Проблемы и перспективы развития лизинга в коммерческом банке. Современные проблемы использования лизинга в россии и пути их решения

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Ситкин Артем Иванович. Проблемы развития лизинга в Российской Федерации: диссертация... кандидата экономических наук: 08.00.10 / Ситкин Артем Иванович; [Место защиты: Акад. бюджета и казначейства М-ва финансов РФ]. - Москва, 2008. - 190 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-8/56

Введение

Глава 1 Анализ сущности и теоретических основ формирования лизинга как формы кредитно-финансовых отношений 10

1.1 Проблемы формирования финансовых источников инвестиций предприятия 10

1.2 Сущность и виды современного лизинга 17

1.3 Достоинства и недостатки лизинга как формы организации инвестиционного процесса 36

Глава 2 Анализ рынка лизинговых услуг в России и за рубежом 41

2.1 Анализ зарубежной практики лизинга 41

2.2 Особенности правового регулирования лизинговых отношений в Западных странах 50

2.3 Создание рынка лизинговых операций в Российской Федерации и оценка

его современного состояния 79

Глава 3 Основные направления развития лизинговых отношений в России 106

3.1 Правовая база лизинга в России. Ее состояние и перспективы развития 106

3.3 Основные направления совершенствования работы с лизингополучателем в лизинговой компании 132

Заключение172

Список литературы 180

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования. Обеспечение конкурентоспособности предприятия в рыночной экономике во многом зависит от его способности постоянно обновлять и модернизировать имущество производственного назначения, что предполагает поиск приемлемых источников финансирования. Важным источником финансирования капитальных вложений предприятий во многих странах является лизинг. Он выгоден всем участникам сделки. Лизингополучателю лизинг позволяет осуществлять производственные капиталовложения, а лизингодателю гарантирует стабильный доход.

В России актуальность развития лизинга обусловлена, прежде всего, неблагоприятным состоянием основного капитала: износ оборудования в ряде отраслей российской экономики превышает 50%, низка эффективность\-его использования, нет обеспеченности запасными частями и т. д. Одним из-вариантов решения этих проблем является лизинг. Кроме того, развитие лизинга в условиях ограниченности долгосрочного кредитования производственной деятельности предприятий в связи с высокими кредитными рисками способствует расширению сферы финансирования и снижению рисков кредитования, гарантируя целевой характер и обеспеченность кредитов.

Лизинг обладает большими возможностями при решении таких народнохозяйственных задач, как перевооружение производственных мощностей на выпуск высокотехнологичной продукции, создание конкурентоспособной среды, развитие малого и среднего предпринимательства, увеличение занятости населения, т.е. тех задач, которые определяют улучшение социально - экономического положения в стране.

Вместе с тем, далеко не все задачи по эффективному развитию лизинга решены. Это касается правового обеспечения лизинга, ограниченности сфер применения лизинга и объектов лизинговых сделок, совершенствования организации лизинговой деятельности в российской экономике.

Таким образом, актуальность темы исследования;определяется:

необходимостью использования лизинговой формы финансирования перевооружения народного хозяйства в условиях высокого износа и выбытия^ основных фондов;

несовершенством правовой базы регулирования лизинга;

Недостатками в организации деятельности-лизинговых компаний.
Целью диссертационного исследования является разработка

Для достижения поставленной: цели необходимо? решение: следующих задач:

исследовать теоретические основы-"лизингового бизнеса^-показать его роль в решении^ инвестиционных проблем? российских предприятий? на современном этапе развития экономики;

определить особенности и проблемы российской и зарубежной лизинговой практики на основе анализа зарубежного и отечественного опыта предоставления лизинговых услуг;

выявить и обосновать преимущества лизинга как вида инвестиционной; деятельности на основе проведения сравнительного анализа с альтернативными 1 формами финансирования производства- с учетом действующих в России уеловийшалогообложения:и- кредитования;.

Провести: оценку рисков лизинговой деятельности и; предложить способы, их снижения в: современных условиях развития, российского лизингового рынка;

На основе исследования порядка заключения лизинговых сделок
определить особенности работы с лизингополучателем в лизинговой компании и
внести предложения по ее улучшению;

определить эффективность правовой базы регулирования лизинговых отношений в Российской Федерации;

разработать и обосновать предложения по повышению эффективности лизинговой деятельности в России для стимулирования инновационного пути развития.

Объектом исследования является рынок лизинговых услуг в России и за рубежом.

Предметом исследования, являются экономические отношения, возникающие при долгосрочном лизинговом финансировании инвестиций- в основной капитал отраслей российской экономики:

Теоретической и методологической базой исследования послужили фундаментальные научные труды по теории финансов, экономической теории, финансового менеджмента, налогообложения, страхования, работы, отечественных и.зарубежных ученых, законодательные акты РФ, нормативные документы Правительства^ РФ, данные Федеральной службы, государственной статистики, Банка России, периодической печати.

Применение- лизинга как одного из возможных источников инвестирования предприятий и проблемы его развития активно обсуждаются в экономической литературе. Существенный вклад в развитие теории и практики лизинга внесли такие российские ученые, как В.А.Горемыкин, В.Д.Газман, В.В.Ковалев, Д.В.Лелецкий, Е.В. Кузнецова, А.И.Олыианый, Е.Н. Чекмарева, Д.А. Сургутов, М:В Л. Круглова, А.А.Иванов, Л:Н. Прилуцкий, А.Э. Первышин, А.Т. Юсупов, Е.В. Колуга, В".М". Джуха, М.И. Лещенко, В:В. Комаров, а.также зарубежные исследователи: Ф. Котлер, Э. Рид, М.Д. Джонк, С. Майерс, Э.Дж.Долан, Д. Линсей, Б. Коллас, Р.Л. Петерсон, Р. Грант.

Для наиболее полной и эффективной адаптации к российской экономике, лизинговые отношения и их использование, и развитие в современных условиях требуют дальнейшего совершенствования.

Методы исследования. В диссертационной работе при систематизации полученных данных, построении"схем и таблиц использовались методы сводки, группировки, сравнительных оценок, факторного и статистического анализа.

Положения, выносимые на публичную защиту:

выделены, разработаны и формализованы этапы и процедуры осуществления лизинговой сделки для совершенствования деятельности лизинговых компаний;

обоснована и адаптирована к^ современным российским - условиям методика расчета лизинговых платежей- с учетом действующего в России порядка регулирования экономической деятельности, позволяющая обеспечить прибыльность сделки для. лизинговой компании и подтверждающая преимущества лизинга перед альтернативными формами финансирования;

предложены меры активизации государственной - - поддержки, предоставление налоговых" льгот, субсидирование процентных ставок в лизинговых сделках, расширение сферы государственных заказов на оборудование, предоставляемое по лизингу, страхование лизинговой деятельности, разработка федеральных целевых программ, что создаст стимулы для продвижения продукции отечественных производителей и модернизации отраслей реальной экономики в России;

выявлены такие факторы ограничивающие сферы и объекты лизинга в России, как несовершенство правовой базы, нехватка финансирования, недостаточность государственной поддержки лизинга;

разработаны подходы к определению-основных рисков, управлению ими и способы их минимизации в ходе реализации проекта; на основе исследования лизинговой і деятельности в лизинговой" компании обоснованы методы оптимизации стоимости лизинговой сделки, обеспечивающие прибыльность лизинговой сделки на выгодных для лизингополучателя условиях;

Разработанные поправки в действующее законодательство,
затрагивающие вопросы определения лизинга, его лицензирования,
инвестиционных льгот, применения ускоренной амортизации, залогового
законодательства для расширения сферы применения и повышения
эффективности лизинговой деятельности.

Научная новизна исследования определяется следующими результатами:

систематизированы теоретические основы лизинга как- формы предпринимательской деятельности, показаны его роль и преимущества как вида инвестиционной деятельности в современных условиях на основе проведения сравнительного анализа достоинств и недостатков- лизинга с альтернативными формами^финансирования инвестиций (стр. 17);

выявлены основные тенденции развития* лизинговой" деятельности за последнее десятилетие в странах с развитой рыночной экономикой* и в Российской Федерации^ выявлены их особенности и проблемы, ограничивающие роль лизинга в эффективной* модернизации- российской экономики (стр. 40);

определены условия, обеспечивающие реализацию преимуществ лизинга перед банковским кредитованием, с учетом действующего порядка регулирования инвестиционной и банковской деятельности в, Российской Федерации (стр. 143);

разработаны предложения по активизации- государственной политики, направленные на усиление роли- лизинга в обеспечении, технического перевооружения российской-экономики"(стр. 121);

предложены направления совершенствования законодательного обеспечения лизинговых отношений в России, включая внесение изменений в нормы Гражданского Кодекса и-ряд профильных законов по регулированию финансового рынка с целью повышения эффективности правовой, базы регулирования лизинговых отношений в Российской Федерации (стр. 106).

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов для повышения эффективности деятельности лизинговых компаний, разработке государственной экономической политики, стимулирующей- развитие лизинга продукции отечественных производителей на примере ряда отраслей промышленности, транспорта и строительства, совершенствования- законодательного регулирования лизинга:

разработаны меры активизации государственной экономической политики развития лизинга, включая предоставление налоговых льгот, субсидирование процентных ставок в лизинговых сделках, расширение сферы государственных заказов на оборудование, предоставляемое по лизингу, страхование лизинговой деятельности, разработку федеральных целевых программ, что создаст стимулы для продвижения продукции отечественнык производителей и модернизации,отраслей реальнойэкономики в России;

внесены предложения по совершенствованию деятельности лизинговой компании, в том числе путем установления-оптимального размера лизинговых платежей, обеспечивающих прибыльность для лизинговой компании и привлекательность для лизингополучателя по сравнению

предложены направления совершенствования законодательного и экономического обеспечения лизинговых отношений в России" включая внесение изменений-в нормы Гражданского Кодекса*и ряд профильных законов* по регулированию финансового рынка, что* позволяет уточнить і основные категории лизинговой деятельности, в-том числе выявить.критерии"отнесения лизинговых сделок к собственно лизингу и «псевдолизингу», расширять сферу применения и объекты лизинга; увеличивать, объемы и повышать эффективность лизингового бизнеса.

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования представлены в выступлениях на третьей и пятой межвузовских

научно-практических конференциях молодых ученых по актуальным вопросам менеджмента и бизнеса, организованных Национальным институтом бизнеса -Московского гуманитарного университета, проходивших в Москве в 2004 и 2006 гг.

Аналитические материалы и предложения по минимизации рисков лизинговой деятельности, содержащиеся в диссертационном исследовании, использовались в практической деятельности ООО «Лизинговая компания «ТИЭЛ»» (справка о внедрении №25-06-07/1 от 24 мая 2007г.)

Публикации. По теме диссертационного исследования опубликованы 9 работ объемом 2,75 п.л., в том числе в издании, рекомендованном ВАК РФ -журнал «Финансы», 2006, №12 - объемом 0,29 п.л.

Структура диссертационной работы определяется поставленной целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, 5-ти приложений. Объем диссертационной работы составляет 185 страниц.

Проблемы формирования финансовых источников инвестиций предприятия

Инвестиционные процессы - важнейший элемент общественного производства. Без них немыслим процесс воспроизводства. Это не только замена выбывающих в процессе естественного износа средств труда, но и увеличение мощностей производства, в том числе и на более высоком качественном уровне.

Термин «инвестиции» в России получил широкое распространение после начала рыночных реформ. Это более широкое понятие, чем ранее употребляемое в СССР понятие «капитальные вложения». Если привязывать их к капитальным вложениям, то можно утверждать, что инвестиции - валовые капитальные вложения с добавлением к ним среднегодовых затрат оборотного капитала хозяйствующего субъекта, вложения в ценные бумаги; а также вложения, связанные с титулом собственника, которые обеспечивают при этом получение дохода1.

С позиций требования рынка в состав инвестиций следует включать:

денежные средства и их эквиваленты (целевые вклады, оборотные средства, паи и доли в уставных капиталах организаций, ценные бумаги, кредиты и займы и т.п.);

остаточную стоимость имущества (зданий, сооружений, машин, оборудования, приборов, инструмента и т.п.);

стоимость права использования земли;

имущественные права, которые могут быть оценены денежным эквивалентом (лицензии, патенты, товарные знаки, сертификаты, свидетельства на модели средств труда и т.п.)

1 Абрамов СИ. Инвестирование. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2000, с. 7 В настоящее время все большее значение приобретают вложения в инновации, что связано с возрастанием роли научно-технического прогресса во всех сферах деятельности и развитием конкуренции. Не менее важным направлением инвестирования являются вложения в финансовые активы. Инвестиционные товары в материально-вещественной форме стали замещать некоторые финансовые активы в виде акций, облигаций и ценных бумаг.

Система хозяйственных решений, определяющих объем, структуру и направления инвестиций, как внутри хозяйствующего субъекта (предприятия, фирмы, компании и т.д.), региона, страны, так и за их пределами с целью развития производства, предпринимательства, получения прибыли или других конечных результатов составляет основу инвестиционной политики, посредством которой достигается решение многих задач, например совершенствование структуры производства и ускорение темпов его развития, сбалансированности и эффективности отраслей экономики, получение наибольшего прироста продукции и дохода (прибыли) и др.

В условиях широкого применения экономических методов управления, преодоления кризисных ситуаций и перехода к рыночным отношениям предстоит обеспечить научную обоснованность инвестиционной политики на перспективу, увязать практику планирования и прогнозирования инвестиций с новым хозяйственным механизмом и обеспечить рациональное использование вложений, повышение их эффективности как одного из важных направлений социально-экономического развития страны в целом.

Инвестиционная политика - часть стратегии развития предприятия и общей политики управления прибылью, заключающаяся в выборе и реализации наиболее эффективных форм вложения капитала с целью расширения объема инвестиционной деятельности и формирования инвестиционной прибыли.

Предприятие самостоятельно выбирает вид инвестиционной политики в зависимости от своих приоритетов: консервативная инвестиционная политика -для компаний, стремящихся к минимизации уровня инвестиционного риска, целью которых не является максимизация уровня текущей прибыльности инвестиций и темпов роста капитала; компромиссная (умеренная) инвестиционная политика - вариант, направленный на выбор таких объектов инвестирования, по которым уровни прибыльности и риска в наибольшей степени приближены к среднерыночным, и, наконец, агрессивная инвестиционная политика, направленная на те объекты инвестирования, по которым уровни прибыльности и риска выше среднерыночных.

Для реализации инвестиционной политики предприятием разрабатывается инвестиционная программа, представляющая собой совокупность реальных инвестиционных проектов; комплексное технико-экономическое (чертежи, пояснительные записки, бизнес-план инвестиционного проекта и др.) и организационное обоснование путей достижения поставленных целей.

Различают следующие этапы инвестиционной программы предприятия:

1. Оценка рынка сбыта. Осуществляется дл определенного вида продукции, который должен быть реализован. При этом устанавливается максимально возможный объем сбыта данного вида продукции (потенциал рынка) и доля этого вида продукции на рынке (рыночное проникновение). Прогнозируется, объем продаж конкретного вида продукции, на основе чего планируется производственный и финансовый результаты, принимаются решения о размерах, направлениях и сроках инвестиций, поиске новых источников снабжения.

2. Анализ конкурентов. Основой для выработки политики ценообразования предприятия является анализ преимуществ и недостатков продукции конкурентов, изучение их системы цен, что позволяет" оценить степень риска данного плана.

3. Стратегия маркетинга. Комплекс мероприятий в области исследований торгово-сбытовой деятельности предприятия по изучению всех факторов, оказывающих влияние на процесс производства и продвижения продукции от производителя к потребителю. Основными этапами плана маркетинга являются: схема распространения продукции, политика ценообразования, реклама, методы стимулирования продаж, организация последовательного обслуживания клиентов, формирование общественного мнения. Результаты данного этапа инвестиционной программы учитываются при планировании себестоимости продукции и определении финансового результата.

Анализ зарубежной практики лизинга

Комплекс имущественных отношений, связанных с правом пользования и владения, нашел отражение еще в Римском праве. Император Юстиниан I (483-565 гг.), систематизировавший законы государства по отдельным отраслям права, отразил арендные (лизинговые) отношения в Институциях.

Хотя многими специалистами лизинг считается американским изобретением, получившим известность в Европе в начале 60-хх гг. XX в., ряд английских авторов утверждает, что лизинг зародился в Англии, затем перебрался в Северную Америку и лишь, потом с некоторыми изменениями во второй половине XX века оказался опять в Европе.

Анализируя развитие лизинговых отношений за рубежом на основе двух параметров: качественного изменения характера отношений и количественного роста числа лизинговых сделок, - можно условно выделить несколько крупных этапов:

начальный период (конец XIX - середина XX в.);

американский период развития лизинга (50-е гг. XX в.);

период распространения лизинга (60-е гг. XX в.);

период «лизингового бума» (70-е гг. - начало 80 гг. XX в.);

период мировой лизинговой интеграции (середина 80-х гг. XX в. - по настоящее время).

Для начального этапа эволюции лизинговых отношений характерно смешанное отнесение понятия «лизинг» ко всем видам арендных операций, что естественно для англоязычных стран, где термин lease начал употребляться в значении земледельческой аренды, а также договора об аренде и сроке аренды. Постепенно под лизингом начинает пониматься аренда любого имущества, в том числе домов, транспортных средств, различных механизмов. Ряд экономистов считают началом современных лизинговых операций - 1877 г., когда американская компания Bell Telefon Company решила не продавать телефоны, а сдавать их в лизинг и устанавливать оборудование в доме или офисе клиента только на основе лизинговой платы (51).

Производителей новой техники также заинтересовали лизинговые операции, поскольку они позволяли защитить технологии, составляющие предмет их собственности, ноу-хау, воплощенный в новых машинах. Например, компания по изготовлению инструмента Hughes предоставляла свой специализированный 11-гранный бур только на условиях лизинга; United Shoe Machienery Corporation предлагала свое оборудование предприятиям обувной промышленности также исключительно на условиях лизинга. Аналогичные явления имели место и в других отраслях, пока не было принято антимонопольное законодательство, после чего производители оборудования вынуждены были выставлять его на свободную продажу.

В 30-е гг. Г. Форд эффективноиспользовал лизинг для-расширения сбыта своих автомобилей, хотя идея сдавать в лизинг автомобили появилась уже в начале XX в. Эта услуга называлась Drive-Your-Self, также именовалась и компания, основанная Уолтером Джекобсоном в 1918 г. в Чикаго (98). Однако основателем масштабного автомобильного лизингового бизнеса считается Золли Фрэнк - торговый агент из Чикаго, предложивший в начале 40-х гг. XX в. долгосрочный лизинг автомобилей.

Таким образом, уже на начальном этапе операции по лизингу средств производства практиковались во всех промышленное развитых странах мира. Следует отметить, что в этот период лизинг еще не выделился в самостоятельную отрасль, а применялся спорадически для решения.локальных задач и привлечения-потребителей в период товарного избытка.

Со временем сфера объектов лизинга вышла за рамки только производства. Так, с развитием автомобилестроения аренда автомобилей стала частью жизни общества в США и странах Западной Европы. Долгое время лизинг был характерной сферой деятельности лишь некоторых компаний -производителей; Первое общество, для которого лизинговые операции стали основой его коммерческой деятельности, было создано в. 1952 году в Сан-Франциско американской компанией «Юнайтед стейтс лизинг корпорейшн» (Американская Лизинговая Корпорация), возглавляемой предпринимателем Генри Шоенфельдом. Еще в 1951 г. Шоенфельд предложил своим: коллегам использовать долгосрочный лизинг машин и транспортных средств. Новизна решения состояла в том, что- Шоенфельд выступал в роли посредника, между изготовителем имущества и лизингополучателем, находил требуемое для- клиента имущество и сдавал его в лизинг. Таким образом, США. стали родиной нового бизнеса, призванного обслуживать, прежде всего, потребности инвестиционного процесса в экономике индустриального типа.

Особенностью- компании US Leasing было и то, что она являлась независимой; т.е. не контролировалась. банками, финансовыми, группами и производителями оборудования. Однако, несмотря на неболынойсобственный капитал, US Leasing: предоставляла лизинговые услуги? на сумму, намного превышавшие свои активы (72).

Постепенно лизинговые сделки начали практиковать сотни компаний и лизинг сформировался как специализированный институт финансово-посреднических операций. К _ концу 50-х гг. в США функционировала устойчивая структура лизинговых фирм, начавших проводить операции и за рубежом.

Правовая база лизинга в России. Ее состояние и перспективы развития

Как уже было показано во второй главе, лизинг в мире имеет многолетнюю историю, а лизинговые операции в последние годы стали неотъемлемой частью стабилизации и развития экономики во многих странах. Однако специальное законодательство этих стран, регулирующее лизинговый рынок, там, где оно имеется (например, во Франции, Бельгии, Италии; Испании и др.), различно. Более того, во многих странах (в том числе в США) такое специальное законодательство отсутствует, а отношения, связанные с лизинговыми сделками, регулируются общими положениями гражданского и торгового права, определяющими отношения сторон при передаче имущества во временное пользование, налоговым законодательством, правилами бухгалтерского учета, а также судебными решениями.

Тем не менее, следует признать, что, как показывает международная практика лизинговых отношений, между наличием/отсутствием специального лизингового законодательства и объемами лизинговых операций в той или иной стране, жесткой и однозначной взаимосвязи не наблюдается. Во всяком случае, пример США и некоторых других стран показывает, что отсутствие специальных законов, посвященных исключительно и только лизингу, совсем не препятствует развитию лизинга, если имеются в наличии все остальные необходимые для него условия-.

До сравнительно недавнего времени Россия относилась к числу стран, не имеющих специального лизингового законодательства. Это означало, что отношения, возникавшие в ходе проведения лизинговых операций, регулировались так, как было предписано нормами законодательства для отношений, сходных с лизинговыми (отношения имущественного найма, т.е. аренды), а при отсутствии таких норм - исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства.

Первым специальным актом правового регулирования лизинговых отношений стал Указ Президента РФ № 1929 от 17.09.1994г. «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности», носивший во многом порученческий характер: он предписывал правительству, министерствам и ведомствам провести определенные мероприятия, разработать документы и внести предложения о подготовке базы для развития лизинговых отношений в Российской Федерации. К тому же Указ содержал некоторые спорные положения, которые не были восприняты последующим законодательством. Например, в нем было указано, что в число объектов, могущих быть предметом лизинга, должны быть включены, в частности, имущественные права.

В соответствии с этим Указом (ныне уже отмененным) Правительство РФ постановлением № 633 от 29.06.1995 г. «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» утвердило «Временное положение о лизинге». Этот нормативный акт, ныне также отмененный22, и положил начало конкретному регулированию лизинговых отношений в стране.

Сущность лизинга

Лизинг на сегодня является одним из способов привлечения средств в компанию, который стал удобной альтернативой привычному всем кредитованию. В общем виде классическая схема лизинга выглядит так:

  • Поиск заинтересованной в лизинге компанией (лизингополучатель) поставщика (продавца) необходимого имущества
  • Обращение заинтересованной фирмы в лизинговую компанию (лизингодатель)
  • Приобретение лизинговой компанией выбранного имущества
  • Передача во временное пользование предмета лизинга заинтересованной компании

Лизингополучатель при заключении сделки обычно вносит около 10-30% стоимости имущества, а затем он обязан уплачивать с определенной периодичностью лизинговые платежи лизингодателю.

По большому счету процедура лизинга наиболее выгодна для предприятия уже работающего, но желающего расширить деятельность или обновить производственные фонды. Но лизинг может помочь и в становлении бизнеса с нуля, в особенности представителям малого и среднего бизнеса. Его преимущество прежде всего в том, что договор лизинга заключается на довольно длительный срок, и к тому же нет необходимости искать соответствующий сделке предмет залога в отличие от ситуации с банковским кредитом.

Замечание 1

Большим плюсом лизинга является и то, что при заключении сделки лизингополучатель имеет право на налоговые льготы: платежи по лизингу в полной мере уменьшают налогооблагаемую прибыль, к тому же НДС по лизинговым платежам снижает суммы налога, подлежащие уплате. Кроме того, процедура заключения договора лизинга занимает гораздо меньше времени, нежели оформление банковского кредита, а также нет необходимости собирать большой пакет документов.

Проблемные аспекты лизинга в России

Процесс внедрения и развития лизинга в России обусловлен в первую очередь плохим состоянием парка оборудования и устаревшим техническим оснащением производств, низкой инвестиционной активностью на рынке.

Кроме того, на сегодняшний день рост барьеров для доступа на финансовые рынки, общее снижение платежеспособности клиентов, падение уровня деловой активности - особенно актуальные проблемы на фоне снижения государственного финансирования компаний-лизингополучателей и сложной экономико-политической обстановки в стране. Это в конечном итоге может негативно сказаться как на действующих лизинговых проектах, так и на будущем всей сферы лизинга. Конечно, по мнению многих экспертов, проблемы не несут фатального исхода, но все же требуют большого внимания.

Замечание 2

Так, например, в 2015 году резко сократились показатели рынка лизинга и ухудшилось финансовое состояние лизинговых компаний. С одной стороны, это говорит о высокой конкуренции среди лизинговых компаний, с другой – о высоких требованиях к качеству и профессионализму действующих лизинговых компаний, умению подстраиваться под резко меняющиеся условия рыночные условия.

Существующие на сегодня проблемы в общем можно условно разделить на три группы:

  • Проблемы технического характера (несовершенство законодательства, проблемы правоприменительного характера)
  • Проблемы системного характера (т.е. проблемы касаются не только лизинга, но и всех сфер предпринимательства)
  • Проблемы, связанные с «незрелостью и молодостью» рынка лизинга в России (стремление к привлечению средств, минимизации потоков платежей по каждой сделке)

Кроме того, можно отнести к проблемам лизингового рынка и то, что уровень его методической проработки низок, в том числе и касательно расчетов лизинговых платежей, что снижает эффективность применения лизинга.

Итак, на сегодняшний день на рынке лизинга не все организовано и эффективно работает. В ближайшем будущем рынку лизинга безусловно необходим активный поиск новых современных вариантов развития.

Проблемы лизинга составляет низкая капитализация компаний по лизингу, они представляются банкам простыми посредниками между ними и лизингополучателями.

Собственные средства у этих компаний незначительны, поэтому риски банка велики. Кроме изучения лизингополучателя, банку приходится заниматься еще и изучением лизинговой компании. А это отражается на затратах и времени. Серьезные и имеющие большой стаж работы в области лизинга, компании, в последнее время начали увеличивать свои капиталы, что стало благоприятно отзываться на количестве заключенных контрактов.

Проблемы лизинга заключаются еще и в невыполнении лизингополучателем условий сделки до конца. В договоре, обычно указывается, что в случае двух невыплат подряд, компания имеет право заблокировать счет своего лизингополучателя и перечислить сумму платежей. На практике эти счета в банке прекращают существование, а лизингополучатель открывает новый счет в другом банке. Продажа же на рынке вторичном оборудования, которое принимает участие в лизинге, представляется весьма хлопотным делом.

В проблемах лизинга имеет место и тот факт, что очень часто, в лизинге участвует оборудование, которое заказывает сам лизингополучатель, и оно бывает уникальным, чинить и поддерживать его в рабочем состоянии очень сложно без специальных инструментов, покупка которых приносит компании дополнительные затраты. Банки же все эти риски учитывают заранее, поэтому лизингодателям необходимо обслуживать узкий сегмент рынка, чтобы хорошо ориентироваться в стоимости оборудования в зависимости от его назначения и срока эксплуатации. В этом случае выгодно применение лизинга мокрого, когда у компании будет своя база оборудования для проведения ремонта.

Проблемы лизинга заключаются и в законодательстве. Первый вариант закона о лизинге настолько нефункционален, что Рослизинг, его разработавшая, требует подгонки под этот закон всех существующих на сегодняшний день законодательных актов в таких областях, как Гражданский, Налоговый, Таможенный и другие кодексы. Но более опытные лизинговые компании рекомендуют доработать один закон о лизинге, чем переделывать под него все остальные. Если же привести все акты этих различных законодательств в соответствие к Европейским аналогам, то система заработает очень эффективно.

Главной проблемой компаний лизинга остается НДС, который не возмещен. Придирчивость налоговых организаций является причиной того, что ежегодно происходят потери этими компаниями 15% всего бизнеса. При неправильном заполнении поставщиками документов, невозможно зачесть даже НДС уплаченный. За год потери, связанные с недоработками в законе составляют около десяти миллиардов рублей.

Лизинг недвижимости возник недавно, но не может начать полноценно развиваться, поскольку право собственности на землю не предусматривает передачу в лизинг. Хотя при продаже или иных действий со строениями и зданиями происходит отторжение участка вместе со строением. Сделки запутываются, происходит их подорожание, хотя нужны они, в первую очередь, предприятиям среднего и малого бизнеса. Продавцы не желают указывать стоимость зданий рыночную, и это тоже приводит к срыву сделок. Отсутствие регламента по лизинговым сделкам негативно сказывается на этом виде финансовой аренды.

В современных условиях ведения бизнеса на первый план выходит необходимость организаций адаптироваться к изменяющейся внешней среде. Для получения определенной прибыли или обеспечения стратегии долгосрочного выживания перед организациями рано или поздно встает вопрос о расширении, приобретении нового оборудования или замене старого. При недостатке собственных средств для решения данной задачи существует два наиболее популярных источника финансирования – финансовый кредит и лизинг.

Определение лизинга дается в Федеральном Законе «О лизинге»: «лизинг - совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга; договор лизинга - договор, в соответствии с которым арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем» . Следует подчеркнуть, что получение средств по лизингу выгодно в основном за счет налоговых преимуществ и возможностью использования коэффициента ускоренной амортизации. При этом оборотный капитал расходуется только на лизинговые платежи, ликвидность оборотных средств и соотношение собственных и оборотных средств не изменяются.

В настоящее время лизинг считается одним из наиболее прогрессивных способов финансирования предпринимательской деятельности, обладающим возможностью предоставить организациям доступ к самым передовым технологиям производства и оборудованию. В ведущих странах мира лизинговые операции составляют до трети совокупного объема инвестиций, а их объем каждый год увеличивается в среднем на 10- 12%. Однако в России данный показатель остается крайне небольшим (менее 6%). При этом определенные виды лизинговых операций находятся на начальном этапе развития, либо не используются в достаточной мере: так, лизинг практически не используется при покупке недвижимости, не применяются возвратный и оперативный виды лизинга.

Длительное время развитие лизинга в России протекало в крайней степени слабо. Данный факт обуславливается тем, что основой лизинга являются крупные капиталовложения и инвестиции, которые могут предоставляться иностранными и очень немногими русскими инвесторами, которые чаще всего неохотно участвуют в лизинговых сделках, считая Россию в целом нестабильной страной, непривлекательной для инвестиционной деятельности. Поэтому сегодняшнее состояние лизинга в России можно назвать начальной стадией развития, что предоставляет лизинговым компаниям, способным обеспечить техническое обслуживание и весь сопутствующий сервис предмета лизинга, неплохие перспективы развития.

На сегодняшний момент ситуация в целом улучшается. Так, темп роста объема сделок по лизингу увеличиваются ежегодно. Среднее значение данного показателя за период 2003-2011 г.г. составил 149,5%, что в значительной мере превышает темп роста ВВП (104,7%) и темп роста инвестиций в основной капитал (122,3%) . Данные показатели в полной мере доказывают, что лизинговая отрасль является привлекательной и имеет все перспективы дальнейшего развития.

Несмотря на вышесказанное, лизинговый бизнес осуществляется в сложных условиях. В первую очередь это связано с низкой кредитоспособностью организаций и сложностью получения долгосрочных кредитов, необходимых для открытия лизинговых фирм. К факторам, замедляющим развитие лизинга, также можно отнести нехватку стартового капитала, неразвитость инфраструктуры лизингового рынка (дефицит консультационных и юридических услуг в частности), недостаток высококвалифицированных кадров, неблагоприятный налоговый режим. Говоря в целом, масштаб лизинговых операций не отвечает реальной потребности. Так, лизинг российских воздушных судов мог бы позволить российским компаниям к 2017 году обновить парк самолетов на 95%. В пользу данного аргумента говорит и высокая степень износа основных фондов в России (47,1% на 2011 год), что свидетельствует об огромном потенциале развития отрасли лизинга. Однако доля лизинга в российском ВВП составила всего 0,81% .

К основным объективным проблемам лизинговой деятельности на современном этапе можно отнести:

· недостаточное количество лизинговых компаний, функционирующих на российском рынке;

· высокий процент ставок по кредиту;

· нехватка стартового капитала и финансовая несостоятельность лизинговых компаний, зависящих от банка-учредителя, и по сути использующихся только как форма кредитования;

· непонимание сущности лизинга как потенциальными лизингополучателями, так и лизингодателями;

· неблагоприятные условия таможенного, валютного и налогового законодательства, не дающее возможность в короткие сроки вернуть предмет лизинга обратно при расторжении договора, что заставляет лизингодателя идти на ужесточение требований по обеспечению сделки;

· недостаточность финансовых вложений государства в лизинговый рынок;

· недостаточное развитие инфраструктуры лизингового рынка, включающей в себя лизинговые компании, фирмы, оказывающие консалтинговые услуги, средства информационного обеспечения о предложении лизинговых услуг.

Для решения указанных проблем, как представляется, целесообразно реализовать следующие мероприятия:

1. Предоставление налоговых льгот создаваемым и функционирующим лизинговым компаниям, работающим в первую очередь на рынке лизинга высокотехнологического производственного оборудования.

2. Более широкое использование процедуры создания лизинговых компаний непосредственно при организациях, производящих предметы лизинга. Это позволит лизинговой компании реализовать весь комплекс услуг по доставке, обслуживанию, замене оборудования и транспортных средств, предоставляемых в лизинг.

3. Создание эффективной информационной среды, способствующей популяризации и распространению сведений о юридических и финансовых основах различных видов лизинга, включающей единую информационную базу данных об отечественных и зарубежных лизингодателях.

4. Использование указанной информационной системы органами государственного таможенного контроля для повышения прозрачности и оперативности операций, осуществляемых при расторжении договора лизинга.

5. Формирование государственно-частных партнерств, учредителями которых могут выступать производители оборудования и транспортных средств, крупные лизингополучатели и их ассоциации, что позволит обеспечить более широкое участие средств государственного бюджета и снизить риски невозврата инвестиций.

Указанные предложения могут быть реализованы в рамках федеральной программы по развитию лизинговых операций в Российской федерации, которая позволила бы в значительной степени активизировать процессы обновления основных фондов промышленности и транспорта.

Говоря в целом, на сегодняшний день в России началось формирование некоторых позитивных условий для развития лизинга в области законодательной, правовой и методической базы. Наряду с этим увеличиваются потребности российский организации в скорейшем обновлении технических средств производства для выпуска конкурентоспособной продукции. По прогнозам экспертов масштабы лизинговых операций должны существенно возрасти в ближайшем будущем, что позволит лизингу занять прочные позиции среди источников финансирования.

Список литературы

1. Консультант плюс [Электронный ресурс]: URL: http://www.consultant.ru/online/ (дата обращения: 22.02.14)

2. Просветов Г.Н. Лизинг. Задачи и решения. М.: Альфа-Пресс, 2010. 160 с.

3. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]:URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 02.03.2014)

УДК 339.187.62

И.В. Капешина

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА В РОССИИ

Ж.М. Корзоватых

Аннтоация. В статье рассматриваются особенности развития лизинга в России в современных условиях, а также влияние кризиса, начавшегося в 2014 г., перспективы и возможности развития рынка лизинговых услуг.

Ключевые слова: лизинг, лизинговый портфель, лизингодатель, лизингополучатель, лизинговый рынок.

Inna Kapeshina Zhanna Korzovatykh

Keywords: leasing, leasing portfolio, lessor, lessee, leasing market.

В нелегкое для России время - экономический кризис, начавшийся в 2014 г. и продолжающийся до сих пор вместе с курсом рубля стали ослабевать и все отрасли национальной экономики. Имеющиеся ранее проблемы, такие как зависимость от экспорта нефти и отсутствие импортоза-мещения, усугубились еще сильнее. Но для некоторых отраслей ухудшение ситуации в конкурентных областях экономики открыло новые горизонты. Например, такая финансовая услуга как лизинг стала более выгодной по сравнению с кредитом, так как вслед за учетной ставкой увеличились и процентные ставки по кредитам. Вследствие этого, финансовая аренда (лизинг) стала более привлекательна для клиентов. Но и лизинг имеет ряд проблем, решение которых необходимо в условиях кризиса особенно, так как спрос на лизинговые услуги по сравнению с предыдущими годами сбавил темпы роста .

Основным нормативным документом, регламентирующим правовые и организационно-экономические особенности лизинга, является Федеральный закон № 164-ФЗ от 29 октября 1998 г. «О финансовой аренде (лизинге)». В соответствии со ст. 2 лизинг - это совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией сделки лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга . М. А. Марков определил, что лизингом называется одна из форм «кредита», при которой происходит передача объекта собственности в долгосрочную аренду с последующим правом выкупа и возврата . М. А. Боровицкая под лизингом понимает комплекс имущественных и экономических отношений, возникающих в связи с приобретением в собственность имущества и последующей сдачей его во временное пользование за определенную плату .

Улучшить экономическое положение страны, снизить влияние кризисных явлений можно посредством инвестиций, которые являются основным фактором стимулирования производства. В связи с этим лизинг наиболее выгоден, так как с его помощью можно улучшить инвестиционную привлекательность - как отдельных отраслей, так и страны в целом, активизировать инновационную деятельность предприятий в сфере оказываемых услуг или выпускаемой продукции - обновленные производственные средства будут производить более качественную и конкурентоспособную продукцию, сформировать эффективный и честный механизм инвестиционной политики - ведь привлекаемые средства будут использоваться на конкретные цели . В настоящее время лизинг стал пользоваться большим спросом, в связи со следующими факторами.

1. Значительно выросли ставки по банковским кредитам, поэтому клиенты начинают искать новые, более доступные источники и способы финансирования, но это также отрицательно влияет на лизинговый рынок, так как основным источником финансирования являются банки.

2. Высокий процент степени износа, морального и физического старения оборудования на многих предприятиях страны, что обуславливает необходимость их скорейшего обновления.

© Капешина И.В., Корзоватых Ж.М., 2016

3. На лизинговые услуги предприниматель получает налоговые льготы что позволяет снизить расходы по налогам и увеличить прибыль. Например, с соответствии с 25 главой Налогового кодекса РФ платежи по договорам лизинга в полном объеме уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Это означает, что государство дает отечественным предприятиям легальную возможность посредством лизинга направлять свои ресурсы на расширение производства и внедрение передовых технологий, а не на уплату налога) .

4. Для малых предприятий лизинг - практически единственный способ обновления основных фондов, поскольку у них отсутствуют большие финансовые средства для покупки оборудования. Многие предприниматели осознают выгодность лизинговых сделок и используют их в качестве альтернативы аренде и покупке оборудования и недвижимости .

По опросам топ-менеджеров экспертами рейтингового агентства «Эксперт РА», выяснилось, что ключевыми моментами для развития лизингового рынка в 2016 г. респонденты считают сокращение спроса на лизинг (41 % опрошенных), а также ухудшение платежной дисциплины и кредитного качества клиентов (39 %), которое являлось основной угрозой и в 2015 г., по мнению 43 % опрошенных. Вопрос о сужении доступа к фондированию требуемого объема и срочности годом ранее стоял острее: 27 % участников отмечали данную проблему в опросе на 2015 г., а на 2016 г. - только 18 %. Свертывание программ господдержки из-за усиления спада в экономике рассматривают в качестве фактора, сдерживающего развитие рынка, только 2 % опрошенных (см. рис. 1) .

Рис. 1. Ключевые угрозы для развития рынка лизинга в 2016 г.

Высокие кредитные ставки и рост проблемных активов привели к сжатию рынка лизинга на 26 % и, как следствие, снижению рентабельности лизингодателей. Лизинговые компании в ответ вынуждены сокращать расходы и поддерживать ликвидность для сохранения бизнеса. За январь - сен-

тябрь 2015 г. объем нового лизингового бизнеса сократился примерно на четверть по сравнению с прошлогодним за тот же период и составил 385 млрд руб. В третьем квартале 2015 г. лизинговый рынок немного отыграл падение, продемонстрированное в первом полугодии (около 30 %). Поддержали рынок сделки в рамках госпрограммы льготного автолизинга, а также последовательное снижение ключевой ставки ЦБ РФ, позитивно отразившееся на стоимости фондирования. Меньшее падение суммы договоров лизинга (-22 %) по сравнению с новым бизнесом связано, в частности, с увеличением сроков лизинга вследствие снижения размера ежемесячных платежей по просьбе клиентов .

Размер лизингового портфеля практически не изменился за последние 12 месяцев и составил 2,95 трлн руб. Однако объем полученных лизинговых платежей продолжает с 2014 г. превышать объем профинансированных средств. Ожидаемого участниками рынка сокращения портфеля не произошло из-за роста объема реструктурированной задолженности и переоценки валютных договоров лизинга. По итогам девяти месяцев 2015 г. лидером рынка по объему нового бизнеса стал «ВТБ Лизинг», до того занимавший первое место в 2009 г. Возглавить рейтинг компания смогла за счет крупных авиасделок, на которые пришлось около 60 % нового бизнеса лизингодателя. На вторую позицию, уступив лидеру около 2 млрд руб., переместился «ВЭБ-лизинг». С пятого на третье место поднялся «Сбербанк Лизинг», показавший прирост нового бизнеса на 75 % (отчасти это связано с эффектом низкой базы прошлого года). В совокупности на тройку лидеров приходится, как и годом ранее, около 38 % всего объема нового бизнеса .

Реализация государственных мер по поддержке экономики России посредством лизинговых услуг госкомпаний, а также активное участие последних в розничных сделках существенно повлияли на структуру рынка по видам собственности. Так, доля частных компаний в объеме нового бизнеса снизилась с 55 % до 47 % за три квартала 2015 г., а в топ-5 рынка теперь входят четыре лизингодателя с госучастием в капитале .

За январь-сентябрь 2015 г. доля крупнейшего сегмента - автолизинга - достигла около 37 % (32 % за девять месяцев 2014 г.), однако в процентном выражении сегмент сократился на 16 %.

Спад в экономике России привел к заморозке проектов по обновлению основных фондов, вследствие чего падение спроса на лизинг длится с 2013 г. Дополнительный удар по спросу клиентов нанесло повышение ключевой ставки Банком России в конце 2014 г. Несмотря на ее постепенное снижение, ставки по кредитам нефинансовому сектору, в том числе лизинговым компаниям, остаются на высоком уровне относительно докризисной ситуации. Высокая стоимость заемных средств снижает экономическую привлекательность лизинга для потенциального клиента и приводит к сокращению новых лизинговых договоров и маржинальности лизингового бизнеса. Средняя маржа (разница между величиной ставок по лизинговым платежам и привлеченным под реализацию лизинговой сделки средствам) лизинговых компаний снизилась 4,3 до 3,7 % . На лизинговый рынок также все большее негативное влияние оказывает снижение платежеспособности клиентов.

Ухудшение качества лизингового портфеля привело к росту объема изъятой техники. Согласно данным компаний, за девять месяцев 2015 г. объем изъятой техники составил около 53 млрд руб., что почти на 90 % больше, чем за девять месяцев 2013 г. Около 90 % изъятого, как правило, идет на вторичный рынок. «Лизинговые компании сейчас основные усилия сосредотачивают не на работе с новой техникой, а на реализации изъятой, бывшей в употреблении техники и работе с дебиторской задолженностью», - отмечает Владимир Добровольский, заместитель генерального директора государственной транспортной лизинговой компании. Стоит отметить, что лизингодатели вынуждены избавляться от изъятого оборудования с дисконтом. Поэтому убытки по статье от реализации основных средств сегодня все чаще фигурируют в финансовых отчетах лизинговых компаний .

Сокращение объема новых договоров лизинга, подорожавшее фондирование и потери от проблемных сделок сказались на финансовом результате лизингодателей за последние два года. Так,

рентабельность капитала компаний за девять месяцев 2015 г. в среднем по рынку составила 6,2 %, что почти в три раза меньше, чем за аналогичный период 2013 г.. Рентабельность активов за январь-сентябрь составила меньше 1 % (двумя годами ранее 1,6 %). В целях снижения давления на рентабельность бизнеса лизинговые компании вынуждены были проводить оптимизацию расходов. Как правило, компании урезали бюджеты на маркетинговые услуги, ИТ-обеспечение, стратегическое и оперативное управление. Большое внимание было уделено оптимизации расходов на содержание сети структурных подразделений. Произведено сокращение региональных подразделений с невысокой эффективностью, а головные офисы переведены в помещения с меньшей арендной платой. Произошло значительное сокращение сотрудников: по оценке агентства, за последние два года численность занятых в лизинговой отрасли сократилась почти на 25 % и составляет сейчас около 10,1 тыс. чел. .

Затянувшийся кризис 2014 г. негативно отразился на всех отраслях экономики страны. Тем не менее, есть надежда на улучшение ситуации в сфере лизинга, что повлечет за собой и оживление производства. Развитию рынка лизинговых услуг может поспособствовать несколько факторов.

1. Подготовка к Мировому чемпионату по футболу - ожидается небольшой рост в сфере реализации дорожно-строительных машин и оборудования.

2. Строительство газопровода «Сила Сибири» и объектов инфраструктуры Крыма также повлияют на рост рынка лизинга.

3. Санкции от иностранных государств, которые являются основными импортерами оборудования, и напряженные с ними отношения будут стимулировать развитие отечественного производства оборудования. Это хороший шанс для лизинговых компаний принять участие в создании импортозамещающих мощностей.

4. Ухудшение платежеспособности клиентов в связи с кризисными явлениями в экономике приведет к падению спроса на оборудование и недвижимость, но может положительно сказаться в сторону лизинговых услуг по покупке оборудования и недвижимости.

5. Увеличение процентных ставок по кредитам повлияет и на ставки по лизингу, поскольку основная доля финансовых средств лизинговых компаний (около 60 %) состоит из банковских кредитов - это отрицательно скажется на количестве лизинговых сделок.

Таким образом, можно отметить, что в целом, при проведении политики протекционизма и субсидирования государством промышленных отраслей, есть надежда на положительную динамику развития не только лизингового рынка, но и экономики страны в целом. Но на данный момент нельзя точно предугадать сценарий развития политической ситуации в мире, поэтому перспективы лизинга на 2016 и последующие годы пока неутешительные, резкого и быстрого оживления на данном рынке не ожидается. С учетом резкого падения курса рубля и цен на нефть в январе 2016 г., наступивший год станет для лизинговых компаний еще сложнее, чем 2014 и 2015 гг. Почти все сегменты будут продолжать снижать объемы своей деятельности. Динамика рынка лизинга в 2016 г. во многом будет зависеть от масштабов антикризисных госпрограмм и их реализации в отношении лизинговых услуг. Возможно, именно поддержка государства и стимулирование программ импортозамещения смогут положительно повлиять на состояние рынка лизинга.

Библиографический список:

1. Беккерман, А. Ю. Проблемы и перспективы российской лизинговой отрасли / А. Ю. Беккерман. - Экономика, управление, финансы: материалы V междунар. науч. конф. - Краснодар: Новация, 2015. - С. 1720.

2. Боровицкая, М. А. Банковские услуги предприятиям: учебно-методическое пособие / М. А. Боровская, Я. А. Налесная. - Таганрог: ТРТУ, 2006. - 312 с.

3. Лизинг-2015: стратегии для кризиса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.banki.ru /news/daytheme/?id=7473820 (дата обращения: 05.03.2016).

4. Лизинг: с надеждой на 2016 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.baltlease.ru/ press/articles/read/169996/ (дата обращения: 18.03.2016).

5. Лещенко, М. И. Основы лизинга / М. И. Лещенко. - М. : Финансы и статистика, 2013. - 328 c. - ISBN 5-279-02970-X.

6. Марков, М. А. Лизинг. Основные понятия и определения [Электронный ресурс] / М. А. Марков. - Режим доступа: http://www.finanalis.ru/litra/334/9228.html (дата обращения: 02.04.2016).

7. О финансовой аренде (лизинге) [Электронный ресурс] : Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ (ред. от 31.12.2014). - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 12.03.2016).

8. Результаты опроса топ-менеджеров лизинговых компаний в рамках XIV Всероссийской конференции «Лизинг в России-2015»: курс на замещение/смещение приоритетов/неизбежное сокращение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://raexpert.ru/researches/leasing/opros_2015/ (дата обращения: 01.04.2016).

9. Рогуленко, Т. М. Концепция управленческого учета на предприятии / Т. М. Рогуленко, Д. С Лукин// Вестник университета. - 2015. - № 1. - С. 157-162.

10. Рязанцева, М. В. Перспективы и проблемы развития лизинга в России [Электронный ресурс] / М. В. Рязанцева // Современные научные исследования и инновации. - 2012. - № 9. - Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2012/09/16756 (дата обращения: 11.04.2016).