Основные направления и школы экономической теории. Возникновение и основные этапы развития экономической науки. «Денежное правило» Фридмена

Экономическая теория выполняет следующие функции: познавательную, практическую, методологическую и идеологическую.

1. Познавательная функция экономической теории состоит в систематизации, обнаружении субординации, толковании и обобщении собранных данных, отражающих развитие экономических процессов. Задачей или результатом познавательной функции экономической теории является формулировка экономических законов, принципов, экономических понятий и моделей.

Экономические законы - это постоянные, устойчивые причинно-на-следом экономические связи и взаимозависимости экономических процессов и явлений. Они выражают сущность экономических отношений. Экономические законы объективны. их объективность заключается в том, что они независимы от воли людей. Однако они проявляются через человеческую деятельность. Значимость экономического закона определяется степенью важности тех экономических связей, которые он выражает.

Экономические законы, как и законы других наук, формулируются в категориях. Экономические категории - это абстрактные понятия, выражающие отдельные стороны экономических явлений, их суть. Чтобы не возникло путаницы в науке, каждая категория должна иметь определенный конкретный срок. Экономические законы проявляются как средние тенденции.

Экономическая теория преимущественно ретроспективная наука. Она изучает то, что было и есть в хозяйственной жизни. Но может также включать прогнозы будущего, в частности обоснование определенных программ, планов развития экономики и тому подобное.

2. Практическая функция. Знание экономической теории имеют практическое значение для всех субъектов хозяйствования. Это заключается в том, что все экономические субъекты должны осуществлять свою практическую деятельность, исходя из экономических законов. И это они делают часто даже тогда, когда не понимают сути самого закона. Так, например, каждый продавец, реализуя свой товар на конкурентном рынке, устанавливает цену на него аналогичную той, которая сформировалась на аналогичные товары, не зная законов рынка. Крупные фирмы для того, чтобы определить правильность направлений своей деятельности, имеют в своих штатах квалифицированных экономистов из разных специальностей. А обоснованная государственная экономическая политика разрабатывается с участием значительного количества экономистов-практиков и теоретиков, опираясь на экономическую теорию.

3. Методологическая функция. Экономическая наука в целом включает ряд конкретных отраслевых наук, являются своеобразными ответвлениями, выходящие непосредственно на хозяйственную практику. А экономическая теория (политическая экономия) является их теоретической основой. Конкретные отраслевые экономические науки исследуют хозяйственную деятельность в отдельных отраслях хозяйства - промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, строительстве, образовании и других. Эти исследования основываются на экономической теории.

4. Идеологическая функция. В экономической науке есть разные школы, которые в определенной степени отстаивают интересы отдельных социальных групп населения и наций. Каждая социальная группа, класс и нация имеют свои интересы, которые обосновываются и защищаются экономическими школами. Различные классы и социальные группы отличаются своей идеологией, основанной на экономических интересах. Итак, идеологию класса, нации обосновывают на основе того экономического положения, которое они занимают в обществе. На основе различий психологии и идеологии различных социальных групп и классов формируется плюрализм различных течений и партий, без которых не может быть демократии. Все это означает, что экономическая теория (политэкономия), как и другие экономические дисциплины, выполняет идеологическую функцию. И в этом нет ничего негативного.

Задачей экономической теории (политэкономии) как науки является исследование действия экономических законов и передача полученных результатов членам общества, в первую очередь органам управления экономикой для использования в экономической политике, для принятия оптимальных экономических решений.

Задача экономической теории как учебной дисциплины состоит в ознакомлении студентов с достижениями экономической науки, с возможностями ее практического использования в хозяйственной практике и экономической политике. Знание экономической теории нужны для правильной ориентации деятельности предприятий, которая должна основываться на взвешенной стратегии хозяйствования, для умения объективно оценивать ценовую и налоговую политику правительства, его действия по стабилизации валюты и обеспечение условий для нормальной деятельности предприятий.

На экономической теории должна основываться экономическая политика. Это означает, что меры экономической политики должны вытекать из объективных экономических законов и всей совокупности интересов общества. Экономическая политика - это деятельность государства, направленная на достижение определенных целей. Задача экономической политики должны быть теоретически обоснованы. Для выработки правильной экономической политики важное значение имеет реалистичная оценка экономической ситуации, достижений, проблем, недостатков, возникших; выяснения причин, вызвавших трудности; оценка имеющихся возможностей, ресурсов, необходимых для решения определенных проблем экономического развития. На этой основе осуществляется разработка целевых программ.

Научная разработка программ требует также учета присущих обществу противоречий и трудностей.

Макконнелл и Брю выделяют положительную и нормативную экономическую теорию. Исследование фактического состояния экономики, отбор, классификация и анализ фактов, объяснение их является функцией положительной экономической теории. Положительная экономическая теория изучает то, что есть. Она отвечает на вопросы? и почему? А нормативная экономическая теория обосновывает экономическое поведение людей в той или иной ситуации. Например, объясняет, что нужно сделать для снижения уровня безработицы, уровня инфляции, как через систему налогов перераспределить доходы в пользу бедных, незащищенных слоев населения.

Положительная экономическая теория отвечает на вопросы? и почему? происходит в реальной экономике. Нормативная - объясняет, что нужно сделать, чтобы достичь определенных целей в экономическом и социальном развитии, то есть она обосновывает экономическую политику. Те или иные меры экономической политики всегда имеют в основе определенные экономические положения экономической теории.

Рис. 2 Графическое изображение простейших (линейных) зависимосте

Зависимость может быть линейной (т.е. постоянной), тогда график представляет собой прямую линию, расположенную под углом между двумя осями – вертикальной (ее обычно обозначают буквой У) и горизонтальной (Х).

В рамках графического подхода широко применяются диаграммы – рисунки, показывающие соотношение между показателями. Они могут быть круговыми, столбиковыми и др. (рис. 3)

Рис. 3. Примеры диаграмм: а – круговая; б – столбиковая

Метод компьютерного моделирования основывается на экономико-математических моделях и используется, прежде всего, в тех случаях, когда моделируемое экономическое явление описывается сложной системой уравнений.

Экономическая наука – продукт Нового времени, однако многие ее основы складывались веками. Современная экономическая теория представляет собой систему взаимосвязанных экономических подходов к изучаемым явлениям и процессам. Между ними существуют общность и различия. Общее состоит в том, что все они признают важность рыночной экономики. Различия заключаются в неодинаковых точках зрения на экономическую роль государства.

Всю совокупность течений, школ западной экономической мысли можно условно сгруппировать в таких три основных направления:

1) неоклассическая экономическая теория;

2) институционально социологическое направление, или институционализм;

3) кейнсианство.

Объект исследования неоклассической экономической теории – поведение Homo economicus – «человека экономического», что как продавец рабочей силы, потребитель или предприниматель пытается максимизировать свой доход, возвести к минимуму затраты. Эта теория возникла в 70-ые годы ХІХ столетия. Ее основатели – известные австрийские экономисты К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бембаверк, английский научный работник У. Джевонс и швейцарский экономист Л. Вальрас. Согласно концепции «предельной полезности» стоимость является результатом производственной деятельности, в ходе которой каждый из производственных факторов (труд, земля, капитал) вносят свой вклад в ее образование, а величина стоимости измеряется предельной полезностью одного из этих факторов при неизменной величине двух других.

Монетаризм (англ. мoney – деньги) – экономическая теория, согласно которой денежная масса в обращении играет определяющую роль в формировании экономической конъюнктуры и установлении причинно-следственных связей между изменением количества денег и величиной валового национального продукта. Монетаризм возник в середине 50-х годов ХХ столетия в США. Его лидер – глава чикагской школы политической экономии М. Фридмен – выступает против активного и широкомасштабного вмешательства государства в экономику, против государственных мероприятий стимулирования спроса. По его мнению, государственная регуляция экономики малоэффективна через задержки между изменением денежных показателей и реальных факторов производства, потому его следует заменить автоматическим приростом денежной массы в обращении.


Институционализм (лат. institutum – учреждение) – одно из направлений западной экономической мысли, что возник в конце ХІХ – в начале ХХ столетия. Отрицал обусловленность развития человеческого общества производственными отношениями (отношениями собственности), движущей силой признавал психологические, социально-правовые факторы. Основателями институционализма были американские научные работники Т. Веблен, Д.

Коммонс, У. Гамильтон, английский экономист А. Гобсон и другие. Т. Веблен, например, рассматривал жизнь человека как борьбу за существование, а, значит, процесс отбора и приспособления. Аналогично, по мнению институционалистов, в процессе развития общества происходит процесс естественного отбора институтов, система,которых образует своеобразную культуру и определяет тип цивилизации. Сами институты являются особенными формами жизни (в том числе хозяйственного), человеческих связей и отношений, которые имеют постоянный характер, формируют в обществе духовные качества и свойства. В свою очередь, институты являются также важными факторами отбора.

Самыми прогрессивными идеями сторонников современного институционализма является необходимость участия трудящихся в собственности и управлении производством, предоставление им социальных гарантий, а власти –гуманитарной интеллигенции. Заслуживают внимания также их мысли об эколого-экономическом выживании человечества.

Кейнсианство и его эволюция . Кейнсианство – одно из ведущих направлений современной экономической теории. Название получил от имени всемирно-известного английского экономиста Дж. Кейнса (1883-1946), который осознавал, что без активного вмешательства государства в развитие социально-экономических процессов, без существенного расширения функций государства капитализм несостоятелен. Кейнс одним из первых в западной экономической науке обосновал макроэкономический подход к анализу социально-экономических процессов, оперируя такими глобальными категориями, как национальный доход, совокупные инвестиции, потребление, занятость. Эти категории он рассматривал в их взаимодействии и функциональных связках.

Современные последователи экономического либерализма (американские ученые Л. Мизес и Ф. Хаек) выступают против рабочего законодательства (регуляция длительности рабочего дня, установления минимальной зарплаты, и тому подобное).

Неоклассический синтез – обобщающая экономическая концепция, в которой совмещаются рациональные элементы теории ценообразования и распределения доходов в пределах неоклассического направления (в частности в пределах теории общего экономического равновесия) с положениями теории макроэкономического равновесия и роста

национального дохода в пределах кейнсианского направления экономической теории. Сторонники неоклассического синтеза рассматривают теорию общего экономического равновесия как идеальную модель функционирования экономической системы. Но, в отличие от неоклассиков, которые отрицали необходимость государственного 20вмешательства в экономику, неоклассический синтез предусматривает использование разнообразных методов государственного регулирования с целью приближения к такой модели. Поэтому концепцию неоклассического синтеза еще называют ортодоксальным кейнсианством.

Теорию неоклассического синтеза критикуют представители монетаристской школы (в частности М. Фридмен), концепции «экономики предложения», «рациональных ожиданий». Главным направлением такой критики выступает тезис сторонников неоклассического синтеза о том, что механизм рыночного саморегулирования должен дополняться непосредственным государственным вмешательством. Государство, по их мнению, призвано лишь создавать условия

для максимально свободного функционирования рыночного механизма.

Неолиберальная школа утверждает концепцию ограничения государственного вмешательства в экономику и отстаивает принцип саморегулирования, свободы от излишней регламентации. Основоположниками неолиберализма являются представители австрийской школы Л. Мизес и Ф. Хайек. Современные представители данного направления следуют двум традиционным положениям: рынок является наиболее эффективной системой хозяйства и создает

наилучшие условия для экономического роста; приоритетное значение имеет свобода субъектов экономической деятельности.

Леворадикальная политическая экономия . Одним из течений современной экономической мысли есть леворадикальная политическая экономия, представляющая интересы промежуточных слоев и прослоек развитых стран Запада (в первую очередь, интеллигенции) и отражающая реалии современной действительности. Поскольку промежуточные слои и прослойки состоят из разнообразных групп, а среди интеллигенции наблюдается резкая дифференциация, то леворадикальной политэкономии свойственная внутренняя неоднородность и даже

противоречивость методологических и теоретических принципов.

Местом рождения этого течения были университеты развитых стран мира, прежде всего США. Самые известные представители леворадикальной политэкономии – ученые Г. Шерман, Р. Едванс (США), П. Андерсон, Дж. Харрисон (Великобритания) но др.

В качестве новейшей теоретической экономики выступает направления гиперэкономики и новой информационно экономики.

Гиперэкономика – это наука о рациональных действиях человека, соизмеренных с системной ценностью природной среды, то есть сохранением равновесий в природе и обеспечением максимального пребывания человечества на Земле. Акцент в данном направлении поставлен на экономические действия человечества по достижению эффектов в

природных преобразованиях, включающих интересы как природной среды, так и человечества как ее элемента.

Информационная экономика – направление в экономической теории, изучающее влияние информации на экономические решения. Информация рассматривается как выделенный фактор, поскольку она легко распространяется, но трудно контролируется. Ее легко создать, но ей трудно доверять. И она влияет на многие из наших решений. Такая особая природа информации усложняет многие стандартные экономические теории.

Информационная экономика фокусируется на трех областях:

– изучение информационной ассиметрии

– экономика информационных продуктов;

– экономика информационных технологий.

Информационная экономика – термин, используемый для обозначения двух понятий. Во-первых, информационная экономика есть современная стадия развития цивилизации, которая характеризуется преобладающей ролью творческого труда и информационных продуктов. Во-вторых, информационная экономика – это экономическая теория информационного общества.

Проблемы и тенденции развития информационной экономики еще не получили комплексного освещения в научной литературе и находятся в своей начальной стадии в силу относительной новизны. Наиболее изученными эти процессы оказались в странах их максимального проявления – в США и странах Западной Европы.

Наиболее известные ученые, внесшие весомый вклад в теорию информационной экономики и информационного общества в целом: Д. Белл, У. Дайзард, Е. Масуда, О. Тоффлер, М. Хайдеггер, К. Эрроу.

Стержнем информационной экономики выступает комплекс отраслей, производящих разнообразную информацию, координирующим механизмом – рынок информации, а связующей системой – информационная инфраструктура. Технологическую основу информационной экономики образуют новейшие информационные технологии.

Предметом теории информационной экономике в узком смысле являются экономические отношения по поводу производства, хранения и распространения разнообразной информации. В широком смысле – это закономерности, специфика и социально-экономические последствия становления качественно нового типа хозяйства.

Иногда информационное общество называют также постиндустриальным. Такие исследователи, как Белл, полностью отождествляют их.

Концепция постиндустриального общества была разработана американским социологом Даниелом Беллом, в которой он ставит вопрос об экономических особенностях общества после завершения индустриализации. По Беллу, постиндустриальное общество характеризуется 5 признаками: 1) переходом экономики от производства товаров к

производству услуг; 2) преобладанием среди занятых работников профессиональных специалистов и техников; 3) ведущей ролью теоретического знания; 4) ориентацией технико-экономической среды на контроль над технологией; 5) обеспечением процесса принятия решений новой «интеллектуальной технологией».

Другой вариант идей о постиндустриальном обществе – теория супериндустриализма, выдвинутая А. Тоффлером.

Процесс перехода от индустриализма к постиндустриализму он объясняет теорией последовательной смены «волн перемен», накатывающихся в процессе исторического развития. Первая волна – это переход к аграрной цивилизации, вторая – к индустриальной цивилизации, с начала 60-х гг. началось приближение третьей волны.

Экономика, основанная на знаниях – экономика, в которой большую часть валового внутреннего продукта (ВВП) обеспечивается деятельностью по производству, обработке, хранению и распространению информации и знаний.

В соответствии с этой теорией, мир засвидетельствовал три эры существования человечества – Аграрный век, Индустриальный век, и теперь Век Информации. Традиционно, экономисты рассматривали капитал, рабочую силу, и природные ресурсы в качестве важных факторов производства. Новая экономика 21-ого столетия все более и более базируется на знании и информации, инновациях, творческом потенциале и интеллектуальном капитале. К экономике,

основанной на знаниях, привели изменения в коммуникационных технологиях.

Ранее, неоклассическая экономика признала только два фактора производства: рабочую силу и капитал. Знания, образование и интеллектуальный капитал расценивались как внешние факторы. В 20-ом столетии технология и знания стали третьим фактором производства в развитых странах. Накопление знаний стало одним из ключевых факторов экономического роста в экономике, основанной на знаниях. Экономика, основанная на знаниях – это экономика, в которой создание и эксплуатация знаний играют преобладающую роль в процессе создании богатства.

В экономике, основанной на знаниях, знание управляет прибылями организаций. Экономика, основанная на знаниях, базируется на применении ноу-хау ко всему, что мы производим, и, следовательно, в этой новой экономике новые идеи служат источником добавленной ценности. В новой экономике ключевые активы организации – это интеллектуальные активы в форме знания.

Основные направления и особенности современной экономической теории четко показывают непрерывность совершенствования уже действующих известных научных направлений и постоянство рождения новых научных подходов, созвучных требованиям и отвечающих потребностям экономической действительности.

Современная экономическая теория имеет уровневый характер и предполагает выделение микро- и макроэкономики.

Когда рассматриваются конкретные фирмы и домохозяйства, отдельные товары и ресурсы, отрасли и рынки, то это микроэкономический анализ, или микроэкономика (от греч. mikros – малый). Когда же речь заходит об экономике в целом либо о составляющих основных подразделениях, сферах и проблемах, то это макроэкономический анализ, или макроэкономика (от греч. makros – большой).

Микроэкономика рассматривает хозяйственную деятельность первичных субъектов экономики (фирм, потребителей, наемных работников, собственников капитала, землевладельцев, отдельных предпринимателей). Она объясняет, как и почему принимаются экономические решения на уровне этих ячеек, например, показывает, как фирмы распределяют свои ресурсы на разные цели; как рабочие решают, где и сколько им необходимо работать; как потребители принимают решения о покупке товаров и как на их выбор влияют изменения цен и доходов.

Микроэкономика изучает отношения между предпринимателями и наемными работниками, между самими предпринимателями (конкуренцию), а также между продавцами и покупателями . Все эти отношения реализуются через цены на факторы производства и экономические блага. Поэтому в центре микроэкономического анализа находится механизм рыночного ценообразования.

Важным аспектом микроэкономической теории является взаимодействие хозяйственных субъектов в процессе образования более крупных структур – рынков конкретных товаров или, как их еще называют, отраслевых рынков.

Таким образом, микроэкономика – это часть экономической науки, исследующая поведение отдельных экономических субъектов в процессе осуществления экономического выбора.

Макроэкономика, с одной стороны, образует ту хозяйственную среду, в которой работают отдельные фирмы (предприятия), существуют индивидуальные потребители, функционируют отдельные отрасли, рынки и другие микроэкономические единицы. С другой стороны, микроэкономические единицы, вместе взятые, образуют макроэкономику. Для этого их в экономической теории агрегируют, то есть объединяют в укрупненные экономические

единицы, так называемые агрегаты, например в сектор фирм (предприятий) и сектор домохозяйств, государственный и частный сектора, потребление и накопление.

Макроэкономика представляет совокупность экономических факторов, процессов и явлений, функционирующих на региональном и национальном уровнях.

Граница между микро- и макроэкономикой размыта. Так, в экономической теории некоторые вопросы рассматриваются одновременно на микро- и макроуровне, например, положение дел в конкретных отраслях и на отдельных товарных рынках, где анализ ситуации важен как для конкретных предприятий этих отраслей, так и для экономики страны в целом. Поэтому некоторые экономисты предлагают использовать термин «мезоэкономика» для анализа этой пограничной сферы, в которую, по их мнению, попадают отрасли и рынки.

К числу современных принято относить экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX и в начале XX в. Стоит заметить, что они представлены широким разнообразием позиций, взглядов, концепций.

Выделим главные направления современной экономической мысли и охарактеризуем их в самых общих чертах. К ним ᴏᴛʜᴏϲᴙтся:

  • неоклассическое;
  • кейнсианское;
  • институционально-социологическое.

Неоклассическое направление возникло как реакция на экономическую теорию К. Маркса, как ее критическое осмысление. Стоит заметить, что оно господствовало до 30-х годов XX в. и воспевало ϲʙᴏбодную конкуренцию. Кризис и Великая депрессия показали невозможность путем ϲʙᴏбодной конкуренции преодолеть противоречия, решить все социально-экономические проблемы общества, в связи с чем побудет новое экономическое учение — кейнсианство. требующее серьезного вмешательства государства в экономику. В 1970-80-х годах. когда чрезмерное вмешательство государства в экономику стало тормозить развитие общественного производства, неоклассическое учение снова становится актуальным и остается таковым по настоящее время. В западной экономической литературе ϶ᴛᴏ направление получило название «новый классический экономике».

Современная политическая экономия, известная под названием «Экономикс », имеет в ϲʙᴏей основе маржинальную экономическую теорию и представляет собой попытку синтезировать классическую политическую экономию и маржинализм.

Курс «Экономикс» впервые начал читать в Кембриджском университете А. Маршалл в 1902 г., он сменил курс политической экономии классической школы Дж.Ст. Милля. В 1890 г. вышла книга А. Маршалла (1842-1924) «Принципы экономике», кᴏᴛᴏᴩая у нас переведена как «Принципы политической экономии».

Появление термина «экономикс» не случайно. В первую очередь, ϶ᴛᴏ объясняется рационализмом американцев, их склонностью к сокращениям. Во-вторых, имелись и более глубокие причины. Экономический кризис в конце XIX в. и почти 20-летняя депрессия показали несостоятельность государственного вмешательства в экономику, и А. Маршалл, воспевавший идею ϲʙᴏбодной конкуренции и рынка, не мог не ограничивать роль государства в рыночной экономике, что и получило отражение в новом термине, где исчезла первая часть прежнего названия науки.

Сегодня под данным названием выходят в свет многочисленные учебники по экономической теории. Важно заметить, что одним из наиболее популярных считается учебник П. Самуэльсона «Экономикс», кᴏᴛᴏᴩый впервые был опубликован в 1948 г. и выдержан 13 изданий. Его автор подчеркивает, что «экономическая теория, или политическая экономия, как ее обычно называют, тесно соприкасается с социальными науками, экономикой домоводства, управлением предприятием, но имеет специфический предмет».

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что экономике и политическая экономия в англоамериканской литературе рассматриваются как синонимы. Некᴏᴛᴏᴩые ученые Запада под политической экономией понимают не экономическую теорию в целом, а экономическую политику как самостоятельную отрасль науки.

В нашей экономической литературе до недавнего времени термин «экономике» рассматривался как название буржуазной экономической науки. Отрицания ϶ᴛᴏй науки требовала не только чрезмерная идеологизация, основанная на классовых подходах ко всем экономическим проблемам, но и практика хозяйствования административно- командной системы.

При более внимательном изучении курса «экономике» можно отметить, что «экономике» — многозначное понятие, характеризующее:

  • специальную науку о принципах рыночного функционирования экономики на микро-, мезо- и макроуровне:
  • науку, носящую более прикладной характер по сравнению с марксистской политической экономией, имеющей более абстрактный характер:
  • цикл учебных дисциплин в вузах США и Западной Европы, включающий также экономическую историю, историю экономических учений и ряд спецкурсов по экономическим проблемам.

Современное изменение названия учебной дисциплины «политическая экономия» на «экономическую теорию» не означает отказа от политической экономии как науки. Некᴏᴛᴏᴩые объясняют изменения тем, что «политическая экономия сегодня давно перестала быть наукой, а превратилась в шаманологию». Проявление другой крайности — желание во ɥᴛᴏбы то ни стало сохранить термин «политическая экономия». Хотя в пользу ϶ᴛᴏй позиции есть достаточно серьезная аргументация, не следует воспринимать изменение названия учебной дисциплины как отказ от науки. Эволюция терминов «экономика», «политическая экономия», «экономике» и «экономическая теория» обусловлена историческими причинами, но все они по существу будут названиями одной и той же постоянно развивающейся науки, исследующей экономические явления, процессы хозяйствования на различных уровнях, взаимосвязи и взаимозависимости. Меняются акценты, подходы, но наука остается той же — наукой об экономической жизни отдельных людей, групп и общества в целом. Развитие любой отрасли знаний, в т.ч. и знаний по экономике, представляет собой последовательную смену научных направлений, входе кᴏᴛᴏᴩых происходит пересмотр базовых теоретических понятий.

Неоклассическое направление экономической теории в основном сформулировано в работах английского экономиста Альфреда Маршалла.

А. Маршалл (1842-1924) широко известен как основоположник ценовой теории. Его ученик Дж.М. Кейнс назвал Маршалла величайшим экономистом XIX в. Стараясь объединить теорию предельной полезности и теорию издержек производства, он пришел к выводу, что ни спрос, ни предложение не имеют приоритета в определении цен, ϶ᴛᴏ равноправные элементы механизма рыночного ценообразования. А. Маршалл использовал понятия рыночного равновесия для характеристики баланса спроса и предложения, разработал концепцию эластичного спроса, кᴏᴛᴏᴩые до сих пор актуальны для объяснения рыночных явлений.

Отметим, что теория А. Маршалла отличалась статичностью построения, преодолеть кᴏᴛᴏᴩую впервые попытайся Й. Шумпетер (1883-1950) Стоит заметить, что он создал динамичную модель развития капитализма в работе «Отметим, что теория экономического развития» (1911) Продолжением ϶ᴛᴏй работы стала монография «Экономические циклы» (1939), посвященная теоретическому, историческому и статистическому анализу процесса циклического развития рыночной системы хозяйства.

Неоклассическое направление экономической науки представлено современными теориями монетаризма и неолиберализма.

Монетаризм — теория стабилизации экономики, в кᴏᴛᴏᴩой главенствующую роль играют денежные факторы. Монетаристы ϲʙᴏдят управление экономикой прежде всего к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, количеством денег, находящихся в обращении и запасах, достижению сбалансированности государственного бюджета и установлению высокого кредитного банковского процента.

Американский ученый-экономист М. Фридмен (1912-2006) — один из крупнейших авторитетов в современной экономической науке, признанный глава «новой монетаристской школы», лауреат Нобелевской премии по экономике за 1976 г. Его экономические рекомендации использовались в Чили во времена правления Пиночета и в экономической политике Р. Рейгана в США. На обложке книги М. Фридмена «Свобода выбора» Рейган наповествовал: «Ее нужно прочитать всем, кто заинтересован в будущем Америки». По мнению М. Фридмена, все крупнейшие экономические потрясения объясняются последствиями денежной политики, а не нестабильностью рыночной экономики, по϶ᴛᴏму государство должно как можно меньше и осторожнее вмешиваться в рыночные отношения.

В России с монетаристской теорией связывают имя Е. Гайдара.

Неолиберализм — ϶ᴛᴏ теория, согласно кᴏᴛᴏᴩой крайне важно сокращать (свести к минимуму) вмешательство государства в экономику (принцип классической политической экономии А. Смита), так как только частное предпринимательство способно вывести экономику из кризиса и обеспечить ее подъем и благосостояние населения. Отсюда важно предоставление максимально возможной ϲʙᴏбоды предпринимателям и торговцам в хозяйственной деятельности. Материал опубликован на http://сайт

Главными теоретиками концепции либерализма XX в. будут америанский экономист австрийского происхождения J1. фон Мизес (1881 — 1973) и его блестящий ученик Ф. фон Хайек (1899-1992)

По мнению Л. Мизеса, социализм, т.е. централизованно управляемая экономика с регулируемым правительством рынком, долго просуществовать не может, так как цены не отражают спрос и предложение, не служат указателем, в каком направлении должно развиваться производство. «Регулируемая экономика социализма», по словам Мизеса, превращается в царство произвола составителей плана, становится планируемым хаосом. Единственная разумная экономическая политика-либерализм; абсолютными основаниями цивилизации будут разделение труда, частная собственность и ϲʙᴏбодный обмен. Главными работами J1. Мизеса будут: «Либерализм», «Человеческая деятельность: трактат об экономике», «Основания экономической науки: очерки методологии» и др.

Ф. Хайек — по происхождению немецкий, а по месту деятельности английский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике за 1974 г. В ϲʙᴏей книге «Дорога к рабству» доказывает, что всякий отказ от экономической ϲʙᴏбоды от рыночного ценообразования ведет к диктатуре, экономическому рабству, утверждает превосходство рыночной системы хозяйства над смешанной и «командной» экономикой, объявляет капитал вечной категорией, отрицает существование эксплуатации при капитализме, подчеркивает, что социалистические идеи государственной экономики обречены на полный провал и губительны по ϲʙᴏей природе.

Основываясь на теории неолиберализма, немецкий теоретик, государственный и политический деятель ФРГ Людвиг Эрхард (1897- 1977) создал собственную теорию социально ориентированного рыночного хозяйства, воплотил ее на практике.
Стоит отметить, что основные положения ϶ᴛᴏй теории: необходимость ϲʙᴏбодных цен, ϲʙᴏбодной конкуренции, равновесие спроса и предложения, равновесие экономики. Государство призвано гарантировать данные условия в рыночном хозяйстве и обеспечить социальную направленность его развития. Кстати, эта теория изложена в книге «Благосостояние для всех», опубликованной в 1956 г.

К новой классической экономике ᴏᴛʜᴏϲᴙтся также «теория рационального ожидания» (Дж. Мут, Р. Лукас, Т. Сарджент. Н. Уоллес и др.), «экономика предложения» (А. Лаффер, Дж. Гилдер. М. Эванс, М. Фелдстайн и др.), а также «теории общественного выбора» (Дж. Бьюкснен, Г. Таллок. М. Олсон, Д. Мюллер, Р. Толлисон и др.)

Кейнсианское направление экономической теории, основателем кᴏᴛᴏᴩого будет лорд Дж.М. Кейнс (1883-1946), служит важнейшим теоретическим обоснованием государственного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса через изменение наличной и безналичной денежной массы. С помошью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы. Дж.М. Кейнс — выходец из научной среды, его отец был английским ученым-экономистом. В течение нескольких десятилетий он внес ряд новых идей в развитие экономики и политики первой половины XX в. Влияние Кейнса на общественное мнение оказалось самым сильным после А. Смита и К. Маркса. В его главном произведении «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) изложены его теория и программа государственного регулирования экономики.

Дж.М. Кейнс исследовал количественные функциональные аспекты закономерностей воспроизводства в условиях кризиса и гигантского уровня обобществления производства, ɥᴛᴏбы с помощью государственного регулирования обеспечить бесперебойное функционирование экономики. Стоит заметить, что он сформулировал макроэкономический анализ (в отличие от микроэкономического подхода) взаимообусловленных совокупных показателей национального дохода, инвестиций, потребления, сбережений и др. Джона Кейнса объявили «спасителем капитализма», а его теорию — «кейнсианской революцией в политической экономии». Вместе с тем ряд теоретических положений Кейнс заимствовал из арсенала классической политической экономии А. Смита и Д. Рикардо, а также из экономической теории марксизма (в частности, из марксистской теории воспроизводства), что дало повод для утверждения о возможности «перебросить мост» между кейнсианством и марксизмом. Главной, ключевой проблемой, по Ксйнсу, будет емкость рынка, принцип эффективного спроса, составной частью кᴏᴛᴏᴩого выступает концепция мультипликатора, общая теория занятости, предельная эффективность капитала и нормы процента.

Неокейнсианцы (Р. Харрод, Е. Домар, Э. Хансен и др.), разрабатывая проблемы экономического роста, стремятся найти оптимальное соотношение между инфляцией и занятостью. На ϶ᴛᴏ же направлена и концепция «неоклассического синтеза», методов рыночного и государственного регулирования П. Самуэльсона.

Посткейнсианцы (Дж. Робинсон, П. Сраффа, Н. Калдор и др.) дополнили кейнсианство идеями Д. Рикардо. Стоит заметить, что они выступают за более уравнительное распределение доходов, ограничение рыночной конкуренции, эффективную борьбу с инфляцией.

Третьим направлением современной экономической теории будет институционально-социологическое направление , представителями кᴏᴛᴏᴩого будут Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл, Дж. Гэлбрейт. Название концепции происходит от латинского слова institutum — установление, устройство, учреждение. Все ее сторонники рассматривают экономику как систему, где отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием экономических и внеэкономических факторов, среди кᴏᴛᴏᴩых исключительную роль играют технико-экономические факторы. Понятие «институт» трактуется очень широко: и как государство, корпорация, профсоюзы, и как конкуренция, монополия, налоги, и как устойчивый образ мышления, и как юридические нормы. В ϶ᴛᴏм направлении экономической теории отмечаются недостатки капитализма: за- силие монополий, пороки ϲʙᴏбодной рыночной стихии, растущая милитаризация экономики, отдельные негативные черты «общества потребления» (такие, как бездуховность и т.д.)

Это направление экономической теории выступает в различных модификациях: социально-психологический институционализм (Т. Веблен), социально-правовой (Джон Р. Коммонс), провозгласивший основой экономического развития юридические отношения, конъюнктуроведение (Уэсли К. Митчелл), сформулировавшее методы прогнозирования количественных изменений в экономике.

Американский экономист Т. Веблен (1857-1929) прославился книгой «Отметим, что теория праздного класса» (1899) в кᴏᴛᴏᴩой он отверг попытки политэкономов упрощать действительность и утверждать, что поведение человека можно описать математически, с помощью уравнений. Стоит заметить, что он считан, что в обществе возможна исключительно временная стабильность. В результате эволюции богатые беспрепятственно улучшают ϲʙᴏе положение, а низшие слои населения и далее будут терпеть лишения. В связи с тем что потребление в современном обществе становится средством повышения социального статуса, количество товаров при высоких ценах будет возрастать скорее, чем при низких. Жажда предпринимателей к наживе толкает их на беспринципные поступки: попытки устранить конкуренцию, ограничить выпуск товаров. Его нападки на капитализм вызвали по отношению к нему почти личную враждебность. При жизни ему были закрыты дороги к академическим постам и почестям в ученом мире. Веблен был обречен на духовное одиночество и смерть в нищете, но его теории и сегодня остаются актуальными. По образному выражению одного из известных экономистов, «Вебленов костюм носится хорошо и мало устарел».

В ϶ᴛᴏм направлении исключительное место занимает проблема преобразования, трансформации современного общества. Сторонники институционализма полагают, что научно-технический прогресс (НТП) ведет к преодолению социатьных противоречий, к бесконфликтной общественной эволюции общества от индустриального к постиндустриальному, супериндустриальному или «неоиндустриал ьном у» (т.е. информационному) обществу. Абсолютизация роли технико-экономических факторов позволила выдвинуть теорию конвергенции (Дж. Гэлбрейт, П. Сорокин — США, Р. Арон — Франция, Я. Тинберген — Нидерланды)

Неоинституционализм характеризуется отходом от абсолютизации технических факторов, большим вниманием к человеку, социальным проблемам. Так возникли экономическая теория прав собственности (Р. Коуз, США), теория общественного выбора (Дж. Быокенен, США) и др. На основе данных взглядов меняется и экономическая политика развитых стран, результаты кᴏᴛᴏᴩой позволяют говорить о «социализации капитализма». Главная идея современного институционализма — в утверждении не только возрастающей роли человека как основного экономического ресурса постиндустриального общества, но и в обосновании вывода об общей переориентации постиндустриальной системы на всестороннее развитие личности, а XXI в. здесь провозглашается столетием человека.

Экономисты-глобалисты, исследующие процесс экономической эволюции, основываются на том, что эволюция — совместное взаимообусловленное превращение различных экономик не в одну (согласно теории конвергенции), а в разные системы, кᴏᴛᴏᴩые обеспечат новую индустриализацию как форму экономического соцеизма, где человек, наконец, займет подобающее ему главное, определяющее место. До недавнего времени в нашей стране имело место высокомерное отношение к западной экономической мысли второй половины XIX в. и всего XX в. как к чему-то ошибочному, вульгарному, пригодному исключительно для критики и разоблачений. Это привело нашу политическую экономию к острому кризису, к неспособности правильно оценить экономические процессы, происходящие в окружающем мире. Оказалось, что западные экономические теории во многом более точно отражают общие экономические законы, кᴏᴛᴏᴩые мы из страха перед конвергенцией так боялись допускать в нашу политэкономию.

Для нашего переходного времени вполне естественны разночтение и неодинаковое представление об экономических процессах, происходящих в стране и в мире, так как все устаревшее в экономической теории быстро отмирает, но еше не умерло окончательно. Все ϶ᴛᴏ приводит к существенным изменениям в понимании задач, предмета их исследования, содержания экономической теории, к отказу от многих догм, в рамках кᴏᴛᴏᴩых еще совсем недавно только и было возможно развитие экономической мысли в России.

Лекция 1. Предмет и метод экономической теории

1. Общее представление о значении и состоянии экономической теории в современном мире

Экономика - это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический потенциал общества, производятся различные блага для удовлетворения физиологических и духовных потребностей людей.

Великий английский экономист конца XIX и первой половины уходящего столетия Альфред Маршалл образно сравнил экономику с театром, где актерами являются сами зрители, а эффект спектакля зависит от сценария, режиссера-постановщика и игры актеров, то есть населения. Экономическая наука и призвана осмысливать, отражать этот сложный противоречивый процесс, находить пути к разумному использованию природных и человеческих ресурсов с наибольшей пользой для общества. В отличие от театра экономика есть то, что формирует потребность в самом театре.

Для многих поколений советских людей основным источником экономических знаний была политическая экономия, состоящая из двух разделов: капитализма и социализма. Случилось так, что экономическая теория была подменена традиционными догмами, схоластическими представлениями и декларативными положениями. Отвергались все достижения современной экономической мысли как несостоятельные, противоречащие марксизму-ленинизму.

Сегодня интерес образованных людей к экономической теории все более возрастает. Объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире. П.Самуэльсон в известном всему миру учебнике "Экономикс" писал, что человек, систематически не изучавший экономическую теорию, подобен глухому, пытающемуся оценить музыкальное произведение.

Экономическая мысль в странах СНГ, как и хозяйственная практика, находятся в глубоком кризисе. Переход от марксизма-ленинизма к современной магистральной экономической теории дается с большим трудом.

В последние годы распространилось мнение о необходимости буквального копирования курсов, по которым экономическая теория изучается в ведущих университетах зарубежных стран. Нет никакого сомнения в большой ценности таких курсов и учебников по экономике. Но нельзя забывать главное: они построены на глубоком анализе реальных экономических систем и процессов, поведении людей, сформировавшемся на базе этих процессов. Копирование невозможно потому, что реальные экономические процессы, которые происходят в нашей экономике, мало что имеют общего с экономическим устройством развитых стран. На переходное время нам нужен "свой" курс "Основ экономической теории", который бы по возможности вобрал в себя все лучшее, что дала мировая экономическая наука, и который бы отражал реальные процессы, происходящие в нашей экономике.

Этот курс должен быть небольшим по объему. Все мы, подчеркивает американский профессор Пол Хейне ("Экономический образ мышления", пер. с англ. 1991 г.), кто учит студентов, грешим в том, что рассказываем гораздо больше, чем им хочется, или нужно знать.

Желательно, чтобы студенты овладели некоторым набором экономических концепций, которые помогли бы им мыслить более ясно и последовательно в широком диапазоне общественных проблем. Экономические принципы анализа позволяют нам улавливать смысл в окружающей нас разноголосице.

Экономика сложна, многолика и подвижна. Этим объясняется и подвижность науки, изучающей ее. В разных странах экономическая наука называется по-разному. В 1619 г. французский ученый А. Монкретьен впервые употребил термин "Политическая экономия" и с тех пор это название сохраняет право на свое существование. В учебных планах наших учебных заведений экономическая наука именуется как политическая экономия (в ряде университетов на экономических факультетах) или как Основы экономической теории. Одни авторы отождествляют эти две науки, другие - разграничивают. Коренного различия между предметами исследования этих наук нет. И в том, и в другом случаях рассматривается деятельность людей по обеспечению себя жизненными благами.

"Экономическая теория, - говорил выдающийся английский экономист первой половины XX в. Дж. Кейнс, - не есть набор уже готовых рекомендаций, применяемых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления".

Согласимся, что далеко не всем нужны знания по экономике. Шахтер в забое, металлург у плавильной печи, астроном, изучающий солнечную активность, могут безболезненно обойтись без знания экономической теории в своем рабочем процессе. Человеческий мозг имеет ограниченную вместимость. Каждый стремиться экономить свое ограниченное время и использовать его для накопления профессиональных знаний и отдыха.

В то же время мы должны признать, что с экономическими вопросами и проблемами соприкасаются практически все. Домохозяйка рассчитывает, как прожить на зарплату мужа, накормить и приодеть детей; шахтер озабочен недостаточным заработком и выдвигает свои требования шахтовладельцам или правительству; инженер пытается выяснить, нельзя ли где-то подработать дополнительно; бизнесмен озабочен спадом производства и повышением ставок за кредит и налогов; владелец акций в панике с падением их курса и т.д.

Управленцы предприятия любого уровня обязаны глубоко и систематически изучать рыночную конъюнктуру, проводить тщательный экономический анализ состояния дел на предприятии. Экономическая политика государства, если она не опирается на экономическую теорию, неизбежно заведет общество в тупик, к кризису, а в конечном счете - к социальному взрыву. Практическое значение науки состоит в накоплении знаний, знание ведет к предвидению, а предвидение - к действию.

Большинство взаимодействий в обществе направляется и координируется определенными правилами, правилами игры. В экономическом поведении обширную и важную часть правил образуют права собственности. Экономическая теория пытается объяснить социальные явления, механизм взаимодействия и позволяет предвидеть направленность в экономическом поведении людей.

2. Возникновение и основные этапы развития экономической науки

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Дальнего Востока - колыбели мировой цивилизации. Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества были сделаны в сочинениях Ксенофонта (430-335 г.г. до н.э.), Платона (428-348 г.г. до н.э.) и в меньшей степени в учении Аристотеля (384-322 г.г. до н.э.).

Ксенофонт - представитель богатой афинской аристократии - в своем трактате "Домострой" восхвалял достоинства земледелия и осуждал занятие ремеслами и торговлей. В историю экономических учений он вошел как ученый, который впервые дал анализ разделению труда, а говоря о ценности товара, рассматривал ценность как в смысле потребительской стоимости, так и в смысле меновой стоимости.

Натурально-хозяйственная концепция была характерна и для экономических взглядов Платона. В своем проекте о государственном устройстве он отвел государству функцию разрешения противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей. По мнению Платона, частную собственность могли иметь лишь лица, не способные к политической деятельности, т.е. представители третьего сословия: земледельцы, ремесленники и торговцы. Философы, управляющие обществом, и стражи не должны иметь никакой собственности. Затрагивая вопросы товарного производства, Платон подошел к пониманию того, что в процессе обмена имеет место приведение к "соразмерности и единообразию" несоразмерных и разнообразных товаров.

Аристотель большой вклад в развитие экономической науки внес своим анализом форм стоимости, двойственности товара и развития форм торговли. Интересны его рассуждения о путях приобретения богатства и удовлетворения потребностей.

Экономическая мысль эпохи феодализма охватывает широкий круг проблем, начиная с обоснования законности владения феодальной землей, вечности деления общества на классы и кончая усилением внимания к проблемам товарно-денежных отношений. При этом, как правило, поддерживая развитие товарно-денежных отношений, кроме ростовщических, идеологи того времени стремились сохранить феодальный строй.

Политическая экономия как самостоятельная наука возникла значительно позже - в период зарождения капитали-стического строя, формирования национального рынка. Она выражала интересы буржуазии как восходящего в ту пору класса. Тогда же и появился и сам термин "политическая экономия", родившийся в результате сочетания трех древнегреческих слов: "политейя" - общественное устройство, "ойкос" - дом, хозяйство и "номос" - закон.

Поскольку капиталистические отношения начали складываться прежде всего в сфере торговли, то первое, раннее течение экономической мысли в XV - XVII в.в. - меркантилизм (от итальянского "мерканте" - торговец, купец)- заключалось в познании закономерностей торговли. Согласно этой теории богатство общества выражается в накоплении денег, особенно золота и серебра, в результате торговли. Из всех видов деятельности приоритет отдавался труду, занятому в торговле, прежде всего международной, поскольку он способствовал накоплению богатства. Меркантилизм не являлся еще экономической наукой. Его основные положения - результат не теоретического анализа, а простого описания наблюдаемых явлений и отчасти их классификация.

По мере проникновения капитала в сферу производства изменялись и взгляды идеологов буржуазии. Родоначальником классической буржуазной политической экономии является Уильям Петти (1623-1687 г.г.). Его экономические воззрения формировались в условиях быстрого роста капиталистических отношений в Англии. Его перу принадлежит целый ряд работ: "Трактат о налогах и сборах", "Слово мудрым", "Политическая арифметика", "Разное о деньгах". Как и многие другие исследователи экономических процессов, У. Петти не был "чистым" экономистом. Он был моряком, врачом, и в своем исследовании развивал идею активного торгового баланса. "Богатство каждой страны, - утверждал У. Петти, - заключается главным образом в той доле, которую она имеет во внешней торговле,... а производство таких товаров и ведение такой торговли, которое способствует накоплению в стране золота, серебра, драгоценных камней и т.п. являются более выгодными, чем другие виды производства и торговли". ("Экономические и статистические работы". М., 1940, с. 156, 165). Отдавая дань меркантилизму, он заложил основы трудовой теории стоимости. Известную формулу Петти "труд - отец и активнейший принцип богатства, земля - его мать" можно считать одним из вариантов его учения об источнике стоимости.

Представителями классической буржуазной политической экономии во Франции в XVIII в. были Ф. Кенэ (1694-1774) и А.Тюрго (1727-1781). Они перенесли вопрос о происхождении общественного богатства из сферы обращения в сферу производства. При этом ограничивали последнюю только сельским хозяйством, считая, что богатство создается лишь в этой отрасли. Поэтому это направление в развитии экономической мысли получило название школы физиократов (термин образован от греческих слов "природа" и "власть").

Выдающийся английский экономист Адам Смит (1723-1790) вошел в историю как "Пророк свободной конкуренции". Величайшей его заслугой можно считать то, что в мире экономики он разглядел открытый Ньютоном в физическом подлунном мире естественный саморегулирующийся порядок. Основная идея в учении А. Смита - идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Главное произведение его жизни "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776) оказало громадное влияние на последующий век. Экономическая жизнь, по Смиту, подчинена объективным закономерностям, которые не зависят от воли и сознательных устремлений людей. Исходный пункт всего его исследования образует проблема разделения труда, которое связывает в единое общество "эгоистов-индивидов".

После исследования этой проблемы он переходит к изложению происхождения и употребления денег. Значительный вклад Смит внес в теорию стоимости, в учение о доходах, о производительном и непроизводительном труде, о капитале и воспроизводстве, об экономической политике государства.

Самым крупным экономистом эпохи промышленного переворота в Англии был Д. Рикардо (1772-1823). Он сформулировал серию экономических законов, которые вошли в сокровищницу политической экономии. Центральное место в учении Д. Рикардо занимают теории стоимости и денег, заработной платы и прибыли, земельной ренты, учение о капитале и воспроизводстве. П. Самуэльсон в своем учебнике по экономике оценивает Д. Рикардо как ключевую фигуру 19 века: "Он был одним из счастливчиков. Ученые классического, неоклассического и посткейнсианского направлений - все ведут свою родословную из его окружения. То же самое можно сказать и о марксистах-социалистах".

Подводя итоги классической школе, необходимо отметить, что основным объектом исследования здесь выступает производство как таковое, независимо от его отраслевых особенностей, а также распределение благ. Ее выдающиеся представители выдвинули и обосновали систему понятий и категорий, представляющих собой научное отражение многих экономических процессов.

Когда капиталистическое общество достигло достаточно высокой степени экономической зрелости и выявились его внутренние противоречия, когда на арену истории вышел рабочий класс, научное древо экономики раздвоилось. Одно направление через неоклассическую экономику и кейнсианство пришло к современной посткейсианской магистральной экономике. Другое направление вышло из "Капитала" Маркса.

В противовес буржуазной политической экономии возникла пролетарская экономия, основы которой заложили идеологи рабочего класса - К. Маркс и Ф. Энгельс. Они осуществили переворот в экономической науке, создали учение о прибавочной стоимости, вскрывшее природу капиталистической эксплуатации. Был сделан глубоко научный анализ капиталистического строя, приведший авторов к выводу о его исторической ограниченности и закономерной смене социалистическим строем. В последующих лекциях марксистская теория будет рассматриваться более подробно как звено в современной магистральной экономической теории.

3. Предмет экономической теории

Уяснить предмет науки - значит установить, что она постигает. Люди, начинающие изучать экономическую теорию, обычно требуют, чтобы им было дано краткое, желательно в одном предложении и сразу понятное определение этого предмета. Между тем, втиснуть в несколько строк точное описание любого предмета, которое четко отделило бы его от смежных дисциплин и дало бы представление начинающему о всех вопросах, охватываемых этим предметом, дело весьма нелегкое.

Греческое слово "экономика" в буквальном переводе означает "искусство ведения хозяйства". Но за две с половиной тысячи лет, прошедших с тех пор, как древнегреческий писатель и историк Ксенофонт дал это имя "новой" науке, содержание ее изменилось до неузнаваемости. Хозяйство теперь ведется и управляется не только в рамках семьи или города, но и пределах крупного региона, страны, всего мира.

Существует несколько определений предмета экономической теории, или как ее называли до недавнего времени, политической экономии:
- эта наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми; - эта наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств;
- эта общественная наука, которая изучает поведение людей и групп людей в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ;
- эта наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства;
- эта наука о богатстве;
- эта наука о законах, управляющих производством и обменом материальных благ на различных этапах развития общества (Энгельс);
- А. Маршалл сводит предмет науки к исследованию богатства, стимулов к действию человека и мотивов противодействия;
- эта наука, которая занимается общественными отношениями людей по производству, общественным строем производства и т.д.

Мир экономики очень сложен. В нем взаимодействуют миллионы людей, отраслей хозяйства, предприятий, цен на товары и услуги. Отсюда и пестрота в определении предмета науки.

Скорее ясно, чем не занимается эта наука:
- она не является экономикой домоводства;
- она не является наукой об управлении предприятиями и не раскрывает секретов как заработать миллионы;
- она не является технической наукой.

Тем не менее, экономическая теория близко соприкасается со всеми этими и другими проблемами. Она связана с такими учебными дисциплинами, как статистика, история, социология, политология, психология.

Современная буржуазная экономическая теория (будем пока называть ее так, не вкладывая в это название отрицательного смысла) больше внимания уделяет изучению явлений, описанию фактов: рынок, деньги, кредитные отношения, инфляция, безработица, прибыль, спрос и предложение. В какой связи они находятся между собой, каков допустимый уровень инфляции, безработицы, военных расходов и т.д. Эта наука имеет выраженную практическую направленность, и только от обобщения огромного количества фактов она движется к обоснованию тенденций и экономических законов. И, как говорится в учебнике Самуэльсона, через одно-два десятилетия новые факты опрокидывают старые теории и наука получает импульс для дальнейшего развития. Отсюда на смену одним теориям приходили другие: теория народного, демократического капитализма; индустриального, постиндустриального общества; государство всеобщего благоденствия; теория конвергенции.

В последние годы наметился переход к изучению общечеловеческих ценностей, вытекающих из самого процесса естественной саморегуляции жизни, из общих законов взаимодействия живых организмов с окружающей материальной средой, с природой. Изменяется и наше представление о предмете экономической науки. Человек живет в мире ограниченных возможностей. Ограничены его физические и интеллектуальные способности, время, которое он может уделить тому или иному занятию, средства достижения цели. Ограниченность наличных ресурсов остается главным и весьма жестким условием, накладываемым объективной реальностью на размеры и возможности роста общественного и личного благосостояния. Ограниченность ресурсов заключается в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей. Перед обществом, как и перед отдельным человеком, всегда стоит задача выбора направлений и способов использования ограниченных ресурсов в различных конкурирующих целях. Методы решения этой задачи и составляют предмет экономической науки.

"Экономическая теория, - пишет П. Самуэльсон в своем учебнике "Экономика", - есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества" (1992 г., с.7).

4. Метод экономической теории

Первая задача современной экономической науки состоит в том, чтобы описать, проанализировать и объяснить динамику экономических процессов, происходящих в производстве, при распределении произведенного продукта и его потреблении. Выводы экономической науки необходимы для установления экономического поведения общества. Сложность поведения людей и изменений в социальной жизни не позволяет надеяться на достижение той степени точности, какая присуща исследованиям в области естественных наук. В ходе экономического анализа не представляется возможным проводить контролируемые эксперименты. В выводах приходится многое упрощать, абстрагироваться от бесконечной массы деталей. То, что считается благоразумным для отдельного человека или фирмы, может быть подчас безрассудным для нации или государства. "Путь познания, подчеркивает В. И. Ленин, - идет от живого созерцания действительности к абстрактному мышлению и от него к практике".

Всякая наука вырабатывает и применяет свой инструментарий, конкретные способы и приемы познания действительности. Экономисту, как и астронавту приходится довольствоваться главным образом "наблюдением". Но для получения достоверных выводов сначала надо научиться объективно оценивать то, что является предметом наблюдения. Явления и процессы должны изучаться в их всеобщей связи и взаимозависимости, в состоянии непрерывного развития и изменения. Здесь нельзя обойтись без статистики, без построения динамических рядов, таблиц, без применения системного подхода к анализу явлений. С переходом к рыночной экономике предварительно надо было обосновать и выдвинуть целый ряд гипотез, показывающих, как будут развиваться хозяйственные связи, изменяться цены, в каком направлении будет происходить социальная дифференциация населения, какие изменения произойдут в структуре производства, валовом продукте, его качестве. Не лишним было бы рассмотреть различные гипотезы развития межнациональных отношений и нравственности. метод познания - это не продукт субъективного взгляда, а правильное отражение в сознании людей объективного процесса развития данной реальности.

5. Современные направления и школы экономической теории

С конца XIX в. начинают формироваться новые подходы в экономической науке и в течение длительного времени ее различные направления так или иначе концентрировались вокруг двух основных проблем: трудовой теории стоимости и теории предельной полезности.

Неоклассическое направление возникло как реакция на экономическое учение К. Маркса. Оно господствовало до 30-х годов нынешнего столетия и воспевало эпоху свободного предпринимательства.

Главная проблема, которая находилась в центре внимания неоклассиков (Альфред Маршалл (1842-1924) Артур Пигу (1877-1959) и др.) - удовлетворение потребностей человека. Ключевая идея Маршалла состояла в перемещении усилий с теоретических споров о стоимости к изучению проблем взаимодействия спроса и предложения как сил, определяющих процессы, протекающие на рынке. По Маршаллу, по мере потребления новых единиц, частей, долей блага, темп нарастания полезности падает, добавочная полезность, приносимая каждой новой долей снижается.

Согласно выработанному неоклассиками подходу, цена товара определяется двумя факторами: предельной полезностью (со стороны покупателя) и издержками производства (со стороны продавца).

Принципы предельной полезности послужили основанием для разработки обширной концепции предельных величин. Великая депрессия 29-33 годов показала невозможность путем свободной конкуренции разрешать социально-экономические проблемы и противоречия современного мира. Потребовалось серьезное вмешательство государства в ход экономической жизни.

На волне кризиса 30-х годов возникла теория эффективного спроса, которая предложила свои рецепты регулирования экономики и нашла применение на практике, стала составной частью экономической политики многих государств. Автором этой теории был английский экономист Джон Кейнс (1883-1946). Его идея состояла в том, чтобы применить методы активизации и стимулирования совокупного спроса (общей покупательной способности) и тем самым воздействовать на расширение производства и предложение товаров. Государство может воздействовать на инвестиции посредством регулирования уровня процента, либо осуществляя инвестиции в общественные работы. Инвестиции по Кейнсу играют решающую роль в расширении платежеспособного спроса, а спрос создает предложение. Он не верил в саморегулирующий рыночный механизм и считал, что для обеспечения экономиче-ского равновесия необходимо вмешательство извне.

В 70-80 годах, когда чрезмерное вмешательство государства в экономику стало тормозить развитие общественного производства, снова становится актуальным неоклассическое учение и остается таковым по настоящее время. Оно представлено теориями монетаризма и неолиберализма.

Монетаризм - это теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы. Для 70-х годов стала характерной не безработица, как это имело место во времена великой депрессии, а инфляция при одновременном снижении производства (стагфляция). Началась переоценка ценностей. Был выдвинут лозунг "назад к Смиту", что означало отказ от методов активного государственного регулирования.

Положительный вклад монетаризма в экономическую теорию заключается в детальном исследовании механизма воздействия денежного мира на товарный мир. Управление экономикой представители этой теории сводят к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, к достижению сбалансированности государственного бюджета. Признанным авторитетом этого направления является американский экономист Милтон Фридман (р.1912 г.).

Неолиберализм - еще одно направление в экономической науке и практике управления хозяйственной деятельностью. Его представители отстаивают приоритетное значение свободы субъектов экономической деятельности. Частное предпринимательство само способно вывести экономику из кризиса, обеспечить ее подъем и благосостояние населения. Государство должно обеспечивать условия для конкуренции и уйти от излишней регламентации рынка. Одним из основоположников и главным теоретиком неолиберализма считается Фридрих фон Хайек ("Пагубная самонадеянность" и "Дорога к рабству" М., 1992). В своих работах он отстаивает принцип максимальной свободы человека.

Институционально-социологическое направление (Гэлбрей Д. и др.) рассматривает экономику как систему, где отношения между хозяйствующими объектами складываются под воздействием экономических и внешнеэкономических факторов, особенно технико-экономических. В этом направлении исключительное значение придается трансформации современного общества под воздействием научно-технического прогресса. Последний ведет к преодолению социальных противоречий и бесконфликтной эволюции общества от индустриального к пост и супериндустриальному (теория конвергенции).

Таковы в общем плане основные направления в современной экономической мысли. Правящие структуры и политические партии суверенных государств, возникших на развале СССР, пытаются вывести экономику государств из кризиса, придерживаясь того или иного направления.

Вопросы для повторения:

1. Дайте краткую характеристику экономической теории меркантилизма.
2. Покажите отличие экономической теории физиократов от теории меркантилистов.
3. Охарактеризуйте вклад английских ученых У. Петти, А. Смита и Д. Рикадро в создание экономической науки.
4. В чем суть и особенности марксистского направления в экономической теории?
5. В чем отличие экономической теории от других?
6. Что изучает экономическая наука?
7. Покажите отличие предмета исследования марксистской экономической теории от современной буржуазной?
8. Как вы понимаете термин "ограниченные ресурсы"?
9. Раскройте содержание понятия - "Выбор наиболее рациональных путей использования ограниченных природных ресурсов".
10. Что собой представляет научная абстракция как средство познания в экономической теории?
11. Охарактеризуйте современные направления и школы экономической теории: неоклассическое направление, кейнсианское, монетаризм, неолиберализм и др.

К числу современных принято относить экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX и в начале XX в. Они представлены широким разнообразием позиций, взглядов, концепций.

Выделим главные направления современной экономической мысли и охарактеризуем их в самых общих чертах. К ним относятся:

  • кейнсианское;
  • институционально-социологическое.

Неоклассическое направление возникло как реакция на экономическую теорию К. Маркса, как ее критическое осмысление. Оно господствовало до 30-х годов XX в. и воспевало свободную конкуренцию. Кризис и Великая депрессия показали невозможность путем свободной конкуренции преодолеть противоречия, решить все социально-экономические проблемы общества, в связи с чем появляется новое экономическое учение — кейнсианство. требующее серьезного вмешательства государства в экономику. В 1970-80-х годах. когда чрезмерное вмешательство государства в экономику стало тормозить развитие общественного производства, неоклассическое учение снова становится актуальным и остается таковым по настоящее время. В западной экономической литературе это направление получило название «новый классический экономике».

Современная политическая экономия, известная под названием «Экономикс », имеет в своей основе маржинальную экономическую теорию и представляет собой попытку синтезировать классическую политическую экономию и маржинализм.

Курс «Экономикс» впервые начал читать в Кембриджском университете А. Маршалл в 1902 г., он сменил курс политической экономии классической школы Дж.Ст. Милля. В 1890 г. вышла книга А. Маршалла (1842-1924) «Принципы экономике», которая у нас переведена как «Принципы политической экономии».

Появление термина «экономикс» не случайно. Во-первых, это объясняется рационализмом американцев, их склонностью к сокращениям. Во-вторых, имелись и более глубокие причины. Экономический кризис в конце XIX в. и почти 20-летняя депрессия показали несостоятельность государственного вмешательства в экономику, и А. Маршалл, воспевавший идею свободной конкуренции и рынка, не мог не ограничивать роль государства в рыночной экономике, что и получило отражение в новом термине, где исчезла первая часть прежнего названия науки.

Сегодня под этим названием выходят в свет многочисленные учебники по экономической теории. Одним из наиболее популярных считается учебник П. Самуэльсона «Экономикс», который впервые был опубликован в 1948 г. и выдержан 13 изданий. Его автор подчеркивает, что «экономическая теория, или политическая экономия, как ее обычно называют, тесно соприкасается с социальными науками, экономикой домоводства, управлением предприятием, но имеет специфический предмет».

Таким образом, экономике и политическая экономия в англоамериканской литературе рассматриваются как синонимы. Некоторые ученые Запада под политической экономией понимают не экономическую теорию в целом, а экономическую политику как самостоятельную отрасль науки.

В нашей экономической литературе до недавнего времени термин «экономике» рассматривался как название буржуазной экономической науки. Отрицания этой науки требовала не только чрезмерная идеологизация, основанная на классовых подходах ко всем экономическим проблемам, но и практика хозяйствования административно- командной системы.

При более внимательном изучении курса «экономике» можно отметить, что «экономике» — многозначное понятие, характеризующее:

  • специальную науку о принципах рыночного функционирования экономики на микро-, мезо- и макроуровне:
  • науку, носящую более прикладной характер по сравнению с марксистской политической экономией, имеющей более абстрактный характер:
  • цикл учебных дисциплин в вузах США и Западной Европы, включающий также экономическую историю, историю экономических учений и ряд спецкурсов по экономическим проблемам.

Современное изменение названия учебной дисциплины «политическая экономия» на «экономическую теорию» не означает отказа от политической экономии как науки. Некоторые объясняют изменения тем, что «политическая экономия сегодня давно перестала быть наукой, а превратилась в шаманологию». Проявление другой крайности — желание во чтобы то ни стало сохранить термин «политическая экономия». Хотя в пользу этой позиции есть достаточно серьезная аргументация, не следует воспринимать изменение названия учебной дисциплины как отказ от науки. Эволюция терминов «экономика», «политическая экономия», «экономике» и «экономическая теория» обусловлена историческими причинами, но все они по существу являются названиями одной и той же постоянно развивающейся науки, исследующей экономические явления, процессы хозяйствования на различных уровнях, взаимосвязи и взаимозависимости. Меняются акценты, подходы, но наука остается той же — наукой об экономической жизни отдельных людей, групп и общества в целом. Развитие любой отрасли знаний, в том числе и знаний по экономике, представляет собой последовательную смену научных направлений, входе которых происходит пересмотр базовых теоретических понятий.

Неоклассическое направление экономической теории в основном сформулировано в работах английского экономиста Альфреда Маршалла.

А. Маршалл (1842-1924) широко известен как основоположник ценовой теории. Его ученик Дж.М. Кейнс назвал Маршалла величайшим экономистом XIX в. Стараясь объединить теорию предельной полезности и теорию издержек производства, он пришел к выводу, что ни спрос, ни предложение не имеют приоритета в определении цен, это равноправные элементы механизма рыночного ценообразования. А. Маршалл использовал понятия рыночного равновесия для характеристики баланса спроса и предложения, разработал концепцию эластичного спроса, которые до сих пор актуальны для объяснения рыночных явлений.

Теория А. Маршалла отличалась статичностью построения, преодолеть которую впервые попытайся Й. Шумпетер (1883-1950). Он создал динамичную модель развития капитализма в работе «Теория экономического развития» (1911). Продолжением этой работы стала монография «Экономические циклы» (1939), посвященная теоретическому, историческому и статистическому анализу процесса циклического развития рыночной системы хозяйства.

Неоклассическое направление экономической науки представлено современными теориями монетаризма и неолиберализма.

Монетаризм — теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы. Монетаристы сводят управление экономикой прежде всего к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, количеством денег, находящихся в обращении и запасах, достижению сбалансированности государственного бюджета и установлению высокого кредитного банковского процента.

Американский ученый-экономист М. Фридмен (1912-2006) — один из крупнейших авторитетов в современной экономической науке, признанный глава «новой монетаристской школы», лауреат Нобелевской премии по экономике за 1976 г. Его экономические рекомендации использовались в Чили во времена правления Пиночета и в экономической политике Р. Рейгана в США. На обложке книги М. Фридмена «Свобода выбора» Рейган написал: «Ее нужно прочитать всем, кто заинтересован в будущем Америки». По мнению М. Фридмена, все крупнейшие экономические потрясения объясняются последствиями денежной политики, а не нестабильностью рыночной экономики, поэтому государство должно как можно меньше и осторожнее вмешиваться в рыночные отношения.

В России с монетаристской теорией связывают имя Е. Гайдара.

Неолиберализм — это теория, согласно которой необходимо сокращать (свести к минимуму) вмешательство государства в экономику (принцип классической политической экономии А. Смита), ибо только частное предпринимательство способно вывести экономику из кризиса и обеспечить ее подъем и благосостояние населения. Отсюда важно предоставление максимально возможной свободы предпринимателям и торговцам в хозяйственной деятельности.

Главными теоретиками концепции либерализма XX в. являются америанский экономист австрийского происхождения J1. фон Мизес (1881 — 1973) и его блестящий ученик Ф. фон Хайек (1899-1992).

По мнению Л. Мизеса, социализм, т.е. централизованно управляемая экономика с регулируемым правительством рынком, долго просуществовать не может, ибо цены не отражают спрос и предложение, не служат указателем, в каком направлении должно развиваться производство. «Регулируемая экономика социализма», по словам Мизеса, превращается в царство произвола составителей плана, становится планируемым хаосом. Единственная разумная экономическая политика-либерализм; абсолютными основаниями цивилизации являются разделение труда, частная собственность и свободный обмен. Главными работами J1. Мизеса являются: «Либерализм», «Человеческая деятельность: трактат об экономике», «Основания экономической науки: очерки методологии» и др.

Ф. Хайек — по происхождению немецкий, а по месту деятельности английский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике за 1974 г. В своей книге «Дорога к рабству» доказывает, что всякий отказ от экономической свободы от рыночного ценообразования ведет к диктатуре, экономическому рабству, утверждает превосходство рыночной системы хозяйства над смешанной и «командной» экономикой, объявляет капитал вечной категорией, отрицает существование эксплуатации при капитализме, подчеркивает, что социалистические идеи государственной экономики обречены на полный провал и губительны по своей природе.

Основываясь на теории неолиберализма, немецкий теоретик, государственный и политический деятель ФРГ Людвиг Эрхард (1897- 1977) создал собственную теорию социально ориентированного рыночного хозяйства, воплотил ее на практике. Основные положения этой теории: необходимость свободных цен, свободной конкуренции, равновесие спроса и предложения, равновесие экономики. Государство призвано гарантировать эти условия в рыночном хозяйстве и обеспечить социальную направленность его развития. Эта теория изложена в книге «Благосостояние для всех», опубликованной в 1956 г.

К новой классической экономике относятся также «теория рационального ожидания» (Дж. Мут, Р. Лукас, Т. Сарджент. Н. Уоллес и др.), «экономика предложения» (А. Лаффер, Дж. Гилдер. М. Эванс, М. Фелдстайн и др.), а также «теории общественного выбора» (Дж. Бьюкснен, Г. Таллок. М. Олсон, Д. Мюллер, Р. Толлисон и др.).

Кейнсианское направление экономической теории, основателем которого является лорд Дж.М. Кейнс (1883-1946), служит важнейшим теоретическим обоснованием государственного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса через изменение наличной и безналичной денежной массы. С помошью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы. Дж.М. Кейнс — выходец из научной среды, его отец был английским ученым-экономистом. В течение нескольких десятилетий он внес ряд новых идей в развитие экономики и политики первой половины XX в. Влияние Кейнса на общественное мнение оказалось самым сильным после А. Смита и К. Маркса. В его главном произведении «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) изложены его теория и программа государственного регулирования экономики.

Дж.М. Кейнс исследовал количественные функциональные аспекты закономерностей воспроизводства в условиях кризиса и гигантского уровня обобществления производства, чтобы с помощью государственного регулирования обеспечить бесперебойное функционирование экономики. Он сформулировал макроэкономический анализ (в отличие от микроэкономического подхода) взаимообусловленных совокупных показателей национального дохода, инвестиций, потребления, сбережений и др. Дж. Кейнса объявили «спасителем капитализма», а его теорию — «кейнсианской революцией в политической экономии». Вместе с тем ряд теоретических положений Кейнс заимствовал из арсенала классической политической экономии А. Смита и Д. Рикардо, а также из экономической теории марксизма (в частности, из марксистской теории воспроизводства), что дало повод для утверждения о возможности «перебросить мост» между кейнсианством и марксизмом. Главной, ключевой проблемой, по Ксйнсу, является емкость рынка, принцип эффективного спроса, составной частью которого выступает концепция мультипликатора, общая теория занятости, предельная эффективность капитала и нормы процента.

Неокейнсианцы (Р. Харрод, Е. Домар, Э. Хансен и др.), разрабатывая проблемы экономического роста, стремятся найти оптимальное соотношение между инфляцией и занятостью. На это же направлена и концепция «неоклассического синтеза», методов рыночного и государственного регулирования П. Самуэльсона.

Посткейнсианцы (Дж. Робинсон, П. Сраффа, Н. Калдор и др.) дополнили кейнсианство идеями Д. Рикардо. Они выступают за более уравнительное распределение доходов, ограничение рыночной конкуренции, эффективную борьбу с инфляцией.

Третьим направлением современной экономической теории является институционально-социологическое направление , представителями которого являются Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл, Дж. Гэлбрейт. Название концепции происходит от латинского слова institutum — установление, устройство, учреждение. Все ее сторонники рассматривают экономику как систему, где отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием экономических и внеэкономических факторов, среди которых исключительную роль играют технико-экономические факторы. Понятие «институт» трактуется очень широко: и как государство, корпорация, профсоюзы, и как конкуренция, монополия, налоги, и как устойчивый образ мышления, и как юридические нормы. В этом направлении экономической теории отмечаются недостатки капитализма: за- силие монополий, пороки свободной рыночной стихии, растущая милитаризация экономики, отдельные негативные черты «общества потребления» (такие, как бездуховность и т.д.).

Данное направление экономической теории выступает в различных модификациях: социально-психологический институционализм (Т. Веблен), социально-правовой (Джон Р. Коммонс), провозгласивший основой экономического развития юридические отношения, конъюнктуроведение (Уэсли К. Митчелл), сформулировавшее методы прогнозирования количественных изменений в экономике.

Американский экономист Т. Веблен (1857-1929) прославился книгой «Теория праздного класса» (1899). в которой он отверг попытки политэкономов упрощать действительность и утверждать, что поведение человека можно описать математически, с помощью уравнений. Он считан, что в обществе возможна лишь временная стабильность. В результате эволюции богатые беспрепятственно улучшают свое положение, а низшие слои населения и далее будут терпеть лишения. В связи с тем что потребление в современном обществе становится средством повышения социального статуса, количество товаров при высоких ценах будет возрастать скорее, чем при низких. Жажда предпринимателей к наживе толкает их на беспринципные поступки: попытки устранить конкуренцию, ограничить выпуск товаров. Его нападки на капитализм вызвали по отношению к нему почти личную враждебность. При жизни ему были закрыты дороги к академическим постам и почестям в ученом мире. Веблен был обречен на духовное одиночество и смерть в нищете, но его теории и сегодня остаются актуальными. По образному выражению одного из известных экономистов, «Вебленов костюм носится хорошо и мало устарел».

В этом направлении исключительное место занимает проблема преобразования, трансформации современного общества. Сторонники институционализма полагают, что научно-технический прогресс (НТП) ведет к преодолению социатьных противоречий, к бесконфликтной общественной эволюции общества от индустриального к постиндустриальному, супериндустриальному или «неоиндустриал ьном у» (т.е. информационному) обществу. Абсолютизация роли технико-экономических факторов позволила выдвинуть теорию конвергенции (Дж. Гэлбрейт, П. Сорокин — США, Р. Арон — Франция, Я. Тинберген — Нидерланды).

Неоинституционализм характеризуется отходом от абсолютизации технических факторов, большим вниманием к человеку, социальным проблемам. Так возникли экономическая теория прав собственности (Р. Коуз, США), теория общественного выбора (Дж. Быокенен, США) и др. На основе этих взглядов меняется и экономическая политика развитых стран, результаты которой позволяют говорить о «социализации капитализма». Главная идея современного институционализма — в утверждении не только возрастающей роли человека как основного экономического ресурса постиндустриального общества, но и в обосновании вывода об общей переориентации постиндустриальной системы на всестороннее развитие личности, а XXI в. здесь провозглашается столетием человека.

Экономисты-глобалисты, исследующие процесс экономической эволюции, исходят из того, что эволюция — совместное взаимообусловленное превращение различных экономик не в одну (согласно теории конвергенции), а в разные системы, которые обеспечат новую индустриализацию как форму экономического соцеизма, где человек, наконец, займет подобающее ему главное, определяющее место. До недавнего времени в нашей стране имело место высокомерное отношение к западной экономической мысли второй половины XIX в. и всего XX в. как к чему-то ошибочному, вульгарному, пригодному лишь для критики и разоблачений. Это привело нашу политическую экономию к острому кризису, к неспособности правильно оценить экономические процессы, происходящие в окружающем мире. Оказалось, что западные экономические теории во многом более точно отражают общие экономические законы, которые мы из страха перед конвергенцией так боялись допускать в нашу политэкономию.

Для нашего переходного времени вполне естественны разночтение и неодинаковое представление об экономических процессах, происходящих в стране и в мире, ибо все устаревшее в экономической теории быстро отмирает, но еше не умерло окончательно. Все это приводит к существенным изменениям в понимании задач, предмета их исследования, содержания экономической теории, к отказу от многих догм, в рамках которых еще совсем недавно только и было возможно развитие экономической мысли в России.