Прямое государственное регулирование. Курсовая работа косвенные методы регулирования экономических процессов

Прямое государственное регулирование. Курсовая работа косвенные методы регулирования экономических процессов

Можно выделить две группы методов государственного регулирования: прямые и косвенные. Границы между ними часто носят условный характер и поэтому некоторые методы являются методами смешанного типа.

Структура используемых методов зависит от форм собственности объектов регулирования. Прямые методы шире используются в управлении государственной и муниципальной собственностью. Косвенные методы применяются в основном к объектам негосударственных форм собственности.

Методы прямого государственного регулирования.

К прямым методам относятся административные методы воздействия государственных органов на деятельность субъектов рыночных отношений. Примером административных прямых методов регулирования была социалистическая система хозяйствования. В условиях рыночной экономики возможности применения прямых методов регулирования резко сокращается.

Методы прямого государственного регулирования включают в себя:

1. финансовую поддержку (субсидии) государства отдельным фирмам, убыточность и банкротство которых могут иметь серьезные экономические и финансовые последствия для экономики страны;

2. проведение макроструктурных сдвигов с целью предупреждения структурных кризисов через разработку и финансирование научно-технических, экономических и других государственных программ;

3. финансирование социальной сферы: образования, здравоохранения, бирж труда, переподготовки высвобождаемых работников и т.д.;

4. введение обязательных стандартов, за невыполнение которых государство применяет соответствующие санкции. Это, в основном, стандарты социального характера: экономические, санитарные и др.;

5. антимонопольные меры, направленные на предупреждение образования новых и контроль за деятельностью и ликвидация уже существующих монополий;

6. государственные закупки и заказы, которые влияют на распределение дохода и ресурсов;

7. государственное предпринимательство в областях, в которых требуются огромные инвестиции и риск, а будущая норма прибыли носит неопределенный характер.

Методы косвенного государственного регулирования

К косвенным методам относятся налогово-бюджетное и кредитно-денежное регулирование.

1. Налогово-бюджетное регулирование. Современные государственные бюджеты выполняют не столько обычные фискальные функции, т.е. аккумуляцию части доходов субъектов экономики, необходимую для финансирования деятельности государства, сколько активные перераспределительные функции, регулирующие развитие социальных и экономических процессов. Кроме выполнения традиционных фискальных функций налоговая система становится все более активным инструментом государственного регулирования. Важную роль играет при этом система налоговых льгот.

2. Кредитно-денежное регулирование. Оно предполагает манипулирование процентной ставкой, условиями кредита, нормами обязательных резервов банков, объемом денежной массы.

Более подробно эти методы будут рассмотрены в § 7.4. Последователи Дж.М. Кейнса поощряют расширение государственного вмешательства в экономику и первостепенную роль отводят бюджетно-налоговым методам регулирования. Современные последователи неоклассического направления - монетаристы - считают, что рыночная экономика обладает способностью к саморегулированию и выступают за ограничения государственного вмешательства. Центр тяжести они переносят на кредитно-денежное регулирование.

Полувековой опыт регулирования экономики в развитых странах показывает, что влиять на конкурентный рынок можно в основном косвенными, экономическими методами. Это не означает, что в развитом рыночном хозяйстве административные методы вообще не имеют права на существование. Бывают ситуации, характерные именно для рыночной экономики, когда применение таких методов не только допустимо, но и необходимо.

Сами косвенные методы регулирования экономики надо использовать очень осторожно, не подменяя ими рыночный механизм. Надо помнить, что нет ни одного экономического регулятора, который давал бы одинаковый эффект на любом рынке, в любое время в различных национальных экономиках. Более того, один и тот же регулятор может дать на одном рынке при изменении ситуации противоположный эффект. Большинство регуляторов оказывают противоположное воздействие на экономику.

Любая экономика, в том числе и рыночная, обладает определенной инерционностью. Экономические процессы требуют затрат ресурсов и времени. Поэтому неизбежно возникает эффект запаздывания, появляется лаг (разрыв во времени), отделяющий изменения цели от изменений инструмента. Поэтому одна из важнейших проблем государственного регулирования: необходимо заранее знать не только вероятный результат воздействия на экономику данным регулятором, но и то, когда его можно ожидать.

Прежде чем осуществлять свои важнейшие функции - регулирования социально-экономических процессов, исправления недостатков рыночного ведения хозяйства, осуществление перераспределения доходов - государство формирует свою экономическую политику.

Экономическая политика государства - это формирование системы социально-экономических целей развития страны, основных заданий, направлений и средств их достижения.

Экономическая политика всегда должна быть гибкой, твердой и стабильной, создавать благоприятные условия для развития всех хозяйственных единиц. Экономическая политика не определяет цифровые величины развития, а только формирует фундаментальные направления развития экономики, которых следует неуклонно придерживаться.

Стабильность экономической политики необходима для ориентации потребителей и производителей в сложных рыночных условиях, согласование глобальных приоритетов развития общества.

Для успешной реализации экономической политики важное значение имеет разъяснительная работа относительно целей, приоритетов, ожидаемых последствий. Важно создать политическую атмосферу в обществе, которая способствовала бы реализации провозглашенной экономической политики.

Экономическая политика государства реализуется в форме антициклической (антикризисной), структурной, инвестиционной, амортизационной, научно-технической, ценовой, фискальной, внешнеэкономической, социальной, экологической, региональной политики.

Антициклическая политика направлена в поддержку определенных стабильных темпов экономического роста (регулирования макроекономической конъюнктуры).

Структурная политика предусматривает формирование современной структуры национальной экономики.

Амортизационная политика призвана поощрять нагромождение капитала, которое станет основой расширения и обновления производства.

Государственная инвестиционная политика регулирует капиталовложение для структурной перестройки экономики, его технического и технологического обновления и модернизации.

Научно-техническая и инновационная политика направлена на развитие науки, -техники, обеспечение стратегических научно-технических разработок.

Ценовая политика обеспечивает механизмы влияния государства на цены и ценообразования, формирует ценовую стратегию и тактику.

Фискальная политика определяет механизмы частичного исключения доходов субъектов ведения хозяйства для формирования государственного бюджета.

Внешнеэкономическая политика охватывает регулирование разных аспектов внешней торговли, контроль за передвижением капиталов, рабочей силы, поддержку отечественного производителя за границей.

Социальная политика сосредоточивается на формировании эффективных условий жизни всех членов общества, отношений между социальными группами, обеспечении эффективной занятости, создании социальных гарантий и условий для улучшения благосостояния населения.

Экологическая политика направлена на обеспечение экологического равновесия, охрану окружающей среды, создания безопасных условий жизни.

Региональная политика обеспечивает сбалансированное и комплексное развитие отдельных территорий страны, исходя из общегосударственных и региональных интересов.

Осуществляя экономическую политику, следует учитывать объективное действие экономических законов на макро- и микроэкономическом уровнях. Научное обоснование нужное для того, чтобы формирование экономической политики не зависело от субъективных действий и намерений, а вытекало и подчинялось требованиям рыночных отношений, учитывало экономическую свободу. Существуют универсальные законы, присущие процессам разных формаций и рыночные.

Основной экономический закон провозглашает самое полное удовлетворение материальных и духовных потребностей всех членов общества. Конкретизация его действия реализуется экономической политикой государства на определенный период времени.

Закон стоимости является определяющим законом рыночной экономики и проявляется в процессе товарно-денежных отношений. Закон стоимости - это соотношение спроса и предложения. Он определяет условия хозяйственного развития, финансов и кредитов, цен и тарифов, денежного обращения и тому подобное.

Закон пропорциональности способствует оптимальному соотношению пропорций между частями экономики: производством и потреблением, отраслями народного хозяйства, секторами экономики, территориями, трудовыми ресурсами и рабочими местами и тому подобное.

Создание эффективных пропорций, которые не по силам рынку, осуществляется в процессе государственного регулирования экономики.

Закон экономии времени отображает соотношение рабочего времени, потраченного на разные виды деятельности. Он предусматривает, что чем меньше времени тратится на производство, тем более его остается на удовлетворение социально-культурных потребностей.

Методы государственного регулирования экономики

Государственное регулирование экономики предусматривает использование ряда методов. Под методами государственного регулирования экономики понимают способы влияния государства в лице законодательных и исполнительных органов на сферу предпринимательства, инфраструктуру рынка, некоммерческий сектор экономики с целью создания или обеспечения условий их деятельности в соответствии с национальной экономической политикой.

По средствам влияния на субъекты рынка методы государственного регулирования разделяются на две группы: прямого и непрямого (опосредствованного) влияния.

К методам прямого государственного влияния относятся следующие:

    определение стратегических целей развития экономики и их отражения в индикативных и других планах, целевых программах;

    государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнения работ, предоставления услуг;

    государственная поддержка программ, заказов и контрактов;

    нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции;

    правовые и административные ограничения и запрещения относительно производства определенных видов продукции;

    лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, то есть внешнеторговых операций.

Прямые методы государственного регулирования экономики не предусматривают создания дополнительного материального стимула, не угрожают финансовыми убытками и опираются на силу государственной власти.

Методы непрямого (опосредствованного) государственного регулирования основываются преимущественно на товарно-денежных рычагах, определяют правила игры в рыночном хозяйстве и влияют на экономические интересы субъектов хозяйственной деятельности. К этим методам относятся:

    налогообложение, уровень налогообложения и система налоговых льгот;

    регулирование цен, их уровни и соотношения;

    плата за ресурсы, процентные ставки за кредит и кредитные льготы;

    таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.

Сфера применения опосредствованного регулирования в меру развития рыночной экономики значительно расширяется. В то же время уменьшаются возможности прямого вмешательства государства в процессы расширенного воспроизводства.

В зависимости от средств влияния на рынок различают правовые, административные, экономические, в частности кредитно-денежные, методы регулирования (рис. 2). Механизм сочетания методов прямого и опосредствованного регулирования, а также правовых, административных и экономических методов может быть разный в зависимости от степени развития рыночных отношений, финансовой и экономической ситуации в стране.

С развитием рыночных отношений, привлечением к процессу регулирования инструментов рынка методы прямого регулирования, административные, как правило, уступают место опосредствованным, экономическим. Рассмотрим принципиальные отличия между административными и экономическими методами.

Административные, или прямые, методы государственного регулирования ограничивают свободу выбора субъекта. Например, директивные плановые задания по объему и ассортименту производственной продукции или централизованное установленные цены на товары и услуги - типичные методы административного регулирования в плановой экономике - лишают предприятие возможности альтернативного использования ресурсов. Предприятие обязано произвести продукцию заданного ассортимента, объема и реализовать ее по определенной цене.

Экономические, или опосредствованные, методы государственного регулирования не ограничивают свободу предпринимательского выбора. Например, снижение налога на бизнес или учетной ставки процента - типичные методы экономического регулирования, направлены на увеличение объемов производства и усиление инвестиционной активности предприятий. Последние увеличивают инвестиции и объемы производства не из-за того, что у них нет другого выхода, потому что им предоставлена полная свобода относительно выбора производственной программы и инвестиционной политики. Благодаря уменьшению налогов и учетной ставки процента увеличения объемов производства и инвестиций для предприятия становится выгоднее, чем раньше.

Разграничение административных и экономических методов государственного регулирования в некоторой степени условно. Чтобы задействовать какой-нибудь опосредствованный регулятор, соответствующие государственные органы должны предварительно принять административное решение, например, относительно изменения налоговых ставок, о предоставлении налоговых льгот или продаже центральным банком государственных облигаций. В этом случае какие-нибудь экономические регуляторы имеют признаки администрирования.

Какой-нибудь административный регулятор, прямо побуждая субъектов ведения хозяйства выполнять определенные действия, в то же время опосредствовано влияет на отдельные экономические процессы. Например, административное повышение цен не только непосредственно определяет их новый уровень, но и через цены опосредствовано влияет на уровень спроса и предложения. Следовательно, какие-нибудь административные методы регулирования имеют признаки, характерные для экономических, опосредствованных регуляторов. Однако рассмотренный критерий дает возможность обычно без особых проблем отличать экономические методы от административных. Разграничение их является принципиально важным относительно природы рыночных отношений.

Правовое регулирование

Практика государственного регулирования экономики в развитых странах свидетельствует о том, что в механизме регулирования принимают участие правовые, административные и экономические методы.

Под методами понимают средства влияния государства на сферу предпринимательства с целью создания или обеспечения условий их деятельности в соответствии с принятой национальной экономической политикой.

Правовое регулирование - это деятельность органов государственной власти и управления относительно установления и контроль за соблюдением обязательных юридических правил поведения субъектов права.

Среди правовых методов регулирования экономики важное место занимают законы, направленные на длительную правовую регуляцию рынка.

Постановления, указы, декреты, решения выполняют функции краткосрочного, или оперативного регулирования.

В Украине создана определенная правовая основа для функционирования рыночных отношений, в частности, принятые Конституция и Законы "О собственности", "О банках и банковской деятельности", "Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции", "О банкротстве", "Об инвестиционной деятельности", "О защите иностранных инвестиций в Украине", "О государственной пошлине", "О единственном таможенном тарифе", "Об оплате труда" и пр.; указы и распоряжения Президента Украины; постановления и распоряжения Кабинета Министров; нормативные акты местных государственных администраций и органов местного самоуправления.

Однако опыт функционирования народного хозяйства в Украине свидетельствует о недостатках действующего правового регулирования. В первую очередь, к ним относятся некомплектность законодательной базы, несоответствие законов условиям ведения хозяйства, нестабильность и недейственность. Следовательно, можно утверждать о несовершенстве и неэффективности правовых методов регулирования рынка.

Эффект правовых методов регулирования рынка снижается в связи с противоречиями между принятыми законами, постановлениями и решениями, которые принимаются правительством и органами исполнительной власти на местах. Низким остается и уровень выполнения решений и постановлений.

Говоря о правовых методах регулирования рынка, нужно помнить, что разработка и принятие законов - сложный процесс, который требует от всех его участников высокой компетенции, выдержки и смелости.

Известный итальянский политик, философ, историк и писатель Н. Макиавелли (1469-1527), который стремился открыть законы общественного развития, утверждал, что нет дела более тяжелого замыслом, сомнительнейшим успехом, более опасным при осуществлении, чем внедрять новые законы. Ведь при этом врагом реформатору будет кто-либо, кому выгоден прежний строй, и он найдет только безразличных защитников среди тех, кому могло бы быть хорошо при новом укладе. Эта вялость возникает частично из страха перед теми, кто имеет право на своей стороне создавать закон, частично от присущей людям не веры в новое дело, которое не будет восприниматься до тех пор, пока не утвердится новый закон.

Административные методы

В системе государственного регулирования доминирующими остались административные методы. их суть заключается в прямом вмешательстве в деятельность товаропроизводителя путем доведения обязательных к выполнению государственных заказов (контрактов), лицензирования, квотирования, установления норм и стандартов относительно регламентации соответствия требованиям внутреннего и внешнего рынков, государственного предпринимательства.

К административным методам нужно отнести: определение и поддержку минимально допустимых уровней жизни населения; контроль над монопольными рынками; защита внутреннего рынка и национальных интересов в системе международного сотрудничества; реализацию целевых программ.

Административные методы исходят из необходимости урегулирования некоторых видов экономической деятельности для защиты интересов граждан и общества в целом, окружающей среды, международного сотрудничества.

При нормальных условиях ведения хозяйства административные методы играют второстепенную роль. их использование становится целесообразным при условиях недеспособности рыночного механизма или в экстремальных ситуациях.

Лицензирование осуществляется с целью недопущения на рынок некачественной продукции (услуг), благоустройства предпринимательской деятельности в тех сферах, которые не могут регулироваться рынком.

Лицензии - это специальные разрешения, которые получают субъекты предпринимательской деятельности на осуществление отдельных ее видов. В Украине они выдаются на поиск и эксплуатацию месторождений полезных ископаемых, изготовление и реализацию медикаментов, химических веществ, водочных изделий, табачной продукции, осуществления медицинской, ветеринарной, юридической практики и тому подобное. Лицензии выдаются также специализированным предприятиям и организациям на осуществление посреднической деятельности при приватизации имущества государственных предприятий, аудиторских услуг, экспорт некоторых видов товаров, осуществления операций с валютой, ценными бумагами и др.

Государственное предпринимательство предусматривает перечень и механизм создания, функционирования предприятий с государственной формой собственности на средства производства. Государственный сектор экономики образуется по нескольким причинам: с целью создания рабочих мест, в связи с потребностями обороны, для содержания отраслей коммунального хозяйства - водо-, тепло- и энергоснабжения, связи, муниципального и железнодорожного транспорта.

В Украине государственный сектор является весомым. Однако наблюдается перелом в реформировании отношений собственности. Состоянием на 1 января 2003 г. форму собственности изменили около сотни тысяч предприятий и организаций. В настоящее время свыше 70 % объема промышленной продукции производится на негосударственных предприятиях.

На период становления рыночного хозяйства в сфере государственного предпринимательства остаются: оборонная промышленность, железнодорожный транспорт, линии електро- и газоснабжения, связь, изготовления валюты и стратегических материалов и тому подобное.

Управление государственным имуществом основывается на принципах возобновления отраслевого управления. Взаимоотношения с руководителями государственных предприятий регламентируются контрактами с ними. Общие принципы и методические основы управления имуществом государства разрабатывает Министерство экономики и по вопросам европейской интеграции Украины. Установлен перечень показателей, по которым оценивается эффективность использования государственного имущества и прибыли.

Государственное предпринимательство и государственный сектор постоянно находятся в центре экономических дискуссий на Западе, где рассматриваются проблемы состояния и перспективы его развития.

По мнению Дж. Е. Стиглица, исследование экономики государственного сектора можно разделить на три составляющие: 1) изучение видов деятельности, характерных для государственного сектора и принципов их организации; 2) понимание и прогнозирование последствий деятельности правительства; 3) оценка альтернативных решений.

Центральным вопросом экономических дискуссий, которые имеют место в странах со смешанной экономикой, является вопрос оптимального объема государственного предпринимательства. Существует мысль, что государственный сектор в большинстве стран слишком большой. Низкая способность правительств решать экономические и социальные проблемы, большое количество государственных чиновников взрывают экономические и политические свободы общества.

В развитых странах в среднем на государственные предприятия приходится меньше, чем 7 % ; в странах, которые развиваются, - около 11 % ; а в группе самых бедных стран - около 14 % ВВП.

Как правило, эти предприятия убыточны. Убыточность предприятий по производству материальных благ является оправданной в естественных монополиях, потому что эффективность потребителей продукции (услуг) предприятий-монополистов превышает расходы государства на субсидирование убытков. Государственная собственность во многих секторах экономики не является альтернативой рыночным, а предпосылкой его эффективного функционирования.

Государство выводит часть предприятий из-под контроля рынка с целью повышения эффективности национальной экономики в целом.

По большей части государство занимается производством товаров общественного и индивидуального потребления и предоставляет услуги в таких сферах: почтовая связь (один из немногих видов деятельности, в которой государства пользуются исключительной монополией), электроэнергия, железная дорога, страхование, банковское и кредитное дело, управление земельными и природными ресурсами.

Во многих из этих сфер государственное производство сосуществует с частным.

За последнее 50-летие во многих европейских странах произошли ощутимые сдвиги в сфере государственного производства. В Большой Британии после Второй мировой войны правительство национализировало сталелитейную, угольную индустрии, железной дороге. Во Франции перешли две волны национализации, первая - после Второй мировой войны, вторая - после изменения правительства в 1981 г., в результате которых были национализированы телекоммуникации, газоснабжение, угольная, сталелитейная промышленность, железные дороги, авиалинии.

Обзор научных экономических, правовых источников свидетельствует о разной степени государственной собственности в разных отраслях разных стран мира. Участие государства в производстве в США, Японии значительно меньше, чем в большинстве европейских государств.

Механизм государственных заказов и государственных контрактов используется как метод прямого влияния государства на субъекты рынка.

В общепринятом понимании государственные заказы - это перечень и состав необходимой государству продукции (работ, услуг), ее размещение для производства среди предприятий разных форм собственности, финансирование, контроль за выполнением, организация конкурсных торгов (тендеров) и др.

Механизм государственных заказов широко используется во многих странах мира, например, во Франции, США, Италии и др.

В Украине государственные заказы были внедрены в 1987 г. и сначала имели характер обязательных директивных заданий. Они рассматривались как инструмент, с помощью которого оптимально соединяются административные и экономические методы управления. Удельный вес продукции, который производился по государственным заказам, был достаточно высокий и достигал около 100 %, постепенно она сокращалась до 70-80 %, 30-50 % .

В 1992-1993 гг. часть государственного заказа значительно сократилась, на что повлияло зарождение рыночных отношений и снижения монополии государственной торговли и роли министерств и ведомств.

Государственные заказы внедрялись на производство и снабжение для государственных потребностей промышленной продукции, сельскохозяйственного сырья и продовольствия, выполнение работ, предоставление услуг, создание производственных мощностей, осуществление фундаментальных научных исследований, подготовку специалистов и тому подобное.

Государственный заказ рассматривается как важный инструмент государственного регулирования экономики. Оно выполняет функции :

    обеспечение первоочередных государственных и специальных потребностей в важнейших видах продукции (работ, услуг);

    формирование необходимых пропорций социально-экономического развития производства;

Обеспечение выполнения принятых Верховной Радой Украины законодательных актов и государственных программ;

    обеспечение функционирования систем, которые гарантируют надлежащий жизненный уровень народа и его экологическую безопасность;

    формирование государственных резервов и запасов;

    выполнение международных соглашений по вопросам экономического и научно-технического сотрудничества;

    удовлетворение потребностей обороны и других потребителей.

Финансирование государственных заказов осуществляется в двух направлениях. В первом оно финансируется из государственного бюджета, других финансовых средств и фондов, во втором - государство не обеспечивает государственный заказ финансовыми ресурсами.

В 1993 г. в Украине были внедрены государственный заказ и государственный контракт. Государственный заказ с этого времени рассматривается как средство стимулирования наращивания производства продукции, развития приоритетных отраслей и производств. Оплату государственных заказов осуществляли потребители, а государство при этом выступало в роли посредника.

В Украине установлен такой порядок формирования и размещения государственных заказов. Заказчики - соответствующие министерства и ведомства - определяют виды продукции производственно-технического назначения, сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Предложения посылаются заказчиками к Министерству экономики Украины, которое их обобщает и согласовывает с Министерством финансов Украины, после чего они подаются в Кабинет Министров Украины. Утвержденные виды продукции (работ, услуг), размер и условия финансирования через отраслевые министерства и ведомства приходятся к заказчикам и предприятиям исполнителей.

Государственные контракты заключаются в промышленности на конечный продукт потребления; в капитальном строительстве - на законченные комплексы производственно-технического и социально-культурного назначения; в сельском хозяйстве - на продовольственные товары и сырье.

Заказчиками в государственных контрактах выступают уполномоченные на это от Кабинета Министров Украины органы исполнительной государственной власти, к которым принадлежат: Министерство экономики Украины, Министерство культуры Украины, Министерство обороны Украины, Министерство образования и науки Украины и др. Заключая контракт, заказчик выступает от имени государства гарантом финансирования поставок продукции (работ, услуг), предусмотренных контрактом, в пределах ассигнований, выделенных ему на эти потребности.

Квотирование как средство государственного регулирования экономики вводится с целью прямого установления государством предприятиям-монополистам их части в производстве, сбывшие, экспорте, импорте товаров. Квота определяет часть участника в капитале, лимитах возможных кредитов. В межправительственных соглашениях применяется система квот на экспорт и импорт, которая является системой ограничений вывоза и ввоза товаров на определенный срок. В конкретном случае она призвана способствовать наиболее эффективному и экономному использованию иностранной валюты, защиты собственного производства, сохранению уровня занятости населения.

Система санкций устанавливается государством за нарушение или невыполнение субъектами рынка договорных обязательств. Предусматривается уплата неустойки, штрафа, пени за невыполнение договорных условий, исключения из государственного бюджета выручки за незаконную деятельность и тому подобное. Экономические санкции предусматриваются и в международных соглашениях, связанных с обменом товарами, предоставлением кредитов и тому подобное.

Система норм и стандартов регулирует отношения в сферах труда, качества продукции, охраны окружающей среды, социальной защиты населения через установление уровня требований относительно их состояния.

К основным нормам, которыми государство регулирует разные сферы деятельности, нужно отнести нормы и нормативы расходов времени, нормативы обслуживания рабочих мест, нормы расходования материалов, сырья, энергии, нормативы технических отходов, запасов, нормы амортизации, капитальных вложений, нормы вредных влияний на окружающую среду и тому подобное.

Стандарты - это единственные нормы по технологии производства, типам, маркам, параметрам, размерам, качеству изделий, а также за величинами измерений, методами контроля и правилами упаковки, маркировки и хранения продукции. Объектами стандартизации является конкретная продукция, методы, сроки, обозначения, которые используются многократно и применяются в разных отраслях народного хозяйства, а также в международных экономических отношениях.

Отечественная и мировая практика ведения хозяйства свидетельствует, что избыточное применение административных методов отрицательно отражается на экономике - сужает экономическую свободу, активизирует нелегальную экономику. Однако административные методы вредны не сами собой, а только тогда, когда не имеют под собой надлежащей экономической основы.

Экономические методы государственного регулирования

Экономические методы государственного регулирования экономики связаны с созданием органами государственного управления финансовых или материальных стимулов влияния на экономические интересы субъектов ведения хозяйства и обусловливают их поведение, храня право на свободный выбор.

В странах с развитой рыночной экономикой основным экономическим методом регулирования рынка является денежно-кредитное регулирование. Именно денежно-кредитная система является той экономической средой, в которой происходят все важнейшие хозяйственные процессы в рыночной экономике.

Денежно-кредитное регулирование в Украине осуществляет Национальный банк, который влияет на формирование спроса и конъюнктуры заимообразного капитала, осуществления эмиссии, контроль за денежно-кредитной системой, концентрацию временно свободных резервов других банков.

Основными средствами денежно-кредитного регулирования являются: размеры банковских резервов, которые коммерческие банки хранят в Национальном банке; учетные ставки; операции на открытом рынке; регулирование ликвидности коммерческих банков.

Регулирование размеров обязательных резервов Национальный банк использует в случаях, когда нужно увеличивать или уменьшать платежные средства в стране. Если Национальный банк повышает норму обязательных резервов коммерческих банков, то это приводит к увеличению в них кредитных активов. И наоборот, если норма обязательных резервов снижается, то объем кредитных ресурсов в коммерческих банках уменьшается.

Манипулирование учетными ставками основывается на том, что коммерческие банки продают Национальному банку ценные бумаги (преимущественно коммерческие векселя). Если Национальный банк ставит задание сдержать циклический подъем, уменьшить инфляцию, то он повышает учетную ставку и тем самым вынуждает коммерческие банки в свою очередь повышать кредитные ставки. В таких случаях начинают воздерживаться от кредитов, из-за чего уменьшаются инвестиции в народное хозяйство, сокращается спрос.

Если Национальный банк осуществляет либеральную денежно-кредитную политику, то все происходит наоборот.

Вмешательство Национального банка в рынок ценных бумаг заключается в том, что он выставляет на рынок краткосрочные обязательства - облигации, сертификаты, векселя. Если банк продаст на рынке большее количество ценных бумаг, то их курс начнет неминуемо снижаться. Это обусловит уменьшение дохода владельцев ценных бумаг. Коммерческие банки в свою очередью повысят процентные ставки за предоставленные кредиты, что обусловит снижение деловой активности.

Поскольку рынок в Украине еще эффективно не работает, то денежно-кредитный механизм не налажен, и экономика регулируется в основном финансово-бюджетными средствами.

Суть финансово-бюджетных средств регулирования заключается в установлении государственного налогообложения и государственных расходов с таким расчетом, чтобы они приводили экономику в состояние равновесия.

Использование средств финансово-бюджетной регулирования возводится к: манипулированию ставками налогов внедрения многоканального формирования бюджета (разнообразные налоги, собрания, платежи, отчисления); координации государственных расходов; амортизационной политики.

Характеризуя финансово-бюджетную политику Украины за последние годы, отметим, что она была недостаточно последовательной и адекватной к условиям национального рынка. Имела недостатки малая налоговая политика. Необснованна была и политика расходов государственного бюджета. Сложными оказались финансовые отношения между государственными и местными органами власти. Не отработана политика ассигнований из бюджета.

Среди средств экономического регулирования экономики важное место занимает ценовая политика. В период функционирования административно-командной системы управления государство осуществляло контроль за оптовыми и розничными ценами, обеспечивало их стабильность. В 1992 г. в Украине была объявлена ценовая либерализация. В условиях товарного дефицита и монополизма это привело к резкому та необоснованному росту цен.

При переходе к рыночным отношениям ценовая политика государства направляется на ликвидацию ценовых деформаций, обеспечения реального сближения национальных и мировых цен путем поэтапной, контролируемой государством либерализации цен, постепенного перехода к свободному ценообразованию.

Этой цели можно достичь методами прямого и непрямого влияния. Прямой государственный контроль за ценами осуществляется в отдельных случаях для защиты потребителей от монополистов, недобросовестной конкуренции, стимулирования выпуска социально значимых товаров (работ, услуг). Это касается цен на энергоносители, топливо, коммунальные услуги, транспорт.

В роли средств непрямого влияния государства на ценообразование выступают: установление предельных уровней рентабельности на отдельные виды продукции (работ, услуг), контроль за составом расходов на изготовление продукции, валютная стабилизация, стимулирование личных нагромождений.

Важными средствами экономической регулирования рынка являются таможенные рычаги и регуляторы. Они регулируют процесс перемещения товарно-материальных ценностей и капиталов через таможенные границы Украины, обеспечивая при этом защиту национальных интересов и хозяйственное равновесие.

Специфическими средствами государственного влияния на экономику выступает экономическое прогнозирование, программирование, планирование, убеждение общественности. Они охватывают мероприятия информирования, воспитания, разъяснения и популяризации целей и заданий экономической политики государства, территории, отрасли. Эффективность средств зависит от организации этих видов работ и доверия к ним общественности.

МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Можно выделить две группы методов государственного регулирования: прямые и косвенные. Границы между ними часто носят условный характер и поэтому некоторые методы являются методами смешанного типа.

Структура используемых методов зависит от форм собственности объектов регулирования. Прямые методы шире используются в управлении государственной и муниципальной собственностью. Косвенные методы применяются в основном к объектам негосударственных форм собственности.

Методы прямого государственного регулирования.

К прямым методам относятся административные методы воздействия государственных органов на деятельность субъектов рыночных отношений. Примером административных прямых методов регулирования была социалистическая система хозяйствования. В условиях рыночной экономики возможности применения прямых методов регулирования резко сокращается.

Методы прямого государственного регулирования включают в себя:

1. финансовую поддержку (субсидии) государства отдельным фирмам, убыточность и банкротство которых могут иметь серьезные экономические и финансовые последствия для экономики страны;

2. проведение макроструктурных сдвигов с целью предупреждения структурных кризисов через разработку и финансирование научно-технических, экономических и других государственных программ;

3. финансирование социальной сферы: образования, здравоохранения, бирж труда, переподготовки высвобождаемых работников и т.д.;

4. введение обязательных стандартов, за невыполнение которых государство применяет соответствующие санкции. Это, в основном, стандарты социального характера: экономические, санитарные и др.;

5. антимонопольные меры, направленные на предупреждение образования новых и контроль за деятельностью и ликвидация уже существующих монополий;

6. государственные закупки и заказы, которые влияют на распределение дохода и ресурсов;

7. государственное предпринимательство в областях, в которых требуются огромные инвестиции и риск, а будущая норма прибыли носит неопределенный характер.

К косвенным методам относятся налогово-бюджетное и кредитно-денежное регулирование.

1. Налогово-бюджетное регулирование. Современные государственные бюджеты выполняют не столько обычные фискальные функции, т.е. аккумуляцию части доходов субъектов экономики, необходимую для финансирования деятельности государства, сколько активные перераспределительные функции, регулирующие развитие социальных и экономических процессов. Кроме выполнения традиционных фискальных функций налоговая система становится все более активным инструментом государственного регулирования. Важную роль играет при этом система налоговых льгот.



2. Кредитно-денежное регулирование. Оно предполагает манипулирование процентной ставкой, условиями кредита, нормами обязательных резервов банков, объемом денежной массы.

Более подробно эти методы будут рассмотрены в § 7.4. Последователи Дж.М. Кейнса поощряют расширение государственного вмешательства в экономику и первостепенную роль отводят бюджетно-налоговым методам регулирования. Современные последователи неоклассического направления - монетаристы - считают, что рыночная экономика обладает способностью к саморегулированию и выступают за ограничения государственного вмешательства. Центр тяжести они переносят на кредитно-денежное регулирование.

Полувековой опыт регулирования экономики в развитых странах показывает, что влиять на конкурентный рынок можно в основном косвенными, экономическими методами. Это не означает, что в развитом рыночном хозяйстве административные методы вообще не имеют права на существование. Бывают ситуации, характерные именно для рыночной экономики, когда применение таких методов не только допустимо, но и необходимо.

Сами косвенные методы регулирования экономики надо использовать очень осторожно, не подменяя ими рыночный механизм. Надо помнить, что нет ни одного экономического регулятора, который давал бы одинаковый эффект на любом рынке, в любое время в различных национальных экономиках. Более того, один и тот же регулятор может дать на одном рынке при изменении ситуации противоположный эффект. Большинство регуляторов оказывают противоположное воздействие на экономику.

Любая экономика, в том числе и рыночная, обладает определенной инерционностью. Экономические процессы требуют затрат ресурсов и времени. Поэтому неизбежно возникает эффект запаздывания, появляется лаг (разрыв во времени), отделяющий изменения цели от изменений инструмента. Поэтому одна из важнейших проблем государственного регулирования: необходимо заранее знать не только вероятный результат воздействия на экономику данным регулятором, но и то, когда его можно ожидать.

7.4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

7.4.1. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Любое государство, независимо от его политического строя, проводит ту или иную фискальную политику, так как для своего существования и функционирования оно нуждается в финансовых ресурсах, которые получает за счет налогов. Но главная задача фискальной политики не столько обеспечить сбалансированность бюджета, сколько сбалансировать макроэкономическуюсистему. Еще Клитис отмечал, что при недостаче частных расходов для поддержания совокупного спроса необходимо увеличение государственных расходов. Потребительские расходы населения, расходы предприятий по инвестициям производятся отдельными субъектами и не всегда взаимосочетаются между собой. Фискальная политика позволяет скорректировать динамику ВНП в желаемом направлении.

Политика государственных расходов и налогов является одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, направленным на стабилизацию экономического развития. Государственные расходы и налоги оказывают прямое воздействие на уровень совокупных расходов, а, следовательно, и на объемы национального производства и занятость населения. Дж. Гелбрейт отмечал, что налоговая система стала превращаться из инструментов повышения государственных доходов в инструмент регулирования спроса, которая, по его мнению, является органической потребностью индустриальной системы.

Фискальная политика является сильным инструментом в борьбе с цикличными явлениями. Ее цель – сознательное воздействие на совокупный спрос и совокупное предложение.

Государственные расходы и совокупный спрос

Для облегчения анализа введем следующие ограничения:

1) не берем в расчет (пока) государственные закупки по импорту и экспортные поставки;

2) исходим из того, что государственные расходы не оказывают воздействие на потребление и инвестиции;

3) налоги мы будем пока рассматривать лишь как налоги на доходы населения.

4) Так как мы сейчас будем рассматривать лишь одну составляющую фискальной политики – государственные расходы, то налоги будем считать = 0.


0 A 1 B 1 E 1 ВНП

Рис. 15. Влияние государственных расходов

на объём национального производства.

На оси X – величина ВНП, а на оси Y – совокупные расходы, которые состоят из расходов населения, предприятий и государства на приобретение продуктов и услуг, т.е. сумма потребления, инвестиций и государственные расходы. Все доходы потребляются, равны расходам, поэтому линия ОХ делит прямой угол пополам. В любой точке на этой прямой совокупные расходы равны ВНП в этой точке.

Теперь введем график потребления (прямая CC) Точка A показывает состояние, когда расходы населения равны его потреблению (равновесный объем ВНП равен отрезку ОА 1). В результате закупок предприятий спрос на рынке увеличивается на величину инвестиций (прямая C + I). В точке B на весь произведенный ВНП предъявлен спрос предприятий и населения (равновесный объем ВНП равен отрезку ОВ 1).

Введение государственных расходов вызывает перемещение точки макроэкономического равновесия вверх по линии 45 0 . Совокупные расходы возрастают, следовательно, растет спрос и стимулирует производство ВНП. Теперь совокупные расходы равны C + I + G. Следовательно, государственные расходы оказывают на совокупный спрос то же влияние, что и потребительские расходы и инвестиции. Точка E показывает равновесный уровень ВНП, при котором общие расходы равны объему производства, следовательно (равновесный объем ВНП равен отрезку ОЕ 1):

ВНП = C + I + G,

где C – потребительские расходы населения,

I - инвестиции предприятий;

G - государственные расходы на закупку продуктов и услуг.

Мультипликатор государственных расходов

К чему приведет сокращение государственных расходов? На графике 15: точка макроэкономического равновесия сдвинется вниз по прямой 45 0 . Это будет означать сокращение совокупных расходов и равновесного уровня ВНП. Следовательно, государственные расходы оказывают непосредственное влияние на объемы национального производства и занятость населения. Подобно инвестициям, они также обладают мультипликационным эффектом, порождая вторичные, третичные и т.д. расходы, а также приводят к множительному эффекту самих инвестиций. Мультипликатор государственных расходов (М G) показывает приращение ВНП в результате приращения государственных расходов, потраченных на закупку продуктов и услуг:

M G = ;

Δ ВНП = M G ´ Δ гос. расходов.

По сути дела M G по своей модели полностью совпадает с мультипликатором инвестиций. Государственные расходы могут оказывать мультипликационный эффект либо на сокращение, либо на рост ВНП в периоды подъемов и спадов. Это мощный инструмент государственной экономической политики.

Налоги и налоговый мультипликатор

Рассмотрим вторую составляющую фискальной политики – налоги, выясним, какое воздействие они оказывают на совокупный спрос.

Как известно, рост налогов вызывает сокращение располагаемого дохода населения, что уменьшает объем потребления, и, следовательно, уменьшает величину совокупного спроса и ВНП. Но сократится ли уровень потребления на ту же величину, на которую возрастут налоги? Нет, так как рассматриваемый доход складывается из двух составляющих: потребления и сбережения, следовательно, уменьшение дохода вызывает сокращение как потребления, так и сбережения. При увеличении налогов, сокращение потребления и сбережения определяется прежде всего такими параметрами, как MPC и MPS. Если мы хотим узнать, насколько сократятся сбережения при росте налогов, мы должны приращение налогов умножить на MPS. Аналогично рассчитывается сокращение потребления.

Подобно инвестициям и государственным расходам, налоги также приводят к мультипликационному эффекту. Но, в отличие от государственных расходов, которые оказывают более сильное давление на совокупные расходы, налоги оказывают гораздо меньшее воздействие. Это вытекает уже из того, что государственные расходы – одна из составляющих совокупных расходов, в то время как налоги – это фактор, влияющий на одну из переменных, именно на потребление. Следовательно, налоговый мультипликатор оказывает гораздо меньшее воздействие на уменьшение совокупного спроса. Чем мультипликатор государственных расходов на его увеличение.

Рост налогов, как мы видим, ведет к сокращению ВНП. Для того, чтобы его компенсировать (это сокращение), необходимо увеличить сумму государственных расходов. Но на какую величину?

Предположим, что MRC = ½. Тогда рост налога на 20 млрд. руб. вызывает сокращение совокупных расходов на 10 млрд. руб. для то, чтобы компенсировать снижение совокупных расходов на 10 млрд. руб. путем увеличения государственных расходов, необходимо увеличить сбор налогов на сумму, большую, чем 10 млрд. руб. Это вытекает из того, что говорилось ранее.

Ведь если налоги оставят 10 млрд. руб., то при МРС = ½ совокупные расходы сократятся всего лишь на 5 млрд. руб. значит, государственные задержки должны быть увеличены для компенсации также на 5 млрд. руб., а налоги при этом будут составлять 10 млрд. руб.

Следовательно увеличение государственных расходов на 1 денежную единицу смещает прямую C + I + G вниз на ½ денежной единицы, т.к. МRC = ½. Возникает следующее положение: компенсанционный эффект роста государственных расходов требует большего увеличения налогов, чем рост государственных расходов. Это вытекает из того, что влияние налогов и государственных расходов на совокупные расходы – разное, т.к. налоговый мультипликатор меньше мультипликатора государственных расходов на величину МРС.

М налогов = МРС · М G

Но почему мультипликатор налогов меньше на величину МРС? Да потому, что каждая денежная единица, потраченная государством на закупку товаров и услуг, оказывает прямое воздействие на ВНП. Когда государство сокращает налоги, то только часть их уходит на рост потребления, другая часть уходит на сбережение. Это и объясняет, почему M G больше М налогов на величину МРС. Алгебраически это выглядит так:

М налогов = MRC · M G = MRC · ,

но т.к. MPC < 1, следовательно М налогов < M G . И ещё один момент. Как мы могли видеть, при увеличении налогов на 20 млрд. руб. при MPC = ½, располагаемый доход сократится на 20 млрд. руб., а потребление – на 10 млрд. руб. Таким образом общее приращение ВНП составит 20 млрд. руб. (40 – 20).

Вывод: при равном увеличении государственных расходов и налогов прирост равновесного ВНП составит величину равную приросту государственных расходов.

Фактор сбережения

До сих пор при объяснении фискальной политики мы аппелировали только к одной составляющей дохода – функции потребления. Теперь рассмотрим, какое влияние оказывает сбережение на равновесный уровень ВНП.

Вроде бы все просто: хочешь быть богатым, больше сберегай. На уровне индивидуального сознания: хочешь лучше жить, надо больше получать, чем тратить. Но верно ли это на уровне макроэкономики? Является ли нация, которая больше сберегает, более богатой, чем нация, которая меньше сберегает?

Сбережения и инвестиции
S 1

10 S


Мы абстрагируемся от государственных налогов и расходов. Размеры инвестиций независимо от размеров ВНП равны 20 млрд. руб. Сбережения представлены в виде прямой SS. Равновесное состояние ВНП достигается в точке E при ВНП = 60 млрд. Рост сбережений при тех же инвестициях приводит к смещению прямой SS влево. Предположим, сбережения выросли на 10 млрд., прямая переместилась в положение S 1 S 1 . Новое состояние равновесного ВНП достигается в точке E 1 . Рост сбережений при неизменных инвестициях вызвал сокращение ВНП на 20 млрд. р. (Кейнсианская модель).

Проще эту ситуацию можно изложить следующим образом. Население, получая доходы, все большую их часть использует на сбережения, а следовательно, сокращает свое потребление, предприятия также не стремятся больше инвестировать. Объем продаж уменьшается, и производство сокращается. И это будет идти до тех пор, пока население не поймет, что стремление сберегать больше, чем предприятия готовы инвестировать, ухудшает лишь положение населения, ведет к росту бедности. То, что рост сбережений вызывает сокращение ВНП, вполне ясно, т.к. происходит сокращение потребления. И, наверное, не стоило бы на этом останавливаться, если бы не один момент. Мы видим, что прямая сбережений передвигается вверх на 10 млрд. р., а ВНП сократился на 20 млрд. р., т.е. сдвиг прямой сбережения вверх на 1 ден. единицу вызывает сокращение ВНП на 2 ден. ед. Что это означает? Это означает, что прямая потребления сдвинулась вниз на 1 ден. ед., что приводит к мультипликационному эффекту, воздействующему на ВНП. При M = 2, ВНП сокращается на 20 млрд. руб. при росте сбережений на 10 млрд. р.

Подобно тому, что инвестиции оказывают мультипликационное воздействие на доходы населения и размеры ВНП, потребительские расходы через функции потребления и сбережения оказывают такое же огромное воздействие. И, как правило, более высокие потребительские расходы стимулируют более высокие инвестиции, и они не противостоят друг другу.

В модели мультипликатора рост бережливости, отражающийся в росте функции сбережения, при неизменных инвестициях ведет к снижению доходов и объемов национального производства. И это сокращение под влиянием мультипликационного эффекта идет до тех пор, пока объемы национального производства не понизятся настолько, что приведут к такому падению доходов, которое вызовет сокращение сбережений и приведение их в соответствие с возможностями инвестирования.

Следовательно, стремление сберегать больше может привести к падению доходов населения, а нек большим сбережениям или инвестициям. Рост сбережений (хорошо для одного – их владельца), распространяясь, делает хуже для всех, следует сокращений сбережений.

Механизм действия фискальной политики

Из всего сказанного видно, что фискальная политика должна обеспечивать устойчивость экономического развития, она является инструментом в борьбе против инфляции и для поддержания занятости. Но механизм фискальной политики не прост. Кажется все ясно: если в стране растет безработица, то надо увеличивать государственные расходы и снижать налоги, следовательно, стимулировать рост производства. В условиях же инфляционной экономики необходимо сокращать государственные расходы и увеличивать налоги. Но жизнь сложнее теории. Выработка оптимальной модели фискальной политики правительства – задача сложная, т.к. в экономике действуют, как правило, параллельные и разнонаправленные факторы. Фискальная политика в сочетании с денежной политикой преследует цель – обеспечить экономический рост при сохранении высокой занятости населения и стабильности цен.

Фискальную политику в зависимости от механизмов ее реагирования на изменение экономической ситуации подразделяют на две части:

1) дискреционная политика, которая проводится по решению правительства;

2) политика встроенных (автоматических) стабилизаторов (автоматическая политика).

Дискреционная политика связана с проведением определенных правительственных программ: социальных, занятости, изменение налоговых ставок. По фазам цикла налоговые ставки, льготы, государственные расходы и т.д.

Встроенные стабилизаторы фискальной политики поддерживают экономическую стабильность на основе саморегуляции. Как только экономическая ситуация меняется, в действие вступают механизмы саморегуляции. К числу встроенных стабилизаторов относятся:

Автоматические изменения в налоговых отчислениях: при уменьшении доходов поступление налогов в казну снижается. При прогрессивной шкале налогообложения налоговые ставки снижаются при уменьшении доходов и увеличиваются при росте доходов (происходит автоматически). Следовательно, прогрессивная налоговая шкала – встроенный стабилизатор;

Совокупность пособий по безработице и социальных выплат, индексации доходов и другие формы встроенных стабилизаторов.

Воздействие фискальной политики на макроэкономическую ситуацию довольно относительно, по сравнению с более подвижными инструментами денежной политики дает значительный эффект тогда, когда строится на основе предвидения экономической ситуации. Очень важно знать, каковы ее последствия. Особенно важно знать мультипликационный эффект при изменении правительственных и налоговых ставок. Максимальный эффект она дает в краткосрочном периоде.

7.4.2. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ПОЛИТИКА

Кредитно-денежная политика - это совокупность мероприятий по регулированию хозяйственной конъюнктуры путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Кредитно-денежная политика может быть направлена на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция).

Кредитно-денежная политика государства реализуется Центральным Банком РФ.

Методы кредитно-денежной политики могут влиять на рынок ссудного капитала в целом или быть предназначены для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, фирм и т.д.

Общие методы государственной кредитно-денежной политики:

1. Изменение учетной ставки (ставки рефинансирования) Центрального банка.

Направлено на регулирование объема ссуд коммерческих банков у Центрального банка. Делает кредит "дорогим" или "дешевым".

2. Изменение нормы обязательных резервов, депонируемых коммерческими банками в Центральном банке (резервные требования). Это объясняется необходимостью застраховать часть средств (вкладов клиентов) в случае банкротства банка.

Увеличивая резервы Центральный банк ограничивает использование средств банков в качестве кредитных ресурсов.

Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентном отношении по видам вкладов (текущие, срочные, сберегательные).

По законодательству РФ эти нормы не могут быть выше 20%.

3. Операции на открытом рынке.

Это купля продажа за наличный расчет государственных ценных бумаг, казначейских векселей, операции РЕПО.

При этом изменяются банковские ресурсы и количество денег у хозяйствующих субъектов и населения.

4. Валютное регулирование (покупка и продажа иностранной валюты, платежных документов и обязательств в иностранной валюте), валютные интервенции на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

5. Установление ориентиров изменения денежной массы (один или несколько показателей, например, M 1 , M 2 , M 3). Расчет этих показателей важен, т.к. количество денег, находящихся в обращении, может оказывать значительное влияние на объем производства, уровень цен и занятости и др.

Денежные агрегаты (M 1 , M 2 , M 3) измеряют количество денег в обращении исходя из отнесения к деньгам всего того, что выполняет функции денег, а не только монет и бумажных денег.

M 1 - включает наличные деньги, счета до востребования, другие чековые вклады, дорожные чеки, иногда - кредитные карточки.

M 2 - включает M 1 и срочные вклады небольших размеров, а также другие высоколиквидные сбережения.

M 3 - включает M 2 , срочные вклады крупных размеров, депозитные сертификаты.

Наиболее широким денежным агрегатом на мировом финансовом рынке считается в настоящее время агрегат L . Помимо M 3 он включает коммерческие бумаги, казначейские векселя, сберегательные облигации и банковские акцепты.

В зависимости от цели, с которой осуществляется оценка денежной массы, используются различные агрегаты.

6. Прямые количественные ограничения - установление лимитов для кредитных организаций на рефинансирование и проведение отдельных банковских операций. Применяются в исключительных случаях и только после консультаций с Правительством.

7. Банковское регулирование и надзор за деятельностью кредитных организаций для поддержания стабильности банковской системы и защиты интересов вкладчиков и кредиторов.

Для этого ЦБР устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения учета, составления и предоставления отчетности; определяет обязательные экономические нормативы для кредитных организаций. Например, ЦБР устанавливает минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций и минимальный размер собственных средств - для действующих; максимальный размер риска на одного заемщика и на одного кредитора; максимальный размер привлечения денежных вкладов населения, и т.д.

Денежная или монетарная политика – один из основных инструментов макроэкономического регулирования, опирающийся на способность денежно-кредитной системы влиять на денежное предложение и соответственно на ставку процентов. Монетарная политика занимает сейчас основное место в инструментах макроэкономики. Признано, что она действует более быстро и эффективно, чем фискальная политика. Некоторые школы в экономической теории вообще считают, что фискальная политика не дает никакого результата (монетаристы и школа рационального ожидания).

Монетаристы М. Фридман, А. Мельцер, Ф. Хайек, Ф. Кейган основываются на теоретическом положении о саморегулирующейся экономической системе. Суть – в 2-х тезисах:

1) деньги – главная движущая сила рыночной экономики;

2) Центральный банк может воздействовать на денежное предложение, поддерживать темп прироста денежной массы на 3 – 5% в год. В противном случае – инфляция, нарушения механизма рынка. Поэтому воздействие на экономику сводится к поддержанию постоянных темпов роста денежной массы.

Банки (и другие кредитно-денежные учреждения) являются "творцами" денег:

Предположим, банк получил в виде вкладов 10 тыс. долл. Если он будет держать их в сейфе, то не выплатит проценты, и не получит прибыль. Учитывая обязательные резервы, получим балансовый счет первого банка:

Количество денег увеличилось в обществе с 10 000 до 19 000 долл.

Девять тысяч – деньги, которые создал банк. Но на этом процесс не заканчивается. Тот, кто взял ссуду, будет тратить деньги, покупая, что ему необходимо, а тот, кто продает, будет получать деньги и класть их в банк. Это может быть другой банк, который из части денег создаст резерв, а остальные отдаст в ссуду.

Балансовый счет второго банка:

Зная первоначальный вклад и долю резервов, можно подсчитать, какова же общая сумма созданных банком денег.

В нашем примере:

10 000 × 10 = 100 000 или более подробно:

10 000 + 9 000 + 8 100 + … = 10000 (1 + + () + () + …) =

10 000 () = 10 000 × = 100 000

т.е. каждый рубль резервов создает в нашем примере 10 новых рублей.

Отношение новых денег к резервам получило название мультипликатора денежного предложения или денежного мультипликатора – это числовой коэффициент, показывающий во сколько раз возрастет или сократится денежная масса в результате увеличения или сокращения вкладов в денежно-кредитную систему на одну единицу. Мультипликатор находится в обратной зависимости от уровня резервов и равен , где R – уровень резервов. В нашем примере денежный мультипликатор равен = 10. Что произойдет, если, например, кто-то из представленной цепочки не пожелает класть деньги в банк? В этом случае именно на эту сумму сократиться количество резервов и следовательно, общая сумма денег. Если резервы увеличатся, то количество созданных денег тоже сократится, т.к. денежный мультипликатор будет иной. Процесс создания денег может протекать и в обратном направлении в том случае, если кто-то будет изымать деньги, например, для того, чтобы купить государственные облигации. Изъятие 10000 руб. приведет в этом случае при резервах 10%, к сокращению денежной массы на 10000 руб.

Весь этот процесс, как создания денег, так и их ликвидации лежит в основе влияния монетарной политики на экономику.

Спрос и предложение денег

Спрос на деньги определяется их функциями в экономике: если растут цены, денег надо больше, если растут доходы, растут и цены. Следовательно, спрос на деньги зависит от доходов. Спрос на деньги состоит из спроса на деньги (для сделок) как средства обмена и единицы счета и спроса на деньги (со стороны активов) как на запасную стоимость. И тот и другой путь чувствительны к изменениям в цене облигаций и др. недежных активов. Если облигации дают более высокий процент, чем простое владение деньгами, то население будет предпочитать облигации. Следовательно, спрос на деньги зависит от процента, выплачиваемого по неденежным активам, и от размеров доходов населения.

Спрос на деньги – количество денег, которое население и предприниматели хотели бы иметь в своем распоряжении в данный момент в зависимости от имеющегося уровня доходов и ставки процента по неденежным активам (рис. 17).



Если процент по облигациям выше, спрос на деньги ниже. И наоборот, т.е. при высоком проценте, денег надо меньше. Спрос на деньги можно записать в виде уравнения (Кембриджское уравнение реальных кассовых остатков):

M = RPQ, где M – количество спрашиваемых денег (спрос на деньги); k – коэффициент, показывающий долю дохода, хранимую населением в денежной форме; P – цены, Q - реальный национальный доход.

Коэффициент k - будет находиться в обратной зависимости от ставки процента по неденежным активам, но он находится в обратной зависимости от скорости обращения денег. Последнее утверждение вытекает из двух уравнений – уравнения спроса на деньги (Кембриджского) и уравнения обмена (тождество Фишера): MV = PQ, где M - количество необходимых обществу денег, V - сколько обращается денег, P - цены, Q - реальный национальный доход. Перепишем тождество Фишера в виде M = , сравним с Кембриджской формулой и запишем k = .

Следовательно, скорость обращения денег находится в прямой зависимости от процента, выплачиваемого по неденежным активам.

Предложение денег – количество денег, предлагаемое Центральным банком страны на денежном рынке.

MS


M 2 – количество денег в обращении

Основные методы воздействия ЦБ на предложение денег: операции на открытом рынке, дисконтная политика, изменение уровня резервов. (Рассмотрены раньше).

Равновесие на денежном рынке – равенство предлагаемых денежных средств на денежном рынке количеству денег, которые желают иметь у себя население и предприниматели (рис. 19).

% по недежным активам

MS

линия предложения

спрос на деньги

Рис. 19. Равновесие на денежном рынке

Е – точка равновесия.

Снижение % вызывает рост спроса на деньги.

Механизм воздействия монетарной политики на национальный продукт

Монетарная политика базируется на 3-х краеугольных камнях:

1) на возможности ЦБ воздействовать на ставку процента через мультипликационное увеличение или сокращение денежного предложения;

2) на связи ставки процента с планируемыми инвестициями;

3) на мультипликационном воздействии планируемых инвестиций на национальный продукт.

Связанные воедино эти три составляющие образуют так называемый трансмиссионный механизм, через который монетарная политика оказывает воздействие на национальный продукт, занятость и уровень цен.

Монетарная политика начинается с определения задач правительством и ЦБ в области стабилизации экономики. Если экономика находится в рецессии, то ЦБ увеличивает денежное предложение, если экономика находится в фазе подъема с большим уровнем инфляции, ЦБ может выбрать политику сокращения денежного предложения. Например, экспансионистская политика ЦБ. Приняв решение увеличить денежное предложение со 100 млрд. до 300 млрд. руб., ЦБ не печатает новые деньги. Если денежный мультипликатор равен 10, то ЦБ представляет кредитно-денежной системе дополнительных резервов на 20 млрд. руб., выкупив правительственные облигации, хранящиеся в той же кредитно-денежной системе. Увеличение резервов на 20 млрд. приведет к росту денежного предложения на 200 млрд. Ставка % упадет, увеличатся планируемые инвестиции, это даст мультипликационный эффект далее национальный продукт увеличится (то же в обратном направлении).

Монетарная политика в краткосрочном периоде

В краткосрочном периоде увеличение национального продукта будет сопровождаться ростом спроса на деньги далее рост ставки % и, следовательно, сокращение инвестиций и в мультипликационном размере сокращение роста совокупного спроса. Но в краткосрочном периоде рост спроса на деньги не будет достаточно большим, чтобы ставка % поднялась до прежнего уровня и рост реального национального продукта начал замедляться, Следовательно, действие монетарной политики в краткосрочном периоде приведет к изменению цен, реального национального продукта и занятости.

В долгосрочном периоде дальнейшее увеличение реального национального продукта будет сопровождаться увеличением спроса на деньги и падением ставки %. До этого момента все идет, как в краткосрочном периоде. Но далее, вслед за ростом цен на конечную продукцию начнут расти цены факторов производства, в первую очередь будет расти заработная плата, затем увеличение цен и снижение реального объёма производства и занятость. В итоге реальный объём производства и занятость вернутся на свой естественный уровень. Следовательно, конечный итог монетарной политики в долгосрочном периоде заключается в росте цен (номинальный национальный продукт растет)! Эффект увеличения только цен в ответ на увеличение денежного предложения в долгосрочном периоде называется принципом нейтральности денег - это результат изменения денежной массы в долгосрочном периоде, заключающийся в отсутствии изменений в реальном национальном продукте, занятости, ставке процента и инвестициях при увеличении только цен. Причем увеличение номинального национального продукта за счет только роста цен будет происходить пропорционально увеличению денежной массы (например, денежная масса увеличится на 50%, цены растут на 50%).

См. кембриджское уравнение M = RPQ

тождество Фишера MV = PQ

Следовательно, в долгосрочном периоде, несмотря на воздействие монетарной политики, экономика вновь вернется в состояние общего равновесия.

Определение государственного регулирования экономики и его принципы

Государственное регулирование развития экономических процессов - это воздействия государственных властей, которые направлены на деятельность субъектов хозяйствования и конъюнктуру рынка, главной целью которых является обеспечение оптимальных условий для функционирования рыночного механизма.

Результатом появления негативных сторон рыночной экономики является повышения роли государственных органов в ее развитии. Так как основной задачей государства в экономической сфере считают предотвращение и смягчение негативных последствий.

Полагаясь на все вышесказанное, можно выделить основные функции государства в сфере экономического регулирования:

  • предоставление правовой базы для функционирования частного предпринимательства;
  • защита конкуренции - государство дает некую поддержку для развития конкуренции, так как монопольная деятельность наносит немалый вред обществу;
  • с помощью эффективного налогообложения и выдачи платежей (пенсий, пособий, компенсаций) государство осуществляет перераспределение полученных доходов;
  • осуществляет финансовую поддержку в сфере фундаментальной науки и охраны окружающей среды;
  • проводит мониторинг уровня занятости, цен и динамики развития экономических процессов;
  • осуществление финансовой поддержки в сфере непосредственного производства товаров и услуг общественного характера.

Существует два основных направления государственного влияния на экономику страны:

  • с помощью государственного сектора;
  • воздействие на деятельность частного предпринимательства с использованием различных экономических инструментов.

Учитывая условия рыночного хозяйствования, государственное регулирование экономики представлено как система определенных мер, имеющих законодательный, исполнительный и контролирующий характер, который осуществляется компетентными государственными органами и общественными организациями. Целью таких учреждений является стабилизация и приспособление экономической системы к изменяющимся условиям.

В зависимости от объектов государственного регулирования выделяют три взаимосвязанных части:

  • ресурсное регулирование;
  • производственное регулирование;
  • финансовое регулирование.

В зависимости от иерархии государственного регулирования на уровне регионов выделяют федеральное и региональное направления.

Также, существуют определенные принципы государственного регулирования, на основе которых осуществляется его общая стратегия:

  • организация экономики должна быть построена на основе рыночных форм, то есть государство выдает финансовую поддержку только тем отраслям, которые не связанны с частным бизнесом (причиной этого является малая прибыльность);
  • государственные формы предпринимательства не должны создавать конкуренцию частному бизнесу, так как его основная задача состоит в том, чтобы помогать развитию частного предпринимательства;
  • экономическому возрастанию и социальной стабильности способствует рациональная организация финансовой, кредитной и налоговой политики государства;
  • контроль за общехозяйственными кризисами и международными экономическими отношениями осуществляется с помощью усиления государственного регулирования.

Методы и цели проведения государственного регулирования экономики

Основные цели проведения государственного регулирования экономики изображены на рис. 1.

Рассмотри более детально главные цели государственного регулирования экономики страны:

  • избежание или сведение к минимуму негативных последствий процессов рыночного характера;
  • для эффективного функционирования рыночной экономики должны создаваться финансовая, правовая и социальная поддержка;
  • те группы рыночного общества, которые стали более уязвимы в конкретной экономической ситуации должны быть обеспечены социальной защитой.

Также, существую методы, с помощью которых достигаются основные цели проведения государственного регулирования экономики (рис.2): прямые (дирижистские) и косвенные (экономические).

Прямые методы - это методы проведения государственного регулирования, которые используют административно-правовые способы влияния на предпринимательскую деятельность различных хозяйственных субъектов

Косвенные методы - характерной особенностью этих методов, является то, что они не ограничиваю свободу выбора, а создают дополнительные мотивы к принятию рыночного решения. Вся экономическая среда является областью применения этого метода.

Вышеперечисленные методы взаимосвязаны и имеют общие инструменты регулирования со стороны государства:

  • инструменты административно-правового характера;
  • налоговая и финансовая системы;
  • кредитно-денежная система;
  • собственность государства;
  • государственный заказ.

С государственным использованием этих инструментов, при организации регулирования экономики, также существует немалое количество инструментов связанных с внешнеэкономическим регулированием.

Все методы регулирования экономики со стороны государства являются абсолютно пригодными и эффективными. Главная задача состоит в том, чтобы определить причастность каждого из методов к той или иной ситуации. Основной причиной хозяйственных потерь является чрезмерное использование либо прямых, либо косвенных методов.

Причины государственного вмешательства в развитие экономики

Экономисты считают, что основными причинами регулирования экономики со стороны государства являются:

  • неопределенность территориального пространства экономики, так как оно несколько замедляет успешность ее развития. Основной составляющей экономических взаимосвязей между предпринимателями, домохозяйствами и любыми экономическими субъектами является потребление. А оно, соответственно, связано с определенной социальной средой, которая имеет четкие территориальные границы. Эти границы обеспечиваются государственными властями. Главными условиями для успешного развития экономики и функционирования экономических рынков является: надежная исполнительная и законодательная власть; единое экономическое, информационное и правовое пространство. Еще одной главной составляющей этого принципа считают функционирование государства в сфере народного хозяйства и ее международных отношений;
  • формирование и поддержка моральной, психологической, этической среды, которые, в свою очередь, являются носителями главных целей в развитии нации и удовлетворении потребностей населения. Их государственное определение осуществляется под влиянием менталитета общества и его духовные характеристики. Эти составляющие должны быть организованны так, чтоб обеспечивалось их уважение со стороны частного бизнеса. В противном случае, может создаться негативная ситуация, которая приведет к социальным протестам большинства населения страны;
  • сбалансированные экономические интересы в стране. Государство не допускает свое подчинение каким-либо узким экономическим и политическим интересам отдельной социальной группе или группе населения. Как показывает практика, при возникновении таких ситуаций возникает, так называемая, "взрывоопасная" обстановка. Учитывая ее особенности (когда в "элите" начинается война кланов) государство лишено какой-либо деятельности в сфере экономического регулирования;
  • динамичное развитие инфраструктуры государства должно приносить пользу как частному бизнесу, так и различным домохозяйствам;
  • должна сохранятся как стабильность, так и динамичность развития институциональной сферы государства, таких как нормативная база, институты права, информационные системы, консалтинг, высокообразованный аппарат управления и контроля и др.

Результатом проявления причин государственного вмешательства в экономику является возникновение его главных целей и задач (текущие и стратегические).

Основные цели государственного регулирования могут зависеть от большинства обстоятельств, в частности от уровня развития экономики, ее основной структуры, ее роли в международных связях, от политической и социальной ситуации в государстве. Большим количеством целей для экономики характеризуются страны с переходной экономикой.

Государственное регулирование экономики Российской Федерации

Уровень регулирования экономики со стороны государства является главной проблемой всех стран мира. Вмешательство государства в экономику рассматривают со двух сторон. Одна, по мнению А. Смита, состоит в том, что рынок, как и вся экономика, - это система которая довольствуется саморегулированием и не требует дополнительного вмешательства. Вторая свидетельствует о том, что рынок имеет множество слабых и негативных сторон, которые государство должно изъять или минимизировать.

Многие специалисты этой сферы считают, что неконкурентные отечественные предприятия - это главная проблема, которой необходимо уделить должное внимание. Примером послужил тот факт, что эксперты по машиностроению в аграрной сфере проводили эксперимент. Он заключался в том, что определенное производство тракторных машин в Канаде, которое имело высокие показатели за 2012 год перенесли на территорию России. Это предприятие имело самые современные технологии по энергосбережению, высокий уровень контроля качества, высокий уровень производительности труда и т.д. Когда предприятие было перенесено, то цены на газ и заработная плата российских работников оказались значительно ниже, однако, предприятие сразу же стало нести убытки. Результатом эксперимента стало то, что в первый же год своего существования завод объявил себя банкротом. Основной причиной стала высокая процентная ставка на кредиты, так как в Российской Федерации она составляла 11,75%, а в Канаде - 2,3%. Избежать кредитования предприятие не могло, так как процесс производства тесно связан с понятием займа.

Следующими, не менее важными, причинами гибели канадского завода в России стали:

  • стоимость электроэнергии. В Канаде 1 киловатт-час стоит 1,7 руб., а в России - 3,7 руб. То есть предприятие переплатило 2,18 миллиона долларов за год;
  • стоимость перевозки продукции. Цены на бензин в Канаде значительно ниже, поэтому 1 км перевозки стоит 60 руб., в то время как в Канаде всего лишь 39,4 руб. Дополнительные затраты составили 4,18 млн. долл.;
  • высокие налоги. Налог на добавленную стоимость в Канаде составляет 12%, а в России - 18%. Дополнительные затраты составили 24,5 млн. долл., так как в Канаде предприятие заплатило бы 49 млн.долл., а в России - 73,5 млн. долл.
  • Исключением является налог на прибыль, поскольку в РФ он составляет 20%, а в Канаде - 35%. Но не смотря на это, сумма к оплате такого налога в Канаде значительно меньше, так как существуют различные виды льгот. Учитывая все привилегии, которые мог бы получить канадский завод в своей стране, налог на прибыль составил бы 16,7%. В итоге, находясь в России канадский завод заплатил налогов на сумму 74,04 млн. долл., в то время как в Канаде эта сумма составляла бы 47,94 млн. долл. (с учетом всех полученных льгот).

Исходя из этого, необходимо отметить, что основной целью государственных органов является удержание, так называемой, "золотой середины" в экономическом спектре. Поскольку, большая активность со стороны государства может привести к необратимым последствиям, так же как и ее пассивные действия.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

11. Самостоятельная работа студентов

Примерный перечень вопросов к экзамену.

10. Методы прямого государственного регулирования.

Государственное регулирование экономики - комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основных экономических процессов

Методы регулирования разделяются на:

    Прямые: контроль над монополиями, экология, разработка стандартов, их поддержание Косвенные: денежная политика, контроль за доходами, социальная политика

    Внешнеэкономическое регулирование

К методам прямого государственного воздействия относятся: а) определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах; б) государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг; в) государственная поддержка программ, заказов и контрактов; г) нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции; д) правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т.п.; е) лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, т.е. внешнеторговых операций.

Государственный заказ является общепринятой во многих странах формой регулирования экономики в условиях рынка. На основе госзаказа осуществляются закупки продукции для федеральных и региональных государственных нужд. Государственные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами в объеме, устанавливаемом федеральным бюджетом, и являются ответственными за обеспечение государственных нужд. В целях экономического стимулирования поставщиков продукции для государственных нужд им могут предоставляться льготы по налогам, кредитам, целевые дотации, средства на капвложения. Хозяйственная деятельность предприятий регулируется на всех этапах от их учреждения до ликвидации.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Лицензирование осуществляется в целях защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства, а также повышения качества обслуживания населения, соблюдения градостроительных, экологических, санитарных норм и других правил. Лицензионную деятельность на основании Положений, утверждаемых Правительством РФ, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, иные специально уполномоченные на это органы.

Стандартизацией устанавливаются нормы, правила и характеристики в целях защиты интересов потребителей и государства.

Средствами защиты выступает обеспечение безопасности продукции, работ, услуг; их качество в соответствии с уровнем развития науки и техники; единство измерений, экономия ресурсов.

Государственное управление стандартизацией на основании нормативных документов (международных, государственных стандартов РФ, общероссийских классификаторов, правил, норм и т.д.) осуществляет Госстандарт РФ. Он реализует государственную политику в области стандартизации, осуществляет контроль и надзор за соблюдением государственных стандартов, устанавливает общие организационно-технические правила проведения работ по стандартизации.

Экологический контроль обеспечивает наблюдение за состоянием окружающей среды, выполнением мероприятий по охране и рациональному использованию природных ресурсов, требований природоохранного законодательства. Государственный экологический контроль осуществляют органы власти РФ и субъектов РФ, а также специально уполномоченные государственные органы охраны природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора. Службы наблюдения действуют в городах, промышленных центрах, на водных объектах, в отдельных регионах, в космосе.

Прямые методы государственного регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасности финансового ущерба и базируются на силе государственной власти.

Методы прямого воздействия предполагают такое регулиро­вание экономики, при котором государство в инициативном поряд­ке осуществляет определенные действия, используя принадлежащие ему объекты и ресурсы. Оно, например, устанавливает про­филь и направления деятельности казенных предприятий, утверж­дает их планы, осуществляет контроль за финансовыми операци­ями, устанавливает цены на их продукцию; проводит администра­тивное разделение монополистических объединений; принудитель­но приобретает пакеты акций или целые предприятия; осуществ­ляет научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в государственных научно-исследовательских центрах и т.д. По­средством такого же воздействия планируется и обеспечивается исполнение бюджета.

Посредством методов прямого регулирования организуется и функционирует система государственного социального обеспече­ния. Последняя реализуется в рамках программ, во-первых, соци­ального страхования (выплата пенсий по старости, пособий по временной нетрудоспособности, безработице, медицинское стра­хование и др.), во-вторых, социального вспомоществования (по­мощь многодетным семьям, субсидии малообеспеченным, инвали­дам и др.). Прямое регулирование осуществляется также через налоговую (определение состава налогов и сроков их уплаты), кре­дитно-денежную (регулирование объема и динамики предложения денег), ценовую (замораживание цен, установление определенно­го уровня цен для отдельных товаров), внешнеэконо-мическую (вве­дение системы тарифов и квот) политику госу­дарства.

Цель принимаемых мер - создание определенных “правил игры” в рыночной экономике. Административные методы предписывают строго контролируемую линию поведения экономических агентов.

Прямые методы часто имеют высокую эффективность вследствие оᴨȇративного достижения экономического результата. Но у них есть и недостатки. Они затрагивают не только тех агентов рынка, на котоҏыҳ непосредственно направлены государственные меры, но и субъектов, связанных с ними рыночными отношениями. Иначе говоря, прямые методы нарушают естественное развитие рыночных процессов.

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Командно-административную систему можно определить как особую форму организации экономической деятельности, опирающуюся на абсолютное господство государства в экономике, принудительное планирование и уравнительное внеэкономическое распределение материальных благ.

Характерными чертами системы выступают:

Прямое управление предприятиями из центра;

Полный контроль государства за производством и распределением;

Управление с помощью административно-приказных методов.

Государственный план представляет собой совокупность обязательных к исполнению распоряжений органов государственного управления, адресованных конкретным предприятиям организациям народного хозяйства и регламентировавших ассортимент и объем производства, цены и другие аспекты их хозяйственной деятельности. Материальное богатство и социальный статус человека зависят от его положения в государственной иерархии и принадлежности к той или иной профессиональной группе.

Фактически для командной экономики характерен натуральный тип производства. В сельском хозяйстве крестьянство закрепляется за определенным хозяйством, весь прибавочный продукт и часть необходимого продукта изымается государством.. Происходит строгое регламентирование со стороны государственных органов объема и ассортимента продукции (Госплан), цен (Госкомцен), потоков продукции (Госснаб) и т. д., что ведет к отсутствию самостоятельности предприятий. Частная собственность ограничивается личным имуществом граждан. Государственный аппарат выступает в роли работодателя. Предприятия являются собственностью государства и осуществляют производство на основе государственных директив. Таким же образом осуществляется и распределение потребительских товаров среди населения. В такой системе у покупателя отсутствует свобода выбора и возможность воздействовать на цены, качество и др. Приказное управление оправдано при чрезвычайных обстоятельствах, вызванных войной, хозяйственной разрухой, голодом. В этих условиях оно способно быстро сосредоточить материальные и людские ресурсы на решающих участках, успешно решать актуальные народнохозяйственные задачи.

Жесткое разграничение экономических и административных методов несостоятельно, так как порой и административные и экономические методы несут в себе черты того и другого. Прибегая, например, к прямому контролю над ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т.д. Или влияние налогов и кредитных ставок как экономических мер скажется на экономическом поведении только после того, как будет принято административное решение об изменении тех и других.

С помощью административных методов местные органы управления регулируют процессы приватизации, решают вопросы привлечения иностранного капитала, использования региональных природных ресурсов, а также вопросы, связанные с социальными процессами.