Опасения и перспективы перехода на единую валюту. Валютная интеграция

А.А. Кодзасова

Исследование процесса валютно-финансовой интеграции стран предполагает определение сущности понятия «валютно-финансовая интеграция», ее исторических корней, изучение организационных и процедурных аспектов, выявление предпосылок и условий его протекания.

Согласно теории интеграция стран как процесс объединения, сближения их жизни, деятельности, усилий, развития может охватывать различные области, в том числе и финансовую.

До недавнего времени теоретические исследования западных ученых велись в основном в области торгово-экономической интеграции и сравнительной конкурентоспособности товаров и услуг. В последнее десятилетие исследования смещаются в сферу валютно-финансовых отношений и интеграции финансовых рынков. Это объясняется тем, что именно валютные рынки оказывают все более заметное влияние на процессы, происходящие в мировой экономике.

Валютные рынки по масштабам операций превосходят другие финансовые рынки и будут оказывать возрастающее влияние на движение товарных и финансовых потоков, на межгосударственные экономические и политические отношения.

Финансовая интеграция стран на этапе функционирования Платежного союза с дальнейшей перспективой введения единой валюты предполагает рассмотрение данного процесса как важнейшей составляющей более широкого понятия - экономической интеграции государств.

Можно выделить следующие взаимосвязи и преемственность понятий и, соответственно, логику исследования:

Экономическая интеграция в торговой, таможенной, инвестиционной и других сферах;

Валютно-финансовая интеграция в бюджетной, налоговой, кредитной областях, движении финансового капитала и т. д. на основе функционирования национальных валют стран СНСНГ, организации их выпуска, обращения, обеспечения их конвертируемости с перспективой введения единой валюты и создания единой системы финансовых расчетов.

При этом все последующие понятия включаются в предыдущие, т. е. являются их составляющими и не могут существовать отдельно от накопленного интеграционного опыта. Но в то же время каждый последующий этап представляет собой новый качественный уровень интеграционных отношений. Его можно достигнуть лишь на более глубокой качественной основе при обеспечении соответствующих предпосылок и условий, разработке и внедрении новых механизмов и процедур. Валютно-финансовая интеграция, безусловно, является частью, одним из направлений экономической интеграции. Однако страны могут и не достигнуть данного этапа, поскольку его реализация характеризуется весьма специфическими особенностями и требует специальных условий, а именно:

Создание общих финансово-кредитных институтов для целей разработки и проведения единой финансовой (бюджетной, налоговой) и денежно-кредитной (антиинфляционной, валютной, кредитной) политики, осуществление задач финансового регулирования;

Формирование единых централизованных фондов финансовых ресурсов для проведения мероприятий по реализации финансовой и денежно-кредитной политики;

Организация и введение в действие межнациональной системы межбанковских расчетов с соответствующей инфраструктурой, сетями, технологиями;

Либерализация и объединение фондовых, кредитных, денежных рынков стран-участниц, снятие ограничений на движение капиталов через национальные границы;

Разработка и принятие общего банковского и налогового законодательства, единых стандартов финансового контроля, банковского надзора, валютного регулирования.

При этом валютно-финансовая интеграция предполагает создание единого валютного пространства, создание валютного (денежного) союза. Однако этот этап является настолько сложным, противоречивым и долговременным, что его реализация рассматривается отдельно, хотя и в рамках финансовой интеграции.

Таким образом, можно сформулировать следующее определение понятия «валютно-финансовая интеграция стран СНГ» - это экономический процесс объединения финансовых, кредитных, денежных, валютных систем и рынков стран СНГ на основе функционирования национальных валют с перспективой их замены на единую валюту и создания наднациональных финансово-кредитных регулирующих институтов, осуществляющих единую финансовую и денежно-кредитную политику СНГ.

Процесс валютно-финансовой интеграции стран СНГ включает ряд элементов:

Финансовую составляющую (формирование нового глобального финансового рынка СНГ). Финансовый рынок СНГ включает такие сегменты, как единый рынок ссудного капитала, акций, облигаций и др.

Валютную (или денежную) составляющую. Перспектива замены национальных валют единой общей для стран СНГ валютой предполагает формирование широкой зоны действия этой общей валюты, что в свою очередь может привести к появлению нового института - Евразийского центрального банка, проводящего единую денежно-кредитную политику, способного изменить всю систему денежного обращения и привести к формированию новой платежной системы.

Валютно-финансовая интеграция стран СНГ вытекает из более глобального процесса их экономической интеграции, обусловленной объективными причинами, которые можно сгруппировать по двум направлениям: внутренние и внешние. Традиционно принято различать пять уровней интеграционного процесса: зона свободной торговли; таможенный союз; общий рынок; экономический союз; экономический и валютный союз.

На наш взгляд, приоритетными направлениями интеграции стран СНГ в настоящее время следует считать разработку единого механизма функционирования зоны свободной торговли и взаимодействия в банковской сфере, создание общего аграрного рынка, совместной инфраструктуры систем коммуникаций, в первую очередь в энергетической и транспортной отраслях. Поскольку не все государства СНГ готовы к такой тесной форме сближения, неизбежен переход к модели разноскоростной интеграции, принятой в Западной Европе. В последние 3 - 4 года наблюдается тенденция перехода именно к такой модели интеграции в странах СНГ.

Критерии стабилизации государственных финансов (критерии конвергенции) играют важную роль. Их использование должно обеспечить эффективное функционирование единого валютного пространства стран СНГ на базе финансово устойчивых экономик с низким уровнем инфляции, здоровыми государственными финансами, стабильными обменными курсами национальных валют.

Также важен анализ показателей в соответствии с критериями конвергенции, которые были зарегистрированы у стран-кандидатов, позволяющий оценить разницу в уровне показателей по странам. Их можно рассматривать как пропускные критерии и своеобразные символы долгосрочного стремления стран-партнеров к реальному экономическому сближению.

В мировой экономической практике условно можно выделить три основных пути региональной валютной интеграции. Условно их можно назвать «западноевропейский», «латиноамериканский» и «африканский». Для стран СНГ наиболее привлекателен западноевропейский вариант валютной интеграции (создание сначала расчетной денежной единицы, а потом единой валюты на базе национальных валют стран-участниц. При этом полномочия национальных денежных властей постепенно передаются на общеевропейский уровень.

Примером валютного объединения является экономический и валютный союз ЕС.

Одной из наиболее значимых проблем, возникающих при исследовании интеграционных процессов, протекающих в валютной сфере, является, на наш взгляд, выбор формы валютной интеграции, приемлемой для всех стран содружества. Анализ экономических источников позволяет выделить следующие формы валютно-финансовой интеграции.

Валютные зоны. Валютные зоны являются основной формой валютной интеграции. Простейшие из них возникли еще в VI в. до нашей эры. Города-государства Древней Греции заключали между собой соглашения, разрешавшие хождение на территориях двух или более полисов монет, выпущенных в каждом из них.

Валютные объединения в зависимости от соотношения сил между их участниками могут строиться на двух разных началах. В первом случае участники имеют равные (или почти равные) права, а валютная зона является их совместным детищем, а во втором случае страны со слабыми денежно-кредитными системами группируются вокруг государства с сильной международной валютой, которое определяет условия работы зоны. Одним из наиболее часто используемых вариантов подобной связи является долларизация.

Мировой опыт позволяет выделить пять основных типов валютных зон:

1. Взаимное соглашение между независимыми государствами об использовании их национальных денежных единиц в качестве параллельного платежного средства на территории каждого из них.

Параллельное хождение денежных знаков характерно для эпохи полноценных (металлических) денег. При неразменных бумажных деньгах этот инструмент теряет эффективность и соответственно распространение. Поэтому параллельное хождение валют на постсоветском пространстве не рассматривается как возможный вариант.

2. Взаимное соглашение между независимыми государствами о переходе на денежную единицу одного из них.

Согласованный переход на сильнейшую национальную валюту в практике валютного рынка практиковался довольно редко.

К ним могут быть отнесены союзы, где малое зависимое государство переходило на валюту сильного, сохраняя свою денежную единицу. С некоторыми оговорками к ним можно отнести зону южноафриканского рэнда, созданную в 1974 - 1980 гг. (ЮАР, Лесото и Свазиленд).

Данная форма валютного сотрудничества, на наш взгляд, также не представляет интереса для СНГ.

3. Объединение с коллективной расчетной единицей (РЕ), которая существует наравне с национальными деньгами государств-членов.

Этот метод активно использовался в Европе еще с XIV в. Особенно широкое распространение он получили после Второй мировой войны. Так, свою расчетную единицу фиксированную к золотому содержанию доллара, имели в свое время ЕПС, ЕЭС (ЕРЕ). С 1 января 1970 г. Международным валютным фондом были введены специальные права заимствования - СДР, которые привязывались к доллару США, а с середины 1974 г. стали исчисляться на базе корзины из 16 валют. Свою расчетную единицу - переводной рубль - имел Совет экономической взаимопомощи. Больше десятка расчетных единиц создали страны Азии, Африки и Латинской Америки. Наиболее значимыми из них стали арабский расчетный динар Арабского валютного фонда и андское песо Андского пакта. Введение РЕ, с нашей точки зрения, выступает необходимым элементом, лежащим в основе механизма ЕАВС. Можно предложить три варианта для расчета РЕ. Первый вариант, на наш взгляд, наиболее эффективный - использование российского рубля в качестве расчетной единицы в системе безналичных расчетов между странами СНГ. Однако особенности социально-экономической и политической ситуации, сложившейся в СНГ, делают рассматриваемый вариант маловероятным. А ситуация, сложившаяся между Белоруссией и Россией, это наглядно демонстрирует.

Наиболее реальный вариант предусматривает создание РЕ по примеру ЭКЮ, т. е валютной корзины, курс которой ежедневно определяется на основе биржевых котировок валют, входящих в корзину. Валютная корзина «экю СНГ» может включать все 12 валют стран-членов, а удельный вес отдельной страны в ней устанавливается в соответствии с ее долей в мировой торговле, скорректированной на объемы внутриторгового оборота. Квоту каждой из валют-компонентов можно также определить экономическим потенциалом государства, его долей в совокупном ВВП ЕАВС и товарообороте Содружества. На основании данного подхода фиксируются 12 валютных компонентов, которые служат для расчета стоимости «экю СНГ» в основных резервных валютах (доллар, евро, иена) и других национальных валютах. Корзина «экю СНГ» на первоначальном этапе может включать шесть валют крупнейших стран: российский рубль, украинская гривна, белорусский рубль, казахстанский тенге, узбекский сум, туркменский манат.

Курс РЕ может быть как постоянным и не зависеть от котировок валют в корзине, так и регулярно изменяться вместе с курсами валют, входящих в ЕАВС. Более привлекательным выглядит постоянная фиксация, при которой пересмотр корзины происходит лишь раз в несколько лет. Валютные компоненты пересматриваются через текущие курсы к определенной валюте, и полученные эквиваленты дают в сумме курс данной валюты к «экю СНГ». При этом страны должны поддерживать фиксированные курсы национальных валют к «экю СНГ».

Привязку курсов валют к РЕ можно осуществлять по следующей схеме:

Зафиксировать паритет РЕ в виде суммы средневзвешенных паритетов отдельных валют;

Определить паритет каждой из национальных валют стран-партнеров в РЕ, а также ее центральный обменный курс;

Определить значения двусторонних обменных соотношений на основе известных центральных курсов для каждой отдельно взятой валюты;

Выявить пределы колебаний, допустимые для рыночных обменных курсов национальных валют; причем эти пределы ограничить лимитом в 6 %.

Третьим вариантом (наименее предпочтительным, как нам видится) является предложение Г. Шагалова использовать евро в качестве валюты расчета. По его мнению, евро - это та валюта, которая применяется для обслуживания торговых потоков большинства стран Европы. Основным аргументом в пользу данного предложения выступает то, что страны Европейскою союза являются на сегодняшний день основными торговыми партнерами стран СНГ. По нашему же мнению, использование евро вызовет смещение акцентов с использования доллара на евро, сохранив зависимость СНГ от валютной политики зарубежных стран.

4. Экономический и валютный союз с единой валютой, которая заменяет собой национальные денежные единицы государств-членов.

Введение единой валюты требует от участников региональной группировки значительно больших усилий, чем выпуск расчетной единицы. Евросоюз - единственное на сегодня интеграционное объединение, дошедшее до этого этапа интеграции.

В СНГ сейчас «де факто» не действует даже таможенный союз. Кроме того, нет реальных предпосылок для создания единого внутреннего рынка. Поэтому в ближайшие 10 лет, как нам видится, введение единой валюты в странах СНГ нереально. Данный процесс, учитывая опыт стран ЕС, весьма длителен и трудоемок.

5. Одностороннее решение государства о замене национальной денежной единицы валютой другого государства.

Одностороннюю замену национальной валюты на иностранную валюту, как правило, имеющую статус международной, используют бывшие колонии, протектораты, небольшие острова и карликовые государства. Подобный сценарий неприемлем для стран Содружества, особенно теперь, когда все они добились стабилизации национальных валют и активно выводят иностранные денежные единицы из внутреннего оборота.

Стабилизация валютных курсов. Стабилизация валютных курсов может осуществляться через: увеличение совместного пула золотовалютных резервов; расширение пределов допустимых колебаний валют; введение двусторонних интервенций и сигнальных курсов и т. д.

Сотрудничество в целях стабилизации обменных курсов может развиваться не только в рамках сложившихся интеграционных группировок. В конце 90-х гг. XX в., еще до появления евро, в США стала популярной идея увязки курсов основных мировых валют. Одновременно в научной среде появились многочисленные исследования о таргетировании курсов (target zones). И поскольку инициатива не была реализована, проблема стабилизации актуальна до сих пор.

Очевидно, что данная идея базируется на принципе европейской «валютной змеи» с тем отличием, что кредитные линии для проведения интервенций существуют самостоятельно - без валютного коридора. Очевидно, его введение наложило бы слишком жесткие обязательства на участвующие страны и одновременно повысило бы уязвимость всего механизма. Установленные границы (как это уже было много раз) сделались бы мишенью для валютных спекулянтов.

Системы трансграничных расчетов. Системы трансграничных расчетов существуют в двух основных видах: неттинговые (многосторонний клиринг) и системы брутто (или валовых) расчетов. По итогам взаимных платежей за определенный период взаимные требования и обязательства будут в максимально возможной степени взаимозасчитываться по принципу многостороннего клиринга. Многосторонний клиринг предусматривает, что двусторонние требования и обязательства каждой из стран по отношению ко всем остальным странам суммируются и вычисляется общее их сальдо. Таким образом, каждая из стран имеет единое сальдо в рамках многосторонней платежной системы (МПС). Это сальдо представляет собой сумму задолженности страны перед МПС в целом (в случае торгового дефицита) либо чистых требований к нему (в случае активного торгового сальдо). Благодаря этому каждая страна - член МПС получает суммарную платежную нетто-позицию, вместо того чтобы иметь такую позицию с каждой из стран - торговых партнеров.

Урегулирование сальдо платежей каждой из стран в рамках МПС может ориентироваться на известный лимит или квоту, установленную на индивидуальной основе. Квоты должны определяться в процентном отношении к торговому обороту каждой из стран с другими странами - членами многосторонней платежной системы и фиксироваться в расчетной валюте. Конкретная процедура урегулирования платежного сальдо будет определяться с учетом соотношения между страновой квотой и фактическим размером торгового сальдо. Общий принцип урегулирования торгового сальдо состоит в том, что страна с пассивным сальдо погашает часть обязательств перед МПС в РЕ и кредитуется на оставшуюся часть. В свою очередь, страна, имеющая активное сальдо, получает его часть в РЕРЕ, в то время как другая часть оформляется в виде кредитов, предоставленных этой страной МПС.

Для бесперебойного функционирования многосторонней платежной системы необходимо создание специального резервного фонда. Цель этого фонда состоит в регулировании платежных отношений между индивидуальными странами-кредиторами и должниками, с одной стороны, и МПС в целом, с другой. С нашей точки зрения, создание подобного фонда может быть критически важным, для того чтобы система взаимных платежей оказалась в состоянии эффективно стимулировать экономическую интеграцию между членами Содружества независимых государств. Приоритетной задачей является определение размера этого фонда. От решения этого вопроса будут во многом зависеть процедуры формирования резервного валютного фонда.

Предполагается, что страновая квота должна быть равна 15-20 % торгового оборота конкретной страны с другими странами СНГ.

Механизм урегулирования торгового сальдо может действовать следующим образом. Если это сальдо пассивное, то 80 % процентов суммы, равной первым 20 % страновой квоты, оформляется в форме кредита МПС, а оставшиеся 20 % погашаются платежами в РЕРЕ. Чем выше пассивное сальдо, тем ниже доля кредитов, в которые оформляются дополнительные ее суммы; соответственно доля платежей в РЕ. Если размер пассивного сальдо превышает квоту, установленную для конкретной страны, это превышение в полном объеме погашается платежами в РЕ. Подобная система урегулирования пассивного сальдо, при которой доля платежей в РЕ неуклонно повышается в соответствии с ростом его размера, позволит предотвратить чрезмерное нарастание пассивного сальдо и будет стимулировать соответствующие страны наращивать экспорт, при этом ограничивая рост импорта.

В свою очередь, при урегулировании активного сальдо его доля, которую страна получает в РЕ, увеличивается с ростом размера сальдо.

В принципе функционирование многосторонней платежной системы принесло бы наибольший выигрыш странам с наиболее высоким потенциалом для расширения производства и экспорта продукции обрабатывающей промышленности, не имеющей стабильного выхода на внешние рынки.

Предлагаемая система была бы особенно выгодна странам, которые могут поддерживать высокую долю продукции обрабатывающей промышленности (в первую очередь машин и оборудования) в экспортных поставках. В связи с этим можно предположить, что такие страны, как Россия Украина и Белоруссия, которые традиционно обеспечивали значительную долю поставок продукции обрабатывающей промышленности на рынки бывших советских республик, получат наибольший выигрыш.

Консолидация валютных и финансовых рынков.

Консолидация валютных и финансовых рынков включает различные меры, которые условно можно разделить на три типа. К первому относится снятие валютных ограничений и барьеров на пути движения капиталов. Второе направление - устранение валютных ограничений и консолидация рынков финансовых услуг. Третье направление связано с развитием рыночной инфраструктуры. Сюда можно отнести: согласованный выпуск государственных ценных бумаг, содействие выпуску ценных бумаг в национальных валютах, совместное привлечение иностранных инвестиций, мониторинг финансовых рынков, обмен информацией между денежными властями, предоставление технической помощи, обучение специалистов и т. д.

Государствам-партнерам следует решить, насколько далеко они хотят пойти по пути своей региональной интеграции. Если их целью является составить в XXI в. конкуренцию Европе, США и Японии (возможно, с их партнерами), то нельзя ограничиваться системой, лишь поддерживающей взаимную стабильность обменных курсов разных валют: нужен переход к единой валюте.

Таким образом, современная валютно-финансовая интеграция в СНСНГ, строительство единого валютного пространства - процесс отнюдь не случайный. Он имеет и серьезную экономическую подоплеку, и мощную историческую базу.

В настоящее время международная экономическая интеграция приняла необратимый характер, в том числе и в рамках СНГ. Интеграционные процессы в свою очередь являются важнейшим фактором, благоприятствующим стабильному эволюционному развитию российского общества. Кроме того, они представляют собой некий единый внутренний потенциал общества, который при грамотном управленческом воздействии возможно эффективно использовать во благо населения, тем более, что уникальна специфика российской интеграции - объединение ранее единых комплексов.

Наиболее обсуждаемой темой последних десятилетий является проблема экономической интеграции между различными странами. В качестве примеров могут служить создание разных торговых союзов, международных соглашений по экономическим вопросам, валютные союзы и др. Наиболее успешным можно считать Европейский Союз. В связи с этим очевидным становится интерес России в интеграции на уровне региона, особенно в рамках Таможенного Союза.

С момента создания единого экономического пространства, образованного тремя странами: Россией, Белоруссией и Казахстаном, который начал функционировать в 2010 году, самым обсуждаемым является вопрос создания единой валюты на территории стран-участниц. Необходимо отметить, что дискуссия положила свое начало гораздо раньше в результате начавшихся интеграционных процессов на всем постсоветском пространстве. Так, впервые вопрос о введении единой валюты получил развитие в 2001 году на встрече глав ЦБ стран СНГ, которые рассматривали два пути для введения единой расчетной единицы: на территории всего СНГ, или более очевидном, в свете образовавшегося Евразийского экономического союза, на территории этих стран.

По итогам первого экономического форума ЕАЭС, прошедшем в феврале 2003 года, одним из приоритетных направлений в рамках завершения формирование единого финансового рынка и валютной интеграции, выступила необходимость приступить к формированию институциональной и организационно-правовой основы для введения единой валюты. Данный путь предполагал схожие условия и цели, которые прошли страны Европейского союза, начало которому положил Маастрихтский договор. Такими условиями, для стран намеревающихся вступить в Европейский валютный союз, являются: дефицит государственного бюджета должен быть менее 3% ВВП, государственный долг – менее 60% ВВП, на протяжении двух лет государство должно участвовать в механизме валютных курсов, поддерживать курс национальной валюты в определенном диапазоне, инфляция не должна быть выше более чем на 1,5% среднего значение трех стран ЕС с наиболее стабильными ценами, по гособлигациям долгосрочные процентные ставки не должны превышать более чем на 2% среднее значение аналогичных ставок в государствах с самой низкой инфляцией.

Необходимо отметить, что как показывает мировой опыт, многие попытки в области региональной финансовой интеграции и введения региональных валют не завершились успехом. Примерами являются: Североамериканское соглашение и зоне свободной торговли (НАФТА), общий рынок стран Южной Америки (МЕРКОСУР), Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии, Африканский союз. Если рассмотреть их учредительные документы и соглашения, то очевидно, что эти соглашения параллельно с интеграцией провозглашают принципы суверенитета и независимости государств-членов, что и является тем камнем, который мешает введению единой валюты. В то же время, Евросоюз опирается на добровольное ограничение суверенитета стран-участниц ЕС. Ведь именно результатом интеграции на территории Европы стало обращение единой валюты – евро.

Валютная интеграция в Европе продолжалась ни один десяток лет, а вдохновителем и «интеллектуальным архитектором» единой валюты выступил Роберт Манделл. Среди критериев для создания оптимальной валютной зоны, по его мнению, выступают: мобильность факторов производства, открытость экономики, диверсификация экономики и степень экономической интеграции. Манделл выдвинул теорию оптимальных зон, в соответствии с которой одним из критериев для введения единой валюты необходим схожий характер бизнес-циклов. Ведь именно кризис 2008 года наглядно отразил сложность единой валюты в экономически разных государствах.

На сегодняшний день, можно говорить о том, что преждевременны были позитивные прогнозы для введения единой валюты к 2011 году. Мировой финансовый кризис 2008 года заставил по-новому взглянуть на создание новых мировых валют. Так в 2009 году американский инвестор Джордж Сорос предложил активировать и расширить механизм специальных прав заимствования (SDR) – искусственного платежного средства Международного валютного фонда для замены «недееспособного» доллара. Однако, как посчитали эксперты, SDR не позволит государствам обеспечить достаточные объемы ликвидности при реализации антикризисных программ. Другой альтернативой послужило предложение Президента Казахстана Нурсултан Назарбаев в пользу наднациональной валюты («транзитализм»), которая станет переходным моментом для введения единой мировой валюты. Данную идею поддержал Менделл. Также, Назарбаев выступил за создание единой валюты в рамках ЕАЭС, которая не будет зависеть от курса мировых валют.

Дискуссии в 2011 году показали, что ни одна из сторон не готова отказать от собственной валюты в пользу российского рубля или иной валюты. Так, Александр Лукашенко заявил, что Беларусь не готова к введению единой валюты ЕЭП. По мнению Президента Казахстана, пока ни одна национальная валюта, «включая такую мощную как российский рубль», не годится на роль единой валюты Евразийского союза, который намерены построить Беларусь, Россия и Казахстан. Многие экономисты схожи во мнениях, что, несмотря на многочисленные обсуждения, белорусская сторона во главе с Президентом А. Лукашенко не согласится в ближайшей перспективе создать единое валютное пространство, так как данный переход предполагает уничтожение суверенитета в денежно-кредитной политике стран.

Проанализировав сегодняшнюю расстановку сил и интересов сторон, можно говорить о том, что введение единой валюты представляется возможным не ранее 2025 года. Центральные банки трех стран посчитали, что к 2025 году страны подойдут к системе, когда будет единый рынок финансовых услуг и будет, кроме того, финансовый регулятор. И, возможно, это создаст некую платформу для того, чтобы переходить к стадии валютного союза.

Таким образом, ключевым вопросом в валютной интеграции является выбор валюты и определение степени участия каждой из сторон. Ведь, очевидно, что наиболее привлекательным и объективным становится внедрение российского рубля на всей территории ЕЭП. Необходимо отметить и объективные препятствия, сказывающиеся на развитии проекта.

Первым и основным препятствием оказывается экономическая неоднородность ЕАЭС, связанная с экономическим доминированием России (больше 90% суммарного ВВП и более 80% суммарного товарооборота приходится на РФ), сложностью включения в союз транзитной экономики Белоруссии, объективно не готовой к полномасштабной интеграции в рамках евразийского экономического проекта, а также спецификой экономики Казахстана, имеющей развитый энергетический сектор и сформировавшийся за последнее десятилетие транзитный товарный коридор для поставок из Китая.

Основным риском для участия непосредственно России в интеграционном проекте ТС-ЕАЭС остается вопрос о цене интеграции. Экономическое влияние России в новой интеграционной группировке вместе с опорой на политическую волю руководства России создают идеальную среду для получения партнерами по интеграции экономических уступок со стороны РФ. Имея собственную валюту, представители Белоруссии осознают, что смогут и далее получать льготы и помощь из Москвы, так как Россия не пойдет на то, чтобы потерять такого союзника.

Важно подчеркнуть, что взяв за основу опыт ЕС, необходимо согласовать макроэкономические показатели и придерживаться их на протяжении нескольких лет. Затем важно найти компромисс при создании наднационального банка, определить его полномочия и права сторон, разграничить полномочия между ним и центральными банками стран-участниц.

На мой взгляд, основной причиной, препятствующей валютной интеграции служит отсутствие надлежащего уровня макроэкономической гармонизации в странах ЕЭП. При этом кризис в Европе наглядно продемонстрировал обязательность тщательной проработки данного аспекта. На сегодняшний день для стран ЕЭП закреплены макроэкономические параметры, не в полной мере устраивающие все стороны. Однако соблюдение этих показателей в значительной степени носит рекомендательный характер. В соответствии с Соглашением предельного значение дефицита государственного бюджета не более 3% ВВП, государственного долга – не более 50% ВВП, инфляции – не более чем на 5% выше уровня инфляции государства – входящего в ЕЭП, имеющего наименьший рост цен.

Центральным преимуществом для стран при введении единой валюты может быть при формировании валютных резервов. Образовав валютный союз, каждая страна сможет снизить необходимый объем резервов путем создания единого фонда, которым она сможет воспользоваться для покрытия дефицита платежного баланса. Безусловно, основная часть средств будет вложена российской стороной. Относительно Беларуси, положительный эффект возникнет при реализации национальной антиинфляционной политики при поддержке более сильного партнера, в результате страна сможет обрести доверие со стороны экономических агентов.

Выводом вышеизложенного, для введения единой валюты на территории стран-участниц ЕАЭС, можно сделать:

  1. Опираясь на опыт ЕС необходимо привести экономики стран к равному уровню развития, т.е. определить ряд неуклонных критериев для государств, желающих вступить в единое экономическое пространство;
  2. Очевидным, является создание наднациональных органов с четкими полномочиями в области регулирования экономики, т.о. целесообразным было бы создание нового валютного института, который бы регулировал вопросы валютной сферы и имел целью стать центральным банком;
  3. Необходимо гармонизировать законодательство стран-участниц;
  4. Важным является разработать реализуемый в сегодняшних реалиях механизм обменных курсов, который станет предварительным этапом до введения единой валюты;
  5. Оптимальным, на мой взгляд, является придание российскому рублю статуса региональной резервной валюты.

Создание единой валюты на территории единого экономического пространства не является утопией, однако реализация данного сотрудничества имеет место только в долгосрочной перспективе. Слишком много противоречий между странами-участницами. В настоящее время важно использование в расчетах между странами ТС национальных валют, ведь отказ от доллара и евро мог бы стать ключевым звеном к экономической и валютной интеграции. Безусловно, начавшаяся интеграция на постсоветском пространстве, ярким примером которой, является ЕАЭС, начало деятельности, которого ожидается с января 2015 года, предполагает успех в случае полного взаимодействия во всех сферах, в т.ч. и в валютной – заключительный этап в рамках экономической интеграции.

Сегодня в экономике очевидно прослеживаются две тенденции: усиление его планомерная глобализация и экономическое сближение стран на региональном уровне.

Экономическая интеграция - это объединение стран на политическом и экономическом уровне путем создания и развития международных взаимосвязей и разделения труда хозяйств отдельных стран. Это взаимодействие начинается с сотрудничества предприятий близлежащих стран (к примеру, путем создания филиалов за границей). На макроуровне интеграция проходит в форме создания экономических объединений разных государств путем согласования национальных политик.

Экономическая интеграция микро- и макроуровня требует государственного регулирования, а в ряде случаев - и надгосударственного. Целью подобного регулирования является обеспечение свободного движения товаров, денежных капиталов и труда (рабочей силы) между разными странами; проведение совместной экономической, финансовой, валютной, социальной, научно-технической, оборонительной и внешней политики. В итоге создаются целостные хозяйственные комплексы с единой инфраструктурой, общими финансовыми фондами и органами межгосударственного управления.

Экономическая интеграция развивается под воздействием сочетания многих факторов. Среди них наиболее существенными являются следующие: глобализация хозяйств, развитие разделение труда на международном уровне, открытость национальных экономик. Все названные факторы взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Самыми быстрыми темпами экономическая интеграция проходит на региональном уровне. Поэтому сегодня главной тенденцией глобализации хозяйств является процесс образования вокруг определенных стран интеграционных зон и мегаблоков. Примерами могут служить США на территории американского континента, Япония в союзе с США - в Тихоокеанском регионе, наиболее Запада.

Экономическая интеграция предъявляет к национальным экономикам требование повышения их открытости. Это подразумевает их более глубокую втянутость в систему международных отношений, ослабление ограничений на перемещение товаров, трудовых ресурсов и капитала между странами, конвертируемость их валют.

Какие формы экономической интеграции существуют? Наиболее простой формой является зона в которой снимаются ограничения между участниками (странами). В отношениях с третьими странами допускается проведение самостоятельной политики. С этой формы начинался ЕС, сегодня на этой стадии развития находится Латиноамериканский регион.

Следующая форма - таможенный союз, которая наряду с зоной требует установления единого тарифа для ведения торговли и общей внешней политики по отношению к не входящим в союз странам. Часто таможенный союз дополняется платежным, что облегчает конвертируемость валют и хождение единой денежной единицы.

Более сложная форма - общий рынок, который обеспечивает устранение препятствий при перемещении производственных факторов и согласование экономической политики с целью выравнивания показателей стран. При такой форме интеграции создаются общие (наднациональные) органы управления и формируется единое экономическое, информационное и правовое пространство.

На более высоком уровне развития образуются экономические (единая экономическая политика) и валютные (совместное хождение национальных валют, фиксированные курсы, затем создание единой валюты и банка) союзы. Эти формы характерны только для стран Западной Европы.

Последняя форма - пол-ная эко-но-ми-че-ская ин-те-гра-ция, при которой унифицируется законодательная база, устанавливаются единые стандарты, трудовое законодательство и т.д.

Потребовала оградить ЕС от дестабилизирующих внешних факторов путем создания зоны валютной стабильности. 3. Западная Европа стремится стать мировым центром с единой валютой, чтобы ограничить влияние доллара, на которой основана Ямайская валютная система противостоять растущей конкуренции со стороны Японии.  

Механизм валютной интеграции включает совокупность валютно-кредитных методов регулирования , посредством которых осуществляются сближение и взаимное приспособление национальных хозяйств и валютных систем. Основными элементами валютной интеграции являются а) режим совместно плавающих валютных курсов б) валютная интервенция , в том числе коллективная, для поддержания рыночных курсов валют в пределах согласованного отклонения от центрального курса в) создание коллективной валюты как международного платежно-резервного средства г) совместные фонды взаимного кредитования стран-членов для поддержания курсов валют д) международные региональные валютно-кредитные и финансовые организации для валютного и кредитного регулирования.  

Валютная сфера в отличие от материального производства в наибольшей степени тяготеет к интеграции. Элементы валютной интеграции в Западной Европе формировались задолго до создания ЕС. Западноевропейской интеграции предшествовали со-  

Постепенно сложились условия для валютной гармонизации - сближения структур национальных валютных систем и методов валютной политики координации - согласования целей валютной политики , в частности путем совместных консультаций унификации - проведения единой валютной политики . Однако процесс валютной интеграции начинается на стадии создания экономического и валютного союза , в пределах которого обеспечивается свободное перемещение товаров , услуг, капиталов, валют на основе равных условий конкуренции и унификации законодательства в этой сфере. Процесс интеграции включает несколько этапов, направленных на создание единого рынка и на этой базе экономического и валютного союза.  

Процесс валютной интеграции в этот период развивался по следующим направлениям  

Однако валютная интеграция не завершена. В ЕС и ЕВС немало трудностей, противоречий и нерешенных проблем. К числу недостатков ЕВС относятся следующие.  

После двухлетних дебатов важной вехой в развитии валютной интеграции в ЕС явился Единый европейский акт, принятый в мае 1987 г. В середине 80-х годов сложились новые условия, усилились экономическая взаимозависимость и межгосударственное регули-  

Развитие валютного сотрудничества и интеграции развивающихся стран путем создания собственных валютных группировок, совместных валютных фондов для покрытия дефицита платежного баланса . Валютная интеграция как составная часть экономической интеграции имеет целью  

Процесс валютной интеграции развивающихся стран наталкивается на препятствия. В их числе -- нежелание стран-участниц передавать свои суверенные права наднациональным валютным органам ограниченные возможности координации валютной политики в силу разрыва в уровнях экономического развития стран и различий в их социально-экономической ориентации дестабилизирующее влияние внешних факторов , особенно циклических и структурных кризисов мировой экономики . Препятствием являются разобщенность национальных хозяйств развивающихся стран в связи с длительной ориентацией на метрополию, сохранение фактического контроля развитых стран над их экономикой,  

Укрепление позиций российского рубля в обозримой перспективе может привести к созданию рублевой зоны - не в тех формах, которые виделись в 1992-1993 гг., а валютной зоны , подобной зоне немецкой марки (ныне евро), где другие валюты региона стремятся прикрепиться к ведущей валюте. Это даст возможность создать региональную валютную систему, обеспечив в ее рамках согласованное плавание валют, необходимое для нормального функционирования таможенного союза . Бесспорно, эта зона будет носить асимметричный характер, но, как показывает опыт ЕС, это не мешает в перспективе осуществлять шаги по переходу к полноценной валютной интеграции.  

За последние 10 лет значительно расширилось использование ЭКЮ при размещении займов на частных рынках капиталов, во внешнеторговых расчетах между компаниями, а также физическими лицами , которые открывают банковские счета в ЭКЮ ("частная" ЭКЮ). ЕВРОПЕЙСКАЯ "ВАЛЮТНАЯ ЗМЕЯ" -режим совместного плавания валютных курсов стран Европейского экономического сообщества (ЕЭС), существовавший с апреля 1972 г. по март 1979 г. После того как большинство западных стран перешли к плавающим курсам своих валют, страны ЕЭС в целях стимулирования своей экономической и валютной интеграции договорились о сужении пределов колебаний своих валют по отношению друг к другу (1,125%) и коллективном плавании своих валют по отношению к доллару и другим валютам (пределы колебаний 2,25%). Осуществление этого режима, получившего название "змея в туннеле", вызвало серьезные трудности и  

Формами сотрудничества стран в области проведения валютной политики являются создание валютных союзов и валютная интеграция. Если раньше валютные союзы объединяли государства-метрополии, их колонии или зависимые от них страны, то в условиях растущей интернационализации хозяйственной жизни получает развитие валютная интеграция, в т. ч. и создание единой валюты интегрирующих стран, в частности евро. Эти меры направлены на стабилизацию валютных отношений между странами - участницами интеграционных группировок.  

Поиски новых форм валютной интеграции привели к возникновению Европейской валютной системы , начавшей действовать с марта 1979 г. В ЕВ С участвовали первоначально 8 из 10 стран ЕЭС (не участвовали Великобритания и Греция). Формирование ВВС было направлено на достижение валютной стабильности внутри системы в условиях перехода к Ямайской валютной системе и известной независимости от доллара. Центральным элементом системы являлась европейская валютная единица (ЭКЮ), которая стала базой установления курсовых соотношений между валютами стран - членов ЕЭС, а также использовалась для расчётов между их центральными банками и как счётная единица в специализированных учреждениях и фондах ЕЭС, в т. ч. и при установлении единых цен на сельскохозяйственную продукцию. Стоимость ЭКЮ определялась по методу валютной корзины , включавшей валюты всех 12 стран ЕЭС на тот момент. В отличие от Ямайской системы , страны ЕЭС использовали золото для частичного обеспечения ЭКЮ, ориентируясь на рыночную цену золота.  

Причиной ее формирования явилось развитие западноевропейской экономической и валютной интеграции, начавшейся с организации Общего рынка в 1957 г. (Римский договор). Цель ЕВС - стимулирование интеграционных процессов, создание европейского политического, экономического и валютного союза - Европейского союза (ЕС), укрепление позиций Западной Европы.  

ЕВС более стабильна, чем Ямайская, так как колебания курсов валют меньше. Ее достижения обусловлены следующими факторами поступательное развитие экономической и валютной интеграции передача части суверенных прав наднациональным органам ориентация на конкретные программы гибкость при выборе направлений и методов регулирования валютных отношений разработка механизма принятия и реализации решений.  

Связывая свои валюты, участники еврозоны получали ряд преимуществ. Издержки финансовых транзакций между странами-участницами будет снижаться. Хотя евро будет продолжать колебаться относительно всех валют за пределами еврозоны, сами страны-участницы избавляются от разрушительных колебаний между валютами друг друга. Создается новый финансовый и инвестиционный рынок размером почти во всю Европу, что должно помочь в деле привлечения ресурсов. Европа и ее отрасли промышленности сформируют могущественный экономический блок на равных, скажем, с США. А валютная интеграция является необходимым шагом на пути к полной экономической и политической интеграции, которой, вне всякого сомнения, хотят европейские страны.  

Валютная интеграция - относительно стабильное соотношение курсов валют , совместное регулирование валютных взаимоотношений стран-участниц, их единая валютная политика в отношении третьих стран.  

При валютной интеграции возникли трудности, связанные с различием социально-экономического положения стран, дефицитом государственного бюджета и т. д. Первоначально предполагалось завершить создание ЕВФ в 1997 г., но эта дата была отложена.  

Как можно оценить последствия западноевропейской валютной интеграции и введение в обращение единой европейской валюты евро  

Процесс валютной интеграции, приведший к созданию ЕВС, прошел несколько этапов  

В конце 70-х годов активизировались поиски путей создания экономического и валютного союза . В проекте председателя Комиссии ЕС Р. Дженкинса (октябрь 1977 г.) упор был сделан на создание европейского органа для эмиссии коллективной валюты и частичного контроля над экономикой стран - членов ЕС. Эти принципы валютной интеграции были положены в основу проекта, предложенного Францией и ФРГ в Бремене в июле 1978 г. В итоге затяжных и трудных переговоров 13 марта 1979 г. была создана Европейская валютная система (ЕВС). Ее цели следующие обеспечить достижение экономической интеграции , создать зону европейской стабильности с собственной валютой в противовес Ямайской валютной системе , основанной на долларовом стандарте , оградить Общий рынок от экспансии доллара.  

ВАЛЮТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ (urren y integration) - обьективно обусловленный процесс, развивающийся при активном содействии государств региональных зон, в пределах которых обеспечивается относительно стабильное соотношение курсов вал эт, совместное

- (англ. harmonization of monetary policies) - процесс координации валютной политики, формирования наднационального механизма валютного регулирования, создания межгосударственных валютно-кредитных и финансовых организаций.

Одна из объективных тенденций совр. междунар. экономии, отношений - формирование регион, интеграц. объединений, порождаемое научно-технич. революцией, интенсивной централизацией и концентрацией произ-ва и капитала и возникающей вследствие этого потребностью в преодолении противоречия между интернационализацией всех сфер мирохоз. связей, с одной стороны, и существованием отд. относительно обособл. национально-хозяйств. комплексов - с другой.


В.и. - неотъемлемая составная часть регион. интеграции. Термин В.и. используется в отечеств, научной лит-ре неск. десятилетий, является устоявшимся понятием, хотя точнее был бы термин «монетарная интеграция», поскольку англ. слово «monetary» и его эквиваленты на др. языках означают не только «валютная» , но и «денежная» .


Это естественно, поскольку в условиях развитого рыночного хоз-ва и конвертируемости валют грань между инструментами ден. и валютной политики провести сложно. Следовательно, В.и. происходит как в валютной, так и в ден. сфере. В.и. в системе мирохоз. связей принадлежит особое место, обусловл. тем, что, во-первых, это неотъемлемая часть регион, интеграции в целом, в основе к-рой лежит интеграция произ-ва; во-вторых, это подсистема мировой валютной системы.


В результате В.и. теснее связа-нас процессами воспроиз-ва и оказывает на них более сильное воздействие, чем ост. валютные отношения. Налицо прямая и обратная связь между регион, эко-номич, интеграцией и неразрывным с ней процессом В.и.


Последняя, являясь следствием усиления взаимозависимости и взаимопереплетения экономик интегрируемых стран, интернационализации хоз. жизни, представляет собой одновременно предпосылку углубления экономия, интеграции, так как предполагает ликвидацию ограничений валютного и денежного характера, мешающих наиболее полному использованию возможностей интегрирующихся рынков.


В процессе В.и. создается специфич. валютный механизм на межгос. и наднац. основах. Протекая одновременно на рыночном и регулируемом уровнях, В.и. приводит к формированию регион, группировок с целью коллективного регулирования валютных отношений.


Развитие интеграц. процессов в валютной сфере предполагает высокую степень координации гл. аспектов хоз. политики стран-членов интеграц. объединения. Материальной основой, на к-рой может быть обеспечено согласование целей и инструментов гос. регулирования экономики, служит выравнивание экономим, показателей и сближение уровней экономич. развития и экономич. структур, т.к. только в этом случае появляются общие цели политики. Т.о., одна из закономерностей регион. В.и.-экономическая конвергенция, под к-рой понимается тесная координация макроэкономических политик и сближение экономич. показателей на базе их общего улучшения.


Другой закономерностью В.и. выступает сочетание межгосударственных и наднациональных механизмов регулирования рынка при постеп. возрастании наднационального элемента. Уровень наднациональности повышается, с одной стороны, постепенно, по мере возникновения для этого необходимых предпосылок; с др. - он неодинаков в разл. слоях интеграции. Формирование наднац. органов сопровождается острыми противоречиями между странами относительно определения границ их компетенции. Высшей ступенью В.и. является экономический и валютный союз (см., напр., Европейский экономический, валютный и политический союз ).