Процентные ставки по налогам в году. Депутаты раскритиковали единый социальный налог

Процентные ставки по налогам в году. Депутаты раскритиковали единый социальный налог

Полномочия по администрированию страховых взносов

С 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование переданы ФНС России.

Цель - реализация мер направленных на снижение административной нагрузки на налогоплательщиков за счет сокращения количества государственных органов, осуществляющих контрольные мероприятия, а также за счет оптимизации количества представляемой в контролирующие органы отчетности.

Отчётность по страховым взносам в 2017 году

В связи с этим, расчеты РСВ-1 и 4-ФСС, предстчаляемые в ПФР и ФСС отменяются. Вместо них вводится Единый расчет , представляемый в налогоаве органы. В Едином расчёте отражаются суммы начисленных и уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд, ФФОМС и Фонд социального страхования. Его форму планируется утвердить к 1 октября 2016 года.

Единый расчет по страховым взносам будет ежеквартальным. Срок представления - не позднее 30 числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом.

Сроки представления в ИФНС России Единого расчета :

  • 30 апреля - за I квартал,
  • 30 июля - за первое полугодие,
  • 30 октября - за 9 месяцев,
  • 30 января* - за отчётный год.
    * года, следующего за отчетным.

Отчетность в ПФР и ФСС в 2017 году

C 2017 года ФНС Росии переданы только полномочия по администрированию страховых взносов. При этом ПФР продолжит ведение персонифицированного учета застрахованных лиц. Кроме того, назначение и выплата пенсий останется важнейшей функцией Пенсионного фонда. В ведении ФСС будет отвечать за выплату пособий. Следовательно, ПФР и ФСС необходимо получать соответствующую отчетность.

Отчетность в Пенсионный фонд в 2017 г.
  • Сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М , (постановление Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п)
    Представляется ежемесячно, с апреля 2016 г. *
  • Сведения о стаже работников (форму и формат готовит ПФР).

* Крайний срок представления ежемесячной отчетности по персонифицированному учету (форма СЗВ-М) - не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным.
До вступления в силу Федерального закона N 1040799-6 срок представления СЗВ-М - 10-е число.

Отчетность в Фонд социального страхования в 2017 г.

В ФСС будут представляться сведения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (форму и формат готовит ФСС).

Единый сбор вместо взносов в ПФР и ФСС

Срок уплаты Единого сбора - не позднее 15-го числа масяца, следующего за расчетым. Если день уплаты выпадает на выходной, то день уплаты переносится на ближайший рабочий. Сбор уплачивают в рублях и копейках.

Уплата будет производится на специальный КБК Единого сбора, который утвердит Минфин России.

Единый сбор администрирует налоговая служба. При этом Сбор не являлся федеральным налогом и к налоговым платежам не относится. Следовательно, проводить зачеты между единым сбором и налогами нельзя.

Переход

Указ Президента РФ от 15.01.2016 № 13 и письмо ФНС России 02.02.2016 № БС-4-11/1539@

Мероприятия ФНС, ПФР и ФСС по передаче функций

  • До 1 февраля 2017 года ПФР и ФСС проводят сверку со всеми плательщиками взносов.
  • К 1 марта 2017 года ПФР и ФСС передают реестр плательщиков взносов, реестр застрахованных граждан и акты сверки в ИФНС (территориальные).

Результаты и возможные последствия

ФНС получит всю информацию по платежам страхователей и сопоставит данные, с учетом особенностей поступлений сумм НДФЛ и страховых взносов (в ПФР и ФСС). При обнаружении расхождений - проведет соответствующие проверки за период после 1 января 2017 года и за три предыдущих года: 2014г, 2015 и 2016 годы.

При обнаружении недоимок, не выявленных ранее ПФР и ФСС, потребует погашения. При этом штрафы, вероятно, взиматься не будут.

Если при проведении повторной выездной проверки выявлен факт совершения плательщиком страховых взносов нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной проверки, к плательщику страховых взносов не применяются штрафные санкции, за исключением случая, если невыявление факта правонарушения при проведении первоначальной проверки явилось результатом сговора между плательщиком страховых взносов и должностным лицом органа контроля за уплатой страховых взносов.

С 2017 года уплата страховых взносов переходит под контроль ФНС. Изменения в администрировании связаны с тем, что Пенсионный фонд плохо справляется с полнотой сбора этих платежей. В остальном для работодателей мало что изменится, за исключением того, что предельная величина базы для начисления страховых взносов в 2017 году в очередной раз повышена.

Что такое предельная база

Предельный, установленный государством, размер базы для начисления страховых взносов - это та сумма выплат в пользу работника, свыше которой выплаты начисляются по пониженном тарифу. В общем случае страховые выплаты, которые работодатель платит за свой счет, составляют:

  • на пенсионное страхование - 22%;
  • на медицинское страхование - 5,1%;
  • на социальное страхование - 2,9%.

Предельная база по взносам в 2017 году

Предельная база для начисления страховых взносов в 2017 году выросла, таблица ниже содержит в себе новые установленные тарифы взносов по разным видам страхования работников.

Пределы установлены только для двух видов страхования:

  • на пенсионное страхование - 876 000 рублей (в 2016 году - 796 000);
  • на обязательное социальное страхование - 755 000 рублей (в 2016 году - 718 000).

В отношении сумм на обязательное медицинское страхование и по взносам в ФСС на травматизм закон не предусматривает предельного размера базы, поэтому эта категория взносов начисляется по единой ставке, независимо от того, сколько выплачено работнику.

Пример расчёта: старшему юристу компании «Форест» в течение 2017 года выплатили в общей сложности 913 000 рублей. Как начислить сумму к уплате за страхование этого работника?

  • взносы в ПФР в пределах лимита: 876 000 * 22% = 192 720 р.;
  • взносы в ПФР сверх лимита: (913 000 - 876 000) * 10% = 3 700 р.;
  • взносы в ФФОМС (лимита нет, потому облагается вся сумма по одной ставке): 913 000 * 5,1% = 46 563 р.;
  • взносы в ФСС в пределах лимита: 755 000 * 2,9% = 21 895 р.;
  • взносы в ФСС сверх лимита не начисляются.

Итого, в 2017 году работодатель уплачивает в виде взносов 264 878 рублей, что составляет 29% от выплат этому работнику. Экономия незначительная (против 30%), но все-таки она есть.

Пониженные тарифы

Мы рассмотрели ставки платежей за работников, которые действуют в общем случае, однако есть немало категорий плательщиков, которые вносят эти платежи по пониженным ставкам. Этот льготный перечень плательщиков установлен Налоговым кодексом Российской Федерации.

Показатель тарифов

Коды ОКВЭД

ФОМС

Организации и индивидуальные предприниматели, на УСН, осуществляющие определённые виды деятельности (доход от таких видов деятельности должен превышать 70% от общего дохода упрощенца)

Начинающиеся с 13, 14, 15, 16

Аптеки (организации и ИП), работающие на ЕНВД, в отношении работников, занятых в фармацевтической деятельности

46.18.1, 46.46.1, 47.73

ИП, работающие на ПСН, в отношении работников, занятых в патентных видах деятельности, за исключением розничной торговли, общепита, аренды недвижимости

31.0, 74.20, 75.0, 96.01, 96.02 и др.

Некоммерческие организации, работающие на УСН, кроме государственных и муниципальных учреждений в сфере научных исследований, образования, здравоохранения, культуры, искусства, спорта, соцобслуживания

Начинающиеся с 37, 86, 87, 88, 93 и др.

Благотворительные организации на УСН

Аккредитованные IT-организации (область информационных технологий)

Начинающиеся с 62, 63

Хозяйственные общества и партнёрств на упрощённой системе налогообложения, занимающиеся внедрением изобретений, патентов, промышленных образцов, права на которые принадлежат бюд-жет-ным и ав-то-ном-ным учре-жде-ни-ям

Начинающиеся с 72

Ор-га-ни-за-ции и индивидуальные предприниматели, ведущие тех-ни-ко-внед-рен-че-скую и ту-рист-ско-ре-кре-а-ци-он-ную де-я-тель-но-сть по соглашению с ор-га-на-ми управ-ле-ния осо-бы-х эко-но-ми-че-ских зо-н

65.20, 63.1, 63.11.1, 79.1, 94.99, 62.0 и др.

Плательщики взносов, производящие выплаты членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов

Начинающиеся с 50

Участ-ни-ки про-ек-та «Скол-ко-во» в России

Участники свободной экономической зоны на территории Республики Крым и Севастополя

Любые, кроме начинающихся с 05, 06, 07, 08, 09.1, а также 71.12.3

Резиденты территории опережающего социально-экономического развития

Коды уста-нав-ли-ва-ют-ся от-дель-но для каж-дой тер-ри-то-рии

Резиденты свободного порта «Владивосток»

Любые коды, кроме запрещенных Наблюдательным советом порта Владивосток

Чтобы плательщик взносов имел право на пониженные тарифы, должны соблюдаться обязательные условия, указанные в ст. 427 НК РФ. Если эти условия нарушаются, то работодатель теряет право на льготу с начала календарного года, а не с момента нарушения.

Взносы по пониженным ставкам для пенсионного страхования и страхования на случай нетрудоспособности и материнства начисляются только в пределах установленного лимита на 2017 год:

  • на пенсионное страхование - 876 000 рублей;
  • на обязательное социальное страхование - 755 000 рублей.

С выплат сверх этих пределов взносы не начисляются, кроме платежей в ФОМС, для них выплаты осуществляются в обязательном порядке. В качестве примера рассмотрим, как рассчитывается размер страховых взносов в городе Севастополь (для юридических лиц-участников СЭЗ).

Пример расчёта: ООО «Флагман» является участником СЭЗ Севастополь и выплачивает взносы по пониженным ставкам. Коммерческому директору ООО «Флагман» в 2017 году была выплачена сумма в 985 000 рублей. Исчисление взносов производится по тарифам, указанным в таблице выше:

  • взносы в ПФР в пределах лимита: 876 000 * 10% = 87 600 р.;
  • взносы в ПФР сверх лимита не начисляются;
  • взносы в ФСС в пределах лимита: 755 000 * 1,5% = 11 325 р.;
  • взносы в ФСС сверх лимита не начисляются;
  • взносы в ФФОМС (лимита нет, потому облагается вся сумма по одному тарифу): 985 000 * 0,1% = 985 р.

Итого, на выплаты коммерческому директору его работодатель должен перечислить за 2017 год 99 910 рублей. Это составляет всего лишь около 10% против 30% для обычных плательщиков. Право пользоваться пониженными ставками длится, пока страхователь выполняет условия, установленные НК РФ.

Область страхового законодательства значительно поменяется со следующего года. Как будут регулироваться страховые взносы в 2017 году, таблица ставок ниже, подробно рассмотрено ниже. Законодательные положения регламентирует новая глав. 34 НК России.

Единый социальный страховой сбор (ЕССС) с 2017 года заменит сложившийся порядок расчета и уплаты страховых налогов в отношении социальных взносов, а также пенсионных и медицинских. Администрирование и контроль за вводимым в действие налогом переходит «в руки» налоговых органов, а Закон под № 212-ФЗ завершит свое существование уже к концу 2016 года. Среди принципиально новых законодательных поправок следует выделить:

  • Объединение нескольких взносов (страховой по ЕНиМ, пенсионный и медицинский) в один налог.
  • Наделение ФНС полномочиями и функциями по административному контролю за ЕССС, включая правила уплаты, расчета и начисления сбора.
  • Закрепление контроля за ФСС за правильностью начисления, расчета и уплаты взносов по производственному травматизму, а также больничным пособиям; за ПФР по назначению пенсионных выплат и проверке индивидуальных персонифицированных отчетов.
  • Необходимость уведомления ФНС по факту создания обособленных подразделений и филиалов, уполномоченных выплачивать вознаграждения своим работникам.
  • Замена нескольких видов отчетов (РСВ-1/3, РВ-2, 4-ФСС) одним едином расчетом (№ Приказа ММВ-7-11/551@ от 10 окт. 2016 г.). Срок поквартальной сдачи установлен не позднее 30-го числа следующего месяца.
  • Перечисление ЕССС одним платежным поручением по новым реквизитам, в том числе КБК. Сроки оплаты сохранены – не позднее 15-го числа следующего месяца.

Обратите внимание! Ставки по страховым взносам на 2017 год не претерпели существенных изменений. Сохранены пониженные тарифы, дополнительные, разрабатываются предельные величины базы и порядок расчета.

Объекты налогообложения, категории налогоплательщиков, перечень облагаемых и необлагаемых выплат, правила расчета и уплаты подробно описаны в соответствующих разделах глав. 34. Четко регламентирован размер суточных при командировках для налогообложения ЕССС (700 руб. – для российских, 2500 – для зарубежных поездок). Определен размер необлагаемой материальной помощи в год (4 000 руб. – на работника, 50 000 – на ребенка при рождении и/или опекунстве).

Страховые взносы 2017 – ставки, таблица

Тарифы взносов оставлены без изменений. Как и раньше, общий размер для основной категории работодателей равен 30 %. Определенные предприятия вправе применять пониженные (льготные) проценты. Таблица № 1 содержит актуальные ставки для предпринимателей и юридических лиц, как с сотрудниками, так и без них.

Таблица № 1 – Тарифы страховых взносов в 2017 году

Категория налогоплательщика Наименование взноса Налогооблагаемая база Ставка в %
Работодатели, осуществляющие выплату вознаграждений физлицам (ИП и юридические лица по подп.1 п.2 стат. 419 НК) ПФР 22
10
ФСС В рамках максимально установленного лимита 2,9
Сверх рамок максимально установленного лимита Х
ФМС Предел не применяется 5,1
Предприниматели и лица, занимающиеся частными практиками (по подп. 2 п. 1 стат. 419 НК), уплачивающие ЕССС «за себя» ПФР 26 % – для всех фиксировано, но не более 8-кратного
С доходов сверх 300 000 руб. 1 % – доплата
ФМС Актуальный на начало отчетного периода (года) МРОТ х 12 5,1
ФСС Уплачивается в добровольном порядке Х

Регрессивная ставка страховых взносов в 2017 году применяться не будет. Размер тарифной ставки по ЕССС рассчитывается в зависимости от величины доходов налогоплательщиков. При превышении максимально установленных лимитов начисление следует делать, исходя из пониженных процентов взносов. Утверждение пределов ожидается в конце 2016 года. Законодательный порядок определения предельной базы основывается на среднем уровне заработка по стране, перемноженного на 12, и повышающих коэффициентов индексации.

Размер индексируемых коэффициентов по годам (стат. 421 НК):

  1. 2017 – 1,9.
  2. 2018 – 2.
  3. 2019 – 2,1.
  4. 2020 – 2,2.
  5. 2021 – 2,3.
  6. 2022 – с этого периода пределы на ОПС подлежат ежегодному проведению индексации согласно росту заработка в РФ.

Важно! Положения п.5 стат. 421 не действуют при начислении взносов по дополнительным тарифам согласно стат. 428, а также при дополнительном соцобеспечении отдельных категорий специалистов угольной промышленности и членов летной гражданской авиации.

Пониженная ставка страховых взносов в 2017 году

Нормы применения пониженных тарифов регламентированы в стат. 427 НК. Значительных изменений в порядке начисления не произошло, размеры остались на прежнем уровне. Критерии определения и виды экономической деятельности также трактуются по-старому. Поменялся лимит выручки/доходов в целях использования системы налогообложения УСН (стат. 346.13). Но в целях начисления и уплаты ЕССС фактический размер выручки остался почти на уровне 2016 года – 79 млн. руб.

При несоответствии требований НК и превышении указанного объема доходов налогоплательщиками с начала периода утрачивается право на использование пониженных тарифов. На практике это означает, что перейти на страховые взносы по общим ставкам 2017 года нужно не с начала квартала (полугодия, 9 месяцев) превышения обозначенного предела в 79 млн. руб., а с начала расчетного года. Норма обозначена в подп.3 п.2 стат. 427 НК.

Актуальные ставки льготных страховых тарифов приведены в таблице № 2. С 2017 года в 34 главе подробнее указаны некоторые условия применения пониженных ставок. А для отдельных категорий льготников установлены дополнительные требования.

Таблица 2. Страховые взносы на 2017 год – пониженные ставки

Категория налогоплательщика Тариф ОПС в % Тариф в ФСС в % Тариф в ОМС в %
Упрощенщики (юридические лица и ИП) на льготных видах деятельности при условии доходов по ним не менее 70 % в общем размере выручки. Лимит доходов по УСН – 79 млн. руб. 20
Фармацевтические компании с лицензиями. Только по сотрудникам, занятым в фармацевтической работе. 20
ИП, применяющие ПСН (патентная система налогообложения). Только по сотрудникам, занятым на патенте. 20
НКО, применяющие УСН, за исключением отдельных категорий муниципальных и государственных структур. 20
Благотворительные учреждения, применяющие УСН. 20
Компании, занимающиеся IT-деятельностью. 8 2 4
Компании, применяющие УСН и занимающиеся внедрение различных инновационных разработок. 8 2 4
Компании, занимающиеся туристической деятельностью в особых зонах. 8 2 4
Участники проекта «Сколково» 14
Участники территориальной экономической зоны Крым и Севастополь 6 1,5 0,1
Участники территории Владивосток 6 1,5 0,1

Подробный перечень льготных категорий и условия использования пониженных ставок обозначен в стат. 427 НК.

Пример начисления ЕССС по сниженным тарифам:

ООО «Морской конек» является участником свободной экономической зоны Крым. В соответствии с положениями НК России предприятие уплачивает и рассчитывает взносы по особым сниженным тарифам. Предположим, что доход генерального директора предприятия с начала 2017 года составил 834 000 рублей. Произведем начисления.

ЕССС в части ОПС = 834 000 х 6 % = 50 040 рублей.

ЕССС в части ФСС только в рамках предела на 2017 год = 755 000 х 1,5 % = 11 325 рублей.

ЕССС в части ОМС = 834 000 х 0,1 % = 834 рубля.

Расчеты произведены, исходя из предполагаемых размеров предельных лимитов. Точные величины еще не утверждены. Травматизм уплачивается по присвоенному классу профессионального риска.

Если предприниматель платит взносы «за себя»

Правила определения фиксированных предпринимательских взносов в 2017 году не поменялся. Расчет начислений производится на основе данных МРОТ, действующего на начало года:

  • ЕССС в части ОПС – 23 400 рублей, исходя из МРОТ 7 500 рублей и ставки в 26 %. При превышении годового дохода 300 000 рублей следует дополнительно рассчитать и уплатить налог по ставке 1 % от выручки, но не более 187 200 рублей.
  • ЕССС в части ОМС – 4 590 рублей, исходя из МРОТ 7 500 рублей и ставки в 5,1 %.
  • ЕССС в части ФСС – законодательство не предусматривает в 2017 году обязанность самозанятых предпринимателей уплачивать взносы в соцстрах. Но по желанию бизнесмена он может в добровольном порядке начислять налог в части ФСС.

Порядок начисления и уплаты ЕССС

Положения глав. 34 НК предусматривают самостоятельное начисление взносов к уплате налогоплательщиками по итогам календарных месяцев, вычету при этом подлежат суммы налогов, исчисленных за предыдущие периоды. Реквизиты для формирования платежных документов изменяются с 1 янв. 2017 г. В связи с этим рекомендуется своевременно провести сверку с фондами и погасить задолженность до конца 2016 г.

Отчетность составляется по итогам отчетных периодов. Форма единого расчета уже разработана и введена в действие. Административным органом с 2017 года становится ИФНС, поэтому и предоставлять отчет необходимо в налоговые органы по месту учета налогоплательщика.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Инструкция

Сначала определите базу налог ообложения. Базой налог ообложения (та сумма, с которой налог ) является сумма дохода физического лица (наемного ). Она может быть получена им в виде заработной платы, то есть по трудовым ., или в виде иных выплат, которые выдаются по гражданско-правовым договорам: авторское вознаграждение, за выполненные работы и т.д. При этом плательщиками единого социального налог а являлись и индивидуальные предприниматели, использующие наемную рабочую силу.

Определите ставку налог а. Ставка налог а обладает регрессивной шкалой, то есть с большей суммы удерживается меньший процент. Так, с суммы от 0 до 280 000 руб. налог а так: Федеральный бюджет (ФБ) – 6%, Пенсионный Фонд России (ПФР) – 14%, Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) – 2%, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) – 1,1%, Фонд социального страхования (ФСС) – 2,9%. При таком распределении обычная на наемного работника составляет 26%. Второй предел и вторая шкала предназначаются для доходов от 280 001 руб. до 600 000 руб. включительно: ФБ – 2,4%, ПФР – 5,5%, ТФОМС – 0,5%, ФФОМС – 0,6%, ФСС – 1%. И третий предел и третья шкала предназначаются для доходов свыше 600 000 руб.: ФБ – 2,0%, ПФР – 0%, ТФОМС – 0%, ФФОМС – 0%, ФСС – 0%.

Перемножьте базу налог ообложения (сумму заработной платы) на ставки отчислений по соответствующей шкале. Например: работника составляет 60 000 руб. Тогда ставка единого социального налог а: 6 +14 + 2+ 1,1 +2,9 = 26%. Сумма единого социального налог а, подлежащая отчислению в бюджет: 60 000 руб. * 0,26 = 15 600 руб. При этом сумма заработной платы не должна быть уменьшена на сумму подоходного налог а. Таким образом, существовало двойное налог ообложение одних и тех же сумм.

Видео по теме

Обратите внимание

Единый социальный налог не начислялся: на доходы инвалидов всех групп инвалидности, на пособия и компенсации, необлагаемые налогом на доходы физических лиц, на суммы компенсаций (при увольнении на сумму компенсации за неиспользованный отпуск). Не включались в налогооблагаемую базу суммы страховых взносов, которые предприятие уплачивало за своих работников в фонды добровольного медицинского страхования при сроке страхования более года. Кроме того, не включались в налогооблагаемый доход и любые выплаты, которое предприятие делало за счет своей прибыли (не относя такие выплаты на расходы).

При применении упрощенной системы налогообложения компании, индивидуальные предприниматели уплачивают единый социальный налог. Исчисление этой величины регулируется главой 24 НК РФ. Расчет и уплата налога имеет ряд особенностей, которые учитываются при вычислении базы. Ставка ЕСН меняется в зависимости от суммы начисленной заработной платы.

Вам понадобится

  • - калькулятор;
  • - сведения о начисленной заработной плате;
  • - сведения об отчисления в ПФР и начисленных выплат по нетрудоспособности.

Инструкция

База по ЕСН исчисляется отдельно для каждого сотрудника. Она равна начисленным выплатам за месяц. Пока заработная плата работника составляет менее 280 000 рублей, ставка налога равна 26 процентам. Соответственно, ежемесячно рассчитывается налог по каждому специалисту предприятия, исчисляемый путем умножения на 26% базы. Последняя равна не реально выплаченным, а начисленным выплатам. Затем ЕСН по сотрудникам складывается, следовательно, получается исчисленный налог.

За январь расчет налог производится так, как указано выше. За февраль ЕСН исчислите аналогично, только из суммы рассчитанной вычтите налог за январь. Соответственно, ЕСН вычисляется нарастающим итогом, но за минусом налога за предыдущий месяц.

Когда база по налогу превысит 280 000 рублей, то к фиксированной сумме 72 800 рублей прибавьте величину, на которую превышает налоговая база 280 000 рублей. Результат полученной величины умножьте на 10 процентов. Затем сложите между собой суммы налога по каждому сотруднику. Вычтите ЕСН за предыдущие месяцы.

Правительство обсуждает возможность «реанимации» единого социального налога (ЕСН), который был отменен в 2010 году. Главной причиной, по которой возникла данная инициатив, является кризисное состояние экономики, и необходимость в увеличении доходной части бюджета. Возврат ЕСН рассматривается в качестве антикризисной меры, которая поможет справиться с дефицитом бюджета. По предварительным оценкам, ЕСН снова будет действовать с 2017 года .

Вопрос перехода с системы страховых взносов обратно на ЕСН является очень спорным. Противники инициативы заявляют, что такое изменение вряд ли сможет существенно повлиять на состояние бюджета. По мнению ряда депутатов Госдумы, основным источником пополнения доходной части бюджета должно стать производство, а не взносы граждан.

Однако от мысли вернуть ЕСН к жизни правительство не отказывается. Предполагается, что в случае вступления данной инициативы в силу ставка по налогу будет установлена на уровне нынешней ставки по страховым взносам.

Зачем нужен возврат ЕСН

После обвала цен на нефть вопрос поиска способов увеличения доходной стал особенно острым. Депутаты Госдумы начали активно разрабатывать инициативы, которые позволили бы обеспечить приток средств в бюджет. Среди предложенных нововведений – упразднение действующей системы страховых взносов и возврат ЕСН.

Стоит отметить, что ранее ЕСН функционировал в России до 2010 года, когда его решили отменить, заменив взносами в Пенсионный фонд (ПФ), Фонд социального страхования (ФСС) и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Однако сейчас правительство склоняется к мысли, что средства, которые направляются в указанные фонды, необходимо консолидировать в единый поток.

Для этого оптимально подходит возврат к ЕСН, введение которого, по предварительным оценкам, позволит Федеральной налоговой службе (ФНС) контролировать денежный поток, объем которого может составлять порядка 5,9 трлн рублей.

Аргументы «за» и «против»

Авторы инициативы отстаивают возврат ЕСН, аргументируя это необходимостью привлечения дополнительных средств в бюджет для реализации антикризисных мер. Кроме того, на фоне разговоров о возможной ликвидации накопительной части пенсии введение ЕСН депутаты называют логичным и закономерным.

Однако противников у идеи «реанимации» данного налога гораздо больше. Так, вице-спикер Госдумы Андрей Исаев заявляет, что возврат ЕСН не только не принесет желаемого результата, но и создаст новые проблемы. Главным минусом ЕСН, по мнению Исаева, является его безадресность. При системе социальных взносов граждане знают, куда идут их деньги, и заинтересованы в том, чтобы оплачивать взносы, ведь это гарантирует им .

ЕСН в свою очередь не отвечает на вопрос граждан, за что именно они платят свои деньги, поскольку налог поступает в единый «котел», из которого государство может брать средства на реализацию тех мер, которые считает нужными. Это может подорвать доверие населения к государственным органам, не говоря уже о том, что постоянные изменения системы сбора налогов создают сомнения в ее «прозрачности».

В Комитете Госдумы по бюджету и налогам также не поддерживают возврат ЕСН. В ведомстве считают, что введение этой инициативы не сможет кардинально повлиять на текущую ситуацию, и сравнили переход к ЕСН с «перекладыванием денег из трех мешков в один».

Некоторые эксперты высказывают мнение, что появление вопроса возврата ЕСН является следствием межведомственной борьбы, которая к антикризисным мерам не имеет никакого отношения.

Аналитики подчеркивают, что возврат данного налога может создать дополнительные трудности в виде необходимости расширения штата контролирующих органов и достаточно больших затрат на реализацию инициативы. Таким образом, целесообразность введения ЕСН вызывает множество сомнений.

Экспертное мнение

Большинство экспертов сходятся во мнении, что возврат ЕСН является своего рода «косметической» мерой, которая создает иллюзию реформы, но на деле предусматривает только перераспределение ресурсов. Это, возможно, позволит в некоторой мере увеличить доходную часть бюджета, однако существующих проблем никак не решит.

Страна нуждается в коренном преобразовании экономики, которое даст возможность снизить зависимость экономического роста от состояния нефтяных котировок. Для этого необходимо определить отрасли, которые могут стать основой конкурентоспособности , и стимулировать их развитие.

Для выхода из кризиса также необходимо ослабить давление государства на бизнес. Предпринимательство является одним из главных двигателей роста экономики, поэтому в нынешних кризисных условиях особенно важно дать ему как можно больше возможностей для развития. Недавно принятое решение правительства о запрете проверок малого бизнеса является важным шагом в этом направлении, однако этого недостаточно.

В Кремле понимают, что возврат ЕСН в 2017 году может привести к ухудшению текущей ситуации, поэтому он не включен в антикризисный план. Эта инициатива является достаточно спорной и встречает острую критику, как у представителей правительства, так и у населения. Таким образом, говорить об однозначном возврате ЕСН как минимум преждевременно.