Регулирование рынка ценных бумаг. Регулирование рынка ценных бумаг в российской федерации

Регулирование рынка ценных бумаг. Регулирование рынка ценных бумаг в российской федерации

Регулирование рынка ценных бумаг – это упорядочение деятельности всех его участников

(эмитентов, инвесторов, профессиональных участников рынка ценных бумаг) и сделок между ними со стороны уполномоченных на это органов.

Регулирование рынка ценных бумаг (как и любого другого объекта) можно разделить на внутреннее и внешнее регулирование.

Внутреннее регулирование – это подчиненность участников рынка ценных бумаг собственным нормативным документам: уставу, правилам осуществления деятельности, стандартам деятельности и так далее.

Внешнее регулирование – это подчиненность деятельности участника рынка ценных бумаг нормативным актам государства, других организаций (например, саморегулируемых

организаций), международным соглашения. К внешнему регулированию относится также

общественное регулирование , то есть воздействие общества на участников рынка ценных бумаг с

использованием механизма общественного мнения. Часто именно реакция широкой публики является причиной тех или иных регулирующих действий со стороны государства или саморегулируемых организаций.

Регулирование рынка ценных бумаг преследует достижение следующих целей :

1. Создание нормальных условий для функционирования рынка ценных бумаг, всех его участников; поддержание порядка на рынке ценных бумаг

2. Защита участников рынка ценных бумаг от недобросовестных действий,

мошенничества, преступлений со стороны отдельных лиц

3. Обеспечение нормального ценообразования на рынке ценных бумаг на основе свободного формирования спроса и предложения финансовых инструментов

4. Стимулирование развития рынка ценных бумаг как механизма перераспределения денежных ресурсов, его отдельных сегментов, создание новых сегментов рынка

5. Использование рынка ценных бумаг для достижения специфических общественных целей (например, для повышения темпов роста экономического развития, разрешения

кризиса неплатежей, снижения уровня безработицы и так далее).

Регулятивная инфраструктура 34– это одна из систем (наряду с информационной и депозитарно - клиринговой и регистраторской инфраструктурой рынка ценных бумаг), обеспечивающих нормальное функционирование рынка ценных бумаг. Она включает в себя следующие компоненты:

· Регулятивные органы (государственные регулирующие органы и саморегулируемые организации)

· Регулятивные функции и процедуры (законодательные, регистрирующие,

лицензионные, аттестационные, контрольные, надзорные и так далее)

· Правовая инфраструктура (законодательная и нормативная база функционирования рынка ценных бумаг)

· Этика фондового рынка

· Традиции и обычаи.


34Впервые определение регулятивной инфраструктуры рынка ценных бумаг дано в книге Миркина Я.М. «Ценные бумаги и фондовый рынок». М., Перспектива, 1994 г. с. 441.


В некоторых странах традиции и обычаи играют очень существенную роль в регулировании фондового рынка. Примером может служить Великобритания, где традиции и иные неформальные способы регулирования, как, например, согласованный стиль поведения, договоренности, переговоры по разрешению сложных спорных ситуаций и пр. представляют

собой один из методов регулирования рынка ценных бумаг. Можно привести пример влияния на

рынок ценных бумаг и религиозных традиций. Так, например, в исламских странах религия не позволяет взимать проценты, в силу чего рынок долговых ценных бумаг там не может быть развит (появился даже такой термин – «исламские финансы»).

В России деловые традиции, обычаи делового оборота были прерваны и утеряны за годы существования директивной экономики. На их становление потребуются годы, а может быть – и десятилетия.

Государственное регулирование на рынке ценных бумаг можно разделить на прямое и косвенное регулирование.

Прямое (административное) государственное регулирование осуществляется

посредством установления обязательных требований, предъявляемых к участникам рынка ценных бумаг, лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, государственной регистрацией самих ценных бумаг, путем обеспечения гласности и равной информированности участников рынка, поддержания правопорядка и так далее.

Косвенное (экономическое) государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется такими методами, как, например, проведение определенной налоговой политики, денежной политики, политики в области формирования и использования средств

государственного бюджета, политики в области управления государственной собственностью и так далее.

Государство на рынке ценных бумаг выполняет следующие функции :

· Идеологическая , то есть разработка концепции развития рынка ценных бумаг и программы ее реализации

· Законодательная , то есть законодательное и нормативное обеспечение функционирования рынка ценных бумаг

· Административная , то есть прямое административное регулирование участников рынка

· Стимулирующая , то есть использование всех возможных инструментов воздействия на рынок ценных бумаг с целью его развития, создание эффективного механизма перераспределения денежных ресурсов в наиболее важные и значимые сектора

экономики

· Надзорная и контрольная , то есть предотвращение нарушений со стороны различных участников рынка ценных бумаг

· Арбитражная, то есть разрешение споров между участниками рынка ценных бумаг через систему судебных органов.

Таким образом можно сказать, что государство является одним из основных регуляторов рынка ценных бумаг. Кроме этого государство выступает в качестве участника рынка ценных бумаг, а именно:

· Государство является крупнейшим заемщиком - эмитентом облигаций федеральных,

субфедеральных и муниципальных займов (в лице органов власти Российской

Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований)


· Государство является крупнейшим инвестором на рынке ценных бумаг, владея закрепленными в федеральной и муниципальной собственности пакетами акций приватизированных предприятий

· Государство выполняет функции профессионального участника рынка ценных бумаг в лице Центрального Банка РФ, являющегося посредником, участвующим в размещении государственных ценных бумаг и крупнейшим дилером на этом сегменте рынка. Кроме этого, в лице Российского фонда федерального имущества, организующего аукционы по

продаже акций приватизированных предприятий, государство выступает в качестве посредника на рынке акций приватизированных предприятий.

Основным органом государственной исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющим регулирование рынка ценных бумаг, является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). Именно ФКЦБ:

· Проводит государственную политику в области рынка ценных бумаг

· Осуществляет контроль за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг

· Обеспечивает защиту прав инвесторов, акционеров и вкладчиков на рынке ценных бумаг.

Основная задача ФКЦБ России состоит в создании равных и взаимовыгодных условий функционирования рынка ценных бумаг, реализации единой государственной политики по развитию рынка ценных бумаг, защите прав инвесторов. Основные направления деятельности ФКЦБ России выражаются в ее функциях, главными из которых являются следующие:

· разработка основных направлений развития рынка ценных бумаг и координация деятельности государственных органов в этой сфере;

· утверждение стандартов (правил) эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии и порядка регистрации выпусков ценных бумаг;

· утверждение единых требований к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценными бумагами;

· установление порядка лицензирования профессиональных видов деятельности на рынке ценных бумаг и осуществление лицензирования таких видов деятельности;

· обеспечение создания общедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;

· осуществление контроля за деятельностью эмитентов и профессиональных участников рынка ценных бумаг;

· защита прав инвесторов, в том числе в судебном порядке.

Правила осуществления деятельности на рынке ценных бумаг утверждаются ФКЦБ России в постановлениях. Эти постановления являются нормативными актами и обязательны для исполнения на территории Российской Федерации.

ФКЦБ России состоит из шести членов: председателя, его первого заместителя, трех заместителей и секретаря ФКЦБ России. Количественный состав членов ФКЦБ России может

быть изменен указом Президента Российской Федерации. Председатель ФКЦБ России руководит

ее деятельностью и по должности является федеральным министром.

Органом государственного управления в сфере рынка ценных бумаг является также

Министерство финансов Российской Федерации. К его компетенции относится ряд вопросов,

связанных с установлением правил бухгалтерского учета операций с ценными бумагами, проведением государственной политики в области эмиссии государственных ценных бумаг, Министерство финансов участвует также в разработке предложений по развитию рынка ценных бумаг.


Важным условием развития рынка ценных бумаг является обеспечение свободной

конкуренции и ограничение монополистической деятельности в этой сфере. Особая роль в этом

отводится Министерству РФ по антимонопольной политике. К его задаче, в частности относится содействие развитию конкуренции на рынке ценных бумаг, осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства лицами, оказывающими услуги на рынке ценных бумаг.

Центральный Банк Российской Федерации, хотя и не является государственным органом

власти, вправе на основании закона осуществлять регулирование деятельности на рынке ценных бумаг кредитных организаций. Центральный Банк Российской Федерации регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, контролирует соблюдение ими требований

законодательства о ценных бумагах.

Система федеральных органов исполнительной власти, регулирующих рынок ценных бумаг, возглавляется Правительством Российской Федерации. К его функциям относится координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в целях обеспечения единой финансовой, кредитной и денежной политики. Значительная роль в государственном регулировании рынка ценных бумаг принадлежит Президенту Российской Федерации, который

как глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, издает указы и распоряжения, в том числе регулирующие рынок ценных бумаг.

Основными органами, осуществляющими профессиональное регулирование рынка ценных бумаг являются саморегулируемые организации. Саморегулируемые организации – это добровольные объединения профессиональных участников рынка ценных бумаг по видам деятельности, приобретающие статус саморегулируемой организации на основании разрешения ФКЦБ, которые устанавливают обязательные для своих членов правила осуществления профессиональной деятельности, стандарты проведения операций с ценными бумагами и осуществляет контроль за их соблюдением.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг - упорядочение на нем, уполномоченными госорганами, участников и происходящих между ними операций. Участниками могут выступать: эмитенты, инвесторы, профессиональные фондовые посредники.

Вообще регулирование рынка бывает внутренним и внешним. Внутреннее регулирование осуществляется посредством собственных нормативных документов организации (устава, правил и других, регулирующих деятельность организации).

Внешнее регулирование возникает под влиянием государственных правовых актов, нормативных документов иных организаций, международных соглашений.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется во всех видах деятельности и происходящих на нем операциях: инвестиционных, эмиссионных, спекулятивных, посреднических, трастовых, залоговых и т.д.

Государство является:

Эмитентом, выпуская государственные ценные бумаги;

Инвестором, в случае наличия крупного портфеля акций промышленного предприятия;

Профессиональным участником на приватизационном аукционе при торговле акциями;

Регулятором, через законодательные акты;

Верховным арбитром в спорах участников рынка посредством судов.

В систему регулирования рынка государством входят: нормативные акты и органы государства, осуществляющие регулирование и контроль.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг может осуществляться в административной форме. При этом устанавливаются обязательные требования к участникам, производится регистрация ценных бумаг и участников рынка, лицензирование профессиональной деятельности, обеспечивается гласность и равная информированность участников, поддержание правопорядка.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг может быть косвенным, посредством экономических рычагов, через систему налогообложение, денежную политику, и капиталы. Структура органов, осуществляющих регулирование ценных бумаг, до настоящего времени не сложилась.

Государственное регулирование валютного рынка - деятельность госорганов по установлению правил обращения валютными ценностями.

К ним относят иностранную валюту, то есть денежные знаки иностранных государств, в виде казначейских билетов, банкнот, монет, а также денежные средства, находящиеся на счетах банков, ценные бумаги в иностранной валюте.

В целях регулирования валютного рынка, государство осуществляет под которым понимают деятельность госорганов, в целях обеспечения соблюдения валютного законодательства резидентами и нерезидентами.

Государство на денежном рынке, путем нормативных актов, задает правила, обязательные для исполнения всеми его участниками, осуществляет контроль за их деятельностью. Государство является агентом на финансовых рынках, участником в рыночных операциях, путем принятия решений, влияет на конъюнктуру рынка, осуществляет регулирование спроса и предложения денег. Государство производит регулирование при помощи денежно-кредитной политики.

Рынок ценных бумаг -- это сектор финансового рынка, на котором производится купля-продажа финансовых ценностей (ценных бумаг).

Рынок ценных бумаг есть составная часть финансового рынка, так как связан с переливами капитала от одних участников рынка к другим. От других секторов финансового рынка (денежного, валютного, рынка банковских ссуд и депозитов) он отличается прежде всего по своему объекту, но он очень сходен с ним и по способу образования, и по значимости процесса обращения, и по отношению к рынку реальных благ. Близость этих рынков так велика, что в ряде случаев ценные бумаги могут выполнять функции платежно-расчетных средств (например, вексель, чек). Следует отметить, что одной из предпосылок возникновения современных бумажных денег была банкнота, или банковский вексель.

Рынок ценных бумаг охватывает международные, национальные и региональные рынки, рынки конкретных видов ценных бумаг, рынки государственных и негосударственных (корпоративных) ценных бумаг, первичных (исходных) и вторичных, или производных ценных бумаг.

В упрощенном и компактном виде место рынка ценных бумаг приведено на рисунке ниже.

Рис.1 Место рынка ценных бумаг

Под регулированием рынка ценных бумаг понимают упорядочение деятельности на нем всех участников и сделок между ними со стороны уполномоченных организаций.

Государственное регулирование фондового рынка - это регулирование со стороны общественных органов государственной власти. Система государственного регулирования рынка включает:

Государственные и иные нормативные акты;

Государственные органы регулирования и контроля.

Государственное регулирование осуществляется в форме прямого и косвенного регулирования (рис. 2). Прямое регулирование включает установление обязательных требований к деятельности участников рынка ценных бумаг, регистрацию выпуска эмиссионных ценных бумаг и проспектов эмиссий.


Рис. 2. Виды государственного регулирования на рынке ценных бумаг

Косвенное регулирование фондового рынка осуществляется посредством имеющихся в его распоряжении экономических рычагов и стимулов.

Как отмечалось ранее, основным регулятором фондового рынка России является государство. Объясняется это тем, что наш рынок относится категории развивающихся, правила и традиции работы все еще формируются и поэтому, на таком рынке объективно необходимо иметь сильные государственные органы регулирования.

Правовое поле государственного регулирования рынка ценных бумаг создают: Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", а также нормативные акты, издаваемые органами исполнительной власти.

Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" N 39-ФЗ от 22 апреля 1996 г. с последующими изменениями и дополнениями является высшим нормативным актом, устанавливающим основные правила функционирования фондового рынка. Закон регулирует отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Данный закон описывает общие принципы функционирования фондового рынка без их подробной детализации. Конкретизация положений, зафиксированных в законе, осуществляется в нормативных актах министерств и ведомств: Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР), Министерством финансов, Центральным банком и др.

Действие закона "О рынке ценных бумаг" совместно с нормативными актами направлено на создание единой правовой среды в области регулирования национального фондового рынка.

Помимо этих документов для эффективного осуществления деятельности на рынке ценных бумаг, каждый инвестор должен знать основные положения Гражданского и Налогового Кодекса (ГК) и (НК) РФ, Федерального закона "Об акционерных обществах" № 208-ФЗ от 26.12.1995 г., Федерального закона "О защите законных прав и интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" №46-ФЗ от 05.03.1999 г.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг ведется в целях обеспечения публичных интересов общества и частных интересов субъектов, действующих на рынке, защиты их прав и законных интересов, создания единых правил функционирования данного вида рынка. Кратко охарактеризуем основные направления государственного регулирования.

Любая человеческая деятельность на данном этапе развития общества должна быть регулируема, не является исключением и рынок ценных бумаг. В законе «О рынке ценных бумаг» предусматривается как регулирование деятельности государственными органами, так и специальными организациями, функционирующими на рынке ценных бумаг.

Система регулирования рынка ценных бумаг (регулятивная инфраструктура рынка) включает в себя:

  • 1) государственные органы регулирования;
  • 2) саморегулирующиеся организации;
  • 3) законодательные нормы рынка ценных бумаг;
  • 4) этику, традиции и обычаи рынка.

Цели регулирования:

  • 1. Поддержание порядка на рынке и создание нормальных условий работы всех его участников.
  • 2. Защита участников от мошенничества и недобросовестности юридических и физических лиц.
  • 3. Обеспечение свободного процесса ценообразования в зависимости от спроса и предложения.
  • 4. Создание эффективного рынка со стимулами для предпринимательской деятельности.
  • 5. Создание новых и поддержание необходимых для общества рынков и рыночных структур.

Процесс регулирования включает:

  • 1. Создание законодательной базы функционирования рынка.
  • 2. Отбор профессиональных участников рынка.
  • 3. Контроль за соблюдением всеми участниками рынка норм и правил рынка.
  • 4. Создание системы санкций за нарушение норм и правил. Система регулирования рынка ценных бумаг включает в себя:
  • 5. государственные органы регулирования;
  • 6. регулирование рынка профессиональными участниками рынка (саморегулирующие организации);
  • 7. общественное регулирование (осуществляемое через общественное мнение).

Государство выполняет ряд важнейших функций на рынке ценных бумаг, среди них можно выделить следующие основные:

  • - разработка программы и стратегии развития рынка ценных бумаг, законодательных актов для реализации стратегии;
  • - наблюдение и регулирование исполнения этой программы,
  • - установление требований к участникам рыночного процесса, установка различных стандартов;
  • - контролирование финансовой безопасности и устойчивости рынка, надзор за выполнением распоряжений по безопасности;
  • - обеспечение информированности всех без исключения инвесторов о состоянии рынка;
  • - формирование государственных систем страхования на рынке ценных бумаг;
  • - контроль и предупреждение чрезмерного вложения инвестиций в ценные государственные бумаги.

Система управления рынком ценных бумаг основана на использовании государственных и негосударственных методов регулирования. В мировой практике различают две модели регулирования РЦБ:

  • 1. Регулирование фондового рынка является преимущественной функцией государственных органов. Лишь небольшая часть полномочий - по надзору, контролю, установлению правил государство передает объединениям профессиональных участников РЦБ. Такая система во Франции.
  • 2. При сохранении за государством основных контрольных позиций когда возможный контроль передается саморегулируемым организациям - эта традиционная система голосования и переговоров существует в Великобритании.

Государственное регулирование РЦБ включает в себя:

  • · разработку и реализацию специальных нормативно-правовых актов;
  • · разработку стандартов, т.е. набора обязательных требований к участникам рынка, финансовым инструмента и т.п.
  • · регламентацию основных процедур и государственный контроль за соблюдением действующего законодательства со стороны участников рынка

Задачами государственного регулирования рынка являются:

  • · реализация государственной политики развития РЦБ;
  • · обеспечение безопасности РЦБ для профессиональных участников и клиентов;
  • · создание открытой системы информации о РЦБ и контроль за обязательным раскрытием информации участниками рынка.

Структура государственных органов, регулирующих фондовый рынок, зависит от принятой модели рынка и степени централизации управления. Российский фондовый рынок имеет смешанную модель управления, так как в качестве регулирующих инстанций являются Центральный банк РФ и небанковские государственные органы во главе с ФК ЦБ РФ и саморегулируемые инстанции профессиональных участников РЦБ. Опыт стран с развитым РЦБ показывает, что государство должно осуществлять следующие функции:

  • · разработать концепции развития рынка, осуществление программ ее реализации, разработка соответствующих законодательных актов;
  • · концентрация ресурсов (частных и государственных) для развития инфраструктуры рынка;
  • · создание системы информации о состоянии РЦБ;
  • · создание системы защиты инвесторов от потерь;
  • · контроль за соблюдение, применением санкций за нарушение правовых норм;
  • · контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка
  • · предотвращение негативного воздействия на фондовом рынке;
  • · регулирование рынка государственных ценных бумаг
  • · разработка и регистрация общих правил функционирования РЦБ
  • · арбитраж о спорах о выполнении зарегистрированных правил и обязательств участниками рынка ценных бумаг.

В связи с постоянными изменениями ситуации на фондовом рынке страны многие правовые нормы быстро устаревают. В целом законодательство, регулирующее обращение РЦБ, имеет большие проблемы, не охватывает важные области фондового рынка.

На первичном рынке государственное регулирование сосредоточено на поддержании единого порядка выпуска (эмиссия) ценных бумаг в обращение посредством государственной регистрации проспектов эмиссии путем лицензирования деятельности профессиональных участников рынка.

На вторичном рынке государственный контроль осуществляется посредством лицензирования деятельности профессиональный участников рынка путем выдачи аттестатов, дающих право на совершение сделок, определенных видов деятельности, а также надзора за соблюдением антимонопольного законодательства.

Особое место в регулировании развития РЦБ занимает налогообложение операций с ценными бумагами. Выделяются следующие методы регулирования РЦБ:

  • · регистрации выпусков РЦБ, проспектов эмиссии;
  • · аттестация специалистов;
  • · страхование инвесторов;
  • · надзор и контроль за проведением операций;
  • · аудиторский и рейтинговый контроль за финансовым состоянием эмитентов;
  • · раскрытие и публикация информации в соответствии с действующим законодательством.

Федеральное устройство России предполагает двухуровневое регулирование РЦБ на федеральном и региональных уровнях. Если Федеральная система управления фондовым рынком в целом сложилась, то система регулирования региональных рынков пока еще формируется. В состав региональной комиссии по ценным бумагам входят представители администрации территорий, территориальные подразделения фонда государственного имущества, управления юстиции, государственной налоговой инспекции, управления государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке развития предпринимательства, ЦБ и др.

При региональной комиссии создан консультационно-совещательный орган - экспертный совет. В его состав входят представители государственных органов, деятельность которых связана с регулированием финансового рынка, представителями участников РЦБ.

Региональные комиссии обеспечивают выполнение на своих территориях распоряжений региональных представительств, в сферу ее компетентности входят следующие вопросы:

  • · разработка основных направлений развития регионального РЦБ;
  • · регламентация порядка деятельности:
    • 1) юридически и физических лиц на региональном РЦБ;
    • 2) специализированных регистров, депозитариев, банков, занимающихся деятельностью по ведению и хранению реестров акционеров;
  • · определение обязательный требований и иных условий допуска ценных бумаг к их публичному размещению.

Все многообразие ценных бумаг после своего выпуска поступает на рынок, который, исходя из различий в способах первоначального размещения и их последующей перепродажи, подразделяется на первичный и вторичный.

На первичном рынке производят операции по размещению вновь выпущенных ценных бумаг путем аукциона, открытой продажи, либо индивидуально. Деятельностью по размещению ценных бумаг на

рынке должны заниматься специализированные учреждения (инвестиционные банки, брокерские фирмы, инвестиционные компании), а в отсутствии их - сами эмитенты.

В России основной формой продажи акций являются специализированные чековые аукционы. На первичном рынке осуществляется выпуск и размещение акций приватизированных государственных предприятий и институциональных инвесторов. На этом этапе осуществляется регистрация ценных бумаг и разрабатываются определенные требования к брокерским (дилерским) фирмам. Для хранения и учета движения ценных бумаг создается сеть депозитариев.

В последнее время все больше и больше российских компаний заявляют о возможности проведения первичного размещения акций (табл. 3).

Таблица 3

Список российских эмитентов, осуществивших первичное размещение

акций на внутреннем фондовом рынке

Организатор

торговли

Сумма привлеченных средств, в млн долл.США (% от уставного капитала)

Примечание

Апрель 2002 г.

ОАО «РБК Информационные системы»

ММВБ и РТС

Первое 1Р0 на российском рынке

Март 2004 г.

ОАО НПК «Иркутск»

ММВБ и РТС

127 (26 или 205 млн акций)

Самое крупное 1Р0 на российском фондовом рынке. Компания ВПК

Апрель 2004 г.

ОАО Концерн «Калина»

Спрос превысил предложение на 39%

Ноябрь 2004 г.

ОАО «Седьмой континент»

Покупателями ценных бумаг стали преимущественно западные инвесторы

Ноябрь 2004 г.

«Открытые

инвестиции»

Первое 1Р0 девелоперской компании.

Покупателями акций стали преимущественно западные инвесторы

Некоторые эксперты говорят о 40-50 потенциальных российских эмитентах, уже осуществляющих подготовительные мероприятия для выхода на рынок долевого капитала. Подавляющее большинство данных компаний - предприятия с долей иностранного капитала, предприятия с быстрым оборотом капитала, а также наиболее прогрессивные отечественные компании, преимущественно сырьевые и телекоммуникационные, ориентированные на западные стандарты ведения бизнеса.

Основной задачей вторичного рынка ценных бумаг является перепродажа ценных бумаг после того, как они ранее были первично размещены среди инвесторов. Вторичный рынок ценных бумаг делится на организованный (фондовая биржа) и внебиржевой рынок.

Механизм вторичного рынка ценных бумаг включает в себя формирование предложения со стороны продавца, организацию фондовой биржевой деятельности, включающую в себя торговый блок, расчетно-депозитарный блок, и организацию внебиржевой деятельности, а также формирование спроса со стороны покупателя с его объемами покупок и определенной ценой спроса.

Операции с акциями, проводимые на вторичном рынке, привлекают внимание к акциям компаний как крупных стратегических инвесторов, способных обеспечить квалификационный менеджмент, так и неконсолидированных вкладчиков.

Помимо обычных операций по покупке/продаже акций компании на биржевом и внебиржевом рынках в целях стабилизации и регулирования цен возможно также проведение операций по консолидации крупных пакетов акций для их последующего размещения среди инвесторов.

Важным видом публичного размещения является первичное размещение ценных бумаг (IPO).

По сравнению с закрытым размещением можно выделить следующие преимущества первичного размещения акций:

  • - обретение объективной рыночной оценки капитализации. В этом случае:
  • значительно упрощается выход эмитента на долговой рынок;
  • акции могут выступать в качестве залога для структурированных сделок компании (привлечение кредитов, выпуска облигаций);
  • упрощается проведение сделок слияний и поглощений.

Биржевая торговля строится на принципах: законности отношений между брокером и инвестором, регулирования деятельности фондовой биржи и гласности. Фондовая биржа работает по принципу публичной, аукционной торговли, и цена продаваемых на ней «товаров» определяется соотношением спроса и предложения.

Внебиржевой рынок ценных бумаг представляет собой обращение ценных бумаг без гарантии выполнения сделок, в силу отсутствия во внебиржевом обороте системы клиринговых центров и банков. Торговля ведется децентрализованно.

В РФ на государственном уровне регулирование РЦБ осуществляется на основе Федерального закона от 22.04.1996 г. №39-Ф3 «О рынке ценных бумаг».

Федеральным законом № 39-ФЗ выпуск ценных бумаг определен как совокупность ценных бумаг одного эмитента, обеспечивающих одинаковый объем прав владельцам и имеющих одинаковые условия эмиссии (первичного размещения). Все бумаги одного выпуска должны иметь один государственный регистрационный номер.

Согласно Федеральному закону № 39-ФЗ эмиссионная ценная бумага - любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками:

  • закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных законодательством формы и порядка;
  • размещается выпусками;
  • имеет равные объемы и сроки осуществления прав внутри одного выпуска, вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

Основной задачей механизма регулирования является обеспечение развития конкуренции на финансовом рынке, обеспечение макроэкономического равновесия, правовая и экономическая защита инвесторов. Государственное регулирование обеспечивает дополнительные гарантии инвесторам, устанавливая обязательность регистрации как для эмитентов, так и для посредников (рис. 4).

Государственное регулирование осуществляется в форме прямого и косвенного регулирования.

Государственное регулирован^!

Саморегулирование

Правила осуществления торговых операций

Ответственность участников рынка перед инвесторами

Рис. 4. Механизмы регулирования рынка ценных бумаг Роль государства в регулировании сводится к следующему:

  • а) идеологическая и законодательная функция (концепция развития рынка, программа ее реализации, управление программой, законодательные акты для запуска и развития рынка);
  • б) концентрация ресурсов (государственных и частных) на цели строительства и в первую очередь опережающего создания инфраструктуры;
  • в) установление «правил игры» (требований к участникам операционных и учетных стандартов);
  • г) контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (регистрация и контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм, применение санкций);
  • д) создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг и обеспечение ее открытости для инвесторов;
  • е) формирование системы защиты инвесторов от потерь;
  • ж) предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового);
  • з) предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг (отвлекающего часть денежного предложения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства).

Косвенные меры государственного регулирования предусматривают разработку и применение системы налогов и налоговых льгот по операциям с ценными бумагами, контроль над процентной ставкой банковского кредита.

Саморегулирование осуществляется самими участниками, где ведущую роль занимают фондовые биржи. Саморегулирование направлено в конечном счете на достижение высоколиквидного рынка и предполагает становление квалификационных и этических норм для его участников, ответственность перед клиентами, установление правил и осуществление торговых операций, а также контроля за соблюдением этих норм и правил. Создаваемые биржами биржевые ассоциации, федерации вправе издавать свои внутренние документы (решения, правила, регламент, инструкции), регулирующие фондовую деятельность.

В условиях ослабления вмешательства государства в хозяйственную жизнь, наблюдающегося в большинстве стран, отказа от государственного регулирования ценных бумаг нигде не произошло. Это было бы не только нежелательно, но и даже нереально. Наблюдается объективный процесс разрастания денежного капитала, рост биржевой деятельности, значительно превышающий прирост оборота реального капитала, а соответственно биржевой спекуляции.

Все эти проблемы и сегодня не теряют своей остроты и не позволяют отказаться от созданной системы государственного регулирования.

В финансировании международной торговли и развитии национальных экономик многих стран огромную роль играет международный кредит. Потребность в нем возникает в связи с необходимостью покрытия отрицательного сальдо в международной торговле и нехваткой собственных средств для финансирования экономических и социальных программ.

Международные кредиты могут носить как межбанковский, так и межправительственный характер. В первом случае кредиты предоставляются, как правило, частным КБ фирмам, банкам, местным органам власти для осуществления ими своих текущих и стратегических хозяйственных задач. Межправительственные кредиты включают не только кредиты, предоставляемые государствами друг другу, но и кредиты международных организаций, прежде всего Международного валютного фонда (МВФ) и Всемирного банка (МБРР).

По данным «Российского экономического барометра», в структуре собственности приватизированных предприятий обозначились три устойчивые тенденции: переход прав собственности от рабочих к менеджерам, от инсайдеров к аутсайдерам и от государства к частным лицам.

В 1995-2003 гг. доля инсайдеров сократилась с 54,8 до 46,6%, а доля аутсайдеров возросла с 35,2 до 44,0%.

После приватизации из всех стран СНГ Россия оказалась единственной, где сложился ликвидный рынок акций. Об этом свидетельствует сравнение РФР с двумя другими наиболее крупными фондовыми рынками стран СНГ (рис. 5).

В 2004 г. объем биржевого рынка акций в России составлял 22,5% ВВП, в то время как в Казахстане и Украине - соответственно только 3,4 и 0,3%. Наличие ликвидного рынка акций в нашей стране способствовало опережающему росту рыночной стоимости российских компаний по сравнению с акционерными обществами в Казахстане и Украине. В 2004 г. капитализация российских компаний составила 46,0% ВВП (по итогам девяти месяцев в 2005 г. она достигла 55,0%), в то время как в Казахстане - 9,7% и на Украине - 18,1% ВВП.

Современный этап характеризуется усиливающимся преодолением национальных границ биржевых операций, одновременным обращением на национальных рынках ценных бумаг, выраженных в разных валютах, появлением ценных бумаг-космополитов типа еврооблигаций, евроакций и евронот. Экспансия эмиссии ценных бумаг ТНК заставляет регулирующие органы всех развитых стран следить за изменениями, происходящими в соответствующем законодательстве стран-партнеров, сверять с ними свои законы и системы регулирования. А в рамках ЕС идет официальный процесс создания

  • 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.
  • ?ш капитализация российских компаний I-I капитализация украинских компаний

|-1 капитализация казахстанских компаний

А-украинский рынок акций казахстанский рынок акций -ж-российский рынок акций

Рис. 5. Показатели рынков акций России, Казахстана и Украины, °/о

единого правового пространства для функционирования общенациональных рынков ценных бумаг стран - членов этого союза.

Второе направление изменений - это видоизменение инструментов, форм деятельности, а также субъектов рынка ценных бумаг. Появление автоматизированных систем торговли ценными бумагами, механизма спекуляции так называемыми производными ценными бумагами («финансовыми продуктами»), к которым относят математически формализованные финансовые активы (опционы, фьючерсы, опционы фьючерсов, фьючерсы индексов И Т.П.), выходит за рамки традиционного понимания рынка ценных бумаг.

Происходящий на рынке процесс не имеет единой трактовки. Если одни считают, что рост автоматизации рынка ценных бумаг - это совершенствование рынка, защита инвесторов от многих рисков, способов сглаживания колебания рынка, то другие уверены, что одновременное применение старых и новых технологий таит в себе угрозу стабильности этого рынка в мировом масштабе. В странах с развитыми рынками в законы о ценных бумагах, их обращении и биржах в последние годы внесены соответствующие дополнения. В России на государственном уровне также создается система регулирования рынка и обеспечивается ее функционирование, прежде всего на основе Федерального закона от 22 апреля 1996 г. №39-Ф3

«О рынке ценных бумаг». При этом система регулирования развивается в сторону большей детализации и ужесточения государственного контроля за деятельностью рынка ценных бумаг. Федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю за деятельностью профессиональных участников этого рынка, обеспечению права инвестировать акционеров и вкладчиков является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг. К тому же само государство в лице Министерства финансов выступает крупнейшим заемщиком на рынке ценных бумаг и оказывает прямое влияние на его количественные и качественные характеристики. Оно является также крупнейшим держателем ценных бумаг российских предприятий и выступает крупнейшим продавцом на рынке корпоративных ценных бумаг.

Развитие емкости регионального РЦБ опирается на весь спектр потенциальных инвесторов мирового рынка и на различные по целям инвестиции, но их структура и масштабы в существенной мере определяются предложением ценных бумаг, которое формируется в регионе. Вместе с тем важна работа с потенциальными инвесторами и ее следует вести по целевым группам. Как следствие, развитие андеррайтинга входит в число важнейших услуг на фондовом рынке.

Однако интеграция финансовых рынков не только расширяет торговое пространство и сферы сотрудничества, но и ведет к усилению конкуренции. Одновременно встает вопрос о позиционировании региональных и иногородних коммерческих банков на региональном РЦБ как в качестве кредитора, так и в качестве заемщика. Необходима оценка условий для расширения присутствия коммерческих банков на рынке облигационных займов, оценка влияния финансово-промышленной интеграции на динамику инвестиций в регионе и, соответственно, потенциального притока прямых инвестиций. В 2000 г., например, 75% средств, привлеченных правительствами и промышленными предприятиями в мире, получены ими на РЦБ и только 25% - на кредитном рынке.

В целом видны положительные тенденции развития регионального РЦБ. Стабильно растет оборот ценных бумаг связи и его доля в общем обороте, растет доля металлургии, наметился рост машиностроения. Динамика отраслевой структуры оборота ценных бумаг определяется ростом производства и улучшением перспектив деятельности эмитентов в отрасли, а также перераспределеним структуры акционерного контроля.

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ И ОБСУЖДЕНИЯ

  • 1. «Ценные бумаги - это представители реального капитала. И они же - фиктивный капитал». Верны ли эти определения? Не противоречат ли они друг другу?
  • 2. Исторически ценные бумаги появились в следующем порядке: векселя - чеки -облигации - акции. Попробуйте объяснить, почему имел место именно такой, а не иной порядок их появления?
  • 3. Верно ли утверждение, что именно появление акций стало решающим фактором создания полноценного рынка ценных бумаг? Почему?
  • 4. Какие факторы влияют на инвестиционное качество ценных бумаг?
  • 5. Известно, что три основных свойства ценных бумаг, определяющих их инвестиционное качество, взаимосвязаны. Укажите и объясните эти взаимосвязи.

В. Классификация ценных бумаг имеет значение с учетом задач, стоящих перед эмитентами и инвесторами? Приведите конкретные виды классификаций и покажите их значения для инвесторов и эмитентов.

ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

  • 1. Рынок ценных бумаг представляет собой:
    • а) место, где продаются и покупаются ценные бумаги;
    • б) совокупность экономических отношений, возникающих в процессе выпуска,

обращения на вторичном рынке;

  • в) систему уполномоченных банков, осуществляющих операции с ценными бумагами;
  • г) финансовый механизм мобилизации денежных средств.
  • 2. Основными задачами рынка ценных бумаг являются:
    • а) получение государством и финансово-экономическими структурами денежных

средств, необходимых для долгосрочных инвестиций;

б) обеспечение перераспределения финансовых средств от одних предприятий или

отраслей экономики к другим;

  • в) распределение капиталов между участниками рынка.
  • 3. Цели эмиссии ценных бумаг:
    • а) покрытие дефицита бюджета;
    • б) выпуск опционных контрактов;
    • в) мобилизация денежных ресурсов.
  • 4. Рынок ценных бумаг может быть разделен на:
    • а) денежный рынок;
    • б) рынок капиталов;
    • в) федеральный.

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты рынка ценных бумаг, его составные части и функции

1 Понятие рынка ценных бумаг и его виды

2 Функции и составные части рынка ценных бумаг

Глава 2. Регулирование рынка ценных бумаг

1 Сущность, определение процесса регулирование рынка ценных бумаг

2 Основные виды регулирования рынка ценных бумаг

Заключение

Список использованных источников


ВВЕДЕНИЕ


В настоящее время одним из наиболее гибких финансовых инструментов является использование ценных бумаг.

Ценные бумаги - неизбежный атрибут всякого нормального товарного оборота. Будучи товаром, они сами вместе с тем способны служить как средством кредита, так и средством платежа, эффективно заменяя в этом качестве наличные деньги.

Если исходить из того, что рынок вообще - это всякий институт, или механизм, который связывает вместе предъявителей спроса и поставщиков определенных товаров, работ или, услуг, то рынок ценных бумаг является одним из сегментов этого рынка, где осуществляется обращение ценных бумаг между различными субъектами.

В общем виде рынок ценных бумаг можно определить как совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участниками. В этом смысле понятие рынка ценных бумаг не отличается и не может отличаться от определения рынка любого другого товара.

Регулирование рынка ценных бумаг необходимо для упорядочения деятельности на нем всех его участников и операций между ними организациями, уполномоченными на эти действия. Регулирование рынка ценных бумаг охватывает:

государственное регулирование;

регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка.

Государство может передать часть своих функций по регулированию уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг; последние также могут договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации;

общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение, поскольку реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг способна стать первопричиной тех или иных регулятивных действий государства или профессионалов рынка.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ, ЕГО СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ И ФУНКЦИИ


.1 Понятие рынка ценных бумаг и его виды


В общем виде рынок ценных бумаг можно определить как совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участниками.

Классификации рынков ценных бумаг имеют много сходства с классификациями самих ценных бумаг. Так различают:

международные и национальные рынки ценных бумаг;

региональные рынки ценных бумаг;

рынки конкретных видов ценных бумаг (акций, облигаций и т.п.);

рынки государственных и корпоративных (негосударственных) ценных бумаг;

рынки первичных и производных ценных бумаг.

Смысл той или иной классификации рынка ценных бумаг определяется ее практической значимостью.

В той части, в какой рынок ценных бумаг основывается на деньгах как на капитале, он называется фондовым рынком.

Фондовый рынок образует большую часть рынка ценных бумаг. Оставшаяся часть рынка ценных бумаг в силу своих небольших размеров не получила специального названия, и поэтому часто понятия рынка ценных бумаг и фондового рынка считаются синонимами.

Рынок ценных бумаг - это часть финансового рынка. Другой его частью является рынок банковских ссуд. Коммерческий банк редко дает ссуду более чем на год. Выпуская ценные бумаги, можно получить ссуду на несколько десятилетий (облигации) или в бессрочное пользование (акции). За делением финансового рынка на две части стоит деление капитала на оборотный и основной.

Рынок ценных бумаг дополняет систему банковского кредита и взаимодействует с ней. Коммерческие банки предоставляют посредникам РЦБ ссуды для подписки на ценные бумаги новых выпусков, а те продают банкам крупные блоки ценных бумаг для перепродажи.

Важной частью рынка ценных бумаг является денежный рынок, на котором обращаются краткосрочные долговые обязательства, главным образом, казначейские векселя (билеты). Денежный рынок обеспечивает гибкую подачу наличности в казну государства и дает возможность корпорациям и отдельным лицам получать доход на их временно свободные денежные средства.

Как и любой другой рынок, РЦБ складывается из спроса, предложения и уравновешивающей их цены. Спрос создается компаниями и государством, которым не хватает собственных доходов для финансирования инвестиций. Бизнес и правительства выступают на РЦБ чистыми заемщиками (больше занимают, чем одалживают), а чистым кредитором является население, у которого доход по разным причинам превышает расходы на текущее потребление и инвестиции в материальные активы (например, в недвижимость).


1.2 Функции и составные части рынка ценных бумаг


Рынок ценных бумаг имеет целый ряд функций, которые можно условно разделить на две группы: общерыночные функции, присущие обычно каждому рынку, и специфические функции, которые отличают его от других рынков.

К общерыночным функциям относятся:

коммерческая функция, то есть функция получения прибыли от операций на данном рынке;

ценовая функция, то есть обеспечение процесса складывания рыночных цен, их постоянное движение;

информационная функция, то есть рынок производит и доводит до своих участников рыночную информацию об объектах торговли и ее участниках;

регулирующая функция, то есть создание правил торговли и участия в ней, порядок разрешения споров между участниками, устанавливает приоритеты, органы контроля или даже управления.

К специфическим функциям рынка ценных бумаг можно отнести следующие:

перераспределительную функцию;

функцию страхования ценовых и финансовых рисков.

Перераспределительная функция условно может быть разбита на три подфункции:

перераспределение денежных средств между отраслями и сферами рыночной деятельности;

перевод сбережений, прежде всего населения, из непроизводительной в производительную форму;

финансирование дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе, то есть без выпуска в обращение дополнительных денежных средств.

Функция страхования ценовых и финансовых рисков, или хеджирование, стала возможной благодаря появлению класса производных ценных бумаг: фьючерсных и опционных контрактов.

Составные части рынка ценных бумаг имеют своей основой не тот или иной вид ценной бумаги, а способ торговли на данном рынке в широком смысле слова. С этих позиций выделяют следующие рынки:

первичный и вторичный;

организованный и неорганизованный;

биржевой и внебиржевой;

традиционный и компьютеризированный;

кассовый и срочный.

Первичный рынок - это приобретение ценных бумаг их первыми владельцами, первая стадия процесса реализации ценной бумаги; первое появление ценной бумаги на рынке, обставленное определенными правилами и требованиями.

Вторичный рынок - это обращение ранее выпущенных ценных бумаг; совокупность всех актов купли-продажи или других форм перехода ценной бумаги от одного ее владельца к другому в течение всего срока существования ценной бумаги.

Организованный рынок ценных бумаг - это их обращение на основе устойчивых правил между лицензированными профессиональными посредниками - участниками рынка - по поручению других участников рынка.

Неорганизованный рынок - это обращение ценных бумаг без соблюдения единых для всех участников рынка правил.

Биржевой рынок - это торговля ценными бумагами на фондовых биржах.

Внебиржевой рынок - это торговля ценными бумагами, минуя фондовую биржу.

Биржевой рынок - это всегда организованный рынок ценных бумаг, так как торговля на нем ведется строго по правилам биржи и только между биржевыми посредниками, которые тщательно отбираются среди всех других участников рынка. Внебиржевой рынок может быть организованным и неорганизованным. Организованный внебиржевой рынок основывается на компьютерных системах связи, торговли и обслуживания по ценным бумагам.

Торговля ценными бумагами может осуществляться на традиционных и компьютеризированных рынках. В последнем случае торговля ведется через компьютерные сети, объединяющие соответствующих фондовых посредников в единый компьютеризированный рынок, характерными чертами которого являются:

отсутствие физического места, где встречаются продавцы и покупатели, и, следовательно, отсутствие прямого контакта между ними;

полная автоматизация процесса торговли и его обслуживания; роль участников рынка сводится в основном только к вводу заявок на куплю-продажу ценных бумаг в систему торгов.

Кассовый рынок ценных бумаг («кэш» - рынок или «спот»-рынок) - это рынок с немедленным исполнением сделок в течение 1-2 рабочих дней. Срочный рынок ценных бумаг - это рынок, на котором заключаются разнообразные по виду сделки со сроком исполнения, превышающим 2 рабочих дня. Чаще всего срок исполнения сделок составляет 3 месяца.


ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ


.1 Сущность, определение процесса регулирование рынка ценных бумаг


Любая человеческая деятельность на данном этапе развития общества должна быть регулируема, не является исключением и рынок ценных бумаг.

В законе «О рынке ценных бумаг» предусматривается как регулирование деятельности государственными органами, так и специальными организациями, функционирующими на рынке ценных бумаг.

Для начала следует выделить систему регулирования рынка ценных бумаг - так называемую регулятивную инфраструктуру рынка, на данный момент эта система включает в себя:

государственные органы регулирования;

саморегулирующиеся организации;

законодательные нормы рынка ценных бумаг;

этику, традиции и обычаи рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг - это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Регулирование рынка ценных бумаг охватывает все виды деятельности и все виды операций на нем, осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования.

Различают:

государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами;

регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка;

общественное регулирование или регулирование через общественное мнение.

Регулирование рынка ценных бумаг обычно преследует следующие цели:

поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций от преступных организаций;

обеспечение свободного и Открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;

в определенных случаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений;

воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, для повышения темпов роста экономики, снижения уровня безработицы).

Конкретные цели регулирования рынка ценных бумаг всегда определяются текущей экономической и бюджетной политикой, состоянием экономического роста и ряда других факторов.

Процесс регулирования рынка ценных бумаг включает:

создание нормативной базы функционирования рынка;

отбор профессиональных участников рынка;

контроль за соблюдением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;

систему санкций за уклонение от норм и правил.

Основными принципами регулирования являются:

разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка - с другой;

выделение тех ценных бумаг, которые в первую очередь нуждаются в тщательном регулировании;

обеспечение конкуренции между участниками рынка;

обеспечение гласности нормотворчества;

соблюдение преемственности российской системы регулирование рынка ценных бумаг и учет опыта мирового рынка.

рынок ценный спрос предложение цена

2.2 Основные виды регулирования рынка ценных бумаг


Особенность рынка ценных бумаг состоит в том, что обращающиеся на нем ценности представляют собой совокупность прав и не существуют в отрыве от обеспечиваемой государством нормативной правовой базы и системы правоприменения. Таким образом, государство выполняет системообразующую функцию, которая будет непрерывно видоизменяться в соответствии со стоящими перед ним задачами по обеспечению национальных интересов.

Государство создает систему регулирования рынка и обеспечивает ее функционирование. Развитие системы правоприменения как одного из ключевых элементов системообразующей функции государства будет приоритетным направлением государственной политики.

Государство выступает крупнейшим заемщиком на рынке ценных бумаг и оказывает прямое влияние на его количественные и качественные характеристики.

Государство является крупнейшим держателем ценных бумаг российских предприятий и выступает крупнейшим продавцом на рынке корпоративных ценных бумаг.

Государство выполняет ряд важнейших функций на рынке ценных бумаг, среди них можно выделить следующие основные:

разработка программы и стратегии развития рынка ценных бумаг, наблюдение и регулирование исполнения этой программы, выработка законодательных актов для реализации стратегии;

установление требований к участникам рыночного процесса, установка различных стандартов;

контролирование финансовой безопасности и устойчивости рынка, надзор за выполнением распоряжений по безопасности;

обеспечение информированности всех без исключения инвесторов о состоянии рынка;

формирование государственных систем страхования на рынке ценных бумаг;

контроль и предупреждение чрезмерного вложения инвестиций в государственные ценные бумаги;

На сегодняшний день известны две модели государственного регулирования рынка ценных бумаг, первая подразумевает, что государство максимально активно контролирует и вмешивается в регуляционный процесс на рынке и лишь небольшая часть передается саморегулирующимся организациям.

Вторая модель прямо противоположна первой - роль государства в регулировании минимальна и основная доля регулирования принадлежит участникам рынка. В большинстве стран мира государство идет по пути среднего между этими двумя крайними моделями.

Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации выделяет следующие важнейшие принципы государственной политики на рынке ценных бумаг:

а) государство, выполняя универсальную функцию по защите граждан, их законных прав и интересов, осуществляет меры по защите прав участников рынка ценных бумаг на основе лицензирования и регулирования всех видов профессиональной деятельности на этом рынке.

б) принцип единства нормативной правовой базы, режима и методов регулирования рынка на всей территории Российской Федерации;

в) принцип минимального государственного вмешательства и максимального саморегулирования, основывающийся на минимизации затрат из федерального бюджета, отказа от навязывания централизованных решений, гласности нормотворчества и обязательности участия профессиональных участников рынка в регулировании;

г) принцип равных возможностей, означающий:

стимулирование государством конкуренции на рынке ценных бумаг через отсутствие преференций для отдельных его участников;

равенство всех участников рынка перед органами, осуществляющими его регулирование;

гласное и конкурсное распределение государственной поддержки различных проектов на рынке;

отсутствие преимуществ у государственных предприятий, функционирующих на рынке, перед коммерческими;

запрет государственным органам давать публичные оценки профессиональным участникам рынка;

отказ от государственного регулирования цен на услуги профессиональных участников рынка (кроме компаний - реестродержателей).

д) принцип преемственности государственной политики на рынке ценных бумаг, означающий последовательность государственной политики и ее приверженность складывающейся российской модели рынка ценных бумаг;

е) принцип ориентации на мировой опыт и учета тенденции глобализации финансовых рынков, а также предполагающий разработку взвешенной политики по отношению к иностранным инвесторам и иностранным участникам российского рынка ценных бумаг.

К числу основных принципов государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся:

функциональное регулирование в сочетании с институциональным регулированием по вопросам организации контроля и надзора за деятельностью профессиональных участников рынка;

использование механизмов саморегулирования рынка, создаваемых при помощи государства и под его контролем;

распределение полномочий по регулированию рынка между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, а также различными органами исполнительной власти;

приоритет в защите мелких инвесторов и населения, всех форм коллективных инвестиций при развитии системы регулирования рынка;

приоритет в развитии инфраструктурных организаций;

максимальное снижение и разделение рисков;

поддержка конкуренции на рынке;

предотвращение или частичное снятие конфликтов интересов на основе регулирования вопросов совмещения видов профессиональной деятельности.

Формой выражения государственного регулирования рынка ценных бумаг, прежде всего, являются нормативно-правовые акты, с помощью которых осуществляется регулирование. Область законодательства гораздо легче поддается влиянию государства, чем другие составляющие рынка ценных бумаг. Следовательно, с помощью разумных законов можно обеспечить наиболее сильное воздействие с целью ускорения процесса становления фондового рынка.

Основные проблемы в этой области заключаются не в самом факте регулирования, а в конкретных способах и формах, которыми оно должно осуществляться. Кроме того, учитывая, что наше государство само является крупным акционером, необходимо иметь механизм общественного (независимого) контроля и регулирования рынка ценных бумаг.

На сегодняшний момент имеется около 1000 законодательных и нормативных документов, регулирующих различные стороны деятельности его участников. Основные законодательные акты, которыми регулируется российский рынок ценных бумаг:

Гражданский кодекс РФ, части I и II

Закон «О банках и банковской деятельности»

Закон «О центральном банке Российской Федерации»

Закон «О товарных биржах и биржевой торговле»

Закон «О валютном регулировании и валютном контроле»

Закон «О государственном внутреннем долге Российской Федерации»

Закон «Об акционерных обществах»

Закон «О рынке ценных бумаг»

Однако существующие документы зачастую не дополняют, а противоречат и даже взаимоисключают друг друга. На настоящий момент документом, определяющим направление деятельности по регулированию рынка ценных бумаг, является вышеупомянутая Концепция. Согласно ей, национальные интересы России определяют основные цели государственной политики на рынке ценных бумаг. К их числу относятся:

создание и обеспечение эффективного функционирования механизмов привлечения инвестиций в частный сектор российской экономики, и, прежде всего, в приватизированные предприятия;

финансирование дефицита федерального бюджета на основе связанных с рынком ценных бумаг методов неинфляционного финансирования конкретных долгосрочных проектов;

создание надежных механизмов и финансовых инструментов инвестирования средств населения;

перестройка системы управления приватизированными предприятиями и создание института «эффективного собственника», повышение дисциплинирующего воздействия рынка ценных бумаг на администрации российских компаний;

предотвращение социальных взрывов и конфликтов, могущих возникнуть в результате проведения операций на рынке ценных бумаг, путем защиты прав участников рынка ценных бумаг, и в первую очередь прав инвесторов;

создание в России цивилизованного рынка ценных бумаг и его интеграция в мировой финансовый рынок, обеспечение самостоятельного места российского рынка в системе международных рынков капиталов;

борьба с суррогатами ценных бумаг и с мошенничеством, пресечение незаконной деятельности на рынке ценных бумаг.

В стратегическом плане указанные цели комплементарные и должны реализоваться через единый комплекс мер, скоординировано осуществляемых государственными органами и профессиональными участниками рынка.

Государство может осуществлять так называемое прямое управление РЦБ, которое состоит в разработке норм и правил и контроля за их выполнением.

Кроме этого государство осуществляет и косвенное, или экономическое управление РЦБ через систему налогообложения, денежную политику, государственные капиталы и государственную собственность и ресурсы.

В настоящий момент преобладающим является косвенное регулирование РЦБ, а именно:

контроль за денежной массой в обращении и объемом предоставленных кредитов с помощью влияния на ставки ссудного процента;

изменения в налогообложении и сроках амортизационных отчислений;

гарантии правительства (по депозитам, кредитам, займам частного сектора);

внешнеэкономическая (операции с иностранной валютой, золотом, мероприятия по стимулированию экспорта, валютные ограничения) и внешнеполитическая деятельность (развитие или свертывание политических контактов, отражающиеся на внешней торговле и экономических связях, военные действия).

Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг в настоящее время еще не сложилась. Регулированием РЦБ на государственном уровне занимаются:

Высшие органы государственной власти:

а) Государственная дума (издает законы, регулирующие РЦБ);

б) Президент (издает указы);

в) Правительство (выпускает постановления, обычно в развитие указов президента).

Государственные органы регулирования РЦБ министерского уровня:

а) Министерство финансов РФ (регистрирует выпуски ценных бумаг корпораций, субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании и фонды, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение);

б) Центральный банк РФ (регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом РЦБ, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на РЦБ);

в) Государственный комитет по антимонопольной политике (устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением);

г) Госстрахнадзор (регулирует особенности деятельности на рынке ценных бумаг страховых компаний);

д) Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (занимается лицензированием деятельности реестродержателей и регулированием их деятельности. В будущем могла бы взять на себя основную нормотворческую и контрольную работу по регулированию РЦБ).

Регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование осуществляется посредством регистрации тех, кто торгует ценными бумагами или консультирует инвесторов. В ходе ее выясняется профессиональная пригодность кандидата.

Саморегулирование достигается обеспечением гласности и поддержанием правопорядка в отрасли, то есть компетентные институты могут учинить расследование нарушений закона, применить административные меры и передать дело в суд. Помимо законов существуют «законы» и «ведомства», обеспечивающие самоконтроль и саморегулирование - это биржа, основополагающий принцип которой - ликвидность банка. А механизмом стабилизации и ликвидности является институт маркет-мейкеров. Ликвидность обеспечивается обязательными выставлениями каждым маркет-мейкером двусторонних котировок по определенным ценным бумагам, стабилизация - введением ограничений на спрэды или максимальное отклонение от лучшей котировки. Появление этого института связано с необходимостью обеспечения устойчивого функционирования торговли, и он предусматривает ряд компонентов:

а) листинг - подбор для торговли наиболее качественных ценных бумаг, которые будут пользоваться устойчивым спросом участников рынка в течение продолжительного времени;

б) создание группы маркет-мейкеров - участников торговли, способных поддержать минимальные спрэды на торгуемые бумаги и предотвращает временную потерю ликвидности.

в) делистинг - исключение ценных бумаг из списка котирующихся в системе.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В заключение работы, мне бы хотелось отметить следующее.

Регулирование рынка ценных бумаг (как и любого другого объекта) можно разделить на внутреннее и внешнее регулирование.

Внутреннее регулирование - это подчиненность участников рынка ценных бумаг собственным нормативным документам: уставу, правилам осуществления деятельности, стандартам деятельности и так далее.

Внешнее регулирование - это подчиненность деятельности участника рынка ценных бумаг нормативным актам государства, других организаций (например, саморегулируемых организаций), международным соглашения. К внешнему регулированию относится также общественное регулирование, то есть воздействие общества на участников рынка ценных бумаг с использованием механизма общественного мнения. Часто именно реакция широкой публики является причиной тех или иных регулирующих действий со стороны государства или саморегулируемых организаций.

Регулирование рынка ценных бумаг преследует достижение следующих целей:

создание нормальных условий для функционирования рынка ценных бумаг, всех его участников; поддержание порядка на рынке ценных бумаг;

защита участников рынка ценных бумаг от недобросовестных действий, мошенничества, преступлений со стороны отдельных лиц;

обеспечение нормального ценообразования на рынке ценных бумаг на основе свободного формирования спроса и предложения финансовых инструментов;

стимулирование развития рынка ценных бумаг как механизма перераспределения денежных ресурсов, его отдельных сегментов, создание новых сегментов рынка;

использование рынка ценных бумаг для достижения специфических общественных целей (например, для повышения темпов роста экономического развития, разрешения кризиса неплатежей, снижения уровня безработицы).


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:


1.Федерального закона от 22.04.1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» принят ГД ФС РФ 20.03.1996. - действующая редакция от 30.09.2013

2.Федеральный закон от 10 июля 2002 года №86-ФЗ«О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» 27 июня 2002 года от 30.09.2010 №245-ФЗ (ред. 06.10.2011)

3.Бурова Д.В. Финансовые правоотношения в деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг // Право и государство: теория и практика. - 2012. - №2. - С. 106-110.

4.Вавулин Д.А. К вопросу о необходимости развития региональных рынков ценных бумаг // Финансы и кредит. - 2012. - №8. - С. 41-50.

5.Демидов А.В. Саморегулируемые организации профессиональных участников рынков ценных бумаг: анализ отрасли и тенденции развития // Некоммерческие организации в России. - 2012. - №1. - С. 39-48.

6.Алехин Б.И. Рынок государственных ценных бумаг: учеб. пособие / Б.И. Алехин. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2012. - 192 с.

7.Андрюшин С.А. Банковские системы: учеб. пособие/ С.А. Андрюшин. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2012. - 384 с.

.Берзон Н.И. Рынок ценных бумаг. Учебник для вузов / Н.И. Берзон. - М.: Юрайт, 2012. - 393с.

.Берзон Н.И. Рынок ценных бумаг: учебник для бакалавров. - 3-е изд. пер. и доп. / Н.И. Берзон. - М.: Юрайт, 2013. - 573с.

10.Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг: прошлое, настоящее, будущее/Т.Б. Бердникова. - М.:Инфра-М, 2013. - 253с.

11.Боровкова В.А Рынок ценных бумаг: Учебное пособие. 3-е изд. Стандарт третьего поколения/ В. А. Боровкова. - СПб.: Питер, 2012. -352 с.:

12.Галанов В.А. Рынок ценных бумаг: учебное пособие /В.А. Галанов. -М.: РИОР, Инфра-М, 2012. - 223с.

13.Килячков А.А. Рынок ценных бумаг. Учебник. Гриф МО РФ/А.А. Килячков. - М.: Юрайт, 2012. - 857 с.

14.Кротов Н.И. Очерки истории Банка России. Региональные конторы и управления / Н.И. Коротков. - М.: Международные отношения, 2013. - 664 с.

15.Маховикова Г.А. Рынок ценных бумаг. Учебник для бакалавров / Г.А. Маховикова,2012. - 431 с.

16.Молотников А.Е. Правовое регулирование рынка ценных бумаг. Учебное пособие / А.Е. Молотников. - Стартап, 2013. - 552 с.

17.Стародубцева Е.Б. Рынок ценных бумаг: учебник / Е.Б. Стародубцева. - (Профессиональное образование). - М.: Инфра-М, 2013. -176 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.