых действий, инвалиды, Герои Советского Союза, а также реабилитированные коренные ленинградцы, утратившие жилище в Санкт-Петербурге в связи с репрессиями.
Признание граждан малоимущими и нуждающимися в предоставлении жилья ограничено рядом условий и требует предоставления немаленького пакета документов. Попробуем разобраться в технологии определения правоспособности и алгоритме постановки на учет на получение социального жилья.
Гарантируя право на жилище, Конституция Российской Федерации не определяет механизм и условия его получения. Для этого существует Жилищный кодекс Российской Федерации, вступивший в действие с 1 марта 2005 года.
В Жилищном кодексе установлены основные принципы, условия социального найма; требования к претендентам на получение социального жилья. Все, кто предполагает, что имеет право на улучшение жилищных условий за государственный счет должен в первую очередь изучить главу 7 Жилищного кодекса, поскольку остальные законодательные и подзаконные акты должны не противоречить Кодексу.
Социальное жилье - жилое помещение, принадлежащее государству или муниципалитету, которое предоставляется гражданам по договору бессрочного социального найма.
В настоящее время к социальному жилью относятся все жилые помещения, которые не прошли приватизацию и находятся в государственном или в муниципальном жилищном фонде.
Жилым помещением называется недвижимое имущество, которое обладает следующими признаками: изолированность, и пригодность для постоянного проживания людей. В скобках замечу, что к недвижимому имуществу относятся, в частности, океанические лайнеры и космические корабли, но Жилищный кодекс ограничивается понятиями «жилой дом», «квартира» и «комната».
Важным для понимания некоторых положений Кодекса являются термины «общая площадь жилого помещения», «площадь жилого помещения», «норма предоставления», «учетная норма площади».
К общей площади жилого помещения (п.5 ст.15 ЖК РФ) относится суммарная площадь всех частей жилого помещения, включая кухню, ванную и туалет, чуланы и др., за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Понятие общей площади жилого помещения по ЖК РФ соответствует понятию площади квартиры по "Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации" (утв. приказом Минземстроя РФ от 4 августа 1998 г. N 37, с последующими изменениями от 04.09.2000 и 19.05.2008, именуемая далее Инструкция), на которую ссылаются СНИПы (например, СНИП 31-01-2003). Согласно Инструкции «показатели площади квартиры используются для целей официального статистического учета жилищного фонда в Российской Федерации, оплаты жилья и коммунальных услуг, определения социальной нормы жилья и иных целей». Иными словами именно этот показатель должен по идее определять уровень обеспеченности граждан жильем. Это и естественно, ведь живем то мы с вами не на балконе.
Однако на деле некоторые субъекты, включая Москву, имеют свое представление на этот счет. В Москве действует Закон города Москвы № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14 июня 2006 года (в последней редакции от 05.10.2011), именуемый далее Закон Москвы. В частности, в нем расшифровываются основные понятия, где описание общей площади жилого помещения совпадает с ЖК РФ (п. 4 ст.1 Закона Москвы), но в целях определения социальных норм не используется — вместо этого все нормы отталкиваются от площади жилого помещения с учетом балконов и лоджий. В Законе Москвы общая площадь вспоминается лишь единожды — в ст. 39 о праве жителей города Москвы на замену своего жилого помещения на жилое помещение меньшего размера (!).
Площадь жилого помещения включает все, что находится за входной дверью: комнаты с кухней и санузлом, террасы, балконы и др. Методики расчета площади жилого помещения ЖК РФ не устанавливает, впрочем как и не вводит даже такого понятия, поэтому из текста ЖК РФ не понятно, чем именно отличается общая площадь от «просто» площади. Однако ЖК РФ содержит следующее (п.7 ст. 57 ЖК РФ): «При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности». Также именно такая формулировка площади возникает и в ст. 50, посвященной норме предоставления и учетной норме.
Москва, естественно, воспользовалась невнятностью ЖК РФ и в своем Законе Москвы ввела понятие площади жилого помещения как «суммы площадей всех частей этого помещения, включая площади помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, в том числе площади балконов, лоджий, веранд и террас» (п.3 ст.1). Никакого понижающего коэффициента для балконов и лоджий при этом в Законе Москвы не предусматривается. Именно такое понимание о площади использовано в Москве для определения норм предоставления и учетных норм.
Аналогом понятия площади жилого помещения по Инструкции является общая площадь квартиры, рассчитываемая как «сумма площадей ее помещений, встроенных шкафов, а также площадей лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, подсчитываемых со следующими понижающими коэффициентами: для лоджий - 0,5, для балконов и террас - 0,3, для веранд и холодных кладовых — 1,0». Согласно Инструкции показатель общей площади квартиры используется для «государственного статистического наблюдения объемов жилищного строительства в Российской Федерации (завершенного и незавершенного жилищного строительства за соответствующий период) и иных целей». То есть данный показатель необходим для статистики валового ввода жилья в эксплуатацию — тут нельзя не учитывать площади балконов, так как они все же «строятся» и должны влиять на статистку, пусть и с понижающим коэффициентом.
Как видите, московские власти воспользовались лазейкой и для определения социальных норм используют совершенно не те показатели площади. Доказать же незаконность такой методики невозможно — ЖК РФ, хотя и невнятен по трактовкам, но является законом более высокого ранга, чем Инструкция.
Норма предоставления - «минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма» (п.1 ст. 50 ЖК РФ). Эта норма устанавливается органами местного самоуправления исходя из местных реалий. То есть в соответствии с этой нормой и будут предоставлять жилье по социальному найму.
Согласно Закону Москвы (п.5 ст.1) «норма предоставления площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления) - минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого городом Москвой».
Ну и, наконец, п.3 ст.20 Закона Москвы: «Норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека».
Учетная норма - минимальный размер жилого помещения в расчете на одного жильца. По учетной норме отсчитывается граница уровня обеспеченности общей площадью жилья (п.4 ст. 50 ЖК РФ). Учетная норма устанавливается местным органом самоуправления. По сути — по действующей учетной норме в конкретном регионе принимается решение, нуждается ли гражданин в улучшении условий или нет. Учетная норма не может превышать норму предоставления (п.5 ст. 50 ЖК РФ) — хотя понятнее было бы сформулировать наоборот — норма предоставления не может быть меньше учетной нормы, то есть предоставляют столько же, либо больше.
Для Москвы, аналогично ситуации с нормой предоставления, учетная норма отталкивается именно от площади жилого помещения (с лоджиями и балконами). На текущий момент согласно п.3 ст.9 Закона Москвы норма составляет 10 кв.м. на человека. То есть, чтобы быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий, например, в однокомнатной квартире площадью 33 кв.м. должно быть «прописано» минимум 4(четыре) человека, причем никто из них не должен иметь иной жилплощади в собственности или в пользовании (п.1-2 ст. 9 Закона Москвы).
Для Жилищного кодекса понятие «малоимущие» вовсе не означает людей, зарплата которых меньше прожиточного минимума. Основным критерием отнесения семьи к категории малоимущих является возможность приобретения жилья для обеспечения всех членов семьи по норме предоставления жилплощади, ориентируясь на среднюю стоимость домовладений в регионе.
Если имущественная обеспеченность семьи меньше стоимости жилой площади, которую необходимо приобрести для обеспечения членов семьи по норме предоставления на одного человека, семья признается малоимущей.
С первого взгляда определить, является семья малоимущей или нет, довольно затруднительно. В формулу расчета входит с десяток не всегда очевидных показателей. Например, понятие «член семьи» в данном случае выступает как правовая категория, а не биологическая и означает проживающих на одной площади в рамках одного лицевого счета. Если лицевые счета разделены - то и семьи врозь, невзирая на родную кровь. Некоторые законы безапелляционно манипулируют родственными связями: «Для отдельных жилищных программ Правительство Москвы вправе установить круг членов семьи» (закон г. Москвы от 18 июня 2008 года № 24).
По столичному региону методика расчета признания жителей Москвы малоимущими с целью постановки на учет на улучшение жилищных условий приведена в Постановлении Правительства Москвы от 6 июня 2006 года № 362-ПП.
Имущественная обеспеченность складывается из дохода семьи и стоимости имущества, подлежащего налогообложению.
а) Расчет дохода семьи
Доход семьи рассчитывается по формуле, включающей разницу между ежемесячным совокупным доходом членов семьи и суммарным прожиточным минимумом, умноженную на расчетный период в месяцах (по Москве - 20 лет, то есть 240 месяцев).
Совокупный доход берется за последние 2 года перед подачей заявления.
Прожиточный минимум на душу населения берется из действующего в регионе на день подачи заявления нормативного акта, который обновляется ежеквартально.
Данные по конкретному региону лучше искать на официальных сайтах по субъектам Российской Федерации, там информация актуализируется чаще. По Москве, например, сведения Росстата уже устарели. Новый прожиточный минимум утвержден Постановлением Правительства Москвы от 20.03.2012 г. № 94-ПП и составляет 9128 рублей на душу населения.
б) Расчет стоимости имущества семьи, подлежащей налогообложению
Стоимость имущества семьи складывается из собственности, принадлежащей членам семьи, за исключением помещений, пригодных к проживанию:
Стоимость жилья, находящегося в собственности членов семьи, при исчислении имущественной обеспеченности не прибавляется к доходам, но учитывается при определении обеспеченности жильем. То есть комната, квартира, часть жилья, принадлежащая членам семьи, прибавляется не в денежном выражении, а к метражу общей площади, не зависимо от того, где бы эта собственность не находилась: под Магаданом или на Кипре.
Площадь, необходимая для проживания семьи, вычисляется как разница между площадью, которую получила бы семья в соответствии с принятыми в регионе нормативами и общей площадью жилья, находящегося в собственности у членов семьи. Соответственно, если у семьи во владении по частям или в целостном варианте имеется жилплощадь в объемах больше норматива, такая семья на учет не ставится и малоимущей не признается.
О принятых в регионах нормативах предоставления жилой площади информацию надо искать на сайтах местной исполнительной власти. В Москве, Санкт-Петербурге с областями этот норматив составляет 18 кв.м. В Новосибирской области - 15 кв.м., в Калининграде от 15 до 18 кв.м. на каждого члена семьи.
При исчислении стоимости этой абстрактной жилплощади следует ориентироваться на среднюю рыночную стоимость одного квадратного метра общей площади жилья по регионам России, ежеквартально утверждаемую Министерством регионального развития РФ. Последний такой приказ был подписан 29 марта 2012 г. № 143. Согласно данным на 2 квартал 2012 года, среднерыночная стоимость квадратного метра жилья больше всего в Москве - 85 тысяч 500 рублей, и в Московской области: 44 тысячи 250 рублей. Ненамного отстает Санкт-Петербург - 50 800 рублей и Ненецкий автономный округ - 47 050 рублей. Самое дешевое жилье в Карачаево-Черкесской Республике - 20 700 рублей, Чеченской Республике - 21 050 руб. и Республике Ингушетия - 21 100 рублей. В Центральном федеральном округе самая низкая рыночная стоимость жилья в Курской и Орловской областях, соответственно: 22 700 рублей и 25 300 руб. Невысока среднерыночная стоимость одного квадратного метра жилья в Саратове - 23 750 рублей, Ульяновской области - 25 400 рублей и Ставропольском крае - 24 500 рублей.
В Москве до прошлого года признание граждан малоимущими осуществлял Департамент социальной защиты населения города, но с апреля 2011 года эта функция совершенно логично перешла к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, сосредоточив дела жилищные в одних руках (Постановление правительства Москвы от 22.02.2011 г. № 44-ПП).
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 6 июня 2006 года № 362-ПП в окружной отдел Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы предоставляются:
1. Заявление по образцу, опубликованному на сайте Департамента жилищной политике и жилого фонда г. Москвы http://housing.mos.ru/dmghtml/needreg/forms.html ;
2. Паспорта заявителя и членов его семьи старше 14 лет и свидетельства о рождении на детей;
3. Свидетельство или уведомление ИНН (о присвоении идентификационного номера налогоплательщика) на каждого совершеннолетнего члена семьи;
4. Документы, определяющие состав семьи: свидетельства о заключении брака, рождении детей; единый жилищный документ на квартиру, где проживает заявитель.
5. Документы, подтверждающие виды и размер совокупного дохода семьи. В первую очередь, это справки о доходах по месту работы всех работающих членов семьи по форме № 2-НДФЛ за два календарных года, а также трудовые книжки. Полный перечень документов о доходах содержит 21 пункт и охватывает все возможные источники получения денег, от стипендий до доходов от акций, за исключением единовременных страховых выплат и пособия на погребение.
6. Документы, подтверждающие наличие в собственности членов семьи имущества, подлежащего налогообложению (кроме помещений, пригодных для проживания):
В спорных случаях дополнительно прилагается решение суда о вселении члена семьи в жилое помещение. При проживании в одном жилом помещении разных семей необходимо представить договор социального найма (коммерческого найма, безвозмездного пользования и др.).
Если Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы принимает решение о признании заявителя малоимущем, на его адрес направляется извещение. Итоговый документ - копию Решения заявитель может получить в окружном филиале Департамента.
После признания семьи малоимущей в установленном порядке можно приступать к следующему этапу: к признанию в качестве нуждающейся в жилом помещении.
В Москве, согласно уже упомянутому выше Закону Москвы (№ 29 от 14 июня 2006 года) на постановку на учет в качестве нуждающихся в социальном жилье могут претендовать малоимущие граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие на территории Москвы не менее 10 лет (суммарно) и не ухудшавшие жилищные условия последние 5 лет.
Необходимым условием является одна из ситуаций:
1) Размер площади жилого помещения на каждого члена семьи меньше учетной нормы.
Учетная норма устанавливается в каждом регионе. В Москве, Подмосковье, Краснодаре, Челябинске и др. учетная норма составляет 10 кв.м. на человека в отдельной квартире и 15 кв.м. в коммуналке; в Санкт-Петербурге - 9 кв.м., в Калининграде - 12 кв.м., в Оренбурге - 12,5 кв.м., в Череповце и Владивостоке - 13 кв.м., и так далее. В Республике Марий Эл в одном районе учетная норма 14 кв. м на человека, а в другом 18 кв. м.
При определении площади, закрепленной за семьей, приплюсовывается площадь жилья, находящегося в собственности у каждого из лиц, перечисленных в заявлении о постановке на учет.
2) Семья проживает в ветхом и не подлежащем ремонту жилье.
Ветхий и не подлежащий ремонту дом должен быть признан непригодным для проживания в установленном порядке по заключению межведомственной комиссии на основании акта обследования помещения. Орган исполнительной власти (в данном примере - Правительство Москвы) принимает решение о признании жилого дома аварийным; в решении устанавливаются сроки отселения жильцов, источники финансирования по отселению из жилого дома и др.
3) В коммуналке проживает хронически больной в тяжелой форме жилец.
Перечень тяжелых болезней, делающих невыносимой соседство в коммунальной квартире дан в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378. Это такие болезни, как туберкулез в открытой форме, эпилепсия с частыми припадками, гангрена конечностей и др.
4) В доме отсутствуют хотя бы одно из следующих удобств: электричество, водопровод, канализация, отопление, ванна или душ, газовая или электрическая плита, горячее водоснабжение или газовая колонка.
5) Члены семьи не являются собственниками жилья и вообще не обладают никаким жилищем, но имеют право проживания на территории Москвы и могут это доказать.
Из перечисленных условий наибольшую сложность вызывает вопрос намеренного ухудшения жилищных условий.
В Жилищном кодексе, в статье 70 за нанимателем жилого помещения, иначе - ответственным квартиросъемщиком, закреплено право на вселение членов семьи: супруга, своих детей и родителей, а также других родственников на свое усмотрение. Но пользоваться этим правом претенденту на улучшение жилищных условий следует осмотрительно, чтобы не совершить такого, за что могут исключить или отодвинуть по очереди назад.
Московские правила досконально описывают запрещенные и разрешенные действия.
Ответственный квартиросъемщик, не опасаясь санкций, может вселять:
Влекут ухудшение жилищных условий:
Здесь приведены наиболее часто встречающиеся моменты. Полный список разрешенных и запрещенных действий смотрите в ст. 10 Закона Москвы.
Если все условия соблюдены, составляется заявление по форме, утвержденной региональным органом власти, которое подписывается всеми членами семьи заявителя, пожелавшими быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Поскольку в Москве действует «Служба одного окна», то процесс признания гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении с 2011 года проводится за одну стадию, хотя малоимущность можно подтвердить отдельно. Формы бланков и образцы заполнения заявлений опубликованы на сайте Департамента жилищной политике и жилого фонда г. Москвы http://housing.mos.ru/dmghtml/needreg/forms.html, а процесс подачи заявления и набор необходимых документов изложены в Регламенте рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан, утвержденного Постановлением Правительства г. Москвы от 7 апреля 2011 г. N 115-ПП.
В Санкт-Петербурге решение о признании гражданина нуждающимся в жилом помещении и учет граждан, претендующих на социальный найм осуществляют жилищные отделы администраций районов Санкт-Петербурга, а документы принимают в Многофункциональных центрах предоставления государственных услуг. Форма заявления и перечень документов для постановки на учет опубликованы на информационном портале «Государственные услуги в Санкт-Петербурге»: http://gu.spb.ru .
В Москве по месту жительства заявителя необходимо подать заявление, подписанное всеми заинтересованными членами семьи, а также следующие документы (копии и оригиналы для сверки):
В особых случаях дополнительно прилагаются документы:
Также ответственному квартиросъемщику необходимо доказать факт проживания в Москве не менее 10 лет, если он в этот период выезжал за пределы муниципального округа, предъявив соответствующие выписки из домовой книги.
Документы из БТИ, выписку из домовой книги и другие документы по текущему месту жительства заявителя сотрудники «Службы одного окна» запросят самостоятельно.
В случае принятия положительного решения о постановке семьи на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях по договору социального найма, а этот вопрос решается теоретически в течение месяца, заявителю направляется соответствующее извещение. Копию Решения можно получить в течение 10 дней после обращения в уполномоченный орган (в Москве - окружное отделение Департамента жилищной политики и жилищного фонда).
В Москве договор социального найма заключается на жилье общей площадью не менее 18 кв.м. на человека. При этом, в силу архитектурных особенностей городского строительства, супружеская пара может претендовать на однокомнатную квартиру площадью до 44 квадратных метров; не пара - на двухкомнатную квартиру до 50 кв.м.; супруги с ребенком получат двухкомнатную квартиру до 62 кв.м. а на троих самостоятельных граждан придется трехкомнатная квартира площадью до 74 кв.м.
Если в семье есть тяжело больной хроник по федеральному списку болезней, ему полагается изолированное жилое помещение в квартире.
В первую очередь социальное жилье получают сироты, демобилизованные и вернувшиеся из заключения москвичи, если они за время отсутствия утратили жилье. Во вторую очередь - тяжело больные хроники; в третью - жильцы аварийных домов, не пригодных для проживания.
Причины очевидны: выезд на постоянное место жительства из Москвы; изменение жилищных условий в результате получения жилья, изменения состава семьи; утрата правовых оснований на социальный наем; получение субсидий на доступное жилье.
Московские власти проверяют жилищные и имущественные условия стоящих на учете граждан раз в пять лет, за год до подхода очереди на получение жилья и непосредственно перед выдачей ключей на новую квартиру. Проверки проходят без участия очередников: в компетентные организации рассылаются запросы и в случае выявления несоответствия или утраты основания для получения жилья, семья снимается с учета.
Если при окончательной проверке перед выпиской ордера на жилье в Москве обнаружится, что очередник совершил действия, квалифицированные как ухудшение жилищных условий, его задвинут в очередь на несколько лет назад.
Также в конец очереди на следующий год могут отправить за три отказа от предлагаемых квартир.
Кто-то же получает! Согласно данным Росстата в 2010 году всего по России жилье получили 244 тысячи семей (включая одиноких), из них в жилье в Москве - 9701, в Санкт-Петербурге - 16602. Правда, на учете остается 2,8 миллиона нуждающихся в получении жилья, да и тенденция не радует: последние шесть лет жилье получает по 5-6% семей, стоящих на учете. Такими темпами срок ожидания составит 19-20 лет.
Государственные чиновники делают все, чтобы барьеры на пути получения бесплатного социального жилья были как можно выше и круче. Закон цепляется за любой повод, который может послужить причиной отказа. Санкции за намеренное ухудшение жилищных условий является самым распространенным приемом.
Рассмотрим теоретическую житейскую ситуацию: семья из четырех человек (наниматель с женой и его родители) проживают в квартире общей площадью 38 квадратных метра. У супруги имеется в собственности часть квартиры площадью 15 кв.м. в городе Коряжма Архангельской области, где проживает ее непутевый брат с третьей женой и детьми. Факт наличия собственности зафиксирован в Едином реестре, и скрывать его бесполезно.
В семье рождается ребенок. В квартире становится очень тесно, но с учетом наличия у жены собственности в дальнем краю, суммарный размер площади все равно превышает 10 кв.м. на каждого члена семьи.
Варианты, спасающие ситуацию: развод с формальной выпиской жены из квартиры; избавление от собственности в городе Коряжма; прописка кого-нибудь из многочисленных племянников жены; разделение лицевого счета и выделение родителям отдельной доли с постановкой только их на учет - смотрите в подпункте 2 статьи 10 закона г. Москвы № 29-2006 г. «Действия, повлекшие ухудшение жилищных условий». Пять лет в нарушении прав постановки на учет на получение жилья гарантировано!
Это тот самый случай, когда наследство умершей бабушки может заставить искренне скорбеть о покойной даже очень толстокожих внуков.
Известна история, когда отказывали в постановке на учет ветерану войны в связи с тем, что его дочка продала принадлежащую ей часть другой квартиры, то есть намеренно ухудшила жилищные условия семьи. «Ждите 5 лет», - предложили 85-летнему ветерану оптимисты из Департамента жилищной политики.
Для того чтобы за двадцать лет ожидания не нарушить правила и условия получения бесплатного жилья надо быть не слишком успешной, довольно терпеливой и очень стабильной семьей. Гораздо проще и выгоднее принять участие в какой-нибудь государственной или городской программе, типа «Молодой семье - доступное жилье» или социальной ипотеке, либо в других мероприятиях, частично субсидируемых из местного или федерального бюджета.
«Жилищный кодекс Российской Федерации», утвержденный Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ
Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире»
Закон города Москвы от 14 июня 2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»
Закон города Москвы от 25 января 2006 года № 7 «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях»
Постановление Правительства Москвы от 6 июня 2006 года № 362-ПП О мерах по реализации Закона города Москвы «О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях»
Закон Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 № 407-65 «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге»