Постиндустриальное общество - что это такое и каким образом оно проявляется? Постиндустриальное общество

Постиндустриальное общество - что это такое и каким образом оно проявляется? Постиндустриальное общество

Современное западное общество является, с социологической точки зрения, совершенно уникальным. Перечислю вкратце: эмансипация женщин; либерализация права (легализация наркотиков, проституции, однополых браков, et cetera); либерализация морали, в т.ч. сексуальной; распад традиционной семьи; длинное детство и длительное образование; деградация института брака; снижение рождаемости и повышение фертильного возраста; консюмеризм - все эти явления в совокупности никогда не встречались в человеческой истории.

В предыдущем топике я писал, что не приемлю объяснений вида "(что-нибудь имеет место), потому что таково западное общество", поскольку такие объяснения ничего не объясняют. В этом топике я постараюсь показать, что все эти процессы объяснимы со вполне рациональных позиций.

P.S. Топик в персональных блогах, не хочешь - не читай. Писать в комменты «это не для Хабра!!! одынодын» не надо.

Индустриализация

Излагаемые ниже сведения следует атрибутировать, в первую очередь, Вильяму Гуду (William Goode), пионеру исследований социологии индустриального и постиндустриального общества. Увы, с его работами я знаком исключительно в стиле «Изя напел» по пересказам и цитированиям (очередной пламенный привет господам копирастам).

В течение нескольких тысячелетий человечество образовывало самые разнообразные общественные структуры, обусловленные как объективными геополитическими причинами, так и разнообразными случайными флуктуациями. Однако некоторые моменты оставались универсальными: как правило, ячейкой общества была «большая» семья (несколько проживающих вместе поколений), род занятий которой оставался неизменным в течение десятилетий . Дети дворян были дворянами, дети кшатриев - кшатриями, дети крестьян - крестьянами. Этот принцип не исключал, конечно, социальной мобильности, но, в целом, род занятий сына на 99% определялся родом занятий отца. Специальная профессиональная подготовка могла занимать многие годы, но при этом объём передаваемых специальных знаний мало менялся от поколения к поколению. Временные рамки смены технологии намного превышали период смены поколений .

Роль традиций и морали в таком обществе совершенно ясна: они обеспечивают преемственность поколений, незыблемость социальной структуры. При прочих равных более целостное общество имеет преимущество. См. по этому поводу замечательное исследование религиозных общин .

Капиталистический уклад хозяйствования поначалу никак не повлиял на этот принцип. Однако посеянные Реформацией семена рационализма принесли в итоге обильные всходы. Лютеранство и кальвинизм - чрезвычайно тоталитарные по своему складу религиозные течения - тем не менее содержали рациональное зерно: твоё Спасение полностью определяется твоим успехом в делах, твоим каждодневным трудом. (Подробнее см. Макс Вебер, "Протестантская этика и дух капитализма ".) Протестантизм склонял человека к активному поиску путей к тому, как выполнять своё дело лучше. Технический прогресс начал потихоньку ускоряться, а предприниматели начали действовать всё быстрее и решительнее. Темп жизни ускорился, и именно с этого началась «индустриализация».

Я намеренно не связываю индустриализацию с заводами, железными дорогами и прочей традиционно приписываемой ей атрибутикой. В нашем контексте гораздо важнее социальные аспекты индустриализации.

1. Индустриализация потребовала мобильности ; новые заводы создавались быстро, и закрывались столь же быстро. Профессиональный рабочий должен был быть готов в любой момент сняться с насиженного места и рвануть на другой конец страны. Индустриализация требовала не только географической, но и социальной мобильности, создав класс наёмных менеджеров - причём менеджером здесь становились не только за родительские заслуги, но и поднимаясь с позиции линейного персонала. Таким образом, социальный статус, достигнутый индивидом лично в своей профессиональной сфере деятельности приобретал всё большее значение.

2. Индустриализация требовала всё большей профессиональной специализации . Чем сложнее становилось производство, тем больше новых профессий появлялось.

Что же произошло? Впервые в человеческой истории продолжение родительского дела массово перестало быть выгодной стратегией ; напротив, выгоду получали те, кто, используя собственный ум и интуицию, осваивали новые профессии, переезжали за лучшей жизнью, открывали новое дело.

Во-первых, возник (вернее сказать, обострился) конфликт «отцов и детей» («Отцы и дети» Тургенева, что характерно, написаны как раз в то время и полностью отражают указанную выше проблематику), который завершился в пользу детей . «Большая семья» распалась в пользу нуклеарной семьи: муж, жена и их несовершеннолетние дети. Уход в молодом возрасте из-под родительского крыла стал нормой, исчезло понятие «приданого».

Что еще важнее, концепция важности выбора собственного жизненного пути широко распространилась в западном обществе. Личный, приобретённый социальный статус, готовность принимать перемены и пользоваться ими - вот важнейшие черты человека индустриальной эпохи . Разумеется, чисто профессиональной сферой новый уклад не ограничился, и представление о важности самостоятельно принимать решения и жить своим умом распространилось на все области человеческой деятельности. В частности, подобно свободе выбора рода занятий и места жительства, укрепилась и свобода выбора пары; романтическая любовь в общественном сознании стала ключевым условием счастливого брака.

Идеал семьи эпохи индустриализации выглядел так: муж работает на крупном производстве, любящая жена занимается домашним хозяйством и растит детей; они живут в собственном доме и с надеждой смотрят в будущее. В целом, этот идеал вполне сохранился и в наши дни, хотя его позиции изрядно пошатнулись.

Постиндустриальное общество

На этапе индустриализации значительно видоизменились только взаимоотношения родителей и детей и произошёл некоторый сдвиг в общественном сознании в пользу приобретённого статуса и идеала «self-made man». Широкие пласты общественной морали, общественных ценностей, права, принципов семейных отношений, - затронуты не были . Вся эта весёлая история началась во второй половине 20-го века, хотя семена собственной гибели трест под названием «индустриальное общество» (как и впрочем, любой другой трест) посеял задолго до этого.

Во-первых, непроизводственная сфера экономики росла, росла и потихоньку выросла в серьёзную, полноценную индустрию - в т.ч. и те отрасли, которые традиционно были «женскими». Разумеется, всегда существовали «женские профессии» - кружевницы, гувернантки, и т.п., однако, обычно, венцом карьеры в такой отрасли было удачное замужество. 20-й век предоставил возможность женщине сделать нормальную, полноценную карьеру - причём, не в виде исключения, а как массовое явление.

Развитая сфера обслуживания и городская инфраструктура при этом радикально сократили временные затраты на домашнее хозяйство. Ещё в 19-ом веке работа по дому отнимала у женщины 8 часов ежедневно (пруф не дам, потерял ссылку), в 20-м веке, с появлением стиральных машинок, ресторанов быстрого питания, холодильников, замороженных полуфабрикатов, электропечей, микроволновок (и кредитов, чтобы это всё купить) - домашнее хозяйство стало возможным вести с минимальными затратами.

Что из этого следует? Что достаточно развитое постиндустриальное общество может удвоить трудовые ресурсы, если женщины начнут работать наравне с мужчинами . И это гигантское конкурентное преимущество в кратчайшие сроки растоптало древние стереотипы в пыль. Женщина ВНЕЗАПНО стала считаться человеком.

Лирическое отступление. Многие, вероятно, думают сейчас что-то типа «вот брешет», припоминая амазонок и другие поп-мифы о матриархальных сообществах. Увы, должен разочаровать. Как исчерпывающе высказывается по этому поводу Википедия, .

В общем и целом, западное общество было чрезвычайно патриархальным. Достаточно сказать, что в Швейцарии женщинам предоставили избирательные права (в большинстве кантонов) в 1971 году. Феминистки склонны считать, что именно их бурная деятельность привела к уравниванию женщин в правах с мужчинами. Позволю себе категорически с ними не согласиться. Эмансипация женщин обусловлена, в первую очередь, логикой развития западного общества, конкурентным преимуществом в виде удвоения трудовых ресурсов , а суфражистки и феминистки стали конкретной формой давления на общественное сознание, которая смяла устаревшие и не соответствующие духу времени принципы патриархального общественного устройства.

Образование

Начальное школьное образование было широко распространено в Европе уже в 18 веке, а к концу 19-го стало практически 100%-ым - что, конечно, сыграло не последнюю роль в бурном процессе индустриализации. С углублением разделения труда, появлением новых профессий и технологий повышались и требования к образованию. В 20-м веке получение высшего образования стало нормой, претендовать на квалифицированную высокооплачиваемую работу без законченного высшего образования стало очень сложно. Соответственно, вырос и срок обучения, отодвинулся возраст поступления на работу.

Попробуем же теперь просуммировать содержание трёх предыдущих разделов.
Постиндустриальное общество характеризуется:
1. Утверждением концепции исключительной важности собственного выбора и достигнутого социального статуса;
2. Развитием непроизводственной сферы экономики и широким вовлечением женщин в экономические процессы;
3. Развитием городской инфраструктуры до уровня, позволяющего комфортно и без особых денежных и временных затрат вести домашнее хозяйство в одиночку;
4. Удлинением периода обучения до 15 и более лет.

Перейдём теперь, собственно, к самому вкусному - покажем, как эта гремучая смесь повлияла на общественные ценности, общественную мораль и семейные отношения.

Brave New World

Итак, постиндустриальное общество культивирует в человеке стремление жить своим умом, что уже само по себе оказывает гигантское влияние на общественную мораль

Утверждение собственного независимого социального статуса («состояться в жизни») стало рассматриваться как главный смысл индивидуального развития члена общества. Одновременно с этим «детство» перестало быть конкретным понятием: с одной стороны, ребёнок объявляется дееспособным примерно с 14 лет; с другой стороны, до обретения социальной независимости (и соответствующего социального статуса) проходит до 10 и более лет. Т.е. формальная и фактическая дееспособность оказываются разделены очень существенным временным промежутком . Возникает т.н. «длинное детство», длительный переходный период, пока человек биологически уже взрослый, а социально - нет.

При этом всё окружающее информационное пространство с младых ногтей прививает человеку мысль о том, что он волен сам выбирать как ему жить. К чему это логично приводит? Кэп подсказывает: к тому, что человек сам выбирает, как ему жить. Тем самым общественной морали наносится удар под дых.

Что такое мораль по смыслу? Это какой-то усредненный набор представлений о том, как себя «правильно» вести. Те моральные запреты, которые разделяются большей частью общества, становятся законами. Остальные, «необязательные» моральные нормы используются для регулирования поведения людей в социальных ситуациях.

Что происходит, когда человек с рождения привык к тому, что он сам выбирает как ему жить? С одной стороны, «необязательные» моральные нормы попросту игнорируются - никто мне не указ. С другой стороны, законы, имеющие универсальный смысл «не делай другому того, чего не желал бы себе» = «не мешай мне жить, как я хочу», напротив, становятся обязательными к исполнению. Современное западное общество - общество диктатуры закона.

Таким образом, все моральные нормы разбиваются на два блока - необязательные, которые никто не соблюдает; и обязательные, которые форсятся со страшной силой.

Что происходит на периферии - там, где находятся законы, не восходящие к универсальной конфуцианской формуле - такие, как запрет порнографии, проституции, наркотиков, оружия? Ожесточенные баталии там происходят, как и следовало ожидать. Огромное количество постиндустриального народа добивается отмены наказания за «преступления без жертвы» - и, похоже, в итоге добьётся.

Сексуальная мораль

Перейдём, наконец, к самому вкусному. Итак, мы имеем: общественный идеал «живи как хочешь», 10-летнюю разницу между физическим и социальным созреванием и возможность комфортно существовать абсолютно автономно. К чему это приводит?

Ну, во-первых, концепция «секса только в браке» становится какой-то несмешной шуткой, т.к. к сексу человек готов лет так в 13-14, а к браку многие и в 30 не готовы.

Соответственно, секс просто перестаёт ассоциироваться с браком . Нормально учиться всю жизнь, искать своё призвание - нормально и партнёров менять всю жизнь, искать свою вторую половинку.

Далее, микроволновки и стиральные машины значительно нивелируют смысл совместного проживания. Если оба партнера не склонны к самостоятельному ведению домашнего хозяйства (а такое уже давно не редкость), то и смысл совместного проживания исчезает . Совместное проживание с родителями становится более осмысленным, чем со сверстниками:).

Эмансипация женщин имеет ещё одно прекрасное (сарказм) последствие - дети становятся этапом карьеры . Так как рождение ребёнка _очень_ сильно влияет на план самореализации, оно становится частью плана. Из этого вытекают две вещи: (а) снижение рождаемости и повышение возраста молодых матерей - минимизация негативных последствий для карьеры, (б) нарастающая независимость деторождения от романтических отношений.

«Дети» и «брак», по сути, - два проекта в плане личного развития человека , причем, чем дальше, тем более (а) независимые друг от друга, (б) необязательные.

Как эти проекты соотносятся с сексом? Да никак. Сексом занимаются не ради детей и не ради брака, а просто потому, что это приятно. Так же, как и в профессиональной сфере появился слой фрилансеров, не желающих разменивать независимость на участие в стандартной корпоративной культуре несмотря на плюшки - так и в сексуальной сфере появился слой «фрилансеров», не желающих разменивать независимость на участие в стандартном браке несмотря на плюшки.

Что произошло с сексуальной моралью? Она исчезла. Секс больше не имеет социальной функции как составная часть брака и не приводит к появлению детей. Необходимость его регулировать отпала. Делай это как хочешь, с кем хочешь, каким угодно составом .

Другое дело, что сексуальная мораль определяется не только общественным устройством, но и сексуальными инстинктами. Поэтому мы видим, например, разрушение института семьи, но не видим явного отказа от моногамии - ревность определяется инстинктами, которые всегда будут сильнее разума.

Рискну предположить, что сексуальная мораль никда не делась, а только перераспределилась, вылившись в концентрированную ненависть к девиациям, неприемлемым в современном обществе - педофилии и sexual harassment. Вероятно, именно этим следует объяснять общую истерию феминистического и антипедофильного толка.

Что будет дальше?

Ничего нового. Некоторые тенденции дойдут до логического завершения - легализация проституции, гомосексуализма, порнографии, наркотиков, скорее всего, восторжествует в развитых странах (только если церковь не помешает, но это тема отдельного разговора).

Ситуация с рождаемостью не изменится, концепция «дети - проект», кажется, уже полностью утвердилась в развитых странах. Здесь что-то может измениться, только если какое-то государство решится сделать деторождение полноценной профессией - чего, на мой взгляд, в обозримом будущем не произойдёт.

Любопытно, что влияние родителей на карьеру ребенка, сведенное к минимуму в начале века, вновь растёт; если исчезло оно за счёт того, что знания отца не пригождались ребёнку, то возрождается за счёт того, что умение родителей ориентироваться в изменяющейся ситуации (must have современного общества) превышает таковое у ребенка. Скорее, тенденция умножения kidult-ов сохранится - жить под родительским крылом в состоянии перманентного «взросления» удобно.

Выводы

А что «выводы»? Выводы очень простые - весь тот бедлам, который мы наблюдаем кругом в России (и бедлам в квадрате в каких-нибудь Нидерландах) является прямым и логичным следствием развития постиндустриального общества. Он никуда не денется, расслабьтесь и попытайтесь получить удовольствие.

Настоящим передаю вышеизложенный текст в общественное достояние.

Введение

С конца 60-х годов ХХ века в науке утвердилось понимание происходящих в наиболее развитых странах мира хозяйственных и вызываемых ими социально-политических перемен как провозвестников качественно нового этапа общественного прогресса. К настоящему времени за рубежом выдвинуто немало оригинальных концепций, в которых обобщаются фундаментальные закономерности хозяйственного развития и на этой основе делаются попытки осмыслить глобальные перспективы человечества.

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Доминирующим производственным ресурсом является информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.

Актуальность темы заключается в рассмотрении постиндустриального общества в целом и перехода приоритета от производства товаров к производству услуг.

Цель данной работы - дать определение постиндустриальному обществу и рассмотреть всю специфику культуры данного общества.

Для написания данной контрольной работы, нами была использована разнообразная литература, затрагивающая различные сферы деятельности человека.


1. Постиндустриальное общество


Постиндустриальное общество - это стадия развития общества, начавшаяся в последней четверти XX века в результате научно-технической революции, характеризующаяся развитием энергосберегающих технологий, созданием высокотехнологичных производств, информатизацией общества, развитием науки и техники, увеличением уровня образования, медицины, качества жизни людей.

В середине XX века развертывается современная научно-техническая революция, представляющая собой переворот в технике и технологии производства на основе новейших достижений науки. Ее основные направления: освоение новых источников энергии, автоматизация производства, его химизация и биологизация.

Развертывание научно-технической революции привело к трансформации индустриального общества в постиндустриальное в последней четверти XX столетия. Переход к энергосберегающим технологиям как следствие энергетического кризиса 70-х годов, создание и широчайшее использование синтетических материалов, информатизация общества на основе массового производства и использования персональных компьютеров, роботизация привели к изменению структуры занятости населения, изменили сам облик общества. В постиндустриальных странах доля занятых в традиционных отраслях производства (в добывающей и обрабатывающей промышленности, в сельском хозяйстве, в строительстве) не превышает трети населения. Изменился характер труда. Так, в США в конце XX века доля занятых физическим трудом не превышает 10%, а столетие назад составляла 90%. А две трети заняты в информационном бизнесе, предоставляют финансовые, консультационные, бытовые, туристические, медицинские, образовательные и другие услуги, работают в индустрии развлечений. Этот сектор экономики называют третичным.

В постиндустриальном обществе его основой стал средний класс - основа стабильности общества.

Можно выделить следующие критерии принадлежности к этому классу:

·владение семьей собственностью, эквивалентной 20-50 среднегодовым доходам одного работника;

·получение дохода, обеспечивающего семье достаток не ниже прожиточного минимума;

·уважение законов и традиций страны, умение и желание защищать свои права и свободы, взятие на себя доли социальной ответственности за будущее страны.

Средняя семья владеет коттеджем или квартирой, одним - двумя автомобилями, полным набором современной бытовой техники, одним и более телевизором, телефоном и т.д. Деревня как понятие исчезло. Высокий уровень потребления продуктов питания обеспечивается небольшим слоем фермеров.

На первый план в постиндустриальном обществе выходит качество жизни, под которым понимается возможность жить в гармонии с природой. обществом, самим собой. О высоком качестве жизни свидетельствуют поголовная грамотность, и высокий уровень образования значительной части населения, высокая продолжительность жизни, доступность и хорошее качество медицинских услуг, увеличение времени досуга и возможность рационального распоряжения им, уменьшение преступности и т.д.

К началу третьего тысячелетия н.э. в постиндустриальную стадию развития вступило примерно два с половиной десятка стран, где проживает более пятой части населения планеты.

Но анализ мирового развития за 70-90-е годы свидетельствует, что разрыв между высокообразованными странами и периферией планеты сокращается. Наиболее результативны усилия стран, где придерживаются курса на открытость экономики, сокращение госсектора, привлечение иностранного капитала, государственную заботу об образовании. Это открывает путь к благосостоянию даже наименее отсталым странам.

Близкими к постиндустриальной теории являются концепции информационного общества, постэкономического общества, постмодернизма, «третьей волны», «общества четвёртой формации», «научно-информационного этапа принципа производства». Некоторые футурологи считают, что постиндустриализм - это лишь пролог перехода к «постчеловеческой» фазе развития земной цивилизации.

Термин «постиндустриализм» был введён в научный оборот еще в начале XX века учёным А. Кумарасвами, который специализировался на доиндустриальном развитии азиатских стран. В современном значении этот термин впервые был применён в конце 1950-х годов, а широкое признание концепция постиндустриального общества получила в результате работ профессора Гарвардского университета Д. Белла, а затем развита в работах других ученых, в частности А. Турена.

В современном значении термин постиндустриальное общество получил широкое признание после выхода в 1973 году его книги «Грядущее постиндустриальное общество», которую сам Белл назвал «попыткой социального предсказания», он проводил мысль, что в послевоенном американском обществе происходит переход от «долевой цивилизации» (индустриальной экономики, основанной на корпоративном капитализме), к постиндустриальному обществу, основанному на знании, которое характеризуется быстрым развитием компьютерных технологий, растущим авторитетом научных сообществ, а также централизацией принятия решений.

Машины как наиболее важная форма капитала вытесняются теоретическим знанием, а корпорации как центры социального авторитета - университетами и исследовательскими институтами; основным условием социального продвижения становится не обладание собственностью, а владение знаниями и технологией. Все эти изменения влекут за собой глубокую трансформацию политического ландшафта: традиционное влияние экономических элит сменяется влиянием технократов и политических экспертов.

В своей книге «Становление постиндустриального общества» Белл обосновывал прогноз трансформации капитализма под воздействием НТР в новую социальную систему, свободную от социальных антагонизмов и классовой борьбы. С его точки зрения, общество состоит из трех независимых друг от друга сфер: социальной структуры (прежде всего технико-экономического), политической системы и культуры. Эти сферы управляются противоречащими друг другу «осевыми принципами»:

·экономика - эффективностью,

·политическая система - принципом равенства,

·культура - принципом самореализации личности.

Для современного капитализма, считает Белл, характерно разобщение этих сфер, утрата прежнего единства экономики и культуры. В этом он видит источник противоречий в западном обществе.

В основу своей концепции Белл положил идею, что новое общество будет определяться в своих главных чертах развитием науки, знания, причем сама наука, знание будут приобретать со временем все более возрастающее значение.

В 60-е годы ХХ века Ален Турен высказывается от том, что постиндустриальное общество действует более глобально на управленческом уровне, используя для этого две главные формы. Во-первых, это нововведения, т.е. способность производить новую продукцию как результат инвестиций в науку и технику; во-вторых, самоуправление становится проявлением способности использовать сложные системы информации и коммуникаций.

А. Турен - активный сторонник концепции постиндустриального общества, которое он характеризует как общество, определяемое социальными и культурными, а не экономическими факторами.

Для него постиндустриальное общество - это классовое общество с глубокими социальными конфликтами, проявляющимися, прежде всего, в борьбе между господствующим классом, технократией и профессионалами.

Придавая большое значение в развитии общества социальным действиям, Туре создал их своеобразную типологию. Те конфликтные действия, которые представляют собой попытку защитить, реконструировать или адаптировать некоторый слабый элемент социальной системы, будь то ценность, норма, властные отношения или общество в целом, он называл коллективным поведением. Если конфликты представляют собой социальные механизмы для изменения систем принятия решений и являются вследствие этого факторами изменения структуры политических сил в самом широком смысле слова, то речь должна вестись о социальной борьбе. Когда же конфликтные действия направлены на изменение отношений социального господства, касающихся главных культурных ресурсов (производство, знания, этические нормы), они могут быть названы социальными движениями.

Негативной стороной постиндустриального общества, по его мнению, является опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом. Жизненный мир человеческого общества все сильнее подчиняется логике эффективности и инструментализма. Культура, в том числе традиционные ценности, разрушается под влиянием административного контроля, тяготеющего к стандартизации и унификации социальных отношений, социального поведения. Общество все больше подчиняется логике экономической жизни и бюрократическому мышлению. Люди, используя социальные достижения, вынуждены защищаться от вторжения экономики и государства в свою личную жизнь.

Таким образом, резюмируя вышеизложенное, кратко отметим, что Постиндустриальное общество - обозначение новой стадии общественного развития, следующей за индустриальным обществом, выдвинутых в конце 60-70-х гг. 20 века в развитых странах. Ведущую роль в «постиндустриальном обществе» приобретают сфера услуг, наука и образование, корпорации уступают главное место университетам, а бизнесмены - ученым и профессиональным специалистам; в социальной структуре ведущая роль переходит к ученым и профессиональным специалистам; теоретическое знание служит источником нововведений и формирования политики; производство, распределение и потребление информации становится преобладающей сферой деятельности общества.


. Переход от индустриального общества к постиндустриальной культуре


Во второй половине столетия развитые страны все активнее отказывались от конвейеров, из моды вышло стандартное потребление, стали популярными индивидуальность и непохожесть людей, предпочтительными ценностями считались политический плюрализм, культурное многообразие. Экономика от серийного, поточного производства перешла к мелкосерийному и индивидуальному, по соседству с крупными транснациональными корпорациями расцвел малый бизнес и венчурные фирмы, от громоздких бюрократических структур предприятия и учреждения перешли к гибким матричным организациям.

Наступила эпоха безлюдного производства. Главными героями стали «белые воротнички» - работники, занятые в автоматизированном производстве, научных и прикладных разработках, а также в сфере информации. Возникла особая форма занятых - «компьютерные надомники», которые нажимают на клавиши сверхточных машин и оперируют огромными потоками информации.

Переход к постиндустриальной стадии развития во второй половине ХХ века также связан с дальнейшим усовершенствованием технологий на базе роста научного знания, появлением технологий информационных. Влияние информационных технологий на структуру и культуру современных обществ вызвал к жизни появление нового термина - информационное общество.

В социологической мысли ХХ века сложилось направление, названное технологическим детерминизмом. Представители этого направления именно совершенствование технологий считали главным фактором общественного прогресса. Однако технология - лишь побочный продукт процесса накопления знания. Сам же процесс создания и внедрения технических новаций зависит от культурного контекста, от доминирующих ценностей, от отношения к миру, присущего той или иной культуре. Широко известен факт, что прообраз парового двигателя был изобретен еще в античности. Однако античная культура не придала этой технической новации большого значения. Накопление знания в античной цивилизации, как и в цивилизации древнего Китая и других древних цивилизациях, никак не связывалось с их применением на практике в привычном для нас смысле - для преобразования природы и удовлетворения потребностей человека, для постоянного повышения эффективности производственной деятельности. Древние цивилизации были лишены стремления к преобразованию мира. Мир воспринимался как единое органичное целое, совершенное и законченное, каждый элемент которого следует своему назначению. Изменения происходили крайне медленно, на протяжении жизни многих поколений и люди их, фактически, не замечали. Господствовало представление о незыблемости и неизменности мироустройства, частью которого было и человеческое общество.

Для того чтобы знание превратилось в силу, необходимо было коренное изменение отношения к окружающему миру, глубокая переориентация культуры, переоценка традиционных ценностей.

Таким образом, совершенствование технологий, осознанное стремление к такому совершенствованию, - не только двигатель социокультурных изменений, но и в значительной степени - их результат, результат своеобразного развития, в первую очередь, европейских культур.

Почему именно в европейских культурах происходит такой глубокий поворот в отношении к окружающему миру? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Однако с некоторой долей вероятности можно предположить, что большую роль в создании предпосылок для этого переворота сыграла религия, а именно - христианство.

Именно христианство на протяжении веков определяло основные базовые ценности европейских культур, и именно христианство обладало важной особенностью, не свойственной религиям цивилизаций древности. Христианство проводит четкую грань между миром земным и миром небесным. При этом земной мир и земной человек страдают от последствий греха, т.е. они - несовершенны. Мир не является гармоничным единством, его должное состояние нарушено. В этой позиции содержится определенная предпосылка для формирования активистского, преобразующего подхода к миру. Однако для того, чтобы эта предпосылка реализовалась, превратившись в творческий порыв человека к изменению действительности, потребовалось более десяти веков и сочетание уникальных исторических условий.

Таким образом, первая и вторая половина XX века - две качественно различающиеся социокультурные эпохи. В первой половине произошли две мировые войны, во второй - ни одной. Ядерная опасность, нависшая над всей планетой, заставила ощутить хрупкость человеческого существования, привела к формированию не виданного доселе типа мировоззрения, который называют планетарным мышлением. В его основе лежат вполне объективные процессы - переход наиболее развитых стран в 70-е годы из эпохи индустриального общества в постиндустриальную эпоху, которую также именуют «кибернетическим» и «информационным обществом».

Персональные компьютеры, автоматическая обработка текста, кабельное телевидение, видеодиски и записывающие устройства шагнули из научных лабораторий в повседневный быт людей.

Каждый год информация в мире удваивается и утраивается, появляются все новые информационные каналы.век называют самым динамичным за всю историю человечества. Процессы обновления, или модернизации, затронули все страны мира и каждого человека в отдельности. Ученые придумали теорию модернизации, а художники - новый стиль в искусстве, названный модернизмом.


3. Постиндустриальная культура

постиндустриальный культура общество

При становлении постиндустриального общества особенно остро встают вопросы, связанные с глубинными изменениями человека в динамично изменяющемся и насыщенном информационном пространстве.

Еще раз следует перечислить черты постиндустриального общества:

·ценностное отношение к труду, направленного не только на приумножение материального блага, а в первую очередь призванного совершенствовать собственный потенциал трудящегося, удовлетворять его потребность в самовыражении, высвобождать творческий потенциал, а также помочь достигнуть его внутренней гармонии;

·преобладание идей антропоцентризма (высокий уровень человеческой свободы, подразумевающей естественные права человека, в том числе возможность выбора и реализации исхода событий, творческую свободу и прочие ценность человеческой индивидуальности, принцип меритократии, согласно которому добиться успехов в карьере можно при помощи выдающихся способностей, уровня образования и т.д., а не за счет социального происхождения и финансового статуса);

·увеличение роли знания и информации; интенсивный характер экономики, характеризующийся достижением более качественным путем совершенствования факторов производства - прогрессивными средствами производства, более экономичным использованием природных ресурсов, постоянным повышением квалификации работников, современной организацией производства, использованием новейших технологий, высококачественной конкурентоспособной сферой услуг и производства товаров гражданского потребления, обменом знаниями и их взаимной оценки, узкими производственными и коммерческими решениями и т.д.;

·высокий уровень доверия; урбанизации; жизни граждан; высокое значение науки и образования;

·наличие экологического сознания;

·уменьшение ролевых различий по культурному, социальному, религиозному, расовому, национальному, половому и др. признакам и пр.

Основными чертами инновационной или постиндустриальной культуры являются восприимчивость к новациям, динамизм, ослабление нормативности, индивидуализм, синкретизм, плюрализм, многообразие, быстротечность, новизна. Процесс постиндустриализации проходит параллельно с процессом глобализации. Стирание географических, информационных, культурных границ между странами подразумевает не утрату национальных культурных особенностей, а уникальную возможность познакомиться с культурами других стран, воспринять от них что-то новое, работать, отдыхать в другой стране, общаться без каких-либо стереотипных ограничений с представителями других культур и пр. Данный процесс невозможен, если общество не будет обладать высокой степенью терпимости и уважения к другим. Американский социолог, основоположник теории постиндустриального общества Д. Белл отмечает, что сегодня возникает существенные различия в концепции культуры: преемственность и традиция являются базой для прежней концепции культуры, а многообразие и синкретизм - для современной. «…Революция в средствах передвижения и связи, превратившее мировое общество в одну огромную Ойкумену (Вселенную), означала распад старых замкнутых культур и слияние всех существующих в мире традиций искусства, музыки и литературы в новое, вселенское вместилище, доступное для всех и обязанное своим существованием всем. Уже это расширение горизонта, смешение отдельных искусств, поиски «нового», будь то путешествие с целью открытий или снобистское стремление чем-то отличаться от других, само по себе представляет создание нового типа модернити».

Д. Трубицын, исследуя проблемы модернизации России и стран Востока, приходит к выводу, что одним из свойств современного общества является как раз толерантность. «Данное неотъемлемое качество культуры модерна связано с доминированием ценностей мультикультуризма и признанием. Другого в социокультурной практике. Преодоление этого атавизма представляет собой значительное общественное достижение, а показателем модернизации общества становится именно отношение к инаковости». Ученый уверен, что «Негативная мобилизация свидетельствует, прежде всего, о том, что в обществе доминирует маргинальная масса, склонная не решать собственные проблемы, а объяснять их наличием «врага»» «Признание норм, ценностей и установок других групп, критическое осмысление культурных стереотипов, осознание относительного характера ценностей собственной культуры и умение взглянуть на себя «со стороны» есть необходимые условия развития. В то же время страх перед изменениями, критикой, креативностью, недоверие к новому (а «новое» в странах «догоняющей» модернизации приходит главным образом со стороны) способны постепенно привести общество к краху» - считает Д. Трубицын.

Одной из определяющих тенденций становления постиндустриального общества является доминирование интеллектуального и информационного ресурса в развитии всех социокультурных систем. На сегодняшний день становится очевидным, что градиент гармоничного развития человека и общества в целом лежит в области создания новых методов использования информационно-интеллектуальный ресурс общества. В современных научных концепциях одним из основных факторов успешного использования ИРО является наличие демократических принципов доступа и распространения информации, решение задач кодификации теоретического знания. В частности А.И. Ракитов пишет, что главнейшим признаком использования информационного ресурса является то обстоятельство, что «…любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за соответствующую плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа и систем связи любые информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально - значимых задач».

Однако на современном этапе все большее количество исследователей пишут о том, что успешное использование ИРО связано не столько с вышеуказанными обстоятельствами, сколько с уровнем и содержанием культуры человека: системой знаний и представлений о мире, об отношениях с самим собой, обществом и природой.

Социокультурный контекст использования ИРО обусловлен, прежде всего, тем что «в отличие от всех прочих ресурсов информация не характеризуется ни конечностью, ни истощимостью, ни потребляемостью в их традиционном понимании, однако ей присуща избирательность, что, в конечном счете, и наделяет ее владельца властью в постиндустриальном обществе. Специфические качества самого человека, его мироощущение, психологические характеристики, способность к обобщениям, наконец, память и тому подобное - все то, что называют интеллектом (а он и представляет собой форму существования информации и знаний), служит главным фактором, лимитирующим возможности приобщения к этим ресурсам».

В связи с этим можно говорить об изменении доминирующей функции человека (существенной функции), которая состоит в способности к особому типу рефлексии (управлять информационными потоками, устанавливать связи между быстро изменяющейся ситуацией и полученной информацией).

Зарождение такой существенной функции человека, как рациональность в античности определило развитие доиндустриального общества (появление философии, как способа познания мира, выделение наук, развитие искусства, создание законов, регулирующих основы социальной жизни), такой как созидание - технологические достижения индустриальной цивилизации.

В исследованиях индустриального общества выделяются такие социальные группы как «меритократия», «класс интеллектуалов», «работник интеллектуального труда», «неопролетариат» (Горц А., Мангейм К, Махлуп Ф., Янг М.).

Д. Белл, основываясь на исследовании характеристик рабочего класса, показывает его разделение на работников, которые имеют невысокий уровень образования, сосредоточены на рутинных операциях и работников, которые предпочитают повышение образовательного уровня в ущерб сиюминутной выгоде от рутинного неквалифицированного труда. Тем самым рабочий класс дифференцируется и именно из него эксплицируется новая социальная группа, которая может в дальнейшем спровоцировать изменение в стратификационной структуре общества. Данная общность в работах вышеуказанных ученых рассматривается в первую очередь с позиции изменения социальной стратификации. Происходит смена оснований разделения общества на социальные группы. В постиндустриальном обществе таким основанием становится образование, которое определяет способность к использованию знаний и информации.

Между тем, особенности культуры в развитых западноевропейских обществах указывают на то, что это процесс общего изменения человека обусловленный особенностями становлением постиндустриального общества. Белл Д., Дракер П., Иноземцев В.Л., Тоффлер Э. анализируют тот факт, что при переходе к постиндустриальному обществу формируется особая группа людей со следующими признаками: лавинообразный рост доходов по сравнению с другими членами общества, основанный на использовании ИРО, самовоспроизводство, самодостаточность, независимость от класса буржуа, чиновников, высокая мобильность. Каждый отдельный представитель этой группы способен к созданию индивидуального производства информационных продуктов и услуг, в результате чего они поставляют на рынок не рабочую силу, а готовый, редкий и невоспроизводимый продукт. Базой для возникновения данной социальной группы являются социокультурные условия, складывающиеся в постиндустриальном обществе и высокие стандарты образования. Высокий уровень образования рассматривается как относительная категория. Относительность состоит в том, что основным признаком представителей «класса интеллектуалов» служит уровень образования, оказывающийся значительно выше характерного в тот или иной момент для большинства граждан, составляющих общую совокупную рабочую силу.

Изучая системы образования становящихся постиндустриальных обществ, в первую очередь проблематизируется ситуация, в которой образование рассматривается как передающая часть культуры. Соответственно функция образования состоит в трансляции культурного кода, насыщая молодое поколение информацией. Образование становится особой сферой деятельности человека на протяжении всей жизни. Его функция состоит не только в направленной, систематической трансляции знаний, умений и навыков от одного поколения к другому, но в разработке методов адаптации человека в сложном информационном пространстве. Можно выделить направления образовательной стратегии человека, обладающего новыми существенными функциями:

) формирование фундаментальных, энциклопедических знаний;

) формирование интеллектуальной и культурной систем (развитие творчества личности, освоение методов принятие решений в условиях нестабильности, понимание онтологических основ современной жизни, знание исторических традиций, владение методами актуализации социального опыта);

) формирование знаний о технических средствах и методах их использования (освоение ЭВМ, интерфейсов, использование технических инструментов для преодоления языковых барьеров);

) формирование системы знаний об информационных законах (пределы использования информации: ценность, безопасность).

Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что в постиндустриальную эпоху интенсификация информационных процессов, все более углубленная переработка информации и ее всестороннее использование может стать для человека фактором гармонического развития, повышением устойчивости и приспособляемости к меняющимся внешним условиям.


Заключение


Постиндустриальное общество - это концепция общества, в котором, благодаря значительным научно-техническим преобразованиям, приоритетной становится сфера услуг, нежели промышленное производство и сельскохозяйственная сфера. Это общество, ключевая роль в котором возложена на образование, науку и квалификацию человека. В качестве производительной силы выступают интеллектуальные технологии.

Услуги в данной стадии общественного развития воспринимаются более масштабно. Это не только бытовой сервис и коммунальное хозяйство. Это любой социальный институт, созданный и содержащийся обществом, предлагающий свои услуги для широких масс: государство, здравоохранение, наука, образование, армия, транспорт, связь.

Ведущую роль в «постиндустриальном обществе» приобретают сфера услуг, наука и образование, корпорации уступают главное место университетам, а бизнесмены - ученым и профессиональным специалистам. В социальной структуре ведущая роль переходит к ученым и профессиональным специалистам; теоретическое знание служит источником нововведений и формирования политики; производство, распределение и потребление информации становится преобладающей сферой деятельности общества.

Основными чертами постиндустриальной культуры являются восприимчивость к новациям, динамизм, ослабление нормативности, индивидуализм, синкретизм, плюрализм, многообразие, быстротечность, новизна. Процесс постиндустриализации проходит параллельно с процессом глобализации. Стирание географических, информационных, культурных границ между странами подразумевает не утрату национальных культурных особенностей, а уникальную возможность познакомиться с культурами других стран, воспринять от них что-то новое, работать, отдыхать в другой стране, общаться без каких-либо стереотипных ограничений с представителями других культур и пр.

Таким образом, нами было рассмотрено постиндустриальное общество в целом и переход приоритета от производства товаров к производству услуг.

Цель данной работы - дать определение постиндустриальному обществу и рассмотреть всю специфику культуры данного общества, была достигнута.


Список литературы


1.Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. Учебное пособие для вузов / В.Л. Иноземцев. - М.: Логос, 2000.

2.Российская социологическая энциклопедия /Под общей редакцией академика РАН Г.В. Осипова. М.: Мысль, 2003.

.Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999.

.Миланченко А.О. «Толерантность в культуре постиндустриального общества»/статья сайта интернета «Сибирская ассоциация консультантов»

.Электронный учебник «Введение в культурологию: Основные понятия культурологии в систематическом изложении» Есин А.Б.

.Араб-Оглы, Э. Взгляд из XXI века. Рецензия на книгу: Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Э. Араб-Оглы // Свободная мысль-XXI. - 2000. - №12

7.Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. - 3-е изд. - М.: Академический проект, 2001.

8.Семашко М.А. Развитие термина «толерантность» в гуманитарных науках // Письма в emissia.offline. - 2007. (электронный ресурс)

9.Трубицын Д.В. Модернизация России и стран Востока: опыт философской интерпретации / Д.В. Трубицын. - Новосибирск: Наука, 2010.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации. На современном этапе развития общественных наук выделяют три оригинальные концепции общественного развития: формационная, теория локальных цивилизаций и модернизационная (теория типов обществ или теория модернизации).

Теории формационного развития общества

Согласно первой концепции – теории формационного развития общества , автором которой был Карл Маркс, смысл развития общества заключается в развитии производительных сил, которое определяется формированием соответствующих им производственных отношений, но которые перерастают в новые, более прогрессивные производственные отношения; они оказываются в противоречии с существующими производственными отношениями, сменяют их и определяют смену общественной формации и новое развитие производительных сил.

Экономические формации следуют друг за другом: первобытно-общинная — рабовладельческая и феодальная — капиталистическая — коммунистическая. Переход от одной формации к другой совершается через социальную революцию. В структуре каждой формации выделялись экономический базис и надстройка. Базис (иначе он назывался производственными отношениями) - совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ (главными среди них являются отношения собственности на средства производства). Надстройка понималась как совокупность политических, правовых, идеологических, религиозных, культурных и иных взглядов, учреждений и отношений, не охватываемых базисом.

Теория локальных цивилизаций

Вторая концепция общественного развития – теория локальных цивилизаций . Предполагается, что история человечества, как мировой океан, вбирает в себя реки «историй» локальных обществ. Авторы циклических теорий истории доказывают, что никакого внутреннего единства в истории нет, что «человечество» — это абстракция, отвлеченное понятие, а в действительности существуют лишь отдельные народы, и у каждого свой, независимый от остальных жизненный цикл и свое собственное направление развития.

Наряду с понятием «цивилизация» сторонники цивилизационного подхода широко используют понятие «культурно-исторические типы», под которыми понимаются исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои, характерные только для них, особенности культурного и социального развития. Цивилизационный подход имеет, как считают современные обществоведы, ряд сильных сторон. Во-первых, его принципы применимы к истории любой страны или группы стран.

Этот подход ориентирован на познание истории общества с учетом специфики стран и регионов. Правда, оборотной стороной этой универсальности становится потеря критериев того, какие именно черты этой специфики более значимы, а какие менее. Во-вторых, подчеркивание специфики обязательно предполагает представление об истории как многолинейном, многовариантном процессе. Но осознание этой многовариантности не всегда помогает, а часто даже затрудняет понимание того, какие из этих вариантов лучше, а какие хуже (ведь все цивилизации считаются равноценными). В-третьих, цивилизационный подход отводит приоритетную роль в историческом процессе человеческому духовно-нравственному и интеллектуальному факторам. Однако подчеркивание важного значения религии, культуры, менталитета для характеристики и оценки цивилизации часто приводит к абстрагированию от материального производства как чего-то второстепенного. Главная слабость цивилизационного подхода заключается в аморфности критериев выделения типов цивилизации.

Теория цивилизаций (модернизационная)

Третья концепция, наиболее востребованная сегодня – модернизационная (теория типов обществ) — согласно этой теории (она опирается на идеи О.Тоффлера, Д.Белла и других экономистов-институционалистов), развитие общества рассматривается как смена трех социально-экономических систем – доиндустриального общества, индустриального общества и постиндустриального общества. Большинство исследователей считают, что решающую роль здесь играют:

  • отношение людей к природе (и видоизмененной человеком природной среде);
  • отношение людей друг к другу (тип социальной связи);
  • система ценностей и жизненных смыслов (обобщенное выражение этих отношений в духовной жизни общества).

Традиционное общество

Традиционное общество (с 4-3 тыс. до н.э.) — цивилизации Древнего Востока (Древняя Индия и Древний Китай, Древний Египет и средневековые государства мусульманского Востока), европейские государства Средневековья, государства Африки. Основой жизнедеятельности человека является труд, в процессе которого человек преобразует вещество и энергию природы в предметы собственного потребления. Его трудовая деятельность подчинялась извечным ритмам природы (сезонной смене погоды, длине светового дня) - таково требование самой жизни на грани природного и социального. В отношениях между людьми существовала личная зависимость, которая порождает внеэкономическое принуждение к труду на основе личной власти, опирающейся на прямое насилие.

Традиционное общество сформировало высокие нравственные качества: коллективизм, взаимопомощь и социальную ответственность. Человек традиционного общества не ощущал себя личностью, противостоящей или конкурирующей с другими. Социальный статус человека в традиционном обществе определялся не личными заслугами, а социальным происхождением. Повседневная жизнь регулировалась не столько законами, сколько традицией - сводом неписаных правил, образцов деятельности, поведения и общения, воплощающих опыт предков.

Подчинением традиции и объясняется высокая стабильность традиционных обществ с их застойно-патриархальным круговоротом жизни и крайне замедленным темпом общественного развития. Публичный авторитет земного правителя питали и религиозные представления о божественном происхождении его власти («Государь - наместник Бога на земле»). Олицетворение политической и духовной власти в одном лице (теократия) обеспечивало двойное подчинение человека и государству, и церкви, что придавало традиционному обществу еще большую устойчивость.

Традиционные общества были организованы вокруг «взаимодействия с природой». В экономическом смысле все они были аграрными обществами, обществами с доминирующим первичным сектором экономики. Кроме то­го, все эти совершенно непохожие друг на друга общества объединялись приверженностью традициям в социокультур­ной сфере (инерционность принятых культурных образцов, устойчивость обычаев, преобладание предписанных моделей поведения); наличием относительно простого и тяготеющего к закреплению в сословных или кастовых иерархиях разде­ления труда; низким уровнем урбанизации и грамотности населения и т. п.

В современном мире существуют страны, фактически со­храняющие традиционный уклад жизни. В частности, в целом ряде стран так называемого третьего мира (прежде всего в Тропической Африке, некоторых странах Азии) ос­новной отраслью экономики остается сельское хозяйство (в нем занята подавляющая часть населения). Сохраняется присущая традиционному обществу тесная связь человека с первичным коллективом - родом, кастой, религиозной общиной. В то же время народы и страны, сохранившие по сей день традиционный уклад жизни, существенно отлича­ются от обществ далекого прошлого. Так или иначе они ин­тегрируются в мировую экономику, в быт и культуру этих народов проникает все больше заимствований из-за рубежа. При этом и во многих индустриально развитых странах на сегодняшний день сохраняют значение свойственные доиндустриальному обществу родственные, родовые связи, зем­лячества, этническая или религиозная общность.

Индустриальное общество

Индустриального общество – сформировалось изначально в Западной Европе: глубокие изменения в экономической, политической и культурной жизни позднего Средневековья – Реформация и Просвещение. Индустриальное общество - это урбанизированное общество, расцвет крупных городов. Стремительное развитие индустриального общества обусловлено не только расширением сферы жизнедеятельности человека, возникновением промышленного производства, но и перестройкой самих ее оснований, радикальным изменением традиционалистских ценностей и жизненных смыслов. Если в традиционном обществе любые новшества маскировались под традицию, то индустриальное общество провозглашает ценность нового, не скованного регламентирующей традицией. Это способствовало невиданному в истории развитию общественных производительных сил.

Индустриальное общество характеризуется стремительным развитием техники на основе внедрения научных идей в общественное производство. Возникновение крупных промышленных предприятий, оснащенных сложной техникой, сформировало социальный запрос на грамотного работника, а значит, способствовало развитию массовой системы образования. Развитие сети железных дорог не только значительно усилило экономический и культурный обмен. Воздействие техники на все стороны жизни индустриального общества столь велико, что его нередко называют техногенной цивилизацией.

Наука становится не только важнейшей областью духовной культуры, но и непосредственной производительной силой. Технический прогресс способствовал подъему производительных сил общества и невиданному ранее повышению качества человеческой жизни. Развитие товарного производства не только привело к насыщению рынка продуктами первой необходимости, но и сформировало новые потребности, неведомые традиционному обществу (синтетические лекарства, компьютеры, современные средства связи и транспорта и т. д.). Заметно улучшилось качество жилья, питания и медицинского обслуживания, возросла средняя продолжительность жизни. Мощное развитие техники заметно изменило не только предметную среду обитания человека, но и всю его повседневную жизнь.

Технический прогресс породил глубокие изменения культурных смыслов природы, общества и самого человека, привнес в общественное сознание новые ценности и жизненные смыслы. Традиционалистское представление о животворящей природе в общественном сознании индустриального общества замещается представлением об упорядоченной «системе природы», управляемой естественными законами.

В отличие от традиционного общества в индустриальном обществе господствующий тип социальной связи основан не на внеэкономическом, а на экономическом принуждении к труду. Для капиталистического наемного труда характерно социальное партнерство двух юридически равноправных сторон: предпринимателя, владеющего средствами производства (помещения, оборудование, сырье), и наемного работника, обладающего лишь собственной рабочей силой (физической способностью к труду, производственными навыками, образованием). В отличие от владельца средства производства наемный работник, вчерашний крестьянин, нуждой согнанный с земли, не располагает средствами к жизни. Отмена личной зависимости и переход к социальному контракту на основе правового договора - заметный шаг вперед в утверждении прав человека, становлении гражданского общества.

Разрыв отношений личной зависимости и кланово-родовой принадлежности создает условия для социальной мобильности, т. е. возможности человека переходить из одной социальной группы (класса) в другую. Индустриальное общество дарует человеку одну из высших цивилизационных ценностей - личную свободу. Свободный человек становится хозяином своей судьбы. Посредниками в отношениях людей в индустриальном обществе становятся социальные институты, и прежде всего государство в лице органов охраны правопорядка, судов, прокуратуры, а также институтов социализации (школ, вузов и т. д.) и трудоустройства индивида (государственных предприятий).

Институционально-опосредованные социальные связи порождают отношение людей друг к другу как к носителям социальной роли (судьи, начальника, учителя, врача, продавца, водителя автобуса и т. д.). И каждый человек играет не одну, а множество социальных ролей, выступая и актером, и автором собственной жизни. Периоду индустриализации свойственна массовая миграция сельского населения в города, способные обеспечить более высокий уровень жизни. Развитие правосознания и правовых институтов, уравнивающих сильного и слабого, знатного и безродного, богатого и бедного перед лицом закона, т. е. становление правового государства, не только неотъемлемое условие развития промышленного капитализма, но и важнейшее цивилизационное завоевание человечества.

Постиндустриальное (современное) общество.

Постиндустриальное общество - это инновационное общество, в экономике которого преобладает сектор экономики с высокопроизводительной промышленностью, индустрией знаний. Это общество с высокой долей в ВВП высококачественных и инновационных услуг, с конкуренцией во всех видах экономической и иной деятельности. Доля занятого населения преобладает в сфере услуг.

Возникновение предпосылок постиндустриального общества, наметившееся в конце прошлого века в ряде промышленно развитых стран, означает существенное изменение цивилизационных приоритетов общественного развития, перестройку цивилизационных оснований техногенной цивилизации. Сохранение уникальных природных и культурных ландшафтов является более важным для человечества, чем их индустриальное освоение. Предпочтение отдаются ресурсо- и энергосберегающим технологиям, а также наукоемким технологиям молекулярного уровня. Общественное сознание постиндустриального общества пришло к осознанию необходимости разумного ограничения потребления (продуктов питания, топлива и т. д.).

В промышленно развитых странах спрос на малое породил целую индустрию малых форм: от крошечных декоративных растений и домашних животных до малолитражных автомобилей. Человек постиндустриального общества осознает высочайшую ценность природы как универсального дома всего человечества. Поэтому дальнейшие стратегии цивилизационного развития направлены не на покорение природы, переделку общества и создание нового человека, а на совместное гармоничное развитие природы и культуры. Описывая экономическую систему постиндустриального общества, сторонники теорий постиндустриализма, как пра­вило, выделяют следующие его характерные признаки: ре­шающее значение широкого применения информационных технологий; превращение производства знания в самостоя­тельную отрасль экономики (в связи с этим более поздние теории (конец 70-х - 80-е гг.) стали именоваться теориями информационного общества).

Знанию и информации, а так­же интерактивным коммуникациям приписывается роль ос­новного фактора социальных и политических изменений в современном западном обществе. Информационные техно­логии влекут за собой качественные перемены. Они позво­ляют осуществить реальную децентрализацию, что приводит к возникновению ряда малых и гибких фирм и организаци­онных объединений, имеющих подвижную структуру. Де­централизация и деурбанизация производства, изменение характера труда позволяют осуществить возврат к домашне­му труду («домашней индустрии») на основе современной электронной техники и информационной технологии. Про­исходит индивидуализация товаров и услуг. На смену массовому производству приходит гибкое мелкосерийное произ­водство продукции, требующее высококвалифицированной рабочей силы и значительных исследовательских затрат. Не­вероятно возрастают возможности вертикальной и особенно горизонтальной мобильности индивидов - развитие комму­никаций и увеличение благосостояния дают возможность свободно менять место проживания. В социальной структуре общества эти изменения приво­дят к исчезновению, размыванию границ социальных клас­сов благодаря всеобщему доступу к основному ресурсу пост­индустриального общества - знаниям.

Собственность как критерий социальной стратификации общества утрачивает былое значение, уступая место уровню образования, накоп­ленным знаниям. В политической сфере происходит окон­чательное утверждение плюралистической демократии при повышении эффективности работы государственных инсти­тутов и структур. Вместе с тем становление информационного общества сопровождается обострением ряда противоречий. В частности, информационное общество нередко образно именуют «духов­ным водоворотом», характеризующимся утратой согласия, неспособностью прийти к единому стандарту поведения, об­щим правилам, языку и т. д. Мозаика ценностных ориентации порождает резкий рост числа субкультур, что способно увеличить опасность возникновения социальных конфлик­тов. Однако именно развитие информационного сектора экономики и бурный прогресс информационно-коммуникацион­ных технологий открыли дополнительные возможности для развития процессов глобализации.

В постиндустриальном обществе эффективная инновационная промышленность насыщает потребности всех экономических агентов, потребителей и населения, постепенно снижая темпы своего роста и наращивая качественные, инновационные изменения.

Научные разработки становятся главной движущей силой экономики - базой индустрии знаний. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализма и компетентности, обучаемость и творческий подход любого субъекта экономической деятельности. Главным интенсивным фактором развития постиндустриального общества является человеческий капитал- высокопрофессиональные люди, которые обладают достаточно высоким уровнем образования, которые продвигают вперед науку и знания как ее результат во всех видах общественной деятельности.

Линия сравнения Традиционное Индустриальное Информационное
Время возникновения Переход от первобытности к первым цивилизациям (4 тыс. до н.э.) Переход от Средневековья к Новому времени (16 век) Переход к современности (60-70-е ХХ века)
Способ перехода Неолитическая революция Промышленная революция НТР
Основной фактор производства Земля Капитал Информация (знания)
Основной продукт производства Пища Промышленные изделия Услуги
Характерные черты производства Ручной труд Широкое применение механизмов, технологий Автоматизация производства, компьютеризация общества
Занятость населения С/х — более 75% С/х – около 10%, промышленность – 85% С/х – до 3%, промышленность – 33% услуги – 66%
Доминирующие формы собственности Общинная Частная Акционерная
Товарность Натуральное хозяйство Массовое производство Мелкосерийное производство
Социальная структура Сословия, классы, включённость всех в коллектив; замкнутость социальных структур; низкая социальная мобильность. Классовое деление, упрощение социальной структуры, подвижность социальных лифтов, открытое общество Сохранение социальной дифференциации; рост численности среднего класса, профессиональная дифференциация в зависимости от уровня знаний и квалификации
Продолжительность жизни 40-50 лет 70 лет Свыше 70 лет
Воздействие человека на природу Локальное, неконтролируемое, идеал гармонии Глобальное, неконтролируемое, эксплуатация Глобальное, контролируемое, решение экологических проблем
Политическая жизнь Преобладание монархических форм правления, политические свободы отсутствуют, власть выше закона, для неё нее нужны обоснования, самоуправление общин. Провозглашение политических свобод, равенства перед законом, демократические преобразования, власть не воспринимается как данность, от нее требуется обоснование права на лидерство Политический плюрализм, сильное гражданское общество; возникновение новой формы демократии – демократии консенсуса.
Духовная жизнь Господствуют традиционные религиозные ценности, однородный характер культуры, преобладает устная передача информации, малое количество образованных людей, борьба с неграмотностью. Утверждаются новые ценности прогресса, личного успеха, веры в науку; возникает и занимает лидирующие позиции массовая культура; подготовка специалистов. Основа мировоззрения – информация; особая роль науки, образования; развитие индивидуализированного сознания; непрерывное образование.

«Формации и цивилизации» - Методологические основания формационного и цивилизационного подходов. Формации и цивилизации. Понятие «цивилизация». Способ производства. Недостатки цивилизационного подхода. Общественно-экономическая формация. Цивилизация. Формационный подход к познанию истории и общества. Формационный подход. Локальные цивилизации.

«Исторические типы общества» - Индустриальные. -Простые, в простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных. -Сложные, в сложных обществах существуют государственный аппарат, социальное расслоение людей, развиваются наука и техника. Постиндустриальные. Типология обществ. -Дописьменные, т.е. умеющие говорить, но не умеющие писать; -Письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях: клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах и газетах или компьютерах.

«Общество и его типы» - Средневековые государства мусульманского Востока. Черты индустриального общества. Традиционное общество. Глобализация хозяйственной деятельности. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Информатизация общества. Внутри социальной группы-солидарность, доверие, коллективная ответственность, состродание.

«Индустриальное общество» - Земледельческое общество. 4. Сосредоточение власти в руках церкви и армии. 3. Возросла роль обычаев и традиций. 2. Существование разнообразных социальных норм. Начало XI в. Великий Новгород. Типология обществ. 3. Интенсивное развитие науки и техники. 1. Проживание части населения в городах. Способ производства Форма собственности.

«Типология общества» - Черты выдающейся личности. Прогресс и регресс: исторические взгляды. Прогрессивно то,что способствует возвышению гуманизма. Культ личности. Модернизация. Типология обществ. Оценка исторической личности. Области прогресса. Направление движения. Г. Ленски и Дж. Ленски. Великие личности, герои творят историю.

«Типы общества» - Индустриальное общество: основные черты. Средневековые государства мусульманского Востока. Рубеж тысячелетий ознаменован переходом к постиндустриальному обществу. Первый чугунный мост. Исторические типы общества. М. Вебер. Дискуссии о причинах перехода к индустриальному обществу. Замена религиозного на светское («обмирщение).

Всего в теме 8 презентаций

Человечество находится в постоянном и динамическом развитии. Когда-то оно опиралось на первобытнообщинные устои, а уже сейчас в его основе - новейшие технологии и информация. В конце прошлого столетия наступила так называемая эпоха постиндустриального общества. Как раз об особенностях этого типа и пойдет речь в данной статье.

Основные типы общества

Одной из ключевых задач науки под названием социология является выделение основных типов общества. В основу такой типологизации положены взгляды Карла Маркса и Гегеля. По мнению этих выдающихся мыслителей и экономистов, человеческая цивилизация развивается по восходящей линии, проходя при этом ряд определенных исторических этапов, которые следуют друг за другом.

Так, несколько таких ступеней человечество уже преодолело. Речь идет о первобытном, рабовладельческом, феодальном и коммунистическом обществе (последний тип, правда, еще сохранился в некоторых странах мира). На сегодняшний же день социологи выделяют следующие типы общества: индустриальное, постиндустриальное и традиционное (или аграрное).

Для традиционного типа характерной чертой является то, что основная часть всех материальных благ и ресурсов производится за счет аграрного сектора. В то же время промышленные отрасли развиты слабо или недостаточно. Стоит отметить, что в начале XXI века чисто аграрных стран уже практически не осталось. Все они, так или иначе, трансформировались в индустриальные (в результате промышленной революции). Иногда экономисты выделяют еще индустриально-аграрный тип общества. Он выступает в качестве промежуточного звена.

Индустриальное общество возникло на основе промышленности, машинного производства и соответствующих форм организации труда. Для него характерны такие процессы, как урбанизация, формирование рынка наёмного труда, развитие высшего и специализированного образования, модернизация транспорта и инфраструктуры и так далее.

Индустриальное общество, согласно теории марксизма, рано или поздно, должно трансформироваться именно в постиндустриальное общество. Признаки и особенности этого типа мы рассмотрим более детально. Также мы перечислим те страны, которые на сегодняшний день находятся на этом этапе развития.

Общая характеристика постиндустриального общества

Концепцию о постиндустриальном обществе разработал ученый Даниель Белл еще в далеком 1919 году. Его труд так и назывался: "Грядущее постиндустриальное общество". Признаки его, согласно теории Белла, просматриваются прежде всего в размере и структуре ВВП государства. По его мнению, этап постиндустриального цивилизационного развития должен начаться как раз в XXI веке. Как мы видим, его прогноз оказался точным.

Этот этап обусловлен развитием новейших коммуникационных технологий и сервисов, внедрением инноваций, переходом к электронике на всех уровнях производственной деятельности. Еще одной важной особенностью постиндустриальных обществ является высокий уровень развития сферы услуг в экономике.

Изменения при переходе от индустриального к постиндустриальному этапу развития затрагивает все сферы человеческой жизни, включая культурную, научную и образовательную. Так, культура постиндустриального общества характеризуется зарождением качественно новых течений, в частности постмодернизма. Этот культурный феномен зиждется на трех главных принципах: гуманизм, плюрализм и иррационализм. Постмодернизм как новое течение проявился во многих сферах жизни человека: в философии, литературе, изобразительном искусстве.

Постиндустриальное общество: признаки

Этот тип общества, как и любой другой, имеет свои характерные признаки. Среди них стоит выделить следующие:

  • доминирование абстрактных, теоретических знаний над практичными;
  • увеличение общего числа "интеллектуалов" (представителей науки, исследователей);
  • бурное развитие новейших технологий и инноваций;
  • усиление значимости информации во всех сферах жизни и деятельности;
  • доминирование сферы услуг в структуре экономики;
  • разработка и внедрение ресурсосберегающих, экологичных производств;
  • постепенное стирание классовых границ и различий;
  • формирование экономически устойчивой прослойки общества, так называемого среднего класса;
  • возрастание роли науки и образования в жизни общества;
  • изменение роли женщины в жизни общества (феминизация);
  • плюрализм мнений и точек зрения в политике и культуре.

"Третичный сектор" в экономике постиндустриальных стран

Полноценная характеристика постиндустриального общества невозможна без анализа изменений в структуре экономики этих государств. Ведь она также качественно изменяется.

Экономика постиндустриального общества отличается в первую очередь тем, что в её структуре главенствует так называемый третичный сектор. Что это за такое, какие сферы он в себя включает?

"Третичный сектор" в экономике - это не что иное, как сфера услуг. Так как экономика постиндустриального общества предусматривает активное внедрение в промышленность автоматизированных станков и линий, не требующих человеческого участия, то живая трудовая сила постепенно вытесняется в другие сферы деятельности. К третичному сектору экономики стоит относить транспорт, коммуникации (связь), туризм и отдых, торговлю, систему охраны здоровья и тому подобное.

Очень часто социологами и экономистами выделяется еще и "четвертичный рынок" экономики. Он включает в себя науку и образование, маркетинг, финансовые услуги, средства массовой информации, а также все те сферы, которые планируют и организовывают производственную деятельность.

Примеры стран с постиндустриальной моделью развития

На сегодняшний день в ученых кругах ведется дискуссия: какие государства можно отнести к тому или иному типу развития общества? Так, к постиндустриальным принято причислять те страны, в структуре экономики которых основную долю занимают предприятия "третичного сектора".

В современном мире страны постиндустриального общества - это США, Канада, Япония, Южная Корея, Сингапур, Израиль, Нидерланды, Германия, Великая Британия, Люксембург и другие.

Креативный класс и его роль в развитии постиндустриального общества

Этот термин появился совсем недавно в США. Как правило, под креативным, или творческим классом подразумевают ту часть гражданского социума, которая отличается максимальной активностью, мобильностью и, собственно, креативностью. Именно представители этого класса формируют общественное мнение и вращают "колесо прогресса".

В экономически развитых странах (таких как США или Япония) креативный класс составляет около 20-30 % от всех работающих. Концентрируется он, как правило, в крупных городах и мегаполисах своей страны. К представителям креативного класса относятся ученые, журналисты, писатели, общественные деятели, инженеры и художники. Другими словами, все те, кто способен творчески и нестандартно подойти к решению важных проблем социума.

Информационное общество и его особенности

Сегодня, в XXI столетии, постиндустриальное общество очень часто называют еще информационным или же виртуальным. Основными его особенностями являются следующие:

1. Информация постепенно становится самым главным и ценным товаром.

2. Одним из ключевых секторов экономики является производство необходимых сведений и данных.

3. Начинает формироваться соответствующая инфраструктура для потребления информации как продукта.

4. Происходит активное внедрение информационных технологий во все, без исключения, сферы человеческой жизнедеятельности.

В заключение...

На рубеже ХХ и XXI веков начал формироваться новый тип общественных отношений - так называемое постиндустриальное общество. Признаки этого нового типа связаны с радикальными изменениями в сфере трудовых коммуникаций, в структуре экономики, культуре и науке.