Основные принципы аудита. Аудиторская деятельность: основы организации (Л. И. Воронина)

Определение 1

Принципы аудита – это набор основополагающих идей, которые являются базой для определения задач и методик осуществления аудита.

Принципы аудита сложились исторически, исходя из экономически-правовой сущности аудиторской деятельности , которая менялась с изменением требований к аудиторской деятельности.

Основополагающими, являются международные принципы аудиторской деятельности. Однако, национальные и внутрифирменные стандарты аудита, могут незначительно отличаться в своей трактовке.

Классификация принципов аудита.

Если классифицировать принципы аудита в широком масштабе, то они подразделяются на две основные группы.

  1. Принципы для регулирования аудиторской деятельности.
  2. Принципы для осуществления аудиторской деятельности.

В первую группу принципов, входят основы этических и профессиональных норм, которые определяют отношения между субъектами аудита (аудиторами и аудиторскими компаниями) и клиентом. На основании данных принципов, разрабатываются законодательные нормы, которые регулируют аудиторскую деятельность.

Вторая группа принципов – это принципы на которые основываются при практическом осуществлении процедур аудита. То есть, принципы, которые определяют порядок, этапы и элементы проверки объектов аудита.

Принципы для осуществления аудиторской деятельности, в свою очередь классифицируются на следующие их виды:

  1. Принцип независимости. Данный принцип определяет то, что аудитор должен быть беспристрастным при осуществлении аудита и не заинтересованным в определенных результатах проверки.
  2. Принцип честности. Данный принцип определяет то, что аудитор во время проведения аудиторской проверки должен быть предельно честен по отношению, как к клиенту, так и к своей профессиональной чести. Также, данный принцип определяет обязательное соблюдение законодательства при проведении аудита.
  3. Принцип объективности. Данный принцип определяется обязательной непредвзятостью аудитора и отсутствием подверженности влияния на него третьих лиц.
  4. Принцип профессиональной компетентности. Данный принцип определяется то, что аудитор должен соответствовать своей квалификации в вопросах аудита того объекта, который подлежит аудиторской проверке. То есть, аудитор должен обладать необходимым набором знаний и навыков в части аудита проверяемого объекта.
  5. Принцип добросовестности. Данный принцип предполагает, что аудитор должен произвести проверку объекта в полном объеме с необходимой тщательностью, скрупулезностью и оперативностью.
  6. Принцип профессионального поведения. Данный принцип предполагает, что действия аудитора в процессе аудиторской проверки должны отвечать нормам профессионального поведения. Данный принцип помогает сохранять репутацию профессии.
  7. Принцип конфиденциальности. Данный принцип предполагает, что аудитор не имеет права разглашать результаты аудита, или передавать документы третьим лицам.

Замечание 1

Исполнение принципа конфиденциальности обеспечивается и регулируется Уголовным кодексом РФ и Законом «Об аудиторской деятельности».

Принцип профессионального поведения определяет перечень случаев, когда аудит не возможен:

  1. Если аудитор является заинтересованным лицом (учредителем) клиента.
  2. Если аудитор состоит в родстве или близких отношениях с заинтересованным лицом (учредителем) клиента.
  3. Если аудиторская организация является заинтересованным лицом (учредителем) клиента.

Соблюдение этих принципов гарантируют качественный и добросовестный аудит.

Рассматриваются основные вопросы организации аудиторской деятельности в Российской Федерации и за рубежом, подробно описаны стадии аудиторской проверки, детально освещаются вопросы профессиональной подготовки и этики аудитора. Материал изложен в соответствии с современной нормативной базой, регулирующей вопросы аудиторской деятельности в России. Книга также содержит необходимую информацию для перехода на международные стандарты аудита. Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов, слушателей программы подготовки к квалификационному экзамену на получение аттестата аудитора, а также для аудиторов, бухгалтеров, экономистов, юристов, руководителей организаций.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Аудиторская деятельность: основы организации (Л. И. Воронина) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Принципы аудиторской деятельности. Стандарты аудита

В данной главе рассмотрены основные принципы аудита и принятые в международной практике стандарты действий аудиторов в процессе подготовки и проведения аудиторской проверки. Ознакомление с этими принципами и стандартами позволит разобраться в основных проблемах аудиторской деятельности и понять, каковы возможные пути их разрешения.

Прочитав эту главу, вы сможете:

Понять значение стандартизации в аудиторской деятельности;

Объяснить, какая организация и с какой целью занимается разработкой международных аудиторских стандартов;

Разобраться в общепринятой классификации аудиторских стандартов;

Указать структуру и содержание разрабатываемых в Российской Федерации национальных стандартов аудита;

Сопоставить международные аудиторские стандарты с национальными федеральными правилами (стандартами) аудита, принятыми в России;

Проанализировать связь системы аудиторских стандартов с существующей системой нормативного регулирования аудиторской деятельности.

2.1. Основные принципы аудита

Принципы, как отмечал известный немецкий философ Кант, человек возлагает на себя с торжественностью обета, они возвышаются над меняющимися желаниями, потребностями и обстоятельствами.

Одна из особенностей профессии аудитора заключается в том, что на аудиторах лежит огромное бремя ответственности, но их действия обычно нечасто подвергаются проверке. Именно поэтому западные деловые круги, основываясь на критерии нравственности, ставят профессию аудитора в один ряд с миссией священника.

Деятельность аудиторов регулируется международными стандартами аудита (МСА) (International Auditing Guidelines – IAG ).

Требования (принципы), предъявляемые к специалистам аудита и к процессу аудирования, описаны в МСА 200 «Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности».

Цель аудита финансовой отчетности изложена в п. 2 МСА 200, согласно которому аудит финансовой отчетности призван дать аудитору возможность выразить мнение о том, составлена ли финансовая отчетность во всех существенных аспектах в соответствии с установленными правилами формирования финансовой отчетности.

Общие принципы аудита, описанные в МСА 200, можно разделить на две группы:

1) основные принципы, регулирующие аудит;

2) основные принципы проведения аудита.

Основные принципы, регулирующие аудит , – этические и профессиональные нормы, определяющие взаимоотношения аудитора (аудиторской фирмы) и клиента. Эти принципы должны соблюдаться аудиторами и аудиторскими фирмами при оказании всех аудиторских услуг и учитываться при разработке нормативных документов, регулирующих аудит.

Основные принципы проведения аудита , т. е. правила, определяющие этапы и элементы аудиторской проверки.

Основные принципы, регулирующие аудит, изложены в Кодексе этики профессиональных бухгалтеров, разработанном МФБ. При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться следующими этическими и профессиональными принципами:

Независимость, честность и объективность;

Профессиональная компетентность и надлежащая добросовестность;

Конфиденциальность информации;

Профессиональное поведение;

Следование техническим стандартам.

Независимость, честность и объективность аудитора. Независимость аудитора – отсутствие какой-либо финансовой или иной имущественной заинтересованности аудитора в проверяемой компании. Например, аудитор не может проверять компанию, одним из собственников которой он является, а также не может участвовать в проверке, если с высшими должностными лицами компании-клиента его связывают родственные отношения. Аудитор не должен давать никакого повода для сомнений в своей независимости и объективности своего заключения.

Аудитор должен быть честным и объективным, его мнение и заключение – непредвзятыми и беспристрастными.

Профессиональная компетентность и надлежащая добросовестность аудитора. Аудитор должен обладать необходимой профессиональной квалификацией, заботиться о ее поддержании на должном уровне, соблюдать требования нормативных документов. Аудитор не должен делать вид, что он имеет опыт или экспертные знания, которыми в действительности не обладает. Приобретение профессиональной компетентности в аудите можно подразделить на две фазы:

а) достижение уровня профессиональной компетентности;

б) поддержание уровня профессиональной компетентности.

Первая фаза требует высокого уровня общего образования, за которым должны следовать специальное образование, повышение квалификации и сдача экзаменов по соответствующим дисциплинам по профессии – аттестация, а также определенный период работы по специальности.

На второй фазе должны постоянно отслеживаться изменения в законодательных и нормативных актах, развитие бухгалтерской и аудиторской профессий.

Конфиденциальность информации. Информация, полученная аудитором в ходе проверки или оказания других аудиторских услуг, является конфиденциальной и может быть использована или передана третьим лицам только с согласия клиента (данного в письменной форме) или по решению суда. Принцип конфиденциальности должен соблюдаться безусловно, даже если разглашение или распространение информации о клиенте не наносит ему материального или иного ущерба.

Профессиональное поведение. Привлекая к работе других аудиторов или вспомогательный персонал, аудитор должен быть уверен в их профессиональной компетентности и контролировать качество их работы. Аудитор не должен оказывать клиентам какие-либо услуги, если он не обладает достаточной квалификацией в данной области или не уверен в правильности своих рекомендаций.

Аудитор, работая с клиентом, должен использовать все свои знания и опыт, быть в курсе последних нововведений и изменений в области бухгалтерского учета, налогообложения и др.

Следование техническим стандартам. Для достижения цели аудита финансовой отчетности аудитор должен проводить аудиторские проверки в соответствии с МСА. В них содержится описание основных принципов и необходимых процедур, а также соответствующие рекомендации, представленные в форме пояснительного и иного материала.

Основными принципами проведения аудита являются следующие.

Определение объема аудита. Термин «объем аудита» относится к аудиторским процедурам, считающимся необходимыми для достижения цели аудита. Процедуры, необходимые для проведения аудита согласно МСА, должны определяться аудитором с учетом требований МСА, соответствующих профессиональных организаций, законов, нормативных актов и, если нужно, с учетом условий договоренности с клиентом. Аудитор должен получить достаточное представление обо всех сторонах финансово-хозяйственной деятельности субъекта проверки, организации его бухгалтерского учета и внутреннего контроля, чтобы адекватно спланировать проверку и получить данные, достаточные для составления объективного аудиторского заключения.

Планирование аудита. Планировать проведение аудита следует на основе предварительного анализа деятельности проверяемой организации, оценки масштаба предстоящих работ и системы внутреннего контроля.

Необходимо определить процедуры, которые следует использовать в процессе проверки, а также установить, нужно ли привлекать к работе других аудиторов, экспертов и вспомогательный персонал, и спланировать их деятельность, получив согласие клиента.

Использование работы других специалистов не снимает с аудитора ответственности за аудиторское заключение.

Аудитору нужно дать оценку систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, принятых в проверяемой организации, чтобы определить вероятность возникновения ошибок, влияющих на достоверность финансовой отчетности. На основе такой оценки определяют содержание, масштаб и количество аудиторских процедур.

Аудиторские доказательства (данные аудита) и аудиторская документация. В ходе проверки аудитору требуется собрать доказательства того, что финансовые отчеты составлены в соответствии с действующим законодательством и нормативами бухгалтерского учета и являются достоверными.

Согласно МСА аудит призван обеспечить достаточную уверенность в том, что рассматриваемая в целом финансовая отчетность не содержит существенных искажений.

Важнейшие аудиторские доказательства (данные аудита) должны быть задокументированы. При необходимости аудитор может составлять рабочие документы, требующие для аудиторских процедур (ведомости, схемы и др.). Аудиторская документация является собственностью аудитора, однако информация, содержащаяся в ней, конфиденциальна и не подлежит использованию и (или) разглашению без согласия клиента.

Аудиторское заключение и аудиторский отчет. Аудитор излагает итоги проверки и выводы в аудиторском отчете и заключении. В отчете и заключении обязательно должно быть указано на достоверность финансовых отчетов, их соответствие во всех существенных аспектах действующему законодательству и нормативным документам по учету и отчетности. Составление заключения, подтверждающего финансовую отчетность с ограничениями (оговорками) либо вообще не подтверждающего ее, должно быть хорошо обосновано.

Стандарт разграничивает ответственность за финансовую отчетность. Необходимо разделять ответственность за финансовые отчеты и за аудиторское заключение. Аудитор ответствен только за выражение мнения о финансовой отчетности. Ответственность за подготовку, содержание и представление финансовой отчетности несет руководство проверяемой организации.

2.2. Аудиторские стандарты, их значение и необходимость унификации

С развитием транснациональных корпораций, интеграцией и превращением аудиторских фирм в крупные международные группы появилась потребность в унификации аудита в международном масштабе, так как проблемы в области аудита практически одинаковы во всем мире.

Разработкой профессиональных требований на международном уровне занимаются несколько организаций, в том числе МФБ. В рамках МФБ аудиторскими стандартами занимается Комитет по международной аудиторской практике (КМАП) (International Auditing Practicies Commitee – IAPC ), действующий на правах постоянного автономного комитета.

МСА, которые издает КМАП, преследуют две цели:

1) способствовать развитию профессии аудитора в странах, где уровень профессионализма ниже общемирового;

2) унифицировать по мере возможности подход к аудиту в международном масштабе.

Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит.

Аудиторские стандарты формируют единые базовые требования, определяющие нормативные требования к качеству и надежности аудита и обеспечивающие определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении. С изменением экономических условий аудиторские стандарты подлежат периодическому пересмотру для максимального удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчетности.

На базе аудиторских стандартов формируются учебные программы для подготовки аудиторов, а также единые требования для проведения экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью.

Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов.

Таким образом, значение стандартов состоит в том, что они:

Обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;

Содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;

Помогают пользователям понять процесс аудиторской проверки;

Создают общественный имидж профессии;

Устраняют контроль со стороны государства;

Помогают аудитору вести переговоры с клиентом;

Обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса.

2.3. Деятельность Комитета по международной аудиторской практике в области разработки стандартов аудита

КМАП является постоянным органом Совета МФБ, состоящего из 13 стран и 4 организаций.

В настоящее время Совет включает представителей бухгалтерских органов Австралии, Канады, Франции, Германии, Италии, Японии, Иордании, Кореи, Нидерландов, Южной Африки, Объединенного королевства Великобритании, США, а также представителей Северной федерации государственных бухгалтеров, Международного координационного комитета ассоциаций финансовых аналитиков и др.

Члены КМАП назначаются соответствующими организациями – членами МФБ в странах, выбранных Советом МФБ. Представители, входящие в КМАП, должны быть членами одной из организаций, являющейся членом МФБ. А для обеспечения широкого разнообразия во взглядах в состав подкомитетов КМАП могут входить отдельные лица из стран, не представленных в КМАП. Необходимую информацию можно запрашивать из других организаций.

На КМАП возложена обязанность выпуска по поручению Совета МФБ МСА и сопутствующих услуг, а также положений о международной аудиторской практике (ПМАП). ПМАП разрабатываются с целью предоставления практической помощи аудиторам в соблюдении стандартов и обеспечения надлежащей аудиторской практики. Они не имеют силы стандартов.

Опишем этапы разработки МСА и положений о международной аудиторской практике (ПМАП).

1. КМАП делегирует подкомитету ответственность за составление конкретного проекта стандарта или положения. Методика работы КМАП заключается в отборе определенных тем, предназначенных для подробного изучения подкомитетами, созданными специально для этой цели.

2. Подкомитет изучает предварительно собранную информацию, представленную в виде положений, рекомендаций, исследований, а также материалов или проектов стандартов, опубликованных организациями – членами МФБ, региональными и иными организациями.

3. Разработка проекта стандарта или положения, который затем представляется для обсуждения в КМАП.

4. При одобрении 3/4 общего числа членов КМАП проект стандарта или положения представляется на рассмотрение всем организациям – членам МФБ, а также международным организациям, заинтересованным в его принятии.

5. Комментарии и предложения по проекту рассматриваются соответствующим подкомитетом с последующей передачей КМАП, после чего в проект вносятся необходимые изменения.

6. При одобрении 3/4 общего числа членов КМАП документ выпускается как окончательный норматив аудита.

В каждой стране должно осуществляться локальное регулирование международных стандартов в соответствии с установленной практикой. Такое регулирование возможно путем принятия национальных стандартов, инструкций и положений, издаваемых законодательными органами. Например, в некоторых странах (Австралии, Бразилии, Индии, Голландии) международные стандарты используются в качестве базы для разработки национальных стандартов аудита .

В странах, где решено не разрабатывать собственные стандарты аудита (Кипр, Малайзия, Нигерия, Фиджи, Шри-Ланка), МСА могут восприниматься в качестве национальных. В помощь странам – членам МФБ, которые хотят принять МСА в качестве национальных стандартов, КМАП подготовил текст заявления. Примерный текст заявления может быть использован для определения юридической силы принимаемых стандартов и возможности их применения в конкретной стране.

В наиболее экономически развитых странах, имеющих национальные стандарты аудита (Канаде, Великобритании, Ирландии, США), международные стандарты просто принимаются к сведению, но не превалируют над национальными.

Внутрифирменные стандарты аудита базируются, как правило, на национальных стандартах, детализируя их. Например, фирма «Делойт энд Туш» выработала стандарты по оплате аудита и сопутствующих услуг, которая несколько ниже, чем по стандартам, используемым конкурирующими аудиторскими фирмами.

Таким образом, стандарты аудита разделяются следующим образом:

1) международные;

2) национальные;

3) внутрифирменные.

2.4. Система международных стандартов аудита

Стандарты аудиторской деятельности – это нормативные правовые документы, регламентирующие единые требования к порядку осуществления, оформления и оценки качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценки их квалификации.

Таким образом, стандарты – это определенные требования:

К самому аудитору;

Процессу аудита;

Аудиторскому заключению.

Система МСА состоит из девяти взаимозависимых последовательных разделов:

1. Введение

2. Обязанности

3. Планирование

4. Система внутреннего контроля

5. Аудиторские доказательства

6. Использование результатов работы третьих лиц

7. Аудиторские выводы и заключения

8. Специальные области аудита

9. Сопутствующие услуги.

В данной системе можно также выделить укрупненную группировку, представленную в табл. 2.


Таблица 2

Система МСА

I. Общие стандарты характеризуют требования, которым должны соответствовать квалификация и личностные качества аудитора.

1. Проверка должна проводиться лицом или лицами, имеющими надлежащую техническую подготовку и квалификацию аудитора (компетентность ).

2. По всем вопросам, касающимся выполняемой работы, точка зрения аудитора или аудиторов должна постоянно оставаться независимой (независимость ).

3. При проведении проверки и составлении отчета необходимо подходить к этому с должной профессиональной тщательностью, вниманием и объективностью .

II. Рабочие стандарты (проведения аудита).

4. Работа должна быть достаточно хорошо спланирована , и за вспомогательным персоналом, если он есть, должен осуществляться надлежащий контроль .

5. Должна быть проведена надлежащая оценка существующей системы внутреннего контроля , чтобы установить, можно ли на нее полагаться, и определить на основе этого объем проверок.

6. Должны быть получены достаточно компетентно представленные материалы, используемые в качестве доказательств , путем:

Обследования;

Проверки;

Наблюдения;

Инспекции;

Опросов и подтверждений;

Математических расчетов и анализа – для обоснования заключения по проверяемым финансовым отчетам.

III. Стандарты отчетности – правила, касающиеся отчетов по результатам аудиторской проверки.

7. В своем отчете аудитор должен указать, какие именно финансовые отчеты проверялись, определить, соответствуют ли они общепринятым правилам бухгалтерского учета.

8. Аудитор должен указать, соблюдались ли правила ведения учета в текущем периоде по сравнению с предшествующим периодом.

9. Сведения, содержащиеся в финансовых отчетах, признаются достаточными и правильными , если в аудиторском отчете не сказано другое.

10. Отчет аудитора должен содержать четкое и определенное описание характера проделанной аудитором проверки и заключение по поводу финансовых отчетов в целом или указание причины, по которой заключение не может быть составлено.

Если в финансовых отчетах встречаются неточности, по которым у аудитора и клиента возникают разногласия, аудитор обязан это отразить в своем отчете.

IV. Специфические стандарты – стандарты, используемые при осуществлении услуг, сопутствующих аудиту.

Стандарты аудита не содержат детализированных инструкций их применения и определяют в основном направления, порядок и цель того или иного вида деятельности аудитора. Эти стандарты рассчитаны на высокий профессиональный уровень, компетентность и самостоятельность аудиторов.

В конце каждого МСА приводится раздел «Перспективы государственного сектора», в котором раскрываются характерные при аудите деятельности государственных учреждений случаи, требующие пояснения или дополнения. МСА, в которых такого раздела нет, применяются к аудиту финансовой отчетности в государственном секторе во всех существенных аспектах.

2.5. Основное содержание международных стандартов аудита и сопутствующих ему услуг

Как видно из перечня в табл. 2, МФБ разработала и утвердила 39 международных стандартов аудита, которые включают 35 стандартов по аудиту, глоссарий и три стандарта по сопутствующим услугам.

Кроме того, разработано и утверждено более 10 ПМАП, а именно:

ПМАП 1000 «Процедуры межбанковского подтверждения»;

ПМАП 1001 «Среда ИТ – автономные персональные компьютеры»;

ПМАП 1002 «Среда ИТ – онлайновые компьютерные системы»;

ПМАП 1003 «Среда ИТ – системы баз данных»;

ПМАП 1004 «Взаимодействие инспекторов по банковскому надзору и внешних аудиторов»;

ПМАП 1005 «Особенности аудита малых предприятий»;

ПМАП 1006 «Аудит международных коммерческих банков»;

ПМАП 1007 «Контакты с руководством клиента»;

ПМАП 1008 «Оценка рисков и система внутреннего контроля – характеристики КИС и связанные с ними вопросы»;

ПМАП 1009 «Методы аудита с использованием компьютеров»;

ПМАП 1010 «Учет экологических вопросов при аудите финансовой отчетности» и др.


Таблица 3

2.6. Требования к структуре российских аудиторских стандартов

Существуют два подхода к регулированию аудиторской деятельности в конкретной стране:

1) признание МСА;

2) разработка национальных стандартов аудита.

При первом подходе применять МСА в качестве национальных могут только страны, которые являются членами МФБ. Для этого нужно заявить о своем решении принять МСА в качестве основы для утвержденных стандартов аудита и сопутствующих услуг в своей стране. После получения надлежащего разрешения МФБ организации – члены МФБ получают право на перевод данных документов.

При обсуждении обоих подходов в нашей стране большинством специалистов было принято решение о разработке отечественных стандартов аудита с учетом национальных традиций и сложившуюся практику и терминологию аудита. Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ протоколом № 6 от 25 декабря 1996 г. был утвержден Перечень терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности, который соответствовал Временным правилам аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2263. Целью Перечня было изложение основных терминов и определений, употребляемых при осуществлении аудиторской деятельности, в том числе для обеспечения единства трактовки терминов во всех правилах (стандартах) аудиторской деятельности.

В разработке проектов правил (стандартов) аудита наряду с Научно-исследовательским финансовым институтом при Минфине России участвовали вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Казани, ряд аудиторских фирм. К этим мероприятиям было привлечено свыше 30 специалистов в области учета и аудита. В результате активной работы к 2001 г. в России были разработаны и утверждены 38 правил (стандартов) аудиторской деятельности, носивших рекомендательный характер.

В октябре 2000 г. при участии Международного центра реформ системы бухгалтерского учета был опубликован первый официальный перевод МСА на русский язык. В 2001 г. МФБ выпустила второе официальное издание сборника МСА и Кодекса этики профессиональных бухгалтеров на русском языке. Обновленное и дополненное издание, являясь первоисточником обобщенной международной аудиторской практики, показало нестыковку в принятой за рубежом и отечественной практике аудита терминологии.

Кроме того, в предисловии к «Международным стандартам аудита и сопутствующих услуг» был четко определен их статус. Так, в п. 9 сказано, что «Международные стандарты аудита (МСА) предназначены для применения при аудите финансовой отчетности. Кроме того, Международные стандарты аудита, адаптируемые по необходимости, применяются при аудите иной информации и предоставлении сопутствующих услуг». А в п. 12 подчеркнуто, что «в исключительных обстоятельствах для более эффективного выполнения задач аудитор может посчитать необходимым отступить от международного стандарта аудита. В случае возникновения такой ситуации аудитор должен быть готов аргументировать подобное отступление».

В этом же документе был решен и вопрос расхождений положений МСА с местными (национальными) положениями (стандартами). Согласно п. 16 предисловия МСА не отменяют местных положений, регулирующих аудит финансовой или иной информации в каждой отдельной стране. Если местные положения отличаются либо противоречат МСА в определенных аспектах, то организациям – членам МФБ необходимо следовать обязательствам членства, предусмотренным в Конституции МФБ, т. е. работать в направлении осуществления данного МСА по мере возможности и в том объеме, который представляется реальным в местных условиях.

После принятия Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» проблема несоответствия терминологии и положений стандартов и правил аудиторской деятельности обострилась, так как названные правила (стандарты) были написаны в соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, отмененными названным Федеральным законом.

С 2002 г. началась работа по обновлению национальных стандартов аудита, которые с принятием постановления Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 получили название федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Разработка стандартов аудиторской деятельности в России основана на предположении, что каждый из них должен определять какую-то часть или сторону аудиторской деятельности, быть кратким и лаконичным, но содержать достаточно полное описание требований к регулированию объекта стандарта.

Принята принципиальная схема стандарта (табл. 4).


Таблица 4

Принципиальная схема стандарта


Значение разработки федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности трудно переоценить. Их появление – еще один шаг цивилизованного аудита в России.

В настоящее время коллективом ученых и специалистов разработаны 23 федеральных правила (стандарта) аудиторской деятельности. Сравнение данных правил с аналогичными МСА приведено в табл. 5.


Таблица 5

Сравнение федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, принятых в Российской Федерации, и аналогичных МСА

2.7. Место стандартов в системе нормативного регулирования аудиторской деятельности

Формирование рыночных отношений в России требует быстрейшего становления организации и методики аудиторской деятельности в Российской Федерации с учетом опыта, который уже накоплен мировой практикой. В соответствии с принятой за рубежом концепцией нормативного регулирования аудита, состоящей из трех уровней, должна строиться и система управления этим экономическим институтом в нашей стране.

Первый уровень системы нормативного регулирования аудиторской деятельности в нашей стране по аналогии с системой нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации представлен законодательными актами, постановлениями Правительства РФ и указами Президента РФ . К первому уровню можно, в частности, отнести следующие нормативные акты:

1) Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон об аудиторской деятельности);

2) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

3) постановление Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации»;

4) Положение о лицензировании аудиторской деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 29 марта 2002 г. № 190.

Базовым документом первого уровня, регулирующим правовые основы аудиторской деятельности, является Закон об аудиторской деятельности . Этот документ – основной законодательный акт прямого действия, определяющий место аудита в финансово-хозяйственной деятельности организаций. Принятие названного Закона было особенно важно для условий России, где аудит в чистом виде практически отсутствовал и подменялся различными формами и видами государственного и ведомственного контроля.

Второй уровень системы нормативного регулирования аудиторской деятельности представлен стандартами аудиторской деятельности . Их основное назначение – установление норм аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности, прежде всего арбитражем. Стандарты играют важную роль в унификации всех аспектов аудиторской деятельности, прав, обязанностей аудиторов и клиентов, пользующихся их услугами.

Разумеется, стандарты – это не директивные указания государственных органов, которыми всем следует руководствоваться, а рекомендации, которые аудиторы во всех странах, где есть аудит, добровольно используют в своей работе.

В Законе об аудиторской деятельности национальные стандарты аудита получили название правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Правила (стандарты) аудиторской деятельности (ПСАД) – единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

Согласно Закону об аудиторской деятельности правила (стандарты) аудиторской деятельности подразделяются следующим образом:

1) федеральные ПСАД;

2) внутренние ПСАД, действующие в профессиональных аудиторских объединениях;

3) ПСАД аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Перечень необходимых федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности (ФПСАД) в Российской Федерации определен в соответствии с рекомендациями Комитета по международной аудиторской практике (КМАП). Всего КМАП предложено к разработке 39 стандартов в соответствии с системой МСА. Что касается ФПСАД, то они утверждаются Правительством РФ. Разработанные и утвержденные к настоящему времени ФПСАД перечислены в табл. 5.

ФПСАД обязательны для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер.

К сожалению, в настоящее время еще не завершилась разработка всех ФПСАД, которые бы полностью соответствовали МСА и сделали бы четкими и конкретными правоотношения, возникающие при осуществлении аудита в России.

Профессиональные аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов внутренние ПСАД, которые не могут противоречить ФПСАД. При этом требования внутренних правил не могут быть ниже требований федеральных правил.

Кроме того, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные ПСАД, которые также не могут противоречить федеральным правилам. При этом требования ПСАД аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований как федеральных правил, так и внутренних правил профессионального аудиторского объединения, членами которого они являются.

Документы третьего уровня являются вспомогательными . Их основная цель – помочь в реализации требований стандартов, разработке прогрессивных приемов и рациональных способов организации аудиторской деятельности.

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации в настоящее время находится в стадии становления. Ее текущее состояние можно характеризовать следующим образом:

Основной документ первого уровня – Закон об аудиторской деятельности – разработан и широко используется при регулировании аудиторской деятельности;

Второй уровень представлен 23 национальными правилами (стандартами) аудиторской деятельности – ФПСАД;

Документы третьего уровня составляют сегодня основную часть применяемых в аудиторской практике в Российской Федерации нормативов. К ним относятся конкретные нормативные акты по отдельным областям аудита: общий аудит, банковский аудит, аудит страховых организаций, аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.

Вопросы и задания для самопроверки и собеседования

1. Какая международная организация занимается разработкой стандартов аудита и сопутствующих услуг?

2. Назовите этапы разработки стандартов аудита.

3. В чем состоит значение стандартов аудита?

4. Как подразделяются стандарты аудита в зависимости от масштаба применения?

5. Какие взаимосвязанные части образуют систему стандартов аудиторской деятельности?

6. Каково назначение общих стандартов аудита? Приведите примеры таких стандартов.

7. Для чего нужны рабочие стандарты аудита? Приведите примеры этих стандартов.

8. Какие правила раскрываются в стандартах отчетности? Приведите примеры таких стандартов.

9. Как называются стандарты, используемые для осуществления услуг, сопутствующих аудиту?

10. Сколько всего МСА разработано и утверждено МФБ?

11. Как организована разработка стандартов аудита в Российской Федерации?

12. Какая принципиальная схема принята для отечественных стандартов аудита?

13. Сколько ФПСАД разработано в Российской Федерации к настоящему времени?

14. Сколько уровней в системе нормативного регулирования аудита за рубежом?

15. Назовите основной документ системы нормативного регулирования аудита.

16. Какие документы составляют второй уровень системы нормативного регулирования аудита?

17. Какова цель документов третьего уровня системы нормативного регулирования аудита?

18. Назовите основные принципы аудита.

19. Как вы представляете себе дальнейшее развитие системы нормативного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации?

Американский экономист Дж. К. Робертсон обращает внимание на то, что в профессиональной сфере существуют два этических аспекта — общая этика (духовный аспект) и профессиональная этика (практический аспект). Маутц и Шараф так определяли общую и профессиональную этику: «Этика поведения аудиторов и представителей любой другой профессии является не более, чем узкое применение общих понятий этики поведения, разработанных философами для всех людей. Общая теория этики является источником этических норм аудиторов».

Для урегулирования вопросов Международной федерацией бухгалтеров разработан и принят Кодекс этики профессиональных бухгалтеров (аудиторов) .

Основу методологии и организации аудита определяют его концепции и постулаты. Концепции устанавливают основные направления теории аудита и ее развития, совершенствования. Под постулатом аудита понимается определенное положение, предположение, утверждение, принимаемое без доказательств, пока не будет доказано обратное и используется для построения системы стандартов и норм (правил, инструкций и т.п.), регулирующих сферу .

Любой Кодекс этики прежде всего определяет фундаментальные принципы профессионального поведения аудиторов, которые выражают основные догматы профессионального поведения. Если принципы определяют определенную цель и выражают общие идеалы, к которым должны стремиться аудиторы, то правила профессионального поведения устанавливают минимальный уровень приемлемого поведения. К правилам дополнительно могут разрабатываться дополнения, которые их конкретизируют или расширяют, а также этические стандарты. Аудиторы должны максимально соблюдать правила и этические стандарты, а в случае отклонения от них — аргументировать и объяснять свои действия и решения.

Общими принципами аудиторской этики являются:

  1. независимость;
  2. объективность;
  3. компетентность;
  4. конфиденциальность;
  5. честность;
  6. профессиональное поведение;
  7. профессиональные нормы и технические стандарты;
  8. надлежащая (разумная) тщательность.

Кроме фундаментальных принципов профессиональной этики аудиторов существуют общие , то есть правила оказания аудиторских услуг и выполнения , которые формируются на основе требований Международных стандартов аудита и Национальных нормативов аудита. В Национальных нормативах аудита № 2 «Основные требования к аудиту» указано, что основные требования, регулирующие аудиторскую деятельность, делятся на две основные группы: этические и методологические.

К основным методологическим принципам аудита относят следующие:

  1. оценка значимости и достоверности ;
  2. оценка надежности систем и ;
  3. выбор методики и техники аудита, его методов и приемов;
  4. определение критериев существенности и достоверности;
  5. соблюдение методики оценки ;
  6. правила осуществления ;
  7. применения критериев оценки аудитором ;
  8. анализ информации, ее обобщение и формулирование выводов.

Основными принципами организации аудита являются:

  1. планирование;
  2. документирование;
  3. ответственность за сделанные выводы;
  4. взаимодействие аудиторов;
  5. привлечение экспертов;
  6. полное и объективное информирование клиентов;
  7. контроль качества работы аудитора;
  8. договорные отношения;
  9. взаимодействие с клиентом в процессе проверки;
  10. соблюдение принципов профессиональной этики аудиторов;
  11. соблюдение последовательности процесса аудита.

Помимо основных принципов организации аудита выделяют также и такие как:

  • рациональность;
  • научность;
  • экономичность;
  • полнота;
  • действенность;
  • целесообразность.

Актуальность, надежность и достаточность аудиторских доказательств зависят от объема проверенной информации и от готовности руководства предприятия организовать эффективную . Профессиональное соблюдение аудиторами общепринятых стандартов аудита обеспечивает надлежащее качество аудита и однозначное понимание результатов пользователями . Аудиторские доказательства должны быть достаточными и компетентными для выражения мнения о достоверности финансовой отчетности.

Независимость . Этот принцип является одним из основополагающих в аудите. Следует неукоснительно соблюдать положения Закона «Об аудиторской деятельности» и Кодекса этики международной федерации бухгалтеров, в которых отмечается, что «публично практикующие профессиональные бухгалтеры должны быть свободными и выглядеть свободными от любой заинтересованности, которая может быть признана (независимо от ее действительных последствий) несовместимой с принципами порядочности, объективности и независимости».

Принцип объективности возлагает на аудитора обязанность быть беспристрастным, честным, свободным от конфликта и личных интересов.

Компетентность определяет обязательность владения аудитором достаточными профессиональными знаниями и навыками, которые бы давали ему возможность качественно выполнять свою работу.

Согласно кодексов профессиональной этики (международного и национального) профессиональную компетентность следует разделить на две фазы:

  1. достижение уровня профессиональной компетентности;
  2. поддержание профессиональной компетентности на надлежащем уровне.

Принцип конфиденциальности предусматривает неразглашение аудитором без согласия клиента информации, полученной во время проверки (за исключением случаев, предусмотренных законодательством) и недопустимости ее использования для собственных корыстных целей или третьей стороны.

Принцип честности заключается в наличии у аудитора таких черт как справедливость, правдивость, порядочность при исполнении своих профессиональных обязанностей.

Профессиональное поведение — важный принцип аудиторской этики, который требует от аудитора соблюдения положений действующего законодательства, быть доброжелательным, добросовестным, внимательным к клиентам и коллегам, защищать интересы владельцев хозяйствующего субъекта и общества в целом; оказывать необходимую помощь и предоставлять советы клиентам, не создавать нечестную конкурентную борьбу за клиентов; не проявлять в отношении клиентов хитрость, обман или любые принудительные методы подписания договора, получения информации или выплаты гонорара.

Профессиональные нормы и технические стандарты . Данный принцип предусматривает предоставление аудитором своих услуг в соответствии с установленными техническими и профессиональными стандартами (Международных стандартов аудита, Национальных нормативов аудита, Кодекса профессиональной этики, внутрифирменных стандартов).

Надлежащая (разумная) тщательность . Необходимость этого принципа объясняется спецификой профессии : отдельные ошибки и неточности в отчетности могут оставаться невыявленными аудитором по объективным причинам, поэтому возникает аудиторский риск. Следует исходить из аксиомы, что аудитор не должен заверять абсолютную точность проверенных им отчетов. В связи с этим аудитор должен проявлять надлежащую (разумную) тщательность в своей работе, то есть такую, которая находится в пределах здравого смысла.

Аудитор в ходе планирования и проведения аудита должен проявлять профессиональный скептицизм и понимать, что могут существовать обстоятельства, влекущие за собой существенное искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Проявление профессионального скептицизма означает, что аудитор критически оценивает весомость полученных аудиторских доказательств и внимательно изучает аудиторские доказательства, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям руководства либо ставят под сомнение достоверность таких документов или заявлений. В ходе аудита аудитор должен проявлять профессиональный скептицизм чтобы, в частности, не упустить из виду подозрительные обстоятельства, не сделать неоправданных обобщений при подготовке выводов, не использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема , а также при оценке их результатов.

При планировании и проведении аудита аудитор не должен исходить из того, что руководство аудируемого лица является бесчестным, но не должен предполагать и безоговорочной честности руководства. Устные и письменные заявления руководства не являются для аудитора заменой необходимости получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для подготовки разумных выводов, на которых можно было бы базировать аудиторское мнение.

Основоположниками постулатов аудита стали Х.А.Шараф и Р.К.Мауц, которые сформулировали восемь главных постулатов аудита :

  1. Финансовая отчетность и финансовые показатели могут быть проверены.
  2. Конфликт интересов аудитора и администрации не является неизбежным.
  3. Финансовая отчетность и другая информация, которая подлежит проверке, не содержит обусловленных тайным заговором ошибок или других необычных искажений.
  4. Удовлетворительная система внутреннего контроля устраняет возможность несоответствий (нарушений правил работы).
  5. Постоянное соблюдение позволяет создать объективное представление о и результатах хозяйственной деятельности.
  6. То, что было справедливо для предприятия в прошлом, будет справедливым и в будущем, если нет доказательств обратного.
  7. Если проверка финансовой информации выполняется с целью выражения независимого мнения, то деятельность аудитора регламентируется исключительно его полномочиями.
  8. Профессиональный статус независимого аудитора адекватен его профессиональным обязанностям.

Профессор Я.В.Соколов в своей статье «Десять постулатов аудита» предложил новую систему постулатов:

  1. Отчет должен быть проверенным.
  2. Непроверенный отчет не заслуживает доверия.
  3. Каждая последующая проверка может снижать ценность предыдущих и всегда менее информативная.
  4. При проверке исходят из того, что отчет составлен неверно.
  5. Мнение аудитора зависит от его интересов (профессиональных, моральных и материальных).
  6. Никто не застрахован от ложных выводов.
  7. Интересы администрации фирмы-клиента, ее владельцев и кредиторов не должны совпадать.
  8. Чем больше конфликтов внутри фирмы-клиента, тем надежнее ее отчетность.
  9. Чем меньше конфликтов внутри фирмы-клиента, тем менее надежна ее отчетность (данный постулат является обратным по отношению к предыдущему).
  10. Каждое утверждение аудитора (аудиторское доказательство) должно иметь определенную степень уверенности (надежности).

Украинский ученый В.С.Рудницкий, исследуя суть и значение постулатов аудита предложил две собственные формулировки постулатов аудита:

  1. Если предприятия соответствует его экономической политике и не противоречит действующему законодательству, аудитор может воспринимать финансовую отчетность с высоким уровнем доверия.
  2. Независимые процедуры аудита не должны противоречить интересам заказчика и должны отвечать национальным нормативам аудита.

Таким образом, основу системы регулирования профессиональной деятельности аудиторов составляют фундаментальные концепции и постулаты аудита, общая этика аудиторов и требования общества к аудиту, которые конкретизируются и приобретают юридическое (законодательное) значение в Кодексе профессионального поведения, национальных и международных стандартах аудита.

Потребность в услугах аудитора возникла в связи с обособлением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предпри­ятием (администрация, менеджеры), кто вкладывает средства в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы), а также госу­дарства как потребителя информации о результатах деятельности пред­приятий.

Наличие достоверной информации позволяет повысить эффектив­ность функционирования рынка капитала и дает возможность оцени­вать и прогнозировать последствия принятия экономических реше­ний.

Актуальность курсовой работы заключена, прежде всего, в том, что коллективные собственники - ак­ционеры, пайщики, а также кредиторы не в состоянии самостоя­тельно убедиться в том, что все операции предприятия, многочис­ленные и зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как они обычно не имеют доступа к учетным за­писям и соответствующего опыта, а поэтому нуждаются в услугах аудиторов.

Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.

Цель работы – определиться в понятиях цели и принципах аудита, разобраться в назначении его проведении.

Глава 1. Сущность аудита и аудиторской деятельности

К сожалению, в Законе недостаточно внимания уделено разъяснению основных профессиональных терминов. Фактически этому посвящены всего три статьи. В них даны определения понятий «аудиторская деятельность», «цели аудита», прямо или косвенно раскрыты принципы осуществления аудиторской деятельности, приведен список сопутствующих аудиту услуг, обозначен статус аудиторского заключения.

Целью аудита, как это определено в ст. 1 Закона, является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Хотелось бы обратить внимание на три момента.

Во-первых, законодательно значительно сужен объем аудита в части анализа степени соответствия деятельности общества действующему законодательству.

Если Временными правилами аудитору фактически вменялось в обязанность определение соответствия финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации, то теперь речь идет только об определении соответствия законодательству порядка ведения бухгалтерского учета.

Во-вторых, из определения целей аудита почему-то «исчез» критерий существенности.

Аудитор не проводит сплошную проверку. Как правило, и это вполне допустимо, проверка проводится выборочным методом. Поэтому аудитор не может и не должен говорить о том, что отчетность абсолютно достоверна.

Аудитор должен выразить мнение о достоверности отчетности во всех существенных, т.е. значительно влияющих на содержание отчетности, аспектах.

Для достижения цели проверки аудитор должен собрать достаточные и уместные доказательства, позволяющие с приемлемой уверенностью сделать вывод относительно:

1) соответствия бухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки отчетности в Российской Федерации;

2) соответствия бухгалтерской отчетности тем сведениям о деятельности экономического субъекта, которыми располагает аудиторская организация.

На основании изложенного можно сделать вывод, что:

во-первых , как уже говорилось, органы государственного финансового контроля, в том числе налоговые, не являются основными пользователями результатов аудита, хотя и получают резолютивную часть аудиторского заключения в составе бухгалтерской отчетности;

во-вторых, объектом проверки со стороны аудиторов является, прежде всего, бухгалтерская отчетность. Порядок расчета налоговой базы и проверка правильности уплаты налогов анализируются в рамках проверки в объеме, зависящем от ряда субъективных факторов, связанных с конкретным объектом.

§ 1.2. Понятие аудита

Аудит - это лицензируемая предпринимательская деятельность ат­тестованных независимых юридических и физических лиц (аудиторских компаний и отдельных аудиторов) - законных участников экономичес­кой деятельности, направленная на подтверждение достоверности фи­нансовой, бухгалтерской и налоговой отчетности, для уменьшения, до приемлемого уровня информационного риска для заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности, представляемой предприяти­ем (организацией) собственникам, а также другим юридическим и физи­ческим лицам.

Данное определение аудита отражает:

· единую цель проведения аудита - подтверждение достоверности отчетности, снижение риска использования ее в экономической деятельности;

· единые требования ведения аудита - наличие аттестатов и лицен­зий;

· единые и обязательные условия - аудит проводится независимы­ми субъектами.

§ 1.3. Сущность аудиторской деятельности

Под аудитом бухгалтерской отчетности в правилах (стандартах) ауди­торской деятельности в РФ понимается независимая проверка, осуще­ствляемая аудиторской организацией и имеющая своим результатом выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

На макроэкономическом уровне аудит выступает как элемент ры­ночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами:

а) бухгалтерская отчетность используется для принятия решений заинтересованными пользователями ее, в том числе руководством, уча­стниками и собственниками имущества экономического субъекта, ре­альными и потенциальными инвесторами, работниками, заимодавца­ми, поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, орга­нами власти и общественностью в целом;

б) бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жиз­ни; помимо этого, достоверность бухгалтерской отчетности не обеспе­чивается автоматически ввиду возможностей пристрастности ее соста­вителей;

в) степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересован­ных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономических субъектов.

Помимо аудиторских проверок аудиторы и аудиторские фирмы мо­гут оказывать связанные с аудитом услуги по постановке, восстановле­нию и ведению бухгалтерского учета, составлению деклараций о дохо­дах и, бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализу финансово-хо­зяйственной деятельности, оценке активов и пассивов экономического субъекта, консультированию в вопросах финансового, налогового, бан­ковского и иного хозяйственного законодательства, а также проводить обучение и оказывать другие услуги по профилю своей деятельности.

Согласно определению проверка достоверности отчетности прово­дится независимым аудитором.

Независимость аудитора определяется:

Свободным выбором аудитора (аудиторской фирмы) хозяйствую­щим субъектом;

Договорными отношениями между аудитором (аудиторской фирмой) и клиентом, что позволяет аудитору свободно выбирать своего клиента и быть независимым от указаний каких-либо государ­ственных органов;

Возможностью отказать клиенту в выдаче аудиторского заключения до устранения отмеченных недостатков;

Невозможностью аудиторской проверки при родственных или деловых отношениях с клиентом, превышающих договорные отношения по поводу аудиторской деятельности;

Запрещение аудиторам и аудиторским фирмам заниматься хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельностью, не связанной с выполнением аудиторских, консультационных и других услуг, разрешенных законодательством.


Глава 2. Цели и задачи аудита

Цель аудита определяется законодательством, системой норматив­ного регулирования аудиторской деятельности, договорными обяза­тельствами аудитора и клиента.

Целями аудита бухгалтерской отчетности, как это определено в правиле (стандарте) РФ «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности», являются формирование и выражение мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях.

В ходе аудита бухгалтерской отчетности должны быть получены до­статочные и уместные аудиторские доказательства, позволяющие ауди­торской организации с приемлемой уверенностью сделать выводы от­носительно:

а) соответствия бухгалтерского учета экономического субъекта до­кументам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;

б) соответствия бухгалтерской отчетности экономического субъек­та тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.

§ 2.2. Достоверность бухгалтерской отчетности

Мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности может способствовать большому доверию к этой отчетнос­ти со стороны пользователей, заинтересованных в информации об эко­номическом субъекте.

Вместе с тем пользователи бухгалтерской отчетности не должны трактовать мнение аудиторской организации как полную гарантию будущей жизнеспособности экономического субъекта либо эффектив­ности деятельности его руководства.

Аудиторское заключение, содержащее мнение аудиторской орга­низации о степени достоверности бухгалтерской отчетности, не долж­но трактоваться как гарантия аудиторской организации в том, что не существуют какие-либо иные (помимо изложенных в аудиторском заключении) обстоятельства, влияющие или способные повлиять на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта.

Целью проверки финансовых отчетов являются:

Подтверждение достоверности отчетов или констатация их недо­стоверности;

Контроль за соблюдением законодательства и нормативных доку­ментов, регулирующих правила ведения учета и составления от­четности, методологии оценки активов, обязательств и собствен­ного капитала;

Проверка полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемый период;

Выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных средств.

Основная цель аудита может дополняться обусловленными договором с клиентом задачами выявления резервов лучшего использования финансовых ресурсов, анализом правильности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения предприятия, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов.

§ 2.3. Достижение основной цели проверки

Для достижения основной цели и представления заключения аудитор должен составить мнение по следующим вопросам:

1. Общая приемлемость отчетности: соответствует ли отчетность в целом всем требованиям, предъявленным к ней, и не содержит ли противоречивой информации.

2. Обоснованность: существуют ли основания для включения в отчетность указанных там сумм.

3. Законченность: все ли суммы, которые должны быть включены в отчетность, действительно входят туда? В частности, все ли активы и пассивы принадлежат компании.

4. Оценка: все ли статьи правильно оценены и безошибочно подсчитаны.

5. Классификация: есть ли основания относить сумму на тот счет, на который она записана.

6. Разделение: отнесены ли операции, проводимые незадолго до или непосредственно после даты составления баланса, к тому периоду, в котором были произведены.

7. Аккуратность: соответствуют ли суммы отдельных операций данным, приведенным в книгах и журналах аналитического учета, правильно ли они просуммированы, соответствуют ли итоговые суммы данным, приведенным в Главной книге.

8. Раскрытие: все ли статьи занесены в финансовую отчетность и правильно описаны в самих отчетах и приложениях к ним.

Для реализации этих целей аудитор может использовать различные способы накопления необходимой информации.

Применительно к проверке отдельных групп операций, например для аудиторской проверки товарно-материальных запасов, структура промежуточных целей и положительное (подтверждающее) мнение аудитора будут выглядеть следующим образом:

Общая приемлемость: общая сумма товарно-материальных запасов является приемлемой и в принципе соответствует реальным по­требностям предприятия;

Обоснованность: все товарно-материальные запасы, отраженные в отчетности, существуют на дату составления баланса;

Законченность: все существующие товарно-материальные запасы подсчитаны и внесены в баланс; все товарно-материальные запа­сы являются собственностью предприятия;

Оценка: количество товарно-материальных запасов в учете совпа­дает с имеющимися в наличии; цены, используемые для оценки товарно-материальных запасов, правильны; период применения указанных цен является верным;

Классификация: товарно-материальные запасы правильно класси­фицированы как материалы, незавершенное производство и го­товая продукция;

Разделение: сумма покупки и продажи товарно-материальных за­пасов правильно разделена между двумя периодами;

Аккуратность: общие суммы в книгах аналитического учета то­варно-материальных запасов соответствуют приведенным в Глав­ной книге;

Раскрытие: основные категории товарно-материальных запасов, методы их оценки правильно отражены в отчетности.

Аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей деятельности решают ряд задач, связанных с оказанием аудиторских услуг:

· проверка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, законности хозяйственных операций;

· помощь в организации бухгалтерского учета;

· помощь в восстановлении и ведении учета, составлен и к бухгал­терской (финансовой) отчетности;

· помощь в налоговом планировании и расчете налогов;

· консультирование по отдельным вопросам ведения учета и со­ставления отчетности;

· экспертные оценки и анализ результатов хозяйственной деятель­ности;

· консультирование по широкому кругу финансовых и правовых вопросов, маркетингу, менеджменту, технологическое и эколо­гическое консультирование и др.;

· разработка учредительных документов и др.;

· предоставление информации о будущих партнерах; | информационное обслуживание клиентов;

· другие услуги.

Целями аудита бухгалтерской отчетности являются так же формирование и выражение мнения аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта во всех существенных отношениях.

а) соответствия бухгалтерского учета экономического субъекта документам и требованиям нормативных актов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности в Российской Федерации;

б) соответствия бухгалтерской отчетности экономического субъекта тем сведениям, которыми располагает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.

Мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности может способствовать большему доверию к этой отчетности со стороны пользователей, заинтересованных в информации об экономическом субъекте.

Вместе с тем пользователи бухгалтерской отчетности не должны трактовать мнение аудиторской организации как полную гарантию будущей жизнеспособности экономического субъекта либо эффективности деятельности его руководства.

Аудиторское заключение, содержащее мнение аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности, не должно трактоваться как гарантия аудиторской организации в том, что не существуют какие-либо иные (помимо изложенных в аудиторском заключении) обстоятельства, влияющие или способные повлиять на бухгалтерскую отчетность экономического субъекта.

Глава 3. Принципы проведения аудита

1. независимость;

2. честность;

3. объективность;

4. профессиональную компетентность;

5. добросовестность;

6. конфиденциальность;

7. профессиональное поведение.

Рассмотрим, как реализуются в нормах Закона такие важнейшие принципы аудиторской деятельности, как независимость и конфиденциальность.

§ 3.2. Независимость и конфиденциальность аудиторской проверки

Независимость выражается в отсутствии у аудитора при формировании своего мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности в делах проверяемого субъекта, а также в отсутствии зависимости от третьих лиц. Независимость аудитора должна обеспечиваться как по формальным признакам, так и с точки зрения фактических обстоятельств.

Реализация принципа независимости предполагает достижение аудиторской организацией полной самостоятельности при планировании, проведении и оформлении результатов аудиторской проверки.

Гарантии реализации данного принципа заложены в следующих нормах Закона:

· аудит не может осуществляться в отношении лиц, состоящих с аудитором в близком родстве или свойстве, либо в отношении организаций, должностные лица которых находятся в аналогичном положении;

· аудит не может осуществляться при наличии имущественной зависимости

· между аудитором и аудируемым;

· аудит не может осуществляться в отношении лиц, которым в течение трех предшествующих проверке лет оказывались услуги по восстановлению (ведению) бухгалтерского учета и/или составлению финансовой отчетности;

· порядок выплаты и размер вознаграждения аудитора определяются договором и не могут зависеть от характера сделанных аудитором по результатам проверки выводов и от вида мнения аудитора;

· в ходе проверки аудитор вправе самостоятельно определять формы и методы проведения аудита, проверять в полном объеме имеющуюся документацию, получать всю необходимую информацию от руководства, проверяемого субъекта.

Этому праву корреспондирует обязанность должностных лиц аудируемой организации не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проверке, а также обязанность своевременно и в полном объеме обеспечивать аудиторов необходимыми им для осуществления профессиональной деятельности документами и информацией.

В отношении гарантий реализации принципа конфиденциальности в новом Законе не все однозначно.

С одной стороны впервые законодательное закрепление получило понятие «аудиторская тайна». В соответствии со ст. 8 Закона аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги. Аудиторские организации обязаны обеспечить сохранность сведений и документов, получаемых и/или составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия организаций, которым оказывались аудиторские или сопутствующие аудиту услуги, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

С другой стороны формулировка «случаи, предусмотренные федеральными законами» достаточно размыта. Поэтому обоснованные опасения практикующих аудиторов и их клиентов вызывает отсутствие четкого регламента получения информации от аудиторов органами государственной власти в рамках осуществления последними своих полномочий.

В связи с этим активно обсуждается вопрос о порядке применения норм нового Закона, регламентирующих порядок проведения внешнего контроля качества оказываемых аудиторами услуг. В соответствии со ст. 14 систему проверки качества работы внешними проверяющими устанавливает уполномоченный федеральный орган, который может проводить такие проверки своими силами или делегировать право их проведения аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям, правда, только в отношении участников этих объединений. Здесь и начинаются основные вопросы.

Во-первых, критерии качества в настоящее время не определены. Действующие до вступления в силу Закона Правила (стандарты) аудиторской деятельности соблюдали далеко не все фирмы, а если и соблюдали, то трактовали зачастую по-разному. Даже крупные аудиторские фирмы, разрабатывающие на основе российских и/или международных свои внутренние стандарты, не всегда совпадали друг с другом в методах и приемах проведения проверки, что исключает на сегодняшний день наличие абсолютно одинаковых подходов к аудиту.

К тому же российские стандарты имели не вполне определенный правовой статус. С выходом Закона судьба стандартов вообще становится непонятной.

В соответствии со ст. 22 Закона Правила (стандарты) аудиторской деятельности становятся обязательными только через год. Будут ли эти стандарты тождественны ныне существующим, или они будут ориентированы на международные стандарты аудита, неизвестно. Во всяком случае, формальные критерии определения качества работ в течение года будут отсутствовать.

Во-вторых, контроль качества аудита предполагает достаточно глубокий анализ документов, в том числе документов клиента и внутренних документов, составленных специалистами фирмы по результатам проведенных проверок.

Это означает, что информация может поступать к проверяющим в полном объеме. Каким образом они будут ею впоследствии распоряжаться, и удастся ли исключить случаи злоупотреблений?

В-третьих, возможность делегирования государственным органом полномочий по осуществлению контроля качества аудита профессиональным аудиторским организациям представляется сомнительной в принципе. Конечно, лица, вступившие в такую организацию, могут, а иногда и обязаны соблюдать критерии качества, принятые в организации. Однако контроль за соблюдением этих критериев остается, по сути, внутренним контролем, действующим в рамках ассоциации. Ни о какой подмене государственного контроля речь не идет. Это и понятно, ведь наделенные полномочиями органов государственного контроля проверяющие из фирм-конкурентов могут просто воспользоваться полученной информацией, идеями, технологиями в своей дальнейшей деятельности.

При этом вовсе не обязательно эту информацию разглашать. Предоставляя право делегирования государственному органу своих контрольных полномочий, Закон фактически противоречит сам себе, так как п. 4 ст. 8 Закона об аудиторской деятельности предусматривается возможность предоставления документов, содержащих сведения об операциях лиц, которым оказывались профессиональные услуги, исключительно по решению суда уполномоченным данным решением лицам или органам государственной власти.

§ 3.3. Профессиональный скептицизм аудита

Следующие принципы аудита, связанные с аудиторской деятельностью, включают:

Честность - принцип аудита, заключающийся в обязательной приверженности аудитора профессиональному долгу, а также следовании общим нормам морали.

Объективность - принцип аудита, заключающийся в обязательно­сти применения аудитором непредвзятого, беспристрастного и само­стоятельного, не обусловленного каким-либо влиянием, подхода к рассмотрению любых профессиональных вопросов и формированию суждений, выводов и заключений.

Профессиональная компетентность - принцип аудита, заключающийся в том, что аудитор должен владеть необходимым объемом зна­ний и навыков, позволяющим ему обеспечивать квалифицированное, качественное, отвечающее современным требованиям оказание про­фессиональных услуг. Аудиторской организации для обеспечения ква­лифицированного проведения аудита надлежит привлекать подготов­ленных, профессионально компетентных специалистов и осуществлять контроль за качеством их работы.

Аудиторская организация не должна оказывать услуги, выходящие за рамки профессиональной компетентности и пределы ее полномочий в соответствии с имеющимися лицензиями на осуществление аудиторской деятельности.

Добросовестность - принцип аудита, заключающийся в обязательности оказания аудитором профессиональных услуг с должной тщательностью, внимательностью, оперативностью и надлежащим использованием своих способностей. Принцип добросовестности подразумевает усердное и ответственное отношение аудитора к своей работе, но не должен трактоваться как гарантия безошибочности в аудиторской деятельности.

Конфиденциальность - принцип аудита, заключающийся в том, что аудиторы и аудиторские организации обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудита, и не вправе передавать эти документы или их копии (как полностью, так и частично) каким бы то ни было третьим лицам либо устно разглашать содержащиеся в них сведения без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Принцип конфиденциальности должен соблюдаться неукоснительно, невзирая на то, что разглашение или распространение информации об экономическом субъекте не наносит ему по представлениям аудитора материального или иного ущерба. Соблюдение принципа конфиденциальности обязательно вне зависимости от продолжения или прекращения отношений с клиентом и без ограничения по времени.

Аудиторская организация не вправе использовать для своей выгоды или в интересах третьих лиц конфиденциальную информацию о делах клиентов, ставшую ей известной при выполнении профессиональных задач.

Профессиональное поведение - принцип аудита, заключающийся в соблюдении приоритета общественных интересов и в том, что аудитор должен поддерживать высокую репутацию профессии и воздержи­ваться от совершении поступков, несовместимых с оказанием аудиторских услуг и способных подорвать уважение и доверие к аудиторской профессии, нанести ущерб ее общественному имиджу.

Если аудиторская организация (аудитор как физическое лицо) является членом профессионального объединения, ей следует со­блюдать, наряду с вышеуказанными этическими принципами, также и правила этики, предусмотренные документами, принятыми на доб­ровольной основе профессиональным объединением, в котором со­стоит данная аудиторская организация (аудитор).

Аудиторская организация обязана осуществлять профессиональную деятельность, связанную с проведением аудита, предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, в соответствии с правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.

Следовательно, принципы аудита основываются на его независимости как вида финансово-хозяйственного кон­троля, высоких профессиональных, культурных и морально-волевых качествах аудитора, научной организации и прогрессивной методологии выполнения аудиторского процесса.

Профессиональное поведение - принцип аудита, заключающийся в соблюдении приоритета общественных интересов и в том, что аудитор должен поддерживать высокую репутацию профессии и воздерживаться от совершения поступков, несовместимых с оказанием аудиторских услуг и способных подорвать уважение и доверие к аудиторской профессии, нанести ущерб ее общественному имиджу.

Если аудиторская организация является членом профессионального объединения, ей следует соблюдать, наряду с вышеуказанными этическими принципами, также и правила этики, предусмотренные документами, принятыми на добровольной основе профессиональным объединением, в котором состоит данная аудиторская организация (аудитор).

Аудиторская организация обязана осуществлять профессиональную деятельность, связанную с проведением аудита, предусматривающего подготовку по его результатам официального аудиторского заключения, в соответствии с правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации.

Аудиторская организация обязана на всех этапах проведения проверки исходить из позиции профессионального скептицизма, принимая во внимание вероятность того, что получаемые аудиторские доказательства и (или) информация об экономическом субъекте могут быть неверными.

Заключение

Вряд ли кто-то будет спорить, что на пути реформирования российского бухгалтерского учета и отчетности предстоит сделать еще немало. Однако то, что уже сейчас отчетность как довольно полезную и очень полезную оценивают порядка 2/3 опрошенных, можно считать обнадеживающим фактом.

1. Андросов А.М., Викулова Е.В. Бухгалтерский учет. – М.: Андросов, 2000

2. Богомолов А.М. Внутренний аудит: Учебное пособие. – Приор,2000.

3. Крупченко Е.А., Замыцкова О.И. Аудит: Учеб. пособие. – М.: Феникс, 2000

4. Полисюк Г.Б., Кузьмина Ю.Д., Сухачева Г.И. Аудит предприятия: Учеб. пособие. - М.: Юнити, 2001

6. Правило (стандарт) аудиторской деятельности “Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности” (от 20.08.99г. Протокол №5).

Крупченко Е.А., Замыцкова О.И. Аудит: Учеб. пособие. – М.: Феникс, 2000 С. 38

Богомолов А.М. Внутренний аудит: Учебное пособие. – Приор,2000. С. 93

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 9 августа 2001 г №129 – Ф3

Правило (стандарт) аудиторской деятельности “Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности” (от 20.08.99г. Протокол №5).