Переселение из ветхого и аварийного жилья. Как осуществляется переселение из ветхого и аварийного жилья. Подробная инструкция по порядку переселения и правах переселяемых

Переселение из ветхого и аварийного жилья. Как осуществляется переселение из ветхого и аварийного жилья. Подробная инструкция по порядку переселения и правах переселяемых

Расселением жилья занимаются региональные органы самоуправления. Ежегодно составляется список аварийных и ветхих домов подлежащих сносу. Строительство новых квадратных метров включает в себя учет жилплощади, для людей из квартир, признанных непригодными.

Для каждого региона действует своя программа расселения. Деньги на ее проведение выделяются из федерального бюджета.

Собственник обязан в течение 6 месяцев принять решение о расселение непригодного жилья.

ВНИМАНИЕ!!!

Для жителей МОСКВЫ доступны БЕСПЛАТНЫЕ консультации в офисе , оказываемые профессиональными юристами на основании Федерального закона № 324 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» .

Не ждите - запишитесь на прием или задайте вопрос-онлайн.

Признание жилья непригодным

Жилье признается непригодным для проживания и требует расселения в случаях, указанных постановлением Правительства № 47.

Общие причины для расселения

  1. Состояние объекта недвижимости ухудшилось. Относится к несущим элементам конструкции. Повреждение, которые несут угрозу жизни и здоровью жильцам дома.
  2. Нарушение санитарных условий. Невозможность проживания жильцов в связи с ухудшением микроклимата помещения.

Опираясь на данную формулировку, причинами непригодности жилья были указаны:

Многоквартирный дом, признанный непригодным. Все квартиры автоматически признаются недопустимыми для проживания.
Территория признана непригодной для проживания. Все объекты на ней, признаются непригодными для эксплуатации в качестве жилого помещения. Нарушение санитарных норм или завышенные показатели.
Природные опасные зоны. Дома, построенные в районах оползней, затоплений или иных природных катаклизмов. Исключение – возможность устранения опасности техническими сооружениями.
Техногенные аварии. Жилые постройки в районах признаются непригодными.
Линии электропередач. Расположенные на высоте 1,8 км, частота напряжения 50 ГЦ.
Дорогостоящий ремонт. Аварийные дома, ремонт которых экономически невыгоден региону.
Шум. Недопустимый уровень шума. Жилье, расположенное в районах магистралей, аэропортов, железных дорог.

Дом не признают непригодным если:

Заключение комиссии основывается на постановлении №47. Жилье (дом, квартира, здание) признается пригодным или непригодным для проживания, после проведения ряда экспертиз по выявлению нарушений технического или санитарного характера.

Комиссия может привлечь к работе по заключению различные службы, связанные с эксплуатацией здания:

  • управляющую компанию;
  • инженеров-проектировщиков;
  • пожарную службу или МЧС;

При проведении экспертизы составляется:

  • акт осмотра помещения с указанием участников проведения;
  • заключение, вынесенное на результатах проведенных работ.

В случае признания жилья непригодным для проживания, собственник получает уведомление на следующий день. Жильцы должны быть уведомлены о непригодности объекта и сроках расселения.

Порядок

Экспертиза по признанию дома пригодным или непригодным для проживания, производится по строгим критериям ПП№47.

Оценка общего технического состояния. Производится осмотр строительных конструкций. Опор фундамента, несущих стен, балок перекрытия.
Огнестойкость. Деревянные перекрытия должны быть обработаны специальным составом.
Эвакуация. Пути эвакуации жильцов должны быть просторными и способными пропустить транспорт спасательных и коммунальных служб.
Микроклимат помещения. Должен соответствовать требованиям СЭС и не содержать химических элементов опасных для жизни.
Шум. Допустимый уровень шума устанавливается СН 2.2.4/2.1.8.562-96. С 7-23 не должен превышать 40 ДБа. В остальное время 30 ДБа.
Вибрации. Допустимый уровень 6 ДБа установлен

Основания

Оценка пригодности объекта для проживания производится на основании обращения собственником или уполномоченных органов. Например, прокуратуры по заявлению жильцов.

Основной пакет документов:

  • документы, подтверждающие собственность;
  • план здания;
  • технический паспорт каждого помещения.

В случае обращения с проверкой надзорных органов, необходимые документы запрашиваются у собственника.

Дополнительные документы:

  • заключение органов контроля и надзора.
  • заключение проектировщиков о состоянии несущих конструкций здания;
  • заключение СЭС.

На основании заявленных нарушений к оценке привлекаются специалисты для осмотра дома.

Заключением комиссии будет являться:

  • признание дома пригодным для проживания;
  • требующим ремонта;
  • подлежащим сносу.

Какие объекты относятся (список домов)

Региональные власти устанавливают список домов подлежащих расселению исходя их жилищных квот, выделяемых федеральным бюджетом. Очередь расписана на несколько лет.

Узнать какой дом подлежит расселению можно на сайте Минстроя.


Новое жилье обязаны выдать в том же районе, где находится здание, признанное непригодным.
С письменного разрешения жильца, ему могут предложить иные условие, но не хуже чем были.

В случае невозможности предоставить аналогичное жилье, собственник обязан выплатить жильцу денежную компенсацию в размере рыночной стоимости, но при условии наличия дополнительного жилья у квартиранта.

При отказе квартиранта выселятся или брать деньги, собственник обратиться в суд. Жилец будет выселен принудительно, но с обязательным предоставлением нового жилого помещения.

При расселении комнат жильцам обязаны выдать квартиру или аналогичное количество комнат в коммунальной квартире на тех же условиях проживания.

Кто может рассчитывать

Жильцы, проживающие в аварийных домах не подлежащих ремонту. Должны быть расселены в первую очередь.
Люди, проживающие в домах ветхого фонда. Износ деревянных зданий не менее 65%, каменных 70%.
Расселение коммунальных квартир. В порядке очереди по правительственной программе.
Расселение в связи с болезнью жильца.
Признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий. Например, при проведении ремонтных работ, площадь здания уменьшилась.
Расселение военнослужащих. Работающих по контракту не менее 3 лет.

Признание дома ветхим жильем не дает оснований прекращения его эксплуатации. Попасть под расселение жильцам практически невозможно, за исключением принятия собственником решения о сносе дома.

При расселении домов, инстанции и собственники основываются на законодательстве РФ, которое направлено на безопасное проживание людей в своих квартирах.

Основоположником судебной практики в данном вопросе является ФЗ № 185 и ЖК РФ. Расселение опасных объектов строго регламентировано законами.

В крупных городах правительство поддерживает программу ремонта ветхих зданий и расселение непригодных для жизни строений .

В регионах для укрепления данной программы работает (О фонде содействия реформированию жилищно-коммунальных хозяйств).

Жилищный кодекс

Предоставление нового жилья взамен ветхого регламентировано . Выселить человека на улицу невозможно. В случае нарушения жилищных прав, квартирантам необходимо обратится в прокуратуру.

Денежная компенсация собственникам расселяемого жилья положена на основании , при условии наличия другого жилья. При отказе выселятся или получить компенсацию, жилец будет расселен в принудительном порядке по решению суда.

Квартиранты, проживающие по договору социального найма, расселяются в условия не хуже старых, на основание .

Первоочередные претенденты на расселение указаны в .

Ветхого жилья

Понятие ветхого жилья не раскрыто в законодательстве. В статьях точно не указывается, что именно считается ветхим. Но в то же время оно широко используется в программах расселения.

По умолчанию, здание считается ветхим, когда его износ достигает 65% для деревянных строений и 70% для каменных.

Расселению объект не подлежит, но требует капитального ремонта. Экономически выгодно произвести замену пришедших в негодность материалов, чем сносить все строение и строить новое.

Ветхие здания могут снести, а жильцов расселить в случаях:

  • отчуждения земли для нужд государства;
  • планового обновления жилищного фонда;
  • городу экономически выгодно снести маленький объект и построить крупный. Обоснованно для городов миллионщиков.

Аварийного жилья

Аварийность жилья дома устанавливается жилищной комиссии. Более 50 % помещений считаются непригодными для проживания и несут в себе угрозу жизни и здоровью жильцов.

Главное отличие от ветхого жилья – невозможность проживания без срочного ремонта или расселения квартирантов. Несущие конструкции деформированы и грозят обрушением всей конструкции.

Аварийное здание может иметь меньший процент износа по сравнению с ветхим фондом.

Процесс расселения ветхого фонда

Расселение производится в порядке очередности, согласно . Собственник может предложить жильцу компенсацию вместо нового жилья. При этом все расходы, связанные с расселением, также оплачивает владелец помещения.

Расселение не входит в программу улучшения жилищных условий, это вынужденная мера. По закону жильцу должны предоставить новое помещение равное по площади, из которого он выселился.

В случае отказа жильца переехать в другой дом или получить деньги, собственник обращается в суд. Компенсация в этом случае назначается судом.

Программа сноса аварийного жилья

Каждый субъект разрабатывает собственную программу расселения. В разных регионах она будет отличаться.

После составления программы назначается жилье подлежащие сносу. Расселение происходит в порядке очереди. Количество нового жилья строго ограничено федеральным бюджетом. Поэтому не стоит рассчитывать на быстрое получение новой квартиры.

Существует два вида сноса старого фонда:

  1. Запланированный – в рамках региональной программы. Дом стараются поддерживать в жилом состоянии до наступления очереди сноса.
  2. Вынужденный (срочный) – по заявлению жильцов и выявления нарушений, несущих угрозу жизни и здоровью граждан. Дом расселяют и сносят.

Процесс реализации переселения граждан из ветхого и аварийного жилья условно можно разделить на три основных этапа:

1 этап - разработка программы с участием субъектов РФ и ее утверждение на федеральном уровне, расчет целевых показателей, утверждение плана мероприятий и сроков исполнения программы;

II этап - создание и утверждение региональных и муниципальных программ, их финансирование из Фонда содействия реформированию ЖКХ;

III этап - непосредственно переселение граждан, связанное с признанием жилых помещений непригодными для проживания, выселением, изъятием жилого помещения, сносом аварийных зданий, строительством и покупкой нового жилья, предоставлением нового жилого помещения, а также стимули-рование инвесторов и населения к участию в строительстве нового жилья.

Все эти этапы не статичны, они взаимосвязаны и находятся в постоянном развитии. В силу различных обстоятельств приходится корректировать показатели как региональных, так и федеральных программ. Поэтому нельзя сказать, что этапы строго последовательны или что один из них был завершен.

Старт первому этапу современной государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» фактически был дан изданием Указа Президента РФ от 07 мая 2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». Этот документ обязал Правительство в указанные сроки обеспечить показатели качества жилья и жилищно-коммунальных услуг, разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий, разработать программу обеспечения населения доступным и комфортным жильем, подготовить законодательные предложения, направленные на установление единого порядка взаимодействия участников реализации проектов жилищного строительства. В том числе Указом до марта 2013 года предписывалось разработать комплекс мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда.

Во исполнение поставленных Министерством регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион РФ) разработана государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 30.11.2012 года №2227-р (далее Распоряжение №2227-р). Программа имела очень оптимистические целевые показатели и была рассчитана на три этапа реализации: 2013-2015 годы, 2016-2017 годы и 2018-2020 годы. Переселение из аварийного жилья должно было происходить в рамках решения задачи расселения аварийного жилищного фонда подпрограммы «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России». Одним из основных ожидаемых конечных результатов государственной программы было отсутствие ветхого и аварийного жилищного фонда. В рамках первого этапа государственной программы предполагалось завершение переселения граждан из жилищного фонда, признанного аварийным по состоянию на 01.01.2012 г. Соответственно на втором этапе программы после 1 января 2016 года переселение граждан из жилищного фонда, признанного аварийным и подлежащим сносу, должно было осуществляться за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Комплекс мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда, был утвержден Распоряжением №1743-р. Основными ответственными исполнителями мероприятий по ликвидации аварийного жилищного фонда этим документом были назначены Минстрой РФ и Фонд содействия реформированию ЖКХ. Выполнение мероприятий по методической поддержке региональных программ, внесению проектов нормативно-правовых актов, изменений в существующее законодательство было возложено также на Министерство экономического развития РФ, Министерство финансов РФ, Минрегион РФ, Госстрой РФ.

Но на этом этап разработки программы переселения не был закончен. Распоряжением Правительства РФ от 24.01.2014 №71-р ответственным исполнителем государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» был назначен Минстрой РФ. Затем 15.04.2014 г. Постановлением Правительства РФ от №323 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» государственная программа становится актом, имеющим нормативный характер. По мере выполнения задач, достижения показателей корректируется комплекс мер добавлением мероприятий:

  • а) по формированию органами исполнительной власти субъектов РФ реестров аварийных многоквартирных домов, признанных аварийными после 01.01.2012 г., подлежащих расселению, и списков граждан, подлежащих переселению;
  • б) по формированию и утверждению органами исполнительной власти субъектов РФ региональных и муниципальных адресных программ по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными после 01.01.2012 года (Распоряжение Правительства РФ от 22.08.2014г. №1604-р);
  • в) по мониторингу и анализу реализации региональных (муниципальных) адресных программ по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными после 01.01.2012 года.

Всего на ноябрь 2016 года Распоряжение №1743 «Об утверждении комплекса мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда» корректировалось восемь раз, в том числе в 2016 году - два раза, последнее изменение внесено Распоряжением Правительства РФ от 28.10.2016 №2288-р. То есть этап разработки программы до сих пор находится в стадии корректировки.

Причин для непостоянства основного программного документа вполне достаточно. Во-первых, государственная программа, безусловно, разрабатывается на основе аналогичных программ субъектов федерации и органов местного самоуправления, бюджеты которых в условиях неожиданного падения доходов 2014-2015 годов были серьезно урезаны, что повлекло за собой комплексные корректировки всех расходов. Во-вторых, инерционность процессов согласования местных и региональных программ вызывает временную задержку в достижении показателей, из-за чего и возникает необходимость изменения показателей текущего и последующего этапов программы. Третьей причиной можно назвать связанные с первой причиной задержки финансирования мероприятий по переселению, которые в ряде случаев может иметь и криминальный характер, например, нецелевое использование средств. Все это приводит к необходимости корректировать и показатели, и сроки выполнения программы.

Такой подход к решению задачи переселения назвать программным можно с большой натяжкой. Программный подход, по нашему мнению, предполагает достижение конкретных показателей при выполнении конкретных задач в конкретные сроки.

Политика регионов в отношении переселения из аварийного жилья является более определенной по сравнению с государственной. Связано это, скорее всего, с требованиями ст.14 Закона №185-ФЗ о наличии региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со ст.16 Закона №185-ФЗ. В этом случае предоставляется финансовая поддержка за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Статья 16 Закона №185-ФЗ регламентирует требования, предъявляемые к региональным адресным программам по переселению из аварийного жилья. Отметим в очередной раз тот факт, что Фонд содействия реформированию ЖКХ осуществляет финансовую поддержку мероприятий по переселению только из аварийного жилья. О ветхом жилье, в силу, видимо, отсутствия юридического определения в законе не упоминается.

Практически всеми субъектами РФ, за редким исключением, в 2013 году приняты региональные адресные программы переселения из аварийного жилья. И, так как муниципалитеты в каждом субъекте являются соисполнителями и участниками региональных программ переселения, то ими в соответствии с требованием региональной программы тоже были утверждены соответствующие муниципальные программы переселения. В сущности, отличие муниципальных программ от региональных состоит лишь в плановых показателях выполнения.

Какие же основные моменты можно выделить в региональных и муниципальных программах переселения из аварийного жилья?

Все программы, принятые после 1 января 2013 года должны быть завершены до 1 сентября 2017 года. Это связано с тем, что в соответствии с п.6 ст.З Закона №185-ФЗ Фонд содействия реформированию ЖКХ действует до 01.01.2018 г. и в дальнейшем подлежит ликвидации. Но, судя по темпам достижения показателей программ переселения, не все регионы смогут к 01.09.2017 г. полностью выполнить поставленные задачи. С определенной, достаточно высокой долей вероятности, можно предположить, что государством будет продлен срок функционирования Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Следующим важным моментом всех программ стоит отметить, что переселение осуществляется только из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке до 01.01.2012 г. аварийными и подлежащими сносу. Аварийное жилье, признанное аварийным позднее, должно быть расселено по решению муниципальных властей только за счет местного или регионального бюджета. Согласно ст. 20.9 Закона №185-ФЗ региональные власти могут подать заявку на предоставление финансовой поддержки на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 01.01.2012 г. при соблюдении ряда условий: наличие региональной программы переселения такого жилья; обязательное включение перечня многоквартирных домов, признанных в установленном порядке после 01.01.2012 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; обязательное соответствие требованиям ст.16 Закона №185-ФЗ кроме требований п.1 ч.2 и ч.2.1 ст.16 Закона №185-ФЗ . Но самым главным условием является выполнение регионом обязательства по переселению граждан из аварийного жилого фонда, признанного таковым до 01.01.2012 г. При выполнении всех условий возможна финансовая поддержка новых программ переселения за счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ в пределах лимита средств на переселение, установленного для субъекта РФ.

По данным сайта Фонда содействия реформированию ЖКХ по состоянию на ноябрь 2016 года 35 регионов имели отставание от графика переселения граждан более трех месяцев. И только два региона к этому времени успешно завершили выполнение своих программ: г.Москва и Московская область. С учетом оставшегося времени до завершения запланированного переселения, объемов нерасселенных площадей - 5766060 кв.м, аварийной жилплощади и темпов расселения за прошлые годы - за 2014-2015 годы расселено 5635430 кв.м, можно предположить, что большинство регионов с трудом справится с задачами действующих программ переселения. Поэтому ожидать, что 31322 аварийных дома, общей площадью более 8000000 кв.м., включенных в реестры после 01.01.2012 года, будут расселены до 01.09.2017 года, не стоит.

Из различий в программах переселения разных регионов отметим формирование некоторыми субъектами РФ государственных региональных жилищных программ по аналогии с федеральной программой «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», в которые в качестве подпрограмм включены мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Таковыми, например, являются Государственная программа Самарской области «Развитие жилищного строительства в Самарской области» до 2020 года, Государственная программа «Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно- коммунального хозяйства населения Республики Татарстан на 2014- 2020 годы» и аналогичные программы Калининградской, Тульской, Тюменской областей, Камчатского и Приморского краев, Чеченской Республики. С одной стороны, формирование комплексной жилищной программы позволяет во взаимосвязи решать задачи строительства и ремонта жилищного фонда, стимулирования инвесторов и обеспечения жильем отдельных категорий граждан, переселения из аварийного жилья и оказания мер государственной поддержки в приобретении жилья и многих других. С другой стороны, в столь неспокойной экономической обстановке сбой в одной подпрограмме непременно повлияет на выполнение задач в прочих подпрограммах. Нельзя однозначно определить, что комплексные жилищные программы решают поставленные задачи с большим успехом, чем отдельные адресные и наоборот. Например, по данным Фонда содействия реформированию ЖКХ Республика Татарстан находится в «красной» зоне, то есть темпы переселения отстают от плановых более чем на три месяца. В Самарской области переселение проходит по графику. Хотя оба региона решают комплексные жилищные задачи.

На сформулированном нами III этапе производится непосредственно переселение граждан, которое регулируется:

  • а) Статьями 32, 85, 86, 89 Жилищного кодекса РФ;
  • б) Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

Алгоритм расселения граждан из ветхого и аварийного жилья можно представить следующим образом:

  • а) инициирование признания многоквартирного дома аварийным;
  • б) оценка и обследование многоквартирного дома межведомственной комиссией;
  • в) принятие компетентным органом решения о признании многоквартирного дома аварийным либо подлежащим реконструкции;
  • г) непосредственно расселение граждан.

Рассмотрим более подробно каждый из этих этапов. Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции подробно описан в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Основанием для проведения оценки жилых помещений межведомственной комиссией могут являться заявления собственников, нанимателей помещений, а также заключение органов государственного надзора и контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции. К заявлению должны быть приложены копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома. При необходимости может быть приложено заключение проектноизыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, а по усмотрению заявителя-собственника - заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания.

Комиссии создаются органом исполнительной власти субъекта РФ - для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ и органом местного самоуправления - для оценки жилых помещений жилищного фонда РФ, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители соответствующего органа исполнительной власти субъекта РФ либо органа муниципального самоуправления, представители органов государственного надзора (контроля), органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации или результатов инженерных изысканий. Собственник жилого помещения или уполномоченное им лицо привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса. Председателем комиссии назначается должностное лицо органа исполнительной власти субъекта РФ либо органа муниципального самоуправления. Состав межведомственной комиссии имеет немаловажное значение для принятия квалифицированного и компетентного решения.

Необходимо отметить, что Постановлением Правительства РФ от 02.08.2016 №746 в Положение о признании внесены дополнения в части состава межведомственной комиссии при обследовании многоквартирного дома с момента выдачи разрешения о вводе в эксплуатацию которого прошло не более 5 лет. В этом случае оценка и обследование проводится комиссией созданной органом исполнительной власти субъекта РФ, а при наличии в составе этой комиссии лиц, причастных к выдаче разрешений на строительство обследуемого дома либо к выдаче разрешения на ввод его в эксплуатацию, устанавливается необходимость создания другой комиссии, в состав которой недопустимо включение указанных лиц и их представителей. Эти условия должны способствовать повышению качества вновь вводимого жилья, ответственности не только застройщиков, но и чиновников, принимающих решения в градостроительной сфере.

Поступившее заявление межведомственная комиссия рассматривает в течение 30 дней с даты регистрации и, в случае требования в заявлении о признании дома аварийным либо подлежащим капитальному ремонту, принимает одно из следующих решений, указанных в п.47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Полученное заключение межведомственной комиссии является основанием для соответствующего органа исполнительной власти, местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения принять решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Собственники помещений могут оспорить вынесенное решение в судебном порядке.

Затем орган исполнительной власти, местного самоуправления издает распоряжение, где указывает дальнейшее использование помещения, сроки отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

При признании необходимым проведение реконструкции или капитального ремонта, затрагивающего конструктивные элементы здания, многоквартирного дома производится временное расселение граждан в маневренный фонд. Авторы Методических указаний по защите прав участников реконструкции жилых домов различных форм собственности в 1998 году указывали на необходимость принятия региональных законов «О защите прав граждан при сохранении и обновлении жилищного фонда», территориальных нормативно-правовых актов - Положений о порядке и условиях предоставления жилых помещений при расселении граждан из домов, подлежащих сносу, реконструкции или капитальному ремонту. В своих рекомендациях в качестве аналогов они указывали Закон №28-51 «О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в городе Москве», принятый Московской городской Думой 25.06.1997 года и Положение о порядке и условиях предоставления жилых помещений при расселении граждан из домов, подлежащих сносу, реконструкции и капитальному ремонту в городе Челябинске, принятому решением Челябинской городской Думы от 01.07.1997 г. №11/12. На основании этих рекомендаций муниципальными образованиями были разработаны собственные положения о порядке переселения граждан, в частности, Постановлением администрации города Оренбурга от 08.02.2011 №619-п утверждено Положение «О порядке предоставления жилых помещений гражданам, выселяемым из непригодных для проживания жилых помещений и многоквартирных аварийных домов жилищного фонда, находящегося на территории муниципального образования «город Оренбург».

Порядок предоставления жилого помещения в связи с проведением капитального ремонта или реконструкции дома регламентируется статьей 88 ЖК РФ и предусматривает переселение нанимателя и членов его семьи в жилое помещение маневренного фонда и обратно за счет наймодателя либо предоставление другого благоустроенного помещения с заключением договора социального найма. В отношении граждан, владеющих жилым помещением на основании договора найма и собственников жилых помещений, судами применяется действие закона по аналогии. Так, в апелляционном определении Мурманского областного суда от 19.01.2016 г. №33-8/2016 по иску администрации г.Мурманска к гражданке К., являющейся собственником жилого по- меще-ния, о выселении из жилого помещения на период проведения ремонтных работ, понуждении к предоставлению доступа в жилое помещение судебная коллегия по гражданским делам установила, что «часть 4 статьи 3 ЖК РФ допускает выселение из жилища или ограничение в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, по основаниям и в порядке, которые предусмотрены указанным Кодексом, к числу таких оснований относится основание, указанное в статье 88 Жилищного кодекса» . Апелляционная жалоба администрации г.Мурманска была удовлетворена, а гражданку К. суд обязал переселить в жилое помещение маневренного фонда на время проведения капитального ремонта по правилам ч.1 ст.88 ЖК РФ.

По окончании работ по реконструкции либо капитального ремонта многоквартирного дома граждане, которым были предоставлены жилые помещения маневренного фонда, обязаны освободить их и за счет наймодателя переселиться в ранее занимаемые ими жилые помещения. Исключение составляют случаи, когда в результате реконструкции или капитального ремонта изменяется площадь жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Если площадь уменьшается и в результате этого наниматель и проживающие с ним члены семьи могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий или площадь увеличится, существенно превысив норму представления жилых помещений, то наймодатель заблаговременно, до начала капитального ремонта или реконструкции, должен предоставить нанимателю подходящее помещение для заключения нового договора социального найма. В этом случае можно говорить именно о расселении из ветхого жилья. При принятии решения о реконструкции жилых помещений, находящихся в собственности граждан, по мнению Крашенинникова П.В., размер этого жилого помещения не может быть изменен без его согласия. В этом случае при принятии решения о реконструкции жилых помещений орган государственной власти либо орган местного самоуправления должен получить согласие собственников этих помещений на такую реконструкцию. Если собственник жилого помещения не согласен, чтобы его помещение было изменено, то проведение такой реконструкции невозможно . Постановлением Пленума ВС РФ от 02.07.2009 года

№14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ» указано, что при расселении собственников из жилых помещений в домах, подлежащих реконструкции или капитальному ремонту в случае возникновения споров при изменении вследствие произведенных работ площади жилого помещения суд вправе исходя из норм чЛ ст.7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения ч.Ю ст.32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену .

Таким образом, при признании многоквартирного дома подлежащим реконструкции либо капитальному ремонту, в обыденном понимании, называемом «ветхим», переселение граждан имеет временный характер, зависит от наличия свободных жилых помещений маневренного фонда. При необходимости и с согласия нанимателей, собственников помещений возможно переселение их и членов их семей в другие жилые помещения на постоянной основе.

В случае принятия решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу орган, принявший такое решение указывает сроки отселения граждан из аварийного дома. От этого будет зависеть, когда с нанимателями помещений будут расторгнуты договора найма, а собственникам будет предъявлено требование о сносе аварийного дома. Назначаемые сроки отселения не могут быть поставлены в зависимость от наличия плана и срока сноса дома в случае, если при рассмотрении материалов дела о признании многоквартирного дома аварийным будет установлено, что жилые помещения представляют опасность для жизни и здоровья по причине их аварийного состояния или по иным основаниям.

Нанимателям по договору социального найма органы исполнительной власти или орган местного самоуправления должны предоставить другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма равнозначной площади в границах того же населенного пункта. Законодатель имеет в виду общую площадь помещения, а не жилую. Если переселяемые граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, то помещения предоставляются им по норме предоставления. Пунктом 2 статьи 89 ЖК определено право нанимателя и проживающих совместно с ним членов его семьи требовать предоставления соответственно отдельной квартиры или жилого помещения, состоящего из того же числа комнат в коммунальной квартире, что и до выселения, в случае, если они занимали отдельную квартиру или не менее чем две комнаты. Количество комнат учитывается только при выселении из коммунальной квартиры и вселении в аналогичную. Если выселение происходит из квартиры, то число комнат в предоставляемом жилом помещении законом не регламентировано. По письменному согласию нанимателя вновь предоставляемое жилое помещение может находиться в другом населенном пункте. Граждан, отказывающихся расторгать договор социального найма без объективных на то причин, наймодатель вправе принудить к расторжению договора и выселению, обратившись с иском в суд. Примером может служить заочное решение Чкаловского районного суда г.Екатеринбурга по делу №2-1433/2013 от

29.03.2013 г. по иску Администрации г. Екатеринбурга, Администрации Чкаловского района г. Екатеринбурга к нанимателю по договору социального найма одной комнаты в доме коридорного типа К. о выселении из занимаемого им аварийного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения - одной комнаты большей площади, расположенной в трехкомнатной квартире . Суд, изучив материалы дела, не установил обстоятельств, которые препятствовали бы выселению ответчиков в предоставленное им благоустроенное жилое помещение - комнату в трехкомнатной квартире, и удовлетворил исковые требования истов, посчитав их законными и обоснованными. При соблюдении всех установленных законом норм о благоустроенности нового жилого помещения, расположенности в том же населенном пункте, соответствии площади и количестве комнат остается под сомнением целесообразность нормы, позволяющей переселять граждан в отдельную комнату в квартире. Тем самым законодательно закреплена долгосрочная перспектива существования коммуналок.

С собственниками жилых помещений дела обстоят несколько иначе. Признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, в соответствии со ст. 32 ЖК РФ, является основанием предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в определенный срок.

Если собственники помещений в аварийном доме осуществят его снос в течение предоставленного им срока, земельный участок остается в их общей долевой собственности. Они вправе принять коллективное решение о постройке нового многоквартирного дома либо распорядиться земельным участком любым другим законным способом.

Сложившаяся практика показывает, что собственники не в состоянии самостоятельно провести реконструкцию или снос дома в силу разных причин, поэтому чаще всего производится изъятие земельного участка для муниципальных нужд по окончании срока, установленного решением органа местного самоуправления. В этом случае в соответствии с п.1 ст.32 ЖК РФ производится изъятие жилых помещений у собственников, кроме помещений, принадлежащих на праве муниципальному собственности образованию. Обязательная процедура, предшествующая изъятию жилого помещения у собственника, включает в себя принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения, уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии. В данной ситуации юридически значимым обстоятельством является не только факт направления указанного уведомления собственнику жилого помещения компетентным органом, но и факт получения собственником такого уведомления. Поэтому сообщение в средствах массовой информации (например, по телевидению, радио, в печатных изданиях) об изъятии жилого помещения у конкретного собственника не может быть признано надлежащим извещением собственника о предстоящем изъятии данного жилого помещения .

Для собственников изымаемых жилых помещений на данный момент существует два варианта развития событий. Зависят они от того, включен ли многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Жилищные права собственника жилого помещения в доме, не включенном в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст.32 ЖК РФ, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения. Собственнику жилого помещения в доме, включенном в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, по соглашению с органом исполнительной власти или местного самоуправления, принявших решение об изъятии жилого помещения, вместо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение может быть предложено другое благоустроенное жилое помещение на праве собственности с зачетом его стоимости в выкупной цене. При этом собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения, если стоимость жилого помещения, передаваемого в собственность взамен изымаемого жилья, ниже выкупной цены изымаемого жилого помещения. В случае, когда стоимость предоставляемого помещения выше выкупной цены изымаемого, то оплата разницы в цене может быть возложена на собственника только по соглашению сторон.

По правилам, ч.7 ст.32 ЖК РФ выкупная цена изымаемого жилого помещения включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику изъятием этого помещения, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроиз- веденный капитальный ремонт. Выкупную стоимость можно условно разделить на две части:

  • а) рыночная стоимость жилого помещения, включая стоимость доли в праве собственности на общее имущество в подлежащем сносу многоквартирном доме, в том числе стоимость доли в праве собственности на земельный участок под многоквартирным домом. Неразрывная взаимосвязь между правом собственности на помещения в многоквартирном доме и правом общей долевой собственности на общее имущество в таком доме, включая земельный участок, установлена в положениях ст.36-38 ЖК РФ и ст. 290 ГК РФ.
  • б) убытки, которые несет собственник вследствие изъятия жилого помещения, установленные п.7 ст.32 ЖК РФ.

То есть собственник имеет право на денежную компенсацию затрат по переселению из аварийного дома в отличие от гражданина, проживающего на основании договора социального найма, переселение которого в жилое помещение маневренного фонда и обратно, осуществляется за счет наймодателя только при предоставлении жилого помещения в связи с проведением капитального ремонта или реконструкции дома.

Принудительное изъятие жилого помещения допускается на основании решения суда по иску, предъявленному собственнику, не заключившему соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, но не ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества. Собственнику будет выплачена выкупная цена, определенная решением суда.

Рассмотренный порядок переселения применяется для многоквартирных домов, попадающих под действие программ переселения, то есть признанных аварийными до 01.01.2012 года и не включенных в такие программы. И если в первом случае финансирование производится муниципальным и региональным бюджетами в совокупности с

Фондом содействия реформированию ЖКХ в рамках действия Закона №185-ФЗ, то для аварийных домов, признанных таковыми после

01.01.2012 года регионам приходится искать собственные пути решения возникающих проблем. Особенно если при рассмотрении материалов дела о признании многоквартирного дома аварийным будет установлено, что жилые помещения представляют опасность для жизни и здоровья по причине их аварийного состояния.

Решением в этом случае может стать указание в региональных программах переселения, целевых либо комплексных жилищных программах необходимость привлечения инвестиций в развитие инженерной инфраструктуры на участках, высвобождающихся после ликвидации аварийного жилищного фонда, позволяющих повысить их продажную стоимость и тем самым обеспечивающих дополнительные ресурсы для переселения граждан из аварийного жилья. Необходимо предусмотреть альтернативные возможности дальнейшего использования изымаемых участков, в том числе продажу участков, не имеющих инженерных коммуникаций, с обязательствами застройщика обеспечить их строительство. Особенностями привлечения инвестиций являются быстрое вложение средств в развитие инженерных систем и тем самым в ликвидацию аварийного жилищного фонда и возврат этих средств на приемлемых условиях на протяжении длительного времени.

Источниками инвестиционных ресурсов в перспективе должны стать кредиты банков, муниципальные/региональные облигационные займы, капитальные вложения в рамках инвестиционных программ, в том числе финансируемых на условиях концессии объектов инженерной инфраструктуры.

В Оренбургской области в целях повышения доступности и комфортности жилья, качества жилищного обеспечения населения действует Государственная программа «Стимулирование развития жилищного строительства в Оренбургской области в 2014- 2020 годах», принятая Постановлением Правительства Оренбургской области от

30.08.2013 года№737-пп.

Для того чтобы вызвать коммерческий интерес у потенциального инвестора, необходимо наличие информации о земельных участках, на которых сосредоточен аварийный жилищный фонд, с точки зрения возможности проведения на них градостроительных и инженерных работ. В муниципальных образованиях, целесообразно говорить о концепции реконструкции отдельных территорий, подходах к их преобразованию с позиций привлекательности для инвесторов, жителей и муниципального образования в целом. В зависимости от стратегии реконструкции устанавливается градостроительный регламент зоны с предписанием видов и параметров разрешенного использования недвижимости. Для повышения инвестиционной привлекательности жилищно- коммунальной инфраструктуры необходимо предусмотреть обеспечение условий снижения рисков потенциальных инвесторов.

Подводя итог рассмотрению этапов реализации программ переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, стоит отметить, что каждый этап имеет свои особенности, связанные с субъектным составом, методами реализации, процессуальными особенностями. Природа и решение возникающих при реализации переселения споров тоже зависит от того, на каком из этих этапов они появляются.

Список использованной литературы

  • 1. О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства [Электронный ресурс].: федер. закон от 21.07.2007 г. №185-ФЗ. // КонсультантПлюс: справочная правовая система. - Москва: АО Кон- сультантПлюс, 1997-2017. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  • 2. О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы [Электронный ресурс].: постановление Правительства Рос. Федерации от 17.12.2010 г. №1050 // Консорциум Кодекс. - Санкт-Петербург: АО Кодекс, 2017. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru.
  • 3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» [Электронный ресурс].: постановление Правительства Рос. Федерации от 15.04.2014 г. №323 // Консорциум Кодекс. - Санкт-Петербург: АО Кодекс, 2017.- Режим доступа: http://docs.cntd.ru.
  • 4. Панин, А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 21.07.2007 г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства» (постатейный) [Электронный ресурс]. / А. Н. Панин, В. Ю. Коржов / под ред. Е.А. Каменевой // Информационноправовой портал ГАРАНТ.РУ. - Москва: ООО НПП ГАРАНТ-СЕРВИС, 2017. - Режим доступа: http://base.garant.ru.
  • 5. Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / Под ред. П. В. Крашенинникова. - Москва: Статут, 2012. - 620 с.
  • 6. Реформа ЖКХ [Электронный ресурс]. / Государственная корпорация - Фонд содействия реформированию ЖКХ. - Режим доступа: https://www.reformagkh.ru.
  • 7. Апелляционное определение Мурманского областного суда от 19.01.2016 г. №33-3914/2015 33-8/2016 [Электронный ресурс]. // Справочно-правовая система Право.ги. - Москва: ООО СПС Право.ру, 2017. - Режим доступа: http://docs.pravo.ru.
  • 8. О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс].: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 г. №14. // КонсультантПлюс: справочная правовая система. - Москва: АО КонсультантПлюс, 1997-2017. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  • 9. Решение Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от
  • 29.03.2013 г. по делу №2-1433/2013 [Электронный ресурс]. // Консорциум Кодекс.- Санкт-Петербург: АО Кодекс, 2017.- Режим доступа: http://docs.cntd.ru.

Проблемы, которые на сегодняшний день существуют в жилищном хозяйстве, во многом обусловлены несоответствием обязательств, взятых на себя государством в прошлом.

Ежегодно большое количество зданий становятся все более неремонтопригодными .

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам ниже. Это быстро и бесплатно !

Законы о переселении граждан из ветхого и аварийного жилья

С 2002 г. в России начала своё действие федеральная «Жильё», имеющая целью обеспечение всех граждан страны качественными и безопасными домами и квартирами.

В 2007 г. подписан ФЗ №185 о расселении ветхих домов и вся материальная ответственность за реализацию пунктов программы по модернизации объектов была возложена на плечи федеральных бюджетов.

С 2010 г. действие программы находится под контролем президента .

Время её действия изначально ограничивали 2010 годом, но вследствие невыполнения всех задач в полном объёме сроки были пересмотрены и 31 сентября 2017 года стало конечной датой работы программы .

Региональные комиссии составляют трёхлетние планы по расселению непригодного жилья с указанием домов, подлежащих расселению и последующему сносу или .

В основу программы были заложены статьи Жилищного Кодекса РФ и Постановления Правительства.

  • В ст.32 ЖК РФ идёт речь об обеспечение правом на жильё тех граждан-собственников, чьи дома были признаны аварийными.
  • Статьи 85 и 86 ЖК РФ описывают обязательства государства и события, в результате которых гражданам обязаны предоставить благоустроенное жилье согласно договору социального найма, также оговаривается момент признания жилого помещения аварийным и непригодным для проживания.
  • Главным документом, определяющим критерии пригодности или непригодности жилья, а также порядок проведения таких действий описывается в Постановлении Правительства №47 от 2006 года .

Как признать жилье непригодным для проживания?

Ветхое жилье характеризуется высокой степенью износа его конструкций без опасности их обрушения и соответственно, не представляет опасности для жизни .

Аварийное жилье имеет деформации и повреждения несущих конструкций и проживание в данном жилом помещении опасно для жизни ввиду реальной возможности обрушения .

К непригодным для проживания относятся:

  1. Жилые дома в аварийном состоянии ;
  2. Ветхие жилые дома ;
  3. Жилые дома, расположенные в пределах санитарно-защитных, пожаро-взрывоопасных зон промышленных предприятий , транспорта, инженерных сетей и других зонах с особыми условиями, запрещенных к застройке;
  4. Жилые дома, расположенные в опасных зонах отвалов породы угольных, сланцевых шахт и обогатительных фабрик; в зонах оползней, селевых потоков и снежных лавин; на территориях, ежегодно затапливаемых паводковыми водами;
  5. Жилые дома, расположенные в местах экологического неблагополучия (при обнаружении нарушений природного равновесия местности или территории либо ухудшении геологических, морфологических, физических и других показателей почвы);
  6. Жилые дома, в которых невозможно предоставить жителям коммунальные услуги , соответствующие по качеству требованиям нормативов и стандартов, санитарных правил и норм и условиям договора, и организовать техническую эксплуатацию жилого дома.

Перед принятием решения о переселении граждан – собственников или проживающих по договору социального найма – проводится оценка технического и санитарно-гигиенического состояния дома.

Причины, в следствии которых дом может быть признан аварийным:

  • Износ здания достигает более 70% для каменных и 65% для деревянных строений;
  • Техногенные катастрофы (пожары, взрывы и т. п.);
  • Опасные природные явления (землетрясения, лавины, обвалы и пр.).

Работа межведомственной комиссии

Для вынесения заключения о степени пригодности жилья для проживания организуют межведомственную комиссию, в состав которой могут входить представители коммунальных служб, собственники и наниматели жилья, проектировщики, инженеры.

Работа комиссии инициируется по заявлению, составленному собственниками жилья, нанимателями, компетентными федеральными органами или органами госнадзора .

После получения заявления, выписки из ЕГРП, техпаспорта помещения, актов и заключений комиссия приступает к работе и проводит оценку фактического состояния жилья с рассмотрением экспертиз и исследований, проведением обследований и испытаний.

После завершения всестороннего анализа жилья составляется заключение и акт, по рассмотрению которых исполнительная власть принимает решение о последующих действиях в отношении дома.

В заключении даётся окончательная оценка дома на предмет его соответствия или несоответствия нормам, признаётся необходимость перестройки, реконструкции, капитального ремонта или сноса .

Порядок подачи заявления

Часть домов согласно федеральной программе попала в список подлежащих расселению и сносу, а часть домов может быть признана таковыми после того как граждане в индивидуальном порядке обратятся с заявлениями.

Если комиссия отказалась признать жильё непригодным, а Вы с этим несогласны, вы можете подать заявление в суд о признании их решения незаконным, с ходатайством проведения независимой экспертизы, которую сами и оплатите.

Заявление может быть подано как лично, так и по почте или в виде электронного почтового сообщения. Место для приёма – комиссия по месту нахождения жилого здания .

Предлагаем вам скачать образец заявления о признании дома аварийным: Скачать бланк .

К заявлению прилагается перечень документов:

  1. Нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов ;
  2. План жилого помещения ;
  3. Техпаспорт ;
  4. Заключения и акты обследования, свидетельствующие о несоответствии жилых помещений требованиям ;
  5. Жалобы и заявления жителей на неудовлетворительное состояние помещений .

Органы госнадзора также могут стать подателями заявления.

Процедура расселения и сноса

Если в отношении дома комиссией было принято заключение о сносе и подобное решение было согласовано с исполнительной властью, то следующим шагом становится издание распоряжения о последующей судьбе строения и рассылка уведомлений о выселении собственникам и нанимателям социального жилья.

Уведомления должны быть разосланы в 5-дневный срок после принятия решения.

Расселение осуществляется немедленно, т. е. в течение 1 дня, если ситуация угрожает жизни и здоровью проживающих на объекте людей.

Временные рамки устанавливаются в распоряжении, изданным местными органами самоуправления . Именно они формируют очередь домов, подлежащих расселению и последующему сносу или капремонту.

Сроки утверждаются в соответствии с федеральной программой и могут быть весьма приблизительными, но не должны превышать 1 года с момента вынесения решения о расселении дома .

На что могут претендовать расселяемые граждане?

При расселении возникает немало вопросов, на которые даёт ответ статья 89 ЖК РФ.

Жильё предоставляется:

  • Равнозначное по площади. Для проживающих в коммунальной квартире жильё может быть предоставлено в виде отдельной квартиры при сохранении метража. Для нанимателей – 18 кв.м. на человека.
  • В пределах административных границ данного населённого пункта . Индивидуальные предпочтения граждан, как правило, не учитываются;
  • Помещение должно отвечать установленным требованиям , т. е. в предлагаемой квартире должны быть проведены электричество, водопровод, канализация, отопление, установлены сантехническое оборудование и электрическая или газовая плита;
  • Жилье пригодное для проживания , т. е. удовлетворяющее санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим нормам.

Переселяемым жильцам должно быть представлено три варианта на выбор. Это может быть и новое жильё, но оно не гарантировано. При отказе процедура выселения проводится в принудительном порядке.

Расходы на переезд компенсируются однократно местными властями.

Условия для нанимателей

Для граждан, проживавших в доме по договору социального найма, договор расторгается по требованию с любой стороны в соответствии с действующим законом, в том числе, через судебное решение.

Нанимателям предоставляется другая жилплощадь, равная по площади покинутой и удовлетворяющей всем требованиям к жилому помещению .

Если расселяемые стоят в очереди на улучшение жилищных условий, им предоставляется квартира с прибавлением ранее недостающих до норматива метров, но в прочих случаях расселение не подразумевает улучшение условий.

Условия для собственников

Для граждан-собственников жилья ситуация выглядит иначе, и все действия в отношении выселения регулируются статьей 32 ЖК РФ, в которой говорится о том, что собственник:

  1. Имеет возможность обжаловать решение комиссии, сроки сноса и оценочную стоимость жилья ;
  2. Может заявить права на получение выкупа или компенсации в любой форме (натуральной или денежной) после проведения независимой оценки стоимости жилья в том случае, если дом не был включён в региональную программу;
  3. Должен быть уведомлён о сносе в разумные сроки .

При мотивированном отказе от переселения в предоставляемое жильё, а это может случиться при несоответствии площади и места нахождения предлагаемой квартиры, собственник вправе получить компенсацию .

Выкупная цена в случае обоюдного согласия включает не только компенсацию оценочной стоимости, но и затраты на поиск нового жилья, оформление документов и процесс переселения.

В случае невозможности договориться собственник жилья получает компенсацию в размере, определённую судом.

Для собственников жилья переезд на новую квартиру базируется на договоре мены. Всякие операции с недвижимостью после вынесения решения о сносе запрещены.

В зависимости от конкретных условий в том или ином регионе сроки расселения из аварийного жилья могут изменяться в рамках федеральной программы.

Местные органы самоуправления могут принимать более лояльные решения в смысле определения метража и условий при переезде из ветхого и аварийного жилья.

При возникновении несогласия со стороны граждан в отношении сроков переселения, метража будущей квартиры, условий и места проживания, споры и претензии рассматриваются в судебном порядке .

Переселение из ветхого и аварийного жилья в г. Самара. Предлагаем вам посмотреть видеоролик.

Последние новости о переселении граждан из ветхого и аварийного жилья в 2019 году говорят о том, что основные моменты уже пересмотрены и порядок осуществления данной процедуры будет совершенно иным, чем в прошлые периоды.

Сегодня расселение ветхих и аварийных построек осуществляется за счет бюджетных ассигнований, что дает возможность владельцам, независимо от размера своего заработка, получить новую квартиру бесплатно. Этой части внесенные поправки не коснулись в текущем году, но существенно изменили порядок признания многоэтажек непригодными для проживания. Рассмотрим новые положения подробнее и выделим те моменты, на которые следует обратить внимание.

Согласно действующим законодательным нормам, в России, начиная с будущего года, будут действовать иной порядок признания жилья ветхим и аварийным.

Основанием для отнесения строения к непригодному для жизни жилью могут выступать следующие характеристики:

  1. У дома наблюдается деформация фундамента и не подлежит восстановлению или ремонту.
  2. В помещении отсутствуют коммуникации, к примеру, электропроводка или водопровод.
  3. Дом не подключен к центральной отопительной системе, а каждая квартира отапливается индивидуально.
  4. В квартирах нет окон, что не дает достаточно света для поддержания нормального состояния здоровья у жильцов.
  5. Жилплощади содержат большое количество токсичных веществ, что противоречит нормам РФ.
Если хотя бы одна из характеристик присутствует в определенном строении, то дом считается непригодным для проживания и в обязательном порядке подлежит сносу.

Правила расселения жильцов

В рамках действия государственной программы расселение граждан в период 2016-2020 годов будет проходить согласно новым правилам:

  1. Новая жилплощадь должна соответствовать старой по площади или установленным государством критериям – 18 кв. метров на одного проживающего. К примеру, если семья из 4 человек поживала в помещении в 40 кв. метров, то она может рассчитывать на получение нового жилища площадью от 72 кв. метров и больше.
  2. Переселение граждан должно проходить в такие дома, где условия проживания не будут хуже, чем были в старой квартире.
  3. В первую очередь, новое жилье получают лица, у которых нет других вариантов для проживания.
  4. Если собственник жилья проживает в другом месте, а строение, в котором располагается квартира, внесен в перечень аварийных домов, новая жилплощадь ему не полагается, а выплачивается компенсация.

Изменения после 2019 года

По завершении текущего года госпрограмма переселения перестанет действовать в прежнем виде. При новом порядке получения квартир для собственников предусмотрена дополнительная плата за жилплощадь.

Основной целью такого новшества является повышение ответственности населения за новые квартиры. Кроме того, смысл введения оплаты предполагает возможность выбора жилплощади, куда будут заселяться владельцы ветхого жилища. К примеру, если гражданин желает остаться проживать в старом районе, то ему придется внести некоторую сумму в счет постройки нового жилья.

Для жителей исторических районов госпрограмма предусматривает отдельные условия участия, при которых собственники смогут выбрать новое место жительства самостоятельно.

Если собственники не смогут внести необходимую сумму?

Вероятность того, что владельцы не смогут внести нужную сумму денег, очень высока. В этом случае предусмотрен другой вариант получения жилья – подписание соглашения соцнайма. Данный способ предполагает оформление некоммерческой аренды жилого помещения с последующим выкупом. Иными словами, проживающее лицо вносит плату только за коммунальные услуги. На такой вариант смогут рассчитывать:

  • жильцы с инвалидностью;
  • малоимущие и многодетные семьи;
  • лица пенсионного возраста.
Все остальные группы граждан, выбравшие соцнайм, обязаны будут помимо коммунальной платы вносить ежемесячную арендную плату – до 70 процентов от рыночной аренды жилого помещения.

Важно отметить, что бесплатно новые квартиры от государства перестанут предоставляться с сентября 2019 года. Новый порядок будет применяться по отношению к жилплощади, которая будет признана непригодной для проживания в октябре.

В чем суть внесенных изменений

С одной стороны, многим людям, участвующим в проекте, покажется, что данные меры очень жесткие и приняты специально для лишения граждан их жилплощади, однако своя логика в принятом решении тоже есть. Очень часто в госпроекте участвуют люди, которые специально приобретают старое жилье, чтобы затем получить новую квартиру и выгодно ее реализовать.

Действие программы рассчитано на предоставление людям, которые действительно в этом нуждаются, новой жилплощади. Нововведения позволят решить эту проблему намного быстрее и в тоже время получить квартиру семьям, особенно в этом нуждающимся, не обращаясь в банк за ипотечным займом.

Заключение

Начиная с будущего года, программа переселения будет действовать на других условиях, и люди уже не смогут получить новое жилище полностью бесплатно. Ужесточатся требования и в отношении признания построек ветхими и аварийными. Лица, которые не смогут внести необходимую плату за новое жилье, будут иметь возможность подписать договор соцнайма, однако оплачивать за пользования жилплощадью все равно придется, но уже ежемесячно.