Смотреть что такое

Смотреть что такое "долг" в других словарях. Что такое долг

Долг – понятие, знакомое каждому человеку. Денежные, государственные, родительские, трудовые обязательства и многие другие встречаются на слуху и в реальности ежедневно. Далеко не всегда под заимствованием понимается денежная кабала. Термин объединяет повинности, обязанности, обещания и законные требования. Это краткое пояснение того, что такое долг. Дополнительно важно разобраться со значением данного слова и определить основные виды задолженностей.

Характеристика

История возникновения долгов берет начало еще в древние времена. За каждым человеком были закреплены определенные обязанности: обеспечение хворостом общины, добыча пропитания, охота, рыболовство. С развитием цивилизации количество повинностей значительно увеличилось, появилось много разновидностей. Этимология слова «долг» позволяет получить различные его толкования, определения. Согласно словарю Семенова А.В., термин имеет славянское происхождение.

Например, при крепостном праве крестьянин принадлежал купцу, барину, был обязан трудиться и платить оброк. Каждый мужчина с момента формирования войск, армии с рождения нес воинскую обязанность служить родине и вставать на ее защиту.

Детальное определение и толкование слова «долг» можно найти в словарях Даля, Ушакова, Ожегова. Общепринятое значение долгов – величина ценностей, переданных во временное распоряжение и управление иному лицу на безвозмездной основе или за вознаграждение. Предметом договоренности могут выступать ценности, имущественные, интеллектуальные права, моральные обязательства.

Переносное значение – конкретные обязательства, возникающие у личности по собственной воле или на основании Конституции, федерального законодательства. Например, гражданин принимает по своей инициативе на себя родительский, супружеский, трудовой долг.

Обязательство платить налоги, служить родине, участвовать в выборах главы государства относятся к категориям госдолга и не предполагают уклонения от исполнения. Известные философы Аристотель, Кант писали об идее духовной повинности, преклонении перед истиной. В этой ситуации речь также идет не о финансовых обязательства, а о моральных ценностях каждого человека, его чести и совести.

Долг может быть как в отношение денег, так и иных предметов, обязательств

Особенности денежного долга

Если говорить о финансовых долгах, то под сделкой понимается привлечение сторонних ресурсов для улучшения жизненных условий (покупка жилья, машины, мебели, обучение) или расширения бизнеса. Должником может выступать физическое или юридическое лицо. Получить взаймы можно у простого гражданина, банка, государства, работодателя.

Еще с исторических времен люди стали понимать, что предоставление денег, имущества другому лицу во временное распоряжение может приносить хорошую прибыль. Но в любой ситуации займодавец не застрахован от риска неплатежеспособности клиента. Есть высокая вероятность, что должник исчезнет, обанкротится.

Поэтому родилось понятие долговой расписки и залогового обеспечения. Письменный бланк является аргументом, позволяет восстановить права с помощью органов исполнительной власти, а залог будет изъят в уплату непогашенной недоимки.

Сущность долговых отношений

Толковые словари определяют суть долга в том, что личность имеет обязательства перед другим лицом, Богом, государством. Моральные повинности формируются у людей под воздействием общества. В жизни человек сопоставляет ценности, свои возможности и самостоятельно определяет допустимые пределы императивных обязательств (нравственность, мораль).

Государственные повинности личность принимает на себя после получения гражданства. То есть, становясь частичкой страны, человек должен строго следовать ее законам, пополнять бюджет, исполнять воинскую, налоговую обязанность.

Финансовые обязательства строятся на документальных или устных соглашениях двоих лиц, реже группы. Должник по собственной воле или вследствие определенного правонарушения, преступления берет на себя задолженность. Например, заявку на кредит человек подает по своему решению, а возмещение морального вреда от нападения, физического насилия, оговора придется платить по требованию суда.

Часто долговые обязательства возникают между лицами из-за денег

Долг может иметь конкретные рамки, критерии или образный характер. Молодые люди идут на армейскую службу на срок, определенный Конституцией. Родители воспитывают детей по воле сердца. Человек идет в церковь по душевной тяге.

Классификация

Как говорилось ранее, в повседневной жизни человек встречает различные виды долгов: моральный, государственный, врачебный, денежный и др.

Моральный

Речь идет об аспектах, этике поведения гражданина в обществе. Нравственные долги возникают спонтанно и не имеют конкретной характеристики. Например, родители, близкие, бабушки и дедушки требуют ухода и заботы в старости, во время болезни. Человек не обязан вернуть долг, он заботится о них по осознанному желанию, из собственного понимания. Такие действия лица выражают любовь, привязанность, благодарность.

Новорожденный ребенок не в силах самостоятельно себя обеспечить, поэтому родители занимаются его воспитанием, кормят, одевают, обучают. Помочь пожилому человеку перейти дорогу, подать руку упавшему при гололедице – моральный долг. Нельзя человека принудить его исполнять, это философия – наука познания мира.

Муниципальный

В данную категорию включаются финансовые обязательства муниципального образования перед государством, иными организациями и лицами. Сюда же относится необходимость обеспечения людей теплом, светом, водой, оказание помощи малообеспеченным, многодетным семьям, инвалидам.

Например, сельская администрация обязана предоставить пенсионеру дрова для обогрева деревенского дома, строительные материалы семье с низким доходом. В обязанности муниципалитета входит содержание местных дорог, инфраструктуры (дома культуры, больницы, библиотеки, школы и др.).

Долг может быть также моральным

Воинский

Во многих странах, в том числе России, конституционным сводом определена обязанность мужчин проходить службу в государственной армии. Такое требование основано на том, что страна предоставляет гражданам бесплатную медицину, образование, жилье, социальные гарантии, а люди со своей стороны должны защищать целостность государственной границы и бороться за мирную ситуацию в стране.

Любой гражданин после окончания обязательного срока службы в армии имеет право продолжить служение на контрактной основе. Воинство воспитывает личность, мужество, волю и дает дополнительные гарантии (жилье, содержание, медобслуживание, санатории и др.).

Денежный

Наиболее популярный и известный каждому человеку вид долгов. Быть должным – это не значит отдать себя в рабство. Обязательство формируется после получения денежных средств, услуг, товаров, начисления налогов, штрафов. Предметом взаимоотношений становятся финансы, ценные бумаги, имущество, интеллектуальные права, товары и др.

Денежный долг возникает при кредитовании, оформлении ссуды, займа, покупке товарно-материальных ценностей, транспорта, недвижимости. В сложной финансовой ситуации можно попросить отсрочки, рассрочки, реструктуризации задолженности.

Государственный

Совокупность средств и ресурсов, привлекаемых для пополнения бюджета федерации, является государственным долгом. Необходимость получения помощи от других стран, предприятий, граждан возникает, если доходы государства не покрывают уровень затрат.

Госдолг классифицируется на два типа: внутренний и внешний. Первый класс объединяет экономическую задолженность перед гражданами страны. Например, для обеспечения расходов увеличены налоги, сборы, акцизы. В данной ситуации речь о кризисе, банкротстве должника не ведется, поскольку обязательство встречное.

Между различными странами также возникают различного рода долги

Внешняя задолженность – объемы денежных потоков, материальной и сырьевой базы, полученные от иного государства для поддержания микроэкономики. Такие обязательства несут большую опасность для заемщика: высока вероятность оказаться под давлением кредитора, идти на поводу его желаний и помыслов. Суммарная величина внешних и внутренних займов составляет капитальный госдолг.

Корпоративный

Предприниматели в рамках своей деятельности расходуют собственные активы, ресурсы, привлекают сторонние. По результату взаиморасчетов с контрагентами формируется дебиторская и кредиторская задолженность. Например, компания отгрузила продукцию, выполнила работы, а покупатель по сделке обязуется их оплатить за установленный срок. Аналогичная ситуация возникает у предприятия при получении материалов, пользовании услугами других фирм на договорной основе.

Персональный

Личный долг физического лица формируется при получении денежных средств, имущества на установленный срок в рамках конкретного договорного взаимоотношения. Например, по расписке один человек получил деньги у другого. В этот момент у заемщика возникает персональный долг. Рекомендуем консультироваться с юристом перед тем, как заключать такие соглашения.

Физлицо, устраиваясь на работу, также становится обязанным перед работодателем по исполнению определенных трудовых функций, поручений, заданий. Деятельность трудящегося оплачивается, поэтому такой долг считается взаимовыгодным для обеих сторон.

Текущий

Обязательства, исполнение и погашение которых должно наступить в ближайшее время, относятся к текущим. То есть по условиям сделки сроки выплаты денежных средств, возврата имущества, прав, долгов еще не наступили. После того как в назначенную дату должник не исполнил свое обещание, недоимка переходит к категории просроченной.

Долговые отношения предприятий формируют дебиторку с кредиторкой

Врачебный

Нормы морально-этического и правового регулирования медицины обязуют врачей на безвозмездной основе, по собственной инициативе и в рамках квалификации, специализации оказывать людям посильную врачебную помощь. В ряде случаев медицинские работники вправе принудительно направлять людей на лечение, если существует угроза их здоровью и жизни других лиц. Например, человек потерял сознание, психически болен или является носителем опасного инфекционного заболевания.

Разница долга и денег

Многие финансисты в профессиональной деятельности обобщают понятие финансовых обязательств и слова долг. С правовой и фактической точки зрения это абсолютно неправильно. Деньги – единый эквивалент, определяющий стоимость товаров, услуг, позволяющий производить равный обмен. Различают несколько основных форм денег: ценные бумаги, знаки стоимости, особый товар, записи на банковских счетах, картах.

Денежные знаки не имеют срока действия, тогда как долговые обязательства чаще всего определены контрактом и гражданским законодательством. Например, купюра может лежать в кошельке сколько угодно и не потеряет своей силы, а по кредиту после установленного срока погашения начисляются пени, штрафы.

Важным отличием денег от долгов является стоимостное измерение. Например, доллар стоит 60 руб., а моральный долг нельзя оценить. Финансы используются в качестве платежного инструмента, но далеко не все обязательства способны исполнять эту функцию.

Долговые средства

Долговой инструмент – обязательство, имеющее документальное подтверждение и обоснование. Может существовать в бумажном, электронном виде, валютном или рублевом эквиваленте. Бланк отражает финансовые обязательства между лицом, выпустившим форму (эмитент) и держателем (кредитор). По классификации к долговым инструментам относят акции, облигации, векселя, депозитные сертификаты и иные ценные бумаги.

Любые долговые отношения следует подтверждать документально

Главным отличием долговых бумаг является возможность распоряжаться ими: продавать, выкупать, передавать с целью достижения максимальной эффективности и ликвидности. Каждый финансовый инструмент имеет определенную характеристику:

  1. Сроки действия, погашения – промежуток времени, на протяжении которого эмитент обязан неукоснительно исполнить свои обязательства полностью и уплатить вознаграждение (комиссия, проценты), если оно предусмотрено сделкой.
  2. Номинальная стоимость – концепция расчета оценочной величины, определяющей выкупную, нарицательную цену бумаги.
  3. Ставка – размер, метод начисления и порядок выплаты вознаграждения за пользование чужими денежными средствами. Различают нулевой купон – период, за который комиссия не начисляется и не выплачивается. Купонная ставка – суммарная величина периодических выплат эмитента. Плавающий процент – платеж по обязательству, варьируемый по размеру в зависимости от условий применения и действия долгового инструмента.

Для любой ценной бумаги подбираются условия погашения: частями или единоразово, полным объемом. По договоренности сторон взаимоотношения может быть предусмотрен досрочный выкуп долгового обязательства (опцион). Процедура означает погашение долга раньше срока без потерь для участников сделки.

ДОЛГ

(греч. deon; лат. officiuum, obligatio; нем. Pflicht; англ. duty, obligation; фр. devoir, obligation; ит. devere) - одно из фундаментальных понятий этики, которое обозначает нравственно аргументированное принуждение к поступкам; нравственную , выступающую в качестве субъективного принципа поведения. Д. воплощает императивность морали. Сами действия, поскольку они мотивированы Д., именуются обязанностями; « » говорит о том, что (какое действие) совершается, а понятие Д. - о том, почему совершается: служить отечеству, выполнять обещания, заботиться о детях есть обязанности, делать это по моральным основаниям есть Д. Действие совершается по моральным основаниям тогда, когда оно совершается не из-за внешних по отношению к нему соображений (по приказу, ради выгоды, из-за склонности и т.д.), а на том основании, что оно само в себе содержит нравственную , является для субъекта личностно значимым.
Рус. «Д.» имеет еще второй (то, что взято взаймы и необходимо вернуть, гл.обр. деньги). Значение Д., в смысле отношений заимодавца и должника, позволяет вскрыть исторические корни и социально-коммуникативный его морального значения. По крайней мере, отчасти «в долговом праве таится рассадник мира моральных понятий « », « », «долг», «священность долга» (Ф. Ницше). Долговые обязательства стали прообразом обязательств, исполнение которых является безусловным. Речь идет о такой безусловности, которая не может быть надежно гарантирована внешним образом. Для этого требуется еще принуждение, налагающее обязанность в отношении самой обязанности, что и составляет смысл морального Д.
Начало теоретического осмысления Д. восходит к стоической школе, к предложенному Зеноном из Китиона выделению в человеческом поведении двух срезов: собственно нравственного и надлежащего. Надлежащие (природосообразные) поступки и есть нравственно должного, его ; само нравственно должное в этом случае выступает как поступков, неприродная . Такая теоретическая конструкция позволяла рационально-прагматическую обоснованность поступков дополнить их разумно-нравственным обоснованием и осмыслить в качестве Д., обязанностей. Цицерон трансформировал учение о Д. т.о., что два способа мотивации поведения были интерпретированы как две разные ступени нравственного поведения. Его кн. «Об обязанностях» и содержательно, и терминологически стала своего рода каноном философско-культурологических рассуждений о Д. вплоть до И. Канта.
Учение Цицерона о Д. заимствовал Амбросий Медиоланский и перенес его на средневековую почву. В Новое понятие Д. осмысливается в рамках концепции естественного права. Д. Юм пишет, что «у нас нет иных мотивов исполнять обещания, кроме долга». По Т. Гоббсу, как невозможен в том случае, если противоречит тому, что он утверждал раньше, так и общественная невозможна, если человек произвольно разрушает то, что раньше добровольно сделал; то, что в схоластических спорах именуется абсурдом, в мирских спорах именуется несправедливостью, неправомерностью, нарушением Д. Контрактная Д., согласно которой сама процедура соглашения налагает на человека обязательство по отношению к обязательствам соглашения, вполне логично выводится из социально-договорной теории общества и гос-ва, но в самой этой теории, как она воплотилась в творчестве философов Нового времени, мыслящих еще онтологично и полных пафоса истины и блага, была только намечена в общих чертах. Контрактная версия Д. стала основой самостоятельной теории в наши дни в рамках т.н. дискурсивной этики (К.О. Апель, Ю. Хабермас).
Наиболее развитую теорию Д. предложил Кант.
Т.к., считает Кант, выступает в форме категорического императива, безусловного принуждения к поступку, то единственным субъективным основанием, благодаря которому он приобретает действенность и становится человеческим нравственным законом, является Д. Д. есть принуждение к поступку нравственным законом. Д. дан только в соотнесенности и противостоянии со склонностями. Д. не отменяет прочие максимы, которые все можно интерпретировать как максимы себялюбия, он только взвешивает их с т.зр. соответствия критерию общезначимости и в случае положительного результата выступает их нравственной санкцией, которая является дополнением и усилением этих . Процедура такого взвешивания сводится к мысленному эксперименту, в ходе которого человек как разумное существо должен ответить себе на , совершил бы он соответствующий также и в том случае, если бы у него не было никакой выгоды совершить его или если бы он противоречил его склонностям. Нравственным, по Канту, можно признать только такой поступок, который не просто сообразен Д., а совершается ради Д.: «Долг есть необходимость поступка из уважения к закону». Последующие размышления о Д. были формой смягчения этического ригоризма Канта (в школах неокантианства) или его критики (почти во всех последующих оригинальных этических системах).
Современная , которую принято называть постклассической, в этическом аспекте в целом характеризуется антинормативизмом. Это обнаруживается, в частности, в критике императивной формы морали, снижения ценностного статуса Д. и его смещении на периферию моральной жизни. Понятие Д., его и в особенности , остаются для филос. этики открытой проблемой.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

категория этики, в которой выражается нравств. задача отд. индивида, группы лиц, класса, народа в конкретных социальных условиях и ситуациях, становящаяся для них внутренне принимаемым обязательством (этим Д. отличается от более абстрактного понятия должного, обнимающего область вообще всех требований, предъявляемых к людям в форме норм) . В истории нравств, сознания человечества Д. толковалось различно, сообразно общесоциальному или классовому пониманию обязанностей, лежащих на человеке в ту или иную эпоху; оно всегда было связано с конкретными проблемами времени и данного общества. По своему общечеловеч. содержанию понятие Д. включает в себя выполнение ряда исторически выработанных «простейших правил человеч. общежития». Что касается природы Д., то данная всегда была ареной столкновения различных школ и направлений фи-лос. этики. Основания Д. связывались с той или иной формой толкования нравств. необходимости (исполнения божеств. велений, к.л. космич. или потусторонних законов, офиц. или неофиц. обществ. установлений, самоосуществления внутр. потенций личности и т. д.) . В марксистской этике моральный Д. рассматривается как конкретизация общих требований морали, имеющих историч. происхождение, применительно к возникшим обстоятельствам, положению, способностям и возможностям человека, которые определяют и меру его личной ответственности и составляют содержание его мотивов и совести. В Д., т. о. , выражается нравств. специфика социально-идейной позиции личности во отношению к создавшейся обществ. ситуации, конфликту и расстановке классовых сил и т. п., внутр. убеждений и способов их реализации.

В коммунистической нравственности Д. человека осмысляется прежде всего в плане борьбы за уничтожение эксплуатации и построение социализма и коммунизма.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

выступающее в качестве внутреннего переживания принуждение поступать в соответствии с потребностями, исходящими из этических ценностей, и строить свое в соответствии с этими требованиями. Согласно Фихте, для которого весь является «материалом исполнения долга», есть только одна – долг. Единственно верование: с радостью и непредвзято делать то, что в любом случае предписывает долг, не поддаваясь сомнениям или раздумьям о последствиях.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

Для большинства школ совр. бурж. этики, особенно для прагматизма, экзистенциализма, гедонизма характерен полный этич. , доходящий до отрицания Д. "Чувство долга, – пишет т. В. Смит, – это последний молчаливый свидетель прошлого, и чем скорее мы преодолеем и забудем его, тем лучше" ("Encyclopaedia of the Social Sciences", v. 5–6, N. Y., 1950, p. 294). Различные школы позитивистской этики сводят проблему Д. к логич. анализу, к выяснению соотношения суждений факта и долженствования; им совершенно безразлично фактич. содержание человеч. поведения. Так, представители школы этич. интуитивизма доказывают, что Д. самоочевиден, не выводим, не основывается на социальных потребностях и внеисторичен. Другая школа в совр. бурж. этике – – утверждает, что чувство Д. – лишь выражение нашей склонности, психологич. "настройки"; оно не отражает никакого объективного содержания. Суждения, в к-рых формулируется Д., безосновательны, произвольны и даже бессмысленны. Вместе с тем бурж. мораль сохраняет и использует в целях укрепления бурж. порядков религ. мораль с ее понятием Д. перед богом. Так, совр. протестантская доказывает, что Д. абсолютен, т.к. диктуется сверхразумным авторитетом – богом и вместе с тем относителен, т.к. истинен только для данного человека и только в данный и не может быть всеобщей нормой для всех людей. Эклектически соединяя абсолютизма, свойственного интуитивистам, и элементы релятивизма, характерного для эмотивистов, протестанты-теологи обосновывают "сверхразумность" норм бурж. нравственности и оправдывают моральную беспринципность буржуазии. Существенный вклад в разработку Д. внесли рус. революц. демократы. Выводя Д. из назревших потребностей революц. борьбы за интересы нар. масс против крепостничества и самодержавия, они в то же время видели в Д. выражение внутр. потребностей и стремлений человека. "...Не того можно назвать человеком истинно-нравственным, – писал Н. А. Добролюбов, – кто только терпит над собой веления долга, как какое-то тяжёлое иго, как "нравственные вериги", а именно того, кто заботится слить требования долга с потребностями внутреннего существа своего, кто старается переработать их в свою плоть и кровь внутренним процессом самосознания и саморазвития так, чтобы они не только сделались инстинктивно – необходимы, но и доставляли внутреннее " (Избр. филос. произв., т. 1, 1948, с. 213).

Воспитываемое Коммунистической партией сознание и чувство Д. перед обществом является одной из важнейших моральных сил, побуждающих сов. людей добросовестно трудиться на благо народа. Сознание Д. сов людей проявляется в движении за коммунистич. труд, в борьбе за технич. нар. х-ва, за дальнейший расцвет культуры и благосостояния народа. По мере успешного продвижения к коммунизму и перерастания социалистич. государственности в обществ. коммунистич. самоуправление сознание и чувство Д. будет играть в поведении членов общества все более важную роль. В коммунистич. обществе люди будут выполнять свои нравств. обязанности сознательно и по привычке.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3, с. 235–36; Ленин В. И., Государство и революция, Соч., 4 изд., т. 25, гл. 5; его же, Задачи союзов молодежи, там же, т. 31; Программа КПСС, М., 1961; Калинин М. И., О коммунистическом воспитании и воинском долге, М., 1958; Глущенко М. Г., Общественный долг советского человека, Киев, 1953 (Автореф. канд. дисс.); Кон И. С., Марксистская и проблема долга, "Вопр. философии", 1954, No 3; Шишкин Α., Основы коммунистической морали, М., 1955, с. 144–99; его же, Из истории этических учений, М., 1959 (см. Предм. указатель); Подберезин И. М., Мотивы долга и моральной ответственности в оценке поступков школьниками, "Уч. зап. Сев.-Осетинского Гос. пед. ин-та", Орджоникидзе, 1956, вып. 20; Морозов В. И., Проблема воинского долга в марксистской этике, М., 1956 (Автореф. канд. дисс); Ρазмустов Б. Α., Проблема долга в этике М. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, "Тр. Воронежского ун-та", 1957, т. 60, вып. 1; Дробницкий О. Г., К вопросу о категории долга в марксистской этике, "Философские науки", 1960, No 3; Кант И., Критика практического разума, пер. , СПБ, 1897, § 7–8; Смайльс С., Долг, СПБ, 1904; Гюйо Ж. М., Нравственность без обязательства и без санкции, пер. с франц., М., 1923; Гольбах П.А., Система природы, пер. [с франц.], М., 1940; Wendt H., Die sittliche Pflicht, Gött., 1916; Ross W. D, The right and the good, Oxf., 1930; Ayer A. J., Philosophical essays, L.– N. Y., 1954.

О. Дробницкий, В. Морозов. Москва.

И. Кон. Ленинград.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

ДОЛГ (греч. δέον, лат. officium, obligatio; нем. Pflicht; англ. duty, obligation; франЦ. devoir, obligation; итал. dovere)-одно из фундаментальных понятий этики, которое обозначает нравственно аргументированное принуждение к поступкам, нравственную необходимость, фиксированную в качестве субъективного принципа поведения. Долг выражает императивную форму морали. Сами действия, поскольку они мотивированы долгом, именуются обязанностями.

Кроме “обязанности” русское слово “долг” обозначает также “то, что взято взаймы” (гл. о. денежный долг). Семантика слова, связанная с отношениями заимодавца и должника, позволяет вскрыть исторические корни и социальнокоммуникативный контекст его морального значения. Как указывал Ф. Ницше, “в долговом праве таится рассадник мира моральных понятий “вина”, “совесть”, “долг”, “священность долга”” (“К генеалогии морали”, 2, 6.-Соч. в 2 т., т. 2. M., 1990, с. 445). В сложной, необычайно разветвленной и субординированной сети обязательств, складывающихся в определенные , есть обязательства, выполняющие в рамках последних роль несущих конструкций. Оставаясь, как и все обязательства, добровольными, они выступают в качестве подлежащих безусловному осуществлению (в рамках имущественных отношений, в частности, таковыми являются обязательства, связанные с займом, кредитом). Однако требуемая безусловность их исполнения не может быть надежно гарантирована внешним образом. Для этого требуется еще внутреннее принуждение, налагающее обязанность в отношении самой обязанности, что и составляет смысл морального долга.

Начало теоретического осмысления долга восходит к стоической школе, к предложенному Зеноном из Кития выделению в человеческом поведении двух срезов: собственно нравственного κατορ-Οωμα и надлежащего καβηκον. В древнегреческом языке правильные (должные) действия обозначались рядом слов, в числе которых δέον (буквально: насильственное опутывание); от него Бентамом был образован деонтология для обозначения учения о долге; этим словом описывались государственные и военные обязанности, правильные, своевременные действия. В собственно моральном значении впервые встречается в двух высказываниях Демокрита, в дальнейшем такое словоупотребление стало частым. В 1-й книге “Государства” Платона Фразимах, добиваясь от Сократа, что такое , произносит: “Да не вздумай мне говорить, что это-должное...” (336d); в “Федоне” утверждается, что “все связуется и удерживается благим и должным” (99с). Аристотель в “Никомаховой этике”, подчеркивая огромное воздействие познания на , замечает: “И словно стрелки, видя мишень перед собой, не вернее достигнем мы должного?” (1094а); как должное он квалифицирует также середину (1121Ь; 1123а). Через слово δέον “мысль о должном как таковом впервые обрела языковое выражение” (Schmidt, . 345). Античные авторы нередко пользовались также причастием προδηκον (возможный переводподходящее) для характеристики достойных восхваления жизненных ситуаций и действий. Схожим является слово “καΰήκον”, введенное в качестве нового термина (специфического обозначения долга) стоиками, которые разработали учение, позволившее перейти к исследованию долга как этического понятия.

Согласно первым стоикам, благо есть , зло есть порок, все остальное есть безразличное. Однако в сфере безразличного выделяются предметы предпочтительные и избегаемые: предпочтительно все, чтоспособствует жизни человека в ее физическом и социальном измерениях (здоровье, сила , богатство, о родителях, красота и т. д.), избегаемо все противоположное. Это произведено по разным критериям: в первом случае по этическому критерию самодостаточности, позволяющему выделить в поведении нравственно должное; во втором- по прагматическому критерию природосообразной целесообразности, вычленяющему класс надлежащих поступков. Направленные на предпочтительные вещи, надлежащие поступки целесообразны с точки зрения сохранения и воспроизводства жизни и поддаются обоснованию. “Согласно школьной традиции, Зенон выводил это понятие от κα-βήκω (налагаю): “надлежащее” есть то, что “налагается” природой” (Столяров А. А., с. 184). Надлежащие действия этически нейтральны, они не могут влиять на человеческую добродетель. Однако это не значит, что они сами никак не зависят от нравственного качества человека. Остается открытым вопрос о том, в какой мере надлежащие действия зависят от должных действий. В любом случае несомненно, что идет о двух измерениях (двух точках обзора) одной и той же реальности: человека обнаруживается не в какой-то особой совокупности поступков, существующей наряду или независимо от надлежащих действий, ав особом внутреннем отношении к последним. Надлежащие (природосообразные) поступки и есть предметная область нравственно должного, его материя; само нравственно должное в этом случае выступает как их принцип, неприродная форма. Такая теоретическая конструкция позволяла рационально-прагматическую обоснованность поступков дополнить их разумно-нравственным обоснованием и осмыслить в качестве долга, обязанностей. Стоическое “κατόρθωμα” выражает универсума; то, что кажется неразумным с точки зрения человеческого разума, оказывается разумным по критериям космического разума. Представители Средней Стой в понимании нравственно должного отступили от догматической последовательности и нормативной строгости основателей школы, усилили свойственный им эвдемонистический телеологизм. Безразличное, находящееся по ту сторону блага и зла, было помещено между ними. Цицерон стоическое “καΰηκον” перевел на латинский как “officium” (этимологически восходит к opificium - изготовление, работа). Его книга “Об обязанностях” (De officiis) и содержательно, и терминологически стала своего рода каноном философско-культурологических рассуждений о долге вплоть до Канта. Учение о долге Цицерон трансформировал т. о., что два способа мотивации поведения были интерпретированы как две разные ступени нравственного поведения. Он подразделяет обязанности на “совершенные” и “обыкновенные”, или “средние”. “Совершенную” обязанность он называет прямой и соотносит ее с “κατόρθωμα”, а “обыкновенную” отождествляет с “катекон”; первую может достичь один только мудрец, вторые касаются всех людей и находят широкое применение (“Об обязанностях”, I, 8; 111, 14). Такая постановка вопроса открывала возможность для моральной квалификации многообразия конкретных обязанностей человека, вытекающих из государственных, частных, домашних, судебных и иных аспектов его жизни, чем и занимается Цицерон в своей книге. Изменения в способе обоснования обязанностей были связаны с изменением нормативного идеала: на гордого своей автаркией стоика пришел достойный гражданин (vir bonus).

Учение Цицерона о долге заимствовал Амвросий Медиоланский, перенесший его на средневековую почву; работа последнего “Об обязанностях церковнослужителей” (De fficiis ministorum) представляла собой христианизированное переложение “Об обязанностях”. Высшее благо, на службе которого находятся обязанности, Амвросий понимает как богоподобие и переносит в потусторонний мир. Деление обязанностей на совершенные (“officia perfecta”) и несовершенные, средние (“officia media”), он конкретизирует на примере Декалога и Нагорной проповеди. Совершенными обязанностями, или обязанностями в узком, собственном смысле слова, являются десять заповедей, а несовершенными {обязанностями в широком смысле слова)-дела милосердия. Первые направлены на преодоление грехов, исправление недостатков, вторые-на приобретение заслуг, совершенствование; первые четко обозначают подлежащие исполнению или запрещенные действия, вторые оставляют большой простор индивиду; первые жестко предписаны (praecepta), вторые лишь рекомендованы (consüia evangelica). Стоическое учение о долге благодаря этой двухступенчатой схеме было адаптировано к религиозно-христианскому строю ; его телеологическая основа при этом не только не исчезала, а в известном смысле была усилена. Объективно-телеологическое обоснование долга получило методически систематизированное оформление у Фомы Аквинского, обосновавшего обязанности в рамках логики гипотетического императива, что типично для эвдемонистически ориентированной этики: “Если хочешь достичь цели А, ты должен совершить действия а, Ь...” Но т. к. цель, поскольку речь идет о Боге и божественном устройстве мира, задана необходимо, то необходимыми являются и все направленные на ее достижение действия, которые становятся обязанностями, долгом. Оппозицию телеологическому обоснованию долга составило теологическое его обоснование (Августин , Дунс Скот, Оккам), согласно которому источником норм и обязанностей является ничем не скованная Бога. Преимущество такой позиции состояло в том, что прямо указывалось долга, однако она чревата полным релятивированием нравственных норм. Оккам, напр., в теологическом волюнтаризме доходил до утверждения, что Бог не связан даже первыми двумя заповедями; не мешает предположить, что Бог мог бы предписать не к себе, а прямо противоположное - . Такой подход подрывал возможность рационально обоснованного учения о долге.

В новоевропейской философии идеи свободного волеизъявления и добровольного самообязывания индивидов с учетом общего, лежащего за пределами индивидуальных склонностей интереса (см. Общественный договор) составили канву естественно-правового обоснования долга. Юм указывает, что “у нас нет иных мотивов, которые побуждали бы нас исполнять обещания, кроме чувства долга” (О морали, 2, § 5.-Соч. в 2т., т. l. M., 1966, с. 674); Гоббс проводит сравнение: как спор невозможен в том случае, если человек противоречит тому, чтоон утверждал раньше, так и общественная жизнь невозможна, если человек произвольно разрушает то, чтораньше добровольно сделал; то, что в схоластических спорах именуется абсурдом, в мирских спорах называется несправедливостью, неправомерностью, нарушением долга. Контрактная версия долга, согласно которой сама процедура честного соглашения налагает на человека обязательство по отношению к обязательствам, о которых говорится в соглашении, вполне логично выводится из социально-договорной теории общества и государства. В творчестве философов Нового времени, которые мыслили еще онтологично и были полны пафоса истины и блага, эта версия была только намечена в общих чертах. Она стала основой самостоятельной теории в наши дни в рамках т. н. дискурсивной этики (К.-О. Апель, Ю. Хабермас), что произошло после того, как деонтология попыталась полностью очиститься от эвдемонистического телеологизма и прошла высшую точку развития в этике Канта.

Кант связывает с понятием долга специфику нравственности: нравственный выступает в форме категорического императива, адолг -в качестве его субъективной опоры. Нравственный закон есть закон чистого разума. Однако человек является несовершенным разумным существом, ибо на его волю воздействуют еще и склонности (чувства , потребности, интересы и т. д.), и для него нравственный закон предстает в форме категорического императива, т. е. безусловного принуждения к поступку. Соответственно единственным субъективным основанием, благодаря которому нравственный закон приобретает действенность и становится человеческим нравственным законом, является долг. Он есть принуждение к поступку нравственным законом; долг и - по сути дела одно и то же. Долг принимает в расчет только максимы быть требованием всеобщего законодательства, о чем говорит первая формулировка категорического императива. В действительности не существует человеческих поступков, субъективным принципом которых был бы исключительно долг, ибо воля, поскольку она является человеческой, не может быть свободна от влияния склонностей, придающих поступку конкретность, единичность. Поэтому долг дан только в соотнесенности и противостоянии со склонностями. Долг не отменяет прочие максимы, которые все можно интерпретировать как максимы себялюбия, он только взвешивает их с точки зрения соответствия критерию общезначимости и в случае положительного итога выступает их нравственной санкцией, дополнением и усилением этих максим. Процедура такого взвешивания сводится к мысленному эксперименту, в ходе которого человек как разумное существо должен ответить на вопрос, совершил бы он соответствующий поступок также и в том случае, если бы у него не было никакой выгоды совершить его или если бы он даже противоречил его склонностям. Нравственным, по Канту, можно признать только такой поступок, который не просто сообразен долгу, а совершается ради долга. Кантовский долг формален - он на максиму воли налагает форму закона. Но эта форма не является совершенно пустой, она содержательна: испытание максимы с точки зрения ее быть всеобщим и общезначимым требованием означает требование чтить разумное существо как разумное, т. е. чтить (которая на языке Канта является синонимом разумности) в каждом индивидуальном воплощении. Вторая формулировка категорического императива как раз вменяет в долг относиться к человечеству (человечности) в лице каждого индивида как к цели и никогда не относиться к нему только как к средству. Хотя долг полностью замкнут на нравственный закон, он не является внешней принудительной инстанцией или полномочным представителем такой инстанции в индивиде, о чем гласит третья формулировка категорического императива, рассматривающая нравственный закон как автономию воли. Согласно Канту, “все понимали, что человек своим долгом связан с законом, но не догадывались, что он подчинен только своему собственному и тем не менее всеобщему законодательству” (Соч. в 6 т., т. 4 (1). M., 1965, с. 274). Долг есть моральный закон, явленный как человеческий . Каким образом закон по себе может непосредственно определяющим основанием воли, мотивом-это, по мысли Канта, неразрешимая для человеческого разума проблема. Возможно только проследить, как этот мотив действует в душе человека. Механизм долга-уважение к нравственному закону и достоинству человека, поскольку он обладает автономией воли и творит этот закон из себя. Уважение к моральному закону и есть моральное чувство; оно не предшествует моральному закону и не вытекает из него, оно означает, что сам нравственный закон и есть мотив, в силу которого он практикуется. Понятие “уважение”, присоединенное к двум другим понятиям - “необходимость поступка” и “закон”,-дает долга, по Канту, как “необходимости поступка из уважения к закону” (там же, с. 236). Своеобразие, сильные и слабые стороны кантовского обоснования долга состоят в том, что оно перевернуло традиционные представления о соотношении бытия и долженствования. По крайней мере в человеческом опыте долг, по Канту, изначален и основополагающ. В общефилософском плане он сохраняет с бытием (истоками уходит в ноуменальный мир, в конечных результатах через Бога соединяется с счастьем), но эта связь является проблематичной, формулируется в сослагательном наклонении и сохраняется только ради логической цельности системы.

От этого “недостатка” стремился освободиться И. Г. Фихте, обосновывающий абсолютную независимость нравственности от чего-либо другого, кроме Я; он развил систему этического идеализма, в рамках которого моральное рассматривается как бесконечный эмансипации, а мир-как воплощения безусловного долга. Деонтологизм Фихте явился своего рода карикатурой на Кантово учение о долге; Кант не узнал в нем себя, сам поздний Фихте также отступил от гипертрофированного волюнтаризма раннего периода. Последующие размышления о долге были формой смягчения этического ригоризма Канта (в школах неокантианства) или его критики (почти во всех последующих оригинальных этических системах).

По мнению Шопенгауэра, учение Канта о долге логически ошибочно: выводить долг из абсолютной необходимости нравственного закона-значит предвосхищать основания, а пользоваться понятием безусловного долженствования - значит впадать в определения. Он полагает, что императивную форму морали Кант заимствовал из теологической этики и именно поэтому был вынужден задним числом обратиться к постулатам бессмертия души и существования Бога. Главный Шопенгауэра состоит в том, что для понимания метафизической, простирающейся в этической значимости поступка совершенно несущественно, чтобы мораль имела форму повеления и повиновения, закона и обязанности.

Современная философия в этическом аспекте характеризуется в целом антинормативизмом. Это обнаруживается, в частности, в критике императивной формы морали, снижении ценностного статуса долга и его смещении на периферию моральной жизни. Коммунистическая этика (К. Маркс, Ф. Энгельс) видела в императивности морали выражение ее отчужденности от реальных индивидов, полагая, что конкретная людей в форме коммунистического братства снимает их абстрактную общность, задаваемую надличностными нормами. Ф. Ницше считал, что человек разрушается тогда, когда он действует без удовольствия, как автомат “долга”, что “народ идет к гибели, если он смешивает свой долг с понятием долга вообще” (“Антихрист”, § 11.-Соч. в 2т., т. 2. M., 1990, с. 639); ницшеанский не приемлет императивности морали, у него нет другого долга, кроме собственной воли к власти. Аксиологическая этика (М. Шелер, Г. Райнер и др.) видит основу моральных норм в бытии ценностей, ее центральное понятие-нравственное , узрение (вчувствование) ценностей, долг здесь появляется как момент волевого стремления, предопределенного онтологическим порядком самих ценностей. Метаэтика (Дж. Мур, Э. Айер и др.), основываясь на том, что нет логически обоснованного перехода от предложений со связкой “есть” к предложениям со связкой “должно”, утверждала нормативную нейтральность философской этики; она отказывала понятию долга в научной санкции. В ряде этических учений ( Спенсера, социологические концепции, советский и др.) долг рассматривается в его обыденном значении как подчинение человека обществу, обязанностей, способ социализации, дисциплинирования индивида, интегрирования в социум. Признавая ценность послекантовских интерпретаций долга в их критической части, следует отметить, что в позитивной части они не содержат новых идей, если не считать таковой саму критику безусловной императивности морали.

Лит.: Фрагменты ранних стоиков, пер. и

Вот как современный американский экономист Бен Бернанк объясняет, что такое долг: «Это обязательство заёмщика вернуть взятые на время денежные средства, акции или иные ценности. Одновременно этим словом называют и сами ценности, подлежащие возврату». Причём вернуть зачастую необходимо не только взятую у кредитора сумму, но и вознаграждение, на условиях выплаты которого совершался заём. По сути, взятие денег в долг позволяет человеку или организации осуществить то, что при других обстоятельствах было бы невозможно: приобрести движимое или недвижимое имущество, основать бизнес, провести масштабное мероприятие.

Долг банку

Наиболее типичный долг банку – бесспорный. Он называется так, потому что договор кредитования, на основе которого были выданы средства, имеет стопроцентные шансы быть признанным в суде. По статистике, более 50% всех задолженностей физических лиц являются именно бесспорными – то есть, не вызывающими повода для сомнений.

Если же задолженность, наоборот, спорная, это всегда означает теоретическую возможность оспорить её в суде. Однако и кредитор, и сам заёмщик, как правило, стараются уладить дело, не доводя его до суда, поскольку этот вариант – слишком хлопотный и растянутый во времени.

Государственный долг

Задолженность центрального правительства страны – это и есть государственный долг. Его размер может быть выражен как в валюте страны-кредитора, так и в валюте страны-заёмщика.

США трактуют это понятие гораздо шире: в этой стране «государственной» могут назвать и федеральную, и региональную, и муниципальную, и даже местную задолженность любых органов самоуправления.

Вот примеры денежно суверенных стран, самостоятельно регулирующих выпуск своей валюты: Россия, Великобритания, США, Канада, Австралия, Япония. Страны, использующие «чужую» валюту, над которой они не имеют суверенитета – это Италия, Франция, Греция.

Взыскание долгов

Как поступают кредиторы, если бесспорная (то есть, не требующая доказательств) задолженность не возвращается? Вопреки распространённому мифу, далеко не все подобные дела сразу передаются коллекторским агентствам, чтоб те осуществили взыскание долгов. Согласно российской статистике за 2010-2015 гг., до передачи дела коллекторам доходит лишь в 15-20% случаев. Если очевидно, что заёмщик не выплачивает из-за временных финансовых затруднений, банк будет склонен продлить срок, выделенный для погашения задолженности. На юридическом языке это называется реструктуризацией задолженности по кредиту.

Срок долга

Порой банк предъявляет к своему заёмщику требование выплатить кредит, хотя действие договора уже закончилось. Имеет ли право банк-кредитор поступать таким образом?

По закону, существует период, в течение которого банк имеет право подать судебный иск о возврате задолженности. Это 3 года с момента последнего контакта банка с должником, прекратившим выплаты. Что считать контактом кредитора с должником? Это телефонный разговор с банковским консультантом, или роспись заёмщика, поставленная на бланке о получении письма из банка.

Если таких контактов с должником не было 3 года, срок долга считается истекшим, и задолженность аннулируется (если иное не указано в договоре).

Долги по кредитам

Недавно газета «Ведомости» опубликовала ошеломляющие данные: общая сумма просроченной задолженности банкам в России достигла 1 триллиона рублей. Кредитные обязательства не выполняют более 5 млн. жителей нашей страны. Причём у четверти из них есть не один, а два-три непогашенных . Сюда входят всевозможные долги по кредитам: , на «вторичное» жильё, квартиры в новостройках и т.д. В связи с этим опытные экономисты призывают учиться на горьком примере наших сограждан, стараясь не брать на себя долговых обязательств – ведь никто точно не может утверждать, что завтра у него будет всё такая же стабильная работа и такое же крепкое здоровье, чтоб её выполнять.

Частный долг

Бывает так, что помимо кредитных организаций и банков давать деньги взаймы готовы и просто физические лица. Эти люди, располагающие крупными суммами, часто являются бывшими банковскими сотрудниками. Они хорошо знакомы с системой начисления процентов и готовы на определённых условиях выдать заём. В таком случае и одолженные средства, и проценты по ним – всё это будет называться «частный долг». После достижения устной договорённости такой кредит заверяется нотариально.

Это удобно, но профессионалы не советуют доверять первому же объявлению о таких займах. Ни в коем случае не стоит верить человеку, требующему внести предоплату за будущий кредит.

Договор долга

Соглашение между кредитором и заёмщиком обязательно должно быть заверено официально. Российские юристы советуют: прежде чем заключать договор долга, внимательно просмотрите каждый пункт. Заёмщика должны насторожить такие факты:

  • Если условия выдачи кредита, указанные в договоре, отличаются от тех, что были упомянуты при устной консультации (пусть даже на первый взгляд это расхождение совсем небольшое).
  • Если в договоре содержатся приписки мелким шрифтом, трудным для прочтения.
  • Если документ навязывает заёмщику какие-либо дополнительные обязательства, о которых не шло речи в кредитной программе.

Процент долга

Как это ни странно, самый высокий процент долга начисляется не по крупному кредитованию, а по микрозаймам. То есть, при одалживании денег «до получки». Объясняется это просто: микрофинансовые организации выдают денежные средства по упрощённым схемам, не проверяя досконально кредитной истории заёмщика. А значит, они рискуют больше, чем крупные банки, и должны заранее покрыть те долги, которые могут остаться невыплаченными. В итоге получается, что одолжить в такой фирме деньги – проще простого, а вот выплатить обратно может быть не так-то легко. Вот почему финансисты ещё и ещё раз советуют: пытайтесь обходиться собственными средствами, не ставя себя в финансовую зависимость.

выступающее в качестве внутреннего переживания принуждение поступать в соответствии с потребностями, исходящими из этических ценностей, и строить свое бытие в соответствии с этими требованиями. Согласно Фихте, для которого весь мир является "материалом исполнения долга", есть только одна конечная цель - долг. Единственно возможное верование: с радостью и непредвзято делать то, что в любом случае предписывает долг, не поддаваясь сомнениям или раздумьям о последствиях.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ДОЛГ

этич. категория, обозначающая нравств. обязанность человека перед обществом, классом, партией или социальной группой; выполняемую под влиянием обществ. мнения и внутр. нравств. побуждений. В требованиях Д. находят выражение интересы той или иной социальной общности людей. Осознание и переживание индивидом этих общих интересов в их связи с личными интересами приводит к возникновению сознания и чувства Д.; социальное требование к человеку становится его внутр. побуждением, социально обусловленной нормой поведения и в качестве таковой закрепляется в обществ. сознании данной социальной группы или общества в целом. Сознание и чувство Д. – это субъективное идеологич. выражение многосторонней зависимости человека от своего класса или общества. Понятие Д. наряду с другими осн. категориями морали выступает как форма нравств. оценки, содержанием к-рой является обществ. или классовый интерес. Социальная функция Д. состоит в обеспечении общих интересов общества или класса. Понятие Д. имеет длительную историю развития. Этич. теории прошлого рассматривали Д. как проявления либо божеств. воли, либо вечных и неизменных свойств человеч. природы. В этике стоиков, напр., Д. покорности судьбе, воле бога и стоич. идеал мудреца, поднимающегося выше материальных интересов и страстей, выводился из воли божества. В кит. философии значение Д. имела категория "и", к-рая означала выполнение строго установленных в рабовладельческом и феод. обществе Древнего Китая норм и правил поведения ("ли"). В инд. этике понятие Д., обозначаемое термином дхарма, было тесно связано с комплексом религ. идей буддизма, джайнизма, индуизма. Ср.-век. религ. мораль требовала полного подчинения человека божеств. воле, к-рая рассматривалась как источник и критерий Д. Осознание Д. будто бы происходит или через "божественное откровение", или через посредство религ. авторитетов. Материалисты прошлого стремились свести содержание и критерий Д. к земной основе. Многие из них связывали нравств. обязанности человека с его личными интересами и потребностями. Франц. материалисты 18 в. подвергли резкой критике религ. понятие Д. и теорию врожденных нравств. идей с позиций индивидуализма, к-рый был в то время средством духовного освобождения личности от гнета религии. По мнению Гольбаха, "...истинные основы м о р а л ь н о г о д о л г а" лежат в сфере "...собственного интереса, собственного счастья и безопасности..." каждого человека, а сознание долга определяется опытом и разумом; "...нравственная обязанность – это необходимость прибегать к средствам, способным сделать счастливыми существа, с которыми мы живем, чтобы побудить их сделать счастливыми нас самих" ("Система природы", М., 1940, с. 82, 211). Будучи представителями метафизич. взгляда на мир, франц. материалисты не смогли раскрыть диалектику личных и обществ. интересов и классовый характер нравств. Д. В этике Канта требования Д. выступают в форме категорического императива, веления морального закона, присущего человеч. разуму. Природа морального закона непознаваема. Кант отрицает обществ. происхождение нравств. Д., подчеркивает его формальный характер и независимость от интересов людей и их желаний. По его мнению, "высокое достоинство долга не имеет ничего общего с наслаждением жизнью" ("Критика практического разума", СПБ, 1897, с. 107). В системе Гегеля в качестве Д. для субъекта выступает "добро в себе и для себя", "абсолютная цель мира", достигаемая в процессе развития абс. духа. Субъект, по Гегелю, "должен иметь п о н и м а н и е д о б р а, сделать его своим намерением и осуществлять в своей деятельности". В этом и заключается выполнение долга. Гегель пытался согласовать Д. со склонностями и чувствами человека. Основанием Д. он считает законы государства. Однако требования Д. являются для него не только внешними законами и предписаниями авторитета, но получают одобрение и признание в сердце, образе мыслей и совести человека (см. Соч., т. 3, М., 1956, с. 301–03). По мере завоевания буржуазией господства проблема нравств. обязанностей все больше решается бурж. этикой с позиций удовлетворения эгоистич. интересов личности. Разрабатываются этич. теории бурж. утилитаризма (И. Бентам, Дж. С. Милль), в к-рых моральные отношения людей, в том числе их нравств. обязанности, сводятся к торгашески понятым отношениям взаимной полезности. Наряду с этим возникают и развиваются вульгарно-эволюционистские теории морали (Г. Спенсер), рассматривающие нравств. обязанности людей как результат действия некоего закона сохранения и увеличения количества жизни, как количеств. развитие инстинктов, из к-рых вырастает Д. Появляются теории, в к-рых делается попытка теоретически обосновать ненужность понятия Д. ("мораль без обязательства и без санкции" – Гюйо). То, что называют Д., есть не что иное, по мнению Гюйо, как сознание внутр. мощи индивида, проявление его идей и чувств, сливающихся в возвышенные удовольствия. Аморализм бурж. общества ярко проявляется в империалистич. теориях элиты, культе "сверхчеловека", к-рый не знает и не должен знать никаких нравств. обязанностей перед обществом (Ницше). Для большинства школ совр. бурж. этики, особенно для прагматизма, экзистенциализма, гедонизма характерен полный этич. релятивизм, доходящий до отрицания Д. "Чувство долга, – пишет т. В. Смит, – это последний молчаливый свидетель прошлого, и чем скорее мы преодолеем и забудем его, тем лучше" ("Encyclopaedia of the Social Sciences", v. 5–6, N. Y., 1950, p. 294). Различные школы позитивистской этики сводят проблему Д. к логич. анализу, к выяснению соотношения суждений факта и долженствования; им совершенно безразлично фактич. содержание человеч. поведения. Так, представители школы этич. интуитивизма доказывают, что Д. самоочевиден, не выводим, не основывается на социальных потребностях и внеисторичен. Другая школа в совр. бурж. этике – эмотивизм – утверждает, что чувство Д. – лишь выражение нашей склонности, психологич. "настройки"; оно не отражает никакого объективного содержания. Суждения, в к-рых формулируется Д., безосновательны, произвольны и даже бессмысленны. Вместе с тем бурж. мораль сохраняет и использует в целях укрепления бурж. порядков религ. мораль с ее понятием Д. перед богом. Так, совр. протестантская этика доказывает, что Д. абсолютен, т.к. диктуется сверхразумным авторитетом – богом и вместе с тем относителен, т.к. истинен только для данного человека и только в данный момент и не может быть всеобщей нормой для всех людей. Эклектически соединяя элементы абсолютизма, свойственного интуитивистам, и элементы релятивизма, характерного для эмотивистов, протестанты-теологи обосновывают "сверхразумность" норм бурж. нравственности и оправдывают моральную беспринципность буржуазии. Существенный вклад в разработку категории Д. внесли рус. революц. демократы. Выводя Д. из назревших потребностей революц. борьбы за интересы нар. масс против крепостничества и самодержавия, они в то же время видели в Д. выражение внутр. потребностей и стремлений человека. "...Не того можно назвать человеком истинно-нравственным, – писал Н. А. Добролюбов, – кто только терпит над собой веления долга, как какое-то тяжелое иго, как "нравственные вериги", а именно того, кто заботится слить требования долга с потребностями внутреннего существа своего, кто старается переработать их в свою плоть и кровь внутренним процессом самосознания и саморазвития так, чтобы они не только сделались инстинктивно – необходимы, но и доставляли внутреннее наслаждение" (Избр. филос. произв., т. 1, 1948, с. 213). Марксистская этика исходит из того, что требования Д. в классовом обществе носят классовый характер. Каждый класс вырабатывает свое понятие о Д., соответствующее его интересам. Нравств. Д. прогрессивного класса выражает объективно назревшие потребности развития общества. С наибольшей определен-ностью эта закономерность проявляется в Д. революц. пролетариата, в к-ром находят выражение коренные интересы всех трудящихся и к-рый, будучи классовым, является в то же время в полном смысле слова обществ. Д. В нем находят выражение лучшие нравств. традиции нар. масс. Революц. Д. рабочего класса состоит в сплочении всех трудящихся для совместной солидарной борьбы за уничтожение эксплуатации человека человеком, за мир, демократию и социализм. Высшим, священным Д. рабочего класса является борьба против капитализма, за построение коммунистич. общества. Д. всех народов состоит в борьбе против империалистич. войн, против милитаризма. Осн. содержанием Д. в социалистич. обществе является преданность делу коммунизма, добросовестный труд на благо общества, коллективизм и товарищеская взаимопомощь, выполнение законов и правил социалистич. общежития, защита Родины от империалистич. агрессоров, борьба против остатков старого строя в сознании и быту людей и т.д. Выполнение Д. перед обществом является одним из осн. нравств. принципов морального кодекса строителя коммунизма, вошедшего в Программу КПСС. Этот принцип гласит: "высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов". В различных областях жизни социалистич. общества Д. выступает в форме гражданского, патриотич., трудового, интернационального, партийного, воинского, семейного Д. Морально-политич. единство социалистич. общества обеспечивает единую направленность всех этих форм Д. и отсутствие антагонистич. противоречий между ними. Социалистич. обществ. отношения создают наиболее благоприятную возможность для того, чтобы сознание и чувство обществ. Д. стало неотъемлемой чертой духовного облика каждого члена общества. Эта возможность реализуется в процессе коммунистического воспитания сов. людей. Сознание и чувство Д. членов социалистич. общества формируется в семье, в школе, в трудовых коллективах и обществ. организациях. Решающее значение в восприятии сов. людей в духе выполнения Д. перед обществом имеет воздействие и контроль общественности и прежде всего трудовых коллективов, к-рые ведут действенную борьбу против нарушений коммунистич. морали и социалистич. законности, против отд. проявлений тунеядства и паразитизма. Благодаря единству личных и обществ. интересов людей при социализме, честное выполнение обществ. Д. становится условием нравств. удовлетворения личности и личного счастья. Требования Д. в этих условиях не приходят в антагонистич. противоречие с желаниями и стремлениями большинства людей. В сознании Д. сов. людей находит выражение расцвет личности при социализме и высокая политич. сознательность народа. Воспитываемое Коммунистической партией сознание и чувство Д. перед обществом является одной из важнейших моральных сил, побуждающих сов. людей добросовестно трудиться на благо народа. Сознание Д. сов людей проявляется в движении за коммунистич. труд, в борьбе за технич. прогресс нар. х-ва, за дальнейший расцвет культуры и благосостояния народа. По мере успешного продвижения к коммунизму и перерастания социалистич. государственности в обществ. коммунистич. самоуправление сознание и чувство Д. будет играть в поведении членов общества все более важную роль. В коммунистич. обществе люди будут выполнять свои нравств. обязанности сознательно и по привычке. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3, с. 235–36; Ленин В. И., Государство и революция, Соч., 4 изд., т. 25, гл. 5; его же, Задачи союзов молодежи, там же, т. 31; Программа КПСС, М., 1961; Калинин М. И., О коммунистическом воспитании и воинском долге, М., 1958; Глущенко М. Г., Общественный долг советского человека, Киев, 1953 (Автореф. канд. дисс.); Кон И. С., Марксистская этика и проблема долга, "Вопр. философии", 1954, No 3; Шишкин?., Основы коммунистической морали, М., 1955, с. 144–99; его же, Из истории этических учений, М., 1959 (см. Предм. указатель); Подберезин И. М., Мотивы долга и моральной ответственности в оценке поступков школьниками, "Уч. зап. Сев.-Осетинского Гос. пед. ин-та", Орджоникидзе, 1956, вып. 20; Морозов В. И., Проблема воинского долга в марксистской этике, М., 1956 (Автореф. канд. дисс); ?азмустов Б. ?., Проблема долга в этике М. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, "Тр. Воронежского ун-та", 1957, т. 60, вып. 1; Дробницкий О. Г., К вопросу о категории долга в марксистской этике, "Философские науки", 1960, No 3; Кант И., Критика практического разума, пер. , СПБ, 1897, § 7–8; Смайльс С., Долг, СПБ, 1904; Гюйо Ж. М., Нравственность без обязательства и без санкции, пер. с франц., М., 1923; Гольбах П.А., Система природы, пер. [с франц.], М., 1940; Wendt H., Die sittliche Pflicht, G?tt., 1916; Ross W. D, The right and the good, Oxf., 1930; Ayer A. J., Philosophical essays, L.– N. Y., 1954. О. Дробницкий, В. Морозов. Москва. И. Кон. Ленинград.

) с условием их возврата в будущем и/или выплаты вознаграждения. Долг позволяет физическим или юридическим лицам совершать те операции, на которые у них иначе не хватило бы финансовых возможностей.

За счёт увеличения долговых обязательств компания может формировать свой заёмный капитал , который идёт на финансирование производственной деятельности. От грамотного управления долговыми обязательствами во многом зависит успешность компании. Если компания приходит к состоянию, когда она не может рассчитаться по долгам, то её называют банкротом .

Виды долга

  • Государственный долг
  • Корпоративный долг
    • долг финансовых корпораций
    • долг нефинансовых корпораций
  • Долг домохозяйств
  • Персональный долг

Долговые инструменты

  • вексель (казначейский, корпоративный)
  • кредитная нота (казначейская, муниципальная, корпоративная)
  • облигация (государственная, муниципальная, корпоративная)

См. также

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Напишите отзыв о статье "Долг"

Примечания

Отрывок, характеризующий Долг

– Ах, так хорошо! Я недавно с мамашей поссорилась за это. Мама сказала, что она тебя ловит. Как это можно говорить? Я с мама чуть не побранилась. И никому никогда не позволю ничего дурного про нее сказать и подумать, потому что в ней одно хорошее.
– Так хорошо? – сказал Николай, еще раз высматривая выражение лица сестры, чтобы узнать, правда ли это, и, скрыпя сапогами, он соскочил с отвода и побежал к своим саням. Всё тот же счастливый, улыбающийся черкес, с усиками и блестящими глазами, смотревший из под собольего капора, сидел там, и этот черкес был Соня, и эта Соня была наверное его будущая, счастливая и любящая жена.
Приехав домой и рассказав матери о том, как они провели время у Мелюковых, барышни ушли к себе. Раздевшись, но не стирая пробочных усов, они долго сидели, разговаривая о своем счастьи. Они говорили о том, как они будут жить замужем, как их мужья будут дружны и как они будут счастливы.
На Наташином столе стояли еще с вечера приготовленные Дуняшей зеркала. – Только когда всё это будет? Я боюсь, что никогда… Это было бы слишком хорошо! – сказала Наташа вставая и подходя к зеркалам.
– Садись, Наташа, может быть ты увидишь его, – сказала Соня. Наташа зажгла свечи и села. – Какого то с усами вижу, – сказала Наташа, видевшая свое лицо.
– Не надо смеяться, барышня, – сказала Дуняша.
Наташа нашла с помощью Сони и горничной положение зеркалу; лицо ее приняло серьезное выражение, и она замолкла. Долго она сидела, глядя на ряд уходящих свечей в зеркалах, предполагая (соображаясь с слышанными рассказами) то, что она увидит гроб, то, что увидит его, князя Андрея, в этом последнем, сливающемся, смутном квадрате. Но как ни готова она была принять малейшее пятно за образ человека или гроба, она ничего не видала. Она часто стала мигать и отошла от зеркала.