Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке. Исковое заявление по осаго с учетом закона о правах потребителя штраф. Что ждать водителям

Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке. Исковое заявление по осаго с учетом закона о правах потребителя штраф. Что ждать водителям

В Государственной Думе в четверг, 13 сентября 2018 года, прошли парламентские слушания, посвященные совершенствованию реформы обязательного страхования (ОСАГО). Какие масштабные изменения в законе об ОСАГО ждут водителей?

Новые изменения в ОСАГО с сентября 2018 и с января 2019: автомобилистов ждет масштабная реформа!

Российских автомобилистов ждет масштабная реформа ОСАГО . ЦБ и Минфин совместно работают над изменением тарифов ОСАГО , размером страховых выпла т, коэффициентов по возрасту и стажу автомобилистов и других параметров страхования. Подробнее о реформе.

Как определяется стоимость ОСАГО

Сейчас цена ОСАГО рассчитывается исходя из базового тарифа в вилке 3432–4118 рублей с учетом:

  • стажа и возраста водителя;
  • коэффициента бонус-малус (КБМ), который определяет скидки за безаварийное вождение и надбавки за страховые случаи;
  • региона регистрации;
  • мощности двигателя.

Что предложил изменить ЦБ?

  1. Центробанк планирует расширить базовый тариф на 20% вниз и вверх. Тогда для легковых автомобилей физических лиц тарифная вилка составит от 2746 до 4942 рублей. Для мотоциклистов показатель снизится на 10,9% и составит от 649 до 1407 рублей. А базовые тарифы для машин юридических лиц уменьшатся на 5,7% - до ставки 2058–2911 рублей.
  2. Также регулятор предлагает изменить КБМ и перейти на годовой порядок расчета. Сейчас коэффициент рассчитывается на дату окончания последнего договора ОСАГО. Одновременно за каждым водителем закрепят страховую историю. Сейчас один человек может иметь несколько КБМ - например, и как водитель, и как владелец транспортного средства. Если у автомобилиста в базе данных Российского союза страховщиков указано несколько значений КБМ, то ему присвоят наименьшее из них.
  3. Еще одним нововведением станет увеличение числа коэффициентов, учитывающих возраст и стаж автомобилистов . Водителей разделят на 50 категорий, при этом опытным автовладельцам среднего и старшего возраста коэффициент снизят, а молодым и неопытным - повысят.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) полностью поддержала предложения ЦБ.

Какие поправки разработал Минфин?

Основной концепцией поправок Минфина остается введение трех вариантов страховой суммы и новых сроков страхования - на три года вместо одного сейчас.

Также ведомство предложило отменить коэффициент по мощности автомобиля и региональный и создать новые. Поправки дают возможность страховщикам самостоятельно применять дополнительные коэффициенты с учетом поведения водителя на дороге - нарушает ли правила, какой скорости придерживается и других факторов. Фиксировать данные планируется как на камеры дорожного движения, так и с помощью установленной в машинах техники.

Кроме того, власти уточняют, что цена полиса не должна будет превышать установленный ЦБ тарифный максимум больше чем в три раза.

А изменения повлияют как-то на оформление договоров?

Нет, изменения не связаны с механизмом непосредственного подписания договоров. Но в отрыве от общей реформы ЦБ изменил порядок заключения электронного договора ОСАГО.

  • технические требования к сканам документов, которые клиент загружает на сайт страховщика;
  • электронный договор ОСАГО вступает в силу не раньше, чем через три дня после его заключения;
  • на один номер телефона может быть зарегистрирован только один личный кабинет;
  • ключ электронной подписи должен состоять только из латинских букв и цифр;
  • документ определил случаи, когда е-ОСАГО можно заключить через сайт Российского союза страховщиков.

Центробанк рассчитывает, что принятые изменения позволят упростить процесс заключения электронных договоров ОСАГО, сделает сервис более доступным для автомобилистов и поможет решить проблему мошенничеств.

Когда введут изменения?

Изменения, касающиеся тарифообразования и классификации водителей по возрасту и стажу, ЦБ изначально планировал ввести еще летом 2018 года. В итоге регулятор отложил реализацию мер и вынес их на публичное обсуждение в Госдуму и Совет Федерации до конца сентября.

А вот второй этап реформы, требующий законодательных изменений, анонсирован на 2019 год. Минфин рассчитывает внести законопроект в Госдуму уже осенью, сообщил ТАСС источник на страховом рынке. В самом ведомстве сроки не уточняли.

Зачем нужны парламентские слушания?

В Государственной Думе в четверг, 13 сентября 2018 года, прошли парламентские слушания, посвященные совершенствованию реформы обязательного страхования (ОСАГО).

Парламентское обсуждение уже дало результаты:

  • ЦБ готов рассмотреть возможность расчета денежной выплаты по ОСАГО исходя из цены новых запчастей.

Это предложение поддержал и Минфин. Сейчас возмещения рассчитываются с учетом износа, то есть вычета из выплаты за то, что старые детали меняют на новые. А вот при выплате в натуральной форме, то есть путем ремонта, износ не учитывается.

  • Регулятор согласился с идеей ввести видеофиксацию процесса продажи полисов ОСАГО.

Озвучивший предложение глава комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков считает, что это поможет в борьбе с навязыванием услуг и нарушениями при продаже.

Хотя страховщики выступили против, так как для компаний это обернется большими дополнительными расходами. Тем более, по их словам, возможность видеосъемки есть и сейчас, но ею никто не пользуется.

Цель реформы?

ОСАГО остается одним из самых распространенных страховых продуктов в России. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), в 2017 году число заключенных договоров достигло 39,2 млн. При этом система подвергается широкой критике со стороны всех участников рынка.

Страховщики жалуются на большие убытки. По данным Всероссийского союза страховщиков, в 2017 году потери компаний по ОСАГО составили около 15 млрд рублей. А ЦБ с чиновниками в свою очередь неоднократно поднимали вопрос качества услуг и опасности мошенничества в сфере автострахования, на которые жалуются водители.

За год власти планируют обсудить с экспертами возможность введения новых параметров ОСАГО - возраст автомобиля, его экологические характеристики, марку и другие.

Целью реформы остается расчет индивидуальной цены ОСАГО для каждого водителя. В перспективе 2023–2025 годов возможно полное освобождение тарифа ОСАГО от госрегулирования, сообщали ранее в Минфине.

Что ждать водителям?

Полная либерализация рынка ОСАГО, по мнению ЦБ, возможна не раньше 2020 года. Тогда компаниям придется конкурировать между собой, предлагая водителям доступные и выгодные тарифы .

Но в краткосрочном периоде после введения новых тарифов можно ожидать повышения цен на ОСАГО в пределах установленной вилки. Это поможет компенсировать страховщикам убытки, что позволяет в будущем ожидать снижения цен, увеличения премий и улучшения качества услуг.

Кроме того, нововведения помогут «очистить» рынок от компаний, которые предлагают низкие цены, но не рассчитывают свои возможности. Это тоже должно благоприятно повлиять на качество услуг.

А если в будущем при расчете индивидуального тарифа компании будут учитывать данные систем видеоконтроля ПДД, то смогут предлагать систематическим нарушителям повышенные тарифы. Что поможет решению проблемы нарушений на дорогах.

ОСАГО запишут на камеру. В Госдуме обсудили тарифную реформу

В четверг в ходе парламентских слушаний по ОСАГО ЦБ и Минфин поддержали предложения депутатов о введении обязательной аудио- и видеофиксации покупки полиса и об отказе от учета износа деталей при денежных выплатах по страховке. Это неприятно удивило страховое лобби, представители которого заявили, что такие новации увеличат издержки компаний и затормозят ремонтную реформу. С необходимостью менять тарифы ОСАГО согласились все участники слушаний, однако и тут ожидания участников рынка могут не оправдаться: ЦБ намерен ориентироваться при новой тарификации на страховые итоги первого полугодия, а по ним выплаты снизились на 36%.

В Госдуме состоялись парламентские слушания по тарифной реформе ОСАГО . Напомним, ЦБ анонсировал расширение тарифного коридора на 20% вверх и вниз и реформу коэффициентов, влияющих на цену полиса. Регулятор решил провести широкое обсуждение потенциально непопулярной реформы до ее старта (ожидается уже этой осенью). В ходе парламентских слушаний стало ясно, что приготовленными обновлениями в ОСАГО дело не закончится.

Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков заявил, что «есть вопросы, связанные с учетом износа автомобилей при денежном возмещении». Речь идет о том, что сумма возмещения, выплачиваемого страховщиками на ремонт, бывает недостаточной. Поясним, с конца апреля 2017 года автовладелец может получить выплату ремонтом, и в этом случае износ не учитывается. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), в среднем натуральное возмещение на 25% выше денежной выплаты из-за калькуляции с учетом новых деталей. В настоящий момент 13% всех возмещений по ОСАГО осуществляется ремонтом.

Кроме того, господин Аксаков назвал интересным предложение главы совета регионального отделения «Справедливой России» в Крыму Виктории Билан ввести обязательную аудио- и видеофиксацию при продаже ОСАГО. Госпожа Билан рассказала, что на полуострове не работают страховщики, от их имени действуют агенты, сами компании не хотят продавать ОСАГО: «Идут на различные ухищрения - нет бланков, зависла программа и так далее».

Эти идеи поддержал зампред ЦБ Владимир Чистюхин. По его словам, участники рынка «созрели для обязательной аудио- и видеофиксации» продаж, кроме того, ЦБ готов обсуждать изменения в ОСАГО , по которым при оплате деньгами убытка расчет может строиться из калькуляции новых запчастей. Он также сообщил, что ЦБ обсуждает введение контроля за агентами страховщиков, чтобы избежать навязывания автовладельцам дополнительных услуг. Кроме того, проверки ЦБ выявляли факты установления «заглушек» на сайтах продавцов, которые не давали оформить электронный полис.

Предложения поддержал и замминистра финансов Алексей Моисеев. Страховщики же высказались резко против. По словам исполнительного директора РСА Евгения Уфимцева, обязанность видеофиксации увеличит издержки. «Это большие затраты. У нас в правилах профдеятельности союза уже два года существует норма о праве потребителя записывать аудио и видео, если страховщик отказывает в продаже. За это компании грозит штраф 50 тыс. руб. Но страховщиков, которых мы за это оштрафовали,- единицы. Потому что автовладельцы этим не пользуются»,- пояснил он.

Представители страхового сообщества предлагают сосредоточиться на ранее анонсированных Центробанком изменениях в тарифах ОСАГО и не нагружать реформу новыми изменениями. По словам президента РСА Игоря Юргенса, введение электронных продаж уже привело к снижению тарифа ОСАГО на 5–7%. По итогам тарифной реформы, ожидает президент союза, страховщики выйдут на стоимость полиса с учетом персональных характеристик водителя.

Впрочем, ожидания страховщиков от пересмотра тарифов может омрачить последняя статистика ЦБ. Как говорится в августовском письме зампреда Центробанка Владимира Чистюхина Анатолию Аксакову (есть в распоряжении), «в целях получения наиболее объективной информации по обязательному страхованию необходимо рассматривать статистические данные, включая показатели за первое полугодие 2018 года». Как следует из данных ЦБ, выплаты по ОСАГО за этот период снизились на 35,8%, до 66,5 млрд руб. Как пояснил директор департамента страхового рынка ЦБ Филипп Габуния, несмотря на это снижение, регулятор сохраняет планы по расширению тарифного коридора.

а) заявление о заключении договора обязательного страхования;

Б) паспорт или иной удостоверяющий личность документ (если страхователем является физическое лицо);

В) свидетельство о государственной регистрации юридического лица (если страхователем является юридическое лицо);

Г) документ о регистрации транспортного средства, выданный органом, осуществляющим регистрацию транспортного средства (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства, технический паспорт или технический талон либо аналогичные документы);

Д) водительское удостоверение или копия водительского удостоверения лица, допущенного к управлению транспортным средством (в случае, если договор обязательного страхования заключается при условии, что к управлению транспортным средством допущены только определенные лица);

Е) диагностическая карта, содержащая сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (за исключением случаев, если в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств транспортное средство не подлежит техническому осмотру или его проведение не требуется, либо порядок и периодичность проведения технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации, либо периодичность проведения технического осмотра такого транспортного средства составляет шесть месяцев, а также случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона).

3.1. В заявлении о заключении договора обязательного страхования страхователь вправе указать станцию (станции) технического обслуживания, которая соответствует предусмотренным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта и выбрана им из предложенного страховщиком перечня станций технического обслуживания, либо при наличии согласия страховщика в письменной форме иную станцию технического обслуживания, на которой страховщиком, застраховавшим ответственность страхователя, при наступлении страхового случая будет организован и (или) оплачен восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства в рамках прямого возмещения убытков.

При подаче потерпевшим заявления о прямом возмещении убытков в случае отсутствия у страховщика возможности организовать проведение восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на указанной им при заключении договора обязательного страхования станции технического обслуживания потерпевший вправе выбрать возмещение причиненного вреда в форме страховой выплаты или согласиться на проведение восстановительного ремонта на другой предложенной страховщиком станции технического обслуживания, подтвердив свое согласие в письменной форме.

4. По соглашению сторон страхователь вправе представить копии документов, необходимых для заключения договора обязательного страхования. В случаях, предусмотренных правилами обязательного страхования, указанные документы могут представляться в виде электронных копий или электронных документов либо посредством получения страховщиками доступа к сведениям, содержащимся в документах, указанных в подпунктах "б" - "е" пункта 3 настоящей статьи, путем обмена информацией в электронной форме с соответствующими органами и организациями, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

5. При заключении договора обязательного страхования владелец транспортного средства, зарегистрированного в иностранном государстве и временно используемого на территории Российской Федерации, представляет документы, предусмотренные подпунктами "б", "г", "д" пункта 3 настоящей статьи, а также один из документов, указанных в подпункте "е" пункта 3 настоящей статьи, или документ о проведении технического осмотра, выданный в иностранном государстве и признаваемый в Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации.

6. Владельцы транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров по маршрутам регулярного сообщения, обязаны информировать пассажиров об их правах и обязанностях, вытекающих из договора обязательного страхования, в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

6.1. Утратил силу. - Федеральный закон от 28.07.2012 N 131-ФЗ.

7. При заключении договора обязательного страхования страховщик вручает страхователю страховой полис, являющийся документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, или выдает лицу, обратившемуся к нему за заключением договора обязательного страхования, мотивированный отказ в письменной форме о невозможности заключения такого договора, о чем также информирует Банк России и профессиональное объединение страховщиков. Страховщик не позднее одного рабочего дня со дня заключения договора обязательного страхования вносит сведения, указанные в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленные при заключении этого договора, в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 Бланк страхового полиса обязательного страхования является документом строгой отчетности.

7.1. Страховщик обеспечивает контроль за использованием бланков страховых полисов обязательного страхования страховыми брокерами и страховыми агентами и несет ответственность за их несанкционированное использование. Для целей настоящего Федерального закона под несанкционированным использованием бланков страховых полисов обязательного страхования понимается возмездная или безвозмездная передача чистого или заполненного бланка страхового полиса владельцу транспортного средства без отражения в установленном порядке факта заключения договора обязательного страхования, а также искажение представляемых страховщику сведений об условиях договора обязательного страхования, отраженных в бланке страхового полиса, переданного страхователю.

В случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевшего владельцем транспортного средства, обязательное страхование гражданской ответственности которого удостоверено страховым полисом обязательного страхования, бланк которого несанкционированно использован, страховщик, которому принадлежал данный бланк страхового полиса, обязан за счет собственных средств возместить причиненный вред в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для осуществления страхового возмещения, за исключением случаев хищения бланков страховых полисов обязательного страхования при условии, что до даты наступления страхового случая страховщик, страховой брокер или страховой агент обратился в уполномоченные органы с заявлением о хищении бланков. Принадлежность бланка страхового полиса обязательного страхования страховщику подтверждается профессиональным объединением страховщиков в соответствии с правилами профессиональной деятельности, предусмотренными подпунктом "п" пункта 1 статьи 26 настоящего Федерального закона.

Неполное и (или) несвоевременное перечисление страховщику страховой премии, полученной страховым брокером или страховым агентом, не освобождает страховщика от необходимости исполнения обязательств по договору обязательного страхования, в том числе в случаях несанкционированного использования бланков страхового полиса обязательного страхования.

В пределах суммы компенсации, выплаченной страховщиком потерпевшему в соответствии с настоящим пунктом, а также понесенных расходов на рассмотрение требования потерпевшего страховщик имеет право требования к лицу, ответственному за несанкционированное использование бланка страхового полиса обязательного страхования, принадлежавшего страховщику.

7.2. Договор обязательного страхования может быть составлен в виде электронного документа с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Страховщик обязан обеспечить возможность заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа с каждым лицом, обратившимся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В случае, если страхователь выразил желание заключить договор обязательного страхования в виде электронного документа, договор обязательного страхования должен быть заключен страховщиком в виде электронного документа с учетом требований, установленных Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Создание и направление страхователем страховщику заявления о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа осуществляются с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". При этом указанный официальный сайт страховщика может использоваться в качестве информационной системы, обеспечивающей обмен информацией в электронной форме между страхователем, страховщиком, являющимся оператором этой информационной системы, и профессиональным объединением страховщиков, являющимся оператором автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Перечень сведений, предоставляемых страхователем с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" при создании заявления о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, определяется правилами обязательного страхования.

Доступ к официальному сайту страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для совершения действий, предусмотренных настоящим пунктом, может осуществляться в том числе с использованием единой системы идентификации и аутентификации или официального сайта профессионального объединения страховщиков в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В случае, если предоставление страхователем при заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа недостоверных сведений привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии, страховщик имеет право предъявить регрессное требование в размере произведенной страховой выплаты к страхователю, предоставившему недостоверные сведения, при наступлении страхового случая, а также взыскать с него в установленном порядке денежные средства в размере суммы, неосновательно сбереженной в результате предоставления недостоверных сведений, вне зависимости от наступления страхового случая.

При осуществлении обязательного страхования заявление о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, направленное страховщику и подписанное простой электронной подписью страхователя - физического лица или усиленной квалифицированной электронной подписью страхователя - юридического лица в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи", признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.

Непосредственно после оплаты страхователем страховой премии по договору обязательного страхования страховщик направляет страхователю страховой полис в виде электронного документа, который создается с использованием автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика с соблюдением требований Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи". По желанию страхователя страховой полис, оформленный на бланке строгой отчетности, может быть выдан ему в офисе страховщика бесплатно или направлен страхователю за его счет посредством почтового отправления. При этом цена, по которой страхователем оплачивается услуга по направлению ему страхового полиса, оформленного на бланке строгой отчетности, указывается отдельно от размера страховой премии по договору обязательного страхования.

Одновременно с направлением страхователю страхового полиса в виде электронного документа страховщик вносит сведения о заключении договора обязательного страхования в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.

8. В период действия договора обязательного страхования страхователь незамедлительно обязан сообщать в письменной форме страховщику об изменении сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования.

9. При получении от страхователя сообщения об изменении сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) предоставленных при заключении этого договора, страховщик вносит изменения в страховой полис обязательного страхования, а также в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, не позднее пяти рабочих дней с даты внесения изменений в страховой полис обязательного страхования.

10. При прекращении договора обязательного страхования страховщик предоставляет страхователю сведения о количестве и характере наступивших страховых случаев, об осуществленном страховом возмещении и о предстоящем страховом возмещении, о продолжительности страхования, о рассматриваемых и неурегулированных требованиях потерпевших о страховом возмещении и иные сведения о страховании в период действия договора обязательного страхования (далее - сведения о страховании). Сведения о страховании предоставляются страховщиками бесплатно в письменной форме, а также вносятся в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.

Сведения о страховании предоставляются владельцем транспортного средства страховщику при осуществлении обязательного страхования в последующие периоды и учитываются страховщиком при расчете страховой премии по договору обязательного страхования.

10.1. При заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии и проверки данных о наличии или отсутствии случаев страхового возмещения, а также проверки факта прохождения технического осмотра страховщик использует информацию, содержащуюся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и информацию, содержащуюся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра. Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.

11. Банком России устанавливаются форма заявления о заключении договора обязательного страхования, форма страхового полиса обязательного страхования, форма документа, содержащего сведения о страховании, форма заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и форма бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии.

Требования к использованию электронных документов и порядок обмена информацией в электронной форме между страхователем, потерпевшим (выгодоприобретателем) и страховщиком при осуществлении обязательного страхования, в частности признание информации в электронной форме, подписанной простой электронной подписью, электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, устанавливаются Банком России с соблюдением требований Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи".


Судебная практика по статье 15 ФЗ от 25.04.2002 № 40-ФЗ

    Постановление от 5 сентября 2018 г. по делу № А02-620/2018

    Седьмой арбитражный апелляционный суд (7 ААС)

    Ул. Неглинная, 12) о признании незаконным постановления от 27.03.2018 № ТУ-84-ЮЛ-18-3219/3110-1 о привлечении к административной ответственности по статье 15 . 34.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Третье лицо: Киреев Николай Николаевич (Иркутская область, Усольский район, р.п. Тельма, ул. Лесная, 9). У С Т А...

    Постановление от 29 августа 2018 г. по делу № А40-22874/2018

    Девятый арбитражный апелляционный суд (9 ААС)

    На сайте Страховщика, что привело к незаключению договора ОСАГО в виде электронного документа, то есть нарушил пункт 22 Указания №4190-У, пункт 7.2 статьи 15 Федерального закона №40-ФЗ, пункт 1.11 Правил № 431-П; не осуществил сплошную непрерывную регистрацию и хранение информации о действиях страхователя (лиц имеющих намерение заключить договор) и...

С тех пор как страхование сделалось обязательным для каждого автомобилиста, оказалось, что мы живём в очень автомобильной краю. Закон об ОСАГО охватывает невероятно широкий круг лиц, поскольку лишь легковой автомобильной техники у нас насчитывается несколько десятков миллионов. Любое изменение этого закона прямо или опосредованно касается большей половины края. Поэтому неудивительно, что изменения 2016 года живо интересуют такое число публики.

Новая редакция закона об ОСАГО 2016 года с комментариями

В принципе, можно прочесть этот закон полностью, сопоставить его с прошлогодним и сделать собственные выводы, но, поскольку законы написаны юристами для юристов, то несложному человеку разобраться в противоречивых поворотах и коллизиях законодательства не так то просто. Изначально сам факт непременного страхования настороженно воспринимался публикой, поскольку, по сути, являлся всученной услугой, причём навязанной в жёсткой форме без возможности апелляции. Кроме того, многие банки и страховые конторы, в свою очередность, навязывали и продолжают навязывать вместе с полисом ОСАГО целый ряд страховых и банковских продуктов. В мочь юридической безграмотности населения, такая практика процветает до сих пор.

Водителю не вечно удается избежать ДТП

Многим до сих пор непонятно, за что платить такие деньги, поскольку не все попадают в случаи, а тем более не каждый получает выплаты. Страховая компания использует любой сучок и каждую задоринку, чтобы минимизировать или же вовсе отказать клиенту в выплате, тем самым поднимая собственный заработок на ровнехоньком месте по молчаливому согласию государства. Ещё с 2015 года стоимости на ОСАГО выросли фактически на 40% в зависимости от региона, но это далеко не все. Зачастую под человечными декларациями прячутся серьёзные препятствия для обычного водителя без юридического образования, потому была надежда, что в 2016 году некоторые понятия прояснятся и цифры откорректируют. Страховщики же не устают успокаивать публику, сообщая о том, что при повышении тарифов увеличивается размер выплат, но тем, кто имеет многолетний эксперимент безаварийной езды от этого ни холодно, ни горячо. Тем не менее, изменения в закон об ОСАГО коснулись текста утилитарны каждой статьи, поэтому самые основные моменты, начиная с ключевых понятий, придётся рассмотреть.

Основные понятия закона и принципы страхования

Самая первая статья ФЗ об ОСАГО раскрывает суть основных понятий и терминов, какими оперирует в дальнейшем. Потерпевшим, как и раньше, считается участник инцидента в том случае, если его здоровью, собственности или же жизни был нанесён ущерб, что в общем-то и так понятно. Теперь закон не рассматривает пассажиров метрополитен, как потерпевших, на них распространяется действие другого закона. Так же, как и в прошлогодней редакции, любые выплаты или поступки, направленные на компенсацию ущерба, инициируются только пострадавшей стороной. Размеры выплат регламентируются на региональном степени, то есть закон прописывает максимальную сумму выплат потерпевшему, а региональное представительство страховой компании может самостоятельно регулировать стоимость, но в определённых пределах. Цена страхового полиса также зависит от региона и может переменяться в пределах 20%.

Новинки о выплатах, действительные с 4 июля 2016 года

С четвёртого июля 2016 года вступили в поступок некоторые изменения, касающиеся осмотра и экспертизы автомобиля. Так, до этого этапа, страховая компания была обязана провести осмотр автомобиля в течение 5 дней со дня подачи техники обладателем на осмотр. Фактически, это означало, что владелец оставался без колес на эти 5 дней в том случае, если повреждения бывальщины незначительными, а страховщик мог затягивать процесс осмотра по своему усмотрению. Сейчас компания обязана осмотреть транспорт в течение пяти дней со дня подачи документов на выплату, что надлежит существенно сэкономить время клиента.

С другой стороны, страховщики предъявляют немало серьёзные требования к экспертам, поскольку участились случаи намеренного завышения степени ущерба со стороны пострадавшего. Для пресечения подобной практики, в закон об ОСАГО завели такие пункты:

  1. Владелец автомобиля может не рассчитывать на выплаты, если он не предоставил автомашина страховщику для осмотра в указанный срок. Документы в этом случае возвращаются обладателю.
  2. В том случае, когда пострадавший пропускает срок проведения экспертизы и коротает её у стороннего эксперта без присутствия страховщика, результаты экспертизы не принимаются страховой компанией и документы возвращаются обладателю. В этом случае также на выплаты рассчитывать не приходится.
  3. Тем не менее, если обладателю были возвращены документы, он может подать их повторно, но срок осмотра и выплат будет базироваться на дате вторичной подачи документов.

С 1 июля 2016 года появилась возможность оформлять полис ОСАГО в электронном облике онлайн, но при этом владелец не будет иметь на руках бланк. Он должен распечатать электронный документ и предъявлять его для контроля сотруднику ГИБДД.

Кроме того, с сентября 2016 года вступает в мочь закон, который не даёт право изменять цену полиса пуще, чем раз в 12 месяцев, а это априори означает, что срок действия полиса так и остался не немного года.

Если до середины 2015 года сумма максимальной выплаты по ОСАГО составляла 120 000 рублей, то с 2016 года сумма возвысилась до 400 000 рублей. То есть полностью уничтоженный автомобиль оценивается максимально в 400 тысяч. Человечья жизнь оценена в 500 000 рублей, следовательно, по сравнению с прошлым годом она гораздо подорожала (160 000 рублей на 2015 год). Также закон поясняет, что впервые свершена попытка чётко зафиксировать размеры выплат пострадавшим, за исключением летальных случаев. В 2015 году деньги выплачивались только по результатам лечения, что вносило кое-какой хаос в систему выплат. Поправки в закон предполагают, что теперь для получения денежной компенсации довольно предъявить справку из медицинского учреждения определённой формы, свидетельствующую о тяжести нанесенного ущерба здоровью. Для оценки тяжести ущерба здоровью в законе повергнута таблица, согласно которой и производятся начисления по компенсации.

Большие проблемы раньше вызывали страховые случаи, оформленные по европротоколу , а это стало вероятным в Москве, СПб и некоторых других регионах. Европротокол, как известно, имеет юридическую мочь и может составляться на месте ДТП без участия сотрудников полиции, тем не менее, он должен рассматриваться страховой компанией, как официальный документ. Но не без ограничений. Так, до 2016 года по страховым случаям, оформленным по европротоколу, можно было получить максимум 25 тысяч компенсации, а с этого года максимальная сумма выплаты возросла вдвое и составляет 50 тысяч.

Одинаковое и для водителя, и для страховой компании - жажда избежать аварии

Претерпел изменений и вопрос о прямых возмещениях . Если в прошедшем году для прямой компенсации расходов можно было обращаться и в страховую компанию виновной сторонки, то с 2016 года такой возможности нет. Теперь по поводу прямой компенсации необходимо владеть дело только со своей страховой компанией. Кроме того, пересмотрен проблема о предельном износе автомобиля. Этот фактор очень важен при дефиниции суммы выплаты. Раньше предельный износ составлял 80%, на ныне не может начисляться свыше 50%. Раз уж пошла речь об аморфных процентах, то стоит отметить ещё одно изменение - страховая фирма обязана платить неустойку в том случае, если она не уложилась в сроки по выплатам или по рассмотрению страхового случая. С 2016 года размер неустойки возрос до 0,05% от суммы страховой выплаты. Теперь страховые компании будут трудиться ещё быстрее.

Как узнать цену страхового полиса ОСАГО

Потребитель опять хочет знать стоимость полиса и снова его отправляют к калькуляторам стоимости ОСАГО. В этом году они трудятся по несколько измененному алгоритму. Естественно, что стоимость полиса будет лишь расти. Компании-страховщики списывают все на кризис и на ужасные рыночные условия, в каких они вынуждены работать. Кроме этого, конторы ссылаются на ряд решений Госдумы о повышении компенсационных выплат пострадавшим в ДТП, потому имеют полное право поднимать и стоимость полиса ОСАГО. Но кроме тарифов изменились и отдельный пункты, которые влияют на стоимость полиса.

К примеру, для расчёта стоимости полиса необходимо знать регион, поскольку в каждом из них цена полиса различная, кроме того, региональные компании получили 20-процентный коридор, в пределах какого могут поднимать (или опускать) цену страхового полиса. Кроме региона, на решительную стоимость полиса повлияют:

  • мощность двигателя;
  • тип автомобиля;
  • наличие или отсутствие прицепа;
  • коэффициент аварийности водителя;
  • сколько лиц допущено к управлению машиной;
  • года и стаж;
  • возраст автомобиля;
  • срок действия страховки.

На фотоснимке водитель, приобретший ОСАГО онлайн

Можно узнать примерную стоимость страховки, используя онлайн-калькулятор, либо воспользоваться услугами консультанта в ближайшей страховой компании. Но базовый тариф на полис должен оставаться неизменным. Коллизия в том, что он всегда меняется и зависит от корректировок Банка РФ. Если в прошлом году базовый тариф был на степени 2 000 рублей, то теперь к нему гарантирована прибавка в 30-35%, плюс региональный коэффициент.

Транспортное пункт, ремонт и ответственность страховщика

Ещё в прошлом году страховая компания могла запросто удалиться от ответственности в том случае, если ДТП произошло не на дороге общественного пользования. Закон 2016 года отчетливо прописал дополнительные транспортные места.

Кроме проезжей части, транспортными пунктами считаются парковки, дворы многоэтажных домов, все случаи, связанные с погрузкой на эвакуатор, что вселяет установленную уверенность потребителю в своей защищенности.

Изменилась также система выбора ремонтных предприятий , какие будут заниматься восстановлением повреждённого автомобиля. Если в прошлой редакции обладатель мог сам выбирать сервис, то новый закон оставляет право выбора СТО за страховой компанией. Тут есть как положительные, так и неприятные моменты. К последним относится то, что владельцу напрашивается то или иное предприятие, иногда с непроверенным качеством предоставляемых услуг. Но успокаивает, что страховая контора тащит полную ответственность за качество проведенных сервисом работ.

И ещё об ответственности страховщиков. Раньше при возникновении конфликтных ситуаций между потребителем и страховой компанией обладатель имел право самостоятельно урегулировать спор. С 2016 года подобный возможности нет и в случае возникновения претензий, владелец автомобиля обязан обращаться в суд . А судовое разбирательство, как популярно, не самый быстрый и не самый эффективный метод решения спора для несложного потребителя. Большинство неудовлетворенных клиентов теперь так и останутся неудовлетворенными, поскольку связываться с судовой системой отважится не любой в силу крупных расходов и малой вероятности положительного результата.

Работающие и навязанные страховые и банковские услуги

Впервые с 2002 года предпринимается попытка отпустить потребителя от навязанных страховых и банковских услуг в добровольно-принудительном порядке. Истина, это касается только банковской системы. Дело в том, что ещё в ноябре 2015 года вышло директива Банка России о минимальных требованиях к добровольной страховке , а с 1 июня 2016 года указ вступил в мочь. Документ действителен и для автострахования в частности. Теперь закон формально воспрещает навязывание одной страховой услуги при покупке другой и за это даже есть административная ответственность, правда, доказать факт навязывания услуги страховой компанией невообразимо сложно.

Выглядит это следующим образом - клиенту попросту отказывают в выдаче полиса ОСАГО до тех пор, пока он не приобретет ещё одну услугу по страхованию собственности, жизни или страховки от несчастного случая. Несмотря на то, что такие случаи перестали быть систематичными, процент навязывания дополнительных продуктов остаётся на критическом уровне, но сейчас шагает работа над проектом, который позволит возвращать клиенту деньги за всученное страхование.

Закон об ОСАГО обязывает всех граждан-автовладельцев РФ страховать свою ответственность перед третьими лицами. При этом страховые компании становятся посредниками между виновником и потерпевшим ДТП. Забирают себе страховые премии и не всегда работают добросовестно.
В ряде случаев, определённых законом об ОСАГО, страховые компании имеют право требовать регресс с виновников ДТП. Например, при управлении транспортным средством в состоянии опьянения; при скрытии с места ДТП; если страховой случай произошёл в период, не предусмотренный договором ОСАГО. Данные пункты выглядят справедливо.
Есть ещё один подпункт «ж» пункта 1 статьи 14 закона об ОСАГО: «К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия».
Моя история заключается в том, что я был виновником ДТП первый раз за 11 лет водительского стажа, признал это, оформил «европротокол» и отдал копию извещения о ДТП сотруднице страховой компании в их офисе. При этом никаких подтверждающих этот факт документов мне на руки выдано не было.
Казалось бы, я выполнил нормы закона, но через полтора года мне пришло письмо от страховой с требованием подтвердить факт извещения о ДТП или выплатить им страховое возмещение, которое они оплатили страховой компании потерпевшего в полном объёме, в случае, если я не предоставлю им такое подтверждение. Безусловно, с такими требованиями согласится я не мог, т.к. сделал извещение в установленный законом срок.
В итоге страховая подала на меня иск в суд. Я проиграл. Несмотря на то, что моя страховая компания выплатила страховое возмещение страховой компании потерпевшего менее чем через 2 месяца с момента ДТП. Мой полис ОСАГО, в период действия которого произошло ДТП, ещё действовал на момент выплаты. Какой вред около 13 000 рублей я нанёс страховой компании, непонятно, т.к. полис на тот момент действовал. При этом за сам полис ещё оплатил в районе 9 000 рублей. Получается, экономически целесообразнее было бы на месте рассчитаться с потерпевшим. Т.к. за 11 лет (по сегодняшним ценам) выплатил страховым порядка 99 000 рублей страховых премий, а получил от них (как виновник) 0 рублей поддержки. Т.е. меня же за мои же деньги ещё и наказали.
Оказалось:
1. В гражданском праве РФ действует презумпция вины. Т.е. если Вы что-то должны были сделать, то у Вас должен был быть на это подтверждающий документ (для меня остаётся загадкой, как это могло следовать из 49 статьи конституции РФ, в которой чётко сказано «2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.» и «3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого». Т.е. непонятно, почему в суде ничем неподтверждённое слово истца стоит дороже слова ответчика).
2. Исходя из п.1 уведомлять страховые компании нужно надлежащим образом, т.е.:
2.1. Ценным заказным письмом с уведомлением о вручении. Тогда Вам придёт извещение о вручении от почты и на руках будет опись вложенных документов, чтобы потом получатель не смог сказать, что Вы вложили пустые листы в конверт.
2.2. Составлением 2 копий документов, на одной из которых принимающая документ сторона делает отметку о вручении с датой, подписью, расшифровкой подписи и печатью организации. Тогда у Вас на руках останется копия документа с подписью о вручении.
Обо всём этом абсолютное большинство граждан узнает только на собственном печальном опыте, оказавшись в подобной ситуации.
Этим пользуются страховые компании.

1. Владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.

Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и настоящей статьи.

2. При возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и тому подобном) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им.

3. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев:

А) транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 километров в час;

Б) транспортных средств, на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства Российской Федерации о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации;

В) транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

Г) транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем страхования;

Д) принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям;

Е) транспортных средств, не имеющих колесных движителей (транспортных средств, в конструкции которых применены гусеничные, полугусеничные, санные и иные неколесные движители), и прицепов к ним.

4. Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельца транспортного средства, риск ответственности которого застрахован в соответствии с настоящим Федеральным законом иным лицом (страхователем).

5. Владельцы транспортных средств, застраховавшие свою гражданскую ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут дополнительно в добровольной форме осуществлять страхование на случай недостаточности страховых сумм, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона, для полного возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, а также на случай наступления ответственности, не относящейся к страховому риску по обязательному страхованию (пункт 2 статьи 6 настоящего Федерального закона).

6. Владельцы транспортных средств, риск ответственности которых не застрахован в форме обязательного и (или) добровольного страхования, возмещают вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в соответствии с гражданским законодательством. При этом вред, причиненный жизни или здоровью потерпевших, подлежит возмещению в размерах не менее чем размеры, определяемые в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, и по правилам указанной статьи.

Лица, нарушившие установленные настоящим Федеральным законом требования об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Обязанность по страхованию гражданской ответственности владельцев прицепов к транспортным средствам, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям, исполняется посредством заключения договора обязательного страхования, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему, информация о чем вносится в страховой полис обязательного страхования.


Судебная практика по статье 4 ФЗ от 25.04.2002 № 40-ФЗ

    Постановление от 3 сентября 2018 г. по делу № А57-25153/2017

    Транспортных средств» за период с 18 августа по 3 сентября 2017 года, неустойку, начисляемую в размере 10 руб. за каждый день просрочки платежа, начиная с 4 сентября 2017 года по день фактического исполнения решения суда ответчиком, 5679 руб. 78 коп. убытков, в том числе 4679 руб. 78 коп. составляющих стоимость независимого экспертного исследования, ...

    Постановление от 3 сентября 2018 г. по делу № А62-1126/2018

    Двадцатый арбитражный апелляционный суд (20 ААС)

    Либо прав или обязанностей у этого лица по отношению к истцу или ответчику. Положения, изложенные в письме Банка России от 10.04.2018 № 53-1- 4 - 3/1386, пунктах 4 . 13, 4 . 14 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных Положением Центрального банка Российской Федерации от 19.09.2014 № 431-П, ...

    Постановление от 30 августа 2018 г. по делу № А12-14710/2018

    Двенадцатый арбитражный апелляционный суд (12 ААС)

    Публичного акционерного общества «Страховая компания «Росгосстрах», г. Люберцы Московской области, в лице филиала в Волгоградской области, г. Волгоград, на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 4 июля 2018 года по делу № А12-14710/2018, принятое судьей Т.В. Поповой в порядке упрощенного производства по правилам статей 227 - 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ...

    Постановление от 30 августа 2018 г. по делу № А43-9929/2018

    Первый арбитражный апелляционный суд (1 ААС)

    Управлением собственника Гусарова Д.Д.; автомобиля Дэу, государственный регистрационный знак О560ТО152. Гражданская ответственность водителя транспортного средства Хендэ, государственный регистрационный знак Н938СТ152, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" застрахована у ответчика - страховой полис серии ЕЕЕ № 1013626160. Характер и...

    Постановление от 27 августа 2018 г. по делу № А15-4435/2017

    Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд (16 ААС)

    Также 8 733,29 руб. судебных расходов. В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано. Возвращена ООО «ПТБ» из федерального бюджета государственная пошлина в размере 4 560 руб. Взыскано с ООО «ПТБ» в пользу ООО «Республиканский центр судебной экспертизы» 8 000 руб. стоимости судебной экспертизы. Не согласившись с принятым решением от 06.04....

    Постановление от 23 августа 2018 г. по делу № А41-59115/2017

    Десятый арбитражный апелляционный суд (10 ААС)

    Здоровью или имуществу других лиц, может быть застрахован риск ответственности самого страхователя или иного лица, на которое такая ответственность может быть возложена. В силу ст. 4 Федерального закона от 25.04.2002 №40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» владельцы транспортных средств обязаны страховать в качестве страхователей риск своей гражданской...