Определяющие факторы социально экономическое развитие. Теоретические аспекты изучения социально-экономического развития региона

11.1. Организационно-экономические факторы

Социально-экономическое развитие регионов в настоящее время испытывает возрастающее влияние трех главных факторов.

1. Рыночного - взаимопроникновение региональных, национальных и мирового рынков. Для России и ее регионов наиболее значимыми являются либерализация внешней торговли и снятие протекционистских ограничений в ближайшем будущем в результате вступления в силу соглашения с ЕС и возможного принятия в ВТО.

2. Конкурентного - усиление конкуренции на всех перечисленных рынках, особенно неценовой конкуренции - конкуренции в области качества жизни и инноваций.

3. Производственного - постепенный переход от фордизма к постфордизму как способу организации производства, что подразумевает: замену массового производства мелкосерийным; за- меной вертикальной организации труда - горизонтальной; низкой индивидуальной ответственности - соучастием индивида в производственном процессе.

Эти факторы ведут от территориальной дифференциации и разделения труда к его территориальной интеграции, от гомогенных региональных рынков - к диверсифицированным, а в целом - от национальной региональной политики к собственно региональной на уровне отдельных субъектов Федерации.

Факторы, благоприятные сегодня для размещения на территории предприятий, завтра означают дополнительные возможности для привлечения инвестиций, увеличения занятости и реше- ния других назревших региональных проблем. То есть они одновременно становятся условиями, индикаторами успешного социально-экономического развития регионов в будущем.

Необходимо учитывать, таким образом, воздействие этих изменений на конкурентоспособ- ность и хозяйствующих субъектов, и регионов. Например, для регионов это означает, что одни развиваются как экономически наиболее сильные области, способны мобилизовать собственные ресурсы и привлечь дополнительные инвестиции. Другие остаются на периферии, третьи развиваются лишь в отдельных специфичных сферах (пример - туризм). Нужно выяснить, следовательно, какие факторы должны в первую очередь учитывать хозяйствующие субъекты и какие факторы должны улучшать регионы для повышения своей конкурентоспособности.

Как и всякая экономическая система, регион имеет внутреннюю и внешнюю среду, которые взаимодействуют. Эти связи могут быть как прямого, так и косвенного воздействия.

Для качественной характеристики и оценки динамики изменения внутренней среды достаточно проанализировать следующие группы факторов, характеризующих:

Производственно-ресурсный потенциал региона;

Структуру регионального рынка;

Кадровый потенциал региона;

Существует множество факторов влияющих на экономическое развитие страны.

Факторы делятся в зависимости от характера роста (количественного или качественного):

Интенсивные факторы:

  • · ускорение научно-технического прогресса (внедрение новой техники, технологий, путем обновления основных фондов и т.д.);
  • · повышение квалификации работников;
  • · улучшение использования основных и оборотных фондов;
  • · повышение эффективности хозяйственной деятельности за счет лучшей ее организации.

Экстенсивные факторы:

  • · увеличение объема инвестиций при сохранении существующего уровня технологии;
  • · увеличение числа занятых работников;
  • · рост объемов потребляемого сырья, материалов, топлива и других элементов оборотного капитала.

Интенсивные факторы еще называют факторами совокупного предложения. От них зависит производство национального продукта.

Экстенсивные факторы еще называют факторами совокупного спроса. От этих факторов зависит реализация выросшего национального продукта, т.е. они должны обеспечивать полную занятость всех увеличивающихся ресурсов. Также к факторам связанным с совокупным спросом относят и эффективное распределение ресурсов.

Важнейшим из факторов являются затраты труда. Этот фактор прежде определяется численностью населения страны. Надо учесть то, что часть населения включается в число трудоспособных и не выходит на рынок труда. К ней относятся учащиеся, пенсионеры, военнослужащие и т.д., желающие работать образуют так называемую рабочую силу. Кроме того, в составе рабочей силы выделяются безработные, т.е. те, кто имеет желание работать, но не может найти работу. Данный показатель затрат труда (т.е. численность занятых) не отражает действительное положение вещей. Наиболее точным измерителем затрат труда является показатель количества отработанных человеко-часов, позволяющий учесть суммарные затраты рабочего времени.

Все факторы меняются во времени и по странам, создавая исходные различия в темпах и уровнях экономического развития. Наряду с количественными факторами важную роль играет качество рабочей силы и соответственно затрат труда в процессе производства. По мере возрастающего образования и квалификации работников происходит повышение производительности труда, что способствует повышению уровня и темпов экономического роста. Иначе говоря, затраты труда могут расширяться без какого-либо увеличения рабочего времени и численности занятых, а лишь за счет повышения качества рабочей силы.

Другим важным фактором экономического роста является капитал - это оборудование, здания и товарные запасы. Основной капитал включает и жилой фонд, потому что люди, живущие в домах, извлекают выгоду из услуг, предоставляемых домами.

Затраты капитала зависят от величины накопленного капитала. В свою очередь, накопление капитала зависит от нормы накопления: чем выше норма накопления, тем больше (при прочих равных условиях) размеры капиталовложений. Прирост капитала также зависит и от размаха накопленных активов - чем они больше, тем меньше, при прочих равных условиях, скорость увеличения капитала, темп его роста.

При этом следует иметь в виду, что объем основного капитала, приходящего на одного работника, т.е. капиталовооруженность, является решающим фактором, определяющим динамику производительности труда. Если за определенный период возрастал объем капиталовложений, а численность рабочей силы увеличилась в большей степени, то производительность труда будет падать, так как сокращается капиталовооруженность каждого работника.

Важным фактором экономического роста является земля, а точнее, количество и качество природных ресурсов. Очевидно, что большие запасы разнообразных природных ресурсов, наличие плодородных земель, благоприятные климатические и погодные условия, значительные запасы минеральных и энергетических ресурсов вносят весомый вклад в экономический рост страны.

Но нужно сказать, что наличие обильных природных ресурсов не всегда является самодостаточным фактором экономического развития.

Научно-технический прогресс является важным двигателем экономического развития. Он охватывает целый ряд явлений, характеризующих совершенствование процесса производства. Научно-технический прогресс включает в себя совершенствование технологий, новые методы и формы управления и организации производства. Научно-технический прогресс позволяет по-новому комбинировать данные ресурсы с целью увеличения конечного выпуска продукции, в связи с чем, при этом возникают новые, более эффективные отрасли. Увеличение эффективного производства становится основным фактором экономическою развития. Также важен эффективный экономический рост. Он определяется следующими факторами:

  • - природные ресурсы (земля);
  • - капитал;
  • - трудовые ресурсы;
  • - технологии.

Проанализировав сущность и факторы экономического развития можно сделать вывод о том, что экономический рост является важнейшей характеристикой развития страны. Все факторы экономического развития тесно взаимосвязаны с экономическим ростом. Каждый фактор в отдельности, а также они в совокупности определяют уровень и скорость экономического развития.

держка лесного бизнеса должна выражаться в первую очередь в создании эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей условия для максимального и эффективного освоения национальных лесных ресурсов, только при этом возможно обеспечить эффективное развитие лесопромышленного комплекса в нашей стране.

1. Петрунин В.В. О платежах за лесопользование и иных финансовых отношениях в сфере лесного хозяйства // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2008. № 9.

2. Починков С.В. Рыночная модель лесопользования: экономические аспекты // Лесное хозяйство. 2000. № 1. С. 18-24.

Поступила в редакцию 21.10.2008 г.

Kuryanov V.K., Morkovin V.A. To ensure the efficient development of the economically accessible forest resources by means of road-building in conditions of the forest legislation reforming. The role of the road-building to ensure the efficient development of the forest industry complex is investigated in the article. The authors describe the methodical approach to determine the economic efficiency of wood-transport roads construction based on the demands for construction of main roads and branches. The potential investors in lumbering industry are described according to the investments in construction of woodtransport roads.

Key words: economy of the wood-industry enterprise, efficiency of the development of forest resources, transport infrastructure, economic efficiency of wood-transport roads construction.

1. Petrunin V.V. Payments for forest exploitation and other financial relations in the sphere of forest management // Financial Vestnik: finances, taxes, insurance, accountancy. 2008. # 9.

2. Pochinkov S.V. Market model of forest exploitation: economical aspects // Forestry. 2000. # 1. P. 18-24.

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Ю.Н. Минаев

Статья посвящена анализу ведущих факторов, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие региона. Так как в последнее время региональному развитию уделяется особое внимание, то без знаний основных движущих сил, влияющих на развитие региона, невозможно добиться высоких социальных и экономических показателей.

Ключевые слова: регион, фактор, «мягкий» фактор, «жесткий» фактор.

Любому региону необходимо обладать полной информацией о том, какие факторы способствуют повышению уровня социально-экономического развития. Такие знания необходимы для того, чтобы уметь управлять ими, а именно, вовремя проанализировать данные факторы и принять верное решение в различных областях, касающихся регионального развития. Под фактором следует понимать причину, движущую силу какого-либо процесса, определяющую его характер или отдельные черты . Факторы показывают наличие присущих для региона определенных качеств, которые востребованы и представляют для него особую ценность. Такие качества учитываются при решении энергетических вопросов, вопросов, связанных с

поселением, размещением производства, реализацией инвестиционных проектов, перемещением грузов и т. д. При анализе уровня развития региона необходимо выделить данные качества, на основе которых можно получить представление о перспективе и конкурентоспособности данного региона.

Среди всех факторов некоторые относятся только к отраслевым условиям (например, энергоемкость производства) или только к региональным (например, населенность территории).

В настоящее время особый интерес составляют факторы, оказывающие влияние на уровень социально-экономического развития региона. Как правило, на такое развитие действует не один определенный фактор, а неко-

торая группа факторов. Причем такой набор факторов меняется во времени. На одни факторы регионального развития можно определенным образом воздействовать (например, инвестиции в основной капитал), а на другие нет (например, природные богатства региона).

В современных условиях большое влияние имеет комплексный фактор инвестиционной привлекательности. Повышение уровня социально-экономического развития региона происходит в результате привлечения в регион инвестиций, особенно иностранных. Благодаря инвестициям происходит увеличение валового регионального продукта, бюджетных доходов региона, занятости населения и т. д. Сложившиеся в последнее время благоприятные тенденции в экономике России способствовали притоку в страну иностранных инвестиций. Так, объем иностранных инвестиций в нашу страну, начиная с 2001 г., увеличился более чем на 40 %. Важной предпосылкой для инвестиций является уровень развития транспортной инфраструктуры и средств связи. Проблема привлечения инвестиций в регионы России занимает центральное место в научной и периодической литературе.

На социально-экономическое развитие региона оказывают возрастающее влияние три главных фактора :

1) рыночный фактор (взаимопроникновение региональных, национальных и мировых рынков). Для России и ее регионов важное значение играет либерализация внешней торговли и устранение в ближайшее время различных ограничений благодаря вступлению в ЕС и возможного принятия в ВТО;

2) конкурентный фактор. Необходимо усилить особенно неценовую конкуренцию в области качества жизни и инноваций;

3) производственный фактор. Здесь предполагается замена массового производства мелкосерийным; замена вертикальной организации труда - горизонтальной; низкой индивидуальной ответственности - соучастием индивида в производственном процессе.

Для некоторых конкретных регионов более высокое значение имеют те факторы, которые характерны для отраслей специализации. Отраслевые факторы - это такие факторы, как уровень концентрации производства в данной отрасли, уровень текущей конкурентоспособности отрасли, уровень обеспе-

ченности сырьем природоэксплуатирующих отраслей, уровень обеспеченности сельскохозяйственным сырьем пищевой промышленности, уровень обеспеченности квалифицированными кадрами наукоемких отраслей, сравнительная стоимость рабочей силы для трудоемких отраслей, сравнительный уровень концентрации потребительского спроса населения в регионе (для отраслей, ориентированных на региональные рынки).

Уровень социально-экономического развития региона во многом зависит от расположенных на территории региона определенной отрасли специализации или базовых отраслей. Так как базовые отрасли, к которым можно отнести экономическую активность домашних хозяйств, предприятий, органов власти и управления приносят доход в регион из других регионов, что, в свою очередь, благотворно влияет на развитие всего региона.

В последнее время возросло значение природного и тесно связанного с ним энергетического факторов. Два этих фактора имеют важное значение для социально-экономического развития региона. Так, например, известно, что лидируют в своем развитии в основном те регионы, которые богаты топливно-энергетическими ресурсами, особенно нефтью и газом (Тюменская область и входящие в нее Ханты-Мансийский и ЯмалоНенецкий автономные округа). Но нужно отметить, что уровень развития региона зависит не только от потенциала региона, но и от состояния экономической системы в целом. Увеличение природного фактора происходит за счет предоставления большей самостоятельности субъектам Российской Федерации в распоряжении природными богатствами.

Минерально-сырьевые, энергетические, водные и другие природные ресурсы являются важными предпосылками и факторами региона. Большое значение для их освоения приобретают такие факторы, как наличие удобных площадок для промышленного и гражданского строительства, источников питьевой и промышленной воды. Климат (температурные условия, роза ветров, тума-нообразование) определяет размещение производств с возможными вредными выбросами. Рекреационные ресурсы - возможности восстановления сил и здоровья населения региона или отдельных территорий .

При использовании природных ресурсов важное значение приобретает обеспечение экологической безопасности и охраны окружающей среды в условиях рыночных отношений, рациональное использование природных ресурсов, сохранение и восстановление уникальных природных комплексов и др. Природно-ресурсный потенциал региона способствует социальному и экономическому развитию, влияние которого в основном происходит через структуру хозяйства. На особом положении находятся агроклиматические и земельные ресурсы региона, поскольку с их помощью можно хотя бы частично устранить социальные последствия экономического кризиса.

Рассматриваемый фактор наибольшее влияние оказывает в таких регионах, как: Хабаровский край, Амурская область, Республика Саха (Якутия), Магаданская область, Томская область, Кемеровская область, Алтайский край, Тюменская область, Пермская область, Курская область и др.

С развитием торговых отношений повысилась роль транспортного фактора. Увеличение роста стоимости перевозок происходит быстрее издержек производства товаров, в результате чего осложняется выход региональных представителей на мировой рынок, что, в свою очередь, способствует созданию рынков товаров отечественного производства.

Не менее важное влияние на социальноэкономическое развитие оказывает фактор экономико-географического положения региона относительно источников сырья, транспортных магистралей, рынков сбыта, топлива и т. д. Рассматриваемый фактор определяет эффективность развития экономики региона. Здесь необходимо отметить, что действие данного фактора непостоянно, это происходит из-за открытия новых источников сырья, проложения новых транспортных магистралей и т. п.

В условиях рыночной экономики большую роль в региональном развитии стали играть факторы информационных ресурсов и коммуникационных систем, которые дают представление о возможностях наиболее эффективной социально-экономической деятельности региона.

Существенное влияние на социальноэкономическое развитие региона оказывает демографический фактор. Данный фактор

создает предпосылки для развития в регионе разнообразных видов экономической деятельности, а также велико его влияние на емкость регионального рынка. В основном регионы с большой численностью населения имеют большой региональный доход и ВРП на душу населения. Важной составляющей данного фактора, влияющей на функционирование региональных социально-экономических процессов, являются трудовые ресурсы, представляющие собой трудоспособную часть населения, как занятого в общественном производстве, так и находящегося в резерве (учащиеся, безработные, студенты, военнослужащие).

Потенциал и качество человеческих ресурсов определяются не только количеством членов социума, способных к производительному труду, но и их способностью к интеллектуальной деятельности. В связи с сокращением возможностей за счет экстенсивного развития - освоения новых площадей, месторождений, образования новых поселений и т. п. - в условиях рыночной экономики определяющими становятся новые наукоемкие технологии, создание интеллектуальной собственности в различных формах и, за счет этого, интенсивное использование имеющихся ресурсов. По отечественным и зарубежным оценкам более половины ВВП страны производят работники, образование которых продолжалось более 14 лет .

Для того чтобы рассматриваемый фактор оказывал ожидаемое влияние, необходимо, чтобы численность населения региона хотя бы примерно соответствовала его экономическим возможностям.

Ведущее влияние на социально-экономическое развитие региона оказывает демографический фактор в Краснодарском крае, Свердловской, Ростовской, Челябинской, Самарской и Нижегородских областях, Татарстане, Башкирии и др.

Чтобы процесс социально-экономического развития региона происходил успешно и приводил к ожидаемому результату, он должен быть управляем. Исходя из этого важное значение для социально-экономического развития региона играет организационный фактор (территориальное управление).

Для успешного решения регионом социально-экономических задач требуется активное влияние организационного фактора. Тер-

риториальное, да и общее управление выполняет следующие основные функции: планирование, оперативное регулирование, координация, учет и контроль. В качестве организующего инструмента управления выступает административно-территориальное деление страны, которое играет важную роль в регулировании хозяйственного развития, в осуществлении правоохранительной, оборонной и других функций государства. Административно-территориальная система

способствует комплексному развитию регионов, координированию и контролю деятельности расположенных в них предприятий и учреждений, организации территориального планирования и управления.

Но, к сожалению, существующая административно-территориальная система, которая была создана еще в бывшем СССР, на сегодняшний день не является совершенной, т. к. она не обеспечивает должного развития регионов, которое необходимо в условиях рыночной экономики.

Для повышения эффективности принимаемых решений в области управления экономикой привлекается научно-технический прогресс. Следовательно, существенное

влияние на региональное развитие оказывает научно-технический фактор.

Научно-технический прогресс обеспечивает более равномерное и эффективное размещение предприятий, различных производственных комплексов, отраслей хозяйства, в результате чего все это наилучшим образом сказывается на хозяйственном, социальном, культурном и экономическом подъеме всех регионов. Современные достижения научнотехнического прогресса позволяют добиться больших результатов в освоении новых источников энергии, создании более усовершенствованной техники и технологии производства, освоении ресурсов районов с экстремальными природно-климатическими условиями, создании новейших средств связи, быстрой и более качественной обработке и передаче информации, эффективном и рациональном использовании традиционных источников энергии.

Главная цель, к которой стремится научно-технический прогресс, - это создание такой новейшей технологии, которая позволит экономить энергию, труд, сырье, а следовательно, и финансовые ресурсы. Активное

применение инновационных технологий позволяет региону существенно вырваться вперед в социально-экономическом развитии.

В современных условиях особенно благоприятное влияние на региональное развитие оказывают такие новые направления научно-технического прогресса, как комплексная механизация, автоматизация, информатизация, активная инновационная деятельность и др. На сегодняшний день особенно актуальны ресурсосберегающие технологии, которые способны удовлетворить потребности страны и регионов в производственных ресурсах.

Но надо отметить, что пока передовые наукоемкие технологии используются не во всех регионах, в основном в крупнейших центрах военно-промышленного комплекса, в центральных и волго-уральских регионах.

Следует также отметить влияние агломерационного фактора, который способствует увеличению масштабов производства, концентрации трудовых ресурсов, предприятий и объектов непроизводственной сферы. Такая концентрация сил способствует возникновению новых видов производства, увеличению индивидуальной производительности труда т. д.

Среди всех факторов существуют и такие факторы, которые оказывают отрицательное влияние на развитие региона. Одним из наиболее значимых факторов, оказывающих негативное влияние, является наличие в регионе теневой экономики. Действия коррумпированных чиновников, наличие криминала уменьшают доходы региона, которые поступают в виде налогов и сборов, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на региональном бюджете.

Еще одним представителем данного вида факторов является изношенность производственных фондов, которая происходит в результате переходных процессов в экономике, что влечет дополнительные затраты на восстановление и модернизацию производства.

Если в отечественной экономической теории традиционно выделяют следующие основные группы факторов: природные, демографические, экономико-географические, экономические, то в зарубежной литературе выделяют две большие группы факторов -это «жесткие» и «мягкие». Под «жесткими» факторами понимают факторы, которые из-

меряются количественно. К данному виду можно отнести факторы:

а) ориентированные на производственные ресурсы (земля, рабочая сила, капитал);

б) ориентированные на производство и сбыт продукции (близость партнеров по кооперации, инфраструктура, структура населения и потребления);

в) установленные государством (налоги, система хозяйствования, субсидии и программы поддержки).

Мягкие факторы - это те факторы, которые количественно очень трудно измерить, а именно:

Стабильность политической ситуации;

Стабильность общественного климата;

Квалификацию занятых по найму;

Региональную структуру экономики и отдельных предприятий;

Качество системы образования и профессиональной подготовки кадров;

Оснащение региона вузами, технологическими центрами, исследовательскими организациями .

Конечно же, приведенным набором факторы, воздействующие на социально-экономическое развитие региона, не ограничиваются. По мнению многих исследователей, набор таких факторов очень разнообразен. Так, А.И. Гаврилов выделяет группы факторов, характеризующих:

Производственно-ресурсный потенциал региона;

Структуру регионального рынка;

Кадровый потенциал региона;

Региональный бюджет;

Стратегию развития региона.

❖ Экологическая безопасность;

❖ Стабильное финансирование экологических и природоохранных программ; ♦♦♦ Экологическая емкость территории; ♦♦♦ Природноклиматические условия;

♦♦♦ Уровень развития

перерабатывающей

промышленности;

♦♦♦ Восстановление уникальных природных комплексов;

♦♦♦ Экспортный потенциал региона;

♦♦♦ Лимиты на природные ресурсы и выбросы;

♦♦♦ Минеральносырьевые ресурсы;

❖ Качество окружающей среды

♦♦♦ Уровень заработной платы населения;

♦♦♦ Наличие рабочих мест, соответствующих образованию и квалификации населению региона;

♦♦♦ Наличие и качество жилья в регионе;

♦♦♦ Уровень потребительских цен;

♦♦♦ Социальная поддержка населения в регионе;

♦♦♦ Экологическое благополучие;

♦♦♦ Система здравоохранения;

♦♦♦ Система высшего образования;

♦♦♦ У чреждения детского и юношеского воспитания;

♦♦♦ Уровень кримино-генности;

♦♦♦ Культурная среда, духовная жизнь;

♦♦♦ Уровень коррупции в регионе

♦♦♦ Налоговый и

предпринимательский

♦♦♦ Стратегии и перспективы развития;

♦♦♦ Развитость финансово-кредитной системы региона;

♦♦♦ Платежеспособный спрос населения региона;

♦♦♦ Наличие свободных кредитных ресурсов;

♦♦♦ Экономические особенности факторов производства;

♦♦♦ Развитие науки, сферы образования и системы переподготовки кадров;

♦♦♦ Политическая и социальная стабильность региона;

♦♦♦ Емкость регионального рынка;

♦♦♦ Качество транспортной инфраструктуры;

♦♦♦ Отдаленность от рынков сбыта

♦♦♦ Развитость научно-технического центра, образования;

♦♦♦ Законодательное обеспечение инновационного процесса;

♦♦♦ Способность прогнозирования научно-технического прогресса;

♦♦♦ Динамика развития производства в регионе;

♦♦♦ Защита интеллектуальной собственности;

♦♦♦ Международное сотрудничество;

♦♦♦ Коммерциализация научнопроизводственной деятельности;

♦♦♦ Наличие инвестиций;

♦♦♦ Опыт применения крупных инновационных проектов

♦♦♦ Благоприятность предпринимательского климата ♦♦♦ Политическая стабильность и преемственность власти региона;

♦♦♦ Финансовоэкономическая ситуация в регионе;

♦♦♦ Устойчивость бюджетной системы; ♦♦♦ Уровень финансово-экономического развития региона;

♦♦♦ Прогрессивность менеджмента в региональном управлении; ♦♦♦ Опыт реализации крупных инвестиционных проектов

Рис. 1. Факторы, оказывающие влияние на уровень социально-экономического развития региона

Внешняя среда региона прямого воздействия включает взаимосвязи с партнерами: внешними поставщиками товаров и услуг; внешними потребителями; регионами-конку-рентами; финансовыми организациями;

транспортными предприятиями.

Среда косвенного воздействия на регион может включать группы факторов влияния:

Общеэкономические;

Общеполитические;

Научно-технические;

Природно-экологические;

Демографические .

На основе проведенного анализа факторов, оказывающих влияние на социальноэкономическое развитие региона, можно сгруппировать их в пять основных групп: природные ресурсы, население, предприятия, инновации и инвестиции, которые представлены на рис. 1.

Любой регион не может иметь преимущество по всем факторам. У каждого региона есть свой определенный набор преимуществ, делающий его как экономически, так и социально развитым. Для того чтобы сохранить и повысить уровень социально-экономического развития региона, необходимо постоянно совершенствовать группу факторов, оказывающих влияние на это развитие.

Таким образом, на региональное развитие оказывает влияние тот или иной набор

факторов. Как правило, именно факторы регионального развития применяются для объяснения, прогнозирования и оценки социально-экономической ситуации в регионе.

1. Большой энциклопедический словарь. СПб., 2000. С. 1263.

2. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление. М., 2002.

3. Шадрин А.И. Регион: развитие в условиях рынка. М., 2002.

Поступила в редакцию 8.10.2008 г.

Minaev Y.N. Analysis of factors influencing the level of regional social and economic development. The article is devoted to the analysis of the leading factors influencing regional social and economic development. As long as the problem of regional development arouses a lot of interest, it is impossible to achieve high social and economic showing without knowledge of the basic motive forces influencing regional development.

Key words: region, factor, “soft” factor, “rigid” factor.

1. Encyclopedic Dictionary. St Petersburg, 2000. P. 1263.

2. Gavrilov A.I. Regional Economics and Management. Moscow, 2002.

3. Shadrin A.I. Region: development in market conditions. Moscow, 2002.

Развитие - необратимый закономерный процесс, нап.на изменение материальных и идеальных объектов. Различают 2 стадии развития: эволюция,революция

Эволюция - необратимое и направленное историческое постепенное развитие

Революция (поворот, переворот) - радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии природы, общества или познания, сопряжённое разрывом с предыдущим состоянием.

Основные 2 типа развития :

Прогре́сс (движение вперёд) - направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему.

Регресс (обратное движение), тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему,процессы деградации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных необходимых функций

Диалектик а- наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

3 закона диалектики :

Первый закон : единство и борьба противоречий, всеобщий закон действительности и ее познания человеческим мышлением. Каждый объект содержит в себе противоположности, которые находятся в неразрывном единстве, взаимопроникают друг в друга и взаимоисключают друг друга не только в разных но и в одном и том же отношении.

Второй закон : переход количественных изменений в качественные. Качество - это существенная определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других. Количество - это определенность вещи, благодаря которой ее можно разделить на однородные части и собрать эти части воедино.

Третий закон : отрицание отрицания. Новое всегда заменяет старое, потом само старее и заменяется новым, которое, в свою очередь. То есть отрицание само подвергается отрицанию.

Третий закон диалектики отвечает на вопрос «Куда? По какому пути?» все движется и развивается (графически это можно представить в виде спирали).

Основные теории социально-экономического развития:

1) Формационная . Согласно формационному подходу, представители- К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др., общество в своём развитии проходит через определённые, сменяющие друг друга этапы – общественно-экономю формации – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистич. и коммунистич. Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основанный на опред.способе производства. Способ производства включает в себя производительные силы и производств. отношения. К производительным силам относятся средства производства и люди с их знаниями и практическим опытом в сфере экономики. Средства производства включают в себя предметы труда и средства.

2)Цивилизационная . Цивилизационный подход - исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах.

3)Социальная революция . Способ перехода от исторически изжившей себя общественно-экономической формации к более прогрессивной, коренной качественный переворот во всей социально-экономической структуре общества. Экономическая основа соц.революции- углубляющийся конфликт между ростом производительных сил общества и устаревшей, консервативной системой производственных отношений.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Дымбрылов Борис Доржиевич. Основные факторы социально-экономического развития субъекта федеративного государства: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01 Москва, 2006 153 с. РГБ ОД, 61:06-8/1771

Введение

Глава 1. Социально-экономический потенциал субъекта РФ как материальная основа его развития 13

1.1 Основные факторы социально-экономического развития региона в федеративном государстве 13

1.2 Социально-экономический потенциал региона 34

1.3 Производственно-хозяйственная специализация субъекта федерации 50

1.4 Оценка уровня социально-экономического развития субъекта РФ 56

Глава 2. Эффективная региональная экономическая политика как фактор социально-экономического развития субъекта федерации 68

2.1 Обобщение зарубежного опыта региональной экономической политики 68

2.2 Формирование эффективного механизма региональной экономической политики в России, проводимой федеральными органами власти 86

2.3 Региональная экономическая политика властей субъектов Федерации 103

Заключение 122

Список использованной литературы 135

Приложение 147

Введение к работе

Актуальность исследования. Для любой страны проблема социально-экономического развития регионов никогда не теряет своей актуальности. Каждая страна стремится к системной организации экономики страны, при которой каждый ее элемент -регион - взаимодействует с другими, обладая вместе с тем территориальным (пространственным) социально-экономическим своеобразием.

Для России с ее огромной территорией, различными климатическими зонами, наличием национальных образований организация хозяйства страны как единого экономически и социально эффективного комплекса всегда порождала трудно разрешимые не только экономические, но и социальные, политические и религиозные проблемы.

Почти полтора столетия в Российской империи просуществовало (с малозначительными изменениями) административно-территориальное деление, введенное реформой 1775-1785 гг. В советский период относительно самостоятельные экономические и политические субъекты были превращены в административно-территориальные единицы по национальному признаку. Резкие различия в уровнях социально-экономического развития национальных и территориальных образований СССР в начале 30-х годов прошлого столетия - одна из главных особенностей в развитии страны.

Территориальная дифференциация всегда относительна и характеризуется множеством разнородных количественных и качественных показателей не только природно-ресурсного, климатического и т.п. характера, но и статусно-правового, политического, этнического порядка, влияющих на социально-экономическое положение населения того или иного территориального образования.

Естественные территориальные различия, обусловливающие региональную специализацию, движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, в конечном счете, обеспечивающие социально-экономическое развитие и единство экономического пространства страны, принято считать общественно полезными. Наряду с этим аномально высокие межрегиональные различия, а также их аномально быстрое нарастание расценивается специалистами как социально, экономически и политически неблагоприятные феномены.

Резкая социально-экономическая дифференциация в развитии регионов страны приводит к диспропорциям, разбалансированности в системе социально-экономических, политических и национальных интересов, что ведет к снижению общей эффективности функционирования страны в целом.

СССР унаследовал регионы и национальные окраины полуфеодального и феодального типа, резко отличавшиеся от центральных регионов России. В советский период получила теоретическое обоснование концепция на выравнивание уровней социально-экономического развития регионов страны вообще, и национальных образований, в частности. Эта теоретическая концепция настойчиво и последовательно осуществлялась практически все годы советской власти.

При этом выравнивание уровней социально-экономического развития национальных республик и других территориальных образований осуществлялось не только за счет действительного экономического развития каждого субъекта, но и перераспределения прибавочного продукта от производящих регионов к потребляющим (исходя из принципа равного личного потребления в расчете на душу населения).

Директивно-централизованный механизм мобилизации производимого в стране прибавочного продукта способствовал запланированному его перераспределению в интересах регионов с низким уровнем потребления.

Распад СССР и экономические реформы начала 90-х годов привели к существенным социально-экономическим и политическим изменениям в положении субъектов Российской Федерации. Наибольший ущерб был нанесен регионам, специализирующимся на производстве продукции обрабатывающих отраслей, сельского хозяйства и оборонной промышленности. При этом экономика и доходы населения регионов сырьевой направленности, производящих продукцию на экспорт, росли достаточно высокими темпами.

В результате социальная и региональная дифференциация в России достигла уровня, опасного для целостности и управляемости государства.

Исследования уровней социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и их группировка по показателю покупательной способности показали, что в России средневысокий уровень покупательной способности (от 3 до 6 величин прожиточного минимума) на конец 2003 г. имели только 4 субъекта: Москва, Тюменская область, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Для населения большинства субъектов (76) Российской Федерации уровень покупательной способности составлял от 1.3-2 величин прожиточного минимума.

Естественно, что для России экономический подъем депрессивных и экономически отсталых субъектов Федерации - один из важнейших в решении общенациональной проблемы повышения уровня доходов и потребления населения страны. Восемь-десять успешно развивающихся субъектов не могут решить проблем достойного жизнеобеспечения 70-80 регионов страны. При этом необходимо учитывать отрицательные последствия резких региональных различий в доходах населения: необоснованную межрегиональную миграцию, рост преступности и ее территориальное перемещение в более обеспеченные регионы, снижение уровня образования и здравоохранения, рост детской беспризорности и т.п.

Новые требования к исследованию социально-экономического развития субъектов РФ вытекают из изменений в области вертикальной структуры власти, повышения уровня заинтересованности и ответственности власти субъектов федерации в формировании и использовании доходов, межбюджетных отношений.

Степень разработанности проблемы. Как в отечественной, так и зарубежной экономической литературе исследован огромный опыт по управлению и социально-экономическому развитию регионов страны, который обобщен и представлен выводами теоретического характера.

Прежде всего нельзя отрицать огромный опыт и его теоретическое обобщение в области регионального управления, накопленный за советский период. Дело в том, что любой регион не может нормально функционировать только на основе классической модели рынка. Государство и в рыночных условиях (особенно в переходный период) призвано решать проблемы оптимального соотношения между рыночными и административными методами хозяйствования.

В связи с этим исследования ряда советских авторов по-прежнему ценны: М. Бандмана, В. Кистанова, Н. Некрасова, Р. Шнипера и др.

Существенный теоретический задел накоплен зарубежными авторами по исследованию социально-экономического развития стран с федеративным устройством (США, Германии, Канады и др.): С. Деннисоном, Х.Зибертом, У. Изардом, А. Лешем, Г. Мюрдалем, И. Тюненом, Дж. Фридманом, Д. Юиллом и др.

Наконец, особенно интересны исследования авторов современной России: С. Артоболевского, А. Гранберга, О. Кузнецовой, А. Лаврова, П. Минакира, В. Ишаева, О. Полынева, В. Лексина, А. Татаркина, Н. Швецова, Б. Штульберга и др.

Тем не менее, недостаточное внимание в отечественной экономической литературе уделено специфики социально-экономической политики для каждого региона как самостоятельного хозяйствующего субъекта в условиях повышения уровня

заинтересованности и ответственности власти субъектов федерации в формировании и использовании доходов. Необходимость углубления этого аспекта исследования обусловлена особенностями социально-экономического потенциала каждого субъекта РФ. В связи с этим выработка эффективной региональной экономической политики требует оценки потенциального уровня социально-экономических возможностей развития региона и их фактического задействования.

Актуальность и степень разработанности проблемы предопределили цели и задачи исследования.

Цели и задачи исследования.

Целью данного исследования является выявление и научное обоснование основных факторов социально-экономического развития субъекта федеративного государства.

Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

1. Определение основных факторов социально-экономического развития региона в федеративном государстве

2. Оценка социально-экономического потенциала субъектов Российской Федерации и его составляющих

3. Исследование текущего социально-экономического положения регионов России

4. Критическая оценка зарубежного и российского опыта региональной экономической политики

5. Разработка предложений по совершенствованию механизма региональной экономической политики, проводимой федеральными и региональными органами власти.

Объектом исследования являются субъекты Российской Федерации и их хозяйственные комплексы.

Предметом исследования являются социально-экономические взаимоотношения федерального центра и субъектов РФ по поводу выработки эффективной социально-экономической политики, способствующей подъему экономики каждого региона.

Теоретической и методологической основой исследования послужили фундаментальные положения классической, неоклассической и институциональной теорий, изложенные в трудах отечественных и зарубежных авторов, теоретические и практические труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам регионального роста и региональной экономической политики.

В диссертации в качестве инструментов исследования применялись статистический, экономико-математический, сравнительный и системный методы анализа социально-экономического развития.

Работа базируется на исследовании монографических работ, научных статей, опубликованных в ведущих экономических журналах, прикладных разработках отечественных и зарубежных ученых, занимающихся теоретическими и практическими аспектами регионального развития.

В работе использованы законодательные и нормативные документы Российской Федерации, акты Министерства экономического развития и торговли, Министерства финансов и Центрального Банка России, аналитические отчеты и статистические справочники отечественных и зарубежных статистических органов, а также прогнозно-аналитические материалы Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.

Работа выполнена в соответствии с п. 1.1. паспорта специальности 08.00.01 -«Экономическая теория».

Научная новизна исследования заключается в обосновании эффективной региональной экономической политики в качестве важнейшего фактора социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

В работе присутствуют следующие элементы новизны:

Уточнены основные факторы социально-экономического развития субъекта федеративного государства, включающие в себя 1) форму государственного устройства, которая определяет полномочия субъекта; 2) социально-экономический потенциал, составляющий материальную основу самостоятельности региона; 3) производственно-хозяйственную специализацию региона, расширяющую его межрегиональные связи; 4) систему институтов, обеспечивающую реализацию реальных возможностей функционирования экономических субъектов; 5) региональную экономическую политику, проводимую федеральными и региональными органами власти;

Национальное богатство субъекта РФ обосновано в качестве исходного социально-экономического потенциала в его социально-экономическом развитии. В диссертации обоснован вывод о том, что для России с ее сложившейся тенденцией слабой территориальной мобильности населения, в качестве важнейшего элемента регионального богатства необходимо рассматривать трудовой потенциал каждого региона, наиболее полное использование которого оказывает определяющее воздействие на темпы и эффективность региональной экономики;

Выявлены главные факторы, определяющие резкую дифференциацию в уровнях социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (разрушение обрабатывающих отраслей, высокий уровень безработицы и др.) на основе использования международной методики сравнительной оценки уровня странового социально-экономического развития и индекса развития человеческого потенциала;

Разработана модель социально-экономического развития субъекта федеративного государства, в которой эффективная региональная экономическая политика федеральных и региональных органов власти рассматривается в качестве важнейшего фактора развития региона. Она направлена на достижение эффективного экономического роста региона путем 1) реализации его социально-экономического потенциала; 2) формирования

стабильных региональных институтов; 3) закрепления реальных полномочий региона в федеративном государстве; 4) формирования эффективной отраслевой структуры регионального хозяйства;

Обоснована наибольшая приемлемость для современной России в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов использования адаптационной модели федеральной региональной экономической политики, состоящей из текущей поддержки проблемных регионов и инвестиционной поддержки тех регионов, где имеются высокие потенциальные возможности для эффективного экономического роста;

Выявлена важнейшая роль стабильности региональных институтов в социально-экономическом развитии субъекта федеративного государства.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в ориентации рекомендаций, положений и выводов на широкое использование при совершенствовании механизма региональной экономической политики, проводимой федеральными и региональными органами власти.

Модель социально-экономического развития субъекта федеративного государства может быть использована законодательными и исполнительными органами власти Российской Федерации и ее субъектов при разработке программ социально-экономического развития регионов.

Адаптационная модель федеральной региональной экономической политики может найти применение в Министерстве регионального развития РФ при выборе регионов -объектов инвестиционной поддержки из федерального бюджета.

Материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе при преподавании курса экономической теории и региональной экономики.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования прошли апробацию в научных дискуссиях «круглого стола» в Финансовой Академии при

Правительстве РФ «Развитие организаций и регионов - основа устойчивого развития России в 21 веке» (Москва, 2005).

Диссертация выполнена в рамках комплексной темы научно-исследовательских работ Финансовой Академии при Правительстве РФ, проводимых в соответствии с Комплексной темой «Теоретико-методологические основы становления и развития новых форм хозяйствования в экономике России».

Результаты исследования используются кафедрой экономической теории Финансовой Академии при Правительстве РФ в преподавании учебной дисциплины «Экономическая теория» (курс «Макроэкономика»).

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении диссертации обосновывается актуальность темы, определяются цель и задачи исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе «Социально-экономический потенциал субъекта РФ как материальная основа его развития» раскрыты теоретические положения функционирования региона в федеративном государстве. Исследована сущность социально-экономического потенциала и его роль в развитии региона. Дана оценка уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

Во второй главе «Эффективная региональная экономическая политика как фактор социально-экономического развития субъекта федерации» критически обобщен зарубежный и российский опыт региональной экономической политики и предпринята попытка выработки модели социально-экономической политики, наиболее отвечающей современному состоянию России и ее регионов.

В заключении изложены основные теоретические и практические выводы и предложения, полученные в ходе проведенного исследования.

Основные факторы социально-экономического развития региона в федеративном государстве

В отечественной и зарубежной научной литературе отсутствует четкость в определении понятия «регион», что является одной из причин многообразия направлений и методологических концепций в современных региональных исследованиях.

Всплеск исследований экономических отношений на уровне регионов в нашей стране приходится на 60-70-е годы 20 века. В советской экономической литературе в научный оборот понятие «регион» ввел академик Н.Н. Некрасов. Он считал, что региональная экономика должна изучать совокупность экономических и социальных факторов в каждом регионе страны, а главной составной частью региональной экономики является размещение производительных сил данной территории. Но в экономической литературе имеют место и другие трактовки.

В Большой Российской энциклопедии регион определяется как «крупная индивидуальная территориальная единица (например, природная, экономическая, политическая и др.)»

Черкашин Г. рассматривает регион с позиции социальной: «регион - это социально-территориальная общность, отражающая целостную общественную систему, обладающая административной, хозяйственно-экономической, социально-культурной самобытностью, развивающаяся в специфических жилищных, культурно-бытовых условиях» .

По мнению коллектива авторов под руководством Видяпина В.И. общим является признание объективной основы выделения региона - территориальное разделение труда, а практическим применением - территориальный аспект планирования. По их мнению, регион - это социально-экономическая пространственная целостность, характеризующаяся структурой производства, наличием всех форм собственности, концентрацией населения, рабочих мест, условий духовной жизни человека, имеющая местные органы управления своей территорией (область, край, республика)3.

Лексин В.Н. и Швецов А.Н. рассматривают регион как совокупность социального, природного, экономического, инфраструктурного, культурно-исторического и пространственного потенциалов государства, которая находится в юрисдикции субфедеральных или местных органов власти4.

Различные понятия региона можно объединить, выделив в понимании сущности и, соответственно, границ региона два подхода: 1) регион как территория; 2) регион как социальная конструкция.

В рамках первого подхода развивалось традиционное регионоведение и почти вся отечественная школа региональной экономики до конца 90-х гг. Регион здесь - прежде всего обозримая территория. При данном подходе сущностью понятия региона является территория и дополнительными характеристиками являются другие черты, вызванные прежде всего территориальной общностью.

Другой подход к определению понятия «регион» состоит в том, что регион рассматривается как социальная конструкция, научная абстракция, отражающая наличие общих черт объектов, объединяемых этим понятием. Этот подход сравнительно нов. Он содержит указание на определенную произвольность границ региона. «Регион - понятие типологическое5», - пишет А. Грапберг, соответственно возможна различная типология регионов на основе разных признаков.

Понимание региона как территории приводит к управлению региональной экономикой извне. Традиционными инструментами регионального управления являются: 1) распределение трансфертов между регионами; 2) выравнивание социально-экономического развития регионов; 3) государственные капитальные вложения в крупные индустриальные и социальные проекты.

Трактовка региона как социальной конструкции позволяет взглянуть на регион с другой точки зрения - как на активного субъекта хозяйствования, который может вести самостоятельную экономическую политику, применять ряд экономических инструментов для улучшения своих конкурентных позиций.

В данной диссертации под регионами понимаются субъекты Федерации, поскольку именно они образуют территориальную, организационную, правовую и экономическую основу страны. Это относительно самостоятельные субъекты хозяйствования, итоги экономической деятельности которых получают отражение в системе национальных счетов (ВВП, НД и др.). Субъекты Федерации образуют территориальную, организационную, правовую и экономическую основу страны.

При таком подходе, регион - территориальное образование, имеющее четко очерченные административные границы, в пределах которых воспроизводятся социальные и экономические процессы обеспечения жизни населения, обусловленные его местом в системе территориального общественного разделения труда.

Богатство каждого региона определяется производительным трудом его граждан. Передовые регионы характеризуются стабильными и высокими темпами экономического роста, что обеспечивает более или менее полную занятость всего трудоспособного населения, рост доходов и потребления каждого работающего.

Определенные различия во взглядах на региональное развитие можно выделить в рамках двух основных групп теорий регионального роста - неоклассической теории, основанной на производственной функции, и теории кумулятивного роста, являющейся синтезом неокейнсианских, институционалистских и экономико-географических моделей

В неоклассической школе первые исследования различий в региональных темпах роста основывались на теории, которая используется и для объяснения общенационального экономического роста. Подобный подход господствовал до середины 60-х гг., однако используется он и в настоящее время6.

Социально-экономический потенциал региона

Кризисные явления в экономике, сопровождавшие переход к рыночным отношениям, актуализировали проблемы использования социально-экономического потенциала в целом и его составляющих на уровне региона. Несмотря на имевшее место в 90-х годах сокращение производства, спад инвестиционной активности, ухудшение финансового положения предприятий и падение жизненного уровня населения, страна по-прежнему располагает богатыми природными ресурсами, производственными мощностями, квалифицированными трудовыми ресурсами. Насущной задачей становится совершенствование оценки потенциальных возможностей и ресурсов каждого региона с целью более эффективного развития народного хозяйства.

Понятием потенциал, как правило, обозначают совокупность имеющихся средств, возможностей в какой-либо сфере. Под потенциалом обычно понимается не только то, что выявлено, а и то, что есть в скрытом виде и может быть проявлено при определенных условиях. Широкая трактовка термина «потенциал» заключается в рассмотрении его в качестве «источника возможностей, средств, запаса, которые могут быть приведены в действие, использованы для решения какой-либо задачи или достижения определенной цели; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области27». Потенциал представляет собой обобщенную характеристику ресурсов, отнесенную к месту и времени, т.е. это своего рода количественная и качественная определенность ресурсов.

Потенциал есть динамичная система, объединяющая в себе три уровня связей во времени и пространстве, функционирующих в единстве. Эти связи детерминируют проявление потенциала в разных формах. Во-первых, потенциал характеризует прошлое. В этом случае он выступает в качестве «ресурса», поскольку воплощает в себе накопленные системой характеристики, позволяющие ей функционировать. Во-вторых, он отражает настоящее, т.е. реально используемые или неиспользуемые имеющиеся возможности. В данном случае потенциал близок по значению термину «резерв». В-третьих, он направлен на будущее, т.е. постоянно изменяется, развивается, накапливает новые способности, характеристики, включая элементы будущего развития.

Таким образом, с точки зрения прошлого социально-экономический потенциал страны в экономической литературе часто приравнивается к национальному богатству29. Национальное богатство - это общий итог постоянно повторяющегося процесса общественного производства за всю историю развития национальной экономики30. Это -совокупность материальных благ, которыми располагает страна в определенный момент времен и которая создана трудом людей за весь предшествующий период.

Национальное богатство непосредственно связано с производством общественного продукта и его воспроизводством. Национальное богатство растет и увеличивается прежде всего за счет общественного продукта, т.е. превышения произведенного общественного продукта над текущим потреблением в данном году. Следовательно, источником национального богатства является общественный продукт, который воспроизводится на расширенной основе.

В экономической литературе существует два подхода к пониманию национального богатства. В узком понимании национальное богатство - это то, что опосредовано трудом человека и может быть количественно измерено. При этом здесь выделяются следующие элементы национального богатства: основные производственные фонды, оборотные производственные фонды, материальные запасы и резервы, непроизводственные фонды, личное имущество граждан страны, информационное богатство. На основе другого, расширенного подхода к национальному богатству относят не только материальные блага, созданные трудом человека, но и все, чем располагает страна: население, природные ресурсы, климат, территория.

Таким образом, национальное богатство на территории определенного региона можно рассматривать как его исходный социально-экономический потенциал.

В последнее время понятие экономического или социально-экономического потенциала регионов довольно активно используется, однако в многочисленных публикациях на эту тему конкретное содержание этого термина зачастую трактуется довольно размыто и разноречиво.

Татаркин А.И. под социально-экономическим потенциалом региона понимает совокупность всех имеющихся в ее границах ресурсов (средств, запасов, источников) - материальных и духовных, природных и человеческих, как уже вовлеченных в процессы общественного производства и социального развития, так и тех, которые могут быть использованы для роста экономической мощи, установления и укрепления социально-политической стабильности, повышения уровня и качества жизни населения данной территории.

Галданова Д.Д. определила социально-экономический потенциал региона как совокупность ресурсов и свойств, которые определяют возможности устойчивого развития экономик региона в изменяющихся внешних условиях.

На наш взгляд, сущность социально-экономического потенциача региона раскрывается в понимании его как совокупности материальных и нематериальных ресурсов, которые определяют возможности устойчивого и эффективного функционирования экономики региона в изменяющихся внешних условиях, т.е. его конкурентоспособность.

В литературе существуют разные классификации социально-экономического потенциала территории. Одни авторы выделяют только три его составляющие: население, землю (с природными ресурсами) и овеществленный капитал, или, соответственно, человеческий, природный и производственный потенциалы. Другие определяют и пытаются оценить до двух-трех десятков разных составляющих потенциала.

Обобщение зарубежного опыта региональной экономической политики

Акцент в исследовании был сделан на двух важных составляющих федеральной региональной экономической политики: 1) проблеме выбора регионов - объектов региональной экономической политики и 2) инструментарии государственного регулирования экономического развития регионов. Правильный выбор регионов, в которых будет стимулироваться или, наоборот, ограничиваться экономический рост, является одной из важнейших составляющих процесса разработки и реализации региональной экономической политики. Процесс выбора регионов состоит из следующих этапов: - выбора показателей социально-экономического развития регионов, на основе анализа которых принимается решение об отнесении тех или иных регионов к объектам региональной политики; - типологии регионов, которая необходима для правильного выбора инструментов региональной экономической политики;

Выбор показателей для оценки уровня социально-экономического развития регионов Перераспределение средств между регионами всегда вызывает недовольство -получающие финансовую поддержку территории считают ее размеры недостаточными, не получающие поддержку обычно полагают масштабы перераспределения чрезмерными.

Поэтому процесс выбора регионов финансового стимулирования стремятся сделать максимально объективным, что достигается в первую очередь за счет использования различных социально-экономических показателей48.

Основным используемым для определения проблемных регионов в зарубежных странах является уровень безработицы. Если сравнить друг с другом страны ЕС то окажется, что на безработицу делается акцент в более развитых странах, на ВВП на душу населения - в менее развитых (что объясняется отчасти недостаточной достоверностью данных по безработице, связанной с неполной занятостью, и высоким уровнем миграции).

Наряду с уровнем безработицы во многих странах Европы используется ВВП на душу населения. В целом ряде стран показатели ВВП заменяются или дополняются показателями доходов населения (в Германии это заработная плата, в Словении -подоходный налог, в Чехии - наличный доход на душу населения).

Помимо уровня безработицы и ВВП на душу населения применяются также демографические, структурные, инфраструктурные показатели. Используемыми демографическими показателями являлись сильный отток населения в Ирландии и США, темпы роста населения в Чехии, Турции, Словении, доля экономически активного населения и предполагаемый рост трудовых ресурсов в Чехии. Структурными показателями - роль сельского хозяйства и туризма в экономике в Ирландии, доля занятых в промышленности в Германии, отрицательное воздействие на экономику региона структурных сдвигов, вызываемых техническим прогрессом, сильная зависимость экономики региона от контрактов с военными ведомствами в рамках программ развития многоштатных регионов в США.

Довольно многочисленны и инфраструктурные индикаторы, которые обычно отражают состояние здравоохранения и образования, жилищного фонда. Сами показатели зависят в немалой степени от уровня экономического развития страны. Например, уровень развития образования в Словении оценивается по доле студентов в населении, а в Турции - по уровню грамотности.

Число используемых индикаторов заметно различается по странам. В ряде европейских стран (например, Нидерландах) используются в соответствии со стандартами ЕС всего 2 индикатора (уровень безработицы и душевой ВВП), тогда как в Турции их более 50. Чаще всего используется от 5 до 10 индикаторов. В США их 7-8, в Словении - 9, в Чехии - 15, примерно столько же в Германии (формально считается, что 4-5, однако один из этих индикаторов - инфраструктурный - является комбинацией из 11 частных индикаторов).

Друг с другом отдельные социально-экономические показатели сочетаются также по-разному. В одних странах (Германии и Чехии) на основе частных индикаторов, взятых с разными весами, составляется комплексный индикатор, по которому ранжируются регионы (в число поддерживаемых попадают территории, имеющие наихудшие значения интегрального показателя). В других странах для выделения разных типов проблемных регионов используются различные показатели. Например, в Словении слаборазвитые регионы предлагалось выделять по величине подоходного налога на душу населения, проблемные приграничные - по демографическим тенденциям, проблемные индустриальные - по спаду промышленного производства и уровню безработицы. До этого в Словении для отнесения общины к стимулируемой ей было достаточно иметь по крайней мере в 2 группах показателей (9 использовавшихся показателей были разделены на 3 группы) минимум по 2 показателя, значение которых составляло менее 50% от среднего по Словении, причем одним из критериев обязательно должен был быть валовый материальный продукт на душу населения.

На основе проводимых расчетов в одних странах выделяется единая группа проблемных регионов, в других странах проводят градацию территорий по степени проблемности. Например, в Турции выделяют наиболее отсталые области (приоритетного развития первостепенной важности) и отсталые (приоритетного развития второстепенной важности), в Великобритании- "районы развития" и "промежуточные районы", в Германии различаются масштабы поддержки восточных земель и проблемных регионов в западных землях.

Периодичность отбора стимулируемых территорий также различается по странам. В Чехии и Венгрии поддерживаемые регионы выбираются ежегодно, в Германии - один раз в 4-5 лет. Реализация отдельных многоштатных программ в США растягивается на годы и даже десятилетия.

Несмотря на простоту и прозрачность, определение регионов - объектов региональной политики на основе статистических показателей имеет свои недостатки: объективность формализованных подходов относительна, а сами показатели не всегда достоверны и зачастую не отражают реальных проблем.

Субъективным в формализованных методиках отбора регионов является, во-первых, выбор используемых социально-экономических показателей (в зависимости от того, каким показателям отдается предпочтение, выигрывают те или иные территории), во-вторых, расчет комплексных (интегральных) показателей - ни использование способа трансформации единичных индикаторов для их сравнимости друг с другом, ни придание весов единичным индикатором обычно никак не мотивируются. В Германии при составлении сетки районов финансового стимулирования интегральный показатель рассчитывается примерно по 20 вариантам (с включением/исключением частных индикаторов, их стандартизацией или нормированием, приданием им разных весов). И решение вопроса о том, какой вариаЕїт расчетов использовать, во многом носит политический характер.

Формирование эффективного механизма региональной экономической политики в России, проводимой федеральными органами власти

При всей важности территориальных проблем в настоящее время отсутствует единый подход к определению сущности и содержания региональной политики. Проблемам региональной экономической политики в российских научных исследованиях уделяется в последние годы немало внимания, однако общепринятых толкований многих терминов до сих пор не существует.

Для начала определимся с понятиями «экономическая политика» и «политика». Еще в 1962 г. в знаменитой 117-ой Конвенции МОТ указывалось: «Всякая политика должна прежде всего направляться на достижение благосостояния и развитие населения, а также поощрение его стремления к социальному прогрессу» (Раздел 1. Общие принципы, статья 1).

По мнению Колодко Г. экономическую политику следует рассматривать как способность разрешать крупномасштабные социальные проблемы на экономической основе. Ее цель - поддерживать максимально возможные темпы экономического роста и распределять его плоды справедливым, то есть социально приемлемым способом55.

Лексин В.Н. и Швецов А.Н. считают, что региональная экономическая политика -это специально организуемые системные действия по обеспечению устойчивого и сбалансированного функционирования региональных систем, имеющим главным целевым ориентиром улучшение качества и повышение уровня жизни населения. Такие действия могут осуществляться и регионально, органами, представляющими интересы регионов и общегосударственно - в масштабах всей страны.

На взгляд Кузнецовой О.В., под региональной экономической политикой понимаются действия государства, цель которых - избирательное воздействие на социально-экономическое, политическое, экологическое развитие отдельных территорий.

Можно выделить следующие главные моменты в этих определениях: 1) цель экономической политики - улучшение качества жизни населения путем воздействия на социально-экономическое развитие региона. Материальной же основой улучшения качества жизни населения служат темпы экономического роста; 2) при этом применительно к федеративным государствам, к числу которых относится и Россия, справедливо говорить о региональной экономической политике и федеративных, и региональных органов власти.

Мы понимаем под региональной экономической политикой действия органов государственной власти (федеральных и региональных), направленные на достижение эффективного экономического роста региона, выступающего материальной основой повышения благосостояния населения страны и ее регионов, путем 1) реализации его социально-экономического потенциала; 2) формирования стабильных региональных институтов; 3) закрепления реальных полномочий региона в федеративном государстве; 4) формирования эффективной отраслевой структуры регионального хозяйства.

При принятии решения в отношении разработки и реализации региональной экономической политики федеральные органы власти могут выбирать из трех альтернативных подходов: (1) вообще не оказывать влияния на динамику экономического развития отдельных регионов (неинтервенционалистская модель); (2) проводить интенсивное воздействие на экономическое развитие наиболее проблемных регионов (модель радикальных преобразований); (3) незначительно корректировать развитие территорий путем ускорения естественных процессов (адаптационная модель).

По нашему мнению, именно идеи "адаптеров" в наибольшей степени приемлемы для современной России. Аргументами в пользу этого вывода могут являться следующие.

Недостатками "неинтервенционалистских" подходов являются, во-первых, неэффективное использование потенциала развития страны из-за недоиспользования социально-экономического потенциала отдельных регионов. Львиную долю доходов государственного бюджета формируют сырьевые отрасли, а значительная часть запасов полезных ископаемых находится в малоосвоенных районах. Во-вторых, есть сферы деятельности, в которых государство обязательно участвует - это, например, развитие инфраструктуры.

Подходы "радикальных преобразователей" не могут применяться в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов на нынешнем этапе развития России. Более того, эффективность этих затрат согласно теории кумулятивного роста, на которую "активные преобразователи" опираются, будет крайне низкой.

Несмотря на целесообразность следования в целом "адаптационной" модели региональной политики, часть мер государственного регулирования должна быть все же направлена на стимулирование роста наиболее проблемных регионов. Этот тезис в значительной степени связан с проблемой соотношения территориальной справедливости (под которой на практике чаще всего подразумевают перераспределение средств в пользу наиболее проблемных регионов) и экономической эффективности национальной экономики. Существуют следующие точки зрения на эту проблему.

Одна точка зрения - существует обратно пропорциональная зависимость между территориальной справедливостью и экономической эффективностью (т.е. стимулирование экономического развития проблемных регионов однозначно ведет к уменьшению экономической эффективности). Именно на основе этого утверждения Э. Куклински, например, рассуждает о целесообразности перехода от концепции региональной политики, направленной на уменьшение территориальных диспропорций, к концепции территориальной конкуренции58.

Другая точка зрения заключается в том, что справедливость полезна, т.е. имеет не только негативные, но и позитивные эффекты59. Подобный тезис обычно обосновывают тремя соображениями. Во-первых, несправедливость и неравенство ведут к неполноте использования потенциала развития регионов. Во-вторых, они могут дать краткосрочный экономический эффект, но в долгосрочной перспективе привести к накоплению диспропорций, на устранение которых потом придется тратить больше. В-третьих, и это считается главным, подобные диспропорции могут привести к социальным взрывам.