Прямые иностранные инвестиции. Роль прямых иностранных инвестиций в мировой экономике

Прямые иностранные инвестиции. Роль прямых иностранных инвестиций в мировой экономике

Иностранные инвестиции играют особую роль среди форм .

— вложение капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса в стране приложения капитала, обеспечивающее контроль инвестора над объектом размещения капитала.

Таким образом к прямым иностранным инвестициям относятся как первоначальное приобретение инвестором собственности за рубежом, так и все последующие сделки между инвестором и предприятием, в которое инвестирован капитал.

Основными формами прямых иностранных инвестиций являются открытие за рубежом предприятий, в том числе создание дочерних компаний или открытие филиалов, создание совместных предприятий, покупка контрольного пакета акций предприятий страны-донора и др.

Предприятие с иностранными инвестициями может иметь форму:

  • дочерней компании — предприятие, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет более 50% капитала;
  • ассоциированной компании — предприятие, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет менее 50% капитала;
  • филиала — предприятие, полностью принадлежащее прямому инвестору.

Прямой инвестор — государственные и частные организации, физ. и юр. лица, а также их объединения, владеющие предприятием с прямыми инвестициями за рубежом.

В настоящее время акции компаний в значительной мере разбросаны и, как правило, контрольный пакет составляет менее 50% акций предприятий. Бывает, что владение даже 5% предоставляет владельцу право решающего голоса в управлении, так как остальные владельцы имеют на руках меньший пакет акций. Например, в США прямыми считаются инвестиции с долей 10% и более в уставном капитале предприятия. Если доля инвестиций составляет менее 10%, то они относятся к портфельным. Граница для предприятий с иностранным капиталом в 10% установлена международными организациями условно в целях обеспечения сопоставимости учета движения прямых и портфельных инвестиций.

Роль прямых иностранных инвестиций

Главная цель экспорта капитала — максимизация прибыли за счет его инвестирования в страны и отрасли, обеспечивающие более высокую прибыль по сравнению со страной происхождения капитала.

Причины прямых инвестиций

ПИИ осуществляются по тем же причинам, что и вложения иностранного капитала в экономику других стран.

Главная выгода для принимающей страны состоит в получении в свое распоряжение дополнительных ресурсов, включая капитал, технологии, управленческий опыт и квалифицированный труд. ПИИ стимулируют развитие национальной экономики, увеличивают объем производства продукта и дохода, ускоряют экономический рост и развитие.

Для стран-доноров основная выгода ПИИ состоит в возможности получить максимальную прибыль, в том числе и за счет сокращения уровня налогообложения и диверсификации рисков по сравнению с аналогичными внутренними инвестициями.

Масштабы и географическое распределение ПИИ

ПИИ составляют основу господства ТНК на мировом рынке. Крупнейшими инвесторами в послевоенный период были ТНК США, а направлялись инвестиции преимущественно в развивающиеся страны.

Однако с начала 1970-х гг. рост ПИИ замедлился, изменилась их направленность. Все больше инвестиции стали направляться в страны Западной Европы. С начала 1980-х гг. ПИИ из Англии, Германии, Канады, Нидерландов стали направляться в США, которые превратились в крупнейшего импортера капитала. С конца 1980-х сформировалось новое направление ПИИ — регион Центральной и Восточной Европы и экономическое пространство бывшего СССР. В настоящее время основными экспортерами и импортерами ПИИ выступают развитые страны. На них приходится почти 90% накопленного объема вывезенных инвестиций и свыше 60% ввезенного капитала. Лидирующее положение в этой области занимают США. За ними следуют Великобритания, Германия, Франция. В 2006 г. в американскую экономику было вложено прямых иностранных инвестиций на 175,4 млрд. долл. По данным ЮНКТАД общий объем ежегодных ПИИ в 2006 г. превысил сумму в 13000 млрд. долл. (для сравнения в 1995 г. — 315 млрд. долл.).

В последние 15 лет спрос РС и стран ЦВЕ на иностранный капитал превышает его предложение. Это объясняется тем, что в 1990-е гг. многие развивающиеся страны перешли от стратегии опоры на собственные силы к стратегии экономической открытости. Им не хватает внутренних накоплений, и они активно прибегают к иностранному капиталу.

Фаворитом для иностранного бизнеса среди РС остается Китай и Гонконг. В 2006 г. приток ПИИ в эту страну достиг около 70 млрд. долл.

Однако масштабы этого процесса пока невелики. Кроме того, финансовый кризис 1995-1997 гг. существенно сократил резервы свободных капиталов в экономиках НИС. В странах Восточной Европы и СНГ основные получатели ПИИ — Венгрия, Польша, Чехия. Их притоку способствует либерализация условий миграции капитала. Политика государств строится на устранении всех возможных ограничений в его движении, создавая наиболее благоприятный инвестиционный климат в стране.

Инвестиционный климат — это совокупность экономических, политических, юридических, социальных, бытовых и других факторов (условий), предопределяющих прибыльность капитала и степень риска капиталовложений.

Государственное и международное регулирование ПИИ

Учитывая возрастающее политическое значение ПИИ, они регулируются как на национальном уровне, так и в международном масштабе.

Государственное регулирование ПИИ

Национальное регулирование основано прежде всего на использовании в каждой стране норм и институтов традиционных отраслей права (административное, гражданское и др.). Но в связи с интенсивным развитием международного инвестиционного процесса во многих странах появилось специальное законодательство в виде инвестиционных законов и кодексов. Основу такого законодательства составляют условия инвестирования, а также правовые гарантии для иностранных инвесторов в принимающей стране.

Государственное стимулирование ПИИ включает:

1. Предоставление государственных гарантий

В рамках этих гарантий происходит учет взаимных интересов принимающей страны и иностранного инвестора. В большинстве стран законодательство включает положения, которые предоставляют иностранным инвесторам (юридическим и физическим лицам) национальный режим принимающей страны, т.е. отсутствует дискриминации иностранных инвесторов по сравнению с местными. Эта гарантия своего рода международный стандарт, благодаря которому иностранным инвестициям гарантируются условия не хуже, чем местным.

В законодательстве ряда стран содержатся положения о защите от политических рисков, стихийных бедствий. Например, оговаривается, что национализация частной собственности может быть осуществлена только в исключительных случаях и с гарантией равноценной компенсации, гарантируется свобода вывоза прибылей и репатриации капитала.

2. Предоставление налоговых, таможенных и административных льгот в принимающей стране

В развивающихся странах и странах с переходной экономикой иногда вводятся специальные льготы для иностранных инвесторов. Особенно большие льготы предоставляются инвесторам в офшорных центрах и СЭЗ, в которых значительно упрощены процедуры регистрации новых предприятий, предоставлены широкие налоговые и другие льготы для иностранных предприятий, сняты валютные ограничения, упрощена финансовая отчетность, обеспечивается охрана тайны личности владельца компании и др.

3. Страхование зарубежных инвестиций

4. Урегулирование инвестиционных споров

5. Исключение двойного налогообложения

Законодательства многих стран, предусматривают взаимные прямые инвестиции. С этой целью оговаривается вопрос об исключении двойного налогообложения.

Международное регулирование ПИИ

Международный режим включает в себя специальные межгосударственные соглашения по поводу регулирования отношений, возникающих в связи с прямыми инвестициями частного капитала. Международно-правовой режим может действовать на двусторонней и многосторонней основах.

Двусторонние соглашения определяют принципиальные положения о статусе иностранных инвестиций, согласно которым стороны соглашения взаимно предоставляют национальный режим инвестициям друг друга, а также положения о защите инвестиций и о порядке разрешения споров между инвесторами и принимающим государством.

Международно-правовой режим основан на многосторонних универсальных договорах, заключенных в рамках , и т. д. В рамках стран — членов ОЭСР принят принцип международного арбитража, своего рода третейского суда. Правовое регулирование иностранных инвестиций в рамках ЕС предусмотрено Римским договором (1957 г.) и является примером многостороннего регулирования на национальном уровне.

Важный практический документ по регулированию иностранных капиталовложений, разработанный в рамках организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (1994 г., Джакарта) — Добровольный кодекс прямых иностранных инвестиций.

При МБРР действует Международное агентство по страхованию иностранных частных инвестиций (МАИГ).

На сегодняшний день иностранные инвестиции в значительной мере влияют на экономическое развитие большого количества государств. Размер инвестиций из заграницы увеличивается с каждым днем, при этом значительно усиливается роль международного производства в мировой экономике. С уверенностью можно говорить, что иностранные инвестиции противоречиво воздействуют на экономику страны их принимающей. Влияние оказывается не только положительное, но и отрицательное.

Плюсы иностранных инвестиций в экономике страны состоят из нескольких аспектов. В первую очередь необходимо отметить, что иностранные инвестиции являются замечательным источником получения финансовых средств. В связи с тем, что принимающая страна постоянно пополняется финансами зарубежного происхождения, ее производительные способности все время возрастают. При этом оказывается большое влияние на размер накопленного капитала. Следует также обратить внимание, что при инвестировании капитала в экономику другой страны происходит своеобразные обмен опытом с последующей передачей существующих технологий у навыков руководства.

Технологии промышленного производства начинают развиваться на территории принимающей стороны, что в свою очередь оказывает значительное влияние на уровень ее технологического развития. После того, как технический уровень страны будет повышен, для качественного производственного процесса ей необходимо будет наличие рабочих с высокой квалификацией. Следовательно, при помощи зарубежного инвестирования значительно повышается спрос на рабочую силу с высокой квалификацией, увеличивает показатели благосостояния граждан посредством более высокой заработной платы инвестирующими организациями сравнительно с локальными компаниями.

Иностранные инвестиции книги описывают еще одну положительную особенность инвестирования из другой страны, которой является значительное повышение конкурентной способности внутренней продукции. После инвестирования в большой мере повышается качество производимых товаров, что влечет за собой увеличение конкурентной способности. При этом можно без проблем ее вывести на всемирный рынок, расширяя внешнеэкономические связи. Это наиболее значительные положительные аспекты внедрения иностранных инвестиций.

Помимо значительного положительного влияния иностранного инвестирования, существует и ряд отрицательных аспектов. Ранее отмечалось, что иностранный капитал ведет за собой повышение спроса на сотрудников с высокой квалификацией, а также повышение уровня жизни населения за счет больших зарплат инвестирующими организациями в сравнении с местными предприятиями. В связи и этим местные компании теряют значительную долю прибыли через большую конкуренцию. Иностранные инвестиции в основном направляются на стимулирование промежуточного производства, ведь на нее и создается наибольший спрос. Местные предприятия обязаны заниматься созданием дополнительных производственных мощностей, ведь они бы не занимались производством определенной продукции в случае отсутствия спроса со стороны иностранных компаний. Еще одним отрицательным аспектом, описанном в иностранные инвестиции журнал , который влияет на экономику принимающей страны, является своеобразное вытеснение внутреннего капитала зарубежными инвестициями, при этом локальные компании также вытесняются более развитыми компаниями из заграницы. Иными словами, местные компании лишаются возможности развиваться и пробиваться на мировые рынки со своей продукцией. Однако не все однозначно воспринимают данный эффект, ведь иностранное капиталовложение может оказывать также и положительное влияние на развитие национальных компаний через увеличение производительности труда, передачу новейших технологий, что является положительным влиянием на развитие экономики принимающей страны. Помимо этого, может значительно снизится количество как импорта, так и экспорта, ведь для внутреннего рынка будет куда более подходящая продукция, изготовленного на предприятии, инвестируемом с другой страны.

Следует обратить внимание, что последствия внедрения иностранного капитала могут быть не только экономическими. К примеру, в значительной мере может измениться культура принимающей стороны.

В заключение стоит отметить, что для развития экономики страны необходимо привлекать иностранный капитал. Однако стоит при этом учитывать как преимущества его использования, так и его недостатки. Каждая страна в отдельности должна заниматься предсказыванием последствий привлечение заграничного капитала и рассматривать необходимость данных действий. Приток иностранных инвестиций в Россию регулируется на законодательном уровне, что значительно уменьшает их негативное влияние.

В качестве наиболее распространенного определения прямых иностранных инвестиций (далее ПИИ) в экономической литературе используется формулировка Всемирной торговой организации (ВТО): «ПИИ – такой вид инвестиций, при котором инвестор-резидент одной страны (страны-донора)


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск



ВВЕДЕНИЕ


1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

2. СОВРЕМЕННИЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ (ПИИ) В МИРЕ ЗА 2010 ГОД


3. ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦЫИ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время важнейшим условием успеха инновационного развития государства является интенсивное технологическое обновление базовых секторов экономики на основе технологий V–VI укладов за счет развития высокотехнологичного сектора, что не возможно без привлечения инвестиций.

В условиях ограниченности ресурсов важным источником формирования и расширения высокотехнологичного сектора, становится привлечение иностранного капитала в виде прямых иностранных инвестиций, эффективность использования которых подтверждена мировой практикой при решении аналогичных задач развития национальных экономик.

В качестве наиболее распространенного определения прямых иностранных инвестиций (далее ПИИ) в экономической литературе используется формулировка Всемирной торговой организации (ВТО): «ПИИ – такой вид инвестиций, при котором инвестор-резидент одной страны (страны-донора), размещает свои активы в другой стране (стране-реципиенте), при условии получения (сохранения) контроля за этими активами». В данном случае, инвестор рассчитывает на получение максимальной по сравнению с другими формами международного бизнеса прибыли и концентрирует на этом свои ресурсы и усилия.

Однако, фиксированный процент участия в капитале предприятия, определяющий категорию прямых иностранных инвестиций, варьируется в разных странах в зависимости от состояния экономики и национальных традиций. В США и Турции к ПИИ относят только те инвестиции, которые в акционерной форме участия занимают в совокупности не менее 10%; Франции – 20%, Японии и Великобритании – 25%, Нидерландах – 100%.

За последнее десятилетие ПЗИ стали играть главенствующую роль в интернационализации бизнеса. Как ответ на появление новых технологий, растущую либерализацию в законодательствах стран по поводу инвестиций, а также на изменение рынков капитала, ПЗИ также значительно изменились: изменились их величины, размеры, пропорции и методы работы с ними.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время иностранные инвестиции оказывают существенное влияние на развитие экономики РФ, инвестиционная политика нашего государства с каждым днем становится все приоритетней, пришло понимание необходимости привлечения большего количества иностранных инвестиций.

Цель работы - рассмотреть понятие и сущность прямых иностранных инвестиций, их роль и современные тенденции.

Для достижения поставленной цели рассмотри такие задачи:

  • рассмотрим сущность и роль ПИИ в мировой экономике;
  • изучим современные тенденции ПИИ в мире на конец 2010 года;
  • рассмотрим ПИИ в экономике России.

Объект работы – прямые иностранные инвестиции.

Предмет работы - прямые иностранные инвестиции: сущность, роль и современные тенденции.


1. СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Прямые иностранные инвестиции играют сейчас важнейшую роль в создании интегрированной интернациональной производственной системы – производственного ядра мировой экономики.

Прямые иностранные инвестиции - это вложения капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса. По определению Международного валютного фонда, прямые иностранные инвестиции - это такая форма инвестирования, когда инвестор обладает управленческим контролем над объектом, в который вложен капитал. Прямыми считаются инвестиции, которые охватывают более 10% акционерного капитала и дают право контроля над предприятиями.

Прямые инвестиции осуществляются в форме вложений собственного капитала в зарубежные промышленные, торговые и другие предприятия путем организации экспортером капитала производства на территории другой страны. К прямым иностранным инвестициям относится также реинвестирование прибыли, полученной за рубежом, в производство страны, где она была получена.

Прямые инвестиции делятся на две группы:

1) трансконтинентальные капитальные вложения, обусловленные возможными лучшими условиями рынка, то есть тогда, когда существует возможность поставлять товары с нового производственного комплекса непосредственно на рынок данной страны (континента). Издержки играют здесь небольшую роль, главное- нахождение на рынке. Разница в издержках производства по сравнению с материнской компанией является меньшим фактором влияния на размещение производства на данном континенте. Издержки производства являются решающим для определения страны данного континента, в которой необходимо создать новые производственные мощности;

2) транснациональные вложения - прямые вложения, часто в соседней стране. Цель - минимизация издержек по сравнению с материнской компанией.

На приток прямых иностранных инвестиций влияют две основные группы факторов:

  • обеспеченность страны ресурсами, необходимыми для реализации проекта (сырье, материалы, рабочая сила, рынок сбыта);
  • инвестиционный климат (законодательство, политика, налоги).

Первая группа факторов оказывает влияние на доходность проекта, вторая – на степень риска вложений в данный проект.

Улучшение инвестиционного климата означает уменьшение рисков вложений при сохраняющейся доходности, что приводит к росту количества привлекательных проектов, и, следовательно, к росту прямых иностранных инвестиций в Россию. Аналогично, рост экономики будет влиять на доходность вложений при неизменном риске, что также будет способствовать привлечению прямых иностранных инвестиций в Россию.

Создаваемые за рубежом предприятия могут иметь форму:

  • филиала - предприятия, полностью принадлежащего прямому инвестору;
  • дочерней компании - предприятия, в котором прямые иностранные инвестиции составляют более 50 %;
  • ассоциированной компании - предприятия, в котором прямые иностранные инвестиции составляют менее 50 %.

Роль прямых иностранных инвестиций заключается в следующем:

  • являются отличным дополнительным источником денежных средств для расширения и обновления основного капитала, реализации инвестиционных программ и проектов, которые обеспечивают подъем и оживление экономики, а также насыщение внутреннего рынка конкурентоспособными услугами и товарами;
  • позволяют внедрять прогрессивные технологии, современные методы маркетинга и управления, а также ноу-хау;
  • так как их обычно направляют на конкретные цели и объекты, это все сопровождается повышением квалификации персонала, который эффективно использует разные новые технологии, международные контракты, рыночные механизмы и т.п.;
  • позволяет закреплять и осваивать опыт функционирования предприятий, работающих в условиях рыночной экономики, которой присущи другие «правила игры», что увеличивает приток прямых иностранных инвестиций, а также дает иностранному инвестору больше уверенности возврата вложенных им средств с хорошей прибылью. Также это позволяет ускорить формирование в национальной экономике благоприятного инвестиционного климата, который благоприятен как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов;
  • делает быстрее процесс интеграции экономики в мировое хозяйство, развивает эффективные процессы интеграции, улучшает использование различных преимуществ международной кооперации труда и его разделения;
  • позволяют избежать дополнительное бремя на внешний долг, в отличие от разных займов и кредитов, а также способствует новому получению денежных средств для погашения внешнего долга.

Приток прямых иностранных инвестиций в экономику любой страны зависит от ее экономического состояния и прогнозов стабильности ее экономики на среднесрочную перспективу, т.к. данные инвестиции в основном направляются на развитие производства, то и отдачи от них ожидается не раньше, чем через несколько лет, а по некоторым проектам она может достигать и 5-8 лет, особенно по социально значимым, например, строительство перерабатывающих заводов.

Поэтому, если страна находится в плохом экономическом состоянии, а в перспективах еще большее ухудшение этого состояния, то ни о каком притоке прямых иностранных инвестиций и говорить не приходится, т.к. слишком высоки риски невозврата инвестиций. А Вы бы вложили собственные деньги куда-либо, зная, что очень высоки риски их невозврата?

Регулирование прямых иностранных инвестиций в любой стране, получателе данных средств, осуществляется в соответствии с национальным законодательством, поэтому при инвестировании, иностранному инвестору необходимо изучить это законодательство по вопросам возврата инвестиций, механизма инвестирования, особенностях получения дивидендов, налогообложении и т.д. Лучше всего обратиться к экспертам, которые находятся в стране-получателе и желательно иметь несколько таких экспертов, чтобы сравнить их мнения. «Одна голова лучше, а две – еще лучше». Во многих странах приняты инвестиционные кодексы, где в одном законодательном акте собраны все правила, связанные с инвестиционной деятельностью, в том числе и регулирование прямых иностранных инвестиций, если же такого кодекса нету, то придется изучать различные законы и искать их самим, или с помощью специалистов, что будет гораздо затратнее как по времени, так и по деньгам.

2. СОВРЕМЕННИЕ ТЕНДЕНЦИИ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ (ПИИ) В МИРЕ ЗА 2010 ГОД

На современном этапе развития российской экономики ключевой задачей представляется повышение ее конкурентоспособности и укрепление на этой основе позиций в мировом хозяйстве. В условиях глобализации в начале XXI столетия необходимая для этого модернизация национальной экономики и поддержание на качественно новой основе достаточно высоких темпов ее роста требует максимального задействования не только внутренних, но и внешних ресурсов и факторов, в том числе связанных с участием страны в международном движении прямых инвестиций.

В 2010 году развивающиеся страны еще более повысили свой вес как в качестве получателей ПИИ, так и в качестве внешних инвесторов. Поскольку центр международного производства, а в последнее время и международного потребления перемещается в развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, ТНК все активнее инвестирует свои средства в проекты, направленные как на повышение эффективности, так и на освоение рынков сбыта в этих странах. В 2010 году они впервые освоили более половины глобальных потоков ПИИ (таблица 1). В том же 2010 году половину из двадцатки крупнейших стран, принимающих ПИИ, составили развивающиеся страны или страны с переходной экономикой.

Вывоз ПИИ из развивающихся стран и стран с переходной экономикой также значительно увеличился - на 21%. Теперь на них приходится 29% глобального вывоза ПИИ. В 2010 году в двадцатку крупнейших инвесторов входили шесть развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Динамизм ТНК из стран с формирующейся рыночной экономикой смотрится резким контрастом на фоне пониженной инвестиционной активности ТНК из развитых стран, особенно из Европы.

Глобальные потоки прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в 2010 году несколько выросли - до 1,24 трлн. долл., но все же были на 15% ниже их среднего докризисного уровня. На этом фоне контрастом смотрятся глобальное промышленное производство и торговля, которые вернулись к докризисным уровням. Согласно оценкам ЮНКТАД, глобальные ПИИ в 2011 году восстановят свой докризисный уровень, увеличившись до 1,4-1,6 трлн. долл., а в 2013 году приблизятся к пиковому показателю 2007 года. Этот положительный сценарий будет реализован при условии отсутствия любых неожиданных глобальных экономических потрясений, которые могут возникнуть под воздействием целого ряда все еще действующих факторов риска.

Таблица 1

Потоки ПИИ в разбивке по регионам, 2008-2010 годы (в млн. долл. и процентах)

Впервые за историю развивающиеся страны и страны с переходной экономикой в совокупности привлекли более половины глобальных потоков ПИИ. Вывоз ПИИ из этих стран также достиг рекордных уровней, а большинство их инвестиций направляются в другие страны Юга. Напротив, приток ПИИ в развитые страны продолжает уменьшаться.

В некоторых из беднейших регионов потоки ПИИ продолжают уменьшаться. Приток инвестиций во все нижеперечисленные группы стран (Африка, наименее развитые страны, развивающиеся страны, не имеющие выхода к морю, малые островные развивающиеся государства, а также Южная Азия) сократился. В то же время в ведущих регионах с формирующейся рыночной экономикой, таких, как Восточная и Юго-Восточная Азия и Латинская Америка, был отмечен мощный рост притока ПИИ.

Международное производство расширяется, а зарубежные продажи, занятость и активы в транснациональных корпорациях (ТНК) возрастают. В 2010 году добавленная стоимость в рамках мирового производства ТНК составила приблизительно 16 трлн. долл. - около четверти глобального ВВП. На зарубежные филиалы ТНК приходилось более 10% глобального ВВП и треть мирового экспорта.

Важным новым источником ПИИ являются государственные ТНК. Насчитывается как минимум 650 государственных ТНК, которые имеют 8 500 зарубежных филиалов по всему миру. Хотя их число составляет менее 1% всех ТНК, на их зарубежные инвестиции в 2010 году приходилось 11% глобального ВВП. Форма собственности и управления государственными ТНК породила в некоторых принимающих странах обеспокоенность по поводу, в частности, неравных правил игры и национальной безопасности со всеми вытекающими из этого регулятивными последствиями для международного расширения этих компаний.

В 2010 году глобальный приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) незначительно увеличился (на 5%) и достиг 1,24 трлн. долларов. Если глобальное промышленное производство и мировая торговля уже вернулись к своим докризисным уровням, то объем потоков ПИИ в 2010 году оставался примерно на 15% ниже средних докризисных показателей и почти на 37% ниже пикового уровня 2007 года (диаграмма 1).

Диаграмма 1

Глобальный приток ПИИ, средние показатели за 2005–2007 годы и показатели за 2007–2010 годы (в млрд. долл.)

ЮНКТАД прогнозирует, что в 2011 году потоки ПИИ будут продолжать увеличиваться и достигнут 1,4-1,6 трлн. долл., или своего докризисного уровня. Ожидается, что в 2012 году они вырастут до 1,7 трлн. долл., а в 2013 году достигнут 1,9 трлн. долл., т.е. пикового уровня 2007 года (диаграмма 2). Рекордные денежные авуары, имеющиеся у ТНК, продолжающаяся корпоративная и промышленная реструктуризация, рост котировок на фондовых рынках и постепенный вывод средств государств из капитала финансовых и нефинансовых компаний, участие в котором использовалось в качестве мер поддержки во время кризиса, открывает новые инвестиционные возможности для компаний во всем мире.

Вместе с тем посткризисное состояние деловой среды сопряжено со множеством факторов неопределенности. Подъему в сфере ПИИ все еще могут помешать такие факторы риска, как непредсказуемость глобальной системы экономического управления, возможный широкомасштабный кризис суверенного долга и дисбалансы в бюджетах и финансовых секторах некоторых развитых стран, а также рост темпов инфляции и признаки перегрева экономики ведущих стран с формирующимися рынками.

Диаграмма 2

Глобальные потоки ПИИ, 2002-2010 годы, и прогнозы на 2011-2013 годы (в млрд. долл.)

В 2010 году на фоне улучшения экономических условий показатели международного производства, включая зарубежные продажи, занятость и активы ТНК, возросли (таблица 2 приложение 1). Согласно оценкам ЮНКТАД, объемы продаж и добавленной стоимости6 зарубежных филиалов во всем мире достигли соответственно 33 трлн. долл. и 7 трлн. долларов. Кроме того, их экспорт превысил 6 трлн. долл. и составил одну треть от глобального экспорта. Во всем мире ТНК в рамках своих операций как в странах базирования, так и за рубежом в 2010 году генерировали добавленную стоимость в размере приблизительно 16 трлн. долл., т.е. около четверти совокупного мирового ВВП.


3. ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦЫИ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

Текущий финансово-экономический кризис позволяет по-новому взглянуть на итоги развития экономики страны, глубже проанализировать условия и источники ее устойчивого развития в будущем. В перспективе посткризисное восстановление российской экономики должно зависеть не столько от динамики мировых цен на нефть, сколько от модернизации на основе инновационной стратегии развития. Комиссия Президента Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию российской экономики, первое заседание которой состоялось в июне 2009г., обозначила пять основных направлений инновационного прорыва России: ядерные технологии; космические технологии; медицинские технологии; стратегические информационные технологии; энергоэффективность и энергосбережение. Развитие вышеперечисленных инновационных направлений потребует существенных инвестиционных ресурсов, в первую очередь средств отечественных инвесторов, а также мер государственной поддержки. Однако в современном мире ни одна страна не может эффективно решать задачи модернизации своей экономики лишь собственными силами. Сегодня это тупиковый путь развития, неприемлем он и для России.

В последние годы обсуждается вопрос о том, нужны ли России иностранные инвестиции, если не в полной мере осваиваются внутренние финансовые ресурсы. Следует отметить, что объем иностранных инвестиций, поступающий в Россию, конечно, не решает проблему модернизации отечественной экономики. Однако данного рода вложения особенно в условиях сложившейся кризисной ситуации, нужны российской экономике. Так как помимо финансовых ресурсов они привносят новые технологии, опыт маркетинга и менеджмента, создают необходимую конкурентную среду, в результате чего создается база для расширения производственных возможностей страны и ее экономического роста.

В настоящее время возникшая экономическая ситуация удерживает крупных иностранных инвесторов от вложения капитала в российскую экономику и более того наблюдается его отток, что типично для страны экономика которой находится в кризисе. Так, по информации Росстата, на 01.01.2011. в экономику России поступило прямых иностранные инвестиции в общем объёме 42846 млн. долларов США, что на 6346 млн. долларов США больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года (таблица 3.).

Таблица 3

Динамика прямых инвестиций Российской Федерации

(сальдо операций платежного баланса, млн. долларов США)

В рассматриваемый период 2010 г. в экономику России поступили иностранные инвестиции из более 100 стран. В число основных стран-инвесторов входят: Люксембург (16,7%), Нидерланды (11,2%), Кипр (8,9%), Германия (8,9%), Великобритания (6,7%). На эти пять стран приходится 52,4% поступивших совокупных иностранных инвестиций. Доля остальных стран-инвесторов невелика. Следует уделить внимание тому факту, что инвестиционная активность Кипра в России на порядок превышает его экономический потенциал. Существуют разные точки зрения в отношении этого феномена. Считается, что инвестируемый капитал имеет российское происхождение. Однако однозначного заключения в отношении причин данного факта нет.

Необходимо отметить, что доля прямых иностранных инвестиций в структуре поступивших вложений, без учета кредитов, полученных от зарубежных совладельцев организаций, в общем объеме поступающих в российскую экономику не превышает 12%. Во многом такие результаты объяснятся сложными политическими и макроэкономическими условиями, в которых происходило привлечение иностранного капитала. Вместе с тем в значительной мере подобные неудачи связаны с недостатками самой политики в области привлечения иностранных инвестиций. Мы находимся в «инвестиционной ловушке», когда при острейшей нужде в инвестициях и наличии свободных финансовых ресурсов нет условий для их прибыльного использования, реальный сектор недостаточно восприимчив к инвестициям. Иностранным компаниям, готовым инвестировать реальный сектор, российские предприятия часто не могут предложить проекты, доведенные до серьезных программ и бизнес-планов развития. Многие предприятия по своей структуре и уровню менеджмента еще не способны эффективно использовать полученные средства. Нередки случаи, когда предприятия, нуждаясь во внешних инвестициях, не обеспечивают прозрачности своей деятельности для потенциальных инвесторов. Несмотря на формальное признание приоритетности задач по стимулированию зарубежных вложений, реальная деятельность государственных органов нередко прямо противоречила декларируемым целям, фактически создавая дополнительные барьеры на пути вкладчиков. В результате иностранные инвесторы сталкиваются с множеством законодательных и административных барьеров, как на федеральном, так и на региональном уровнях (во многих сферах хозяйственной деятельности действуют ограничения на доступ или деятельность иностранного капитала).

Наряду с проблемами, связанными с количеством приходящих в нашу экономику иностранных инвестиций, существуют и проблемы, связанные с их распределением по отраслям и регионам. Наблюдается ярко выраженная дифференциация регионов Российской Федерации по объемам притока иностранных вложений. Большая часть инвестиций традиционно приходится на Москву, Санкт-Петербург и Московскую область, а также на ключевые нефтедобывающие регионы - Сахалинскую и Тюменскую область и Республику Коми. Уровень развития отдельных регионов различается практически в десять раз.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время, при крайней ограниченности инвестиционных ресурсов и огромной потребности в них в целях осуществления структурной перестройки на более высокой технологической основе велика значимость прямых иностранных инвестиции для тех отраслей, государственные дотации которым минимальны. К таковым относятся отрасли АПК, энергетика, транспорт, связь, химическая промышленность.

В настоящее время возникшая экономическая ситуация удерживает крупных иностранных инвесторов от вложения капитала в российскую экономику и более того наблюдается его отток, что типично для страны экономика которой находится в кризисе. Так, по информации Росстата, на 01.01.2011. в экономику России поступило прямых иностранные инвестиции в общем объёме 42846 млн. долларов США, что на 6346 млн. долларов США больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года.

В 2010 г. в экономику России поступили иностранные инвестиции из более 100 стран. В число основных стран-инвесторов входят: Люксембург (16,7%), Нидерланды (11,2%), Кипр (8,9%), Германия (8,9%), Великобритания (6,7%). На эти пять стран приходится 52,4% поступивших совокупных иностранных инвестиций. Доля остальных стран-инвесторов невелика.

Таким образом, в настоящее время в России происходит увеличение притока прямых иностранных инвестиций. Тем не менее, в абсолютных цифрах иностранное инвестирование остается очень небольшим и явно не удовлетворяющим потребностей российской экономики. Это объясняется неблагоприятным инвестиционным климатом в стране в целом и по отношению к иностранным инвестициям в особенности. Более того, неблагоприятный инвестиционный климат приводит к тому, что некоторые российские компании отказываются от уже выделенных иностранных средств, поскольку их использование, учитывая высокое налогообложение и таможенные сборы, невыгодно.

Прямые иностранные инвестиции - это нечто большее, чем простое финансирование капиталовложений в экономику, хотя само по себе это крайне необходимо России. Прямые иностранные инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий. Размещая свой капитал в России, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые способы организации производства и прямой выход на мировой рынок.


СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ

  1. Международные экономические отношения: учебник/ под ред. Н.Н.Ливенцева. – 2-е изд., перераб. и доп., - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008
  2. Мировая экономика: учебник/ под ред. А.С. Булатова – 2е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2008
  3. Пестова А.А., Сухарева И.О, Солнцев О.Г. О стимулировании притока прямых иностранных инвестиций в российскую экономику с целью повышения «качества» экономического роста // Проблемы прогнозирования. - 2011. - №1. - C. 136-154
  4. Экономика России и других постсоветских стран: учеб. пособие/ под ред. А.С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2005
  5. http://www.un.org/ru/development/surveys/docs/investments2011.pdf
  6. http://website.vzfei.ru/volgograd/node/581
  7. http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d04/184inv22.htm

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таблица 2

Отдельные показатели ПИИ и международного производства, 1990 – 2010годы

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

16497. Факторы привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в арабские страны 18.13 KB
В рамках глобализации возникло новое явление в мировой экономике - международный рынок инвестиций, который представляет собой сферу обмена инвестиционного капитала и инвестиционных товаров между экономическими субъектами разных стран. В настоящее время усиливается роль трансграничного движения капитала в международных экономических отношениях и увеличиваются масштабы этого процесса. Международное движение капитала стало одна из основных форм международных экономических отношений.
16593. Рост и модернизация экономики на основе прямых иностранных инвестиций: опыт Центральной и Восточной Европы 19.96 KB
Рассматриваются факторы определившие высокую динамику притока ПИИ в эти страны влияние ПИИ на темпы роста и структурные сдвиги в экономике ее внутреннюю и внешнюю сбалансированность технологический уровень эффективность и конкурентоспособность производства развитие инновационной сферы. Льготы нарушавшие принцип равных условий для отечественных и иностранных инвесторов в процессе переговоров о присоединении к ЕС были отменены но фактически инструменты поощрения ПИИ сохранились перейдя в сферу политики занятости регионального развития...
19759. Роль иностранных инвестиций в экономическом развитии Казахстана 122.93 KB
Казахстан испытывает недостаток производственного капитала, современной технологии, технических знаний и опыта. Создание предпосылок для ускоренного экономического развития не может быть достигнуто только за счет интенсивного использования ограниченных внутренних ресурсов. Без привлечения внешних источников финансирования Казахстану практически невозможно решить проблемы инновационного развития, поставленные Президентом страны Н.Назарбаевым.
17669. Риск и страхование иностранных инвестиций 23.08 KB
Сущность и значение страхования страховой рынок Страхование – это совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счёт денежных взносов целевого страхового фонда предназначенного для возмещения возможного ущерба нанесённого субъектами хозяйствования или выравнивания потерь в семейных доходах в связи с последствиями происшедших страховых случаев. Экономическая категория страхования проявляется в практике хозяйствования в качестве одного из методов формирования и использования...
9881. Проблемы и пути привлечения реальных иностранных инвестиций в Россию 33.13 KB
Поэтому сегодня всё большее значение приобретает анализ источников возможных инвестиций, объективная оценка реальных возможностей их привлечения, а также путей решения проблем их мобилизации и проработка стратегий обеспечения эффективности привлекаемых инвестиций. Проблема инвестиционного потенциала и расширения форм привлечения иностранного капитала очень обширна
21258. ТЕНДЕНЦИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ. ОТДАЧА ОТ ИНВЕСТИЦИЙ В ОБРАЗОВАНИЕ 2.05 MB
Статистический обзор сферы образования и особенности её развития в России и странах ОЭСР. Динамика распространения образования среди населения России и стран ОЭСР. Страны-участницы Исследования профессиональных навыков взрослых the Survey of dult Skills: Австралия Австрия Бельгия Канада Чешская Республика Дания Эстония Финляндия Франция Германия Ирландия Италия Япония Корея Нидерланды Норвегия Польша Российская Федерация Словацкая Республика Испания Швеция Великобритания...
16238. Современные тенденции развития образования в России 17.83 KB
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Поэтому современные и будущие поколения нуждаются в эффективной динамичной системе образования основанной на инновационных...
13834. Современные тенденции развития системы обязательного социального страхования 56.62 KB
Предоставление обеспечения гражданам по системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний производится в виде: пособия по временной нетрудоспособности; единовременных и ежемесячных страховых выплат; оплаты расходов на социальную и профессиональную реабилитацию лиц, пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
13967. Современные тенденции развития народной художественной культуры в России 40.33 KB
Современные тенденции развития народной художественной культуры в России. Промежуточные формы культуры. Актуальность данного исследования состоит в том что вторая или как вариант вторичная жизнь традиции социальное проигрывание разных вариантов включения ее в современный культурный мир и живой обиход повышают роль исторической народной культуры прежде всего художественной в новых обстоятельствах когда общество и человек сталкиваются с неизбежной перспективой многовариантности во всех планах: собственно культурном социальном...
17713. Маркетинговые коммуникации. Современные тенденции развития маркетинговых коммуникаций 60.33 KB
Маркетинговые коммуникации - это налаженные взаимосвязи между субъектами маркетинговой системы, результатом успешной работы которых является маркетинговая деятельность. Маркетинговые коммуникации - это важнейшая структура в современном маркетинге. Самыми эффективными маркетинговыми коммуникациями были признаны рекламные ролики в СМИ.

Увеличение роли и масштабов потоков ПИИ в международной экономике вызвано возможностью получения взаимной выгоды от ПИИ как для стран-доноров, так и для стран - реципиентов ПИИ. По данным Международного валютного фонда, вывоз ПИИ в миро­вом масштабе увеличился за период с 1981 по 2000 г. более чем в 23 раза, ввоз - более чем в 20 раз.

Крупные национальные компании, развиваясь, имеют большой потенциал роста за счет снижения средних издержек производ­ства и действия положительного эффекта масштаба производства. Но увеличение производства ограничивается рамками емкости спроса на национальном рынке. В этих условиях расширение про­изводства за счет выхода на мировой рынок открывает новые перс­пективы продажи товаров на зарубежных рынках и получение дополнительной прибыли за рубежом. На этом этапе стали органи­зовываться транснациональные корпорации, которые ориентирова­лись на внешнеторговую деятельность и организацию производства в странах, предъявляющих спрос на продукцию транснациональной корпорации. Переводя производство за рубеж, транснациональные корпорации стали замещать экспорт товаров экспортом самого про­изводства, прибегая к стратегии ПИИ. Организация собственного производства за рубежом может стать более предпочтительной формой экспансии, чем товарный экспорт, так как организация Производства за рубежом:

Ведет к экономии на импортном тарифе и транспортных рас­ходах;

Происходит экономия транзакционных издержек;

Развитые страны имеют возможность использовать более дешевую рабочую силу и сырье стран - реципиентов ПИИ;

Страны - доноры ПИИ зачастую используют возможность
получения дополнительной прибыли за счет использования более
низких экологических стандартов в стране - реципиенте ПИИ.

Страны - реципиенты ПИИ откликнулись на возможность пе­рейти на догоняющую модель развития за счет привлечения ПИИ. Были оценены преимущества использования современного запад­ного менеджмента; более совершенных, чем доморощенные, произ­водственных технологий для увеличения темпов и качества роста национальной экономики. Спрос на ПИИ со стороны стран-реципи­ентов возрос, и стали формироваться и использоваться специаль­ные программы, использующие побудительные механизмы для усиления выгодности иностранного инвестора. Странами - реци­пиентами ПИИ сегодня используется широкий спектр мер, при­званных увеличить объемы ПИИ. Среди этих мер можно выделить прежде всего:

Гарантирование государством инвестиционных рисков;

Государственную организационно-правовую поддержку, при­званную снизить транзакционные издержки;

Налоговые льготы и субсидии;

Льготы по вывозу оборудования на организуемые предприятия.
Считается, что ПИИ может стать мощным рычагом увеличения


темпов развития экономики. Выделяют следующие выгоды привлечения ПИИ для принимающей страны:

Результатом привлечения ПИИ может быть мультиплика­тивный эффект развития смежных производств. ТНК начинают вкладывать средства не только непосредственно в производство и торговлю, но и в развитие смежных производств. Организовывают­ся ремонтные и обслуживающие отрасли, вкладываются средства в формирование рыночной инфраструктуры, необходимой для продвижения товаров на рынок и увеличения конкурентных пре­имуществ выпускаемых товаров. В этом случае увеличение ВВП происходит на большую величину, чем величина ПИИ, за счет мультипликативного эффекта развития смежных производств.

Таким образом, ПИИ может явиться импульсом дальнейшего увеличения темпов роста экономики в целом;

иностранные инвесторы часто делают ставку на успех проек­та не только за счет привлечения дополнительного капитала в про­изводство, но и за счет сочетания финансовых вложений с использо­ванием эффективных навыков управления производством. Таким образом, перенос навыков управления инвестора на предприятия

Получатель ПИИ становится нефинансовым рычагом развития производства. Понимая значение грамотного управления для развития экономического потенциала страны, в Китае была принята программа, согласно которой иностранные инвесторы должны были в обязательном порядке Уз управленческого персонала фор­мировать из китайских служащих, что позволило Китаю в дальнейшем перенять западный опыт управления производством и вырастить отечественных специалистов-управленцев западного об­разца;

Привлечение ПИИ дает возможность использовать передо­вые иностранные или внедрять новые отечественные технологии производства. Таким образом, происходит смена экстенсивного типа развития производства за счет вовлечения в него дополни­тельных ресурсов на интенсивный тип развития, основанный на смене технологии производства и выпуске товаров более высокого качества. Именно это привлекает страны догоняющего развития:

Становятся орудием прорыва на более высокий уровень технологического развития;

ПИИ способствуют созданию новых рабочих мест, улучшению качества производственной, рыночной и социальной инфраструктуры и, наконец, росту благосостояния работников. В конечном счете увеличивается социально-экономическая стабильность региона в целом;

ПИИ способствуют улучшению макроэкономического и финансового состояния страны за счет роста товарного предложения

ВНП. Последствиями этого для страны, принимающей ПИИ, ста­новятся: рост доходов населения, сокращение безработицы и инфляции; рост собираемости налогов увеличивает доходную часть государственного бюджета, сокращает угрозу дефицита государ­ственного бюджета и уменьшает потребность в государственных заимствованиях. Кроме того, рост доходов у отечественных предприятии, скооперированных с иностранными инвесторами, приводит к росту денежной массы и к снижению процентных ставок. Удешевление кредита, в свою очередь, приводит к стимулированию инвестиционной активности в национальной экономике и к укреп­лению национальной валюты.

Возможность получить столь очевидные преимущества при­влечения ПИИ привлекает развивающиеся страны пуститься в по- ; гоню за мировыми ПИИ потоками. Однако ПИИ могут обернуться Для принимающей страны серьезными проблемами, если не учи­тывать возможного негативного влияния ПИИ на развитие нацио­нальной экономики. К негативным последствиям привлечения ПИИ для принимающей страны можно отнести:

Крупные иностранные инвесторы, и прежде всего ТНК, могут
видеть в отечественных предприятиях не партнера по бизнесу,
а прямого конкурента. В этом случае для ТНК весьма соблазни­
тельной стратегией завоевания рынка сбыта собственной продук­ции становится выкуп предприятия-конкурента для его дальней­шего банкротства и закрытия. Зная это, страны, принимающие
ПИИ, как правило, законодательно вводят ограничения, защи­щающие отечественные предприятия от подобного развития сце­нария. Проводятся инвестиционные конкурсы, по условиям кото­рых иностранные инвесторы не только получают право выкупить долю отечественного предприятия, но им вменяются обязанности инвестировать средства в развитие производства. Несоблюдение обязанностей развития производства дает право предприятию, принимающему ПИИ, расторгнуть сделку и отобрать у иностран­ного владельца право владения долей предприятия;

Кроме прямого «обанкрочивания» отечественных конкурен­тов иностранными конкурентами, существует опасность сворачи­вания отечественного производства, которое не выдерживает це­новой конкуренции и конкуренции качества крупного ТНК, ис­пользующего преимущества положительного эффекта масштаба, налаженной системы управления и продвижения товара на рынок.
Сокращение отечественного производства является крайне нега­тивным последствием проникновения на рынок иностранных кон­курентов, так как каждое государство заинтересовано прежде все­го в развитии собственного производства, а не в его подавлении. Поэтому иностранные инвестиции можно пускать только на те рынки, развитие которых в настоящий момент за счет собственных источников затруднительно. Тогда эти рынки сознательно отдают­ся иностранным инвесторам, поскольку производство с помощью привлечения ПИИ более выгодно для страны, чем импорт;

ПИИ недопустимо применять на стратегически важных производствах, использующих секретные технологии, материалы или знания. В этих областях проникновение ПИИ может использовать­ся как инструмент промышленного коммерческого или военного шпионажа. Должна быть законодательно оговорена невозмож­ность проникновения ПИИ в стратегически важные для страны от­расли и сферы экономики;

Промышленно развитые страны имеют жесткие экологиче­ские нормы производства. Это может значительно снизить эффек­тивность проектов, в которых технология производства предпола­гает загрязнение окружающей среды или причинение вреда здоровью человека. В этих условиях бывает более выгодно перенести
производство в развивающуюся страну, где законодательство обременено жесткими экологическими стандартами, чем исполь­зовать дорогостоящие очистные сооружения у себя в стране.

Страны, принимающие ПИИ, по-разному реагируют на возможность существенного ухудшения экологической обстановки: одни страны ужесточают экологические нормы, другие - как, например, Индия, - сознательно идут на прием экологически опасных ПИИ, в надежде любыми средствами увеличить темпы роста национальной экономики;

И наконец, существует опасность приема криминального капитала, который может быть нацелен не на развитие законопо­слушного производства за рубежом, а на распространение за рубеж своей криминальной деятельности. Чтобы избежать этого, странам, принимающим капитал, приходится проверять легальность происхождения ввозимого капитала.

Основная выгода использования ПИИ странами-донорами сводится к возможности получения большей нормы прибыли, чем при использовании инвестиций в национальной экономике. Если раскрыть этот вопрос более подробно, то к числу выгод от ПИИ для страны-донора капитала следует отнести:

В период бурного экономического роста возможен «перегрев»
экономики, когда в экономику вкладывается слишком много инвестиций, что может привести к перепроизводству товаров и дальнейшему глубокому экономическому спаду. В этом случае использование капитала не у себя в стране, а за рубежом позволяет снизить остроту проблемы перенакопления капитала и сделать экономический рост более длительным и постепенным;

С помощью размещения производства в разных странах про­изводители получают возможность экономии на средних издержках производства за счет действия положительного эффекта мас­штаба;

Возможность экономии затрат за счет более низкой стоимости рабочей силы, сырья, снижения транспортных расходов и т. п.;

Возможность с помощью ПИИ получить монопольную прибыль, недоступную на национальном рынке. Такая ситуация возможна, когда на национальном рынке существует жесткая конку­ренция, выпускаемая продукция не является уникальной, так как конкуренты производят аналогичную продукцию такого же ка­чества. Но на зарубежном рынке эта продукция может быть уникальной, что позволяет инвестору, производя и реализуя продук­цию за рубежом, получать монопольную прибыль;

Возможность получать доход от морально устаревшего и
вредного производства. Выпускаемая продукция может оказаться соответствующей экологическим стандартам или же морально устаревшей и неконкурентоспособной на внутреннем рынке. В этом случае перемещение производства в экономически менее разви­тую страну, не обладающую передовыми технологиями или не об­ремененную высокими экологическими нормами, может оказаться весьма успешной бизнес-стратегией, позволяющей значительно увеличить жизненный цикл товара и получать прибыль, недоступ­ную на внутреннем рынке страны экономической или политической ситуации в своей стране. Если возни­кает угроза конфискации или потери капитала в своей стране, то ка­питал вывозится за рубеж. В этом случае можно говорить о «бегстве капитала», так как основным критерием вывоза капитала становит­ся не увеличение прибыли, а снижение риска потери капитала. При бегстве капиталов происходит сдерживание экономического роста страны, так как необходимые для поддержания экономического рос­та инвестиции не вкладываются в стране, а утекают за рубеж.

Наряду с выгодами использования ПИИ для страны-донора возможны и потери:

Возможно сдерживание экономического роста страны в слу­чае «бегства капитала», так как необходимые для поддержания экономического роста инвестиции не вкладываются в стране, а утекают за рубеж;

Отток капитала делает его более дорогим фактором произ­водства. увеличение цены капитала неизбежно приводит к сниже­нию инвестиционной активности и темпов экономического роста.
Это может быть не выгодно стране, если она находится на стадии экономического кризиса или оживления экономики, когда необхо­димость инвестиций для страны высока;

Вывоз капитала отрицательно сказывается на уровне занято­сти в стране - доноре капитала;

Отток капитала отрицательно сказывается на платежном ба­лансе страны.

Приоритетное значение среди рассмотренных форм иностранных инвестиций имеют прямые инвестиции, поскольку они оказывают существенное воздействие на национальные экономики и междуна­родный бизнес в целом.

Позитивное влияние ПИИ на экономику принимающей страны выражается в следующем:

*создание дочерних компаний и филиалов ТНК содействует расширению капиталовложений в экономику, росту производительности труда и занятости;

* наблюдается передача технологий, управленческих и маркетинговых навыков (но это наблюдается не всегда);

* расширяется доступ национальных фирм на международные рынки сбыта, т. е. налаженные связи ТНК нередко используются для экспорта товаров;

* ТНК покрывают риски, с которыми могут столкнуться их филиалы в принимающих странах. Если филиал нерентабелен, полученные доходы репатриируются, т. е. капиталовложения окупаются за счет прибыли;

* ПИИ обеспечивают дополнительные ресурсы и возможности, а именно: капитал, технологическое и управленческое искусство, культура труда;

* происходит вливание в экономику нового предпринимательства и дополнительной конкуренции;

* путем более эффективного управления размещением ресурсов, конкурентными стимулами и эффектами перепроизводства или отношениями поставщиков к потребителям можно поднять внутренние ресурсы и возможности, а также производительность местных фирм. В результате создаются новые рабочие места;

* рост экономики, стимулируемый иностранными инвестициями, приводят к росту суммы налоговых поступлений в казну;

* улучшается торговый баланс страны за счет замещения импорта внутренним производством. Улучшение платежного баланса. И как результат – стабильность валютного курса;

* включение страны в мировой рынок и в международное разделение труда;

* социальная интеграция с другими странами через обмен взглядами на отношение к работе, повседневным национальным обычаям и поведенческим нормам.

Однако ПИИ могут приводить и к негативным последствиям, в числе которых:

* принимающая страна теряет контроль над национальным производством и выбором стратегии развития. Фактически ПИИ означают передачу контроля над отдельными отраслями иностранным фирмам, определяющим стратегию развития;



* ПИИ могут вытеснять менее конкурентоспособные по сравнению с зарубежными национальные компании;

* ПИИ негативно влияют на платежный баланс принимающей страны, если филиалам требуется увеличение импорта (негативный эффект сильнее при импортозамещающем характере производства);

* в долгосрочной перспективе ПИИ ведут к росту издержек, т. к. чем длительнее срок вложений, тем выше репатриированные доходы и роялти. Происходит так называемое старение инвестиций, и возможно, что объем вывезенного капитала в форме полученных доходов превысит объем вложенных ПИИ;

* стили предпринимательского управления, культура труда могут быть нежелательными для местных фирм или рабочей силы;

* неправильный способ конкуренции может привести к монополии;

* могут ограничить подъем местных ресурсов и возможностей посредством ограничения привлекательности организации производства местной продукции через низкие цены на товары;

* в результате может быть снижена экономическая активность, которая приведет к снижению налоговых поступлений;

* возможно ухудшение платежного баланса страны через ограничения экспорта и продвижение импорта или посредством вытеснения местных фирм, которые экспортируют больше, а импортируют меньше;



* возможно вмешательство в политический процесс в стране, принимающей инвестиции.

Если же в целом говорить о значении иностранных инвестиций, то для страны-реципиента иностранные инвестиции имеют ряд существенных преимуществ по сравнению с дру­гими формами международного экономического партнерства, а именно:

· во-первых, это дополнительный источник накопления, существенно увеличивающий ресурсы для обновления и расширения основного капитала, реализации инвестиционных проектов и программ, обеспечивающих оживление и подъем экономики, насыщение внутреннего рынка конкурентоспособными товарами и услугами, дополнительными источниками (через налоги) пополнения государственного бюджета;

· во-вторых, прямым иностранным инвестициям обычно сопутствует приток, как было отмечено, прогрессивных технологий, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции по двум основным параметрам: по уровню новизны и качества производимых товаров и услуг и по издержкам их производства. Вкладывая свой капитал в тот или иной проект, иностранный инвестор прямо заинтересован в том, чтобы производимая продукция пользовалась спросом. Причем ее конкурентоспособность должна быть гарантирована на период, по крайней мере, соответствующий возврату вложенного капитала;

· в-третьих, иностранные инвестиции способствуют преодолению профессиональной некомпетентности непосредственных участников инвестиционного процесса: отдельных руководителей различных уровней, менеджеров, конструкторов, инженеров и рабочих. Иностранные инвестиции в конкретные объекты обычно сопровождаются обучением персонала – переподготовкой его на месте, зарубежными стажировками. Это помогает эффективно использовать новые технологии, рыночные механизмы и развивать международные контакты;

· в-четвертых, иностранные инвестиции побуждают к освоению и закреплению международного опыта функционирования рыночной экономики, адаптации к новым «правилам игры». Сближение экономических условий функционирования капитала с общепринятыми в мировой практике, гарантии его защиты способствуют притоку иностранного капитала, порождает уверенность инвестора в возврате вложенных средств. Одновременно ускоряется процесс формирования в стране инвестиционного климата, благоприятного как для зарубежных, так и для отечественных инвесторов. Привлечение иностранных инвесторов ускоря­ет процесс разгосударствления, демонополизации экономики и формирования многообразных форм собственности и т. п.;

· в-пятых, поток иностранных инвестиций ускоряет процесс включения экономики страны в мировое хозяйство. Развитие эффективных интеграционных процессов благоприятствует использованию преимуществ международного разделения и кооперации труда, проведению эффективного маркетинга, поиску своего места на мировом рынке товаров и капитала;

· в-шестых, приток иностранных инвестиций способствует укреплению социально-политической стабильности внутри страны и в международных отношениях, что немаловажно для обеспечения национальной безопасности. Инвесторы заинтересованы в улучшении инвестиционного климата, а следовательно, и в снижении социально-политического риска при осуществлении инвестиционной деятельности.

Необходимо отметить также и причины вывоза капита­ла. К основным можно отнести:

Относительный избыток капитала в стране-доноре, что позволяет размещать капитал за границей в поисках срав­нительно большей прибыльности;

Стремление к максимизации прибыли за счет более дешевого за рубежом сырья, земли, рабочей силы, более низ­ких налогов и требований к охране природной среды, льгот­ных кредитов;

Завоевание рынка другой страны, который защищен таможенными барьерами (такое поведение характерно для политики японских фирм в США). В этих случаях чаще возникают совместные с местными фирмами предприятия, и именно они становятся наиболее характерной формой за­рубежного предпринимательства;

В отдельных случаях вывоз товаров из стран – получа­телей иностранного капитала позволяет окольным путем проникать на рынки третьих государств, установивших эм­барго на продукцию стран пребывания родительской корпорации. Например, Израиль и Южная Корея ввели запрет на ввоз автомобилей из Японии. Но такой запрет не распрост­раняется на импорт автомобилей, производимых в филиалах японских фирм, расположенных в США;

Внедрение результатов собственных научно-техничес­ких исследований и разработок, в том числе запрещенных у себя в стране.

Могут существовать и политические причины экспорта капитала, особенно государственного. Ведущие страны мира напрямую заинтересованы в определенной эволюции новых государств, поэтому они используют экспорт капитала как политическое средство давления на них, а уж затем как экономическую помощь. Цель такого экспорта капитала – не получение прибыли, а выполнение определенных поли­тических и идеологических интересов.

Специфика восприятия инвестиций, как экономического феномена, неоднозначна и во многом предопределяется принадлежностью страны к группе развитых или развивающихся стран. Так, развитые страны в ряде случаев опасаются подрыва контроля над национальными экономическими ресурсами и поэтому пытаются ограничить иностранные инвестиции на своей территории. В целом же они придерживаются политики либерализации инвестиционной деятельности. Позиция развивающихся стран двойственна: они обеспокоены тем, что иностранные фирмы будут вкладывать средства в их экономику, и тем, что инвестиции сократятся. Таким образом, с одной стороны, существуют опасения эксплуатации, а с другой – опасения, что ограничится доступ к иностранному капиталу и технологиям. Правительства запрещают или ограничивают прямое инвестирование в некоторые отрасли, где присутствие зарубежных фирм рассматривается либо как непозволительно расточительное, либо как формирующее избыточное иностранное влияние. В качестве условий иностранного инвестирования правительства часто выдвигают такие требования, как использование местных полуфабрикатов и узлов, осуществление НИОКР в принимающей стране, расширение экспорта. С другой стороны, некоторые правительства активно привлекают ТНК на территорию страны, влияние и число которых постепенно возрастает.

Тем не менее, однозначного ответа на вопрос о влиянии иностранных инвестиций нет, как нет единого экономического пути достижения абсолютного благосостояния. Кроме экономических факторов на оценку феномена иностранных инвестиций, вкладываемых в национальную экономику, в значительной мере влияют политические факторы, общественное мнение и т. п.

Цели привлечения иностранного капитала весьма раз­нообразны и определяются теми приоритетами, которые име­ет каждая страна. Большинство государств использует ино­странные инвестиции для индустриализации, повышения наукоемкости производства, роста занятости населения и др. Многие развивающиеся государства строят на базе иностранного капитала стратегии импортозамещения, а также экспортной ориентации производства.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные признаки инвестиций.

2. В чем заключается экономическая сущность международных инвестиций?

3. Какие функции выполняют международные инвестиции в мировой экономике?

4. По каким критериям можно классифицировать инвестиции?

5. Какие виды международных инвестиций вы знаете?

6. Каковы основные отличительные черты прямых, портфельных и прочих иностранных инвестиций?

7. Какие положительные и отрицательные эффекты могут вызывать иностранные инвестиции?

8. Каковы причины экспорта и импорта капитала?

Литература

1. Зубченко, Л. А. Иностранные инвестиции: учеб. пособие для студентов / Л. А. Зубченко – М.: Зерцало. – М., 2004. – 144 с.

2. Инвестиции: учеб. / С. В. Валдайцев, П. П. Воробьев и др.; под ред.

В. В. Ковалева, В. В. Иванова, В. А. Лялина. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 440 с.

3. Кадочников, С. М. Прямые зарубежные инвестиции: микроэкономический анализ эффектов благосостояния / С. М. Кадочников. – СПб.: Экономическая школа, 2002. – 267 с.

4. Марголин, А. М. Инвестиции: учеб./ А. М. Марголин. – М.: Издательство РАГС, 2006. – 464 с.

5. Международные экономические отношения: учеб. для вузов / В. Е. Рыбалкин, Ю. А. Щербанин, Л. В. Балдин и др.; под ред. В. Е. Рыбалкина. – 5-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 605 с.