Особенности реструктуризации кредиторской-дебиторской и налоговой задолженности

Особенности реструктуризации кредиторской-дебиторской и налоговой задолженности

У организаций есть возможность в 2008 году реструктурировать кредиторскую задолженность. Она касается региональных налогов и пеней, штрафов за нарушение налогового законодательства. Об этом говорится в Приказе УФНС России по РС (Я) от 5 августа 2008 N 01-08/0289. В нем определен порядок проведения реструктуризации задолженности перед государственным бюджетом РС (Я).

Какую именно задолженность можно реструктурировать? Это кредиторская задолженность по налогам и сборам по данным учета налоговых органов.

Методы реструктуризации кредиторской задолженности

Реструктуризация кредиторской задолженности – это комплекс мероприятий, направленных на сокращение обязательств предприятия перед контрагентами, бюджетом, внебюджетными фондами. В бюджет 6 лет погашается основной долг, 4 года – штрафы, пени.

— поиска поставщиков, работающих на более выгодных для организации условиях, использования этой информации при переговорах с уже имеющимися поставщиками;

— RS долга путем пересмотра условий и сроков (отсрочки, рассрочки) его выплаты кредиторам, прощения долга, погашения задолженности в обмен на собственность.

RS КЗ путем отсрочки, рассрочки выплаты (ежегодная, ежеквартальная форма), прощения части или всего долга - один из самых очевидных способов финансового оздоровления, однако его реализация не очень проста и имеет свою цену.

Мир экономики — сборник экономических статей

Реструктуризация кредиторской задолженности по налогам и сборам проводится с целью финансового оздоровления предприятий и гарантированного периодического поступления в бюджеты всех уровней реструктурированной задолженности и начисленных процентов. В результате финансового оздоровления создаются благоприятные условия производственной деятельности предприятия и своевременной уплаты налогов и сборов.

Реструктуризация налогов заключается в предоставлении предприятию рассрочки кредиторской задолженности на длительный срок, в течение которого производится равномерное погашение задолженности.

Реструктуризация задолженности по налогам

Арбитражное дело о реструктуризации задолженности по налогам и сборам, заключавшееся в создании новой компании и перевода бизнеса на нее, но обернувшееся взысканием долга уже с новой компании.

Кризис, который можно наблюдать в России в конце 2014 не будет коротким или незаметным. Каждый это заметит и прочувствует. Именно поэтому избираемые способы, средства и инструменты должны быть эффективными.

Реструктуризация задолженности

— это процесс подготовки и исполнения ряда последовательных сделок между предприятием и его кредиторами и дебиторами. Предприятие стремится получить различного рода уступки со стороны кредиторов, предлагая взамен либо активы, либо всевозможные соглашения, которые значительно увеличивают вероятность платежей по задолженности. Уступки кредиторов могут включать сокращение общей суммы задолженности, освобождение от уплаты процентов, сокращение процентной ставки, отсрочки платежа и т.д.

Эффективность реструктуризации во многом зависит от применяемой методологии и последовательности в реализации выбранной стратегии поведения по отношению к клиентам и поставщикам.

Реструктуризация налогов

Вот уже два года как фирмы имеют право погасить накопившиеся долги по налогам и сборам на «льготных» условиях. По вполне объяснимым причинам не многие компании до сегодняшнего дня торопились воспользоваться благородством государства. Мало того что порядок списания задолженности начал действовать «задним числом», так еще возникла неразбериха с учетом пеней и штрафов.

Реструктуризация налоговой задолженности

Вот уже два года как фирмы имеют право погасить накопившиеся долги по налогам и сборам на «льготных» условиях. По вполне объяснимым причинам не многие компании до сегодняшнего дня торопились воспользоваться благородством государства. Мало того что порядок списания задолженности начал действовать «задним числом», так еще возникла неразбериха с учетом пеней и штрафов. Однако поправки, внесенные в Налоговый кодекс, вполне могут подтолкнуть предпринимателей в 2007 году пересмотреть свое отношение к реструктуризации.

Замечательное словосочетание «реструктуризация задолженности» означает возможность погашения долгов по налогам, пеням и штрафам, которые налогоплательщик накопил в течение предыдущих лет.

Действует ли в данный момент Порядок реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам? и что можно сделать в данный момент согласно действующим нормативно-правовым документам чтобы произвести реструктуризацию по налогам и сборам?

На данный момент организации могут получить отсрочку (рассрочку) по уплате налогов. При этом ранее существовал порядок реструктуризации задолженности по налогам, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 г. № 1002. При этом, на данный момент сохранился порядок реструктуризации по налогам только для специальных организаций, напр., для бюджетных, для организаций, имеющих стратегическое значение, угледобывающих организаций, унитарных предприятий, входящих в уголовно-исполнительную систему и т.д.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

Ситуация: Как организации получить отсрочку (рассрочку) по уплате налогов

Основания и порядок изменения сроков уплаты налогов (в т. ч. предоставления отсрочки или рассрочки) установлены Налогового кодекса РФ и .

Предоставление отсрочки (рассрочки) возможно, если организация сумеет подтвердить наличие хотя бы одного из следующих оснований *:

  • ущерб, нанесенный в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или других форс-мажорных обстоятельств;
  • отсутствие (задержка) бюджетного финансирования или оплаты выполненного государственного заказа;
  • угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты налога. Методика проведения финансового анализа для выявления вероятности возникновения признаков несостоятельности (банкротства) утверждена приказом Минэкономразвития России от 18 апреля 2011 г. № 175 ;
  • сезонный характер производства и (или) реализации товаров (работ, услуг);
  • наличие условий, предусмотренных Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ (если требуется отсрочка (рассрочка) по налогам, связанным с ведением внешнеторговой деятельности).

При этом по налогу на прибыль, который уплачивается по консолидированной группе налогоплательщиков, отсрочка (рассрочка) не предоставляется.

Отсрочка (рассрочка) по уплате налогов может быть предоставлена организации только на сумму, не превышающую стоимость чистых активов организации. Данное ограничение не распространяется на случаи, когда основанием для получения отсрочки (рассрочки) является отсутствие бюджетного финансирования или своевременной оплаты госзаказа. Это следует из положений пункта 2.1 Порядок оценки чистых активов в акционерных обществах утвержден приказом от 29 января 2003 г. Минфина России № 10н и ФКЦБ № 03-6/пз . Этим же порядком могут пользоваться и общества с ограниченной ответственностью (письма Минфина России от 7 декабря 2009 г. № 03-03-06/1/791 , от 29 октября 2007 г. № 03-03-06/1/737).

Как правило, отсрочка (рассрочка) по уплате допускается в отношении одного или нескольких налогов и может быть предоставлена на срок не более одного года. Решение о предоставлении отсрочек (рассрочек) по уплате налогов на срок не более одного года принимают следующие уполномоченные органы *:

  • в отношении федеральных налогов и сборов ФНС России (исключение: госпошлина, налоги, уплачиваемые при перемещении товаров через таможенную границу России, налог на прибыль, зачисляемый в региональный бюджет);
  • в отношении налогов, подлежащих к уплате при осуществлении экспортно-импортных операций, ФТС России или уполномоченные ею таможенные органы;
  • в отношении региональных и местных налогов региональные управления ФНС России;
  • в отношении госпошлины органы (должностные лица), уполномоченные совершать юридически значимые действия, за которые взимается госпошлина;
  • в отношении налога на прибыль, зачисляемого в региональный бюджет, органы, уполномоченные региональным законодательством.

Если организации предоставлена рассрочка по уплате регионального налога в форме инвестиционного кредита, решение об изменении ранее установленных сроков принимают органы, уполномоченные на это региональным законодательством.

Продолжительность отсрочки (рассрочки) по уплате федеральных налогов (в части, зачисляемой в федеральный бюджет) может быть увеличена до трех лет. Однако такое решение вправе принять только Правительство РФ. Об этом сказано в пункте 1 статьи 64 Налогового кодекса РФ.

Есть обстоятельства, исключающие возможность предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов (п. 1 ст. 62 НК РФ). Обстоятельства относятся к таковым, если:

  • возбуждено уголовное дело по статьям , или Уголовного кодекса РФ в отношении должностных лиц организации;
  • ведется производство по делу о налоговых правонарушениях;
  • ведется производство по делу об административных правонарушениях, связанных с нарушением законодательства о налогах и сборах;
  • ведется производство по делу о правонарушениях, связанных с уплатой налогов при перемещении товаров через таможенную границу России;
  • у уполномоченного органа есть достаточные основания полагать, что предоставление отсрочки (рассрочки) может способствовать сокрытию денежных средств организации или имущества, подлежащего налогообложению;
  • имеется решение уполномоченного органа о прекращении ранее предоставленной отсрочки (рассрочки) в связи с нарушением условий ее предоставления. При этом указанное решение должно быть принято в период, не превышающий трех лет до дня подачи организацией заявления о предоставлении очередной отсрочки (рассрочки) по уплате налога.

Если имеется хотя бы одно из вышеперечисленных обстоятельств, решение об изменении срока уплаты налога не может быть вынесено, а уже вынесенное решение подлежит отмене (п. 2 ст. 62 НК РФ).

Чтобы получить отсрочку (рассрочку) по уплате налога, в соответствующий уполномоченный орган нужно подать:

  • справку налоговой инспекции о состоянии расчетов с бюджетами по налогам, сборам, пеням и штрафам;
  • справку налоговой инспекции об открытых банковских счетах организации;
  • справки банков о ежемесячных оборотах денежных средств за шесть месяцев, предшествующих подаче заявления;
  • справки банков о наличии у организации расчетных документов, помещенных в картотеку (об отсутствии таких документов);
  • справки банков об остатках денежных средств на всех счетах, открытых организации;
  • перечень контрагентов-дебиторов с указанием сумм и сроков исполнения заключенных с ними договоров (к перечню нужно приложить копии указанных в нем договоров);
  • обязательство организации о соблюдении условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налогов;
  • график погашения задолженности по налогам;
  • документы, подтверждающие наличие оснований для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов .

Такой порядок предусмотрен пунктом 5 статьи 64 Налогового кодекса РФ, пунктом 3 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 28 сентября 2010 г. № ММВ-7-8/469 .

Перечень документов, которые подтвердят наличие оснований для представления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, зависит от конкретного основания. Например, для подтверждения сезонного характера производства или реализации товаров (работ, услуг) организации достаточно представить в уполномоченный орган документы, которые подтверждают ведение сезонной деятельности (например, договоры с контрагентами). Получать специальное подтверждение в каких-либо государственных ведомствах организации не нужно. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 2 марта 2010 г. № 03-02-07/1-87 , от 30 октября 2009 г. № 03-02-07/1-487 .

Кроме того, в зависимости от причины обращения за предоставлением отсрочки (рассрочки) в уполномоченный орган придется представить и ряд дополнительных документов. Например, если основанием для подачи заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) является сезонный характер деятельности, то к заявлению нужно приложить дополнительную справку-расчет. Этот расчет должен содержать данные, свидетельствующие о том, что доходы организации от деятельности, которая носит сезонный характер, составляют не менее 50 процентов в ее совокупном доходе. Об этом говорится в пункте 5.1 статьи 64 Налогового кодекса РФ.

Если уполномоченный орган запросит дополнительные документы об имуществе, которое может быть предметом залога или поручительства, организация обязана исполнить такое требование и представить запрашиваемые документы (п. 5.3 ст. 64 НК РФ , п. 11 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 28 сентября 2010 г. № ММВ-7-8/469).

Копию заявления, поданного в уполномоченный орган, нужно в пятидневный срок направить в налоговую инспекцию по месту учета организации (п. 5 ст. 64 НК РФ).

Документы, необходимые для получения отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, нужно представить в уполномоченный орган до истечения месячного срока со дня их подписания. Обо всех изменениях, наступивших после отправки документов и затрагивающих их содержание, организация должна в течение семи рабочих дней известить уполномоченный орган и представить документы с учетом изменений. Об этом сказано в пункте 12 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 28 сентября 2010 г. № ММВ-7-8/469 .

При отсутствии необходимого пакета документов уполномоченный орган откажет в предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога ( Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 28 сентября 2010 г. № ММВ-7-8/469).

Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) или об отказе в изменении сроков уплаты налогов уполномоченный орган принимает в течение 30 рабочих дней со дня получения заявления организации. На этот период по ходатайству организации уполномоченный орган может принять решение о временном приостановлении уплаты налогов. В пятидневный срок со дня принятия временного решения организация должна передать его копию в налоговую инспекцию по своему месту учета. Такой порядок не распространяется на случаи представления рассрочки (отсрочки) по уплате региональных и местных налогов. Решение о предоставлении (об отказе в предоставлении) такой рассрочки региональные управления ФНС России принимают не самостоятельно, а по согласованию с финансовыми органами. Срок на принятие решения 30 рабочих дней. Об этом говорится в пункте 6 ,). Это означает, что, исполняя обязанности по удержанию налогов из доходов других лиц, налоговые агенты не имеют права на отсрочку (рассрочку).

Сергей Разгулин , заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

Такая необходимость может возникнуть в том случае, когда долги компании, как перед партнерами, так и перед государственным бюджетом, становятся настолько большими, что их погашение невозможно и появляется В таких ситуациях фирма может воспользоваться «спасательным кругом» в виде реструктуризации налоговой задолженности.

ПФР имеет полномочия признать задолженность «безнадежной»?

Почти ежегодно Пенсионный фонд признает малых предприятий. Правление Фонда разработало для своих территориальных представителей рекомендации, основанные на статье 23 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ. Не смотря на то, что сам 212-ФЗ уже утратил силу, порядок признания безнадежными долгов, утвержденный Постановлением Правительства от 17 октября 2009 года № 820 остался в силе. В них прописана процедура признания безнадежными к взысканию и списания недоимки задолженности по пеням и штрафам. В документе указано, на основании чего будут приниматься такие решения, а также кто уполномочен решать этот вопрос. На 1 января 2013 года безнадежным к взысканию с экономических субъектов стал долг перед ПФР на сумму 44,5 млрд рублей. Долги же самого Фонда перевалили за 1 трлн рублей. ПФР решил не прощать, а заставлять доказывать неспособность предпринимателя рассчитаться в суде. Причиной такой большой суммы задолженности перед Фондом стало повышение страховых отчислений в 2013 году. Более 400 тысяч ИП закрыли бизнес с начала года.

Можно ли структурировать такой долг?

Реструктурирование долга в государственные внебюджетные фонды – это перенесение срока или по страховым взносам, а также насчитанных на него пеней и штрафов. В сегодняшних законах отсутствуют положения, позволяющие реструктурировать долг по взносам в Пенсионный фонд для любого субъекта. В том числе задолженность, образовавшуюся после 1 января 2010 года. В методических же предписаниях ПФР подробно описывает правила такого списания.

Подлежат ли реструктуризации долги по взносам?

В статье 2 Закона № 83-ФЗ указано, что долг – это просроченная, отсроченная или рассроченная задолженность предприятия всех уровней, а также за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги). Страховые взносы не могут быть долгом, они по правовой природе являются персонифицированными платежами. Взносы – это индивидуально возмездные обязательные платежи, целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии (ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

Зачем нужна реструктуризация взносов?

Суть реструктурирования долга по взносам в том, что экономическим субъектам нужны условия и период погашения недоимки по страховым взносам. Сейчас законодательство этой информации не содержит. Такие нововведения и сроки должны отличаться от тех, что существуют сейчас, должна появиться возможность списания или уменьшения части задолженности при определенных условиях.

Какие платежи можно реструктурировать?

Примеры видов платежей, которые могут попасть под реструктурирование: во-первых, это долг по обязательному пенсионному страхованию с 1 января 2010 года и по настоящий момент. И во-вторых – долги по штрафам и пеням, которые сформировались у конкретного предпринимателя на момент вынесения решения о реструктурировании.

Обратите внимание

Страховые взносы не могут быть долгом, они по правовой природе являются персонифицированными платежами. Взносы – это индивидуально возмездные обязательные платежи, целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии.

Какая форма реструктуризации является оптимальной?

Формой реструктурирования долга может быть пролонгация периода его выплаты в виде разделения его на несколько платежей по согласованному заранее графику. Одновременно ко всем плательщикам страховых взносов, получившим право на реструктурирование долга со стороны территориальных органов ПФР, прекращается применение мер обязательного взыскания в плане отсылки инкассовых поручений. Но если после реструктуризации компания не погасит свою задолженность, то тогда поблажек со стороны госорганов можно не ждать. Все недоплаты будут взысканы через суд.

Налоговики подчеркнули, что не всегда долг по налогам возникает из-за управленческих ошибок. Таким компаниям налоговая служба готова идти навстречу.

Управление Федеральной налоговой службы по Москве рассказало , каким образом можно провести реструктуризацию задолженности по налогам. Специалисты сообщили, при соблюдении каких условий можно провести реструктуризацию и на какой срок налоговые органы могут дать отсрочку. В УФНС отметили, что в силу обстоятельств организациям приходится прибегать к процедуре урегулирования задолженности по налоговым платежам. Причем не всегда сложившаяся ситуация является результатом допущенных управленческих либо производственных ошибок. В частности, не поступивший вовремя денежный транш может притормозить не только исполнение контрактных, но и налоговых обязательств. В таких случаях государство идет навстречу налогоплательщику, позволяя воспользоваться иным порядком расчета с бюджетом. Налоговики напомнили, что для организаций оборонно-промышленного комплекса, исполняющих государственный оборонный заказ, Правительство РФ специально разработало порядок и условия реструктуризации. В управлении рассказали, при соблюдении каких условий можно получить отсрочку:
  1. полное внесение организацией текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 1 месяца до 1-го числа месяца подачи организацией заявления о реструктуризации, а также полное внесение организацией текущих налоговых платежей в федеральный бюджет, начисленных с 1-го числа месяца подачи организацией заявления о реструктуризации до 1-го числа месяца принятия решения о реструктуризации;
  2. подача заявления о реструктуризации, к которому прилагаются следующие документы: а) выписка из сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса о наличии организации в его составе; б) справка федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность соответствующая стратегическая организация, подтверждающая участие организации в выполнении государственного оборонного заказа и включение организации в перечень стратегических организаций; в) документ, подтверждающий наличие и размер ранее предоставленных организации отсрочек (рассрочек) по уплате налогов и сборов в федеральный бюджет, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита, срок действия которых не истек на день подачи заявления о реструктуризации; г) проект мирового соглашения с конкурсными кредиторами и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам (далее - уполномоченный орган), предусматривающего в том числе погашение задолженности в порядке, установленном настоящим Постановлением (в случае возбуждения арбитражным судом в отношении организации производства по делу о банкротстве).

УФНС сообщило, что реструктуризация долгов проводится на срок не более 12 лет. Реструктурированную задолженность по налогам и сборам перед федеральным бюджетом организация погашает в течение восьми лет, а в течение следующих четырех лет - сумму долга по пеням и штрафам. Проценты с суммы уплачиваются ежегодно. Напомним, порядок работы Федеральной налоговой службы и ее территориальных подразделений регламентирует постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506. Документ устанавливает, что ФНС обязана бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, порядке их исчисления и уплаты, о законодательстве, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц. Также служба предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения. Подробную информацию по вопросам, связанным с уплатой налогов, можно найти на нашем сайте в разделе "Справочник налогов" . Там приводятся сведения о налоговой базе, ставках, льготах и налоговых вычетах и т.д. Ближайшие даты уплаты налогов, представления бухгалтерской и налоговой отчетности, а также сведений во внебюджетные фонды вы можете найти в разделе