Принципы организации наличного и безналичного денежного оборота. Принципы организации наличного денежного оборота

Принципы организации наличного и безналичного денежного оборота. Принципы организации наличного денежного оборота

Налично-денежный оборот представляет собой процесс непрерывного движения наличных денежных знаков в сфере обращения и выполнения ими функций средства платежа и средства обращения.

Налично-денежный оборот организуется на основе следующих принципов:

1) все предприятия должны хранить наличные день­ги, за исключением установленного лимита, в коммерческих банках;

2) банки устанавливают лимиты остатка наличных денег для предприятий;

3) обращение наличных денег служит объектом про­гнозного планирования;

4) управление денежным обращением осуществля­ется в централизованном порядке;

5) организация налично-денежного оборота имеет целью обеспечить устойчивость, эластичность и экономичность денежного обращения;

6)наличные деньги предприятия могут получать только в обслуживающих их учреждениях банков.

Порядок осуществления налично-денежного обра­щения на территории РФ регламентируется Положе­нием «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации». Согласно ему:

1)налично-денежное обращение осуществляется с помощью различных видов денег;

2) эмиссию и изъятие денег из обращения осуществляет ЦБ РФ;

3) ЦБ осуществляет регулирование налично-денежного обращения в РФ;

4) денежные расчеты между юридическими лицами осуществляются в безналичном порядке, и в не­которых случаях разрешен расчет наличными деньгами в установленных рамках;

5) для юридических лиц устанавливают лимит остат­ка наличных денег в кассах;

6) все средства сверх лимитов юридические лица обязаны сдавать в учреждения банка.

Налично-денежный оборот начинается в РКЦ. На­личные деньги переводятся из резервных фондов в оборотные кассы. Из оборотных касс наличные деньги направляются в операционные кассы коммерческих банков, большая часть наличных денег выдается банком клиентам - юридическим и физи­ческим лицам. Большая часть наличных денег пред­приятий передается населению в виде различных видов денежных доходов.

Население также использует наличные деньги для взаиморасчетов, но большая их часть расходуется на выплату налогов, квартплаты и коммунальных платежей, погашение ссуд, покупку товаров и опла­ту различных услуг, арендные платежи, уплату штра­фов и т. д.

Деньги поступают либо в операционные кассы коммерческих банков, либо в кассы предприятий. Для каждого предприятия устанавливаются лими­ты остатка наличных денег в их кассах, и все суммы, превышающие лимит, должны сдаваться в коммерческий банк. Для коммерческих банков так­же устанавливаются лимиты их оборотных касс, по­этому в сумме, превышающей лимит, они сдают наличные деньги в РКЦ. Последним также устанав­ливается лимит их оборотных касс, поэтому деньги в сумме, превышающей лимит, переводятся в ре­зервные фонды.

19.Безналичный денежный оборот и принципы его организации.

Безналичный оборот - это сумма платежей за определенный период времени, совершенных без использования наличных денег путем перечисления де­нежных средств по счетам клиентов в кредитных орга­низациях или взаимных расчетов. Данный оборот составляет значительную часть денежного оборота страны. Безналичный денежный оборот находит выражение в безналичных расчетах. Безналичные расче­ты имеют важное экономическое значение в ускоре­нии оборачиваемости средств, сокращении наличных денег в обращении, снижении издержек обращения.

Безналичные расчеты в хозяйстве организованы по определенной системе, под которой понимается совокупность принципов организации безналичных расчетов, требований, предъявляемых к их органи­зации, определенных конкретными условиями хозяй­ствования, а также форм и способов расчетов и свя­занного с ними документооборота.

Принципы организации расчетов: 1. Расчеты осуществляются по банковским счетам, которые открываются клиентам для хранения и пере­вода средств. 2. Платежи со счетов должны осуществляться бан­ками по распоряжению их владельцев в порядке уста­новленной очередности платежей и пределах остат­ка средств на счете. 3. Свобода выбора субъектами рынка форм без­наличных расчетов и закрепления их в хозяйствен­ных договорах при невмешательстве банков в дого­ворные отношения. 4. Принцип срочности и платежа означает осуществ­ление расчетов строго исходя из сроков, предусмот­ренных в хозяйственных, кредитных, страховых дого­ворах, инструкциях Минфина РФ и т.д. 5. Принцип обеспеченности платежа тесно связан с предыдущим и предполагает для соблюдения сроч­ности платежа наличие у плательщика или его гаранта ликвидных средств, которые могут быть использова­ны для погашения обязательств перед получателем денежных средств.

Сфера использования налично-денежных платежей связана в основном с реализацией доходов населения. Наличными деньгами производятся расчеты:

Предприятий, учреждений и организаций с населением;

Между отдельными гражданами на товарных и продуктовых рынках;

Частично расчеты населения с финансово-кредитной системой; -

в ограниченных размерах платежи между предприятиями в пределах до 10000 .

Руб. а с организациями потребкооперации до 15000 руб.

В странах с развитой рыночной экономикой и банковской системой доля расчетов наличными деньгами в совокупном денежном обороте не превышает 3-8%.Это достигается переводами заработной платы рабочих и служащих на счета в банках. Зарплату наличными деньгами получают в США - примерно 1% населения, в Англии - 10%, Франции - менее 10%, в Канаде - около 5% ?

Расчеты населения за товары и услуги в основной массе проводятся в безналичном порядке с использованием переводов, чеков, кредитных и магнитных карточек. В России в переходный период к рынку сфера налично-денежного оборота необоснованно расширилась: в 1994 г. она составила немногим более 20%, в 1995 г. - 34,2%, в 1996 г. - 34,8%., 01997г.-34,1. На 1.11.99г. –41,2 %.

Причинами расширения налично-денежного оборота являются:

Экономический кризис;

Кризис неплатежей;

Кризис наличности;

Плохо организованная система межбанковских расчетов;

Замедление расчетов;

Сознательное сокрытие прибыли и доходов предпринимателей с целью ухода от налогов и расширение наличных платежей за пределами банков.

Резкое расширение сферы налично-денежного оборота приводит к увеличению издержек государства на обращение наличных денег, их перевозку, хранение, замену ветхих купюр новыми, появлению «черного нала» и недопоступлению налоговых платежей в бюджет. В результате растут его дефицит и финансовая нестабильность в экономике. Если бы денежный оборот, в том числе и наличный, проходил по счетам в банках, у Центрального банка России было бы больше возможностей учитывать его, регулировать и иметь полную информацию о состоянии экономики, экономно использовать наличные деньги, не увеличивая эмиссию денежных знаков, так как неучтенный налично-денежный оборот переводится в иностранную валюту и требует от государства расширения (эмиссии) наличных денег для выплаты из бюджета соответствующих сумм заработной платы, пенсий, пособий и других наличных доходов населения.

Налично-денежный оборот в России обслуживается банкнотами и металлической разменной монетой. Наличные деньги - кредитные деньги, которые выпускаются в порядке кредитования хозяйства. Исключительное право выпуска (эмиссии) денег в обращение принадлежит Центральному банку России в связи с его основной функцией - играть роль эмиссионного центра страны. Главной его задачей является управление денежным обращением в целях обеспечения устойчивости денежной единицы (рубля).

До перехода к рынку налично-денежный оборот планировался и регулировался на основе двух планов денежного обращения: баланса денежных доходов и расходов населения и кассового плана бывшего Госбанка. С их помощью решался вопрос о сбалансированности денежной и товарной массы в обращении, размере эмиссии или изъятия денег из обращения. Эмиссия имела директивный характер.

В условиях перехода к рыночной экономике эти планы перестали быть директивными, но продолжают использоваться банками в качестве прогнозов по кассовым оборотам с целью определения потребности в наличных деньгах для осуществления кассовых операций, определения размеров эмиссии или изъятия денег по регионам страны. Прогноз баланса денежных доходов и расходов населения и фактическое его исполнение помогает ЦБ РФ и правительству полнее учитывать спрос населения, прогнозировать тенденции сбережений населения, структуру покупательского спроса и покупательного фонда населения. Превышение доходов по сравнению с расходами населения в балансе означает увеличение остатка денег на руках у населения, а обратный процесс, наоборот, - его сокращение. Соответственно при оседании денег на руках у населения требовалась эмиссия наличных денег для кассового обслуживания клиентов банком.

При сокращении остатка денег на руках у населения планировалось изъятие денег из обращения. В современных условиях баланс доходов и расходов населения составляется по следующей (сокращенной) схеме (табл. 1).

Т а б л и ц а 1

Структура баланса денежных доходов и расходов населения. %

Баланс 1991 1993 1995 1999

прогноз Доходы

Оплата труда

Пенсии, пособия, стипендии

Доходы от собственности и предпринимательской деятельности, прочие доходы

Покупка товаров и оплата услуг

Обязательные платежи и добровольные взносы

Накопление во вкладах и ценных бумагах

Покупка валюты

Прирост денег на руках у населения

Здесь налицо резкое изменение структуры доходов населения в современной рыночной экономике России: снижение доли заработной платы со значительным повышением предпринимательских доходов и доходов от собственности, а также уменьшение доли вложений населения в ценные бумаги и вклады и рост (до 15,2%) сбережений в валюте. Инфляция привела к минимальным остаткам наличных денег (тезаврация) на руках у населения, поскольку они обесцениваются без движения. Этому же способствуют задержки в выплате зарплаты, пенсий и пособий.

С 1991 г. осуществлен переход от кассового планирования к составлению расчетов кассовых оборотов, основной целью которых является определение потребности в наличных деньгах в целом по РФ, по территориям и банкам. Прогнозы кассовых оборотов отражают объем и источники поступлений всех наличных денег в банки, размеры и целевое направление выдач наличных денег предприятиям, организациям и отдельным лицам, а также эмиссионный результат, т. е. сумму изъятия или выпуска денег в обращение. Основная задача банков всех уровней в работе по составлению прогноза кассовых оборотов состоит в определении изменения наличной денежной массы в обороте, экономному их использованию и разработке мероприятий по увеличению поступлений наличной денежной выручки в банки (табл. 2).

Т а б л и ц а 2

Прогноз кассовых оборотов банка

Приход Расход Торговая выручка Выдачи на зарплату Выручка железнодорожного, водного, воздушного и местного транспорта Пенсии и пособия, страховые возмещения, стипендии Выручка зрелищных предприятий Прочие денежные выплаты и поощрения Выручка предприятий бытового обслуживания Выдачи на закупку сельхозпродукции Квартплата и коммунальные платежи Выдачи на оплату труда со счетов сельхозпредприятий Поступление на счета сельхозпредприятий, фермерских хозяйств и предпринимателей Выдачи со счетов арендаторов и фермерских хозяйств Выручка от продажи иностранной валюты Подкрепления предприятиям связи Поступления от реализации ценных бумаг Прочие выдачи наличных денег Прочие поступления Итого по приходу Итого по расходу Эмиссия денег Изъятие денег из обращения

Прогноз кассовых оборотов составляется коммерческими банками, территориальными расчетно-кассовыми центрами (РКЦ) и главными управлениями Центрального банка России. Они составляются поквартально и на год. Если по прогнозам кассовых оборотов поступления наличных денег превышают выдачи, прогнозируется изъятие денег из обращения в данном квартале или году. И наоборот, если прогнозируется превышение выдач наличных денег из кассы банка над их поступлениями, ожидается эмиссия денег в расчетном квартале или году.

Однако в современных условиях рыночной экономики России ЦБ РФ все больше переходит к рыночным методам регулирования совокупного денежного оборота. Они связаны с установлением объема кредитов, предоставляемых ЦБ РФ коммерческим банкам, изменением ставок рефинансирования (учетного процента), выработкой и применением норм обязательных резервов, подлежащих депонированию коммерческими банками в ЦБ РФ, путем расчета денежных агрегатов (см. 1.3).

Все большее количество людей в России пользуются в магазинах для приобретения необходимых товаров банковскими карточками. Однако денежная наличность по-прежнему актуальна. Старшее поколение часто не доверяет банкам и относится к карточкам скептически. Электронными дензнаками также не расплатишься на рынке, где можно приобрести свежие овощи, фрукты, мясо и другие фермерские продукты, и в небольших киосках. Сегодня мы рассмотрим особенности использования денежной наличности и ее оборота.

Наличность и ее использование

В странах с развитой экономикой доля расчетов банковскими картами превышает 90 %. Денежная наличность здесь мало распространена. Только 1 % населения США не получает зарплату на банковскую карту, 5 % – Канады, 10 % - Великобритании. В России сфера денежно-наличного оборота достаточно обширна. После рыночных реформ она достигала 25 %, однако на сегодняшний день превышает 40 %. Наличная валюта используется в следующих сферах:

  • Расчеты населения РФ в розничных магазинах, кафе и ресторанах.
  • Оплата труда во многих коммерческих фирмах.
  • Внесение денег населением на депозиты и получение средств из банка.
  • Выплата пенсий, стипендий и других трансфертов.
  • Выдача кредитов физическим лицам.
  • Выплата дивидендов по ценным бумагам населению.
  • Погашение коммунальных платежей физическими лицами.

Оборот наличных между организациями и предприятиями является незначительным. Выделяют несколько видов денег, которые участвуют в кругообороте:

  • Банкноты.
  • Металлические монеты.

Их эмиссию обычно осуществляют центральные банки, иногда еще и казначейство.

Определение понятия

Налично-денежный оборот представляет собой совокупность платежей за определенное время, которые отражают движение банкнот и монет в качестве средства обращения и платежа. На сегодняшний день его доля в России составляет больше 40 %. Денежная наличность может начать больше использоваться по следующим причинам:

  • В условиях различного рода кризисов.
  • При замедлении расчетов.
  • В условиях плохой организации межбанковского рынка.
  • При сознательном занижении прибыли предприятиями для ухода от налогов.

Расширение налично-денежного оборота приводит к уменьшению бюджета, увеличению доли черного рынка. Результатом этого является всеобщая нестабильность и дефицит. Оборот по банковским счетам гораздо проще регулировать и учитывать.

Основные принципы

Гражданский кодекс Российской Федерации четко регламентирует правила оборота наличности. Он устанавливает разный порядок расчетов для физических и юридических лиц. Денежная наличность в кассе предприятия лимитируется. Ее оборот организуется на основании следующих принципов:

  • Все предприятия обязаны хранить наличные на счетах коммерческих банков.
  • Для организаций всех форм собственности существуют кассовые лимиты.
  • Управлением оборотом осуществляется централизованно.
  • Также оно является объектом прогнозирования и планирования.
  • Организация налично-денежного оборота осуществляется в целях обеспечения его стабильности, экономичности и эластичности.
  • Наличная валюта в кассу предприятия доставляется непосредственно из обслуживающего его банка.

Экономические задачи

Обращение наличных денег осуществляется непрерывно. В его центре находятся банки. Кассовые лимиты устанавливаются для того, чтобы ускорить обращение наличных. В ходе организации оборота решаются следующие задачи:

  • Определение его объема, структуры и тенденций.
  • Регулирование и направление денежных потоков.
  • Распределение наличности по территории страны.
  • Определение массы денег в форме банкнот и монет в стране для расчета денежных агрегатов.
  • Установление уровня и порядка инкассации и других методов мобилизации средств банками.
  • Расчет результата эмиссии за определенный период.

Банки составляют прогноз поступлений и выдачи наличных денег. Он делается на основе поступающих сведений за прошлые периоды.

Движение наличности

Центральным звеном оборота являются банки. Именно они его организовывают и регламентируют. В обращение деньги поступают тогда, когда они переводятся из резервов в оборотные кассы. После этого они оказываются в коммерческих банках. Большая часть полученной наличности выдается клиентам. Некоторая ее доля остается в кассах предприятий. Населением осуществляется оплата наличными товаров и услуг. Так они возвращаются в кассы предприятий, потом в коммерческие банки и выше по списку.

Порядок работы с денежной наличностью

Порядок ведения операций в кассе регламентируется Банком России. Он устанавливает правила и порядок, по которым они проводятся. После того как происходит оплата наличными, деньги оказываются в кассе предприятия. Это означает, что они возвращаются в оборот. Законодательство предусматривает следующие виды ответственности за нарушение кассовой дисциплины :

  • За осуществление расчетов с другими предприятиями сверх установленных сумм. Предполагается штраф в двукратном размере.
  • За неоприходование денежной наличности. Предполагается штраф в трехкратном размере.
  • За несоблюдение порядка хранения денежных средств. Предполагается штраф в трехкратном размере.
  • За накопление в кассе наличности сверх установленного лимита. Предполагается штраф в трехкратном размере.

Отвечает за допущение нарушения и руководитель организации. На него налагается дополнительный штраф в пятидесятикратном размере от установленной минимальной зарплаты. Поэтому наличные в кассе подлежат жесткому контролю. Суммы штрафов подлежат зачислению в федеральный бюджет.

Органы контроля

Инспектора налоговой инспекции осуществляют проверку кассовой дисциплины. Кроме кассовых документов, они могут запросить и сам аппарат. Порядок проведения проверки изложен в специальном административном регламенте Федеральной налоговой службы. Сотрудники последней имеют право:

  • Получить доступ к кассовому аппарату предприятия, на котором осуществляется проверка.
  • Пересчитать имеющиеся наличные.
  • Проверить наличие бланков строгой отчетности.
  • Потребовать подробных объяснений в письменном виде по каждому нарушению, которое было выявлено.
  • Привлечь к административной ответственности предприятие, которое является объектом контроля.

Инкассация денежной наличности

Доставка денег из банков на предприятия и обратно осуществляется специальными бригадами. Состав группы инкассаторов зависит от объема и сложности операции. Один из них назначается главным. Он получает специальную доверенность на прием ценностей. Если бригада состоит из двух человек, то старшим назначается водитель. Перед приездом инкассаторов наличные в кассе пересчитываются, подготавливается заявленная сумма, банкноты и/или монеты.

Прогнозирование и оценка состояния оборота

Стабильность экономики зависит от грамотного планирования. Центральный и коммерческие банки прогнозируют движение денежной наличности. Они стараются просчитать потребности хозяйственного оборота в будущих периодах. Это и является основной задачей банков. Прогноз оборотов, составленный на квартал, передается в расчетно-кассовый центр за 14 дней до его начала. Последний передает информацию в Банк России. Он формирует на ее основе свою денежно-кредитную политику. Так Центробанк может учитывать все структурные изменения, которые происходят в экономике.

Доля оборота банкнот и монет гораздо меньше, чем безналичного, особенно в развитых государствах. Растет она во время экономических потрясений. От четкой организации налично-денежного оборота зависит стабильность национального хозяйства. Он связан преимущественно со сферой личного потребления. Коммерческие банки устанавливают лимиты денег, которые могут находиться в кассе предприятия. Наличные в обращении оказывают прямое влияние на устойчивую покупательную способность населения.

Задача центрального банка при организации наличного денежного оборо­та - обеспечить его устойчивость, эластичность и экономичность. Поэто­му оборот наличных денег служит объектом тщательного прогнозного планирования со стороны центрального банка и статистических органов. Управ­ление наличным денежным оборотом осуществляется в централизованном порядке благодаря деятельности центрального банка и его подразделений. Для решения поставленной задачи центральным банком от кредитных институтов требуется соблюдение:

Установленного порядка ведения кассовых операций;

Правил организации поступления наличных денег в их кассы;

Правил организации получения наличных денег из их касс;

Лимита остатка их кассы (минимально допустимый остаток наличных
денег в операционной кассе на конец дня);

Порядка расчета наличными деньгами;

Лимита расчета наличными деньгами (предельный размер между юридическими лицами).

Все организации, участвующие в хозяйственном обороте, должны хранить наличные деньги (за исключением части, установленной лимитом) в коммерче­ских банках. Кредитные институты (банки) имеют лимиты остатка наличных денег для организаций всех форм собственности. Наличные деньги организации могут получать только в обслуживающих их учреждениях банков. Выполнение указанных установок позволяет сформировать основы стабиль­ной организации наличного денежного оборота.

Безналичный денежный оборот представляет собой часть денежного обо­рота, в которой движение денежных средств осуществляется в безналично-денежной форме в порядке перечисления (перевода) денежных средств со счета плательщика в банке на счет получателя, путем зачета взаимных требований, а также с использованием других банковских операций. Движе­ние денежных средств в безналичной форме опосредует смену товарной формы стоимости на денежную, денежной - на товарную, а также процессы распределения и перераспределения средств финансовым и кредитным методами.

Безналичный денежный оборот - это основной вид денежного оборота. На его долю приходится около 80% всех платежей в экономике нашей страны. Безналичный денежный оборот охватывает: движение общественного продукта; распределение и перераспределение национального дохода; платежи за товары, услуги и выполненные работы; платежи, связанные с формированием доходов бюд­жета и осуществлением бюджетных расходов; платежи, относящиеся к источни­кам капитальных вложений; расчеты, связанные с финансированием предприя­тий; бюджетные, внутриотраслевые, внутрихозяйственные перераспределения денежных средств; получение и погашение банковских ссуд; выплату и использо­вание части денежных доходов населения; другие платежи и поступления.


Участниками этих отношений являются организации, в том числе банки и небанков­ские финансово-кредитные институты, население.

Система безналичных расчетов, как любая система, состоит из ряда элемен­тов. Основными элементами системы безналичных расчетов являются:

Виды расчетных (платежных) документов;

Порядок документооборота;

Принципы организации безналичных расчетов;

Способы платежа;

Формы безналичных расчетов.

Безналичные расчеты проводятся на основании расчетных документов установленной формы с соблюдением соответствующего документооборо­та. В зависимости от вида расчетных документов, способа платежа и орга­низации документооборота в банке, у плательщиков и получателей средств различают следующие основные формы безналичных расчетов: расчеты пла­тежными поручениями, расчеты по аккредитиву, расчеты чеками, расчеты по инкассо.

Формы безналичных расчетов применяются клиентами кредитных органи­заций, а также самими банками. Формы безналичных расчетов избираются клиен­тами банков самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами. Выбор формы расчетов в основном определяется:

Характером хозяйственных связей между контрагентами;

Особенностью поставляемой продукции и условиями ее приемки;

Местонахождением сторон сделки;

Способом транспортировки грузов;

Финансовым положением юридических лиц.

Расчетные операции по перечислению денежных средств через кредитные организации (филиалы) могут осуществляться с использованием:

1)корреспондентских счетов (субсчетов), открытых в Банке России;

2)корреспондентских счетов, открытых в других кредитных организациях;

3)счетов участников расчетов, открытых в небанковских кредитных организациях, осуществляющих расчетные операции;

4)счетов межфилиальных расчетов, открытых внутри одной кредитной
организации.

Расчеты платежными поручениями - самая распространенная в настоящее время в России форма безналичных расчетов.

Платежным поручением является распоряжение владельца счета (платель­щика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в банке.

Платежными поручениями могут производиться:

Перечисления денежных средств за поставленные товары, выполненные
работы, оказанные услуги;

Перечисления денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

Перечисления денежных средств в целях возврата (размещения креди­тов) депозитов и уплаты процентов по ним;

Перечисления денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

В соответствии с условиями основного договора платежные поручения могут использоваться для предварительной оплаты товаров (услуг) или для периоди­ческих платежей.

По договоренности сторон платежи поручениями могут быть срочными, дос­рочными и отсроченными. Срочный платеж совершается при авансовых плате­жах, т.е. до отгрузки товара; после отгрузки товара, т.е. путем прямого акцепта товара; при частичных платежах при крупных сделках. Досрочный и отсрочен­ный платежи возможны в рамках договорных отношений без ущерба для финан­сового положения сторон.

Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денеж­ных средств на счете плательщика. Платежные поручения оплачиваются по мере поступления средств. По требованию плательщика банк обязан информировать его об исполне­нии платежного поручения не позже следующего рабочего дня после обращения плательщика в банк, если иной срок не предусмотрен договором банковского счета. В целях гарантии платежа поставщик может внести в условия сделки акцепт платежного поручения.

Сфера применения аккредитивной формы расчетов недостаточно широка, ее удельный вес в структуре форм безналичных расчетов невелик. Суть аккредитивной формы расчетов состоит в том, что пла­тельщик поручает обслуживающему его банку произвести за счет средств, предварительно депонированных на счете, либо под гарантию банка, оплату товарно-материальных ценностей по месту нахождения получателя средств на условиях, предусмотренных плательщиком в заявлении на откры­тие аккредитива.

Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство, при­нимаемое банком-эмитентом по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответ­ствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия исполняющему банку произвести такие платежи.

Банки могут открывать следующие виды аккредитивов:

Покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные);

Отзывные и безотзывные (могут быть подтвержденными).

При открытии покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок дей­ствия аккредитива. При открытии непокрытого (гарантированного) аккредити­ва банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства.с ведущегося у него корреспондентского счета в пределах суммы аккредитива. Порядок списания денежных средств с корреспондентского счета банка-эмитен­та по гарантированному аккредитиву определяется по соглашению между банками.

Отзывным является аккредитив, который может быть изменен или отменен банком-эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств и без каких-либо обя­зательств банка-эмитента перед получателем средств после отзыва аккредити­ва. Безотзывным признается аккредитив, который может быть отменен только с согласия получателя средств. По просьбе банка-эмитента исполняющий банк может подтвердить безотзывный аккредитив (подтвержденный аккредитив). Без­отзывный аккредитив, подтвержденный исполняющим банком, не может быть изменен или отменен без согласия исполняющего банка. Порядок предоставле­ния подтверждения по безотзывному подтвержденному аккредитиву определя­ется по соглашению между банками.

Аккредитив предназначен для расчетов с одним получателем средств.

Условиями аккредитива может быть предусмотрен акцепт уполномочен­ного плательщиком лица. Получатель средств может отказаться от использова­ния аккредитива до истечения срока его действия, если возможность такого отказа предусмотрена условиями аккредитива.Платеж по аккредитиву производится в безналичном порядке путем пере­числения суммы аккредитива на счет получателя средств. Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавливаются в догово­ре между плательщиком и поставщиком.

При аккредитивной форме расчетов полностью соблюдаются все основные правила осуществления расчетов:

Продукция оплачивается после ее отгрузки;

Оплата производится с согласия плательщика, выраженного в данном
случае самим фактом открытия аккредитива;

Плательщику предоставляется право отказаться от оплаты, если обнаружены нарушения условий договора;

Аккредитив открывается за счет средств покупателя или кредита банка,
если покупатель имеет право на его получение.

Положительной стороной аккредитивной формы расчетов является гаран­тия платежа. Вместе с тем этой форме расчетов присущ ряд недостатков, которые и предопределили ограниченную сферу ее применения: средства покупателя в сумме аккредитива отвлекаются из его хозяйственного оборота на срок действия аккредитива; замедляется товарооборот, так как поставщик до извещения об откры­тии аккредитива не может отгрузить уже готовую продукцию и несет дополни­тельные затраты по ее хранению.

Чек - это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоря­жение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чеко­держателю. Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке (владелец счета), которыми оно вправе распоряжаться путем выставления чеков; чекодержателем - юридическое лицо, в пользу которого выдан чек (получатель средств); плательщиком - банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

Чек оплачивается плательщиком за счет денежных средств чекодателя. Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для его предъявления к оплате. Представление чека в банк, обслуживающий чекодер­жателя, для получения платежа считается предъявлением чека к оплате.

Плательщик по чеку обязан удостовериться всеми доступными ему способа­ми в подлинности чека. Порядок возмещения убытков, возникших вследствие оплаты плательщиком подложного, похищенного или утраченного чека, регули­руется законодательством.

Для безналичных расчетов могут применяться чеки, выпускаемые кредит­ными организациями. Чеки кредитных организаций могут использоваться клиен­тами кредитных организаций, выпускающих эти чеки, а также в межбанковских расчетах при наличии корреспондентских отношений.

Чеки используются как физическими, так и юридическими лицами, высту­пают платежным средством и могут применяться при расчетах во всех случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Не допускаются расчеты чеками между физическими лицами. Допускается прием чеков во вклады граждан на их лицевые счета в банках на условиях, определенных банком-эмитен­том или банком-корреспондентом.

Чек удобен для расчетов в случаях:

Когда плательщик не хочет совершать платеж до получения товара, а поставщик передавать товар до получения гарантии платежа;

Когда продавец заранее не известен.

Расчетный чек, эмитированный российским банком, имеет хождение только на территории Российской Федерации.

Бланки чеков являются бланками строгой отчетности.

Клиентам с устойчивым финансовым положением и стабильной платеж­ной дисциплиной при наличии соответствующего договора может быть выдана чековая книжка под гарантию банка (без депонирования средств).

Чек должен быть предъявлен к оплате в учреждение банка в течение 10 дней, не считая дня его выдачи. Следует помнить, что при расчетах чеками из чековых книжек с депонированием средств гарантируется платеж поставщику, но сред­ства отвлекаются из хозяйственного оборота плательщика на достаточно длитель­ный срок.

Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (далее - банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для расчетов по инкассо банк-эмитент вправе при­влекать другой банк.

Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцеп­том) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых пору­чений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспор­ном порядке).

Платежные требования и инкассовые поручения предъявляются получате­лем средств (изыскателем) к счету плательщика через банк, обслуживающий полу­чателя средств (взыскателя).

Банк-эмитент, принявший на инкассо расчетные документы, берет на себя обязательство доставить их по назначению. Данное обязательство, а также поря­док и сроки возмещения затрат по доставке расчетных документов отражаются в договоре банковского счета с клиентом.

Платежное требование является расчетным документом, содержащим требо­вание кредитора (получателя средств) по основному договору к должнику (плательщику) об уплате определенной денежной суммы через банк. Пла­тежные требования применяются при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных случаях, предусмот­ренных основным договором.

Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с пред­варительным акцептом (с согласием) и без акцепта (без согласия) плательщика.

Расчеты между банками на территории России проводятся через расчетно-кассовые центры, созданные Банком России. Банковские операции по рас­четам могут осуществляться и по корреспондентским счетам банков, откры­ваемым друг у друга на основе межбанковских соглашений. При проведении расчетных операций через корреспондентские счета кре­дитных организаций, открытые в Банке России, каждая кредитная организация, расположенная на территории Российской Федерации и имеющая лицензию Банка России на осуществление банковских операций, открывает по месту своего нахождения один корреспондентский счет в подразделении расчетной сети Банка России.

Платежи могут осуществляться в пределах средств, имеющихся на момент оплаты, с учетом средств, поступающих в течение операционного дня, и кредитов Банка России в случаях, установленных нормативными актами Банка России и заключенными между Банком России и кредитными организациями договорами. Операции по корреспондентским счетам кредитных организаций соверша­ются на основании расчетных документов, поступивших в подразделение расчет­ной сети Банка России на бумажных носителях или в электронном виде, путем оплаты каждого расчетного документа. Расчетные документы клиентов, а также кредитной организации по собственным операциям на бумажных носителях пред­ставляются кредитной организацией в подразделения расчетной сети Банка Рос­сии в составе сводного платежного поручения с приложением описи расчетных документов.

Платеж, проходящий через подразделение расчетной сети Банка России, считается:

Безотзывным с момента списания денежных средств со счета платель­щика в подразделении расчетной сети Банка России;

Окончательным с момента зачисления денежных средств на счет получателя в подразделении расчетной сети Банка России.

Взаимоотношения между кредитными организациями (филиалами) при ведении расчетных операций по корреспондентским счетам регулируются законо­дательством и договором корреспондентского счета, заключенным между сто­ронами.

Расчетные операции кредитной организации между головной организаци­ей и филиалами, а также между филиалами одной кредитной организации осуще­ствляются через счета межфилиальных расчетов. По счетам межфилиальных рас­четов подразделения кредитной организации могут проводить платежи по всем банковским операциям, разрешенным кредитной организации лицензией Банка России, определенным положением о филиале и правилами построения расчет­ной системы кредитной организации, разработанными в соответствии с законо­дательством и нормативными актами Банка России.

Принципы организации расчетов - основополагающие начала их проведения. Соблюдение принципов в совокупности позволяет обеспечить соответствие расче­тов предъявляемым требованиям: своевременности, надежности, эффективности. На этих принципах строятся порядок расчетов, их техническое и докумен­тальное оформление, методы предупреждения рисков, а также организация опера­тивно-бухгалтерской работы участников расчетов.

В частности, такими прин­ципами, регулирующими безналичные расчеты во внутреннем обороте России, являются следующие.

Первый принцип : правовая регламентация порядка осуществления безналичных расчетов с целью обеспечения его единообразия обусловлена ролью платежной системы как основного элемента любого современного общества. К главным законодательным источникам регулирования расчетов отно­сятся: Гражданский кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. Специальные законодательные и подзаконные акты, в частности, включают: Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Россий­ской Федерации (Банке России)»; Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 3 февраля 1996 г.; Положение о переводном и простом векселе, утвержденное постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1937 г., Федераль­ный закон от 11 марта 1997 г. № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе».

Главный регулирующий орган расчетов - Центральный банк Российской Федерации (Банк России). Согласно Федеральному закону о Центральном банке Российской Федерации одной из целей его деятельности является обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

На Банк России возложены следующие функции:

Установление правил, форм, сроков и стандартов осуществления расче­тов и применяемых при этом документов;

Координация, регулирование и лицензирование организации расчетных,
в том числе клиринговых, систем.

Порядок безналичных расчетов в народном хозяйстве определен в Поло­жении о безналичных расчетах в Российской Федерации от 3 октября 2002 г. № 2-П с последующими изменениями и дополнениями.

Второй принцип : осуществление расчетов преимущественно по банков­ским счетам. Наличие этих счетов как у получателя, так и у плательщика - необходимая предпосылка расчетов. Безналичные расчеты ведутся юридически­ми лицами и гражданами через банк, в котором им открыт соответствующий счет. Для расчетного обслуживания между банком и клиентом заключается договор банковского счета - самостоятельный двусторонний (участники имеют как пра­ва, так и обязанности) гражданско-правовой договор.

Третий принцип : поддержание ликвидности плательщика на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей. Соблюдение этого принципа - залог четкого, безусловного выполнения обязательств. Все платель­щики (банки и др.) должны планировать поступления, списание средств со счетов, изыскивать недостающие ресурсы (путем получения кредита или продажи акти­вов) с целью своевременного выполнения долговых обязательств.

Четвертый принцип : наличие акцепта (согласия) плательщика на пла­теж. Данный принцип реализуется путем применения:

Либо соответствующего платежного инструмента (чека, простого векселя,
платежного поручения), свидетельствующего о распоряжении владельца на списа­ние средств;

Либо специального акцепта документов, выписанных получателями
средств (платежных требований, переводных векселей).

Вместе с тем законодательством предусмотрены случаи бесспорного (без согласия плательщиков) списания средств: недоимок по налогам и другим обязательным платежам - на основании исполнительных листов, выданных судами: некоторых штрафов по распоряжениям взыскателей и др., а также безакцептного, списания за тепловую и электрическую энергию, коммунальные услуги и в дру­гих случаях.

Пятый принцип : срочность платежа вытекает из самой сути рыноч­ной экономики, неотъемлемым условием которой является своевременное и полное выполнение платежных обязательств. Значение этого принципа заключается в том, что средства, непрерывно расходуемые на производство товаров, оказание услуг, должны возме­щаться за счет платежей покупателей в сроки, предусмотренные заключенными договорами.

Шестой принцип : контроль всех участников за правильностью совер­шения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их про­ведения. Этот контроль подразделяется на предварительный, текущий, последу­ющий, внутренний и внешний контроль. Большую роль в соблюдении данного принципа играет установление согласно ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» публичности бухгалтерской отчетно­сти. Так, акционерные общества открытого типа, банки и другие кредитные орга­низации, страховые организации, биржи, инвестиционные и иные фонды, создава­емые за счет частных, общественных и государственных средств (взносов), обязаны публиковать годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 1 июня года, следу­ющего за отчетным.

Седьмой принцип : имущественная ответственность участников расчетов за несоблюдение договорных условий. Суть этого принципа заклю­чается в том, что нарушения договорных обязательств в части расчетов влекут за собой применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также принятие иных мер ответ­ственности.

Взаимные претензии между плательщиком и получателем средств рассмат­риваются обеими сторонами без участия банковских учреждений. Спорные воп­росы решаются в суде, третейском и арбитражном судах. Претензии к банку, свя­занные с неисполнением расчетно-кассовых операций, направляются клиентами в письменной форме в обслуживающий их банк, который ведет переписку по этим претензиям с другими банками (при необходимости с участием РКЦ).

Налично-денежный оборот — это совокупность платежей за определенный период времени, который отражает движение наличных денег как в качестве средства обращения, так и в качестве средства платежа.

Сфера использования наличных денег в основном связана с доходами и расходами населения и включает:

  • расчеты населения с предприятиями розничной торговли и общественного питания;
  • и выплату других денежных доходов;
  • внесение денег населением во вклады и получение денег из банка;
  • выплату пенсий, пособий, стипендий, страхового возмещения;
  • выдачу кредитными организациями потребительского кредита;
  • оплату ценных бумаг и выплату доходов по ним;
  • коммунальные платежи, уплату населением налогов в бюджет.

Таким образом, наличные деньги используются для кругооборота товаров и услуг, для расчетов, непосредственно не связанных с движением товаров и услуг. Налично-денежное обращение осуществляется с помощью различных видов денег: , металлических монет, других кредитных инструментов ( , банковских векселей, кредитных карточек). Эмиссию наличных денег осуществляют, как правило, центральные банки, в отдельных странах и казначейство. Между предприятиями и организациями, по общему правилу, налично-денежный оборот незначителен.

В странах с развитой рыночной экономикой и доля расчетов наличными деньгами во всем платежном обороте составляет 3-8%. Это достигается путем перевода заработной платы на банковские счета. В США заработную плату наличными деньгами получает менее 1% населения, в Англии — до 10%, в Канаде — 5%. Все расчеты населения за товары и услуги осуществляются посредством чеков и различных платежных карт.

В настоящее время сфера наличного оборота России необоснованно широка. Если в начале рыночных реформ она достигала 1 / 4 , то теперь превышает 40%.

Основные причины расширения налично-денежного оборота :

  • экономический кризис;
  • кризис наличности;
  • кризис неплатежей;
  • замедление расчетов;
  • недостаточно организованная система межбанковских расчетов;
  • сознательное сокращение прибыли в целях ухода от налогов и расширения наличных платежей за пределами банков.

Резкое расширение наличного оборота ведет к росту издержек обращения, замене старых купюр на новые, к появлению «черного нала», недобору налоговых платежей. Результатами являются дефицит, финансовая нестабильность. Если бы денежный оборот проходил по банковским счетам, то у центрального банка было бы больше возможностей его учитывать, регулировать и иметь полную информацию о состоянии экономики. Это дало бы возможность не расширять эмиссию. Неучтенный наличный оборот чаше всего переводится в валюту, а это требует от государства расширения эмиссионного процесса наличных денег для выплат из бюджета.

Гражданский кодекс РФ подробно регламентирует правила использования наличных денег на территории страны. При этом установлен разный порядок расчетов с участием населения в зависимости от связи наличных платежей с предпринимательской деятельностью. Указанные расчеты осуществляются в безналичном порядке. Лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, осуществляют расчеты как в наличном, так и в безналичном порядке. В соответствии с действующим порядком организации налично-денежного оборота для каждого предприятия устанавливаются лимиты остатка наличных денег в их кассах, и все деньги, превышающие лимит, должны сдаваться в обслуживающий данное предприятие банк. При наличии нескольких счетов в различных банках предприятие по своему усмотрению обращается в один из них с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе. При проверке данного предприятия банки руководствуются этим лимитом. По предприятию, не представившему расчет в банк, лимит остатка кассы считается нулевым, а несданная денежная наличность — сверхлимитной.

Выдача наличных денег предприятиям из банка производится за счет текущих поступлений в кассы банка. Для обеспечения своевременности осуществления выплат наличными деньгами РКЦ ЦБ РФ устанавливают для каждого банка сумму минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня.

До перехода к рыночным отношениям налично-денежный оборот планировался и регулировался на основе баланса денежных доходов и расходов населения и на основе кассового плана Госбанка. С помощью этих планов решалась проблема сбалансированности денежной и товарной массы, вопрос о размерах эмиссии, изъятии денег из обращения. Эмиссия носила директивный характер. С переходом к рыночным отношениям планы эмиссии перестали быть директивными. Прогноз баланса денежных доходов и расходов помогает Центральному банку РФ полнее учитывать спрос населения, прогнозировать структуру потребительского спроса. Если в балансе доходы населения превышают расходы, то это означает, что на руках у населения увеличивается денежная масса. В этом случае для кассового обслуживания клиентов требуется эмиссия денег.

Основные статьи доходов населения в этом балансе: оплата труда, пенсии, пособия, стипендии, доходы от собственности и предпринимательской деятельности. Сегодня соотношение между оплатой труда и доходами от собственности изменилось. Оплата труда составляет менее 50% доходов населения.

Расходы населения — покупка товаров и услуг (2 / 3), обязательные платежи и вклады (10%), покупка валюты (20%). Прирост денег населения резко снизился, как и накопления в ценных бумагах и вкладах. С 1991 г. в России составляются прогнозы кассовых оборотов, которые основаны на достоверности и реальности в определении изменения наличной денежной массы в обороте. Они нужны в целях определения потребности в натичных деньгах в целом по России, по регионам и банкам. Прогнозы кассовых оборо- топ отражают объем, источники поступлений наличных денег в банки, размеры и направления их выдачи и в конечном итоге — эмиссию или изъятие денег. Расчеты составляются банками ежеквартально с распределением по месяцам и направляются в РКЦ ЦБ РФ за две недели до начала квартала. РКЦ ЦБ РФ за три дня до начала квартала сообщают расчетные данные по оборотам в целом по региону по приходу и выдаче наличных денег в банки.

В доходной части расчетов кассовых оборотов отражаются: торговая выручка, выручка предприятий транспорта, выручка предприятий бытового обслуживания и зрелищ, квартплата и коммунальные платежи, поступления на счета сельскохозяйственных предприятий, выручка от продажи валюты, выручка предприятий связи, доходы от продажи ценных бумаг. В расходной части отражаются: оплата труда, пенсии, пособия, выдача средств на закупку сельскохозяйственной продукции, хозяйственные расходы.

В настоящее время Центральный банк РФ переходит к рыночным методам прогнозирования, связанным с установлением объема рефинансирования, изменением ставок процентов, использованием норм обязательных резервов, использованием расчетов денежных агрегатов. Основным методом регулирования все больше становятся операции ЦБ РФ на открытом рынке. В этом случае используется комплексная система регулирования налично-денеж- н о го оборота.

Эмиссия денег предполагает обеспечение денежной массы за счет следующих источников:

  • кредитования коммерческих банков:
  • кредитования государства:
  • увеличения золотовалютных резервов.

В первом случае эмиссия обеспечивается векселями и другими , во втором — , государственными облигациями и обязательствами, в третьем — она не требует обеспечения, поскольку золото и валюта являются обеспечением.

Обеспечением эмиссии банкнот служат активы ЦБ РФ, при этом Банк России определяет порядок ведения кассовых операций, устанавливает правила перевозки, хранения, инкассации денег, формирует механизм создания резервных фондов банкнот и монет, определяет порядок замены, уничтожения поврежденных денег. Функции кассового регулирования денежной массы возложены на РКЦ ЦБ РФ, которые организуются при головных терри- ториапьных управлениях Банка России, где и создаются резервные фонды денежных знаков и монет. Они необходимы для обеспечения эмиссии, регулирования покупюрной структуры денежной массы, замены поврежденных банкнот и экономии расходов на перевозку.

Кроме того, в РКЦ ЦБ РФ созданы оборотные кассы, которые принимают и выдают деньги в течение операционного дня. Остаток денег в кассе лимитируется, излишки передаются в резервный фонд. Кассовое обслуживание коммерческих банков осуществляется на договорной основе. Выдача денег, прием излишков денег, кассовое обслуживание производятся с отражением всех операций по корреспондентским счетам банков и других юридических лиц.

Эмиссия наличных денег — это выпуск денег в оборот, при котором возрастает масса наличных денег в обращении. Размеры эмиссии в командной экономике жестко регламентировались государством, при рыночной экономике существует метод прогнозирования эмиссии. Эмиссионные операции (операции по выпуску и изъятию денег из обращения) осуществляют:

  • центральный банк (эмиссионный банк), который пользуется монопольным правом выпуска банковских билетов (банкнот), составляющих подавляющую часть налично-денежного обращения;
  • казначейство (государственный исполнительный орган), выпускающий мелкокупюрные бумажно-денежные знаки (казначейские билеты и монеты, изготовленные из дешевых видов металла, на которые в развитых странах приходится около 10% общего выпуска наличных денег).

Государство предпринимает меры к регулированию процесса производства, используя кредитную и денежную системы для ослабления возможных циклических колебаний экономических процессов. Во многих странах под влиянием усиления инфляции использовался такой метод стабилизации экономики, как таргетирование — установление целевых ориентиров в целях регулирования прироста денежной массы в обращении и кредита, которыми должны были руководствоваться центральные банки. Поскольку денежное обращение находится под влиянием различных экономических факторов, а не только зависит от прироста количества денежной массы, то многие страны в настоящее время отказались от таргетирования денежных агрегатов. По сути таргетирование представляет собой установление прямых ограничений изменения объемов денежной массы. Важным моментом, влияющим на эффективность регулирования динамики денежной массы с помощью целевых ориентиров, является порядок установления последних: в форме контрольных цифр (Франция), депозитов (США), прогнозов (Япония).

Организация налично-денежного оборота

Организацию налично-денежного оборота рассмотрим на примере Российской Федерации.

В России налично-денежный оборот регламентирован «Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации», утвержденным Банком России — Центральным банком РФ (ЦБ РФ). Положение является обязательным для выполнения территориальными учреждениями ЦБ РФ, расчетно-кассовыми центрами (РКЦ), кредитными организациями и их филиалами, включая учреждения Сберегательного банка РФ, а также организациями, предприятиями и учреждениями (далее именуются предприятия) на территории РФ.

Согласно положению все предприятия независимо от организационно-правовой формы хранят свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях.

Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий.

Денежная наличность сдастся предприятиями непосредственно в кассы учреждений банков или через объединенные кассы на предприятиях, а также предприятиями Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации (Госкомсвязи России) для перевода на соответствующие счета в учреждения банков.

Прием денежной наличности учреждениями банков от обслуживаемых предприятий осуществляется в порядке, установленном «Положением о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монет Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации» (в ред. указания ЦБ РФ от 27 февраля 2010 г. № 2405-У). Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по согласованию с их руководителями исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков. Сроки сдачи предприятиями наличных денежных средств предполагаются, как правило, ежедневными.

Наличные деньги, принятые от физических лиц в уплату налогов, страховых и других сборов, сдаются администрациями и сборщиками этих платежей непосредственно в учреждения банков или путем перевода через предприятия Госкомсвязи России.

Лимиты наличности, хранимые в кассах предприятий ежедневно, устанавливаются обслуживающими их банками по согласованию с руководителями этих предприятий. При этом учитывается специфика деятельности предприятия. Лимит кассы по указанию банка может обеспечивать нормальную работу предприятия с утра следующего дня, лимит может определяться в пределах среднедневной выручки наличными деньгами и т.д. Выдача банками наличных денег предприятиям производится, как правило, за счет текущих поступлений денежной наличности в кассы кредитных организаций.

Аналогично регулируется наличность в кредитных организациях, обслуживаемых расчетно-кассовыми центрами (РКЦ).

Для обеспечения своевременной выдачи кредитными организациями наличных денег со счетов предприятий, а также со счетов по вкладам граждан территориальные учреждения Банка России или по их поручению РКЦ устанавливают для каждой кредитной организации и их филиалов сумму минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня.

Установление лимитов оборотных касс расчетно-кассовых центров и их подкрепление осуществляются в соответствии с «Инструкцией по эмиссионно-кассовой работе в учреждениях Банка России» в ред. указания ЦБ РФ от 27 февраля 2010 г. № 2405-У.

Рассмотрим схему налично-денежного оборота РФ (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Схема налично-денежного оборота в России

Основные звенья налично-денежного оборота

Первоначальным импульсом, запускающим механизм движения денежной наличности, является соответствующая директива Центрального банка РФ расчетно-кассовым центрам. Согласно ее наличные деньги переводятся из их резервных фондов в оборотные кассы РКЦ. И таким образом поступают в обращение. Из оборотных касс РКЦ наличные деньги направляются в операционные кассы кредитных учреждений (коммерческих банков). Часть этих денег обслуживает межбанковские расчеты, часть — направляется в качестве кредитов другим банкам, но большая часть наличных денег выдается юридическим и физическим лицам, обслуживаемым в данном коммерческом банке.

Часть наличных денег, находящихся в кассах организаций, предприятий, учреждений, используется для расчетов между ними, но большая часть передается населению в виде денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий и проч.).

Население использует наличные деньги для взаиморасчетов, но большая часть расходуется на выплату налогов, квартплаты и коммунальных платежей, покупку товаров и оплату услуг, выплату страховых, арендных платежей и проч.

Соответственно деньги от населения поступают либо в кассы предприятий торговли, Госкомсвязи России, а также предприятий, оказывающих услуги населению, либо непосредственно в операционные кассы коммерческих банков.

Прогнозирование и оценка состояния налично-денежного оборота

Для определения объема, источников поступлений наличных денег в кассы учреждений банков и направлений их выдач, а также выпуска или изъятия их из обращения в областях, краях, республиках и в целом по Российской Федерации составляется прогноз кассовых оборотов за каждый квартал.

Для определения потребности в наличных деньгах составляют прогнозные расчеты ожидаемых поступлений в их кассы наличных денег и выдач наличных денег на основании динамических рядов «Отчета о кассовых оборотах учреждений Банка России и кредитных организаций» или на основании кассовых заявок от обслуживаемых предприятий.

Расчеты ожидаемых поступлений наличных денег в кассы кредитных организаций (коммерческих банков) и их выдач составляются ежеквартально с распределением по месяцам. Итоги кассовых сборов по приходу и расходу сообщаются РКЦ, в котором открыт корреспондентский счет кредитной организации, за 14 дней до начала прогнозируемого квартала.

Расчетно-кассовые центры составляют прогнозы кассовых оборотов по приходу, расходу и эмиссионному результату в целом по обслуживаемым кредитным организациям на основе анализа оборотов наличных денег, проходящих через их кассы, и соответствующих сообщений от кредитных организаций. Расчеты осуществляются ежеквартально с распределением по месяцам и за 7 дней до нового квартала сообщаются территориальному учреждению Банка России. Это необходимо для прогнозных расчетов размеров и проведения, в случае необходимости, эмиссии денег в целях подкрепления оборотных касс РКЦ.

Для определения ожидаемых изменений налично-денежной массы в обороте и потребности предприятий в денежной наличности территориальные учреждения Банка России составляют прогнозы кассовых оборотов по области, краю, республике по источникам поступлений наличных денег в кассы учреждений банков и направлениям их выдач на предстоящий квартал. Эта работа производится на основе оценки перспектив социально-экономического развития региона, отчетных данных о кассовых оборотах за предыдущие периоды, а также сведений, полученных от РКЦ и банков о прогнозируемом обороте наличных денег и эмиссионном результате.

Прогнозируемые результаты эмиссии денег территориальные учреждения Банка России учитывают при разработке мер по организации налично-денежного оборота в регионе, а также при составлении планов завозов наличных денег в резервные фонды расчетно-кассовых центров.

Территориальные учреждения Банка России ежеквартально анализируют состояние наличного денежного оборота в регионах.

Объектом анализа являются: складывающиеся тенденции в наличном денежном обороте и его структуре; источники поступления наличных денег в кассы учреждений банков и направления их выдач из касс учреждений банков; скорость возврата наличных денег в кассы учреждений банков; происходящие изменения и тенденции в экономике; изменение индекса потребительских цен; состояние и развитие безналичных расчетов между юридическими и физическими лицами; уровень инкассации наличной денежной выручки (особенно торговой), образующейся в сфере потребительского рынка. Изучается территориальное размещение выпуска денег в обращение, причины роста эмиссии (сокращение изъятия) наличных денег; неиспользованные возможности мобилизации учреждениями банков внутренних кассовых ресурсов для удовлетворения потребностей предприятий в наличных деньгах; результаты банковского контроля за соблюдением предприятиями порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью; происходящие изменения в направлениях использования денежных доходов населения и источниках их формирования; состояние расходования юридическими лицами средств на заработную плату и выплаты социального характера; причины образования просроченной задолженности по выдаче средств на заработную плату и пенсии.