Обесценивание рубля в 1991. Предполагалось, что изъятие из оборота наличных денег снизит инфляцию, а так же ударит по теневой экономике

Обесценивание рубля в 1991. Предполагалось, что изъятие из оборота наличных денег снизит инфляцию, а так же ударит по теневой экономике

Денежная реформа 1991 года в отечественной истории известна под названием Ее так называют по имени премьер-министра который инициировал ее проведение. Это был Валентин Павлов. С января по апрель проводился обмен денежных купюр крупного номинала.

Предпосылки для проведения реформы

Инициатором денежной реформы 1991 года был непосредственно министр финансов, которого звали Предполагалось, что удастся использовать эффект неожиданности, чтобы максимально эффективно осуществить рублевую реформу и наладить стабильное обращение денежных средств в Советском Союзе. Это была одна из главных предпосылок денежной реформы 1991 года.

При этом удивительно, что накануне этого распоряжения сам Павлов неоднократно публично заявлял о том, что не будет проводить никакой денежной реформы. На тот момент он занимал пост министра финансов.

Однако 14 января Павлова повысили, он стал премьер-министром Советского Союза. Так руководство страны планировало закрепить проведение политических и финансовых реформ, которые должны были стабилизировать обстановку в стране.

Цели проводимой реформы

Данная денежная реформа в СССР преследовала несколько целей. Одной из первоочередных задач, которую ставило перед собой правительство, было обеспечить избавление от избыточной денежной массы, которая находилась в стране в свободном обращении. Это была одна из главных целей денежной реформы 1991 года. Предполагалось, что за счет этого удастся расправиться с дефицитом, образовавшемся в стране на товарном рынке.

При этом формальным поводом для проведения денежной реформы в 1991 году была заявлена борьба с фальшивыми денежными купюрами, которые якобы массово ввозили из-за рубежа.

Большинство исследователей и историков уверяют, что никаких достоверных подтверждений этому найдено не было.

Условия проведения реформы

Указ о фактическом начале денежной реформы в СССР подписал президент Михаил Горбачев. Это произошло 22 января. Советские рубли, выпущенные в 1961 году, номиналом в 50 и 100 рублей изымались из обращения. В 21.00 о подписании этого указа официально объявили по Центральному телевидению. На тот момент практически все магазины и банки были закрыты. Самые находчивые в первые часы после этого начали обменивать имевшиеся у них купюры номиналом по 50 и в кассах метров, в железнодорожных вокзалах и у таксистов. Они воспользовались тем, что большинство водителей и кассиров, которые были на работе, о начале реформы ничего не знали.

Еще часть граждан смогла сбыть советские рубли, отправив их денежными переводами в отделениях почты при вокзалах, которые, как правило, работали до полуночи. Самые находчивые и изворотливые покупали билеты на поезда и самолеты по высокой цене, на самые дальние расстояния, а после приходили сдать эти билеты обратно и получить на руки уже ликвидные деньги.

Правила обмена

При этом во время денежной реформы 1991 года были оглашены официальные правил обмена наличных. За них можно было получить мелкие купюры того же года выпуска либо аналогичные купюры современного образца.

Однако для проведения этого обмена были установлены строгие ограничения. Во многом из-за них подвергалась такой сильной критике денежная реформа 1991 года.

Во-первых, на обмен отводилось всего 3 дня - с 23 по 25 января. Последний был пятницей. К тому же поменять можно было не более тысячи рублей на одного человека. После окончания этих сроков обменивать старые купюры разрешалось только в специально организованных для этого комиссиях. Срок был установлен до конца марта.

Ограничения в Сберегательном банке

Параллельно была резко ограничены сумма, которые имели права снимать в советском Сберегательном банке граждане. В течение месяца каждый вкладчик мог снять не более 500 рублей. В условиях денежной реформы 1991 году жители Советского Союза имели право хранить свои сбережения в нескольких кассах одновременно. В том числе они могли находиться в разных городах. Для того чтобы вкладчики не снимать деньги выше установленной суммы, на последних страницах советского паспорта сотрудники сберегательных касс начали делать особые пометки о движениях по вкладам - сколько денег сумел снять его владелец.

2 апреля произошло еще одно важное событие, ставшее следствием Павловской реформы 1991 года. Заранее о ней никого не предупредили, поэтому удалось резко снизить валютный курс рубля, существовавший на тот момент.

Итоги реформы

Основным итогом денежной реформы 1991 года стало то, что планы правительства удалось реализовать только частично. В результате проведения конфискационной процедуры удалось вывести 14 миллиардов рублей наличными.

Предполагалось, что эффект полной неожиданности поможет справиться со спекулянтами, а также "левыми" доходами, контрабандой, фальшивомонетничеством, фактами коррупции. На деле основным итогом реформы стало практически полное разочарование большинства людей в своем правительстве.

К тому же, реформы Павлова продолжались и после этого. Уже 2 апреля СССР установил новые цены, которые оказались в три раза выше предыдущих. Советское правительство сделало это также неожиданно.

Купюры нового образца

Одними из первых денежных знаков образца 1991 года стали купюры номиналом 50 и 100 рублей. Они пришли на смену старым, которые активно изымались из оборота. После этого в обращении остались купюры 1961 года начиная от 1 до 25 рублей. При этом сохранялись металлические монеты.

Со временем появились новые купюры 1991 года достоинством в 1, 3, 5, 50 и 100 рублей, которые отличались от старых весьма незначительно, преимущественно только оттенком. На них отсутствовали надписи на языках народов союзных республик, как это было ранее, появились и некоторые другие нюансы.

Также появились купюры, которые до этого не ходили в обращении в Советском Союзе с 1920-х годов - в 200, 500 и 1 000 рублей. Новую купюру номиналом в 25 рублей решили больше не выпускать.

Государственный банк начал выпуск и монет нового образцы с 1991 года. Они также отличались от прежних, в первую очередь номиналом. 10 копеек делались из железа и покрывались латунью. 50 копеек, один и пять рублей были из никелевого сплава, а 10 рублей - из биметалла.

Творец реформы

В сознании большинства советских граждан эта денежная реформа прочно ассоциируется с именем премьер-министра Советского Союза Валентина Павлова. Он вошел в истории, как единственный человек, который был премьер-министром СССР. До него такой должности просто не существовало, а вскоре после 1991 года Советский Союз попросту развалился.

Биография Павлова показательна для советского чиновника. Он родился в семье медсестры и шофера в 1937 году. Получил образование в Московском финансовом институте, окончив финансово-экономический факультет.

После вуза занимал должность инспектора государственных доходов в одном из столичных райисполкомов, отсюда и начал строить свою карьеру. В начале 60-х годов перешел в министерство финансов РСФСР. В 1986 году занял пост первого заместителя министра финансов СССР. В 1989 году он стал министром финансов, в 1990 году - членом ЦК КПСС.

Реформы Павлова

Павлов проводил немало реформ. Он многое сделал для формирования большого количества институтов советского государства. В частности, участвовал в формировании налоговой инспекции, коммерческих банков, Пенсионного фонда, а также активно занимался привлечением инвестиций, участвовал в создании и регулировании кооперативов и первый совместных предприятий.

Но, конечно, денежная реформа больше всего запомнилась большинству горожан. Примечательно, что в ночь после объявления этого указа в Москве отключили телефонную связь. Решения Павлова вызвали огромный ажиотаж, привели к росту недовольства во всей стране.

Еще одна акция, которая вызвала серьезные недовольства политикой Павлова в стране, это повышение в два-три раза цен на основные услуги и потребительские товары. Из-за этого Павлова можно считать крайне непопулярным политиком в стране в то время.

Участие в ГКЧП

Павлов был одним из участников ГКЧП. В отличие от многих других членов Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР, Павлов не полетел к Горбачеву в Форос. Более того, он заболел и возложил в тот день свои обязанности на Виталия Догужиева, который на тот момент занимал пост первого вице-премьера.

22 августа по указу Горбачева Павлов был освобожден от должности премьер-министра. После этого у его больничной палаты дежурили силовики. 23 августа стало официально известно о его аресте, Павлова перевезли в тюрьму "Матросская тишина", где к тому времени находились и другие участники ГКЧП.

Верховный Совет утвердил отставку Павлова 28 августа, это автоматически привело к отстранению от работы всего правительства. На допросе Павлов отказался признать свою вину, заявив, что никакого заговора попросту не было.

В 1993 году после ознакомления с делом Павлова освободили из следственного изолятора, в феврале 1994 года его амнистировали решение Государственной думы первого созыва.

Работа на других должностях

После освобождения Павлов занял пост президента "Часпромбанка", покинув его после того, как у банка отозвали лицензию. В середине 90-х годов он занимал пост советника "Промстройбанка", позже был сотрудником различных экономических институтов, был заместителем председателя Вольного экономического общества.

В 2002 году у него случился инфаркт, но уже в январе следующего года он сумел вернуться к работе, активно обсуждал участие в предстоящих выборах в Государственную думу, но в марте у него случился обширный инсульт. Три недели врачи боролись за его жизнь, но безуспешно, 30 марта он скончался. Павлова похоронили в Москве на Пятницком кладбище. Ему было 65 лет.

Те, кто лично знал и работал с Павловым, вспоминали, что это был профессионал, который знал толк в экономике и финансах. Например, российский банкир и экономист Виктор Геращенко, который четырежды за свою карьеру становился руководителем Государственного банка (сначала дважды Госбанка СССР, а затем еще два раза Госбанка России), в своих мемуарах писал, что у Павлова был весьма своеобразный характер. При этом он часто принимал решения, основываясь исключительно на своих личных убеждениях, не советуясь ни с помощниками, ни с другими специалистами, разбиравшимися в этой области.

Так случилось и во время замены купюр номиналом в сто и пятьдесят рублей. Примечательно, что Геращенко подчеркивал, что знал Павлова еще с института, где они вместе играли в баскетбол. Несмотря на то что это командный вид спорта, в работе Павлов был исключительно индивидуалистом, редко к кому-то прислушивался, даже если была возможность получить дельный и полезный совет. За это его неоднократно критиковали, возможно, индивидуализм сыграл с ним злую шутку, ведь многих ошибок можно было бы избежать, если бы он более тщательно просчитывал возможные последствия своих решений.

Экономические реформы в стране

Денежная реформа, которой посвящена эта статья, стала одним из первых знаковых преобразований в России в начале 90-х. Среди других важных экономических реформ необходимо отметить переход к рынку, который Ельцин объявил в 1992 году. Затем, уже после формирования нового правительства, активно проводить новые экономические реформы начал

С 1992 года россияне узнали о таких понятиях, как ваучерная приватизация, либерализация цен, гиперинфляция. В январе вступил в силу указ о свободной торговле. Чуть позже была официально утверждена государственная программа приватизации предприятий.

Экономическая политика, которую проводили демократы в России, многими не одобрялась, часто подвергалась острой критики. В этом плане денежная реформа, устроенная премьер-министром Павловым в 1991 году, стала первой в списке непопулярных методов власти.

Десять лет назад, в декабре 1993 года, официально и окончательно была завершена последняя советская денежная реформа - прекращено хождение купюр образца 1961 года достоинством один, три, пять и десять рублей.

Обмен денег - дело для нас привычное. За последнее двадцатилетие мы меняли купюры и терялись в нулях не раз, но денежная реформа 1991-1993 года произвела эффект практически революционный - почти все население страны стало одинаково бедным.

Правительство СССР в попытках переломить кризисную ситуацию действовало крайне непоследовательно. Можно вспомнить решение Совета Министров СССР (1990) о предстоящем пересмотре цен (то есть об их повышении), о чем во всеуслышание объявил Н. Рыжков. Реакция на это заявление была незамедлительной. В считанные дни резко вырос спрос на все товары, и по всей стране распространился тотальный дефицит. На Совет Министров обрушился шквал критики, и правительство отложило пересмотр цен.

Другим примером непоследовательности действий правительства было введение в конце 1990 года пятипроцентного налога на все продажи для пополнения государственного бюджета. Но вскоре (под давлением отраслевых лобби) правительство приняло решение значительно сузить круг облагаемой налогом продукции, и значение этого налога сошло на нет. В конце 1990 года главой правительства стал бывший министр финансов в правительстве Н. Рыжкова В. Павлов, представлявший интересы консервативных экономических и политических кругов и ВПК. Чтобы остановить центробежные тенденции, был взят курс на ужесточение экономических мер. Никаких разговоров о приватизации и либерализации уже не было. Вскоре В. Павлов обвинил частные банки некоторых зарубежных стран в том, что они стремятся дестабилизировать обстановку в СССР. Президент Горбачев дал разрешение органам МВД и КГБ вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий (включая совместные), что привело к резкому сокращению инвестиционной и торговой активности иностранного капитала на территории СССР.

10 января 1991 года Валентин Павлов официально заявил, что никакой денежной реформы не будет. Потому что она не поможет - нужны комплексные методы оздоровления экономики. Большинство населения даже вспомнит, что министр был готов лишиться руки, дабы доказать справедливость своих слов.

Поздним вечером 22 января, после закрытия сберкасс, Валентин Павлов в программе "Время" объявил, что банкноты 50 и 100 рублей выпуска 1961 года меняются на купюры нового образца. На обмен купюр населению давалось три дня. Менять можно было по месту работы. Кто не работал - в сберкассе по месту жительства (при этом в паспорт ставился специальный штамп).

В первые три дня можно было обменять 350 рублей. В последующие полгода можно было постепенно обменять до 1,5 тысячи рублей, сославшись на то, что это не превышает годовую зарплату обычного советского человека.

23 января 1991 года Павлов провел изъятие из обращения 50 и 100-рублевых купюр. Одна из причин этой меры заключалась в следующем: дело в том, что операция рубль--форинт--доллар и рубль--злотый--доллар приносила, куда больший доход, чем рубль--доллар, ибо курс форинта и злотого по отношению к рублю был искусственно занижен. Неизвестно, какое количество крупных рублевых купюр оказалось, таким образом, за границей; во всяком случае, Павлов называл цифру в 100 млрд. руб.

Обмен крупных купюр, производившийся свободно лишь в размере месячного оклада и сопровождавшийся к тому же замораживанием значительной части вкладов, больнее всего ударил по рядовым гражданам. К тому же накануне обмена многие предприятия и учреждения получили деньги для выплаты заработной платы почти исключительно крупными купюрами. Из-за отсутствия мелких купюр сберегательные кассы не производили обмена денег пенсионерам. Возникла угроза того, что за отпущенные три дня обменять деньги смогут не все.

Правительство было вынуждено дважды пересматривать сроки обмена крупных купюр. После каждого переноса сроков денежный выигрыш государства от обмена уменьшался. Сразу после обмена он составлял около 10 млрд. руб., в марте -- 8 млрд. руб., а к апрелю уменьшился до 4 млрд. руб.

Тем не менее, обмен денег создавал определенные возможности для стабилизации денежного обращения. Однако этот последний для рубля шанс на выздоровление был сорван дальнейшими шагами правительства.

Хотя в апреле 1991 года номинальная денежная масса была минимальной, срыв стабилизации денежного обращения пришелся именно на апрель, т. е. на момент проведения реформы цен, призванной по идее закрепить результаты январского обмена денежных купюр.

В результате этой реформы примерно в три раза выросли государственные розничные цены, был достигнут предел покупательной способности населения и произошло снижение кооперативных и базарных цен. Однако одновременно правительство пошло на выплату значительных денежных компенсаций. Вследствие этого печатный станок был запущен и уже больше не останавливался.

Основными причинами существенного увеличения денежной эмиссии в июне-сентябре был начавшийся распад СССР и отказ бывших республик, а ныне суверенных государств перечислять средства в союзный бюджет.

В этих условиях президент М. С. Горбачев пошел на нарушение союзного законодательства, взяв в июле в обход Верховного Совета из Государственного банка 93 млрд. руб. на содержание армии и государственного аппарата. В результате начавшаяся еще до перестройки и сопровождавшая каждый ее шаг инфляция из-за гигантского расширения денежной массы переросла в гиперинфляцию. Реформа цен не изменила положения дел на потребительском рынке. Рост дефицита обгонял рост цен. Правительство рассчитывало на прямо противоположный эффект. Кабинет Министров полагал, что с учетом выплат правительственных компенсаций ему удастся снизить жизненный уровень населения на 40%, приблизив его к уровню 1978-1979 гг. В таком случае, по мнению наших министров, население, чтобы сохранить привычный ему уровень жизни, станет снимать со сберкнижек по 2 тыс. руб. в год. Этим поглотится прирост сбережений последних лет и экономика вернется к безынфляционным 1971-1973 гг.

Вошедшая в историю под именем «Павловская» реформа ударила по кошелькам тысяч людей, державших рубли и «под матрацем», и в Сбербанке. Были "помножены на ноль" состояния в десять-пятнадцать, а то и в сотни тысяч, копившиеся десятилетиями. В один день миллионы россиян стали нищими, на несколько лет полностью утратив доверие к государству.

Валентин Павлов был последним и, наверное, самым непопулярным министром финансов и председателем Совмина СССР. Во-первых, потому что провел конфискационную денежную реформу. А во-вторых, провел ее в то время, когда режим уже можно было безопасно ругать.

Последняя советская реформа была поворотным моментом в российской экономической истории - началась эпоха конфискаций. Либерализация цен 1992 года, ваучерная приватизация, август 1998 года раз за разом лишали граждан накоплений.

Причем устрашающий характер реформа приняла еще и в силу своей неожиданности.

Конфискационную реформу января 1991 года, которую в Советском Союзе принято называть по фамилии первого и последнего премьер-министра СССР "павловской", многие считали одной из причин провала "августовского путча" ГКЧП и крушения сверхдержавы. Сегодня, когда в мире раскручивается маховик второй волны экономического кризиса, эти события приобретают особый подтекст.

У последней черты

Начало 1991 года ничего хорошего трещащему по швам Советскому Союзу не обещало.

Самая большая в мире супердержава быстро и уверенно катилась к своему развалу. На национальных окраинах Империи разгорались межэтнические столкновения, в гигантских очередях за всем на свете давилось население одной шестой части суши, ограничение продажи качественного алкоголя заставило традиционно пьющих советских людей упрямо глушить все, что хотя бы отдаленно напоминало спиртной напиток и безудержно спиваться от суррогата. Экономические реформы забуксовали окончательно, перестройка проваливалась, гласность добивала разоблаченные сталинистские останки КПСС.

Дефицит был глобальный. Народ уже не желал зрелищ - только бы хлеба. Квартирные воры перестали уносить из домов заношенные вещи и перешли на содержимое холодильников. Преступность шла к кооперации с цеховиками и властью, превращаясь в советскую мафию. Из первых кооператоров вырастали первые миллионеры. Из последних налетчиков - первые бизнесмены.

Армия и милиция разлагались вместе с обществом, не понимая, кого защищать и за кого воевать. В народе ходили упорные слухи о выводе "золота партии" за границу и вложении его в прибыльные зарубежные компании. Общество с надеждой смотрело на Запад, Запад благосклонно поощрял торжественное шествие к пропасти конкурирующей с ним Империи.

Полуголодная, полуодетая, злая от нахлынувшей правды безнадежно больная страна вкатывалась в 90-е годы XX века.

Переход от плановой экономики к рыночной на рубеже 1980-1990 годов в огромной полуголодной стране, с детства приученной к дефициту и очередям, проходил крайне болезненно и с большими материальными жертвами для населения. Почти 300 миллионов жителей, за исключением тонкой прослойки партийной и региональной элит, не могли обеспечить себя в достаточной мере продовольственными и промышленными товарами. Пустые полки магазинов стали привычным зрелищем для советских людей позднего СССР, а скромные зарплаты не позволяли им покупать продукты на дорогих колхозных рынках и в первых коммерческих магазинах-"комках".

При этом сложно назвать граждан СССР заката социализма "обществом потребления", требовавшим большого количества материальных благ. Люди жили от зарплаты до зарплаты, стремясь обеспечить семью в первую очередь достойным питанием, во вторую - крышей над головой.

В широких массах росло недовольство и озлобление, грозившее вылиться в голодные бунты против любой власти, которая не в состоянии будет их в первую очередь накормить и обеспечить товарами первой необходимости. Зарплату, однако, тогда платили аккуратно - ее задержка точно могла стать детонатором для социального взрыва. Но наличие постоянно обесценивавшихся "деревянных" рублей на руках при отсутствии товаров в магазинах делало их бессмысленной макулатурой.

По мнению доктора экономических наук, профессора Южного федерального университета Вячеслава Вольчика, "существовала избыточная денежная масса, природа которой была в нарастающих дисфункциях институтов плановой экономики. Хаотические и непоследовательные рыночные реформы разрушали систему централизованного планирования, но почти не способствовали созданию рыночных механизмов регулирования и институтов".

"Никакой подготовки к реформе не ведется"

Официальной причиной финансовой реформы называлась борьба с фальшивыми банкнотами, "забрасываемыми недругами из-за рубежа", а также с нетрудовыми доходами граждан. Так было легче объяснить задумку с точки зрения привычной советской идеологии тех лет. Неофициально все прекрасно понимали, что необходимо было избавиться от избыточной денежной массы напечатанных в конце 1980 годов купюр для исполнения социальных гарантий, скопившихся на руках населения и разгонявших дефицит товаров народного потребления.

Главным мотором реформы стал 53-летний министр финансов Валентин Павлов, называвший себя сторонником "государственного капитализма". С августа 1986 года он возглавлял Госкомитет СССР по ценам и был в курсе не идеологического, а реального положения дел и давно выискивал различные способы изъятия у населения необеспеченных товарами денежных средств.

В качестве вариантов фигурировали порядка десятка различных концепций, от уже обкатанных на других странах, так и самых парадоксальных. Одна из них, например, предусматривала введение так называемых "параллельных денег" по образцу золотого червонца 1920-х годов, но в безналичном обороте. Другая - простое конфискационное аннулирование всех старых денег без их обмена и механизма кредитного эмиссионного регулирования (на опыте ФРГ и жесткой реформы 1948 года канцлера Конрада Аденауэра, фактически ликвидировавшего таким образом "черный рынок"). Третья - компромиссный вариант в виде компенсационного обмена с изменением масштаба национальной валюты и изъятия накоплений сверх строго установленной денежной суммы.

Реформа была необходима, - утверждает Вячеслав Вольчик, - Но реформа не должна быть только денежной. В СССР в то время давно назрели глубокие структурные реформы в экономике. Это, прежде всего, реформы в сфере экономической координации и ценообразования. Необходимо было начать "выращивание" рыночных институтов, которые впоследствии позволили бы сформироваться рынкам не только потребительских товаров, но и факторов производства.

Сам Валентин Павлов, придя на пост министра финансов в июле 1989 года, постоянно носился с идеей реформы, которая, по его задумке, должна была не только ограничиваться изъятием избыточной денежной массы, но и привести к повышению цен с учетом себестоимости товаров и услуг. Более того, особо министр настаивал на том, чтобы провести обмен в максимально сжатые сроки, дабы хранящиеся гражданами не в банке, а "в кубышке" денежные накопления либо не успели, либо не сумели сдать в полном объеме. В Минфине не сомневались, что подавляющей массе населения из мизерных зарплат копить нечего - держать под подушкой заначки в крупных купюрах способны лишь "бесчестные люди".

Реально проблемы с инфляцией и обнищанием населения начались в 1988-м с появлением кооперативов, - считает известный экономист, руководитель компании экспертного консультирования Михаил Хазин. - Не с каждого конкретного кооператора, а с самой модели, при которой можно было деньги из государственных предприятий выкачивать через кооперативы. Чтобы в условиях кризиса финансировать социальные проекты, государство довольно много напечатало денег в конце 1980-х. Они тоже концентрировались у части населения, мягко говоря, не совсем законными способами. И павловская реформа, в том числе, должна была эти деньги отсечь.

При этом министр прибег к старой "страшилке", подав летом 1990 года секретную записку президенту Михаилу Горбачеву и председателю Совета министров СССР Hиколаю Рыжкову. В ней он объяснял необходимость обмена именно 50- и 100-рублевых купюр образца 1961 года тем, что якобы именно эти банкноты в большом количестве вывезены за границу, а в СССР сосредоточены в руках теневого капитала. Председатель Совмина запросил таможню о пересечении наличности через границу. Оттуда ему сообщили, что из страны как правило утекают алые десятирублевые купюры, а не желтоватые "сотенные".

Препирательства по поводу радикализации реформ сначала отправили Рыжкова в больницу с обширным инфарктом, а оттуда - в отставку стремительно теряющим популярность Горбачевым, которому необходим был человек, взваливший бы на себя ответственность за будущие непопулярные шаги.

Амбициозный Валентин Павлов с его реформой как раз прекрасно подходил на эту роль. Его и утвердили премьером 14 января 1991 года. Аккурат на следующий день после штурма группой "Альфа" вильнюсского телецентра, повлекшем за собой многочисленные жертвы среди населения литовской столицы. Это потом уже расследование установит, что в спину мирного населения с крыш домов стреляли провокаторы из националистического движения "Саюдис". Но на тот момент приход к руководству правительства "госкапиталиста" уже прочно связали с 15 убитыми и 600 ранеными в Вильнюсе. Впрочем, сам будущий реформатор Валентин Павлов сразу же начал руководство кабинетом с откровенной дезинформации.

Никакой подготовки к реформе не ведется, - уверял он с высокой трибуны. - Во-первых, денежная реформа - это только часть комплекса мероприятий, направленных на оздоровление экономической ситуации, и изолированное ее проведение без решения других задач ни к чему не приведет. Во-вторых, проведение реформы обойдется государству примерно в 5 миллиардов рублей. В-третьих, существующие мощности по выпуску дензнаков позволяют накопить необходимое количество новых денег в течение трех лет.

Журналисты деловых изданий указали премьеру на запечатанные кипы банкнот, которые им удалось запечатлеть на фото в различных банках, ссылались на неназванные источники в финансовой сфере. Но "единожды солгавшему" Павлову вторил тогдашний председатель правления Госбанка СССР Виктор Геращенко, на всех углах опровергавший слухи о предстоящей реформе.

Потом все это вранье объясняли "повышенной секретностью операции".

Ни веры, ни надежды, ни любви

Привыкшая к традиционному идеологическому лицемерию, мало что сведущая в рыночной экономике страна смутно подозревала некий подвох со стороны руководящей и направляющей партии. Доверия первые лица государства у рядовых советских граждан уже не вызывали. Информация о подготовке денежной реформы просачивалась из финансовых структур через знакомых, и кое-кто успевал обменять "полтинники" и "сотки" загодя. Один из ростовских криминальных авторитетов, попросивший называть его Гариком, рассказал корреспонденту "РГ", что за два дня до объявления реформы один из "подшефных" кооператоров показывал ему домашний секретер, доверху набитый мелкими банкнотами, разменянными "теневиками" через банковские каналы. Накануне "акции" часть населения успела сбросить часть "реформированной" наличности в кассах метро, железнодорожных вокзалов, у таксистов, в магазинах. Но таковых были единицы.

О будущей реформе все подозревали, но никто не знал точно, когда каким образом ее будут проводить. Это обсуждалось в транспорте, на производстве, в колхозах, вузах, экспедициях, в армии, но большая часть обсуждающих сходилась на том, что с одной стороны "копить вроде нечего", с другой, "все равно обманут". Истина конечно же была где-то рядом.

22 января президент Горбачев подписал указ об изъятии из обращения 50- и 100-рублевых купюр образца 1961 года и обмене их на более мелкие банкноты или купюры нового образца. При этом обмен наличности в сумме до 1 тысячи рублей осуществлялся только в течение трех дней - со среды по пятницу 23-25 января, а снятие наличности в Сбербанке ограничивалось 500 рублями. До конца марта можно было поменять деньги уже в специальных комиссиях, которые рассматривали каждый неуложенный в отведенные сроки случай в отдельности (командировка, экспедиция, состояние здоровья и прочее). Одновременно необходимо было доказать, откуда у человека взялась сумма свыше 1 тысячи рублей.

Указ президента зачитали в 21.00 в вечернем выпуске программы "Время", когда почти все финансовые учреждения и магазины уже были закрыты.

Самые сообразительные в панике бросились спасать свои кровные. Кто отправлял перевод на имя жены на все "паленые" купюры, кто покупал несколько билетов на поезд или самолет на разные рейсы, чтобы затем их сдать. Но это успели сделать лишь единицы, ибо времени было лишь до полуночи.

С утра среды в сберкассы выстроились гигантские очереди, в которых стояли "делегаты" от трудовых коллективов, отправленные менять деньги целых бригад. Ставка организаторов реформы на "рабочий день" себя частично оправдала - многие физически не смогли добраться от станка до банка, до своих тайников и кладов.

Впрочем, где-то местные власти пошли навстречу трудящимся, и деньги меняли на почте, на производстве. В очередях возникали потасовки, кому-то становилось плохо, и правительство тогда материли, на чем свет стоит.

По утверждению того же Гарика, имеющего за плечами 17-летний "стаж" пребывания в местах отдаленных, в ростовской колонии строгого режима ее начальнику предлагали взятку в размере 500 тысяч рублей за то, чтобы он на сутки под "честное воровское" отпустил одного из здешних "сидельцев" для того, чтобы поменять тюремный "общак". Тот отказался. Почему начальник не взял столь внушительный куш, стоит только догадываться. Может действительно взыграла тогда еще не ставшая анахронизмом профессиональная гордость? А может и просто испугался, посчитал это за тонкую провокацию. Взятка на такую сумму тянула на "расстрельную" статью при любых погонах.

Способ проведения реформы был абсолютно неправильным с сегодняшней точки зрения, - считает Вячеслав Вольчик. - Но если рассуждать, как тогдашнее советское руководство, то другого способа проведения денежной реформы просто не существовало. Практически все советские реформы носили конфискационный характер. И реформа 1991 года не была исключением.

В итоге изъять из обращения удалось порядка 14 миллиардов рублей, хотя по замыслу организаторов реформы обмену подлежало 51,5 из 133 миллиардов наличных банкнот (39 процентов).

Одновременно и вклады в Сберегательном банке были заморожены. На них начислялись 40 процентов годовых, но деньги можно было получить наличными... только в следующем году. А что с ними произошло после 1 января 1992 года все помнят.

Помимо этого, национальный доход по сравнению с 1990 годом уменьшился на 20 процентов, а дефицит государственного бюджета в 1991 году составлял, по разным оценкам, от 20 до 30 процентов валового внутреннего продукта.

Интересно, что после завершения обмена премьер Павлов выступил в печати с обвинениями в адрес западных банков в скоординированной деятельности по дезорганизации денежного обращения в СССР. Более того, в рамках второго этапа реформы так же без предварительного объявления уже со 2 апреля в СССР втрое выросли цены на товары народного потребления, которые десятилетиями оставались стабильными. Это привело к совершенной утрате всякого доверия к правительству у населения, посчитавшего себя дважды ограбленным. По опросам общественного мнения, именно "павловская реформа" послужила одной из основных причин провала попытки государственного переворота, предпринятого консервативной частью Политбюро ЦК КПСС и правительства в августе 1991 года. Примечательно, что в составе ГКЧП тогда фигурировал и неудавшийся реформатор Валентин Павлов...

Может быть, неоднозначно это покажется, - вспоминал он потом, - но дело заключается в том, что очень мало кто в то время понимал и верил в то, что вопрос идет не об идеологии. Вопрос не идет о формах собственности, о хозяйствовании, о реформах, а вопрос идет о государстве.

Но это все было потом. А тогда, в конце января 1991 года жители страны прощались не только с пропавшими "заначками", но и с частью своего общего прошлого. Жители Владикавказа (только что переименованного из советского Орджоникидзе) до сих пор вспоминают, как утром 26 января 1991 года, через день после прекращения обмена купюр, к зданию Госбанка подошел хорошо одетый мужчина с чемоданом. Открыл его, вывалил в снег гору пятидесятирублевок и поджег ее на потеху прохожим. Вместе с ними горела в пламени самого дорогого в Северной Осетии костерка и вера в "ум, честь и совесть нашей эпохи".

Предпосылки для реформы Инициатором конфискационной денежной реформы был министр финансов Валентин Сергеевич Павлов. Он намеревался стабилизировать денежное обращение в СССР. 14 января 1991, незадолго до начала денежной реформы, он получил повышение -- был назначен Премьер-министром СССР. Таким образом было официально закреплено стремление руководства страны к реформированию финансовой и политической системы. Условия реформы 22 января 1991 года Президент СССР Михаил Горбачев подписал «Указ об изъятии из обращения и обмене 50- и 100-рублёвых купюр образца 1961 года.» Обмен изымаемых купюр сопровождался сильнейшими ограничениями: Сжатые сроки обмена -- три дня с 23 по 25 января (со среды по пятницу). Не более 1000 рублей на человека -- возможность обмена остальных купюр рассматривалась в специальных комиссиях до конца марта 1991 года. Всего обмену подлежало 51,5 миллиарда рублей из 133 миллиардов наличных, или около 39 процентов всей наличной денежной массы. Одновременно была ограничена сумма наличных денег, доступных для снятия в Сберегательном банке СССР -- не более 500 рублей. Результаты реформы Планы правительства реализовались лишь частично: конфискационная процедура позволила изъять из обращения 14 миллиардов наличных рублей (приблизительно 10,5 процентов от всей массы или чуть менее 17,1 процентов от запланированных к изъятию 81,5 миллиардов). Эффект неожиданности реформы должен был помочь в борьбе со спекуляцией, нетрудовыми доходами, фальшивомонетничеством, контрабандой и коррупцией, но на практике главным последствием реформы стала утрата доверия населения к действиям правительства. Непопулярные «шоковые» реформы, проводимые в СССР под руководством Павлова, продолжились. Со 2 апреля, так же неожиданно, в СССР были установлены новые цены, которые были примерно в 3 раза выше предыдущих. Инфляция составляла 12-35% в месяц. В конце 1992 года один доллар стоил 415 рублей. Многие политики и историки считают, что политические и финансовые реформы, проводившиеся в СССР в 1991 году, окончательно подорвали доверие граждан СССР к союзному руководству и оказали значительное влияние на дальнейшие события (Августовский путч, Беловежское соглашение). Эти реформы считаются одной из основных причин роста в 1991 году политической популярности руководителей союзных республик, а также усиления центробежных настроений между ними, что привело в конечном итоге к распаду СССР. С целью проведения реформы были выпущены новые купюры 50 и 100 рублей образца 1991 года. Купюры образца 1991 года достоинством 1, 3, 5, 10, 200, 500 и 1000 рублей были выпущены позже. Старые купюры 1, 3, 5, 10 и 25 рублей образца 1961 года и все имевшие хождение советские монеты продолжили обращение наравне с новыми, образца 1991 года. Новая купюра 25 рублей не выпускалась. Также Госбанком СССР были выпущены новые монеты образца 1991 года отличающихся от прежних размеров, номиналом 10 копеек (железо), 50 копеек (никелевый сплав), 1 рубль (никелевый сплав), 5, 10 рублей (биметалл). Конфискационная денежная реформа, впоследствии названная «Павловской», в честь министра финансов СССР Павлова Валентина Сергеевича. В течение трех суток января граждане могли обменять 50-- и 100--рублевые купюры на новые. Обменять можно было только наличными сумму до 1000 руб. В Сбербанке с вклада можно было получить только 500 руб. новыми. Менее чем за две недели до этого события Павлов выступил с заявлением, что никакой денежной реформы не будет. По заявлениям властей, эта мера должна была заморозить нетрудовые доходы, средства спекулянтов, коррупционеров, теневого бизнеса и фальшивые деньги, а в результате сжать денежную массу и остановить инфляцию. Одновременно вклады в Сбербанке были заморожены, а 1 апреля произошло повышение цен по всей стране. На замороженные вклады было начислено 40 %, деньги можно было получить наличными только в следующем году. В то же время в результате Шоковая терапия привела к гиперинфляции, которая только по итогам 1992 года составила 2600 % и обесценила сбережения граждан в Сбербанке.

22 января 1991 г. началась последняя советская денежная реформа, получившая название "павловской" в честь ее создателя, министра финансов, а впоследствии премьера правительства СССР Валентина Павлова. Это была конфискационная денежная реформа, которая преследовала цель избавиться от "лишней" денежной массы, находившейся в наличном обращении, и хотя бы частично решить проблему дефицита на товарном рынке СССР. Формальной причиной для проведения реформы была объявлена борьба с фальшивыми рублями, якобы завозимыми в СССР из-за рубежа.

22 января 1991 года Михаил Горбачев подписал Указ "О прекращении приема к платежу денежных знаков Госбанка СССР достоинством 50 и 100 рублей образца 1961 года и ограничении выдачи наличных денег со вкладов граждан". О подписании Указа было сообщено в программе "Время", когда практически все финансовые учреждения и магазины уже были закрыты.

После завершения обмена крупных денег Павлов выступил в печати с обвинениями в адрес западных банков в скоординированной деятельности по дезорганизации денежного обращения в СССР.

В результате реформ планы правительства реализовались лишь частично: конфискационная процедура позволила изъять из обращения 14 миллиардов наличных рублей (приблизительно 10,5 % от всей массы или чуть менее 17,1% от запланированных к изъятию 81,5 миллиардов).

2 апреля 1991 года, были в 2-4 раза повышены цены на продовольственные товары, транспорт, коммунальные услуги.

В декабре 1991 года эксперты газеты "КоммерсантЪ" подвели итоги всего 1991 года и выяснили, что с учетом "павловской" реформы цены за год выросли в 7,8 раза . При этом наибольший вклад в ценовую гонку внесли отнюдь не рыночные факторы, а различного рода форс-мажорные обстоятельства, такие как обмен купюр и официальные заявления о предстоящих катаклизмах в денежном обращении.

Произошло падение жизненного уровня населения. К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства. Национальный доход по сравнению с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государственного бюджета, т. е. превышение государственных расходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). Нарастание денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику.

Главным последствием реформы стала утрата доверия населения к действиям правительства . Многие политики и историки считают, что политические и финансовые реформы, проводившиеся в СССР в 1991 г., окончательно подорвали доверие граждан СССР к союзному руководству и оказали значительное влияние на дальнейшие события (августовский путч, Беловежское соглашение).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников