Сценарии будущего от американской разведки. Мировая экономика: возможные сценарии будущего

Проект ООН «Будущее мировой экономики»: что не сбылось?

1. Мы хотим знать свое будущее. И спрос рождает предложение.

В истории – и древней, и недавней, было множество предсказателей. Сознательные шарлатаны должны подпускать туману в свои предсказания, формулируя их иносказательно, чтобы допускалась широкая интерпретация. Вторая группа пророков, искренне верящих в то, что именно они это будущее знают, формулируют их достаточно ясно, и собственные ошибки их не смущают.

Только в XX веке появился новый тип предсказаний – научные прогнозы, основанные на анализе прошлого опыта и накопленного научного знания которых формируется модель развития системы, суммирующая представления экспертов о важнейших причинно-следственных связях (она может и не получать математической формализации). Такая модель, как и всякое научное знание, конечно же, относительна и даже априори ошибочна. И все же научный прогноз, пусть и выполняемый с использованием пока (всегда?) «неправильных» моделей, – это важное достижение науки, потому что, в отличие от астрологических предсказаний угадать будущее – вовсе не есть его главная цель.

Главная цель научного прогноза – аналитическая: прогнозная модель должна дать возможность системного взгляда в будущее, т. е. формирования сценариев, основанных на четких предположениях о сочетании факторов, определяющих будущее развитие. Конечно, такие факторы надо сначала выявить.

Если речь идет о социально-экономических прогнозах, то помочь этому могут экономическая теория и ретроспективный анализ предыдущего развития. Но теория тоже относительна, неполна и априори неправильна, а ретроспективный анализ упирается в несовершенство методов. Поэтому до сих пор формирование базовых гипотез, лежащих в основе прогнозов, во многом остается искусством. И все же можно говорить об аналитической силе прогнозной модели как о ее способности выявить и оценить возможности и угрозы развитию.

Сравнив с реальными фактами достаточно большой набор прогнозов экономического развития, сделанных в прошлом, мы стали подозревать, что о «прогностической силе» используемых моделей, можно просто забыть – во всяком случае, если речь идет о прогнозе не на год или два, а на более длительный период. Весьма показательны прогнозы для советской экономики, которая, вроде бы развивалась по планам: эти планы не выполнялись, и весьма серьезно. С сегодняшних позиций курьезно выглядит последний долгосрочный план развития СССР до 2000 г., принятый в 1985 г. В рамках концепции «ускорения», предшествовавшей эпохе «перестройки», предполагалось увеличение национального дохода страны «почти вдвое», а продукции промышленности – «не менее, чем вдвое». «В два раза» как раз=таки и получилось, только в другую сторону.

Но концепция «ускорения» экономики СССР – не крайний предел прогностического оптимизма. Например, романтическая «Продовольственная программа СССР», предполагала достичь изобилия продуктов питания и, наконец=то, обогнать Америку по потреблению мяса.

Но чересчур оптимистический взгляд в будущее, не только наше российской свойство, похоже, оно присуще всем людям. Наверное, любой прогноз, даже если его не сопровождает программа по достижению прогнозных показателей, психологически воспринимается как некая установка к действию, и тогда включается другая установка – достичь побольше. Люди, которые занимаются прогнозированием, как правило, включают в свои сценарии будущего некие «пессимистические варианты», или варианты «продолженных тенденций», призванные ответить на вопрос: «А что будет, если ничего не делать для улучшения?» Или: «Что будет, если подключатся какие-либо негативные факторы?», т. е. проявятся дополнительные угрозы, вероятность которых, в общем-то, оценивается невысоко. И все же реальность зачастую оказывается еще хуже.

Правда, не все люди оптимисты. Есть и персонажи, одаренные апокалипсическим мышлением, которые всегда предсказывают самое худшее. Известный экономист Михаил Хазин уже давно предсказал крушение американского доллара и за этим крах и США, и России. В прогнозе трехлетней давности он пророчил кратную уже в 2009 г. девальвацию доллара, спад ВВП в России на 25%, а в США – 10%. Доллар пока удерживается, а ошибка численных предсказаний ученого составила 3-4 раза. Но, кажется, Михаил Леонидович не смущается и продолжает свой анализ мирового кризиса, а потому должен быть отнесен ко второй категории предсказателей, которые искренне верят в себя и свои прогнозы, даже если они не сбываются. В этом с ним соревнуется лишь наш главный астролог Павел Глоба.

2. Будущее мировой экономики: как формировались базовые показатели

Показательным примером серьезного научного прогноза на длительную перспективу является прогноз возможного будущего мировой экономики до 2000 г., выполненный в 1970=е годы большой группой ученых, которую возглавлял нобелевский лауреат, известнейший американский экономист. Методологической основой проекта послужила межотраслевая межрегиональная модель мировой экономики, включавшая 15 регионов – включая Северную Америку, две группы экономик Западной Европы, Восточную Европу, Советский Союз, Японию и другие группы стран. Каждый региональный блок описывался 174 уравнениями, включая балансы по 45 выделяемым видам деятельности , продуктам и услугам, 9 природным ресурсам, 16 видам загрязнений. Остальные уравнения касаются трудовых ограничений, инвестиций, международных финансовых операций, экспорта импорта и конечного спроса.

Авторы подробно и добросовестно описывают основные проблемы, возникшие как на этапе формирования базовых параметров модели для 1970 г., так и их прогнозирования на перспективу. В первом случае речь идет о неопределенности, вызванной неполнотой информации. Даже в странах с развитыми системами статистики – США, Канаде, Западной Европе, Японии, Австралии – далеко не все параметры модели, могли быть определены на основе имевшихся статистических данных. Так, отсутствовали данные для расчета коэффициентов затрат на уменьшения выбросов даже по развитым странам. Такие коэффициенты оценивались специально. Во многих странах с невысокими доходами, в которых - «не до статистики», многие показатели отсутствовали из=за неразвитости статистических систем и фактически были рассчитаны косвенно на основе регрессионного анализа или других методов.

Большие сложности встретили и методы соизмерения стоимостных показателей в различных экономиках – валового внутреннего продукта и его элементов, показателей выпуска по видам деятельности, стоимостных коэффициентов текущей материалоемкости. Все они были переведены в доллары США 1970 г, но, поскольку в 1970=е годы не была развита система межстрановых сравнений на основе паритетов покупательной способности, то перевод производился по текущим курсам валют к доллару. Такой метод ведет к искажениям измерения физических объемов стоимостных величин. В тех экономиках, где уровни внутренних цен ниже, чем, например, США (в мировой практике уровень цен в США используется как «эталон» для всех других стран и при межстрановых сравнениях принимается за единицу), при пересчете по рыночному курсу валюты данной страны к доллару стоимостные показатели оказываются заниженными. Как показал наш анализ, в отношении стран с рыночной экономикой так и произошло.

Для более адекватного соизмерения показателей разных стран требуется нивелировать ценовые различия. Эту функцию выполняет перевод показателей в доллары, но не по текущему курсу, а по паритету покупательной способности (ППС). Соотношение ППС и обменного курса как раз и дает соотношение средних уровней цен на товары и услуги в рассматриваемой стране и в США. Для соизмерения показателей разных стран в динамике требуется использовать не фактические ППС для каждого года, входящего в выборку, а единые для всех лет, т. е. фиксированные для какого-либо года.

Такой расчет был нами осуществлен на основе данных Мирового банка, ставших доступными относительно недавно. Использовалась база данных WDI (World Development Indicators), содержащая большое количество исторических статистических данных. Она содержит и данные о ВВП, оцененных в долларах США по ППС 2005 г., для некоторых стран, начиная с 1980 г., но для большинства из них – с 1990 г. Но также в ней имеются эти показатели в фиксированных ценах практически для всех стран, начиная, по крайней мере, с 1970 г. Таким образом, оказалась возможной оценка ВВП по ППС для всего периода.

Результаты расчетов показали, что базовые показатели по объемам ВВП, принятые разработчиками проекта «Будущее мировой экономики» за основу, оказались весьма неточными (см. табл. 2 – столбцы для 1970 г). Доля ВВП США в мировом ВВП после пересчета снизилась, а доли ВВП других странах с рыночной экономикой возросли, особенно заметно – в странах с низкими доходами, где уровни цен были ниже, чем в развитых. Но и Западная Европа, и Япония также «выиграли» от пересчета. Причина, по-видимому, состоит в том, что к концу эпохи действия Бреттон=Вудского соглашения, когда курс доллара был фиксирован к золоту, а валюты других стран, входящих в соглашение, – к доллару и периодически девальвировались, последний оказался сильно переоцененным, что означало и более высокий уровень цен внутри США по сравнению с их партнерами.

Отдельно следует сказать о переоценке базовых объемов ВВП для бывшего СССР, стран Восточной Европы и Китая – нерыночных экономик, чьи официальные курсы валют к доллару не отражали реальных ценовых отношений. Вопрос об измерении размера экономики Советского Союза - тема достаточно давняя. Советская статистика оценивала этот размер в конце периода существования страны более, чем в 65% от американского. Но при этом относительные размеры национального дохода и некоторые другие экономические показатели СССР противоречили с данными тех же статистических ежегодников по относительной динамике объема производства страны в сравнении с другими странами.

Данный феномен получил в международной литературе название «парадокса ЦСУ (Центральное статистическое управление СССР)». Его содержание состоит в следующем: если судить по опубликованным ЦСУ темпам роста, например, национального дохода, Советский Союз должен был обогнать США по масштабам экономики никак не позже середины 1960=х годов. Но в этот периода в официальных статистических изданиях СССР указывалось, что объем национального дохода страны составляет порядка 60% от уровня США. Так, если судить по индексам физического объема национального дохода в СССР и США за гг., то соотношение уровней данного показателя в этих странах должно было возрасти почти на 40% - с 58% до 80,1%. Но на предыдущей странице того же издания, непосредственные данные об отношении размера национального дохода СССР к национальному доходу США говорят о том, что оно выросло лишь на 13,8%, достигнув значения в 65%.

Признание, что парадокс ЦСУ действительно имел место, равносильно смертному приговору советской статистике, по крайней мере, в части соизмерения стоимостных показателей. Конечно, темпы роста советской экономики систематически завышались ЦСУ СССР, что признано в мировой и отечественной литературе и доказано авторитетными организациями и учеными. 60-65% от уровня национального дохода США – ничем не обоснованная и явно сильно завышенная оценка. Но, по=видимому, и та оценка, которую использовали разработчики обсуждаемого проекта, также завышена. Принятый ими объем ВВП (в общем, аналог национального дохода) Советского Союза для 1970 г. в долларах США составил 13,5% от мирового ВВП, а по отношению к США – 52,5%.

Наши оценки ВВП СССР для 1970 и 1980 гг, основанные на измерении ВВП по ППС для 1990 г. и индексах роста для периода гг, полученные «обратным ходом», оказались значительно меньше – 9,6% от мирового ВВП и 40,8% от ВВП США. При этом указанные цифры были бы еще меньше (менее 30% от уровня США), если бы мы использовали в расчетах индексы роста реального дохода СССР за гг., опубликованные в официальных источниках советской статистики. Но мы предпочли индексы, рассчитанные ЦРУ, как более надежные, но при этом свидетельствующие о более скромном росте.

Таблица 1. Сравнение показателей базовых сценариев проекта «Будущее мировой экономики (БМЭ)» с фактическими показателями развития по миру в целом

В среднем за год, в %

БМЭ: Оптимистический сценарий (X)

Энергопотребление

Энергоемкость

БМЭ: Сценарий продолженных тенденций (A )

Энергопотребление

Энергоемкость

Фактические реализовавшиеся тенденции

Энергопотребление

Энергоемкость

Таблица 2. Доли регионов мира в мировом ВВП по оптимистическому сценарию «Будущее мировой экономики (БМЭ)» в сравнении с фактическими показателями

Северная Америка

Западная Европа

Советский Союз

Восточная Европа

Латинская Америка

Тропическая Африка

3. Базовые сценарии проекта

Как погиб Запад. 50 лет экономической недальновидности и суровый выбор впереди Мойо Дамбиса

Мировая экономика: возможные сценарии будущего

Изменения, происходящие в мировой экономике, затронули основные финансовые центры могущества мира. Началось перераспределение сил и богатства. Причиной этого был не только финансовый кризис 2008 года, который стал катализатором процесса, а нарождающаяся экономическая мощь других стран. Центр тяжести стал постепенно перемещаться на Восток. Казалось, что этот кризис был полной неожиданностью для всех, по крайней мере для большей части населения, так как перед этим с высоких трибун их заверяли, что ничего серьезного не происходит, а после случившегося стали обвинять экономистов в неспособности увидеть и предупредить. На самом деле и видели, и предупреждали. Слишком заинституционализированные международные экономические отношения позволяли одно время смягчать, вуалировать противоречия в мировой экономике, но наступило время, когда все вышло наружу. Политики знали о проблемах, тем не менее предпочитали по различным причинам не замечать их, замалчивать, не принимать никаких решений.

В основе развития экономики лежат объективные экономические законы, одним из которых является закон о разделении труда и как следствие - международное разделение труда. Основой этих взаимоотношений стал товар. Постепенно в сферу товарного производства вовлекались все новые товары, и товарное производство становилось доминирующим способом производства. Наступило время, когда капитал стал товаром, это событие оказалось настолько знаковым, что сам способ производства стали называть капиталистическим (или капитализмом). Он имел свои преимущества перед другими способами производства, а также свои внутренние противоречия.

Выход на рынок капитала давал, с одной стороны, большие преимущества - инвестиции стали более доступными и дешевыми, но, с другой стороны, при недостаточном регулировании, а иногда при непосредственном участии властей возможность для манипуляций и мошенничества. Особенно широкие возможности открылись при использовании производных финансовых инструментов.

Перелив капитала - объективный процесс, обусловленный разницей в доходности отраслевых, товарных рынков. И чтобы не было перегибов в одну сторону, например в сторону финансового рынка или рынка услуг, необходим адекватный регулятор. Вывоз капитала за границу обусловлен многими факторами, которые могут быть объективными и субъективными. Одна из важных объективных причин - это высокий спрос на рынке зарубежной страны и ускоренный рост морального износа оборудования. К одной из основных субъективных причин можно отнести экспорт социальных рисков. Все эти проблемы можно и нужно решать на уровне исполнительной и законодательной власти, но проблема в том, что политика сейчас превратилась в избирательное шоу, при обязательном соблюдении материальных интересов групп поддержки, а популистские программы истощают экономику, как верно замечает Дамбиса Мойо.

Книга интересна и полезна для российского читателя своей аргументированностью и возможностью на основе приведенных фактов понять и причины проблем российской экономики, которые объясняются управленческими ошибками, а возможные сценарии будущего, приведенные автором, близки к реальности.

Доктор экономических наук

Бараненко С.П.

Из книги Искусство словесной атаки автора Бредемайер Карстен

Призывы-сценарии С помощью призывов-сценариев собеседник может выстроить гипотетическую последовательность фиктивных событий. Задается предположительная ситуация, не связанная с реальностью, в которой якобы действует оппонент.Обычно такие обращения вводятся

Из книги Стратегическое управление автора Ансофф Игорь

2.5.3. Альтернативные сценарии Определение корпоративных действий в ответ на социальные требования должно проводиться, как и во всех случаях планирования, с учётом развития событий в будущем. Ниже представлены четыре возможных сценария будущего фирмы:I. Общество вернётся

Из книги Основы экономики автора Борисов Евгений Филиппович

V. Современная мировая экономика

Из книги Экономика для обычных людей: Основы австрийской экономической школы автора Кэллахан Джин

Глава 15 Мировая экономика на рубеже XX–XXI столетий В настоящее время экономические отношения в мире отличаются большей масштабностью. Нам предстоит выяснить, как развивались экономические связи между странами, что сближает их и делает зависимыми друг от друга. Важно

Из книги Что нас ждет, когда закончится нефть, изменится климат, и разразятся другие катастрофы автора Кунстлер Джеймс Говард

ПРИЛОЖЕНИЕ В. Праксиологическая экономика и математическая экономика Проблема цен и издержек исследуется и с помощью математических методов. Всегда существовали экономисты, которые считали, что единственным подходящим методом изучения экономических проблем являются

Из книги Международные экономические отношения: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Мировая экономика автора Корниенко Олег Васильевич

Из книги ВЛАСТЬ РЕЖИМА И ЧИНОВНИЧЕСТВО автора Городников Сергей

Олег Васильевич Корниенко Мировая экономика

Из книги Margingame автора Пономарев Игорь

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА ИЩЕТ НОВЫЙ ЦЕНТР ОРГАНИЗАЦИИ ЕЁ УСТОЙЧИВОСТИ За последний год Нью-Йорская фондовая биржа стала главным объектом мрачных прогнозов из-за хронической лихорадки американской экономики. Эта биржа стала терять доверие у желающих продать или купить акции

Из книги Что нас ждет, когда закончится нефть, изменится климат и разразятся другие катастрофы XXI века автора Кунстлер Джеймс Говард

Сценарии игры В игре предусмотрено четыре вида сценариев:Сценарий I: Изменение доходности всего рынка в целом (оптимистично – пессимистично – оптимистично) Сценарий II: изменение доходности сегментов рынка (доходность рынка в целом остается неизменной) Сценарий III:

Из книги Новая эпоха - старые тревоги: Экономическая политика автора Ясин Евгений Григорьевич

Экономика будущего В предстоящих десятилетиях мир «сожмется». Люди начнут вести общинный образ жизни. Запасы дешевого топлива начнут иссякать, и борьба за них примет более жесткий оборот. Мы вынуждены будем жить скромнее, нравится нам это или нет. И самое мудрое, что мы

Из книги Очнись! Выжить и преуспеть в грядущем экономическом хаосе автора Чалаби Эл

3 Сценарии развития 3.1 Факторы развития и роста Выше мы акцентировали внимание на деформациях в структуре российской экономики, на важной, причем тормозящей развитие, роли нерыночного сектора.Затем мы привели данные, свидетельствующие о том, что после короткого периода

Из книги Найти умного. Как проверить логическое мышление и творческие способности кандидата автора Паундстоун Уильям

Часть вторая Мировая экономика под угрозой Общая перспектива Будущее мировой экономики в лучшем случае неопределенно, а в худшем – представляется ужасным. В 20052015 гг. шансы на положительные результаты экономического развития богатой части мира невелики.Пожалуйста,

Из книги Квадрант денежного потока автора Кийосаки Роберт Тору

Возможные сценарии В этом разделе мы выдвигаем гипотезы о возможном поэтапном развитии событий. Каждое из них способно спровоцировать одно или несколько других событий (см. рис. 6.1). Разумеется, предсказать реальную цепную реакцию невозможно, однако независимо

Из книги автора

8. Если для решения задачи не хватает какой-то важной информации, продумайте различные возможные сценарии. Вы почти всегда обнаружите, что эта недостающая информация не нужна для решения проблемы Почти всегда то, что мы называем логическими головоломками, использует

Из книги автора

Что написано в сценарии Если мы проследим за жизнью типичного образованного человека, то увидим, что ее финансовый сценарий часто разворачивается примерно так.Ребенок идет в школу, затем получает высшее образование, находит работу, и вскоре у него появляются деньги

При изучении данной темы хорошо прослеживаются внутрикурсовые и межпредметные связи. Внутрикурсовые : процессы глобализации, роль экономики в жизни общества и ее связь с другими сферами общественной жизни, экономическая политика государства, факторы экономического роста в условиях экономического развития страны, измерители и показатели национальной экономики. Межпредметные: история (экономическое развитие России и зарубежных стран в XX веке; экономические реформы 1980-1990-х годов в России); география (международное разделение труда, экономическая интеграция, международная торговля, глобальные проблемы и т.д.). Все это позволяет опереться на полученные ранее знания учащихся, привлечь разнообразный дополнительный материал, в том числе и подготовленный самими учениками, а также значительное время уделить самостоятельной работе в течение урока.

Урок строится на основе деятельностного похода, активной и интерактивной стратегии взаимодействия и сотрудничества учащихся, учителя и учеников. Школьники пользуются разнообразными источниками информации – словарями, электронными ресурсами, текстовыми и статистическими материалами, реализуют компетенции ИКТ (составление презентаций в Power Point, поиск необходимых данных в Интернете). Учащиеся в процессе групповой работы вступают в коммуникацию друг с другом, совместно решают поставленные задачи, учатся грамотно оформлять результаты своей деятельности и представлять их. Все включены в учебный процесс.

Урок позволяет применить индивидуальный подход к обучающимся (выделение группы экспертов, распределение ролей внутри групп), реализовать в полной мере сформированные у них информативно-коммуникативные и деятельностные компетенции.

Занятие предназначено для школьников, изучающих обществознание на базовым уровне.

Используемые технологии: групповая работа, ИКТ, самостоятельная работа.

Занятие рассчитано на два часа.

Цели урока:

  • сформировать понятие «мировая экономика»;
  • раскрыть значение интеграции отдельного государства в мировую экономику как фактора его экономического развития;
  • формировать информационно-коммуникативные и деятельностные компетенции

Задачи урока:

  • охарактеризовать основные составляющие системы международных экономических отношений;
  • проанализировать как преимущества, так и негативные стороны внешнеторговой политики государства;
  • обосновать противоречивость влияния процессов глобализации на различные стороны мирового хозяйства;
  • развивать логические умения учащихся в процессе выполнения учебных заданий;
  • развивать умения работать с различными источниками информации, грамотно оформлять, представлять и оценивать продукты своей деятельности;
  • учиться сотрудничать и взаимодействовать в группе.

Новые понятия: «теория абсолютных преимуществ» и «теория сравнительных преимуществ» во внешней торговле, «фритредерство», «квотирование», «эмбарго», «демпинг»

Оборудование:

  • Школьный словарь по обществознанию, экономический словарь
  • Интерактивная доска, мультимедийный комплекс
  • Ноутбуки
  • Раздаточный материал (пакеты с заданиями)
  • Оценочные листы

Тип урока: изучения нового материала с элементами обобщения и систематизации знаний

План.

1. Что такое мировая экономика?

а) понятие «мировая экономика»
б) международные экономические отношения и их составляющие;
в) международное разделение труда: причины и последствия,
г) мировой рынок труда, международное движение капиталов, мировая валютная система;

2. Экономическая интеграция.

3. Международная торговля:

а) понятия «экспорт», «импорт», «сальдо»;
б) теория абсолютных и теория сравнительных преимуществ во внешней торговле;
в) особенности развития российской торговли.

4. Государственная политика в области международной торговли:

а) «протекционизм» и «фритредерство» (свободная торговля);
б) методы протекционистской политики;
в) Всемирная торговая организация.

5. Глобальные проблемы экономики: глобализация мировой экономики, ее положительные и отрицательные последствия, противоречия

Класс разделяется на 5 групп:

1 – «эксперты» (готовят сообщения по заранее розданным темам, мини-презентацию по вопросу «Что такое мировая экономика?», выступают экспертами по вопросам плана, консультируют работу групп и оценивают продукты их деятельности);
2-5 группы работают по предложенным учителем вопросам, используя для анализа соответствующий текст параграфа, раздаточный материал, Интернет, словари.
В начале урока учитель сообщает о целях изучения данной темы, подчеркивает ее интегрирующий, систематизирующий характер и ставит учебную задачу:
«В результате работы по предложенным проблемам каждой группе составить мини-презентацию (не более 5 слайдов) и комментарии к ней» (при отсутствии ноутбуков конечный продукт может быть оформлен на листах ватмана цветными фломастерами).

I. Актуализации опорных знаний

1. Беседа:

1) Вспомните разделы экономической науки, что является предметом их исследования?
2) Из курса экономической географии вспомните, что мы называем «международным разделением труда», «экономическая интеграцией»?

Международное разделение труда – это специализация стран на производстве той или иной продукции.

Экономическая интеграция (integration, от лат. integratio - восстановление) - взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств разных стран, ведущая к их постепенному экономическому слиянию.
(Учащиеся заранее получают задание повторить данные понятия из курса обществознания и экономической географии).
Материал закрепляется посредством презентации (Приложение 2 )

2. Используя метод «корзина идей», учитель при помощи учеников формулирует пункты плана урока (план выводится в виде слайдов, Приложение 2 )

II. Изучение нового материала

1. Ознакомление с понятиями «мировая экономика», «международные экономические отношения» происходит в процессе знакомства с текстом учебника, соответствующей статьей Школьного словаря.

2 . Информация учителя

Учитель напоминает учащимся о процессе формирования мирового хозяйства. (Возникло в середине 19 века с развитием крупной машинной индустрии и появлением в связи с этим международного разделения труда. К началу 20 века мировое хозяйство становится всемирным, поскольку в него оказываются включенными все страны мира)
3. Беседа по вопросу: Каковы его основные предпосылки международного разделения труда?

  • природные условия страны – климат, географическое положение, наличие полезных ископаемых и других природных ресурсов, например, страны, располагающие теми или иными полезными ископаемыми (вспомните из географии размещение полезных ископаемых), продают их тем странам, где их нет, а взамен покупают ту продукцию, которую сами не производят;
  • уровень экономического и научно-технического развития (из раздела об экономическом росте вы знаете, что страны развиваются неравномерно: экономически развитые страны, как правило, специализируются на производстве готовых изделий, а развивающиеся страны – на производстве сырья);
  • сложившиеся традиции в производстве тех или иных товаров (например, Франция славится своей косметикой, а Бразилия – своим кофе).

4. Сообщения учащихся по темам: «Международное движение капиталов», «Мировой рынок труда», «Мировая валютная система»

Ученики записывают определения в тетрадь:

Международное движение капиталов это помещение и функционирование капиталов за рубежом с целью его возрастания; капитал вывозится в ссудной и предпринимательской форме.

Мировой рынок труда – свободное перемещение рабочей силы между странами.

Мировая валютная система – совокупность экономических и правовых отношений, связанных с функционированием валюты.

5 . Работа в группах.

2 группа («Мировая экономика. Экономическая интеграция»)

Проанализируйте раздаточный материал (пакет с заданиями №1, Приложение 1 ), соответствующие статьи экономического словаря, Интернет-ресурсы и ответить на вопросы:
1) Назовите основные причины интеграционных процессов в мире, виды интеграции
2) Охарактеризуйте наиболее крупные региональные интеграционные объединения
3) Назовите основные этапы развития интеграционных процессов в Европе. Как расширялось Европейское экономическое сообщество?

3 группа («Международная торговля»)

Прочитайте текст параграфа (пункт 2) и ответьте на вопросы:

1) Что такое международная торговля, экспорт, импорт, сальдо торгового баланса?
2) Что страны выбирают объектом международного обмена?
3) В чем суть теорий абсолютного и относительного преимуществ во внешней торговле?

Проанализируйте раздаточный материал (таблицы, пакет с заданиями №2, Приложение 1 ) и ответьте на вопросы:

1) Какие изменения произошли в развитии мировой торговли на протяжении ХХ века?
2) Какие страны занимают ведущие позиции в международной торговли на современном этапе?

Проанализируйте раздаточный материал (таблицы, пакет заданий №2, Приложение 1 ) и ответьте на вопросы:

1) Какие выводы можно сделать о характере экспорта и импорта России?
2) Назовите основных торговых партнеров России?
3) Каким образом можно улучшить структуру торговли России?

4 группа («Государственная политика в области международной торговли»)

Прочитайте текст параграфа (пункт 3), документ на с. 126 «Выгоды от свободной торговли», соответствующие статьи экономического словаря, Интернет-ресурсы и ответьте на вопросы:
1) Охарактеризуйте сущность и основные направления внешнеторговой политики государств.
2) Выявите их положительные и отрицательные черты.
3) Каковы основные методы и формы государственного регулирования внешней торговли?

5 группа («Глобальные проблемы экономики»)

Прочитайте текст параграфа (с.122-124), раздаточный материал (пакет с заданиями №3, Приложение 1 ), Интернет-ресурсы и ответьте на вопросы:

1) Что такое глобализация экономики?
2) Каковы предпосылки глобализации? Роль ТНК в этом процессе.
3) Положительные и отрицательные последствия глобализации.
4) В чем состоит сущность проблемы «Центр-Перифирия»?
5) Россия – Центр или Перифирия?

6. Представление результатов работы (на каждую группу не более 5-6 минут). Примерные результаты работы отражены в презентации (Приложение 2 ):

7. Сообщение эксперта по теме «Всемирная торговая организация» (при наличии времени)

III. Закрепление изученного материала

IV. Рефлексия и подведение итогов урока

1. Самооценка работы группы (старшие по группе)
2. Выступление экспертов, оценка работы групп
Оценочный лист эксперта

Работу экспертов оценивает учитель.

V. Домашнее задание

1. Параграф 10 (всем)

1 уровень: задание 3
2 уровень: решите задачи (Приложение 3 )
3 уровень: написание эссе по выбору: «Мысли мудрых» (с.127) или «Выгодно ли России вступление в ВТО?»

Пакет с заданиями для группы 2

1. Текст «Экономическая интеграция в современном мире

2. Таблицы:

  • Ступени развития региональной экономической интеграции
  • Этапы расширения стран-участниц ЕЭС/ЕС
  • Сравнительные характеристики ЕС, НАФТА и АТЭС

Пакет с заданиями для группы 3

  • Изменение в ХХ в. товарной структуры мировой торговли, в %
  • Удельный вес отдельных стран в мировом экспорте и импорте, в %
  • Удельный вес важнейших торговых партнеров в общем объеме экспорта и импорта России, 2003
  • Товарная структура внешней торговли Российской Федерации, 2003

Пакет с заданиями для группы 5

1. Тексты «Основные этапы развития транснациональных корпораций», «Темпы и особенности развития экономики на рубеже 20-21 вв.»
2. Таблицы:

  • Крупнейшие ТНК мира их рыночной стоимости
  • Крупнейшие ТНК в мире на 2007 г.
  • Внешний долг наиболее крупных стран-должников (млн. долл. США)

10:49

10:39

10:04

01:21

05.04 22:46

05.04 21:43

05.04 20:58

05.04 19:21

05.04 19:05

05.04 18:51

05.04 18:38

05.04 18:22

05.04 17:41

05.04 17:40

05.04 17:33

05.04 17:33

05.04 17:29

05.04 17:19

05.04 17:03

05.04 16:54

05.04 16:31

05.04 16:17

05.04 16:11

05.04 16:09

05.04 15:47

05.04 15:44

05.04 15:36

05.04 15:31

05.04 15:30

05.04 15:25

05.04 15:11

05.04 15:03

05.04 14:35

05.04 14:34

05.04 14:31

05.04 14:00

05.04 13:47

05.04 13:35

05.04 13:26

05.04 13:21

05.04 13:15

05.04 12:44

05.04 12:22

05.04 12:22

05.04 12:20

05.04 12:02

Сценарии будущего от американской разведки

Национальный совет по разведке США подготовил обширный доклад с прогнозами и различными сценариями ситуации в мировой экономике, геополитике, по технологиям и целому ряду других вопросов вплоть до 2030 г.

Авторы 140-страничного исследования “Глобальные тенденции 2030. Альтернативные миры” считают, что человечество стоит на пороге серьезных изменений, и предлагают возможные варианты его дальнейшего развития. Эксперты подчеркивают, что не стремятся "предсказывать будущее", а видят свою главную задачу в том, чтобы "стимулировать дискуссии" на тему глобальных тенденций мирового развития до 2030 г. Доклад основан на анализе данных, полученных от 16 разведывательных органов США. В подобном формате доклад публикуется раз в четыре года.

В докладе приведены как различные сценарии развития мира, так и “мегатренды”, “черные лебеди”, а также экстраполяция отдельных технологических достижений в будущее. Основных сценариев развития мировой экономики – четыре. Это Stalled Engines, Fusion, Gini-Out-of-the-Bottle и Nonstate World.

Stalled Engines (“Заглохшие моторы”) , один из негативных сценариев будущего, описывает вариант продолжительной стагнации в мировой экономики, резкий рост протекционизма и спад в процессах глобализации.

Fusion (“Слияние”) – самый оптимистичный сценарий, в котором ведущие страны на мировой арене активно сотрудничают в решении экономических и геополитических проблем.

Gini-Out-of-the-Bottle (“Джин вырвался из бутылки”) – негативный сценарий, во многих странах отмечается рост социально-экономической и политической напряженности, среди стран есть явные лидеры и неудачники, в мире отмечается рост антагонизма между ведущими игроками, потенциал крупномасштабных конфликтов растет.

Nonstate World (“Корпоративный мир”) – это сценарий, при котором роль государств в решении глобальных проблем отходит на второй план, роль и влияние транснациональных корпораций растет.

Эксперты также выделяют четыре основных "мегатренда” . Это рост влияния отдельных индивидуумов, усиление многополярности в мире, серьезные демографические сдвиги и существенный рост спроса на еду, воду и энергоносители.

Рост влияния отдельных людей. “Снижение бедности и увеличение глобальной доли среднего класса на фоне более доступного образования и лучшего здравоохранения ознаменует собой тектонический сдвиг в человеческом обществе”. Впервые в истории человечества, по прогнозам экспертов, большая часть населения мира будет жить в достатке, нежели в бедности.

Усиление многополярности в мире. Страны Азии к 2030 г. превзойдут Северную Америку и Европу в плане веса на мировой арене. Объем ВВП, численность населения, военные расходы и технологические затраты будут выше в Азиатском регионе. Согласно оценкам аналитиков Китай выйдет на первое место в табеле о экономических рангах мира, опередив США, незадолго до 2030 г. Согласно прогнозам, Pax Americana, эра американского доминирования на мировой арене, подходит к своему завершению. По мнению экспертов, США будут “первыми среди равных”, но больше не будут ярко выраженным лидером.

Демографические сдвиги. Здесь в докладе отмечается рост численности населения с 7,1 млрд человек в 2012 г. до 8,3 в 2030 г. Кроме того, аналитики также указывают на продолжение процесса старения населения.

Рост спроса на еду, воду и энергоносители. Согласно прогнозам к 2030 г. спрос на продовольствие в среднем вырастет на 35%, на воду – на 40%, на энергоносители – на 50%. В результате некоторые регионы и даже отдельные континенты, в частности Африка и Ближний Восток, будут испытывать серьезную нехватку еды и воды.

Помимо “мегатрендов” в докладе также перечислены так называемые “черные лебеди”, т.е. труднопрогнозируемые и редкие события, которые могут иметь очень значительные последствия. Среди подобных “черных лебедей” эксперты Национального совета по разведке США выделяют следующие: глобальная эпидемия, коллапс еврозоны, война с применением ядерного оружия, вспышки на Солнце, которые могут привести к мощным геомагнитным возмущениям на Земле, а также ряд других возможных событий.

Кроме того, в докладе также приводится оценка и отдельных технологических факторов, которые будут играть существенную роль в мире ближайшего будущего. В частности, речь идет о существенных возможностях по биомодификации человеческого организма, которая может разделить общество на тех, кто сможет ее себе позволить, и остальных.