Пеня просрочку уплаты налога по усн. Штраф за неуплату авансовых платежей

Пеня просрочку уплаты налога по усн. Штраф за неуплату авансовых платежей

Что грозит "упрощенцам" за неуплату налога в течение года (Никитина С.)

Дата размещения статьи: 25.08.2014

Что грозит "упрощенцам", если в течение года они не вносили авансовые платежи? Могут ли налоговики начислить им пени и привлечь к ответственности за несвоевременную уплату налога? Давайте разберемся.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), не обязаны в течение года представлять налоговые декларации в налоговые органы. Согласно п. 1 ст. 346.23 НК РФ декларации в налоговый орган они представляют только по итогам налогового периода. Сделать это необходимо в году, следующем за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных п. п. 2 и 3 ст. 346.23 НК РФ). Причем для организаций и предпринимателей установлены разные сроки сдачи налоговых деклараций: для организаций - не позднее 31 марта, а для предпринимателей - не позднее 30 апреля следующего года.
Однако платить налог "упрощенцы" должны ежеквартально. Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода должны исчислять сумму авансового платежа по налогу исходя из ставки налога и налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно I квартала, полугодия, 9 месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу (п. 3 ст. 346.21 НК РФ).
Аналогичная норма есть и для тех "упрощенцев", у которых объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. По итогам каждого отчетного периода они исчисляют сумму авансового платежа по налогу исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, 9 месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу (п. 4 ст. 346.21 НК РФ).
Уплачиваются авансовые платежи по налогу не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 7 ст. 346.21 НК РФ). А отчетными периодами по УСН признаются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года (п. 2 ст. 346.19 НК РФ). Таким образом, налогоплательщики, применяющие УСН, независимо от выбранного объекта налогообложения должны вносить авансовые платежи по налогу не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (25 апреля, 25 июля, 25 октября).
Теперь посмотрим, что грозит "упрощенцам", если в течение года они не вносили авансовые платежи.

Начисление пеней

Как известно, в соответствии с п. 3 ст. 58 НК РФ в случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном ст. 75 НК РФ (Письмо Минфина России от 26.04.2013 N 03-11-11/14743).
Что касается случая не просрочки по уплате авансовых платежей, а вообще их неуплаты, то он был предметом рассмотрения Пленума ВАС РФ.

Судебная практика. В Постановлении от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление) Пленум ВАС РФ разъяснил, что пени за неуплату авансовых платежей в установленные сроки подлежат исчислению до даты их фактической уплаты, а в случае их неуплаты - до момента наступления срока уплаты налога (п. 14 Постановления). При этом, как отметил Пленум ВАС РФ, порядок исчисления пеней не ставится в зависимость от того, уплачиваются ли соответствующие авансовые платежи в течение или по итогам отчетного периода, исчисляются ли они на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. ст. 53 и 54 НК РФ и отражающей реальные финансовые результаты деятельности налогоплательщика.

Таким образом, за неуплату авансовых платежей в течение года "упрощенцам" придется заплатить пени.

Привлечение к ответственности

Между тем нарушение порядка уплаты авансовых платежей не является основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение налогового законодательства.
Деяния, ответственность за которые установлена ст. 122 НК РФ, состоят в неуплате или неполной уплате сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (п. 15 Постановления). В силу ст. 122 НК РФ занижение налоговой базы, иное неправильное исчисление налога или другие неправомерные действия (бездействие) налогоплательщика образуют состав предусмотренного данной нормой правонарушения лишь в том случае, если такие действия (бездействие) привели к неуплате или неполной уплате сумм налога, то есть к возникновению задолженности по этому налогу (п. 20 Постановления).
А поскольку исчисление налоговой базы и суммы налога осуществляется "упрощенцами" после окончания того налогового периода, по итогам которого уплачивается налог (п. 15 Постановления), в течение года у них отсутствует недоимка по налогу. Поэтому привлечь налогоплательщиков, применяющих УСН, к ответственности по ст. 122 НК РФ в течение года инспекция не вправе.
Подведем итоги: в случае неуплаты "упрощенцами" в течение налогового периода авансовых платежей по налогу им могут быть начислены только пени.

Если организация вовремя не заплатит налог или авансовый платеж по налогу, у нее возникнет недоимка. Тогда инспекторы примут меры, чтобы заставить вас расплатиться с бюджетом. Одна из таких мер – начисление пеней. Но в некоторых случаях можно задержать уплату налога и пеней, перенеся ее на более поздний срок. О том, какие последствия ждут организацию (предпринимателя) при несвоевременной уплате налога и как на законных основаниях можно перенести уплату налога и пени, расскажет эта статья, подготовленная экспертами бератора.

Пени

Налогоплательщики должны уплачивать налоги своевременно, то есть в сроки, которые установлены налоговым законодательством для каждого налога (п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 57 НК РФ).

Если установленный срок истек и налог (авансовый платеж) вы не уплатили, инспекция начислит пени за период просрочки (п. 2 ст. 57, п. 3 ст. 58 НК РФ).

Пени взимают со дня, который следует за крайним сроком уплаты налога, по дату его фактического перечисления включительно. При этом пени начисляют за каждый день просрочки исходя из 1/300 ставки рефинансирования Банка России.


ПРИМЕР НАЧИСЛЕНИЯ ПЕНЕЙ

Бухгалтер ООО «Актив» должен был заплатить «упрощенный» налог по итогам года в сумме 112 000 руб. не позднее 31 марта. Предположим, что этот день был рабочим, поэтому официального переноса срока уплаты налога не было. Фирма уплатила налог только 7 апреля. Следовательно, пени надо начислить с 1 по 7 апреля, то есть за 7 календарных дней. Ставка рефинансирования Банка России в это время составляла 10,5%. Сумма пеней будет равна:

112 000 руб. × 10,5% × 1/300 × 7 дн. = 274,4 руб.

Если по итогам года сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого года, то пени, начисленные за неуплату авансовых платежей, могут быть соразмерно уменьшены. Причем это правило распространяется на «упрощенцев» с любым объектом налогообложения (письма ФНС России от 5 февраля 2016 г.
№ ЗН-4-1/1711@, Минфина России от 16 августа 2013 г. № 03-02-08/33518, от 19 января 2010 г.
№ 03-03-06/1/9).


ПРИМЕР УМЕНЬШЕНИЯ ПЕНЕЙ

Индивидуальный предприниматель, не имеющий наемных работников, применяет УСН с доходов. Авансовые платежи по «упрощенному» налогу по итогам отчетных периодов –
I квартала, полугодия и 9 месяцев – предпринимателем были начислены, но не заплачены. Допустим, общая сумма этих платежей составила 60 000 руб.

По итогам года сумма исчисленного налога составила 75 000 руб. ИП уменьшил сумму налога на фиксированные страховые взносы в ПФР и ФФОМС, уплаченные за себя, то есть
на 35 664,66 руб.

В результате сумма налога оказалась меньше суммы авансовых платежей, исчисленных
по итогам отчетных периодов, и составила 39 335,34 руб.
(75 000 руб. – 35 664,66 руб.)

Следовательно, пени за несвоевременную уплату авансовых платежей нужно начислять
на суммы:

9 833,84 руб. (39 335,34 руб. : 12 мес. × 3 мес.) – по сроку уплаты 25 апреля (за I квартал);

19 667.67 руб. (39 335,34 руб. : 12 мес. × 6 мес.) – по сроку уплаты 25 июля (за полугодие);

29 501, 51 руб. (39 335,34 руб. : 12 мес. × 9 мес.) – по сроку уплаты 25 октября (за 9 месяцев).

По мнению Минфина, такой порядок можно применять и в отношении уплаты минимального налога (письмо от 30 октября 2015 г. № 03-11-06/2/62714).

Финансисты делают этот вывод на основании постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57. Так, в пункте 14 постановления сказано, что если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, то судам следует исходить из того, что пени, начисленные за несвоевременную уплату авансовых платежей, нужно соразмерно уменьшить.

Следовательно, если по результатам года «упрощенцу» следует заплатить минимальный налог, а сумма авансовых платежей, исчисленных по итогам каждого отчетного периода больше суммы этого налога, то пени за неуплату (или несвоевременную уплату) авансов должны быть уменьшены соразмерно, то есть пропорционально сумме минимального налога.

Если вы не смогли погасить недоимку из-за того, что налоговый орган наложил арест на ваше имущество или по решению суда приостановлены операции по счетам в банке, то пени на недоимку не начисляются. Обычная «заморозка» счета не освобождает от пеней.

После образования недоимки налоговая инспекция некоторое время подождет, пока вы сами погасите долг по налогу и уплатите пени.

Если вы этого не сделаете, инспекторы перейдут к активным действиям. Они могут:

  • взыскать налог принудительно за счет денег или имущества фирмы;
  • заблокировать расчетные счета фирмы;
  • арестовать имущество фирмы.

Перенос срока уплаты налога

В некоторых случаях можно задержать уплату налога и пеней, перенеся ее на более поздний срок. Причем на совершенно законных основаниях. Для этого фирма должна попросить ФНС об отсрочке или рассрочке (ст. 64 НК РФ). Получив ее, она может отложить расчеты с бюджетом на срок от одного месяц до года.

При отсрочке налог уплачивают единовременно после ее окончания, а при рассрочке – постепенно в течение всего периода рассрочки по заранее согласованному графику.

Отсрочка и рассрочка по уплате налога

Основания для получения отсрочки по налоговым платежам приведены в статье 64 Налогового кодекса и главе 15 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ. Вот эти случаи.

  1. Вам причинен ущерб в результате чрезвычайной ситуации (стихийное бедствие, авария, пожар, технологическая катастрофа и т. д.);
  2. Ваша фирма финансируется из бюджета, и произошла задержка финансирования;
  3. Возникла необходимость единовременно уплатить большую сумму налога (например,
    по результатам проверки), что приведет фирму к банкротству;
  4. Деятельность фирмы носит сезонный характер. Такие отрасли и виды деятельности перечислены в постановлении Правительства РФ от 6 апреля 1999 г. № 382;
  5. Возникли основания для отсрочки таможенных платежей.

Получить отсрочку или рассрочку может любая фирма независимо от применяемого ею режима налогообложения. Однако для «упрощенца» более всего реальны основания, указанные в пунктах 1 и 3.

Плата за отсрочку или рассрочку

Отсрочка или рассрочка по причине чрезвычайной ситуации или недофинансирования из бюджета бесплатна.

Если же вам дали отсрочку или рассрочку из-за угрозы банкротства либо по причине сезонного характера производства, то фирме придется заплатить за это проценты. Их размер равен 1/2 ставки рефинансирования Банка России за весь период отсрочки (рассрочки).


ПРИМЕР РАСЧЕТА ПРОЦЕНТОВ ЗА ОТСРОЧКУ

Деятельность фирмы носит сезонный характер, поэтому ей удалось получить отсрочку по уплате налога в сумме 100 000 руб. на 6 месяцев. Допустим, ставка рефинансирования все это время была равна 10,5%.

Тогда за отсрочку фирме придется заплатить:

100 000 руб. × 10,5% × 1/2: 365 дн. × 184 дн. = 2645,92 руб.

Проценты следует уплачивать вместе с налогом: единовременно по истечении отсрочки или постепенно в течение всего периода рассрочки (по согласованному графику).

Чтобы получить отсрочку или рассрочку из-за сезонности производства, к заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога по основанию, указанному в подпункте 5 пункта 2 статьи 64 НК РФ, прилагается документ, подтверждающий, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от сезонной деятельности, включенной в утвержденный Правительством РФ перечень, составляет не менее 50 процентов.

Чтобы предоставить отсрочку или рассрочку из-за угрозы возникновения банкротства, налоговый орган проведет анализ финансового состояния фирмы. С 2011 года такой анализ налоговики производят по специальной методике, утвержденной приказом Минэкономразвития РФ от 18 апреля 2011 г. № 175.

Как получить отсрочку или рассрочку

Чтобы получить отсрочку или рассрочку по налогу, подготовьте соответствующее заявление.
Его форма утверждена приказом ФНС России от 28 сентября 2010 г. № ММВ-7-8/469@ (приложение 1).

Документы для получения отсрочки

Кроме заявления подготовьте такие документы:

  • справку из налоговой инспекции о задолженности фирмы по налогам, сборам, пеням и штрафам;
  • справку из налоговой инспекции обо всех имеющихся у фирмы открытых счетах в банках;
  • справку из банков о ежемесячных денежных оборотах в течение шести месяцев подряд накануне подачи заявления об отсрочке (рассрочке), а также о наличии или отсутствии картотеки неоплаченных расчетных документов;
  • справку из банков об остатках денежных средств на всех счетах фирмы;
  • перечень контрагентов – дебиторов с указанием цен договоров и сроков их исполнения,
    а также копии этих договоров;
  • обязательство о соблюдении условий отсрочки (рассрочки). Его форма утверждена приказом ФНС России от 28 сентября 2010 года № ММВ-7-8/469@ (приложение 2);
  • документы, подтверждающие право на отсрочку или рассрочку (п. 5.1 ст. 64 НК РФ).

Как обосновать необходимость отсрочки или рассрочки

Какими документами подтвердить право на отсрочку (рассрочку), зависит от основания,
на которое вы сошлетесь в заявлении.

Если вы рассчитываете получить отсрочку (рассрочку) из-за ущерба, причиненного в результате чрезвычайной ситуации, возьмите справку о сумме ущерба (из полиции, страховой компании, от оценщика). Кроме того, потребуется документ, подтверждающий факт пожара, аварии, затопления, и т. д.

Если вы претендуете на отсрочку или рассрочку из-за задержки бюджетного финансирования, нужно предоставить сведения о сумме бюджетных ассигнований или лимитов бюджетных обязательств, которые не предоставлены фирме.

Кроме того, организация может представить документы о размере средств, которые не перечислены (или несвоевременно перечислены) ей из бюджета в сумме, достаточной для уплаты налога.

Для получения отсрочки (рассрочки) по этим двум основаниям необходимо, чтобы сумма налога, срок уплаты которого вы просите перенести, не превышала величину ущерба или недофинансирования из бюджета.

Если налогоплательщик просит отсрочку в связи с сезонным характером деятельности, он должен представить документ, подтверждающий, что доля сезонных работ приносит ему не менее 50% общего дохода от реализации. Это правило применяют с 1 января 2011 года.

Все перечисленные документы сдайте в ФНС в том месяце, когда они были подписаны. Затем копию заявления на отсрочку (рассрочку) представьте в свою налоговую инспекцию. Сделать это нужно в течение 5 дней после передачи документов в ФНС.

Решение об отсрочке (рассрочке) либо отказе в ней налоговая служба принимает в течение 30 рабочих дней со дня получения заявления и документов от фирмы.

Ходатайство о приостановке уплаты задолженности

Чтобы на неуплаченный налог все это время не начислялись пени, вы вправе подать ходатайство о приостановке уплаты суммы задолженности. Специальной формы ходатайства нет, поэтому написать его вы можете в произвольной форме.

Если ФНС удовлетворит ходатайство, она направит копию решения в вашу налоговую инспекцию. На это чиновникам отводится пять дней.

Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки

После 30-дневного рассмотрения ваших бумаг налоговая служба должна принять решение о предоставлении вам отсрочки (рассрочки) или отказе в ней с изложением причин отказа. Этот документ вам пришлют по почте. Один его экземпляр направят в вашу налоговую инспекцию. ФНС должна это сделать в течение трех дней после принятия решения.

Обратите внимание: отказать в предоставлении отсрочки или рассрочки вам могут, только если:

  • на руководителя вашей фирмы возбуждено уголовное дело, связанное с нарушением налогового законодательства;
  • в отношении вашей фирмы ведется производство по делу о налоговом нарушении;
  • в отношении фирмы заведено дело об административном нарушении в области налогов или таможенного дела в части налогов, которые платят при экспорте (импорте) товаров;
  • у ФНС «имеются достаточные основания полагать», что с помощью отсрочки (рассрочки) вы намерены уклониться от уплаты налога;
  • в течение трех предыдущих лет ваша фирма уже воспользовалась правом отсрочки или рассрочки и нарушила взятые на себя обязательства.

Такие основания для отказа указаны в пункте 1 статьи 62 Налогового кодекса. По другим причинам вам отказать не могут.

Исключение предусмотрено только для фирм, которые просят отсрочку (рассрочку) ввиду угрозы банкротства или сезонности производства. Им могут отказать и по другим, дополнительным причинам. Например, чиновников может не устроить имущество, которое вы готовы передать в залог, либо предоставленное поручительство.

Досрочное прекращение отсрочки или рассрочки

Действие отсрочки (рассрочки) заканчивается по истечении ее срока. Но оно может быть прекращено и досрочно.

Во-первых, фирма может досрочно уплатить налог, чтобы больше не платить проценты.

Во-вторых, вас могут лишить отсрочки (рассрочки), если фирма нарушает ее условия (например, не платит вовремя текущие налоговые платежи). В этом случае из ФНС по почте вам пришлют решение о прекращении отсрочки (рассрочки). Согласно Налоговому кодексу, решение считается полученным вами по истечении шести дней с даты его отправления.

В течение месяца после этого фирма обязана уплатить налог и начисленные к тому моменту проценты. Кроме того, вам придется уплатить на эту сумму пени со дня, следующего за днем получения решения, по день уплаты налога и процентов.

"Упрощенцы" с некоторых пор избавлены от необходимости представлять в налоговый орган декларацию по единому налогу по итогам отчетных периодов. Однако от уплаты авансовых платежей на УСН их никто не освобождал, и за их несвоевременную уплату начисляются пени. В то же время в том случае, если по итогам года сумма авансовых платежей превышает годовую сумму налога (в том числе и минимального), пени должны быть пересчитаны. Разумеется, инспекторы производят все расчеты с помощью специальной программы. Однако практика показывает, что программа нередко дает сбой (причем, как правило, в пользу бюджета). Поэтому налогоплательщикам имеет смысл вручную пересчитать размер пеней, которые инспекция им "предъявит" после проверки декларации по УСН за 2015 г.

В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансов начисляются пени. Таковые рассчитываются в порядке, который прописан в ст. 75 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс). Согласно данной норме пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. При этом процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ. "Капать" же пени начинают со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Между тем порядок расчета авансов предполагает, что по итогам года налогоплательщику либо придется доплатить, либо, напротив, у него образуется переплата, то есть авансы перекроют исчисленный за год налог. Соответственно, возникает вопрос: в каком порядке тогда должны быть начислены пени в случае, если авансовые платежи уплачены с опозданием или налогоплательщик и вовсе "забыл" их перечислить в бюджет?
Ответ на него можно найти в Письме Минфина от 30 октября 2015 г. N 03-11-06/2/62714. В нем чиновники, сославшись на правовую позицию Пленума ВАС, выраженную в п. 14 Постановления от 30 июля 2013 г. N 57, пришли к выводу, что если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, то судам необходимо исходить из того, что пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению. В Минфине посчитали, что указанный порядок надлежит применять и в случае, если суммы авансовых платежей по уплачиваемому в связи с применением УСН налогу, которые исчислены за I квартал, полугодие и 9 месяцев, больше суммы минимального налога. Получается, что если компания вообще не платила авансы по "упрощенному" налогу, то пени нужно рассчитывать за период с той даты, когда закончился срок уплаты авансовых платежей, до дня, когда был уплачен минимальный налог.
Представители ФНС в Письме от 5 февраля 2016 г. N ЗН-4-1/1711@ пояснили, что если налог по итогам налогового периода исчислен в меньшей сумме, чем ранее исчисленные авансовые платежи, в течение или по итогам отчетных периодов, то для соразмерного уменьшения пеней необходимо сначала произвести перерасчет авансовых платежей соразмерно сумме налога за налоговый период. При этом чиновники отметили два момента. Во-первых, перерасчет пеней производится в автоматическом режиме. А, во-вторых, указанный порядок соразмерного уменьшения пеней является универсальным, то есть никаких особенностей в механизме расчета пеней применительно к конкретному налогу нет. Пеня будет начислена в порядке, предусмотренном ст. 75 Кодекса, на пересчитанную сумму авансовых платежей.

Основные положения

Осталось только разобраться, как действует этот механизм перерасчета. И лучше всего сделать это на конкретном примере. Для начала лишь напомним, что авансовые платежи по УСН уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (абз. 2 п. 7 ст. 346.21 НК РФ). Таковыми, в свою очередь, являются I квартал, полугодие и 9 месяцев. Налог по итогам года организациям надлежит уплатить до 31 марта года, следующего за отчетным, а ИП - не позднее 30 апреля. Поскольку 30 апреля в 2016 г. выпадает на субботу, то крайним сроком уплаты "упрощенного" налога и представления декларации ИП будет 4 мая 2016 г. (п. 7 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.23 НК РФ). В 2015 г. крайними сроками на уплату авансовых платежей по итогам отчетных периодов (с учетом их переносов в случае совпадения с выходными днями) являлись:
- за I квартал 2015 г. - 27 апреля 2015 г.;
- за полугодие 2015 г. - 27 июля 2015 г.;
- за 9 месяцев 2015 г. - 26 октября 2015 г.
Для расчета нам также потребуется ставка рефинансирования Банка России. В 2015 г. она была равна 8,25 процента. А с 1 января 2016 г. ставка рефинансирования Банка России приравнена к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату (Указание Банка России от 11 декабря 2015 г. N 3894-У).

Конкретный расчет

Предположим, авансовые платежи ООО "Гвоздика", которое применяет УСН, составили:
- за I квартал 2015 г. - 15 000 руб.;
- за полугодие 2015 г. - 20 000 руб.;
- за 9 месяцев 2015 г. - 25 000 руб.
Аванс за первый отчетный период уплачен своевременно, за второй - 5 сентября 2015 г. (опоздание - 40 дн.), за 9 месяцев - 12 января 2016 г. (12 дн. опоздания приходится уже на 2016 г., а 66 дн. - на 2015 г.). Сумма исчисленного налога за год - 45 000 руб.
Поскольку за полугодие авансовый платеж перечислен с опозданием и сумма авансов за первый квартал и полугодие (15 000 руб. + 20 000 руб.) меньше суммы налога за год, то будут начислены пени на весь полугодовой аванс. Их размер составит 220 руб. (20 000 руб. x 40 дн. x 1/300 x 8,25%).
Теперь рассчитаем пени за несвоевременную уплату авансового платежа по итогам 9 месяцев. Авансы в сумме нам дают 60 000 руб., что превышает сумму исчисленного за год "упрощенного" налога. Соответственно, пени могут быть начислены только в пределах 40 000 руб., а если учесть, что в 2015 г. авансы в сумме 35 000 руб. (по итогам первого квартала и полугодия) уже уплачены, то база для начисления пеней за несвоевременную уплату авансового платежа по итогам 9 месяцев 2015 г. будет равна всего 5000 руб. (40 000 руб. - 35 000 руб.). Однако рассчитывать пени придется в два этапа - в связи с тем, что ставка рефинансирования Банка России в период просрочки уплаты аванса изменилась:
5000 руб. x 66 дн. x 1/300 x 8,25% = 90,75 руб.;
5000 руб. x 12 дн. x 1/300 x 11% = 22,00 руб.
Итого за несвоевременную уплату авансовых платежей в 2015 г. ООО "Гвоздика" придется уплатить пени в размере 332,75 руб. (220 руб. + 90,75 руб. + 22 руб.).
Отметим, что приведенный порядок соразмерного уменьшения пеней применяется и в случае, если организация по итогам года вышла на уплату минимального налога. Отличие лишь в том, что размер авансов нужно сопоставлять с минимумом, подлежащим уплате по итогам года.

Пеня представляет собой разновидность санкций, предусмотренных за наличие просрочки по уплате налога или же за то, что уплата произведена не в полном объеме. Кроме того, она полагается в том случае, если в декларации допущены ошибки, которые привели к уменьшению размера налога и образованию задолженности перед бюджетом.

Ее начисление происходит в соответствии с порядком, устанавливаемым 75-й статьей Налогового кодекса : со дня, идущего непосредственно за крайним днем для уплаты налога .

Порядок начисления

Расчет пени происходит путем перемножения суммы неуплаченного авансового платежа на число дней просрочки и 1/300 часть ставки рефинансирования , действительной в период просрочки. Начисление происходит за каждый просроченный день, включая праздничные и выходные.

Помимо пени, существует также понятие штрафа , который полагается за то, что декларация не была предоставлена в требуемый срок. Размер штрафа составляет 1/20 от суммы неперечисленного налога, но менее 1000 рублей.

КБК и размеры

Пеня по доходам уплачивается по КБК 182 1 05 01011 01 2100 110 . Данный КБК используется с 2015 года. В случае, если налогоплательщиком в качестве объекта выбраны не доходы, а доходы за вычетом расходов, то используемый при уплате пени код будет следующим: 182 1 05 01021 01 2100 110 .

На 2018 год предусмотрен единый КБК, используемый для уплаты УСН как в том случае, если в качестве объекта выступают доходы за вычетом расходов, так и при уплате . Этот код имеет следующий вид: 182 1 05 01021 01 1000 110 .

При осуществлении расчетов по данным налогам не предусмотрено использование действовавших ранее КБК.

За авансовые платежи

Начисление инспекторами пени может осуществляться исключительно с тех авансовых платежей , размер которых составляет не более минимального налога. Эта норма указана в Письме Минфина, датированном 24 февраля 2015 года.

При наличии просрочки по авансовым платежам начисление пени происходит исходя из 1/300 ставки ЦБ за каждые сутки, следующие за днем, когда средства должны были быть уплачены в госбюджет. Однако в том случае, если величина налога по итогам года не дотягивает до авансов, то налоговые служащие имеют право выполнить расчет пени исключительно с тех авансов, которые не превышают годовую сумму.

Правда, на практике ряд предприятий, избравших для себя упрощенную систему налогообложения, уплачивают не обычный, а минимальный налог в размере 1% от полученных доходов. В таком случае не совсем понятно, как может быть рассчитана пеня, если размер минимального налога оказывается меньше.

В вышеупомянутом Письме Минфина говорится, что подсчет пеней возможен только с авансов, которые не превышают по своему размеру минимальный налог. К примеру, если фактически по результатам каждого отчетного периода полагается уплата 50 000 руб., а размер минимального налога составляет 10 000 рублей, то именно с последней суммы и будет подсчитана пеня.

За несданную декларацию

За каждый просроченный месяц в связи с несданной предполагается начисление штрафных санкций в 5% размере. При его расчете за основу берется сумма годового упрощенного налога . Минимальный порог штрафа, как для индивидуальных предпринимателей, так и для предприятий, равен 1000 рублей.

На штраф в таком размере можно надеяться при нулевой отчетности. Если же задержка подачи декларации превысила полугодовой срок, то налоговики вправе применить и максимальный штраф, составляющий 30% от налоговой суммы.

Выписка налогового штрафа производится после того, как была произведена декларации. При этом по ее итогам возможно доначисление упрощенного налога, который потребуется уплатить. Соответственно, штраф будет рассчитываться исходя из подсчитанных инспектором сумм.

Следует учитывать, что избежать штрафа, не сдав декларацию и надеясь на то, что не будет произведена «камералка», не получится. По истечении 10-ти дневного срока с того момента, как прошел «дедлайн» для подачи декларации (для индивидуальных предпринимателей - 4 мая, а для физлиц - 31 марта), сотрудниками инспекции будет произведена блокировка всех счетов.

В таком случае у плательщика просто не останется иного варианта, кроме как подать декларацию. Кроме налоговой ответственности, задержка с предъявлением отчетности может обернуться еще и административной. Судебный орган на основании заявления налоговой службы может наложить на предпринимателя, управляющего или главного бухгалтера штраф в размере 300-500 рублей.

За нулевую декларацию

Обязанностью любой организации, даже при условии, что деятельность не ведется, является ежеквартальное предоставление в налоговые органы отчетности . Законодательством предусмотрены санкции в отношении тех, кто не подает отчет своевременно. Так, если срок опоздания не превышает 180 дней, то взимается 5% штраф за каждый просроченный месяц от суммы, которая должна была быть уплачена в виде налога.

Нулевая декларация также не является поводом для освобождения от штрафных санкций. В данном случае штраф взимается в минимальном размере, который, согласно 119-й статье Налогового кодекса , равен 100 рублям.

В том случае, если допущена просрочка, превышающая 180-ти дневный срок, то законодательство предусматривает уже более серьезный штраф, равный 30% от налоговой суммы и еще по 10% за каждый просроченный месяц, следующий после 181-го дня.

Причем, для подобных ситуаций минимальная сумма штрафа не регламентируется, так что при предъявлении нулевой декларации в 180-ти дневный срок штраф накладываться не должен.

Когда и куда платить

Штрафы и пени выставляет сама налоговая служба. Осуществлять уплату платежей самостоятельно не следует, поскольку они могут быть причислены к категории невыясненных.

При этом ФНС, несмотря на наличие права взыскивать пени и штрафы, вполне может этого и не делать. В большинстве случаев, особенно при первых и несущественных нарушениях, налоговая служба не прибегает к штрафным санкциям. Поэтому оплачивать пени и штрафы имеет смысл только после того, как они уже назначены.

Отражение в бухгалтерском и налоговом учете

В бухгалтерском учете пени и штрафы следует отражать на счете 99. Что касается налогового учета, то сумма штрафов и пени, которые были начислены, не сказывается на расчете налога на прибыль.

В налоговом законодательстве понятия пени и штрафа четко разграничены. Под пеней понимают некую денежную сумму, которая должна быть перечислена в бюджет компанией, не выполнившей вовремя свои обязательства, касающиеся уплаты налога.

Штрафом называют разновидность налоговой санкции, подлежащей взысканию с предприятия, допустившего правонарушение налогового характера.

Для целей бухучета возможно объединение пеней за несвоевременную уплату налога и штрафов за налоговые правонарушения в общую категорию учетных объектов, называемых налоговыми санкциями.

Данный подход не идет вразрез с задачами бухучета, касающимися обеспечения полных и достоверных данных относительно функционирования предприятия, равно как и с ключевыми принципами его ведения, то есть рациональностью и прерогативой содержания перед формой.

Средства, начисленные в виде налоговых санкций, не участвуют в формировании условного расхода по налогу на прибыль. Поэтому в бухучете данные средства отражаются на счете 99 «Прибыль и убытки», который корреспондируется также с и счетами, предназначенными для записи расчетов по налогам со сборами и по соцстрахованию с соцобеспечением соответственно.

Чтобы обеспечить аналитический учет налоговых санкций к 68-му и 69-му счетам, рекомендуется открытие субсчетов, имеющих отношение к налогам, в связи с которыми возникли санкции.

Калькулятор для расчета

Пени назначаются и рассчитываются органами налоговой службы, однако каждому проштрафившемуся хотелось бы заранее знать, какого размера будут насчитанные штрафные санкции. Сделать это можно, опираясь на цифры, указанные в нормативно-правовых документах, однако для этого требуется постоянно следить за изменениями в законодательстве.

Пени с 1-го по 30-й день будут, как и ранее, рассчитываться исходя из 1/300 ставки рефинансирования, после их размер будет увеличен вдвое и составит 1/150 от суммы.

Учитывая эти нюансы, можно воспользоваться более простым методом - калькулятором для расчета. Это удобный онлайн-инструмент, позволяющий при наличии исходных данных моментально получить информацию о сумме пеней и штрафов, которые будут выставлены ФНС.

Все, что для этого требуется — ввести в специальную форму дату, до которой должен был быть уплачен налог, дату, когда он в действительности был уплачен (или подана декларация), а также сумму налога.

Новый расчет пени от авансов по УСН представлен на данном видео.