План О. Юнга

ПЛАН ЮНГА - второй репарационный план для Германии, принятый в 1929 году и служивший тем же целям, что и План Дауэса (...). По мере восстановления и дальнейшего развития германской индустрии (в особенности тяжёлой), чему в решающей степени содействовали крупные американские капиталовложения, германские империалисты предъявляли всё большие требования к странам-победительницам, учитывая, что сочувствие правящих кругов этих стран на их стороне. Очередным шагом правительства Германии было предъявление требования о досрочном очищении Рейнской области от оккупационных войск держав-победительниц. Представители германского правительства связали это требование с вопросом о пересмотре репарационного плана Дауэса.

Требования Германии были энергично поддержаны США. Правительства Англии и Франции также не возражали против удовлетворения германских требований, так как и они помышляли об использовании германского империализма против СССР.

Образованная Лигой наций комиссия шести держав (из представителей Германии, Англии, Франции, Италии, Японии и Бельгии) согласилась с тем, что размер репараций должен быть пересмотрен, и признала целесообразным "изучить" требование Германии об очищении Рейнской области. Решено было также, что репарационная проблема будет передана в специальный комитет экспертов.

Комитет экспертов был окончательно сформирован в конце 1928 году и приступил к работе в начале февраля 1929 года. В его состав вошли 14 экспертов - по два от каждой страны. США были представлены Оуэном Юнгом (президентом электротехнического треста Моргана) и Джоном Пирпонтом Морганом (крупнейшим монополистом США). Их заместителями были: компаньон Моргана-Томас Ламонт и Томас Нельсон Перкинс, тесно связанный с моргановским семейством. Таким образом, репарационную проблему непосредственно взял в свои руки дом Моргана. Председателем комитета экспертов был назначен Юнг.

Дискуссия в комитете затянулась на полгода. Германские представители, поддерживаемые американскими экспертами, настаивали на значительном уменьшении размеров репарационных платежей, в то время как заинтересованные в получении репараций державы (Франция, Бельгия, Италия) возражали против их снижения. Выработанные комитетом экспертов предложения и получили название План Юнга. Этот план обсуждался также на двух конференциях, заседавших в Гааге в августе 1929 года и затем в январе 1930 года. Вторая Гаагская конференция 20. I 1930 года утвердила План Юнга. Его принципиальное содержание мало отличалось от плана Дауэса. По-прежнему империалисты западных держав делали ставку на возрождение военно-промышленного потенциала Германии и стремились этому всячески содействовать. Германию продолжали готовить к агрессии против СССР.

Новый репарационный план в отличие от плана Дауэса определил общую сумму репараций, подлежащих взысканию с Германии, в размере 113,9 млрд. марок. Размер ежегодных платежей был снижен в сравнении с платежами по плану Дауэса на 20% и определён на ближайшие 37 лет в 2 млрд. марок ежегодно. Серьёзным изменениям подвергся порядок взимания репараций. Облигации на промышленные предприятия Германии, выданные в соответствии с планом Дауэса, подлежали аннулированию, т. е. германские промышленники избавлялись от платежей, снижавших их прибыли. Источником покрытия репарационных платежей оставались прибыли железных дорог и государственный бюджет. Иначе говоря, теперь уже вся тяжесть репараций безраздельно перекладывалась на плечи трудящихся масс страны.

Согласно Плану Юнга все формы и виды контроля над Германией, её народным хозяйством и финансами окончательно ликвидировались. Отныне германский империализм получал возможность ещё шире развернуть свои военные приготовления. Банк международных расчётов был призван широко финансировать германскую тяжёлую промышленность и военное производство, что и стало его главной функцией.

Формальной же задачей Банка международных расчётов было получение репараций с Германии и их распределение среди держав, а также осуществление расчётов по межсоюзническим долгам и кредитование экономики европейских стран. В соответствии с Планом Юнга банк должен был укрепить позиции американского капитала в Европе, в частности в Германии.

Германская дипломатия настаивала на том, чтобы одновременно с принятием Плана Юнга был решён вопрос о досрочном освобождении Рейнской области от оккупационных войск.

Решение о выводе союзных войск из Рейнской области было принято одновременно с Планом Юнга. Первая зона оккупации была очищена ещё в 1925 году. Вторая зона оккупации очищалась к декабрю 1929 года, т. е. на 1 месяц ранее обусловленного Версальским договором срока. На 5 лет раньше срока выводились союзные войска из части третьей зоны. Остальная часть третьей зоны освобождалась к июню 1933 года, т. е. на 1,5 года ранее срока.

Мероприятия по дальнейшему кредитованию германского хозяйства, прежде всего военного, осуществлялись в полном объёме. От дальнейших платежей по репарациям Германия вскоре отказалась, ссылаясь на затруднения, вызванные мировым экономическим кризисом. В действительности же вопрос об отказе Германии от репарационных платежей был согласован с американскими правящими кругами, которые не желали более, чтобы вооружения Германии тормозились существованием репарационных платежей. К тому же американский капитал был заинтересован прежде всего в поступлении прибылей от вложенных им инвестиций.

Правительство США оказало прямую поддержку Германии. Президент США Гувер выступил с предложением приостановить на один год все платежи по международным правительственным долгам, репарациям и займам. Предложение Гувера было первоначально холодно встречено во Франции и Италии. Правительство США прибегло тогда к мерам экономического давления и вынудило эти державы согласиться с годичной отсрочкой платежей. Предложенный Гувером мораторий вступил в силу с 15. VII 1931, и План Юнга перестал функционировать, хотя формально он был отменён лишь на Лозаннской конференции 1932 года. Однако Германия продолжала получать новые крупные займы, в частности и через Банк международных расчётов.

Американские монополисты продолжали вкладывать свои капиталы в промышленность Германии и после прихода к власти Гитлера (1933). Именно этот "золотой дождь американских долларов оплодотворил тяжёлую промышленность гитлеровской Германии и. в частности, военную промышленность. Это миллиарды американских долларов, вложенных заокеанскими монополиями в военную экономику гитлеровской Германии, воссоздали германский военный потенциал и вложили в руки гитлеровского режима оружие, необходимое для осуществления его агрессии" ("Фальсификаторы истории. Историческая справка").

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.

15. Германия в период относительной стабилизации 1924-1929 гг. и в годы мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. Создание нацистской партии и приход её к власти.

15.5. План Юнга.

А теперь расскажем кратко о так называемом плане Юнга – втором репарационном плане для Германии. Этот план стал продолжением .

В 1928 году германская дипломатия в очередной раз подняла вопрос об освобождении Рейнской области от оккупационных войск и одновременно о пересмотре плана Дауэса. В конце 1928 года по решению Лиги наций был создан международный комитет экспертов, который возглавил американец Оуэн Юнг, президент одного из трестов Моргана. Выработанные комитетом экспертов предложения и назвали планом Юнга .

Германия настаивала на значительном снижении размера репарационных платежей. Германию активно поддерживали США, но Англия, Франция, Бельгия и Италия, как заинтересованные стороны, возражали против уменьшения платежей. После достаточно долгого обсуждения план Юнга был принят на второй Гаагской конференции в январе 1930 года. Страны-победительницы пошли на значительные уступки Германии в её упорном стремлении ускорить возрождение своего военно-промышленного потенциала. В первоначальном варианте предполагалось растянуть выплату репараций на немыслимый срок – на 60 лет (!). С таким сроком и соответственно с мизерными ежегодными взносами не могли согласиться Франция, Англия, Италия и Бельгия. В окончательном варианте плана Юнга общая сумма репараций, подлежащих уплате Германией, была определена в размере 114 миллиардов марок. Планировалось, что в ближайшие 37 лет Германия будет выплачивать в качестве репараций по 2 миллиарда марок ежегодно. Это было бы на 20% меньше, чем по плану Дауэса. Наряду со значительным снижение общей суммы репараций, (в 1921 г. эта сумма определялась в размере 132 млрд. марок) с принятием плана Юнга отменялись облигации на промышленные предприятия Германии, выданные им согласно плану Дауэса и снижавшие их прибыли. Но самым важным было то, что все виды контроля над экономикой Германии и её финансами ликвидировались. Вместо репарационной комиссии был создан Банк международных расчётов для учета репарационных отчислений странам-получателям репараций. На деле главной функцией этого банка стало финансирование германского военно-промышленного комплекса (на льготных условиях). Теперь ничто не мешало немецким промышленникам ускорить темп воссоздания и расширения военно-промышленного потенциала.

Однако напрасно авторы плана Юнга заглядывали в столь далекую 37-летнюю перспективу репарационных платежей. Не прошло и года с момента принятия плана Юнга, как Германия отказалась от дальнейших платежей по репарациям, ссылаясь на финансовые трудности, вызванные мировым экономическим кризисом. Американское правительство незамедлительно поддержало Германию. Президент США республиканец Герберт Гувер предложил приостановить на один год все платежи по международным правительственным долгам, репарациям и займам. Франция и Италия сначала не согласились с таким невыгодным для них предложением, но предпринятое США экономическое давление заставило их согласиться на такую отсрочку платежей. Действия президента США Гувера вызывались в данном случае отнюдь не заботой о благосостоянии германского народа. Американские монополии были заинтересованы в скорейшем восстановлении германской промышленности, чтобы быстрее получить прибыли от вложенных ими инвестиций.

Таким образом, в середине 1930 года Германия прекратила выплату репараций и уже больше не возобновляла её. С середины 1931 года план Юнга перестал функционировать, а формально был отменен только в июле 1932 года на международной конференции в Лозанне.

Другим итогом второй Гаагской конференции, принявшей план Юнга, было решение о досрочном выводе из Рейнской области союзных войск: к июню 1933 года вместо декабря 1934 года по Версальскому договору. И здесь поспешность стран-победительниц оказалась ненужной, ибо Гитлер, придя к власти в конце января 1933 года, вряд ли стал бы ждать вывода оккупационных войск до декабря 1934 года.

План Юнга, несмотря на его сравнительно небольшую нагрузку для экономики Германии, был использован националистическими кругами страны для разжигания шовинистических настроений. В процессе обсуждения проекта этого плана националисты Гугенберга подготовили так называемый закон «против порабощения немецкого народа», принятие которого означало бы отказ от плана Юнга. Гитлер и Гугенберг добились проведения референдума с целью принятия этого закона. Но референдум провалился, несмотря на то, что он проводился на основании решения президента фон Гинденбурга, причем сам президент предложил Гитлеру участвовать в кампании по проведению этого плебисцита.

И ещё несколько слов о президенте Соединенных Штатов Герберте Гувере. Как-никак, он в какой-то мере поучаствовал в судьбе Германии. Он был 31-м президентом США и пребывал в этой должности с 4 марта 1929 г. по 4 марта 1933 г. В администрации Гувер был министром торговли. Организованные им поставки продовольствия в страны Европы, население которых испытывало голод во время и сразу после первой мировой войны, воспринимались голодавшими как благотворительная помощь. «Благотворительная» деятельность Гувера была оценена: он удостоился чести сопровождать президента Вильсона в его поездке в Париж на мирные переговоры. В 1928 году Гувер был почетным гражданином Бельгии, Польши, Финляндии, Эстонии. К 45 годам он был уже миллионером. Главной задачей в качестве президента Гувер считал не допускать вмешательства государства в дела крупного бизнеса. По образованию он был горным инженером и до прихода в политику принимал активное участие в создании и эксплуатации предприятий горнодобывающей промышленности в Австралии, Азии и Европе. На посту президента США его сменил Франклин Делано Рузвельт.

© А.И. Каланов, В.А. Каланов,
"Знания-сила"

Основная тяжесть репараций в Германии пришлась на первые послевоенные годы, когда промышленность была наполовину разрушена, а победители настойчиво добивались платежей. Сначала из Германии ушло все золото, а затем в счет репараций стали вывозить уголь, сельхозпродукцию, паровозы. Одновременно с этим падала марка. В стране наступила невиданная инфляция, разорившая массу мелкой буржуазии.

Но промышленная буржуазия и корпорации от инфляции только выиграли. Они платили зарплату бумажками, ими же платили налоги государству и возвращали долги банкам. Расплатившись с банками, промышленные корпорации становились от них независимыми. Банки разорились, а собственный капитал промышленных корпораций - оборудование, корпуса фабрик, запасы сырья и продукции - оставался неприкосновенным.

Вливание американских инвестиций в германскую экономику укрепило ее положение. К концу 1920-х годов Германия по росту производства вышла на первое место в Европе и второе в мире (после США). Германский финансовый капитал вложил свои средства в 200 с лишним интернациональных монополистических объединений. Путем слияний рождались новые концерны и тресты. В 1926 г. был создан «Стальной трест». Это была целая держава со своими шахтами, электростанциями, машиностроительными и судостроительными заводами. В 1925 г. в результате слияния химических компаний появился химический трест «Фарбениндустри».

Однако рост производства сдерживался узостью внутреннего рынка - германское население обнищало в период инфляции, а правительство все еще продолжало платить репарации. Потенциальные покупатели потеряли свои сбережения. Следствием же узости внутреннего рынка была незагруженность производственных мощностей и безработица. Производственные мощности в тот период использовались только на 70 %, а безработных было 4 миллиона человек. Усилившиеся германские монополисты потребовали отменить план Дауэса.

Срок действия плана заканчивался в 1929 г., но он не определял ни окончательной суммы репараций, ни периода их выплаты. Союзники-победители, опасаясь, что Германия отменит план Дауэса в одностороннем порядке, в 1929 г. создали комитет экспертов во главе с американским банкиром О. Юнгом, который разработал новый репарационный план. Американские банкиры приняли живейшее участие в составлении нового плана, поскольку именно они кредитовали промышленность Германии, а репарации в значительной степени подрывали платежеспособность немецких капиталистов.

План рассматривался на Гаагской конференции по репарациям, проходившей с 6 по 31 августа 1929-го и с 3 по 20 января 1930 г. На конференции развернулась борьба между Великобританией и Францией вокруг трех вопросов: распределение так называемой «безусловной», т. е. не подлежащей отсрочке, части репарационных платежей; поставки натурой (Великобритания требовала сокращения их в интересах увеличения своего экспорта, в особенности угля); процентное распределение всей суммы репарационных платежей между кредиторами. В результате закулисных переговоров между главными участниками конференции 31 августа 1929 г. был подписан протокол о принципиальном одобрении плана Юнга. Окончательное утверждение плана Юнга, а также принятие постановления о применении санкций в случае отказа Германии от уплаты репараций состоялись на 2-й сессии конференции в январе 1930 г.

План устанавливал общую сумму репараций с Германии (в 1921 г. определялось 132 млрд марок, теперь - 113,9 млрд марок). Окончательный срок уплаты был установлен до 1988 г. Размер ежегодных репараций уменьшался на 20 % - до 2 млрд марок. Был отменен репарационный налог на промышленность, ликвидированы все виды иностранного контроля над народным хозяйством и финансами Германии, основан Базельский банк международных расчетов (вместо репарационной комиссии). Предусматривалась определенная система уплаты долгов: Германия торгует с Россией, выплачивает репарации европейским союзникам, а те, в свою очередь, выплачивают долги Соединенным Штатам Америки. Практически все ограничения в развитии промышленности страны были сняты, что в дальнейшем способствовало милитаризации экономики Германии.

Одним из основных решений конференции было также соглашение о досрочном выводе (на 5 лет раньше срока, установленного Версальским мирным договором 1919 г.) всех оккупационных войск из Рейнской области (не позже 30 июня 1930 г.).

Однако Германия стремилась к тому, чтобы вовсе избавиться от Версальских соглашений. Франция требовала, чтобы причитающиеся ей репарации превышали ее задолженность Америке. Англия, в свою очередь, собиралась аннулировать свои долги. Мировой экономический кризис еще более обострил международные противоречия по этим вопросам.

По просьбе президента Германии Гинденбурга президент США Г. Гувер 20 июня 1931 г. предложил всем державам объявить всеобщий мораторий на долги - приостановить на год выплату репараций и союзнических долгов. Мораторий Гувера действовал до 20 июня 1932 г. С ним согласились все заинтересованные стороны. Но усиление экономического кризиса вынудило политиков вновь обратиться к проблеме репараций. План Юнга не мог остановить финансовую панику. Размах кризиса и угроза экономической катастрофы Германии (чтобы выплатить репарации согласно плану, ей надо было увеличить экспорт до 5 млрд марок, что вызвало резкое сопротивление других государств) - все это делало невозможным выполнение замысла западной дипломатии.

22 декабря 1928 г. правительства Англии, Бельгии, Италии, Франции и Японии опубликовали официальное сообщение об учреждении комитета экспертов по репарационному вопросу. Первое заседание комитета состоялось 11 февраля 1929 г. В состав его вошли 14 экспертов - по два от Франции, Великобритании, Италии, Японии, Бельгии, США и Германии. Председателем комитета был избран американский эксперт Оуэн Юнг один из авторов плана Дауэса.

12 февраля в комитете выступил представитель Германии Шахт. Он заявил, что Германия не в состоянии платить по 2,5 миллиарда марок ежегодно. Шахт настаивал на снижении размеров и изменении сроков репарационных платежей. Предложение Шахта встретило решительные возражения со стороны экспертов держав-кредиторов. Французский представитель требовал регулярного взноса такой доли германских репарационных платежей, которая дала бы возможность Франции производить уплату её долгов Англии и Америке. Английские эксперты также добивались получения в счёт репараций такой суммы, которая покрывала бы платежи Англии Соединённым штатам.

Эксперты стран Антанты называли цифру, значительно превышающую ту сумму, которая установлена была планом Дауэса. Напротив, германские эксперты настаивали на снижении размера германских платежей. Председатель комитета Юнг выступил в качестве арбитра. Он предложил проект, согласно которому ежегодные взносы Германии в течение первых 37 лет должны были постепенно возрастать, начиная от 1 700 миллионов и до 2 100 миллионов марок в год. В продолжение следующих 22 лет Германия должна была бы вносить суммы, равные годичным обязательствам союзных держав по их военному долгу США.

В общем по сравнению с планом Дауэса схема Юнга означала снижение общего размера репарационных обязательств Германии. Французские и бельгийские эксперты были этим недовольны. Поэтому Юнг предложил новое распределение германских платежей между державами-кредиторами, которое в известной мере компенсировало бы Францию, Бельгию и Италию за счёт Англии. Доля Англии сокращалась с 23 до 19% общей суммы репараций. При этом план Юнга не предоставлял Англии никакой доли германских платежей, не подлежащих отсрочке.

Предложение Юнга вызвало решительные возражения английских экспертов. Они категорически отказывались принять новый план распределения репарационных платежей.

Длительная борьба разгорелась и по вопросу о создании особого Банка международных расчётов. На создании этого банка настаивали США. Они стремились положить конец тому положению, при котором Англия и Франция, пользуясь отсутствием в плане Дауэса точно обусловленного порядка международных расчётов (перевода валюты), могли воздействовать на Германию путём давления или же обещанием тех или иных льгот. Банк международных расчётов должен был занять место репарационной комиссии. На него возлагалось регулирование получения и распределения германских репарационных платежей и осуществление контроля над операциями по переводу иностранной валюты из Германии за границу.

В конце концов план Юнга был в принципе принят экспертами. Но германские представители выдвинули некоторые дополнительные условия: отмену специальных гарантий, установленных для германских платежей планом Дауэса; право Банка международных расчётов производить пересмотр германских ежегодных платежей, если этого потребует финансовое положение Германии; право на отсрочку валютных переводов за границу и т. п.

Окончательное соглашение между экспертами было достигнуто 7 июня 1929 г. Средний размер германских платежей в течение 37 лет устанавливался в сумме 1988 миллионов марок ежегодно. К этой сумме добавлялись ещё платежи по займу, заключённому Германией в 1924 г. в связи с принятием плана Дауэса. В течение следующих 22 лет Германия должна была вносить платежи, равные сумме ежегодных погашений державами-кредиторами их военных долгов. Репарационные платежи разбивались на две части: безусловную, не подлежащую отсрочке (в сумме 660 миллионов марок), и часть, которая могла быть отсрочена в случае экономических затруднений Германии, но не более чем на два года.

Перейти к началу страницы Перейти к содержанию книги Смотреть карты

План предусматривал некоторое снижение размера годовых платежей (в среднем до 2 млрд марок), отмену репарационного налога на промышленность и сокращение обложения транспорта, ликвидацию иностранных контрольных органов. Одним из важнейших следствий принятия плана Юнга был досрочный (по Версальскому договору эвакуация должна была закончиться только в 1935 году) вывод оккупационных войск из Рейнской области .

План был принят на Гаагской конференции по репарациям 1929-1930 годов, в которой принимали участие Бельгия , Великобритания , Германия , Греция , Италия , Польша , Португалия , Румыния , Франция , Чехословакия , Югославия и Япония . США официально не участвовали в работе конференции; однако, являясь инициатором плана Юнга, оказывали давление на участников конференции, добиваясь принятия этого плана. План был разработан группой из 14 финансовых экспертов (по два от Франции, Великобритании, Италии, Японии, Бельгии, США и Германии) во главе с американцем Оуэном Юнгом и отражал интересы частных, прежде всего американских, кредиторов Германии. При этом представлявший Веймарскую республику Шахт Ялмар настаивал на снижении размеров и изменении сроков репарационных платежей. Однако бывшие члены Антанты , в первую очередь Франция и Великобритания, выступили против такого пересмотра плана, настаивая на том, чтобы регулярно выплачиваемая Германией сумма покрывала их долговые платежи США. Юнг, выступая в качестве арбитра, предложил компромиссный вариант. Согласно плану Юнга, в течение первых 37 лет Германия должна была постепенно увеличивать свои ежегодные взносы с 1700 млн. до 2100 млн. марок. Последующие 22 года (с 1966 года) Германия должна была бы ежегодно выплачивать суммы, равные союзническим долгам европейских стран США .

На практике план Юнга выполнялся лишь до июля 1931 года , когда, по причине начавшегося мирового экономического кризиса , президент США Герберт Гувер ввел мораторий на выплату американских долгов по межсоюзническим обязательствам военного времени на период 1931-1932 годов. При этом одновременно приостанавливались выплаты всех других межгосударственных платежей, в том числе и репарационных. В связи продолжающейся рецессией план Юнга был официально отменен в 1932 году . Однако его тяготы были использованы националистическими политиками Германии для разжигания в народе шовинистических настроений.

План Юнга предусматривал сокращение общей суммы платежей Германии до 113,9 млрд золотых марок со сроком погашения 37 лет (с последующим возможным пересмотром) и создание особого Банка международных расчетов (БМР) вместо репарационной комиссии.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Юнга план // Элоквенция - Яя. - М. : Советская энциклопедия, 1957. - С. 397-398. - (Большая советская энциклопедия : [в 51 т.] / гл. ред. Б. А. Введенский ; 1949-1958, т. 49).
1929 год

1929 (тысяча девятьсот двадцать девятый) год по григорианскому календарю - невисокосный год, начинающийся во вторник. Это 1929 год нашей эры, 929 год 2 тысячелетия, 29 год XX века, 9 год 3-го десятилетия XX века, 10 год 1920-х годов.

Веймарская республика

Ве́ймарская республика (нем. Weimarer Republik, Weimarer Republik) - принятое в историографии наименование Германии в 1919-1933 годах - по созданной в Веймаре Национальным учредительным собранием федеральной республиканской системе государственного управления и принятой там же 31 июля 1919 года новой демократической конституции. Официально страна продолжала именоваться «Германское государство» (нем. Deutsches Reich), как и во времена Германской империи (среди переводов слова «рейх» (Reich) есть и «государство», и «империя»).

Версальско-Вашингтонская система международных отношений

Версальско-Вашингтонская система международных отношений - мировой порядок, основы которого были заложены по завершении Первой мировой войны 1914-1918 Версальским мирным договором, договорами с союзниками Германии, а также соглашениями, заключёнными на Вашингтонской конференции 1921-1922 годов. Сложилась в 1919-1922 и была призвана формально закрепить итоги Первой мировой войны.

Ерин, Михаил Егорович

Михаи́л Его́рович Е́рин (29 мая 1940 - 9 июня 2014) - советский и российский историк, заведующий кафедрой всеобщей истории ЯрГУ им. П. Г. Демидова. Доктор исторических наук, профессор. В 1990-е годы был деканом исторического факультета. Представитель старшего поколения отечественных германистов, лидер ярославской школы всеобщей истории.

Миронеску, Георге

Георге Миронеску (рум. Gheorghe Mironescu; 28 января 1874, Васлуй, Австро-Венгрия - 9 октября 1949, Бухарест) - румынский политический и государственный деятель, премьер-министр Румынии, дипломат, адвокат, педагог, профессор, доктор наук.

План Дауэса

План Дауэса (англ. Dawes Plan) от 16 августа 1924 года установил новый порядок репарационных выплат Германией после Первой мировой войны так, чтобы их размер соответствовал экономическим возможностям Веймарской республики. Чтобы помочь немецкой экономике, по плану Дауэса Германии одновременно предоставлялся международный заём.

Причины и предпосылки Второй мировой войны

Втора́я мирова́я война́ (1 сентября 1939 - 2 сентября 1945) - война двух мировых военно-политических коалиций, крупнейший вооружённый конфликт в истории человечества. В ней участвовало 62 государства из 73 существовавших на тот момент (80 % населения земного шара). Боевые действия велись на территории трёх континентов и в водах четырёх океанов. Это единственный конфликт, в котором было применено ядерное оружие.

К 1939 году в результате кризиса и краха Версальско-Вашингтонской системы международных отношений - мирового порядка, основы которого были заложены по завершении Первой мировой войны 1914-1918 годов, - произошло оформление двух военно-политических блоков великих держав, в которых Великобритания и Франция противостояли Германии и Италии, к которым тяготела Япония. СССР и США занимали выжидательную позицию, рассчитывая использовать войну между этими блоками в своих интересах.

Военно-политические блоки, сложившиеся в Европе, стремились к достижению собственных целей, что увеличило риск начала войны. Руководство СССР предпринимало усилия, чтобы отвести угрозу втягивания в возможную европейскую войну. Эта война должна была ослабить Германию, Великобританию и Францию, что, в свою очередь, позволило бы СССР максимально расширить своё влияние на континенте. Со своей стороны, Германия, осознавая невозможность одновременного военного конфликта с коалицией великих держав, рассчитывала ограничиться локальной операцией против Польши, что улучшило бы её стратегическое положение для дальнейшей борьбы за гегемонию в Европе с Великобританией, Францией и СССР. Италия стремилась получить новые уступки от Великобритании и Франции в результате их конфликта с Германией, но сама не торопилась вступать в войну. США была нужна война в Европе, чтобы исключить возможность англо-германского союза, окончательно занять место Англии в мире и ослабить СССР, что позволило бы им стать основной мировой силой. Япония, пользуясь занятостью остальных великих держав в Европе, намеревалась закончить на своих условиях войну в Китае, добиться от США согласия на усиление японского влияния на Дальнем Востоке и при благоприятных условиях поучаствовать в войне против СССР. Так, в результате действий всех основных участников предвоенный политический кризис перерос в войну, развязанную Германией.

Репарации

Репара́ции (от лат. reparatio - восстановление) - форма материальной ответственности субъекта международного права за ущерб, причиненный в результате совершенного им международного правонарушения другому субъекту международного права, в частности, возмещение государством, в силу мирного договора или иных международных актов, ущерба, причинённого им государствам, подвергшимся нападению. Объём и характер репараций должны определяться в соответствии с нанесённым материальным ущербом.

Референдум в Германии (1929)

Референдум в Германии 1929 года - (нем. Volksbegehren und Volksentscheid zum Young-Plan) - общенародное голосование в Германии, состоявшееся 22 декабря 1929 года по вопросу об отказе от принятия модифицированного плана выплаты репараций странам-победительницам в Первой мировой войне (плана Юнга) и уголовном преследовании германских государственных служащих, участвующих в сборе средств для уплаты репараций.

Фёглер, Альберт

Альберт Фёглер (нем. Albert Vögler; 8 февраля 1877, Борбек - 14 апреля 1945, Хердекке) - немецкий предприниматель и политик, генеральный директор крупнейшей горнометаллургической компании Vereinigte Stahlwerke. Активный политический деятель крайне правого направления. Близкий сотрудник и деловой партнёр Гуго Стиннеса. Финансист НСДАП, экономический функционер в Третьем рейхе. Покончил с собой в конце Второй мировой войны, чтобы избежать ареста.

Человек года (Time)

Традиционно журнал TIME называет в последнем декабрьском номере «человека года». Номинация «Человек года» присуждается с 1927 года, когда этого звания удостоился лётчик Чарльз Линдберг, впервые в истории в одиночку перелетевший Атлантику.

Экономика Третьего рейха

Эконо́мика Третьего рейха - этап экономической истории Германии в период 1933-1945 гг., при котором управление народным хозяйством страны и способом его включения в международное разделение труда осуществлялись в соответствии с национал-социалистическими доктринами Третьего рейха. В системе категорий экономической теории экономика нацистской Германии представляла собой государственно-монополистический капитализм, в соответствии с определением которого использовались элементы прогнозирования, экономического программирования и другие инструменты активного вмешательства государства в экономические процессы.

В период Второй мировой войны экономика Третьего рейха широко практиковала использование принудительного труда и разграбление оккупированных стран (изъятие их ресурсов), что играло существенную роль в поддержании стабильности параметров внутреннего рынка несмотря на гипертрофированные масштабы военного производства.

Юнг, Оуэн

Оуэн Д. Янг (Юнг, англ. Owen D. Young; 27 октября 1874 - 11 июля 1962) - американский промышленник, предприниматель, юрист и дипломат. Основал RCA в качестве дочерней компании General Electric в 1919 году и стал её первым председателем и оставался в этой должности до 1929 года.

В 1929 году разработал и выдвинул второй план репарационных выплат Германии после Первой мировой войны - План Юнга.