Проблема

Проблема "далекого угля": чем грозят Украине поставки из ЮАР и США

Как и в случае с финансами, распределение золота не является равномерным, и некоторые страны имеют значительно больше ресурсов, чем другие. Начиная с относительно неизвестного Узбекистана и заканчивая одним из крупнейших золотодобытчиков в мире ЮАР, добыча десятков и даже сотен тонн в год не является выдумкой, особенно если речь идет о странах, указанных в этом списке. Пришло время ознакомиться с рейтингом стран, которые добывают наибольшее количество золота в год.

Узбекистан - 90 тонн

Узбекистан - это одна из двух стран, не имеющих выхода к морю и граничащих с теми странами, которые также не имеют выхода к морю, в мире, однако это не значит, что здесь нет важных природных ресурсов (хотя здесь определенно имеются проблемы с их экспортом). Эта страна заняла десятое место в рейтинге наиболее золотодобывающих государств, так как здесь добывается около 90 тонн золота в год. Большая часть золота, которое здесь добывается, затем национализируется, при этом оно принадлежит Навоийскому горно-металлургическому комбинату.

Индонезия - 100 тонн

В то время как в Узбекистане вы можете найти крупнейший открытый золотой карьер в мире, рекорд самого большого золотого рудника принадлежит Индонезии. Речь идет о руднике Грасберг, где работает 19 тысяч человек. К сожалению, он также считается одним из самых токсичных мест в мире. Каждый год этот рудник выпускает в атмосферу около тысячи тонн ртути в дополнение к тому, что здесь добывается 100 тонн золота ежегодно. Люди, которые живут неподалеку от этого рудника, употребляют в пищу рыбу, в которой содержится в два раза больше рекомендуемого количества ртути, а это означает, что добыча золота является крайне вредным процессом для работников рудника и тех людей, которые живут неподалеку.

Гана - 100 тонн

Гана однажды была известна как Золотое побережье за обилие металлов. На 2011 год здесь добывалось 100 тонн золота, однако постепенно запас золота уменьшается, и на сегодняшний день золотой запас Ганы оценивается только в 1400 тонн. Золотодобывающая промышленность составляет около пяти процентов ВВП страны, а добываемые минералы составляют 37 процентов экспорта страны. Гана находится на втором месте по добыче золота в Африке, уступая только ЮАР.

Канада - 110 тонн

Ах, Канада, земля снега, нефти и драгоценных металлов. Большая часть канадского золота приходит из Онтарио, в частности из рудника Ред-Лейк. Канада является настолько патриотичной по отношению к собственному золоту, что вы можете приобрести канадскую золотую монету всего за несколько сотен долларов. Однако вам нужно поторопиться, потому что золотые прииски этой страны являются одними из самых маленьких среди стран, попавших в этот список.

Перу - 150 тонн

Перу - это самая крупная по добыче золота страна в Латинской Америке и всего лишь вторая во всей Америке после Соединенных Штатов. Хотя страна получает определенную денежную прибыль от добычи золота, этот процесс оказывает негативное воздействие на окружающую среду. За последнее десятилетие золотодобыча в этой стране возросла на 400 процентов, и это крайне негативно сказалось на Перуанской Амазонке. Проблема перуанских золотых приисков заключается в том, что в большинстве своем они расположены на вершинах гор, поэтому сами горы и окружающие их земли подвергаются негативному воздействию.

ЮАР - 190 тонн

Страна, которая добывает больше всего золота на Африканском континенте, - это ЮАР, получающая около 190 тонн золота в год. Наиболее поразительным фактом о золотодобыче в ЮАР является то, что у страны имеется еще около шести тысяч тонн золота в резерве. Кроме того, до 2006 года эта страна считалась крупнейшим добытчиком золота в мире, и хотя по-прежнему она остается на высокой позиции, эффективность работы не является наивысшей. Золотодобыча является одним из ключевых ведущих факторов, позволяющих ЮАР принимать активное участие в мировой экономике.

Россия - 200 тонн

Нет ничего удивительного в том, что России досталось немало золота, ведь она занимает примерно одну шестую территории всего мира. Более пяти тысяч тонн все еще находятся в резерве, в большей части их еще даже не начали разрабатывать, в частности, на востоке Сибири, однако Россия при этом уже начала импортировать золото, чтобы утолить свою жажду этого блестящего металла. Например, в 2012 году страна импортировала примерно пять процентов золота, чтобы пополнить свой банковый резерв, который составляет около 900 тонн. Независимо от того, находится этот металл - в банке, или под землей, - Россия определенно любит золото.

США - 237 тонн

Россию обошел ее противник со времен холодной войны, Соединенные Штаты Америки, которые на данный момент занимают третье место по добыче золота в мире. Хотя золотые прииски сосредоточены в большинстве своем в Неваде (неподалеку от Лас-Вегаса) и в Монтане, большая часть золота находится в хранилищах под Нью-Йорком, Форт-Нокс и в других местах. Более восьми тысяч тонн золота находится в этих хранилищах, принадлежащих Федеральная резервной системе и Министерству финансов. В сумме США располагают примерно таким количеством золота, которое соответствует 75 процентам золотых резервов всего мира.

Австралия - 270 тонн

Шахтеры этой страны уже долгое время постоянно работают в бесплодной почве, чтобы получать внушительное количество золота и занимать второе место в этом рейтинге. Добыча золота в Австралии каждый год составляет около 270 тонн. Две трети этого количества поступают из Западной Австралии, из приисков, расположенных вокруг Перта. Крупнейший открытый карьер на континенте, носящий название «Золотая Миля», поставляет наибольшее количество золота для экспорта, который приносит Австралии около 14 миллиардов долларов в год.

Китай - 355 тонн

Китай занимает первое место в этом рейтинге, собственно, как он делает и во многих других рейтингах. В этой стране добывают примерно на треть больше, чем у ближайших преследователей из Австралии. Однако в дополнение к тому, что здесь добывается больше всего золота, Китай также является и главным потребителем золота в мире, что вполне подходит для страны, которой удалось вытянуть сотни миллионов человек из нищеты. Большая часть золотых приисков расположена в провинции Шандунь, расположенной между Пекином и Шанхаем.

14.12.2011 18:25:09

У жителей бывшего СССР существует четкий стереотип: недвижимость за рубежом - нечто таинственное и безумно дорогое, что по карману только очень обеспеченным людям. Мало кто догадывается, что владелец скромной киевской квартиры (расположенной, правда, не на самой окраине) на вырученные от ее продажи деньги вполне может прикупить еще лучшую квартиру, но уже на берегу Индийского или Атлантического океана. Например, в Южно–Африканской Республике.

Что такое ЮАР для человека, прожившего большую часть сознательной жизни в Советском Союзе? Это небольшая, далеко на юге, почти возле Антарктиды, страна, о которой раньше мы не знали ничего, кроме того, что там процветает апартеид, то есть горстка белых расистов зверски угнетает многочисленных несчастных черных местных жителей.

А сегодня, оказывается, многие мировые знаменитости имеют свой дом на юге Черного континента: брат принцессы Дианы лорд Спенсер, сын Маргарет Тэтчер Марк, Майкл Джексон, Борис Беккер, Михаэль Шумахер и многие другие. Особый интерес к здешнему жилью проявляют голландцы, ирландцы, израильтяне и американцы. И все потому, что по соотношению цена/качество недвижимость в ЮАР - одна из самых привлекательных в мире.

ЮАР была и остается самым богатым и экономически развитым государством Африки: автострады здесь ничуть не хуже, чем в Европе или Америке, крупные города поражают архитектурной красотой и изысканностью, а ультрасовременные многоэтажные шопинг–центры - обилием товаров. ЮАР может похвастаться новейшими технологическими и научными разработками - например, в области медицины и золотодобывающей промышленности, и это делает ее одной из самых научно значимых стран мира.

Еще один несомненный плюс ЮАР - здешний климат, отличающийся мягкостью и незначительным среднегодовым колебанием температур. В период жарких летних месяцев, с декабря по февраль, температура не превышает +30C, зимой же, в июне–августе, в стране можно найти лишь несколько уголков, где ночная температура падает ниже ноля градусов. Есть ряд мест на побережье (в первую очередь, Порт Элизабет, Дурбан, Ист–Лондон), к которым вполне применимо понятие «край вечного лета». А климат в районе Йоханнесбурга вообще считается одним из самых здоровых в мире.

И при этом нигде больше не встретишь такого удивительного сочетания современности и древности, такого смешения стилей и разнообразия культур. На одном городском перекрестке стоят закрывающие полнеба монстры–небоскребы и уютные домики в колониальном стиле. В окрестностях крупнейших мегаполисов вроде Кейптауна или Дурбана можно найти великолепные заповедники и девственные пляжи. В одном ресторане готовят спагетти и пиццу, а в другом, в двух шагах от него, - мясо крокодила и «чакалаку», острое овощное южноафриканское блюдо. Этой экзотичностью, этим соединением вроде бы несоединимого ЮАР и привлекает иностранцев: одни охотно приезжают сюда в качестве туристов, другие - в качестве студентов, но все чаще и чаще - в качестве владельцев недвижимости, то есть постоянных жителей.

Для того чтобы сориентировать читателей в ценах, приведем лишь несколько примеров. Таунхаус (комплекс малоэтажных комфортабельных домов, совмещённых друг с другом боковыми стенами. Каждый из таких домов имеет свой вход, иногда гараж и небольшой палисадник - ред.) в Йоханнесбурге (2 спальни, 1 ванная комната, гостиная, столовая, кухня, кабинет, общий бассейн, крытая автостоянка) выставляется на продажу по цене $35 тыс. Дом в Кейптауне (3 спальни, 2 ванные комнаты, гостиная, столовая, кухня, бассейн, крытая автостоянка) - по цене $85 тыс., похожий дом в Йоханнесбурге (только ванных комнат в нем не 2, а 3) - по цене $60 тыс.

Ну и, чтобы еще более понятно было, что это за страна такая - ЮАР, выкладываем несколько фактов о ЮАР глазами побывавшего там украинца.

50 фактов о ЮАР глазами украинца

1. Население ЮАР - около 50 млн. человек.

2. Белых - всего около 5 млн., при этом они занимают практически все руководящие должности в стране.

3. В ЮАР - 11 официально зарегистрированных языков (и бесчисленное множество диалектов).

4. Два наиболее популярных языка в ЮАР - английский и африканский.

5. Африканский представляет собой смесь немецкого и голландского языков.

6. Африканский язык очень похож на фламандский. На фламандском говорят жители северной части Бельгии. Эти два языка схожи процентов на 90. Для меня самого как для толмача это было неожиданностью.

7. Многие думают, что столица ЮАР - Йоханнесбург или Кейптаун. Ничего подобного! Столица ЮАР - Претория. Этот город расположен примерно в 150 км от Йоханнесбурга и является третьим по количеству населения в ЮАР (после двух упомянутых выше).

(Претория официально считается «основной» столицей ЮАР, поскольку там расположено правительство страны. Две остальные ветви власти располагаются в двух других крупнейших городах: парламент - в Кейптауне, Верховный суд - в Блумфонтейне. Они также считаются столицами. Это связано с тем, что изначально ЮАР была конфедеративным государством, и в этой связи, при образовании Южно-Африканского Союза органы власти были равномерно распределены по столицам вошедших в его состав государств - ред.).

8. Самый крупный город - Йоханнесбург. Там живет около 11 млн. человек.

9. Наиболее опасный район Йоханнесбурга - Александрия (что–то вроде Гарлема или Бронкса в Нью–Йорке). Там не рискует появляться никто из южноафриканцев… даже днем. Примечательно то, что он находится недалеко от делового центра города.

10. Дороги в ЮАР - в идеальном состоянии. Как раз первое, что бросается в глаза, - это машины и дороги. Дороги идеальны. Вылизаны языком. Ни одной развалины машины нет в принципе. Сплошное новье: «Мерсы», «Феррари», «Форды» новые и т.д. Все подстрижено, поглажено и отполировано до блеска. Плюнуть стыдно на асфальт.

11. Если уж я заговорил о дорогах, то скажу, что гайцов в ЮАР я видел только один раз за месяц пребывания там. Да и то во время одной из облав на дороге.

2. Скажу сразу - попытка дачи взятки гайцу в ЮАР равносильна попытке прибить монашку на групповуху. Только групповуху в этом случае устроят с Вами.

13. 99,9 % жителей ЮАР имеют водительские права.

14. В ЮАР практически нет общественного транспорта. Практически - потому что он есть, но им пользуется только черное население страны: это большие двухэтажные автобусы и маршрутные такси, которые черные просто называют тЭкси. Все белое население ездит на собственных автомобилях. Белый человек без автомобиля - как без рук. Автомобиль в ЮАР - это не роскошь, а действительно средство передвижения. Если без зубной щетки, как и без зубов можно обойтись (наверное), то без машины никак, его здесь покупают все белые люди точно так, как любую нужную вещь в магазине.

15. Получить водительские права в ЮАР можно легко - стоит это около 400 рандов (что–то около 60 баксов). Но при этом каждые 5 лет проходишь переаттестацию. Это бесплатно.

16. Валюта ЮАР - ранд. 7 рандов = 1 доллар США.

17. Сигареты в ЮАР довольно дорогие. Стоят примерно по меркам Европы. За пачку «Мальборо» вы отдадите около 40–45 рандов.

18. В ЮАР нереальное количество специй - на любой вкус.

19. Водка в ЮАР - какашка редкая. Дорогая и ужасно мерзкая на вкус.

20. Национальный самогон в ЮАР называется мампур. При этом большинство южноафриканцев его не употребляет. Его крепость - около 75 градусов, а если еще и с красным перцем… Не советую. Даже для меня, закаленного студенческой жизнью в промышленном городе человеком, этот напиток оказался слишком тяжел… часа 3 огнем дышал.

21. Жители ЮАР обожают мясо. Они едят его на завтрак, обед и ужин.

22. Сухое мясо у них называется «бильтонг». Очень рекомендую - знатная вещь, особенно под пивко.

23. Пиво в ЮАР нормальное. Ничуть не хуже украинского. Мне, по крайне мере, понравилось.

24. В ЮАР любят острую еду. Их соус «чили даже» дьявола заставит хлебать воду бочками.

25. Водители в ЮАР очень вежливы - никогда не нарушают правил. Даже если он на дороге один - он никогда не поедет на красный свет и всегда остановится перед знаком «стоп».

26. В ЮАР очень много имен, схожих со славянскими. Я знал людей с именами Андрей, Лида, Юрий, Анна, Катя, Надя… всех уж не припомню.

27. В африканском языке также есть несколько слов, схожих с украинскими. Аптека - аптек, бумага - папир (идентично с украинским).

28. Человека, который много тупит, в ЮАР называют «бабун». От названия обезьяны «бабуин». Я с этого проржал хорошенько.

29. ЮАР - первая в мире страна, которая произвела бензин из… угля! (Технология переработки каменного угля в топливо получила интенсивное развитие в ЮАР в период апартеида, когда страна находилась под международным экономическим эмбарго. В настоящее время около 30% потребляемого в ЮАР топлива для транспорта является синтетическим. Пока синтетическое топливо остается дороже обычного керосина, но по мере роста цен на нефть и увеличения объемов производства разница цен нивелируется. Синтетическое топливо экологичнее обычного, поскольку в нем гораздо ниже содержание серы и других вредных веществ, к тому же при его сгорании образуется гораздо меньше сажи - ред.).

30. Угольные пласты в ЮАР встречаются на глубине около… 7–10 метров! Это поразительно - себестоимость добычи угля снижена в сотни раз - не надо строить шахты и подвергать опасности жизни людей.

31. Помимо угля ЮАР богата также на золото и алмазы. Алмазные шахты - одни из самых глубоких в мире. Некоторые достигают 6 (!) километров в глубину.

32. Бензин в ЮАР достаточно дешевый - доллар за литр.

33. Зарплата, к примеру, инженера по охране труда - около 3500 долларов США. У меня, для сравнения - около 500 долларов.

34. Кредиты на жилье там очень выгодные - около 4–5 процентов.

35. Дом (2–этажный) у океана в ЮАР можно купить за 100 000 долларов (если не в крупном городе). А теперь скажите, можно ли купить за такие деньги 2–этажный дом у моря со всеми удобствами в Украине или в России?..

36. В ЮАР проживает бесчисленное множество национальностей - от индусов до европейцев и китайцев.

37. Цены в ЮАР практически не отличаются от цен в Украине. О сравнении зарплат умолчу - читайте выше.

38. В ЮАР расположена «колыбель человечества» - древнейшее захоронение древних людей из всех, известных современным археологам. Возраст захоронения не запомнил.

39. Климат в ЮАР достаточно благоприятный. Для них минус 5–10 - караул. Лето у них - с декабря по февраль. Зима - с июня по август.

40. В ЮАР очень много национальных парков, в которые можно легко попасть и организовать себе сафари. Стоит это (по меркам Европы) недорого. Сколько - не скажу, для нас его делали бесплатно.

41. «Большая пятерка» в Африке - это слон, носорог, лев, ягуар и буйвол.

42. В это трудно поверить, но за всю историю убили больше людей, чем львы, ягуары и крокодилы вместе взятые… ГИППОПОТАМЫ! Да–да, эти милые и спокойные на первый взгляд животные чрезвычайно агрессивны!

43. Самый почетный трофей для охотника в ЮАР - лев.

44. Самое опасное для охоты животное - буйвол. На него охотятся либо настоящие профессионалы, либо настоящие долб…бы. Как сказал мне охотник с 30–летним стажем: «Буйвола нужно валить с первого выстрела. Или он станет твоей добычей, или ты - его». Это вальяжное животное развивает скорость до 50 км/ч!!! Даже подготовленный спринтер сбежать от него не сможет. А всадить ему в тушу пулю из среднекалиберной винтовки - все равно, что стукнуть слона мухобойкой.

45. Самая вкусная рыба в ЮАР - кингклип. Очень рекомендую для любителей морепродуктов! Ее подадут Вам в любом более–менее приличном ресторане. Попробуйте - вкуснейшая штукенция!

46. Рыбная кухня в ЮАР очень богата и разнообразна. Что не удивительно - ЮАР окружена океаном с 3 сторон.

47. Самые популярные виды спорта в ЮАР - регби и крикет.

48. Прозвище регбистов национальной сборной ЮАР - спрингбокс (множ. число). Спрингбок - самая маленькая антилопа в ЮАР (размеров со среднюю овчарку), но очень быстрая и проворная.

49. Футбол (или соккер) в ЮАР также достаточно популярен. Для несведущих - в 2010–м году там проходил чемпионат мира, что дало футболу в ЮАР хороший толчок.

50. Ну, и, наконец, южноафриканцы - очень приятные и открытые люди. Их менталитет очень похож на славянский. Они - одна из немногих наций, кто от всей души ржет над нашими анекдотами и приколами. Работать с ними - просто удовольствие.

Ну вот и все, что вспомнил навскидку.

Всегда Ваш, Д.

Краткий историко–географический экскурс.

Первоначально земли на юге Африки населяли бушмены, готтентоты и банту. Но вот в 1652 г. голландская Ост–Индийская компания решила основать на территории современной ЮАР Капскую колонию. Господствующее положение в ней заняли переселенцы из Голландии - буры. В 1806 г. в результате долгих войн Великобритания захватила колонию, и буры покинули ее, основав на захваченных у местного населения землях Оранжевое свободное государство и республику Трансвааль. Но и эти поселения попали под власть Великобритании. В 1910 г. все территории были объединены в Южно–Африканский Союз (ЮАС). Лишь в 1961 г. правительство ЮАС объявило о выходе страны из Британского Содружества и провозгласило создание Южно–Африканской Республики.
Сегодня примерно 25% населения страны составляют потомки европейских переселенцев, около 10% - индусы, остальные 65% - представители коренных негроидных племен.

Вся история ЮАР - особенно второй половины ХХ века, - это история борьбы коренного населения за свои права. Как известно, борьба эта увенчалась успехом, продолжавшийся почти 45 лет период апартеида в ЮАР завершился 9 мая 1994 года избранием президентом ЮАР Нельсона Манделы. Это, в частности, привело к снятию с ЮАР международной экономической блокады. Которая, как это ни парадоксально прозвучит, во многом и стала причиной экономического подъема ЮАР.

Кстати, впервые слово «апартеид» (точнее, «апартхейд», в переводе с языка африкаанс - «раздельность») употребил в своей речи в 1917 году Ян Христиан Смэтс (южно-африканский государственный и военный деятель, премьер-министр Южно-Африканского Союза с 3 сентября 1919 по 30 июня 1924 года и с 5 сентября 1939 по 4 июня 1948 года), ставший в 1919 году премьер-министром ЮАС. Хотя обычно апартеид связывают с периодом с 1948 по 1994 год.

Африка исключительно богата природными ископаемыми. Она является одним из главных поставщиков руд черных и цветных металлов для мировой металлургической промышленности. Континент может похвастаться залежами графита, месторождениями нефти и природного газа и относительно небольшими залежами угля.

И все же главным сокровищем Африки являются залежи золота и ювелирных алмазов. Кроме того, на материке есть залежи урановых руд, содержание урана в которых достигает 0,3%.

Особенности рельефа Африки и их влияние на месторождения полезных ископаемых

Процессы орудения недр Африканского континента происходили в докембрийский период, а также в начале палеозоя. А поскольку древний фундамент материковой платформы поднимался на поверхность в южных частях и в районе Экваториальной Африки, то именно там сосредоточены все важнейшие места залегания рудных ископаемых.

Метамофрозы в слоях древних архейских и протерозойских плит в различных районах материка привели к образованию залежей хромитов в Южной Родезии, медной руды в районе ЮАР, вольфрама и олова в Нигерии, а также графита на Мадагаскаре и марганца в Гане.


В результате протекания гидротермальных процессов в недрах материка на территории Западной Африки образовались залежи золота. Золотой рудой магматического происхождения богата ЮАР.

Африка столь богата алмазами, что даже один из видов алмазных трубок - кимберлит - получил название по имени африканской провинции Кимберли, где впервые была обнаружена трубка данного вида. Кимберлитовые трубки - это, так называемые, коренные месторождения алмазов, образованных из графита, который долгое время находился под давлением глубоко в пластах Земли (на глубине от 100 до 200 км), был модифицирован в алмаз и вынесен на поверхность магмой во время вулканических извержений.

Виды полезных ископаемых Африки


Горючие полезные ископаемые

Уголь (месторождения в ЮАР). Образуется из частей древних растений, является одним из важнейших энергетических ресурсов на сегодняшний день.

Нефть (месторождения в Ливии, Алжире и Нигерии). Относится к ископаемому топливу, имеет маслянистую жидкую структуру, состоит из углеводородов различной массы. Высоко ценится в мире.

Руды черных металлов

Марганцевые руды (месторождения в ЮАР). Используются в качестве добавки к железным сплавам для придания им твердости и прочности, для производства легированного чугуна и стали.

Хромитовые руды (месторождения в ЮАР). Из хромитов добывают хром, который является незаменимым компонентом нержавеющих и жаропрочных суперсплавов.

Титаномагнетиновые руды (месторождения в ЮАР). Руды, в состав которых входит ванадий - наиболее редкий черный металл. Используется для производства марочных сплавов стали и чугуна.

Руды цветных металлов

Алюминий (месторождения бокситов в Камеруне). Имеет широкое применение благодаря легкости, высокой тепло- и электропроводимости, устойчивости к коррозии. Самый распространенный металл в земной коре.

Медь (залежи в медном поясе Республики Конго и Замбии). Самый ценный среди цветных металлов. Используется в энерготехнической промышленности, в машиностроении, а также при производстве различных сплавов.

Свинец (ЮАР). Входит в состав таких минералов, как церуссит, галенит, англизит и др. Широко применяется в автомобильной, электротехнической, электронной и военной промышленности.

Никель (ЮАР). Используется для производства никилевой стали, в качестве покрытия различных металлических сплавов, при изготовлении монет и т.д. В земной коре представлен только в составе различных руд.

Кобальт (Республика Конго и Замбия). Используется для изготовления сплавов высокой прочности и при производстве мощных магнитов.

Олово. Большая часть олова добывается из минерала касситерита (оловянного камня). Металл безопасен, устойчив к коррозии и нетоксичен, поэтому применяется, в основном, в качестве покрытия.

Сурьма (Республика Конго). Содержится преимущественно в рудном минерале антимоните. Применяется для изготовления антипиренов - составов, понижающих горючесть различных материалов.

Руды благородных металлов

Золото (ЮАР). Драгоценный металл, используемый в ювелирной и других отраслях промышленности. Встречается в составе руды, а также в чистом виде в водных источниках.

Платина и платиноиды (ЮАР). Является наиболее редким и дорогостоящим среди драгоценных металлов. Ценится благодаря своей тугоплавкости, высокой стойкости к коррозии и окислению, большой прочности и электропроводимости.

Руды редких и радиоактивных металлов

На Африканском континенте имеются месторождения минеральных руд, из которых добывают ниобий (север Нигерии), тантал (Египет), цезий (Зимбабве и Намибия), радиоактивный уран (Намибия и ЮАР).

Алмазы

Самые известные среди драгоценных камней. Очень ценятся в качестве ювелирных украшений, а также имеют широкое применение в промышленности благодаря своей твердости.

Ресурсы и месторождения

Рассмотрим кратко наиболее крупные месторождения полезных ископаемых Африки. Континент считается ведущим поставщиком золота, платины и алмазов. Первое место в мире по добыче золота и платины принадлежит ЮАР (на 2011 год в стране было добыто 198 т золота и 151 т платины). Также крупные месторождения данных металлов находятся в Зимбабве, Гане, Республике Конго и Мали. Замбии принадлежит первенство по добыче меди в мире, также Замбия вместе с Конго ведут по месторождениям кобальта.

В недрах ЮАР сосредоточены бесценные запасы минералов: 91% мирового запаса марганцевых руд, 58% хромитовых руд и 50% залежей ванадия. В Камеруне находится 3,8% мирового запаса алюминия.

Наиболее богатые месторождения алмазов расположены в ЮАР, Зимбабве, Намибии и Анголе. Примечательно, что 100% алмазов, добываемых в Намибии, имеют ювелирную ценность.

Большие нефтяные месторождения есть в Алжире (15 место в мире), Ливии, Нигерии и Египте. Северное побережье континента богато железными, марганцевыми и свинцово-цинковыми рудами.

Поставки угля из США и ЮАР будут продолжаться до тех пор, пока Киев сможет переплачивать за них по политическим соображениям. Нынешнего объема импорта угля пока недостаточно для прохождения отопительного сезона, но Киев, вероятно, вновь рассчитывает на мягкую зиму, предполагает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

Уголь из ЮАР и США

На Украину прибыло четвертое судно из ЮАР с партией угля антрацитовой группы в 80 тысяч тонн. Судно Panamax Semiramis пришвартовалось в порту «Южный», который в сентябре планирует принять еще шесть судов с углем «общим объемом более 530 тысяч тонн».

«Киев фактически срывает подготовку к отопительному сезону. Появление американского и южноафриканского угля представляют собой попытки уйти от российского и донбасского угля через диверсификацию поставок. Понятно, что в коммерческом плане такой подход является убыточным. Что касается объемов поставок, то их тоже пока недостаточно. Как долго Киев сможет переплачивать по политическим соображениям за так называемый «далекий уголь» - это большой вопрос.

Параллельно сохраняется проблема с газом - объемов наполнения подземных хранилищ еще недостаточно, и газотранспортная система требует серьезных затрат на ремонт. Киев же, вероятно, рассчитывает на мягкую зиму, поэтому говорить о готовности к текущему осенне-зимнему периоду преждевременно», - объясняет ФБА «Экономика сегодня» эксперт.

Последствия переплаты за уголь

Как ранее рассказал нам ведущий эксперт Фонда Национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович, закупки Украиной угля в США следует воспринимать , которые демонстрирует лояльность киевских властей. В то же время этот политический жест способен оказать крайне негативное влияние на украинскую экономику – росту безработицы, снижению конкурентоспособности местной промышленности и скачку тарифов.

«Сегодня на Украине наблюдается перманентный рост тарифов, причем индексации происходят с большой частотой, что приводит к деградации промышленного сектора. Как известно, энергетическая составляющая играет довольно большое значение в развитии и конкурентоспособности промышленной продукции. А раз тарифы продолжат расти, то и продукция украинской промышленности продолжит дорожать, что повлечет за собой проигрыш на рынке конкурентам.

Сегодня промышленный комплекс Украины и так недоразвит, но из-за дорогого угля он продолжит деградировать. Самое же главное, что украинские власти до сих пор не в состоянии выработать последовательный подход к проведению своей энергетической политики. Сначала они стремились уходить от газа, путем его замещения углем. Потом начали уходить от угля и перестраивать мощности опять на газ. А теперь ищут баланс, но найти его не могут - по всем направлениям очевидны коммерческие потери и переплаты, которые в конечном счете сказываются на потребителях энергоресурсов», - резюмирует Александр Пасечник.

Зиневич: уголь из ЮАР сожгли без проблем

Проблема с дефицитом угля, возникшая в середине уходящего года, нова для Украины. Компании "Укринтерэнерго" пришлось взять на себя роль пионера и начать проект по диверсификации импорта энергетического угля в страну. Впрочем, дело это оказалось наказуемым. Любомира Ремажевская © Дело

Скандал вокруг импорта угля из ЮАР несколько утих в СМИ, но в профессиональной среде споры вокруг качества поставленного "Центрэнерго" сырья продолжаются. В том числе и в суде. Бывший директор компании "Укринтерэнерго" Владимир Зиневич, находящийся сейчас под следствием по делу о южноафриканском угле, рассказал о подробностях контракта с компанией Steel Mont Trading, из-за которого его обвинили в растрате средств в особо крупных размерах, а государство оказалось на грани погружения во тьму. Правда, под запись отвечать на вопрос, за что же его теперь преследуют, Зиневич отказался. Но, исходя из истории ниже, причина точно не в качестве угля.

Владимир Олегович, каким образом "Укринтерэнерго" вышло на компанию Steel Mont Trading?

С этой компанией мы начали проводить переговоры еще в конце весны 2014 года, когда были намерены выйти на экспортный рынок антрацита из-за профицита данного вида угля в Украине на тот момент. К сожалению, позже ситуация, как мы знаем, изменилась, и эта марка угля для Украины стала дефицитом. И когда начиналась кампания по поиску партнеров в импорте угля, Steel Mont Trading был одной из десятка компаний, которые сделали нам свое предложение.

Вы обнародовали ранее предложения других компаний, и только эта согласилась на самые оптимальные параметры. Почему?

Не очень корректно задавать мне вопрос, почему поставщик пошел на такие условия, но с моей точки зрения, для относительно небольшой компании, такой как Steel Mont Trading, иметь такой контракт - это всегда возможность заявиться на новом рынке. Тем более, учитывая, что Украина впервые собиралась импортировать сырье и открывала серьезные возможности для компании-поставщика.

Нам было очень сложно обеспечить выполнение контракта при дефиците финансовых ресурсов в столь короткий промежуток времени. Антрацитовые угли - очень дефицитный продукт, и обычно компании, которые занимаются поставками этого сырья, заключают долгосрочные контракты на фиксированные объемы на год вперед. Только в этом случае добывающая компания имеет четкую перспективу и может планировать свою деятельность.

Наша ситуация оказалась крайне сложной - нам понадобилось приобрести большой объем антрацита именно в середине года и в достаточно короткий промежуток времени обеспечить поставку одного миллиона тонн. Нужно понимать, что миллион тонн - это очень много, особенно для бизнеса перевозки морскими судами. Для сравнения скажу, что ЮАР экспортирует всего 3 млн тонн антрацита в год.

Какие задачи стояли перед "Укринтерэнерго" в тот момент?

Нам необходимо было решить три основные задачи: найти уголь надлежащего качества по приемлемой цене, структурировать сделку с точки зрения финансирования и найти опытного партнера, который смог бы нас провести через все "подводные камни" в бизнес-составляющей импорта угля. Ведь мы были украинскими пионерами в поставках энергетических марок угля в страну.

Steel Mont Trading, работающий на мировом рынке более 10 лет и имеющий годовой оборот $400 млн (при уставном капитале $2 млн), помог ответить на все вопросы, в которых у Украины не было опыта. Они пошли на уступки и познакомили нашу компанию с теми южноафриканскими поставщиками, которые добывают ресурс, подходящий нам по качеству.

Я лично ездил встречаться с руководителями ЮАРовских шахт и обсуждал вопросы качества и логистики. Мне нужно было самому разобраться во всех нюансах и деталях. Наши поставщики - публичные компании, которые торгуют на южноафриканской бирже и не допустят собственных репутационных рисков.
Как решался вопрос с обеспечением оплаты грузов?

Денег, чтобы иметь двухмесячный оборот (с момента погрузки угля в порту до момента его разгрузки в Украине), у "Укринтерэнерго" не было, и банки не могли обеспечить нас достаточным объемом финансовых ресурсов. Государство (я имею в виду бюджет) тоже не готово было нам помочь с кредитованием.

У нас был очень узкий коридор - кредит в банке, собственные средства либо капитал, который готов предоставить трейдер. Мы использовали все возможные варианты. "Укринтерэнерго" имело кредитную линию в Укргазбанке, которую мы задействовали для этого проекта - на 200 млн гривень, но этого было недостаточно для обеспечения сделки. Объем оборотного капитала должен был составлять не менее $50 млн.

В таком случае как "образовалась" предоплата в 20%?

Мы оценили свои финансовые ресурсы и возможности по предоплате своими средствами для обеспечения логистики, и в буквальном смысле уговорили контрагентов выйти на сумму в 20%. А 80% они должны были профинансировать за счет собственных ресурсов.

Некоторые эксперты обвиняют Steel Mont Trading в использовании неспециализированного терминала в порту Richards Bay. Мол, именно это привело к проблемам с качеством угля.

Это неправда! Так могут рассуждать люди, которые не понимают, о чем говорят, и никогда не были в порту Richards Bay. Единственная возможность осуществлять отгрузки антрацитовых марок углей в порту Richards Bay был Dry Bulk Terminal. Другой высокотехнологичный угольный терминал, который действует в этом порту - это почти частный клуб. Им оперируют 4 крупнейших мировых компании в сфере добычи и торговли полезными ископаемыми - Glencore Xtrata, BHP Billiton, Rio Tinto и Mercury. Однако там хранятся угли газовой группы, а смешение углей антрацитовой и газовой групп на складах весьма нежелательно.

Кроме того, использование этого терминала было расписано уже на год вперед. А антрацитовые угли отгружаются исключительно из Dry Bulk Terminal. Использование другого порта, Durban, было экономически нецелесообразно по причине невозможности погрузки крупнотоннажных судов.

Сам южноафриканский уголь не столь дорогой, особенно в той качественной категории, которую в итоге закупила Украина. Откуда стоимость в $86?

На шахтах в ЮАР уголь стоит $25-30. Транспортировка его осуществляется в основном автотранспортом - железнодорожная инфраструктура в ЮАР слабо развита и потому очень дорогая. Перевозка с шахты до порта стоит $20-22, перевалка в порту - $12. При этом для номинации судна в порту RBDBT 80% твоего груза уже должно находится на складах в порту, и только в этом случае у вас есть возможность заказать дату подхода судна не менее чем через 2 недели.

Порт - это бутылочное горлышко всего процесса. В месяц порт может выпустить всего 12-15 судов, из которых 3 были нашими. Можете представить, какой объем грузоперевалки в порту Украина забирала на себя? Это был очень серьезный контракт для ЮАР, и посол ЮАР Кристиан Бассон в Украине оказывал нам личное содействие в реализации этого контракта.

Кроме того, фрахт - также очень сложный и специфический бизнес. Новичкам практически нереально оказаться в нем. Если вам нужно получить судно прямо сейчас, вы получите его дорого, а вот через 3 месяца - пожалуйста, держите скидку. Все друг друга знают, и договариваться порой очень тяжело. Если бы это была не пожарная ситуация, возможно, фрахт был бы дешевле. Кроме того, на каждом судне у нас получался недогруз около 10 тысяч тонн по причине ограничения, выставляемого украинскими портами на осадку судов. Первое судно дешевле чем за $24 на тонне никто не хотел давать, потому что в тот момент в Украине велись активные боевые действия и стоял вопрос, будет ли Мариуполь украинским городом. "Везти в Украину? Куда? Там же война, мы туда не пойдем!". Все мировые страховые компании сняли страховку на заход судов в акваторию нашей страны, и владельцу груза приходилось докупать страховку самому.

А в Украине логистические проблемы были? Помнится, у вас незаконченный тендер по транспортировке был…

У нас логистика оказалось значительно проще. У нас не было никаких проблем ни с ТИСом, ни с Ильичевском, если не считать ограничений с максимально допустимой осадкой судов. Мы планировали пускать суда в эти порты "по шахматке" (одно судно в один порт, следующее - в другой), и все получилось.

Проблема была в железной дороге. У "Укрзализныци" не хватало вагонов. Это понятно - у них есть свои планы по перевозке грузов. Уже после третьего судна, когда более-менее наладилась система, эта проблема начала исчезать. Я уверен, что в случае продолжения работы она исчезла бы и вовсе.

С какими проблемами вам довелось столкнуться в течение оформления контракта?

В ЮАР не понимали, зачем нам нужен настолько низколетучий уголь. Такого угля, как нам нужен, в ЮАР очень мало. Нам пришлось отсеять тех производителей, у которых подходят все остальные параметры кроме выхода летучих веществ. Среди тех, что остались, нам надо было найти производителей, уголь которых имел температуру плавления золы (AFT) наиболее приближенную к требованию украинских электростанций.

Стоит отметить, что уголь в ЮАР более тугоплавкий, и найти ископаемые, полностью соответствующие замене украинских антрацитов, невозможно. У Украины не было просто опыта использования углей с другими показателями, ведь многие станции строились с учетом поставок угля с близлежащей шахты, соответственно и "затачивались" под параметры производимого ею угля. А морфология полезных ископаемых в каждом регионе разная.

Главная идея - найти альтернативу и диверсифицировать поставки угля в страну в условиях ненадежности поставок из России. Даже если вы привезете высококачественные угли из Австралии, оборудование наших ТЭС потребует его смешивания с более бедным углем в какой-то пропорции. Смешивание - это норма для угольного бизнеса, в частности и для энергетики в целом, ведь только при помощи шихтования можно получить необходимые параметры угольной смеси. Самое главное, чтобы этот продукт был топливом для котла, и из него можно было произвести киловатт-час.

При этом нельзя сравнивать цену и качество российского угля и любого другого угля из других стран. Российская логистика дешевле. Оказалось же, что мы можем вести торг только в части стоимости угля на шахте. Грубо говоря, $25 и $27 стоимости - это не $2, а 10% разницы для шахтеров. И такие скидки могли быть выделены только под долгосрочные контракты не менее одного года. У нас не было годового контракта, и мы не были готовы его заключать.

Была ли возможность найти другого поставщика?

Я считаю, что сделка была структурирована и проведена идеально - с учетом исходных условий на тот момент. Если бы у нас был миллиард долларов и полгода времени, можно было бы выкручивать руки любому поставщику.

Дешевле предложений на рынке по углю не было, и Украина на тот момент была драйвером спроса. Это рынок! Спрос рождает предложение. Если бы было лучше, кто-то бы уже привез этот уголь. В Перу нам, например, предложили покупать уголь по $234 за тонну.

Есть информация, что "Укринтерэнерго" не смогло выкупить четвертое судно из-за ранее появившихся проблем с валютой.

Мы не могли купить валюту, это правда. Мы покупали по $50 тысяч в день. Это - капля в море при тех суммах, которые нам были нужны.

Некоторые эксперты намекают на нечистоплотность выбранной компании-инспектора - Incolab.

Incolab - датская компания, у нее есть офисы по всему миру. У нас не было никаких оснований не доверять репутации международных независимых инспекторов. Один сертификат эта компания дает в порту погрузки, другой - в порту разгрузки. Эта два документа должны в итоге иметь не более 2% отклонений. Сертификаты качества угля, пришедшего в Украину, находятся в пределах погрешности.

Если у вас сделка связана с международной морской торговлей судовыми партиями, то международный стандарт ИСО предусматривает оценку качества угля по транспортному средству в целом, в данном случае - судну. Уголь грузится неоднородно; в течение погрузки берется 10 промежуточных лотов (замеров), и в результате получается один сертификат в среднем по судну. Образцы угля можно отбирать только из движущегося потока в порту, но не из стационарно лежащей кучи. Вопрос отбора проб - ключевой. Инспекционные компании отбирают арбитражные пробы, запечатывают их в колбы и используют в случае спорных вопросах между покупателем и продавцом. На этом рынке работает не так много компаний - все международные, имеющие соответствующие аккредитации и репутацию.

В то же время по украинским ГОСТам транспортным средством является железнодорожный вагон, а не все судно. А теперь представьте - уголь идет в судне, потом лежит в порту, потом попадает в вагоны и идет на электростанцию. Он за это время слеживается и набирает влагу. И результаты могут отличатся от тех, которые взяты в порту при погрузке и на электростанции. Это абсолютно нормально!

Что касается международных сертификатов, то грузовладелец получает их только на 7-10-й день пути судна и определяет, соответствует ли груз заданным в контракте параметрам. Подмешать что-либо в этот уголь нет возможности ни у покупателя, ни у портовиков, ни у трейдера. Лабораторные пробы берутся возле судна для того, чтобы потом не было возможности предъявить претензии сторонам. Мы в данной ситуации руководствуемся морским правом, а не местными правилами.

Иногда эксперты отмечают, что контракт со Steel Mont плох низкой калорийностью угля, которую закупило "Укринтерэнерго". Почему рассматривались именно заданные параметры, а не более высокоэнергетическое сырье?

Если бы мы покупали уголь с более высокой калорийностью, мы бы получили около $20 в плюс к нынешней цене. Эта тысяча килокалорий стоит этих денег? Не уверен. У нас идет российский высококалорийный уголь, плюс есть еще некоторые украинские угли - можно шихтовать для достижения необходимых показателей и получается нормальное топливо. И это было доказано в процессе его использования.

Были ли проблемы со сжиганием угля на Трипольской и Змиевской станции? Говорят, приходилось поливать уголь мазутом, чтобы он горел. Это из-за его плохого качества?

Никаких проблем со сжиганием топлива не было. Мы специально нанимали институт, который разработал технологию сжигания южноафриканского угля и подобрал наиболее эффективные режимы его использования. В самом начале - на пилотной стадии эксплуатации данного угля, на станциях его сжигали в смеси с более высококалорийным российским углем.

Понятно, что это новый продукт, поэтому его сжигали сначала в пропорции 1:2, потом - 1:1, а впоследствии перешли на 100% использование угля из ЮАР без каких-либо сторонних добавок, и все было нормально. Думаю, лучшим показателем в данном случае являются склады электростанций - сейчас они пусты, что свидетельствует, что этот уголь сгорел без проблем.

Есть разные типы сделок - торгуют по золе и влаге, либо же по калорийности. Для нас калорийность - важный фактор, но выход летучих веществ для нас был более важен. Мы же покупали не концентрат, а рядовой уголь, необогащенный продукт.

Почему?

В ЮАР не так много обогатительных фабрик. После обогащения мы бы получили из 250 тыс. тонн около 60-70 тыс. тонн, потому что на обогащении мы бы получили уголь калорийностью в 6000+ ккал, но вот незадача: 5500 или 5200 ккал нам тоже подойдет для сжигания, с учетом российского угля. Процесс обогащения при этом стоит $12 на тонне без учета логистики.

Сейчас Украина может получить нового поставщика - Казахстан. Чем будет отличаться сырье из этой страны от углей из ЮАР?

Я не понимаю, зачем обсуждать вопрос импорта угля из Казахстана, если они смогут поставлять нам угли марки "СС" - слабоспекающиеся, а не антрацит? Содержание летучих веществ там в два раза превышает необходимые нам показатели. То же касается и Польши - их угли украинским станциям не подходят. В объемах, которые нам необходимы, мы можем покупать уголь в РФ, США, Австралии, Китае, ЮАР. Вьетнам - возможно, но у него действует 30% пошлина на экспорт угля, да и сейчас они нетто-импортер угля. Кроме того, поставка возможна только судами по 30-40 тысяч тонн из-за отсутствия глубоководных портов, что значительно удорожает фрахт и, как следствие, конечную цену продукта.

Однако по международным индексам сырье, которое вы закупали, стоит дешевле.

Украинский уголь традиционно стоил без дотаций $100 за тонну. Почему год назад никто не смотрел на международные индексы?

Контракт был подписан, диверсификация обеспечена. Если бы поставки продолжались, думаю, многих веерных отключений удалось бы избежать. Говорят - уголь плохой, не горит, не с чем его смешвать. Добавьте тогда немного газа - все равно это экономнее, чем переводить станции полностью на газ. Перевод на газ приведет к значительному удорожанию электроэнергии. А говорить, что смешивание для углей - это из-за плохого угля, то же самое, что говорить, что коктейль делают из-за того, что плохой ликер.

Поможет ли Украине импорт электроэнергии из РФ?

Отчасти это снимет проблему дефицита электроэнергии в системе, но не даст возможности избежать веерных отключений полностью. Учитывая дефицит мощности в энергосистеме Украины в 6 ГВт, импорт электроэнергии может снизить его до 4,5 ГВт. России интересно обеспечить экспорт для стабильности поставок в Крым. Так что политики в этом вопросе куда больше. Нам нужно покупать низколетучие антрациты где только возможно, чтобы обеспечить баланс электроэнергии в системе и пережить столько трудный для страны период.